Значение слова восприятие: Значение слова «восприятие» в 10 словарях

Значение слова «восприятие» в 10 словарях

психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов.

Исходная форма познания — ощущение. В. выступает как синтез ощущений. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

Осн. свойствами В. являются предметность, целостность, константность и категориальность. Предметность В. — отнесённость получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Формирование предметности В. связано с практическими действиями ребёнка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям. Целостность — свойство В., состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не наблюдаемы. Константность В. — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий В. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому В. величины неразрывно связано с В. удалённости. Категориальность В. — свойственная высшим формам В. расчленённость и обобщённость. Примером мо- жет служить речевой слух, основанный на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

В. формируется в процессе жизнедеятельности, активных взаимоотношений с предметами. Для развития В. большое значение имеют игра, рисование, различные виды конструктивной деятельности. При нормально организованном воспитании ребёнок уже к концу дошкольного возраста умеет правильно ориентироваться в окружающих предметах и целенаправленно использовать действия В.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 44-45)

ВОСПРИЯТИЕ — это… Что такое ВОСПРИЯТИЕ?

  • ВОСПРИЯТИЕ — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния и т.п. Изначально знания человека имеют чувственную природу.… …   Философская энциклопедия

  • восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности (см. рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, название одного из основных психических процессов у человека, при помощи к рого он познает окружающую его среду. Ассоциативная школа психологии, стремившаяся все психол. акты и состояния разложить на простейшие элементы, под В.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Восприятие —  Восприятие  ♦ Perception    Всякий опыт в той мере, в какой он носит сознательный характер; всякое сознание в той мере, в какой оно носит эмпирический характер. Восприятие отличается от ощущения как большее от меньшего, как множество от… …   Философский словарь Спонвиля

  • восприятие — воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция Словарь русских синонимов. восприятие см. понимание 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский… …   Словарь синонимов

  • восприятие —         ВОСПРИЯТИЕ форма чувственного познания, субъективно представляющаяся непосредственной и относящаяся к предметам (физическим вещам, живым существам, людям) и к объективным ситуациям (к взаимоотношениям предметов, движениям, событиям). Для… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… …   Современная энциклопедия

  • ВОСПРИЯТИЕ — способность живых организмов принимать и преобразовывать информацию, обеспечивая себе отражение явлений окружающего мира в виде ощущений (сенсорных впечатлений), образов или словесных символов (у человека) и ориентировку в пространстве.… …   Экологический словарь

  • ВОСПРИЯТИЕ — ВОСПРИЯТИЕ. Процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Восприятие — ВОСПРИЯТИЕ, целостное отражение объективной реальности в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств человека. Включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВОСПРИЯТИЕ — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Восприятие что это? Значение слова Восприятие

    Значение слова Восприятие по словарю Ушакова:

    ВОСПРИЯТИЕ
    восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).

    Значение слова Восприятие по словарю Брокгауза и Ефрона:

    Восприятие (чувственное). — Это слово (perceptio, Wahrnehmung) употреблялось различными философами в разном смысле. Так, Лейбниц понимал под В. смутное мышление, или мышление на низшей зачаточной степени развития. Давид Юм употребляет слово В. (perception), как равнозначащее со словом ощущение (sensation). по Канту, В. предметов обусловлено действием рассудка, связывающего определенным способом разнообразный извне данный материал ощущений. Этот последний взгляд в тех или других видоизменениях сделался господствующим в новейшей психологии и гносеологии, которая под В. разумеет собственно узнавание того, что дано в ощущении. В этом узнавании следует различать три степени. Во-первых, при всяком данном ощущении вспоминаются прежние такие же ощущения, и через это настоящее ощущение узнается или различается в своем определенном чувственном качестве. так, например, в данном зрительном ощущении я узнаю или различаю оранжевый цвет. Это есть акт (сравнительно) простого В. Во-вторых, ощущая и узнавая при этом кроме оранжевого цвета еще другие чувственные качества, например особый запах и круглую фигуру, и вспоминая прежние случаи такой же связи и дополняя ее представлением о других чувственных качествах, не воспринимаемых действительно в данном случае, но воспринимавшихся прежде в постоянной связи с данными, как-то: шероховатость, известная структура, особый вкус, — мы узнаем определенный предмет, а именно апельсин. Но чтобы этому акту сложного В. сообщить полноту объективной действительности, необходимо ввести его в общий состав нашего опыта, что и делается, в третьих, когда мы вспоминаем в данном случае, что этот апельсин был положен нами на стол вчера вечером при таких-то и таких-то обстоятельствах. Только через этот акт заключительного В. данное чувственное явление принимается нами как истинное (wird wahrgenommen, т. е. als wahr genommen, откуда и Wahrnehmung), а без него не только отдельное впечатление, например цвет, но и целый образ отдельного предмета может оказаться лишь субъективною иллюзией или галлюцинацией. Из сказанного ясно, что В. на всех трех степенях своих основано главным образом на деятельности воспоминания (см. Память). Те случаи, когда (как, например, при внезапном пробуждении или при возвращении зрения у слепого) субъект не может сразу узнать окружающей его действительности, наглядно показывают, что В. есть сложный и постепенный процесс, хотя обыкновенно мы не сознаем раздельно его моментов. О восприятии времени и пространства — см. Время и Пространство. Вл . Соловьев.

    Определение слова «Восприятие» по БСЭ:

    Восприятие — сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с Ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой. Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, Иллюзии (подробнее см. Теория познания).
    К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле. различение отдельных признаков в объекте. выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия. ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или «оперативной единицы» В.).
    Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на Сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода — игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психические образы, — практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим теориям, либо к отказу от естественнонаучного объяснения В.
    Решающий шаг в преодолении пассивной «рецепторной» концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т.д.) исследуются анатомо-морфологические, биофизические, электрофизиологические особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленные исследования по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до настоящего времени не удалось построить единую теорию В., которая интегрировала бы результаты многочисленных исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др.
    Согласно современным представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т.д. — во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом. сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта.
    Важное свойство В. — возможность перестройки чувственных моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) моделей, В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях Онтогенеза, где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта
    «усмотрения» объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В.
    Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собственных движений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта. с другой стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на
    «язык» оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности.
    В развитых процессах В. имеются специальные перцептивные действия. на их основе производится выделение информативного содержания, по которому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа. для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой
    «манипулятивной» способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации.
    В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существенный вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В. — не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания.
    Изучение В. имеет важное значение и свои специфические стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т.д.
    Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950. Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958. Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960. Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965. Розенблатт Ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965. Ярбус А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965. Шехтер М. С., Психологические проблемы узнавания М., 1967. Восприятие и действие, М., 1967. Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970. Зинченко В. П. и Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969. Allport F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. -L., [1955].
    В. П. Зинченко.


    Восприятие — это… Что такое восприятие?

    восприятие

    Восприятие

    Восприя́тие, перце́пция (от ) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.

    Согласно философии эмпиризма, восприятие состоит из ощущений или, в более поздней версии этой философии, из так называемых чувственных данных (Дж.

    восприятие

    I ср.Способность воспринимать явления окружающего мира; усвоение, осознание. II ср.Психический процесс чувственного отражения действительности в сознании, включающий в себя понимание и осмысление ее на основе предшествующего опыта.

    восприятие

    ср.
    1) Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание.
    2) а) Психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта. б) Образ, возникающий в результате такого процесса.
    3) устар. Процесс действия по знач. глаг.: восприять.

    восприятие

    воспри`ятие, -я

    восприятие

    форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ Законы восприятия. восприятие <= воспринять

    восприятие

    сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

    восприятие

    восприятие ср.
    1) Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание.
    2) а) Психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта. б) Образ, возникающий в результате такого процесса.
    3) устар. Процесс действия по знач. глаг.: восприять.

    восприятие

    восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).

    восприятие

    психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.

    восприятие

    Психический процесс, одна из стадий познавательной деятельности, приводящая к созданию образа объекта на основе анализа и синтеза отдельных его качеств, выделения при этом существенных признаков предмета или явления и отвлечений от несущественных и неактуальных. К расстройствам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

    восприятие

    сложная система процессов приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему исходный чувственный материал. Будучи необходимым условием процесса познания, В. в этом процессе всегда так или иначе опосредуется деятельностью мышления и проверяется практикой . Вне такого опосредования и проверки В. может выступать источником как истинного знания, так и заблуждения, иллюзии (подробнее см. Теория познания ). К числу процессов В. относятся: обнаружение объекта в воспринимаемом поле; различение отдельных признаков в объекте; выделение в объекте информативного содержания, адекватного цели действия; ознакомление с выделенным содержанием и формирование образа (или ‘оперативной единицы’ В.). Большой вклад в развитие науки о В. внесли философы, астрономы, физики, художники — Аристотель, Демокрит, И. Кеплер, Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, Г. Гельмгольц и многие другие. Внимание психологов и физиологов долгое время было сосредоточено на изучении сенсорных (чувственных) эффектов, возникающих под влиянием тех или иных объективных воздействий, в то время как самый процесс В. оставался за пределами исследования. Методология такого подхода опиралась на сенсуализм в теории познания, особенно развитый Дж. Локком и французскими материалистами (П. Кабанис и Э Кондильяк). В психологии этот подход получил наиболее ясное выражение в концепции В., согласно которой сенсорный образ возникает в результате воздействия внешних агентов на воспринимающие органы чувств пассивно созерцающего субъекта. Ограниченность такого подхода — игнорирование деятельности субъекта, исследование лишь результатов процесса В., представление о корковом звене анализаторов как о субстрате сенсорных процессов, месте, где якобы происходит преобразование нервных процессов в идеальные психические образы, — практически затрудняла разработку способов управления процессами В. в целях его совершенствования и развития, а теоретически вела либо к различным субъективно-идеалистическим теориям, либо к отказу от естественнонаучного объяснения В. Решающий шаг в преодолении пассивной ‘рецепторной’ концепции был сделан советскими психологами, которые, исходя из методологии диалектического материализма и сеченовского понимания рефлекторной природы сенсорных процессов, рассматривают В. как своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. В 60-х гг. 20 в. исследования В. ведутся представителями различных специальностей на различных уровнях процессов приёма и переработки информации. На уровне входа воспринимающих систем (сетчатка глаза, кортиев орган уха и т.д.) исследуются анатомо-морфологические, биофизические, электрофизиологические особенности деятельности рецепторов. В. изучается также на нейронном, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом уровнях. В кибернетике и бионике ведутся многочисленные исследования по созданию технических устройств, имитирующих работу органов чувств. Результаты разнообразных исследований В. публикуются в десятках журналов, посвящённых преимущественно проблемам В. Следует, однако, подчеркнуть, что до настоящего времени не удалось построить единую теорию В., которая интегрировала бы результаты многочисленных исследований. С большими трудностями сталкиваются попытки моделирования таких свойств В., как осмысленность, предметность, константность и др. Согласно современным представлениям, совокупность процессов В. обеспечивает субъективное, пристрастное и вместе с тем адекватное отражение объективной реальности. Адекватность образа В. (его соответствие действительности) достигается благодаря тому, что при его формировании происходит уподобление (А. Н. Леонтьев), т. е. подстраивание воспринимающих систем к свойствам воздействия: в движении руки, ощупывающей предмет, в движении глаза, прослеживающего видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, и т.д. — во всех этих случаях создаётся копия, сопоставимая с оригиналом; сигналы рассогласования, поступая в нервную систему, выполняют корректирующую функцию по отношению к формирующемуся образу и соответственно к практическим действиям, реализующимся на основе этого образа. Следовательно, В. представляет собой своеобразный саморегулирующийся процесс, обладающий механизмом обратной связи и подчиняющийся особенностям отражаемого объекта. Важное свойство В. — возможность перестройки чувственных моделей воздействующего на субъект внешнего мира, смены способов их построения и опознавания. Один и тот же объект может служить прототипом многих перцептивных (от лат. perceptio — восприятие) моделей, В процессе их формирования они уточняются, из объекта извлекаются инвариантные свойства и признаки, что приводит в итоге к тому, что мир воспринимается таким, каким он существует на самом деле. Целенаправленные процессы В. (перцептивные действия) выступают в своей развёрнутой, внешней форме лишь на ранних ступенях онтогенеза , где наиболее отчётливо обнаруживаются их структура и их роль в формировании образов В. В дальнейшем они претерпевают ряд последовательных изменений и сокращений, пока не облекаются в форму мгновенного акта ‘усмотрения’ объекта, который был описан представителями гештальтпсихологии и ошибочно принимался ими за исходную генетически первичную форму В. Любая живая система обладает выработанным алфавитом, т. е. определённой совокупностью образов или перцептивных моделей. Если на фазе построения образа объекта происходит уподобление воспринимающих систем свойствам воздействия, то на фазе опознания или оперирования сложившимися образами характеристики и направленность процесса уподобления существенно изменяются (А. В. Запорожец): с одной стороны, субъект воссоздаёт с помощью собственных движений и действий некоторое подобие, образ воспринимаемого объекта; с другой стороны, происходит перекодирование, перевод получаемой информации на ‘язык’ оперативных единиц В. или перцептивных моделей, уже освоенных субъектом. Эта вторая сторона выражает тот факт, что одновременно с уподоблением воспринимающей системы субъекта объекту происходит уподобление объекта субъекту, и только это двустороннее преобразование приводит к формированию полноценного, адекватного и вместе с тем субъективного образа объективной реальности. В развитых процессах В. имеются специальные перцептивные действия; на их основе производится выделение информативного содержания, по которому субъект может сличать предъявленный объект с накопленными им перцептивными моделями, осуществлять собственно процесс сличения и, наконец, опознание и отнесение объектов к тому или иному классу, т. е. их категоризацию. Процессы опознания требуют значительно меньше времени, чем процессы формирования образа; для сличения и идентификации нужно только извлечь из предъявленного объекта некоторые инвариантные свойства и признаки. Воспринимающие системы (особенно ярко это проявляется в зрении) обладают некоторой ‘манипулятивной’ способностью: субъект в короткое время имитирует процессы формирования образа, как бы с разных сторон рассматривая объект и находя такую позицию, при которой максимально облегчаются процессы сличения и идентификации. В целостном акте поведения существует ещё одна своеобразная форма уподобления: процессы переструктурирования и трансформации образа с целью привести информацию к виду, пригодному для принятия решения. В таком процессе уподобления решается задача изменения реальности, адекватного планам и задачам поведения. Такому изменению реальности предшествует преобразование образа ситуации, как правило, не осознаваемое субъектом, но тем не менее вносящее существенный вклад в решение стоящих перед ним жизненных задач. В. — не пассивное копирование действительности, а активный творческий процесс познания. Изучение В. имеет важное значение и свои специфические стороны в области эстетики, педагогики, спорта и т.д.Лит.: Волков Н. Н., Восприятие предмета и рисунка, М., 1950; Соколов Е. Н., Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ананьев Б. Г., Психология чувственного познания, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Розенблатт Ф., Принципы нейродинамики, пер. с англ., М., 1965; Ярбус А. Л., Роль движений глаз в процессе зрения, М., 1965; Шехтер М. С., Психологические проблемы узнавания М., 1967; Восприятие и действие, М., 1967; Грегори Р. Л., Глаз и мозг, пер. с англ., М., 1970; Зинченко В. П. и Вергилес Н. Ю., Формирование зрительного образа, М., 1969; Allport F. Н., Theories of perception and the concept of structure, N. Y. -L., [1955]. В. П. Зинченко.

    восприятие

    восприятие, -я

    восприятие — Викисловарь

    • имена собственные: Примак
    • фамилии: Примак, Примаков
    • пр.  существительные: вероятие, вероятность, вероятье, взаимность, взятие, взятка, взяточка, взяточник, взяточница, взятье, внимание, вниманье, внимательность, восприемник, восприемница, восприятие, восприятье, выем, выемка, доимщик, доимщица, ёмкость, заём, заёмщик, заёмщица, заимка, заимствование, заимствованье, займ, займище, занимательность, занятие, занятье, занятьице, изъятие, изъятье, изымание, изыманье, имение, именье, именьице, имущество, имущие, наём, наёмник, наёмница, наёмщик, наёмщица, найм, наймит, наймитка, наймичка, наниматель, нанимательница, невероятность, невзаимность, невзятие, невзятье, невнимание, невниманье, невнимательность, невосприятие, невосприятье, невыемка, недоимка, недоимочка, недоимщик, недоимщица, недопонимание, недопониманье, незанимательность, неизъятие, неизъятье, неимение, неименье, неимущие, неподъёмность, непонимание, непониманье, непонятка, непонятки, непонятливость, непоняточка, неприятность, неразъятие, неразъятье, обнимание, обниманье, обнимашечка, обнимашка, обнимка, обойма, объём, объёмистость, объёмность, объятие, объятье, отнимание, отниманье, отнятие, отнятье, отъём, переёмщик, переёмщица, переимщик, переимщица, пересъёмщик, пересъёмщица, поднаём, поднимание, подниманье, поднятие, поднятье, подъём, подъёмник, подъёмничек, подъёмные, подъёмщик, подъёмщица, поимка, поимщик, поимщица, пойма, понимание, пониманье, понятая, понятие, понятливость, понятой, понятье, понятьице, предприимчивость, предприниматель, предпринимательница, предпринимательство, предприятие, предприятье, преемник, преемница, преимущество, приём, приёмистость, приёмище, приёмник, приёмчик, приёмщик, приёмщица, примак, примачок, принятие, принятье, приятие, приятность, приятье, проём, проёмчик, пройма, разъём, разъёмник, разъёмчик, разъёмщик, разъёмщица, разъятие, разъятье, снимок, снимочек, снимщик, снимщица, снятие, снятье, съём, съёмка, съёмочка, съёмщик, съёмщица, уйма, уймища; взаимодействие, квартиросъёмщик, квартиросъёмщица, лихоимец, лихоимица, лихоимство, малоимущие, мздоимец, мздоимица, мздоимство, невзаимодействие, нефтьимущие, рукоятка, рукояточка, рукоять
    • прилагательные: вероятный, взаимный, внимательный, внятный, ёмкий, займищный, займовый, занятный, занятой, имущественный, имущий, наёмный, невероятный, невзаимный, невнимательный, невнятный, неёмкий, незанятный, незанятой, неимущественный, неимущий, ненаёмный, необъёмный, необъятный, неподъёмный, непредприимчивый, неприемлемый, неприёмный, неприятный, неразъёмный, несъёмный, неуёмный, объёмный, объятный, отъёмный, подъёмный, пойменный, предприимчивый, предпринимательский, приемлемый, приёмный, припойменный, приятный, пройменный, разъёмный, съёмный; неразъёмно-комплексный; малоимущий, надпойменный
    • глаголы: ять, взнять; иметь, иметься; имать; емлить; в-: внимать, внять; в(о)з-: взимать, взиматься, взымать, взыматься, взнимать, взъемлить, взять, взяться, взяточничать, возыметь; вос-при-: воспринимать, восприниматься, воспринять, восприять; вы-: вынимать, выниматься, вынуть, вынуться, вынять; до-: донимать, донять; за-: заиметь, заимствовать, заимствоваться, занимать, заниматься, занять, заняться; за-с-: заснять, засняться; из-: изъять, изымать, изыматься; на-: наёмничать, нанимать, наниматься, нанять, наняться; на-за-: назанимать, назаниматься; на-об-: наобнимать, наобниматься; на-от-: наотнимать, наотниматься; на-под-: наподнимать, наподниматься; на-при-: напринимать, наприниматься; на-с-: наснимать, насниматься; не-: ненять, неймёт, неймётся, неймут, неняться, неимать, неять; недо-по-: недопонимать, недопонять; об-: обнимать, обниматься, обнять, обняться, объять; от-: отнимать, отниматься, отнять, отняться, отыметь, отъять; от-с-: отснять; пере-: перенимать, перениматься, перенять; пере-за-: перезанимать, перезаниматься, перезанять; пере-с-: переснимать, пересниматься, переснять, пересняться; по-: поиметь, поймать, пойматься, понимать, пониматься, понять; по-за-: позанимать, позаниматься; по-на-: понанимать, понаниматься; по-на-при-: понапринимать; по-об-: пообнимать, пообниматься; по-от-: поотнимать, поотниматься; по-при-: попринимать; по-с-: поснимать, посниматься; под-: поднимать, подниматься, поднять, подняться, подымать, подыматься; под-за-: подзанимать, подзанять, подзаняться; под-с- подснимать, подснять, подсняться; пред-при-: предпринимательствовать, предпринимать, предприниматься, предпринять; при-: приимать, принимать, приниматься, принять, приняться, приять; при-под-: приподнимать, приподниматься, приподнять, приподняться, приподымать, приподыматься; про-: пронимать, пронять; про-за-: прозаниматься; раз-: разнимать, разниматься, разнять, разняться, разъять, разъяться; с-: снимать, сниматься, снять, сняться; у-: унимать, униматься, унять, уняться; сложные: лихоимствовать, мздоимствовать
    • причастия: изъятый, изымаемый, неимущий
    • предикативы: неймётся, неприемлемо, понятненько, понятно
    • наречия: взаимно, взаймы, внаём, внаймы, внимательно, внятно, ёмко, занятненько, занятно, занято, напереймы, невзаимно, невнимательно, невнятно, незанятно, необъёмно,

    Значение слова «Восприятие» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.




    Поделиться значением слова:

    ВОСПРИЯТИЕ, -я, ср. 1. см. воспринять. 2. Форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Законы восприятия.







    Ударение: восприя́тие ср.

    1. Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира; усвоение, осознание.
      1. Психический процесс отражения действующих в данное время на органы чувств предметов или явлений материального мира, включающий в себя осмысление их на основе предшествующего опыта.
      2. Образ, возникающий в результате такого процесса.
    2. устар. Процесс действия по значению глаг.: восприять.

    ВОСПРИЯ́ТИЕ, восприятия, ср. (псих.). Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражении от внешней среды).


    воспринятие, понимание; воспринимание, оценка, созерцание, мировосприятие, уяснение, перцепция, апперцепция, рецепция


    сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.


    психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира.


    апперцепция, воспринимание, воспринятие, мировосприятие, оценка, перцепция, познание, понимание, рецепция, созерцание, уяснение


    восприя́тие,
    восприя́тия,
    восприя́тия,
    восприя́тий,
    восприя́тию,
    восприя́тиям,
    восприя́тие,
    восприя́тия,
    восприя́тием,
    восприя́тиями,
    восприя́тии,
    восприя́тиях


    Поделиться значением слова:





    logo

    Значение слова «восприятие»

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые
      Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические
      В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые
      Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований
      Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
      Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики
      Чем отличаются архаизмы от историзмов?
      Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
      Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные
      Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник
      Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
      Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов
      Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.

      Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.

    • Прочие 177+
      Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    Восприятие

    — WordReference.com Словарь английского языка

    WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2020
    per • cep •tion / pɚˈsɛpʃən / USA произношение
    п.

    1. акт или способность восприятия: [бесчисленное множество] мое восприятие ее враждебности; продемонстрировал острое восприятие своей способности решать проблемы; глубинное восприятие. [countable]: Восприятие меняется, когда вы лучше узнаете людей.

    См. -Cep-.
    Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2020
    per • cep •tion
    (pər sep shən), США произношение n.

    1. действие или способность постижения посредством чувств или разума;
      познания;
      понимание.
    2. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств;
      инсайт;
      интуиция;
      проницательность: художник редкого восприятия.
    3. результат или продукт восприятия, в отличие от акта восприятия;
      восприятие.
    4. Психология: единое объединенное осознавание, полученное на основе сенсорных процессов при наличии стимула.
    5. Закон о принятии во владение арендной платы, урожая, прибыли и т. Д.

    per • cep tion • al, adj.

    • Латинский perceptiōn — (основа percepti ) понимание, буквально втягивание.См. Восприятие, -ion
    • Старофранцузский percepcïon )
    • Среднеанглийский percepcioun (1350–1400


      • 1. См. Соответствующую запись в Полное осознание, чувство, узнавание.

    Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

    восприятие / pəˈsɛpʃən / n

    1. акт или эффект восприятия
    2. понимание или интуиция, полученная путем восприятия
    3. способность или способность воспринимать
    4. способ восприятия; осведомленность или сознание; вид: реклама влияет на восприятие продукта покупателем
    5. процесс, с помощью которого организм обнаруживает и интерпретирует информацию из внешнего мира посредством сенсорных рецепторов

    Этимология: 15 век: от латинского perceptiō понимание; видеть воспринимать

    воспринимать прил

    perception ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

    .

    определение восприятий в The Free Dictionary

    per • cep •tion

    (pərˈsɛp ʃən)

    n.

    1. действие или способность восприятия посредством чувств или разума; познание; осведомленность.

    2. единое объединенное осознание, полученное на основе сенсорных процессов при наличии стимула.

    3. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; проницательность.

    4. результат или продукт восприятия; восприятие.

    [1350–1400; Среднеанглийский язык ( perceptiō собирание, восприятие. См. Восприятие, -tion)

    per • cep′tion • al, прил.

    Perception

    система философского идеализма, разработанная Джорджем Беркли (1685? — 1753), особенно его догмат о том, что физический мир не имеет независимой реальности, но существует как восприятие божественного разума и конечного разума человека.Также Берклиизм. Berkeleian, Berkeleyan, n., Прил.

    Медицина. ассоциация воображаемых ощущений цвета с реальным восприятием слуха, вкуса или запаха. Также называется фотизм , цветной слух . Ср. синестезия.

    комбинация органических ощущений, составляющих осознание человеком своего телесного существования. — ценестетик, ценестетик, прил.

    нарушение любого из органов чувств.

    Медицина. — чувство, с помощью которого воспринимаются движение, вес, положение и т. Д. — кинестетик, прил.

    крайняя острота или чувствительность вкусовых ощущений.

    чрезвычайно повышенная острота зрения, вызванная повышенной чувствительностью сетчатки.

    повышенная острота обоняния.

    общее или коллективное переживание всех ощущений или всех чувств. — панестетик, панестетик, прил.

    любые ненормальные физические ощущения, такие как зуд, щекотание и т. Д. — парестетические, парастетические, прил.

    видение или иное восприятие чего-то, что не имеет физической или объективной реальности, как привидение или другое сверхъестественное привидение. Также phantasma . См. Также изображения; философия.

    звук или слуховое ощущение, вызванное раздражителем другого чувства, например вкусом, запахом и т. Д.

    хроместезия.

    сенсорный аппарат тела в целом; место физического ощущения, которое воображается в сером веществе мозга.

    Медицина. вторичное ощущение, сопровождающее реальное восприятие, например восприятие звука как цвета или ощущение прикосновения в месте на некотором расстоянии от фактического места прикосновения. Ср. хроместезия. синестетик, синестетик, прил.

    форма экстрасенсорного восприятия, работающая на расстоянии и позволяющая столь одаренному наблюдателю воспринимать события, объекты и т. Д. На большом расстоянии. — телестетический, телестетический, прил.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *