Адаптация индивидуализация интеграция это: Адаптация, индивидуализация и интеграция в процессе развития личности в теории А.В.Петровского

Содержание

Адаптация, индивидуализация и интеграция в процессе развития личности в теории А.В.Петровского

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:
1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.
2) Индивидуализация
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.
3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
+ Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.
Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность фазы воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы (эпохи) развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи:
1. Детство
— наиболее длительная макрофаза развития личности
— охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный)
— характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией





2.Отрочество
— эпоха перелома, обострения противоречий
— преобладание индивидуализации над адоптацией
3. Юность
— начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы
— идоминирование интеграции над индивидуализацией
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.

Адаптация, индивидуализация и интеграция в процессе развития личности в теории А.В.Петровского

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности:

1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.

2) Индивидуализация
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.

3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
+ Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.


Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность фазы воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.

Протяженные во времени, они выступают как макрофазы (эпохи) развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи:

1. Детство
— наиболее длительная макрофаза развития личности
— охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный)
— характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией

2.Отрочество
— эпоха перелома, обострения противоречий
— преобладание индивидуализации над адоптацией

3. Юность
— начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы
— идоминирование интеграции над индивидуализацией

Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.

 

Стадии личностного развития человека | Интерактивное образование

Людьми становятся, а не рождаются.

Геворг Эмин, армянский поэт

Проведя аналогию с высказыванием Геворга Эмина, отметим, что, действительно, личностью не рождаются, личностью становятся в процессе социализации, деятельности и общения с окружающими людьми.

По мнению отечественного психолога А.В. Петровского, главнейшим фактором развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в результате общения с людьми. Другими словами, развитие личности – это интеграция в новую социальную среду. Например, переход ребенка из дошкольного учреждения в начальную, потом в среднюю школу, поступление абитуриента в университет, выход на первую работу и смена рабочего места. Кроме того, сама потребность быть личностью и способность стать ею определяют процесс личностного развития человека.

Учитывая мнение большинства исследователей можно выделить три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая стадия – адаптация. Она подразумевает активное усвоение действующих в социуме норм (нравственных, учебных и др.) и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. У человека появляется необходимость «быть как все», чтобы успешно адаптироваться в группе. Но возникает проблема с проявлением некоторых индивидуальных качеств. Например, подросток, попадая в компанию своих сверстников, старается не выделяться, принимает принятые в ней нормы общения, лексику, интересы и даже манеру поведения. После периода адаптации он начинает осознавать, что развивается в недостаточной мере.

Таким образом, наступает следующая стадия становления личности – индивидуализация. Эта стадия возникает в результате смешанных чувств, таких, как спокойствие от пройденного этапа адаптации к новым условиям и неудовлетворение своей потребности в индивидуальности. Именно теперь ребенок начинает раскрывать свои внутренние ресурсы, будь то успехи в спорте или умение общаться с противоположным полом. Тем самым он находит свой круг общения, где сможет реализовать свои способности в полной мере.

Затем начинается третья фазаинтеграция. В это время подросток стремится быть «идеальным» в глазах других людей, у него возникают противоречия между теми особенностями личности, которые сложились на стадии индивидуализации.

Если в компании принимают эти особенности, то у него формируются новообразования личности – те качества, которых не было не только у него, но и у других членов группы. Эти черты отвечают потребностям развития как группы, так и собственной потребности подростка осуществить значимый «вклад» в деятельность социума.

В итоге, прохождение всех перечисленных этапов в должной мере обуславливает становление личности. Если же человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут возникнуть некоторые проблемы, например, неуверенность в себе, безынициативность, конформность. При возникновении трудностей в прохождении стадии индивидуализации могут развиться и нежелательные новообразования личности, в частности, агрессивность, негативизм, неадекватная самооценка. При этом важно отметить, что при изменении социальной ситуации, в которой находится человек, он вновь проходит все эти стадии – одну за другой.

Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают формирование зрелой личности. Как писал основоположник индивидуальной психологии Альфред Адлер, личность зрелая – это личность, которая «вселяет удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование».

Социализация и индивидуализация как формы развития личности — МегаЛекции


Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии и педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Выделяют три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Адаптация личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Индивидуализация порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Это и есть вторая фаза развития личности — индивидуализация.

В рамках интеграции личности в общности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, однако которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

В контексте социализации, формирования определенных качеств личности, рассматривается своеобразная «психологическая структура личности», включающая психологические свойства и особенности, которые называются «чертами личности». Русский ученый-психолог К.К. Платонов предлагает следующую модель структуры личности :

  • биологически обусловленная подструктура является низшим уровнем личности, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Эти свойства в известной мере имеют отношение к управленческой деятельности;
  • психологически обусловленная подструктура — индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
  • подструктуры социального опыта — умения, навыки, знания и привычки;
  • подструктуры направленности личности — влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, интересы.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:


  • детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
  • отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;
  • юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Процесс социализации распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации личности:

  • дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
  • трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
  • послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.

Возрастные свойства психики связаны с отдельными стадиями цикла карьеры личности (рис. 23).

Рис. 23. Стадии цикла карьеры личности

1. Стадия роста — это период от рождения до 14 лет. Человек разрабатывает свою систему взглядов на жизнь, оформляется как личность путем взаимодействия и сравнения себя с другими людьми.

2. Стадия исследования — период, продолжающийся примерно от 15 до 24 лет. Личность исследует различные профессиональные альтернативы, сопоставляет их с собственными способностями и интересами. В этот период обычно происходит предварительный выбор профессии и карьеры. К концу этого периода происходит окончательный выбор и попытка начала работы.

3. Стадия формирования — продолжается примерно в период с 24 до 44 лет. Она является основной в жизни большинства людей. В течение этого периода личность постоянно проверяет свои способности и амбиции, сравнивая их с теми, которые требуются для выбранного рода занятий.

Стадию формирования можно разделить на 3 подстадии:

  • подстадия испытания — период от 25 — 30 лет. В течение этого времени человек решает, подходит ли ему выбранная сфера деятельности;
  • стабилизационная подстадия обычно соответствует возрасту 30 — 40 лет. В этот период выясняются и укрепляются профессиональные цели. Человек планирует карьеру, развивает активность, непрерывно поддерживает образовательный уровень для достижения служебного роста;
  • подстадия карьерного кризиса может начаться между 35 — 45 годами. В этом возрасте может происходить переоценка ценностей. За этот период необходимо определить важность работы и карьеры в жизни.

4. Стадия сохранения соответствует возрасту от 45 — 65 лет. В течение этого периода человек все свои усилия направляет на сохранение достигнутого.

5. Стадия снижения активности возникает по мере приближения пенсии. На этом этапе человеку необходимо смириться с ограничением власти, энергии, ответственности и вступить на путь наставника и советчика для молодежи. Немаловажным для человека именно в этот период найти новые пути альтернативного использования времени и сил, прежде отдаваемых работе.

В обобщенном виде стадии социализации можно представить так:

1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределении «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18 — 25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

  • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
  • изменение себя, «стать как все»;
  • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966 г.) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
  2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
  3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
  4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, называется ресоциализацией . Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

22.Теория персонализации а.В. Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

В
отечественной психологии в рамках этого
направления
разработана теория персонализации (А.В. Петровский). Личность
рассматривается как определяющая себя
через группу, через социум. Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А.В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации.Им выделяются
три основных процесса, определяющих
ход развития:1) адаптация как присвоение
индивидом социальных норм и ценностей
т.е. становление социально-типического
в человеке;2) индивидуализация как
открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и возможностей,
особенностей характера, т.е. становление
индивидуальности;3) интеграция как
изменение жизнедеятельности окружающих
людей, осуществление вкладов и их
принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, т.е. становление всеобщего в
личности.Периодизация, предложенная
А.В. Петровским, выглядит следующим
образом:1) эпоха детства (раннее детство,
детсадовский возраст и младший школьный
возраст) характеризуется преобладанием
адаптации над индивидуализацией;2) эпоха
отрочества (подростковый возраст) связан
с преобладанием индивидуализации над
адаптацией;3) эпоха юности (юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интеграции над индивидуализацией.
Адаптация
– постоянный процесс активного
приспособления человека к окружающей
(прежде всего социальной)
среде.ИндивидуализацияТермин обозначает
нашу потребность отличаться от других
людей в определенном отношении, чтобы
не быть или не чувствовать себя в точности
похожими на них. Несмотря на стремление
в чем-то походить на других, большинство
людей лелеет свое чувство индивидуальности;
это отчасти объясняет наше необычное,
а иногда и нелепое поведение. Рискуя
навлечь на себя неодобрение окружающих,
мы подтверждаем (по крайней мере, для
самих себя) наше чувство индивидуальности.
Люди также могут стремиться к
индивидуальности из-за желания полнее
распоряжаться своей жизнью. Жесткий
конформизм по отношению к общественным
нормам означает, что мы утрачиваем
чувство личной свободы, а индивидуальные
способы поведения и самовыражения
поддерживают ощущение собственной
значимости. Интеграция —
создание внутреннего единства,
сплоченности, что выражается в
идентификации коллективной, сплоченности
группы как ее ценностно-ориентационном
единстве, объективности в возложении
и принятии ответственности за успехи
и неудачи в деятельности совместной.

23.Эко-психологические теории развития

Одной
из тенденций развития современной
психологии является экологическое
направление, примером которого можно
считать экологию человеческого развития
У. Бронфенбреннера. Экология человеческого
развития означает научное исследование
прогрессивной взаимной аккомодации
между активным, растущим человеческим
существом и изменяющимися свойствами
непосредственных условий, в которых
живет развивающаяся личность, причем
этот процесс зависит от отношений между
всеми этими условиями и от более общих
социальных контекстов, в которых данные
условия заключены. Развитие ребенка
осуществляется не путем одностороннего
воздействия среды на личность или
наоборот, а в результате их постоянного
взаимодействия, врастания взаимодействующей
личности в окружающую среду. Соответственно
расширяется и понятие экологической
среды, которая предстает в виде системы
концентрических структур микро-, мезо-,
экзо- и макросистем.Микросистема — это
структура деятельностей, ролей и
межличностных отношений, переживаемых
развивающейся личностью в данном
конкретном окружении, с его характерными
физическими и материальными
свойствами.Мезосистема — это структура
взаимоотношения двух или более сред, в
которых развивающаяся личность активно
участвует; например, для ребенка это
отношение между его домом, школой и
соседской группой сверстников, а для
взрослого — между семьей, работой и
общественной жизнью.Экзосистема
подразумевает одну или несколько сред,
не вовлекающих развивающуюся личность
в качестве активного участника, но где
происходят события, которые влияют или
испытывают воздействие того, что
происходит в среде, включающей в себя
развивающуюся личность (для ребенка
это может быть место работы его родителей
или круг их семейных друзей).Макросистема
обозначает постоянство формы или
содержания систем низшего порядка
(микро-, мезо- и экзо-), которые существуют
или могут существовать на уровне
субкультуры как целого вместе с системами
верований или идеологий, лежащими в
основе таких постоянств.Характерная
черта современного этапа развития наук
о человеке — все более отчетливое
понимание того, что речь идет не просто
об объекте воспитания, социализации и
иных внешних воздействий, а о
самосознательном, активном субъекте
жизнедеятельности.

27. Теория персонализации Петровского. Понятие адаптации, индивидуализации, интеграции.

Потребность
в персонификации является отправным
пунктом анализа развития. Именно поэтому
А.В. Петровский называет свою концепцию
теорией персонализации. Им выделяются
три основных процесса, определяющих
ход развития:1) адаптация как присвоение
индивидом социальных норм и ценностей
т.е. становление социально-типического
в человеке;2) индивидуализация как
открытие или утверждение «Я»,
выявление своих склонностей и
возможностей, особенностей характера,
т.е. становление индивидуальности;3)
интеграция как изменение жизнедеятельности
окружающих людей, осуществление вкладов
и их принятие окружающими и тем самым
утверждение своего инобытия в других
людях, т.е. становление всеобщего в
личности.

Периодизация,
предложенная А.В. Петровским, выглядит
следующим образом:1) эпоха детства
(раннее детство, детсадовский возраст
и младший школьный возраст) характеризуется
преобладанием адаптации над
индивидуализацией;2) эпоха отрочества
(подростковый возраст) связан с
преобладанием индивидуализации над
адаптацией;3) эпоха юности (юношеский
возраст) характеризуется преобладанием
интеграции над индивидуализацией.

Адаптация
(приходится на детство) — овладение
знаковыми системами, социальными
ролями. Начав изучать журналистику,
индивид постигает ее теорию, этику, и
т.д. Индивидуализация
— обособление индивида, вызванное
потребностью в персонификации. Но
возникает проблема — как найти собственную
индивидуальность? Она решается на 3
стадии- стадии интеграции — достижением
баланса между личностью и обществом.

39. Пренатальный период рождения в развитии чел-ка.

Жизнь
начинается на несколько месяцев раньше
физического рождения, с момента
оплодотворения. 1-ый триместр беременности:
эмбрион достигает роста 7,5 см, вес 28 г.,
функционируют органы дыхания, плод
имеет ногти, веки, голос. связки, губы
и нос.2-ой триместр: рост 35 см, вес 560 г.,
плод может эмоционально реагировать,
развиваются мышцы, плод шевелится,
появляются индивид. черты внешности,
можно определить пол. Дыхательная с-ма
приспособлена только к внутриутробному
развитию. 3-ий триместр: закладываются
псих. особенности, ребёнок способен
перевести ощущения в эмоции. Рост 50 см,
вес 3, 500 г.Пренатальный период заканчива-ся
рождением.В среднем продолжительность
внутриутробной жизни составляет 280
дней (40 недельНа протяжении всего
внутриутробного периода развивается
нервная система ребенка.

40. Общепсихологическая характеристика новорождённости. Особенности психической жизни новорождённого.

от
0 до 4-6 недель.Кризис новорождённости
– момент появления ребёнка на
светПрирожденными являются и реакции
со слухового лабиринта которые отмечаются
уже на 9-й день: при покачивании ребенок
прекращает крик, его движения тормозятся
(возникает «лабиринтное (слуховое)
сосредоточение»). У новорождённого
зафиксирован зрачковый рефлекс –
зажмуривание от яркого света и
поворачивание головки и глазок к мягкому
свету. На 2-3-й неделе появляется
конвергенция, и на 3-5-й неделе – зрительное
сосредоточение (задержка взора на
предмете). Вначале ребенок удерживает
взор не более 5 с, но уже на 2-м месяце он
сможет держать его несколько минут
(что потом позволит разглядывать
предмет).Другой рефлекс состоит в
своеобразном «ползании» ребенка,
отталкивании ножками от приставленной
к ним опоре. Психика новорождённого:
набор врождённых безусловных рефлексов
(крик, вздох, зажмуривание и т.д.)Центральное
новообразование : возникновение
комплексов оживления, индивидуальная
психическая жизнь уже социальная, т.к.
связана с другими людьми, потребность
во впечатлениях и в общении с другими
людьми.

Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности

В статье представлен краткий анализ процессов социализации и индивидуализации личности. Акцент сделан на том, что истинная социализация всегда есть процесс становления и достижения индивидуализации, будь то индивидуализация личности, группы, коллектива или любого другого объединения людей. Особое внимание уделено формированию социальной активности личности, как основному показателю ее успешной социализации и индивидуализации.

В настоящее время проблема социализации является объектом исследования не только социологии, но философии, психологии, педагогики и других наук. Вместе с тем необходимо констатировать тот факт, что несмотря на имеющиеся фундаментальные исследования, ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса соотношения социализации и индивидуализации, активности и пассивности личности в процессе собственного развития. Однако прежде чем детально исследовать указанное противоречие, считаем необходимым обратиться к рассмотрению феномена социализации и проанализировать некоторые концепции, сложившиеся в прошлых столетиях и не потерявшие своей актуальности до настоящего времени.

Так, представители школы структурного функционализма (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) определяют социализацию как полную интеграцию личности в социальную среду, в ходе которой происходит ее приспособление. Например, Э. Дюркгейм, изучая процесс социализации, считал, что активное начало в нем принадлежит обществу и именно оно является субъектом социализации, в то время как сам человек, есть всего лишь объект социализирующих влияний, посредством которых он «социально преобразуется» [3]. Важнейшим условием социализации, по мнению Т. Парсонса [5], является адаптация индивида в социальной среде. Согласно его теории, процесс адаптации достигается путем усвоения личностью принятых и одобренных обществом социальных норм, ценностей, правил и форм поведения. Французский социолог Ж.Г. Тард все общественные явления и процессы трактовал как обусловленные действием трех основных социальных процессов — подражания, оппозиции и адаптации. При чем ведущую роль отводил подражанию [4]. В целом необходимо отметить, что представители данного направления существенно недооценивали активность и автономность личности, ее самодетерминацию и считали, что сущность социализации личности сводится к социальному «научению», включая только субъективную форму «врастания» индивида в общество, где нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

Иначе осмысливается социализация сторонниками «нового гуманизма», представителями которого являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. По их мнению, человек вполне самодостаточен, обладает внутренней способностью к осознанному саморазвитию и самосовершенствованию. Он есть активный творец собственной судьбы. Социализация в этом направлении представлена как непосредственная деятельность личности по развитию собственных потенций и творческих способностей. Здесь человек выступает субъектом и рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Анализ зарубежных работ по социализации свидетельствует о том, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из рассмотренных выше подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации.

В нашей стране вопросы социализации личности стали разрабатываться лишь с 70-х годов ХХ столетия. В отечественной социологии, философии и социальной психологии (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин Н.В. Андреенкова, С.С. Батенин, П.С. Лебедев, и др.) были предприняты попытки объективного анализа процесса социализации личности. И только к концу 80-х — началу 90-х гг. понятие «социализация» и связанная с ним проблематика, прежде всего благодаря работам И. С. Кона и А. В. Мудрика, вводятся в отечественный научно-педагогический оборот. И если в первых работах социализация также представлялась как относительно пассивный и односторонний процесс, то в последующих исследованиях социализация стала рассматриваться как двусторонний процесс, «…включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны – активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности и активного включения в социальную среду» [1, с. 267]. При такой интерпретации акцент сделан на то, что человек в процессе социализации не просто усваивает социальные роли, культурные ценности и нормы, принятые в обществе, но и реализует себя как личность, так как усвоение социального опыта идет в непрерывном единстве с реализацией активности самого человека, с его саморазвитием.

Изучение активной роли человека, признание его индивидуальной значимости в процессе социализации привело к образованию новых понятий, таких как «самость», «Я-система» и др., что дало возможность рассматривать индивидуализацию в качестве важнейшей составляющей социального становления личности. В связи с чем, например, в педагогике появились новые подходы и теории воспитания, построенные на идеи взаимосвязи социализации и индивидуализации (О.С. Газман, Ш.А. Амонашвилли, Н.Ф. Голованова и другие).

В целом, индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности. Благодаря индивидуальности, человек обособляется в относительно самостоятельную «точку бытия»: активно и творчески проявляет себя, становится субъектом общественной и личной жизни, воплощая при этом все многочисленные характеристики, свойственные человеческому роду в целом, но при этом осознает свою уникальность и неповторимость, воспринимая себя полноправным субъектом собственной жизни и деятельности.

Однако, как уже отмечалось выше, вопрос соотношения индивидуализации и социализации в процессе развития личности до сих пор окончательно не решен. Так, некоторые исследователи считают, что социализация якобы мешает раскрытию индивидуальных особенностей, творческих возможностей, «самости» человека. Другие же вообще полагают, что индивидуализация – это некая негативная черта, которая может быть успешно компенсирована процессом социализации; третьи считают, что влияние социальных факторов в процессе социализации, делают человека «типичным представителем» общества, социальной группы и т.д., лишая его не только индивидуальности, но и должной активности в выборе тех или иных приоритетов, делая его, по сути, конформистом.

Вместе с тем необходимо отметить, что еще Л.С. Выготский в своих научных трудах отводил существенную роль внутренней активности индивида в процессе его социализации, поскольку каждый человек индивидуально и своеобразно переосмысливает и перерабатывает социальную действительность. Главной особенностью развития по Л. С. Выготскому является не только постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности человека, но и индивидуализация как рост самостоятельности, усиление роли внутренней активности личности на основе формирования и развития ценностных ориентаций посредством включения его в разнообразные социальные свези и виды деятельности [2].

Не менее значима, на наш взгляд научная позиция Д. И. Фельдштейна, который считает, что индивидуализация есть неизбежный результат процесса социализации. Развитие индивидуализации возможно лишь через социализацию, поскольку только социализация дает «материал» из которого могут строиться индивидуальные формы поведения. По утверждению ученого, процесс социализации — индивидуализации реализуется в социальных позициях «Я в обществе» и «Я и общество». Позиция «Я в обществе» связана с процессом социализации, когда человек овладевает социальным опытом, учится соотносить себя и свои действия с другими людьми, осознает себя в действительной связи с социумом. Позиция «Я и общество» обеспечивается процессом индивидуализации и связана со стремлением выделить себя из окружающего мира, подчеркнуть свое «Я», противопоставить себя другим, осознать и выразить собственную позицию, занять свое место в многообразных социальных связях [12].

Рассматривая точки зрения ученых на проблему соотношения социализации и индивидуализации личности, считаем так же необходимым обратиться к исследованиям А.А. Реана, который полагает, что социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, его индивидуальности, а тем более как антипод индивидуализации. Скорее, наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность чаще всего сложным и противоречивым образом. Социальный опыт, лежащий в процессе социализации не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности [9]. «Социальное целое до некоторой степени зависит от каждого индивида, потому что каждый привносит в общую жизнь нечто неповторимое, свое, чего не может сделать никто другой. … И именно индивидуальность каждого, его функциональное отличие от остальных придает ему особую значимость, делая его полноценным субъектом собственной жизнедеятельности и личностного саморазвития» [6].

Субъективность человека по мнению В.А. Петровского, формируется и проявляется в его деятельности — особой активности, посредством которой он воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире. Деятельность — это, во-первых, сама жизнь человека как воспроизводство его психофизиологической целостности. Во-вторых, воспроизводство мира в себе и себя в мире при осуществлении познавательных и практических актов — это так называемая предметная деятельность (или «деятельность» в узком смысле этого слова). В-третьих, воспроизводство общности с другими людьми – деятельность общения. И, наконец, в-четвертых – это воспроизводство себя как носителя сознания – деятельность cogito («Я мыслю» — самополагание в рефлексии) [8].

Следовательно, быть личностью (индивидуальностью) – значит быть:

  • субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром;
  • субъектом предметной деятельности, то есть производить предметы духовной и материальной культуры;
  • субъектом деятельности самосознания, что означает «открытие» человеком собственного в процессе возрастного развития, самооценка личности, моральная саморегуляция поведения;
  • субъектом общения [7].

Общение и деятельность составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Реальность и необходимость общения определены совместной жизнедеятельностью людей, поэтому в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, — писал Л. Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между «Я» и «Ты» [11, с. 203]. Вне общения социальное становление личности, развитие ее индивидуальности вообще невозможно. Именно в процессе общения с окружающими людьми усваивается общечеловеческий опыт, накапливаются знания, складывается система нравственных ценностей, приобретаются умения и навыки, а соответственно индивидуальный и неповторимый жизненный опыт, который во многом определяется самосознанием.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Самосознание как осознание себя, своей «самости» в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самооценка, самоконтроль, как самопринятие. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из окружающего его мира, но и в определенной степени противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от мира, а в разнообразных отношениях с ним. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания и осмысления самого себя, своих чувств, определения своего отношения к окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание – это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, сопоставлять, сравнивать своё внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека [10].

В целом, процесс социального становления личности может быть понят только как единство всех обозначенных выше сфер – деятельности, общения и самопознания. Взятые в совокупности, они создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общаясь и познавая окружающий мир, осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений, формируя тем самым собственную «личностную композицию социальных отношений», которая и есть свидетельство его «самости», индивидуальности и неповторимости – считают казанские ученые В.Ш. Масленникова и Т.М. Трегубова [7].

Обобщая сказанное выше, отметим, что истинная социализация есть процесс становления и достижения индивидуализации, будь то индивидуализация личности, группы, коллектива или любого другого объединения людей. Только в соотношении с индивидуализацией можно прийти к правильному пониманию сущности и содержания процесса социализации, поскольку, чем больше в обществе наличествует индивидуальностей, тем оно духовно богаче, тем больше оно способно к творческим проявлениям, а соответственно, более жизнеспособно и социализировано. Поэтому именно по наличию в социуме индивидуальностей, выдающихся и уникальных личностей можно судить о том, что процесс социализации протекает успешно, т.е. идёт в правильном направлении.

Адаптация против адаптации

Мейв Мэддокс

background image 390

Читатель из Великобритании, выросший на слове адаптация , используемом в отношении радио и телевизионных программ, основанных на книжных чудесах,

Откуда взялось адаптация , если глагола адаптировать нет?

Самый ранний документ OED глагола адаптировать датирован 1531 годом.Существительное адаптация появляется в 1597 году, на 18 лет раньше, чем адаптация (1615).

В английском языке нет глагола «приспосабливаться», но основа причастия прошедшего времени в латинском Adaptare (соответствовать, адаптироваться) — это adapat- . Адаптация перешла в английский с французского с уже вставленным лишним слогом. Адаптация выглядит как доморощенная номинализация глагола адаптировать .

Программа Google Ngram Viewer, которая отслеживает количество слов в печатных источниках с 1800 по 2000 год, показывает адаптации с отдаленной секундой до адаптации за весь период.

В OED есть краткая запись для адаптации , перед которой стоит пометка «Сейчас нестандартно».

Очевидно, что адаптация — это стандартная форма слова, означающего «измененная или исправленная версия текста, музыкальной композиции и т. Д., Особенно адаптированная для съемок, трансляции или постановки на сцене из романа или аналогичного литературного произведения. источник.»

Но хотя адаптация является предпочтительным написанием, адаптация используется носителями английского языка в Канаде, Австралии, Великобритании и США:

Снежная королева: Всплывающая адаптация классической сказки в твердом переплете — Дата публикации: 2013.

Адаптация к фильмам> Популярные книги по адаптации к фильмам — категории на Goodreads

Почему саундтреки из книги к фильму должны соответствовать оригинальной книге — заголовок, The Guardian

Лейк Белл снимет фильм «Дети императора» — заголовок, Time.com

Бродвейский мюзикл «Вестсайдская история» — это экранизация романа «Ромео и Джульетта». –Article, The Globe and Mail (Канада)

На странице сайта BBC News адаптация встречается в заголовке, но адаптация используется в тексте под ней.

Итог : Некоторые писатели в англоязычном мире продолжают использовать адаптацию как альтернативное написание адаптации , но адаптация является предпочтительной стандартной формой.

Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

Продолжайте учиться! Просмотрите категорию неправильно использованных слов, просмотрите наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

Прекратите делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

image description

  • Вы улучшите свой английский всего за 5 минут в день, гарантировано!
  • Подписчики получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
  • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

Попробовать бесплатно

,

Введение в интеграцию

Интеграция — это способ добавления фрагментов для поиска целого.

Integration можно использовать для поиска областей, объемов, центральных точек и многих полезных вещей. Но проще всего начать с поиска области под кривой функции следующим образом:

Какова площадь под y = f (x) ?

Ломтики

Мы можем вычислить функцию в нескольких точках, и сложить срезы шириной Δx вот так (но ответ будет не очень точным):

Мы можем сделать Δx намного меньше, а сложить много маленьких кусочков (ответ становится все лучше):

И когда срезы приближаются к нулю по ширине , ответ приближается к истинному ответу .

Теперь мы запишем dx , чтобы обозначить, что ширина срезов Δx приближается к нулю.

Это очень много!

Но складывать их не нужно, есть «ярлык». Потому что …

… нахождение интеграла — это , обратный нахождения производной.

(Так что вам действительно следует знать о производных финансовых инструментах, прежде чем читать больше!)

Как здесь:

Пример: Что такое интеграл от 2x?

Мы знаем, что производная x 2 равна 2x…

… так что интеграл от 2x равен x 2

Вы увидите другие примеры позже.

Обозначение

Символ «Интеграл» — стильная буква «S»
(для «Сумма» — идея суммирования срезов):

После символа интеграла мы помещаем функцию, интеграл от которой мы хотим найти (называемую интегралом),

, а затем закончите с dx , чтобы обозначить, что срезы идут в направлении x (и приближаются к нулю по ширине).

А вот как пишем ответ:

плюс C

Мы написали ответ как x 2 , но почему + C?

Это «Константа интеграции». Это из-за всех функций, производная которых равна 2x :

Производная x 2 +4 равна 2x , а производная x 2 +99 также равна 2x и так далее! Потому что производная константы равна нулю.

Итак, когда мы меняем операцию (чтобы найти интеграл), мы знаем только 2x , но там могла быть константа любого значения.

Итак, мы завершаем идею, просто написав + C в конце.

Кран и резервуар

Интеграция похожа на наполнение бака из-под крана.

Вход (до интегрирования) — расход от крана.

Объединение потока (складывание всех маленьких кусочков воды) дает нам объема воды в резервуаре.

Простой пример: постоянный расход

Интеграция

: при расходе 1 объем резервуара увеличивается на x

Производная: если объем резервуара увеличивается на x , то расход равен 1

Это показывает, что интегралы и производные противоположны!

Теперь для увеличения расхода

Представьте, что поток начинается с 0 и постепенно увеличивается (возможно, двигатель медленно открывает кран).

По мере увеличения расхода бак наполняется все быстрее и быстрее.

Интеграция: при расходе 2x объем резервуара увеличивается на x 2

Производная: если объем резервуара увеличивается на x 2 , то расход должен быть 2x

Пример: с расходом в литрах в минуту и ​​баком, начинающимся с 0

Через 3 минуты ( x = 3 ):

  • расход достиг 2x = 2 × 3 = 6 литров / мин,
  • и объем достиг x 2 = 3 2 = 9 литров

И через 4 минуты ( x = 4 ):

  • расход достиг 2x = 2 × 4 = 8 литров / мин,
  • и объем достиг x 2 = 4 2 = 16 литров

Мы можем сделать и обратное:

Представьте, что вы не знаете скорость потока.
Вы знаете только, что объем увеличивается на x 2 .

Мы можем пойти в обратном направлении (используя производную, которая дает нам наклон) и найти, что скорость потока равна 2x .

Пример:

  • Через 1 минуту объем увеличивается на 2 литра / минуту (наклон объема равен 2)
  • Через 2 минуты объем увеличивается со скоростью 4 литра / минуту (наклон объема равен 4)
  • Через 3 минуты объем увеличивается со скоростью 6 л / мин (наклон 6)
  • и т. Д.

Итак, интеграл и производная — это противоположности.

Мы можем записать это так:

Интеграл расхода 2x сообщает нам объем воды:

∫2x dx = x 2 + C

И наклон увеличения объема x 2 + C возвращает нам скорость потока:

(x 2 + C) = 2x

И, эй, мы даже получили хорошее объяснение этого значения «C»… может быть, в баке уже есть вода!

  • Поток по-прежнему увеличивает объем на ту же величину
  • И увеличение объема может вернуть нам скорость потока.

Которая учит нас всегда добавлять «+ C».

Прочие функции

Итак, мы уже поиграли с y = 2x , так как же нам интегрировать другие функции?

Если нам посчастливится найти функцию на стороне производной result , тогда (зная, что производные и интегралы противоположны), мы получим ответ.Но не забудьте добавить C.

Пример: что такое ∫cos (x) dx?

Из таблицы Rules of Derivatives мы видим, что производная sin (x) равна cos (x), поэтому:

∫cos (x) dx = sin (x) + C

Но многое из этого «обращения» уже сделано (см. Правила интеграции).

Пример: Что такое ∫x 3 dx?

В правилах интеграции есть «Правило власти», которое гласит:

∫x n dx = x n + 1 n + 1 + C

Мы можем использовать это правило с n = 3:

∫x 3 dx = x 4 4 + C

Знание того, как использовать эти правила, является ключом к успешной интеграции.

Итак, познакомьтесь с этими правилами и получите много практики .

Изучите правила интеграции и практикуйтесь! Практика! Практика!
(для начала вам нужно задать несколько вопросов)

Определенные и неопределенные интегралы

До сих пор мы выполняли неопределенных интегралов .

Определенный интеграл имеет фактические значения для вычисления между ними (они помещаются внизу и вверху буквы «S»):

Неопределенный Интегральный Определено Интегральное

Чтобы узнать больше, прочтите «Определенные интегралы».

,

Индивидуальное обучение

Современный термин «индивидуализация обучения» сегодня активно используется педагогическим сообществом. При этом как часто учитель действительно использует приемы и методы индивидуализации, а главное, насколько эффективно он использует этот инструмент? Попробуем понять.

Что такое индивидуализация обучения?

Фактически, этот термин представляет собой комбинацию нескольких различных концепций.Таким образом, при индивидуальном обучении учитель работает только с одним учеником, а ученик взаимодействует только со средствами обучения. Конечно, плюсов у такой модели обучения много: наблюдается адаптация к индивидуальным особенностям ученика и темпам его работы. Кроме того, учитель знает слабые стороны ученика, пробелы в знаниях; он опирается на представление об общем уровне знаний ученика и его готовности к школьной работе. Но в обычной школе с массовым обучением эта модель используется редко.

Большинство учителей интересуются технологией индивидуального подхода. Он характеризуется тем, что педагог в учебном процессе с группой и с отдельными учениками работает индивидуально, исходя из их интеллектуальных и психологических особенностей. Такой подход используется на практике практически каждым учителем, поскольку иногда это единственное эффективное решение динамики индивидуального обучения студентов.

Подводя итог : ключевое слово в этом вопросе — человек.Учитель, взаимодействуя с учеником, опирается не только на его знания и навыки обучения, но и на его психологические особенности. Учитываются не только типичный для ученика темп работы, но и такие качества личности ученика, как уверенность в себе, коммуникабельность или асоциальность. То есть задача учителя — найти «ключик» к каждому ученику, создать в классе атмосферу доброжелательности. Хотя это кажется очевидным, добиться этого не всегда легко.

Каковы цели индивидуализации обучения?

Одним из приоритетов индивидуализации обучения является сохранение и дальнейшее развитие индивидуального интеллектуального и личностного потенциала студента. Это означает, что учащимся не нужно терять индивидуальность. Акцент делается на сохранении неповторимого внешнего вида ученика, что проявляется в учебной деятельности, социализации и саморазвитии ученика.

Следующая цель направлена ​​на обеспечение средствами индивидуального обучения — прохождение Студенческой программы. Это означает, что проводится профилактика школьной неуспеваемости учеником. Учитель определяет все моменты, которые необходимо развивать, предупреждает о возможном отставании ученика в школе.

Кроме того, учитель должен определить зону ближайшего развития ученика, которая будет направлять учителя с особенностями подготовки общеобразовательных знаний и умений.

В чем сложность такого подхода?

Определение плана работы с каждым студентом занимает много времени. Особенно сложно это молодым учителям, которые не так тонко чувствуют «душу» урока, не так быстро могут перенаправить его ход. Это действительно непросто, поэтому без подсказок работать невозможно. Если это обычный стандартный комбинированный урок, учитель в плане урока отдельно отмечает задания, которые он дает отдельным ученикам.Или он отмечает особые инструкции, этапы урока, в которых эти ученики должны быть максимально задействованы. В целом работа кропотливая для достижения результатов, преподаватель учитывает все факторы, которые могут предсказать развитие учебной ситуации, а главное, отмечает и фиксирует промежуточные результаты.

Практические советы

— Не пытайтесь объять необъятное. Пока вы используете свои педагогические идеи на одном ученике, другие будут пассивными, поэтому ваши действия должны быть компактными и обеспечивать общую активность класса;

— Проконсультируйтесь с опытными коллегами.Адаптируйте их методы к особенностям класса ваших учеников;

— Читать специализированную литературу. Специальная статья о «Плане Далтона», технологии индивидуализированного обучения Инге Унт, адаптивной системе обучения и обучении на основе индивидуально ориентированного учебного плана.

Индивидуализация обучения вне стандартного урока

Приемы и приемы индивидуализации обучения могут быть использованы в различных формах учебного процесса: на экскурсиях, мероприятиях типа соревнований, в походах и т. Д.В зависимости от возраста учащихся формы уроков усложняются. В вузе популярны семинары, лекции, тренинги, они достаточно продуктивны с точки зрения индивидуализации форм обучения учебного процесса.

Не забывайте, что индивидуальный подход тесно связан с одним из основных аспектов учебы — сравнивать студента только с вами. То есть все успехи ученика должны быть сопоставлены с его прошлой успеваемостью; то же самое касается отрицательной динамики в исследовании.Это правило помогает ученику быть самокритичным и не бояться быть «хуже всех». Один такой страх быть униженным перед всем классом (а многие дети принимают такую ​​критику) может развить негативное отношение к образованию на протяжении всех школьных лет.

Таким образом, реалии сегодняшнего дня диктуют ценность индивидуальности, уникальной личности, оригинальности мышления, творчества, общения, а значит, индивидуализация обучения особенно актуальна сегодня!

,

Настройка пользовательского опыта: персонализация, настройка или индивидуализация?

Переключить навигацию

  • Дом
  • Горячие темы
    • Распределение
    • Онлайн
    • Технологии
    • Стартапов
    • Разнообразие и инклюзивность
    • Женское лидерство
    • В большом кресле
    • Sounding Off — еженедельная редакционная статья PhocusWire
    • Этап запуска
  • События
    • Вебинары
    • Конференция Phocuswright
    • Phocuswright Europe
    • Поле битвы Phocuswright
  • Часы
    • Студия PhocusWire
    • Новая реальность с…
    • Назначение X
    • Быстрые факты
    • The Pundit show
  • Слушайте
    • Подкаст «Как я попал сюда»
    • Подкаст InPhocus
  • Подробнее
    • О Phocuswire
    • Связаться
    • Исследование Phocuswright
    • Коммерческое партнерство
    • Northstar Travel Group

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *