Агенты первичной и вторичной социализации: Агенты социализации

Содержание

Агенты социализации

Понятие агентов социализации

В социологии агенты социализации определяются как каналы, которые обеспечивают эффективную социализацию человека. Находясь в непосредственном взаимодействии с человеком агенты социализации, играют важнейшую роль в том, каким вырастет человек, каким будет процесс становления его как личности.

Агенты социализации по своей роли в жизнедеятельности человека могут различаться в зависимости от:

  • значимости для человека;
  • построения процесса взаимодействия с ними;
  • направления их влияния на человека;
  • средств влияния на индивида.

Первичные и вторичные агенты социализации

В связи с тем, что социализация делится на два вида — первичную и вторичную, социальные агенты также подразделяются на первичных и вторичных.

В качестве первичных агентов социализации выступают близкие люди, окружающие индивида — это его родители, родственники, близкие друзья, учителя, и все люди входящие в ближайшее окружение человека с которыми происходит постоянный тесный контакт.

Замечание 1

Важнейшим первичным агентом социализации является, безусловно, семья. Именно она составляет ближайшее социальное окружение личности. Именно с ее помощью человек успешно проходит процесс социализации в обществе.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одним немаловажным первичным агентом социализации является школа. Её принципиальное отличие от семьи заключается в том. Что она является нейтральной средой, где отношение к ребенку формируется согласно его реальным качествам.

Именно школьный период способствует формированию самооценки ребенка, которая в большинстве своем остается неизменной в течение всей дальнейшей жизни человека.

В связи с бурным развитием информационных технологий нельзя не упомянуть об еще одном первичном агенте социализации – сети Интернет, который оказывает мощнейшее воздействие на развитие личности в целом и ее нравственного состояния, в частности. Особенности Интернета таковы, что человек попадая в виртуальный мир получает дополнительную свободу для выражения своих эмоций, чувств, жизненных позиций, а это в свою очередь влияет на их развитие.

К вторичным агентам социализации относятся формальные организации, различные официальные учреждения, партии, учебные заведения, СМИ.
В отличие от агентов первичной социализации, влияющих на человека в основном в первую половину его жизни (детство, юность, молодость), агенты вторичной социализации главенствуют во второй половине жизни человека и выполняют при этом, одну-две социальные функции.

Особая роль среди агентов вторичной социализации по праву отводится СМИ, и в первую очередь конечно телевидению, так как их влияние на самые различные группы населения трудно преувеличить – оно огромно. Благодаря СМИ массовое сознание может совершить переворот на 360 градусов в своих мнениях, относительно какого – либо общественного события.

Благодаря современным СМИ появляется возможность компенсировать имеющуюся пропасть между людьми из обеспеченных слоев общества и представителей рабочего класса, жителей пригородов, менее обеспеченных граждан общества.

Замечание 2

Еще одним важным фактором вторичной социализации личности является трудовая деятельность человека, обеспечивающая интеграцию индивида в мир работающих взрослых людей, нахождение своего места в существующей социальной системе. В результате осуществления трудовой деятельности индивид получает ощущение уверенности в себе, престижа, собственной значимости.

Трудовая социализация затрагивает, как правило, уже взрослых, самоопределившихся людей и в связи с этим возникают трудности, связанные с необходимостью нахождения правильного соотношения между уже имеющимися ценностными ориентациями и теми требованиями которые необходим выполнять для эффективного осуществления трудовой деятельности. Данное противоречие зачастую является толчком для саморазвития человека в процессе попыток нахождения наиболее подходящего для него места работы, которое совпадало бы с его представлениями об идеальной жизни.

Что относится к агентам и институтам первичной и вторичной социализации ребенка

Адаптация человека к жизни в социуме называется социализацией. На протяжении всего процесса взросления человек проходит несколько ступеней социализации: семья, детский сад, школа, институт, армия, трудовой коллектив. В каждом из них существует группа людей, в которую индивиду надо органично вписаться, чтобы чувствовать себя комфортно. Осуществить психологическое вхождение в ту или иную малую группу помогают агенты социализации.

Агенты социализации

Агенты социализации

Понятие социализации

К социализации индивида в социологии относят усвоение им социального опыта той или иной группы общества и процесс активной социальной деятельности человека, в котором отражается воспроизводство системы социальных связей. Это вхождение человека в общество, усвоение им официальных норм и правил, умение подчиняться им.

Цель этого процесса заключается в том, чтобы научиться жить в обществе, выполнять социокультурные роли в различных группах в соответствии с теми правилами, которые в них установлены.

Функции социальной адаптации:

  1. Усвоение индивидом необходимой социальной информации для успешного вхождения в систему социальных отношений;
  2. Осознание себя в качестве субъекта в составе общественной жизни;
  3. Освоение разных видов и форм действий;
  4. Накопление социального опыта;
  5. Обретение образа «Я», самоидентификация и самореализация человека;
  6. Преобразующая деятельность, в которой находит применение накопленный социальный опыт.

Средствами привыкания человека к жизни в обществе являются знаки, нормы и ценности, которые старшее поколение передает младшему.

Основные стадии

Адаптация к социуму осуществляется в ходе выполнения трудовой деятельности. Отношение человека к труду позволило составить краткое определение стадий этого процесса:

  1. Дотрудовая стадия. На этой стадии происходят:
  • Ранняя адаптация – накопление ребенком социального опыта в семье и детском саду;
  • Обучение – накопление ребенком опыта в ходе обучения в школе и профессиональном учебном заведении.
  1. Трудовая стадия. Это весь период профессионального труда личности. Социальные навыки человека здесь формируются через производственный коллектив, который заставляет человека исполнять предписания должностной инструкции.
  2. Послетрудовая стадия. Это период, во время которого человек уже завершил свою трудовую деятельность, состоялся как личность и способен передавать свой опыт подрастающему поколению через общественные организации.

Послетрудовая стадия социализации

Послетрудовая стадия социализации

Что такое агенты социализации

Агенты социализации – это персоны, обучающие индивида жизни в обществе, транслирующие правила и ценности той или иной социальной группы.

Характеристика основных агентов социализации

Основными социализирующими агентами можно назвать следующих лиц:

  • Родители – это самые близкие люди для ребенка, с которыми он проводит большую часть времени на протяжении раннего детства. С самого рождения они формируют у него привязанность к семье, воспитывают, показывая образец поведения. Именно в семье дети знакомятся с полоролевым поведением.
  • Другие родственники – это круг общения семьи, который формирует у ребенка правила поведения в гостях, социокультурный пласт личности.
  • Друзья, референтная группа. Эти люди учат человека правильно действовать в разных ситуациях, выполнять обещания, достойно выходить из конфликтных ситуаций.
  • Школьный класс – это сообщество, в котором индивид проводит период жизни, связанный с формированием социально значимых качеств. Так, одноклассники учат нести ответственность, помогать товарищам, гордиться успехами класса. Один индивид не сможет оказать такого влияния на личность, это может сделать только коллектив.
  • СМИ – это канал, через который индивид получает образцы социального поведения. Примечательно, что в СМИ часто содержатся примеры того, что ждет человека в случае нарушения норм и правил жизни в обществе. Угроза штрафных санкций стимулирует индивида контролировать себя и свое поведение.
  • Интернет – это глобальная сеть, где человек может найти сообщества и форумы по интересам, получить полную информацию по любому вопросу. Посредством интернета человек может общаться с людьми из разных стран, осваивать правила межкультурной коммуникации.

Агенты первичной и вторичной социализации

Адаптация к обществу в психологии подразделяется на первичную и вторичную.

Агенты первичной социализации

Агенты первичной социализации

Агенты первичной социализации – это родители и родственники человека, няни. К агентам первичной социализации относятся также ровесники, воспитатели, преподаватели, доктора, руководители секций и общественных организаций. Агенты вторичной социализации – это ответственные лица в разных организациях. Примерами агентов вторичной социализации являются заведующие детскими садами, директора школ, ректоры университетов, руководители производственного коллектива, военнослужащие, полицейские, религиозные деятели, представители государственной власти, работники СМИ.

Внимание! На формирование личности большее влияние оказывают агенты и институты первичной социализации, так как они осуществляют узконаправленное действие на конкретного ребенка, в то время как агенты и институты вторичной адаптации действуют на общество в целом.

Институты социализации

Места, где человек знакомится и усваивает нормы и ценности, транслируемые социализирующими агентами, называются институтами социализации. На дотрудовом этапе два главных института определяют то, насколько успешно ребенок входит в общество: семья и детский сад.

Семья помогает ребенку научиться устанавливать контакты, поддерживать отношения. Этот институт дает малышу ощущение защищенности, безопасности, самоценности, взаимной любви, социального благополучия.

Роль дошкольных образовательных учреждений как институтов адаптации к социуму по достоинству оценило обществознание. В условиях детского сада воспитатель может править негативные поведенческие реакции детей, приучая их подчиняться требованиям взрослого.

Важными социализирующими институтами на дотрудовом этапе являются школа и профессиональные учебные заведения. Их функция – обеспечить систематическое обучение и развитие личности, подготовить ее к самостоятельной взрослой жизни. Образовательные учреждения расширяют круг общения ребенка, позволяют ему оттачивать свои коммуникативные навыки.

Дополнительная информация. Школа дает общее универсальное образование, а учреждения профессионального образования позволяют человеку выбрать профильное направление образования, освоить ту профессию, которая позволит ему максимально реализоваться как специалисту, приносить наибольшую пользу обществу.

Социализация в учебном заведении

Социализация в учебном заведении

Получив профильное образование, человек идет работать. Социализирующим институтом для него выступает производственный коллектив. В этот период индивид продвигается по карьерной лестнице, пробует себя в разных должностях, взаимодействует с людьми. На этой стадии он активно использует все те социальные навыки, которые были сформированы у него на предыдущей стадии: коммуникативные способности, толерантность, умение идти на компромисс, внимательность, умение принимать взвешенные решения.

Общественные организации как институт послетрудовой социализации помогают личности поделиться своими знаниями, участвовать в культурно-массовой работе, обобщить накопленный опыт.

Дополнительная информация. Агенты и институты социализации в послетрудовой период не формируют у личности новых социальных навыков, но это не уменьшает их значимости – они позволяют человеку проявить свои компетенции, почувствовать себя нужным, а свой жизненный опыт – ценным.

Факторы успешной социализации

В научном сообществе принято выделять следующие группы факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации личности:

  • Мегафакторы – это факторы вселенского масштаба: космос, мировые тенденции;
  • Макрофакторы – это влияние общества той или иной страны, государства, народные традиции;
  • Мезофакторы – это условия города, в котором живет человек, влияние субкультуры на становление личности;
  • Микрофакторы – это влияние семьи, друзей, соседей.

Внимание! К факторам успешной адаптации можно отнести микрофакторы, так как они непосредственно воздействуют на человека.

Десоциализация и ее агенты

Десоциализацией называют процесс, в ходе которого человек утрачивает социальный опыт и навыки. Это может проявляться в незначительной дезориентации личности в обществе, утрате связей с коллективом. Агентами этого процесса являются:

  • Неблагополучные семьи;
  • Общение с людьми, имеющими психические отклонения;
  • Вынужденное пребывание в асоциальных условиях и криминогенной обстановке.

Внимание! Утрата социальных навыков часто обусловлена попаданием человека в экстремальную ситуацию. Если психотравмирующее действие было очень сильным, восстановить социальные навыки уже не удается.

Десоциализация

Десоциализация

Социализация – это длительный процесс, предела которому нет. Некоторые ошибочно считают, что к старости она заканчивается. Однако это не так – преклонный возраст позволяет человеку оценить эффективность своего жизненного пути, передав свои навыки следующему поколению.

Видео

Агенты первичной и вторичной социализации: примеры и их значение

Человек, как известно, существо социальное. Мы живем в обществе и подчиняемся его законам. Становление личности человека происходит в процессе его воспитания, развития и социализации. Этот процесс начинается практически с первых дней знакомства ребенка с миром и продолжается на протяжении всей жизни. В данной статье мы рассмотрим влияние агентов первичной и вторичной социализации на личность человека.

Что такое социализация?

Она подразумевает под собой процесс усвоения человеком общественных норм, ценностей и образцов поведения.

Становление личности человека происходит при помощи так называемых агентов первичной и вторичной социализации и ее институтов.

Процесс адаптации к выдвигаемым условиям социума включает в себя передачу и усвоение знаний, умений, навыков, формирование идеалов, норм и правил поведения.

социализация и коммуникация

Цель и функции социализации

Главной целью данного процесса является подготовка индивида к исполнению определенной роли и соответствию требованиям, предъявляемых к нему обществом. Исходя из этого, социализация осуществляет ряд функций. Среди них можно выделить такие:

  • Нормативно-регулятивная функция. Она связана с регуляцией межличностных отношений в социуме, которые подчиняют общепринятым нормам и законам. Осуществляется благодаря воздействию на человека семьи, учебного или рабочего коллектива, религии, политики и других социальных институтов.
  • Личностно-преобразовательная функция. Эта функция социализации заключается в выделении человеком личностных установок, ценностей и ориентиров, преобразовании общественных идеалов в личностно значимые понятия.
  • Ценностно-ориентированная функция. Определяется тем, что человек осознает и принимает общественные ценности, которые близки его окружению; регулирует свое поведение в соответствии с этими ценностями, вырабатывает собственные жизненные ценности. Сформированность ценностных ориентаций влияет на отношение человека к окружающей действительности и своим близким.
  • Информационно-коммуникативная функция. В процессе коммуникации происходит обмен информацией. Это способствует расширению социального опыта и знаний каждого индивида.
  • Проективная функция. Способствует тому, что человек или группа в процессе социализации усваивает модель поведения и проектирует ее на свою жизнедеятельность, руководствуясь в своей деятельности определенным проектом. То есть это действие по определенной схеме.
  • Творческая функция. Становится возможной при достаточно высоком уровне социальной адаптации и свидетельствует о способности человека или социальной группы творить, создавать что-либо новое, искать пути выхода из ситуации, используя при этом свой личный опыт, накопленный в процессе социализации.
  • Компенсаторная функция. Сущность данной функции социализации в восполнении недостатков физического, психического или интеллектуального характера. В рамках данной функции происходит адаптация человека с определенными особенностями или недостатками к полноценной жизнедеятельности в обществе.

обмен знаниями

Механизмы социализации

Факторами или механизмами, с помощью которых осуществляется этот процесс, является все то, что влияет на жизнь человека. Сюда можно отнести наследственность, семью, коллектив, книги, телевидение, Интернет, тип общественного строя, политическую систему и другое.

Агенты и институты социализации

Под агентами социализации подразумевается окружение человека, которое, воздействуя на него, обеспечивает усвоение социальных норм и правил. Другими словами, это конкретные личности, которые влияют на процесс адаптации индивидуума.

Институты социализации — это объекты, влияющие на становление личности в социуме (школа, университет, работа).

Ученые различают первичную и вторичную социализацию.

К первичной относится процесс овладения человеком нормами и законами, по которым живет общество, его ценностей и традиций от рождения и до периода формирования зрелости.

Вторичная социализация связана непосредственно с овладением индивидом профессией в процессе его становления как личности.

социальная адаптация помощь

Агенты первичной социализации

В зависимости от вида, ученые выделяют агенты первичной и вторичной социализации.

Они влияют на человека по-разному и в разной степени.

К первичным агентам относится самое близкое окружение человека: семья как институт первичной социализации (мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, другие родственники). К этой же категории можно отнести школьных учителей, друзей и соседей.

Особенностью данных агентов является то, что они начинают воздействовать на человека с самого рождения, с первых минут его жизнедеятельности.

Роль семьи в социальной адаптации ребенка

Одной из главных функций семьи является социализация личности ребенка.

Социальная адаптация ребенка заключается в принятии им норм и правил на основе полученного при взаимодействии с обществом опыта.

Роль семьи в этом процессе очень велика, ведь семья как институт социализации является тем самым первым и наиболее значимым институтом, который влияет на становление личности человека.

Именно в семье ребенок приобретает первые знания об обществе, ролях, нормах и законах, узнает о традициях и обычаях, принятых членами данного общества.

В такой обстановке он учится взаимодействовать с другими людьми и подчиняться определенным правилам. Поэтому роль семьи как института социализации при адаптации ребенка в социуме переоценить невозможно.

семья как фактор социализации

Агенты вторичной социализации

К ним относятся все те, кто оказывает меньшее влияние на человека, однако непосредственно связан с ним в процессе жизнедеятельности. Это представители администрации учебного заведения, сотрудники полиции, армии, церкви и других общественных или профессиональных организаций.

Общество как институт социализации является сложной динамической системой, которая включает в себя множество подструктур, органично взаимодействующих между собой по определенным правилам в процессе жизнедеятельности.

Факторы успешной социализации

Это условия, при взаимодействии которых протекает процесс социализации. Принято различать 4 группы факторов социализации:

  • мегафакторы — это космос, мир, планета;
  • макрофакторы — государство, народ, общество;
  • мезофакторы, которые определяются условиями социализации большой группы людей, объединенных местом жительства, принадлежностью к одному этносу, социальной группе;
  • микрофакторы — семья, друзья, ученический или рабочий коллектив, соседи, другие социальные микрогруппы.

Все эти факторы социализации в той или иной степени влияют на человека, обеспечивая процесс социализации.

общество и социализация

Стоит отметить, что существуют и другие классификации факторов социализации.

А.В. Мудрик распределяет факторы на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

В классификации Бронфенбреннера находим четыре группы факторов, которые влияют на успешность социализации личности:

  • Первый фактор – микросреда. Это все то, что окружает человека с самого рождения — семья, друзья, книги, игрушки.
  • Второй фактор – мезосистема. Вза­имоотношения между различными жизненными областями, объединения этих областей — объединение школы и семьи, семьи и улицы и т. д.
  • Третий фактор — экзосистема. К ней относятся органы государственной власти, административные учреждения и другие общественные организации.
  • Четвертый факто — макросистема. Это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие позиции и идеология, преобладающие в обществе.

Также выделяют личностные, средовые и воспитательные факторы социализации:

  • Личностные факторы — потенциал и особенности человека, которые регулируют его деятельность, поведение в обычных условиях жизнедеятельности, способность к приобретению нового социального опыта.
  • К средовым факторам относятся нетипичные ситуации и условия, в которых оказывается человек. Это может быть новая обстановка или давление со стороны коллектива.
  • Воспитательные факторы — это то воспитательное воздействие, которое оказывается на человека и регулирует процесс его социальной адаптации.

общество и социализация

Успешность социальной адаптации личности определяется ее принятием общественных норм и порядков, а также способностью противостоять обществу и жизненным ситуациям, препятствующим саморазвитию, самореализации.

Условиями успешной социализации является согласованное воздействие на человека различных социальных институтов. Но тем не менее общество продолжает воздействовать на человека стихийно, что часто приводит к проблемам. В связи с этим в учебных заведениях активно внедряется и реализуется программа воспитания и социализации учащихся и молодежи.

Воспитание грамотного и социально активного поколения — залог процветания государства в целом. Именно поэтому данная проблема уже требует поиска путей решения на государственном уровне.

Центры социальной адаптации

Разнообразность факторов социализации и несогласованность воздействия социальных институтов на личность часто провоцируют возникновение проблем с социальной адаптацией. Это выражается в асоциальном поведении человека, ведении им асоциального образа жизни, возникновении алкогольной или наркотической зависимости и т. д.

Для преодоления этих проблем сегодня существуют центры социальной адаптации.

центр социальной адаптации

Они работают для того, чтобы помочь людям восполнить пробелы и исправить недостатки социализации. Центры социальной адаптации предоставляют временный ночлег людям, которые оказались без определенного места жительства и занятий. Также сотрудники центров проводят ряд мероприятий, способствующих адаптации тех людей, которые утратили социально полезные связи. Они реализуют программу воспитания и социализации личности посредством влияния комплекса факторов. В работе центров учитывается взаимодействие всех компонентов адаптации человека в обществе. Центры активно сотрудничают со всеми институтами и агентами первичной и вторичной социализации.

Агенты социализации личности

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения индивидом общепринятых правил, действующих в обществе, с целью его успешного вовлечения в отношения в этом обществе и с обществом.

Социализация является многосторонним процессом, где человек не только изучает и усваивает нормы, но и сам является их носителем, а также воздействует на других людей и общество в целом.

Принято выделять первичную и вторичную социализацию:

  1. На стадии первичной социализации человек обучается социальным нормам, усваивает их.
  2. При вторичной социализации происходит разрушение ранее усвоенных норм и формирование новых.

И первичная, и вторичная социализация осуществляется при помощи агентов социализации.

Понятие агентов социализации

Определение 2

Агенты социализации – это социальные институты, люди, социальные группы, которые воздействуют на человека в рамках процесса социализации, оказывают на него влияние.

В зависимости от их роли в процессе социализации выделяют первичных агентов и вторичных.

Готовые работы на аналогичную тему

Первичные агенты социализации – это те, кто в наибольшей степени влияет на человека, его близкое окружение. К первичным агентам следует отнести семью, друзей, родственников, школу, тренеров, т. е. всех тех, кто непосредственно влияет на усвоение человеком социальным норм. Особенность первичных агентов заключается в длительности контактов с человеком и их частоте.

Вторичные агенты социализации – это социальные группы, социальные институты, люди, учреждения, отношения в которых строятся на формально-деловом подходе, и которые влияют на формирование у человека тех или иных ценностей и норм. К числу вторичных агентов социализации принято относить различные государственные учреждения, СМИ, государство, армию, коллег по работе, работодателей и т.д.

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка.

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель. В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом.

Десоциализация и ее агенты

Наряду с социализацией следует выделить понятие десоциализации.

Определение 3

Десоциализация – это процесс, обратный социализации, т. е. утрата приобретенных социальных качеств.

Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. В случае сильной десоциализации личность, зачастую, уже не может восстановить утраченные ценности, нормы и роли в полном объёме. Сильная десоциализация имеет место при попадании индивида в экстремальные условия. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, психоневрологические интернаты, а в некоторых случаях и проходящие службу в вооружённых силах.

Десоциализация как и социализация имеет своих агентов, т.е социальные группы и люди, которые способствуют утрате социальных качеств человека.
К числу агентов десоциализации можно отнести асоциальные и неблагополучные семьи, алкоголиков и наркоманов, лиц с неустойчивой психикой, криминогенные и преступные группировки.

Социализация личности и ее агенты

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Определение 1

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Определение 2

Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Определение 3

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • СМИ,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации.
Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья.
Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Определение 4

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Замечание 1

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.

основные виды, функции первичного фактора, институты формирования личности

В обществознании, как комплексе дисциплин, изучающих разные стороны жизни, существует понятие — агенты социализации. Схема этого определения включает в себя не только ближайшую к человеку среду, но и важные факторы, влияющие на его формирование. Важность их влияния на становление индивида зависит от длительности и частоты контактов с ним.

Агенты социализации

Основные разновидности

Социализация является основной процедурой получения человеком конкретных навыков, которые необходимы для полноценной жизни. Этот процесс отличает его от других живых существ, которые получают свое поведение только биологически. Существуют различные виды социализации:

Первичная социализация

  1. Первичная — начинается с рождением ребенка и продолжается до зрелого возраста. Этот вид важен тем, что на нем основывается весь остальной процесс социализации. Здесь особое значение имеет семья, которая считается начальным звеном для познания общества, его норм и ценностей. Например, у родителей существует негативное мнение по поводу деятельности какой-либо социальной группы. Ребенок будет воспринимать такое отношение, как приемлемое и устоявшееся в обществе. Затем основой станет школа, класс, где подросток будет получать новую информацию, согласно которой он будет действовать.
  2. Вторичная (ресоциализация) — процедура отказа от ранее полученных качеств поведения в обществе и приобретения новых. При этом индивид испытывает разрыв со сложившимся прошлым, ощущает важность изучения и взаимодействия с другими ценностями, которые радикально отличаются от прежних. В этом случае наблюдается меньшее количество изменений, чем при первичном виде, а ресоциализация продолжается в течение всей жизни.

В свою очередь, основные виды социализации подразделяются на несколько типов, которые отображены в таблице:

Тип социализации Функции
Групповая Получение навыков и норм поведения происходит внутри определенной группы
Гендерная Основывается на процессе изучения навыков и знаний, которые необходимы для конкретного пола
Организационная В результате этих мероприятий человек, устроившись на новое место работы, проходит процедуру изучения истории организации, нормы поведения коллег на работе
Досрочная Имитирование или репетиция социальных отношений, который на данный момент не соответствуют степени физиологического и психологического развития

Между агентами могут происходить конкурентные противоречия. Например, родственники обучают личность одним ценностям, а друзья — другим.

Роль первичной социализации

Каждый навык первичной социализации может выполнять несколько функций в становлении подростка, а вторичной — одну или две. Отец одновременно считается опекуном, воспитателем и другом ребенка. К агентам относятся:

Группы по увлечениям

  1. Семья — этот институт можно назвать самым важным в жизни человека, так как его агенты (родители, братья, сестры) считаются центром становления ребенка, который полностью зависит от опекунов. Но в то же время подростки учатся у окружающей среды, пытаясь проанализировать и перенять поведение взрослых. Кроме того, дети довольно рано узнают о существовании социальных групп и знакомятся с ними. В результате чего у подростков складываются конкретные отношения к каждой из них.
  2. Группы по увлечениям — сюда входят агенты (сверстники), которые обладают общими интересами, одинаковым возрастом и социальным положением. В этом случае подростки бесконтрольно могут научиться формировать социальные отношения сами по себе. В отличие от семьи, такие группы оказывают краткосрочное влияние.
  3. Образование — период обучения не всегда имеет социальное влияние, а он может иногда основываться только на приобретенном опыте. Причем подросток во многих случаях самостоятельно выбирает выгоду из социальных мероприятий.
  4. Спорт — агент первичной социализации, который позволяет получить физические навыки для дальнейшей здоровой жизни. Специалистами доказано, что этому фактору следует уделять больше внимания. В действительности существует множество причин, по которым подростки редко посещают физкультурные мероприятия. К ним можно отнести: большую загруженность в школе, отдаленность спортивных секций и сооружений, низкую мотивацию у детей. Процесс социализации через спорт позволяет заполнить недостающие навыки, которые личность не может получить от других агентов.

В последнее время большое значение на становление молодежи оказывает интернет. Особенно стоит указать на негативное влияние игр с виртуальным миром, которые воздействуют на психологическое состояние личности.

Приобретение вторичных навыков

В этом случае влияние оказывают формальные учреждения и официальные организации, к которым относятся администрации: школы, вуза, армии, полиции, государства. Все они считаются агентами вторичной социализации, а еще их называют институтами.

Важная роль отводится СМИ, особенно телевидению, которое за короткий период может произвести переворот в сознании масс. При этом новая информация может стать источником разрушения системы ценностей и идеологических стереотипов, которые человек познавал десятилетиями.

Схемы и примеры первичных и вторичных агентов социализации

Основную массу могут составить кинофильмы и сериалы, формирующие у людей стереотипы поведения, которые не встречаются в семье и близком окружении. Благодаря современным средствам информации, компенсируется разрыв в расширении кругозора между богатыми и бедными, жителями городов и глухих поселков.

Для многих людей средством самостоятельной идентификации является трудовая деятельность. Она помогает человеку интегрироваться в мир взрослых и найти свое место в социальной системе. Обычно работать начинает уже сформированная личность, на которую оказывали влияние агенты первичной социализации.

Часто работник критически относится к ценностям, предлагаемым ему в трудовом коллективе. В итоге он отказывается воспринимать негативные явления, останавливаясь только на тех, что считает более приемлемыми.

Агенты социализации — Студопедия

В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной сте­пени. Они называются агентами социализации. Агенты социали­зации служат проводниками культуры данного общества в це­лом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи).

Вертикальная трансмиссия — это передача культурных цен­ностей, верований, умений и т.п. от родителей к детям. Под гори­зонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстни­ками. При «непрямой» трансмиссии индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а так­же на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрос­лых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п. (Стефаненко, 1999).

Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соот­ветственно можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации — это ближайшее и непо­средственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных круж­ков и т.д.). Агенты вторичной социализации — это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выпол­нять множество функций (отец — опекун, администратор, воспи­татель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Функции аген­тов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников — сверстники выступают в роли партне­ров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботят­ся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, посколь­ку они являются узко специализированными: судья не может за­менить бригадира или учителя (Кравченко, 1995; 1999).



Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формаль­ному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, ов­ладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается «ближе» для чело­века и более значимой.


Если говорить о норме, то с первых дней своего появления на свет ребенок оказывается в сфере семьи. Хотя контакты с мате­рью в течение первых месяцев жизни ребенка имеют для него преобладающее значение, постепенно начинает сказываться и влияние других членов семьи. Будет ли он в ней единственным ребенком или окажется одним из братьев и (или) сестер, старшим или младшим — все это не может не влиять определен­ным образом на формирование его личности. Так, единственные дети в семье могут иметь существенные преимущества в некото­рых отношениях перед детьми, имеющими братьев и сестер. Единственный ребенок обладает более высоким уровнем само­оценки, он легко принимает помощь в случае необходимости, в большинстве тестов на проверку знаний и «логических» способ­ностей он имеет самые высокие показатели. С другой стороны, единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми (для него более естественны отношения «родитель — ре­бенок»). Он часто не знает, как вести себя в интимных отношени­ях позже, когда женится или выходит замуж. Он не привык к сложностям других индивидов. Единственный сын обычно ожи­дает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего вза­мен. Единственная дочь часто сверхзащищена родителями, что заставляет ее ожидать только заботы от друзей и мужа впослед­ствии (Андреева, 1998).

Позиция ребенка среди братьев и сестер, как заметил еще 3. Фрейд, имеет важнейшее значение для всей его последующей жизни. Позднейшие исследования показали, что люди, занимаю­щие одинаковые позиции в структуре семьи, имеют тождествен­ные характеристики. Как отмечает Т. В. Андреева, при прочих равных условиях некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Это означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении возраста и ролей, к которым каждый привык в сво­ей родной семье. Например, младшая сестра братьев обычно луч­ше сходится со старшим братом сестер. Такое соотношение возрастно-ролевых позиций оказывается наиболее комфортным для обоих.

Рассматривая роль семьи в обществе, отечественные социоло­ги обратились к такому понятию, как «образ жизни семьи», выде­ляя здесь основные сферы ее жизнедеятельности (Мацковский, 1989). Очевидно, что особенности сложившихся образцов поведе­ния членов семьи в воспитательной, хозяйственно-бытовой, ком­муникационной, рекреационной и других сферах не могут не вли­ять на формирование установок и привычек ребенка, его лично­сти в целом. При этом следует отметить чрезвычайную значи­мость помощи взрослых членов семьи, когда дети сталкиваются с проблемами, решить которые они не могут самостоятельно. М.В. Осорина выделяет несколько направлений такой помощи.

Первое из них можно назвать компенсаторно-развивающимся. Порой по тем или иным причинам ребенок боится делать то, что необходимо ему для приобретения жизненного опыта, хотя его сверстники уже активно совершают подобные действия: лазают по деревьям, катаются на ногах с ледяных горок, самостоятельно ездят в общественном транспорте и т.п. В подобных случаях ре­комендуется, чтобы взрослый в тактичной форме, изобретатель­но и незаметно создал обучающую ситуацию и помог ребенку ос­воить то, чему он не смог пока научиться. Конечно, разным детям требуется различная компенсаторно-развивающая помощь: кому-то необходима просто эмоциональная поддержка, кому-то следует показать некоторые способы действия, кому-то помочь разобраться со своими страхами и т.д.

Второе направление состоит в расширении взрослым детских территориальных границ и помощи в освоении и осмыслении мира, познаваемого ребенком. Так, нередко дети сами избегают многих общественных мест (магазин, парикмахерская, баня, фо­тоателье и т.д.), потому что чувствуют там себя крайне неуютно и не знают, как себя вести. Расширение границ освоенного мира должно идти за счет увеличения числа мест, где ребенок бывает вместе со взрослым (лучше всего — родителем), который высту­пает как носитель социальных правил и норм. Важно также, что­бы с этим взрослым можно было открыто обсуждать все, что ре­бенку непонятно или страшно.

Третье направление помощи взрослого заключается в том, чтобы открыть ему мир природы. Очень важно показать ребенку разнообразие природной среды: свозить на море, в горы, на берег большой реки или озера, познакомить с жизнью поля, леса, луга, дать возможность пожить в настоящей деревне.

Четвертое направление, где необходим вклад родителей, — это формирование у ребенка образа родной страны и чувства ро­дины. Юношеский поиск личностной идентичности — ответа на вопрос «кто я?» — непременно связан с проблемой этнокультур­ного самоопределения, в частности, отождествления себя со сво­им народом и своей страной. Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретают для него путешествия по родной стране, возможность увидеть ее пейзажи, познакомиться с исто­рическими местами.

Последнее направление вклада взрослого в социализацию ре­бенка состоит в том, чтобы раскрыть ему духовно-нравственный план взаимоотношений человека с окружающим миром. Именно взрослый (родитель) объясняет ребенку нравственную сторону его взаимодействия с теми или иными объектами. Например, по­чему нельзя сорвать на газоне понравившиеся цветы, почему не­хорошо выгонять других детей из общей песочницы и т.п. Так взрослый помогает ребенку сформировать систему ценностей, на которую тот будет опираться в своих дальнейших поступках (Осорина, 1999). Конечно, разные родители (осознаваемо или не­осознаваемо) прививают своим детям различные ценности в за­висимости от собственных взглядов и убеждений.

По достижении ребенком семилетнего возраста он попадает в официальную систему образования, которой придается боль­шое значение в социализации подрастающего поколения. Задача отечественной средней школы состоит в том, чтобы дать учени­кам знания и умения, которые позволили бы им стать граждана­ми, приносящими пользу своей стране. Если ребенок не посещал до этого детский сад, то именно в школе он впервые попадает в формальную организацию со своими правилами и регламента- циями. Здесь он усваивает, что необходимо вовремя приходить на уроки, отвечать на вопросы учителя, быть доброжелательным по отношению к своим одноклассникам и т.п.

Успешное овладение ролью учащегося основано на соответст­вующем уровне его мотивации. Сильная позитивная мотивация может даже выступать как компенсаторный фактор в случае не­достаточно высоких специальных способностей или недостаточ­ного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков. Поэтому очень важной задачей школы является целенаправлен­ное формирование у учащихся мотивации учебно-трудовой дея­тельности (Реан и Коломинский, 1999).

Фигура учителя приобретает большое значение на данном этапе социализации. Отечественные психологи выделяют специ­фические функции педагога, в которых находит отражение вос­питывающая направленность его профессиональной работы. Та­ковыми являются следующие функции: информационная (глубо­кие знания и умелое владение учебным материалом, применение на практике разнообразного методического инструментария, обеспечивающего оптимальную передачу знаний учащимся и прочное осмысленное усвоение их школьниками), мобилизаци­онная (активизация познавательной деятельности учащихся, ор­ганизация их самостоятельной, инициативной работы, поддержа­ние и развитие интереса школьников к учебе, полезному труду), развивающая (учет индивидуально-психологических характери­стик и возрастных особенностей учащихся и развитие их способ­ностей, формирование личности школьника), ориентационная (формирование у учащихся социально одобряемых мотивов пове­дения, мировоззренческих принципов). Очевидно, что все эти специфические функции тесно взаимосвязаны, и любое педагоги­ческое воздействие осуществляется в их единстве (Петровский, 1987). Следует еще отметить, что в идеале действия учителей и родителей должны быть взаимодополняющими, что подразуме­вает необходимость их тесного контакта и сотрудничества.

В качестве агентов социализации необходимо также назвать одноклассников школьника и вообще его сверстников. Психоло­гической основой контактов между учениками класса, детьми примерно одного и того же возраста является потребность в об­щении. Она заметно проявляется у детей еще в возрасте четырех-пяти лет, а с поступлением в школу начинается новый этап развития этой потребности.

По данным А.А. Реана и Я.Л. Коломинского, проявляя свою потребность в общении, ученики начальных классов обнаружи­вают значительные индивидуальные особенности. Как показало специальное исследование, здесь можно выделить две группы де­тей. У одних общение с товарищами в основном ограничивалось школой и, по мнению учителя и родителей, не занимало большого места в их жизни. У других общению с товарищами уже отводит­ся немалое место в жизни.

В 5-м классе наблюдается резкий перелом, обостряется жела­ние участвовать во всем происходящем в классе. Наряду с уста­новлением личных контактов усиливается стремление найти свое место в коллективе, во взаимоотношениях с товарищами. В этом возрасте потребность в общении проявляется также и в активном поиске близкого друга. Далее, в юности потребность в общении становится более глубокой по содержанию. Расширяется область духовного и интеллектуального общения школьников, возникает новая, исключительно эмоционально насыщенная форма прояв­ления этой потребности — любовь (Реан и Коломинский, 1999).

Российский социолог И.О. Кон выделяет следующие функции общества сверстников в юности. Во-первых, общение со сверст­никами представляет собой очень важный специфический канал информации. По этому каналу подростки и юноши могут узна­вать многие необходимые для них вещи, которых по тем или иным причинам не сообщают им взрослые. Во-вторых, это специ­фический вид деятельности и межличностных отношений. Раз­личные групповые игры и другие виды совместной деятельности способствуют выработке у ребенка необходимых навыков соци­ального взаимодействия. В-третьих, это специфический вид эмо­ционального контакта. Сознание определенной групповой при­надлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых, дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмо­ционального благополучия и устойчивости (Кон, 1982).

В школьные годы, так же как и в студенческие, взаимодейст­вие со сверстниками может быть основано на помощи по учебе. По данным Г.В. Акопова, около 30% студентов достаточно часто обращаются за помощью к сокурсникам. Очень редко встречают­ся ответы «никогда» в вопросе обращения за помощью (4%—9%). Влияние контактов опрошенных с членами своей студенческой группы проявляется следующим образом:

1. Ощущение общности целей, интересов, настроений, поведения.

2. Развитие Я (индивидуализация) посредством сравнения с другими членами группы («видишь, что кто-то занимается луч­ше, чем ты, и стараешься заниматься лучше сам», уверенней чувствуешь себя, появляется стимул для самосовершенствова­ния», «стараешься не отстать от других», «учусь, как делать не надо» и т.д.).

3. Возможность общения, обмена информацией, помощи (Ако­пов, 2000).

В последующие годы после школы и вуза человек также ак­тивно взаимодействует с людьми своего возраста, пола, про­фессионального уровня, социального статуса и т.п. Чаще всего друзьями становятся люди, имеющие однородные объективные характеристики, потому что они имеют сходные интересы. В ходе дружеских контактов происходит взаимовлияние лю­дей. Не случайно для друзей характерна общность мнений и ценностей.

К числу агентов социализации относятся и средства массовой информации — телевидение, радио, печать, кино, видеозапись. Дети и взрослые в разных странах проводят перед экраном теле­визора значительную часть своего времени. Дети знакомятся с тем, как выполняются социальные роли людьми, занятыми в той или иной профессии, обладающими определенным социаль­ным статусом. Не только дети, но и взрослые воспринимают со­временный мир в значительной степени сквозь призму телевизи­онного изображения. По данным западных исследователей, в случае, если освещение событий газетой и телевидением разли­чается, телевизионной версии верят вдвое больше людей, чем га­зетной (Гидденс, 1999). Имеется множество свидетельств, пока­зывающих, что средства массовой информации оказывают глубо­кое воздействие на социальные установки и поведение детей и взрослых.

Первичная и вторичная социализация — точка назначения

Социализация — это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы. Это средство, с помощью которого человеческие младенцы начинают приобретать навыки, необходимые для функционирования в качестве функционирующих членов своего общества. Первичная социализация в социологии — это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации. Например, если ребенок видел, как его / ее мать выражает дискриминационное мнение о группе меньшинств, то этот ребенок может подумать, что такое поведение приемлемо, и может продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинств.

Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в рамках большего общества. Такими примерами вторичной социализации являются переход в новую профессию или переезд в новую среду или общество.

Первичная и вторичная социализация:

Первичная социализация происходит в раннем возрасте, в детстве и подростковом возрасте. Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации.Первичная социализация происходит, когда ребенок учится отношениям, ценностям и действиям, подходящим для людей как членов определенной культуры. На это в основном влияют ближайшие родственники и друзья.

Вторичная социализация относится к социализации, которая происходит на протяжении всей жизни человека, как в детстве, так и при встрече с новыми группами, требующими дополнительной социализации. Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению в качестве члена меньшей группы в более крупном обществе.По сути, это модели поведения, подкрепляемые социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома. Именно здесь дети и взрослые учатся действовать в соответствии с ситуациями, в которых они находятся. Школы требуют совершенно другого поведения по сравнению с домашним поведением, и дети должны действовать в соответствии с новыми правилами. Новые учителя должны действовать иначе, чем ученики, и узнавать новые правила от окружающих. Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает меньшие изменения, чем те, которые происходят в первичной социализации.Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает меньшие изменения, чем те, которые происходят в первичной социализации.

Источник информации:

.

Что такое агенты социализации?

Бенджамин Элиша Саве, 29 октября 2019 г., Общество

Children are surrounded by several different types of agents of socialization.
Дети окружены несколькими различными типами агентов социализации.


Когда рождаются человеческие дети, они ничего не знают об обществе, в котором родились. Социализация — это процесс, посредством которого люди приобретают культуру, чтобы ассимилироваться в обществе.Социализация является непрерывной и происходит на всех этапах жизни человека. Человек знакомится с языком, нормами, ценностями, ролями, обычаями и взглядами. В процессе социализации человек формирует свою личность и чувство собственного достоинства. Успешная социализация проявляется как единообразие внутри определенного общества. Правительства, например, стремятся стандартизировать образование, чтобы воспитывать законопослушных и контролировать потенциальных радикалов. В любом обществе есть индивиды, которые не соответствуют установленным стандартам, поскольку не усвоили общественные ценности.Существует несколько источников социализации, называемых агентами: семья, сверстники, школа и средства массовой информации.

Семья

Семья представляет собой первую эмоциональную связь ребенка, и на сегодняшний день она является наиболее важным фактором процесса социализации. Младенцы полностью зависят от других людей в своем выживании, и родители берут на себя роль руководства, чтобы они могли заботиться о себе.Родители или опекуны предоставляют детям их исходную систему убеждений, норм и ценностей, и эта система основана на их этнической общности, социальном статусе и религии среди других факторов. Система, которую родители прививают детям, обычно оказывает огромное влияние на их жизнь. Социальный класс был определен как решающий фактор в процессе социализации. Мелвин Кон (1965, 1977) разъяснил причины, по которым родители из среднего и рабочего класса по-разному социализировали своих детей.Родители из рабочего класса обладают меньшим образованием и выполняют более повторяющиеся рабочие обязанности с небольшой автономией, и поэтому послушание является необходимой добродетелью, и они передают это другому поколению. С другой стороны, родители из среднего класса занимают должности белых воротничков, где поощряются творчество и независимое мышление, и они передают эти ценности своим детям.

Школ

Большинство детей записываются в школы с целью получения начального образования.Учреждения по-разному социализируют детей. Во-первых, детей обучают по формальной учебной программе, системе, неофициально известной как чтение, письмо и арифметика. Учителя представляют собой авторитетные фигуры школы, и они постоянно укрепляют школьные ценности и другие устоявшиеся практики, чтобы привить послушание. Социологи назвали эту систему навязывания детям социальных ценностей скрытой учебной программой. Например, когда дети объединяются для участия в каком-либо проекте, они узнают важность совместной работы и сотрудничества.Роль скрытой учебной программы — формировать детей для мира взрослых. Дети учатся управлять ожиданиями, правилами, бюрократией и сидеть неподвижно в течение нескольких часов. То, как школы социализируют учеников, различаются от культуры к культуре.

сверстников

Группы сверстников состоят из сверстников и детей со схожим статусом.Группы сверстников позволяют детям формировать связи на их условиях, и они учатся друг у друга без присутствия авторитетного лица. Социализация в группе сверстников начинается в годы становления ребенка, например, когда дети, играя на детской площадке, учатся тому, как по очереди. Первоначальный круг сверстников ребенка может быть случайным, например, при присоединении к классу, но они становятся преднамеренными в выборе сверстников по мере взросления. По мере приближения к подростковому возрасту группа сверстников сосредотачивается вокруг схожих интересов, занятий и статуса.Группа сверстников влияет на выбор человека в отношении таких вещей, как модные тенденции, внешний вид, отношения, музыка, наркотики и употребление наркотиков, секс и технологии. Сверстники полагаются друг на друга в дружеских отношениях, эмоциональной поддержке и развлечениях. Однако круги сверстников негативно связаны с давлением со стороны сверстников. Такая ситуация возникает, когда группа сверстников побуждает человека нарушать общественные ценности. Влияние сверстников снижается, когда человеку исполняется 20-30 лет, особенно если он заводит семью. Это влияние в конечном итоге не уменьшается, когда супружеские пары, особенно с маленькими детьми, встречаются и общаются.

СМИ

Средства массовой информации включают телевизионные программы, журналы, радио, веб-сайты, музыку и фильмы. Было показано, что эти аспекты влияют на предпочтения человека в популярной культуре. Социологи сходятся во мнении, что степень влияния СМИ трудно измерить. СМИ односторонне передают безличную информацию пассивной аудитории.Реклама существенно влияет на наш выбор розничных товаров, таких как одежда, продукты питания и предметы домашнего обихода. СМИ всегда критикуют за то, что они выставляют детей и молодых людей негативным сценариям. В современном мире средний ребенок погружается в тысячи жестоких актов, показываемых по телевидению, прежде чем достигнет взрослого возраста. Различные исследования показали сильную корреляцию между просмотром жестоких фильмов и шоу и совершением насильственных действий, хотя просмотр таких шоу не всегда приводит к насилию.Ученые постоянно обсуждают связь между насилием в СМИ и насилием со стороны молодежи. Воспринимаемая корреляция вызвала призывы социальных групп к цензуре и даже к запрету конкретных актов насилия. СМИ расширяют возможности своей аудитории, предоставляя им более широкую информацию не только об их конкретной территории проживания, но и обо всем мире.

,

Новый MCAT и агенты социализации

Как могут появиться понятия «социализация» и «агенты социализации» в MCAT? Что вам следует знать об этих терминах, помимо определения из учебника, особенно в отношении других теорий? С тех пор, как в 2015 году был запущен новый MCAT, студенты задают много вопросов, связанных с содержанием, о биохимии и поведенческих науках. Здесь я поделюсь обзором социализации и того, как она связана с другими терминами, которые вам следует запомнить, когда вы готовитесь к разделу психологии и социологии MCAT.

Как тестирует MCAT Социализация

Мне всегда нравится привлекать внимание студентов к основополагающим концепциям MCAT AAMC, потому что это отличный способ изучить материал и не отвлекаться от посторонней информации. Вы увидите, что 7B, 7C и 8A перечисляют несколько терминов, которые я собираюсь охватить. Мы будем рассматривать социализацию в связи с некоторыми другими популярными терминами MCAT: зеркальными нейронами, зеркальным я, референтными группами, первичными и вторичными группами и внешними группами.

Что такое социализация?

Социализацию можно рассматривать как процесс на протяжении всей жизни, в ходе которого человек становится активным участником своей культуры, определяемой языком, обычаями и ценностями. Этот процесс неразрывно связан с развитием самоидентификации. 12-месячного ребенка можно приучить к привычкам, которые выглядят как социализированное поведение, например, положить салфетку ему на колени перед едой (нетипичное поведение младенца, но это не было бы сложной привычкой при наличии достаточного положительного подкрепления).Однако «настоящая» социализация требует сознательной идентификации с другими, которая проявляется примерно через 18-24 месяцев. И все же эта сознательная идентификация с другими не произойдет без социализации. Следовательно, социализация и формирование идентичности — это циклические, постепенные процессы, которые формируют друг друга и развиваются на протяжении всей жизни.

Что такое агенты социализации?

Агенты социализации — это социальные сущности, которые передают ценности, убеждения и социальные нормы.Вы обязательно должны запомнить четырех агентов социализации, что несложно: семья, школа, сверстники и СМИ. Я думаю об агентах социализации как о «домах» или «домах» для групп людей, которым дети идентифицируют себя и которым подражают. Однако не забывайте, что социализация — это процесс, продолжающийся всю жизнь. По этой причине некоторые социологи называют «рабочее место» средством социализации, иногда наряду с «школой» или вместо нее.

Этот непрерывный процесс познания себя и своей культуры через идентификацию с другими уже давно наблюдается в биологии.В течение многих лет мы знали, что люди начинают подражать другим в младенчестве, не осознавая этого. А к 1990-м годам ученые начали определять «зеркальные нейроны» в мозгу различных приматов, что послужило поводом для сотен статей, дискуссий и последующих исследований. Приматы и некоторые другие животные имеют определенные нейроны, которые активируются как при выполнении действия, так и при наблюдении за другим животным того же вида, выполняющим это действие. Исследование МРТ показывает, что большинство этих зеркальных нейронов у людей расположены в нижней и верхней теменной долях.Обнадеживает то, что теперь у нас есть физиологические объяснения этой зашитой способности идентифицировать себя с другими и познавать себя через отношения. Твоя боль — это моя боль, так сказать.

Я в Зазеркалье

В какой-то момент мы развиваем сознательное понимание того, как наша личность соотносится с нашим восприятием других. Социальные психологи наблюдают этот феномен в отношении «, зеркало себя », которое, скорее всего, появится на MCAT. Зазеркалье — это теория, придуманная Чарльзом Кули, который утверждает, что идентичность людей формируется их восприятием другими.Более конкретно, в нем говорится, что наша идентичность формируется нашими убеждениями о том, что другие думают о нас, независимо от того, действительно ли эти значимые другие придерживаются этих убеждений. Итак, мальчик, который воображает, что его родители видят в нем мерзавца, будет считать себя непослушным. Девушка, которая воображает, что дети в школе находят ее уродливой, будет считать себя уродливой.

Ссылки Группы

Очевидно, что нас больше волнует, что думают о нас важные люди, чем мнение анонимных незнакомцев.«Референтные группы» позволяют понять, почему это так. Референтная группа — это любая группа, с которой человек сравнивает себя положительно или отрицательно. Я могу сравнивать себя с братьями и сестрами, соседями и музыкантами, но не сравнивать себя с дошкольниками, профессиональными спортсменами или комиками. У всех нас есть несколько референтных групп, и есть 3 способа категоризации наших множественных референтных групп. Первые известны как «ассоциативные справочные группы». Это группы, к которым мы принадлежим, так что это будут братья, сестры и соседи, если у меня с ними постоянные отношения.Кроме того, существуют «желательные референтные группы» — группы, которыми мы восхищаемся, но к которым не принадлежим. Сюда могут входить люди с навыками, статусом или ресурсами, которые нам хотелось бы иметь. Наконец, «диссоциативные референтные группы» — это те, к которым мы не хотим принадлежать; обычно это группы, которые мы оцениваем отрицательно.

Существуют и другие способы присвоения имен группам, и вы также должны знать их для MCAT: первичные, вторичные и внешние группы. Первичные группы — это те, к которым мы принадлежим долгое время.Это может быть наша семья, религиозные или творческие сообщества или профессиональные партнеры. Напротив, вторичные группы недолговечны. Вы можете подумать о людях, которые жили в вашем общежитии три года назад, или о рабочем комитете, к которому вы когда-то присоединились. Внешние группы — это группы, которые мы считаем «не нами». Примером этого могут быть люди, которые учились в колледже на другом конце страны, или люди с определенными интересами, которые мы не разделяем. Сказав это, мы могли бы иметь отношение к определенным характеристикам людей в этих чужих группах.Если бы вы размышляли о «всех людях, родившихся в 1997 году» и случайно родились в этом году, некоторые из людей в этом далеком колледже, с которым вы не отождествляете себя, все равно были бы людьми, с которыми вы идентифицируете себя. По этим причинам понятие «внешняя группа» довольно абстрактно и меняется в зависимости от человека, о котором идет речь.

В чем же тогда разница между диссоциативными референтными группами и внешними группами? Это именно тот тип вопросов, который вам следует задать себе, потому что он показывает, что вы пытаетесь синтезировать значения терминов, а не изучать словарные списки.Есть различие. Внешние группы — это люди, к которым мы можем относиться положительно, нейтрально или отрицательно. Мы просто не отождествляем себя с ними. Диссоциативные группы — это группы, с которыми мы активно не хотим отождествляться. Все диссоциативные референтные группы являются внешними группами, но не все внешние группы являются диссоциативными группами. Зная, как все эти термины и концепции соотносятся друг с другом, вы получите огромное преимущество перед студентами MCAT, которые запоминают только определения. Удачи!

О Кэт Томсон

Кэт Томсон имеет докторскую степень Калифорнийского университета в Сан-Франциско со степенями в области медицинской социологии и психологии здоровья.С 2005 года она обучает студентов-медсестер и студентов-медсестер в США. Кэт сотрудничает с другими экспертами в создании качественных продуктов MCAT, и, прежде всего, ей нравится наставлять студентов. Хотя Кэт действительно любит кошачьих кошек, у нее бывает аллергия на них, что добавляет новое измерение к концепции аутоиммунитета.

.

Первичная социализация, Агенты первичной социализации

Первичная социализация

Основное значение процесса социализации заключается в том, что человек из биологического существа стал существом социальным, т.е. в результате социализации происходит формирование и становление личности. Это длительный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека и включает в себя несколько этапов: детство, юность, зрелость, старость.

Социализация — это процесс усвоения и усвоения культурных ценностей, социальных норм, взглядов, поведения человека, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Разделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный, главным образом, с овладением профессией.

В процессе социализации различают две фазы:

1) социальная адаптация , когда происходит адаптация личности к определенным социально-экономическим условиям, выступающей средой его жизни;

2) интериоризация — более сложный процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Агенты первичной социализации

В процессе социализации наряду с индивидом участвуют агенты социализации, которые находятся в непосредственном контакте с человеком и играют важную роль в развитии его личности. В социологической литературе термин «агенты социализации» также означает каналы, обеспечивающие социализацию человека.

Как и в процессе социализации, среди его агентов различают первичные и вторичные.

К первичный Агенты социализации обычно относятся к ближайшему окружению человека: родителям, родственникам, друзьям, сверстникам, учителям, врачам. Например, по отношению к детям и подросткам родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя являются очень важными агентами социализации. Но, возможно, именно семья находится в центре первичной социализации. Также к основным агентам социализации относятся спорт, школа, детский сад, а в современном мире — СМИ, Интернет и т. Д.

Спорт как средство социализации влияет на формирование физических и духовных качеств человека. Социальные функции спорта особенно велики для подрастающего поколения, так как он способствует улучшению общества, заставляет человека задуматься о здоровом образе жизни, формирует силу воли, целеустремленность, является источником бодрости и энергии. В целом спорт формирует для человека положительное направление, способствующее более успешной социализации.

Детский сад как агент социализации выполняет ряд важных функций. Здесь многие дети впервые попадают в равный по возрасту коллектив, что заставляет учитывать не только собственное мнение, но и мнение других детей. Детский сад закладывает основы определенного мировоззрения, поведения, способствует гармоничному развитию личности ребенка. Однако успешная социализация в детском саду невозможна без постоянного контакта воспитателя с родителями и семьей, поскольку именно семья оказывает сильнейшее влияние на ребенка в первые годы его жизни.

Школа как агент социализации также имеет большое значение. В определенном возрасте ребенок проводит в нем значительную часть жизни. Здесь он продолжает развиваться как человек в коллективе, учится преодолевать трудности, у него развивается самооценка, которая остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа является частью более широкой социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. В школе ученик, помимо знаний, усваивает социальные правила, обогащает свой социальный опыт в результате взаимодействия с учителями и однокурсниками.

Интернет как средство социализации имеет особое значение для молодежи. Он оказывает колоссальное влияние на личность, так как виртуальный мир предоставляет дополнительные возможности для общения, самовыражения, выражения своего настроения и жизненной позиции. В то же время чрезмерный интерес к Интернету может сказаться на психическом состоянии человека, что приводит к интернет-зависимости.

Процесс социализации продолжается практически на протяжении всей жизни человека.Наиболее интенсивны процессы социализации в детстве, но взрослые тоже вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся социальным условиям.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *