Автор концепции я: «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain
«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение | Блог 4brain
Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе. Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми. Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.
Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».
Зарождение «Я-концепции»
В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.
Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание». Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами. Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.
Что представляет собой «Я-концепция»?
Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?
Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.
«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.
Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей. Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.
Как формируется «Я-концепция»?
Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение». По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях. Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.
Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа. Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции». А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.
Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда. По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.
Структура «Я-концепции»
Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:
- Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
- Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
- Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой
Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.
В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией». Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу. Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.
Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».
И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться. Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.
Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».
НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.
Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!
Я-концепция личности
Особой формой сознания является самосознание, где личность выступает как субъект и как объект познания. С помощью процесса самосознания человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание характеризуется своим продуктом – Я-концепцией.
Понятие Я-концепция появилось в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. Её представители А. Маслоу, К. Роджерс, стремились рассмотреть целостное человеческое Я как фундаментальный фактор поведения и развития личности.
Первые теоретические разработки в этой области принадлежат У. Джемсу. Он разделил личностное Я на взаимодействующие Я-сознающее и Я-как-объект.
Я-концепцию определяют как совокупность установок, которые направлены на себя и выделяют три структурных компонента:
- Когнитивный компонент – это «образ Я». К нему относится содержание представлений о себе – ролевые, статусные, психологические характеристики. Независимо от того, истинны они или ложны, индивиду они кажутся убедительными – надежный, общительный, сильный и др.
- Оценочный компонент или эмоционально-ценностный. Включает в себя самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение;
- Поведенческий компонент. Он характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, в речи, в высказываниях о себе и др. Сюда можно отнести стремление повысить свой социальный статус, желание быть понятым, скрыть свои недостатки.
Все компоненты Я-концепции тесно взаимосвязаны, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития. Единой схемы описания сложного строения Я-концепции в литературе пока нет.
Р. Бернс, например, представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры, вершиной которой является глобальная Я-концепция. Она конкретизирует установки личности, имеющие различные модальности, на себя.
Далеко не всегда объективными бывают те качества, которые люди приписывают собственной личности и другие люди не всегда готовы с ними согласиться. Объективные на первый взгляд показатели, такие как рост, возраст, для разных людей могут иметь разное значение, которое обусловлено общей структурой их Я-концепции.
Я-концепция играет следующую роль:
- Способствует достижению внутренней согласованности личности;
- Определяет интерпретацию приобретенного опыта;
- Является источником ожиданий относительно самого себя.
Человеку свойственно стремиться к достижению максимальной внутренней согласованности и для этого он готов предпринимать различные действия для восстановления утраченного равновесия.
На основе представлений о себе человек строит не только свое поведение, но и интерпретирует собственный опыт. В этом плане Я-концепция действует как внутренний фильтр и определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Ситуация, проходя через этот фильтр, осмысливается, получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.
Если между Я-концепцией и реальным поведением идет рассогласование, то это порождает страдания. Несмотря на то, что Я предполагает внутреннее единство, индивид фактически имеет множество «образов Я».
Людям свойственно желание иметь положительный «образ Я», отрицание собственного Я переживается всегда очень болезненно, потому что ассоциируется с такими чувствами как гордость или унижение.
Знание самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик другими людьми и противоречий.
Я-концепция в различных теориях личности
До настоящего времени объем и содержание этого понятия остаются дискуссионными.
В исследование этого феномена большой вклад внесли Х.Ч Кули, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, Р. Бернс, В.В. Столин и многие другие ученые.
Такие ученые как, Кули и Мид в начале XX века начали изучать Я-концепцию с позиций социологии. Данное направление стали называть «социальный интеракционизм», но еще задолго до них, в 1752 г. А. Смит говорил, что отношение человека к себе и его самооценка зависят от других людей. Свои собственные достоинства и недостатки можно увидеть, если опираться на их отношение. Поэтому не секрет, что человек судит о себе и своем поведении во многом так же, как думает, что судят о нем.
Развив теорию «зеркального Я» Мид и Кули в основу своей позиции поставили тезис о том, что развитие и содержание Я-концепции определяет именно общество.
Авторы индивидуального подхода – Д. Сьюпер, Р. Эквайер, Д. Бугенталь – в основу своей теории поставили внутренние факторы становления Я-концепции. Представители психоаналитической школы предложили другой подход к изучению этого феномена.
Так, Э. Эриксон, опираясь на взгляды З. Фрейда, рассматривает Я-концепцию сквозь призму эго-идентичности, характер которой связан с особенностями культурной среды, окружающей индивида и его возможностями. Ученый описывает восемь стадий развития личности, которые напрямую связаны с изменениями эго-идентичности, указывает кризисы, возникающие на пути решения внутренних конфликтов, которые характерны для различных возрастных этапов. Подростковому и юношескому возрасту Эриксон уделяет особое внимание. Он говорит о механизме формирования Я-концепции как о бессознательном процессе в отличие от символического интерракционизма.
Нельзя не сказать о таком исследователе Я-концепции как Р. Бернс. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.
Его Я-концепция связана с самооценкой индивида. Это совокупность установок «на себя». Автор описательную составляющую Я-концепции называет образом Я или картиной Я, а составляющую, связанную с отношением к себе, он называет самооценкой или принятием себя. По его мнению, Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но еще и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и каковы возможности развития в будущем.
Исследуя Я-концепцию И.С. Кон считает, что она входит в структуру личности в качестве установки и называет два свойства Я – дифференцированность и обобщенность, а также предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я:
- Интеграция или система отраженного, зеркального Я. Суть сводится к тому, что образ Я формируется на основе других людей;
- Система социального сравнения. Сравнение настоящего с прошлым и будущим. Свои достижения сравниваются с притязаниями, сравнение себя с другими людьми. Формируется самооценка;
- Система самоатрибуции – приписывание себе определенных свойств;
- Система смысловой интеграции жизненных переживаний. С помощью интегрирования все предыдущие системы взаимосвязываются.
Я-концепция в отечественной психологии в основном рассматривалась в русле изучения самосознания. Данной проблемой занимались В.В. Столин, Е.Т. Соколова, С.Р. Пантелеев и др. Множество теорий в исследовании «Я» авторы делят на структуралистические – они рассматривают Я-концепцию как структуру, выполняющую определенные функции и функциональные – исследующие «Я» как часть психического опыта и структуру этого опыта.
При первом подходе «Я» будет сложно и многомерно, а при втором – едино и целостно.
Таким образом, в изучении Я-концепции в научной литературе существует множество подходов. Все они рассматривают проблему в тесной связи с самосознанием личности с различных теоретических позиций, которые порой противоречат друг другу.
Но тот факт, что Я-концепция является важной единицей развития личности и формируется под влиянием жизни человека, навряд ли можно оспорить.
Я-концепция, составляющие Я-концепции
Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать).
Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.
Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности.
Составляющие Я-концепции
КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., 1986, с.33).
ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Есть три момента, существенных для понимания самооценки.
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).
Образ Я, Я-концепция — Психологос
Фильм «Итальянский для начинающих»
При таких родительских внушениях формируется негативная Я-концепция, низкая самооценка и неуверенность в себе.
скачать видео
Я-концепция — сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности.
Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
самооценка = успехи/притязания
Фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»
С этой минуты я был убежден, что непременно изобрету что-нибудь гениальное!
скачать видео
Позже «я-концепция» разрабатывала в необихеворизме (теория социального научения А.Бандуры), в гуманистической психологии (исследования К.Роджерса) и в настоящее время активно используется в самых различных подходах как психологии, так и педагогики.
Из чего состоит Я-концепция
Есть понятие «внутренняя картина болезни» — то, как человек воспринимает свое заболевание. А «я-концепция» — внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это
- Образ Я — представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
- Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
- Действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я
Позитивная Я-концепция — это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
Устойчивость и изменение Я-концепции
Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.
Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — меняться может и меняется. На ее изменение обычно влияют:
- контакты со «значимыми другими».
Как ведут себя «значимые другие», обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей — впитывается ребенком.
То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.
- общий эмоциональный фон.
Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.
- сопоставление имеющегося и желаемого.
Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.
- внутренние выгоды.
Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.
Я-концепция и её компоненты. Реальная и идеальная Я-концепции. Формирование и развитие Я-концепции
Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Кто Вы? Поскольку Вы – уникальное и сложное создание, у Вас есть много возможностей дописать предложение «Я — …». (Вы могли бы дать пять ответов на этот вопрос? Каких?) взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется Вашей Я-концепцией.
Я-концепция – это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе, система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция – это «теория самого себя».
Я-концепция содержит следующие компоненты:
1) когнитивный – представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, целях и намерениях, и т. д.
Так, девушка, «знающая» о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это «знание» внушили ей явно необъективные любящие родители. Подросток, «знающий», что супермодные джинсы в его среде котируются как атрибут личностной состоятельности, будет ожидать своего личностного принятия от окружающих уже в силу того, что на нём соответствующая обновка.
Восприятие человеком самого себя, убеждения, с помощью которых он определяет самого себя, представляют собой шаблоны сознания – Я-схемы. Наши Я-схемы – наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё – активно влияют на то, как мы обрабатываем информацию.
Если занятие спортом является центральной частью Вашей Я-концепции, то Вы, скорее всего, будете обращать внимание на то, насколько натренированы фигуры других людей и какие спортивные навыки они демонстрируют. Вы будете без труда вспоминать эпизоды, связанные со спортом, и живо интересоваться информацией, соответствующей этой Я-схеме.
2) эмоционально-оценочный – позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.), сформированные в результате сопоставления эталонных ценностей с индивидуальными качествами.
3) поведенческий (волевой) – последовательность самореализации, стремление сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следование своей жизненной стратегии, стремление быть понятым, завоевать симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе.
В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные её виды, например, профессиональная Я-концепция, которая также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.
Формирование, развитие и изменение я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.
Наиболее фундаментальным является влияние семьи. Причём это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или доминирующей) социальной средой ребёнка, но и в дальнейшем. С возрастом всё более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах.
Социальные факторы, влияющие на Я-концепцию:
— социальные роли, выполняемые личностью,
— социальная идентификация,
— социальные сравнения,
— успехи и неудачи личности,
— мнения окружающих о личности,
— культура, к которой принадлежит личность.
Социальная роль – совокупность действий и отношений, предписанных различным участникам в социальном окружении, представление о предписанном шаблоне поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации на основании занимаемой им в социальном или профессиональном взаимодействии позиции. Роль задаёт права и обязанности человека в соответствующих ситуациях, определённую модель поведения.
Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа, родителя или продавца, — мы поначалу можем чувствовать себя «не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались.
Я-концепция включает не только персональную идентичность (представление о своих личных качествах), но и социальную. Социальная идентификация (социальные определения «Я») – расовая и конфессиональная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. – подразумевают определение того, представителем каких социальных групп вы являетесь в обществе.
Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более многочисленной группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа является большинством, мы реже задумываемся над этим. И единственная женщина в группе мужчин, и единственный канадец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный чернокожий студент в группе, где все остальные – белые, так же как и единственный белый студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этническую идентичность и реагирует соответственно.
Социальные сравнения – один из способов определения личностью оценки своих качеств и своей принадлежности к различным социальным группам.
Каким образом мы решаем, что можем считать себя богатыми, умными или низкорослыми?
Окружающие нас люди помогают нам выработать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окружающими, мы решаем, чем отличаемся от них. В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В присутствии невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глупых – умными, в присутствии бессердечных – заботливыми.
Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы исключительно одаренными людьми. Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престижные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чувствовать угрозу самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!
Успехи и неудачи, прежитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное –значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей – значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным.
Примеры:
— Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше контролируют ситуацию.
— Успех в научных изысканиях поднимает самооценку студентов относительно своей пригодности для научной деятельности, что, в свою очередь, нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов.
Принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения?
Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи.
Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.
Структура «Я-концепции» личности
Я-концепция в процессе развития человека возникла как итог трех процессов – сомовосприятия своих эмоций, чувств, ощущений, самонаблюдения, например своей внешности, поведения, и самоанализа своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними. Структура Я-концепции показана на рисунке.
В каждом из указанных составляющих можно выделить три компонента. Все три компонента Я-концепции тоже показаны на рисунке.
Но лучше Я-концепцию представить в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная Я-концепция. Она включает всевозможные грани индивидуального самосознания, о котором У. Джемс писал, что это «поток сознания» или чувство собственной преемственности и неповторимости. Ученый выделяет в нем два элемента – Я-сознающее и Я-как-объект. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению. Об этом в какой-то степени речь уже шла в предыдущих статьях. Отсюда глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, которые направлены на самого себя и иметь они могут различные ракурсы и модальности.
Эти три модальные установки были предложены Р. Бернсом, но многие авторы кроме них выделяют еще одну, играющую особую роль – это конструктивное Я.
Этой модальной установке свойственна обращенность в будущее и главное отличие от идеального Я в том, что конструктивный Я-проект пронизывают действенные мотивы, соответствующие признаку «стремлюсь».
В конструктивном Я трансформируются те элементы, которые личность ставит и принимает для себя, как достижимую реальность. Иерархическая структура Я-концепции показана на рисунке.
Вот таким образом в общих чертах выглядит структура описательной составляющей глобальной Я-концепции. Но, такая структуризация возможна лишь в теории, а в реальности все компоненты личности взаимодействуют и взаимосвязаны.
Обобщая информацию, еще раз повторим, что:
- Я-концепция представляет собой динамическую систему самоустановок;
- Система сама имеет структуру установки и, соответственно когнитивный компонент, аффективный и деятельностный;
- Когнитивная и аффективная компоненты состоят из трех модальностей – представление о себе реальном, о себе желательном, представление глазами других людей;
- Каждая модальность имеет четыре стороны – физическую, умственную, эмоциональную и социальную.
Названные структуры взаимодействуют и обусловливают поведение и самосознание индивида, в свою очередь, влияющее на их состояние.
Проблемы измерения Я-концепции
В основе существующих методик измерения Я-концепции, в основном, лежат самоотчеты. Это хорошо продуманные опросники, достаточно удобные при групповом тестировании. Такие методики, претендующие на измерение Я-концепции, по мнению Комбса, Соупера, Коурсона (1963), на самом деле измеряют самоотчеты, что далеко не одно и тоже.
Указанные авторы предлагают понятия «Я-концепция» и «самоотчет» четко различать, хотя содержание этих терминов близко, но не совпадает.
Все, что индивид считает самим собой или своим, все, что думает о себе, все его способы самовосприятия – это Я-концепция.
Самоотчет – это самоописание, высказывания о себе, которое дается для другого индивида. Безусловно, что Я-концепция оказывает влияние на эти высказывания, но, тем не менее, между ними не может быть полного тождества. Это точка зрения Комбса, Соупера, Коурсона.
Самоотчет не может считаться объективным показателем, потому что относится к примерам интроспекции. Та степень, с которой самоотчет может отразить реальность Я-концепции индивида, определяют такие факторы:
- Ясность индивидуального самосознания;
- Наличие адекватных символов для его выражения;
- Готовность индивида к сотрудничеству;
- Социальные ожидания;
- Личная адекватность индивида;
- Отсутствие ощущения угрозы в ситуации самоописания.
Если на надежность самоотчета действительно влияют эти факторы, то изучение Я-концепции подобными методами, по мнению Паркера (1966), должно давать очень сомнительные результаты.
Другие исследователи считают, что при изучении Я-концепции на самоотчеты надо опираться, потому что главное требование феноменалистического подхода в психологии – это учет особенностей индивидуального восприятия.
Феноменалистический подход в понимании Я-концепции был развит Роджерсом и основывается на таких положениях:
- Поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия;
- Ракурс по своей природе субъективен;
- Любое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, в центре которого находится Я-концепция;
- Я-концепция – это внутренняя сущность и представление индивида, тяготеющее к ценностям культурного происхождения, поэтому она регулирует поведение;
- Она относительно стабильна и обусловливает устойчивые схемы поведения;
- Расхождения между Я-концепцией и опытом индивида нейтрализуются при помощи механизмов психологической защиты;
- Основное побуждение человека – это стремление к самоактуализации.
Самоактуализация для человека играет роль не менее важную, чем базисные потребности и, по утверждению А. Маслоу, он должен стать тем, кем он может стать.
определение концепции, характеристика реальной личности
Социологи, психологи и другие специалисты в области личностного развития и самопознания нередко используют в своем лексиконе термин «Я-концепция». Что из себя представляет данное понятие, и какие функции оно несет для человека, стоит узнать каждому, кто хочет лучше узнать себя и окружающих.
Я-картинка
Что такое «Я-концепция»
Понятие «Я-концепция» в большинстве психологических теорий занимает центральное место. Несмотря на это, до сих пор отсутствует универсальное определение этого явления.
Дополнительная информация! Одни авторы используют термин, чтобы дать характеристику целой системы представлений человека о самом себе, другие – используют понятие, чтобы обозначить отдельные аспекты личности.
Разнообразие Я-образа
Наиболее развернутые определения в психологической литературе принадлежат Карлу Рэнсому Роджерсу и Дж. Стейнсу:
- По мнению американского психолога, Я-концепция представляет собой собирательный образ из способностей и собственных характеристик индивида о самом себе. Это целая система, в которую входят ценности, идеи и цели человека, неразрывно связанные с Я-в будущем, настоящем и прошлом.
- Определение Стейнса выглядит наиболее кратким. По его мнению, Я концепция это в психологии – не что иное, как свод оценок, образов и представлений человека о собственной персоне. Согласно Стейнсу, наблюдая за окружающими, индивид делает выводы о том, как он выглядит в глазах других людей.
Термин «Я-концепция» нередко используется и в другой интерпретации:
- Я-картина;
- Я-образ.
Зарождение понятия
Формирование понятия о том, что такое Я-концепция личности, берет начало на рубеже 19-20 века. В тот период многие психологи активно обсуждали дуальность человеческой природы. Благодаря жарким дискуссиям, исследованиям и спорам, развились феноменологическое и гуманистическое направления психологической науки.
Справка! Карл Роджерс и Абрахам Маслоу впервые употребили понятие «Я-образ» в 1950-е годы.
Представители гуманистического течения считали, что целостность человеческого Я играет важную роль не только в развитии личности, но и формировании поведения индивида.
Карл Роджерс
После того, как термин «Я-концепция» появился в зарубежной литературе, в середине 80-х годов понятие Я-образа стало частью отечественной психологии.
Формирование «Я-концепции»
Благодаря взаимодействию с окружающим миром, человек создает картину собственного Я. Процесс формирования Я-образа берет начало в детстве. Условно его можно подразделить на 5 этапов:
- С рождения до 2-х лет. В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что его тело и внутренний мир существуют независимо друг от друга и принадлежат только ему. В зеркале малыш уже способен узнать себя. Ребенок двух лет старается установить собственные границы, например, «мой карандаш», «моя машинка».
- От 2-х до 5-6 лет. В дошкольном возрасте у ребенка формируется отношение к собственной персоне. Пример, из-за правильного чтения малыш считает себя умным, из-за неудач – плохим. Самооценка ребенка в этот период зависит от отношения к нему близких людей: родителей, сестер и братьев. Именно она считается базовым элементом Я-концепции. Дети в этом возрасте стараются как можно больше узнать о себе. Все полученные знания применяются для интеграции собственного поведения.
- В школьном возрасте Я-образ ребенка меняется. Успехи в учебе, отношение учителей и одноклассников, похвала или порицание родителей – все это влияет на мнение индивида о себе. У отличников в Я-концепции преобладает трудолюбие, у неуспевающих учеников может развиться комплекс неполноценности. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо найти то занятие, в котором ребенок будет успешен, например, рисование, музыка, спорт.
- В возрасте 13-17 лет дети становятся озабочены тем, как их воспринимает социум. В этот период развивается Эго-идентичность, другими словами цельное представление о собственной персоне.
- От 18 лет и старше Я-картинка личности стремится к постоянству, однако человеку приходится сталкиваться с ее изменениями. Женитьба, смена работы, появление детей или внуков, смерть близких провоцируют индивида пересмотреть отношение к себе.
Английский педагог и психолог, Роберт Бернс, наряду с отечественными психотерапевтами, выделяет в структуре Я-концепции три важных элемента:
- Я-образ или когнитивную составляющую. Изучая этот элемент, можно говорить о том, что Я реальное это в психологии – не что иное, как представления человека о собственной личности.
- Самооценку или оценочную оставляющую. Зеркальное Я отражает аффективное представление индивида о самом себе.
- Поведенческую составляющую – идеальное Я. Данный вид включает в себя конкретные действия и реакции человека, которые обуславливаются самооценкой личности и образом Я. Поведенческая составляющая связана с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.
Образ Я в психологии это условный свод элементов, который, по сути, считается цельным образованием. Каждый компонент структуры, несмотря на самостоятельность, тесно взаимосвязан с другими составляющими Я-концепции.
Воздействие на жизнь человека
Я-концепция представляет собой в психологии мощнейшую систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Я-концепция для каждого человека имеет важное значение.
Влияние на жизнь
Она принимает активное участие не только в формировании личности, но и напрямую влияет на жизнь индивида:
- Благодаря Я-образу, в человеке сохраняются внутренняя согласованность и поведенческая устойчивость. Пример, если индивид приобретает новый опыт, который не нарушает мнение личности о самой себе, его Я-концепция легко принимает новую информацию. Если знания и навыки идут в разрез установкам Я-картины, у человека активизируется психологическая защита, которая помогает пережить неприятную ситуацию без каких-либо потрясений.
- При помощи Я-концепции человек осознает получаемый опыт. Вся информация, проходящая через внутренний фильтр Я-образа, подвергается переосмыслению. В итоге значение придается только важным навыкам.
- Я-концепция помогает человеку анализировать будущие события. Личность, которая уверена в собственной значимости, будет ожидать от окружающих такого же отношения. Те индивиды, которые сомневаются в себе, считают, что никому не могут понравиться, чаще других ограничивают социальные контакты.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что деятельность человека, его личностные качества и поведение всегда обуславливаются воздействием Я-образа.
Я-концепция неразрывна с самопознанием. Если личность сможет разобраться в себе, значит, она будет в состоянии изменить собственную жизнь к лучшему.
Видео
Концепция
для Author-me.com
Концепция для Author-me.com
Этот способ регистрации Страница
Прочтите наше заявление о миссии
Это
Путь к титулам, страница
Это
Путь на главную страницу
Когда мы изобрели этот сайт в феврале 1999 года, мы хотели
служить писателям, которые
чувствовал разочарование, потому что их писательская карьера не соответствовала их
ожидания.Например, мы признали тяжелое положение многих потенциальных авторов, которые …
… добился успеха в классе художественной литературы в колледже
или старшая школа, но никогда
продолжили свою первоначальную работу. (Сильно ли это отличается от блестящего
музыкальные исполнители, которые после школьной группы и нескольких успешных концертов просто
засунуть в футляр трубу или валторну — навсегда?)… представили свои работы в несколько издательств и
узнал горечь отвержения.
… без специального признания или обучения, разработали
рукописи на желтом
планшеты мира, и которые теперь ищут агента или издателя, который
принесет их
работать на благо.
… являются потомками или родственниками писателей и получили
рукопись и
попросили ее где-нибудь опубликовать.… теперь участвуйте в курсах письма или клубах писателей, но
которые хотят расширить свое взаимодействие с писателями до глобальной арены.
Мы хотим обратиться к этому сообществу и предоставить место, где
они могут опубликовать
серьезная работа без отказов и потери инициативы.
Фон
Неудивительно, что мы запустили author-me.com, потому что сами
пережили упомянутые выше разочарования писателя.Один из нас служил
какое-то время он был литературным агентом, и это дало новое понимание этих проблем. Например,
он узнал, что издатель не всегда отвергает автора. Иногда это
наоборот. Иногда талантливый, но незрелый автор, сталкиваясь с
интерес издателя, просто подавляет и утверждает, что работа написана
в камне и не подлежит пересмотру. А иногда писатель, когда его просят «пересмотреть
работа, чтобы сделать ее привлекательной для издателей «, просто отказывается, говоря, что он или
она не будет писать, как писатели, которые сейчас популярны в этой области.Ну что ж.
Понимаете, это противостояние между издателями и авторами.
Издатели требуют доказательств, что наши работы оправдают огромные вложения. В то же время,
с другой стороны, у нас, писателей, есть свои произведения, и мы слишком часто сидим на них и защищаем
их и никогда не позволять им увидеть свет. Мы не получаем критики
эти сочинения. И все же мы чувствуем, что те же издатели, которые отвергли наши работы, украдут
их и опубликовать, не отдавая нам должное, если мы позволим
рынок.Имеет ли это смысл?
Это пресловутая верхушка айсберга. Фактически, пока мы
оставаясь вне связи с издательским сообществом, мы начинаем формировать всевозможные неоправданные
мнения об этом. Кроме того, пока мы не получаем отзывов о наших произведениях,
становится все труднее пересматривать нашу работу со стратегической целью
рынок.
Новые писатели становятся изолированными и вскоре теряют инициативу,
когда-то пользовался. Они читают статьи и книги с инструкциями по написанию и не находят решений.Где-то
они читают слова: «Не будьте пикером — присылайте свои рукописи!» Они улыбаются
и кивают в знак согласия, но слишком часто работы остаются на своих местах. На
полка. В ящике рукописей.
Назначение
Вступление в клуб писателей снимет эту изоляцию. Нам нужно
делиться рукописями с другими, зная, что мы можем доверять им, чтобы они не ограбили нас. Нам нужно
услышать новые идеи по маркетингу этих рукописей для издателей. Нам нужна критика
о нашей манере письма и даже (не дай бог) нашей грамматике.
По нашему опыту, клуб писателей создает мотивацию
преуспеть. В клубе мы делимся своей работой, открыты для критики и радуемся возможности
критиковать работы тех, кто нас критикует. Мы открыты как положительному, так и отрицательному
комментарий. И нам не нужно платить большие деньги, чтобы записаться на курс колледжа,
для оплаты услуг известного агента, для обогащения субсидируемого издателя или для покупки продуктов с практическими рекомендациями
от издателей, которые очень лживо рассказывают о нехватке людей, которые хотят
писать художественную литературу для детей.
Автор-я, Клуб
К сожалению, у большинства из нас нет клуба, в который можно вступить. Author-me.com
стремится заполнить эту пустоту.
Author-me.com — это место, где вы можете стать участником писательской
клуб. Благодаря Yahoo, Altavista, Google и многим другим, участники приходят и присоединяются. (Мы не
сделать пир и обнаружить, что посетителей нет!)
Клуб — это просто клуб. Когда мы принадлежим настоящему клубу в нашем
сообщества, мы иногда приносим кофе.Скорее всего, незадолго до ежемесячного собрания
мы посещаем Кинко или другую воронку за копировальными средствами, и мы приносим копии
25-го варианта нашего Великого американского романа. Хорошо это или плохо, но мы счастливы.
Теперь нам есть к кому пожаловаться, если наше письмо не удается. У нас есть кому
кричать, когда мы публикуемся. А в другие дни у нас есть круг людей
кого волнует.
Когда вы регистрируетесь на Author-me, ваше имя и адрес остаются конфиденциальными.
Мы никогда не продавали «список» и даже не пытались «спамить»!
Кроме того, ссылку «комментарии» к вашей рукописи можно превратить в
адрес пересылки, поэтому никто не узнает ваш адрес электронной почты, когда увидит ваш
рукопись в сети.
Молодежь: этот сайт не может
позволить себе расходы на надлежащее обслуживание молодежи до 13 лет, поэтому членство
отказано этим молодым людям. Если здесь у молодежи возникнут проблемы, пожалуйста
свяжитесь по указанному ниже адресу. Также приветствуется общение с родителями.
Author-me.com имеет глобальный охват, поэтому мы не можем
сядьте за журнальный столик. Поэтому мы делимся своими историями и стихами через компьютер. И,
как соседский клуб, мы обязаны избегать воровства идей друг друга
или слова.Вместо этого нам предлагается обсудить идеи и слова с их авторами.
Таким образом, мы можем общаться друг с другом в частном порядке по электронной почте и расширять
наши собственные идеи законным образом.
В конце концов, мы же группа поддержки. Группа поддержки людей
пристрастился к предпосылке, что мы тоже можем быть опубликованы и иметь свой момент в свете.
А теперь принеси свой кофе (точнее, сейчас лучше чай,
не так ли?) Воспользуйтесь преимуществами нашей уникальной всемирной системы дублирования и разместите свой
работать на рынке заботливых коллег-писателей.Если вы боитесь кражи своего
работа, авторские права на нее. Хотя, если вы прочитаете авторское право США
закона, американские писатели, кажется, защищены лучше, чем когда-либо прежде. Я считаю, что нам нравится степень
права защиты авторских прав с момента создания.)
И, поскольку это клуб, существует реальная потребность в двустороннем
коммуникации. (Пока чай заварили мы. Теперь ваша очередь!)
Если мы хотим удовлетворить потребности наших членов, нам нужно знать, что
потребности наиболее важны.У нас есть несколько идей, и они перечислены ниже. Но прежде чем мы
попробуйте развить эти идеи, нам нужно знать, какие из них важны для вас. Нам также нужно
чтобы узнать идеи, которые вы хотите добавить в список. Мы с нетерпением ждем ответа от
ты.
Спасибо!
Брюс Л. Кук, 1999 г. (обновлено в ноябре 2010 г.)
[email protected]
6086 Dunes Drive, Sanford, NC 27332Для биографии нажмите здесь
Этот способ регистрации Страница
Щелкните ссылку ниже и сообщите нам, какие ресурсы нам нужны
сейчас.Например …
Статьи о том, как писать
Статьи о том, как продвигать свою работу
Комментарий (нравится эта страница)
Ссылки на писательские ресурсы можно заказать
Список клубов писателей по городам
Адрес, по которому можно отправить чай
Нажмите здесь, чтобы отправить
комментарии
- Вернуться на главную
,
| Friend Therapy: 1 галлон мороженого + 2 ложки, подаваемые с дозой смеха Концепция продукта (редактор) 4,50 средняя оценка — 2 оценки | Хочу почитать
Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Я знаю, что положил куда-то свои очки Концепция продукта (редактор) очень понравилось 4.00 средняя оценка — 2 оценки | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Раскраска по номерам — Быстрая и легкая мозаика Концепция продукта очень понравилось 4.00 средняя оценка — 1 оценка | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Сделать это в форме для маффинов Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Момент для молитвы: 365 простых молитв в любую минуту вашего дня Концепция продукта 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Книга действий «Скрытые изображения» Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Смех на протяжении дня Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Книга действий «Скрытые слова» Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Скрытые подсказки Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Библейские мелочи и забавные факты: улучшите свои знания Библии с помощью быстрых викторин и вопросов! Концепция продукта (участник) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Художественность раскраски: найдите время для творчества и расслабления Концепция продукта (участник) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Изображения открыты !: Раскраска по номеру Концепция продукта (участник) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Найдите то, что скрыто Концепция продукта (участник) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Загадки про страну со словами и картинками: подборка кроссвордов, поиск слов и умные игры Концепция продукта (участник) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Простые бытовые решения: для уборки, приготовления пищи и многого другого Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Дамп-ужины и многое другое для мультиварки Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Сделать в кружке Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Друзья помогают нам преодолевать выбоины на дороге жизни … и другие теплые и остроумные высказывания в честь дружбы Концепция продукта 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Стихи, молитвы и библейские обещания Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Щенок и котенок Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Библейские загадки и интересные факты Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Библейские загадки и проблемы с памятью Концепция продукта 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Одеяла и цитаты Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Рождественские Раскраски Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| 10-минутная схватка за Священное Писание Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Пазлы для любителей кошек Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| 10 минут секретных разгадок и загадок Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Раскраска по номерам — 10 минутная мозаика Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Рисунки из точек в точку с библейскими отрывками и поговорками Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Псалмы мозаики Концепция продукта (редактор) 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
.
| Friend Therapy: 1 галлон мороженого + 2 ложки, подаваемые с дозой смеха 4,50 средняя оценка — 2 оценки | Хочу почитать
Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Я знаю, что положил куда-то свои очки очень понравилось 4.00 средняя оценка — 2 оценки | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Раскраска по номерам — Быстрая и легкая мозаика очень понравилось 4.00 средняя оценка — 1 оценка | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Псалмы мозаики 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Рисунки из точек в точку с библейскими отрывками и поговорками 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Раскраска по номерам — 10 минутная мозаика 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| 10 минут секретных разгадок и загадок 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Пазлы для любителей кошек 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| 10-минутная схватка за Священное Писание 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
| Секретные коды и загадочные подсказки 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Хочу почитать Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг 1 из 5 звезд2 из 5 звезд3 из 5 звезд4 из 5 звезд5 из 5 звезд |
.
| Многоликая аутизм 4,50 средняя оценка — 2 оценки |
Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Расстройства личности: антисоциальные, пограничные, истерические и нарциссические это было потрясающе. Средняя оценка 5,00 — 1 оценка | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Человеческое развитие: от 2 1/2 до 6 лет: роль игры 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Человеческое развитие: от 6 до 12 лет: когнитивное развитие, часть 1: влияние Пиаже 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| трубы | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Методы онкологического лечения: полная серия | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Медсестринское обследование новорожденного: полная серия | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Вмешательство медсестры-пациента: методы терапевтического вмешательства 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Управление физическим обследованием и поддерживающее лечение рака | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Человеческое развитие: семьи маленьких детей с особыми потребностями 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Сердечные заболевания: сердечная недостаточность, часть первая 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Домашнее насилие: портрет жестокого обращения, часть III 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Питание младенца: полная серия 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Интерпретация Abgs: клиническое применение 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Шизофрения: влияние на повседневную жизнь | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Человеческое развитие: повышение социального и когнитивного роста у детей: полная серия 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Проблемы психического здоровья в отделении неотложной помощи: признание и оценка 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Особые соображения для пожилых людей 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Сестринский процесс и критическое мышление: сестринский процесс 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Сердечные заболевания: сердечная недостаточность, часть вторая 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Сахарный диабет: самостоятельная оценка по физиологии и патофизиологии 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Сестринский процесс и критическое мышление: полная серия 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| ЭКГ в 3 отведениях: блокада сердца 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Уход за онкологическим больным: основы генетики для медсестры-онколога, часть 2 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Понимание общего анализа крови: полная серия: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты 0.00 средняя оценка — 0 оценок | Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз. Оценить книгу Очистить рейтинг |
| Вспомогательное интервью: Улучшение терапевтического общения: открытие, вопросы и использование молчания |
.