Адаптация как свойство ощущений виды адаптации: Свойства ощущений — Студопедия

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений — Студопедия

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и от­носительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может ме­няться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помеще­ния в темноту. В обоих случаях человек временно «слепнет*, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изме­нение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связа­ны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной адаптацией называется измене­ние чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувстви­тельность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.



Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для раз­ных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нуж­ную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слухо­вых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через не­сколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к из­менению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены от­четливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.


Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происхо­дящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцве­тает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чув­ствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающи­ми в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Разви­тие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его при­способлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть. Все виды ощу­щений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражи­телей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений: 1) взаимодействие между ощущениями одного вида и 2) взаимодействие между ощущениями раз­личных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были по­лучены профессором С. В. Кравковым, Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая свето­вую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствитель­ность анализаторов при их взаимодействии.

Лурия Александр Романович (1902-1977) — россий­ский психолог, занимавшийся многими проблемами в раз­личных областях психологии. По праву считается основопо­ложником отечественной нейропсихологии. Действитель­ный член АПН СССР, доктор психологических и медицин­ских наук, профессор, автор более 500 научных работ. Работал с Л. С. Выготским над созданием культурно-исто­рической концепции развития высших психических функций, в результате чего в !930 г. совместно с Выготским написал работу «Этюды по истории поведения». Исследуяв 1920-х гг. аффективные состояния человека, создал предназначен­ную для анализа аффективных комплексов оригинальную психофизиологическую методику сопряженных моторных реакций. Неоднократно организовывал экспедиции в Сред­нюю Азию и лично принимал в ник участие. На основании материала, собранного в этих экспедициях, сделал ряд интересных обобщений, касающихся меж­культурных различий в психике человека.

Основной вклад А. Р. Лурии в развитие психологической науки заключается в разработке тео­ретических основ нейропсихологии, что выразилось в его теории системной динамической лока­лизации высших психических функций и их нарушений при повреждениях мозга. Им были проведе­ны исследования по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произволь­ных движений и действий.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений од­ного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести яв­ление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на бе­лом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чув­ствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лу­рия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта от­четливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что ост­рота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максиму­ма к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторо­на повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом си­нестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощу—щсния, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно.у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высо­кие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему челове­ка, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у не­го зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соле­ные» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни не­дели, названия месяцев в разные цвета. Явления синестезии — еще одно свиде­тельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организ­ма, целостности чувственного отражения объективного мира.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Сенсорная адаптация

Чувствительность ощущений как абсолютная, так и относительная не остаются неизменными, и выражать в постоянных числах их пороги нельзя. Абсолютная и относительная чувствительность, как показали исследования, могут меняться в широких пределах. Например, в темноте обостряется зрение в 200 000 раз, а при сильном освещении его чувствительность значительно снижается. Чувствительность человека в зависимости от окружающей обстановки резко меняется.

Подобные изменения чувствительности связаны с явлением сенсорной адаптации. Это есть не что иное, как изменение чувствительности, которое происходит в результате приспособления органа чувств на раздражитель.

Выражается адаптация в том, что:

  • Чувствительность уменьшается при воздействии на органы чувств достаточно сильных раздражителей;
  • Чувствительность увеличивается при воздействии слабого раздражителя или отсутствии оного.

Сразу изменение чувствительности не происходит, для этого требуется определенное время, а временные характеристики для разных органов чувств различаются. Нужную чувствительность зрение в темной комнате приобретает через 30 мин. Гораздо быстрее к окружающему фону адаптируются органы слуха – через 15 сек.

Готовые работы на аналогичную тему

Такое явление тепловой адаптации, как привыкание к изменению температуры окружающей среды, известно достаточно хорошо. Но только отчетливо выражено это явление в среднем диапазоне. Привыкание к сильному холоду или сильной жаре почти не встречается. Есть явления адаптации к запахам.

В самом рецепторе происходят процессы, от которых зависит адаптация наших ощущений, например, под влиянием света зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза, разлагается. В то время как в темноте, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, а это приводит к повышению чувствительности.

Явление адаптации связано еще и с процессами, которые протекают в центральных отделах анализаторов. Разная возбудимость нервных центров оказывает влияние на изменение чувствительности. Кора головного мозга при длительном раздражении отвечает внутренним охранительным торможением, в результате чего чувствительность снижается. По мере развития торможения усиливается возбуждение других очагов, а это приводит к повышению чувствительности уже в новых условиях.

Таким образом, адаптация как важный процесс, говорит о большой пластичности организма в его приспособлении к условиям среды.

Взаимодействие ощущений

Все органы чувств человека умеют приспосабливаться к меняющимся физическим условиям и это хорошо известный всем факт. Непосредственная причина сенсорной адаптации кроется в адаптации самих рецепторов. Нейроны свою возбудимость могут повышать или понижать. Один орган содержит множество рецепторов, поэтому человек воспринимает внутри каждой модальности как бы поле ощущений. Чувствительность одного участка в этом поле влияет на чувствительность другого, поэтому серая точка на белом фоне кажется почти черной и, наоборот, почти белой на черном фоне.

В науке долгое время принято было считать, что изменение чувствительности какого-либо органа происходит вследствие изменения физических параметров сигнала, который принимается этим органом. Но изменение чувствительности в одном органе, как, оказалось, приводит к изменению в другом, а это явление получило название взаимодействие ощущений.

Выделяют два вида взаимодействия ощущений:

  1. Взаимодействие между ощущениями одного вида модальности;
  2. Взаимодействие между ощущениями различной модальности.

В экспериментах П.П. Лазарева было обнаружено, что слышимые звуки более громкими делает освещение глаз. Эксперименты, проделанные С.В. Кравцовым, привели к выводу, что ни один орган чувств, не оказывая влияния на функционирование других органов, работать, не может. Например, свист как звуковое раздражение способно обострить работу зрительного ощущения и повысить его чувствительность к световым раздражителям. Световую и слуховую чувствительность могут повышать или понижать некоторые запахи.

Влияние анализаторов друг на друга приводит к повышению или понижению чувствительности.

Таким образом, в отдельно взятом рецепторе изменение чувствительности происходит под воздействием трех факторов:

  1. Физического. Изменение параметров воздействия на рецептор;
  2. Внутримодального. Чувствительность соседей имеет значение;
  3. Интермодального. Уровень чувствительности в других органах.

Были разработаны способы повышения чувствительности органов чувств, получившее название сенсибилизация.

Сенсибилизация

Как уже было сказано выше, существуют способы повысить чувствительность органов в результате взаимодействия анализаторов или упражнения. Этот способ получил название сенсибилизация. По типу сенсибилизации А.Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности:

  1. Первая сторона зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому носит длительный, постоянный характер. Возраст субъекта связан с изменением чувствительности и достигает максимума к 20-30 годам, чтобы потом постепенно снижаться;
  2. Вторая сторона носит временный характер и зависит от физиологических и психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Сенсибилизация, адаптация, синестезия относятся к качественным характеристикам ощущений и непосредственно связаны с изменениями чувствительности. Опытные дегустаторы являются примером сенсибилизации, проводя сенсорный анализ по едва уловимым нюансам, или музыканты, которые различают на слух относительную длительность нот. Для работников промышленных цехов, наоборот, характерна десенсибилизация, где высокий уровень шума приводит к ухудшению зрения. При угнетении или отсутствии различных видов ощущений возникает компенсаторная сенсибилизация. Этот недостаток возмещается за счет усиления восприимчивости других анализаторов, например, улучшение слуха в темноте.

Сенсибилизация, как показывают исследования, зависит от факторов:

  • Возраст;
  • Тип нервной системы. К ней предрасположены люди со слабой нервной системой, люди, не обладающие выносливостью и устойчивостью;
  • Эндокринный баланс организма.

Синестезия

Взаимодействие ощущений проявляет себя и в синестезии. Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Факты «окрашенного слуха» хорошо известны в психологии, особенно характерен он для многих музыкантов. Высокие звуки при такой синестезии воспринимаются как «светлые», низкие звуки, как «темные».

Синестезия может быть проявлением одаренности человека и у некоторых людей проявляется с исключительной отчетливостью. Например, А.Р. Лурия подробно изучил субъекта с исключительно выраженной синестезией. Все голоса этот человек воспринимал окрашенными и говорил, что голос может быть «желтым и рассыпчатым». Слышимые тоны вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков от ярко-желтого до фиолетового. Цвета, которые он ощущал, воспринимались им как «звонкие» или «глухие». Как «соленые» или «хрустящие».

Таким образом, взаимодействие ощущений является довольно любопытной и до конца не изученной темой. Тесная взаимосвязь анализаторных систем, с одной стороны налицо. Подтверждением этого является синестезия, но, с другой стороны, есть значительные индивидуальные различия. Не совсем понятным является вопрос, в какой степени их можно развивать.

В более стертых формах подобные явления встречаются довольно часто и проявляются в виде тенденции «окрашивать» в разные цвета числа, дни недели, названия месяцев. Но, как бы ни было, явление синестезии это еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем организма человека, целостности чувственного отражения объективного мира.

Сенсорная адаптация — как происходит процесс, виды, видео

Показатели абсолютной и относительной чувствительности человека не являются статичными. Колебания этих переменных величин в полной мере демонстрирует сенсорная адаптация, выражающаяся в изменениях восприятия анализаторов, связанных с различной интенсивностью раздражителей.

Как происходит процесс адаптации

сенсорная адаптация С сенсорной адаптацией связаны процессы, происходящие в самих рецепторах и в различных отделах анализаторов. Понять это можно на примере воздействия на сетчатку глаза ультрафиолетовых лучей (солнечного света). Зрительный пурпур, в ее палочках, при ярком освещении с течением времени разлагается, а в темноте восстанавливается. Вследствие этого, зрительное восприятие усиливается.

Если раздражитель оказывает длительное воздействие на анализаторы, то их чувствительность снижается. Кора головного мозга, в ответ на это действие, запускает внутреннее торможение, способствующее активной деятельности других отделов. Улучшается способность воспринимать информацию, характерную для иных условий окружающей среды.

Чувствительность восприятия у человека изменяется не сразу, а постепенно, на протяжении определенного отрезка времени.

Причем его величина для различных органов чувств неодинакова. Например, для того чтобы в темной комнате острота зрения повысилась в достаточной мере, нужно находиться в темноте не менее получаса.

Сенсорная адаптация

взаимодействие организма человека со средойАдаптация — важное звено, обуславливающее полноценное взаимодействие организма человека со средой. Это биологическое понятие непосредственно связано с анализаторами, основоположником учения о которых является известный советский ученый, лауреат Нобелевской премии по физиологии 1904 года, создатель науки о высшей нервной деятельности И. П. Павлов.

Свойства анализаторов сказываются не только на возможностях сенсорной адаптации, от них зависит:

  1. Сенсибилиация — увеличение способности восприятия слабых раздражителей.
  2. Инерционность — латентное время и последствие возникновения ощущений. Наиболее яркий эффект виден в кино, ритмичное чередование статичных кадров создают у человека иллюзию непрерывного движения.

Не стоит путать адаптацию с сенсорным утомлением или привыканием, так как она вызывает реальные изменения в работе сенсоров.

Сенсорное утомление связано с ухудшением, обусловленным разными причинами, сенсорных функций. Привыкание снижает уровень восприятия раздражителя и, в некоторых случаях, может вообще свести его на нет. В качестве примера можно привести длительную ходьбу по железнодорожному полотну. Переступая по шпалам, человек погружается в свои думы и уже может не услышать сигнал машиниста приближающегося сзади поезда.

Виды сенсорных адаптаций

тепловая адаптацияВкусовая адаптация — снижение чувствительности к сладким, соленым, горьким и кислым веществам. Смешение этих раздражителей вызывает ощущение вкусового контраста.

Термическая или тепловая адаптация — постепенное привыкание к более низким или высоким температурам. Это свойство человеческого организма отчетливо выражено лишь в их среднем диапазоне. Жарким летом многие отдыхают у реки или на морском побережье. И замечают, что при входе в воду становится холодно. Разгоряченные тела воспринимает ее прохладу как очень холодную субстанцию. Но через несколько минут, все уже радостно плещутся под сверкающими радужными брызгами.

Очень быстро происходит кожная адаптация. Благодаря ей, люди перестают обращать внимание на:

  • плотную одежду;
  • украшения — кольца и серьги.

Даже небольшая заколка в волосах, могла бы вызывать постоянное чувство раздражения. Но этого не происходит, спустя некоторое время, девушка вспомнит об украшениях, только взглянув в очередной раз в зеркало. Так как уже через три секунды сила давления колечка на кожу пальца, составит по ощущениям, лишь 1/5 от начальной.

Обонятельным ощущениям свойственна быстрая адаптация. Они зависят от химического состава вещества и его концентрации в окружающей среде.

Запах йода перестанет восприниматься человеком через 50 секунд, а ощущение запаха камфоры исчезнет через 1,5 минуты. Поэтому при ощущении запаха газа, не стоит уповать на то, что он рассеется со временем, а следует сразу же вызвать специальные службы.

тепловая адаптацияМенее всего подвержены адаптации слуховые ощущения. Особенно при высокой интенсивности звука. Адаптация к свету происходит очень быстро, на нее потребуется не больше двух минут.

Сенсорная адаптация — важнейшее свойство организма, при котором анализаторы способны оказывать друг на друга взаимное влияние. Оно выражается в понижении или повышении чувствительности к одному раздражителю или сразу к нескольким.

Сенсорные системы — видео

Понятие адаптации как свойства ощущения. — Студопедия.Нет

Адаптация – это повышение или понижение чувствительности анализаторов,в результате длительного воздействия раздражителя.

Пример: из светлой комнаты в темную.

 

Перечислите виды порогов ощущений.

Нижний порог

Верхний порог

Разностный порог

 

Понятие последовательные образы.

Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

 

Понятие сенсибилизации.

Сенсибилизация – это повышенная чувствительность анализаторов под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

 

Понятие «разностный порог».

Разностный порог – это минимальная разница в величине двух раздражителей, которые человек способен ощутить.

 

Понятие «верхний порог».

Верхний порог – это максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение прекращается.

Например: сильный звук – лопается перепонка.

 

Поянте «нижний порог».

Нижний порог – это минимальная величина раздражителя способна вызвать отвлечение.

 

Понятие «контраст» как свойство ощущения.

Контраст – слабые раздражители увеличивающие раздражительность, а сильные – уменьшающие раздражительность.

Пример: после клуба — плохо слышно.

 

Перечислите виды ощущений.

— экстерорецептивные

— интерорецептивные

— проприорецептивные

 

Какие ощущения относятся к группе экстерорецептивных.


К ним относятся: зрительные, обонятельные, слуховые, тактильные и др.

 

Перечислите виды интерорецептивных ощущений.

К ним относятся: болевые, ощущение равновесия, ускорение.

Какие ощущения относятся к группе проприорецептивных.

К ним относятся: мышечно-двигательная, сухожилия, связки.

 

Что отражаю экстерорецептивные ощущения.

Экстерорецептивные – они отражают свойства предметов и явлений.

 

Что отражают интерорецептивные ощущения.

Интерорецептивные – они отражаю состояние внутренних органов.

Что отражают проприорецептивные ощущения.

Проприорецептивные – они отражают движение тела.

 

Определение понятие «восприятия».

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений в целом.

 

50. Перечислите все виды восприятий.

Виды:

— по форме отражения

— по цели

— по степени организации

 

Виды восприятия по форме отражения.

1. восприятие пространства

2. Восприятие времени

3. Восприятие движения

Виды восприятия по степени организации

1. Организованное

2. Неорганизованное

Виды восприятие по цели

1. Преднамеренное

2.Непреднамеренное

Свойства восприятия

1. Избирательность-способность воспринимать только то, что интересно

2. Предметность- способность человека относить все воспринимаемое к определенному классу явлений

3. Апперцепция- воспринимаемые человеком предметы имеют определенный жизненный смысл

4. Константность –постоянство в восприятии , обусловленное знанием физических свойств предмета.

5. Целостность- образы предметов выступают в сознании как совокупность их качеств и характеристик.



Восприятие пространства – это 

          восприятие формы, величины объектов , расстояние между ними.

 

Сознательно поставленная цель находится в основе преднамеренного или непреднамеренного восприятия?

Ответ: Преднамеренного.

 

Понятие «апперцепция »

Апперцепция — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие(осознанное восприятие).

 

Понятие константности как свойства восприятия

Константность –постоянство в восприятии , обусловленное знанием физических свойств предмета.

 

Избирательность как свойство восприятия.

Избирательность-способность воспринимать только то, что интересно

 

Определение понятия «память»

Память это процесс запечатления , сохранения и воспроизведения информации.

 

Перечислите процессы памяти

1. Запоминание

2. Сохранение

3. Воспроизведение

4. Узнавание

Перечислите виды памяти

1. Наглядно –образная

2. Словесно-логическая

3. Двигательная

4. Эмоциональная

5. Механическая

6. Логическая

Перечислите виды памяти по длительности сохранения информации

1. Кратковременная

2. Долговременная

3. Оперативная

Понятие оперативной памяти

Оперативная память- это вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация и из КП и ДП.

 

Свойства ощущений

Свойства ощущений — это пороги.
Абсолютный порог ощущений — это та минимальная интенсивность, при которой сигнал начинает осознаваться субъектом. Для разных видов ощущений существуют свои пороги, иногда значительно отличающиеся друг от друга.
Относительный (дифференциальный) порог, выражаемый законом Вебера — Фехнера, показывает, какое минимальное приращение интенсивности необходимо для того, чтобы ощутить изменение сигнала. Естественно, что чем больше исходный уровень, тем больше и порог. При тихом звуке достаточно слегка прибавить громкость, чтобы все ощутили разницу. Если же раздается громкая музыка или слышится сильный шум за окном, то незначительное их усиление нами не улавливается.

Ведущие свойства ощущений — это также адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Адаптация — это способность органов чувств приспосабливаться, привыкать к новому, или изменившему интенсивность, сигналу. Существуют, например, темновая и световая адаптация, адаптация к температуре или качеству поверхности. Некоторые из них мы довольно часто испытываем в повседневной жизни. Так, зайдя с солнечной улицы в темное помещение, мы в первый момент почти ничего не видим. Однако довольно быстро глаза привыкают (адаптируются) к полумраку, и мы начинаем различать окружающее, сначала смутно, а затем все более и более отчетливо. Точно так же, выйдя на яркий свет из темноты, мы в первый момент плохо различаем окружающее, а затем световая адаптация помогает нам увидеть предметы. Опуская руку в горячую воду, мы вначале чувствуем высокую температуру, однако постепенно рука привыкает и перестает ощущать воду как горячую (или чрезмерно Есть только два вида чувствительности, к которой не может привыкнуть живое существо — боль и слух. Это связано с биологической целесообразностью, так как, привыкая, например к боли, у живого существа снижается порог опасности и оно может погибнуть. Важно также и постоянно слышать звуки окружающего мира, так как (особенно на первых этапах филогенеза) опасность можно было точнее определить именно по звуку, сигнализирующему о ее приближении. У человека также речь (т.е. звук) содержит чрезвычайно важную для жизни информацию. К звуку можно постараться привыкнуть, не замечать его (как и боль), но стоит ослабить внимание — и звук или боль опять осознаются, в то время как воссоздать ощущения горячей воды или слепоты в темной комнате мы уже не сможем ни при каких условиях.

Сенсибилизация связана с повышением чувствительности, снижением ее порога. Это свойство возникает в связи с усилением мотивации или определенными условиями жизни, требованиями профессиональной деятельности. Так, при высокой заинтересованности мы можем услышать звуки, которых бы не услышали в обычной ситуации (например, вам хочется услышать тихую речь, зная, что разговор идет именно о вас). Музыканты различают обертоны в звуке, кажущемся непрофессионалам единым тоном. Точно так же художники видят разные оттенки в едином для других цвете. Повышению чувствительности способствуют и условия жизни, например северные народы выделяют несколько оттенков белого цвета (единого для остальных), так как от состояния снега зависит многое в их жизни.

Синестезия основана на совместной работе нескольких анализаторов. Так, мы можем связать цвет со звуком (например цветомузыка) или с температурными ощущениями (теплые или холодные тона) и т.д. Синестезия помогает компенсировать и недостатки деятельности какого-то анализатора, например плохо слышащие люди различают звуки по вибрации. В любом случае такое совместное ощущение более устойчиво и лучше сохраняется в памяти, чем обычное.

Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Говоря о свойствах ощущений, мы не можем не остановиться на ряде явлений, связанных с ощущениями. Было бы неправильно полагать, что абсолютная и относительная чувствительность остаются неизменными и их пороги выражаются в постоянных числах. Как показывают исследования, чувствительность может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. В обоих случаях человек временно «слепнет», требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Это говорит о том, что в зависимости от окружающей обстановки (освещенности) зрительная чувствительность человека резко меняется. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза в темноте обостряется в 200 000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды, связаны с явлением сенсорной адаптации. Сенсорной адаптацией называется изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Такое изменение чувствительности не происходит сразу, а требует известного времени. Причем временные характеристики этого процесса неодинаковы для разных органов чувств. Так, для того чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Достаточно хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, так же как и к болевым раздражителям, почти не встречается. Известны и явления адаптации к запахам.

Адаптация наших ощущений главным образом зависит от процессов, происходящих в самом рецепторе. Так, например, под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив/зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Однако явление адаптации связано и с процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов, в частности с изменением возбудимости нервных центров. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, способствуя повышению чувствительности в новых условиях. В целом, адаптация является важным процессом, указывающим на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое мы должны рассмотреть. Все виды ощущений не изолированы друг от друга, поэтому интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия ощущений:

  1. взаимодействие между ощущениями одного вида,
  2. взаимодействие между ощущениями различных видов.

Взаимодействия между ощущениями разных видов можно проиллюстрировать исследованиями академика П. П. Лазарева, который установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Аналогичные результаты были получены профессором С. В. Кравковым. Он установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Аналогичным образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Все наши анализаторные системы способны в большей или меньшей мере влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные — понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Аналогичную картину можно наблюдать при взаимодействии ощущений одного вида. Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне. В качестве примера взаимодействия зрительных ощущений можно привести явление контраста, выражающееся в том, что цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Например, серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета — светлее.

Как следует из приведенных примеров, существуют способы повысить чувствительность органов чувств. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов или упражнения называется сенсибшизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации. Первая носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме, поэтому возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться. Вторая сторона повышения чувствительности по типу сенсибилизации носит временный характер и зависит как от физиологических, так и от психологических экстренных воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также обнаруживается в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные».

У некоторых людей синестезия проявляется с исключительной отчетливостью. Один из субъектов с исключительно выраженной синестезией — известный мнемонист Ш. — был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый». Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как «звонкие» или «глухие», как «соленые» или «хрустящие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета. Явления синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

17. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений

Изменения чувствительности, зависящие
от условий среды, связаны с явлением
сенсорной адаптации. Сенсорной
адаптацией
называется изменение
чувствительности, происходящее вследствие
приспособления органа чувств к действующим
на него раздражителям. Как правило,
адаптация выражается в том, что при
действии на органы чувств достаточно
сильных раздражителей чувствительность
уменьшается, а при действии слабых
раздражителей или при отсутствии
раздражителя чувствительность
увеличивается.

Такое изменение чувствительности не
происходит сразу, а требует известного
времени. Причем временные характеристики
этого процесса неодинаковы для разных
органов чувств. Так, для того чтобы
зрение в темной комнате приобрело нужную
чувствительность, должно пройти около
30 мин. Лишь после этого человек
приобретает способность хорошо
ориентироваться в темноте. Адаптация
слуховых органов идет гораздо быстрее.
Слух человека адаптируется к окружающему
фону уже через 15 с. Так же быстро происходит
изменение чувствительности осязания
(слабое прикосновение к коже перестает
восприниматься уже через несколько
секунд).

Достаточно хорошо известны явления
тепловой адаптации (привыкание к
изменению температуры окружающей
среды). Однако эти явления выражены
отчетливо лишь в среднем диапазоне и
привыкание к сильному холоду или сильной
жаре, так же как и к болевым раздражителям,
почти не встречается. Известны и явления
адаптации к запахам.

Адаптация ощущений главным образом
зависит от процессов, происходящих в
самом рецепторе. Так, например, под
влиянием света разлагается (выцветает)
зрительный пурпур, находящийся в палочках
сетчатки глаза. В темноте же, напротив,
зрительный пурпур восстанавливается,
что приводит к повышению чувствительности.
Однако явление адаптации связано и с
процессами, протекающими в центральных
отделах анализаторов, в частности с
изменением возбудимости нервных центров.
При длительном раздражении кора головного
мозга отвечает внутренним охранительным
торможением, снижающим чувствительность.
Развитие торможения вызывает усиленное
возбуждение других очагов, способствуя
повышению чувствительности в новых
условиях. В целом адаптация является
важным процессом, указывающим на большую
пластичность организма в его приспособлении
к условиям среды.

Существует еще одно явление, которое
необходимо рассмотреть. Все виды ощущений
не изолированы друг от друга, поэтому
интенсивность ощущений зависит не
только от силы раздражителя и уровня
адаптации рецептора, но и от раздражителей,
воздействующих в данный момент на другие
органы чувств. Изменение чувствительности
анализатора под влиянием раздражения
других органов чувств называется
взаимодействием ощущений.

Следует различать два вида взаимодействия
ощущений:

1) взаимодействие ощущений одного
вида;

2) взаимодействие ощущений различных
видов.

Взаимодействия ощущений разных видов
можно проиллюстрировать исследованиями
академика П. П. Лазарева, который
установил, что освещение глаз делает
слышимые звуки более громкими. Аналогичные
результаты были получены профессором
С. В. Кравковым. Он установил, что ни один
орган чувств не может работать, не
оказывая влияния на функционирование
других органов. Так, оказалось, что
звуковое раздражение (например, свист)
может обострить работу зрительного
ощущения, повысив его чувствительность
к световым раздражителям. Аналогичным
образом влияют и некоторые запахи,
повышая или понижая световую и слуховую
чувствительность. Все анализаторные
системы способны в большей или меньшей
мере влиять друг на друга. При этом
взаимодействие ощущений, как и адаптация,
проявляется в двух противоположных
процессах – повышении и понижении
чувствительности. Общая закономерность
состоит в том, что слабые раздражители
повышают, а сильные – понижают
чувствительность анализаторов при их
взаимодействии.

Аналогичную картину можно наблюдать
при взаимодействии ощущений одного
вида. Например, какую-либо точку в темноте
легче увидеть на светлом фоне. В качестве
примера взаимодействия зрительных
ощущений можно привести явление
контраста, выражающееся в том, что цвет
изменяется в противоположную сторону
по отношению к окружающим его цветам.
Например, серый цвет на белом фоне будет
выглядеть темнее, а в окружении черного
цвета – светлее.

Как следует из приведенных примеров,
существуют способы повысить чувствительность
органов чувств. Повышение чувствительности
в результате взаимодействия анализаторов
или упражнения называется сенсибилизацией. А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения
чувствительности по типу сенсибилизации.
Первая носит длительный, постоянный
характер и зависит преимущественно от
устойчивых изменений, происходящих в
организме, поэтому возраст субъекта
отчетливо связан с изменением
чувствительности. Исследования показали,
что острота чувствительности органов
чувств нарастает с возрастом, достигая
максимума к 20–30 годам, с тем чтобы в
дальнейшем постепенно снижаться. Вторая
сторона повышения чувствительности по
типу сенсибилизации носит временный
характер и зависит как от физиологических,
так и от психологических экстренных
воздействий на состояние субъекта.

Взаимодействие ощущений также
обнаруживается в явлении, называемом
синестезией, – возникновении
под влиянием раздражения одного
анализатора ощущения, характерного для
других анализаторов. В психологии хорошо
известны факты «окрашенного слуха»,
который встречается у многих людей, и
особенно у многих музыкантов (например,
у Скрябина). Так, широко известно, что
высокие звуки чаще всего расцениваются
людьми как «светлые», а низкие – как
«темные».

У некоторых людей синестезия проявляется
с исключительной отчетливостью. Один
из субъектов с исключительно выраженной
синестезией – известный мнемонист Ш. –
был подробно изучен А. Р. Лурией. Этот
человек воспринимал все голоса окрашенными
и нередко говорил, что голос обращающегося
к нему человека, например, «желтый и
рассыпчатый». Тоны, которые он слышал,
вызывали у него зрительные ощущения
различных оттенков (от ярко-желтого до
фиолетового). Воспринимаемые цвета
ощущались им как «звонкие» или «глухие»,
как «соленые» или «хрустящие». Подобные
явления в более стертых формах встречаются
довольно часто в виде непосредственной
тенденции «окрашивать» числа, дни
недели, названия месяцев в разные цвета.
Явления синестезии – еще одно свидетельство
постоянной взаимосвязи анализаторных
систем человеческого организма,
целостности чувственного отражения
объективного мира.

Морские организмы и адаптации — Science Learning Hub

Адаптация — это эволюционный процесс, в результате которого организм становится все более приспособленным для жизни в определенной среде обитания. Это не быстрый процесс! Естественный отбор на протяжении многих поколений приводит к тому, что полезные признаки становятся все более распространенными в популяции. Это происходит потому, что особи с этими чертами лучше приспособлены к окружающей среде и, следовательно, с большей вероятностью выживают и размножаются.

Адаптация — также общий термин для описания этих полезных или адаптивных качеств.Другими словами, адаптация — это свойство организма, которое позволяет ему жить в определенной среде обитания.

Различные типы адаптации

Морские организмы адаптировались к большому разнообразию мест обитания и отличительным условиям окружающей среды в морской среде. Адаптации многочисленны и разнообразны, но обычно их можно разделить на 3 основные категории: структурные, физиологические и поведенческие.

Структурные адаптации

Структурные (или морфологические) адаптации — это физические особенности организма.К ним относятся вещи, которые вы можете видеть, например, его форма или покрытие тела, а также его внутренняя организация. Ниже приведены несколько способов, которыми морские организмы адаптировали свои физические особенности к конкретной среде обитания.

Морская вода намного плотнее воздуха — в результате в ней находится огромное количество микроскопических организмов. Моллюски, как и многие другие двустворчатые моллюски, являются фильтраторами. Они адаптировали специализированные сифонные конструкции для фильтрации этих организмов и любых других частиц пищи из окружающей воды.

У эстуариев довольно разные условия — приливы, волны и колебания солености ежедневно влияют на животных и растения, которые там живут. Многие животные, например моллюски, приспособлены к жизни в этих условиях. У них прочные панцири, защищающие их от воздействия волн, пересыхания и любопытных клювов хищников.

Прибрежным растениям для выживания нужны особые приспособления. Например, многие виды водорослей прочно прикрепляются к камням, поэтому их не уносит волнами. Их листообразные листья жесткие и кожистые, что помогает защитить их от раздираемых волн или высыхания на солнце.

Дельфины — млекопитающие, но они очень отличаются от млекопитающих, живущих на суше, поскольку они приспособлены к жизни в воде. У них обтекаемая форма и плавники вместо ног. У них также есть дыхательные отверстия на макушках. Они используют их для дыхания, а не через рот и нос.

Физиологические адаптации

Физиологические адаптации связаны с тем, как работает метаболизм организма. Эти адаптации позволяют организму регулировать свои телесные функции, такие как дыхание и температуру, и выполнять особые функции, такие как выделение химических веществ в качестве защитного механизма.

Некоторые морские млекопитающие, например киты, мигрируют на большие расстояния и могут проводить время в арктических, тропических и умеренных водах. Чтобы справиться с этими температурными изменениями, они являются эндотермическими или «теплокровными». Это означает, что они могут поддерживать

.

% PDF-1.5
%
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>
endobj
15 0 объект
>
endobj
16 0 объект
>
endobj
17 0 объект
>
endobj
18 0 объект
>
endobj
4 0 obj
>
endobj
22 0 объект
>
endobj
23 0 объект
>
endobj
24 0 объект
>
endobj
5 0 obj
>
endobj
29 0 объект
>
endobj
30 0 объект
>
endobj
31 0 объект
>
endobj
6 0 obj
>
endobj
36 0 объект
>
endobj
37 0 объект
>
endobj
38 0 объект
>
endobj
7 0 obj
>
endobj
43 0 объект
>
endobj
44 0 объект
>
endobj
45 0 объект
>
endobj
8 0 объект
>
endobj
50 0 объект
>
endobj
51 0 объект
>
endobj
55 0 объект
>
endobj
56 0 объект
>
endobj
57 0 объект
>
endobj
58 0 объект
>
endobj
59 0 объект
>
endobj
60 0 объект
>
endobj
52 0 объект
>
endobj
9 0 объект
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 объект
>
endobj
71 0 объект
>
endobj
72 0 объект
>
endobj
73 0 объект
>
endobj
74 0 объект
>
endobj
80 0 объект
>
endobj
81 0 объект
>
endobj
82 0 объект
>
endobj
83 0 объект
>
endobj
84 0 объект
>
endobj
85 0 объект
>
endobj
75 0 объект
>
endobj
12 0 объект
>
endobj
1 0 obj
>
endobj
92 0 объект
>
endobj
93 0 объект
> поток

  • Клэр Даунинг
  • конечный поток
    endobj
    94 0 объект
    > / PageMode / UseOutlines / Metadata 93 0 R >>
    endobj
    95 0 объект
    >
    endobj
    97 0 объект
    > / XObject> / ExtGState> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC / ImageI] >> / MediaBox [0 0 595.EbqVkZG ~? TLP: _SSZk% ג- n`w + _vfME.-E.ni} 8IhE [K0CcN9ȊrVSYɪx խ Gwt58p = ;; = xԗqg) dt {E
    5`D ($ DGK> v% 8bte! A`BZ & 5Yz + tK] *; R> q% wL Pl4s, PTkR & dc *

    .

    Адаптация — Мысли переводчика

    Автор: Кьяра Грассилли,

    В переводческой технике

    12 октября 2015 г.

    1 Комментарий

    2722 Просмотры

    Адаптация

    Это хорошо известный факт, что для получения безупречного перевода нужно выходить за рамки поверхностного значения слов. Очень важно понять, что означают слова в конкретной ситуации в соответствии с культурным контекстом.Учет культурных особенностей помогает нам понять, что переводчик — не единственный человек, вовлеченный в процесс перевода. Евгений Нида отметил, что «язык — это часть культуры, и, по сути, это самый сложный набор привычек, который проявляет любая культура. Язык отражает культуру, обеспечивает доступ к культуре и во многих отношениях представляет собой модель культуры ».

    В этом контексте адаптация — очень важная техника перевода. Это необходимо, когда что-то специфическое для одной языковой культуры выражается совершенно другим способом, знакомым или подходящим для другой языковой культуры.Это сдвиг в культурной среде. Следует ли переводить пинчо (блюдо из меню испанского ресторана) как кебаб на английский? Он включает в себя изменение культурной референции, когда ситуация в исходной культуре не существует в целевой. Понятие «адаптация» традиционно противопоставляется понятию «перевод», когда комментируют происхождение текста: «Это перевод?» «Нет, это адаптация». Это означает, что текст был не просто переведен, это был процесс манипулирования текстом по определенной причине.Мы можем привести несколько подходящих примеров:

    1) Прототекст был длинным по сравнению с пространством, доступным для метатекста; В этом случае заказчик запросит сокращенный перевод, чтобы удовлетворить его потребности. Эта процедура в основном используется в случае технических и технологических текстов, но бывают ситуации, когда даже литературные тексты должны пройти этот процесс адаптации.

    2) Когда метатекст адресован детям, издатель должен адаптировать текст, чтобы избежать языка, который может быть неуместным для ребенка, и готовит цензурированную адаптацию.Необходимо исключить любые упоминания сексуального характера, равно как и грубые выражения. Слова, которые слишком трудно понять, также будут исключены, а также все типы поведения, которые считаются противоречащими общественной морали.

    3) То же, это еще один вид цензуры, применяемый, даже если текст посвящен взрослой публике.

    4) Культурные особенности публики различаются до такой степени, что требуется серьезное изменение содержания текста, чтобы оно лучше воспринималось в той реальности, в которой оно будет использоваться.Последний пункт относится в основном к тексту практического характера, инструкциям, работе машин или программ и т. Д.

    Трудно уловить разницу между переводом и адаптацией, потому что перевод на самом деле является своего рода адаптацией. Переводчик должен адаптировать текст, даже если он не сталкивается ни с одной из перечисленных ситуаций. Причина в том, что сложность текста просто заставляет переводчика делать это. Он должен адаптироваться ко всем нюансам языка, чтобы получить хорошие результаты.

    Зарегистрируйтесь и получайте еженедельные советы, чтобы начать работу с переводом

    Зарегистрируйтесь и получайте бесплатные еженедельные советы

    О «Кьяре Грассилли» 118 сообщений

    С раннего возраста я увлекался языками. У меня степень магистра письменного и устного перевода, и я несколько лет работала переводчиком-фрилансером. Я специализируюсь на маркетинге, цифровом маркетинге, Интернете и социальных сетях.Я люблю вести блог, а также веду блог www.italiasocialmedia.com

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *