Волевые свойства личности в психологии: Волевые свойства личности. — Шпаргалки. Дисциплина «Общая психология».

Содержание

Волевые свойства личности. — Шпаргалки. Дисциплина «Общая психология».

Нужна помощь в написании работы?

В процессе жизненной практики из проявлений воли в отдельных поступках складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. Формирование этих свойств связано с типом нервной деятельности человека, а также с теми требованиями, которые предъявляет к нему социальное окружение, с условиями жизнедеятельности. Важную роль в развитии волевых характеристик личности играет воспитание, влияние родителей и значимых взрослых. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности:

  • целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, целевая направленность принимаемых решений и их исполнения;
  • решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели и определении способов ее достижения. Решительность необходима особенно в сложных ситуациях, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность;
  • смелость — способность к преодолению страха и растерянности, учитывая грозящие опасности. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия;
  • настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленные цели. От настойчивости следует отличать упрямство, где признается лишь собственное мнение, хотя оно может быть и ошибочным;
  • выдержка (самообладание) — волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противопоставляется импульсивности— склонности действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков;
  • мужество — сложное волевое свойство личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе. Это не кратковременное состояние, а длительное систематическое преодоление внутренних и внешних трудностей при решении больших и сложных жизненно важных задач;
  • инициативность — волевое свойство, благодаря которому человек действует творчески, это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека;
  • самостоятельность — волевое свойство, проявляющееся в умении самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения и выполнять принятые решения. Противоположное качество — внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, не умеет критически относиться к чужим советам и противостоять им;
  • дисциплинированность — это волевое свойство личности, заключающееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

Волевые свойства личности | Psylist.net

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Одни из этих свойств связаны с побудительной функцией воли, другие – с тормозной. Таких свойств насчитывается у человека довольно много. Причем, они могут иметь как положительный, так и отрицательный характер. Положительные свойства способствуют преодолению внутренних и внешних препятствий, отрицательные – препятствуют.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность – волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели.

Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей. Они часто сомневаются в правильности и целесообразности своих действий и легко попадают под влияние эгоистичных безнравственных людей. Впоследствии, убедившись в неправильности своих действий, совершенных под влиянием этих людей, они горько раскаиваются в том, что доверились им.

Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность – одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия. Решительный человек способен быстро выбрать наиболее важную цель, всесторонне обдумать способы ее достижения и предусмотреть возможные последствия своего поведения.

Нерешительность – отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие. Нерешительный человек проявляет колебания при выборе цели, не знает какую цель ему предпочесть, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Иногда нерешительные люди, стремясь избежать неприятного для них напряжения, торопятся поскорей поставить любую пришедшую им в голову цель, и не обдумав достижима она или нет, начинают действовать.

Настойчивость – самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов. Настойчивый человек планомерно и неуклонно идет к намеченной цели, не взирая на все препятствия, встречающиеся на его пути. Он может кропотливо шаг за шагом идти по намеченному пути, не останавливаясь при неудаче и не поддаваясь никаким сомнениям и противодействиям со стороны других людей. Этот человек может настоять на своем, убедить других в своей правоте и мобилизовать их на решение поставленной задачи. Люди, не обладающие настойчивостью, проявляют нетерпеливость и поспешность в своих действиях, стремясь как можно быстрее прийти к намеченной цели, хотя не всегда им это удается.

Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов. Если при сложившихся обстоятельствах достижение поставленной цели оказалось нецелесообразным, то человек, идущий до этого упорно к ней, может отказаться от нее или отложить ее достижение до более подходящего времени.

Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Однако, несмотря на это он упрямо продолжает действовать, не считаясь ни с кем и ни с чем, руководствуясь только своими узко эгоистическими желаниями и соображениями. Как правило, упрямый человек не только не может достигнуть поставленной цели, но часто получает результаты обратные тем, которые он ожидал.

Выдержка – одно из волевых качеств, выполняющих тормозную функцию. Она дает возможность человеку проявить большое напряжение воли и выдержать чрезмерную психическую и физическую нагрузку, необходимую для достижения поставленной цели. Выдержка может проявляться в стойкости человека, в его способности противостоять неблагоприятным факторам и довести дело до конца, даже в экстремальной ситуации. Сдержанный человек не будет действовать необдуманно. Он здраво оценит обстановку и свои возможности, тщательно спланирует свои действия и выберет наиболее подходящий момент для достижения цели. Если нужно он может прекратить свои действия, отложить начатое дело до того времени, когда будут созданы наиболее благоприятные условия.

Самообладание – волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы. Самообладание нужно часто проявлять человеку не только в обыденной жизни, но и в условиях опасных для его жизни. Оно помогает человеку преодолеть страх, панику и малодушие. Человек, владеющий собой, уверен в своих силах, способен целесообразно действовать в любой ситуации и достигнуть высоких результатов в своем поведении и деятельности.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так «как хочется», а так как «надо». Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для «развития выдержки и самообладания» калят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п.

Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

  1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.
  2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.
  3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.
  4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.
  5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.
  6. Оказавшись в экстремальной ситуации не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено несмотря ни на какие препятствия.
  7. Приступая к делу сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и о их последствиях.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Волевые свойства личности — Студопедия

Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании.

Целеустремленность является важнейшим свойством личности, выражающимся в способности человека осуществлять жизненные цели.

Целеустремленность личности тесно связана со всем ее нравственным обликом, с идейными убеждениями и мировоззрением, направленностью личности.

Самостоятельность проявляется в умении определять и совершать действия, поступки без помощи других, руководствуясь только своими убеждениями, взглядами и основываясь только на своих знаниях, умениях и навыках. Необходимое условие развития и формирования самостоятельности – участие в той или иной деятельности.

Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь.

Решительность проявляется на всех этапах выполнения действия – при принятии решения, в процессе его выполнения, при завершении действия. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках.

Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любую минуту, даже при неудачах и больших удачах.

Выдержанный человек – это человек, постоянно контролирующий себя, свои действия, поступки, человек, который умеет противостоять мимолетным влечениям, желаниям, настроениям, отвлекающим от главного, основного и способным привести к ненужным поступкам.1



Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению.

Человек, отличающийся настойчивостью, никогда не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией.

Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам поведения.

Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевая трудности и опасности на пути к достижению цели.

Мужественные поступки – это преодоление невзгод, страданий, лишений, это смелый вызов опасности, неуклонное продвижение вперед к намеченной цели. Это нередко подвиг.

В результате неправильного воспитания, отрицательных условий жизни у человека могут развиться качества, противоположные волевым качествам. Так, в противоположность самостоятельности иногда формируется внушаемость. Внушаемость выражается в неумении человека самостоятельно принять решения, самостоятельно организовать свои действия, в быстром, беспрекословном и некритическом принятии мнения других людей. Внушаемость проявляется у слабовольных людей.


Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии окончательного решения и в использовании выбранных методов действия. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.

Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя. Отсутствие выдержки выражается в различных общественно отрицательных поступках. Неумение сдерживать себя обычно объясняется отсутствием специального воспитания, отсутствием высоких морально‑нравственных оценок и убеждений.

Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом. Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с воспитанием ее идеалов, убеждений, мировоззрения. Воспитание воли неотделимо от воспитания чувств, сознания личности. Воля, чувства, сознание составляют единый комплекс, который приковывает к себе всю систему воспитания.

В процессе психического развития человека, формирования его как личности значительную роль играет самовоспитание, которое предполагает сознательную работу человека, направленную на совершенствование своих личных качеств. Обычно человек ставит задачу развить свою волю, внимание, развить память, наблюдательность. Чтобы получить желаемый результат, он выполняет определенные упражнения, трудится, преодолевает различные препятствия. Самовоспитание способствует совершенствованию многих психических качеств, свойств личности, устраняет отдельные ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях (нелегких, но выполнимых).

65. Волевые свойства личности. Шпаргалка по общей психологии

65. Волевые свойства личности

Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Ясность цели – основное достоинство целеустремленного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

Решительность – свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Раздвоенность мыслей, чувств – характерная особенность нерешительного человека.

Волевое свойство личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью, называется настойчивостью.

Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение. Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что помогает достижению цели. Он не только использует сложившиеся обстоятельства, но и сам создает их. Настойчивый человек может временно прекратить движение к цели, но делает это для того, чтобы впоследствии в более подходящих условиях продвинуться дальше. Он не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели.

Выдержка – свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли.

Волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения, называется самостоятельностью.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей. Больше того, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. Усамостоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

2.2. Воля и волевые свойства личности

Воля-это сознательное регулирование
человеком своих дейс­твии, требующих
преодоления внутренних и внешних
трудностей.

Волевое поведение характеризуется
сознательностью деятель­ности. Человек
сознательно идет к поставленной цели.

Другим важнейшим признаком волевого
поведения является его связь с преодолением
внутренних и внешних препятствий.

В качестве внутренних препятствий могут
выступать усталость, желание развлечься,
инертность, леность и т. д.

Примером внешних препятствий может
служить отсутствие необ­ходимого
инструмента для работы или противодействие
других лю­дей, не желающих того, чтобы
поставленная цель была достигнута.

Физиологические основы воли.

В основе волевых действий лежит
деятельность коры головного мозга.

На основе второсигнальных связей
осуществляется вся созна­тельная
регуляция человеческого поведения,
происходит выбор мес­та, времени и
характера, способа, интенсивности
действия при ре­ализации полученной
информации.

Огромное значение в осуществлении
волевой регуляции имеют лобные доли
коры мозга. В них происходит сличение
достигнутого результата с предварительно
составленной программой цели. Пора­жение
лобных долей приводит к апраксии (быстрой
отвлекаемости, невозможностью
сосредоточения в течении длительного
времени на какой-либо деятельности).
Абулия (болезненное безволие) развива­ется
чаще после энцефалитов, менингитов,
черепно-мозговых травм).

Рефлекторная природа воли связана с
созданием в коре мозга очага оптимальной
возбудимости. Очаг оптимальной
возбудимости – это рабочий очаг в коре.

Важный вклад в механизм волевого
регулирования вносит ретику­лярная
формация. Она является своеобразным
фильтром, отбирающим одни импульсы,
идущие к коре, и задерживающий другие,
не имеющие жизненно важного значения.
Ретикулярная формация является также
своеобразным аккумулятором и пультом
управления по энергетичес­кому
снабжению коры.

П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора
действия. Сущность его в том, что нервные
процессы как бы опережают течение
внешних со­бытий. На основе прошлого
опыта человек предвосхищает, предвидит
будущие воздействия на нервную систему.
На основе сигнала в моз­ге восстанавливается
весь комплекс нервных связей, вся система
ассоциаций, выработанная многократным
повторением.

Волевые свойства личности. К волевым
свойствам личности относятся следующие:
Целеустремленность (проявляется в
умении ставить и достигать общественно
значимые цели).

Решительность (проявляется в быстром
и продуманном выборе цели, определении
способов ее достижения). У него не хватает
сил побороть противоречивые мысли и
чувства, направить их в какое-то
определенное русло.

Все это приводит к тому, что человек
упускает время, а потом, когда все-таки
оказывается перед необходимостью
сделать выбор, хватается за первую
попавшуюся, может быть, даже за самую
худшую цель. Нерешительность проявляется
и в том, что человек, не про­думав, не
взвесив, принимает поспешное решение.

Настойчивость (проявляется в способности
длительное время направлять и
контролировать поведение в соответствии
с намечен­ной целью).

Есть люди, которые на первый взгляд
кажутся исключительно нас­тойчивыми.
Близкое же знакомство с ними показывает,
что они просто упрямы. Упрямец признает
лишь собственное мнение, собс­твенные
аргументы и стремится руководствоваться
ими в действиях и поступках, хотя эти
аргументы могут быть ошибочными или,
во всяком случае, не лучшими.

Выдержка (или самообладание) (проявляется
в способности сдерживать психические
и физические проявления, мешающие
дости­жению цели). Самостоятельность
(умение по собственной инициативе
ставитъ цели, находить пути ее достижения
и практически выполнять приня­тые
решения). Свойством воли, противоположным
самостоятельности, будет внушаемость.
Люди, отличающиеся внушаемостью, не
могут по собственной ини­циативе
начать и закончить более или менее
сложное волевое дейс­твие; Они проявляют
активность в том случае, если получают
ука­зания, распоряжения, совет. Они
быстро поддаются влиянию других людей.

К волевым свойствам личности относят
и такие, как смелость, отвага, мужество,
стойкость, дисциплинированность. Но
они в зна­чительной мере являются
индивидуальным сочетанием рассмотренных
выше волевых качеств.

Людей с высоким уровнем развития
определенных волевых свойств справедливо
называют людьми сильной воли. Есть люди,
у которых низок уровень развития всех
волевых свойств. Таких людей обычно
называют слабовольными. Воля как
регулятор поведения формируется в
процессе жизни и деятельности.
Первостепенное значение в развитии
воли и формировании во­левых свойств
личности имеет повседневный регулярный
труд.

Воля и волевые качества личности в психологии: их формирование и развитие

Человек всегда наполнен идеями и мечтами. Для достижения, которых требуются определенные волевые качества личности. Формирование таких черт необходимо не только для реализации глобальных целей, но также понадобится и в ежедневной жизни, ведь мы каждый день делаем выбор и решаем, пусть и небольшие, но задачи. Ниже представленная статья попробует раскрыть мотивационные секреты по развитию необходимых характеристик и силы воли.

Классификация волевых черт

Воля или сила воли – это уровень усилий, которые индивид прилагает к достижению поставленных целей. От того сколько труда и сколько трудностей человек готов преодолеть для окончательно результата зависит степень стойкости и целеустремленности.

Волевые свойства проявляются не только при наличии мотивационных факторов или в специфических ситуациях, но также определяются воспитанием и врожденными особенностями характера или темперамента. Нервная система у отдельно взятой личности индивидуальна и степень противоположных свойств (сила, слабость, уравновешенность, инертность, инфантильность и другое) развита по-разному.

Эмоционально человек может проявить силу характера единожды в экстренной ситуации, но волевая сфера предполагает постоянное преодоление собственного сиюминутного нежелания что-то делать для результата. Поэтому психология классифицирует волевые качества индивида на первичные, вторичные и третичные, к которым относятся:

  1. Базовые (первичные) свойства:

    • целеустремленность – умение видеть и ставить перед собой четкие задачи, иметь определенные убеждения и принципы;

    • инициативность – активная деятельность с целью достижения результата;

    • самостоятельность подразумевает критическое мышление, когда на решимость не могут повлиять другие мнения или факторы;

    • выдержка позволяет препятствовать внешнему влиянию на принятое решение.
  2. Исполнительные (вторичные и третичные) свойства характера:

    • решительность – твердость характера, когда колебания отсутствуют, а мотив является доминирующим фактором;

    • смелость – отсутствие страха и умение противостоять различным колебаниям в процессе исполнения задуманного;

    • энергичность и настойчивость указывают на возможность человека концентрироваться и не отвлекаться на второстепенные вопросы;

    • организованность и дисциплинированность подразумевают планирование мелких задач для успеха в глобальной цели, при этом дисциплина играет немаловажную роль;

    • самоконтроль позволяет подчинять собственное поведение, выполнять сознательные действия и противостоять лени или нежеланию выполнять какие-либо функциональные обязанности для достижения цели.

Формирование и развитие волевых качеств начинается с постановки перед собой изначально незначительных задач. При каждом положительном результате повышается самооценка, что приводит к увеличению уровня силы воли. Однако, стоит заметить, что любое давление на психику или отсутствие результата деятельности может привести к обратному эффекту, к депрессии и к снижению волевых качеств.

Какие приемы способствуют формированию волевых качеств личности

Этапы становления волевых качеств во многом зависят от исполнительных свойств и черт характера человека. Чтобы морально подготовиться к достижению цели одной мотивации будет недостаточно. Необходимо выработать в себе такие черты, как решительность, настойчивость, дисциплинированность и самоконтроль.

Существуют специальные упражнения и способы для самостоятельного воспитания силы воли. На начальном этапе рекомендуется ставить перед собой незначительные задачи, которые выработают привычку справляться с трудностями, не опуская рук при возникновении малейших препятствий. Если характеристика цели масштабная и предполагает занятие длительного периода времени, то стоит запланировать пошаговое достижение результатов, т.е. дробить глобальную проблему на более мелкие этапы.

Методика также предполагает развитие инициативности и настойчивости, чтобы контролировать собственные действия и не оправдывать поступки, которые отрицательно влияют на окончательный результат. Кроме того, можно завести полезные привычки, такие как соблюдение режима и распорядка дня или регулярные занятия спортом, что приводит к упорядочиванию действий и выработке обязательного поведения.

Тест на волевые качества личности поможет достоверно определить, какие конкретно черты требуются развивать в собственном характере. Такая диагностика положит начало формированию силы воли, решительности и настойчивости, которые впоследствии станут опорой при достижении определенных целей и желаний.

Волевые свойства личности и их формирование. — КиберПедия

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность— волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость— это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.


Мужество — это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность— это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.


 

 

Ощущение и его виды.

 

Ощущениепростейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Поэтому в ощущении отражаются, в первую очередь, свойства пространства и локализации отражаемых объектов действительности. Как эквивалент термину «ощущение» в психологической литературе используется термин «сенсорика».

Виды:

1.интероцептивные — объединяют сигналы, доходящие до нас из внутр среды организма (боль, равновесие, ускорение)

2. проприоцептивные — обеспечивают информацию о положении тела в пространстве и обеспечивают регуляцию наших движений (при растяжении мышц, изменении положения суставов)

3. экстероцептивные — обеспечивают получение сигналов из внешнего мира. Оснгр, связывающая чел с окр средой. Делят на 2 подгр: контактные — вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа (вкус, осязание) и дистантные — вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на расстоянии (обоняние, слух, зрение).

 

 

Психология воли, природа и структура волевого действия

Психология воли

Сущность и структура волевого действия

Одной из основных черт человеческого сознания является активность в выборе целей и средств их достижения — это выражает свободу воли человека.

В своих мыслях и действиях человек свободен не потому, что они не причинены причинно, а потому, что объективные условия не заставляют его действовать однозначно.У него всегда есть возможность решить, выбрать, как ему действовать. Решения, выбор и действия людей оказываются разными в разных ситуациях, но их целесообразность, разумность, последствия для самого человека и для других людей с точки зрения ответственности. Принимаемые решения зависят от совокупности внешних обстоятельств и от зрелости самого человека, его способности к самоопределению и самоопределению своих действий. Целенаправленное формирование этой способности осуществляется в процессе воспитания личности.

Достижение человеком сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, является основным содержанием деятельности субъекта в форме деятельности. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, труда, направленного на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы осознанных, произвольных, действий.

Произвольные действия — это действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей (способов) их достижения.

Нередко человек не может легко и быстро реализовать свое намерение. Напротив, ему приходится преодолевать различные препятствия и прилагать много усилий, чтобы цель была достигнута.

Пример

Например, чтобы получить профессию учителя, нужно поступить в педагогический колледж, полностью реализовать все программы обучения, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое количество тестов и экзаменов. Конечная цель — стать учителем — может быть привлекательной, но для ее достижения вам нужно будет выполнять действия, многие из которых для человека являются трудными, нежелательными или неприятными.При этом у него есть актуальные потребности и мотивы, желания и стремления, не связанные напрямую с этой целью, но в настоящий момент наиболее привлекательные для него: чтение, спорт, отдых и многое другое. Чтобы эффективно проводить учебную деятельность, ученику придется убеждать или заставлять себя выполнять менее привлекательные и более сложные действия, отказываясь от более легких и приятных. Это может вызвать утомляемость, утомляемость, раздражение. Эти чувства тоже нужно побороть, иначе они ухудшат работоспособность.Вам нужно будет сделать выбор между тем, что вы хотите, и тем, что вам нужно сделать, то есть тем, что вы хотите делать. разрешить внутриличностный конфликт.

Действия, которые осуществляются на основе осознанных целей, но совершаются в конфликте, преодолевая внутренние или внешние препятствия, называются волевыми действиями .

Психологически волевые действия характеризуются формированием у человека способности к самоопределению и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов.

Цели, которые люди ставят перед собой, различаются по разным причинам:

а) дальности (ближний и дальний). Чем дальше цель, тем большее количество промежуточных действий необходимо выполнить в процессе ее достижения;

б) сложность достижения, которая зависит от количества и сложности препятствий;

в) субъективная значимость, отражающая место цели в системе жизненных ценностей человека и определяющая глубину внутреннего конфликта в случае отказа от непосредственных желаний;

г) степень новизны. Новая цель не может быть достигнута человеком привычными действиями, что требует от него больших усилий и напряжения.

По совокупности этих факторов волевые действия делятся на простые и сложные. Простые волевые действия для человека привычны, а препятствия легко преодолеваются.

Пример

«Вот и хочу сегодня заняться гимнастикой, облить холодной водой, но … Я решил закалить себя и все сделаю», — рассуждает человек.

В сложных волевых действиях преодоление внутренних конфликтов и внешних препятствий требует больших усилий.

Пример

Подготовка к сложному экзамену, завершение обучения, достижение успехов в спорте, преодоление отрицательных черт или, наоборот, создание желаемого качества — примеры сложных волевых действий, которые служат основой для трудовой, тренировочной и другой деятельности. Человек также должен осуществлять такие сложные волевые действия, которые могут определять или изменять ход его жизни, судьбу, например, выбор или смена профессии, вступление в политическую партию.

Профессиональный и личностный рост человека невозможен без выполнения сложных волевых действий. Однако следует иметь в виду, что высокая субъективная значимость цели, выраженность противоречивых тенденций внутреннего конфликта, трудности преодоления внешних препятствий могут превышать возможности человека, выходить за рамки возможностей.

Пример

Итак, если молодой человек выбирает будущую профессию без учета своих реальных способностей или спортсмен ставит себе нереальную цель, не просчитывая свои возможности, каждый из них может потерпеть неудачу, не выполнив задуманное, не достигнув своей цели и испытав все на себе. горечь разочарования.

Волевые действия имеют сложную психологическую структуру. В их структуре выделяют несколько этапов: возникновение мотивации и предварительная постановка цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения и окончательный выбор цели, выполнение и достижение результата. Особенность волевых действий в том, что цель в них, как правило, подчинена не одному, а двум-трем и даже большему количеству мотивов, разных по содержанию, силе и значимости для субъекта.Мотивы могут быть как направленными, так и разнонаправленными.

Например, студенту необходимо подготовиться к экзамену. Ему интересен предмет, он хочет получить отличную оценку и хочет, чтобы учитель спел его. В данном случае три разных мотива: познавательный, высоко оцененный и престижный — имеют общую направленность , , так что между ними не возникает борьбы. Под их влиянием цель — основательно подготовиться к экзамену. Внутренние конфликты здесь связаны с необходимостью выполнения сложного действия, с преодолением утомления и переутомления.Также потребуется много усилий для понимания, усвоения и запоминания сложного учебного материала, для рациональной организации деятельности. Иначе дело обстоит, если исходные мотивы имеют различных направлений.

Пример

Итак, при большом интересе к предмету и изучаемому материалу ученику безразлично, какую оценку он получит. В этой ситуации он может сосредоточиться на узком круге вопросов, увлечься деталями.В результате он не успеет повторить весь материал и не получит высоких оценок. Или наоборот есть желание получить отличный рейтинг, а интереса к этой теме нет. Учиться это скучно и утомительно. Есть и другие варианты. Например, есть сильный мотив вообще вне учебной деятельности, например, посмотреть интересное видео. Человек начинает взвешивать все «за» и «против», рассматривает преимущества и недостатки выбора, анализирует его мотивы («что для меня важнее?») И возможности («могу ли я сделать и то и другое успешно?»).Предпочитает одно действие (подготовка к экзамену), потом другое (посмотреть фильм), сомневается, меняет решение.

Описанный этап в структуре волевого действия получил название мотивы обсуждения и борьбы . Чем сложнее ситуация, чем значительнее становятся мотивы для человека, тем труднее ему сделать выбор. Если мотив оценки

.

Теорий личности

Личность — это комбинация поведения, эмоций, мотивации и мышления, которые определяют человека. Психология личности пытается изучить сходства и различия этих паттернов у разных людей и групп.

Современная психология личности находится под сильным влиянием этих ранних философских корней и попыток определить, какие компоненты — такие как свобода воли, наследственность или универсальность — имеют наибольшее влияние на формирование человеческой личности.

Это динамическая организация внутри человека тех психофизических систем, которые определяют его характерные особенности поведения и мышления. Это означает характеристики или сочетание характеристик, которые делают человека уникальным.

Практически каждый день мы описываем и оцениваем личности окружающих нас людей.

В то время как наши неформальные оценки личности, как правило, больше сосредотачиваются на личности человека, психологи используют концепции личности, которые применимы ко всем.Исследования личности привели к развитию ряда теорий, которые помогают объяснить, как и почему развиваются определенные черты личности.

Теории личности есть;

  1. Теория типов.
  2. Теория черт.
  3. Теория социального обучения.
  4. Гуманистическая теория.
  5. Психоаналитическая теория.

1. Теория типов

Теория типов разделяет личности на четко идентифицируемые категории.

Классификация по типам является началом большинства наук — типов горных пород, типов облаков, видов растений и так далее.

Кречмеру и Шелдону приписывают эту классификацию. По типу теорий пытались установить взаимосвязь между чертами лица или тела и личностью.

Таким образом, низкорослый, отвесный человек считался общительным, расслабленным и уравновешенным; высокий худой человек был охарактеризован как замкнутый, застенчивый и склонный к изоляции, массивный, мускулистый человек из Сета описывался как шумный, черствый и любящий физическую активность. Вторая основа для типизации личностей — психологические факторы.

Один из учеников Фрейда, швейцарский психолог Карл Юнг, разделил все личности на интровертов и экстравертов. Интроверты описываются как люди, которые обладают такими характеристиками, как застенчивость, социальная изоляция и склонность меньше говорить. Из-за этих характеристик эти люди кажутся эгоистичными, неспособными легко приспособиться к социальным ситуациям.

Экстраверты имеют тенденцию быть общительными, дружелюбными, разговорчивыми и общительными по своей природе. Они предпочитают социальные контакты, щедрые, отзывчивые и смелые.

2. Теория черт

Признак отличает одно от другого относительно постоянным или последовательным образом. Черта человека абстрагируется от его поведения и служит полезной «единицей анализа» для понимания личности. Во многих смыслах теория черт — это несколько моделей теории типов

, которые связаны с определением основных черт и дают содержательное описание личности и поиск способов их измерения. Есть два способа оценки личностных черт:

  1. Человек описывает себя, отвечая на вопросы о своем отношении, чувствах и поведении.
  2. Кто-то другой оценивает черты человека либо на основании того, что он знает об этом человеке, либо на основе прямого наблюдения за поведением.

Инвентаризация личности — это, по сути, анкета, в которой человек сообщает о реакциях или чувствах в определенных ситуациях.

Инвентаризация личности задает одни и те же вопросы каждому человеку, и ответы обычно даются в форме, которая может быть легко оценена. Инвентаризация личности может быть разработана для измерения одного измерения личности или может одновременно измерять несколько черт личности.

В теорию признаков есть разные участники. Это-

Гордон Олпорт

Гордон Олпорт был одним из первых теоретиков современных черт. В 1936 году Олпорт и Генри Одберт проработали два наиболее полных доступных словаря английского языка и извлекли около 18 000 слов, описывающих личность, которые были сокращены до примерно 4000 слов. Олпорт организовал эти черты в иерархию из трех уровней:

  • Кардинальные черты: Это черты, которые доминируют на протяжении всей жизни человека, часто до такой степени, что человек становится известен именно по этим чертам.Люди с такими личностями часто становятся настолько известными благодаря этим чертам, что их имена часто являются синонимами этих качеств. Олпорт предположил, что кардинальные качества встречаются редко и имеют тенденцию развиваться в более позднем возрасте.
  • Центральные черты: Эти черты идут следующими в иерархии. Это общие характеристики, которые в разной степени обнаруживаются у каждого человека, такие как лояльность, доброта, покладистость, дружелюбие, интеллект, честность, застенчивость, тревожность и т. Д., Которые считаются центральными чертами.Они являются основными строительными блоками, которые определяют большую часть нашего поведения.
  • Вторичные черты: Это черты, которые иногда связаны с отношениями или предпочтениями и часто проявляются только в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. Например, дружелюбный человек злится, когда люди пытаются его пощекотать; другой — не тревожный человек, но всегда нервничает, говоря публично.

Олпорт предположил, что внутренние и внешние силы влияют на поведение и личность человека, и назвал эти силы генотипами и фенотипами.

Генотипы — это внутренние силы, которые связаны с тем, как человек сохраняет информацию и использует ее для взаимодействия с миром. Фенотипы — это внешние силы, которые связаны с тем, как человек принимает свое окружение и как другие влияют на его или ее поведение.

Рэймонд Кеттел

В 1965 году теоретик черт характера Раймонд Кеттелл сократил количество основных черт личности из первоначального списка Олпорта, превышающего 4000, до 171, в основном за счет исключения необычных черт и объединения общих характеристик.

Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он определил тесно связанные термины и в конечном итоге сократил свой список до 16 ключевых черт личности.

Кеттелл утверждал, что необходимо рассмотреть гораздо большее количество черт, чтобы получить полное представление о чьей-либо личности. Кеттелл собирал данные от разных людей из трех разных источников.

  • L-данные — это данные о жизни, такие как школьные оценки, отсутствие на работе и т. Д.
  • Q-data — это была анкета, предназначенная для оценки личности человека.
  • T-данные — это данные объективных тестов, разработанных для «проникновения» в конструкцию личности.

Кеттелл проанализировал T-данные и Q-данные с помощью математической техники и выявил 16 личностных черт / факторов, общих для всех людей.

Неустойчивый

104

104

Одиночество

Одиночество

Фактор Низкий балл Высокий балл
Тепло Холодный, Эгоистичный Поддерживающий, успокаивающий
Аналитический

Аналитический
Эмоциональная устойчивость Раздражительный, угрюмый Уравновешенный, спокойный
Агрессивный Скромный, послушный Контролирующий, жесткий
Жизнерадостный
Жизнерадостный

Жизнерадостный

Послушание Нетрадиционное, непокорное Соответствие, традиционное
Социальная настойчивость Застенчивая, отстраненная Раскованность
Чувствительность Мягкая, грубая, жесткая 9010 Доверчивый, спокойный Настороженный, подозрительный
Абстрактность Практичный, обычный Странный, творческий
Интроверсия Открытый, дружелюбный Частный, довольно уверенный
уверен Пугающий, неуверенный в себе
Открытость Тесный, непоколебимый Любопытный, самоисследовательский
Независимость Общительный, общительный Одиночество
Перфекционизм Неорганизованный, беспорядочный Упорядоченный, тщательный
Напряжение Расслабленный, холодный Напряженный, неудовлетворенный

, сформированный на основе этих факторов 16P. .Вместо наличия или отсутствия признака каждое измерение оценивается по континууму, от высокого к низкому.

Например, уровень теплоты описывает, насколько человек теплый, заботливый и приятный по отношению к другим. Если этот человек имеет низкий показатель по этому показателю, он или она склонны быть более эгоистичными и холодными. Высокий балл по этому индексу означает, что он / она поддерживает и утешает.

Несмотря на то, что список качеств Олпорта значительно сократился, теория 16PF Кеттелла все еще подвергалась критике за то, что она слишком широка.

Ганс Айзенк

Ганс Айзенк был теоретиком личности, который сосредоточился на темпераменте — врожденных, генетических различиях личности.

Он считал, что личность во многом определяется биологией, и он рассматривал людей как обладающих двумя специфическими личностными измерениями: экстраверсия против интроверсии и невротизм против стабильности.

После сотрудничества со своей женой и коллегой-теоретиком личности Сибил Айзенк он добавил к этой модели третье измерение: психотизм vs.социализация.

  • Интроверсия / экстраверсия
    Интроверсия включает в себя направление внимания на внутренние переживания, в то время как экстраверсия связана с сосредоточением внимания на других людях и окружающей среде. Итак, человек с высоким уровнем интроверсии может быть тихим и сдержанным, в то время как человек с высоким уровнем экстраверсии может быть общительным и общительным.
  • Невротизм / эмоциональная стабильность
    В этом случае люди с высоким уровнем невротизма склонны к тревоге; они, как правило, имеют гиперактивную симпатическую нервную систему, и даже при низком уровне стресса их тело и эмоциональное состояние склонны к реакции бегства или борьбы.Напротив, люди с высокой стабильностью, как правило, нуждаются в большей стимуляции, чтобы активировать реакцию бегства или борьбы, и поэтому считаются более эмоционально стабильными.
  • Психотизм / Социализация
    Говорят, что в этом измерении люди, обладающие высокой этой чертой, имеют тенденцию с трудом справляться с реальностью и могут быть антисоциальными, враждебными, неэмпатичными и манипулятивными. Люди с высоким уровнем социализации склонны к высокому контролю над импульсами — они более альтруистичны, чутки, склонны к сотрудничеству и условны.

Основная сила модели Айзенка состоит в том, что он был одним из первых, кто сделал свой подход более поддающимся количественной оценке; поэтому это было сочтено более оправданным. Однако, в отличие от моделей Олпорта и Кеттелла, модель Айзенка подвергалась критике за слишком узкую форму.

3. Теория социального обучения

Через обучение можно приобрести знания, язык, отношения, ценности, ручные навыки, страхи, личностные качества и самооценку.

Таким образом, изучение процесса обучения проливает больше света на понимание человеческой деятельности.Есть два способа обучения: один — это подкрепление, которое представляет собой прямой опыт, а другой — наблюдение за другими. Теория социального обучения фокусируется на моделях поведения и когнитивной деятельности в связи с конкретными условиями, которые вызывают, поддерживают или изменяют их.

Акцент делается на том, что человек делает в данной ситуации. Некоторые из личных переменных, которые определяют, что человек будет делать в конкретной ситуации, включают следующее:

Компетенции

Интеллектуальные способности, социальные навыки и другие способности.

Когнитивные стратегии

Привычные способы выборочного обращения к информации и организации ее в значимые единицы.

Ожидаемые результаты

Ожидания относительно последствий различного поведения и значения определенных стимулов.

Субъективный ценностный результат

Даже если люди имеют схожие ожидания, они могут выбрать поведение по-другому из-за различий в субъективных ценностях ожидаемых результатов.

Саморегулируемые системы и планы

Индивидуальные различия в поставленных перед собой целях, правилах, определяющих поведение, добровольные вознаграждения за успех или наказание за неудачи, а также способность планировать и выполнять шаги, ведущие к цели, приведут к различиям в поведение.

4. Гуманистическая теория

Хотя было так много психологов, разработавших так много теорий личности, некоторые психологи считали, что эти теории игнорируют качества, которые делают человека уникальным среди животных, такие как стремление к самоопределению и самореализации.

В 1950-х годах некоторые из этих психологов основали психологическую школу под названием гуманизм. Они склонны оптимистично смотреть на человеческую природу.

Они сосредоточены на способности людей мыслить сознательно и рационально, контролировать свои биологические побуждения и полностью раскрывать свой потенциал.С гуманистической точки зрения люди несут ответственность за свою жизнь и действия.

Авраам Маслоу, Карл Роджерс и Джордж Келли стали хорошо известны своими гуманистическими теориями.

Абрахам Маслоу

Одна из наиболее распространенных моделей, используемых в психологии, Иерархия потребностей, была результатом исследования Абрахама Маслоу. Авраам Маслоу считается духовным отцом гуманизма в американской психологии.

Маслоу объяснил человеческие потребности пирамидальной фигурой.

Внизу пирамиды находятся физиологические потребности, такие как воздух, еда, вода и т. Д.

Рядом находятся потребности в безопасности, например, жилье, защита и т. Д. Следующими идут потребности любви и принадлежности, т. Е. Принятие, привязанность, дружба и т. д.

Четвертая часть включает потребности в самооценке — чувство мастерства, силы, признательности и т. д.

И на вершине лестницы человеческих мотивов Абрахама Маслоу находится потребность в самоактуализации. он сказал, что люди стремятся к самореализации или реализации своего полного потенциала.Это включает в себя осознание своего потенциала для непрерывного саморазвития и творчества.

На этом этапе человек хочет сделать что-то, что является сложной задачей, поскольку эта задача приносит ему достаточное удовлетворение и мотивирует к работе. Этот вид работы выгоден как человеку в частности, так и обществу в целом.

Маслоу считал, что наша конечная жизненная цель — самореализация. Вот некоторые характеристики самореализовавшегося человека:

  • Автономность и независимость.
  • Иметь точное восприятие реальности.
  • Умеет принимать себя, других и общество.
  • Часто чувствуешь себя единым целым с природой.
  • Демократичный и благодарный.

Карл Роджерс

Карл Роджерс, другой психолог-гуманист, предложил теорию, названную теорией, ориентированной на человека.

По мнению Роджерса, самооценка — самая важная черта личности, включающая в себя все мысли, чувства и убеждения, которые люди имеют о себе.Роджерс считал, что люди осознают свою самооценку.

По словам Роджерса, мы хотим чувствовать, переживать и вести себя таким образом, который согласуется с нашим представлением о себе и отражает то, кем мы хотели бы быть. Эта теория утверждает, что личность состоит из уникальных для нас концепций. Я-концепция включает три компонента:

  • Самооценка: Это означает, что мы думаем о себе. Роджерс считал, что чувство собственного достоинства развивается в раннем детстве и формируется в результате взаимодействия ребенка с матерью и отцом.
  • Собственное изображение: Это означает, какими мы видим себя, что важно для хорошего психологического здоровья. Представление о себе включает в себя влияние образа нашего тела на внутреннюю личность. На простом уровне мы можем воспринимать себя как хорошего или плохого человека, красивого или уродливого. Представление о себе влияет на то, как человек думает, чувствует и ведет себя в мире.
  • Идеальное Я: Это тот человек, которым мы хотели бы быть. Он состоит из наших целей и жизненных амбиций и динамичен.Идеальное «я» в детстве — это не идеальное «я» в подростковом или позднем возрасте и т. Д.

Роджерс сказал, что представления людей о себе часто не совсем соответствуют действительности. Роджерс использовал термин «несовпадение» для обозначения несоответствия между самооценкой и реальностью.

Конгруэнтность, с другой стороны, довольно точное соответствие между самооценкой и реальностью. Чем ближе друг к другу наше самооценка и идеальное «я», тем более последовательными или согласованными мы являемся и тем выше наше чувство собственного достоинства.

Говорят, что человек находится в состоянии неконгруэнтности, если некоторая совокупность его опыта неприемлема для него и отрицается или искажается в его представлении о себе.

Джордж Келли

Гуманистическая теория Келли основана на Фундаментальном постулате, который гласит, что способ, которым человек предвидит события, психологически направляет его процесс. Это означает, что наши действия определяются нашими ожиданиями от внешнего мира, основанными на нашей интерпретации прошлого опыта.

Например, если человек рассматривает других как непредубежденных и дружелюбных, он будет иметь большую тенденцию стать более общительным и открытым для людей. Однако, если он считает других грубыми и эгоцентричными, он будет склонен доверять только себе и становится безразличным.

Келли считал, что мы можем начать с разработки набора личных конструктов, которые, по сути, являются ментальными представлениями, которые мы используем для интерпретации событий.

Эти конструкции основаны на нашем опыте и наблюдениях.Келли также считал, что все происходящие события открыты для множества интерпретаций, что он назвал конструктивным альтернативизмом.

Когда мы пытаемся разобраться в событии или ситуации, он предположил, что мы также можем выбирать, какую конструкцию мы хотим использовать. Иногда это происходит по мере того, как разворачивается событие, но мы также можем вспомнить наш опыт, а затем выбрать другой взгляд.

Важно помнить об акценте индивидуальности в теории личных построений.Конструкции по своей сути являются личными, потому что они основаны на жизненном опыте каждого человека. Именно индивидуальный характер этих переживаний формирует различия между ними. люди. Келли считала, что у людей есть фундаментальная потребность предсказывать события, которые они переживают.

Они делают это, развивая систему личных конструктов, которые они используют для интерпретации новых событий. Конструкции являются производными от повторяющихся элементов в чьем-то опыте, но поскольку они разрабатываются каждым человеком отдельно, система конструктов каждого человека уникальна.

5. Психоаналитическая теория

Зигмунду Фрейду приписывают психоаналитическую теорию. За 40 лет писательской и клинической практики.

Фрейд признан одним из интеллектуальных гигантов в истории современной мысли, разработавшим первую всеобъемлющую теорию личности. Это обширный массив клинических наблюдений, основанных на его терапевтическом опыте и самоанализе. Фрейд предложил трехчастную структуру личности, состоящую из ид, эго и суперэго.

Он работает на принципе удовольствия, который заключается в том, что каждый желаемый импульс должен быть удовлетворен немедленно, независимо от последствий.

Ид, самая большая часть ума, связана с желаниями и импульсами и является основным источником основных биологических потребностей. Эго связано с рассуждением и является сознательной, рациональной частью личности; он контролирует поведение, чтобы удовлетворить основные желания без негативных последствий.

Суперэго, или совесть, развивается во взаимодействии с другими, чтобы соответствовать нормам общества.Фрейд предположил, что три структуры, то есть ид, эго и суперэго, можно изобразить схематически, чтобы показать, как они связаны с сознательным и бессознательным.

Психоаналитическая теория Фрейда была кем-то подвергнута критике.

Теорию критикуют за то, что подход не основан на фактах, поддающихся эмпирической проверке. Психоаналитические элементы в значительной степени являются гипотетическими конструкциями и не поддаются измерению, наблюдаемым элементам, поддающимся научному анализу и проверке.

Другая критика состоит в том, что она почти полностью основана на его наблюдениях за эмоционально нарушенными людьми. Это может не соответствовать описанию нормальной, здоровой личности.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *