Зарубежные и отечественные теории профессионального развития личности: Теории личности: отечественные и зарубежные

Зарубежные и отечественные теории развития личности

Выделяются три подхода зарубежных теорий развития:

1. биогенетический: ребенок – существо биологическое, наделен от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп, предел. Среда, в которой воспитывается ребенок, — условие такого изначального предопределенного развития.

Теория рекапитуляции (заимствована из эмбриологии): перенесение принципа биогенетических законов в возрастную психологию позволяет представить психику ребенка как повторение основных стадий эволюции и этапов развития человечества. Биологический фактор включает, прежде всего, наследственность. Отечественные психологи, считают, что наследуются темперамент, задатки, способности.

2. социологизаторский / социогенетический (Дж. Локк — начало). Локк: ребенок – табула раса (чистая доска). Воспитатель (воспитание) пишет все ,что угодно. Ребенок возрастает таким, каким его хотят видеть взрослые. Основной фактор – среда. Активность ребенка не учитывается.

Недостатки этих направлений:

1. эти теории односторонни;

2. нет активности ребенка.

3. подход У.Штерна – теория конвергенции. Принцип конвергенции двух факторов, две стороны: 1. созревание наследственных черт характера; 2. развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка. Эти стороны пересекаются – конвергенция. Теория рассматривает вопрос о соотношении наследственности и среды. Айзенк: 20% среда; 80% наследственность.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Недостаток: не учитывает внутренние причины психического развития, ребенок пассивен и приспосабливается.

Отечественная психология:

Л.С. Выготский: единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет разный удельный вес. Более элементарные процессы (ощущение, восприятие) больше обусловлены наследственно, чем более сложные процессы. Биологизаторскому подходу противопоставил культурно-историческую концепцию развития. Каждая форма культурного развития есть уже продукт исторического развития человечества, а не простого органического созревания, в процессе общественной жизни сами природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития. В одной из лекций, сравнивая развитие ребенка с другими типами развития (эмбриональным, геологическим, историческим), Выготский говорил: «Можно ли себе представить, … что, когда самый первобытный человек только-только появился на Земле, одновременно с этой начальной формой существовала высшая, конечная форма – «человек будущего» и чтобы та идеальная форма как-то непосредственно влияла на первые шаги, которые делал первобытный человек. Невозможно это себе представить. Ни в одном из известных нам типов развития никогда дело не происходило так, чтобы в момент, когда складывается начальная форма… уже имела место высшая форма, идеал, появляющаяся в конце развития, и чтобы она непосредственно взаимодействовала с первыми шагами, которые делает ребенок на пути развития этой начальной, или первичной, формы. В этом заключается величайшее своеобразие детского развития в отличие от других типов развития, среди которых такого положения не могли обнаружить и не находим. Это, следовательно, означает, что среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития».

Социальная среда – источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества. Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования высших психических функций (ВПФ) Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. ВПФ ребенка формируются прижизненно, в результате общения с взрослым.

Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий “биологизаторского”, «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научного и культурно-исторического. (1996 г.)

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. — Студопедия

Ответ:

Феномен личности интересует всех психологов, это основа психологии. Тем более странно, что единого понимания личности не существует. Для систематизации современных теорий личности можно разделить их на зарубежные и отечественные. Первые делятся на разновидности в зависимости от моделей: конфликта, самореализации или согласованности (по классификации Мадди Сальваторе Р.).

Модель конфликта: личность постоянно испытывает сильные противоположные влияния. Внутренний баланс человек может установить только с помощью компромисса, найти который совсем непросто. Разрешение таких конфликтов – цель жизни, единственный путь развития личности. Субъект абсолютно зависим от внешних воздействий.

Теории личности для этой модели:

1. Зигмунд Фрейд. Человек не может следовать базовым, врожденным, биологическим, неизменным инстинктам жизни и смерти, которые занимают область психики «Ид» или «Оно», хотя именно они являются жизненной силой людей. Мешают социальные факторы, например, мораль. Это вызывает состояние внутреннего конфликта. Разрядка возникающего напряжения происходит с помощью «Эго» или «Я», той области психики, которая находит компромисс с реальностью и позволяет иногда удовлетворять инстинкты, получая от этого удовольствие. Так срабатывает защитный психологический механизм. Третья психическая инстанция — «Супер Эго» или «Сверх-Я» — совесть — также помогает обуздывать свои желания в соответствии с установками социума. Тех, кто идет на поводу своего «Оно» общество наказывает. Поведение личности полностью зависит от общественных предписаний.



2. Эрик Эриксон – последователь А. Фрейд. Ведущая сила личности – «Эго». Развитие личности – процесс формирования идентичности, которая состоит из 3 частей: соматической (физической), личностной на основе опыта и социальной по созданию и поддержанию стабильности в обществе.

3. Гарри СтэкСалливан. Личность ведома 2 стремлениями: удовлетворение биологических желаний и обеспечение собственной безопасности. Смысл жизни – нахождение компромисса между биологическим и социальным. Человек следует своим желаниям, стараясь не разрушить чувство защищенности от общественного порицания. При этом могут осознаваться не все биологические потребности. Ощущения безопасности человеческая психика добивается мерами психологической защиты избегания реальности: диссоциация (вытеснение тревожных переживаний из сознания), паратаксическое искажение значения событий, сублимация (подмена неодобряемых биологических желаний социально одобряемыми).



4. Отто Ранк. Индивид не решает конфликты между биологическим и социальным, а ищет компромисс в борьбе только внутренних структур. Это 2 стремления: минимизировать страх жизни и смерти. Внутреннее напряжение возникает при становлении индивидуальности или, наоборот, при обезличивании – слиянии с Другими. Человек живет, балансируя между этими состояниями. Развитая воля избавляет от необходимости применять какие-либо психологические защитные механизмы. Только зрелый, волевой человек легко находит компромисс.

Модель самореализации: личность независима от внешней среды и самодостаточна. Источник для развития своего потенциала кроется в самом индивиде. Здесь такие теории личности:

1. Карл РэнсомРоджерс. Личность состоит из «организма» и «Я». Смысл человеческого существования – поиск своего места, самоактуализация. Единственное условие – позитивное безусловное внимание ближнего. Самые важные психологические свойства – гибкость, адаптивность, спонтанность и индуктивное мышление.

2. Абрахам Гарольд Маслоу. Многосторонний феномен личности в том, что стремление к лучшему свойственно каждому, а потребности имеют строгую иерархию. Высшая мотивация человека – стремление к самоактуализации, росту. «Восхождение» по «лестнице» потребностей происходит через удовлетворение низших нужд: физиологических, в безопасности, в любви. Существует 8 универсальных путей этого. Саморазвитие не прекращается. Самоактуализирующаяся личность не только осознает свои психологические защитные барьеры, но и сознательно избавляется на них.

3. Эрих Фромм. Структура личности: животная и человеческая составляющие. Движущая сила первой – стремление к выживанию. Сущность человеческой природы – познание и свобода как его результат. Но свободную способность действовать ограничивает, например, одиночество. Свобода – прирожденное право человека. Жизнь невозможна без компромисса между биологическим и социальным. Его можно достичь с помощью продуктивной, взаимной любви к ближнему. Только это чувство способно обуздать животные желания. Личность – совокупность качеств индивидуальности. Непродуктивные ориентации – рецептивный, эксплуататорский, накопительский (стяжательский) и рыночный характеры.

4. Альфред Адлер. Главное качество личности – врожденный социальный интерес к взаимодействиям с другими. Человечество физически неполноценно, подвержено болезням и пытается компенсировать эти дефекты бурной деятельностью. Чем больше физических проблем у человека, тем сильнее его стремление к самосовершенствованию. Он сам строит свою жизнь.

Модель согласованности: синтез 2 предыдущих моделей. Личность не может существовать без взаимодействия с внешним миром. Единственный конфликт, который нужно устранять, — рассогласование своих ожиданий от обратной связи с окружающим миром с реальным положением вещей.

Этой модели соответствуют теории личности:

1. Джордж Александер Келли. Человек познает мир, анализирует полученную информацию и на ее основе ищет свое место, движется. У каждого свой набор постоянно меняющихся на основе опыта категорий мышления – дихотомических личностных конструктов, составляющих индивидуальную систему истолкования событий. Иррациональное начало стремится разрушить личность, рассогласовать познавательные конструкты. Тогда человек чувствует тревогу, враждебность, вину и пр.

2. Гордон УиллардОлпорт. Личность включает не только биологическое и социальное, но также когнитивный стиль и духовный поиск. Индивидуальность состоит из совокупности характерных черт, проявляющихся в первую очередь в поведении. Каждой культуре свойствен свой набор общих человеческих черт. Жизненная направленность личности – интенция – позитивное стремление к развитию. Уникальность человека в том, что его стержневые элементы постоянно изменяются.

3. Дэвид Мак-Клелланд. Познание происходит не через конструкты, а через когнитивные схемы, усложняющиеся на протяжении жизни.

: Отечественные теории личности

1. Лев Семенович Выготский. Биологическое и социальное в человеке взаимодействуют по схеме «сознание – культура — поведение», реализующейся благодаря интериоризации. Личность – нерасторжимая целостность, соблюдающая принцип единства «аффекта и интеллекта».

2. Сергей Леонидович Рубинштейн. Игра, учение и труд преобразуют мир, который, в свою очередь, начинает иначе воздействовать на личность, меняя ее и деятельность.

3. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность обусловлена психическим отражением реальности. Базис личности – многообразие ее деятельностей.

4. Константин Константинович Платонов. Личность – отражающая система, психика человека. Сознание – высшая форма психического отражения, состоящая из 4 подструктур.

Самые интересные теории личности опираются не только на теоретические знания, но и на практические данные смежных наук. Основной вопрос каждой из них заключается в характере взаимодействия внутренних структур и внешней среды.

Основные теории профессионального развития.

Лекции по дисциплине “Педагогическая психология”

В основу истории развития психологии профессионального образования как отрасли научного знания  легли  теории профессионального развития. Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

С точки зрения психологии профессионального образования наиболее интересны теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений. При всем многообразии теорий и концепций заслуживают внимания теории психодинамического  направления.

Психодинамическое направление.

 Имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, в рамках данного направления исследователи обращаются к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), “зависти к материнству” (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

Сценарная теория.

Эта теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека. Для того, чтобы “хорошие” карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии “победителей” (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний “Я” (Родителя, Взрослого, Ребенка).

Например, для некоторых людей доминирующее состояние “Я” становится главной характеристикой их профессии: священники – в основном Родители; диагносты – Взрослые; клоуны – Дети”. Личность, ведущая себя как д

Теории профессионального развития личности 1 2 3 4





  • Главная
  • О сайте
  • Политика защиты авторских прав
  • Контакты



Advertisements

Зарубежные концепции профессионального развития Теория э.Гинцберга

Профессиональный
выбор, по мнению автора, длительный,
продолжающийся более десяти лет процесс,
включающий в себя ряд взаимосвязанных
решений. Особо Э.Гинцберг отмечает
необратимость этого процесса (так как
более ранние решения ограничивают
дальнейшие возможности, и заканчивается
он компромиссом между внешним (конъюнктура,
престиж) и внутренними факторами
(индивидуальные особенности)).

Успешное
самоопределение характеризуется
наличием широкого спектра личностно-значимых
позитивных ценностей или «ценностной
насыщенностью»; дающей возможность
своеобразного маневра, а неуспешное –
«ценностной пустотой», их узким спектром
или отсутствием.

Как основной
метод исследования

Э.Гинцберг использовал интервьюирование.
Фиксировалась эмоциональная окрашенность
проблем, которые видят перед собой
подростки и решение которых детерминирует
ход профессионализации.

Исследования
автора позволили представить
профессиональное развитие как
последовательность качественно
специфических фаз, где разделительным
критерием выступают содержание и форма
перевода индивидуальных импульсов в
профессиональные желания.

В дальнейшем,
основываясь на концепции Э.Гинцберга,
Д.Сьюпер создал теорию, в которой были
учтены некоторые недостатки ранее
рассмотренной концепции: неиспользование
общепсихологических закономерностей,
механическое соотнесение профессиональных
желаний и профессиональных реалий,
недостаточность методического оснащения.

Концепция «карьерной зрелости» д.Сьюпера

Эта теория
профессионального развития объединяет
феноменологические концепты и
дифференциальную психологию и является
самой популярной за рубежом. Профессиональное
развитие понимается автором как
длительный, целостный процесс развития
личности.

Д.Сьюпер выделяет
следующие стадии и этапы профессионального
развития,

имеющие самостоятельные задачи:

1.стадия «пробуждения»;

2.стадия «исследования»;

3.стадия «сохранения»;

4.стадия «снижения».

Стадии профессионального
развития соотносятся с этапами жизненного
пути, т.е. с возрастом человека. Особое
место автор отводит стадии «исследования»
(возраст индивида от 15 до 24 лет).

Одновременно с
понятием стадиальности Д.Сьюпер вводит
понятие профессиональной зрелости,
относящееся к личности, поведение
которой соответствует задачам
профессионального развития, характерным
для данного возраста. Принципиальное
значение для автора концепции имеют
индивидуальные профессиональные
предпочтения и типы карьер как способы
реализации индивидом Я-концепции.

Типологическая теория д.Холланда

Терория обращена
к анализу связи личности и экологии.

Процесс
профессионального развития, по мнению
автора, ограничивается, определением
самим индивидом личностного типа, к
которому он относится, отысканием
профессиональной сферы, соответствующей
собственному типу, выбором одного из
четырех квалификационных уровней этой
профессиональной сферы, что определяется
развитием интеллекта и самооценки
(Т.В.Кудрявцев, В.Ю.Шегурова, 1983).

Типы (комплексные
ориентации личности) по Д.Холланду:

1. Реалистическая
ориентация:

мужской тип, активность, агрессивность,
интерес к физической активности, моторные
способности, предпочтение конкретной
работы, конвенциональность в политике,
экономике; в профессиональном выборе
— ремесленные занятия, техника, сельское
и лесное хозяйство.

2. Интеллектуальная
ориентация:

отсутствие направленности на общение,
интерес к абстрактным проблемам,
способности в манипулировании символами,
слабая физическая и социальная активность,
неконвенциональные ценности; в выборе
— естественнонаучные дисциплины,
математика.

3. Социальная
ориентация:

социальная ответственность, потребность
во взаимодействии, вербальные и социальные
способности, эмоциональность и активность
в решении социальных проблем; в выборе
— педагогика, социальное обеспечение,
клиническая психология, профконсультация.

4. Конвенциональная
ориентация
:
предпочтение структурированной
вербальной или знаковой деятельности,
подчиненные роли, конформность, избегание
неопределенных ситуаций, социальной
активности и физического напряжения,
идентификация с позицией власти, ценность
материального положения и статуса; в
выборе — банковская служба, бухгалтерия,
статистика.

5. Предпринимательская
ориентация:
сила,
руководство, вербальные способности,
уверенность в себе, конкурентность,
избегание однозначных ситуаций и
монотонной умственной работы; в выборе
— служба в гостинице, предпринимательство,
промышленное консультирование.

6. Ориентация
на искусство:

чувствительность, потребность в
самовыражении, избегание однообразной
и физической работы, неуверенность в
себе, женственность; в выборе профессии
— искусство, культура.

Отечественные концепции профессионального развития

Ряд авторов (Т. В.
Кудрявцев, В. И. Ковалев, О. А. Овсяник,
Е. В. Прокопьева, С. Т. Джанерьян),
рассматривая процесс становления
специалиста, выделяет разные этапы
профессионализации, в частности:
формирование профессиональных намерений;
профессиональную подготовку;
профессионализацию; мастерство.

1. Формирование
профессиональных намерений

– выбор личностью профессии на основе
учета своих индивидуальных психологических
особенностей и их соответствия содержанию
выбираемой профессии, осознания
необходимости профессиональной
подготовки, формирования первичных
профессиональных целей и путей их
достижения, ориентации и самоопределения
в мире профессионального труда. Содержание
предпрофессионального этапа состоит
в формировании профессиональных мотивов.
Осознание учащимися требований,
предъявляемых профессией, и умение
соотносить их с особенностями своей
личности – один из важнейших факторов,
способствующих активному отношению к
выбору профессии.

2. Профессиональная
подготовка

– освоение системы профессиональных
знаний, умений и навыков, формирование
профессионально важных качеств личности,
положительного отношения и интереса к
будущей профессии. Данный этап охватывает
возраст примерно от 17–18 до 24–27 лет.
Этот возраст определяется как поздняя
юность или ранняя зрелость.

Период студенчества
– период целенаправленной подготовки
к избранной профессиональной деятельности.
Ведущим видом деятельности становится
учебно-профессиональная деятельность,
которая может рассматриваться как
специфический вид деятельности,
направленный на самого обучаемого как
ее субъекта, в плане совершенствования
его интеллектуального, нравственного,
эстетического потенциала, помогающего
понять общечеловеческие ценности,
самого себя, мотивы собственной
деятельности и поведения, своего
отношения к окружающему миру.

Вхождение в
учебно-профессиональную деятельность
означает для личности новую «социальную
ситуацию развития», которая оказывает
важное формирующее влияние на человека,
существенно изменяя и обогащая
мотивационно-потребностную сферу.

Основная особенность
этапа профессионального обучения
заключается в том, что участие студента
в специально организуемой деятельности,
деятельности с достаточно высокой
степенью приближающейся к профессиональной,
с одной стороны, способствует формированию
у студентов адекватных представлений
о профессии, с другой стороны –
формированию системы профессиональных
знаний, умений, навыков, профессионального
мышления и памяти. Развитие же
операциональной основы профессионального
самоопределения наряду с мотивационной,
«обуславливает качественные изменения
в структуре самосознания личности».

Необходимо отметить,
что многие студенты переживают
неудовлетворенность и разочарование
в сделанном (вынужденно или по желанию)
выборе учебно-профессионального поля
и предпринимают попытки внести коррективы
в профессиональный старт. Однако, все
же, у большинства девушек и юношей в
ходе профессионального обучения
укрепляется уверенность в оправданности
сделанного выбора. Идет неосознаваемый
процесс кристаллизации профессиональной
направленности личности. Постепенное
усвоение будущей социально-профессиональной
роли способствует формированию образа
«Я» как представителя определенного
профессионального сообщества.

Профессиональное
обучение способствует обогащению и
формированию более адекватных
представлений о профессии и о самом
себе. Однако только к четвертому-пятому
курсам обучения в структурах образа
профессионала и в его мотивационной
сфере начинают преобладать компоненты,
связанные со спецификой будущей
профессиональной деятельности
(Овсянникова В. В., Брагина В. Д.).

Такой образ
профессионала включает:

1. психологический
уровень

формирование готовности к данному виду
деятельности, осознание человеком своих
возможностей, способностей, интересов,
отвечающих требованиям специальности;

2. интеллектуальный
уровень

усвоение теоретических знаний, умений
и навыков в соответствии с государственным
стандартом, владение, навыками
профессионального самосовершенствования;

3. социальный
уровень

формирование представлений о социальном
статусе специалиста, востребованность
профессии на рынке труда, ее престижность
и оплачиваемость [74].

3. Профессионализация
– адаптация и освоение профессии,
приобретение профессионального опыта,
развитие свойств и качеств личности,
необходимых для квалифицированного
выполнения профдятельности.

Можно выделить,
как минимум, три фактора, влияющих на
становление специалиста-профессионала,
его профессионализм.

Первый фактор
носит характер общего социального
контекста – «цена» той деятельности,
которой должен заниматься или занимается
человек. В современном обществе происходит
принятие и понимание значимости
помогающих профессий – медицина,
психология, социальная работа и др.
Однако общественное мнение полагает,
что данными видами деятельности могут
заниматься все, у кого доброе сердце и
кто обладает гуманно-нравственными
качествами.

Второй фактор –
наличие эталона личности специалиста
помогающей профессии и профессиональной
деятельности; определение функций,
обязанностей, прав специалиста любого
профиля, и специализации; освоение
технологии работы с отдельным человеком,
группой людей, в зависимости от проблемы
и алгоритма ее разрешения.

Третий фактор –
личность самого специалиста, его
потенциал, качества, свойства, мотивация,
интересы, готовность к профессиональной
деятельности и т.д.

В целом,
профессиональная компетентность
специалиста помогающей профессии имеет,
как минимум, три компонента:

1. Методический
компонент

– включает профессиональные умения,
специальную компетентность, стремление
к самосовершенствованию, профессиональное
самосознание, широкий кругозор, творчество
и образовательный уровень специалистов.

2.Организационный
компонент

– включает в себя организаторские
способности, целенаправленность,
уверенность в себе, оперативность,
внимательность и толерантность. 3.
Социальный
компонент

– включает в себя адаптивность,
коммуникативность и самоэффективность,
эмпатию и гуманность. Неоспоримым фактом
является то, что успешность специалиста
помогающей профессии зависит от
равновысокой компетентности на всех
трех уровнях.

4. Мастерство
– на данном этапе профессионализации
личность характеризуется творческим
выполнением профессиональной деятельности,
интеграцией сформированных профессионально
важных качеств личности в индивидуальный
стиль деятельности, постоянным
совершенствованием методик и технологий
собственной профессиональной деятельности.

Теории личности зарубежных авторов (теория)

Описание слайда:

Оцените получившийся результат по данной схеме: «ПППП» (100 % правша) – ориентация на стереотипы, консерватизм, бесконфликтность, нет желания ссориться и спорить.  «ПППЛ» – одна из самых ярких черт характера – нерешительность.  «ППЛП» – это довольно ярко проявленный контактный тип характера. Кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. (Чаще у женщин…)  «ППЛЛ» – такое сочетание не часто встречается. Характер приближен к предыдущему, только более мягкий.  «ПЛПП» – аналитик, с одновременной мягкостью. Привыкает медленно, осторожен в отношениях, терпимость и некоторая холодность. (Чаще у женщин…)  «ПЛПЛ» – очень редкое сочетание. Беззащитность, подверженность различным влияниям. (Чаще у женщин…)  «ЛППП» – это сочетание встречается часто. Эмоциональность, не достает упорства и настойчивости в решении важных вопросов, подверженность чужим влияниям, хорошая приспособляемость, лёгкое вхождение в контакт, дружелюбие.  «ЛППЛ» – более значительная, чем в предыдущем случае, мягкость характера и наивность.  «ЛЛПП» – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.  «ЛЛПЛ» – мягкость, простодушие, доверчивость.  «ЛЛЛП» – энергичность, эмоциональность, решительность.  «ЛЛЛЛ» (100 % левша) – «антиконсервативный тип характера». Способность по-новому взглянуть на старое. Сильные эмоции, выраженный индивидуализм до эгоизма, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.  «ЛПЛП» – очень сильный тип характера. Но неспособность менять свою точку зрения. А также упорство в достижении поставленных целей и энергичность.  «ЛПЛЛ» – подобие предыдущего типа, только не так неустойчив и склонен к самоанализу. Испытывает некоторые трудности в приобретении друзей.  «ПЛЛП» – характер легкий, умение избегать конфликты, лёгкость же в заведении знакомств и общении, частая смена увлечений. «ПЛЛЛ» – независимость и непостоянство, желание всё делать самому. Если у Вас получилось больше букв «П», то доминирует левое полушарие, и наоборот.

Личное Развитие | SkillsYouNeed

Личное развитие — это процесс на всю жизнь. Это способ для людей оценить свои навыки и качества, рассмотреть свои жизненные цели и установить цели, чтобы реализовать и максимально использовать свой потенциал.

Эта страница помогает вам определить навыки, необходимые для постановки жизненных целей, которые могут улучшить ваши перспективы трудоустройства, повысить вашу уверенность и привести к более полноценной, более качественной жизни. Запланируйте соответствующие, позитивные и эффективные жизненные выборы и решения для вашего будущего, чтобы обеспечить возможность для себя.

Хотя развитие в раннем возрасте и ранний формирующий опыт в семье, в школе и т. Д. Могут помочь нам стать взрослыми, развитие личности не должно прекращаться в дальнейшей жизни.

Эта страница содержит информацию и советы, призванные помочь вам подумать о своем личном развитии и о том, как вы можете работать для достижения целей и всего своего потенциала.

«Личное развитие» и «Личные полномочия» — это две области, которые пересекаются и переплетаются, поэтому рекомендуется прочитать эту страницу вместе с нашей страницей «Личные полномочия».


Почему личное развитие важно?

Есть много идей, связанных с личным развитием, одна из которых — процесс самореализации Авраама Маслоу.

Самореализация

Маслоу (1970) предполагает, что у всех людей есть внутренняя потребность в личностном развитии, которая происходит через процесс, называемый самореализацией.

Степень, в которой люди могут развиваться, зависит от удовлетворения определенных потребностей, и эти потребности образуют иерархию.Только когда удовлетворен один уровень потребности, можно развить более высокий уровень. Однако, поскольку изменения происходят на протяжении всей жизни, уровень потребности, мотивирующий чье-либо поведение в любой момент времени, также будет меняться.

Maslow

  • В нижней части иерархии находятся базовые физиологические потребности . для еды, питья, секса и сна, то есть основы для выживания.
  • Во-вторых, нужны охраны и безопасности как в физическом, так и в экономическом смысле.
  • В-третьих, можно добиться прогресса в удовлетворении потребности в любви и принадлежности .
  • Четвертый уровень относится к удовлетворению потребности в самооценке и самооценке . Этот уровень наиболее тесно связан с «самостоятельностью».
  • Пятый уровень относится к , необходимо понимать . Этот уровень включает в себя более абстрактные идеи, такие как любопытство и поиск значения или цели и более глубокое понимание.
  • Шестое относится к эстетическим потребностям красоты, симметрии и порядка.
  • Наконец, на вершине иерархии Маслоу — потребность в самореализации .

Маслоу (1970, с.383) говорит, что все люди должны видеть себя компетентными и автономными, а также что у каждого человека есть неограниченные возможности для роста.

Самореализация относится к желанию каждого 9009 стать всем, на что он способен стать . Другими словами, это относится к самореализации и необходимости раскрыть весь потенциал как уникального человека.

Для Маслоу путь к самореализации включает в себя связь со своими чувствами, полное и полное ощущение жизни.

Маслоу, А. Х. (1970), Мотивация и личность, (2-е издание), Harper & Row, Нью-Йорк.

Подробнее о мотивации см. На наших страницах: Самомотивация и мотивация других.


Управление вашим личным развитием

Есть несколько шагов, которые нужно предпринять для управления вашим личным развитием.

1. Развитие личного видения

Личное развитие может быть просто для удовольствия. Большинству из нас, однако, легче мотивировать себя учиться и совершенствоваться, если у нас есть для этого цель.Развитие вашего личного видения — четкое представление о том, где вы хотите быть через несколько месяцев или лет, и почему — является важной частью разработки этой цели.

Подробнее об этом можно узнать на наших страницах: Разработка личного видения , Улучшение и сужение своего видения и Установка личных целей .

2. Планирование личного развития

Как только вы поймете, где вы хотите быть, вы можете начать планировать, как туда добраться.Составление личного плана развития не является обязательным, но делает процесс планирования более реалистичным.

Подробнее об этой части процесса см. На нашей странице Планирование личного развития .

Если вы изо всех сил пытаетесь определить, какие области следует нацеливать на развитие и совершенствование, вам может быть полезно прочитать наши страницы на страницах Личный SWOT-анализ и Определение областей для улучшения .

3.Начало процесса улучшения

Есть много разных способов, которыми вы можете учиться и развиваться.

На нашей странице Повышение производительности — некоторые специальные методики объясняет некоторые способы обучения, включая метод, называемый передачей опыта.

На нашей странице Предпочтения в обучении показано, как различные типы процесса обучения могут быть более эффективными для определенных людей. Вы также можете найти нашу страницу на Learning Styles , которая поможет вам понять, как вам нравится учиться.

4. Запись вашего личного развития

Часто хорошей идеей является учет вашего личного развития. Записывая ключевые события в вашем обучении и развитии по мере их появления, вы сможете отразить ваши успехи на более позднем этапе.

Подробнее об этом можно узнать на нашей странице, Запись вашего личного развития .

Это размышление может помочь мотивировать вас учиться в будущем. Старайтесь вести учебный журнал или журнал по мере развития своих навыков и знаний.

См. Нашу страницу на «Рефлексивная практика» , чтобы узнать, как это сделать.

5. Пересмотр и пересмотр личных планов развития

На нашей странице Стили обучения использует цикл экспериментального обучения Колба, чтобы показать, что обучение — это цикл. Для более эффективного обучения важно подумать о своем опыте и обдумать, что вы узнали из него. Регулярный анализ ваших личных планов развития и вашей деятельности по развитию гарантирует, что вы извлечете уроки из того, что вы сделали.Это также гарантирует, что ваша деятельность будет продолжать двигаться к вашим целям, и что ваши цели или видение будут иметь отношение к вам.

Подробнее об этом вы можете узнать на нашей странице «Обзор и пересмотр вашего личного плана развития ».


The Skills You Need Guide to Personal Development

Дальнейшее чтение необходимых навыков


Навыки, которые вам нужны Руководство по личному развитию

Узнайте, как установить эффективные личные цели и найти мотивацию, необходимую для их достижения.Это суть личного развития, набор навыков, призванных помочь вам полностью раскрыть свой потенциал, на работе, в учебе и в личной жизни.

Наша электронная книга идеально подходит для всех, кто хочет улучшить свои навыки и учебный потенциал, и в ней много простой практической информации.

,

Как создать план профессионального и личного развития

Что отличает вас от сверстников?

Вы можете говорить на втором языке? В комнате, полной профессионалов в вашей области, кто из вас хорош в публичных выступлениях или знает, как работать с текстовыми платформами? Вы естественно умеете читать людей, но ваша способность строить отношения на рабочем месте нуждается в улучшении?

Личное и профессиональное развитие рассматриваются как разные пути самосовершенствования, но оба идут рука об руку.Если вы заинтересованы в создании плана личного развития или в работе по личностному росту, вы, вероятно, испытаете приятный побочный эффект от изучения новых навыков или укрепления уже имеющихся у вас навыков — достижения ваших личных целей для работы.

Создание личного плана развития

Доктор Шанита Уильямс , ассоциированный вице-президент по привлечению талантов в Южном университете штата Нью-Гэмпшир (SNHU) и докладчик TEDx, говорит, что она использует особый подход, чтобы направлять свое мышление при создании личного плана развития.

  • ШАГ 1: Определите результаты и мотивацию — Уильямс считается первым и наиболее важным шагом, и в конце начинается концепция вашего личного плана развития. «Начните с конца», — сказал Уильямс. Спрашивая себя, каких целей вы хотите достичь и почему, вы узнаете, с чего начать. Устанавливая ваши цели личного роста, Уильямс сказал, не зная, почему вы хотите улучшить себя, ваша мотивация может отказаться и негативно повлиять на ваш успех.«Найдите время, чтобы подумать о том, чего вы хотите достичь, и вы действительно настроите себя на успех», — сказала она.
  • ШАГ 2: Определите необходимые навыки — Следующий вопрос, который вам нужно задать себе, как только вы поймете, что ваша цель, — какие навыки вам понадобятся для достижения этого результата. «У вас может быть несколько навыков, необходимых для достижения желаемых результатов. Не становитесь перегруженными », — сказал Уильямс. «Перечислите их все, чтобы вы могли изучить все возможные пути развития.”Попросите руководителей, коллег или личного тренера по развитию помочь определить навыки, над которыми вам нужно поработать или добавить к вашему набору инструментов.
  • ШАГ 3: Проведите самооценку навыков — Некоторые навыки мы приобретаем естественным путем, а другие требуют большой работы, если мы хотим быть опытными. Уильямс предлагает вам самостоятельно оценить навыки, которые вам необходимы для достижения ваших целей личного роста. Какими навыками вы уже обладаете, а какие займут некоторое время? Спросите внешнюю точку зрения у руководителей или друзей, когда посмотрите, какие из ваших навыков нуждаются в наибольшей степени.Примите во внимание навыки, которые у вас уже есть, и то, как вы работаете в стрессовых условиях. Вы знаете, что можете сделать презентацию для коллег и руководителей в зале заседаний, но знаете ли вы, как бы вы провели презентацию в том же зале? Вы можете развить навыки, которые у вас уже есть, чтобы быть еще более способными.
  • ШАГ 4: Изолируйте один навык — Затем найдите область, на которой вы собираетесь сосредоточиться в первую очередь. Выделите один навык, над которым вы можете работать, чтобы приблизить вас к своей цели.«Это может быть очевидно, — сказал Уильямс, — а в некоторых случаях это может быть проблематично». Выявление и развитие этих навыков один за другим может сделать процесс личного развития менее сложным и помочь вам быстрее достичь целей.
  • ШАГ 5: Разработайте план действий — Для вашего личного плана развития Уильямс сказал, что «важно определить, как выглядит успех, и создать план». Уильямс использует метод постановки целей, называемый « SMART ».Сделайте цели, которые являются Конкретными, Измеримыми, Достижимыми, Соответствующими и полезными, а также Ограниченными по времени . Знайте, чего вы хотите достичь. Не пытайтесь делать слишком много слишком быстро. Празднуйте свои успехи. Делайте сроки, которые вы можете встретить, и придерживайтесь их.

Примеры профессионального развития

Уильямс охарактеризовал профессиональное развитие как серию формальных, социальных и экспериментальных действий, которые развивают навыки и знания на рабочем месте. По словам Уильямса, чтобы получить выгоду от профессионального развития, вам необходимо «лично посвятить себя участию в процессе роста.”

Вы знаете, что хотите сделать себя активом, но с чего начать?

  • ШАГ 1: Формальное развитие — Участие в семинарах, проводимых инструкторами, хорошо осведомленными в вашей области, улучшает ваше понимание новых концепций или повышает ваши навыки. Воспользуйтесь онлайн-СМИ, такими как «Час кодекса» Академии Хана, чтобы отточить свои профессиональные навыки или расширить свои знания в областях, в которых у вас ограниченный опыт.
  • ШАГ 2: Социальное развитие — Вы можете вступить в отраслевую ассоциацию, такую ​​как Ассоциация малого бизнеса или Американская ассоциация медсестер, чтобы связаться с другими в своей области и получить поддержку.Членство в профессиональных ассоциациях такого рода и участие в конференциях, посвященных вашей области, могут помочь вам в работе сети. Еще один способ, который вы можете добавить к своему социальному развитию, — это найти наставника, который делает то, что вы хотите, и готов помочь вам на пути к профессиональному развитию. Учиться у тех, чей успех вы хотите подражать, может сделать вас лучше в том, что вы делаете.
  • ШАГ 3: Опытное развитие — Испытайте себя практикой, основанной на навыках.Свяжись с проектными командами, которые дают возможность проверить свои навыки и продвинуться дальше. Проверка ваших навыков в реальных сценариях поможет вам понять, что работает, а что нет — и что вам еще нужно улучшить.
    Какой путь профессионального развития подходит вам? «Я обнаружил, что ваш стиль обучения будет влиять на то, как вы выбираете свое профессиональное развитие», — сказал Уильямс. Используйте возможности профессионального развития, которые соответствуют вашему стилю обучения, или попробуйте использовать все три варианта.По ее словам, используя комбинацию методов, «она помогает задействовать мою голову, сердце и руки в моем развитии».

личностного роста как профессионального развития

Различные области карьеры предлагают разные подходы к использованию личностного роста для профессионального развития. «В некоторых отраслях требуется определенное количество часов для демонстрации навыков в этой области, в то время как в других отраслях может потребоваться только определенное количество образовательных кредитов для профессионального развития», — сказал Уильямс. «Эти требования различаются в зависимости от отрасли и должности, поэтому важно, чтобы вы поговорили со своим руководителем или другими специалистами в этой области, поэтому у вас есть план, который поможет вам добиться успеха.

Уильямс сказала, что она стала свидетелем личностного роста, ведущего к профессиональному развитию много раз в ее карьере. Она видела, что цели личного роста, такие как , — лучший коммуникатор, а управление конфликтами приводят к профессиональному развитию. «Я также видела цели профессионального развития, которые также привели к личностному развитию», — сказала она. «Если вы действительно развиваетесь, вы замечаете, что такие вещи, как уверенность, улучшаются в различных сферах вашей жизни».

Эшли Уоллис — ветеран армии и писатель со степенью бакалавра по английскому языку и литературе из SNHU.В настоящее время она живет в районе Денвера. Найдите ее в твиттере @AshDWallis.

,

Теории межличностных отношений

Межличностные отношения означают тесную связь между людьми со схожими вкусами, стремлениями и интересами в жизни. Для людей важно иметь здоровые отношения друг с другом не только для более быстрого достижения результатов, но и для позитивной атмосферы на рабочем месте.

Давайте подробно рассмотрим теории развития межличностных отношений:

Теория социального обмена

Теория социального обмена была предложена Джорджем Каспером Хомансом в 1958 году.

Согласно теории социального обмена «отдача и взятие» составляют основу почти всех отношений, хотя их пропорции могут варьироваться в зависимости от интенсивности отношений .

В отношениях у каждого человека есть ожидания от его / ее партнера. Отношения без ожиданий бессмысленны.

Согласно теории социального обмена чувства и эмоции должны взаимно отвечать за успешные и длительные отношения .

Отношения никогда не могут быть односторонними. Человек вкладывает свое время и энергию в отношения только тогда, когда он что-то из этого получает.

Существуют отношения, в которых человек получает меньше, чем дает. Это приводит к ситуациям, когда человек начинает сравнивать свои отношения с другими.

Сравнения иногда могут быть очень опасными, так как они мешают людям ставить все возможное в отношениях. Не всегда думаю, что у тебя будут лучшие отношения с кем-то еще.Поймите своего партнера и сделайте столько, сколько сможете для него. Не всегда ожидайте, что другой человек сначала сделает что-то. Возьмите инициативу в свои руки и цените партнера.

Теория снижения неопределенности

Чарльз Р. Бергер и Ричард Дж. Калабрезе предложили Теорию снижения неопределенности, чтобы объяснить отношения между людьми, которые мало знают друг друга или являются совершенно незнакомыми людьми.

Согласно теории уменьшения неопределенности, два неизвестных, впервые встречающиеся, проходят различные этапы, чтобы уменьшить уровень неопределенности между ними и приблизиться друг к другу .Незнакомцы должны хорошо общаться, чтобы лучше узнать друг друга и выяснить уровень их совместимости.

Ниже приведены этапы, через которые проходят люди, чтобы снизить уровень неопределенности в отношениях.

  1. Стадия входа

    Начальная стадия характеризуется двумя людьми, пытающимися лучше узнать друг друга .

    Каждый пытается выяснить происхождение другого человека, членов семьи, образовательную квалификацию, интересы, хобби и так далее.

    Каждый раскрывает свои симпатии и антипатии, чтобы укрепить связь и вывести отношения на следующий уровень.

  2. Персональный этап

    На втором этапе или на личном этапе человек пытаются узнать больше об отношении и убеждениях своего партнера .

    Люди пытаются узнать больше об этике, ценностях, поведении и природе другого человека в целом. Люди, которые больше не являются незнакомцами, узнают больше о личностных качествах друг друга на личной сцене.

  3. Этап выхода

    Персональная сцена решает судьбу отношений. Люди, которым комфортно в компании друг друга, решают взять на себя долгосрочные обязательства, то есть либо официально жениться, либо остаться вместе навсегда.

    Не все отношения превращаются в браки. Люди, которые не понимают и не приспосабливаются друг к другу, решают взаимно прекратить свои отношения для лучшего будущего.

    Выходной этап характеризуется тем, что люди выходят из отношений в поисках более совместимого партнера .

Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)



Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководством по изучению менеджмента Content Team . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам. Мы являемся сертифицированным образовательным поставщиком по стандарту ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите О нас.Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.

,

Семь ключевых действий для улучшения личного и профессионального развития

«Что вы узнали сегодня?»

7 Sign Этот вопрос звучит знакомо большинству из нас. Скорее всего, вас спросили, когда вы были ребенком. И, если вы родитель, вы, вероятно, спрашивали об этом и своих детей.

Но когда вы в последний раз спрашивали об этом сами?

«Чему сегодня научились и

Если вы хотите быть более эффективным и продуктивным с меньшим стрессом и большей удовлетворенностью, вам следует задавать себе этот вопрос (по крайней мере) каждый день .

Этот вопрос лежит в основе вашего личного и профессионального развития. Развитие требует преодоления существующего положения вещей, чтобы начать изучать что-то новое.

Тем не менее, поскольку человеческая природа является тем, чем она является, мы склонны оставаться там, где мы есть; не вносить изменения, не прилагать усилий или делать то, что нужно, чтобы идти по пути личного развития.

Я не сказал вам ничего, чего вы еще не знаете, и многие статьи, посты и книги будут рассказывать о том, что я сказал до сих пор.Но вместо того, чтобы просто пытаться подтолкнуть вас к тому, чтобы сказать «вы действительно должны быть учеником», я собираюсь дать вам 7-ступенчатый план развития.

Выполните следующие шаги, и вы окажетесь на пути развития, который поможет вам достичь большего и наслаждаться жизнью больше, возможно, даже больше, чем вы когда-либо могли себе представить.

Вы готовы?

  1. Взять на себя ответственность. Никто не может сделать это для вас. Не твои родители. Не твой супруг. Не твой лучший друг. И не твой работодатель.Все эти люди могут поддерживать вас. Однако никто из них не может сделать это за вас. Если вы ждете, пока работодатель предложит вам помощь или оплатит семинар, возможно, вы долго ждали. Если вы ждете, пока ваш супруг купит вам интересующий вас мастер-класс по фотографии, вам лучше набраться терпения. Почему вы должны сделать это для себя, даже для профессионального развития ? Потому что вы тот, кто больше всего выигрывает! Ваше развитие не принадлежит никому, кроме вас.Если другие предлагают помощь, доллары или возможности, прекрасно — просто не ждите начала этой помощи.
  2. Создайте учебный центр. Задолго до того, как спросить: «Чему я научился сегодня?» спросите себя: «Чему я хочу (или должен) научиться сегодня?» Люди учатся существам — в некоторых отношениях мы не можем учить . Но чтобы интенсифицировать ваше личное развитие за пределами случайности или случайности, вы должны четко понимать, что сейчас наиболее важно. Создайте ежемесячный, ежеквартальный и / или ежегодный курс обучения.Да, конечно, уроки будут извлекаться в случайное время, но наличие этого (возможно, ежедневного) фокуса поможет вам осознанно и преднамеренно овладеть навыками и знаниями, которые наиболее важны для вашего роста прямо сейчас.
  3. Свяжите это с мощным «почему». Почему вы хотите учиться? Какую ценность вы приобретете — будь то личное удовлетворение, удовольствие или готовность к следующей акции? Свяжите свое обучение с вещами, которые имеют значение для вас глубоко. Напоминание о том, почему это поможет поддерживать вашу дисциплину, мотивировать вас и улучшать шансы на дальнейшее обучение.
  4. Подключите все

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *