5 отличий даосизма от конфуцианства: Даосизм и его отличие от конфуцианства

Содержание

Даосизм и его отличие от конфуцианства

Одновременно с конфуцианством в Китае появился и даосизм, родоначальником которого принято считать Лао-Цзы. Это течение было полной противоположностью конфуцианства. Основной идеей даосизма является самосовершенствование человека посредством связи со Вселенной. Китайское слово «Дао» имеет много значений: это и путь к бессмертию, солнцу, вселенной, звездам, способ добродетелей, закон человеческого поведения, космоса, мира.

Думают, что это основа всех предметов и природных явлений. Даосизм предполагал божественное происхождение человека, не помнящего своего далекого прошлого. Поэтому только в процессе развития и усовершенствования проявляются положительные черты людей. Основная цель Дао — открытие человечеству секретов мироздания, полное определение с вопросами касательно жизни и смерти.

Конфуцианство

Это религиозно-философское учение основано на высказываниях Конфуция, которые во главу угла ставят принцип гуманизма: необходимость в подавлении своего отрицательного начала для обретения добродетельности, как того требуют нормы морали.

Философия Конфуция включает в себя:

  1. систему этических норм;
  2. вопросы политики;
  3. личностное поведение;
  4. управление обществом.

Данное течение имело цель содействовать общественному благополучию, созданию совершенного идеального государства. К высшим ценностям относилось государственные и патриархальные традиции, служение обществу, порядок. В связи с тем, что человек сам по себе несовершенен, он должен иметь правильные установки, чтобы прийти к положительному результату.

Главными принципами конфуцианства считают:

  • «жэнь» — принцип человеколюбия и гуманности. Не желай другим того, чего не хочешь сам;
  • «ли» — принцип почтительности и ритуала;
  • «чжэн-мин» — принцип исправления имен. Достигают порядка в обществе лишь в том случае, если каждый будет знать свое место;
  • «цзюнь-цзы» — принцип образа благородного мужа. Высоконравственность присуща мудрецам. Удел простолюдинов – обслуживание аристократической элиты и императора;
  • «вэнь» — принцип образованности, просвещенности, духовности. Не бойтесь обращаться за советами к находящимся ниже вас;
  • «ди» — принцип повиновения. Младшие повинуются старшим, ниже по должности – своим начальникам;
  • «чжун» — принцип преданности императору, нравственному авторитету правительства. Властители должны быть порядочными, тогда и простолюдины воровать не будут.

Конфуцианство также исповедовало принцип «золотой середины», посредством которого устраняли все противоречия, не вдавались в крайности, находили компромиссное решение по любым вопросам, в том числе и политическим.

Даосизм

Философия Лао-цзы исходит из единения человека и неба. Этот философ верил, что есть только единственный и всеобщий путь для всех людей (Дао), который не подлежит изменению. Человек живет для того, чтобы следовать Дао. Он не в состоянии изменить миропорядок, спокойно и смиренно плывет по течению жизни.

Учение Лао-цзы сводилось к самоуглублению, достижению очищения души, овладению телесностью. Теория даосизма заключалась в том, что человек не вмешивается в происходящие жизненные события, а также влияет на них. Опровергал конфуцианство, призывал быть смиренными, определял, что все зло и беды от отступления человека от законов природы. Только бездействие и молчаливое согласие – высшая добродетель.

Согласно даосизму, основой бытия является Ци, из которой исходят две противоположные силы: Инь и Янь. Именно они дают начало пяти стихиям: Огню, Земле, Воде, Металлу и Дереву.

Приверженцы Дао веровали в долголетие человека, в том числе и бессмертие. Предполагалось, что тот, кто познал Дао, на протяжении всей своей жизни будет иметь крепкое здоровье, поднимать на ноги своих пра-пра-пра-правнуков, стремиться к отношениям с молодыми особами. Знатные люди вкладывали свои деньги в поиски эликсира бессмертия. Само религиозное учение постоянно трансформировалось: теперь большое внимание стали уделять знахарям и магам, а  божественная связь со Вселенной отошла на второй план.

Даосизм проповедовал божественное создание человека и имел в виду, что стать бессмертным довольно просто. Только прилагают усилия к тому, чтобы силы и духи не покинули тело. Это делают при помощи частичного отказа от пищи, постоянных медитаций, совершения исключительно добрых дел. Стать бессмертными могли только те люди, которые за свою жизнь совершили не менее 1200 добрых дел. Однако помнят, что одно плохое дело может перечеркнуть все хорошие.

Основные отличия двух течений

Эти течения появились одновременно, но они отличались различным отображением всех сторон человеческого существования:

  1. Конфуцианство предоставляло собой рациональную концепцию, которая проповедовала гуманность, насаждаемую снаружи, а даосизм был склонен к мифическому началу и настаивал на свободном выборе и божественном происхождении, опираясь на внутреннюю добродетель.
  2. Конфуцианство способствовало ограничению человеческой воли и втискиванию его в пределы общественного порядка, а даосизм проповедовал свободный выбор, обращая особое внимание на внутреннее развитие, полное бездействие.
  3. Конфуцианство отвечало за социальную роль, а даосизм – за внутренний мир.
  4. На конфуцианство опирался весь существующий государственный режим, даосизм осуждал страсти и дикость, принимал за первопричину космическое начало, поэтому приверженцы этой религии не беспокоились об общественном служении и вопросах морали. Дао не приветствовал борьбу с собой, предпочитал отстраненность, покой.
  5. Конфуцианство основано на борьбе противоположностей: все, что не укладывается в рамки, отметается и не принимается во внимание. Дао такой подход воспринимает как насилие над человечеством, которое не дает проявиться настоящей сущности. В даосизме рамки совсем отсутствовали, что способствовало большей свободе даоса.
  6. Даосизм является более гуманистичным, нежели конфуцианство, согласно которому превалировал метод воспитания правильного члена общества и поддержания существующего общественного порядка.
  7. Конфуцианское течение было направлено на внутреннюю конфронтацию, которая приводила к внутриличностным конфликтам. Согласно даосской религии, правила и нормы, установленные в обществе, есть не что иное, как личностное насилие, искусственное образование, которое не дает проявиться истинной сущности человека.
  8. Конфуцианцы игнорировали все, что невозможно было окультурить. Даосцы не имели разделения на достойные или недостойные занятия – совершенство возможно в любой сфере жизни.
  9. Конфуцианство видело в человеке культурное и разумное существо, а даосизм — только эмоции и инстинкты.

Разница между даосизмом и конфуцианством — Разница Между

Разница Между 2020

Ключевое отличиеКонфуцианство и даосизм — оба древних китайских стиля жизни. Разница между этими двумя философиями основана на их учении, в котором даосизм — это все об отношениях между человеком и пр

Содержание:

Ключевое отличиеКонфуцианство и даосизм — оба древних китайских стиля жизни. Разница между этими двумя философиями основана на их учении, в котором даосизм — это все об отношениях между человеком и природой, а конфуцианство — больше об отношениях между человеком и обществом.

Конфуцианство и даосизм являются двумя наиболее влиятельными и религиозными верованиями древнего Китая. Часто они рассматриваются как полярные противоположности друг другу. Хотя они основаны на сходных целях и убеждениях, конфуцианство и даосизм имеют разные взгляды на религию и политику. Конфуцианство в основном сосредоточено на социальной добродетели, этике и ее влиянии на отношения между человеком и его обществом, тогда как даосизм фокусируется на индивидуальной жизни в отношениях с «дао» или «образом природы». Они оба расценены как путь жизни.

Конфуцианство — это этическая и философская система, разработанная на основе учений китайского философа Конфуция. Суть этой религии — гуманность, мораль и этика. Основное внимание здесь уделяется основным отношениям между человеком и его обществом. Это поощряет социальную гармонию и взаимоуважение между людьми. В основном это касается хорошей ценности, которая получается путем установления социальных ценностей.

Даосизм, с другой стороны, имеет прямое отношение к человеку и его месту в природе. У него более либеральный и прямой взгляд на жизнь. У него нет набора моральных кодексов или структур общества; эта философия больше о поиске образа жизни через природу и вселенную вокруг него. Он концентрируется на отношениях человека с самим собой для достижения внутренней гармонии. Это побуждает человека понимать природные ценности мира и, таким образом, становится более созвучным его внутренним я.

Другая область различия заключается в их ценностях, в которых Конфуций твердо верил в достижение гармонии между правительствами. Он считал, что и знание, и образование жизненно необходимы для того, чтобы люди понимали мораль и этику, необходимые для правильного общества. И все это может быть возможно только тогда, когда ценности передаются будущим поколениям через такие учреждения, как школы, семья и религиозные организации.

В то время как в даосизме основное внимание уделяется тому, что означает «дао» или «путь», поскольку оно представляет законы природы и то, как они работают и реагируют. Основное внимание уделяется человеческому опыту, чувству единства со вселенной. Дао определяется как движущая сила, которая «делает», а не «делает». Цель даосизма состоит в том, чтобы человек гармонично сочетался с «дао», то есть достигал бессмертия, выбирая правильный путь в жизни.

Обе эти философии оказали удивительное влияние на рост, религию, традиции и верования людей древнего Китая. Это было во время 6го век до н.э., что современники, Конфуций и Лао-цзы, как полагают, жили и учили. Кроме того, обе их идеи были направлены на самосовершенствование: конфуцианство в форме отношений с другими и даосизм в форме отношений с собой и природой. Ясно, что, поскольку эти две философии сосуществовали, у них были сильные контрасты с подобными подчеркиваниями.

Сравнение даосизма и конфуцианства:

даосизм

конфуцианство

основатель

Лао Цзы

Конг Цю (Конфуций)

Место происхождения

Китай

Китай

Определение

Он определяется как последователь «Дао» или «Путь».

Он определяется как последователь «Конфуция».

Литературное значение

Дао означает «путь»

Последователь Конфуция.

Природа

Это политеистический характер.

Это монотеистический характер.

Три драгоценности

Три учения:

  • сострадание
  • Умеренность
  • Смирение

Три учения:

  • образование
  • Мораль и
  • Гуманизм

ядро

Здесь ядро ​​- это единство со вселенной и саморефлексия.

Здесь ядро ​​основано на морали, этике и человечности.

Цель

Чтобы получить баланс в жизни.

Чтобы достичь социальной гармонии.

Нагрузка на

Это подчеркивает человеческие отношения с природой.

Он подчеркивает поведение человека над верой в Бога.

Типы

Типы даосизма:

  • философский
  • Религиозные и
  • народный

Типы конфуцианства:

  • Нео- конфуцианство
  • Хань конфуцианство
  • Современное конфуцианство

Цель религии

Быть единым с природой.

Иметь структурированное общество.

Связь

Это объясняет отношения между человеком и вселенной.

Это объясняет отношения между человеком и его обществом.

принципы

Основными принципами даосизма являются:

  • Дао — путь, канал или учение.
  • Де — это активное выражение Дао.
  • У Вэй — это акт бездействия.
  • Пу — это символическое состояние «ничего не делать».

Основными принципами конфуцианства являются:

  • Ритуал — это повседневная работа или работа по дому.
  • Отношения — это индивидуальные обязанности, которые связаны с человеком.
  • Сыновнее благочестие — это уважение, которое следует оказывать старейшинам, предкам и умершим.
  • Лояльность — это значит выполнять обязанности по отношению к своим друзьям, семье и

кратко об учениях, сравнительный анализ

Три главных философско-религиозных учения Дальнего Востока – конфуцианство, даосизм и буддизм – мирно сосуществуют, а иногда и соседствуют в одном храме.

Кратко о конфуцианстве

Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Основоположник учения

Фото 2Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.

Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.

На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Умер великий учитель в 479 году до н. э., предсказав свою смерть ученикам.

Своеобразие

Фото 3Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.

Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.

Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.

Конфуцианство выступает за неизменность существующего порядка, что выражается в закреплении за человеком его положения в обществе. Поведение людей должно соответствовать занимаемому месту: «государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».

Основные принципы

Основные принципы конфуцианства:

Фото 4

  • человеколюбие;
  • гуманность;
  • благородство мышления.

Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».

Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.

О благородстве Конфуций говорил: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде»:

  • учение описывает образец идеального человека, стать которым должен стремиться каждый член общества. Цель такого человека – полная гармония в отношениях с людьми, в своих поступках он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать обряды, следовать традициям древности;
  • обрядность и церемониальность – непременное условие конфуцианства. Приверженность древним обрядам помогала принять незыблемость существующего порядка, утвержденные церемонии облегчали жизнь в сложные периоды. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем более высокое место занимал человек в обществе, тем большее количество церемоний ему приходилось выполнять;
  • чтобы приносить пользу обществу, нужно быть образованным. Стремление к познанию – одна из добродетелей учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовал тот факт, что его приверженцы стремились заниматься воспитанием, распространяли знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, разбираться в канонах древности и уметь писать сочинения. Образованность приносила и практические плоды: после успешной сдачи сложнейших экзаменов можно было рассчитывать на хорошую должность.

Цель жизни по Конфуцию

Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.

Кратко о даосизме

Фото 5Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Легенда о Лао-цзы

Фото 6О жизни Лао-цзы почти ничего неизвестно. Существует красивая легенда о великом старце. По этой легенде Лао-цзы родился стариком, но с каждым годом молодел. Имя его переводится как «старый ребенок».

Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.

Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.

Лао-цзы учил, что жизнь – это чередование парных состояний, грусти и радости, счастья и несчастья, любви и ненависти. И так как все переменчиво, то, что бы ни случилось, надо просто ждать следующей перемены.

Цель жизни по Лао-цзы

Главная цель жизни по Лао-цзы – познать свой Дао и жить в согласии с ним.

Принципы

Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:

Фото 7

  • в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
  • поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
  • принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.

Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.

Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.

Инь и ян

Фото 8В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Фото 9

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.

Видео по теме

Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:

Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.

Конфуцианство и даосизм. Сходства и различия — Религия — Религия — Каталог статей

Конфуцианство и даосизм распространены почти исключительно на востоке Азии, прежде всего в Китае (где две эти религии сосуществуют с буддизмом). По очень приблизительной оценке, общая численность последователей конфуцианства — 276 млн. человек, даосизма — 31 млн.

 

Конфуцианство и даосизм возникли примерно одновременно в VI—V вв. до н. э. Основателем первого считается мыслитель Древнего Китая Кун-цзы (Конфуций), второго — Лао-цзы. Следует, однако, помнить, что вначале и конфуцианство, и даосизм существовали не в качестве религий, а в качестве философско-этических систем, содержавших, правда, отдельные религиозные положения. Лишь в первых веках нашей эры эти учения трансформировались в религиозные системы.

 

Обе рассматриваемые религии, а также проникший в Китай буддизм развивались во взаимодействии друг с другом и тесно переплелись.

 

Примечательно, что даосизм (как философское учение) на первых порах содержал в себе элементы наивного материализма и стихийной диалектики. Так, Лао-цзы учил, что основой возникновения, изменения и конца всех вещей является «дао» (в переводе — путь). Хотя понятие «дао» и было несколько неясным, делались попытки трактовать его в материалистическом духе, как естественный ход жизни, природу. Лао-цзы утверждал также, что все явления и вещи находятся в непрерывном изменении и со временем переходят в свою противоположность.

 

Даосизм как религия впитал в себя различные народные верования. Появился обширный пантеон даосских богов и святых, наиболее почитаемыми из которых являются Паньгу, Юйхуан и сам Лао-цзы, возросла роль жречества.

 

В отличие от даосизма в конфуцианстве нет жречества, и религиозные ритуалы совершают в нем главы семей и старейшины родов. Особенностью этой религии является также преобладание в ее законоположениях этических элементов. Среди зарубежных религиоведов в связи с подобной спецификой конфуцианства существует даже точка зрения, что это не религия, а философско-этическое учение. Однако такой взгляд несостоятелен. Для конфуцианства характерна главная черта любой религии— вера в сверхъестественное.

 

Основополагающими конфуцианскими сочинениями являются Уцзин (Пятикнижие) и Сышу (Четверокни-жие).

 

Одной из важнейших норм конфуцианства является строгое требование послушания старшему, уважения всякой власти, признания различий в общественном положении людей, которые якобы предначертаны небом.

 

Конфуцианство сохраняет многочисленные пережитки древних верований. Наибольшую роль в нем играют культ предков и культ природы. Последователи этой религии верят в загробную жизнь, практикуют жертвоприношения. В конфуцианском политеистическом пантеоне почетное место заняли Конфуций, его ученики и наиболее ревностные последователи, верховным же божеством считается небо.

 

На протяжении всей своей истории конфуцианство играло консервативную роль, проповедуя повиновение властям и незыблемость несправедливого социального строя.

Конфуцианство и даосизм — больше общего, чем разного… — Размышления Большого Города Харьков

Люди всегда находили противоречия в идеях конфуцианства и даосизма. Из статьи «Лао Цзы» Свитка Годяньчу мы можем понять, что оба учения имеют то же самое происхождение, и их идеи подтверждают друг друга. Сам Лао Цзы не критиковал конфуцианство, но определенно поддерживал и соглашался с понятиями: святость, милосердие, справедливость, мораль, сыновнее благочестие и сострадание. Из других исторических документов нам известно, что Конфуций также восхищался Лао Цзы. Эксперты говорят, что статья «Лао Цзы», не содержит мыслей ни о военном искусстве, ни о политике и не направлена против конфуцианства.

О даосизме нельзя говорить вне социокультурного контекста, в котором он возник. Контекстом этим является конфуцианство, без которого, возможно, не было бы и даосизма.

Даосизм возник в 5-4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике). 

Главное отличие конфуцианской и даосской культур – отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого». Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства – цзюнь-цзы – «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. 

Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность. Его цель – общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения – благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни. 

Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию – самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме – выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. 

Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами. Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности – а потому не воспринимаемые как ограничения. 

Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности – в том числе и отстраненности от собственных страстей. 

Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное – культурное», «покой – движение», «добро – зло», «субъект – объект» и т. д. И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать. 

Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам. 

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 

1) насилие над личностью;

2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 

3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира. 

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром. 

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности. 

Основная же задача даосских практик – позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас. Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий. Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство – это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это – тоже часть нас). 

Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса. Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий. Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию». Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры – например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия – совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания. 

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной – но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей – культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции. 

Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.

По материалам: shkolazhizni.ru, newskey.ru

Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей? | Культура

Даосизм возник в 5−4 веках до н. э. и на первый взгляд выступал «оппонентом» господствовавшего в качестве этической системы конфуцианства. Постулаты этих учений зачастую выглядят диаметрально противоположными (в данном случае речь о философском даосизме как о социально-философском учении, а не о методах психофизического тренинга и алхимической практике).

Главное отличие конфуцианской и даосской культур — отношение к природе человека, из которой вытекает и сложившееся между ними в традиционной китайской культуре «распределение ролей». Оба учения предполагали необходимость изменений с целью приблизиться к «истинной сущности человека». Но что именно вкладывалось в это понятие и в методы актуализации «истинной природы»?

Конфуцианцы считали истинной сущностью человека гуманность (жень), доброе, истинно человеческое начало. Под самосовершенствованием понималось самовоспитание, развитие в себе «гуманного» начала (носителя высоких морально-психологических качеств) и подавление в себе «дикого», «злого». Ко времени возникновения доасизма конфуцианство являлось официальным учением, основой государственной структуры. «Центральная фигура», идеал конфуцианства — цзюнь-цзы — «благородный муж», носитель конфуцианского сознания. Его добродетели: самообладание, справедливость, почтительность к старшим, социальная ответственность. Его цель — общественное служение; личность в конфуцианской этике подчиняется социуму.

Конфуцианская культура элитарна, основная среда ее распространения — благородные люди (главным образом, чиновники, основная деятельность которых состоит в управлении государством). Отсюда стремление к упорядочиванию, регламентирующее и ритуализирующее все возможные сферы жизни. Как и в психологической сфере, изменения достигались за счет ограничения нежелательных факторов, главным образом через усвоение норм поведения, контролем (вначале внешним, а затем внутренним). Добродетелью «благородного мужа» считался постоянный контроль над собственной психической сферой и сохранение постоянного самообладания. С этим соотносится и важнейший метод работы по самоусовершенствованию — самонаблюдение, призванное выявлять подлежащие искоренению «неправильности».

С другой стороны, даосы, равно осуждая «дикость», необузданность, подверженность страстям, понимали под истинной человеческой сущностью изначально присущее каждому явлению космическое начало, воплощающее единые для всей природы универсальные закономерности. Высшая цель в даосизме — выявление и предельная актуализация «истинного начала» в человеке и полное ему подчинение, «слияние» с единым потоком движения вселенной.

Здесь изначально не идет речи о морали, об общественном благе. Даосизм ориентирован на индивидуальное совершенствование. Нравственный же рост приходит естественным образом по мере единения адепта с Дао, а не насаждается извне. Значит, и поведение даоса гораздо менее сковано условными нормами. Их место занимают нормы естественные, приходящие с глубинной трансформацией личности — а потому не воспринимаемые как ограничения. Таким образом, даосизм гораздо более гуманистичен в сравнении с конфуцианством, изначально ориентированным на воспитание достойного члена общества и поддержание общественного порядка.

Оценивая подверженность страстям так же негативно, как и конфуцианцы, даосы были противниками насильственного подавления нежелательных сторон человеческой натуры. Вместо борьбы с собой в даосской традиции практикуется культивирование в себе состояния покоя, отстраненности — в том числе и отстраненности от собственных страстей. Предоставляя потоку сознания возможность течь самому по себе, «Я» занимает позицию наблюдателя:

«Достигнув предела пустоты, блюдя покой и умиротворение, взирая на взаимопорождение сущего, я буду созерцать лишь постоянное его возвращение» (Дао-дэ цзин).

Различаются и сами способы восприятия мира даосами и конфуцианцами. Мышление конфуцианца по необходимости бинарно, дихотомично, основано на познании явлений через их противоположность, на противопоставлении пар типа «природное — культурное», «покой — движение», «добро — зло», «субъект — объект» и т. д. И в человеческой природе конфуцианцы четко разделяли и противопоставляли «природное» (страсти) и «культурное», призванное эти страсти обуздать. Такой подход, открывая путь к аналитическому познанию мира, позволяя упорядочить картину мира, одновременно «разбивает» мир на оппозиции, лишая его целостности. При этом все, не укладывающееся в эту искусственную модель мира, искажается или игнорируется. Так же конфуцианское воспитание способствовало внутренней конфронтации, ведущей к внутриличностным конфликтам.

Для даосского мировосприятия общественные правила и нормы воспринимаются, как: 1) насилие над личностью; 2) условность, искусственное образование, уже в силу этого препятствующее проявлению истинной сущности человека; 3) фактор, усиливающий отделенность человека от мира.

Даосское мировидение целостно, так называемые «противоречия» объединяются, представая неразделимыми взаимодействующими полюсами целого, и это взаимодействие является источником движения и развития. Единение с Дао стирает грань между объектом и субъектом, «Я» и «не-Я», человеком и окружающим миром.

Приверженцы конфуцианства опирались преимущественно на рефлексивный слой сознания, шли к изменениям через самоанализ и самоконтроль. «Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим». Осознанное усвоение ли, самовоспитание должны были уравновесить природное и культурное начала личности.

Основная же задача даосских практик — позволить проявиться изначально присущему нам космическому началу, позволить ему действовать через нас. Для этого нужно не столько приобретать новые качества, сколько устранить препятствия в виде страстей, эгоистических переживаний и прочих проявлений нашего «Я», «мешающих» естественному потоку событий. Попытки насильственно, волевым усилием преодолеть нежелательные проявления считались неприемлемыми.

Можно сказать, что конфуцианство — это путь самоограничения, когда нежелательные стороны личности попросту подавляются путем сознательного самопринуждения (без снисхождения к тому, что и это — тоже часть нас). Даосизм же не предполагает борьбы с собой, здесь адепт, пребывая в состоянии покоя, старается не мешать проявлению космического целого. Однако отстраненность от потока собственных мыслей и чувств отнюдь не выхолащивает эмоциональную жизнь даоса. Напротив, невмешательство «Я» дает возможность более полно проявиться специфике каждого внутрипсихического фактора.

Конфуцианское «самоограничение» проявлялось и в определенной ограниченности сфер приложения усилий. Стремясь к установлению всеобщего порядка, к максимальной структурированности индивидуальной и общественной жизни, конфуцианцы игнорировали или исключали из сферы воздействия то, что не поддавалось «окультуриванию». Цзюнь-цзы сосредоточивались в основном на управленческой деятельности и элитарных сторонах культуры — например, каллиграфии, «высоких» жанрах музыки, поэзии, живописи.

Для даосов же в принципе не существовало разделения на «низкие» и «высокие» занятия — совершенствоваться можно было в любой сфере. И распространение даосской культуры не ограничивалось социальными рамками. При этом «культуризация по даосскому образцу» была гораздо глубже и основательнее конфуцианской с ее опорой преимущественно на рефлексивный слой сознания.

Однако явное противопоставление этих традиций существовало скорее на поверхности. В реальности же, в полном соответствии с даосским мировосприятием, оба учения являются неразделимыми полюсами единого социокультурного феномена. Возникнув в государстве, где конфуцианство занимало (и после сохранило) ведущие позиции, даосизм явился своего рода альтернативной — но никоим образом не «подпольной» и не противоборствующей — культурой. Их взаимодействие, приводящее к взаимопроникновению, равно обогащало обе традиции. Сложившийся баланс поддерживал жизнеспособность обоих течений, препятствуя как стагнации конфуцианства, так и превращению даосизма в разновидность анархии.

Отличие Даосизма от Конфуцианства. — МегаЛекции


Вопросы к экзамену по ИППУ

 

1)Предмет и метод ИППУ

Первый труд по ИППУ профессор Неволин СпбГУ «История и философия законодательства». В дальнейшем иное наименование – «История политических учений» 1869-1874гг. (5 томов) Чечерин. В СССР название ИППУ.

ИППУ являются теоретически оформленные в доктрину (учения), взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает 3 компонента:

1)Теоретическая основа учения может быть:

— философской

— религиозной

— рационалистической

— социологический или иной связанной с формами общественного сознания мировоззрения эпохи

2) Политико-правовые понятия, категорически являются своеобразным результатом теоретического решения общих вопросов, связанных с проблемами государства и права к таким вопросам традиционно относят вопрос о происхождении государства и права, об их связи с обществом и личностью, с отношениями собственности, о формах государства, об основных принципах и источниках права и т.д.

3) Программные положения – это оценка государства и права, цель и задача политической деятельности. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы, определение классов, сословий, иных социальных групп, их отношения к государству и праву.

ИППУ является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

ИППУ как учебная дисциплина:

политико-правовые доктрины прошлого оказывали влияние на современную им и последующую политику, в т.ч. на правовую политику;

— доктрины могли реализовываться практически в строительстве государства и общественных объединений, поэтому их изучение объясняет природу государственной власти или институтов права;


— политико-правовые доктрины разъясняют природу права, выделяя его основные компоненты (историю, догму, политику, право), которые показывают историческую связь государства и права

— Гуго Гроций «Нет такой философской школы, которой была бы доступна вся истина, хотя и нет такой, которая не содержала бы в себе частичной истины». Идеи аккумулируются в идеях прошлого, помогают выработать собственное видение современных проблем.

Методология ИППУ

Общенаучные, частнонаучные методы.

Исторический метод основан на требованиях исторического подхода к изучаемым явлениям. В свете диалектической взаимосвязи логического и исторического профиля исследования, а также с учетом совмещения в ИППУ теоретического и исторического профиля исследования освещения материалов данной дисциплине проводятся на основе сочетания хронологического и проблемно-категорического способов изложения.

Системный анализ.

Т.о. данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

Периодизация

1)Исторический подход к периодизации был предложен французским историком 17-18 вв. и в соответствии с ним делится на: Древний мир, средневековье и Новое время.

2)Формационный подход предложен марксистами

3)Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. Э. Тоффлер, который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактические материалы о новых технологиях. Эпохи по способу производства: доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная

4)Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества – это история разных цивилизаций, разных культур и религий. Периодизация:

— Древний мир (4000 до н.э. – 477 г. н.э.)

— Средние века (477 г. н.э. – конец 17 века)

— Новое время

— Новейшее время (20 век) – эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы

— Современная эпоха (с конца 20 века) – кризис социалистической системы, геополитическое переустройство мира, возникновение глобальных проблем человечества.

 

2)Политическая и правовая мысль Древней Индии

Эпоха от пришествия Ариев до образования первых государств получила название ведийской, это название произошло от слова веды (знание, ведение). Веды это Самхиты, т.е. сборники религиозных и ритуальных актов различного содержания и назначения. Этих сборников было четыре.

1. Риг-веда — «Веда гимнов», это первый памятник древне индийской литературы и выражение мировоззрения ведийской культуры.

2. Яджур-веда — «Веда жертвенных формул».

3. Сама-веда — «Веда песнопений».

4. Атхарва-веда — «Веда заклинаний».

Веды послужили основой для многочисленных более поздних комментариев, среди этих комментариев большое значение имеют упанишады — религиозно философов. трактаты. Упанишады свидетельствуют о смешении центра тяжести с обрядовой стороны религии к нравственным интеллектуальным поискам.

Брахманизм — это религиозно философская система развивавшаяся из ведийской религии в середине первого тысячелетия до нашей эры.Важным положением брахманизма является догмат о перевоплощении душ, концепции кармы, т.е. сумма злых и добрых дел каждого определяет форму последующего рождения.

Наряду с мистическим учением о карме в древней индии известны и реальные насильственные средства воздействия на поведения людейи общественную жизнь, они выражались понятием данда (посох, жезл, кнут). Данда одно из древнейших свидетельств о насильственном происхождении власти.

Право.

Поведение человека и его перерождение в брахманы оценивали в зависимости от того как он выполняет предписание дхармы. Дхарма это универсальные законы космического характера, комплекс религиозных нравственных социальных и правовых обязанностей человека определяемый его общественным положением, это совокупность установленных правил соблюдение которых необходимо для поддержания миропорядка. Дхарма не проводит четкого различия между требованиями религии морали и права, дхармой определяли формальные основания для обращения в суд способы для приобретения собственности условия и последствия применения необходимой обороны и др. Дхармасутры — излагаются правила поведения членов различных каст, они написаны стихами вперемешку с прозой и представляют собой короткие афористические правила предназначенные для заучивания наизусть. Дхармашастры — это сборники , своды правил которые составляли сначала брахманы для своих учеников , а затем и известные учёный, со временем они были признанными авторитетными источниками права. Это произведение разнопланового характера , это : религиозно моральные трактаты и правовые наставления, учебники, сборники включающие нормы действующего обычного права, например, законы ману, где содержаться относительно упорядоченная сумма правил санкционированных государством, суждения о браке правила очищения и приёма пищи, о суде и т.д.

Государство.

Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мираи божественного строя. В ведах описывались пути происхождения светской и царской власти: по воле богов и избрание правителя людьми по воле богов. Господствовала патриархальная концепция власти.Правитель должен заботиться о подданных но ответственен только перед богом.

Вывод: таким образом политическим идеалом брахманизма было своеобразное теократическое государство где царь правит под руководством жрецов.

Буддизм.Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходила ассимиляция арийских племен, взаимопроникновение культур, в религиозно-филоском плане это нашло выражение в еретических анти брахманских течениях, возникших в 7-6 вв. до нашей эры крупнейший среди них буддизм. Буддизм (Будда — Сидхартки Гаутама 563 г.-483 г. до н.э., Будда — познавший истину или достигший просветления).В центре учения лежит идея повторного рождения человека, всякое очередное бытие несёт новое страдания, а освобождения от него нирвану. Самый древний текст — палийский канун: 1. Право. отвергалась идея о боге как о первоисточнике закона, восхвалялась дхарма так как она есть управл. миром природ. закономерность, естественный закон , её надо знать и следовать ей, а восхваление дхармы и есть восхваление законности, буддизм проповедовал равенство между людьми , но не в социальной а в духовной и религиозной сфере, он призывал не к изменению общественного строя а от решенности от земных страстей и интересов.. 2. Государство., отвергает теорию происхождения царской власти, происхождения государства, объясн. решением людей избрать правителя, после того как возникли четыре зла: кража, осуждение, лож, насилие;здесь идея выборов проводится в отличии от брахманского учения без божественного одобрения.

Артхашастрапосвящено царской власти., наставления по искусству управления государством, они глубоко реалистичны. На первый план выдвинута идея сильной централизованной царской власти, цель политики — расширение территорий. Из четырёх видов узаконивания тхармы — царский указ, священный закон, судебное решение и обычай, высшей силой в случае если священный закон не согласно с тхармой обладает царский указ. Артхашастра состоит из 15 разделов.

Индуизм. Брахманизм впитал в себя элементы доарийских культов местных племён. Еретические учения способствовали некоторому изживанию формализма ритуальности и углублению нравственных и философских основ. Индуизм представлял собой обновленный брахманизм. В 13 в. нашей эры перестали существовать на территории Индии.

 

3)Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Решающее воздействие на формирование дальневосточного права оказали:

1) Даосизм– философско-религиозное учение 4-3 вв. до н.э. Его принципы изложены в книге Дао де Цзин «Канун пути и благодати» автором которой предположит. является Лао-Дзы. Важнейшая категория даосизма Дао — путь и Д — благодать. Дао — источник многообразия мира, матерью всех вещей, является неким путём, которому должны следовать все и существа и предметы. Основной принцип даосизма— принцип естественности, который подразумевает достижение идентичности индивида сущностью мира, его слияния с Дао. Главным методом достижения естественности является «недеяние» — отказ от любой целенаправленной деятельности. Принцип «недеяния» означал и проповедь пассивности — отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний. Идеал Даосизма — царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее всё искусственное, в то числе и созданные людьми законы.

2). Конфуцианство — этико-политическое учение, заложенное Конфуцием в 6 вв. до н.э. Конфуций 551-479 до н.э., он жил в царстве Лу. Мысли его изложены в сборнике » Лунь-юй» «Беседы и высказывания».

Государство.

Конфуций придерживался патриархально — патерниалистической концепции государства, т.е. государство это большая семья.Правитель должен действовать мудрым примером и подобно главе семьи он не должен быть стеснен средствами наказания. Он был сторонником аристократического правления. Аристократия это люди благородные не по происхождению , а по нравственным принципам и поведению.

Право.

Конфуций скептически относился к попыткам управления с помощью законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное он считал средство воздействие на людей это мораль и ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль, именно ритуалы являются процессуальной основой взаимоотношений, и это и есть своего рода естественное право освещенное многовековой традицией.

Отличие Даосизма от Конфуцианства.

Конфуцианство отрицает принцип «недеяния» в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы, поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычая сообразуясь с законами природы. Конфуцианство получило распространение через 200 лет после смерти Конфуция и являлся официальной доктриной со времён династии Хань до конца Империи 1912 г.

3). Легизмбуквально — законники. Легизм – философско-политическое учение противоположное даосизму и конфуцианству. Основатель — Шан-Ян (390 — 338 г. до н.э.), он был правителем области Шан, трактат — «Книга правителя области Шан».

Право.

Идея — безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства.Закон благодаря определённости и постоянству, а также способности установить единообразие должен быть положен в основу управления и обходиться без него по выражению Шан-Яна также не возможно, как без циркуля, угольника, мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаные и опубликованные правила исполнения которого обеспечивается принудительной властью государства.

Государство.

Относительно происхождения государства легисты имели свою версию, они считали: «Когда созданы были небо и земля, родились люди, когда людей стало много появился беспорядок, начались войны, раздор, который нечем было урегулировать, усиливается и взаимное соперничество, святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель и богатств, но нельзя было закрепить это, поэтому были установлены санкции, но не возможно, что бы были санкции и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица потребовалась централизация власти, создали государя и управление стало происходить с помощью законов». Шан-Ян считал , что полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью государства, явл. создание могущественной державы способной объединить весь Китай.

4)Идеальное государство Платона

Учение платона о Государстве. Платон ((Аристокол) 427 — 347 гг. до н.э.).

Основные произведения:

-«Апология Сократа»,

-Федон»

-Пир»

-«Федр»

-«Теетэт»

-«Тимей»

-«Государство»

-«Политик»

-«Законы».

Государство.

Согласно Платону государство возникает по воле Богов, как результат потребностей, которые люди могут удовлетворить лишь коллективно, сотрудничая друг с другом на основе разделения труда. В диалоге «Государство» Платон излагает знаменитый проект идеального государства. Обосновывая положение сословий, Платон прибегает к аналогии между человеческой душой и государством, подобно тому, как в душе человека есть три начала — разумное, защитное и деловое (разум, воля, эмоции) — так и в государстве должно быть три сословия:

1. правители и философы, они выполняют функцию заботы об интересах целого, как такового;

2. войны (стражи), защита общественного союза от внешних врагов и обеспечение порядка в обществе;

3. земледельцы и ремесленники, заботится об удовлетворении частных потребностей одного человека. Он считал, что у первых двух сословий недолжно быть частной собственности.

Платон предлагал регламентировать все стороны человеческой жизни — политический строи, материальные условия, духовную и интимную жизнь, воспитание, поездки в заграницу и прочее. В последствии воззрения Платона изменились в более позднем диологе «Законы», он разрабатывает проект второго по достоинству государства. В этом государстве: 1. всем гражданам, в том числе философам и войнам разрешается иметь семью, землю, дома в частной собственности; 2. деление на сословия заменяется градацией согласно размеру имеющегося в собственности имущества; 3. производственные потребности земледелия полностью обеспечиваются за счёт рабского труда; 4. подробно описывая организацию государственной власти

Платон проводит идею смешанной формы правления: демократии и монархии; 5. форма государства по Платону, в основе его классификации лежит количество правящих лиц и степень соблюдения законов:

а) монархия

б) власть немногих

в) власть большинства, каждый вид представлен в двух вариантах правильном и неправильном т.е. основанном на законе или нет.

Правильный вариант — монархия построенная на законах, неправильный вариант при несоблюдении законов — тирания; аристократия — правильная власть законная, неправильная олигархия, незаконная власть немногих, власть большинства – правильная демократия — власть народа, неправильный вариант, демократия основанная на беззаконии. Идея типологии государств заимствована у историка Геродота, затем эта типология с незначительными изменениями использована Аристотелем. В диалогах Государство, Политик, законы содержатся различные варианты форм государственного устройства, так в диалоге государства

Платон выделяет четыре разновидности отрицательного типа государства: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Право.

Большое внимание Платон уделяет проблеме законов, закон это основная опора на которой держится государство, его высшая цель благо государства, наилучшее средство против возможных угроз государственности, откуда бы они не исходили это справедливые законы.Платон различает правильные, установленные для общего блага, и не правильные, установленные в интересах какого-либо лица или группы лиц захватившей власть. Согласно Платону, закон-это установленный мудрецами писаный акт, совокупность религиозно нравственных норм для ориентации граждан.

5)Учение Аристотеля о государстве

Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Основные произведения:

-«Политика»

-«Никомахова этика»

-«Афинская полития»

-«Этика».

Государство.

Согласно Аристотелю, государство продукт естественного развития и образуется вследствие природного влечения человека к общению. Есть три ступени объединения, которые люди создают последовательно в своём стремлении к общению семья>селение> государство.

Государство по Аристотелю – это общение подобных друг другу людей ради достижения возможной лучшей жизни. Аристотель вкладывал в данное определение конкретное содержание «люди – это только свободные граждане греческих полисов, не рабы и не варвары. Цель государства – благо людей. Критикуя Платоновский проект идеального государства Аристотель считает, что общность имущества противоестественна, а частная соответствует природе человека. Частная собственность коренится в самой природе человека и является неотъемлемым элементом семьи. Аристотель выделяет две формы накопления богатства:

1) создание материальных ценностей своим трудом, при этом увеличивается и богатство полиса

2) торговля, спекуляция или эгоистическое накопление готовых ценностей.

Аристотель защищает частную собственность, но лишь первую форму.

Обязательные признаки государства:

1) Единство власти и территории

2) Власть распространяется на свободных и равных граждан, т.е. на тех, кто участвует в политической жизни

3) Социальная основа власти – собственники земли

Аристотель определил свое время говоря о концепции разделения власти

Форма государства

Классификация форм государства во многом повторяет Платоновскую, чтобы отыскать совершенную форму Аристотель вместе с учениками проанализировал более 150 Конституции и проектов государств рассматривая причины государственных переворотов. Классификация форм проводится по двум критериям:

1) по числу правящих (один, немногие и большинство)

2) по достигаемым целям (общее благо или личная выгода)

Отсюда выделены три правильные формы:

1) монархия

2) аристократия

3) полития (власть большинства)

3 неправильных формы:

1) тирания

2) олигархия

3) демократия

Предпочтение Аристотель отдает политии, он ее называет смешанной. Возникает она из сочетания демократии и олигархии. Полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что гарантирует самодостаточность семей и ослабляет противоречия между богатством и бедностью.

Право.

Аристотель самым тесным образом право связывает с государством. Право – это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. Важнейший признак его – принудительная сила.

Право – это воплощение справедливости.

Цель права как и государства – общее благо, поэтому оно конечно ассоциируется со справедливостью. Само право философ разделяет на естественное и условное.

Естественное право, то которое не нуждается в законодательном закреплении, оно всеми признано. К нему относятся общественные явления, существующие от природы: семья, рабство, частная собственность.

Условное право – это нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений, при этом Аристотель различает писаные и неписаные законы, а также обычаи. Аристотель был сторонником стабильности права. Он писал, что закон может быть справедливым, но тем не менее даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе в обществе не будет порядка. Вклад Аристотеля в ИППУ велик.

6)Политические и правовые взгляды Цицерона



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Даосизм и конфуцианство — древние философии [ushistory.org]

Древние цивилизации 1. Откуда мы знаем? а. Археологи и их артефакты б. Антропологи и их люди c. Историки и их время d. Географы и их пространство 2. Доисторические времена а. «Я люблю Люси» б. Еда, одежда и кров c. Страница прямо из истории d. Первые технологии: огонь и инструменты 3. Древний Египет а. Жизнь вдоль Нила б. Египетская социальная структура c. Династии d. Мумии e.Пирамиды f. Женщины Древнего Египта 4. Ранний Ближний Восток а. Жизнь в Шумере б. Вавилония ок. Кодекс Хаммурапи: око за око d. Ассирийцы: кавалерия и завоевания e. Персидская империя ф. Финикийцы: отплытие g. Евреям и страна молока и меда з. Рождение христианства i. Мухаммед и вера ислама 5. Древняя Греция а. Возвышение городов-государств: Афины и Спарта б. Рождение демократии c. Боги, богини и герои d. Греческая литература e. Искусство и архитектура f.Мыслители г. Александр Великий h. Олимпийские игры 6. Древний Рим а. Римская республика б. Юлий Цезарь ок. Отель Pax Romana d. Жизнь народа e. Гладиаторы, колесницы и римские игры f. Падение Римской империи 7. Африка а. Королевство Гана б. Мали: Культурный центр c. Бенин и его королевский двор d. Великое Зимбабве e. Жизнь в пустыне 8. Южная Азия: Индия и за ее пределами а. Ранняя цивилизация в долине Инда б. Кастовая система c. Расцвет индуизма d.Рождение и распространение буддизма e. Период Гуптов в Индии 9. Китай а. Среднее царство б. Династия Шан — первая зарегистрированная история Китая ок. Династия Хань — Культурные высоты d. Династия Тан — Золотой век e. Даосизм и конфуцианство — древние философии 10. Япония: островная нация а. Японская религия и духовность б. Ранняя история и культура c. Феодальная Япония: эпоха воина d. Боевые искусства e. Жизнь в период Эдо 11. Империи Центральной и Южной Америки а.Кровь королей: мир майя б. Расшифровка символов майя c. Империя инков: Дети Солнца d. Мир ацтеков e. Столкновение культур: Столкновение двух миров

Несмотря на то, что Винни-Пух — животное с очень маленьким мозгом, он лучше других понимает, что значит жить без усилий и счастливо — две характеристики даосского образа жизни.

«Те, кто знают, не говорят; те, кто говорят, не знают». — Лао-цзы

«Высшие люди скупы в словах и щедры в делах.»- Конфуций

VI век до н. Э. было удивительным временем философского роста древнего Китая. Считается, что именно в то время жили и учили два самых влиятельных духовных лидера Китая, Конфуций и Лао-цзы. Философия, которую они практиковали, даосизм и конфуцианство, существовала одновременно в династическом Китае, привлекая бесчисленное количество последователей за последние 2500 лет. Очарование как восточного, так и западного мира этими двумя легендарными фигурами и созданными ими философиями остается сильным.

Старый мастер

Лао-цзы, что переводится как «старый мастер» или «старый мальчик», считается автором даосизма. О его жизни известно очень мало; он мог даже не существовать. Согласно мифу, при рождении около 604 г. до н. Э. Лао-цзы вышел из чрева в виде старика, седого и мудрого человека. В конце концов он занял должность главного библиотекаря Императорского архива. Опечаленный недостатком доброты в обществе, Лао-цзы решил покинуть свой дом в Лояне, чтобы прожить остаток своей жизни в тишине и одиночестве где-нибудь за Великой Китайской стеной, возможно, недалеко от Тибета.Когда он в последний раз проходил через городские ворота, привратник попросил Лао-цзы записать свои прощальные мысли. «Старый мастер» согласился и через три дня вернулся с небольшой книгой. Затем Лао-цзы покинул цивилизацию и никогда не вернулся. Его труды были названы Дао Дэ Цзин и стали самым важным текстом даосизма.

Лао-цзы улыбается, а Будда и Конфуций вздрагивают, пробуя уксус на вкус. Философия древнего Китая обобщена в лицах трех его самых ярких персонажей.

Согласно даосизму, вся вселенная и все в ней течет с таинственной, непознаваемой силой, называемой Дао. Буквально переводимое как «Путь», Дао имеет много разных значений. Это имя описывает высшую реальность. Дао также объясняет силы, управляющие вселенной, и чудо человеческой природы. Даосы верят, что все едино, несмотря на внешность. Мнения о добре и зле, истинном и ложном возникают только тогда, когда люди забывают, что все они едины в Дао.Следовательно, цель даосов — не забывать, а если и забывать, помнить об этом единстве. Однако Лао-цзы напоминает верующим, что Дао трудно постичь: « Дао, которое можно говорить, не является истинным Дао ».

Со временем даосская религия эволюционировала, несколько отличаясь от только что описанной философии даосизма. Хотя религиозный даосизм придерживался некоторых из тех же верований, он также призывал поклоняться многим богам и предкам — практика, которая началась во времена династии Шан.Другие религиозные практики включали культивирование телесной энергии, называемой «ци», создание системы морали и использование алхимии в попытках достичь бессмертия. Народная религия даосизм стала популярной после того, как Китай приняла ее в качестве государственной религии в 440 году н.э., и продолжает практиковаться до сих пор.

Конфуций и Аналитики

Другая движущая философия династического Китая была создана политиком, музыкантом и философом по имени Конфуций.Конфуций родился в 551 г. до н. Э. И странствовал по Китаю, сначала в качестве государственного служащего, а затем в качестве политического советника правителей династии Чжоу. Позже Конфуций оставил политику, чтобы обучать небольшую группу студентов. После его смерти в 479 году до н. Э. Этика и нравственные учения Конфуция были записаны его учениками и стали Лунь-юй или Аналектами . Многие из его умных высказываний до сих пор следуют. «Быть бедным, не жалуясь, так же трудно, как и быть богатым, не проявляя высокомерия.«

Лао-цзы, известный как «Старый Мастер», написал свои прощальные мысли о Дао или Пути перед тем, как покинуть цивилизацию. Дао Дэ Цзин , как стали называть это письмо, повлиял на миллионы людей за последние 2500 лет.

Учимся гудеть

.

Конфуцианство и даосизм Сравните и противопоставьте.

Презентация на тему: «Конфуцианство и даосизм: сравнение и противопоставление» — стенограмма презентации:

1

Конфуцианство и даосизм: сравнение и противопоставление

2

Сходства, зародившиеся в Китае Можно считать философией
Основатели были современниками Не заботятся о глубинных причинах вселенной Обеспокоены человеческим поведением Стал соперниками Записали верования Стал популярным среди высшего класса

Similarities Originated in China Can be considered philosophies

3

Конфуцианство Записанные высказывания — Аналекты
Основан Конфуцием — а.К.А. Первый учитель родился в 551 г. до н. Э. Расстроенный насилием и моральным упадком своей эпохи (эпоха враждующих государств) Интерес к философии был политическим и этическим.

Confucianism Recorded sayings are the Analects

4

Конфуцианство — продолжение
Конфуцианское представление о Дао — это долг (1-й ключ) и гуманность. Концепция долга выражается в форме «трудовой этики». Правитель должен подавать хороший пример.

Confucianism - continued

5

Конфуцианство — продолжение
Каждый должен руководствоваться пятью постоянными отношениями: родитель и ребенок Муж и жена Старший брат младшему брату Старший друг младшему другу Правитель подчиняется

Confucianism - continued

6

Даосизм (Дао «путь природы»
Основан Лао-цзы. Ученые не уверены, действительно ли он существовал. Свидетельством верований является Дао Дэ Цзин. Верят, что истинный способ следовать воле неба — это не действие, а бездействие. все более формальный, начиная с периода Хань

7

Конфуцианство — продолжение
Не согласен с акцентом даосизма на тайне и магии Второй ключ — гуманность Чувство сострадания к другим Другим нужно терпеть

8

Даосизм (продолжение) Лучший способ действовать в гармонии — это позволить природе идти своим чередом, не вмешиваясь в нее, — через смирение и бережливую жизнь. Больше ассоциируется с религией (политеистической), чем с конфуцианством. обучение

.

6. ТАОИЗМ И КОНФУЦИАНСТВО — Скачать PDF бесплатно

Основы конфуцианства

The Basics of Confucianism
Основы конфуцианства Конфуцианство — одна из двух наиболее важных и коренных философий Китая, вторая — даосизм.Он развился почти 2500 лет назад как общественно-политический

Дополнительная информация

Обычные моменты благодати

Ordinary Moments of Grace
Обычные моменты благодати Для всего есть время и сезон для каждой цели под небом. Время рождаться и время умирать. Время сеять и время жать. Время смеяться и время

Дополнительная информация

Shinnyo-En с первого взгляда

Shinnyo-En at a glance
Краткий обзор Шиннё-Эн Что такое Шиннё-Эн? Шиннё-Эн — независимый буддийский орден, который принадлежит школе буддизма Махаяны в Японии.Сложный буддийский термин Шиннё (реальность) обозначает

.

Дополнительная информация

Всемирная история: основные вопросы

World History: Essential Questions
Всемирная история: основные вопросы Содержание Стандарт 1.0: Культура включает в себя сходства и различия между людьми, включая их убеждения, знания, изменения, ценности и традиции. Студентов будет

Дополнительная информация

Церковь, управляемая учениками

The Disciple Driven Church
Церковь, управляемая учениками Старое выражение веры по-новому Соавторы: Др.Терри и Сюзетт Гудвин Чем отличается Церковь, управляемая учениками? Вопрос? Ваша вера сосредоточена больше

Дополнительная информация

Раздел 7 Распространение религий

Unit 7 The Spread of Religions
Раздел 7 Распространение религий Раздел 1 Раздел Материалы Вопросы для рассмотрения Вопрос 1. Как буддизм, христианство и ислам распространились по миру и почему они практикуются так далеко от их

Дополнительная информация

Древняя Греция: Руководство для учителя

Ancient Greece: Teacher s Guide
Древняя Греция: Руководство для учителя Уровень класса: 6-8 Основное направление учебной программы: Урок древней истории Продолжительность: 2 или 3 академических часа Описание программы Воюющие города-государства превратились в центры культуры 2,500

Дополнительная информация

Исследования религии I

Studies of Religion I
СЕРТИФИКАТ СЕРТИФИКАТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 2001 ГОДА Изучение религии I Всего оценок 0 Общие инструкции Время чтения минут Время работы 1 1 2 часа Напишите черной или синей ручкой Напишите свой номер центра

Дополнительная информация

Сравнение религий

Comparison of Religions
Сравнение религий восточных (индийский индуизм, буддизм и джайнизм) и западных (иудаизм, христианство, ислам) религий Правин К.Центр изучения шаха Джайна в Северной Каролине 401 Farmstead Drive, Cary

Дополнительная информация

основы буддизма

essentials of Buddhism
БУДДИЗМ: основы буддизма ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БУДДИЗМА В мире насчитывается 350 миллионов буддистов. Буддисты не поклоняются ни богам, ни божествам. Буддисты считают, что путь к просветлению находится

Дополнительная информация

Всемирная история 2007-2008 гг.

World History 2007-2008
Краткое описание курса Всемирная история 2007-2008 гг. Программа AP была запущена в 1955 г. Советом колледжа с целью составления стандартных экзаменов на успеваемость, которые позволили бы высоко мотивированным ученикам старших классов

Дополнительная информация

Глава 6 Учебное пособие Религия

Chapter 6 Learning Guide Religion
Глава 6 Учебное пособие Религия Ключевой вопрос 1 Где распространяются религии? PGS.168-178 1. Определите универсализирующую религию: 2. Определите этническую религию: Универсализирующие религии 3. Укажите процентное значение

.

Дополнительная информация

Тема NCSS №1 План урока: Культура

NCSS Theme #1 Lesson Plan: Culture
Тема № 1 NCSS План урока: Культура Название урока: Урок мировых религий Автор: Кэтрин Ярбро Ключевые слова учебной программы: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм, религия, монотеизм, политеизм

Дополнительная информация

Руководство для учителя буддийских верований

Buddhist Beliefs Teacher s Guide
Планы уроков в средней школе Руководство для учителей буддийских верований Роберта Ван дер Ваага, доктора философии.D. Научный сотрудник Центра Беркли по религии, миру и международным делам Центр религии и мира Беркли,

Дополнительная информация

Деяния 11: 1-18 Проповедь

Acts 11 : 1-18 Sermon
Деяния 11: 1-18. Проповедь. Представьте себе церковь, раздираемую разными личностями, возглавляющими разные группы, каждая из которых пытается развести ее в разные стороны. Представьте себе церковь, будущее которой находится под угрозой

Дополнительная информация

Масонские вопросы и ответы

Masonic Questions and Answers
Масонские вопросы и ответы Пол М.Бессель iii Масонские вопросы и ответы Краеугольная книга Авторские права Пола М. Бесселя, 2005 г. Все права защищены международными и панамериканскими авторскими правами

Дополнительная информация

Внутреннее дыхание ци

Internal Chi Breathing
Внутреннее дыхание ци. Автор Майкл Винн. Примечание. Эта статья адаптирована из аудиокурса «Основы цигун № 3: внутреннее дыхание ци». Если вы хотите изучить только метод дыхания,

Дополнительная информация

ВРЕМЯ В ПРИСУТСТВИИ БОГА

SPENDING TIME IN GOD S PRESENCE
ПРОВЕДЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ПРИСУТСТВИИ БОГА помогает провести полноценное время с Богом… 4 В свободное время … 5 Духовные наставники Lectio Divina … 6 Медитация … 8 Как хорошо провести время, которое вам не захочется

Дополнительная информация

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ

WELCOME TO GOD S FAMILY
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ Всем, кто принял его, тем, кто верил в его имя, он дал право стать детьми Бога детьми, рожденными не естественным происхождением, ни по человеческому решению, ни с мужем

Дополнительная информация

Греческая трагедия VI век до н. Э.

Greek Tragedy The Sixth Century BCE
Введение: Шестой век до нашей эры, или конец доклассической эпохи Театрон: актеры пространства для перформанса и действия в греческой трагедии Заключение: Еврипид Орест, или Почему греки пошли в театр

Дополнительная информация

Важность молитвенной жизни

The importance of Prayer life
Важность молитвы в жизни Молитва означает общение с Богом.Молитва приведет нас в зависимость от Бога. Человек полностью заявил перед Богом, что я ничто и Бог верховен. И заявить без

Дополнительная информация

Двадцать вопросов о единстве

Twenty Questions About Unity
Двадцать вопросов о единстве (следующее из брошюры «Двадцать вопросов и ответов о единстве», изданной Ассоциацией церквей единства.) 1. Что такое единство? Единство позитивное, практичное

Дополнительная информация

Среда, 11 июня 2014 г., полдень

Wednesday 11 June 2014 Afternoon
Среда, 11 июня 2014 г. Вторая половина дня GCSE РЕЛИГИОЗНЫЕ ИЗУЧЕНИЯ B (ФИЛОСОФИЯ И / ИЛИ ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА) B601 / 01 Философия 1 (Божество, религиозный и духовный опыт, конец жизни) * 1244417157 * Ответ кандидатов

Дополнительная информация

ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ

THE PARABLE OF THE TALENTS
ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ Царство Небесное похоже на человека, путешествующего в дальнюю страну, который призвал своих слуг и передал им свое имущество.И одному дал пять талантов, другому два

Дополнительная информация

Примеры шаблонов KS 1

KS 1 Template Examples
KS 1 Примеры шаблонов Ключевой этап: 2 Панорама Q2 Является ли счастье целью жизни? Пример содержания (укажите три или четыре области, которые можно было бы изучить в рамках этого блока) Ученики рассматривают

Дополнительная информация

Расцвет цивилизаций

The Rise of Civilizations
Страница 1 из 6 Расцвет цивилизаций Тысячи лет назад несколько обществ в разных частях мира перешли от охоты и собирательства к земледелию.Некоторые начали производить излишки еды. Те

Дополнительная информация

,

Шесть сходств между буддизмом и конфуцианством

Сходства между буддизмом и конфуцианством — На первый взгляд кажется, что эти две религии не имеют ничего общего. Они такие разные не только как верования, но и как философии. Но у них все же есть некоторые общие детали. Эти детали можно увидеть только после грубого анализа. Итак, давайте посмотрим, в чем сходство между буддизмом и конфуцианством.

Шесть сходств между буддизмом и конфуцианством

Similarities Between Buddhism And Confucianism

Основатели — , хотя эти две религии относятся к разным типам (буддизм универсализируется, а конфуцианство является этническим), у обеих есть основатели.Основатель буддизма — просветленный Будда. Конфуцианство было основано Конфуцием. Хочу добавить, что обе религии получили свои названия в честь своих основателей.

Храмы — Как буддизм, так и конфуцианство практикуют поклонение в храмах. Хотя в конфуцианстве есть только храмы. Между тем, в буддизме есть монастыри и святыни.

Статуи — еще одно сходство заключается в отношении этих религий к статуям. В конфуцианстве статуи разрешены и используются.Также буддисты используют небольшие статуи Будды для практики медитации.

Будда — это может быть самое важное сходство в этом списке Сходств между буддизмом и конфуцианством. Будда присутствует в обеих религиях. Хотя, не прямо в конфуцианстве. Но многие конфуцианцы следуют Будде и его учениям.

Другие религии — Отношение буддизма и конфуцианства к другим религиям также похоже. Они позволяют последователям исповедовать другие религии или религиозные обряды.Даже позволяя атеистам участвовать в их религиозных обрядах. Благодаря такому отношению они стали одними из самых мирных религий на планете.

Сходства между буддизмом и конфуцианством

Учений — Оба основателя этих религий (Будда и Конфуций) поощряли своих последователей ставить под сомнение все, что их окружало. И осмелиться найти ответы на свои вопросы. Кроме того, оба основателя поощряют последователей ставить других на передний план.Но говорят это по-разному. Конфуций учит: «Не делайте другим того, чего не хотите делать с собой». С другой стороны, Будда учит о важности устранения «эго», «я», «меня».

В заключение, хотя эти две религии имеют в сто раз больше различий, эти 6 сходств между буддизмом и конфуцианством показывают, что у них все еще есть некоторые общие основания. Для посторонних это может быть несущественно. Но каждое из этих 6 сходств является важной частью их практик.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *