Высшим видом памяти является: Персональный сайт — Тест 13. Память

Содержание

Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки

1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной

3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией

9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность

12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности

14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом

18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., — это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная

23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности

ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ТЕСТ 1 «ПАМЯТЬ» — Тесты с ответами — Вопросы тестов онлайн — Каталог тестов

1. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:

а) трактат Аристотеля;

б) классический труд Галена «О частях человеческого тела»;

в) трактат Сократа;

г) трактат Платона.

2. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:

а) гештальтпсихологии;

б) ассоциативной психологии;

в) бихевиоризма;

г) когнитивной психологии.

3. Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал:

а) В.М. Бехтерев;

б) А.Р. Лурия;

в) П.И. Зинченко;

г) Л.С. Выготский.

4. Последовательное применение принципа деятельности в изучении процессов памяти характерно для исследований:

а) Б.Г. Ананьева;

б) А.В. Запорожца;

в) П.И. Зинченко;

г) С.Л. Рубинштейна.

5. Сторонником ассоциативного направления в психологии памяти был(а):

а) Б.В. Зейгарник;

б) Г. Эббингауз;

в) Г. Мюллер;

г) А.Н. Леонтьев.

6. В отличие от других представителей гештальтпсихологии подчеркивал роль потребностей и намерений субъекта в процессах памяти:

а) В. Кёлер;

б) К. Коффка;

в) М. Вертхеймер;

г) К. Левин.

7. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

а) деятельностная теория памяти;

б) ассоциативная теория памяти;

в) гештальттеория;

г) психоаналитическая теория памяти.

8. Пионером в экспериментальном изучении смысловой памяти был:

а) Г. Мюллер;

б) А. Пельцекер;

в) Э. Мейман;

г) Э. Крепелин.

9. Истинное искусство памяти есть искусство внимания по словам:

а) Д. Нормана;

б) С. Джонсона;

в) Г. Эббингауза;

г) А. Бине.

10. В результате усовершенствования метода свободных ассоциаций новый вид ассоциативного эксперимента – метод навязанных ассоциаций – был введен:

а) К. Юнгом;

б) Ж. Пиаже;

в) П. Жане;

г) В. Вундтом.

11. Новый метод изучения памяти (метод угадывания) был введен:

а) В. Вундтом и С. Холлом;

б) Г. Эббингаузом и Э. Крепелином;

в) Г. Мюллером и А. Пельцекером;

г) Э. Мейманом и Ф. Шуманном.

12. Репрезентация информации в сенсорном регистре – это:

а) след сенсорного воздействия;

б) в основном семантическая память;

в) акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память;

г) в основном логическая память.

13. Память о своей памяти называется:

а) оперативной памятью;

б) метапамятью;

в) автобиографической памятью;

г) кратковременной памятью.

14. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

15. Опосредованная и непосредственная память различаются:

а) по ведущему анализатору;

б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания;

в) по степени активности субъекта;

г) по видам деятельности.

16. Генетически первичной считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

17. Высшим видом памяти считается память:

а) двигательная;

б) образная;

в) эмоциональная;

г) вербальная.

18. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

19. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., – это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) феноменальная;

г) эмоциональная.

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

21. Тип зрительной памяти, долго сохраняющей яркий образ со всеми деталями воспринятого, – это память:

а) эйдетическая;

б) наглядно-образная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

22. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется:

а) долговременной;

б) эмоциональной;

в) произвольной;

г) механической.

23. Сенсорная память:

а) продолжительна;

б) лежит в основе отдельных образов;

в) многоуровневая;

г) действует на уровне рецепторов.

24. В течение четверти секунды функционирует память:

а) сенсорная;

б) кратковременная;

в) долговременная;

г) оперативная.

25. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью:

а) оперативной;

б) иконической;

в) кратковременной;

г) эхонической.

26. Оперативную память как вариант кратковременной памяти под определенным углом зрения рассматривает:

а) Б.Г. Ананьев;

б) С.Л. Рубинштейн;

в) А.Н. Леонтьев;

г) М.С. Роговин.

27. Модель оперативной памяти разработал(и):

а) А. Бэддли и А. Хитч;

б) Р. Аткинсон и М. Шиффрин;

в) Дж. Гилфорд;

г) Дж. Сперлинг.

28. Основной характеристикой оперативной памяти является:

а) кратковременность сохранения;

б) действия на уровне рецепторов;

в) неустойчивость к помехам;

г) лабильность.

29. У. Найссером было введено в научный оборот понятие:

а) эхоническая память;

б) оперативная память;

в) автобиографическая память;

г) метапамять.

30. Структура долговременной памяти:

а) ассоциативна;

б) неассоциативна;

в) алогична;

г) не выяснена.

31. Ранней генетической формой памяти является запоминание:

а) непроизвольное;

б) произвольное;

в) послепроизвольное;

г) оперативное.

32. Отношение непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития изучал:

а) А.А. Смирнов;

б) А.Р. Лурия;

в) А.Н. Леонтьев;

г) В.П. Зинченко.

33. Графическое отражение отношений непосредственного и опосредованного запоминания в процессе развития имеет вид:

а) трапеции;

б) параллелограмма развития;

в) квадрата развития;

г) треугольника.

34. Для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал, как показали исследования:

а) П.И. Зинченко;

б) А.А. Смирнова;

в) А.Н. Леонтьева;

г) А.А. Леонтьева.

35. Автором метода заучивания (метода последовательных воспроизведений) является:

а) П. Жане;

б) Д. Норман;

в) Г. Эббингауз;

г) А. Бэддели.

36. Количество воспроизведенных или узнанных элементов ряда в абсолютных числах или в процентах к общему объему предъявленного стимульного материала называется коэффициентом:

а) запоминания;

б) точности запоминания;

в) ошибок;

г) забывания.

37. Количество повторений, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем:

а) мобилизационной готовности;

б) объема памяти;

в) запоминания;

г) забывания.

38. Прочность запоминания не зависит:

а) от степени участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта;

б) от значимости соответствующего материала для достижения предстоящих целей;

в) от эмоционального состояния субъекта;

г) от объема памяти.

39. Индивидуальные особенности памяти не выражаются в таких ее свойствах, как:

а) быстрота;

б) прочность;

в) точность;

г) интенсивность.

40. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

а) включается в условия достижения цели;

б) входит в содержание основной цели деятельности;

в) включается в способы достижения цели;

г) предъявляется в свободном порядке.

Тест с ответами: «Память и её виды»

I вариант.

1. Способность к воспроизведению прошлого опыта:
а) память +
б) воображение
в) запоминаемость

2. По продолжительности память бывает:
а) оперативная +
б) кратковременная
в) длительная

3. Какая память наиболее точно удерживает информацию:
а) оперативная
б) долговременная
в) мгновенная +

4. Какая память является самой сильной и преобладающей:
а) зрительная +
б) осязательная
в) слуховая

5. Осмысленное запоминание достигается:
а) сравнением
б) сохранением
в) все варианты верны +

6. По характеру психической активности память может быть:
а) внутренняя
б) образная +
в) абстрактная

7. Что относится к виду запоминания:
а) объем памяти
б) воспроизведение
в) осмысление +

8. Информация, которая хранится в генотипе:
а) внутренняя память +
б) моторная память
в) образная память

9. Запоминание может быть:
а) непреднамеренное +
б) многократное
в) случайное

10. Факторы, влияющие на воспроизведение:
а) настроение
б) общее состояние +
в) забывчивость

11. К видам памяти относятся:
а) произвольная и непроизвольная +
б) распределенная и устойчивая
в) преактивная и ретроактивная

12. Зрительная память относится к следующему типу:
а) логическая память
б) образная память +
в) кратковременная память

13. Сколько в среднем слов за раз может запомнить человек:
а) 5 – 9 +
б) 3 – 4
в) 17 – 20

14. Что такое мнемотехнические приемы:
а) перевод информации в образы, картинки
б) длительное сохранение информации
в) специальные приемы для облегчения запоминания +

15. Отсутствием памяти называется:
а) Амнезия +
б) Традукция
в) Апперцепция

16. Формы воспроизведения:
а) реминисценция
б) узнавание
в) все варианты верны +

17. К какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа:
а) к долговременной +
б) к кратковременной
в) к оперативной

18. “Метод зацепок” – это:
а) выявление арифметической зависимости между группами цифр в числе
б) замена цифр образами +
в) выделение знакомых чисел

19. Отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым:
а) индукция
б) эйдетизм
в) реминисценция +

20. Первым в истории европейской культуры произведением по психологии памяти был:
а) трактат Сократа
б) трактат Аристотеля +
в) трактат Платона

II вариант.

1. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках:
а) когнитивной психологии +
б) гештальт-психологии
в) ассоциативной психологии

2. Направление в психологии, которое в качестве первичных факторов памяти выдвигает некоторые целостные психологические структуры, несводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:
а) ассоциативная теория памяти +
б) деятельностная теория памяти
в) психоаналитическая теория памяти

3. Репрезентация информации в сенсорном регистре – это:
а) в основном логическая память
б) в основном семантическая память +
в) акустическая или артикуляционная, возможно, зрительная и семантическая, память

4. Память о своей памяти называется:
а) оперативной памятью
б) автобиографической памятью
в) метапамятью +

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:
а) ведущий анализатор
б) активность субъекта
в) предмет отражения +

6. Опосредованная и непосредственная память различаются:
а) по ведущему анализатору
б) по использованию вспомогательных средств в процессе запоминания +
в) по видам деятельности

7. Генетически первичной считается память:
а) двигательная +
б) вербальная
в) образная

8. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) эмоциональной
б) механической
в) логической +

9. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т.п., – это память:
а) наглядно – образная+
б) феноменальная
в) эмоциональная

10. В течение четверти секунды функционирует память:
а) кратковременная
б) сенсорная +
в) долговременная

11. Под способностью к воспроизведению прошлого опыта, и выражающиеся способностью длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения понимают:
а) память+
б) мышление
в) внимание
г) самосознание;

12. К видам памяти относятся:
а) преактивная и ретроактивная
б) распределенная и устойчивая
в) произвольная и непроизвольная+
г) все варианты верны;

13. Отметьте, к какому типу относится зрительная память?
а) механическая память
б) образная память+
в) логическая память
г) кратковременная память;

14. Определите, сколько в среднем слов за раз может запомнить человек?
а) 17 – 20
б) 3 – 4
в) 12 -15
г) 5 – 9+

15. Мнемотехнические приемы это:
а) специальные приемы для облегчения запоминания+
б) перевод информации в образы, картинки
в) длительное сохранение информации
г) сохранение информации в течение нескольких часов;

16. Как называется отсутствием памяти?
а) Апперцепция
б) Традукция
в) Амнезия+
г) все варианты неверны;

17. Какие существуют формы воспроизведения?
а) узнавание
б) реминисценция
в) воспоминание
г) все варианты верны;+

18. Определите, к какому виду памяти человек в естественных условиях не имеет доступа:
а) к промежуточной
б) к долговременной+
в) к оперативной
г) к кратковременной;

19. Что такое «метод зацепок»?
а) выявление арифметической зависимости между группами цифр в числе
б) выделение знакомых чисел
в) замена цифр образами+
г) все варианты верны;

20. Что понимается под отсроченным воспроизведением ранее воспринятого, казавшегося забытым?
а) реминисценция+
б) эйдетизм
в) индукция
г) дедукция.

Статья «Виды памяти человека».

Основные виды памяти и их характеристика.

  1. Понятие памяти в зарубежной и отечественной литературе

Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.) была целиком построена на учении об ассоциациях. Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения. Исходя из этого, Эббингауз и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных слогов, состоящих из трех букв (одной гласной, расположенной между двумя согласными, с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное слово. В подборе такого материала Эббингауз руководился стремлением получить однородный материал и создать единообразные условия для различных испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала. Например, опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Однако процесс забывания можно замедлить. Для этого необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Об этой классической теории, которая попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией. Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения, существенную роль играют смысловые связи.

Исследования (А. Бине, К. Бюлера и ряд других, которые принадлежали к группе теоретиков «смысловой памяти») отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании и показали, что осмысленное запоминание подчинено иным закономерностям, чем механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, И. А. Рыбников, например, установил, что осмысленное запоминание в 22 раза эффективнее механического. Проблемами осмысленного и смутного забывания занимался видный учёный в области психологии и педагогики — Л.В. Занков. Как показали исследования Л. В. Занкова, в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени и вместо них на первый план выступают существенные, внутренние отношения вещей (логические связи, сходство вещей и т. д.), которые не всегда совпадают со связями во времени.

В отечественной науке известны примеры феноменальной памяти. Так, А. Л. Лурия обнаружил выдающуюся память у некоего Ш., который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме. Ш. мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 20 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.

Экспериментальные исследования показали, что строгой закономерности между тем, как быстро человек запоминает и как долго помнит, нет. Чаще встречается положительная связь между прочностью и скоростью запоминания, т. е. тот, кто быстро заучивает, дольше и помнит, но наряду с этим наблюдается и обратное соотношение. Нет также никакой определенной связи между скоростью и точностью запоминания.

По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу приятное (3. Фрейд), по данным других — неприятное (П. П. Блонский). Кроме того Блонский первый учёный, который разделил память по психической активности. Разноречивость полученных различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других -неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека.

Кроме понятия памяти и её функций, учёные также исследовали нарушения памяти. Нарушения памяти развиваются по «закону обратного хода памяти», предложенному и обоснованному французским психологом Т. Рибо. Развитие болезни начинается с утраты памяти на время, далее утрачивается память на недавние события, а затем – и на давно прошедшие. Вначале забываются факты, затем чувства, последней разрушается память привычек. Восстановление памяти идет в обратном порядке. Например, при нарушении памяти у полиглотов последнее, что они забывают, – это родной язык. А при восстановлении функций памяти у них прежде всего появляется способность говорить на родном языке.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психических функций были выделены этапы фило– и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, а также непосредственную и опосредованную память.

Значительный вклад в изучение памяти внесли отечественные учёные П.И. Зинченко и А.А. Смирнов. Они детально исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания. Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить доступный человеку объем памяти, быстроту, с которой он может запомнить материал, и время, в течение которого он может удерживать этот материал.

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии сложилось мнение о том, что память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.

Исходя из вышеуказанных исследований зарубежных и отечественных психологов , психология располагает сейчас обширным материалом по этой проблеме. Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.

  1. Классификация видов памяти

Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемонических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредствованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Явление замещения — замены информации в переполненной по объему кратковременной памяти. Трудности механического запоминания имен, фамилий и явление замещения. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Подсознательный характер долговременной памяти человека. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

  1. Характеристика основных видов памяти человека

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Такой вид памяти — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ, которая может, как быстро появится и также быстро исчезнуть.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемонических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемонической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Механизмы и принципы работы памяти головного мозга человека / Хабр

Поводом написания данной статьи послужила публикация материала американских неврологов на тему измерения емкости памяти головного мозга человека, и представленная на GeekTimes днем ранее.

В подготовленном материале постараюсь объяснить механизмы, особенности, функциональность, структурные взаимодействия и особенности в работе памяти. Так же, почему нельзя проводить аналогии с компьютерами в работе мозга и вести исчисления в единицах измерения машинного языка. В статье используются материалы взятые из трудов людей, посвятившим жизнь не легкому труду в изучении цитоархитектоники и морфогенетике, подтвержденный на практике и имеющие результаты в доказательной медицине. В частности используются данные Савельева С.В. учёного, эволюциониста, палеоневролога, доктора биологических наук, профессора, заведующего лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН.


Прежде, чем преступить к рассмотрению вопроса и проблемы в целом, мы сформулируем базовые представления о мозге и сделаем ряд пояснений, позволяющих в полной мере оценить представленную точку зрения.

Первое что вы должны знать: мозг человека — самый изменчивый орган, он различается у мужчин и женщин, расовому признаку и этническим группам, изменчивость носит как количественный (масса мозга) так и качественный (организация борозд и извилин) характер, в различных вариациях эта разница оказывается более чем двукратной.

Второе: мозг самый энергозатратный орган в человеческом организме. При весе 1/50 от массы тела он потребляет 9% энергии всего организма в спокойном состоянии, например, когда вы лежите на диване и 25% энергии всего организма, когда вы активно начинаете думать, огромные затраты.

Третье: в силу большой энергозатраты мозг хитер и избирателен, любой энергозависимый процесс невыгоден организму, это значит, что без крайней биологической необходимости такой процесс поддерживаться не будет и мозг любыми способами старается экономить ресурсы организма.

Вот, пожалуй, три основных момента из далеко не полного списка особенностей мозга, которые понадобится при анализе механизмов и процессов памяти человека.

Что же такое память? Память – это функция нервных клеток. У памяти нет отдельной, пассивной эноргонезатратной локализации, что является излюбленной темой физиологов и психологов, сторонников идеи нематериальных форм памяти, что опровергается печальным опытом клинической смерти, когда мозг перестает получать необходимое кровоснабжение и примерно через 6 минут после клинической смерти начинаются необратимые процессы и безвозвратно исчезают воспоминания. Если бы у памяти был энергонезависимый источник она могла бы восстановиться, но этого не происходит, что означает динамичность памяти и постоянные энергозатраты на ее поддержание.

Важно знать, что нейроны, определяющие память человека, находятся преимущественно в неокортоксе. Неокортекс содержит порядка 11млрд. нейронов и в разы больше глии. (Глия – тип клеток нервной системы. Глия является средой для нейронов глиальные клетки служат опорным и защитным аппаратом для нейронов. Метаболизм глиальных клеток тесно связан с метаболизмом нейронов, которые они окружают.

Неокортекс:

Глии, связи нейронов:

Хорошо известно, что в памяти информация хранится разное время, существуют такие понятия как долговременная и кратковременная память. События и явления быстро забываются, если не обновляются и не повторяются, что очередное подтверждение динамичности памяти. Информация определенным образом удерживается, но в отсутствии востребованности исчезает.

Как говорилось ранее, память – энергозависимый процесс. Нет энергии – нет памяти. Следствием энергозависимости памяти является нестабильность ее содержательной части. Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются во времени вплоть до полной неадекватности. Счета времени у памяти нет, но его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через час забывается ½ от всего попавшего в память, через сутки – 2/3, через месяц – 4/5.

Рассмотрим принципы работы памяти, исходя из биологической целесообразности результатов ее работы. Физические компоненты памяти состоят из нервных путей, объединяющих одну или несколько клеток. В них входят зоны градуального и активного проведения сигналов, различные системы синапсов и тел нейронов. Представим себе событие или явление. Человек столкнулся с новой, но достаточно важной ситуацией. Через определенные сенсорные связи и органы чувств человек получил различную информацию, анализ события завершился принятием решения. При этом человек доволен результатом. В нервной системе осталось остаточное возбуждение – движение сигналов по сетям, которые использовались при решении проблемы. Это так называемые «старые цепи» существовавшие до ситуации с необходимостью запоминать информацию. Поддержания циркуляции разных информационных сигналов в рамках одной структурной цепи крайне энергозатратно. Потому сохранение в пямяти новой информации обычно затруднительно. Во время повторов или схожих ситуациях могут образоваться новые синаптические связи между клетками и тогда полученная информация запомнится на долго. Таким образом, запоминание – это сохранение остаточной активности нейронов участка мозга.

Память мозга – вынужденная компенсаторная реакция нервной системы. Любая информация переходит во временное хранение. Поддержка стабильности кратковременной памяти и восприятия сигналов от внешнего энергетически крайне затратна, к тем же клеткам приходят новые возбуждающие сигналы и, накапливаются ошибки передачи и происходит перерасход энергетических ресурсов. Однако ситуация не так плоха, как выглядит. Нервная система обладает долговременной памятью. Зачастую она так трансформирует реальность, что делает исходные объекты неузнаваемыми. Степень модификации хранимого в памяти объекта зависит от времени хранения. Память сохраняет воспоминания, но изменяет их так, как хочется обладателю. В основе долговременной памяти лежат простые и случайные процессы. Дело в том, что нейроны всю жизнь формируют и разрушают свои связи. Синапсы постоянно образуются и исчезают. Довольно приблизительные данные говорят о том, что этот процесс спонтанного образования одного нейронного синапса может происходить у млекопитающих примерно 3-4 раза в 2-5 дней. Несколько реже происходит ветвление коллатералей, содержащих сотни различных синапсов. Новая полисинаптическая коллатераль формируется за 40-45 дней. Поскольку эти процессы происходят в каждом нейроне, вполне можно оценить ежедневную емкость долговременной памяти для любого из животных. Можно ожидать, что в коре мозга человека ежедневно будет образовываться около 800 млн. новых связей между клетками и примерно столько же будет разрушено. Долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть участков с совершенно не использованными, новообразованными контактами между клетками. Чем больше новых синаптических контактов участвует в сети первичной (кратковременной) памяти, тем больше у этой сети шансов сохраниться надолго.

Запоминание и забывание информации. Кратковременная память образуется на основании уже имеющихся связей. Её появление обозначено оранжевыми стрелками на фрагменте б. По одним и тем же путям циркулируют сигналы, содержащие как старую (фиолетовые стрелки), так и новую (оранжевые стрелки) информацию. Это приводит к крайне затратному и кратковременному хранению новой информации на базе старых связей. Если она не важна, то энергетические затраты на её поддержание снижаются и происходит забывание. При хранении «кратковременной», но ставшей нужной информации образуются новые физические связи между клетками по фрагментам а-б-в. Это приводит к долговременному запоминанию на основании использования вновь возникших связей (жёлтые стрелки). Если информация долго остаётся невостребованной, то она вытесняется другой информацией. При этом связи могут прерываться и происходит забывание по фрагментам в-б-а или в-a (голубые стрелки).»

Из выше сказанного ясно, что мозг динамическая структура, постоянно перестраивается и имеет определенные физиологические пределы, так же мозг чрезмерно энергозатратный орган. Мозг не физиологичен, а морфогенетичен, потому его активности некорректно и неправильно измерять в системах, используемых и применимых в информационных технологиях. Из за индивидуальной изменчивости мозга не представляется возможным делать какие либо выводы обобщающие различные функциональные показатели мозга человека. Математические методы так же не применимы в расчете структурного взаимодействия в работе мозга человека, из за постоянного изменения, взаимодействия и перестраивания нервных клеток и связей между ними, что в свою очередь доводит до абсурда работу американских ученых в исследовании емкости памяти головного мозга человека.

14. Общее представление о памяти. Виды памяти. Процессы памяти.

Память
— это прежде всего накопление, закрепление,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком своего опыта, то есть всего,
что с ним произошло. Существует четыре
главных процесса. Первый — запечатление
(анализ и идентификация различных
характеристик поступающей информации,
ее кодирование). Второй — хранение
(организация и удержание информации).
Забывание
— исчезновение из памяти. Эти два процесса,
противоположные по характеру, представляют
разные характеристики одного процесса.
Забывание дает возможность мозгу
избавляться от избыточной информации.
Сохранение — это борьба с забыванием
нужного, полезного. Третий — воспроизведение,
непроизвольное или произвольное (процесс
появления в сознании ранее воспринятых
мыслей). Это основная функция памяти,
дает человеку возможность использовать
данные своего опыта. Формы
воспроизведения:

узнавание; воспоминание ; припоминание.

В
основе памяти лежат ассоциации.
Предметы или явления, связанные в
действительности, связываются и в памяти
человека. Встретившись с одним из этих
предметов, мы можем по ассоциации
вспомнить другой, связанный с ним.
Запомнить что-то значит связать
запоминание с уже известным, образо­вать
ассоциацию. Различают два
рода ассоциаций:

простые и сложные. К простым относят
три
вида ассоциаций:

по смежности, по сходству и по контрасту.

Существуют
сложные ассоциации — смысловые. В них
связываются два явления, которые и в
действительности постоянно связаны
(причина и следствие, и т.п.). Эти ассоциации
являются основой наших знаний.

ВИДЫ
ПАМЯТИ

По
длительности хранения информации:

1)Долговременная

2)Оперативная

3)Кратковременная

В
соответствии с типом запоминаемого
материала выделяют четыре вида памяти.
Генетически первичной считают двигательную
память
,
то есть способность запоминать и
воспроизводить систему двигательных
операций. Затем формируется образная
память
,
то есть возможность сохранять и в
дальнейшем использовать данные нашего
восприятия. В зависимости от того, какой
анализатор принимал наибольшее участие
в формировании образа, можно говорить
о пяти
подвидах образной памяти:
зрительной,
слуховой, осязательной, обонятельной
и вкусовой. Психика человека ориентирована
прежде всего на зрительную и слуховую
память.

Практически
одновременно с двигательной формируется
эмоциональная
память

— запечатление пережитых нами чувств,
собственных эмоциональных состояний
и аффектом. Высшим видом памяти, присущим
только человеку, считается словесно-логическая
память
.
С ее помощью образуется информационная
база человеческого интеллекта,
осуществляется большинство мыслительных
действий (чтение, счет). Семантическая
память как продукт культуры включает
в себя формы мышления, способы познания
и анализа, основные грамматические
правила родного языка.

По
степени волевого процесса:
непроизвольную
и произвольную память.

Эффективность
произвольной памяти зависит:

1.
От целей запоминания.

2.
От приемов заучивания. Приемы заучивания:

а)
механическое дословное многократное
повторение ;

б)
логический пересказ;

в)
образные приемы запоминания;

г)
мнемотехнические приемы запоминания.

УРОВНИ
ПАМЯТИ

Существует
несколько уровней памяти, различающихся
по тому, как долго на каждом из них может
сохраняться информация. 1
уровень

— непосредственный или сенсорный
тип памяти.

Ее системы удерживают точные и полные
данные о том, как воспринимается мир
нашими органами чувств на уровне
рецепторов. Длительность сохранения
данных 0,1-0,5 секунд. Если полученная на
первом уровне информация привлечет
внимание высших отделов мозга, она будет
храниться еще около 20 секунд.

Это
второй уровень

кратковременная
память

(КП). КП ограничена по объему, при
однократном предъявлении в КП помещается
в среднем 7 + 2. Это магическая формула
памяти человека, т. е. в среднем с одного
раза человек может запомнить от 5 до 9
слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков
информации. КП поддается сознательной
регуляции, может контролироваться
человеком. КП позволяет человеку
перерабатывать большой объем информации,
не перегружая мозг, благодаря тому, что
она отсеивает все ненужное и оставляет
потенциально полезное, необходимое для
решения актуальных проблем (оперативная
память).

И
только делая сознательные усилия, вновь
и вновь повторяя материал, содержащийся
в КП, его можно удержать на неопределенно
долгое время. Долговременная память
(ДП) обеспечивает длительное сохранение
информации. Ее емкость и длительность
в принципе безграничны. Бывает
двух типов:

1) ДП с сознательным доступом; 2) ДП
закрытая.

Оперативная
память

— вид памяти, проявляющийся в ходе
выполнения определенной деятельности,
обслуживающий эту деятельность благодаря
сохранению информации, поступающей как
из КП, так и из ДП, необходимой для
выполнения текущей деятельности.

Промежуточная
память

— обеспечивает сохранение информации
в течение нескольких часов, накапливает
информацию в течение дня, а время ночного
сна отводится организмом для очищения
промежуточной памяти и категоризации
информации, накопленной за прошедший
день переводом ее в долговременную
память. По окончании сна промежуточная
память опять готова к приему новой
информации.

Понятие памяти. Виды памяти и их характеристика — Студопедия

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой «существо мгновения», а, по словам Ивана Михайловича Сеченова, он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Нельзя утверждать, что вся информация, с которой человек сталкивается в своей жизни, надолго хранится в психике. Память человека избирательна и работает по своим законам. С одной стороны, в психике сохраняется значимая для жизни индивида информация, а с другой – человек «избавляется» от «лишней» информации. Если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, а его бы деятельность была полностью парализована. Это и позволяет утверждать, что память – представляет собой способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации (того, что человек отражал, делал, переживал), что делает возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.



Таким образом, память – это важнейшее условие психической жизни личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Исследования памяти ведутся в рамках различных подходов. Физиологический подход сводится к изучению физиологических механизмов запоминания и сохранения информации. Например, О. Хебб (1949) установил, что информация кратковременно запоминается в психике благодаря возникновению электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, а переход этой информации в долговременную память связан с устойчивыми изменениями, возникающими в результате многократного прохождения импульсов через одни и те же синапсы («синапс» – место соединения нервных клеток). Это облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям.


В исследованиях советского ученого Е. Н. Соколова показано, что повторяющееся воздействие внешнего раздражителя приводит к формированию в нервной системе «следа», сохраняющего параметры раздражителя. Этот след назван ученым «нервной моделью стимула». Биохимический подход предполагает, что память функционирует благодаря определенным химическим изменениям в нервных клетках. Признается, что сигналы из внешнего мира вызывают химические изменения в нервных клетках. При этом происходит перегруппировка между различными типами белковых молекул нейронов, что и является предпосылкой запоминания. Психологический подход исследования памяти связан с положениями ряда теорий относительно психических механизмов запоминания. Рассмотрим идеи некоторых теорий.

1. Ассоциативное направление. Представители данного направления считают, что в основе памяти лежат ассоциации (ассоциация – связь между двумя психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого). Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то, по мнению представителей этого направления, – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным – образовать ассоциацию.

2. Гештальттеория. При объяснении функционирования памяти сторонники данной теории используют понятие «гештальт», обозначающее целостную структуру, организацию, не сводимую к сумме составляющих его частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

3. Психоаналитическое направление. Психоаналитики большое внимание уделяют роли бессознательного уровня психики в запоминании, сохранении, забывании информации. В частности, ими показана значительная роль ранних эмоциональных переживаний, следы которых могут влиять на всю последующую жизнь человека. Также особое внимание уделяется ими тому, как негативная информация (воспринимаемая как несущая угрозу для Я) вытесняется из сознания и проявляет себя через сновидения, юмор, оговорки и другие проявления бессознательного.

4. Деятельностный подход. Основная идея, которая отстаивается учеными в рамках данной теории, сводится к следующему: процессы и механизмы памяти обусловлены содержанием и организацией осуществляемой человеком деятельности. Большое значение в изучении памяти имеет исследование конкретных механизмов интериоризации (интериоризация – формирование внутренних структур психики в результате усвоения структур внешней деятельности). Во многом на положениях именно этой теории строится учебная деятельность в школе: уделив должное внимание созданию оптимальных условий для учебной деятельности, мы способствуем развитию памяти детей.

Итак, согласно представлениям отечественных психологов физиологической основой памяти являются следы бывших раннее нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга в результате пластичности нервной системы. Любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

Виды памяти.

Существует несколько подходов к классификации видов памяти. Наибольшее распространение в психологии получили классификации по следующим основаниям: 1) по характеру психической активности; 2) по длительности сохранения; 3) по характеру целей деятельности, 4) в зависимости от способа запоминания.

1) По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на 1) двигательную, 2) эмоциональную, 3) образную и 4) словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, и их последовательности. Данный вид памяти лежит в основе освоения таких конкретных видов деятельности, как ходьба, письмо, вождение автомобиля, спорт, вязание и др.

Эмоциональная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, событий, ситуаций.

Образная память – это память, при которой информация запоминается в виде представлений (образы предметов, природы, искусства, запахов и т.д.). Условно можно сказать, что при образной памяти речь идет о запоминании образов восприятия (информации, полученной при помощи органов чувств). Когда человек способен сохранять и воспроизводить ранее воспринятые образы предметов и событий в самых подробных деталях, говорят о проявлении эйдетизма  (или эйдетической памяти).

Словесно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволяет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

2) По длительности сохранения воспринятой информации память бывает долговременной, кратковременной и оперативной (иногда выделяют также мгновенную и генетическую).

Кратковременная память – это быстрое запоминание информации на короткий срок. В течение каждого дня мы воспринимаем и запоминаем самую различную информацию, которая практически сразу забывается нами. Например, если вы переходите улицу и уступаете проезжающей машине, то чаще всего информация о ней вами будет забыта. Если же вас спросить об этом сразу, вы вероятнее всего сможете вспомнить цвет, форму и некоторые другие особенности машины.

Долговременная память – сохранение информации в психике в течение длительного времени. Считается, что долговременная память – самая сложная и важная система памяти, так как именно благодаря ней человек накапливает и трансформирует свой жизненный опыт. Информация запоминается нами на длительное время по разным причинам. Так, мы надолго запоминаем информацию, если: многократно воспринимаем те или иные объекты, ситуации, людей; при запоминании у нас возникают сильные эмоциональные переживания; если воспринимаемая информация очень значима для нас и др.

Оперативная память обеспечивает запоминание и сохранение информации, необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается, либо попадает в долговременную память.

3) По характеру целей деятельности память может быть произвольной и непроизвольной.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и, соответственно, не затрачивается никаких волевых усилий.

В тех случаях, когда мы целенаправленно запоминаем нужную нам информацию, говорят о произвольной памяти. Произвольная память важна в любой деятельности, осуществляемой человеком:

4) Кроме того, в зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой. Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения, без установления смысловых связей между разными объектами. Смысловая память связана с установлением смысловых связей между запоминаемой и имеющейся в психике информацией. Помимо смысловой связи человек может использовать и ассоциативные связи. Некоторые ученые считают, что продуктивность смыслового запоминания информации примерно в 25 раз выше механического.

типов памяти | Различные факты о мозговых воспоминаниях, Работа

То, что мы обычно называем «памятью» при повседневном использовании, на самом деле является долговременной памятью, но есть также важные процессы кратковременной и сенсорной памяти, которые необходимо проработать, прежде чем долговременная память станет доступной. установлено. Каждый из различных типов памяти имеет свой особый режим работы, но все они взаимодействуют в процессе запоминания, и их можно рассматривать как три необходимых шага в формировании прочной памяти.

Эта модель памяти как последовательность из трех этапов, от кратковременной к долговременной памяти, а не как единый процесс, известна как модальная или с несколькими хранилищами или модель Аткинсона-Шиффрина , после Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин , который разработал ее в 1968 году, и она остается самой популярной моделью для изучения памяти. Его часто также называют процессом памяти , но я использовал это описание для процессов кодирования, консолидации, хранения и отзыва в отдельном разделе.

Следует отметить, что альтернативная модель, известная как модель уровней обработки , была предложена Фергусом Крейком и Робертом Локхартом в 1972 году и постулирует этот вызов памяти и степень, в которой что-то запоминается. , является функцией глубины мыслительной обработки по непрерывной шкале от поверхностных (перцепционных) до глубоких (семантических). В этой модели нет реальной структуры памяти и нет различия между краткосрочной и долгосрочной памятью.

.

Какие бывают типы памяти?

Память — это способность мозга вспоминать прошлый опыт или информацию. Благодаря этой способности ума информация кодируется, хранится и извлекается. В самом широком смысле существует три типа памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.

Обычно, когда мы думаем о слове «память», мы имеем в виду долгосрочную память, например, вспоминая защитника New York Giants. Но наш разум также обладает сенсорной и кратковременной памятью.Не все воспоминания одинаковы; разные типы действуют по-разному.

Сенсорная память

Сенсорная память — наша самая короткая форма памяти. Это очень мимолетно — не более чем вспышка. Сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств. Эти изображения точно сохраняются, но только на короткий момент времени, обычно менее полсекунды.

Вы когда-нибудь махали бенгальским огнем в воздухе и видели за ним след света? Это сенсорная память: образ, запах, звук.Как бы то ни было, сенсорная память работает с нашими чувствами, чтобы быстро вспомнить какую-то вспышку информации.

Существует три основных подкатегории сенсорной памяти. Давайте взглянем.

Iconic Memory

Это относится к непосредственным визуальным воспоминаниям. Иконические воспоминания тоже очень и очень мимолетны. Так мозг запоминает изображение, которое вы только что видели. Скажите, что на экране вашего компьютера промелькнуло что-то менее секунды. Ваш мозг очень быстро «запомнит» то, что он видел, даже после того, как изображение исчезнет.За пределами 0,5 секунды все, что вы «помните», сохраняется в кратковременной памяти.

Эхо-память

Эхо-память, которую иногда называют слуховой сенсорной памятью, относится к звуковой памяти. В целом, эхо-воспоминания хранятся немного дольше, чем культовые: около четырех секунд. Если вы слышите несколько нот мелодии, вы можете напевать ее сразу после того, как она закончится. Однако если через несколько минут вас снова попросят мелодию, вы не сможете ее вспомнить, если она не будет перенесена в кратковременную память.

Тактильная память

Это относится к воспоминаниям, связанным с осязанием. Как и в случае с иконической и эховой памятью, осязательная память одинаково мимолетна. Если вы проведете рукой по шероховатой поверхности, вы запомните точное ощущение, которое вы почувствовали на несколько секунд. После этого память необходимо закодировать в кратковременную память для последующего вызова.

Другие сенсорные воспоминания

А как насчет двух других чувств: обоняния (запаха) и вкуса (вкуса)? Несмотря на то, что мы часто слышим, что наше обоняние — наша самая сильная связь с прошлым, по иронии судьбы, вышеупомянутые три подкатегории более широко изучаются в контексте сенсорной памяти.

Независимо от того, имеете ли вы дело со зрением, запахом или вкусом, помните, что сенсорные воспоминания мимолетны. Это не что иное, как вспышка — вспышка бенгальского огня или изображение, мелькающее на экране.

Если вы ищете советы и рекомендации, которые помогут улучшить память, прочтите статью «Как улучшить память».

Кратковременная память

Краткосрочные воспоминания немного менее преходящи, чем сенсорные, но они все равно исчезают через несколько минут. Этикетка вполне удачная, учитывая их функцию.Кратковременная память — это часть нашего мозга, которая хранит информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить. Если мы составим мысленный список до того, как побежим к Target, то именно наша кратковременная память поможет нам вспомнить кондиционер для белья или складной стул.

Кратковременная память, часто заменяемая термином «рабочая память», является очень временной. Он имеет небольшую емкость, поскольку обрабатываемая информация будет либо быстро удалена, либо занесена в наш банк долговременной памяти. Это своего рода предшественник долговременной памяти, которая имеет множество различных аспектов с различной функциональностью.

Это причина, по которой вы можете постоянно повторять телефонный номер, подходя к телефону; вы храните это число в своей кратковременной памяти.

Пример кратковременной памяти

Лилли припарковалась в гараже на Мейн-стрит. Чтобы заплатить за парковку, ей нужно было запомнить номер своего парковочного места, когда она подошла, чтобы положить деньги в счетчик. Получив билет, она повесила его на лобовое стекло и перешла улицу, чтобы встретиться с друзьями за ужином.

Если бы вы спросили ее, какой у нее номер парковочного места на полпути к десерту, она бы не смогла вам сказать.

Долговременная память

Долговременная память — это система мозга для хранения, управления и вызова информации. Он очень сложный с разным функционалом. Поскольку сенсорные воспоминания мерцают менее секунды, а краткосрочные воспоминания длятся всего минуту или две, долгосрочные воспоминания включают в себя все, от события, произошедшего пять минут назад, до события, произошедшего 20 лет назад.

Есть много разных форм долговременной памяти. Иногда они сознательны, требуя от нас активного мышления, чтобы вспомнить фрагмент информации.В других случаях они находятся без сознания, просто появляются без активной попытки вспомнить, например, вспоминая дорогу от дома до работы, не задумываясь об этом.

Давайте взглянем на некоторые из наиболее распространенных форм долговременной памяти.

Явная память

Иногда называемая сознательной памятью, это преднамеренное вспоминание информации.

Например: каждый раз, когда Кэти заполняет заявление в колледж, она должна сознательно вспомнить свой полный адрес, номер телефона и номер социального страхования.

Декларативная память

Вариант явной памяти, который включает в себя сохранение и напоминание важных фактов, таких как даты, события и информация.

Например: Когда наступает Август, Кэти понимает, что пора купить поздравительную открытку для своей лучшей подруги Сары. 30 августа — день рождения Сары.

Эпизодическая память

Форма декларативной памяти, которая включает в себя способность вспоминать из первых рук жизненный опыт.

Например: мама Кэти звонит, чтобы спросить, чем она занималась на выходных.Кэти должна вспомнить субботний турнир по фрисби и церковное собрание, которое она посетила в воскресенье, чтобы рассказать о них своей матери.

Семантическая память

Семантическая память, также являющаяся формой декларативной памяти, относится к хранилищу словаря, ключевых фактов, имен и общих знаний.

Например: мама Кэти любит NY Giants, но никогда не может вспомнить имя квотербека. Джули постоянно приходится напоминать ей, что его зовут Эли Мэннинг.

Неявная память

Неявная память, которую иногда называют «бессознательной памятью», включает в себя сохранение информации из момента времени, которую нельзя специально вызвать. Вы знаете, как некоторые вещи просто «звонят в колокольчик»?

Например: Саши родители взяли ее на семейный отдых на берег Джерси, когда ей было восемь лет. Много позже, во время весенних каникул в колледже, Саша вернулась на берег Джерси со своими сестрами из женского общества и точно вспомнила, как добраться до променада.

Процедурная память

Форма неявной памяти, процедурная память — это способность вспоминать, как что-то делать, от езды на велосипеде до вождения автомобиля.

Например: Саша обычно садилась в свою машину и проходила серию проверок безопасности перед вождением. Правильно ли расположены ее зеркала? Ее ремень безопасности пристегнут? Теперь она просто входит и автоматически выполняет рутинные проверки, даже не задумываясь о них.

Слуховая память

Слуховая память помогает нам сохранять информацию на основе звуков, которые мы слышим.Когда ребенок узнает о звуках, которые издают буквы, именно его слуховая память позволяет ему помнить, что буква «B» издает звук, который мы слышим в слове «мяч».

Итак, когда ребенок заучивает буквы, в книге может быть одна страница с буквой B. Родитель или учитель моделирует звук, который издает буква. Затем на следующей странице они могут найти слово «мяч». Чтобы ребенок добился успеха, ему необходимо запомнить звук «Б» с предыдущей страницы.

Зрительно-пространственная память

Между тем зрительно-пространственная память — это то, что помогает ребенку ассоциировать изображение баскетбольного мяча со словом «мяч». Способность ребенка называть этот круглый оранжевый объект баскетбольным мячом будет зависеть от полученных им визуальных сигналов.

Это все в голове

Разве разум — это не сказочное исследование? Он выполняет множество функций. Он работает секретарем в форме сенсорной памяти, допускающей вспышки в уме. Он действует как судья и присяжные, решая, какие факты быстро входят и выходят из банка краткосрочной памяти или переходят в долговременную память.

Разум хранит информацию, которую мы можем найти и схватить, намеренно ли мы помещаем ее туда или даже не осознаем, что она там находится. В следующий раз, когда что-то «звенит в колокольчик» для вас, похлопайте свой разум по спине. Обладая более глубоким пониманием того, как работает наша память, попробуйте эти шесть способов увеличить свой словарный запас. Сильная память имеет первостепенное значение для крепкого словарного запаса.

Какие бывают типы памяти? .

Best RAM 2020: лучшая память для вашего ПК

Поиск лучшей оперативной памяти может быть не так привлекателен, как поиск новейших и лучших процессоров и графических процессоров. Однако он так же важен для вашего компьютера, как лучший процессор и лучшая видеокарта . Память, которая является одновременно надежной и быстрой, во многом способствует производительности вашего ПК, поэтому так же важно уделять не меньшее внимание размеру, скорости, емкости и общему качеству вашей оперативной памяти.

Быстрая и надежная оперативная память обеспечит гораздо более плавную работу на компьютере в целом, даже если все, что вы делаете, — это одновременно открываете около 20 вкладок, просматривая Интернет в свободное время.Независимо от того, собираете ли вы свой следующий компьютер или модернизируете текущий, выбор одной из лучших ОЗУ для вашего ПК значительно улучшит его производительность в играх и редактировании видео. Это также поможет свести к минимуму медлительность при решении самых сложных задач.

И в наши дни как никогда важно иметь лучшую оперативную память под капотом. Возрастающие требования со стороны требовательных к памяти операционных систем, таких как Windows 10 или macOS Mojave , а также приложений и лучших компьютерных игр требуют, чтобы у вас была гораздо более функциональная оперативная память.Позвольте нам помочь вам найти тот, который идеально подходит для вас, потому что даже лучший компьютер не справится без него.

Лучшая оперативная память с первого взгляда

  1. Corsair Vengeance LED — лучшая оперативная память
  2. G.Skill Trident Z RGB — лучшая оперативная память DDR4
  3. Kingston HyperX Predator — лучшая оперативная память DDR3
  4. Kingston HyperX Fury — лучшая бюджетная оперативная память
  5. Corsair Dominator Platinum RGB — лучшая высокопроизводительная RAM
  6. HyperX Fury RGB 3733 МГц — лучшая высокочастотная RAM
  7. G.Skill Trident Z RGB DC — лучшая память двойной емкости
  8. Adata Spectrix D80 — лучшая игровая RAM
  9. G.Skill TridentZ Royal — лучшая RGB RAM
  10. Corsair Vengeance LPX — лучшая низкопрофильная RAM
  11. G.Skill Mac RAM — лучшая Mac RAM
  12. Crucial Ballistix Sport — лучший ноутбук RAM

Corsair Vengeance LED так же быстр и отзывчив, как и эстетичен. (Изображение предоставлено Corsair)

1. Corsair Vengeance LED

Тип: DDR4 | Емкость: Комплект 16 ГБ (2 x 8 ГБ) | Скорость: 3200 МГц

Отличная производительность при разгоне

Vibrant LED

Дорогая

Требуется обновление BIOS для работы на 3200 МГц

Corsair — одно из самых надежных имен, когда речь идет о лучшей оперативной памяти на рынке.В частности, в серии Vengeance каждый найдет что-то для себя с предложениями LED DDR4. Помимо того, что эта оперативная память дает сборщикам ПК дополнительный штрих яркого освещения, она имеет надежные теплоотводы, которые обеспечивают максимальное охлаждение для более быстрого разгона и максимальной производительности. Серия Vengeance LED DDR4 от Corsair также отличается задержкой CL16 и колоссальной частотой 3466 МГц, поэтому она такая же быстрая и отзывчивая, как и эстетичная.

Трудно спорить с G. Skill TridentZ RGB как с лучшей оперативной памятью RGB.(Изображение предоставлено: G.Skill)

2. G.Skill Trident Z RGB

Тип: DDR4 | Емкость: 16 ГБ (2×8 ГБ) | Скорость: 3200 МГц

Отличная RGB-подсветка

Легко разгоняется

Немного хлипко

Может показаться слишком ярким для некоторых

На данный момент все знают о G. Skill и его Trident Z RGB серия RAM. Это одна из лучших ОЗУ не только потому, что она быстрая, но и потому, что наверху каждого модуля DIMM есть полоса света с радужными волнами, которую вы можете использовать для согласования с освещением RGB во всей системе.ОЗУ Trident Z RGB DDR4 имеет задержки CAS от 14 до 19, что достаточно круто, но со скоростью до 4266 это почти идеально. Независимо от вашего внешнего вида, трудно спорить с G. Skill TridentZ RGB как с лучшей оперативной памятью RGB.

.

Что такое память? — Человеческая память

Память — это наша способность кодировать, хранить, сохранять и впоследствии вспоминать информацию и прошлый опыт в человеческом мозге. В общих чертах это можно рассматривать как использование прошлого опыта для воздействия или влияния на текущее поведение.

Знаете ли вы?
В течение 60-х годов прошлого века была выдвинута гипотеза, что все клетки человеческого тела способны хранить воспоминания, а не только те, что находятся в мозгу. Эта идея известна как клеточная память или клеточная память.

Это было основано на исследовании передачи памяти с использованием плоских червей-каннибалов, а также на неофициальных свидетельствах трансплантации органов, когда у реципиента, как сообщалось, развились новые привычки или воспоминания, но такие теории теперь считаются псевдонаучными и не вошли в рецензируемые коллеги. научные журналы.

Память — это сумма того, что мы помним, и она дает нам возможность учиться и адаптироваться на основе предыдущего опыта, а также строить отношения.Это способность вспоминать прошлый опыт и способность или процесс вспоминания ранее усвоенных фактов, опыта, впечатлений, навыков и привычек. Это набор вещей, изученных и сохраненных в результате нашей деятельности или опыта, о чем свидетельствует изменение структуры или поведения или воспоминания и узнавание.

Этимологически современное английское слово «память» происходит от среднеанглийского memorie , которое, в свою очередь, происходит от англо-французского memoire или memorie и, наконец, от латинского memoria и memor , что означает «внимательный» или «запоминающий».

В более физиологических или неврологических терминах память — это, в простейшем случае, набор закодированных нейронных связей в мозгу. Это воссоздание или реконструкция прошлого опыта путем синхронного срабатывания нейронов, которые были задействованы в исходном опыте. Однако, как мы увидим, из-за способа кодирования памяти ее, возможно, лучше рассматривать как своего рода коллаж или головоломку, а не в традиционной манере как коллекцию записей, изображений или видеоклипов, хранящихся как дискретные целые.Наши воспоминания не хранятся в нашем мозгу, как книги на полках в библиотеках, а на самом деле являются реконструкциями на лету из элементов, разбросанных по различным областям нашего мозга.

Знаете ли вы?
Недавние исследования показывают, что повторяющиеся приступы смены часовых поясов могут нанести вред височной доле, области мозга, важной для памяти, вызывая ее уменьшение в размерах и снижая производительность при тестировании пространственной памяти.

Считается, что гормоны стресса, такие как кортизол, выделяемые организмом во время стресса (например, нарушение сна, общий стресс и усталость, вызванные длительными перелетами), несут ответственность за это нарушение памяти и других умственных способностей.

Память связана с , но отличается от обучения , которое представляет собой процесс, с помощью которого мы приобретаем знания о мире и изменяем наше последующее поведение. Во время обучения нейроны, которые срабатывают вместе, чтобы произвести определенный опыт, изменяются, так что они имеют тенденцию снова срабатывать вместе.Например, мы изучаем новый язык, изучая его, но затем говорим на нем, используя нашу память для извлечения слов, которые мы выучили. Таким образом, память зависит от обучения, потому что она позволяет нам хранить и извлекать изученную информацию. Но обучение также в некоторой степени зависит от памяти, поскольку знания, хранящиеся в нашей памяти, обеспечивают основу, с которой новые знания связаны ассоциацией и выводом . Эта способность людей обращаться к прошлым воспоминаниям, чтобы представить себе будущее и планировать будущие действия, является чрезвычайно полезным атрибутом для нашего выживания и развития как вида.

Начиная с разработки компьютера в 1940-х годах, память также используется для описания способности компьютера хранить информацию, подлежащую воспроизведению, а также физических компонентов компьютера, в которых хранится такая информация. Хотя действительно существует около параллелей между памятью компьютера и памятью человека, есть также некоторые фундаментальные и важные различия, в основном то, что человеческий мозг организован как распределенная сеть , в которой каждая клетка мозга создает тысячи подключений, а не представляет собой адресный набор отдельных файлов.

Социологическая концепция коллективной памяти играет важную роль в становлении человеческих обществ. Каждая социальная группа увековечивает себя посредством знания, которое она передает из поколения в поколение, либо через устную традицию, либо через письмо. Изобретение письма впервые сделало возможным для людей сохранять точные записи своих знаний вне своего мозга. Письменные, аудиовизуальные носители и компьютерные записи можно рассматривать как своего рода внешней памяти для человека.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *