Аристократия это власть: Аристократия — это… Что такое Аристократия?
Аристократия — это… Что такое Аристократия?
Аристокра́тия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.
В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.
Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая Французская Революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах.
Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям, и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип. Термин введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).
Платон создал модель идеального государства — аристократия.
Основные черты аристократии по Платону:
- основа — рабский труд;
- государством правят «философы»;
- страну охраняют Воины и аристократы;
- ниже стоят «ремесленники»;
- всё население делится на 3 сословия;
- философы и воины не должны иметь частной собственности;
- нет замкнутой семьи.
См. также
Литература
Ссылки
Аристократия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аристокра́тия (др.-греч. ἀριστοκρατία от ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» + κράτος «мощь, власть, вождь») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).
История и сущность аристократии как формы правления
Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы.
Ей противопоставляется ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.
Сам термин «аристократия» введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).
В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.
Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financière, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь своё владычество во всех европейских государствах.
В России на рубеже XIX—XX веков давалось приблизительно такое определение аристократии:
Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать «лучшим людям по наследству», и влекла за собою три важных последствия:
- Даже в конституционных монархиях аристократические элементы участвуют если не прямо в обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в так называемых представительных монархиях — в силу государственно-юридических полномочий. Последнее осуществляется преимущественно в форме избрания членов верхних палат парламентов; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе.
- Самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть не что иное, как расширенная аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала.
- Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип[1].
Следует сравнить подобное устаревшее определение с современным термином «меритократия».
См. также
Примечания
- ↑ Аристократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
Ссылки
Олигархия, Тимократия, Аристократия, Этнократия / Политические режимы и идеологии / ПИОСС
Олигархия (греч. ὀλιγαρχία(oligarchia), от др.-греч. ὀλίγον(oligon), «немного» и др.-греч. ἀρχή(arche), «власть») — форма правления государством, при которой власть сосредоточена в руках узкого круга лиц (олигархов) и соответствует их личным интересам, а не всеобщему благу.
Олигархия в античной политике
Термин первоначально начали использовать в Древней Греции философы Платон и Аристотель. Аристотель употреблял термин «олигархия» в значении «власть богатых», противопоставляя при этом олигархию аристократии. Аристотель считал, что существуют три идеальных формы правления: монархия, аристократия и полития и считал олигархию отклонением от аристократии:
В сущности тирания — та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного правителя; олигархия блюдёт интересы зажиточных классов; демократия — интересы неимущих классов; общей же пользы ни одна из этих отклоняющихся форм государственного устроения в виду не имеет.
Аристотель считал демократию меньшим злом, чем олигархия, благодаря большей стабильности демократического государственного устройства (там же):
Как бы то ни было, демократический строй представляет большую безопасность и реже влечёт за собою внутренние возмущения, нежели строй олигархический. В олигархиях таятся зародыши двоякого рода неурядиц: раздоры олигархов друг с другом и, кроме того, нелады их с народом; в демократиях же встречается только один вид возмущений — именно возмущение против олигархии; сам против себя народ — и это следует подчеркнуть — бунтовать не станет.
Аристотель считал любую олигархию несовершенной, так, описывая государственное устройство Спарты с её «ротационной» олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал:
Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых … легко можно подкупить.
Впрочем, и распространённое в его время мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в Карфагене — Аристотель также отвергал из-за «покупки власти»:
Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки; ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия. Но в таком отклонении от аристократического строя следует усматривать ошибку законодателя. … Хотя должно считаться и с тем, что богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей, именно царское достоинство и стратегия, могут покупаться за деньги. …
Вполне естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся; невероятно, чтобы человек бедный и порядочный пожелал извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.
Особой формой олигархии является плутократия.
Примеры олигархии
«Виды олигархии следующие. Первый вид — когда собственность, не слишком большая, а умеренная, находится в руках большинства; собственники в силу этого имеют возможность принимать участие в государственном управлении; а поскольку число таких людей велико, то верховная власть неизбежно находится в руках не людей, но закона. Ведь в той мере, в какой они далеки от монархии, — если их собственность не столь значительна, чтобы они могли, не имея забот, пользоваться досугом, и не столь ничтожна, чтобы они нуждались в содержании от государства, — они неизбежно будут требовать, чтобы у них господствовал закон, а не они сами. Второй вид олигархии: число людей, обладающих собственностью, меньше числа людей при первом виде олигархии, но самый размер собственности больше; имея бОльшую силу, эти собственники предъявляют и больше требований; поэтому они сами избирают из числа остальных граждан тех, кто допускается к управлению; но вследствие того, что они не настолько еще сильны, чтобы управлять без закона, они устанавливают подходящий для них закон. Если положение становится более напряженным в том отношении, что число собственников становится меньше, а самая собственность больше, то получается третий вид олигархии — все должности сосредоточиваются в руках собственников, причем закон повелевает, чтобы после их смерти сыновья наследовали им в должностях. Когда же собственость их разрастается до огромных размеров и они приобретают себе массу сторонников, то получается ДИНАСТИЯ, близкая к МОНАРХИИ, и тогда властителями становятся люди, а не закон — это и есть четвертый вид ОЛИГАРХИИ, соответствующий крайнему виду ДЕМОКРАТИИ.»
Олигархия и монархия
Современные определения
В 1911 году видный социолог Роберт Михельс сформулировал «железный закон олигархии», согласно которому демократия в принципе невозможна в больших сообществах, а любой режим неизбежно вырождается в олигархию (напр., власть номенклатуры). В СССР полит-экономическая литература обозначала «олигархию» как режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе наиболее богатых лиц.
Российские олигархи
1990-е
В России со второй половины 1990-х термин «олигарх» стал широко использоваться для обозначения узкого круга политически влиятельных предпринимателей. В их число зачисляли глав крупнейших финансово-промышленных групп страны.
«У нас олигархами становились те крупные бизнесмены, кто рвался к власти, внедрял своих людей на различные государственные посты, создавал и поддерживал коррупционную практику чиновничества. Чудовищно разбогатев в результате грабительских условий приватизации, эта группа в период президентства Ельцина, сращиваясь с госаппаратом, заняла особое положение в стране» (Из выступления президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова на заседании «Меркурий-клуба» 14 января 2008).
В конце 1990-х термин приобрёл характер разговорного слова, обычно с ярко выраженной негативной коннотацией; также получил распространение в СМИ иронический термин «семибанкирщина» как название группы из семи крупных представителей российского финансового бизнеса, игравших значительную политическую и экономическую роль, владевших СМИ и, как предполагается, неформально объединившихся, несмотря на внутреннее разногласия, с целью обеспечить переизбрание Б. Н. Ельцина на следующий срок на президентских выборах 1996 года. Данная группа включала следующих лиц:
Роман Абрамович — Millhouse Capital (Сибнефть)
Борис Березовский — ЛогоВаз
Михаил Ходорковский — Роспром Груп (Менатеп)
Пугачёв, Сергей Викторович — Международный промышленный банк
Михаил Фридман — Альфа-Груп
Владимир Гусинский — Мост Груп
Владимир Потанин — Онэксимбанк
Александр Смоленский — СБС-Агро (Банк Столичный)
Владимир Виноградов — Инкомбанк
2000-е
Американский профессор Маршалл Голдман, автор книги Petrostate: Putin, Power, and the New Russia(2008), ввёл термин «силогарх» (от «силовик»), имея в виду экономическую модель путинизма, где значительные ресурсы контролируются выходцами из советских и российских спецслужб.
В конце февраля 2009 года политолог Дмитрий Орешкин говорил: «Олигархический капитализм, номенклатурный, если угодно, капитализм, по определению неэффективен. Он хорош, когда у тебя есть огромный поток нефтяного масла этого самого, которое добывается скважинами, и тебе его надо разделить <…> Раньше или позже, но вот этот механизм, основанный всё-таки на делении готовых ресурсов, себя исчерпывает — нужно придумывать какие-то новые виды ресурсов, создавать какие-то новые виды добавленной стоимости. А для этого уже нужно не просто оттяпывать, делить куски, что очень хорошо умеют делать силовики. а генерировать. И вот здесь-то и наступает пора, когда вдруг вот эти, в общем, неглупые, одаренные, смелые люди, которых мы называем «олигархами», оказываются не вписывающимися в жесткую систему окружающей среды: вымирают, как мамонты, — климат поменялся и нужны более мелкие млекопитающие, которые лучше находят себе пропитание. А они начинают голодать, грубо говоря, и очень быстро.»
Американская газета New York Times 7 марта 2009 года писала, что российские олигархи вскоре могут лишиться своих огромных состояний: мировой финансово-экономический кризис грозит выбросить их на помойку истории
Как выяснилось в 2010г. март месяц:«Число миллиардеров в России почти удвоилось: 62 против прошлогодних 32. Самый богатый россиянин — Владимир Лисин — занимает 32-е место в общей табели о рангах, его состояние оценено в $15,8 млрд. Из заметных россиян, переставших быть миллиардерами, самый известный — Борис Березовский.» По данным Forbes.
Тимократия (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» и κράτος, «власть, сила») — форма правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. Является одной из форм олигархии.
Термин «тимократия» встречается у Платона («Государство», VIII, 545) и Аристотеля («Этика», VIII, XII). Также упоминается в трудах Ксенофонта.
По Платону, изложившему идеи Сократа, тимократия — власть честолюбцев, как правило принадлежащих к классу военных, является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией и тиранией. Тимократия по Платону имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом.
По Аристотелю, тимократия — положительная форма власти, имеющая тенденцию перехода в отрицательную форму — демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть властью большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны.
Примером тимократии считается государственный строй в Афинах, установившийся в VI веке до нашей эры в результате реформ Солона, и в Риме — после реформ, приписываемых Сервию Туллию.
Аристократия (греч. ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» и κράτος, «власть, государство, могущество») — форма государственного правления, при котором власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии). Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противополагается ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. В основании Аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избраничестве находит различное разрешение; в одних Аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Помимо государственной формы, Аристократами называются еще высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих ее условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financiere, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на сменуантичной цивилизации; в борьбе с этой средневековой Аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей великая французская революция, положив начало господству денежной Аристократии, утвердившей теперь свое владычество во всех европейских государствах. Сущность, аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать лучшим людям и вела за собою три важных последствия. Первое то, что даже в нереспубликанских государствах, то есть в монархиях, аристократические элементы участвуют, если не прямо в обладании верховной властью, то в ее отправлениях, и притом фактически везде, а в силу государственно-юридических полномочий в так называемых представительных монархиях. Последнее осуществляется преимущественно в форме верхних палат; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе. Второе последствие то, что и самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть ничто иное, как расширенная Аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего ее начала. Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип. Термин введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).
Платон создал модель идеального государства — аристократия.
Основные черты аристократии по Платону:
основа — рабский труд;
государством правят «философы»;
страну охраняют воины и аристократы;
ниже стоят «ремесленники»;
всё население делится на 3 сословия;
философы и воины не должны иметь частной собственности;
нет замкнутой семьи.
Основным отличием аристократии от олигархии является забота аристократии о благе всего государства, а не исключительно о благе собственного класса, что подобно различию между монархией и тиранией.
Этнократия (от греч. εθνος — «этнос» (народ) и греч. κράτος — господство, власть) — общественный строй, при котором власть принадлежит элите, сформированной из представителей одной национальности по признаку этнической принадлежности.
Что такое аристократия? Кто такой аристократ и как он выглядит?
Определение аристократии
Аристократия — государственная форма правления, где власть принадлежит небольшой группе правящей элиты (аристократам).
Слово аристократия происходит от греческого aristokratia — «правление лучших».
Аристократ — это человек, принадлежащий к элите общества, у кого есть титул и чья семья имеет высокий социальный статус.
В переносном значении, аристократ — это человек, который считает себя лучше других, не любит работать сам и перекладывает свои обязанности на других.
Синонимы слова «аристократ» — дворянин, вельможа, знать (сущ.), барин, голубая кровь.
Аристократизм — это поведение, свойственное аристократу, которое выглядит элегантно, изысканно и изящно.
Сцена из «Аббатство Даунтон», сериал о жизни британской аристократической семьи, 2011 – 2016 гг., создатель Джулиан Феллоуз.
Аристократия Аристотеля
Власть лучших
Греческие философы Платон и Аристотель описывали этот вид правления как «власть немногих лучших»: морально и интеллектуально превосходящие лица руководят в интересах всего общества.
Аристократия — правление совершается небольшой группой лиц, которая кажется наиболее для этого подходящей, и строится из относительно немногочисленного привилегированного класса.
Шесть форм правления Аристотеля
Аристотель описал шесть форм правления, которые:
- Делятся на правильные и неправильные.
- Делятся по числу лиц у власти: один, несколько и большинство.
Когда у власти один человек:
- правильная форма правления — это монархия;
- неправильная форма правления — это тирания.
Когда у власти несколько человек:
- правильная форма правления — это аристократия;
- неправильная форма правления — это олигархия.
Когда у власти большинство:
- правильная форма правления — это полития;
- неправильная форма правления — это демократия.
Признаки аристократа
Внешность аристократа (мужчины или женщины) может очень сильно отличаться, но можно заметить некоторые общие характеристики:
- здоровая светлая кожа без загара;
- волосы ухоженные, уложены в причёску;
- правильная осанка;
- одежда чистая и элегантная, подчёркивающая не обнажённые части тела, а индивидуальность;
- аксессуары присутствуют, но умеренно.
Поведение аристократа отличается тем, что он:
- не сплетничает и ни над кем не подшучивает;
- никогда не кричит и не выходит из себя, отстаивает свою точку зрения мирным путём;
- уважает личное пространство других;
- одинаково вежлив со всеми, независимо от их социального положения;
- телодвижения сдержанные и плавные, без ярко выраженной мимики;
- никогда не останавливается в самосовершенствовании.
Смотрите также значение Политического режима.
Дата обновления 05/03/2020.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
Аристократия — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аристокра́тия (др.-греч. ἀριστοκρατία от ἀριστεύς «знатнейший, благороднейшего происхождения» + κράτος «мощь, власть, вождь») — форма государственного правления, при которой власть принадлежит знати (в отличие от единоличного наследственного правления монарха, единоличного выборного правления тирана или демократии).
История и сущность аристократии как формы правления
Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы.
Ей противопоставляется ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан.
Сам термин «аристократия» введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель).
В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Но на деле вопрос об этом избранничестве находит различное разрешение; в одних аристократиях определяющим началом является знатность происхождения, в других воинская доблесть, высшее умственное развитие, религиозное или нравственное превосходство, наконец, также размеры и род имущества. Впрочем, в большинстве аристократий несколько этих факторов, или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть.
Помимо государственной формы, аристократами называются ещё высшие аристократические классы. Принадлежность к ним может обусловливаться рождением и наследованием известных недвижимостей (родовая аристократия, знать в тесном смысле), или же она связана с приобретением особых, предполагающих её условий (денежная и чиновная аристократия, noblesse financière, noblesse de la robe), или, наконец, достигается избранием. К последнему роду принадлежала народная аристократия древнего Рима. Родовая и поземельная аристократия достигла полного своего развития в феодальной организации нового европейского общества, явившегося на смену античной цивилизации; в борьбе с этой средневековой аристократией вырос и укрепился принцип современной монархии. Решительный, смертельный удар нанесла ей Великая французская революция, положив начало господству денежной аристократии, утвердившей теперь своё владычество во всех европейских государствах.
В России на рубеже XIX—XX веков давалось приблизительно такое определение аристократии:
Сущность аристократического принципа заключалась в том, что господство должно принадлежать «лучшим людям по наследству», и влекла за собою три важных последствия:
- Даже в конституционных монархиях аристократические элементы участвуют если не прямо в обладании верховной властью, то в её отправлениях, и притом фактически везде, а в так называемых представительных монархиях — в силу государственно-юридических полномочий. Последнее осуществляется преимущественно в форме избрания членов верхних палат парламентов; но и нижние палаты, или палаты представителей, равно как вообще всякое народное представительство, в свою очередь, тоже покоятся на аристократическом принципе.
- Самая широкая демократия не только терпит у себя аристократические элементы, но в действительности есть не что иное, как расширенная аристократия, так что оба они — понятия относительные и представляют лишь различные степени развития одной и той же государственной формы одного и того же определяющего её начала.
- Наконец, третье последствие заключается в том, что во всех образующихся внутри государства общественных союзах, политических, социальных и даже церковных, равно как в международных союзах государств, везде выступает аристократический принцип[1].
Следует сравнить подобное устаревшее определение с современным термином «меритократия».
См. также
Примечания
- ↑ Аристократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
Ссылки
АРИСТОКРАТИИ ПРАВЛЕНИЕ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
АРИСТОКРАТИИ ПРАВЛЕНИЕ – форма господства меньшинства, состоящего из знатных представителей общества. Слова «аристократия» и «аристократический» происходят от греческого слова áristoV, означающего «лучшие». У Гомера оно употреблялось прежде всего в военном значении – «лучшие воины». Те места в Илиаде, где рассказывается о подвигах отдельных героев, носят названия áristeia Диомеда, Аякса, Патрокла и т.д. При всей их натянутости, претензии на существование героических предков типичны в среде аристократов.
ЗАРОЖДЕНИЕ АРИСТОКРАТИИ
Еще в глубокой древности во всех частях света находились люди, которые утверждали, что они от природы способны править более успешно, чем остальные. По-видимому, достижения отдельных лиц, наделенных чрезвычайным умом и доблестью, сформировали основу для таких претензий со стороны их потомков, по аналогии с результатами селекционного разведения лошадей, собак и других одомашненных животных, по которым видно, что отдельные желательные черты – сила, скорость, ум и другие – имеют тенденцию к передаче от родителя к потомку.
Из этой посылки вытекают разнообразные виды и степени ограничений, налагаемых аристократическими обществами на браки своих членов; общее правило состоит в том, что знатный человек может вступить в брак только с ровней. Даже незаконнорожденные дети знатных отцов отстаивают права на знатность, несмотря на происхождение своих матерей – самым известным примером является, пожалуй, герцог Вильгельм Нормандский, после 1066 король Англии по праву завоевания. Принцип заключается в том, что благородная кровь, унаследованная (предположительно) от отцовской стороны, обладает достаточным превосходством, чтобы иметь преимущество над обычной даже после разбавления. Однако довольно часто знатные люди, вступая в браки с представителями простого народа и следовательно, нарушая долг аристократа поддерживать чистоту крови, навлекали на себя строгие санкции вплоть до изгнания из общества и лишения прав на наследство.
Мистика знатной крови была особенно сильна в ранние периоды истории и в Средние века. В Новое время ее постепенно сменили другие, более рациональные оправдания привилегированного статуса знати. Довод в пользу сохранения аристократии стал в большей степени опираться на превосходство, якобы дарованное ее исключительными культурными возможностями и достижениями. Но сохранилась также и прежняя вера в биологическое превосходство знати, достаточная для того, чтобы поддерживать высокий уровень высокомерия и снобизма титулованных особ, а также чувство почтения к ним «простонародья». Именно так обстоит дело в регионах с сильными аристократическими традициями.
Хотя претензии на статус аристократии первоначально основывались на происхождении, ее правление (как, возможно, впервые указал Аристотель) с поразительной частотой оправдывалось как логическое следствие обладания богатством. Аргументация может принимать одну из двух форм: (1) обладание богатством свидетельствует об особой божественной избранности или необычных качествах и достоинствах; (2) обладающие богатством люди обязаны его охранять и поэтому должны распоряжаться им мудро, как управляющие или попечители общества, а для этого требуется, чтобы богатые люди (составляющие меньшинство) обладали бы властью, так как если бы ее получило неимущее большинство, то оно перераспределило бы собственность. Первый аргумент имел сторонников во всех эпохах и культурах. Возможно, наиболее известными примерами являются пуританская доктрина избранных (процветание как знак благодати божьей) и ставшее знаменитым Слово о богатстве Эндрю Карнеги с его социал-дарвинистской трактовкой денежного успеха как свидетельства высшей «приспособленности» в «борьбе за существование». Второй аргумент о собственности как ответственности, требующей политической власти для предохранения от алчности бедноты, является общим местом в политической философии после Аристотеля, особенно заметным в мышлении английских вигов и американских федералистов.
Однако претензии аристократов на социальную полезность не оставались неизменными. Богатство немногих может рассматриваться просто как следствие природы вещей, и тогда для оправдания власти аристократии выдвигаются два основания: (1) она является необходимым оплотом против демократического раздела богатства; (2) богатые люди способны править более ответственно, чем любые другие, потому что потеряют больше от ошибочного правления или национальной катастрофы. Именно поэтому Оливер Кромвель и его зять Генри Айртон сопротивлялись левеллерам, требовавшим в 1640-х демократического избирательного права. Сама идея «столпов общества» была введена для оправдания господства аристократии или олигархии, основанного на богатстве.
Вероятно оттого, что обладание собственностью зачастую выглядит случайным и не зависящим от личных качеств (например, при наследовании богатства), апологеты аристократического правления редко довольствуются одним лишь доводом о богатстве. У плутократии как таковой немного защитников. Гораздо чаще встречается аргумент, подчеркивающий культурное и моральное превосходство, обеспечиваемое богатством, рафинированным воспитанием и возможностями хорошего образования. Аристократ, исходя из этой логики, может проявлять бoльшую объективность, либерализм, терпимость и просвещенность в таких ситуациях, когда от политика-демократа можно ожидать обращения к беспринципной манипуляции и безответственной демагогии. В то время как демократ может надеяться избежать возмездия за проступки, применяя политическое маневрирование, аристократ защищен от недостойных приемов или ухищрений собственным кодексом чести и желанием сохранить одобрение равных.
Известное правдоподобие этим претензиям придает тот факт, что в различные периоды истории аристократы действительно предъявляли к себе весьма суровые требования и внедряли чрезвычайно высокий стандарт личной цельности и самопожертвования. Средневековый рыцарский кодекс свидетельствует о таких устремлениях, а его центральный принцип – noblesse oblige («положение обязывает») воплотил альтруистический идеал рыцарства в двойном его значении: знатное происхождение не только требует («обязывает») служить другим из вежливости и христианского смирения, но и накладывает долг («обязывает») ставить нужды других, особенно слабых и беззащитных, выше собственных. Дух самоотрицания и служения надличностным ценностям характерен и для других знаменитых аристократов – от класса воинов древней Спарты до японских самураев (см. РЫЦАРСТВО).
Происхождение.
Военное мастерство, особенно в первобытных и аграрно-традиционалистских обществах, играло главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которых основывается аристократия. Таково, например, происхождение знати среди греков героической эпохи и происхождение римской аристократии. Однако в обществах, зависящих от централизованной администрации, управляющей крупномасштабным ирригационным земледелием или морской торговлей, – таких как египетская, вавилонская или минойская цивилизации, – вполне возможно, что сначала священнические или, в ряде случаев, административные и коммерческие функции определили высший социальный и экономический статус нескольких семей, позволив им разделить власть с монархами и даже установить олигархические структуры, способные противостоять царю, когда он был слаб или его политика означала слишком явное отступление от традиций.
Когда аристократия тесно переплетается с администрацией, государство приобретает многие черты аристократического правления – сильный консерватизм и сопротивление крайнему рассеиванию или крайнему сосредоточению власти. Китайское чиновничество (мандарины) – классический пример административной элиты как почти неодолимого оплота статус-кво. Другие хорошо известные примеры – служилое дворянство в царской России, наделенные дворянскими титулами гражданские служащие ancien regime («старого режима») во Франции (noblesse de la robe – буквально «дворянство мантии») и административная иерархия средневековой Византии.
АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ В ИСТОРИИ
Примитивные общества.
И самая древняя аристократия, известная по историческим документам, и привилегированные группы среди современных примитивных народов демонстрируют большинство черт, обнаруживаемых в более развитой форме у аристократии цивилизованных стран. Старейшины племени или вожди родовых групп пользуются властью на основании возраста, богатства, военных подвигов, хранения племенного закона, истории и традиции, магического и врачебного мастерства, знания религиозных обрядов и мистерий, предполагаемых кровных уз с богами или реального родства с царем или верховным вождем. В племенах, где господствует военный образ жизни, доступ в группу знати обычно проходит через поле боя или священничество.
Правящие касты.
Когда завоеванное население или пленников, захваченных на войне, превращают в рабов, вся группа победивших рабовладельцев может составить аристократическую правящую касту и в то же время – как в Спарте – допускать значительное неравенство среди самих свободных граждан. Германские племена до захвата Римской империи имели, по-видимому, подобный вид социальной структуры, по крайней мере, в мирное время. Можно привести и множество других примеров, в том числе из истории американских индейцев до Колумба. В древней Спарте, управлявшейся потомками завоевателей-дорийцев, строго аристократическая природа государства определялась тем, что многочисленное местное население порабощенных, но потенциально способных к мятежу илотов представляло постоянную угрозу жизни и безопасности находившихся в меньшинстве свободных граждан, которые могли сохранить собственное превосходство, лишь поддерживая строжайшую дисциплину в своих рядах. Поэтому спартанское воспитание обращало особое внимание на чувство долга, аскетизм, самодисциплину и подчинение личности государству – достоинства, которые оказываются уместны и другим правящим меньшинствам в аналогичных обстоятельствах (например, юнкерам Восточной Пруссии) (см. СПАРТА).
К искусству и философии спартанцы относились с подозрением, полагая, что они способны породить изнеженность или нежелательные сомнения в этической основе спартанского общества. Вместо этого поощрялись атлетика и военная подготовка, так как воспитательный идеал трактовался в терминах выработки характера, а не умственных достижений. В этом Спарте подражали последующие аристократии, причем с таким единообразием, что возникает вопрос, не стремились ли привилегированные меньшинства компенсировать свою посредственность интенсивным культивированием тех черт характера, которые наиболее эффективно служат отстаиванию господства меньшинства. Иными словами, аристократу не требовалось обладать оригинальным интеллектом высшего порядка, ему необходимо лишь быть совершенно точным в своей роли. Если это заключение правильно, то оно может объяснить, почему аристократическое правление всегда отличалось, враждебностью к нововведениям и переменам.
В других городах-государствах Греции, особенно в Афинах, ранние формы аристократии замещались демократическими и олигархическими формами (или смешивались с ними), по-видимому вследствие сдвига в экономике от сельского хозяйства к торговле, горному делу, промышленности и судостроению. Эти изменения сократили влияние семей прежних землевладельцев и привели сначала к возвышению поддержанных народом «тиранов», а затем – к правлению свободных граждан.
Древний Рим.
Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы (curiae), и присвоившими привилегии высшей касты. В любом случае власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов (comitia curiata), которая даровала царю после избрания imperium (верховную власть). Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными – эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации. Так как Рим был самым северным форпостом латинских племен, соседствующим с этрусской цивилизацией, нет ничего удивительного в том, что римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству.
Считается, что Сервий Туллий, царь, чье имя указывает на его (или его отца) происхождение из рабов, предпринял радикальные преобразования. Возможно для того, чтобы сломать господство прежних наследственных кланов, заменил первоначальные племена, или трибы, основанные на родстве, новой системой четырех кланов горожан, базировавшейся на богатстве и виде оружия и подразделенной с военными целями на классы и центурии. Тем не менее, богатые патриции продолжали контролировать собрания и руководили учреждением республики после изгнания последнего царя, Тарквиния Гордого (509 до н.э.). Плебеи по-прежнему были исключены из политической жизни, не считая того, что они получили собственное собрание (concilium plebis, или плебс) со своими чиновниками, или трибунами. Вскоре после основания республики, чтобы включить плебеев в новое собрание всего народа (comitia tributa), были сформированы семнадцать новых триб. Постановление, проголосованное только плебсом, называлось плебисцитом (plebiscitum) и первоначально распространялось только на плебеев. Напротив, закон (lex), чтобы он мог иметь обязательную силу для всего народа Рима, должен был приниматься общим собранием. К концу республиканского периода это различие фактически исчезло, так как плебеи сумели добиться равного гражданства.
Первым шагом в этом процессе стало наделение трибунов полномочием накладывать вето на решения магистратов, а позднее – и на акты Сената. Затем плебс стал агитировать за кодификацию законов, чтобы обуздать произвол патрицианских магистратов. Примерно в 450 до н.э. были составлены Двенадцать таблиц, которые оставались основой римского публичного права до 2 в. н.э. Примерно в то же время плебс добился новых уступок, включающих право плебеев вступать в браки с патрициями, причем дети наследовали ранг отца. Достигнув фактического равенства в политике, плебеи стали искать способы облегчения своего экономического и социального положения. Некоторые плебейские семьи разбогатели и объединялись с патрициями, чтобы угнетать бедноту; это облегчалось тем, что только самые богатые члены отдаленных триб могли позволить себе посещение собраний в Риме. Однако вся законодательная инициатива находились в руках председательствующих магистратов, избираемых Сенатом из числа знати.
По мере того как имперская экспансия порождала все более и более сложные системы правления, Сенат становился все могущественнее. В 133 и 123–121 до н.э. были предприняты попытки раздела обширных земельных владений (latifundia) и раздачи небольших участков бедноте. Но вожди плебеев Тиберий и Гай Гракхи (трибуны, хотя и знатного происхождения), были убиты патрициями из реакционной партии знати (оптиматами), а Сенат казнил сотни последователей Гракхов как врагов общества. Хотя какое-то перераспределение земли, по-видимому, имело место, ряд мер, закончившийся принятием аграрного закона (lex agraria) в 111 до н.э., закрыл программу реформ и восстановил господство сенатской олигархии. В течение следующего полувека, заполненного гражданскими войнами, диктатурой и проскрипциями, Сенат становился все более коррумпированным, репрессивным и неэффективным.
В конце концов Юлий Цезарь разрушил господство оптиматов, установив поддержанную народом диктатуру, базирующуюся на программе, направленной против аристократии и включавшей расширение (и, следовательно, разбавление) Сената и магистратуры, распространение гражданства на жителей провинций и перераспределение земли. За его убийством в 44 до н.э. последовало краткое оживление аристократии, но военный триумф Октавиана, внучатого племянника и наследника Цезаря, будущего императора Августа, привел в 29 до н.э. к окончательной замене правления аристократии монархической схемой с демагогической ориентацией. Август еще делал вид, что делит власть с Сенатом, но при следующих императорах этот орган не имел даже видимости власти. С ростом могущества и богатства Рима аристократия превратилась в коррумпированную олигархию, расколотую амбициями и жадностью. Ее крах привел к абсолютной монархии, опиравшейся частично на народное одобрение (в обмен на обеспечение «хлеба и зрелищ»), но главным образом на бюрократический и военный контроль.
Феодальная Западная Европа.
Правление аристократии снова появилось на Западе только после разрушения централизованной власти и захвата западных провинций Рима германскими племенами. Примерно между 4 и 10 вв. на этих территориях созревала т.н. феодальная система. Военная свита вождей германцев, видимо, послужила моделью для феодальных вассалов в их преданности сеньору. Экономические и договорные отношения феодализма могли возникнуть из таких римских установлений, как коммендация и патронат (согласно которым во время беспорядков мелкие землевладельцы передавали свою собственность более могущественному лицу в обмен на физическую защиту и право пользования его имуществом). Теоретическое равенство внутри феодальной знати (выраженное, например, в идее сословия пэров), вероятно, происходит от германской идеи солидарности воинов. Но покоренным жителям бывшей Римской империи был предназначен чисто рабский статус. Относительно немногочисленные захватчики вытеснили последний правящий класс римлян и стали аристократией, преимущественно военной.
С фактическим исчезновением городской жизни и рыночной экономики в Средние века основой богатства, власти и социального статуса стала земля. Поместье (часто это была земля, прикрепленная к деревне) составило основную единицу феодального землевладения. Владения (лат. – feudum) дворянина могли состоять из единственного поместья (что типично для конного воина – рыцаря в Англии, шевалье во Франции) или нескольких поместий. Высшая знать располагала обширными владениями, включающими много поместий. Доход от поместий извлекался или непосредственно (работой, продукцией или деньгами крестьян, обычно крепостных), или косвенно (долей дохода вассала, или подчиненного дворянина, владевшего одним или несколькими поместьями). Граф или герцог, например, мог владеть дюжиной поместий, которыми распоряжались незнатные управляющие, а также получать доход от своих вассалов – низших дворян, присягнувших ему в верности и пожалованных за это поместьями.
В феодальной системе король был верховным господином, а все знатные землевладельцы – его прямыми или косвенными вассалами; под королевской властью, следовательно, понимали не что иное, как владения богатого феодального сеньора, который был первым среди равных. Его реальные богатство и власть зависели, кроме того, от размеров дохода, поступающего к нему напрямую из его собственных поместий или косвенно из поместий вассалов, так как налоги в современном смысле были практически неизвестны. Большинство расчетов производились бартером, потому что денег в обращении было немного. Так что феодальным королям было непросто накапливать средства для широкомасштабных предприятий. Слишком бедные, чтобы позволить себе постоянные армии, они в лучшем случае могли рассчитывать на периодическую и ограниченную военную службу (часто ее срок устанавливался в 40 дней в год), которую их вассалы согласно присяге обязаны были обеспечивать, и в конфликтах между королевской властью и самыми могущественными из ее подданных эти узы личной верности оказывались далеко не всегда надежными. Изредка монарх выдающихся дарований мог преуспеть в приведении своих баронов к временной покорности, но если у него не оказывалось равного ему преемника, то период сильной королевской власти не мог быть продолжительным.
Нормальной была ситуация, когда король пользовался церемониальным, а отчасти и религиозным почитанием, проистекающим от освящения, дарованного церковью при коронации, в то время как бoльшая часть реальной работы по управлению переносилась на местный уровень. Владение землями обычно давало определенные права на выполнение отдельных функций верховной власти, включая отправление правосудия и чеканку денег. Эти права часто считали и называли «иммунитетами», т.е. привилегиями, в которые никто не мог вмешиваться. Результатом стала крайняя децентрализация власти, сопровождавшаяся постоянной неопределенностью и спорами о полномочиях. Соответственно, феодализм называли «слегка организованным хаосом», и степень преувеличения в этой характеристике – особенно для раннего Средневековья – не так уж велика.
К 9 в. была все же выработана и сведена к договорной форме или правовому прецеденту более или менее стабильная схема отношений; знать к тому времени обладала определенными правами и обязанностями по отношению к королю, и возникла совокупность феодальных норм, включавших основные требования к этим отношениям. Появилась тенденция урегулирования разногласий не насилием, а судебной тяжбой, и королевская власть предпринимала непрекращавшиеся столетиями попытки стать единственным арбитром в спорах – т.е. обеспечить монополию на правосудие. Но только после нормандского завоевания (1066) в Англии и еще позднее во Франции и других континентальных странах король мог заметно ущемлять власть аристократии.
Таким образом, века, непосредственно предшествующие крестовым походам, представляют зрелище фактически однородного аристократического государственного устройства, монархического по названию, на деле же опирающегося на господство военного класса, извлекающего главный доход из принудительных платежей несвободного крестьянства, лишенного доступа как к оружию, так и к образованию и культуре. Крепостной почти не имеет прав, которые могли бы применяться по закону против сеньора, в чьем поместье он живет; без согласия сеньора он не может жениться, передать арендуемое имущество наследникам или покинуть поместье. Смешанные браки между знатью и простым народом редки и, как правило, означают утрату дворянства для детей. Единственным средством образования и продвижения членов низшего класса оставалась церковь, и несколько человек незнатного происхождения действительно возвысились и стали епископами, аббатами, кардиналами и даже папами, но такие примеры редки и относятся к людям исключительных способностей. Военная и политическая карьера была доступна лишь аристократии.
Постфеодальная Западная Европа.
Между крестовыми походами и началом 19 в. – в ответ на изменения политических, экономических и культурных обстоятельств – средневековая система аристократического правления постепенно модифицировалась. Оживление жизни в городах и рост капитализма породили средний класс (торговую и финансовую буржуазию), отличающийся как от крепостного крестьянства, так и от аристократии. Действуя, как правило, при поддержке этого энергичного городского элемента, западноевропейские и английские короли смогли создать могущественные централизованные государства, все более укрепляемые наемными профессиональными армиями и обученной бюрократией. Правосудие и другие функции верховной власти постепенно прибирались к королевским рукам, а независимая военная власть знати систематически сокращалась эффективным запретом частных армий, внедрением огнестрельного оружия (особенно, пушек), слишком дорогого для большинства дворян, и разрушением укрепленных замков. Во Франции этот процесс в основном завершился ко времени кардинала Ришелье. В Англии знать стала вполне послушной, после того как вплотную приблизилась к уничтожению в войне Алой и Белой розы.
Все же и после потери военной и политической независимости аристократия Западной Европы оставалась чрезвычайно могущественной. Она сохраняла земельные владения, нередко позволяя (как в Англии) обратить крепостную повинность в денежную ренту, а на отдельных территориях (Англия, Нидерланды, Северная Италия) обратилась к коммерческому сельскому хозяйству или вкладывала средства в капиталистические предприятия. Аристократия вступала в смешанные браки с городской знатью или новым дворянством, состоявшим из высших государственных и судебных служащих (известным во Франции как noblesse de la robe, дворянство мантии, в отличие от традиционного noblesse de l’epee, дворянства шпаги). Земельная аристократия при поддержке монархии сохраняла также фактическую монополию на военную службу и сопротивлялась проникновению простолюдинов на облеченные полномочиями посты или блокировала их продвижение выше определенного чина. Многие короли континентальных стран вслед за королем Франции Людовиком XIV завели изысканные дворы, присутствие при которых стало почти обязательным для дворян, желавших пользоваться расположением короля. В Версале и ему подобных местах светские удовольствия притягивали и поглощали энергию аристократии, которая прежде растрачивалась в частных междоусобицах или интригах против королевской власти. Феодальные магнаты, которые некогда, во время бунта знати, известного как Фронда (1648–1653), угрожали единству и самому существованию монархии, превратились в слабых, смиренных и зачастую разорившихся придворных, чье приятное существование полностью зависело от «великодушия» короля.
Аристократия становилась все более и более паразитической, по мере того, как ее изначальные функции принимало на себя растущее бюрократическое государство, оставляя ей лишь расточительность, высокомерие и легкомыслие, внушающие зависть и негодование рассудительному и трудолюбивому среднему классу. По иронии судьбы, в то самое время, когда правление аристократии заметно устаревало и становилось все более и более непопулярным во Франции, знать со значительным успехом добивалась увеличения привилегий, закрытия своих рядов для новых людей и недопущения простолюдинов на государственную службу. Действуя в союзе с другими привилегированными группами, вроде высшего духовенства и пожалованных дворянством судебных, – с которыми аристократию тесно связывали кровь, интересы и виды на будущее, – французская знать систематически блокировала любую реформу королевских министров 18 в., рассчитанную на спасение монархии (и самих аристократов) от неминуемой гибели. Буржуазная революция 1789 произошла лишь тогда, когда эта негативная «аристократическая революция» обнаружила несостоятельность монархии и ее неспособность к самореформированию.
Центральная и Восточная Европа.
В других европейских странах существование значительных остатков власти аристократии еще более затянулось. В Центральной и Восточной Европе, особенно в Пруссии, Австрии и России, аристократия – в отсутствие энергичного среднего класса – вошла в исключительно взаимовыгодные отношения с абсолютной монархией. В самом деле, в России (и других странах, хотя и в меньшей степени) потребность в военных и гражданских чиновниках привела к созданию «служилого дворянства», полностью опиравшегося на занимаемые должности. Ненаследуемое наделение военных землей (поместьями) великими московскими князьями началось примерно с 1450, эту практику продолжили и расширили цари, особенно Петр Великий и императрицы Елизавета и Екатерина II. Чтобы предупредить бегство крестьян от военной службы, их насильно прикрепили к земле, но они все-таки бежали на юг и восток, угрожая оставить центр страны малонаселенным, и дворянство, пытаясь противодействовать этому процессу, обращалось с крестьянами все более жестоко. Впоследствии дворянство добилось наследственного владения поместьями, могло уклониться от бремени государственных обязанностей или облегчить его и чрезвычайно расширило свои привилегии, главным образом за счет крестьянства. Принесение в жертву интересов крестьян в угоду дворянству являлось также характерной чертой укрепления монархии в Австрии и Пруссии 17–18 вв., хотя и в меньшей степени, чем в России.
Города-государства.
Нельзя не отметить привлекательность аристократической модели для господствующих групп в растущих городских центрах Европы позднего Средневековья и начала Нового времени. Некоторые территории (особенно во Фландрии и в Северной Италии) на ограниченных отрезках времени имели успешный опыт демократии, включающий право полного гражданства с избирательным правом, которыми пользовались все или практически все взрослые мужчины, постоянно проживающие в городе. Но с ростом и дифференциацией населения, сопровождавшимися, как обычно, концентрацией богатства в нескольких семьях, большинство этих республик или коммун позднего Средневековья последовали олигархическому образцу. В результате голосование и (или) занятие должностей ограничивалось, как правило, теми семьями, гражданство которых признавалось наследуемым. Кроме того, политические права привязывались к владению собственностью, цеховым привилегиям, уплате специальных налогов или наличию определенных земельных наделов. Крайне консервативная Венецианская республика, в конце концов разгромленная Наполеоном, представляет классический пример такой олигархии. Свободные города Священной Римской империи, города Ганзейской лиги и привилегированные города Англии и Западной Европы обнаружили те же общие тенденции олигархического контроля со стороны сравнительно немногочисленных, но гордых и высоко культурных патрициев. Большинство этих городов-государств было сметено радикальным политическим переустройством – придававшим особое значение национальному единообразию и централизму – почти всей Европы во время Французской революции и при Наполеоне, но немногие (например, Базель, Франкфурт-на-Майне, Гамбург и Люксембург) продолжали существовать и процветать в 19 в. и даже позднее.
Общества белого меньшинства.
Совершенно иной тип аристократии или правящей олигархии вырос в других частях света в Новейшее время. Владельцы плантаций, сформировавшие господствующее меньшинство на довоенном американском Юге, иллюстрируют один из его вариантов, аналогичное явление представляют и европейские колонисты на покоренных территориях с преобладающим африканским или азиатским населением. Для любой из этих категорий принадлежность к правящему сообществу означало непомерные привилегии по отношению к подчиненному населению. Экономической основой такой расовой аристократии служила, как правило, система плантаций или другая система крупномасштабного коммерческого сельского хозяйства, хотя в Южной Африке особое значение имело горное дело. Труд был организован или по системе рабства (как на довоенном американском Юге), или – почти во всех иных местах и в последнее время – по номинальной системе вольного найма. Так как во многих туземных культурах высоко ценится досуг, колониальные правители вводили налоги «хижины», «резиновые» налоги или их эквиваленты, чтобы принудить работника оставаться на рынке труда и после удовлетворения его скромных потребностей. Присвоение европейским меньшинством самой ценной земли также вынуждало туземные народы отказаться от традиционной охоты и пасторального существования. Им не оставалось ничего иного, как наниматься на работу в поместья европейцев. Присутствие колонистов укрепило политический порядок и безопасность, значительно улучшило здравоохранение и привело к феноменальному росту населения, что в свою очередь снизило заработки и взвинтило цены на землю. За длительный срок эти изменения породили тенденцию роста межрасовых противоречий, отразившихся (прежде всего в Африке) в предпринятых европейцами мерах подавления и сегрегации. Это привело к подъему освободительного движения среди неевропейского большинства, и европейцам пришлось отказаться от прямого колониального правления и заменить его косвенными «неоколониальными» формами экономического контроля.
Управленческая элита.
В 1940-е и 1950-е годы некоторые теоретики были склонны усматривать в возникновении «управленческой элиты» как в капиталистических, так и в коммунистических индустриальных обществах своеобразные зачатки новой формы аристократии. В самом деле, для высшего уровня управленческого класса характерны особые претензии на доход, непропорциональное политическое влияние и привилегированный доступ к образовательным и культурным возможностям. Однако управленцы с Запада демонстрируют откровенное стремление к статусу частных собственников.
В современном мире произошли очевидные изменения в понимании термина «аристократия». Распространенным явлением стало то, что социально-экономические доктрины путают аристократию с олигархией. «Аристократия» значит «правление лучших», в то время как сегодня под аристократией понимают просто очень богатых людей, определенным образом одевающихся или имеющих особый стиль общения с людьми. Но это не классическая аристократия в первоначальном смысле этого слова, не аристократия духовная. Она не должна ошибочно отождествляться с бюрократическими системами, в которых правят деньги. Облачение духовной аристократии – не вещи, а моральные принципы, красота и благородство. Это есть главный признак аристократии в любую эпоху.
это… Аристократия: определение, сущность и представители :: BusinessMan.ru
Аристократия — это одна из форм управления государством, в которой знать держит в своих руках власть. Она отличается от монархической формы и тирании. Также совершенно другой концепцией владеет демократия.
Понятие о привилегированном сословии
Об этом типе власти впервые заговорили античные философы-идеалисты Платон и Аристотель. Представители аристократии присутствовали в некоторых древнегреческих городах и государствах. Они были в Древнем Риме и Спарте.
Также характерна эта форма правления для республик Средневековья, что были в Европе. Противоположной является демократия. Аристократия, в отличие от нее, не присваивает державную власть всем людям или их большинству. Наоборот, присутствует общность избранных по принципу крови. Аристократия — это идея управления государством высшим сословием людей, им присваивались самые лучшие таланты и гениальные умы.
Главным фактором в выборе властителей становилось то, насколько знатно происхождение претендентов, а порой ценилась доблесть их как воинов. Иногда опирались на уровень развития в умственном плане.
Религия и нравственность тоже брались за мерило. Еще один вид, который может олицетворять аристократия, — олигархия. В данном случае главенствующие позиции отдаются тем, кто имеет больше всех имущественных ценностей. Как правило, одного фактора недостаточно. Считалось, что править достоин только человек, действительно стоящий на несколько ступенек выше среднестатистической прослойки общества.
Пути зачисления в ряды аристократов
Кроме того, что аристократия — это государственная форма, данным термином обозначают еще и высший класс общества. В него можно попасть, если вы родились в соответствующей семье и унаследовали крупное состояние. Родовую высшую прослойку общества как раз и характеризует имущество, намного превышающее средние показатели рядового гражданина.
Высшая аристократия отождествляется с особыми условиями или достижениями, благодаря которым человек попадает в ряды главенствующих представителей своей общности. В Древнем Риме возвышенность над основной массой могла быть родовой, либо поземельной. Эти люди достигали высоких позиций, когда речь шла о феодальном строе в европейском обществе, что сменило античную цивилизацию. При борьбе с этим строем выросла и укрепилась монархия, представляющая правление одного лица.
Денежная аристократия — это как раз тот институт власти, который начал свое существование в результате Великой французской революции. С тех пор все европейские государства контролировались самыми богатыми гражданами.
Удел лучших
Аристократический принцип состоит в том, что только лучшие люди могут иметь господство. Из этого вытекло несколько немаловажных факторов. Даже нереспубликанские государства, являвшиеся монархиями, включали в модель своего правления элементы аристократии. Это могло быть не прямое обладание властью в стране, а всего лишь отдельные проявления.
Этому способствовали повсеместно государственные и юридические полномочия представительных монархий. В данном случае аристократия — это верхние правящие палаты, а также нижние, получающие распоряжения сверху. Характерно наличие организаций с представителями на разных уровнях. Единый принцип объединял эти ступени лестницы власти.
Аристократия проявляется везде
Даже при демократии есть некоторые элементы неравенства. Применяется представление о расширенной аристократии. Поскольку в разных типах общества власть строится неодинаково, понимание о формах господства весьма относительно. Мы можем лишь ознакомиться с различными степенями метаморфоз какой-либо формы управления.
Все образующиеся в государстве общественные, социальные, политические и церковные союзы несут в себе принцип выборности аристократии. То же самое можно отнести к международному уровню.
В России
Русская аристократия представляла собой дворян, чье положение было значительно выше, чем у простого сословия. На их плечи ложилась одна из первых ролей в государстве. Они имели массу привилегий, но должны были отвечать со своей стороны за это службой.
Дворянин был человеком, ставящим себя выше окружающих, находившимся на пару ступеней впереди, но в то же время ответственным, который чувствовал свою важную роль. Он служил обществу родной державы, участвовал в военных действиях, был всецело самоотверженным по отношению к государству. Дворяне давали присягу и следовали ей. Кроме армейской службы, на них лежала еще и ответственность за крестьян, проживающих на их землях, а также собственное имение.
Высокий моральный кодекс
Самой главной ценностью была верная служба, её поощряла дворянская честь. Это было заложено в их психологии на уровне этики и нравственности. Дворянин должен был слушать и выполнять приказы выше стоящих лиц, не быть падким на ласку, не напрашиваться на службу, но и не уклоняться от своих обязанностей. Самое главное — это честь и отвага.
Как мы видим, общество дворянской России создавало для своего гражданина портрет, окрашенный самыми прекрасными тонами нравственности. Ведь если не с элиты, то с кого же еще брать пример прочим людям?
Как становились истинными дворянами
Дворян воспитывали не с помощью определенной педагогической системы или методики, не навязывали правила. Это можно назвать образом жизни или стилем поведения, сознательным выбором.
Но в некоторой мере дворяне проявляли лучшие черты характера по инерции, перенимая привычки своих семей и подражая родственникам. Традиции не обсуждались и не менялись, а просто соблюдались как данность. От теоретических предписаний наверняка не было бы такого эффекта, как от принципов, которые проявляли в быту, поступая тем или иным образом, общаясь в живую. Нормы поведения практически впитывались с материнским молоком.
Образец для остальных классов общества
Русский дворянин имел спектр наиболее характерных для него черт характера. Он должен быть независимым и храбрым, проявлять благородство и честь. Считалось, что природа наделяла русских аристократов этими качествами, хотя они могут быть усилены или придушены окружающей средой.
Дворянская среда развивалась и совершенствовалась. Превалировали качества гражданина России, которые хотелось видеть в окружении. У дворян была вера, что будущее сгладит неравное положение между слоями в русском обществе, что культура этих людей, начиная с литературных произведений, живописи и изысканного обхождения, спустится и к крестьянам, проникнет в их характеры. Каждый человек в обществе скоро будет свободным и просвещенным.
Для создания качественного общества нужно, чтобы в каждом его кругу царили только самые высшие идеалы, а людям были свойственны честность, ум и хорошая образованность. Именно благодаря образованию должно было быть достигнуто разительное и позитивное преобразование населения.
Нести долг перед Отечеством и быть верным ему значило для дворянина тоже самое, что быть честным с собой и следовать своим принципам. Только тот, кто уважает себя, может уважать окружающих и наоборот. Именно в такой возвышенной и стойкой идеологии воспитывалась верхушка русского общества.
Примеры правительства аристократии — Университет политических наук
Аристократическое правительство наделяет политическую власть сравнительно небольшой частью населения государства. Этот класс может основываться на рождении, богатстве, возрасте, военной мощи, власти священника, образовании или комбинации этих и подобных различий. Как бы то ни было, правящий класс может быть избран в аристократию, но масса народа не имеет никакой реальной доли в правительстве. Многие писатели, начиная с Платона и Аристотеля, считали, что аристократия является лучшей формой правления при условии, что правящий класс состоит из тех, кто наиболее компетентен в управлении, и что они осуществляют свою власть на благо всех, а не в собственных эгоистических интересах. .Некоторые из тех, кто выступал против классовых различий, основанных на рождении и богатстве, верили в прирожденную аристократию способностей и характера, которая должна оказывать доминирующее влияние в политике, и считали, что правительство должно быть организовано таким образом, чтобы дать возможность этой естественной аристократии подняться до политическая власть. В некотором смысле всякое правительство является более или менее аристократическим в том смысле, что значительная часть населения не принимает участия в управлении, что большая часть управляющей власти сосредоточена в руках сравнительно небольшого числа людей, и что общественное мнение находится под влиянием и определяется под руководством немногих.У масс нет ни знаний, ни времени, ни неослабевающего интереса, необходимого для того, чтобы позволить им править. Границу между аристократией и демократией провести сложно, но теория аристократии не верит в политические способности масс и верит в правление избранных
Значение аристократии:
Первоначально аристократия означала эту форму правительство, которое осуществлялось лучшими членами общества и руководствовалось при осуществлении власти и функций наиболее добродетельными принципами. Такая форма правления дошла до нас от Аристотеля, что в переводе с греческого означает лучшее, а Кратос означает власть.Согласно греческим философам, аристократия была формой правления par excellence, ее принципом было моральное и интеллектуальное превосходство правящего класса и добродетельные качества, которые они передавали тем, над кем правили. Аристократия теперь стала обозначать ту форму правления, при которой политическая власть находится в руках небольшой части общества, но это не настоящая проверка аристократии, это действительно олигархия, иногда с последствиями для немногих коррумпированных.Характер аристократии зависит от метода отбора людей, обладающих властью, и целей, которые они преследуют, а не от малости их числа.
Методы отбора разнообразны и были разработаны в соответствии с определенными ведущими идеями, которые проникли и до сих пор проникают в общество. Во-первых, это идея о важности рождения в первобытном обществе, семьи, происходящие напрямую от общего предка, сами по себе составляли класс, в который не допускались посторонние, за исключением, возможно, усыновления.В современном обществе мы не говорим об общем предке, но мы по-прежнему полагаемся на то, что одни семьи лучше других и, следовательно, лучше всего подходят для правления. Во-вторых, выбор может быть обусловлен тем, что люди с более высоким интеллектом и способностями выбираются для управления другими. Это аристократия интеллекта. Другой метод — выбор по милости. Когда король присваивает высокое звание тем, кто лучше всего служит ему, его выбирают по милости. Опять же, может существовать Аристократия богатства, когда критерием отбора является только обладание богатством.Бедные, независимо от их интеллекта или заслуг, не имеют возможности делать публичные предзнаменования и участвовать в общественных делах. Некоторые рождены для того, чтобы править, если им посчастливилось унаследовать богатство или накопить его сами, в то время как другими будут править, если случайность рождения или обстоятельства не делают их такими удачливыми.
Еллинек сказал, что делает упор на социальный аспект аристократии. Он утверждает, что всегда есть какой-то социальный класс, который обладает доминирующей властью в государстве. Это может быть класс священников, военный класс или земельная аристократия.Но каким бы ни был тип, власть будет принадлежать тому социальному классу, который более могущественен, чем остальные, и этот класс пользуется некоторыми особыми привилегиями, в которых отказано другим классам. Еллинек, соответственно, приходит к выводу, что было бы ошибкой определять аристократию просто как правительство немногих.
Виды аристократии.
Аристократия для Аристотеля была нормальной формой правления. Его извращенной формой была олигархия, правительство немногих, то есть богатых для богатых. Руссо разделил аристократию на естественную, выборную и наследственную.Общая основа классификации была: богатство, происхождение, талант и интеллект, культура и образование. Некоторые писатели в последнее время использовали термин «аристодемократия» для обозначения аристократии. Аристодемократия означает, что только лучшие люди обладают властью. В некотором смысле демократическое правительство является более или менее аристократическим в том смысле, что значительная часть населения не принимает участия в правительстве, а большая часть управляющей власти сосредоточена в руках сравнительно небольшого числа людей (теория элиты).Общественное мнение находится под влиянием немногих лидеров. Партия большинства формирует правительство, а ее лидеры возглавляют администрацию. Партия большинства вместе с меньшинством в законодательном органе принимает законы. Массы просто выбирают своих представителей, а остальное оставляют фактическим администраторам до тех пор, пока их снова не потребуют избрать правителей. Таким образом, трудно провести грань между аристократией и демократией. Но следует помнить, что аристократия не верит в способности масс.Это правительство избранных, будь то «аристократия разведения», «аристократия интеллекта» или «аристократия таланта». Демократия верит в способности и способности человека, и ее принцип — равенство. Он принимает человека как мужчину и предоставляет всем равные возможности подняться до высшей государственной должности в государстве. Таким образом, все лица, способные выполнять обязанности гражданина, могут участвовать в управлении делами государства.
Заслуги аристократии.
Одно из главных достоинств Aristocracy заключается в том, что она делает упор на качество, а не на количество.Предполагается, что одни лучше приспособлены к управлению, чем другие. Они правят как лучшие, и критерием их качества является моральное и интеллектуальное превосходство, которым они обладают над другими. «Это вечная привилегия, — говорит Карлайл, — глупым — подчиняться мудрым». Таким образом, аристократия дает сообществу правящий класс, которому можно доверить управление общественными делами с образцовой честностью и честью, потому что они занимают важное положение независимо от политики.Эти люди обладают способностями восприятия, в которых другим обычно отказывают. Они могут видеть порядок в человеческих делах и различать основные тенденции, которые не видны большинству их сограждан. Они возвышаются над эмоциями и интересами и могут видеть значение справедливости и добродетели так, как не могут другие. Аристократия также может претендовать на превосходство над другой фауной правительства в отношении стабильности и эффективности и, таким образом, может поддерживать последовательную и энергичную политику как во внутренних, так и во внешних отношениях.
Джон Стюарт Милль говорит, что «правительства, отличавшиеся в истории устойчивыми способностями и энергией в ведении дел, в основном были ариосто-кратией». Далее утверждается, что аристократия воздерживалась бы от неразумного и неумеренного использования власти Берк. считал, что элита в обществе будет более реалистичным, чем простые люди. Аристократ, по его словам, больше испытывает чувство стыда, потому что он должен спросить себя, что потомки подумают о его действиях, у анонимного гражданина в народном большинстве нет такого мысли.Сторонники «племенной аристократии» защищают наследственную аристократию на том основании, что генетическая наследственность порождает превосходные качества в определенных семейных линиях. Имея корни в своих национальных традициях и имея возможность смотреть в будущее с широкой точки зрения, их подход к политике консервативен в лучшем смысле этого слова. Политическая подготовка у них в крови, и они естественным образом берутся за дело правительства более эффективно и старательно. Они представляют собой эталон совершенства, заимствованный из среды наследственности, и служат образцом для подражания и почитания для других.Поскольку члены этой аристократии материально обеспечены, они вступают в политическую жизнь исключительно из чувства долга. Таким образом, они могут продвигать более широкие интересы общества и им не нужно потакать сиюминутным прихотям капризного электората.
Утверждается, что аристократия в высшей степени консервативна. Стабильность — одно из важнейших требований хорошего правительства, а стабильность требует «консервативных инноваций».«Насильственные изменения, включающие подавление институтов, которые становятся почитаемыми с возрастом, разжигают народные чувства и, как таковые, ставят под угрозу стабильность правительства. «Следовательно, для социального и политического прогресса чрезвычайно важно, чтобы принцип прогресса или либерализма всегда был соединен с принципом стабильности или консерватизма». Аристократия служит желаемой цели. он допускает только медленные изменения и не допускает полного разрыва с прошлым. Аристократия — это резервуар, который сохраняет опыт и передает мудрость как в настоящее, так и в будущее.Консерваторы и преемственность — два основных условия стабильности, и Монтескье сказал, что «умеренность» — главный принцип аристократии.
Кабинет Правительство — это, по сути, аристократия. Те, кто составляют министерство, являются партийными лидерами. По словам Ласки, существенный вклад министров в Кабинет министров — это «их здравый смысл, их способность представить своим коллегам то суждение о решениях, которые общественное мнение, и особенно мнение партии, примет после того, как они будут опубликованы.«Это аристократия с оттенком ответственности. Современные правительства сохранили элемент аристократии в составе верхних палат своих законодательных собраний. Например, Британская палата лордов состоит в основном из потомственных коллег. В странах, где избираются вторые палаты, выборы обычно устраиваются таким образом, чтобы они представляли лучшие умы страны. Совет Штатов, Вторая палата в Индии, состоит из двухсот пятидесяти членов, из которых двенадцать членов назначаются Президентом.Члены, назначаемые Президентом, — это лица, обладающие специальными знаниями или практическим опытом в таких областях, как литература, наука, искусство и социальные службы. Эта система представительства в лучшем смысле аристократична.
Слабость аристократии.
Но зло, присущее всем видам аристократии, состоит в том, что они формируют отдельный интерес, который почти наверняка вступит в конфликт с интересами сообщества. До сих пор не было разработано никаких мудрых и справедливых принципов для выбора правящего класса, и не было предложено никаких гарантий, гарантирующих, что немногие будут править в интересах всех, а не ради своей эгоистической выгоды.Привилегированные люди, которым суждено править, образуют класс имущественных интересов, и они смотрят на свои привилегии как на вопрос права, которое должно быть без ущерба передано их преемникам. Даже лучшая аристократия вскоре вырождается в классовое правление. Наполненные властью и авторитетом, они становятся высокомерными и гордыми и проявляют по отношению к классам, лишенным участия в правительстве, резкость и жестокость, которые были тем более невыносимыми, потому что сопровождались презрением.
Даже интеллектуальная аристократия не может убедить в этом. Высокий интеллект не является исключительной собственностью какой-либо отдельной группы, а рациональные люди случайным образом распределены по социальной шкале. Конечно, у человека из богатого происхождения больше шансов на развитие своего интеллектуального потенциала, поскольку он получит поддержку от своих родителей и преимущества высшего образования. Однако опыт показал, что многие из наших лучших умов произошли из скромного окружения, и многие из них практически самообразовались.
Правило наследования по наследству, «племенная аристократия», работает не только на добро, но и на зло. Когда оно преобладает в течение долгого времени, значительное количество наследственных достоинств переходит к лицам, совершенно неспособным осуществлять власть или эффективно использовать общественное влияние. Более того, разделение людей на классы вызывает зависть и противодействие. Правители становятся узкими, эгоистичными и властными, вызывая всеобщее недовольство и в конечном итоге восстание. Нерационально поддерживать и верить в миф о том, что одни рождены для того, чтобы править, а другие — для того, чтобы ими управлять.Такое правительство невосприимчиво и безответственно, поскольку не позволяет массам проявлять интерес к правительству. Они становятся только получателями заказов. Следовательно, аристократия исключительна. Он не предлагает людям политического обучения или политического сознания, которые так необходимы для гражданства. Это правительство для пассивно ведомых существ, а не для политически пробужденных и активных граждан. Точно так же собственность, как и рождение, не должна быть критерием для возвышения человека до власти.Управляющая власть не может быть разумно ограничена людьми, которые либо случайно родились в богатых семьях, либо которым какая-то причуда удачи принесла богатство. Такие удачливые люди, находясь у власти, изобретают все средства, разумные или безумные, чтобы увековечить свои собственные интересы, ввергая массы в жалкое положение.
Большой недостаток аристократии, говорит Блунчли , — его чрезмерная жесткость. Правительство, уважающее устоявшиеся обычаи и традиции, не может иметь динамичного мировоззрения.Хорошее правительство должно идти в ногу с экономическими и социальными потребностями общества. Аристократия будет сопротивляться всем таким изменениям, чтобы сохранить свою власть. Это не динамический механизм управления для удовлетворения потребностей динамичного человека.
Следовательно, он не может служить цели нашего времени. Это означает отсталость. Наконец, Аристократия означает пышность и великолепие. Все это величие и достоинство влекут за собой огромные расходы и расточительность при очень высокой цене общественного блага.
Связанные
.
Колониальная аристократия — Власть и власть
Так же, как и первый документ правления паломников в
New World беззастенчиво определяет подписантов как «преданных субъектов нашего страха.
суверенный лорд король Джеймс », –1 — система социальных классов аристократии.
был быстро принят поселениями Новой Англии по мере их роста и стабилизации. Казалось, что колонисты действительно «взяли
само собой разумеющимся концепция дифференцированного общества ». 2 Постепенный уход от этой социальной
Таким образом, иерархия с такой неосознанной отправной точки была в значительной степени непреднамеренной.
вначале.
Однако в Новом Свете не было ни Королевского двора, ни
безземельные крестьяне для насаждения такой социальной иерархии (афроамериканские рабы
и наемные слуги были в основном на Юге). Таким образом, Новая Англия уже была настроена для более контекстной
равенство. Однако мышление
люди, выросшие в соответствии с такими социальными стандартами, все еще тяготели к
система аристократии.
Есть несколько примеров этого подсознания.
гравитация: Голландская Вест-Индская компания фактически попыталась полуфеодальной
контракты со своими поселенцами в Нью-Йорке, в то время как это были еще Новые Нидерланды
до 1664 г., в соответствии со старой системой землевладения и
власть.Южная тенденция к
аристократия была еще более очевидной, с большими плантациями и растущим числом
рабов, принадлежащих «джентльменам» и продиктованных ими. 3
Также широко подчеркивалось социальное достоинство,
во всех колониях, продвигаемых множеством книг, таких как Пичем The Complete Gentleman 1622 года, Аллестри
Полный долг человека в 1660 году и
неизвестный автор The Friendly Instructor
от 1745. 4
Даже при надвигающемся приближении американской революции
и знаменитой битвы за независимость, аристократ из Вирджинии был назначен
главнокомандующий, а затем и первый президент страны свободных. 5 Полная свобода
в Америке из аристократического общества еще не пришло.
Однако были и признаки сопротивления такому
ступенчатая социальная система. Когда некоторые
члены общества пытались легализовать и без того естественно разделяющийся класс
Разница с правилами в одежде 1651 г. возмущение было колоссальным. Шлезингер писал, что «сопротивление
для них был настолько упрямым, что вскоре им позволили выйти из употребления ». 6 Сколько владели колонисты
тесно связаны с их знакомой социальной иерархической системой, семена
самоуправление явно пустило корни.
Колонисты стремились и были готовы подчиняться закону, но
когда закон казался им нелепым, даже в 1651 году они не стеснялись
полностью отвергая его как группу.
Таким образом, широко распространенное отношение, которое проявилось бы в определенном
Бостонская гавань из-за определенного британского налога более ста лет спустя имела
уже твердо установлен.
1. Карен Ордал Купперман. «Компакт Мэйфлауэр». Основные проблемы американской колониальной истории .89.
2. Arthur M. Schlesinger. «Аристократия в колониальной Америке». Труды
Массачусетского исторического общества . 3.
3. Там же, 8.
4. Там же, 9.
5. Там же, 21.
6. Там же, 5.
.