Антропопсихизм в психологии это: Антропопсихизм. — Студопедия

Содержание

Подходы к решению проблемы эволюции психики (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм).

Проблема возникновения
психики всегда считалась одной из самых
трудных проблем психологической науки.
Некоторые ученые считали, что она никогда
не будет решена. Тем не менее на протяжении
исторического пути психологии как науки
периодически давались возможные ответы
на вопросы о критериях психики и о том,
когда она возникает в истории развития
мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению
этих вопросов книгу «Проблемы развития
психики»,
В ней он прежде всего
подвергает критике имевшиеся точки
зрения на решение проблемы
возникновения психики
.
А. Н.Леонтьев выделяет четыре следующие
позиции.

1. Антропопсихизм
(критерием психики признается ее
осознанность; поэтому у животных психики
нет, так как нет сознания; этой точки
зрения придерживался Р.Декарт).

2.
Панпсихизм
(учение о всеобщей одушевленности —
психика признается существующей как
неотъемлемое свойство любого материального
образования, и поэтому проблема ее
возникновения снимается; эту точку
зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3.
Биопсихизм
(согласно данной позиции психика — душа
— есть у любого живого существа, в том
числе у растений; этой позиции придерживался
Аристотель).

4. Нейропсихизм
(согласно данной точке зрения имеется
строго объективный критерий психики:
наличие нервной системы; этой позиции
придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую
позицию А.Н.Леонтьев критиковал как
очень узкую, вторую — как слишком
широкую. Третья позиция не позволяет
установить качественного различия
между живым организмом, не обладающим
психикой, и субъектом, обладающим
таковой. Нейропсихизм недостаточен
потому, что он постулирует жесткую связь
между появлением психики и появлением
нервной системы, а ведь связь органа и
функции является подвижной, поскольку
одну и ту же функцию могут выполнять
разные органы.

Современная физиология
пришла к выводу, что в эволюции живой
природы существует примат функции над
органом, т.е. перед живым организмом (в
связи с изменившимися условиями
жизнедеятельности) сначала возникает
задача новых форм приспособления к
окружающим условиям — задача изменения
форм поведения (деятельности) в среде
— и, как следствие, появляются
морфологические изменения, т.е.
соответствующие органы, которые могут
наиболее адекватно выполнять
соответствующие функции. Первоначально
ориентировочную функцию организма в
среде выполняла протоплазма одноклеточного
организма. Впоследствии эволюция психики
как функции жизнедеятельности организмов
привела к появлению сначала менее
дифференцированной, затем более
дифференцированной нервной системы,
обеспечивающей более адекватное
приспособление животных к миру.
Естественно, появление нервной системы
выступило, как отмечал зоопсихолог К.
Э.Фабри, необходимой основой и предпосылкой
для дальнейшего развития психики.
Отвергая
вышеуказанные точки зрения и соответствующие
критерии психики, А.Н.Леонтьев предложил
свой критерий, который был вполне
объективным, но не морфологическим, а
функциональным. По его мнению, объективный
признак психики — это способность
организма (в этом случае можно говорить
уже о субъекте) реагировать на так
называемые абиотические свойства
внешней среды (мира). Под абиотическим
стимулом понимается такое свойство
предметов, которое прямо и непосредственно
не определяет процессы жизнедеятельности
того или иного организма, однако — при
объективной связи с биотическим фактором
— может выступать для субъекта сигналом
наличия последнего в мире.
Биотическим
стимулом называется такой внешний
фактор окружающей среды, который прямо
и непосредственно участвует в метаболизме
(обмене веществ) в реагирующем на него
организме. Психика возникает тогда,
когда допсихических форм отражения
становится недостаточно для обеспечения
жизнедеятельности организма в изменяющемся
мире. Возникновение психики в ходе
эволюции связано с переходом жизни
первичных организмов из жизни в гомогенной
среде к жизни в гетерогенной (предметно
расчлененной) среде.

Словарь практического психолога — антропоморфизм

Антропоморфизм

антропоморфизм

Представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку. С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (-> антропопсихизм).

См. в других словарях

1.

  Словообразование. Происходит от греч, anthropos человек morphe вид, образ. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов. …

Психологический словарь

2.

  (от греч. anthropus -человек morphe вид, образ) приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не являетсясилам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А. в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А. под категорию «идолы рода», считая, что в них выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».С резкой критикой А. в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.Антропоморфизм эстетический творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.) …

Большой психологический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

17. Проблема границ психического. Панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Объективный критерий наличия психики. Раздражимость и чувствительность.

Большинство
направлений современной западной
психологии избегают дискуссий о
возникновении психики в филогенезе,
принимая ее существование как данность.
Можно указать четыре традиционных
позиции, которые характеризуют «момент»
перехода от непсихической формы отражения
к психической. Первая позиция — это
панпсихизм. Учение о панпсихизме, т.е.
всеобщей одухотворенности природы,
разделяли многие мыслители, например
греки Гераклит и Анаксагор. На заре
становления психологии как самостоятельной
науки эту точку зрения отстаивал и
создатель психофизики Фехнер. Другой,
более мягкой, позицией в данном вопросе
является позиция биопсихизма, которая
признает психику свойством не всякой,
а только живой материи. Среди представителей
биопсихизма можно назвать В. Вундта.
Третьей позицией является нейропсихизм,
который признает наличие психики лишь
у организмов, обладающих нервной
системой. В данном случае психика
однозначно связывается с нервным
субстратом. Сторонником нейропсихизма
был, например, Ч. Дарвин. И, наконец,
максимально узкое решение вопроса
предлагает антропопсихизм, который
связывает возникновение психики с
появлением человека.

Однако ни одна из
перечисленных выше точек зрения не
может быть признана удовлетворительной
на современном этапе развития психологии,
так как не объясняет причин возникновения
психики.

Сформировалось
убеждение о необходимости установления
«точки отсчета», с которой ведет свою
историю предмет психологии. А сама
психика рассматривается как исторический
феномен.

А.Н. Северцов различает
два способа приспособления организмов
к среде. Первый способ заключается в
постепенном изменении строения и
функционирования органов. Например, в
ходе эволюции плавники рыб приспосабливаются
к передвижению по суше, и из них образуются
лапы. Второй способ заключается в
изменении поведения. Причем одни формы
поведения приобретаются медленно, из
поколения в поколение (инстинктивное
поведение), а другие -стремительно, в
течение жизни животного (индивидуальное
научение). Именно второй способ адаптации
к среде связан с необходимостью
существования психики.

По А.Н. Леонтьеву,
граница между миром психического и
миром непсихического проходит между
двумя типами реагирования организма:
раздражимостью и чувствительностью.
Раздражимость — это способность организма
реагировать на биологически значимые
воздействия.

В качестве объективного
критерия возникновения психики А.Н.
Леонтьев выдвинул способность организма
реагировать на биологически нейтральные
(абиотические) воздействия. Эта способность
открывает организму дорогу к приобретению
тех способов действия, которые не были
запрограммированы генетически, т.е. к
прижизненному научению. Эта способность,
в отличие от раздражимости, была названа
чувствительностью. Таким образом,
психика возникает тогда, когда появляется
минимальная возможность научения.

Психопатизация — это… Что такое Психопатизация?



Психопатизация

болезненное изменение склада личности в виде психической дисгармонии, возникшее в результате какого-либо медленно развивающегося психического заболевания.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг.

  • Психопати́я
  • Психопатоло́гия понима́ющая

Смотреть что такое «Психопатизация» в других словарях:

  • психопатизация — болезненное изменение склада личности в виде психической дисгармонии, возникшее в результате какого либо медленно развивающегося психического заболевания …   Большой медицинский словарь

  • Ста́рческое слабоу́мие — (dementia senilis, синоним: сенильная деменция, сенильное слабоумие) психическая болезнь, начинающаяся преимущественно в старческом возрасте; проявляется постепенно нарастающим распадом психической деятельности до степени тотального слабоумия с… …   Медицинская энциклопедия

  • МАССОВАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛИЗМА ГРИГОРЬЕВА —         В ходе практического применения метода А. Р. Довженко (см. СТРЕССОПСИХОТЕРАПИЯ АЛКОГОЛИЗМА («КОДИРОВАНИЕ») ДОВЖЕНКО) Г. И. Григорьевым (1993) была разработана его оригинальная модификация. Новый метод формировался: 1) в процессе научного… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Синдром последствий хронической наркотизации — Для каждого вида наркотизации свои исходы: алкоголь и снотворные  грубые анамнестические расстройства (нарушение мышления, интеллекта) и расстройства памяти; опий и стимуляторы  за счёт нарушения воли (волевые расстройства). Страдает… …   Википедия

  • Псевдопсихопатия — (псевдо + психопатия) (Осипов В.П., 1936). Вариант краевой психопатии (см. Кербикова–Фелинской генетическая систематика психопатий). Психопатизация, характерологические изменения личности, является следствием перенесенного приступа эндогенного… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Шизофрения — Эндогенное прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциацией психических функций и протекающее с обязательным развитием психического дефекта в эмоционально волевой сфере и разнообразными продуктивными психопатологическими… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • АЛКОГОЛИЗМ — мед. Алкоголизм выраженное нарушение социальной, психологической и физиологической адаптации вследствие регулярного употребления алкоголя; заболевание постепенно ведёт к физической, интеллектуальной, эмоциональной деградации и распаду личности.… …   Справочник по болезням

  • Деградация алкогольная — в психопатологии временное, преходящее или стойкое и нарастающее снижение уровня функционирования личности при алкогольной зависимости. При этом психопатизация личности пациентов влечёт преимущественно нравственно этическое снижение, социальную… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Деменция атеросклеротическая — наблюдается при безинсультном течении церебрального атеросклероза, развивается постепенно, с колебаниями тяжести состояния, со слезливостью, слабодушием и значительной метеозависимостью на ранних стадиях процесса. Чаще достигает степени… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Дифференциальная диагностика психопатий — Распознавание выраженных «ядерных» форм психопатий не вызывает особых затруднений. Гораздо сложнее обстоит дело с диагностикой психопатий в юношеском и молодом возрасте, когда психопатические расстройства наиболее динамичны и сочетание трех… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Каннабиноидная наркомания (гашишизм) — Используемые препараты В нашей стране чаще всего курят гашиш (анаша, «план») – высушенное и спрессованное смолистое вещество, выступающее на поверхности цветущих верхушек женских особей конопли. Действующим началом служит тетрагидроканнабиол.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Разница между психопатом и психотиком / Клиническая психология

Термины «психопат» и «психотик» часто путают очень часто из-за сходства обоих слов. Кажется, что у них есть определенные отношения, но они полностью противоположны. Когда мы говорим о психопатии, мы имеем в виду расстройство личности. С другой стороны, психоз — это синдром, который может возникать при различных заболеваниях, таких как шизофрения, маниакальные фазы, паранойя, интоксикации для употребления некоторых видов наркотиков, среди других. Для того, что можно считать психотическим для любого человека, который представляет какую-либо из тех болезней, при которых вы теряете контакт с реальностью, у вас есть бредовые идеи и галлюцинации. Это не случается с людьми с психопатией, так как они чрезвычайно осведомлены о реальности.

В этой статье о психологии онлайн мы подробно объясним, что такое разница между психопатом и психотиком и мы предоставим информацию о каждой из этих патологий.

Вы также можете быть заинтересованы: Различия между психопатом и социопатом Индекс

  1. Психопатия: определение
  2. Определение и симптомы психоза
  3. В чем разница между психопатом и психотиком

Психопатия: определение

Мы можем найти разные типы психопатов, от преступников или так называемых серийных убийц до тех, кто ведет нормальную жизнь. Это люди, которые склонны двигаться только ради своих собственных интересов и не возражают против несоблюдения закона и / или причинения вреда другим людям для достижения своих целей. Они имеют тенденцию быть довольно контролирующими и манипулирующими до такой степени, чтобы быть очаровательными для многих людей. Например, у многих политиков есть особенности психопатии.

Психопатия — это психическое состояние, которое классифицируется в DSM-V (пособие по диагоности психиатрии) как расстройство личности и рассматривается как асоциальное расстройство личности. Люди, которые страдают от этого типа состояния, характеризуются наличием “эмоциональная анестезия” это не позволяет им чувствовать сочувствие, поэтому они не могут общаться с другими людьми или действительно понимать их, когда они испытывают какие-то эмоции или чувства, такие как боль или грусть, например. Вот почему, когда они так или иначе причиняют кому-то боль, они не чувствуют вины или раскаяния.

Симптомы психопата

Среди основных симптомов этого типа расстройства личности можно выделить следующие:

  • Им не хватает сочувствия.
  • Им невозможно эмоционально соединиться с другим человеком и установить более глубокие отношения.
  • Они чрезвычайно манипуляторы
  • Они не могут испытывать вину или раскаяние.
  • Они холодный и расчетливый.
  • В профессиональном отношении некоторые из них могут занимать высокие посты из-за высокого уровня манипуляций, которые у них есть. Например, директора компаний или политики.
  • Они показывают наличие поверхностный шарм.
  • Они обычно очень умный.
  • Они всегда планируют стратегию, прежде чем действовать, особенно когда речь идет о достижении их личных целей.

Определение и симптомы психоза

Человек, который страдает от какой-то психотической формы психотическое расстройство. Некоторыми из состояний, которые вызывают психоз, являются шизофрения, паранойя, маниакальные фазы, потребление некоторых лекарств, иногда также некоторые люди с биполярностью могут испытать это. Галлюцинации, заблуждения и иррациональные идеи являются основными симптомами, вызывающими психоз. Как, например, слушать голоса, видеть людей, предметы и / или животных, которые не существуют, и т. Д..

То есть человек, который испытывает психоз, полностью удален от реальности и, кажется, оказывается в “другое измерение” слушать голоса, видеть людей, животных или предметы, которые не существуют в нашей реальности. Некоторые из основных симптомов психоза следующие:

  • Запутанные мысли. Мысли психотика становятся довольно запутанными. Когда они хотят что-то сообщить, они находят это довольно сложным и легко теряют нить разговора. Им также трудно обращать внимание, потому что у них много проблем, чтобы иметь возможность сосредоточиться.
  • мании. Психотический человек проявляет своего рода ложные убеждения, которые рассматриваются как заблуждения, поскольку они не имеют какой-либо основы. Например, они могут подумать, что за ними все время следят, что их разыскивает полиция, что они известные люди, и все они смотрят на них, в том числе..
  • Внезапные изменения в настроении. Человек может изменить свое восприятие и настроение от одного момента к другому без видимой причины. Вы можете чувствовать себя хоро

Биопсихизм

Данная
точка зрения основана на качественном
отличии живой и неживой материи. При
этом критерием живого считается обмен
веществ. Для сохранения себя живому
организму, в отличие от неживого,
необходимо взаимодействовать со средой
и получать из нее необходимые для себя
компоненты. Таким образом, любое живое
существо обладает потребностью в
получении дополнительных веществ из
среды и активностью (способностью
инициировать для этого взаимодействие
со средой), что проявляется по отношению
к среде в форме раздражимости. Признавая
раздражимость (способность к избирательному
реагированию на воздействия среды в
соответствии со своими потребностями)
общим для всего живого свойством,
сторонники биопсихизма рассматривают
его как изначальную форму психического,
свойственную всей живой материи. Этой
точки зрения придерживались многие
эволюционисты, в частности Т. Гоббс,
Э.Геккель, из психологов — В.Вундт,
отчасти П.К.Анохин (представление об
опережающем отражении как общем свойстве
живого), Я.А. Пономарев (считающий, что
в филогенезе не было «допсихического»
этапа как существования физиологического
без психического) и другие. В первой
половине XX в. на основе изучения физиологии
высших растений появилось направление,
которое получило название «фитопсихология»
(психология растений). Сторонники
фито-психологии аргументировали свою
точку зрения, во-первых, тем, что основная
характеристика поведения — движение
(которое признавалось проявлением
психики у животных) относится и к
растениям, так как у них тоже есть
неростовые движения (настии). А во-вторых,
пытались доказать, что растения способны
«испытывать эмоции», они отличают
положительное и отрицательное отношение
к себе человека, реагируя на это изменением
процессов жизнедеятельности. Однако
настии — это изменение осмотического
давления в тканях растения, в результате
чего происходит различное изменение
тургора клеток в разных частях растения
и возникает изменение положения этих
частей относительно друг друга (поднятие
или опускание лепестков, поворот соцветия
подсолнуха и т.п.), что принципиально
отлично от движения животных организмов,
направленного на цель и осуществляемого
всем организмом, а не отдельными его
частями. Эксперименты же с «эмоциями»
растений не подтвердили гипотезы об их
чувствительности.

      1. Анималопсихизм

Данная
точка зрения в настоящее время является
наиболее обоснованной с позиций
философии, психологии и биологии. Психика
приписывается не всему живому, а только
особой форме живой материи — животным.
Такие представления связаны с выделением
ощущения в качестве основного критерия
психики в отличие от раздражимости,
присущей всем другим живым организмам.
В современной биологии именно это
отличие (связанное с категорией
«поведение» и отличием в способе питания
и форме движения) положено в основу
разделения двух форм живой материи:
животных и всех остальных живых организмов
(растения, грибы, водоросли, бактерии).
Признание психики особенностью именно
животных обнаруживается еще у Эпикура,
который считал, что» душа есть только
у животных, которые способны ощущать.
Далее этого взгляда придерживались
Аристотель и Платон. В теории Г. В. Ф.
Гегеля способность животных к ощущению
связывается с появлением «настоящей
субъективности», и субъективность
обосновывается как главный внутренний
критерий психического. Представление
о появлении психики у животных, причем
в разной форме, на «донервном» уровне
развития и у обладающих нервной системой
составляет ядро учения Г. Спенсера, в
этой позиции полностью поддерживаемое
и продолжаемое И.М.Сеченовым: на самой
низшей ступени животного царства
чувствительность является равномерно
разлитой по всему телу, а при появлении
нервной системы и обособлении органов
чувств становится локализованной и
специализированной чувствительностью.
Таким образом, взгляды Г. Спенсера и И.
М. Сеченова, часто характеризуемые как
нейропсихизм, на самом деле должны быть
отнесены к анималопсихизму, причем с
выделением внутри психики животных
разных качественных уровней, как минимум
трех: донервного, соответствующего
развитию нервной системы у животных до
человека и человеческого. В отечественной
психологии начало развития психики с
появлением животных связывали В.А.Вагнер,
А.Н. Северцов, Н.Н. Ладыгина-Котс,
теоретически и экспериментально
обосновал эту точку зрения А.Н.Леонтьев.

Лекция 2. Психика и организм

ВОПРОСЫ:

  1. НЕРВНАЯ
    СИСТЕМА, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
    И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ (НА
    САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)

  2. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ,
    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  4. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ
:из хрестоматии под ред. Петровского
А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ ( МАТЕРИАЛЫ 18
МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 4 — 11 АВГУСТА
1966 ГОДА, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( « ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — М., 1974, С.5 — 20)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА :

  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И
    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА.

  • ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
    У ЧЕЛОВЕКА.

  • ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА
    ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
    ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОВЕДЕНИЯ.

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ
— (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО
ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ
ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА
ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И
ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ
(КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ)
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА
БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА
КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ
С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ
ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ
ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ,
КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО
УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ
ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ
ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ
ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ
НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА
ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ
ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ
СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ
ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ),
ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Вопрос 1. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики (на самостоятельное изучение)

Вопрос 2. Понятие психики, этапы развития психики.

СЕГОДНЯ
МЫ ПОСТАРАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ
: ПОЧЕМУ
И КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ПСИХИКА
— ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ
ПСИХОЛОГИЕЙ КАК НАУКОЙ. ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ
ФИЛОСОФСКИХ ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ
ПСИХИКИ : МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ.

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
    : ПСИХИКА
    — СИСТЕМНОЕ
    СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ,
    КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АКТИВНОМ
    ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОМ ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО
    БЫТИЯ И В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ ОТРАЖЕННОГО
    И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
    ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА.
    СОГЛАСНО
    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ,
    ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ
    ДЛИТЕЛЬНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
    ЖИВОЙ МАТЕРИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
    ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ,
    ДОСТИГНУТЫЙ ЕЮ. ЕСТЬ
    ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО
    УЖЕ ПРОСТЕЙШИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ —
    ОДНОКЛЕТОЧНЫМ- СВОЙСТВЕННЫ БЛИЗКИЕ К
    ПСИХИКЕ ЯВЛЕНИЯ, А ИМЕННО : СПОСОБНОСТЬ
    К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
    СОСТОЯНИЙ И ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ НА
    БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ,
    А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ И СПОСОБНОСТЬ К
    ЭЛЕМЕНТАРНОМУ НАУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЧНЫЕ,
    ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

В
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАТЕРИАЛИСТОВ

ПСИХИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

ВОЗНИКЛИ НАМНОГО ПОЗДНЕЕ ТОГО, КАК НА
ЗЕМЛЕ ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ. ПОНАЧАЛУ ЖИВОЕ
ОБЛАДАЛО ЛИШЬ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И САМОСОХРАНЕНИЯ,
ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СОБСТВЕННОГО
РОСТА И РАЗМНОЖЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ, УЖЕ НА
УРОВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫХ
ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, К НИМ ДОБАВИЛИСЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К НАУЧЕНИЮ.

ПЕРВЫЕ
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛИСЬ 2 — 3
МИЛЛИАРДА ЛЕТ НАЗАД, СНАЧАЛА В ВИДЕ
ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ХИМИЧЕСКИХ
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ И
ПРОСТЕЙШИХ ЖИВЫХ КЛЕТОК. ОНИ ПОЛОЖИЛИ
НАЧАЛО
БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ
.

ПОЗДНЕЕ
В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ВЫДЕЛИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ОРГАН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ.
ЭТО —
НЕРВНАЯ
СИСТЕМА.

ПО МЕРЕ ЕЕ УСЛОЖНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ШЛО РАЗВИТИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
И ИЕРАРХИЗАЦИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ВОСПРИЯТИЕ,
ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ,
РЕФЛЕКСИЯ.

УСЛОЖНЕНИЕ
СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПОСЛУЖИЛО ОСНОВНЫМ
ИСТОЧНИКОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
.
УСЛОЖНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЕ
ПОТРЕБОВАЛО ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА:
ПОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ МИР,
ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ, А ИМЕННО
: ЧТОБЫ У ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЯВИЛАСЬ СЛОЖНАЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШИЕ УРОВНИ
ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ЯВИЛОСЬ ВАЖНЫМ
СТИМУЛОМ К РАЗВИТИЮ
.(ТАКОВА
ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ).

2.
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
ИДЕАЛИСТОВ

: ПСИХИКА
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВОМ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И
НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ ЕЁ РАЗВИТИЯ. ОНА, КАК И
МАТЕРИЯ, СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. ТАК ЖЕ, КАК
В ПРЕОБРАЗОВАНИИ (С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ)
МАТЕРИАЛЬНОГО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НИЗШИЕ И
ВЫСШИЕ ФОРМЫ (ПОТОМУ ТАКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
И НАЗЫВАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ), В ЭВОЛЮЦИИ
ИДЕАЛЬНОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) МОЖНО ОТМЕТИТЬ
СВОИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ,
ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ
СИЛЫ РАЗВИТИЯ.

СУЩЕСТВУЮТ
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КОМУ
ПРИСУЩА ПСИХИКА

(СРАЗУ ОТМЕЧУ,
ЧТО РАССМАТРИВАТЬ ИХ СТОИТ ТОЛЬКО В
КАЧЕСТВЕ ДИСКУССИОННЫХ ГИПОТЕЗ, А НЕ
НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ)

:

  • АНТРОПОПСИХИЗМ
    (
    ДЕКАРТ)
    ПСИХИКА
    ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ,

  • ПАНПСИХИЗМ
    (ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ) — ВСЕОБЩАЯ
    ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ПРИРОДЫ, ВСЕЙ ПРИРОДЕ,
    ВСЕМУ МИРУ ПРИСУЩА ПСИХИКА
    КАМНЮ В ТОМ ЧИСЛЕ)
    ,

  • БИОПСИХИЗМ
    ПСИХИКА —
    ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ПРИСУЩЕ
    И РАСТЕНИЯМ)
    ,

  • НЕЙРОПСИХИЗМ
    (Ч. ДАРВИН)
    — ПСИХИКА СВОЙСТВЕННА ТОЛЬКО ОРГАНИЗМАМ,
    КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,

  • МОЗГОПСИХИЗМ
    (К.К. ПЛАТОНОВ) — ПСИХИКА ТОЛЬКО У
    ОРГАНИЗМОВ С ТРУБЧАТОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ,
    ИМЕЮЩИХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ПРИ
    ТАКОМ ПОДХОДЕ, У НАСЕКОМЫХ ПСИХИКИ НЕТ,
    Т.К. У НИХ УЗЕЛКОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА,
    БЕЗ ВЫРАЖЕННОГО ГОЛОВНОГО МОЗГА)

  • ГИПОТЕЗА
    А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

    КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ
    У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ
    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБНОСТИ
    РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
    РАЗДРАЖИТЕЛИ. КРИТЕРИЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
    ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ
    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ
    ВНЕШНЕГО ЛИ ВНУТРЕННЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ
    С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ
    НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ПСИХИКА ВОЗНИКЛА ПОТОМУ, ЧТО
ОНА ОКАЗАЛАСЬ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО
ТРУДНЕЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС :
КАК
ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ЗДЕСЬ МЫ ТОЖЕ ПОПАДАЕМ В ОБЛАСТЬ ТОЛЬКО
ГИПОТЕЗ.

СОГЛАСНО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, ТОЛЧКОМ
К ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
(ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) МОГ ПОСЛУЖИТЬ ПЕРЕХОД
ОТ ЖИЗНИ В ОДНОРОДНОЙ, ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ
К СРЕДЕ ДИСКРЕТНЫХ, ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ. ВОТ
КАК ОН ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭТОГО
ПРОЦЕССА .

ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО,
ЧТО ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
СУЩЕСТВОВАЛИ В ГОМОГЕННОМ РАСТВОРЕ
ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, С КОТОРЫМИ ОНИ
БЫЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ. ДЛЯ
УСВОЕНИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ИМ БЫЛО ДОСТАТОЧНО
ПРОСТОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ. УЖЕ НА СТАДИИ
РАЗДРАЖИМОСТИ КАКИЕ-ТО СВОЙСТВА МО7ГЛИ
ПРИОБРЕТАТЬ ДВОЯКУЮ ФУНКЦИЮ :
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБМЕНЕ
ВЕЩЕСТВ И СИГНАЛИЗАЦИИ О ДРУГОМ ЖИЗНЕННО
ВАЖНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
МОГ СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ
СРЕДЫ НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРЕСТАЛИ
БЫТЬ ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫМИ САМИ ПО СЕБЕ.
ОДНАКО ОРГАНИЗМ ПРОДОЛЖАЛ РЕАГИРОВАТЬ
НА НИХ КАК НА СИГНАЛЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ. ЭТО И ОЗНАЧАЛО ПОЯВЛЕНИЕ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОЯТНО,
ПОЯВИЛАСЬ НА БАЗЕ РАЗДРАЖИМОСТИ. ВМЕСТЕ
С ТЕМ ОНА ОЗНАЧАЛА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ
ЭТАП ОТРАЖЕНИЯ, Т.К. ВМЕСТЕ С НЕЙ ВПЕРВЫЕ
ПОЯВИЛАСЬ
СПОСОБНОСТЬ
ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ СРЕДЫ.

ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО
ПОЯВИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
ЭТОТ ТИП ОТРАЖЕНИЯ МОГ ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ,
ГДЕ СУЩЕСТВОВАЛА УСТОЙЧИВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ
ОБЪЕКТАМИ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ.
ТАКУЮ УСТОЙЧИВУЮ СВЯЗЬ И ОБЕСПЕЧИВАЛА
ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННАЯ СРЕДА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ
СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ВЫВОДЫ :

  1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ
    «ПСИХИЧЕСКОЕ» МОЖНО ТОЛЬКО ИЗ АНАЛИЗА
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.

  2. ПСИХИКА
    КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ЛИШЬ НА
    ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
    ЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫМ
    УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ
    ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ГОМОГЕННОЙ
    СРЕДЫ ОБИТАНИЯ К ДИСКРЕТНОЙ.

  3. МЕХАНИЗМ,
    ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ
    ПЕРЕХОД ОТ ДОПСИХИЧЕСКИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
    К ПСИХИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРЕЖАЮЩИМ
    ОТРАЖЕНИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИЯ
ОПЕРЕЖАЕТ ОТРАЖЕНИЕ :

ВО
ВНЕШНЕЙ УПОРЯДОЧЕННОЙ СРЕДЕ СОБЫТИЕ
А1
ПРЕДШЕСТВУЕТ СОБЫТИЮ А2
. В СИЛУ ТОГО, ЧТО СУБЪЕКТ S
НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ,
СОБЫТИЕ А1
ВЫЗЫВАЕТ В ОРГАНИЗМЕ СОСТОЯНИЕ а1.
В СИЛУ УПОРЯДОЧЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
РЯДА, ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
СОСТОЯНИЙ. И ПРИ ЭТОМ СОСТОЯНИЕ а1
ПРЕДШЕСТВУЕТ
СОСТОЯНИЮ а2.
НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ СОБЫТИЕ А1
ЕСТЬ, СОБЫТИЕ А4
ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛО, А СОСТОЯНИЕ а4
УЖЕ ЕСТЬ.

А1
А2
→ А3
А4

↓ ↓ ↓ ↓

а1
а2
а3
а4

Что такое антропология?

Антропология — это изучение людей во всем мире, их эволюционной истории, того, как они себя ведут, адаптируются к разным условиям, общаются и социализируются друг с другом. Изучение антропологии связано как с биологическими особенностями, которые делают нас людьми (такими как физиология, генетический состав, история питания и эволюция), так и с социальными аспектами (такими как язык, культура, политика, семья и религия). Будь то изучение религиозной общины в Лондоне или эволюционных окаменелостей человека в ОАЭ, антропологи интересуются многими аспектами жизни людей: повседневными практиками, а также более драматическими ритуалами, церемониями и процессами, которые определяют нас как людей.Антропология задает несколько общих вопросов: чем разные общества и чем они похожи? как эволюция повлияла на наше мышление? что такое культура? есть ли человеческие универсалии? Уделяя время подробному изучению жизни людей, антропологи исследуют то, что делает нас уникальными людьми. Поступая так, антропологи стремятся улучшить наше понимание самих себя и друг друга.

Чем занимаются антропологи?

В то время как несколько аспирантов по антропологии продолжают работать лекторами или исследователями в академических кругах, значительное число все чаще находят работу в различных секторах, начиная от образования, благотворительности и международного развития до медицины и связанных со здоровьем профессий, кино и бизнес.Часто антропологи не следуют линейным карьерным траекториям, а участвуют в различных проектах в часто пересекающихся сферах карьеры. Взгляните на наш раздел карьерных путей, где вы найдете тематические исследования, веб-сайты и информацию о карьере в области антропологии.

Изучение антропологии

Как в бакалавриате, так и в аспирантуре, изучение антропологии дает уникальный набор навыков для работы с людьми. Глубокое понимание культурных и этнических различий и изучение того, как взгляды, верования и обычаи людей вписываются в более широкий социальный, политический и экономический контекст, имеет решающее значение в сегодняшнем глобализированном мире.Загляните в наш раздел обучения и опыта, чтобы получить информацию о широком спектре программ, от довузовских до дистанционного обучения и коротких вечерних курсов.

Распространенные заблуждения об антропологии

Антропология как предмет малоизвестна среди населения Великобритании. Поскольку антропология до сих пор не преподавалась на уровне средней школы (кроме как в качестве варианта в рамках Международного бакалавриата), широкое знакомство британской общественности с антропологией, как правило, ограничивается музеями, периодическими газетными статьями или телевизионными программами, основной целью которых является развлечение.В результате сохраняется множество неправильных представлений об антропологии. Распространено мнение, что антропология в основном занимается «костями и окаменелостями». Это действительно особая забота биологических и эволюционных антропологов, которые используют свидетельства человеческих останков и поселений для воссоздания тел, диеты и окружающей среды наших дочеловеческих предков. Однако социальная и культурная антропология занимается социальными отношениями в «здесь и сейчас». Второе заблуждение заключается в том, что социальные антропологи изучают исключительно «племенные» народы в «отдаленных» районах, чьи культурные обычаи воспринимаются как «экзотические».Хотя верно, что некоторые антропологи проводят свои исследования в местах, удаленных от столичных центров, есть много других, которые проводят исследования в своих родных городах, в городских условиях или на промышленных предприятиях. Третье заблуждение состоит в том, что антропология и археология — одно и то же. В Северной Америке археология считается отраслью антропологии, тогда как в Великобритании археология считается отдельной сестринской дисциплиной по отношению к антропологии. Вообще говоря, археология изучает людей и культуры в ближайшем или далеком прошлом, а социальная антропология — это современные народы и культуры.

Цитаты об антропологии

«Антропология требует непредубежденности, с которой нужно смотреть и слушать, записывать с удивлением и удивлением то, о чем никто не смог бы догадаться»

Антрополог Маргарет Мид (1901) -1978)

«Цель антропологии — сделать мир безопасным для человеческих различий»

Антрополог Рут Бенедикт (1887-1948)

« Антропология — самая гуманистическая из наук и самая научная из гуманитарных наук »

Антрополог Альфред Л.Крёбер (1876-1960)

Рекомендуемые ресурсы

Фильмы

Посмотрите наше видео «Внутренняя антропология» для краткого введения в дисциплину. Продюсерами фильма выступили Эд Оулс и Чинция Рокки для лондонского Дня антропологии в 2006 году. Больше образовательных фильмов RAI можно найти на нашем канале YouTube.

Следующий трейлер представляет собой превосходный этнографический фильм « Дилемма Дука» , который распространяется Королевским антропологическим институтом.

copyright James Preston ДИЛЕММА ДУКИ

Режиссер Жан Лидалл, Кайра Стрекер
Версия 2001
Продолжительность 87 минут
Местоположение Эфиопия / Африка
Этническая группа Хамар
Язык Хамар и английский
Призы / благодарности Лауреат премии RAI Film Prize 2003

антрополог Джин Лидалл снимает фильмы с общиной Хамар на юге Эфиопии с 1970-х годов. В 2001 году она вернулась с дочерью и внуком, чтобы следить за продолжающейся историей жизни Дука.Откровенные интервью раскрывают сложную семейную динамику, когда муж Дуки, Саго, берет вторую жену, Боро. Этот фильм представляет собой интимный и личный семейный портрет, который отражает двойственное отношение Дуки к ее дому и мужу. Тихое ожидание усиливается только тогда, когда свекровь Дуки начинает создавать проблемы. Среди ярких моментов фильма — рождение ребенка у новой жены и ожесточенный спор между свекровью и ее сыном, который приводит к строительству нового дома.

RAI имеет одну из самых обширных в Европе коллекций антропологических фильмов, которые можно продать или взять напрокат.Для получения дополнительной информации посетите: www.therai.org.uk/film

Книги

copyright James Preston copyright James Preston

Человечество: введение в культурную антропологию 9-е издание
Peoples, J. And Bailey, G. (Wadsworth, 2011 )

Что такое антропология?
Эриксен, Т. Х. (Pluto Press, 2004)

Введение в антропологию, 3-е издание
Дэвис, У. М. (Totem Books, 2006)

Общие

http: // www.aaanet.org/about/whatisanthropology.cfm — определение антропологии Американской антропологической ассоциации.

http://anthro.palomar.edu/tutorials/ — серия руководств по биологической и культурной антропологии, созданная доктором Деннисом О’Нилом.

http://anthropology.net/ — блог, который продвигает и облегчает дискуссии, рассматривает исследования, расширяет возможности управления ресурсами и распространяет знания по антропологии.

http://savageminds.org/ — заметки и запросы в антропологическом блоге.

Профессиональные организации, ассоциации и общества

Американская антропологическая ассоциация — крупнейшая в мире ассоциация людей, заинтересованных в развитии антропологии как науки, изучающей человечество во всех его аспектах с помощью археологических, биологических, этнологических и археологических исследований. и лингвистические исследования

Ассоциация социальных антропологов Великобритании и Содружества — ASA направлена ​​на продвижение изучения и преподавания социальной антропологии, представление интересов социальной антропологии и поддержание ее профессионального статуса.

Европейская антропологическая ассоциация — научная организация, целью которой является продвижение исследований и преподавания в области антропологии в разных европейских странах, а также содействие обмену информацией, семинарам, научным конгрессам и школам на уровне аспирантуры

Европейская ассоциация социальных антропологов — профессиональная ассоциация, открытая для всех социальных антропологов, имеющих квалификацию или работающих в Европе.

Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии (RAI) — это старейшая в мире научная ассоциация, занимающаяся продвижением антропологии (изучения человечества) в ее самом широком и всеобъемлющем смысле.

Всемирный совет антропологических ассоциаций (WCAA) — сеть национальных и международных ассоциаций, целью которой является продвижение всемирного общения и сотрудничества в области антропологии

.

сторонников Lockdown используют псевдонауку психологии, чтобы навесить на антимаскеров иррациональных, глупых социопатов — RT Op-ed

Почему людей, которые отказываются подчиняться правилам Covid-19, осуждают как людей с расстройствами личности и моральной неполноценности? Потому что их нападающие видят в этих терминах вес науки — но это ерунда.

В наши дни психологию часто применяют как идеологическое оружие против политических оппонентов.Поэтому я не был удивлен, прочитав исследование, в котором утверждалось, что люди, которые отказываются носить маски или соблюдать правила социального дистанцирования, могут иметь социопатические симптомы. Другими словами, это больные люди.

По мнению бразильских исследователей, проводивших исследование, антисоциальные черты, такие как низкий уровень эмпатии и высокий уровень черствости, лживости и рискованности, характеризуют людей, которые отказываются носить маски.

Когда-то эти антиобщественные черты ассоциировались с людьми, которых называли плохими или злобными.Сегодня психологические термины, такие как социопат, используются для патологизации людей, которые вам не нравятся. Зачем? Потому что психология пользуется авторитетом в науке и придает точку зрения легитимности. Следовательно, диагноз, что кто-то является социопатом, рассматривается многими как не просто мнение, а констатация научного факта.

Психология осуждает не только противников ношения масок или борьбы с Covid-19. В последнее время авторитет науки используется для того, чтобы поставить под сомнение мотивы и поведение людей, поддерживающих Брексит и другие популистские мотивы.

Подробнее

Toxic MASK-ulinity? Now simply looking at women while wearing a face covering is sexist and aggressive
Toxic MASK-ulinity? Now simply looking at women while wearing a face covering is sexist and aggressive

Согласно журналу Time Magazine, «психология сделала голосование за Брексит неизбежным!» Он утверждает, что психологи «нисколько не удивились», результат референдума, который был «в первую очередь результатом иррациональных укладов человеческого разума».

Заявление о том, что психология сделала Брексит неизбежным, позволяет сторонникам этого взгляда поддержать утверждение о том, что любой, кто проголосовал за выход из ЕС, вероятно, был иррациональным и глупым.Таким образом, очень реальное стремление к демократическому контролю, которое вдохновляло значительную часть электората, поддерживающего Брексит, переделывают как результат психологической неразберихи.

Людей, которым не нравится носить маски или которые голосуют за Брексит, или демонстрируют привычки, обозначенные как «популистские» , не просто критикуют, а психологически обесценивают как морально неполноценных людей. Почти незаметно психологический диагноз переплетается с моральным осуждением. Как отметил политический обозреватель Иван Крастев:

«Рост популистских партий, как правило, требует психологических или даже психоаналитических интерпретаций.Комментаторы сознательно или бессознательно склонны анализировать популизм с точки зрения «возвращения подавленных», «травм», «разочарований» и «беспокойства о статусе» »

Психологические объяснения мотивов и поведения людей, поддерживающих Брексит и других популистов причины, неизменно настаивают на том, что независимо от того, что побудило их принять этот вывод, это не было рациональным расчетом.

Заявления вроде «Брексит был вызван иррациональной ксенофобией, а не экономическими недовольствами» привлекают внимание к примитивным импульсам, которые доминируют в популистском мышлении.Многие комментаторы утверждали, что именно гнев, а не причина мотивирует граждан, поведение которых при голосовании они презирают.

Также на rt.com
Вечеринка у бассейна в Ухане показывает, что Китай вышел из режима изоляции Covid-19; остальной мир, не так много

Упрощенное использование психологии как псевдонаучной формы полемики даже беспокоит некоторых психологов, серьезно относящихся к своей профессии. Хотя Майкл Смит, автор книги «Психология Брексита» никоим образом не сочувствует Брекситу, он обеспокоен тем, что «консервативных ученых мужей приписывают Брексит психопатологии — своего рода безумие — потому что они просто не могут представить себе, как рационально голосовать за увольнение. человек может чувствовать. На самом деле, циничное использование психологии для делегитимации мнения политических оппонентов объясняется не просто отсутствием воображения, а сильным чувством незащищенности и ненависти к тем, кто придерживается другого набора культурных ценностей.

Совершенно законно критиковать людей, отказывающихся носить маски или голосовавших за Брексит или за популярные партии, за их мнения и действия. Но низвести таких людей до уровня морально неполноценных и психически больных людей — значит дать понять, что они не только неправы, но и больны.С этой точки зрения, этих «социопатов» определяют не их политические идеалы, а их запутанное и иррациональное состояние ума. Поэтому бессмысленно относиться к их взглядам. К ним нужно относиться как к пациентам в клинике, а не как к ответственным гражданам.

Печально, когда науку психологию извращают и превращают в идеологическое оружие. Плохо, когда люди становятся медикаментами и бесчеловечными из-за своих взглядов. Это плохо для демократии и, поскольку наносит ущерб авторитету науки, плохо для серьезной психологии.

Думаете, вашим друзьям будет интересно? Поделись этой историей!

Утверждения, взгляды и мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают точку зрения RT.

.

Узнайте о них все здесь

0

ethical issues in psychology ethical issues in psychology Независимо от того, занимаетесь ли вы преподаванием, практикой или исследованиями, этические вопросы в психологии должны быть в центре всего, что вы делаете.

Зная очевидные и не столь очевидные этические ошибки, эта статья поможет напомнить вам о некоторых проблемах, с которыми вы можете столкнуться.

Как и любая наука, психология полагается на набор исследований для поддержки теорий или подтверждения фактов.Как изучение разума и поведения, он требует определенных этических принципов при работе с людьми как субъектами.

Когда мы говорим об «этических проблемах» в психологии, мы имеем в виду идеи и темы, которые затрагивают нашу моральную ответственность.

Этические практики в психологии со временем изменились. В 1947 году, в конце Второй мировой войны, в результате экспериментов над людьми в концентрационных лагерях были установлены принципы исследовательской этики для экспериментов над людьми, известные как Нюрнбергский кодекс.

В сочетании с Женевской декларацией (1948 г.) эти принципы стали Хельсинкской декларацией, в настоящее время краеугольным документом этики исследований на людях.

Сегодня этические принципы публикуются Британским психологическим обществом в Великобритании и Американской психологической ассоциацией в Соединенных Штатах. Целью этих представительных органов является защита как субъектов исследований, так и исследователей. Несмотря на различия в деталях между двумя наборами руководящих принципов, они имеют много общих черт.
Вот несколько примеров этических проблем в психологии:

Информированное согласие

Это один из важнейших вопросов психологического исследования. Важно помнить, что оно подразделяется не только на «согласие» (разрешение), но, что более важно, на «информированный» (наличие / демонстрацию знаний).

По возможности, исследователи должны объяснить, насколько это возможно, характер своего исследования и получить безоговорочное согласие участников, которые его понимают.Разумные объяснения могут включать цель исследования, тип информации, которую необходимо собрать, методы сбора, условия конфиденциальности, временные обязательства, риски и так далее.

Обычно это возможно. Взрослый (то есть человек в возрасте 18 лет и старше), имеющий право на участие в определенном проекте, может дать свое согласие на участие, тогда как это должны делать родители или опекуны детей (то есть кто-то в возрасте до 18 лет).

Однако, когда это невозможно, исследователь может получить «условное согласие».В этом случае людей с похожими качествами на потенциального участника спрашивают, что они думают об участии, и согласие может быть принято на основе консенсуса.

Одно из критических замечаний по поводу предположительного согласия состоит в том, что может существовать несоответствие между тем, как люди думают, что они будут чувствовать во время проекта, и тем, что они на самом деле чувствуют во время этого проекта.

Обман

Обсуждение этических проблем в психологии было бы неполным без упоминания Милграма. Знаменитое исследование послушания было проведено в 1963 году Стэнли Милгрэмом, в котором он оценил, могут ли акты геноцида быть оправданы общей защитой «следования приказам».

В этом исследовании участники думали, что они пытали электрическим током людей, которые давали неправильные ответы на определенные вопросы. Однако на самом деле это было не так; люди, дававшие ответы, были участниками сотрудничества с Милграмом.

Милгрэм намеренно вводил участников в заблуждение относительно целей и методов исследования, которое он проводил (хотя обман также включает отказ от раскрытия полной информации о проекте). Поскольку обман сейчас находится в центре внимания, это заставило бы многих утверждать, что его эксперимент не был этичным.

Некоторые исследователи утверждают, что использование обмана в психологических исследованиях никогда не является оправданным, так как это может вызвать беспокойство и вызвать у людей недоверие к профессии и ее методам.

Однако есть некоторые виды исследований, которые требуют обмана, чтобы сделать их достоверными. Участники проекта могут формировать интерпретации цели этого проекта и подсознательно изменять свое поведение, чтобы соответствовать этой интерпретации.

Это явление известно как «характеристики спроса», и хотя его нельзя устранить, его можно минимизировать.Если, как утверждал Милгрэм, можно использовать обман, есть условия; обман должен быть как можно более незначительным, он не должен вызывать беспокойство, а истинная природа проекта должна быть раскрыта как можно раньше.

Конфиденциальность

В современных исследованиях тщательно учитывается социальная травма (т. Е. Обнародование личной информации). Риск психологического вреда реален; участник может быть смущен или столкнется с последствиями, например, при раскрытии информации об их интеллекте или политической принадлежности к работодателю.

В большинстве случаев информация, полученная от участников, должна быть анонимной, а имена не должны использоваться в хранимой информации. Никто не должен иметь возможность идентифицировать участников по результатам.

Однако из этого правила могут быть исключения. Например, что должен делать психолог, если клиент описывает оскорбительное поведение по отношению к своим детям? В этом случае психолог имеет законные полномочия информировать социальные службы. Но, хотя есть юридические полномочия, нет никаких юридических обязательств — необходимо определить, что имеет приоритет: долг психолога перед своим клиентом или людьми вокруг него.

Это создает серую зону, в которой психолог должен решить, раскрывать ли информацию и, следовательно, нарушать правила конфиденциальности.

Право на вывод

Так же, как участники имеют право на конфиденциальность, они также имеют право выйти из проекта в любое время и по любой причине. Для продолжения не должно быть давления на участников. Точно так же участники также оставляют за собой право на уничтожение своих личных данных.

Это еще один принцип, от которого Милгрэм отклонился в своем эксперименте с послушанием.Как сказано в самом исследовании Милгрэма «Поведенческое исследование послушания» (1963), если в какой-либо момент испытуемый выражал желание прекратить эксперимент, экспериментатор давал ему несколько словесных подсказок в следующем порядке:

1. Продолжайте
2. Эксперимент требует продолжения
3. Абсолютно необходимо продолжить
4. У вас нет другого выбора, вы должны пойти по

Если участник все еще хотел остановиться после всех четырех последовательных словесных подсказок, эксперимент останавливали.В противном случае он был остановлен после того, как субъект трижды подряд нанес максимальный ток в 450 вольт. В этом случае на участников оказывалось явное давление, чтобы они продолжили исследование. Сегодня это было бы сочтено неэтичным.

Разбор полетов

Когда участники проекта знают, что они принимали участие в расследовании, исследователи должны предоставить им любую информацию, которая дополнит их знания и понимание проекта, или «подвести итоги».

Разбор должен включать возможность для участника задать вопросы или высказать мнение, положительное или отрицательное, о проекте. В кодексе этики и поведения приводится пример: в случае, если негативное настроение вызвано определенным проектом, будет считаться этичным противодействовать этому, вызывая у участника позитивное настроение, прежде чем они покинут обстановку.

Как было сказано ранее, опрос — это также возможность для исследователя сообщить участникам о любом обмане и указать причины этого обмана (см. Выше).

Согласно Бену Харрису в книге «Ключевые слова: история анализа в социальной психологии» (1988), «цель разбора полетов состоит в том, чтобы устранить любые неправильные представления и опасения, которые испытывают участники по поводу исследования, и дать им чувство собственного достоинства и знания. и ощущение того, что время не потрачено зря ».

Ради вашей личной практики и психологии в целом важно учитывать эти и другие этические вопросы психологии при работе с людьми.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *