Артикуляционная гимнастика любопытный язычок: 5. «Любопытный язычок»

Содержание

5. «Любопытный язычок»

Вот
и вышел на порог

Любопытный
язычок.

«Что
он скачет взад-вперёд?» —

Удивляется
народ.

Цель:

Укреплять
мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание:

Улыбнуться,
слегка приоткрыть рот и производить
движения языком вперёд-назад.
Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем
его в рот. Рот остаётся открытым.
Упражнение
выполняется 8-10 раз.

Обратите
внимание!

1.
Упражнение выполняется в спокойном
темпе.

2.
Двигается толь­ко
язык.

6. «Лягушка»

Ниже
нижнюю губу

Опущу
я, как смогу.

Цель:

Отрабатывать
движение нижней губы вниз и на место.
Развивать подвижность и укреплять
мышцы губ.

Описание:

Ребёнок
опускает нижнюю губу, обнажая нижние
зубы, и возвращает её на место.
Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите
внимание!

1.
Двигается только нижняя губа.

2.
Верхнюю губу, если она двига­ется,
следует придержать пальцем.

3.
Если ребёнку трудно выполнить упражнение,
то можно
помочь ему, плавно опуская пальцами его
подбородок. При этом нижняя губа
опус­кается
и обнажаются нижние зубы.

7. «Зайчик»

Губку
верхнюю подняв,

Замер
зайчик, зубки сжав.

Цель:

Отрабатывать
движение верхней губы вверх и на место.
Развивать подвижность, укреплять мышцы
губ.

Описание:

Ребёнок
поднимает верхнюю губу, обнажая верхние
зубы, и опускает её обратно.
Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите
внимание!

1.
Двигается только верхняя губа.

2.
Если двигается нижняя губа, то её можно
слегка придержать пальцем.

3.
Если ребёнку трудно выполнить упражнение,
то можно помочь ему, слегка поднимая
вверх пальцем кончик его носа. При этом
вepxняя
губа
поднимается и открываются верхние зубы.

8. «Окошко»

Рот
прикрою
я
немножко,

Губы
сделаю
«окошком».

Зубки
рядышком
стоят

И
в
окошечко
глядят.

Цель:

Развивать
мышечную силу и подвижность губ.

Описание:

Зубы
почти сомкнуты. Губы принимают положение
окошечка. Удерживать их в таком
положении 5—10 секунд.

Обратите
внимание!

1.
Если ребёнку трудно выполнить это
упражнение, то следует вер­нуться к
упражнениям «Лягушка» (№ 6) и «Зайчик»
(№ 7).

9.
«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается
язык

Долго
спать
он
не
привык.

И
спросил
у
подбородка:

Эй,
какая
там
погодка?

Цель:

Отрабатывать
движение языка вниз, развивать его
подвижность. Укреплять мыш­цы
языка. Способствовать растяжке подъязычной
связки — уздечки (при её укороче­нии).

Описание:

Улыбнуться,
приоткрыть рот и широким языком дотянуться
вниз (к подбородку), затем убрать язык
в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратите
внимание!

1.
Двигается только язык, губы неподвижны.

2.
Не подворачивать нижнюю
губу внутрь.

  1. «Язык здоровается с верхней губой» Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа!

Цель:

Отрабатывать
движение языка вверх, укреплять мышцы
языка и развивать его по­движность.
Способствовать растяжке подъязычной
связки (уздечки), если она укорочена.

Описание:

Слегка
улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий край языка на верх­нюю
губу (при укорочении уздечки — дотронуться
кончиком языка до верхней губы). По­держать
язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать
в рот.

Обратите
внимание!

1. Не
всем детям удаётся сразу сделать язык
широким, но нужно к этому стремиться.
Этому способствуют упражнения «Шлёпаем
губами по языку», «Покуса­ем язык» (№
19 и 20).

2.
Двигается только язык, нижняя губа не
«подсаживает» язык вверх.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Любопытный язычок»

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Любопытный язычок". Сказка про Язычок

Развить подвижность языка. Укрепить его мыщцы

Улыбнуться, рот слегка приоткрыт. Производим  движения язычком вперёд-назад. Язык находится   на нижней губе, затем прячем  в рот, при этом рот не закрываем.  Упражнение выполнять 8-10 раз.

  • Упражнение выполнять  в спокойном ритме.
  • Двигаться должен только язык.

Сказка в картинках про любопытный язычок

  

 этом домике, живет,
Любопытный язычок.
Он смышлененький мальчишка,
И большущий,  шалунишка!
часто он гулять выходит,

И друзей себе заводит!
Много у него друзей —
С ними жить-то,  веселей!

 

 

удем  мы дразнить  лягушек:
И растянем рот до ушек.
Ну ка вытяните губки –
Покажите ваши  зубки.
Тянем-тянем  — перестанем
И совсем мы  не устанем.
й, весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком по цокай громко –
Стук копыт услышим  звонкий.
одражаю  я змее,
С ней я  буду наравне:
Высуну язык и спрячу,
Верю я в свою удачу.
ткрываем жире рот-
Так зевает бегемот!

Подразнили бегемотиков,
Закрываем теперь ротики!

ядем детки на качели
Полетим мы выше ели.
Даже солнышка коснемся,
А потом назад вернемся.
 рот воды я  набираю
Всех вокруг я  поливаю!
Подражаю я  слону!
Губы-«хобот» вверх тяну.
А теперь их отпущу
Всё на место возвращу.

«Ах, какой я стал лохматый!» — взглянув в зеркало, подумал Язычок.

 с расческою дружу,
Себя в  порядок  привожу.
Благодарна мне причёска.
За массажную расческу.

а сегодня я  устал.
И в свой домик убежал.
В домике своем сижу
И в окошко я  гляжу.

Вот и закончился день, Язычку пора спать

истит зубки  щеткой
Язычок наш ловкий
ругие упражнения артикуляционной гимнастики смотрите здесь
Иван Атапин

Об авторе

Картотека: Артикуляционная гимнастика | Социальная сеть работников образования

Сказка о Веселом Язычке

Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Стрелочка».)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело…
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка.  Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку  зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем  губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он  спит. (Обращаем внимание ребенка на то,  как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем  внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим  погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый  Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.

 А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

 Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)
 

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
 

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
 

На крылечке полежал,

 На качели побежал.

Вверх взлетел он смело…

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
 

Поспешил к себе во двор,

 Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)
 

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
 

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)
 

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
 

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

 Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Артикуляционная гимнастика

 

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

 

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

  Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата

 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

 При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

 Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным

зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

∙                  Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

∙                  Показывает его выполнение.

∙                  Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

 В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

 Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.

 Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Для того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю несколько сказок о веселом язычке, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные, веселые стихотворения.

Помните, что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного звукопроизношения.

 Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком.

 Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получиться.

 

 

 
Комплекс артикуляционной гимнастики
(Выполнять каждый день не менее 10 мин. перед зеркалом)
 

 

Статические подготовительные упражнения
1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить а   нижнюю   губу.   Следить,   чтобы   язык   не   дрожал.   Держать 10-15 с
2.  «Чашечка».  Рот  широко  раскрыть.  Широкий  язык  поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10—15 с
3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на прячь его,  сделать узким. Удерживать в таком  положении   15 с
«Горка».   Рот  приоткрыть.  Боковые  края  языка  прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
4.  «Трубочка».  Высунуть широкий  язык.  Боковые  края  языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.    Выполнять в медленном темпе 10—15 раз 
Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   четко, медленно по 8—10 раз.

 

Динамические подготовительные упражнения
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому.  Двигать  языком  из  угла  рта  в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу,    щелкнуть   языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз 
3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15  раз.   В  отличие  от  упражнения  «Лошадка»  язык  не  должен отрываться от нёба 
4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз
5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий    язык,    облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык   сильно    высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8.  «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В  отличие  от  упражнения  «Горка»  язык  в  форме  валика  перемещается вперед-назад

Методическая разработка по логопедии: Практикум для родителей : «Игровая артикуляционная гимнастика — Мой веселый язычок»

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

  • рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики
  • сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений
  • обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции
  • познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома
  • формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

 За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

Теоретическая часть

Логопед обращает внимание, что на сегодняшней встрече ему помогает Квака-задавака (Приложение 1). Он очень любит делать гимнастику для языка, и хотел бы поделиться своим опытом с родителями.

Все ключевые моменты, на которые родителям следует обратить особенное внимание, выделены на слайдах.

Логопед подчеркивает актуальность проблемы развития артикуляционной моторики, нацеливает на правильное ее понимание и предлагает пути решения.

Логопед:

— Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Квака-задавака:

— Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики (кратко, на слайде и в буклете – подробно)

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
  3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9×12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно):

— Организация проведения артикуляционной гимнастики дома

  1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.
  2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  3. Покажите правильное выполнение упражнения.
  4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
  5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

— А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения ( «Улыбка-Трубочка», «Окошко», «Иголочка», «Блинчик» ( «Лопаточка»), «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

2. Квака-задавака:

— Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

Логопед и Квака показывают несколько упражнений со стихотворным сопровождением (на слайде – картинка и стихотворение)

3. Логопед:

— Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье… клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Логопед и Квака предлагают родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

4. Логопед предлагает кому-нибудь из родителей придумать сказку, объединив выполнение нескольких упражнений (описание и картинки логопед предоставляет).

Итог

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Логопед знакомит родителей с литературой по теме (на слайдах) и вручает буклет «Зарядка для язычка».

Логопед и Квака-задавака благодарят за участие в семинаре — практикуме.

Приложение 1

Игрушка Квака-задавака

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!» — закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Приложение 3

Примерная анкета

  1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
  2. Что полезного для себя Вы узнали?
  3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
  4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?
  5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?

Материал по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке «Путешествие в зоопарк».

Артикуляционная гимнастика

 «Сказка о язычке»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. 

 Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. 

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 
(Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.) 
Рот пошире открываем, 
В бегемотиков играем: 
Широко раскроем ротик, 
Как голодный бегемотик. 
Закрывать его нельзя, 
До пяти считаю я. 
А потом закроем рот 
Отдыхает бегемот 

 Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. 

Давай изобразим, как лягушки улыбались. 
(Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.) 
Подражаем мы лягушкам: 
Тянем губы прямо к ушкам. 
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки. 
Мы потянем — перестанем 
И нисколько не устанем. 

 Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон!

Давай покажем, какой у слона хобот! 
(Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.) 
Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка. 
(Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.) 
Я водичку набираю 
И ребяток поливаю! 
Буду подражать слону! 
Губы «хоботом» тяну. 
А теперь их отпускаю 
И на место возвращаю. 

 Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язы-чокувидел, что это… змея. Давай изобразим змею! 

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.) 
Подражаем мы змее, 
С ней мы будем наравне: 
Высунем язык и спрячем, 
Только так, а не иначе. 

 Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. 

(Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.) 
Я — весёлая лошадка, 
Тёмная, как шоколадка. 
Язычком пощёлкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий. 

 Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал. 

(Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.) 
С волосами я дружу, 
Их в порядок привожу. 
Благодарна мне причёска. 
А зовут меня… (расчёска). 

 Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! 
(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.) 
Тик-так, тик-так. 
Язычок качался так, 
Словно маятник часов. 
Ты в часы играть готов? 

 Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. 

(Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.) 
Я надул воздушный шарик 
Укусил его комарик. 
Лопнул шарик. 
Не беда Новый шар надую я. 

«До свидания, зоопарк!» — сказал Язычок и пошёл домой.

Консультация по логопедии: Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, который обычно проводит логопед. Однако поскольку перед воспитателем тоже стоит задача развивать речь детей, он должен использовать эти упражнения и на своих занятиях. Помимо этого, воспитатель общается и занимается с детьми дольше, чем логопед, у него больше временных возможностей сделать речь каждого ребенка чистой (без нарушения звукопроизношения) и понятной окружающим.

Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).

Это важно. Основная цель гимнастики — выработка качественных движений органов артикуляции и точного, правильного произношения звуков речи.

 

Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.

Таблица: задачи артикуляционной гимнастики

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.

Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:

 

  • профилактическую;
  • коррекционную;
  • диагностическую.

 

Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

  • статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;
  • динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Воспитатель может составить комплекс упражнений на основании советов логопеда, чтобы учесть индивидуальные особенности детей, работать над их нарушенными звуками, участвовать в автоматизации звуков и коррекции нечёткой артикуляции. Методика проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным выполнением.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
  • если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;
  • всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день, например, утром, после зарядки, и вечером. Заниматься ей нужно регулярно: если ребенок не пошел в детский сад, гимнастику с ним должны провести родители (если он не болеет).

Требования к детям зависят от возрастной группы:

  • младшая — ребятам достаточно запомнить основные упражнения и научиться их выполнять;
  • средняя — при выполнении упражнений язык не дрожит, движения более чёткие;
  • старшая и подготовительная — упражнения выполняются уверенно и быстро, дети хорошо справляются со статическими заданиями.

Для проведения гимнастики в младшей группе воспитателю нужно подготовить наглядный материал и дидактические игры, потому что таким детям выполнять гимнастику очень сложно: мышцы артикуляционного аппарата ещё слабые и малоподвижные, движения плохо контролируются, статические упражнения вызывают неприятные или даже болезненные ощущения. Гимнастика в младшей группе проводится не более 5 минут, включает в себя 4–5 упражнений, каждое из которых повторяется 2–3 раза. Статические упражнения дети должны выполнять по 2–3 секунды.

Картотека упражнений — таблица

Примеры конспектов занятий

Хороший пример артикуляционной гимнастики — выполнение упражнений под стихотворение. Дети, занимаясь театрализацией действий, в меньшей степени обращают внимание на сложность выполнения каких-либо упражнений и неприятные ощущения. Помимо этого, если у дошкольников что-то не получается, они не проявляют негативизма по отношению к заданию или воспитателю.

Таблица: фрагмент занятия С.В. Брюнеткиной «Котик Рыжик в детском саду»

Другой пример гимнастики — сказка о Весёлом Язычке. Для детей 3–4 лет рекомендуется использовать именно такие задания.

Таблица: фрагмент занятия О.Н. Понуровской «Сказка о Весёлом Язычке»

 

Методическая разработка по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»

   Артикуляционная    

         гимнастика

(комплексы упражнений для отдельных звуков с опорными картинками и стихотворениями)

Автор: учитель-логопед

                                                               Мусинова Л.Ю.  

           

                     

                         2012-2013 уч.г.        

          Основной комплекс артикуляционной гимнастики

                                                                         

                                                  

                                                                      

                                     

                  Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Лягушка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. Лягушка – хоботок.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

4. Окошко.

5. Лопаточка.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Иголочка.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

7. Лопаточка – иголочка.

Язык лопатой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким остриём.

8. Часики.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

9. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

10. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

                           

                                             

                                         

                                                          

                               

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

1. Улыбочка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Трубочка.

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки не сможем.

3. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Накажем непослушный язычок.

5. Лопаточка.

Язык лопатой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Кошка сердится.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

7. Упрямый ослик.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осёл!

8. Чистим нижние зубы..

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

9. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

10. Посчитай нижние зубы.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за что-то.

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

                           

                 

                            

              

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

1. Улыбочка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Трубочка.

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки не сможем.
3. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Накажем непослушный язычок.

5. Чашечка.

Язык широкий положи

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

6. Бублик.

7. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

8. Чистим верхние зубы..

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

9. Маляр.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

10. Вкусное варенье.

11. Грибок.

Я стою на ножке тонкой,

 я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

12. Гармошка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Л, ЛЬ.

                            

                                 

                

                                   

                                                              

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Л, ЛЬ.

1. Улыбочка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Трубочка.

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки не сможем.
3. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Накажем непослушный язычок.

5. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

6. Чистим верхние зубы..

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

7. Маляр.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

8. Вкусное варенье.

9. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

10. Индюк.

Малышата-индюшата

Ножками топочут,

Весело болбочут.

11. Грибок.

Я стою на ножке тонкой,

 я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

12. Гармошка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

13. Посчитай верхние зубы.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за что-то.

14. Поймай звук Л.

         Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Р, РЬ.  

                                       

                             

              

                               

                                      

Комплекс упражнений для правильной артикуляции звуков Р, РЬ.

1. Улыбочка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

2. Трубочка.

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки не сможем.
3. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Чистим верхние зубы.

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри.

Не болели чтоб они.

5. Посчитай верхние зубы.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за что-то.

6. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

7. Маляр.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

8. Индюк.

Малышата-индюшата

Ножками топочут,

Весело болбочут.

9. Грибок.

Я стою на ножке тонкой,

 я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

10. Гармошка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

11. Лошадка.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой

12. Дятел.

13. Комарик (з-з-з при верхней позиции)

14. Моторчик ( с пустышкой)

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой        дизартрии.

                                               

                    

                             

 

                                                  

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии.

1. Окошко.

2. Лягушка.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.
3. Хоботок.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Лягушка – хоботок.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

5. Лопаточка.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Трубочка.

Язык сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подулеть на дудочку

Без дудочки не можем.

7. Толстячок (надуть щёки)

8. Худышка (втянуть щёки)

9. Накажем непослушный язычок (покусывать язык по всей поверхности)

10. Причешем язычок (широкий язык протискивать между зубами, чтобы зубы скоблили язычок)

11. Часики.

Наш весёлый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

12. Качели.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом – вниз!

                                     ОБЗОРНОЕ ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКСОВ

АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(в тетрадь для домашних заданий)

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков

 С-СЬ-З-ЗЬ:

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Кошка сердится (кончиком языка упереться в нижние зубы, выгнуть язык горкой. Кончик языка при этом не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается)

4. Чистим нижние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Посчитай нижние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков

Ш-Ж-Щ-Ч:

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Чашечка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

4. Лошадка (. Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

5. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков

Л-ЛЬ:

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Накажем непослушный язычок ( положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»)

3. Лопаточка (Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти. Нижняя губа не должна напрягаться и натягиваться на нижние зубы)

4. Вкусное варенье (Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы)

5. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

6. Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

7. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

8. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

9. Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

10. Поймай звук Л ( Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный уклад звуков

Р-РЬ:

1. Упражнения для губ: Улыбочка. Трубочка. Хоботок.

2. Качели (Поочерёдно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

3. Маляр (Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть при этом неподвижна)

4. Чистим верхние зубы (Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние  зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается)

5. . Посчитай верхние зубы ( Кончиком языка упираться по очереди в каждый зуб с внутренней стороны)

6. Лошадка (. Пощёлкать кончиком языка. Рот при этом открыт, а нижняя челюсть при этом не двигается)

7. Грибок (Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке)

8. Гармошка (Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот).

9.  Индюшата (Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстрять, добавляя голос, чтобы слышалось «бл-бл»)

10. Дятел (Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывать.)

                                   Список литературы:

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
  2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
  3. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. — С.52-54
  4. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. — С.54-59.
  5. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  6. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. – С. 66-73.
  7. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. – С. 49 – 63.
  8. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. – С.16-22.
  9. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 – 63.

видов гимнастики: художественная, художественная, батут…

Это общая информация, которую не следует путать с советами. Поговорите со специалистом по всем вопросам, связанным с вашим здоровьем, и попросите его совета. Дети должны постоянно находиться под присмотром взрослых. Мы снимаем с себя всякую ответственность за любой физический ущерб, причиненный информацией на этом веб-сайте. Для получения дополнительной информации см. Наш отказ от ответственности и политику конфиденциальности.

artistic, rhythmic, crossfit gymnastics classes Artistic, Rhythmic, Trampoline & Tumbling, Crossfit, Cheerleading, Acro и этот список можно продолжить… В чем разница во всех этих программах? А какой мне нужен?

Возможно, вы ищете в Справочнике гимнастических залов и задаетесь вопросом, какие программы вам нужны!

Это также может сбивать с толку, когда вы видите такие вещи, как программа Xcel и TOPS, и вам интересно, чем они отличаются от традиционных уровней художественной гимнастики.

Я здесь, чтобы рассказать вам об этом. Гимнастика развивалась с течением времени и теперь включает в себя четыре основных дисциплины — художественную, художественную, акро и прыжки на батуте и тамблинг. В дополнение к этим дисциплинам некоторые гимнастические залы теперь также предлагают дополнительные программы, такие как кроссфит и черлидинг. Некоторые тренажерные залы предлагают занятия по всем этим дисциплинам, некоторые тренажерные залы имеют программы, ориентированные на одну или две дисциплины, а некоторые тренажерные залы ориентированы на одну. Давайте разберемся, что собой представляют все эти дисциплины.

Гимнастические дисциплины

artistic gymnastics team

Товарищи по спортивной гимнастике на соревнованиях по спортивной гимнастике

Художественная гимнастика

Художественная гимнастика — это то, о чем большинство людей думают, когда думают о гимнастике, о чем концентрируются большинство гимнастических залов, и о чем я в основном говорю здесь, в Gymnastics HQ.Художественная гимнастика имеет как мужские, так и женские секции. Женские соревнования — это опорный прыжок, неравномерная перекладина, балансир и вольные упражнения. Большинство гимнастических залов сосредоточены на художественной гимнастике; гимнастика средней школы и гимнастика AAU также являются артистическими. Если тренажерный зал не делает различий, то занятия, вероятно, являются классами художественной гимнастики. Художественная гимнастика имеет как факультативные, так и обязательные уровни. Помимо традиционных уровней гимнастики, существует совершенно отдельная программа Xcel с собственными уровнями.Для гимнасток, обладающих особыми способностями и потенциалом, программа TOPs может быть вариантом.

rhythmic gymnast

Художественная гимнастика на ленте

Художественная гимнастика

В художественной гимнастике соревнуются только женщины. Художественная гимнастика сочетает в себе элементы балета и танца с акробатикой. Художественные гимнастки выполняют пять отдельных упражнений, в каждом из которых используется отдельный предмет. Пять видов спорта: мяч, лента, обручи, булава и скакалка. Может быть немного сложнее найти гимнастические залы, в которых преподают художественную гимнастику (это ссылка на те, которые перечислены в справочнике по гимнастике).

trampoline and tumbling

Тара Фокке и Кирстен Боерсма из Нидерландов участвуют в соревнованиях по прыжкам на батуте и акробатике на синхронном батуте. Источник

Батут и акробатика

Батут и акробатика, или «T&T», были добавлены к Олимпийским играм в 2000 году. Несмотря на то, что это относительно новый вид спорта для Олимпийских игр, T&T быстро растет. Вторые по количеству гимнастки соревнуются в T&T после самой популярной дисциплины — спортивной гимнастики. T&T состоит из четырех видов соревнований: индивидуальный и синхронный батут, двойной мини-батут и силовая акробатика.Батуты, используемые в T&T, намного мощнее обычных батутов на заднем дворе. Гимнасты подпрыгивают на высоте 30 футов во время упражнений на батуте! Звучит весело? Вот результат поиска для батутных и акробатических залов в США.

acro gymnasts

Acro Army — группа акросимнастов, выступавших в программе America’s Got Talent.

Acro

Acro — это групповая дисциплина для мужчин и женщин. Акробаты выступают в группах по два, три или четыре человека, используя головы, руки и ноги своих партнеров.Они выступают на том же пружинном полу, что и спортивные гимнасты. Из более чем 100 000 соревнующихся гимнастов в США менее 1% занимаются акрогимнастикой.

Другие классы гимнастики

Многие залы гимнастики специализируются на одной из дисциплин гимнастики, при этом большинство залов гимнастики специализируются на художественной гимнастике. Однако независимо от того, на чем они специализируются, гимнастические залы, скорее всего, предлагают множество других занятий. Вот некоторые из них:

Родители и все или мама и все классы

Когда ваш ребенок начинает ходить, он может заниматься гимнастикой в ​​классе для родителей и детей.Это идеальный способ научиться балансировать и координировать свои действия вместе с вами! Залы для гимнастики — идеальное место для занятий, потому что полы с мягкой подкладкой и есть множество учебных инструментов, таких как специальные маты, батуты и ямы с пеной.

Кроссфит

Кроссфит — это повальное увлечение, которое, кажется, охватывает всю страну. Это программа физической подготовки, направленная на повышение вашей силы, гибкости, выносливости и координации. Он сочетает в себе элементы тяжелой атлетики, гимнастики и аэробных упражнений.Кроссфит в основном предназначен для подростков и взрослых. Некоторые гимнастические залы предлагают кроссфит (это ссылка на те, которые перечислены в справочнике гимнастических залов), чтобы родители могли тренироваться, пока их дети изучают гимнастику!

acro gymnasts

Похожие сообщения:

.

Артикуляционных упражнений. Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Звуки речи получаются от всего комплекса кинема (движения артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение звуков речи — довольно сложный двигательный навык, который поможет развить артикуляционные упражнения.

Основные задачи артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать за малышом за различными (мимическими и артикуляционными) движениями языка, челюсти и губ.При этом воспроизводятся типичные звуки — лепет и лепет. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Это очень важно. У детей такие движения развиваются и развиваются постепенно. В них важны сила, точность и дифференциация.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет развить и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения звуков речи.

Артикуляционная гимнастика состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, проработку различных положений губ, мягкого неба и языка.

Рекомендации

Во-первых, артикуляционную гимнастику нужно выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению сформированных навыков у детей. Артикуляционные упражнения рекомендуется делать три-четыре раза в день по 5 минут. Не загружайте ребенка сразу большим количеством новых упражнений. Достаточно по 2-3 упражнения за раз.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (примерно пять). Статические упражнения следует выполнять в течение 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подойти к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого — к сложному. Проводить артикуляционную гимнастику детям 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения должны вводиться постепенно, по одному. Нельзя забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не начинайте новые упражнения, если предыдущие не выполняются хорошо. Вы можете отработать старые вещи с помощью новых игровых приемов.

И, в-пятых, артикуляционная гимнастика лучше выполняет сидя. В этом положении дети не напрягают свое тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они увидят себя и вождя. Для этого потребуется настенное зеркало. Начать гимнастику можно с упражнений для губ.

Организация времени

Объясняя новое упражнение, взрослый должен как можно больше использовать игровые техники. Затем происходит наглядная демонстрация.После этого под присмотром взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметрию обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютно бессмысленна.

Для выполнения каждого упражнения нужно проявлять творческий подход.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и согласованными.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их очень много. Это:

  • Улыбка — губы зажаты в улыбке, зубов не должно быть видно.
  • Хоботок — губы вытянуты вперед длинной трубкой.
  • Забор — улыбка с сомкнутыми зубами.
  • Бублик — округлить и вытянуть вперед губы. В этом случае зубы необходимо закрыть.
  • Кролик — упражнение выполняется с закрытыми зубами.Поднимите верхнюю губу, обнажив соответствующие резцы.

Задания на развитие подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены на развитие подвижности губ. Это:

  • Царапание и прикусывание зубов обеих губ.
  • Губы вытягиваются вперед с помощью трубки. Затем растяните их в улыбке.
  • Губы с трубкой. Вращайте их круговыми движениями, двигайте влево и вправо.
  • Представьте себя говорящей рыбой.Шлепайте друг о друга губами.
  • Возьмите носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу — большим и указательным пальцами другой. Растяните их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего с характерным звуком резко открывается рот.
  • «Утка». Помассируйте вытянутые губы пальцами, стараясь сделать клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны находиться под нижней губой, а остальные — под верхней губой.
  • «Недовольная лошадь». Постарайтесь представить себе звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные упражнения для детей невозможны без упорных тренировок. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Цыплята. Широко открытый рот, язык лежит неподвижно.
  • Шпатель. Устье

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *