А л свенцицкий социальная психология: Социальная психология читать онлайн, Свенцицкий А.Л.

Содержание

Свенцицкий А. Л — Свенцицкий А.Л. Социальная психология

Свенцицкий А.Л. Социальная психология

Доступные файлы (7):

n1.doc

Свенцицкий А. Л.

Социальная психология : учеб. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 336 с.

ISBN 5-482-00060-5

В учебнике содержится систематическое изложение основ социаль­ной психологии. Освещаются такие фундаментальные проблемы, как социальная психология личности, взаимовлияние личности и группы, общение и социальное познание, межличностное влияние. Обстоятель­но рассмотрена также история развития социально-психологического знания, дан обзор основных методов социальной психологии. Содержа­ние данного учебника соответствует программе курса и основано на ма­териалах отечественных и зарубежных социально-психологических исследований, включая самые современные работы.

Для студентов высших учебных заведений, преподавателей, всех интересующихся проблемами социальной психологии.

Внукам моим —

Марте, Леонтию, Ерофею, Арсению

ПРЕДИСЛОВИЕ

Отечественная социальная психология в процессе своего ста­новления и развития прошла непростой путь. Теоретическая мысль российских социологов, философов и психологов конца XIX — начала XX в., затрагивавших социально-психологичес­кие проблемы, не привела к выделению социальной психологии в качестве самостоятельной науки. Попытки формирования «марксистской социальной психологии» в 1920-е гг. не увенчались успехом по целому ряду объективных и субъективных причин (подробнее см. в гл. 2 данной работы). Длительный перерыв в развитии отечественной социальной психологии с конца 1920-х до конца 1950-х гг. привел к нашему отставанию (будем называть вещи своими именами) от мировой науки.

Современному российскому студенту, осваивающему азы пси­хологической науки, наверное, будет удивительно узнать, что в течение продолжительного периода социальную психологию у нас нигде не преподавали. Автор этих строк окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государ­ственного университета в 1959 г., твердо усвоив (так учили!), что социальная психология — наука буржуазная и ей нет места в системе марксистской психологии. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. И что бы ни утверждали пессими­сты, остановить научный прогресс никто не в силах. На волне общественно-политических перемен второй половины 1950-х на­чала 1960-х гг. в СССР становится возможным возрождение оте­чественной социально-психологической науки (в то время, разу­меется, на марксистской основе). С 1966 г. начинается преподава­ние курса социальной психологии на факультете психологии, только что открывшемся в Ленинградском государственном университете.

Автор этих строк, в то время младший научный сотрудник ла­боратории социальной психологии НИИ комплексных социаль­ных исследований Ленинградского университета, хорошо помнит свои преподавательские трудности того периода, когда ему при­шлось впервые взяться за чтение курса социальной психологии для студентов. Разумеется, не было никаких отечественных учебников по социальной психологии, не было ни у кого и опыта преподавания этой науки. Однако, как говорится теперь в народе, «процесс пошел». В Ленинграде (где была открыта первая лабо­ратория социальной психологии при университете в 1962 г.) и других городах начали проводиться исследования, на научных конференциях появляются доклады по социально-психоло­гической проблематике, растет сообщество исследователей —

в ту пору социальная психология привлекала не только психоло­гов, но также энтузиастов из других научных областей, выходят первые монографии по социальной психологии Б.Д. Парыгина, Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалева, А.А. Бодалева, Б.Ф. Поршнева. Эти труды не один год служили учебными пособиями по социаль­ной психологии.

Важной вехой развития отечественной социальной психологии и показателем ее зрелости был выход в свет первого учебника Г.М. Андреевой «Социальная психология» (М.: Изд-во МГУ, 1980), выдержавшего несколько переизданий и успешно выпол­няющего свои функции по сей день.

Кардинальные изменения, произошедшие в нашем обществе за минувшее десятилетие, не могли не коснуться и социальной психологии. Освобожденные от идеологического диктата одной господствующей партии, отечественные социальные психологи в своих работах стараются следовать в русле мировой науки. Это проявляется и в их теоретических изысканиях, и в эмпири­ческих исследованиях. Совершенствуется и подготовка дипло­мированных социальных психологов, которые, как показывает практика, ни в чем не уступают выпускникам зарубежных университетов.

В настоящее время нельзя пожаловаться на недостаток социально-психологической литературы. На полках книжных магазинов можно увидеть монографии отечественных и зарубеж­ных психологов, сборники их статей, учебные пособия. Однако все это не исключает выхода в свет новых и новых учебников. Ни один автор учебника по социальной психологии не может пре­тендовать на то, что его учебник исключительный и не имеет ни­чего общего с другими учебниками. Один учебник всегда в чем-то дополняет другой. Даже в средней школе считается полезным иметь не один нормативный учебник, а несколько, каждый из ко­торых может быть хорош по-своему, а окончательный выбор имеет право делать учитель. Тем более это касается высшей школы.

Настоящий учебник отражает основное содержание курса, читаемого автором в Санкт-Петербургском государственном уни­верситете и Балтийском институте экологии, политики и права. В основе излагаемого материала — данные отечественных и за­рубежных (главным образом, американских) социальных психо­логов. Каждая глава заканчивается кратким изложением ее со­держания, здесь же выделены ключевые понятия, на усвоение которых следует обратить внимание, и дан краткий список лите­ратуры для дополнительного чтения. В конце учебника приведен полный перечень использованной литературы, что позволит и студенту, и специалисту обратиться к первоисточнику для уг­лубления своих знаний.

Автор отдает себе отчет в том, что содержание данного учеб­ника страдает определенной неполнотой. Однако вопрос о том, какие разделы должен включать в себя учебник по социальной психологии, является открытым. Даже если обратиться к совре­менным американским учебникам по социальной психологии (а здесь накоплен большой опыт), то можно убедиться, насколько они непохожи по содержанию друг на друга. И в шутку, и всерь­ез автор всегда говорит своим студентам о том, что сколько есть в мире социальных психологов, столько есть и взглядов на содер­жание социальной психологии как науки. Однако основная стержневая проблематика, конечно, должна присутствовать во всех учебниках. Это вопросы социализации (становления инди­вида как личности), взаимовлияния людей друг на друга (как на индивидуальном, так и на групповом уровне), социального позна­ния и общения. В настоящем учебнике с различной степенью об­стоятельности рассматриваются все эти вопросы. Полнее, чем в других отечественных учебниках, представлены работы Санкт-Петербургской (Ленинградской) социально-психологиче­ской школы, основоположником которой был Е.С. Кузьмин. За­метное внимание мы уделяем методам социальной психологии. Это объясняется тем, что за последнюю четверть века не вышло в свет ни одной работы, где излагались бы достаточно подробно методы сбора и анализа первичной информации в эмпирическом социально-психологическом исследовании. Таким образом, зна­комство читателей с тем, как именно добывается материал, кото­рый затем приводит к построению теорий или разработке прак­тических рекомендаций, необходим для получения целостной картины социально-психологической науки.

Автор считает своим приятным долгом поблагодарить тех сту­дентов, внимание и заинтересованность которых на лекциях, во­просы и дискуссии на семинарах стимулировали работу над этой книгой. Глубоко признателен автор своим коллегам по кафедре социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, «эмоциональный климат» которой как нельзя луч­ше способствует творчеству. Пользуясь возможностью, искренне благодарю профессора А.А. Крылова, декана факультета психо­логии с 1976 по 2002 г., за внимание к научным начинаниям авто­ра и их поддержку.

Особая признательность •— жене и верному другу Г.Т. Це-цульниковой, принимавшей участие в подготовке рукописи к пе­чати, ее первому читателю и критику.

Автор с благодарностью примет советы и замечания, направ­ленные на совершенствование содержания и формы данного учебника.

А.Л. Свенцицкий Санкт-Петербург, август 2002 г.

Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

§ 1. Что такое социальный контекст?

Представьте себе такую картину. Земельное угодье, поле. На нем крестьянин, усердно обрабатывающий этот участок, как го­ворится, в поте лица своего. Но вот рядом появляется мальчиш­ка, достает из кармана своих штанов помидор и… запускает им прямо в голову крестьянина. Прямое попадание. А теперь вопрос к вам, уважаемый читатель: «Что будет испытывать крестьянин? Как он себя поведет? Какие действия предпримет?»

«Смотря какой крестьянин», —- скажут, возможно, многие. «Это зависит от его темперамента», — добавит человек, знако­мый с азами общей психологии. Если крестьянин — холерик, то он, видимо, бросится за мальчишкой, чтобы надрать ему уши. Если крестьянин — флегматик, то лишь постоит в задумчивости, оторванный от дела. Специалист по психофизиологии хорошо объяснит, почему у крестьянина посыпались искры из глаз. Од­нако ни первый, ни второй не возьмутся предсказать точнее воз­можное поведение крестьянина в данном примере.

Тогда-то и настанет черед социального психолога. «Начнем сначала, — прежде всего скажет он. — Нет крестьянина вообще, нет мальчишки вообще. Еще Вольтер говорил о том, что каждый из нас является созданием того времени, в котором он живет. По­этому каждого человека следует рассматривать в определенном социальном контексте, т.е. в тесной связи со всем его социальным окружением. Допустим, данный пример относится к периоду феодализма. Крестьянин трудится на участке земли, арендован­ном у феодала, а проказливый мальчишка — сын этого феодала. Каким бы темпераментом ни обладал крестьянин, вряд ли ему непременно захочется как-то проучить озорника. Возьмем иную эпоху. Крестьянин — это фермер, возделывающий собственный участок земли, а мальчишка — сын другого фермера, давно за­должавшего первому крупную сумму денег. Очевидно, в этом случае у нас больше оснований ожидать агрессивных реакций в адрес мальчишки со стороны крестьянина.

Данный пример (из работы В.Б. Ольшанского) убедительно свидетельствует о необходимости обязательно учитывать опре­деленный социальный контекст, в рамках которого осуществля­ется рассматриваемая нами ситуация взаимодействия тех или иных людей.

Даже если какой-либо человек в данный момент находится в одиночестве, он, тем не менее, пребывает или стремится пребы­вать в пределах определенного социального контекста, будучи

общественным животным (как называл человека Аристотель еще в IV веке до нашей эры). Вспомните знакомый с детства роман о Робинзоне Крузо. Вскоре после того как мореплаватель попал на необитаемый остров, он решил завести календарь — неотъем­лемую принадлежность того общества, к которому сам принадле­жал. Робинзон каждый день делал ножом черту на столбе. При этом длинная черта означала воскресенье, а еще длиннее — пер­вое число каждого месяца. А теперь ответьте, пожалуйста, для чего Робинзон все годы пребывания на необитаемом острове ис­правно вел календарь? Зачем выделял воскресные дни? Смысл здесь был, и смысл этот — в социальной природе человека. На­помню, к слову, что преданный друг героя романа Пятница не имел вообще никакого понятия о календаре и нисколько этим не тяготился. Каждый из нас имеет свой социальный мир, влиянию которого мы все подвержены. С другой стороны, наш социальный мир испытывает определенные воздействия с нашей стороны. Это взаимовлияние и находится в центре исследовательского ин­тереса социального психолога, а социальный контекст является основой для понимания социального поведения человека.

§ 2. Предмет социальной психологии

Каждый из нас живет в мире, населенном множеством других людей. Среди них есть родные и близкие, друзья и приятели. Не­мало и просто знакомых. С кем-то мы постоянно общаемся, вме­сте работаем, учимся или проводим свободное время, с другими видимся изредка. Кто-то попадается нам навстречу лишь один раз в жизни, особенно если мы живем в большом городе, а с сот­нями миллионов других людей, населяющих нашу планету, мы не встретимся никогда. Однако и те, и другие, и третьи так или иначе влияют на нас, вызывая определенные изменения в нашем сознании и поведении.

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностя­ми практики — поиском наилучших форм организации и взаимо­действия людей в различных областях — хозяйственной, поли­тической, военной, воспитательной, лечебной и т.д.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оцени­вают одни и те же явления? Как формируются убеждения чело­века и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поступки людей? На какой основе мы можем доверять тому или иному человеку?

Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? А почему бывает наоборот, и один человек переубеждает всех ос­тальных? Каким образом можно согласовать действия несколь-

ких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам даже близкие люди порой ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и люб­ви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенно­сти взаимоотношений людей сказываются на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается сегодня ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это нау­ка, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний. Итак, в центре исследовательского внимания социального психолога находятся последствия различного рода контактов между людьми, прояв­ляемые в виде мыслей, чувств и действий отдельных индивидов. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, ли­цом к лицу. Они бывают и опосредствованными, например, путем использования средств массовых коммуникаций — прессы, ра­дио, телевидения, кино, Интернета и др. Именно таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп и общества в целом.

Контакты между людьми могут быть случайными и сравни­тельно непродолжительными, например, разговор двух попутчи­ков в одном купе железнодорожного вагона. И наоборот, межлич­ностные контакты могут приобретать систематический и продол­жительный характер. Например, в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом исследовательского интереса соци­ального психолога могут выступать не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые вклю­чают в себя значительное количество распределенных на боль­шой территории людей. Например, нации, классы, партии, про­фессиональные союзы, крупные контингенты различных пред­приятий, фирм и т.п. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравните, например, ог­ромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнооб­разные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии.

Необходимо отметить, что те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отноше­ния могут носить различный характер — от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации. Повсеместно наблюдаемые явления глобализации, характерные для начала нашего века, делают исключительно актуальными проблемы межкультурной коммуникации. Сегодня все большее количество представителей различных этносов и культур непосредственно

сталкиваются друг с другом в процессе осуществления различ­ных совместных акций. Научить этих людей успешно взаимодей­ствовать для достижения общ

Свенцицкий, Анатолий Леонидович — Социальная психология управления : Учеб. пособие


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.

По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.

Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

«исследование и разработка«

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.

В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.

В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.

Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.

Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.

Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

«исследование разработка«~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.

Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Свенцицкий Анатолий Леонидович — Вики Санкт-Петербургский государственный университет

В 2015 году исполнилось 50 лет с момента начала работы в Санкт-Петербургском государственном университете почетного профессора СПбГУ, профессора кафедры социальной психологии, доктора психологических наук Свенцицкого Анатолия Леонидовича.

Свенцицкий Анатолий Леонидович — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии. Родился 7 октября 1936 года в городе Кингисеппе Ленинградской области. По окончании средней школы в 1954 году поступил на отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета. По окончании университета в 1959 году. А. Л. Свенцицкий работал в качестве литературного сотрудника в ряде газет Ленинграда и области.

Вся последующая жизнь и деятельность А. Л. Свенцицкого, начиная с 1962 года и до сегодняшнего дня, неразрывно связана с Ленинградским — Санкт-Петербургским университетом. В 1962 году А. Л. Свенцицкий поступил в аспирантуру на кафедру психологии и в 1966 году защитил кандидатскую диссертацию «Интервью как метод социальной психологии». С 1 июля 1965 года стал работать в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ) университета сначала младшим, а вскоре старшим научным сотрудником лаборатории социальной психологии.

Первой комплексной работой, в которой сотрудники лаборатории социальной психологии приняли участие (совместно с другими лабораториями), было исследование эффективности управления Ленинградским университетом. С тех пор изучение социально-психологических проблем управления трудовыми коллективами становится одной из основных научных проблем, разрабатываемых А. Л. Свенцицким. С 1968 года, с начала основания профессором Е. С. Кузьминым кафедры социальной психологии на факультете психологии, также первой в стране, А. Л. Свенцицкий становится ее старшим преподавателем, доцентом, профессором (с 1982 года), заведующим (с 1989 года). Докторскую диссертацию «Социальная психология управления производственным коллективом» защитил в 1980 году. За минувшие годы он читал студентам — будущим психологам, журналистам и философам такие учебные курсы и спецкурсы, как «Социальная психология», «Методы социальной психологии», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология управления», «Военная психология», «Основы социологии». В 1990 году удостоен премии Ленинградского университета за лекторское мастерство. А. Л. Свенцицкий также преподавал и участвовал в совместных научно-педагогических программах в Германии (1997-2001) и Италии(2001-2007), выступал с докладами на научных конференциях в Болгарии, Бразилии и США. Основные научные труды А. Л. Свенцицкого посвящены проблемам психологии управления организациями, методам социальной психологии, ее истории.

А. Л. Свенцицкий трижды получал Государственную научную стипендию (1994-2003) и имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007). А. Л. Свенцицкий является членом Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США). В 2006 году присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

А. Л. Свенцицкий является автором 160 научных работ (включая 18 работ, опубликованных за рубежом). Из них 6 монографий и один учебник «Социальная психология», рекомендованный УМО в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Две его монографии опубликованы в Японии (1977) и Чехословакии (1985). Его отдельные статьи переведены на английский, немецкий, польский и чешский языки. Он успешно выступал с докладом по психологии управления на международном семинаре в Бразилии, на факультете психологии Калифорнийского университета (США) и других международных конференциях.

А. Л. Свенцицкий является одним из инициаторов развития в отечественной психологии направления индустриальной социальной психологии. В 1970-е годы им обосновано выделение нового научного направления — социальной психологии управления, сформирован ряд положений социально-психологической теории управления производственными организациями, выявлены некоторые закономерности при осуществлении управленческих воздействий на трех уровнях: личность, первичная рабочая группа, организация в целом. Выделена система факторов макро- и микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичной рабочей группы, определена специфика социальной регуляции деятельности личности как субъекта и объекта управления. А. Л. Свенцицкий первым в отечественной социальной психологии стал заниматься научной разработкой метода интервью, предложив способы повышения его эффективности. Данные прикладных исследований А. Л. Свенцицкого успешно использовались при совершенствовании управления на ряде предприятий Ленинграда (Санкт-Петербурга). Его методические рекомендации и разработки по совершенствованию социально-психологических отношений на промышленных предприятиях экспонировались на ВДНХ СССР в Москве в 1969 и 1970 годах. Одним из практических итогов исследований А. Л. Свенцицкого было создание факультета активных методов обучения руководителей на базе объединения «Ижорский завод» в 1980-е годы.

А. Л. Свенцицкий создал научную школу социальной психологии управления организациями в Ленинградском — Санкт-Петербургском университете. Его работы в данной области находят свое развитие в научных исследованиях его учеников. Под его руководством защищено 50 кандидатских и 10 докторских диссертаций. Его ученики, бывшие аспирантами, в настоящее время работают не только в России, но также в научно-исследовательских организациях Болгарии, Белоруссии, Египта, Израиля, Сирии, Узбекистана, Швеции и Эстонии. Шестеро из них, уже, будучи докторами психологических наук, также продолжают свою исследовательскую деятельность в сфере социальной психологии управления. Получаемые учениками А. Л. Свенцицкого данные позволяют разрабатывать социально-психологические методы оптимизации управления социальными организациями с учетом принципа дифференцированного подхода к разным категориям персонала.

Анатолий Леонидович Свенцицкий пользуется глубоким уважением и заслуженным авторитетом среди работников и обучающихся за свою профессиональную компетентность, научную требовательность, отзывчивость, доброжелательность и принципиальность.

Свенцицкий Анатолий Леонидович — Психологическая газета

Свенцицкий Анатолий Леонидович, р. 07.10.1936


Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета.


Профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.


Член Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США).


В 1959 году окончил отделение психологии философского факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.  В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интервью как метод социальной психологии». В 1980 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Социальная психология управления производственным коллективом».


По окончании университета в 1959 г. А.Л. Свенцицкий работал в качестве литературного сотрудника в ряде газет Ленинграда и области. В 1962 г. А.Л. Свенцицкий был принят лаборантом в первую в стране, лабораторию социальной психологии философского факультета ЛГУ. C 1962 по 1965 гг. — аспирант лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований ЛГУ. В 1965 г. стал работать сначала младшим, а вскоре старшим научным сотрудником лаборатории социальной психологии НИИКСИ ЛГУ. С 1967 г. ассистент, затем старший преподаватель, доцент, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии Ленинградского государственного университета. С 1989 г. заведующий кафедрой.


Области научных интересов: личность в организации, психология управления организациями, социально-психологический климат трудового коллектива, методы социально-психологических исследований, преподавание социальной психологии в вузе, история зарубежной социальной психологии.


А.Л. Свенцицкий создал научную школу социальной психологии управления организациями в Ленинградском — Санкт-Петербургском университете. Является одним из инициаторов развития в отечественной психологии направления индустриальной социальной психологии. В 1970-е годы им обосновано выделение нового научного направления — социальной психологии управления, сформирован ряд положений социально-психологической теории управления производственными организациями, выявлены некоторые закономерности при осуществлении управленческих воздействий на трех уровнях: личность, первичная рабочая группа, организация в целом. Выделена система факторов макро- и микросреды, влияющих на социально-психологический климат первичной рабочей группы, определена специфика социальной регуляции деятельности личности как субъекта и объекта управления.


А.Л. Свенцицкий первым в отечественной социальной психологии стал заниматься научной разработкой метода интервью, предложив способы повышения его эффективности. 


Читает учебные курсы и спецкурсы: «Социальная психология», «Методы социальной психологии», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Социальная психология управления», «Военная психология», «Основы социологии». А.Л. Свенцицкий преподавал и участвовал в совместных научно-педагогических программах в Германии (1997–2001) и Италии (2001–2007).


Под его руководством защищено 50 кандидатских и 10 докторских диссертаций.


Автор 160 научных работ (включая 18 работ, опубликованных за рубежом). Из них 6 монографий и один учебник «Социальная психология», рекомендованный УМО в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Две монографии опубликованы в Японии (1977) и Чехословакии (1985). Основные публикации:


  • Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975 (опубликована в Японии, 1977).

  • Промышленная социальная психология. Л., 1982 (опубликована в Чехословакии, 1985) (соавтор и отв. ред.).

  • Руководитель: слово и дело. Социально-психологические аспекты. М., 1983.

  • Социальная психология управления. Л., 1986.

  • Психология управления организациями: Учеб. пособие. СПб., 1999.

  • Социальная психология: Учебник. М., 2003.

  • Краткий психологический словарь. М., 2008.


Награды:


В 1990 г. удостоен премии Ленинградского университета за лекторское мастерство. Трижды получал Государственную научную стипендию (1994–2003). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2007).

А. Л. Свенцицкий. Социальная психология

  • социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.         С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… …   Современная энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Социальная Психология — раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… …   Психологический словарь

  • Социальная психология — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Социальная психология — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология  раздел психологии …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… …   Советская историческая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… …   Большой толковый социологический словарь

  • А. Л. Свенцицкий. Социальная психология

  • социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —         наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.         С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Раздел психологии, лежащий на пересечении психологии с социологией. Изучает явления психики, существующие только в группе людей или у личности в группе (например, коммуникативные способности, коллективизм, психологическую… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… …   Современная энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в нач. 20 в.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Социальная Психология — раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации,… …   Психологический словарь

  • Социальная психология — СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психологической характеристики этих групп. Как самостоятельная дисциплина возникла в начале 20 в.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Социальная психология — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология  раздел психологии …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально психол взгляды разрабатывались в рамках разл… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая механизмы сознания и поведения социальных общностей, групп и индивидов, а равно и роль этих механизмов в обществ. жизни. В отличие от исследования идеологии, С. п. изучает менее отчетливо сформулированные, систематизированные и… …   Советская историческая энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — (social psychology) подраздел психологии и социологии, который, согласно олпорту, занимается способами воздействия, оказываемого на мышление, чувства и поведение индивидуума социальными интеракциями, группами и т.д. Социальная психология… …   Большой толковый социологический словарь

  • Социальная психология — Повторная публикация в Википедии // WIKI 2

    Научное исследование социального воздействия на мысли, чувства и поведение людей

    Эта статья о психологическом исследовании , посвященном тому, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других. Для социологического исследования см. Социальная психология (социология).

    В области психологии социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое и предполагаемое присутствие других. [1] В этом определении научный относится к эмпирическому исследованию с использованием научного метода, а термины мысли , чувства и поведения относятся к психологическим переменным, которые могут быть измерены у людей. Более того, представление о том, что присутствие других может быть воображаемым, или подразумеваемым, предполагает, что люди податливы к социальным влияниям даже в одиночестве, например, при просмотре видео, спокойном оценивании искусства или даже сидении в туалете.В таких ситуациях на людей можно повлиять, чтобы они следовали внутренним культурным нормам.

    Социальные психологи обычно объясняют человеческое поведение как результат связи между психическим состоянием и социальной ситуацией, изучая факторы / условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Социальная психология, таким образом, занимается тем, как эти чувства, мысли, убеждения, намерения и цели когнитивно конструируются и как эти ментальные представления, в свою очередь, влияют на наши взаимодействия с другими.

    Традиционно появление этой дисциплины ликвидировало разрыв между психологией и социологией. В годы, последовавшие сразу после Второй мировой войны, психологи и социологи часто сотрудничали. [2] Эти две дисциплины, однако, становятся все более специализированными и изолированными друг от друга в последние годы, при этом социологи, как правило, уделяют больше внимания макроскопическим характеристикам (например, социальной структуре) — поскольку префикс social- обозначает социальное влияние — тогда как психологов могут больше интересовать микрочипы.Тем не менее социологические подходы к психологии остаются важным аналогом психологических исследований в этой области.

    Помимо разделения между психологией и социологией, между американскими и европейскими социальными психологами наблюдалась несколько менее выраженная разница в акцентах, поскольку первые традиционно уделяли больше внимания личности, тогда как вторые обычно уделяли больше внимания феномены группового уровня. [3]

    Энциклопедия YouTube

    • 1/5

      Просмотры:

      1517086

      40194

      114 260

      12 392

      877 344

    • ✪ Социальное мышление: ускоренный курс психологии № 37

    • ✪ Что такое социальная психология?

    • ✪ Лекция по социальной психологии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Мэтью Либерман, Ph.Д. (Психология 135), 29.09.09

    • ✪ Эффект прожектора — Социальная психология

    • ✪ Агрессия V. Альтруизм: ускоренный курс психологии № 40

    Содержание

    История

    Хотя и существовали более ранние труды по социальной психологии, например, работы исламского философа Аль-Фараби (он же Альфараби) [4] , дисциплина социальной психологии в ее современном определении зародилась в Соединенных Штатах в самом начале. ХХ века.К этому времени, однако, сама дисциплина уже имела прочную основу.

    После XVIII века те, кто занимался новой областью социальной психологии, были озабочены разработкой конкретных объяснений различных аспектов человеческой природы. [5] Они попытаются обнаружить конкретные причинно-следственные связи, которые объясняют социальные взаимодействия в окружающем их мире. Для этого они считали, что научный метод, научная мера, основанная на эмпирическом опыте, может быть применен к человеческому поведению. [6]

    Начало 20 века

    Первым опубликованным исследованием в этой области был эксперимент Нормана Триплетта 1898 года по феномену социальной помощи. [7] В 1930-е годы многие гештальт-психологи, в первую очередь Курт Левин, бежали в Соединенные Штаты из нацистской Германии. Они сыграли бы важную роль в развитии этой области как области, отдельной от доминирующих поведенческих и психоаналитических школ того времени. Социальная психология продолжит поддерживать наследие основополагающих интересов восприятия и познания.Таким образом, отношения и феномены малых групп были наиболее часто изучаемыми темами в ту эпоху. [ необходима цитата ]

    Во время Второй мировой войны социальные психологи в основном занимались исследованиями убеждения и пропаганды для вооруженных сил США (см. Также психологическую войну). После войны исследователи заинтересовались множеством социальных проблем, включая вопросы гендера и расовых предрассудков. Наиболее заметными, показательными и спорными из них были шоковые эксперименты по подчинению авторитету, проведенные Стэнли Милгрэмом.

    Конец 20 века и современность

    В 1960-х годах будет расти интерес к таким темам, как когнитивный диссонанс, вмешательство сторонних наблюдателей и агрессия. К 1970-м годам, однако, социальная психология в Америке достигла кризиса, поскольку возникли горячие дебаты по следующим вопросам: этические проблемы лабораторных экспериментов; действительно ли отношение может предсказать поведение; и сколько науки действительно можно сделать в культурном контексте. [8] Это было также время, когда радикальный ситуационистский подход бросил вызов релевантности «я» и личности в психологии.

    .

    Социальная психология


    2

    16 Продолжение 66: останетесь ли вы тем же человеком через 50 лет?

    17 августа 2018 г. — С 16 по 66 ваша личность изменится, и со временем вы в целом станете более эмоционально устойчивым. Но не сравнивайте себя с другими; те, кто наиболее эмоционально устойчив, когда …


    Чувство зависти может стать инструментом укрепления дружбы

    Августа11 января 2020 г. — Ревность может иметь важное значение для поддержания дружеских отношений, которые имеют решающее значение для физического и эмоционального здоровья. Исследование показало, что чувство ревности чувствительно к ценности дружбы и …


    Совпадают ли черты характера компульсивных пользователей социальных сетей с проблемой алкоголизма?

    19 декабря 2018 г. — Исследование обнаружило определенные сходства и различия в личностных качествах при сравнении компульсивного использования социальных сетей с проблемным или опасным алкоголем…


    Путь к цивилизации проходит через угрозу и наказание

    23 января 2018 г. — Нормы, касающиеся насилия и гигиены, становятся все более строгими, и эта тенденция продолжается уже сотни лет. До сих пор объяснения искали в социальных изменениях, но новые …


    Агрессивное поведение вызывает эмоциональную боль садиста

    19 декабря 2018 г. — Садисты получают удовольствие или удовольствие от боли другого человека, однако новое исследование показывает, что садистское поведение в конечном итоге лишает садистов этого…


    Страх пропустить влияет на людей всех возрастов

    26 августа 2020 г. — Социальная тревога по поводу того, что другие люди веселятся без вас, также известная как FoMO, больше связана с одиночеством, низкой самооценкой и низким самосостраданием, чем с возрастом, согласно недавнему …


    Простая стратегия улучшения настроения за 12 минут

    27 марта 2019 г. — У всех нас есть средство — стакан вина или кусок шоколада — для поднятия настроения, когда мы в плохом настроении.Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чтобы почувствовать себя лучше, команда …


    Объективация женщин приводит к отсутствию сочувствия

    11 января 2018 г. — Сексуализированные представления, особенно акцент на вторичных половых характеристиках, могут изменить наше восприятие человека. Исследователи показали, что эмпатические чувства и мозг …


    Острый стресс может замедлить распространение страхов

    12 мая 2020 г. — Психологи обнаруживают, что у нас меньше шансов усилить страхи в социальном обмене, если это так…


    Не любите ужинать вне дома? Отложите телефон подальше

    26 февраля 2018 г. — Исследователи, изучающие влияние смартфонов на социальное взаимодействие лицом к лицу, обнаружили, что люди, которые использовали свои устройства во время ужина с друзьями и семьей, наслаждались жизнью меньше, чем …


    .

    Socialpsykologi — Википедия

    Socialpsykologin студент мягкий аннат родственник меллан маннискор

    Socialpsykologi är en vetenskap som Definieras av Gordon Allport som «ett försök att förstå och förklara hur en människas tankar, känslor och handlingar påverkas av den faktiska, inböräråråd ellerdéller» avdan faktiska, inböräråråd ellerdéråråd ellerdér. [1] Vissa menar att socialpsykologi är en blandning av psykologi och sociologi, och talar man om socialpsykologi kan man dels mena en Psykologin som undersöker individers sociala egenskaper, och delsär et sociónse forsknings.Socialpsykologi handlar alltså både om individens unika egenskaper och karaktärsdrag, och hur individens sociala omgivning påverkar individens sociala egenskaper.

    Man kan säga att socialpsykologi kan delas in i tre studier: Individuallla fenomen, interpersonella fenomen och kollektiva fenomen. Med Individuals fenomen menar man attityder, minne, beslutsfattande och Emotion för socialt beteende. Med interpersonella fenomen menar man verbal- och icke-verbal kommunikation, normer, konformitet, социальная агрессия, asocialt beteende, fördomar och дискриминация.Studiet av kollektivt fenomen brukar ta upp Interaktion mellan individer i grupper ,reler mellan grupper och sociala konflikter. [2]

    Socialpsykologin kan sägas ha startats 1897 av Norman Triplett, som forskade kring amerikanska tävlingscyklister. Han kom fram till att cyklister som tävlar mot andra cyklister cyklar en viss sträcka fortare, än om de cyklade samma sträcka ensamma. [2] День tidiga så kallade Chicagoskolan som uppstod kring verksamheten i Hull House в Чикаго, кроме того, что происходит от tidiga socialpsykologin.

    В период до 1930 г. — var socialpsykologi väl etablerat, och man brukar betrakta Muzafer Sherifs studier av hur normer uppstår i olika grupper som en milstolpe. Человек брюкар säga att Murchinsons handbok om socialpsykologi var den första som tog upp en översikt av ämnet. Han tog bland annat upp bakteriers, växters och andra djurs socialpsykologi, ämnen som idag är väldigt ovanliga att ta upp, men ämnen som attityd och språk som faktorer på det sociala klimatet, vänag ärgan ocks. [2]

    Джордж Герберт Мид var med sin symboliska Interaktionism en annan longivande гештальт и социальная психология, история, Ликсом Эрвинг Гоффман med sitt dramaturgiska perspektiv, presenterad i boken Jaget och maskerna stud, , presenterägärkägäs ан бок мед самма намн. Ett annat klassiskt socialpsykologiskt verk, som var före sin tid i sättet det analyserade den moderna människans villkor, är Den ensamma massan от 1940-талет.

    «1930-талет от начала до конца 1960-го года» от социальных психологов, участвующих в эксперименте, соцпсихологов, а также от классической социальной психологии экспериментальных геномных моделей в рамках данного периода. Till dessa raknas soft annat pionjären Solomon Aschs konformitetsexperiment, Sherifs Experiment om gruppkonflikter, Stanley Milgrams lydnadsexperiment, и Филип Зимбардос Стэнфордский тюремный эксперимент . De två sistnämnda tillhör också de Experiment som orsakat störst vetenskapsetisk debatt under 1900-талет.

    Idag anses den Experimentella socialpsykologin vara uttömd på ämnen att forska om, och socialpsykologin är numera mer inriktad på kvalitativ forskning om sociala fenomen så som människor upplever och konstruerar der. Ett excepel på en modern sociolog som varit betydande för socialpsykologin är Anthony Giddens, до примера с verket Modernitet och självidentitet , om hur självidentiteten skapas (och omskapas) i en enligt senmorfrfrf. Социолог Ричард Сеннет, хар-мед с боком När karaktären krackelerar också varit betydande för socialpsykologin och väckt viss debatt, под дет тидига 2000-талет.

    Till en mer sociologisk socialpsykologi, som betonar kvalitativ vetenskaplig metod, hör soft annat symbolisk Interaktionism och socialkonstruktionism. Dessa skolor menar kortfattat att det är svårt att fånga det sociala i kvantitativa mätningar.

    Man kan säga att den klassiska, ofta kvalitativt inriktade, socialpsykologin är ett resultat av modernismens tanke om Universella sanningar, [ källa behövs ] medan den mer moderna kritiskaäglassense gente avr. sammanhang оч атт beakta individernas divergens.

    Психологическая социальная психология, проводимая специалистом по анализу и поиску и изучению часто используемых индивидеров, учителей и социальных сетей. Tongivande teoretiska perspektiv är social kognition (Inklusive attributionsteori) и социальная идентичностьтеори.

    Man kan soft annat läsa ett socialpsykologiskt program på högskolan i Skövde, som är 180 högskolepoäng, vilken leder till att man for en filosofie kandidatexamen, med inriktning socialpsykologi. [1]

    Man kan läsa socialpsykologi på de flesta Universiteten i Sverige. [2] Socialpsykologin и Sverige ligger Traditionalellt ganska nära sociologin, а также до исключений из Гетеборгского университета и Уппсальского университета, grundkurser и socialpsykologi tillträde до fortsättningskurser i sociologi, и наоборот.

    Halmstad högskola erbjuder också utbildning i socialpsykologi. Ман кан ласа А-, Б- оч ч-нива. De erbjuder också ett program inom socialpsykologi, där examen blir fil.[ a b c d ] Умео университеты раскрывают социальные психологи Аркиверада 26 сентября 2007 года от Wayback Machine.

    .

    Социальный психолог — Работа в области психологии, от AlleyDog.com

    Мы социальные животные. Социальных психологов интересует, как на нас влияют другие и окружающий мир. Другими словами, социальный психолог изучает, как люди вокруг влияют на мысли, чувства и поведение человека. Фактически, другим людям даже не нужно находиться рядом, чтобы влиять на наше поведение.Простого убеждения в том, что кто-то рядом, достаточно, чтобы повлиять на наше поведение.

    Социальные психологи считают, что мы не просто продукт окружающей среды или продукт нашей личности. Вместо этого мы являемся результатом взаимодействия этих двух вещей.

    Идеи о социальной психологии появились со времен Платона и Аристотеля, но только после Второй мировой войны люди начали серьезно задумываться о социальной психологии.После того, как информация о Холокосте стала достоянием общественности, люди начали задаваться вопросом, как нормальные, обычные люди могут совершать такие ужасные поступки, как те, что видели в Освенциме и Дахау.

    Многие считают Курта Левина отцом современной социальной психологии. Левин представил идею о том, что человеческое поведение не является продуктом либо природы, либо воспитания, а человеческое поведение является результатом взаимодействия между ними. Левин также представил ряд других концепций социальной психологии, таких как анализ силового поля и исследование действия.

    Анализ силового поля рассматривал силы, которые препятствовали чему-то происходить, и силы, которые способствовали тому, чтобы что-то происходило. Например, если вы хотите купить новую машину, но у вас нет денег, то отсутствие денег будет сдерживающей силой, а потребность в новой машине станет движущей силой. Исследование действий означало, что социальный психолог должен разработать план исследования, затем реализовать этот план и наблюдать за результатами.Затем социальный психолог использовал эти результаты для дальнейшего уточнения плана исследования.

    Фундаментальная ошибка атрибуции также известна как смещение соответствия или эффект атрибуции, и эта концепция была первоначально разработана Ли Россом в 1970-х годах. Это относится к тому, как люди с большей вероятностью приписывают поведение или события, происходящие с кем-то еще, в результате их личности, в то время как если бы такое же событие произошло с нами, мы с большей вероятностью обвиняли бы окружающую среду.Например, если ученик не выполняет задание, учитель может обвинить ученика в его лени и не смотреть на какие-либо экологические причины. Но если учитель не может выполнить задание, он с большей вероятностью будет винить в этом причины окружающей среды.

    Флойд Олпорт — еще одна важная фигура в истории социальной психологии.Олпорт считается отцом экспериментальной социальной психологии из-за важности, которую он придавал измерениям и теории. Олпорт также написал влиятельный учебник под названием «Социальная психология», которым пользовались довольно долгое время.

    Социальная психология продолжала развиваться, и был проведен ряд важных исследований поведения людей. Два самых известных исследования были проведены двумя социальными психологами Стэнли Милгрэмом и Филипом Зимбардо.

    Милгрэм интересовался исследованием послушания и тем, насколько люди готовы подчиняться авторитетным фигурам. Милгрэм поставил эксперимент, в котором участвовали три человека: учитель, исследователь и ученик. Исследователь и ученик фактически были частью эксперимента, а учитель был испытуемым. Учителю сказали, что эксперимент был разработан для проверки памяти и что каждый раз, когда ученик давал неправильный ответ, учитель должен был применить к ученику электрошок.На самом деле оборудование не работало, и ученик только делал вид, что он шокирован.

    Поскольку учащийся отвечал неправильно, исследователь посоветовал учителю не только шокировать учащегося, но и увеличить напряжение. Исследование показало, что все участники были готовы нанести разряд до 300 В, а шестьдесят пять процентов участников были готовы нанести разряд до 450 В. Исследование показало, что люди находятся под сильным влиянием власти и готовы следовать указаниям авторитетных лиц даже в ситуациях, когда эти приказы могут причинить телесные повреждения.

    clinical psychologist job
    Еще одним известным исследованием, проведенным социальным психологом, был Стэнфордский тюремный эксперимент Филипа Зимбардо. В этом эксперименте испытуемые были разделены на две группы: заключенные и охранники. В ходе эксперимента охранники становились чрезмерно агрессивными, а заключенные становились все более и более покорными и подавленными.Эксперимент был остановлен всего через шесть дней вместо запланированных двух недель из-за поведения участников.

    Несмотря на то, что эти два исследования довольно известны, исследователям не разрешили бы проводить подобные исследования сегодня по этическим соображениям. Эти исследования фактически привели к более строгим этическим критериям для проведения экспериментов, поскольку исследования были довольно травматичными для испытуемых.
    Социальные психологи продолжили исследования, изучающие, как на человеческое поведение влияет взаимодействие с другими людьми. Эти области включают, среди прочего, предрассудки, агрессию, послушание и подчинение.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *