Арт терапия в работе психолога: Вы точно человек?

Содержание

Статья на тему: Современные методы АРТ – терапии в работе школьного психолога

Современные методы АРТ – терапии в работе школьного психолога

Педагог – психолог

МКОУ НОШ с.Ленинское

Котова Е.С.

В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка. Все они имеют свои цели, особенности использования. Но, с введением ФГОС, система образования школьников, сильно изменилась, что требует освоения и применения новых техник для достижения целей образования. Одной из главных проблем современной системы обучения младших школьников, по-прежнему остается формирование универсальных учебных действий (УУД).

С поступлением в школу, на ребенка «сваливается» множество различного рода информации — уроки, кружки, внеклассные занятия, общение с одноклассниками, взрослыми, учителями, родителями и т. д. Не зря современное общество называют информационным, отмечая в его особенностях высокий уровень развития и использования информационных технологий, большой объем различной информации, которой должен владеть человек, уже с первых ступеней обучения. В настоящее время огромной проблемой явилось не просто научение детей, наделение их определенным набором знаний, умений и навыков, сколько обучение детей ориентировке в информационном обществе, умению мыслить и работать с огромным объемом данных в современном обществе. 

Одной из задач школьного психолога является обеспечение образовательного процесса, снятия напряжения, связанного с большой нагрузкой на обучающихся. Поэтому так широко распространяется и используется арт-терапия.

Термин арт-терапия образован от английских слов art – «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия» и дословно понимается как «терапия искусством». 

Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справляться с информационными перегрузками, стрессами, связанными с переживаниями в процессе обучения, дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Как метод психологической помощи арт-терапия существует недавно (впервые это понятие использовал художник Адриан Хилл в конце 30-х годов). Развитие арт-терапии как полноценного направления в психологии началось намного позже – с 50-х годов XX века, когда арт-терапевтические методы использовались для помощи детям, вывезенным из концентрационных лагерей нацистов в период Второй мировой войны. Изначально арт-терапия опиралась на психологию Зигмунда Фрейда и Карла-Густава Юнга, согласно которой результат творческой деятельности человека отражает его бессознательное и те процессы, которые в нем протекают.

Основным достоинством арт-терапии является то, что этот метод доступен для каждого – не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Главная цель арт-терапии – высвобождение эмоций, страхов, внутренних конфликтов. Очень важно выразить свой внутренний мир через творчество и постараться достичь душевной гармонии. Для арт-терапии очень важна спонтанность, позволяющая человеку понять свои чувства, научиться доверять, быть открытым и действовать с полной свободой. Для это широко используется новые стили рисования.

Люди бессознательно рисуют закорючки на полях в тетради во время урока, разговора по телефону или совещания, эти закорючки будут дудлами.

Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).

Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а  может занимать огромный  лист и продолжать его можно до бесконечности.

Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.

Художница Джоанна Басфорд рисует целые книги-раскраски («Зачарованный лес», «Таинственный сад») в стиле дудлинг. Их с удовольствием разрисовывают и взрослые, и дети. Дудлингу посвящены сообщество в
сети.

Еще один вид спонтанного творчества – это зентангл (от zen – «уравновешенность, спокойствие» и rectangle – прямоугольник).

В нем используются квадраты 9х9 см. Либо целый рисунок помещается в квадрат, либо квадрат произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными абстрактными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, орнаментами – на что хватит фантазии).

Это направление возникло совсем недавно, в 2006 году, на стыке спонтанной графики и медитации и было придумано американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом. Бекка Крахула, автор книги «Зентангл», пишет: «При создании зентангла улучшается память, стимулируются творческие способности, поднимается настроение; зентангл успокаивает в стрессовых ситуациях и может быть использован как инструмент управления гневом. Кроме того, оттачивая штрихи, совершенствуя свои узоры и рисунки, вы корректируете зрительно-моторную координацию, которая необходима для рисования, так что зентангл помогает обрести уверенность в себе».

Зентангл рисуется по четким правилам:

  • на квадратах бумаги со стороной 9х9 см рисуется абстрактный узор, не имеющий верха или низа,
    то есть не ориентированный в пространстве;
  • черные узоры на белом фоне;
  • в зентанглах могут изображаться линии, геометрия, спирали, любые узоры
  • зентангл задуман быть небольшим и относительно быстрым, так что его можно создать в любое время, когда приходит вдохновение, однако все линии в зентангле должны быть сделаны аккуратно.

Классический зентангл выполняется так:

1. Нанесите на квадрате бумаги 4 точки в каждом углу.

2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.

3. Карандашом нарисуйте направляющие линии – струны (strings), чтобы разделить область рисунка на секции.

4. При помощи линера (или гелиевой ручки) заполните каждую секцию, отделенную струной, орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.

Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно), нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Итак, в чём состоят различия техник дудлинг и зентангл? Узоры в обеих используются самые простые, но в первом случае рисование происходит на подсознательном уровне, а во втором – на сознательном и подчиняется правилам. Настоящий зентангл можно рассматривать с любого угла и с любой стороны. А если присутствует другой цвет, кроме чёрного и белого, или угадываются очертания какого-то конкретного объекта, животного или человека – тогда это одна из смешанных разновидностей – зендудлинг. Он идеально подходит для занятий с детьми.

Существуют разнообразные способы повысить свою креативность. Однако таких, которые бы заодно тренировали память, помогали сосредоточиться, являлись  самой настоящей медитацией и при этом занимали всего 5-10 минут за сеанс не так уж и много.  Дудлинг и зентангл – это техники, которые объединяют в себе рисование и медитацию. Они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут и детям, и взрослым.

Дудлинг и Зентангл – это техники интуитивного рисования, основанные на рисовании несложных повторяющихся элементов. Освоить такую технику проще простого, а  рисовать можно как “из головы”, так и освоив наиболее распространенные шаблоны, коих сейчас есть множество.

Преимущества дудлинга и зентангла

  1. Простота. Вам не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые уроки или шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
  2. Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
  3. Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
  4. Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей  и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
  5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
  6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.

Зентангл, как метод  Арт-терапии, применяемый в работе с школьного психолога, можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновационную технологию, которая может проявляться через систему методов спонтанного творчества наравне с другими технологиями.

В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе с детьми убеждает следующее:

  • устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
  • у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
  • воспитывается чувство коллективизма;
  • отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
  • на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
  • стимулируется творческий подход, развивается воображение;
  • идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
  • уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.

Как показывает практика, это превосходный метод работы как индивидуально так и в группе, так как позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то, и другое лежат в основе желания детей «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое). Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить.

что дает, виды терапевтической методики

Немногие знают, что для коррекции серьезных психологических проблем иногда нужны не какие-то сложные психотерапевтические приемы, а средства, вполне приятные для души. Речь идет о методе, который часто используется в современной психологической практике, – это арттерапия. Арт психологи утверждают, что после прохождения коррекции такая деятельность для многих пациентов превращается в любимый досуг.

Арт терапия – способ психологической коррекции, основанный на синтезе искусства и творчества

Арт терапия – способ психологической коррекции, основанный на синтезе искусства и творчества

Арт-терапия что такое

В переводе понятие «арт терапия» – это лечение искусством (аrt англ. – искусство, therapеia греч. – лечение). Арт психология уточняет термин определением: это «лечение творчеством», так как идет активное задействование творческой сущности человека.

В качестве лечебных средств используются разновидности художественного творчества: рисование, лепка, музыка, литература, театр. Замечено, с их помощью можно быстрее и проще найти путь к разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов, к выходу из кризисных состояний. Творчество полезно и в работе с психотравмами, тревогами, негативными поведенческими реакциями: гневом, агрессией, тревожностью.

Особенности арт-терапии

Основная особенность арттерапии и одновременно ее отличие от других методик – это использование метафоры, то есть перенос свойства одного предмета на другой. Краткая суть арттерапевтической метафоры в том, что пациент особым способом (например, рисованием или лепкой) создает образ, аналогичный своей проблеме, и работает с ним.

Другая особенность – кроме традиционных изобразительных средств, для метафоры используются разновидности пантомимы, танцы, маскарад, сказки.

К сведению. В артпсихологии считается, что излечение искусством опирается на бессознательное (отсутствие контроля над информацией со стороны сознания). Информация сохраняется в виде образов и метафор со своей эмоциональной окраской. Чтобы решить психологическую проблему, достаточно найти в бессознательном подходящий образ, создать метафору и вывести ее на уровень осознания. Далее проработать негативные эмоции и вызвать инсайт, то есть озарение.

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Лечение арттерапией опирается на образы бессознательного

Теоретические основы

Арт психология признает, что изначально коррекция искусством опиралась на психоаналитические теории известных ученых: З. Фрейда и К. Г. Юнга. По их мнению, законченный результат творчества (рисунок, скульптура, инсталляция) выдает неосознаваемые психические состояния личности. Поэтому арт психологические концепции могут определяться с позиций психоанализа.

Бытует мнение, что сама методика и ее название придуманы художником Адрианом Хиллом. Он учил рисованию больных туберкулезом и обратил внимание, что занятия изобразительным искусством отвлекают их от переживаний, тем самым оказывая целительное воздействие. В частности, пациент освобождался от признаков психического расстройства и тревоги посредством рисунка.

Тогда же арт терапевтические методики стали использоваться в образовании, так как педагоги заметили, чем больше ребенок занимается художественным творчеством, тем заметнее становится прогресс в его когнитивном и эмоциональном развитии.

Основные концепции исцеления искусством

Творчество в лечении является и ведущим методом, и выполняет вспомогательную функцию. Поэтому современная арт терапия рассматривается на основе двух ведущих концепций:

  1. Искусство через завуалированную метафору помогает воссоздавать психотравмирующую ситуацию и искать ее разрешение через трансформацию самой личности. Пример, творчество – эффективное средство для работы со страхом, возникающим из-за внутриличностного конфликта.
  2. При знакомстве с комплексом готовых художественных произведений (картин, скульптур, фотографий) идет обучение пациента умению познавать собственный внутренний мир и отслеживать свои ощущения.

Цели и преимущества

Арт-терапевты объясняют, почему их привлекает данный метод психологической помощи:

  • Методика может быть назначена практически всем пациентам, независимо от их возраста и состояния, даже беременным женщинам такое лечение не противопоказано.
  • Можно найти приемлемый подход ко многим психологическим проблемам, методика эффективна даже при агрессивности, гневе, тревоге.
  • Привлекают простота, безопасность методики, она не вызывает дискомфорта в общении пациента с арт терапевтом.
  • Оптимизируется процесс психотерапии, когда с помощью образа пациенту легче выразить внутренние конфликты и неосознанные переживания.
  • Невербальные способы активизируют проявление тех чувств, которые индивид привык подавлять.

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Уникальные особенности арттерапии используются во многих направлениях отечественной психотерапии

Вывод арт психологов по преимуществам метода: пациенты могут работать с собственным подсознанием не только во время сеанса, но и самостоятельно. Своей естественной формой проявления эмоциональных состояний арт терапия легко превращается в хобби.

К сведению. Сегодня технологии лечения искусством хорошо разработаны, противопоказания не выявлены. Они признаны многими направлениями отечественной психотерапии и одобрены международной практикой. Главная цель арт терапевта – это предоставить пациенту возможность понять через творчество свой внутренний мир.

Виды терапевтической методики

С точки зрения классической арт-терапии, для лечения искусством достаточно тех его видов, которые присутствовали изначально: живопись, графика, лепка. Однако современная практика использует гораздо больше видов терапевтической методики: фотографию, библиотерапию, маски, сказки, музыкотерапию, их число постоянно растет.

Становится популярным комплексное средство – арт синтезтерапия, как сочетание живописи, стихов, драматургии, риторики и пластики.

Изотерапия

Из всех видов наиболее известна изотерапия, то есть коррекция рисованием. Ее широко применяют в работе с дошкольниками для изучения их психоэмоционального состояния. Среди дошкольных психологов и педагогов доу популярны рисуночные тесты: «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Мои страхи», которые дают возможность взрослым выявить детские проблемы, а детям – вникнуть в собственные чувства и переживания.

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия эффективна при работе с психологическими проблемами людей всех возрастов

Изотерапия для взрослых пациентов применяется при выявлении и коррекции психосоматических нарушений, трудностей в семейном и социальном общении. Арт терапевты обычно используют как классические (обычное рисование), так и современные технологии:

  • Изображение на мокрой бумаге;
  • Рисование на прозрачном стекле – монотипии;
  • Раздувание краски на бумагу через трубочку;
  • Коллаж – наклеивание разных по фактуре и цвету материалов: газет, глянцевых журналов, природных материалов.

Фототерапия

Излечение фототерапией – доступное современное средство. Арт терапевты включают в работу и готовые фотографии, и оригинальные авторские снимки. Основное содержание приема – в создании, восприятии и обсуждении с пациентом метафоры через фотографический образ. Такой вид арт терапии приветствуется в подростковой среде, так как соответствует их интересам к различным гаджетам.

Музыкотерапия

Музыкотерапия представлена системой музыкальных произведений, эффективно влияющих на поддержание психического здоровья человека. Это достаточно сложный вид арт терапии, так как требуется строгий подбор произведений, помогающих пациенту входить в определенный образ для самопознания. Музыкотерапия проводится индивидуально и в группах. Групповая – даже предпочтительнее, так как дает возможность влиять на самочувствие путем обсуждения музыкального произведения с разных позиций.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – универсальный вид арт терапии, с успехом применяющийся в работе и с детьми, и со взрослыми. Он незаменим в педагогике не только как средство воспитания моральных качеств, но и для коррекции психологических отклонений. Если выявляется какая-либо проблема, арт терапевт обсуждает с ребенком подходящий сказочный сюжет или побуждает импровизировать. Чаще всего в доу сказкотерапию проводят в группе, чтобы можно было обсудить общие возрастные проблемы со всеми детьми.

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Сказкотерапия помогает выявлять и корректировать психологические проблемы у детей и взрослых

Упражнения для взрослых

На данный момент известно много техник и упражнений, которые доказали свою эффективность в работе со взрослыми и детьми подросткового возраста. Вот пример некоторых из них:

  • В упражнении «Аватара» цель – создание условий для самопознания, так как человек часто совершает ошибки, не понимая себя, своих желаний, сильных и слабых сторон. Нужно найти образ, максимально отражающий внутренний мир личности, и нарисовать его. На первых порах рисунок может быть схематичным, главное, чтобы он отражал внутреннее состояние.
  • Задание на прорисовку «Образа цели» полезно для подросткового возраста и молодежи, так как позволяет обозначить цель своей жизни и скорректировать жизненные ориентиры. Не нужно опасаться неумения рисовать, можно просто черкать, постепенно каракули складываются в осмысленный рисунок.
  • Интересное упражнение «Жизнь как дорога» помогает пересмотреть и скорректировать жизненные ориентиры человека. Пациента побуждают рисовать дорогу жизни, так, как он себе представляет, с рытвинами и ухабами, прямой или извилистой, отразить места, через которые она проходит. Затем арт психолог предлагает подумать над рисунком и ответить самому себе, доволен ли дорогой, по которой идет, есть ли смысл свернуть. При желании можно изменить рисунок, добавив элементы будущего.

Упражнения для детей

Для ребенка творчество полезно тем, что в нем можно выразить те свои переживания, которые трудно высказать словами. Арт терапевту достаточно увидеть цвет, характер линий, изображение фигур, чтобы понять настроение малыша, заглянуть в его внутренний мир, определить наличие страха и тревоги. При помощи творчества можно скорректировать некоторые проблемы, улучшить самочувствие малыша. Примерные упражнения, которые можно предложить детям:

  • В упражнении «Цветок» надо закрыть глаза и представить самый красивый цветок, который известен малышу. Затем задаются вопросы о внешнем виде цветка, где он растет. Такая метафора предполагает раскрытие внутреннего мира ребенка.
  • Упражнение «Мое настроение» помогает изучить внутреннее состояние маленького пациента. Арт психолог предлагает ему закрыть глаза, правильно дышать, чтобы сосредоточиться на внутренних ощущениях, затем нарисовать свое настроение. При обсуждении выясняется, нравится ли ребенку его нарисованный образ, что он вызывает: покой, веселье или тревогу, страх. Это даст возможность скорректировать проблему ребенка.

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Эмоциональные переживания ребенка легко отследить по его рисункам

Делая вывод об уникальности лечения искусством, можно говорить, что арт терапия – это одно из лучших психотерапевтических средств, которое ненавязчиво побуждает личность к выявлению и решению сложных задач, показывает разные варианты выхода из проблемы. Главная его польза в том, что раскрываются творческие способности человека, помогающие пережить трудные периоды жизни.

Видео

Арт-терапия | Блог 4brain

арт терапия

Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит способом успокоения души и тела, облегчения, снятия и устранения симптомов различных недугов. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.

Что такое арт-терапия и что она дает

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Арт-терапию можно назвать своеобразным связующим звеном между сознанием и подсознанием человека, так называемым мостом между разумом и душой. И идея тут в том, что большая часть проблем человека проистекает именно из глубинного подсознательного уровня, а не из поверхностного сознательного. Потому-то зачастую медикаментозное лечение оказывается перед ними бессильно.

В качестве психотерапевтического направления арт-терапия сформировалась на так уж давно – примерно в середине ХХ века, появившись на стыке психологической науки и искусства. Но за это сравнительно небольшое время она приобрела такую популярность, что ее приверженцами стали миллионы людей по всему миру.

Основная ценность терапии посредством искусства заключается в том, что с помощью нее можно уравновесить и гармонизировать свое психическое состояние, повысить свои способности к самовыражению, рефлексии и самопознанию, раскрыть творческий потенциал и задействовать внутренние резервы.

Благодаря искусству на символическом уровне можно пережить большинство известных чувств и эмоций: любовь, радость, восторг, страсть, ненависть, обиду, злость, гнев, страх, разочарование и т.д. И переживание любого из этих чувств происходит в положительной форме, т.е. человек на 100% избавлен от получения каких бы то ни было психических и душевных травм.

Когда человек лепит фигурки, сочиняет стихи, читает какие-то истории, раскрашивает, создает коллажи из фотографий, он не просто занимается решением одной конкретной узкой задачи, а учится видеть ситуации с позиции наблюдателя, смотреть глубже, понимать себя и свою жизнь, находить ответы на многие фундаментальные вопросы.

Арт-терапия позволяет человеку понять свое предназначение, смысл жизни, глобальную цель, собственную ценность и то, что он может дать этому миру. Получается, что это уже и не лечение, а глубинная работа со своим сознанием.

Кому нужна арт-терапия и какие задачи она решает

Наверняка вас интересует вопрос, кто чаще всего обращается к арт-терапии. На самом деле к специалистам по этому направлению – арт-терапевтам – приходят сотни людей с самыми разными проблемами и запросами. Но, конечно, среди них мы не найдем негативщиков, скептиков и тех, кому совершенно не нужны никакие перемены в жизни и себе.

В остальном же арт-терапия подходит и взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и во всех случаях без исключения она дает отличные результаты. Если говорить конкретнее, то взрослым она помогает пересмотреть какие-то важные для них, но проблемные вещи, выработать новые поведенческие модели, развить креативность.

Когда дело касается детей, то применяются более подходящие для них методы, такие как изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия и другие (о них мы скажем чуть позже). Частично, кстати, они используются в работе детскими психологами, воспитателями, коррекционными педагогами, логопедами, инструкторами в центрах развития.

С помощью различных методик арт-терапевты развивают у детей мышление, раскрывают творческий потенциал, стараются повлиять на правильное формирование нервной системы и психики, учат взаимодействовать с другими детьми, поддерживают оптимальный уровень интеллектуальной активности.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая.

Если же обобщить вышесказанное, можно выделить несколько основных направлений, в которых работает арт-терапия:

  • раскрытие и развитие творческого начала;
  • помощь в установлении контакта с собой и своим внутренним миром;
  • установление или восстановление контакта с окружающими людьми;
  • налаживание взаимоотношений;
  • расслабление и релаксация;
  • помощь в осознании своих истинных чувств, желаний и целей;
  • коррекция поведения и замена неэффективных поведенческих моделей эффективными;
  • помощь в достижении равновесия между внутренним миром и условиями окружающей действительности;
  • снижение и полное устранение негативного воздействия стресса;
  • общее развитие;
  • формирование позитивного мышления.

Есть еще и целый комплекс конкретных задач, с решением которых данное направление вполне успешно справляется:

  • Диагностика. Посредством творчества удается определить глубинные проблемы человека и указать ему на те сферы внутренней и внешней жизни и личностные качества, на которые нужно обратить серьезное внимание, которые нужно проработать или изменить.
  • Коррекция. Благодаря эффективным средствам арт-терапии специалисты помогают людям менять свое поведение в лучшую сторону, избавляться от тревог и страхов, чувства вины и жалости к себе, ограничивающих убеждений, комплексов, зажимов и т.п.
  • Развитие. Арт-терапия помогает не просто выявлять сильные и слабые стороны человека, но и развивать их. А это значит, что, занимаясь приятным делом, человек еще и проводит серьезную работу над собой.
  • Удовольствие. Лечение происходит через процесс творения. Люди пишут картины, сочиняют стихи, фотографируют, одним словом – создают, а не в этом ли состоит истинное удовольствие?! Причем получают его даже люди, далекие от творчества.
  • Психотерапия. Творческая деятельность помогает преодолевать тяжелые переживания, устранять психологические травмы, убирать подсознательные блоки, избавляться от неуверенности в себе и решать другие подобные проблемы.

Арт-терапевты применяют в своей работе огромное количество разных методов. К тому же и у самих людей предпочтения отличаются, но любой может найти то, что придется ему по вкусу.

Методы и виды арт-терапии

виды арт терапии

С момента появления арт-терапии появилось немало различных ее направлений, и до сих пор продолжают появляться новые. Но можно назвать несколько, завоевавших наибольшую популярность:

  • Фототерапия. Для лечения, личностного роста и развития используются терапевтический потенциал фотографии. Человек может фотографировать, либо составлять коллажи из фотографий (своих, других людей, разных мест, предметов, явлений).
  • Музыкотерапия. В этом случае для лечения применяется музыка. Вариантов терапии несколько: музыку можно слушать, можно воспроизводить на музыкальных инструментах чужие произведения, а можно сочинять свои собственные.
  • Изотерапия. Лечение при помощи изобразительного искусства. Для этого используются краски и кисти, мелки, пастель, маркеры или фломастеры. Кто-то предпочитает срисовывать изображения, а кто-то создает новые произведения.
  • Коллажирование. С целью лечения человек создает коллажи. Популярная вариация выглядит так: нужно вырезать много разных картинок (например, вещей, которые хочется иметь), а затем красиво наклеить их на большой лист ватмана.
  • Тканетерапия. Лечение через работу с тканями. Процесс аналогичен предыдущему, но разница в том, что для создания композиции используются фрагменты разных типов тканей: шелк, сатин, велюр, кожа и т.д.
  • Мандалотерапия. Для лечения работают с мандалами – особыми геометрическими фигурами. Мандалы можно раскрашивать и рисовать по памяти, плести, высыпать песком. Есть готовые изображения, но можно придумывать свои.
  • Песочная терапия. Для терапевтической работы используется песок. Из него создаются и простые изображения, и мандалы, и целые композиции. Таким образом человек проигрывает в психологической песочнице разные сюжеты.
  • Кинотерапия. Лечение через просмотр кинофильмов и видеороликов. Человек смотрит видео, после чего обсуждает увиденное с терапевтом и переосмысляет важные для себя ценности.
  • Библиотерапия. Терапевтический эффект достигается благодаря чтению или какой-то другой форме работы с текстовыми материалами. Например, можно читать знакомые и незнакомые тексты, выбирать наиболее значимые слова и составлять из них послания.
  • МАК-терапия. Для лечения применяются метафорические ассоциативные карты. Чаще всего этот метод используется, когда человек не может сделать выбор, посмотреть на ситуацию под другим углом, найти нестандартное решение проблемы.
  • Тестопластика. Терапия через манипуляцию с разными пластичными массами, например, пластилином, глиной, тестом. Данная методика очень эффективна при работе со взрослыми и детьми.
  • Сказкотерапия. Еще один вид терапии, подходящий для детей и взрослых. Сначала читается сказка или легенда. Затем она анализируется, переосмысляется и/или пересказывается. Иногда нужно сочинить собственную сказку.
  • Куклотерапия. Для лечения человеку дается задание своими руками сделать куклу, используя для этого любые подручные материалы: ткани, бумагу, пластик, вату, нитки, элементы игрушек и т.д.

Как видно, сессии арт-терапии могут быть очень разными. Зависит это от пожеланий человека к форме работы, а также от особенностей подхода. Как правило, перед сессией (если человек обращается к терапевту, а не практикует сам) специалист вводит клиента в курс дела и дает возможность выбрать материал для работы.

После этого клиент некоторое время работает самостоятельно, а затем вместе с терапевтом обсуждает результаты, анализирует их и при необходимости дорабатывает. Абсолютно все происходит на добровольной основе, никто никого ни к чему никогда не принуждает, и если человеку что-то не нравится, он имеет полное право отказаться выполнять задание.

Но давайте отойдем от организационных моментов. Помимо вышеназванных методов арт-терапии, существует еще и несколько ее форм. О них стоит сказать немного подробнее.

Индивидуальная арт-терапия

Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.

В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.

Групповая арт-терапия

В случае с групповой арт-терапией набирается целая психотерапевтическая группа. Процесс терапии может быть организован в двух форматах:

  • закрытая группа, состав участников в которой является постоянным;
  • открытая группа, где допускается участие новых людей.

Что касается длительности одной сессии, то традиционно она варьируется от 1,5 до 3 часов. Групповые занятия способствуют погружению каждого участника в уникальную атмосферу, где все относятся друг к другу бережно и с уважением, могут спокойно и свободно выражать свои чувства и обсуждать их, импровизировать и творить, создавая индивидуальные, парные или групповые арт-объекты.

Обычно как до, так и после выполнения заданий участники сообща обсуждают предстоящую работу. Курирует же ее квалифицированный специалист. При этом его контроль и участие в работе сводятся к минимуму. Чаще всего он просто организует занятия, назначает место и время их проведения, знакомит участников с правилами.

Но практикуется и более тесный контакт терапевта и клиентов. К примеру, специалист может интерпретировать элементы работы, принимать активное участие в обсуждениях, анализировать групповую динамику, предлагать темы и идеи для творческих проектов и выполнять какие-либо другие функции.

Следует отметить, что группы для арт-терапевтических сессий могут формироваться либо в свободном порядке, либо по конкретным критериям. В настоящее время очень распространена групповая арт-терапия для беременных женщин и людей, нуждающихся в социальной и/или клинической реабилитации, хотя эти виды можно отнести к более специфическим направлениям. Особым же успехом пользуются:

  • Семейная арт-терапия. Как и традиционное семейное консультирование, этот вид терапии преследует цель повысить качество общения между членами семьи. Методики, опять же, применяются здесь самые разные, но все они призваны определить особенности семейных отношений, выявить соответствующие проблемы, помочь людям прийти к взаимопониманию, поспособствовать формированию более открытых, доверительных и теплых взаимоотношений.
  • Открытая арт-терапевтическая студия. Считается наиболее распространенной формой недирективной арт-терапии (когда специалист не принимает активного участия в процессе). Подобные студии часто функционируют при специализированных учреждениях: центрах психологической помощи, клиниках ментального здоровья, центрах для детей с характерными особенностями в развитии и т.п. Такие студии могут быть открыты ежедневно или по определенным дням, и каждый клиент может прийти или уйти, когда ему захочется. Зачастую люди занимаются под присмотром одного или нескольких терапевтов, которые всегда готовы помочь пришедшим (если они в этом нуждаются). Людям разрешено работать с любыми материалами, имеющимися в студии, делиться своими переживаниями, эмоциями и чувствами с арт-терапевтами и остальными участниками, экспериментировать с разными видами самой терапии и формами самовыражения.

Вне зависимости от формы арт-терапии, специалисты оперируют общими и частными приемами, упражнениями и методиками арт-терапии, в том числе и технологиями, стимулирующими глубинные эмоциональные ресурсы и оказывающими мощнейший трансформационный эффект. Именно поэтому арт-терапия с участием профессиональных терапевтов считается самой результативной.

Но это не нужно считать рекомендацией и тем более условием. Многие люди практикуют и самостоятельную арт-терапию. Все, что для этого требуется, – подобрать наиболее подходящий для себя вариант терапии и начать заниматься.

Конечно же, без специальных знаний может быть очень трудно грамотно выстроить занятия и правильно интерпретировать результаты. По этой причине самостоятельный подход подойдет по большей части для развлечения, отдыха и расслабления. На этой ноте самое время подвести небольшой итог всему сказанному.

Стоит ли практиковать арт-терапию

Характерный признак и основное отличие арт-терапии от любой другой психотерапевтической методики состоит в ее абсолютной безвредности и бережном воздействии на практикующего. Принести какой бы то ни было вред с помощью творчества невозможно, в особенности, если к делу подключается профессионал.

Помимо этого, арт-терапия обращается к подсознанию человека, помогает ему добраться до скрытых глубоко внутри характеристик и ресурсов, способствует развитию креативности и образного мышления, позволяет ему отвлечься от повседневных забот и получать удовольствие от процесса творчества.

Вместе с получением эмоционального удовлетворения и эстетического удовольствия человек учится лучше приспосабливаться к условиям окружающего мира, становится более сильным и защищенным в психологическом плане, обретает большую уверенность в себе, развивает стрессоустойчивость.

Занятия творчеством, тем более, если они носят систематический характер, дают человеку возможность пережить новый положительный опыт и накопить его. Арт-терапия помогает решать множество задач и проблем, среди которых и возрастные, и личностные проблемы, и конфликты, и потери, и разного рода кризисы.

Все это говорит о том, что есть смысл попробовать заняться лечением с помощью творчества. Многие люди даже называют арт-терапию настоящим путем к своей душе – путем захватывающим, интересным, необычным и насыщенным яркими образами и богатыми позитивными переживаниями.

Интересен и достоин внимания и сам процесс, и результаты, к которым можно прийти при помощи арт-терапии. Практикуя ее регулярно, можно полностью изменить свой взгляд на мир, на жизнь и на себя самого, приобрести видение творца – поэта, художника или писателя, самостоятельно пишущего сценарий своей жизни.

Вместе с этим приходит понимание своей глубинной сущности, истинных желаний и предназначения. Надеемся, что наши рассуждения подтолкнут вас к тому, чтобы добавить в реку своей жизни ручеек творческой энергии, и помогут найти способ, как сделать свой мир еще более красочным, живым и интересным.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: