Восприятие предметов по его свойствам это: Восприятие предметов по его свойствам называется. Восприятие
Восприятие предметов по его свойствам называется. Восприятие
Различные окружающие нас предметы и происходящие вокруг явления воздействуют на и отражаются в его сознании. Это и есть восприятие окружающего мира, что в переводе с латыни означает Восприятие у каждого человека разное, но, не смотря на это, есть общие характеристики, которые носят название — свойства восприятия.
Активность —
восприятие всегда находится в действии, в поиске новой информации. Его нельзя остановить. Можно только притупить, приглушить, сделать так, чтобы не обращать внимания некоторое время. Процесс, при котором, притупляются свойства восприятия в психологии носит название гипостезия. Обычно, гипостезия связана с умственным переутомлением.
Основные свойства восприятия:
- Предметность
— это свойство восприятия, связанное, непосредственно, с предметом и вызванное им. Всю полученную информацию мы относим к тому или иному предмету. Главную роль тут играет движение и осязание. Объект воспринимается как отдельно взятое тело, отделенное от пространства и времени. Если нет реального воздействия, то нет и восприятия. Вернее, нет нормального восприятия, оно искажается. При воздействии однообразных предметов, повторяющихся узоров либо звуков, восприимчивость притупляется. - Целостность
— ощущения дают информацию об отдельных свойствах того или иного предмета, восприятие — целостный образ на основе обобщения. Благодаря этому свойству, мир воспринимается в виде вещей, в виде происходящих в нем событий. Если бы не целостность, мир воспринимался бы как хаос, как отдельные звуки и прикосновения. Не происходило бы опознавание целого. - Структурность
(обобщенность) — это ни в коем случае не означает сумму ощущений. Мы воспринимаем обобщенную структуру ощущений, формирование которой происходит в течение некоторого времени. Например, когда слушаем музыку — это обобщенная структура, слышим ноты в их очередности. - Константность
— это постоянство. Условия, в которых действуют свойства восприятия, очень разнообразны и изменчивы. Но объект воспринимается как постоянный, независимо от окружающих его условий. Это обеспечивает объекту узнаваемость. Например, «обезьяна, она и в Африке — обезьяна». Пример, конечно, немного утрирован, но, в общих чертах, это так. - Осмысленность
. Несмотря на то, что восприятие появляется тогда, когда происходит некоторое воздействие на рецепторы, образы, сами по себе, имеют смысловое значение. К примеру, животные воспринимают все буквально: хруст ветки их настораживает, означая приближение опасности, ставят миску, значит, будут кормить и т.д. Человек же мыслит масштабно, понимая сущность предмета. Из воспринимаемых вещей и событий человек в состоянии делать совершенно «непрямые выводы». Например, по отдельному изображению человек в состоянии придумать или додумать целую картину и, вдобавок, еще объяснить ее. Человек воспринимает намеки, сам домыслив, что тем самым хотели до него донести. - Избирательность
— человек отдает предпочтение одним предметам по сравнению с другими. И это нормальное явление.
Свойства восприятия в комплексе своем составляют восприятие, при котором формируется и воспринимается адекватный образ того или иного предмета. Оно подразделяется на следующие виды:
Зрительное;
Слуховое;
Осязательное;
И другие виды.
Свойства восприятия можно охарактеризовать, выразить количественно. Например, порог восприятия — это тот уровень чувствительности, при котором рецептор регистрирует, что стимул присутствует. Это физиологический порог. А еще бывает порог осознания восприятия стимула. Например, иногда мы чувствуем что-то, но не можем объяснить, что именно. Порог восприятия можно измерить с помощью специальных приборов. Объем восприятия измеряется без приборов.
Целостность восприятия
(англ. wholeness of perception)
— свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м.б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета). Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт -психологами — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт -психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.
Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у чел
Основные свойства и виды восприятия
Свойства восприятия можно разделить на две группы:
Так же, как в основе ощущений, в основе классификации восприятий лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.
Осуществление процесса восприятия происходит при взаимодействии между собой анализаторов. Во всех видах восприятия участие принимают, в той или иной степени, двигательные ощущения, например, осязательное восприятие – в нем участвуют тактильный и кинестезический анализаторы.
Двигательный анализатор участвует в слуховом и зрительном восприятиях. В чистом виде редко встречаются различные виды восприятия, как правило, они комбинируются и возникают сложные виды восприятий. Например, воспринимая текст на уроке, ученик включает зрительное, слуховое, кинестезическое восприятие.
В основе другого типа классификации восприятий лежат формы существования материи:
- Пространство;
- Время;
- Движение.
Исходя из этого, выделяют:
- Восприятие пространства;
- Восприятие времени;
- Восприятие движения.
Кроме этого, в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют:
- Восприятие предметов;
- Восприятие речи или музыки;
- Восприятие человека человеком.
Данное восприятие носит специальное название «социальная перцепция». Это важное профессиональное качество представителей социальных процессов – психологов, педагогов, юристов и др. Явление социальной перцепции чрезвычайно сложное и имеет две стороны:
- Когнитивная, т.е. познавательная сторона. Способность понять по внешнему проявлению, что собой представляет человек. Проникнуть в глубину его индивидуальности;
- Эмоциональная сторона. По внешним поведенческим признакам определить эмоциональное состояние человека в данный момент.
Классификация основных видов восприятия показана на схеме.
Основные свойства восприятия
Восприятием
называется отражение в сознании человека
предметов или явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Восприятие
– активный процесс, состоящий из участия
двигательных компонентов анализаторов
(движение руки, глаза и т.п.), возможности
в процессе восприятия, активно перемещать
свое тело. При восприятии формируется
адекватный образ предмета.
Восприятие,
в отличие от ощущения, отражает предмет
в целом, в совокупности его свойств, а
не отдельные свойства.
К
основным свойствам
восприятия относят:
—
предметность,
—
целостность,
—
структурность,
—
константность,
—
осмысленность,
—
обобщенность,
—
избирательность,
—
апперцепция.
1) Предметность восприятия
Предметность
восприятия — это его способность отражать
объекты и явления реального мира не в
виде набора разрозненных ощущений, а в
форме отдельных объектов. С одной
стороны, задатки предметности восприятия
заложены природой, и нет никакого
сомнения в том, что у животных восприятие
тоже предметно. С другой стороны, можно
сказать, что предметность не является
врожденным свойством восприятия.
Дело
в том, что возникновение и совершенствование
этого свойства происходит в процессе
онтогенеза, начиная с первого года жизни
ребенка. И. М. Сеченов полагал, что
предметность формируется на основе
движений, обеспечивающих контакт ребенка
с предметом. Без участия движения и
вообще деятельности образы восприятия
не обладали бы качеством предметности,
т.е. отнесенности к объектам внешнего
мира.
Вопрос
о соотношении биологических механизмов
и опыта в восприятии остается не до
конца раскрытым. Известно, что многие
детеныши, рождающиеся почти самостоятельными
(многие птицы, ягнята, козлята и морские
свинки), в первый же день своей жизни
обладают уже довольно развитым
восприятием. Они могут, в частности,
запомнить образ матери. Те птенцы и
детеныши, которые не рождаются
самостоятельными (воробьи, голуби,
собаки, кошки, приматы), могут не только
обладать очень слабым восприятием, но
и вообще быть слепыми в первые дни.
Относительная слабость врожденного у
них приводит в дальнейшем к более
гибкому, адаптивному, дифференцированному
и — главное — осмысленному восприятию в
дальнейшем.
2) Целостность восприятия
Из
отдельных ощущений восприятие синтезирует
целостный образ объекта, это свойство
восприятия и называют целостностью.
Целостный
образ складывается на основе обобщения
получаемой в виде различных ощущений
информации об отдельных свойствах и
качествах предмета. Мы не воспринимаем
отдельно: глаза, уши, рот, нос человека,
перчатки, пальто, галстук, шапку, брюки,
ботинки, шнурки и т.д., а также голос
человека и его запах. Для нас всё это
объединяется в один целостный образ
человека. При этом образ даже получается
как бы многослойным: мы воспринимаем
не голову, приставленную сверху к рубашке
или платью, но рубашку или платье, надетые
на человеческое тело, хотя самого этого
тела не видим.
На
целостное восприятие большое влияние
оказывает опыт предыдущих наблюдений.
Если, предположим, у ребенка отец весьма
высокого роста и при этом носит очки,
то в модели мира ребенка может быть
отражена связь «высокий рост = наличие
очков». Встречая затем на улице,
незнакомцев в очках, ребенок будет их
считать несколько выше, чем они на самом
деле (особенно если рядом нет других
людей, с которыми можно сравнить рост
незнакомца).
Основные свойства и виды восприятия — Студопедия
Общая характеристика восприятия.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
В основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:
1. Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов.
2. Целостность восприятия – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Целостный образ объекта складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.
3. Структурность восприятия. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
4. Константность восприятия. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.
Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.
5. Осмысленность восприятия. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.
6. Активность (или избирательность) восприятия. Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании (вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной).
Основные виды восприятия.
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией выделяют:
1. Восприятие пространства;
2. Восприятие времени;
3. Восприятие движения.
Основные свойства восприятия
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
Свойства:
- Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
- Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
- объединение разных элементов в целом;
- независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
- Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
- Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
- Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.
Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.
Итог:
Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.
понятие и основные свойства. Виды восприятий
Восприятием
называется
отражение в сознании человека предметов
или явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств.
В
основе восприятия лежат ощущения, но
восприятие не сводится к сумме ощущений.
Восприятие представляет собой качественно
новую ступень чувственного познания.
Мы воспринимаем, например, яблоко, а не
сумму цвета, твердости и шарообразной
формы. Воспринимая, мы не только выделяем
группу ощущений и объединяем их в
целостный образ, но и осмысливаем этот
образ, понимаем его, привлекая для этого
свой прошлый опыт. Поэтому восприятие
человека невозможно без деятельности
памяти и мышления.
Основные
свойства и виды восприятия
восприятие
психологический пространство движение
Уяснив
суть понятия «восприятие» и разобрав
его физиологические механизмы, мы
приступаем к рассмотрению основных
свойств восприятия как познавательного
психического процесса. К основным
свойствам восприятия следует отнести
следующие: предметность, целостность,
структурность, константность,
осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность
восприятия – это
способность отражать объекты и явления
реального мира не в виде набора не
связанных друг с другом ощущений, а в
форме отдельных предметов. Следует
отметить, что предметность не является
врожденным свойством восприятия.
Возникновение и совершенствование
этого свойства происходит в процессе
онтогенеза, начиная с первого года жизни
ребенка.
Другим
свойством восприятия является целостность.
В
отличие от ощущения, отражающего
отдельные свойства предмета, восприятие
дает целостный образ предмета. Он
складывается на основе обобщения
получаемой в виде различных ощущений
информации об отдельных свойствах и
качествах предмета. Компоненты ощущения
настолько прочно связаны между собой,
что единый сложный образ предмета
возникает даже тогда, когда на человека
непосредственно действуют только
отдельные свойства или отдельные части
объекта. Этот образ возникает
условнорефлекторно вследствие связи
между различными ощущениями.
С
целостностью восприятия связана и его
структурность.
Данное
свойство заключается в том, что восприятие
в большинстве случаев не является
проекцией наших мгновенных ощущений и
не является простой их суммой. Мы
воспринимаем фактически абстрагированную
от этих ощущений обобщенную структуру,
которая формируется в течение некоторого
времени. Таким образом, восприятие
доводит до нашего сознания структуру
предмета или явления, с которым мы
столкнулись в реальном мире.
Следующим
свойством восприятия является
константность.
Константностью
называется относительное постоянство
некоторых свойств предметов при изменении
условий их восприятия. Благодаря свойству
константности, проявляющемуся в
способности перцептивной системы
компенсировать изменения условий
восприятия, мы воспринимаем окружающие
нас предметы как относительно постоянные.
В наибольшей степени константность
наблюдается при зрительном восприятии
цвета, величины и формы предметов. Так,
константность восприятия цвета
заключается в относительной неизменности
видимого цвета при изменении освещения.
Следует
отметить, что восприятие зависит не
только от характера раздражения, но и
от самого субъекта. Воспринимают не
глаз и ухо, а конкретный живой человек.
Поэтому в восприятии всегда сказываются
особенности личности человека. Зависимость
восприятия от общего содержания нашей
психической жизни называется апперцепцией.
Огромную
роль в апперцепции играют знания
человека, его предшествующий опыт, его
прошлая практика. Поэтому один и тот же
предмет может по-разному восприниматься
различными людьми. Содержание восприятия
определяется и поставленной перед
человеком задачей, и мотивами его
деятельности, его интересами и
направленностью. Существенное место в
апперцепции занимают установки и эмоции,
которые могут изменять содержание
восприятия.
Явление
ошибочного (ложного) или искаженного
восприятия называется иллюзией
восприятия. Иллюзии
наблюдаются в любых видах восприятия
(зрительного, слухового и др.). Природа
иллюзий определяется не только
субъективными причинами, такими как
установка, направленность, эмоциональное
отношение и т.п., но и физическими
факторами и явлениями: освещенность,
положение в пространстве и др.
Следующим
свойством восприятия является его
осмысленность.
Хотя
восприятие возникает при непосредственном
действии раздражителя на органы чувств,
перцептивные образы всегда имеют
определенное смысловое значение. Как
мы уже говорили, восприятие человека
теснейшим образом связано с мышлением.
Связь мышления и восприятия прежде
всего выражается в том, что сознательно
воспринимать предмет – это значит
мысленно назвать его, т.е. отнести к
определенной группе, классу, связать
его с определенным словом. Даже при виде
незнакомого предмета мы пытаемся
установить в нем сходство с другими
предметами.
Говоря
об основных свойствах восприятия, мы
не можем не остановиться еще на одном,
не менее существенном свойстве восприятия
как психического процесса. Это
свойство –
активность
(или
избирательность). Оно заключается в
том, что в любой момент времени мы
воспринимаем только один предмет или
конкретную группу предметов, в то время
как остальные объекты реального мира
являются фоном нашего восприятия, т.е.
не отражаются в нашем сознании. Таким
образом, мы можем полагать, что природа
активности восприятия обусловлена
самой природой нашего сознания.
В
основе одной из классификаций восприятия,
так же как и ощущений, лежат различия в
анализаторах, участвующих в восприятии.
В соответствии с тем, какой анализатор
(или какая модальность) играет в восприятии
преобладающую роль, различают зрительное,
слуховое, осязательное, кинестетическое,
обонятельное и вкусовое восприятие.
Обычно
восприятие – результат взаимодействия
ряда анализаторов. Двигательные ощущения
в той или иной степени участвуют во всех
видах восприятия. В качестве примера
можно назвать осязательное восприятие,
в котором участвуют тактильный и
кинестетический анализаторы. Аналогично
в слуховом и зрительном восприятии
также участвует двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко
встречаются в чистом виде. Обычно они
комбинируются, и в результате возникают
сложные виды восприятия. Так, восприятие
учеником текста на уроке включает
зрительное, слуховое и кинестетическое
восприятие.
Основой
другого типа классификации типов
восприятия являются формы существования
материи: пространство, время и движение.
В соответствии с этой классификацией
выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения
Чувственное познание окружающего мира — урок. Информатика, 6 класс.
С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств.
Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.
Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаём не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры:
- жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
- зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Предположим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аромат.
В результате создаётся целостное отражение этого объекта. Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным.
Так, скорее всего, взглянув на зелёный луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды растений, а крестьянин прикинет, сколько с него можно получить сена.
Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежними опытом и знаниями.
Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.
Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаём с помощью мышления.
Источники:
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 6 класса / Л. Л. Босова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 208 с.: ил.
Случайная точка обзора | Точка обзора относительно объекта, которая приводит к восприятию случайного (или редко встречающегося) свойства объекта. Например, хотя три стороны твердого куба видны с большинства точек обзора, случайное свойство — видимость только одной стороны куба — возникает, когда куб виден со случайной точки обзора с конца. Это понятие связано с покомпонентной теорией восприятия объекта. | ||
Алгоритм | Информация, заданная шаблоном стимула, которая указывает, как можно использовать стимул. Примером аффорданса может быть видение стула как предмета, на котором можно сесть, или лестничного пролета как предмета, по которому можно подняться. | ||
Кажущееся движение | Иллюзия движения, которая возникает между двумя объектами, разделенными в пространстве, когда объекты быстро вспыхивают и гаснут, один за другим, разделенные коротким интервалом времени. | ||
Байесовский вывод | В статистике байесовский вывод — это метод вывода, в котором правило Байеса используется для обновления оценки вероятности гипотезы по мере получения дополнительных свидетельств. | ||
Соперничество бинокля | Ситуация, в которой два разных изображения одновременно отображаются для левого и правого глаза, и восприятие попеременно меняется между двумя изображениями. | ||
Право собственности на границу | Когда две области разделяют границу, как это происходит при отображении фигуры на фоне, граница обычно воспринимается как принадлежащая фигуре. | ||
Контекстная модуляция | Когда на нейронный ответ на стимул влияет контекст, в котором стимул возникает. Этот термин использовался для обозначения ситуации, в которой на ответ нейрона влияет стимуляция области за пределами его рецептивного поля. | ||
Различимость | Как правило, способность отличать один стимул от другого. В теории восприятия объектов, основанной на распознавании компонентов, это свойство геонов, которое указывает на то, что каждый геон может отличаться от других геонов почти со всех точек зрения. | ||
Рисунок | Когда объект рассматривается как отделенный от фона («земли»), он называется фигурой. | ||
Разделение на фигуру и фон | Перцептивное отделение объекта от фона | ||
Geons | Объемные особенности теории восприятия объектов Бидермана по компонентам. | ||
Гештальт-психолог | Подход к психологии, который фокусируется на разработке принципов организации восприятия, предполагая, что «целое отличается от суммы его частей.» | ||
Суть сцены | Общее описание сцены. Люди могут идентифицировать большинство сцен после их просмотра всего за доли секунды, как при быстром переключении с одного телеканала на другой. | ||
Глобальные особенности изображения | Информация, которая может позволить наблюдателям быстро понять суть сцены.К особенностям, связанным с определенными типами сцен, относятся степень естественности, степень открытости, степень шероховатости, степень расширения и цвет. | ||
Земля | В восприятии объекта фон называется землей. | ||
Обработка снизу вверх | Обработка, при которой человек конструирует восприятие, анализируя информацию, попадающую на рецепторы. Также называется обработкой на основе данных. | ||
Эвристика | С точки зрения восприятия, эмпирическое правило, которое обеспечивает «наилучшую оценку» идентичности конкретного стимула. | ||
Иллюзорный контур | Контур, который воспринимается даже через него, отсутствует в физическом стимуле. | ||
Задача обратной проекции | Идея о том, что конкретное изображение на сетчатке глаза могло быть вызвано бесконечным количеством различных объектов. Таким образом, изображение сетчатки не определяет стимул однозначно. | ||
Закон общей судьбы | Вещи, которые движутся в одном направлении, кажутся сгруппированными вместе. | ||
Закон хорошего продолжения | Точки, которые при соединении образуют прямые или плавно изогнутые линии, рассматриваются как принадлежащие друг другу, и линии обычно выглядят таким образом, чтобы следовать по наиболее плавному пути. | ||
Закон хорошей фигуры | Каждый образец стимула виден таким образом, чтобы результирующая структура была максимально простой. он же: Закон Прагнаца, Закон простоты | ||
Закон Прагнанца | Каждый образец стимула рассматривается таким образом, что результирующая структура является максимально простой. он же: Закон хорошей фигуры, Закон простоты | ||
Закон близости (близости) | Вещи, которые находятся рядом друг с другом, по-видимому, сгруппированы вместе. | ||
Закон подобия | Похоже, что похожие вещи сгруппированы вместе. | ||
Закон простоты | Каждый образец стимула рассматривается таким образом, что результирующая структура является максимально простой. или: Закон хорошей фигуры, Закон простоты | ||
Законы перцептивной организации | Законы перцептивной организации — это ряд законов и принципов, предложенных гештальт-психологами: Закон Прагназа / Закон добра Рисунок / Закон простоты Закон подобия Закон хорошего продолжения Закон близости (близости) Принцип общей области Принцип однородной связности Принцип синхронности Закон общей судьбы Закон осмысленности или знакомства | ||
Закон знакомства | Вещи, образующие знакомые или значимые закономерности, могут сгруппироваться вместе. | ||
Эвристика света сверху | Предположение, что свет обычно исходит сверху, что влияет на наше восприятие формы в некоторых ситуациях. | ||
Принцип правдоподобия | Мы воспринимаем объект, который с наибольшей вероятностью вызвал последовательность полученных нами стимулов. | ||
Маскирующий стимул | Визуальный образец, который при представлении сразу после визуального стимула снижает способность человека воспринимать стимул. Это останавливает постоянство зрения и, следовательно, ограничивает эффективную продолжительность стимула. | ||
Неслучайные свойства (NAP) | Свойства краев в изображении сетчатки глаза, которые соответствуют свойствам краев в 3D-среде. Например, неслучайным свойством прямоугольного твердого тела являются три параллельных ребра. Неслучайные свойства видны с большинства точек обзора. | ||
Oblique Effect | Повышенная чувствительность к вертикально и горизонтально ориентированным визуальным стимулам.Этот эффект был продемонстрирован путем измерения восприятия и реакции нейронов. | ||
Перцептивная организация | Процесс, с помощью которого маленькие элементы перцептивно группируются в более крупные объекты. | ||
Постоянство зрения | Феномен, при котором восприятие любого стимула сохраняется в течение примерно 250 мс после его физического прекращения. | ||
Физические закономерности | Регулярно встречающиеся физические свойства окружающей среды. Например, в окружающей среде больше вертикальных и горизонтальных ориентаций, чем наклонных (угловых) ориентаций. | ||
Принцип общей области | Элементы, находящиеся в одной области пространства, по-видимому, сгруппированы вместе. | ||
Принцип компонентного восстановления | способность идентифицировать объект, если мы можем идентифицировать его геоны. | ||
Принцип синхронности | Визуальные события, происходящие в одно и то же время, воспринимаются как принадлежащие друг другу. | ||
Принцип единообразной связности | Связанная область визуальных свойств, таких как яркость, цвет, текстура или движение, воспринимается как единое целое. | ||
Теория распознавания по компонентам (RBC) | Теория восприятия объектов, предложенная Бирдманом, которая предлагает распознавать объекты путем разложения их на объемные элементы, называемые геонами. | ||
Подход к области интересов (ROI) | Процедура, используемая при визуализации мозга, при которой испытуемые предварительно тестируются на исследуемые стимулы.Это позволяет исследователям установить точное место в мозге каждого отдельного человека, которое они будут изучать. | ||
Закономерности в окружающей среде | Характеристики окружающей среды, которые возникают регулярно и во многих различных ситуациях. | ||
Реверсивная фигура-фон | Паттерн фигура-фон, который перцептивно переворачивается при взгляде, так что фигура становится землей, а земля становится фигурой. Самый известный двусторонний узор в виде лицевой стороны вазы Рубина. | ||
Сцена | Вид реальной среды, содержащей (1) элементы фона и (2) несколько объектов, которые организованы осмысленным образом относительно друг друга и фона. | ||
Семантические закономерности | Характеристики, связанные с функцией, выполняемой в различных типах сцен. Эти характеристики получены из опыта. Например, большинство людей знают о видах деятельности и предметах, которые обычно связаны с кухнями. | ||
Ощущения | Элементарные элементы, которые, по мнению структуралистов, объединяются для создания восприятий. | ||
Структурализм | Подход к психологии, известный в конце 19-го и начале 20-го веков, постулировал, что восприятие является результатом суммирования многих элементарных ощущений.Гештальт-подход к восприятию отчасти был реакцией на структурализм. | ||
Теория бессознательного вывода | Идея, предложенная Гельмгольцем, что некоторые из наших восприятий являются результатом бессознательных предположений, которые мы делаем об окружающей среде. также, принцип правдоподобия. | ||
Инвариантность точки обзора | Объекты, свойства которых не изменяются при просмотре под разными углами.Геоны в теории восприятия объектов по компонентам инвариантны к воззрению. | ||
Задача ___ показывает, что многочисленные физические стимулы могут создавать одно и то же изображение на сетчатке. | Обратная проекция | ||
Вундт: ___. Вертхаймер: ___. | структурализм; Гештальт-психология | ||
Гравюра Бев Дулиттл из «У леса есть глаза» иллюстрирует гештальт-закон: | Значимость | ||
Кори смотрит на стаю чаек, летящих в одном направлении, и тут же пятеро чаек. чайки летят в другом направлении.Теперь он воспринимает две группы птиц из-за гештальт-закона: | Общая судьба | ||
Джада смотрит на фотографию лошади, сделанную непосредственно над ней, и с трудом распознает лошадь. Согласно теории эритроцитов Бидермана, эту трудность можно объяснить следующим образом: | The Accidental Viewpoint | ||
Эффект ____ состоит в том, что люди воспринимают горизонтальные и вертикальные горизонты легче, чем другие ориентации. | наклонный | ||
Джимми смотрит на фотографию борта подводной лодки, на которой видны вмятины и неровности. Когда он переворачивает изображение вверх ногами, то, что он первоначально воспринимал как неровности, теперь выглядит как вмятина, и наоборот. Это связано с: | эвристикой «свет сверху». | ||
Одна из причин того, что роботизированные транспортные средства разбились (как описано во вступительной виньетке), заключается в том, что компьютеры: | не обладали знаниями о восприятии объектов, которые есть у людей. | ||
Исследование Grill-Spector et al. (2004) «Харрисон Форд» показало, что распознавание объектов связано с ____, а обнаружение связано с ____. | Большой ответ от FFA; меньший ответ от FFA. | ||
«Декодер ориентации» Камитани и Тонга смог правильно предсказать, на какую ориентацию смотрит человек, в ___ испытаний. | 100% |
.
Восприятие | Britannica
Perception , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт или восприятие является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Связи, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, позволяют сделать выводы, которые могут быть сделаны относительно свойств процесса восприятия; теории восприятия могут быть разработаны на основе этих выводов.Поскольку перцептивный процесс сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даны непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий можно проверить только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.
Исторически систематическое мышление о восприятии было прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально были подняты философами, все еще актуальны.Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.
Философский интерес к восприятию в значительной степени проистекает из вопросов об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. Эпистемологию). Эпистемологи спрашивают, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта.Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. По большей части психология игнорирует такие вопросы в пользу проблем, с которыми можно справиться ее особыми методами. Однако остатки таких философских вопросов все же остаются; Например, исследователи все еще озабочены относительным вкладом врожденных и усвоенных факторов в процесс восприятия.
Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, принимаются как должное среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения.Обычно исследователи восприятия просто принимают видимый физический мир, особенно в том виде, в каком он описан в тех областях физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Проблемы, которые они рассматривают, связаны с процессом формирования восприятия в результате взаимодействия физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Еще интересует степень соответствия между восприятием и физическими объектами, с которыми они обычно связаны. Насколько точно, например, визуально воспринимаемый размер объекта соответствует его измеренному физическому размеру (например,г., меркой)?
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно видны, а не воспринимаются по отдельности как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят.Говоря языком гештальт-психологов, непосредственный человеческий опыт складывается из организованных целых ( Gestalten ), а не из совокупностей элементов.
Главной целью теории гештальт в 20 веке было определение процессов мозга, которые могли бы объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, главные из которых немецко-американские. психолог и философ, основоположник теории гештальт Макс Вертхаймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Кёлер отвергли ранее высказанное предположение, что организация восприятия является продуктом выученных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями.Хотя гештальтисты согласились с тем, что простые ощущения с логической точки зрения можно понять как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой опыта. Например, не воспринимается так много дискретных точек (как простые ощущения); восприятие — это пунктирная линия.
Не отрицая того, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой организация восприятия отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, восприятие и функции мозга гештальтисты считали формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг.Многие современные исследования восприятия направлены на то, чтобы вывести конкретные особенности функции мозга на основе такого поведения, которое люди сообщают о своем сенсорном опыте (интроспекции). Все больше и больше таких выводов, к счастью, сопоставляются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.
Многие исследователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания публичных событий. В 1920-х годах возникли серьезные сомнения относительно такого использования У.С. психолог Джон Б. Уотсон и другие, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и не обладают объективностью, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Устные сообщения не исключаются из рассмотрения, если они рассматриваются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные и надежные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего.Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно относит события восприятия к статусу умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).
Одно из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия — это сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что он может быть применен к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать устные отчеты).Однако это ограничение не лишает исследователя богатого запаса гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекций. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.
Поведенческие методы изучения восприятия склонны в минимальной степени задействовать сложные, субъективные, так называемые высшие психические процессы, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом они склонны дегуманизировать теорию восприятия и исследования.Таким образом, когда внимание ограничивается объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронные компьютеры). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интересных теоретических вкладов (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что из этих человеко-машинных аналогий могут появиться такие практические приложения, как создание искусственных «глаз» для слепых.Компьютерные машины, которые могут различать визуальные шаблоны, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.
.
Статья о восприятии The Free Dictionary
сложная система получения и преобразования информации, обеспечивающая организм отражением объективной реальности и ориентацией на окружающий мир.
В случае ощущений восприятие является отправной точкой познания, поставляя первичный материал, полученный из органов чувств. Поскольку это необходимое условие познания, восприятие в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мысли и проверяется практическим опытом.Без такого посредничества и проверки восприятие может действовать как источник как подлинного знания, так и ошибок и иллюзий.
В восприятие входят обнаружение объекта в воспринимаемом поле, дифференциация определенных признаков в объекте, различение в объекте информативного содержания, связанного с целью действия, а также ознакомление с различаемым содержанием и формирование изображения ( или «оперативная единица» восприятия).
Большой вклад в развитие научных знаний о восприятии внесли философы, астрономы, физики и художники, в том числе Аристотель, Демокрит, Дж.Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Х. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных эффектов, возникающих под действием различных объективных раздражителей, тогда как сам процесс восприятия оставался за пределами исследования. В основе методологии такого подхода лежала сенсационность в теории познания, особенно разработанная Ж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э. Кондильяк).В психологии этот подход получил наиболее яркое выражение в концепции восприятия, согласно которой чувственный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода — то есть игнорирование деятельности субъекта, изучение только результатов процесса восприятия и представление группы анализаторов в коре как субстрата сенсорных процессов, как место, где якобы происходит трансформация нервных процессов в мысленные психические образы, — все это создавало практические трудности для разработки методов управления процессами восприятия с целью его совершенствования и развития.Более того, теоретически это привело либо к различным субъективным и идеалистическим теориям, либо к отказу от научного объяснения восприятия.
Решительный шаг в преодолении концепции пассивного «рецептора» сделали советские психологи, которые, исходя из методологии диалектического материализма и понимания рефлекторной природы чувственных процессов Сеченовской школы, рассматривали восприятие как своеобразную деятельность, направленную на то, чтобы изучение воспринимаемого объекта и создание его копии или представления.В настоящее время исследования восприятия ведутся в нескольких областях на различных уровнях процессов получения и преобразования информации. На начальном уровне перципиентных систем (сетчатка глаза, кортиева органа уха и др.) Проводятся исследования анатомо-морфологических, биофизических и электрофизиологических свойств активности рецепторов. Восприятие также изучается на нервном, психофизиологическом, психологическом и социопсихологическом уровнях.В кибернетике и бионике проводится большое количество исследований по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разного рода исследований восприятия публикуются в десятках журналов, посвященных в первую очередь проблемам восприятия. Однако следует подчеркнуть, что до сих пор не было успешной разработки стандартной теории восприятия, которая объединила бы результаты многочисленных исследований. При попытках смоделировать такие свойства восприятия, как осмысленность, постоянство и объектность, возникли большие трудности.
Согласно современным представлениям, совокупность процессов восприятия обеспечивает субъективное, предвзятое и тем не менее адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа восприятия (его соответствие действительности) достигается за счет того, что в его формировании происходит реконструкция (А. Н. Леонтьев), то есть приспособление систем восприятия к свойствам раздражителя. Например, при движении руки, когда она ощущает объект, в движении глаза, когда он следует контуре, и в движениях гортани, когда он воспроизводит звук, создается копия, сопоставимая с оригиналом.Признаки несоответствия, попадающие в нервную систему, корректируют формирующийся образ и, следовательно, корректируют практические действия, выполняемые на основе этого образа. Следовательно, восприятие представляет собой своего рода саморегулирующийся процесс с механизмом обратной связи и способностью подчиняться особым характеристикам отражаемого объекта.
Важным свойством восприятия является способность реконструировать сенсорные модели внешнего мира, воздействующие на субъект, и изменять методы их построения и идентификации.Один и тот же объект может служить прототипом многих моделей восприятия. В процессе их формирования они уточняются, и из набора свойств объекта выводятся свойства и признаки, что приводит к восприятию мира таким, какой он существует на самом деле. Целенаправленные процессы восприятия (перцепционная деятельность) проявляются в своей развитой, внешней форме только на ранних этапах онтогенеза, когда наиболее ярко раскрывается их структура и их роль в формировании образов восприятия.Впоследствии они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не приобретут форму мгновенного акта «распознавания» объекта. Это было описано гештальт-психологами, которые ошибочно считали это исходной, генетически первичной формой восприятия.
Любая живая система обладает развитым алфавитом, то есть определенным комплексом образов или моделей восприятия. При построении изображения объекта устанавливается соответствие систем восприятия характеристикам стимула; во время идентификации или работы посредством формируемых изображений характеристики и направление процесса существенно меняются (А.В. Запорожец). То есть, с одной стороны, субъект реконструирует с помощью своих собственных движений и действий определенное представление или образ воспринимаемого объекта; с другой стороны, происходит перекодирование или перевод полученной информации на «язык» действующих единиц восприятия или моделей восприятия, которые уже освоены субъектом. Второй аспект выражает тот факт, что одновременно с установлением соответствия воспринимающих систем субъекта объекту также устанавливается соответствие объекта субъекту, и только это двойное преобразование приводит к образованию здравый, адекватный и, тем не менее, субъективный образ объективной реальности.
В хорошо развитых процессах восприятия существуют специализированные виды деятельности, на основе которых субъект может различать информационное содержание и связывать представленный объект с его накопленными моделями восприятия. Затем он может должным образом реализовать процесс ассоциации, окончательной идентификации и отнесения объектов к тому или иному классу, то есть категоризацию. Процесс идентификации требует значительно меньше времени, чем процесс формирования изображения: для того, чтобы связать и идентифицировать, необходимо только выделить определенные стандартные свойства и признаки из представленного объекта.Воспринимающие системы (особенно это проявляется в случае зрения) обладают определенной «манипулятивной» способностью: в течение короткого времени субъект имитирует процессы формирования изображения, как если бы он рассматривал объект с разных сторон и находил эту точку. при котором есть максимальное облегчение ассоциации и идентификации.
В общем акте поведения существует еще одна уникальная форма восстановления соответствия: процессы реструктуризации и преобразования изображения с целью представления информации в форме, пригодной для принятия решения.В этом процессе происходит разрешение проблемы изменения реальности, адекватное планам и целям поведения. Такому изменению предшествует трансформация образа ситуации, которая, как правило, неосознаваема, но тем не менее вносит существенный вклад в решение жизненных проблем, с которыми сталкивается субъект. Восприятие — это не пассивное копирование реальности, а активный творческий процесс познания.
Изучение восприятия имеет значение в эстетике, педагогическом образовании, спорте и т.д., и в каждой из этих областей решаются конкретные проблемы восприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка . Москва, 1950.
Соколов Е.Н. Восприятие и условный рефлекс . М., 1958.
Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания . М., 1960.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики , 2-е изд. Москва, 1965.
Розенблатт, Ф. Принципы нейродинамики . Москва, 1965. (Пер. С англ.)
Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения .М., 1965.
Шехтер М.С. Психологические проблемы узнавания . Москва, 1967.
Восприятие и действие . Москва, 1967.
Григорий Р.Л. Глаз и мозг . Москва, 1970. (Пер. С англ.)
Зинченко В.П., Н.Ю. Верджилес. Формирование зрительного образа . М., 1969.
Олпорт, Ф. Х. Теории восприятия и концепция структуры . Нью-Йорк-Лондон [1955].
.