Аффективная сфера личности это: Аффективная сфера — Психологос
Аффективная сфера — Психологос
К аффективной сфере относят все психические процессы, которые не удается промоделировать разумным образом. Обычно к таким в чем-то загадочным событиям относят процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, мотивы и потребности, впечатления и переживания.
Действительно, почему девушка звонит мужчине, зная, что ее звонок ему не нужен? Это глупо, это неразумно, это еще больше отдаляет мужчину от нее, а ее мучит — но она звонит… Почему? Потому что — влюблена, потому что привязалась. «Влюблена» и «привязалась» — это не объяснения, это только название того, что у нее происходит в душе. А что она сделает завтра и почему — часто не знают не только окружающие, но и сама девушка. Ее поведение всерьез понять и промоделировать не удается: именно на этом основании причины такого поведения относят к аффективной сфере.
Если движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.
- Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег… — эту область можно назвать Желания и мотивы.
- Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику — все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение — это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
- Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину оставновиться — это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
- Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область — Аффекты.
Аффективная сфера личности — Студопедия
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез . Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом ..
В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида , иными словами , онтогенез – это процесс индивидуального развития человека . В последующем , говоря о развитии , мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития .
Области { сферы ) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития :
– психофизическая, которая включает в себя внешние ( рост и вес ) и внутренние ( кости , мышцы , мозг , железы , органы чувств , конституция , нейро- и психодинамика , психомоторика ) изменения тела человека ;
– психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах .. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности ;
– когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития , развитие способностей , в том числе умственных .
Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей .
Структура индивида является носителем психофизических свойств человека . Носителем психосоциальных свойств является личность , а когнитивных – субъект деятельности . О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека
Личность, по мнению Б. Г . Ананьева , – это не весь человек , а его социальное качество , его психосоциальное свойство . Исходными характеристиками являются статус , роли , внутренняя позиция личности , ценностные ориентации , которые всегда следует рассматривать в рамках конкретной социальной ситуации развития личности . Эти параметры определяют особенности сферы потребностей и мотиваций человека . Из всего взаимодействия свойств личности складывается характер
Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Философская энциклопедия, 1970).
В психологии выделяется 10 фундаментальных эмоций, которые обладают свойственными именно им адаптивными функциями и уникальными мотивационными качествами. Это:
1. Интерес-волнение
2. Радость
3. Удивление
4. Горе-страдание
5. Гнев
6. Отвращение
7. Презрение
8. Страх
9. Стыд
10. Вина
Как отмечает К. Э. Изард, одной из причин возникновения человеческих эмоций является необходимость обеспечения социальной связи между матерью и ребенком. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала сильнейшей потребности держать его на руках. А ребенок во всем зависит от матери: она кормит его, когда он голоден, согревает, если ему холодно, ухаживает за ним, защищает от опасности (Изард К. Э., 1999).
Особенности эмоциональной сферы ребенка от О до 2 лет
Развитие аффективной сферы ребенка начинается еще до рождения. Осознанное желание родителей иметь ребенка является одним из главных моментов в формировании психоэмоциональной структуры личности будущего ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих людей складывается у желанного ребенка еще в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» – эта формула, записанная в подсознании малыша, определяет не только его развитие, но и весь жизненный путь будущей личности. Ребенок, в необходимости появления которого на свет родители долго сомневались, существенно отличается от желанного. Своим поведением этот малыш как бы мстит родителям за их «нежелание, нелюбовь, неожидание» (Кряжева Н. Л., 1996).
Ориентировочные действия (от франц. orientation – установка, ориентация) – совокупность действий человека, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Ведущий вид деятельности ребенка в младенческом возрасте – непосредственное эмоциональное общение с окружающими. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия.
Важным новообразованием этого возраста является формирование у ребенка потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним. Дефицит эмоционального общения оказывает отрицательное влияние на психическое развитие малыша.
Комплекс оживления
Наблюдения за младенцами в течение четырех часов в день в первые пять дней жизни и в течение десяти часов в шестой день жизни обнаружили, что в период от двух до двенадцати часов после рождения на лице младенца отмечаются движения, морфологически напоминающие улыбку. Эти движения возникали во сне и рассматривались как спонтанные и рефлекторные. Собственно улыбка возникала на лице младенца в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые стимулы, в том числе в ответ на высокий человеческий голос. Вместе с тем к пятой неделе сам по себе человеческий голос не вызывает у младенца улыбку. К этому возрасту в качестве активаторов улыбки начинают выступать различные зрительные стимулы, в том числе вид человеческого лица.
Сенсомоторно-манипулятивные действия (от лат. sensus – чувство, + лат. motor – приводящий в движение + фр. manipuler – манипулировать) проявление двигательной активности, охватывающее все формы активного перемещения человеком компонентов среды в пространстве и связанные с этими перемещениями переживания.
На втором и третьем месяце жизни ребенок уже улыбается спонтанно, а не только в ответ на внешние раздражители. Наиболее универсальным стимулом для улыбки можно считать вид человеческого лица (Изард К. д., 1999). На втором месяце ребенок замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции.
Эмоциональные состояния – переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени и относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
Эта реакция получила название «комплекс оживления».
Некоторые психологи детства считают именно это новообразование основным показателем завершения периода новорожденности. «Улыбка на лице ребенка и является концом кризиса новорожденное™. С этого момента у него начинается индивидуальная психическая жизнь. Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми» (Эльконин Д. Б., 1989, с. 45).
Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела, откликается эмоционально. Дети с замедленным развитием прежде всего отстают именно в появлении комплекса оживления. По мнению М. И. Лисиной, комплекс оживления является выражением появившейся потребности ребенка в общении со взрослым – первой его социальной потребности
Влияние эмоций на физиологические процессы в организме ребенка
Звуки гуления, издаваемые ребенком в момент радости, имеют значение для голосовых реакций, а в дальнейшем и для развития речи. Кроме того, как уже говорилось, положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребенка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для всех возрастов развития человека очень ценно.
Развитие социальных эмоций
Социальные эмоции – это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных взаимоотношений.
Появление комплекса оживления свидетельствует о начале развития у младенца социальных эмоций.
Общение со взрослыми
Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда их не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит. Долгих 7 минут (столько, сколько продолжалась встреча) младенец не сводил сияющих глаз с лица взрослого, гулил, перебирал ножками и не уставал радоваться (по материалам М. И. Лисиной).
На первом месяце жизни крик ребенка, по своему звуковому составу близкий к интонеме обиды и недовольства у взрослых, свидетельствует об аналогичном состоянии малыша. Позднее в голосовых реакциях ребенка появляются и другие звуки, позволяющие дифференцировать его эмоциональное состояние.
На эмоциональную окраску речевого сообщения дети начинают реагировать раньше, чем способны понять его смысл. Так, сурово сказанные, но ласковые по смыслу слова вызывают у ребенка отрицательные эмоции, тогда как мягкий тон сердитого по смыслу словесного обращения стимулирует положительные эмоциональные проявления
Развитие эмпатии
Эмпатией называется способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.
Считается, что первичные эмпатические реакции ребенка на отрицательное состояние матери – тревогу, страх, огорчение – можно обнаружить в возрасте 2-3 месяцев. Они носят характер плача, двигательного возбуждения, отказа от пищи.
Уже к концу 1-го года жизни ребенок делает попытку утешить расстроенную мать. Он заражается отрицательным эмоциональным состоянием другого человека, поэтому вслед за одним ребенком в яслях начинают дружно плакать и все остальные.
В раннем возрасте любовь к близким проявляется в соответствующем поведении ребенка: он жалеет, если мама обожгла палец, старается не шуметь, если кто-то отдыхает или работает Таким образом ребенок проявляет эмпатию, он сочувствует и сопереживает.
В развитии эмпатии у ребенка серьезная роль принадлежит взрослому. Для формирования подобных эмоций у малыша хорошо использовать различные жизненные ситуации. Именно члены семьи должны проявлять сочувствие друг к другу, побуждая к этому и ребенка.
Большое место во всем поведении детей 2-го года жизни занимает эмоциональное общение их друг с другом. Стоит одному малышу с ласковой улыбкой подойти к другому, как тот отвечает ему улыбкой, убегает от него, беспрестанно оборачивается, как бы приглашая сверстника поиграть в «догонялки».
Отрицательные эмоции
Отрицательные эмоции – переживания, связанные с неудовлетворением или невозможностью удовлетворить те или иные потребности.
На 2-м году жизни ребенка имеется больше предпосылок для возникновения у него отрицательных эмоций, чем в последующие периоды его развития. Это объясняется прежде всего тем, что у детей в этом возрасте еще плохо развита активная речь (особенно в первом полугодии 2-го года), что приводит к неумению выразить словами свое отношение к тому или иному факту, событию или ситуации. Отрицательные эмоциональные состояния выражаются уже не только в крике, плаче. Находясь в состоянии недовольства чем-либо, ребенок в этом возрасте топает ногами, дерется, а иногда и кусается. Например, если малыш утомлен, огорчен или обижен, то есть находится в состоянии повышенной или, наоборот, пониженной возбудимости, а к нему подойдет кто-то из детей с намерением пожалеть или просто поиграть с ним, то он может дать неадекватную реакцию – еще больше расплакаться или ударить ребенка, жалеющего его. В таких случаях очень важно сберечь и стимулировать у второго ребенка желание проявлять сочувствие.
Госпитализм (от франц. hospital – больница) – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «наголос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
Эмоции страха
Уже на 2-м году жизни ребенок способен испытывать такие эмоции, как радость, любовь, страх, обида и т. п.
Эмоции страха чаще всего возникают у малыша в результате резкого изменения какого-либо стереотипа в его привычной жизни. Не обладая жизненным опытом, ребенок боится всего нового, незнакомого, неожиданного. Однако спокойное отношение взрослых к новым впечатлениям, к изменению ситуации быстро приучает ребенка не бояться их.
Причиной возникновения страха может быть и неправильное воспитание. Почти в каждой семье ребенка пугают чем-нибудь, желая заставить его слушаться. Тем самым взрослые совершают серьезную ошибку, так как частые переживания чувства страха в детстве могут оставить глубокий след в душе ребенка, вызвав со временем нервозность, различные формы тяжелых психических отклонений и т. п.
Эмоциональные нарушения
Отклонения в развитии эмоций у ребенка могут выражаться как в недостаточном их развитии (эмоциональная холодность), так и в чрезмерном развитии отрицательных эмоций.
Пример холодности и замкнутости может возникать в результате развития у ребенка госпитализма и при эмоциональной депривации.
Депривация – лишение, утрата или приближающаяся к ним по выраженности и значению для субъекта недостаточность чего-то желанного, необходимого.
Причины возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка
По данным Н. М. Аксариной, наиболее характерными причинами, вызывающими отрицательные эмоции у детей, являются следующие:
1. Срыв привычного стереотипа поведения. Изменение привычек требует от ребенка большого нервного напряжения и сопровождается нарушением не только эмоциональной сферы, но и всего поведения. Малыш может перестать играть, потерять аппетит, плохо спать и др. Наиболее частые отрицательные реакции наблюдаются у детей после 5-6 месяцев до 1 года 7 месяцев – i года 8 месяцев, так как к этому времени у ребенка начинают формироваться довольно устойчивые привычки, и, если их приходится менять, это порой вызывает у малыша различные нарушения возбудимости нервной системы и поведения. Так, например, приход в дом постороннего человека, переезд на новую квартиру, передача ребенка на несколько дней бабушке вызывают ряд временных отрицательных реакций.
2. Неправильное построение режима дня ребенка. Если установленный ритм сна, кормления и бодрствования не соответствует индивидуальным особенностям физического и нервно-психического состояния малыша или установленный режим часто нарушается взрослыми, это зачастую приводит к тому, что ребенок становится раздражительным, плачет по самым ничтожным поводам.
3. Неправильные воспитательные приемы. Если ребенка запугивают, мешают ему двигаться, если его игру все время прерывают: «не лезь», «не мешай», если ребенок при каждом желании что-либо сделать получает от взрослых лишь одно «нельзя», то он будет в плохом эмоциональном состоянии, будет часто раздражаться и много плакать.
Часто бывает, что ребенок в семье становится «игрушкой» для матери и других взрослых. Они забавляются с малышом, много ласкают и балуют его, иногда перевозбуждают и утомляют нервную систему ребенка – это также вредно отражается на его эмоциональном состоянии.
4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию.
5. Создание односторонней аффективной привязанности у ребенка тоже служит часто источником его слез, его тяжелых эмоциональных переживаний. Если ребенок привык быть только с матерью, если ее любовь выражается в том, что она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, фиксирует на себе его внимание, то у ребенка создается исключительная привязанность к ней. И когда мать по необходимости вынуждена на время уйти, оставить малыша с кем-нибудь другим, это вызывает у ребенка долгий неумолкающий крик. Ребенку нужна любовь матери, ее ласка, но нельзя, чтобы все его интересы были связаны только с ней одной. Когда ребенок начинает хорошо понимать речь, необходимо объяснить ему, что «мама пошла на работу», «мама пошла купить хлеб и скоро придет» и т. д. Таким образом, необходимо, чтобы ребенок, которому приятно быть с матерью, мог в случае ее ухода спокойно на это реагировать и найти себе занятие и без нее.
6. Наконец, частой причиной отрицательного эмоционального состояния детей является отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. Часто разные требования, которые предъявляют ребенку взрослые, разные приемы воспитания, применяющиеся в одних и тех же случаях, не способствуют созданию у малыша твердых, единых установок, определенного правильного отношения к окружающему миру. Например, отец говорит: «Возьми карандаш и рисуй», а мать кричит: «Не смей брать, нельзя».
- Аффективная сфера
- — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.
- Аффективная реакция
- Аффективное поведение
Смотреть что такое «Аффективная сфера» в других словарях:
АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА — АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА, область чувств и настроений (см. Аффект) … Большая медицинская энциклопедия
МИНРОЦИТЫ — МИНРОЦИТЫ, см. Макроциты. МИКРУРГИЯ. Содержание: Исторические данные…………317 Аппараты (микроманипуляторы), инструментарий………………..317 Общие приемы проведения микроопераций . 324 Фотографирование микроопераций……325… … Большая медицинская энциклопедия
Клиническая картина психических расстройств при опухолях мозга — Психические расстройства при опухолях мозга относятся к группе экзогенноорганических нарушений. Наиболее рано возникающим симптомом является головная боль, которая бывает связана с повышением внутричерепного давления и носит разлитой распирающий … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ДЕПРЕССИЯ — (от лат. deprimere давить), псих, угнетение, симптомокомплекс, характеризующийся подавленным, тоскливым настроением, замедлением движений и затруднением мышления. Эпизодически встречаясь почти при всех псих, заболеваниях, Д. имеет самостоятельное … Большая медицинская энциклопедия
Синдромы психопатологические — – совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Проявление определенных психопатологических синдромов зависит от возраста человека, особенностей его психического склада, стадии болезни и т. д. Сочетание психопатологических… … Словарь-справочник по социальной работе
ИДИОТИЗМ — ИДИОТИЗМ, ИДИОТИЯ (от греч. idio tes неученый, несведущий), характеризуется почти полным отсутствием псих, функций и входит в группу заболеваний, которой Крепелин (Kraepelin) дал название «олигофрения». К олигофрении относятся формы… … Большая медицинская энциклопедия
аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… … Большая психологическая энциклопедия
СИНДРОМЫ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ — (англ. psychopathological syndromes) совокупности отдельных симптомов нарушения психической деятельности и психических состояний. Проявление определенных С. п. зависит от возраста человека, особенностей его психического склада, стадии болезни и т … Большая психологическая энциклопедия
Парсонс, Толкотт — Толкотт Парсонс Talcott Parsons Дата рождения: 13 декабря 1902(1902 12 13) Место рождения: Колорадо Спрингс Дата смерти … Википедия
ПАНЕТИЙ — ПАНЕТИЙ (Παναίτιος) Родосский (ок. 180 до н.э., Родос ок. ПО до н. э., Афины), философ стоик, родоначальник т. н. Средней Стой. П. происходил из старинного и влиятельного рода в г. Линд на Родосе. Первые сведения о стоическом учении,… … Античная философия
- АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
- АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА, область чувств и настроений (см. Аффект).
Большая медицинская энциклопедия.
1970.- АФФЕКТ ПЕРВИЧНЫЙ
- АФФЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Смотреть что такое «АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА» в других словарях:
Аффективная сфера — совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе … Психология человека: словарь терминов
МИНРОЦИТЫ — МИНРОЦИТЫ, см. Макроциты. МИКРУРГИЯ. Содержание: Исторические данные…………317 Аппараты (микроманипуляторы), инструментарий………………..317 Общие приемы проведения микроопераций . 324 Фотографирование микроопераций……325… … Большая медицинская энциклопедия
Клиническая картина психических расстройств при опухолях мозга — Психические расстройства при опухолях мозга относятся к группе экзогенноорганических нарушений. Наиболее рано возникающим симптомом является головная боль, которая бывает связана с повышением внутричерепного давления и носит разлитой распирающий … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ДЕПРЕССИЯ — (от лат. deprimere давить), псих, угнетение, симптомокомплекс, характеризующийся подавленным, тоскливым настроением, замедлением движений и затруднением мышления. Эпизодически встречаясь почти при всех псих, заболеваниях, Д. имеет самостоятельное … Большая медицинская энциклопедия
Синдромы психопатологические — – совокупность отдельных симптомов нарушения психической деятельности. Проявление определенных психопатологических синдромов зависит от возраста человека, особенностей его психического склада, стадии болезни и т. д. Сочетание психопатологических… … Словарь-справочник по социальной работе
ИДИОТИЗМ — ИДИОТИЗМ, ИДИОТИЯ (от греч. idio tes неученый, несведущий), характеризуется почти полным отсутствием псих, функций и входит в группу заболеваний, которой Крепелин (Kraepelin) дал название «олигофрения». К олигофрении относятся формы… … Большая медицинская энциклопедия
аутизм — Термин, введенный Блейлером для обозначения формы мышления, характеризующейся ослаблением или потерей контакта с реальной действительностью, отсутствием стремления к общению и чрезмерным фантазированием. Глубокий аутизм, согласно Блейлеру,… … Большая психологическая энциклопедия
СИНДРОМЫ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ — (англ. psychopathological syndromes) совокупности отдельных симптомов нарушения психической деятельности и психических состояний. Проявление определенных С. п. зависит от возраста человека, особенностей его психического склада, стадии болезни и т … Большая психологическая энциклопедия
Парсонс, Толкотт — Толкотт Парсонс Talcott Parsons Дата рождения: 13 декабря 1902(1902 12 13) Место рождения: Колорадо Спрингс Дата смерти … Википедия
ПАНЕТИЙ — ПАНЕТИЙ (Παναίτιος) Родосский (ок. 180 до н.э., Родос ок. ПО до н. э., Афины), философ стоик, родоначальник т. н. Средней Стой. П. происходил из старинного и влиятельного рода в г. Линд на Родосе. Первые сведения о стоическом учении,… … Античная философия
Глава 2. Аффективная сфера
•Произвольное внимание
•Произвольная память
•Механическая память
•Мнемические приемы
За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмо-
циональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и
взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда находится среди сверстников, боясь их осуждения. Умение владеть своими чувствами растет год
от года.
Эмоции – отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.
Аффективная сфера – совокупность переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе.
В младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие собственной эмоциональной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необыч-
ное, красочное (Якобсон П. М, 1976).
Выражение эмоций и чувств Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экс-
прессией. Язык экспрессии достаточно многообразен.
Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры и подкорки головного мозга, а также вегетативной нервной системы. Ведущая роль принадлежит коре, однако велико и значение подкорки, так как в ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие
работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с
многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных
мышц, в частности в виде выразительных движений всего тела(пантомимика) и
лицевых мышц (мимика).
У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние– радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются
определенного характера жесты, возникают специфические оттенки в интонациях.
По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный
момент (Гамезо М. В., Дома-шенко И. А., 1998).
Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца,
сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также
лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство.
Эмоциональная готовность к школьному обучению
До середины детства ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями (или людьми, их заменяющими), он погружен в эти чувства и еще не умеет их анализировать. Вскользь сказанное оценочное замечание чужого человека в середине детства оказывает сильное эмоциональное воздействие на -ре бенка (Абрамова Г. С, 1998).
Вехи в развитии Правильность оценки эмоциональности вокальной речи за период с7 до 12
лет возрастает у ребенка более чем в1,5 раза; наиболее адекватно воспринимаются эмоции страха и гнева, наименее – эмоции радости (Котляр Г. М., Морозов В.
П., 1975).
Один из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошко-
льного детства – его психологическая готовность к школьному обучению. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоцио-
нальный и социальный. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций ребенка и его возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Мнение ученых По мнению Д. Б. Эльконина, при переходе от дошкольного к младшему
школьному возрасту у ребенка происходит постепенная потеря непосредственно-
сти в социальных отношениях, наблюдается обобщение переживаний, связанных с оценкой окружающих, идет развитие самоконтроля (Эльконин Д. Б., 1989).
Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в мир строго нормированных отношений и требует организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности.
Эмоциональная зрелость – уменьшение импульсивных реакций, проявле-
ние эмоции в соответствии с социальными нормами и требованиями; возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате
выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т. д. (Мухина В. С, 1997).
Амбивалентные переживания (от греч. amphi – приставка, обозначающая
двойственность, лат. valenta – сила) – несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком
эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.
Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязатель-
ная самоорганизация в первое время создают у ребенка чувство одиночества, от-
чужденности – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам
ее организовывать.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к дости-
жению цели или решению задачи; переживание неудачи.
С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет».
Аффективное поведение – поведение, действия или взаимодействие, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношени-
ем; действия под влиянием эмоций.
С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания: это и
стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию.
Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Признать свою несостоятельность– значит для ребенка пойти вразрез с
имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить(Славина Л. С, 1966). Например, повышенная обидчи-
вость ребенка как одна из форм его аффективного поведения возникает в результате того, что ученик неадекватно оценивает ситуацию: он считает, что несправедливы окружающие – учитель, поставивший низкую оценку, родители, наказав-
шие его «ни за что», одноклассники, подшучивающие над ним, и т. д. Эмоциональный стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – психиче-
ское состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные
воздействия.
Чувство личности — переживание человеком своего отношения к самому се-
бе как субъекту (или участнику) социальных отношений и сознательной деятельности.
Нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников
такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются
непосильными.
Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него
потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной
деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие у него чувства личности.
Развитие эмоций в процессе взаимоотношений
Взаимоотношения со сверстниками
В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении и прежде всего– со сверстниками. Здесь, в ситуациях фор-
мального равенства (все одноклассники и ровесники) дети сталкиваются с разной
природной энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения сверстников, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти приобретают выраженные экспрессивные формы, например, агрессивные реакции, плаксивость, двигательная расторможенность.
Сенситивный период (лат. sensus – чувство, ощущение) – присущее опре-
деленному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития
определенных психических свойств и процессов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижении, осуществленных каждым реоенком на данном возрастном этапе. Если в
этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверен-
ность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем(за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста (Дубровина И. В., 1997).
Взаимоотношения со взрослыми Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональ-
ной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод– потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель – именно такой взрослый, во многом определяет поведение ребенка(Мухина В. С, 1998). Приоб-
ретая новые знания, слушая сказки и истории, которые читает учитель, созерцая явления природы, рассматривая иллюстрации в книжках и ориентируясь при этом
на эмоциональное отношение учителя к тому, что разбирается на уроке, ребенок усваивает не только информацию, но и ее оценку взрослым. Он учится эмоцио- нально-ценностному отношению к окружающему миру.
Эмоциональный голод – потребность в эмоциональных впечатлениях и пе-
реживаниях; в узком смысле – потребность в положительных эмоциях значимого человека или референтной группы.
Эмоционально-ценностное отношение – переживание отношения к окружающей действительности через систему морально-нравственных критериев, принятых в обществе.
Эмоционально-оценочное отношение – переживание собственного отношения к правилам, морально-нравственным нормам.
Вместе с тем, не чувствуя эмоциональной близости со своим учителем, ре-
бенок бессознательно стремится компенсировать нереализованную потребность в положительных эмоциях. Как только, по мнению ребенка, возникает возможность
обратиться к своему соседу по парте или еще к кому-нибудь, он тут же начинает общение по любому поводу. Поощряемое взрослыми напряжение воли быстро утомляет и истощает ребенка, и он бессознательно стремится снять негативное напряжение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным
нормам развивается у ребенка через эмоционально-оценочное отношение к нему
взрослого. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения (Мухина В. С, 1998).
Новые грани чувств ребенка младшего школьного возраста развиваются
прежде всего внутри учебной деятельности и в связи с ней. Конечно, все те чувства, которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться и углубляться в повседневных отношениях с близкими людьми. Однако социальное пространство расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одно-
классниками по законам четко формулируемых новых правил.
Нормы развития
Вшкольном возрасте у детей обычно наблюдается значительное снижение
эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто кажутся до-
вольно уравновешенными в своем поведении и в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми (Рубинштейн С. Л., 1998).
Социальные эмоции
Всистеме межличностных отношений ребенка с другими людьми– со
взрослыми и сверстниками– у него возникает и развивается сложная гамма
чувств, которые характеризуют его как уже социализированного человека.
Это прежде всего самолюбие, выражающее стремление ребенка не только
ксамоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми.
Чувство ответственности представляет собой способность ребенка пони-
мать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве
нормативам. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях учебной деятельности.
Кроме того, позитивными качествами социального развития ребенка является его расположение к другим людям(взрослым и детям), которое при непо-
средственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у ребенка способности к сопереживанию. Сопереживание «успешного» ребенка «неуспешному» создает особую атмосферу солидарности между детьми: все участники этой ситуации становятся внимательнее друг к другу, доброжелательнее.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют пре-
валирующие над всеми другими непосредственные эмоциональные отношения со сверстниками и учителем.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей представляет собой один из важнейших этапов разви-
тия ребенка данного возраста (Раттер М., 1987).
Наиболее существенным свойством взаимоотношений ребенка со сверст-
никами является их принципиальное равноправие, включающее равенство прав на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. Удовольствие от совместного времяпрепровождения, совместных занятий, силь-
ное желание их продолжать– все это помогает детям преодолевать трудности, связанные с разницей мнений, желаний, намерений. Практика согласования ведет к развитию у детей способности строить равноправное сотрудничество между
своими сверстниками, мыслящими и чувствующими по-разному.
Эмоциональная децентрация (от лат. de – отрицательная приставка + centrum – центр круга) – способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека.
Развитие общения ребенка со сверстниками способствует формированию у
него новой стадии эмоционального развития, которая характеризуется появлени-
ем способности к эмоциональной децентрации^ Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей:
ребенок практикует одновременно две
системы отношений – отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего чело-
века появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с
миром (Цукерман Г. А., Мастеров Б. М., 1995). Исследования
Результаты исследований показывают, что отношение ребенка к друзьям и
само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т. п. Характеризуя
своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весе-
ло». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возни-
кают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают
друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятель-
ность, уверенность в себе, честность. О возрастающей роли сверстников к концу
младшего школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличие от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и
незнакомых детей своего возраста (Коломинский Я. Л., 1977).
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием его как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников пережи-
Человек действует иногда по побуждению, иногда вследствие принуждения, причем и побуждение, и принуждение может проистекать как извне, так и изнутри человека. Если эти движущие силы человеческого поведения представить в виде типологии областей аффективной сферы, мы получим следующее.
- Внутреннее побуждение. Желание украсить комнату к празднику, подарить любимой цветы, мотив заработать побольше денег… — эту область можно назвать Желания и мотивы.
- Внешнее побуждение. Игрушка, которую увидел ребенок, звонок подруги, зовущей на дискотеку, бутылка, попавшая в руки алкоголику — все внешние предметы и обстоятельства, зовущие и вызывающие побуждение — это область мотиваторов: того, что побуждает нас извне, что вызывает наше желание и интерес из окружающего нас мира.
- Внешнее принуждение. Сильные удары током заставляют крысу искать выход из лабиринта. Заключенных заставляют шить рукавицы. Страшная грозовая туча над лесом, обещающая ливень нам на голову, либо палочка полицейского, заставляющая машину оставновиться — это все то, что толкает и заставляет нас извне. Эту область традиционно называют Стимулы.
- Внутреннее принуждение. Это и состояние аффекта, и давящее чувство страха, и внутренняя борьба с искушениями: все то внутреннее, которое заставляет нас что-то делать, не оставляя нам выбора. Эта область — Аффекты.
Если родители гаркнули: «Иди спать!» — и ребенок поплелся в кровать, это был для него стимул. Если ребенок увидел уютную кровать и ему, немного уставшему, захотелось ненадолго прилечь — сработал мотиватор. Если ребенок захотел спать и его потянуло в кровать — тут был мотив. Ребенок с трудом оторвал себя от компьютера и, несмотря на желание поиграть еще дальше, пошел укладываться — это внутреннее принуждение.
Если же ребенок вспомнил, что уже пора спать — это уже выход за рамки аффективной сферы. Такой ребенок уже умеет организовывать себя разумными соображениями и живет по порядку.
Упрощая, мотиватор можно считать и стимулом — и то и другое действует снаружи. Собственно, это и есть идеология классического бихевиоризма, где стимулом называли и удар током, и еду. Тогда стимул — это и морковка впереди, и морковка сзади.↑ Однако кажется уместным стимул и мотиватор все таки различать: мотиватор привлекает (стратегия Душки), стимул заставляет (стратегия Силовика). Стимул в буквальном переводе — острая палка, которой погоняют скотину, и даже ослик никогда не перепутает, как с ним обращается хозяин — палкой или мягкими поглаживаниями.
При этом, кажется важным сделать еще и следующее уточнение: действие мотиватора всегда мягкое, поэтому это не просто положительное воздействие извне, а то, к чему человек или другой живой организм стремится добровольно. Если вы не ели два дня, то кусок хлеба для вас будет стимулом — он заставляет вас его съесть. Если же вы после обеда увидели вкусное пирожное, и оно вас прельстило — это мотиватор.
Аффективная сфера — Студопедия
Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения — он начинает учиться в школе.
По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.
Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, выражающее стремление ребенка не только к самоутверждению, но и к соперничеству с другими людьми, чувство ответственности, которое представляет собой способность ребенка понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Недовольство, гнев младший школьник проявляет не столько в моторной форме — лезет драться, сколько в словесной — грубит, дразнит. Переживание стыда ребенок начинает проявлять более скрытно. В это время он уже учится понимать характер переживаний других людей, приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых.
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей: ребенок практикует одновременно две системы отношений — отношения послушания и некритичного принятия правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.
Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы между детьми становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
В 9-10 лет школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Дети в этом возрасте становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.
В этом возрасте возникает проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся младших классов. Педагоги не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.
По мнению И. В. Дубровиной, можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере: агрессивные дети; эмоционально-расторможенные дети; слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети.
Следует отметить, что неадекватные аффективные реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ребенка, и носят защитный, компенсаторный характер.
ЧТО ТАКОЕ АФФЕКТИВНЫЙ ФИЛЬТР В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА?
Опубликовано 5 сентября 2017 г.
Последнее обновление
Стивен Крашен — известное имя в индустрии EFL.Его идеи и теории оказали влияние на преподавание английского языка как иностранного, главным образом потому, что они, казалось, выдержали испытание временем. Крашен выдвинул пять гипотез обучения, одна из которых — гипотеза аффективного фильтра.
Гипотеза аффективного фильтра в основном объясняет, что язык не может быть изучен, если ученик блокирует учебный процесс. Другими словами, учащийся может иметь высокоэффективный или низкоаффективный фильтр: чем выше фильтр, тем больше вероятность того, что изучение языка будет затруднено; чем ниже фильтр, тем более вероятно, что изучение языка будет иметь место.
Чтобы учиться эффективно, учащийся должен чувствовать себя в безопасности и чувствовать себя комфортно в учебной среде. Учащийся не должен испытывать высокий уровень стресса или беспокойства в процессе обучения. Кроме того, учащийся должен чувствовать мотивацию участвовать в учебной деятельности, не беспокоясь об ошибках.
Это может показаться вам очень логичным, но вы удивитесь, насколько легко ученикам будет чувствовать себя некомфортно или напряженно во время урока.Если вы думаете о ситуациях, которые требуют от вас публичных выступлений или общения с группой людей, вы можете понять, что ученики могут испытывать беспокойство, когда их вызывают на урок. Страх совершить ошибку или выглядеть глупо может быть подавляющим и мешать ученику участвовать в занятиях в классе. Это будет означать, что ученик не получит столько пользы от урока и не будет учиться так же эффективно.
Есть много вещей, которые учителя могут сделать, чтобы помочь ситуации. Во-первых, убедитесь, что студенты знают друг друга.Потратьте некоторое время на ознакомление, чтобы ученики могли стать друзьями. Гораздо проще говорить перед друзьями, чем с незнакомцами, и студенты не будут стесняться делать ошибки.
Когда ученики делают ошибки, обязательно исправляйте их, но не делайте из этого большого дела и не делайте это смущающим образом. Убедитесь, что вы относитесь к своим ученикам одинаково, чтобы ни у кого не было ощущения, будто вы их подшучиваете или смеетесь над ними.
Хотя аффективный фильтр — лишь одна из многих теорий, связанных с изучением иностранного языка, его стоит помнить, потому что, как учителя, мы имеем определенный контроль над ним.И все мы знаем, счастливый класс = счастливый учитель!
,
Именно этот аффективный и оценочный прогресс, которые учителя могут попытаться развить в учениках, чтобы развить их навыки музыкального мышления далее.
Аффективные ответы появляются, когда ученики почти закончили свою работу.
Эти примеры взяты из Кембриджского английского корпуса и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не соответствуют мнению редакторов Cambridge Dictionary или издательства Cambridge University Press или его лицензиаров.
Больше примеров
Меньше примеров
Аффективные реакции студентов иностранного языка на естественные подходы и методы обучения.Это было задумано вокруг эутимии, отсутствия аффективных симптомов.
Наконец, мы исследовали генетическую связь между аффективными и соматическими депрессивными симптомами.Развивающие исследования аффективного циркумплекса показывают, что эти результаты могут частично относиться к дифференциации и разработке эмоциональных концепций.Не выявлено существенных различий между родственниками биполярных и униполярных пробандов в отношении риска аффективного расстройства по .
В пунктах спрашивается, как часто в течение последней недели респонденты испытывали серию из аффективных , соматических и межличностных симптомов депрессии.Утверждается, что плохое обращение детей с аффективными стимулами с травмирующими переживаниями и воспоминаниями избирательно изменяет значение эмоций для этих детей.,
Профессионально-педагогические способности и личностные качества учителя
Любая профессия, обладающая специфическими характеристиками, предъявляет особые требования к человеку. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, чем значительнее ее цель и результат для общества, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Сфера применения этих требований не может быть ограничена только знаниями, умениями и навыками, она неизбежно расширяется в сфере личностных характеристик.
С учетом особенностей педагогической деятельности, ее сложности и универсальности, а главное, самой социально значимой цели — подготовки к жизни подрастающего поколения, возникает вопрос: каким научно обоснованным требованиям должна соответствовать личность учителя? Другими словами, каким должен быть современный учитель?
Возможно, это один из самых сложных вопросов, который постоянно ищет педагогическая наука.Несмотря на огромный накопленный опыт, проблема остается открытой и продолжает волновать как педагогов и психологов, так и самих учителей, а также учащихся, родителей и все общество.
В квалификационных характеристиках раскрываются обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя, но доминирующим положением в них является совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для организации учебного процесса в школе.Это связано с тем, что деятельностный подход был и остается ведущим в теории педагогического образования. Но следует иметь в виду, что в рамках деятельностного подхода фигура учителя оказывается полностью зависимой от предметно-технологического аспекта педагогической работы, а преподаватель обезличен.
Однако именно к личности учителя предъявляются особенно высокие требования (учитель должен быть не только умным и знающим, но также добрым, отзывчивым, культурным, любящим детей и т. Д., и т.д.). Поэтому только на личностном уровне учитель может рассматриваться как активный субъект, который осознает свой образ жизни в педагогической профессии, готовность определять задачи, брать на себя ответственность за свое и самостоятельное решение. Это уровень внутренней активности, при котором учитель способен действовать независимо от конкретных ситуаций и обстоятельств, которые складываются в его биографии, создавать эти обстоятельства, вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения и деятельности.»
Поэтому сегодня содержание профессиональной готовности учителя накапливается в професиограмме . Профессиограмма — это своего рода идеальная модель, которая включает в себя характеристики профессиональной деятельности и личностные характеристики, она симулирует ожидаемый результат, который идеально существует, его следует получить после определенного периода обучения и воспитания студента, она дает возможность Предусмотреть конкретные способы, средства, операции, критерии профессиональной подготовки и профессионального совершенствования учителя.Особую роль профессиограмма играет в разработке вопросов диагностики профессиональной пригодности и методов профессионального отбора молодежи в педагогических учебных заведениях, а также в организации профессионально-педагогической направленности школьников. Профессионалы могут быть использованы для совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Научное развитие професиограммы учителя означает, во-первых, тщательное выявление основных свойств и характеристик педагогической профессии не через эмпирические номенклатуры, а на основе анализа всех аспектов деятельности учителя и, во-вторых, определения те требования, которые прогнозируются обществом.
Построению профограммы должно предшествовать изучение психологии личности, а также уточнение личностных и профессиональных качеств учителя. Эта проблема может быть решена как на основе использования экспериментальных методов, так и путем монографического изучения творческих биографий мастеров педагогического труда.
Психологи, обосновывая профессию, обращаются к составлению списка педагогических способностей, которые являются синтезом качеств ума, чувств и воли личности.
Педагогические способности — это совокупность индивидуальных психологических особенностей личности учителя, которые отвечают требованиям педагогической деятельности и определяют успех в освоении этой деятельности. Разница между педагогическими способностями и педагогическими навыками заключается в том, что педагогические способности являются характеристиками личности, а педагогические навыки являются отдельными актами педагогической деятельности, осуществляемой человеком на высоком уровне.
Как отмечалось ранее, сложность педагогической деятельности предполагает широкий спектр способностей, которыми должен обладать учитель.В связи с этим в психолого-педагогической науке существуют различные классификации педагогических способностей. Большинство авторов сходятся во мнении, что существуют общие (необходимые для всех преподавателей, независимо от преподаваемого предмета) и специальные (определяемые спецификой преподаваемого предмета) педагогические способности.
Таким образом, В.А. Крутецкий условно выделяет три группы общепедагогических способностей: дидактических, организационно-коммуникативных и личных .
Дидактические способности.
1. Способность донести информацию до детей, сделать ее доступной, представить материал или проблему детям ясна и понятна, вызвать интерес к предмету, стимулировать активное независимое мышление среди учащихся.
2. Выразительно-речевые способности — это способность выражать свои мысли и чувства в речевой форме, окрашенной с помощью выразительных выражений лица и пантомимы.
3. Академические (когнитивные) способности связаны с постоянной потребностью учителя углублять и расширять свои знания в области изучаемого предмета.
4. Распределенное внимание — это способность распределять внимание одновременно между двумя или более видами деятельности.
Организационные и коммуникативные способности.
1. Коммуникативные способности — способности к педагогическому общению, которые проявляются в способности устанавливать, формировать педагогически подходящую позицию по отношению к школьникам, что определено
Стиль и тон отношений с учениками (как с командой, так и с отдельными учениками).
2. Педагогический такт — это чувство пропорции в поведении и отношении учителя к ученикам, умение находить наиболее подходящие меры воздействия на учеников с учетом их психического состояния на данный момент, а также конкретных ситуация.
3. Организационные способности учителя проявляются в двух формах. Во-первых, в умении организовывать студенческий коллектив и, во-вторых, в умении самоорганизовываться как субъект педагогической деятельности.
4. Суггестивные способности (в переводе с латыни — «на основе внушения») выражаются в прямом волевом влиянии учителя на учеников, в его способности предъявлять требования и достигать их выполнения.
Личные способности.
1. Способности восприятия (от лат. «Perception» — «восприятие») — это способность учителя воспринимать ученика не только за его внешними характеристиками, но, главным образом, за его внутренним миром.Это своего рода понимание. Связано с тонким пониманием личности ученика и его временных психических состояний.
2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) — это способность учителя предвидеть последствия своих действий по отношению к ученику с достаточной степенью вероятности.
3. Способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этом общем качестве можно выделить два компонента:
а) самоконтроль и самоконтроль — это способность всегда, в любой ситуации, в непредвиденной ситуации, контролировать себя, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять даже в течение короткого времени контроля над собой ваше поведение;
б) саморегуляция психических состояний — способность учителя создавать оптимальное психическое состояние, которое характеризуется энергичной уверенностью, бодростью, оптимизмом, доброжелательностью.
А. И. Щербаков относится к важнейшим педагогическим способностям: дидактическим, конструктивным, перцептивным, выразительным, коммуникативным и организационным.
В исследованиях Н. В. Кузьмина раскрыты такие способности, как педагогическое наблюдение, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, которые необходимы преподавателю: способность понимать ученика, умение преподносить материал, умение развивать интерес ученика, организаторские способности, педагогический такт, предвидеть результаты своей работы, и т.п.
Как видно из приведенных выше классификаций педагогических способностей, они в равной степени охватывают всю структуру педагогической деятельности. Их авторы только по-разному группируют, классифицируют важные способности и личностные качества учителя.
Учитель выполняет важнейшую социальную функцию — духовное воспроизведение матери
.
Примеры предложений с «индивидуальной сферой», памятью перевода EurLex-2Кроме того, это исключение охватывает ситуации, когда близость к личной сфере лица, предлагающего товары или услуги, влияет на выбор партнера по договору больше, чем обычные экономические соображения 9. EurLex-2Забота о некоммерческом характере импорта приобретает особое значение при анализе. Это разъясняется в последнем предложении статьи 1 (2) (c) Постановления № 918/83, в котором отрицательно разъясняется определение личной собственности, говоря, что эта собственность «не должна быть такой, какой указать по своему характеру или количеству, что он импортируется по коммерческим причинам ». (40) Если к этому мы добавим, что такие налоговые льготы, в частности, связаны с личной сферой физических лиц и их семей и не оказывают существенного влияния на фискальные ресурсы государств-членов, нет никаких оснований для ограничительного толкования понятие личного пользования, предложенное правительством Нидерландов.(41) Общий crawlBank Sarasin уважает частную и личную сферу пользователя и обрабатывает персональные данные пользователя, поскольку личные данные должны регистрироваться во время посещения нашего веб-сайта в соответствии с действующими положениями законодательства. , EurLex-2 В своем заказе для справки Bundesfinanzhof, по-видимому, упрекает Finanzgericht в том, что он не учел, что выплаты частной поддержки предназначены для обеспечения удовлетворения основных потребностей получателей, и этот фактор позволил бы этим платежам классифицируются как попадающие в личную сферу получателя, так что они должны учитываться государством проживания этого лица, при этом государство, в котором генерируется доход, не должно допускать вычета.(35) EurLex-2 В своем заказе для справки, Bundesfinanzhof упрекает Finanzgericht за то, что он не учел, что частные платежи поддержки предназначены для обеспечения удовлетворения основных потребностей получателей, фактор, который позволил бы эти платежи должны быть классифицированы как относящиеся к личной сфере получателя, так что они должны учитываться государством проживания этого лица, при этом государство, в котором генерируется доход, не должно допускать вычета. Гигантская разница между требованием промышленной применимости и требованием полезности заключается в том, что заявленные изобретения, которые могут применяться исключительно в частной или личной сфере для собственных нужд или которые могут применяться исключительно совместно с конкретным лицом, не отвечают требованиям промышленной применимости, даже если термин «промышленность» интерпретируется в самом широком смысле. EurLex-2115. Когда физические лица классифицируются как предприятия, на мой взгляд, правильно различать виды деятельности, связанные с их экономической сферой, и виды деятельности, связанные с их личной сферой. EurLex-2Где физические лица классифицируются как предприятия, на мой взгляд, правильно различать деятельность, связанную с их экономической сферой, и деятельность, связанную с их личной сферой. EurLex-2 Например, заявитель находится в личной сфере применения директивы, определенной в статье 2, поскольку он относится к категории «работающего населения» или «вышедших на пенсию … работников и самозанятых» человек». Спрингер Этот феномен в той или иной степени связан с такими различными понятиями, как омонимия, личная сфера говорящего, каламбур, заимствование или собственное имя. Giga-frenТермин «волонтер» относится ко всем, кто работает по собственному выбору, без вознаграждения, по причинам или для людей, находящихся за пределами их личной сферы. EurLex-2119. В тех случаях, когда профессионал использует часть своего заработка для добровольного заключения договора страхования жизни третьего уровня со страховой компанией, рассматриваемый доход выводится из профессиональной сферы и реинвестируется в личную сферу. EurLex-2 Поскольку «частная сфера» составляет ядро «личной сферы», нельзя исключать, что законодательство, ограничивающее право на защиту персональных данных в соответствии со статьей 8 Устава, тем не менее, может рассматриваться как составляющее несоразмерное вмешательство в статью 7 Устава. MultiUnThere четко определено ограничение юрисдикции государственной власти, особенно в личной сфере, в форме уважения и невмешательства в осуществление основных свобод и прав человека, или обязанность не действовать Международная и личная сфера применения Организации Объединенных Наций WikiMatrixЭтой работой было не только общее представление географических вопросов в соответствии с текущими научными знаниями, но оно послужило популяризации его теорий о внутренних связях мира, чтобы показать, как все силы влияли друг на друга и на то, как взаимосвязанность распространялась и на человеческую жизнь, на политическую и личную сферы. QED Так чем ниже статус работы и выполняемого лица, тем больше он будет удален из своей личной сферы. Множественные ассоциации в личной сфере, работники частного сектора и государственных предприятий могут создавать любые организации, которые они считают необходимыми; эти профсоюзы имеют одинаковое право вступать в профсоюзные федерации или конфедерации или создавать их ГигаФрант. Общественный сектор предоставляет волонтерам возможность вносить свой вклад в жизнь своих общин.Термин «волонтер» относится ко всем, кто работает по своему выбору, без вознаграждения, над причинами или для людей, находящихся за пределами их личной сферы. ООН-2В соответствии со статьей 184 Уголовно-процессуального кодекса (Strafprozessordnung) и статьей 22 Закона об исполнении наказаний в виде лишения свободы (Strafvollzugsgesetz) к заключенным и заключенным, отбывающим наказание, обращаются с уважением их чувства чести и человеческого достоинства, и будет как можно меньше вмешательства в их личную сферу. Giga-Fren Суд также заявил, что политические оскорбления часто распространяются на личную сферу, таковы опасности политики и свободное обсуждение идей, которые являются гарантами демократического общества.129 В Oberschlick, Dalban, Dichand и многих других Суд постановил, что: журналистская свобода также охватывает возможное обращение к степени преувеличения или даже провокации. 130 Однако даже свобода прессы не является абсолютной. Общее просвещениеМы обязуемся использовать свое время, навыки и энергию в политической, гражданской и личной сферах для борьбы с бедностью и построения инклюзивного общества. Распространение Некоторые работы в зонах текучей среды отходят от личной сферы и прошлой истории, посвященной настоящему, в котором торговля и потребительство являются основной движущей силой.
Показаны страницы 1. Найдено 2509 предложения с фразой personalphere.Найдено за 19 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.