4 вида деятельности человека: Виды деятельности человека — Обществознание
Виды деятельности человека — Обществознание
Виды деятельности человека
Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.
Основные виды деятельности
Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.
1. Общение
Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.
По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.
При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).
2. Игра (игровая деятельность)
Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.
3. Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
4. Труд (трудовая деятельность)
Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.
Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.
Творческая или продуктивная деятельность
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Другие виды деятельности
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Это конспект по математике на тему «Виды деятельности человека». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Общение
- Вернуться к списку конспектов по Обществознанию.
- Проверить знания по Обществознанию.
Виды деятельности человека, практическая, социально-преобразовательнная, духовная, общественная, прогностическая, ценностно ориентировочная, классификация основных видов деятельности
Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.
Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».
Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
- объекте (предмет, который подвергается изменениям),
- субъекте (тот, кто совершает деятельность),
- цели (предполагаемый результат того или иного действия),
- мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).
Основные виды деятельности человека
К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).
В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.
Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.
Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
Данная категория включает в себя:
- ценностную (мировоззренческую),
- прогностическую (планирование будущего),
- познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.
На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.
Практическая деятельность
Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.
Социально-преобразовательная деятельность
Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.
Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.
Духовная деятельность
Данная категория предполагает преобразовательные процессы относительно сознания человека, что подразумевает:
- воздействие на творческую мысль и научное познание,
- формирование, изменение взглядов на жизнь,
- планирование будущих событий.
Духовная жизнь человека основывается на:
- научной,
- творческой,
- религиозной деятельности.
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.
Общественная деятельность
Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.
На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.
Прогностическая деятельность
Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.
Результатами проектирования становятся:
- планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций,
- идеальные модели для общественных изменений,
- идеи новых форм государственного и политического устройства.
Ведущие виды деятельности игра, общение и труд
Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.
Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.
Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.
Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.
Виды профессиональной деятельности человека
Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.
Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.
В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
- Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
- Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
- Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, бактерии), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
- Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
- Человек художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.
Пример прогрессивной деятельности
В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.
В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.
Реакционная деятельность
В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:
- введение опричнины,
- указ о создании Военных поселений,
- введение продуктового эмбарго и т. д.
Материальная деятельность
Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.
Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.
Коллективная деятельность и ее примеры
Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.
Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность менеджмента оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.
Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.
Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.
Заключение
Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков другие, для социологов третьи.
Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.
Урок по обществознанию на тему «Деятельность: виды, структура, классификация»
Тема : « Общество». Вариант 1.
1.1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду 2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным 4)преобладание частной формы собственности
1.2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
1.4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.5. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.7. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.8. С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
1.9. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:
1) в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4) в социальной сфере
1.10. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
Тема : « Общество». Вариант 1.
1.1. Характерной чертой индустриального общества является
1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду 2)слабость и неразвитость демократических институтов
3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным 4)преобладание частной формы собственности
1.2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?
А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.
Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством
1.4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.
Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.5. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.
Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.6. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?
А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.
Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.7. Верны ли следующие суждения?
А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».
Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.8. С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:
высших непознаваемых сил 2) экономических процессов
выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д. 4)изменений в культурной жизни обществ
1.9. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:
1) в экономической сфере 2) в политической сфере 3) в духовной сфере 4) в социальной сфере
1.10. В отличие от природы, общество
1)является системой 2)находится в развитии
3)выступает в качестве творца культуры 4)развивается по собственным законам
Тема : « Общество». Вариант 2.
1.11. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности 3)сельского хозяйств 4)информации и информ-х технологий
1.12. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется: конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
1.13. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
1.14. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
1.15. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.16. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
1.17. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2.1. Запишите слово, пропущенное в схеме
Общество
традиционное
информационное
……….
2.2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Ответ________________
2.3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
Тема : « Общество». Вариант 2.
1.11. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль
1)добывающей промышленности 2)обрабатывающей промышленности 3)сельского хозяйств 4)информации и информ-х технологий
1.12. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется: конгломератом 2) обществом 3) системой 4)очередью
1.13. Какой из признаков относится к традиционному обществу?
1)преобладание рутинных технологий 2)быстрое развитие промышленности
3)внедрение в производство научных достижений 4)интенсивное развитие информационных технологий
1.14. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в
1)истощении природных ресурсов 2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты
3)формировании сети международных террористических организаций 4)росте культурного многообразия
1.15. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер общественной жизни?
А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни, как правило, не влияют на процессы, происходящие в других ее сферах. Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
1.16. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1)систему 2)часть природы 3)материальный мир 4)цивилизацию
1.17. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?
А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные особенности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.
Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
2.1. Запишите слово, пропущенное в схеме
Общество
традиционное
информационное
……….
2.2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация.
Ответ________________
2.3. Установите соответствие между формами социального прогресса и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
А) разрушение основ существующего социального строя
Б) активное политическое действие народных масс
В) целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни
Г) наличие цели по переходу руководства обществом в руки нового класса
Д) сохранение фундаментальных основ общества
Реформа
Революция
Ответ__________
Тема Общество
Ответы:
Виды трудовой деятельности человека: 4 основных категории
Автор Сергей Эсбукетов На чтение 14 мин. Опубликовано
В этой статье мы рассмотрим основные виды трудовой деятельности человека.
Информация для многих будет новая и поразительная. Если чего-то не поймете с первого раза – перечитайте статью позднее. Поехали;)
То, чего вы не знали про виды трудовой деятельности человека
Мы знаем, что человеку никогда не бывает достаточно двух вещей — денег и здоровья. Даже если он всем доволен, то вряд ли откажется от дополнительной порции как первого, так и второго.
В итоге, почти все мы считаем свою зарплату небольшой, причем даже если нам ее повысить, то очень скоро это перестанет нас радовать. Как же вести себя в этой вечной гонке?
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»
Константин Ушинский
Тут дело не только в нашей жадности — есть и вполне объективные причины, которые обязывают нас постоянно повышать свои доходы. Инфляцию, скажем, пока никто не отменял, цены растут постоянно, значит, и наши доходы должны как минимум успевать за этим ростом (а лучше – обгонять его).
Можно дать миллион разных советов, но, прежде всего, надо посмотреть на проблему «сверху» и понять, каков наш нынешний статус. Это важно хотя бы потому, что не любое движение является развитием. Если мы движемся не в том направлении, то надо сначала поменять его, а уж потом браться за весла и грести изо всех сил.
Так как же нас всех классифицировать?
В самом первом приближении нас можно разделить на два основных вида — тех, кто создает бизнес, и тех, кто в этом бизнесе трудится в качестве наемного работника. Но не все так просто.
В данной статье мы по полочкам разложим тему трудовой деятельности человека, дадим вам знания, которые вы не получите больше нигде (или почти нигде). Прочитав статью, вы по другому будете смотреть на труд людей. Отвечаем 😉
4 вида трудовой деятельности человека
Итак, трудовая деятельность человека делится на 4 вида. Ни больше, ни меньше.
Роль наемного работника
Начнем с самой многочисленной категории получателей зарплаты – это наемные работники. Их труд прост и понятен.
Даже если деятельность наемного работника требует огромный набор профессиональных умений и навыков (подчас довольно сложных), большинству из них достаточно сделать хорошо свой участок работы, получить от этого моральное и материальное удовлетворение, после чего можно спокойно пойти домой выпиливать лобзиком или рассматривать свою коллекцию марок.
Наемный работник в большинстве своем оторван от конечных результатов деятельности его компании – вот то главное, что его отличает от прочих категорий трудящихся.
Эта оторванность является причиной целого букета плюсов и минусов наемного положения.
Ключевой момент: работник не контролирует рабочий процесс, в котором участвует. «Я делаю, контролируют другие».
Работа по найму: плюсы
К плюсам относится, прежде всего, возможность выкинуть из головы все деловые вопросы по окончании рабочего дня. Для людей с неустойчивой нервной системой, склонных к ненужным переживаниям или немотивированным страхам, выбор данного статуса является, без преувеличения, вопросом жизни и смерти.
Если принимать близко к сердцу все те неурядицы, которые возникают в производственном процессе крупной компании, то нужно обладать стальными нервами, чтобы вынести все это без тяжких последствий для здоровья.
Отдельно следует упомянуть тех наемных служащих, для которых в их работе соединились хобби и профессия. Они имеют возможность заниматься любимым делом и еще получать за это зарплату!
Таких людей мы можем встретить среди преподавателей, ученых, инженеров, врачей – всей той интеллектуальной элиты, без которой общество не развивается, но, увы, не всегда оплата их труда соответствует их вкладу в развитие страны.
Эти люди обычно полны оптимизма и энергии, они во всей красе иллюстрируют тезис о том, что главное при выборе профессии, чтобы работа приносила радость. А деньги приложатся. К сожалению, не всегда это срабатывает.
Минусы работы по найму
У наемного труда есть и минусы. Главным является то, что оплата труда наемных работников почти не зависит от результатов труда компании в целом. Хорошо вы поработали или не очень, болели вы душой за ваш участок или относились чисто формально – если вы выполнили некий минимум требуемых от вас действий, не «завалили» участок – получите зарплату и будьте довольны.
Беда такого подхода в том, что у большинства наемных служащих пропадает всякая мотивация проявлять рвение или какие-либо творческие и нестандартные подходы в своей работе. Зачем напрягаться, если никто это не оценит – ни материально, ни карьерно?
В этом случае наемный работник является «оторванным» от компании.
Наемный руководитель
Степень ответственности наемных руководителей в разы больше, чем у «трудовых муравьев». От их решений, от их поведения, от их слов напрямую зависят результаты работы компании.
Часто у руководителей и зарплата зависит от итоговых показателей компании – через систему бонусов, премий, прочих выплат. А раз так, то и степень вовлеченности начальников в работу уже принципиально иная.
Многие из них не могут позволить себе выкинуть из головы все рабочие вопросы, даже придя домой.
Иногда вверенный им участок работы настолько велик, что для них он становится чуть ли не делом всей жизни (хотя наемный статус никуда не делся – эти люди по-прежнему не являются хозяевами своего дела).
Если наемный работник жаждет карьерного повышения, он должен спросить себя, готов ли он резко увеличить загруженность головы производственными вопросами в обмен на лишние купюры?
Получает больше тот, кто больше рискует. Любой начальник берет на себя гораздо больше рисков и готов отвечать за них на совсем другом уровне.
«Великих людей питает труд»
Сенека Ауций Анней
Поэтому если кому-то кажется, что его «зажимают», то ему следует трезво оглядеться вокруг – возможно, он как раз относится к той самой категории счастливых наемных работников, о которой говорилось выше. Человек достигли определенного совершенства в своей работе и получает за это достойную зарплату. Так стоит ли гнаться за журавлем, если синица в руках и так упитанная и красивая?
Тем более, даже у простого работника всегда есть возможность увеличить себе зарплату.
Если работник осознал отставание своей зарплаты от среднерыночных показателей, то надо поговорить с начальником на эту тему. Наемный труд – это сделка. Наемный работник отдает компании свое время и умения, компания платит ему деньги.
Часто руководители даже начинают больше уважать таких сотрудников, которые регулярно требуют повышения.
Развитие наемного работника
Существует всего один способ. Нужно стать лучшим. Постепенно брать на себя больше ответственности, решать больше рабочих вопросов.
По последним данным только 25% рабочего времени люди в офисах занимаются полезными для компании делами.
Вместо того, чтобы размазывать эти 25% на весь рабочий день, работник должен попробовать сделать все важные дела хотя бы до обеда. Тогда у него освободиться несколько ценнейших часов, в которые он сможет взять на себя дополнительную работу, расширить свою зону ответственности.
Нужно захватывать смежные области, врываться туда со свежими идеями и подходами.
При таком раскладе работника не смогут не заметить, он станете топ-сотрудником своей компании. Ему будет обеспечена достойная зарплата и престижная должность.
Люди, способные решать проблемы, нужны всем. Работодатели за них дерутся.
Роль фрилансера
Ключевой момент: фрилансер контролирует рабочий процесс, и сам участвует в нем. «Я делаю, я контролирую».
В современном мире произошла подмена понятий. Подавляющее число фрилансеров считает себя бизнесменами, потому что не знают значение слова «фрилансер».
Объясняем на пальцах: если человек сует руки в рабочие процессы (доделать отчет, подпилить сайт, оптимизировать рабочее время и т.д.) – он фрилансер. Точка. Кто такой бизнесмен, читайте в следующем пункте.
Фриланс – такой вид деятельности, когда «волка ноги кормят».
Особенность работы фрилансера состоит в том, что он получает доход лишь тогда, когда работает сам. Его доход – как вагон на рельсах. Пока фрилансер толкает этот вагон вперед, тот едет. Как только фрилансер перестанет сам напрягаться (по любой причине), его дела сразу катятся псу под хвост.
Уже оценили качество нашего контента? Подписывайтесь на новые статьи!
*
Подписаться
Даже банальный грипп приводит к тому, что доход фрилансера может в разы уменьшиться. У него нет больничных листов и оплачиваемых отпусков. Как потопаешь – так и полопаешь.
Фрилансер несет полную ответственность за свои результаты. Только от него зависит его материальное благополучие.
У фрилансера соотношение между риском и доходом не идет ни в какое сравнение с ситуацией даже очень большого наемного руководителя. Вот кто рискует по-настоящему. Ведь самое плохое, что может произойти с руководителем, – это увольнение (если он, конечно, не проворовался – тогда уже разговор будет в другом месте и на другие темы). Но увольнение не конец жизни. Всегда можно найти другую работу.
Жизнь фрилансера
Если начинающий фрилансер ради своей идеи, например, бросает наемную работу, он рискует, без преувеличения, всем. Начиная какое-либо дело, фрилансер ставит на карту всю свою жизнь, так как он не может быть уверен в том, что придуманное им заработает, начнет приносить доход, будет развиваться.
«Нам отказано в долгой жизни; оставим труды, которые докажут, что мы жили!»
Плиний Старший
И первое время фрилансер только вкладывает и вкладывает: деньги, труд, время, нервы. Получит ли он дивиденды от этих вложений – неизвестно. Поэтому главные качества фрилансера – непоколебимая вера в успех и трудолюбие. Без них никак, потому что у фрилансера всегда куча проблем.
Часто бывает, что деньги на развитие дела тратятся не свои, а заемные, и кредит брался, например, под залог жилья… Или трудно найти достойных помощников… Еще этим помощникам нужно вовремя платить зарплату, учитывать налоги, не пропускать арендные платежи (если они есть)… Также семье нужно выделять деньги на жизнь…
В итоге человек вообще не может сказать, где у него кончается работа и начинается личная жизнь. Такова жизнь фрилансера.
Но у фриланса есть и другая, более приятная сторона. А именно, все доходы принадлежат самому фрилансеру. Собственно, ради этих доходов все и затевается.
Именно эта свобода в принятии решений привлекает людей, когда они создают свое дело. Над ними нет руководителей, которые бы диктовали, что им делать. Человек сам себе: и начальник, и исполнитель, и руководитель среднего звена, и проверяющий орган.
Также любого фрилансера греет мысль о будущем. Это очень важный вопрос, который, к сожалению, не всегда задают себе наемные работники. Ведь их профессиональный век заканчивается в тот момент, когда они, в силу разных обстоятельств, уходят на пенсию. И с этого момента единственное, на что они могут рассчитывать – это накопленные за время работы капиталы (если таковые имеются) плюс стандартная пенсия.
Фрилансер же грезит о другом, ведь в случае успеха дело можно развить до такой степени, когда можно будет передать его в управление наемному директору (тому самому наемному руководителю), а самому остаться лишь владельцем дела с получением всей прибыли от него. Лучшие фрилансеры становятся бизнесменами.
Развитие фрилансера
Фрилансер должен стать непохожим на других, не бояться экспериментировать. Нужно выбрать нишу и делать что-то неординарное. Это подтверждает опыт фрилансеров, которые добились нереальных успехов.
Фрилансеру нужно создать свой уникальный стиль, чтобы люди с легкостью отличали его от остальной серой массы. Самые востребованные фрилансеры – творческие, необычные, потрясающие люди.
И пусть 95% людей плюются на него, зато оставшиеся 5% будут в экстазе от работы фрилансера и с радостью будут платить ему деньги.
Роль бизнесмена
Ключевой момент: бизнесмен контролирует рабочий процесс, но сам не участвует в нем. «Я не делаю, я контролирую».
Если у человека есть какое-то дело, и он хоть как-то участвует в его рабочих процессах – он не бизнесмен. Он фрилансер. Напомним, фрилансеры – это те, кто контролируют процессы и при этом сами в них участвуют.
Бизнесмен – это батя для своей компании. Он не лезет, куда не просят, при этом ведет компанию вперед. Он мыслит стратегически.
Бизнесмен строит бизнес. Бизнес – это система, бизнесмену нужно ее настроить, чтобы она могла работать без непосредственного его участия. Он управляет ей, несет за нее полную ответственность, но не вмешивается в ее работу.
Обязанность бизнесмена – решать проблемы организации. Потому что никто, кроме него, их не решит.
Его дело – это его жизнь. Утром, днем, вечером и ночью, в будни и в выходные – он всегда должен срываться с места и бежать решать возникшие вопросы. Бизнесмен занят круглые сутки.
Не каждому это под силу. Согласитесь, чтобы выдержать весь натиск проблем, нужно иметь особый склад характера. Кстати, таким набором личностных качеств часто обладают те, кто не блистал в школе или институте.
Свое дело – это серьезно. Это то, что можно передать по наследству детям. Это то, что может приносить доход даже тогда, когда человек не в состоянии ежедневно «пахать» с утра до вечера. И именно в расчете на эти возможности бизнесмен рискует.
К тому же прибыль бизнесмена намного выше, чем у наемного работника или фрилансера. Некоторые успехи бизнесменов могут вскружить голову кому угодно!
Но бизнес такая штука, которая может лопнуть в одночасье по самым разным причинам. И, если такое произойдет, то все наемные работники предприятия довольно быстро найдут себе работу. А вот хозяин останется у разбитого корыта, ему придется начинать все с самого начала.
Развитие бизнесмена
«Если вы не управляете своим бизнесом, ваш бизнес будет управлять вами»
Берти Форбс
Бизнесмену нужно всегда стремиться к стабильности. Он должен каждое свое начинание доводить до системы, чтобы она работала без его непосредственного участия.
Преуспевающий бизнесмен должен выработать свою бизнес-модель и с ней идти завоевывать другие рынки. Например, если человек продавал холодильники, он с этой бизнес-моделью должен идти и продавать карандаши. Это произведет вау-эффект.
Также слова бизнесмена не должны расходиться с делом.
Роль инвестора
Самый труднодостижимый вид занятости человека. Не будем углубляться в него, рассмотрим понятие «инвестор» концептуально. Что делает инвестор?
Ключевой момент: инвестор не участвует в рабочих процессах и не контролирует их. «Я не делаю, я не контролирую».
Жизнь инвестора – это постоянный поиск способов увеличения своих активов.
Практичный инвестор должен вкладывать свои деньги только в системы или в людей, которые могут довести дело до системы. Нельзя вкладывать в фрилансеров, это огромная ошибка. Деньги инвестируют только в бизнес или в то, что в кратчайшие сроки может им стать.
Также обязанность инвестора – это привлечение в бизнес других инвесторов или других бизнесменов, которые могут как-то помочь. Вместо того, чтобы просто уходить из проекта с деньгами, нужно постоянно «вбрасывать» в него толковых людей, новые деньги, свежие идеи. Инвестор, готовый поддерживать свои проекты обречен на успех.
Развитие инвестора
У инвестора должно быть несколько проектов, куда он вкладывается. Лучше, чтобы это были бизнесы.
Если инвестор вкладывает в стартапы, то есть в проекты, которые бизнесом не являются, но могут ими стать, то он должен понимать, что вероятность взлета стартапа – не более 10%. Поэтому нужно вкладывать сразу в несколько стартапов, минимизируя риски.
Искусный инвестор вкладывается в 10 проектов и более.
«Не ищите иголку в стоге сена. Просто купите весь стог сена целиком!»
Джон Богл
Заключение
Итак, мы рассмотрели виды трудовой деятельности человека. Их всего 4. Если где-то услышите что-то другое – знайте, вас обманывают.
Теперь вы отличаете разницу между ними, понимаете плюсы и минусы разных способов добывания материальных благ. Если вы будете применять эти знания в жизни, вас ждет успех.
Напоследок, самое лучшее короткое видео про деньги. Актуально для всех 4-х категорий.
P.S. Больше не путайте фриланс и бизнес 😉
( Пока оценок нет )
4.2. Виды и развитие человеческой деятельности
У современного человека имеется множество
различных видов деятельности, число
которых примерно соответствует количеству
имеющихся потребностей. Основные виды
деятельности:
Первый вид деятельности, возникающий
в процессе индивидуального развития
человека. Общение рассматривается как
вид деятельности, направленный на обмен
информацией между общающимися людьми.
Общение может быть непосредственным и
опосредованным, вербальным и невербальным.
При непосредственном общении люди
находятся в прямых контактах друг с
другом, знают и видят друг друга, прямо
обмениваются вербальной и невербальной
информацией, не пользуясь для этого
никакими вспомогательными средствами.
При опосредованном общении прямых
контактов между людьми нет. Они
осуществляют обмен информацией или
через других людей, или через средства
записи и воспроизведения информации.
Игра – это такой вид деятельности,
результатом которого не становится
производство какого-либо материального
или идеального продукта. Игры часто
имеют характер развлечения, преследуют
цель получения отдыха. Иногда игры
служат средством символической разрядки
напряженностей. Существует несколько
типов игр: индивидуальные и групповые,
предметные и сюжетные, ролевые и игры
с правилами. Индивидуальныеигры
представляют собой род деятельности,
когда игрой занят один человек, групповые
включают несколько индивидов.Предметныеигры связаны с включением в игровую
деятельность человека каких-либо
предметов.Сюжетныеигры разворачиваются
по определенному сценарию, воспроизводя
его в основных деталях.Ролевыеигры
допускают поведение человека, ограниченное
определенной ролью, которую в игре он
берет на себя. Игры с правилами регулируются
определенной системой правил поведения
их участников. Нередко в жизни встречаются
смешанные типы игр.
Учение выступает как вид деятельности,
целью которого является приобретение
человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным и
осуществляться в специальных
образовательных учреждениях. Оно может
быть неорганизованным и происходить
попутно, в других видах деятельности
как их побочный, дополнительный результат.
У взрослых людей учение может приобретать
характер самообразования. Особенности
учебной деятельности состоят в том, что
она прямо служит средством психологического
развития индивида.
Особое место в системе человеческой
деятельности занимает труд. С трудом,
прежде всего, связано создание и
совершенствование орудий труда. В
процессе развития деятельности происходят
ее внутренние преобразования. Во-первых,
деятельность обогащается новым предметным
содержанием. Ее объектом и соответственно
средством удовлетворения связанных с
ней потребностей становятся новые
предметы материальной и духовной
культуры. Во-вторых, у деятельности
появляются новые средства реализации,
которые ускоряют ее течение и совершенствуют
результаты. В-третьих, в процессе развития
деятельности происходит автоматизация
отдельных операций и других компонентов
деятельности, они превращаются в умения
и навыки. В-четвертых, в результате
развития деятельности из нее могут
выделяться, обособляться и дальше
самостоятельно развиваться новые виды
деятельности.
20 идей для личной стратегии — Карьера на vc.ru
Сферы жизни человека — это разные направления деятельности, которым люди уделяют внимание в течение жизни.
Попытки систематизировать состав этих сфер неизменно наталкиваются на субъективное восприятие жизненных приоритетов каждого исследователя. И это вполне естественно.
Есть также такое понятие, как колесо баланса, через которое некоторые авторы связывают сферы жизни человека в единое целое в попытках найти их баланс и золотую середину. Но любая попытка сделать универсальную модель, подходящую для каждого человека, обречена.
Дело в том, что у каждого свои приоритеты и свое представление о том, какие сферы жизни должны развиваться, а какими можно пожертвовать. И это решение целиком и полностью зависит от того, каким человек видит своё будущее и свою позицию в нём. Поэтому невозможно навязать всем чьё-то видение того, как должен выглядеть жизненный баланс человека.
Чтобы ваша жизнь и ваши планы зависели только от вас необходимо разработать личную стратегию. Мы изучали различные методологии, призванные достичь баланса в жизни человека, и выяснили, что сама идея сбалансированности противоречит динамике и самой природе. Мы решили разобраться в этом вопросе подробнее и в этой статье, созданной на базе одного из уроков курса по разработке личной стратегии, представляем вашему вниманию инновационную методику самооценки по 20 сферам жизни.
Почему нужны специальные методики по реализации миссии?
Вопросы целеполагания на курсе мы рассматриваем с нескольких сторон, одной из которых является миссия человека. Миссия, это вовсе не цель, а предназначение человека, которое он или она сознательно или подсознательно хотели бы реализовать. В этой статье мы расскажем о том, как грамотно и последовательно подойти к реализации своей миссии.
20 сфер жизни человека
Дмитрий Рыцев
Сформулировать свою миссию — это далеко не самая сложная проблема, особенно с учётом того, что методик для формулирования миссии довольно много. В нашем
1. Как изменились экосистемы?
1. Как изменились экосистемы?
- 1.1 Какие типы экосистем были изменены?
- 1.1.1 Наиболее значительные структурные изменения
- 1.1.2 Характеристики мировых экологических систем
- 1.1.3 Экосистемы, наиболее затронутые деятельностью человека
- 1.1.4 Темпы изменений наземных экосистем
- 1.2 Как изменилась окружающая среда циклы изменились?
- 1.3 Какие изменения биоразнообразия наблюдались?
- 1.3.1 Изменения в распространении видов
- 1.3.2 Изменения внутри таксономических групп
- 1.3.3 Влияние человека на темпы исчезновения
- 1.3.4 Изменения в генетическом разнообразии
1.1 Какие типы экосистем были изменены?
- 1.1.1 Наиболее значительные структурные изменения
- 1.1.2 Характеристики мировых экологических систем
- 1.1.3 Экосистемы, наиболее затронутые деятельностью человека
- 1.1.4 Темпы изменений в наземных экосистемах
1.1.1 Наиболее существенные структурные изменения
В исходном документе этого сборника говорится:
Структура мировых экосистем во второй половине двадцатого века изменилась быстрее, чем когда-либо в зарегистрированной истории человечества, и практически все экосистем Земли в настоящее время значительно преобразованы в результате действий человека. Наиболее значительным изменением в структуре экосистем стало преобразование примерно четверти (24%) земной поверхности Земли в культивируемые системы.(См. Вставку 1.1.) За 30 лет после 1950 года в пахотные земли было преобразовано больше земель, чем за 150 лет между 1700 и 1850 годами.
В период с 1960 по 2000 год емкость водохранилищ увеличилась в четыре раза; в результате количество воды, хранящейся за крупными плотинами, по оценкам, в три-шесть раз превышает количество воды, удерживаемой естественными речными руслами (без учета естественных озер) (см. рисунок 1.1). В странах, по которым имеются достаточные многолетние данные (включая более половины современной площади мангровых зарослей), примерно 35% мангровых зарослей было потеряно за последние два десятилетия.Примерно 20% коралловых рифов мира были потеряны и еще 20% деградировали за последние несколько десятилетий двадцатого века. Вставка 1.1. а в таблице 1.1 обобщены важные характеристики и тенденции в различных экосистемах.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть сравнительную таблицу систем отчетности, определенных в Millennium Assessment.
Хотя самые быстрые изменения в экосистемах сейчас происходят в развивающихся странах, промышленно развитые страны исторически переживали сопоставимые темпы изменений. Пахотные земли быстро разрослись в Европе после 1700 года, а также в Северной Америке и бывшем Советском Союзе, особенно после 1850 года. Примерно 70% первоначальных лесов и пастбищ умеренного пояса и средиземноморских лесов были потеряны к 1950 году, в основном в результате преобразования в сельское хозяйство. Исторически вырубка лесов была намного более интенсивной в регионах с умеренным климатом, чем в тропиках, и Европа — это континент, на котором сохранилась наименьшая часть первоначальных лесов. Однако изменения до индустриальной эры, казалось, происходили гораздо медленнее, чем нынешние преобразования.
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.26
1.1.2 Характеристики мировых экологических систем
В исходном документе для этого сборника говорится:
Вставка 1.1. Характеристики мировых экологических систем
Мы сообщаем результаты оценки по 10 категориям суши и морской поверхности, которые мы называем «системами»: лесные, культивируемые, засушливые, прибрежные, морские, городские, полярные, пресноводные, островные, и гора.Каждая категория содержит несколько экосистем. Однако экосистемы в каждой категории имеют общий набор биологических, климатических и социальных факторов, которые, как правило, схожи внутри категорий и различаются по категориям. Категории отчетов MA не являются пространственно исключающими; их области часто пересекаются. Например, переходные зоны между лесом и пахотными землями включены как в категории отчетности по лесной системе, так и по культурной системе. Эти категории отчетности были выбраны потому, что они соответствуют регионам ответственности различных правительственных министерств (таких как сельское, водное, лесное хозяйство и т. Д.), А также потому, что они являются категориями, используемыми в рамках Конвенции о биологическом разнообразии.
(нажмите на ссылки ниже для получения дополнительной информации и карт)
Источник & ©: MA Обобщенный отчет по оценке экосистем на пороге тысячелетия (2005),
Глава 1, стр. 27-30
1.1.3 Экосистемы, наиболее затронутые деятельностью человека
В исходном документе для этого сборника говорится:
Экосистемы и биомы, которые в наибольшей степени подверглись глобальным изменениям в результате деятельности человека, включают морские и пресноводные экосистемы, широколиственные леса умеренного пояса, луга умеренного пояса, Средиземноморье. леса и сухие тропические леса. (см. Рисунок 1.2) В морских системах мировой спрос на продукты питания и корма для животных за последние 50 лет привел к настолько сильному давлению рыболовства, что биомасса как целевых видов, так и случайно пойманных видов («прилов») снизилась. в большей части мира до одной десятой уровня до начала промышленного рыболовства. В глобальном масштабе деградация рыболовства также отражается в том факте, что добываемая рыба все больше поступает из менее ценных более низких трофических уровней, поскольку популяции видов более высоких трофических уровней истощаются.(См. Рис. 1.3.)
Пресноводные экосистемы были изменены за счет создания плотин и забора воды для использования людьми. Строительство плотин и других сооружений вдоль рек умеренно или сильно повлияло на сток в 60% крупных речных систем мира. Удаление воды для нужд человека привело к сокращению стока нескольких крупных рек, в том числе рек Нил, Желтая и Колорадо, до такой степени, что они не всегда текут в море.
По мере того как потоки воды уменьшились, уменьшились и потоки наносов, которые являются источником питательных веществ, важных для поддержания устьев рек.Во всем мире поступление наносов в эстуарии сократилось примерно на 30%.
В наземных экосистемах более двух третей площади двух из 14 основных наземных биомов мира (умеренные луга и средиземноморские леса) и более половины площади четырех других биомов (тропические сухие леса, умеренные широколиственные леса, тропические леса). пастбища и затопленные пастбища) были преобразованы (в основном в сельское хозяйство) к 1990 году, как показано на Рисунке 1.3. Среди основных биомов только тундра и бореальные леса демонстрируют незначительные уровни потерь и преобразования, хотя они начали подвергаться воздействию изменения климата.
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.26
1.1.4 Темпы изменений в наземных экосистемах
В исходном документе для этого сборника говорится:
В глобальном масштабе скорость преобразования экосистем начала замедляться в основном из-за снижения темпов расширения возделываемых земель, а в некоторых регионах (особенно в зонах умеренного климата) экосистемы возвращаются к условиям и видовому составу, аналогичным их прежним условиям. состояния преобразования.Тем не менее темпы преобразования экосистем остаются высокими или увеличиваются для конкретных экосистем и регионов.
Под эгидой ОЭ было проведено первое систематическое изучение состояния и тенденций наземного и прибрежного земного покрова с использованием глобальных и региональных наборов данных. Схема обезлесения, облесения и деградации засушливых земель в период с 1980 по 2000 год показана на Рисунке 1.4. Возможности для дальнейшего расширения возделывания сокращаются во многих регионах мира, поскольку большая часть земель, хорошо подходящих для интенсивного сельского хозяйства, была преобразована в культивацию.Повышение продуктивности сельского хозяйства также снижает потребность в расширении сельского хозяйства.
В результате действия этих двух факторов большая часть земель в обрабатываемых системах (площади, на которых обрабатывается не менее 30% земель) фактически обрабатывается, интенсивность обработки земли увеличивается, длина паров сокращается, а управление практики переходят от монокультур к поликультурам. С 1950 года площади пахотных земель стабилизировались в Северной Америке и уменьшились в Европе и Китае.Площадь возделываемых земель в бывшем Советском Союзе уменьшилась с 1960 года. В умеренных и северных зонах лесной покров увеличивался примерно на 2,9 миллиона гектаров в год в 1990-х годах, из которых примерно 40% приходилось на лесные плантации. В некоторых случаях темпы преобразования экосистем, по-видимому, замедлились, потому что большая часть экосистемы в настоящее время преобразована, как в случае с широколиственными лесами умеренного пояса и средиземноморскими лесами.
Источник & ©: MA Сводный отчет по оценке экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.),
Глава 1, стр.26-32
1.2 Как изменились экологические циклы?
В исходном документе этого сборника говорится:
Экосистемные процессы, включая круговорот воды, азота, углерода и фосфора, во второй половине двадцатого века изменились быстрее, чем когда-либо в зарегистрированной истории человечества. Изменения экосистем, произведенные человеком, изменили не только структуру систем (например, местообитания или виды, присутствующие в определенном месте), но также их процессы и функционирование.Способность экосистем предоставлять услуги напрямую связана с функционированием естественных биогеохимических циклов, которые в некоторых случаях были значительно изменены.
Источник и ©: MA Обобщенный отчет об оценке экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.),
Глава 1, стр. 32
1.2.1 Круговорот воды
В исходном документе этого сборника говорится:
Водозабор из рек и озер для орошения, городского или промышленного использования в период с 1960 по 2000 год увеличилось вдвое.(Во всем мире 70% воды используется для сельского хозяйства.) Строительство крупных водохранилищ удвоило или утроило время пребывания речной воды — среднее время, то есть время, которое требуется капле воды, чтобы достичь моря. Во всем мире люди используют чуть более 10% имеющихся возобновляемых источников пресной воды в бытовых, сельскохозяйственных и промышленных целях, хотя в некоторых регионах, таких как Ближний Восток и Северная Африка, люди используют 120% возобновляемых источников энергии (избыток получается за счет использование запасов подземных вод по темпам, превышающим их скорость пополнения).
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.32
1.2.2 Углеродный цикл
В исходном документе этого сборника говорится:
С 1750 г. концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась примерно на 34% (с примерно 280 частей на миллион до 376 частей в 2003 году). Примерно 60% этого увеличения (60 частей на миллион) произошло с 1959 года. Влияние изменений в наземных экосистемах на углеродный цикл полностью изменилось в течение последних 50 лет.Эти экосистемы в среднем были чистым источником CO 2 в течение девятнадцатого и начала двадцатого веков (в основном из-за обезлесения, но за счет деградации сельскохозяйственных, пастбищных и лесных земель) и стали чистым поглотителем где-то примерно в середине прошлого века (хотя потери углерода в результате изменения землепользования продолжают оставаться на высоком уровне) (высокая степень достоверности). Факторы, способствующие росту роли экосистем в связывании углерода, включают облесение, лесовозобновление и управление лесным хозяйством в Северной Америке, Европе, Китае и других регионах; изменились методы ведения сельского хозяйства; и удобряющее воздействие осаждения азота и увеличения содержания CO в атмосфере 2 (высокая степень достоверности).
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.33
1.2.3 Азотный цикл
В исходном документе для этого сборника указано:
Общая сумма Количество реактивного или биологически доступного азота, созданного в результате деятельности человека, увеличилось в девять раз в период с 1890 по 1990 год, причем большая часть этого увеличения приходится на вторую половину века в связи с более широким использованием удобрений.(См. Рисунки 1.5 и 1.6.) Недавнее исследование глобального вклада человека в потоки химически активного азота прогнозировало, что потоки увеличатся примерно со 165 тераграмм реактивного азота в 1999 г. до 270 тераграммов в 2050 г., т.е. на 64%. Более половины всех синтетических азотных удобрений (которые были впервые произведены в 1913 году), когда-либо использовавшихся на планете, было использовано с 1985 года.
Деятельность человека в настоящее время примерно удвоила скорость образования химически активного азота на поверхности земли.Поток химически активного азота в океаны увеличился почти на 80% с 1860 по 1990 год, примерно с 27 тераграмм азота в год до 48 тераграмм в 1990 году. (Это изменение не является равномерным по Земле, однако, в некоторых регионах, таких как Лабрадор. и Гудзонов залив в Канаде практически не претерпели изменений, потоки из более развитых регионов, таких как северо-восток Соединенных Штатов, водоразделы Северного моря в Европе и бассейн Желтой реки в Китае, увеличились в 10-15 раз.)
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.33
1.2.4 Фосфорный цикл
В исходном документе этого сборника говорится:
Использование фосфорных удобрений и скорость накопления фосфора в сельскохозяйственных почвах увеличилась почти в три раза в период с 1960 по 1990 год, хотя с тех пор эта скорость несколько снизилась. Нынешний поток фосфора в океаны в три раза превышает фоновый (примерно 22 тераграмма фосфора в год против естественного потока в 8 тераграмм).
Источник & ©: MA Обобщенный отчет об оценке экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.),
Глава 1, стр. 33-35
1.3 Какие изменения биоразнообразия наблюдались?
- 1.3.1 Изменения в распространении видов
- 1.3.2 Изменения внутри таксономических групп
- 1.3.3 Влияние человека на темпы исчезновения
- 1.3.4 Изменения в генетическом разнообразии
1.3.1 Изменения в распространении видов
В исходном документе для данного сборника говорится:
Изменение экосистемы обязательно влияет на виды в системе, а изменения видов влияют на процессы в экосистеме.
Распределение видов на Земле становится более однородным. Под однородным мы подразумеваем, что различия между набором видов в одном месте на планете и набором в другом месте в среднем уменьшаются. Естественный процесс эволюции, и особенно сочетание естественных препятствий для миграции и местной адаптации видов, привели к значительным различиям в типах видов в экосистемах разных регионов. Но эти региональные различия в биоте планеты в настоящее время уменьшаются.
Эта тенденция обусловлена двумя факторами. Во-первых, исчезновение видов или потеря популяций приводит к утрате присутствия видов, которые были уникальными для определенных регионов. Во-вторых, скорость инвазии или интродукции видов в новые ареалы уже высока и продолжает быстро ускоряться с ростом торговли и ускорением транспортировки. (См. Рис. 1.7.) Например, большая часть из примерно 100 неместных видов в Балтийском море является аборигеном Великих озер Северной Америки, а 75% недавних прибытий около 170 неместных видов в Великие озера являются аборигенами. Балтийское море.
Когда виды сокращаются или вымирают в результате деятельности человека, их заменяет гораздо меньшее количество расширяющихся видов, которые процветают в окружающей среде, измененной человеком. Один из эффектов заключается в том, что в некоторых регионах, где разнообразие было низким, биотическое разнообразие может действительно увеличиваться в результате вторжений неместных форм. (Это верно для континентальных районов, таких как Нидерланды, а также для океанических островов.)
Источник & ©: MA Обобщенный отчет оценки экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.),
Глава 1, стр.35
1.3.2 Изменения внутри таксономических групп
В исходном документе для этого Дайджеста указано:
В целом ряде таксономических групп размер или ареал, или оба вида большинства видов в настоящее время сокращаются. Исследования земноводных во всем мире, африканских млекопитающих, птиц на сельскохозяйственных землях, британских бабочек, карибских кораллов и рыбопромысловых видов показывают, что ареал или численность большинства видов сокращается. Исключения включают виды, которые находились под защитой в заповедниках, для которых устранены особые угрозы (например, чрезмерная эксплуатация) или которые имеют тенденцию процветать в ландшафтах, которые были изменены в результате деятельности человека.
От 10% до 30% видов млекопитающих, птиц и земноводных в настоящее время находятся под угрозой исчезновения (от средней до высокой степени достоверности), в соответствии с критериями МСОП и Всемирного союза охраны природы для угроз исчезновения. По состоянию на 2004 г. комплексные оценки каждого вида в основных таксономических группах были завершены только для трех групп животных (млекопитающие, птицы и земноводные) и двух групп растений (хвойные деревья и саговники, группа вечнозеленых пальмоподобных растений). Специалисты по этим группам классифицируют виды как «находящиеся под угрозой исчезновения», если они соответствуют набору количественных критериев, включающих размер их популяции, размер территории, в которой они обитают, и тенденции изменения размера или площади популяции.
В соответствии с широко используемыми критериями исчезновения МСОП, подавляющее большинство видов, отнесенных к категории «находящихся под угрозой исчезновения», имеют примерно 10% шанс вымирания в течение 100 лет, хотя некоторые долгоживущие виды будут существовать гораздо дольше, даже несмотря на их небольшие размеры. размер популяции и отсутствие пополнения означает, что у них очень высокая вероятность исчезновения.) Двенадцати процентам видов птиц, 23% млекопитающих и 25% хвойных деревьев в настоящее время угрожает исчезновение; 32% земноводных находятся под угрозой исчезновения, но информация более ограничена и может быть занижена.Более высокий уровень угрозы был обнаружен в саговниках, из которых 52% находятся под угрозой. В целом в пресноводных средах обитания наблюдается наибольшая доля находящихся под угрозой исчезновения видов.
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.35-37
1.3.3 Влияние человека на темпы исчезновения
В исходном документе этого сборника говорится:
За последние несколько сотен лет люди увеличили скорость вымирания видов в 1000 раз фоновыми темпами, типичными для истории планеты (средняя достоверность). (См. Рис. 1.8.) Вымирание — естественная часть истории Земли. По большинству оценок общее количество видов сегодня составляет от 5 до 30 миллионов, хотя общее количество может быть выше 30 миллионов, если в малоизвестных группах, таких как глубоководные организмы, грибы и микроорганизмы, включая паразитов, будет больше видов, чем в настоящее время оценивается. , Сегодняшние виды составляют лишь 2–4% всех когда-либо существовавших видов. Летопись окаменелостей, по-видимому, отмечена пятью крупными массовыми вымираниями, последнее из которых произошло 65 миллионов лет назад.
Средняя скорость вымирания ископаемых видов морских и млекопитающих (исключая исчезновения, произошедшие в пяти основных массовых исчезновениях) составляет примерно 0,1–1 вымирание на миллион видов в год. За последние 100 лет зарегистрировано около 100 задокументированных случаев исчезновения птиц, млекопитающих и земноводных, что в 50–500 раз превышает фоновые показатели. Включая возможно вымершие виды, этот показатель более чем в 1000 раз превышает фоновый уровень. Хотя данные и методы, используемые для оценки текущих темпов исчезновения, улучшились за последние два десятилетия, значительная неопределенность все еще существует в измерении текущих темпов исчезновения, поскольку степень исчезновения неописанных таксонов неизвестна, статус многих описанных видов плохо известен, трудно задокументировать окончательное исчезновение очень редких видов, а между воздействием угрожающего процесса и последующим исчезновением существует временной лаг.
Источник и ©: MA Millennium Ecosystem Assessment Report (2005),
Chapter 1, p.37
1.3.4 Изменения в генетическом разнообразии
В исходном документе этого сборника говорится:
Гены
Генетическое разнообразие снизилось во всем мире, особенно среди культурных видов. Вымирание видов и потеря уникальных популяций привело к утрате уникального генетического разнообразия, содержащегося в этих видах и популяциях.Что касается диких видов, то данных о фактических изменениях в величине и распределении генетического разнообразия мало, хотя исследования документально подтвердили снижение генетического разнообразия диких видов, которые активно эксплуатируются. В культивируемых системах с 1960 года произошел фундаментальный сдвиг в структуре внутривидового разнообразия на фермерских полях и в системах ведения сельского хозяйства, поскольку выращиваемые фермерами сорта сельскохозяйственных культур перешли от адаптированных к местным условиям и развитых популяций (местные сорта) к более широко адаптированным сортам произведены через официальные системы разведения (современные сорта).Примерно 80% площадей под пшеницей в развивающихся странах и три четверти рисовых площадей в Азии засеяны современными сортами. (Для других культур, таких как кукуруза, сорго и просо, доля посевных площадей современных сортов намного меньше.) Потери генетического разнообразия сельскохозяйственных культур и домашнего скота на фермах были частично компенсированы сохранением генетического разнообразия семян. банки.
Источник & ©: MA Сводный отчет по оценке экосистем на пороге тысячелетия (2005 г.),
Глава 1, стр.37
.
методов организации человеческой деятельности — IPWatchdog.com
Управление США по патентам и товарным знакам (USPTO) взяло на себя трудную задачу по реализации нескольких недавних дел Верховного суда, которые коренным образом изменили то, что имеет право на патентную защиту. ВПТЗ США первоначально выпустило новые руководящие принципы предметной области 4 марта 2014 г. после того, как Верховный суд вынес решения Mayo и Myriad . Эти более ранние рекомендации были встречены яростным огненным шквалом сопротивления со стороны сообщества пользователей, которые утверждали, что проект пошел дальше узких рамок реализуемых решений и нанес бы непоправимый вред U.С. компании и наша экономика.
В ответ на шумиху, USPTO выпустило пересмотренное и значительно улучшенное «временное» руководство, в котором учтено дополнительное решение Верховного суда, CLS Bank v. Alice, , касающееся правомочности коммерческих методов на патент. Новое руководство устранило громоздкий 12-факторный тест и внесло ряд других улучшений в ответ на критику со стороны патентного сообщества.
Следует приветствовать USPTO за то, что он прислушивается к сообществу пользователей и изменяет инструкции.Управление мудро назвало эти новые руководящие принципы «временными», что, кажется, указывает на то, что они планируют дополнительные поправки и изменения к руководящим принципам.
Это хорошо, потому что, похоже, многие изобретатели (и патентные эксперты) испытывают серьезные трудности в понимании того, как применять эти рекомендации. Многие из этих проблем можно отнести к одной и той же основной проблеме — отсутствию ясности в определении того, что составляет «абстрактную идею».
Например, в руководстве упоминаются «определенные методы организации человеческой деятельности» как подкатегория абстрактных идей.Эта фраза заимствована из Bilski , в котором говорится, что «хеджирование — это давняя коммерческая практика… это метод организации человеческой деятельности, а не« правда »о мире природы». Однако этот отрывок в Bilski просто отвечал на аргумент, приведенный в сводках, а не объявлял какую-то новую категорию неприемлемых предметов. Даже если эта формулировка была основана на прецедентном праве, нет четкого определения того, какие «определенные методы» приемлемы, а какие нет.
По сути, проблема заключается в том, что нет определения (и, возможно, нет оснований для прецедентного права) исключения «определенных методов организации человеческой деятельности». Нет случаев, запрещающих патентование метода организации человеческой деятельности. Тем не менее, эксперты USPTO используют формулировки в руководстве для отказа в выдаче патентов по всем типам требований, связанных с организацией человеческой деятельности.
Разнообразие претензий, получивших отклонения на основании «определенных методов организации человеческой деятельности», свидетельствует об отсутствии какого-либо последовательного понимания или определения этой фразы среди экзаменующихся.Консультируя клиентов по вопросам судебного преследования, я встречал отказы в отношении «организации человеческой деятельности», в частности, , среди прочего , претензий, направленных на способ использования определяемых пользователем физических жестов, чтобы указать, что поток данных, принимаемый устройством, содержит речевой ввод, должен быть обрабатывается его механизмом распознавания речи. Это утверждение не имеет очевидного отношения к «организации человеческой деятельности», а скорее включает использование пользовательского ввода для управления вычислительным устройством. Тем не менее, иск был отклонен как «способ организации человеческой деятельности».’
К сожалению, это не единичный случай. Я видел подобные отказы в разнообразном (и совершенно случайном) количестве областей искусства и технологий, начиная от компьютерных алгоритмов прогнозирования и заканчивая технологиями распознавания голоса и методами настройки рекламы, получаемой на устройстве. Хотя некоторые из отклоненных требований, возможно, были направлены на абстрактную идею, лишь незначительное меньшинство имело очевидную связь с «организацией человеческой деятельности», поскольку эта фраза использовалась в прецедентном праве.
Как правило, этот термин использовался для описания нетехнических методов, связанных с экономической и социальной деятельностью с участием людей — например, компьютеризированного поиска партнеров на сайте знакомств, стратегий хеджирования на товарных рынках или автоматизированных процессов для снижения риска при выполнении финансовых сделки. Без четкого руководства по значению терминов он стал отвязанным от своего первоначального значения. Это привело к тому, что некоторые эксперты интерпретируют это как всеобъемлющий, который позволяет отклонить любых претензий , связанных с взаимодействием с человеком-пользователем, потенциально охватывая все, от хирургических методов до методов лечения и повседневных действий, таких как вождение автомобиля, использование телекоммуникационных устройств. , и приготовление пищи.
Очевидно, это не было намерением судов, о чем свидетельствует пересмотр их решений. В их постановлениях аккуратно выделено несколько узких областей абстрактных идей, которые имеют решающее значение для дальнейших инноваций и которые, если они будут выданы на патент, в противном случае превзойдут строительные блоки человеческой изобретательности.
Правильное использование Управлением слова «определенные» сигнализирует экзаменаторам о том, что не все такие методы не подходят. Но в рекомендациях не содержится необходимого шага, чтобы сообщить экзаменаторам, как определить, какие методы используются, а какие нет.Эксперты стараются быстро принять правильное решение за то ограниченное время, которое у них есть на полное рассмотрение заявки на патент. Эти правительственные чиновники сосредотачиваются на каждом слове, сказанном высшим руководством, и ищут любой инструмент или правило, чтобы облегчить процесс экспертизы, чтобы разобраться с делом как можно быстрее. Используя формулировку, изложенную в руководстве, эксперты быстро отклоняют дела, отвечающие требованиям Суда, поскольку они ошибочно полагают, что Суд запретил патенты в этой области.
Высшее руководство должно снова внести поправки в инструкции, оставаясь в узких рамках решений Суда, чтобы надлежащие претензии не были задержаны в выдаче или в конечном итоге отклонены. Эти поправки должны устранить эту путаницу в отношении «определенных методов организации человеческой деятельности».
Учитывая сомнительную основу в прецедентном праве, ВПТЗ США следует удалить эту формулировку из руководящих материалов. Суд никогда не предполагал, что это будет пороговая проверка. Однако, если Ведомство решит сохранить его, необходимо предоставить какое-то дополнительное руководство, чтобы определить, что USPTO имеет в виду под « определенные методы организации человеческой деятельности».«В настоящее время ни у абитуриентов, ни у экзаменаторов нет оснований понимать, что означают эти слова.
Я уверен, что руководство USPTO будет обновлять руководство по мере поступления новых дел из судов и выявления новых проблем. Я хорошо осведомлен о трудностях, связанных с изменением подхода более 8000 экзаменаторов к этим изменениям. Основываясь на моем опыте работы в офисе, я рекомендую ВПТЗ США и впредь очень осторожно вносить изменения в практику и с частыми и повторяющимися возможностями обучения, чтобы гарантировать соответствие духа и буквы закона.
Роберт Столл
является партнером Faegre Drinker Biddle and Reath и бывшим комиссаром по патентам. Боб ушел из ВПТЗ США с должности комиссара по патентам в конце 2011 года после выдающейся 34-летней государственной карьеры. Он сыграл важную роль в принятии важнейшего патентного законодательства, Закона об изобретениях Америки, и высоко оценил свои усилия по сокращению количества заявок на патенты и повышению качества патентов. Сегодня он часто выступает в качестве дающего показания свидетеля-эксперта в федеральном окружном суде, а также занимается сложными и процедурно оспариваемыми делами обвинения для избранных клиентов и юридических фирм.
,