Барьеры коммуникации: Барьеры коммуникации
Барьеры коммуникаций и пути их преодоления — Студопедия
При изучении данного вопроса студенту следует усвоить, что эффективному коммуникационному процессу препятствуют межличностные и организационные барьеры.
Межличностные барьеры – обусловлены восприятием, семантикой, невербальной информацией, некачественной обратной связью, неумением слушать.
1. Преграды, обусловленные восприятием – конфликт между сферами компетенции, основами суждения отправителя к получателю. Возникает практически всегда при передаче информации, особенно при коммуникациях между индивидом и группой. Это обусловлено тем, что из всего потока информации люди отбирает лишь данные, привлекающие их внимание. Поэтому эффективными считают те коммуникации, в которых не менее 30% информации уже известно получателям, находится в сфере их компетенции и сформировало у них определенные стереотипы восприятия.
Кроме того, люди по-разному интерпретируют ту именно информацию в зависимости от накопленного опыта. В частности, опытный работник знает, как решать проблемы, возникающие в производственном процессе, понимает своего руководителя с полуслова. Новичку же придется приложить значительно больше усилий и времени для осмысления ситуации и принятия правильного решения.
Избирательность восприятия в значительной степени зависит от социального статуса собеседников. Как правило, к словам начальника прислушиваются больше, чем к словам подчиненного.
Фактором, обусловливающим выборочное восприятие, является и эмоциональное состояние получателя информации. Эмоциональное возбуждение препятствует нормальному восприятию информации: человек слышит лишь себя, находится в плену собственных чувств и переживаний.
2. Семантические барьеры. Семантика изучает способы использования слов и их значение. Известно, что слова (символы) различные люди понимают неодинаково, поэтому то, что сообщает кто-то, необязательно также понимает получатель информации. Например, руководитель дает задание подчиненному выполнить определенную работу, когда тот освободиться, т.е. он имеет ввиду, что работа не очень срочная, а подчиненный может понять по-другому и отложить действительно важную и срочную работу. Это также касается профессиональных высказываний или слов иностранного происхождения.
3. Социокультурные отличия отправителя и получателя информации. Проявляются в общении людей различных социальных слоев, наций и вероисповеданий, когда разное значение могут иметь не только слова (в случае несовершенного перевода или использования жаргона), но и жесты, тон, ритуалы, т.е. невербальные символы.
4. Невербальные преграды. Невербальная информация – это использование любых символов вместо слов (взгляд, выражение лица, жесты, интонация).
5. Некачественная обратная связь. Как уже говорилось, обратная связь состоит в том, что она дает возможность определить, действительно ли принятое получателем сообщение понимается так, как этого желает отправитель. Некачественная обратная связь не дает возможность это определить. Этим усложняются коммуникации, у отправителя нет уверенности в том, что его сведения правильно поняли.
6. Неумение слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Часто коммуникации неэффективны из-за того, что получатель не может точно воспринять передаваемое сообщение.
& | Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания. 1. Перестаньте говорить. 2. Помогите говорящему раскрепоститься. 3. Покажите говорящему, что Вы готовы его слушать. 4. Устраните раздражающие моменты. 5. Сопереживайте говорящему. 6. Будьте терпеливы. 7. Сдерживайте свой характер. 8. Не допускайте споров или критики. 9. Задавайте вопросы. 10. Перестаньте говорить. |
Организационные барьеры коммуникаций:
1. Искажение сообщений. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднения межличностных контактов и сознательно, когда какой-либо работник не согласен с сообщением, тогда он трактует сообщение в своих интересах. Например, имеет место тенденция оповещать руководителей высших уровней только о хорошем. Т.е. подчиненные не информируют руководителя о потенциальной или существующей проблеме, а наоборот сообщают только хорошие новости, так как хотят добиться от него хорошего отношения.
2. Информационные перегрузки, возникающие вследствие огромных потоков информации.
3. Неудовлетворительная организационная структура (наличие лишних функциональных подразделений, большое количество уровней управления). Доказано, что чем больше уровней управления имеет предприятие, тем более высока вероятность информационных перегрузок, поскольку каждый следующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Пути совершенствования коммуникационного процесса:
1. Регулирование информационных потоков. Оптимальным считается такой информационный обмен, при котором передают только ту информацию и в таком объеме, который необходим для обеспечения процесса управления.
2. Взаимодействие руководителя и подчиненных: короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения проблем, сокращение сроков проведения совещаний, поощрять инициативу работников, стремящихся к контакту с руководителем.
3. Организация эффективной системы обратной связи: направление руководящих работников в структурные подразделения для обсуждения различных вопросов, анкетирование и опросы работников.
4. Система сбора предложений:
— чаще всего такая система реализуется в виде ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. Однако этот вариант не слишком эффективен, поскольку работник не знает, рассмотрены его предложения или нет, также отсутствует вознаграждение работников за рационализаторские предложения;
— частная телефонная сеть по которой работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы;
— создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес;
— кружки качества.
5. Создание и распространение информационных бюллетеней о работе предприятия, финансовых показателях.
6. Компьютеризация информационного процесса.
Таким образом, коммуникации, как составной элемент технологии менеджмента, должны быть эффективными. Для этого необходимо не только правильно выбирать методы коммуникаций, но и минимизировать влияние коммуникативных барьеров.
Понятие и виды коммуникативных барьеров
Человек – существо социальное, и ему ежедневно приходится общаться со многими людьми. Наверняка каждый задавался вопросом, почему с одними людьми можно общаться свободно, а с другими словно что-то мешает. Эта неловкая ситуация называется коммуникационным барьером. Такие трудности с общением — не редкость, но их можно успешно устранить, овладев навыками конструктивного общения. Но прежде стоит узнать, какой из видов коммуникативных барьеров мешает нормальному общению. Об этом пойдет речь в статье.
Немного о процессе коммуникации
В широком смысле слова коммуникация – это человеческое общение. Оно может происходить в формальной и неформальной обстановке. Под процессом общения подразумевают процесс обмена информацией, что происходит посредством различных средств коммуникации. Если исходить из того, что основная цель общения — только обмен информацией, то можно рассмотреть все виды коммуникативных барьеров, что могут препятствовать этому.
В процессе коммуникации всегда участвуют коммуникаторы и реципиенты. Вне зависимости от того, сколько человек участвует в разговоре, всегда будут те, кто говорят, и те, кто слушают. Человеческое общение, как и любой другой обмен информацией, основано на трехзвенной цепи:
- Кодирование.
- Передача.
- Декодирование.
Как это все происходит? Коммуникатор оформляет информационное сообщение в код (слова, жесты, мимика) и передает реципиенту. Тот, в свою очередь, посредством зрения и слуха принимает и понимает сообщение. Коммуникативные барьеры могут возникнуть на каждом звене этой цепочки. Согласно А. Панфиловой, виды коммуникативных барьеров в общении могут быть: стилистическими, семантическими, лингвистическими, фонетическими, логическими и психологическими.
Глобальные барьеры
Также барьеры в общении могут быть внешними, внутренними и базовыми. Можно сказать, что это три глобальных вида коммуникативных барьеров.
Внешние барьеры возникают тогда, когда человеку что-то мешает передавать информацию и эта причина от него никак не зависит. Например, пропала связь, пока человек разговаривал по телефону или во время разговора с другом, вдруг откуда-то со стройки или железнодорожной станции донесся громкий звук, из-за которого собеседник не смог услышать последние слова. Внешний вид коммуникативных барьеров носит исключительно технический характер и никак не связан с физиологическими патологиями.
Внутренние барьеры возникают из-за лингвистических, семантических или стилистических причин. Наиболее распространен этот вид коммуникативного барьера при изучении иностранного языка. Он сводится к тому, что декодируемые сигналы являются неадекватно закодированными на вербальном уровне. Проще говоря, реципиент не в состоянии понять того, что сказано на языке, которого он не знает.
Базовые барьеры – это уже объект изучения психологии. Если внутренние и внешние барьеры можно определить как чисто технические, и от них, по крайней мере, легко избавиться, то базовые устранить не так просто, к тому же их бывает несколько. Итак, какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа?
Базовые барьеры
Базовые барьеры заключаются в непонимании реципиентом смысла сказанного не потому, что это другой язык, а потому, что у него возникают свои ассоциации, сравнения и представления, которые мешают адекватному восприятию. Вот какие существуют виды коммуникативных барьеров базового типа: ментальные и эмоциональные.
В разговоре, особенно неформальном, людям свойственно переводить мыслеобразы в слова и жесты, а потом декодировать обратно. Вот только одни и те же слова вызывают у контактеров разные ассоциации. В зависимости от того, где человек учился, работал и проживал, у него возникают свои представления, то есть он совершенно по-другому воспринимает переданные ему мыслеформы. Этот вид коммуникативного барьера в общении может быть логическим или эмоциональным. В некоторых случаях эту преграду практически невозможно преодолеть, в особенности если контактеры находятся на разных уровнях ментального и эмоционального состояния. Допустим, эмоциональное состояние — вещь нестабильная, и его можно выровнять. Тогда проблема с коммуникацией разрешится сама собой. А вот чтобы исправить ментальный уровень, потребуется несколько лет дополнительного образования и тренировки сообразительности.
Также принято выделять следующие виды межличностных коммуникативных барьеров:
- Мотивационный. В общении цели собеседников должны совпадать, в крайнем случае не противоречить друг другу. И если возникает подобное противоречие, то информация с самого начала не может восприниматься адекватно. Человек будет слушать, но вряд ли он услышит именно то, что ему хотел передать собеседник. Получится ситуация из области «что хочу, то и слышу».
- Терминологический. Эта проблема возникает, когда обсуждается определенный вопрос людьми с разным уровнем компетентности. К примеру, о фондовом рынке рассуждает художник из Питера и опытный акционер в этой области. Естественно, участники дискуссии будут по-разному интерпретировать слова друг друга, поскольку опираться будут исключительно на свои знания. Так, есть вероятность, что может возникнуть конфликт интерпретаций, который очень сложно определить сразу же. Однако этот барьер легко можно преодолеть, если выработать собственный словарь терминов или попросту попросить собеседника заменить зубодробительные научные эпитеты «человеческими» словами.
- Мировоззренческий барьер. Это самый глубокий и труднопреодолимый коммуникативный барьер. Он может возникнуть из-за разного возраста собеседников, разного жизненного опыта или культурного уровня. Непонимание основывается на том, что каждый коммуникатор обладает разным уровнем сознания. Например, всем известный конфликт отцов и детей. Также высока вероятность того, что собеседник попросту зациклен на субъективной мысли, что его никто не сможет понять, но это немного другое. А если говорить о мировоззрении, то действительно на разном уровне сознания по-разному воспринимаются даже самые обыденные ситуации. В результате появляются две реальности, которым не суждено пересечься между собой, соответственно, сложно найти общее информационное поле. Но даже этот барьер можно преодолеть, если собеседник с более высоким уровнем сознания посмотрит на ситуацию с точки зрения своего собеседника.
Экспресс-итог
Таким образом, коммуникативные барьеры – это психологические препятствия, мешающие людям понимать друг друга правильно. В зависимости от того что и как не понимает собеседник, существует несколько видов коммуникативных барьеров и их характеристик. Ученые приводят разные способы классификации барьеров, поэтому сложно сказать наверняка, сколько их существует. Но для лучшего раскрытия темы стоит привести наиболее распространенные виды коммуникативных барьеров с примерами и способами, которые помогут достичь взаимопонимания. Как показывает практика, не существует той преграды к общению, которую невозможно преодолеть, есть только нежелание коммуникатора и реципиента найти общий язык.
Люди часто заблуждаются, думая, что достаточно высказать свое мнение, как его поймут. Это возможно только при условии, что сообщение достигнет своего адресата без изменений. И, к сожалению, такое случается очень редко, практически никогда. Коммуникаторы говорят одно, а реципиенты понимают совсем другое. И не потому, что они так поступают специально, просто все сообщения поддаются воздействию многих факторов и помех, снижающих результативность передачи информации. Невозможно учесть все факторы, искажающие сообщения, поэтому были предприняты самые разнообразные попытки классификации видов коммуникативных барьеров.
Особенности возникновения и проявления непонимания напрямую зависят от того, что стало причиной искажения информации. К примеру, если разговаривать с человеком, который раздражен с самого утра, то он явно не поймет и 10 % переданных данных, а в противном случае еще и возмутится из-за того, что его якобы оскорбили, хотя об этом даже никто не подумал.
Ученые и их «барьеры»
Пытаясь изучить с научной точки зрения понятие и виды коммуникативных барьеров, В. Шепель выявил шесть препятствий, которые являются наиболее явными:
- Некомфортные условия физической среды, где состоится передача информации.
- Слушатель озабочен совершенно другими проблемами (инерция включенности).
- Антипатия к собеседнику в частности, и к другим мыслям вообще. Засоренность сознания стереотипами.
- Языковой барьер, включая различие лексики, словарного запаса и диалекта.
- Профессиональная неприспособленность, то есть если человек, «темный» в каком-то вопросе, пытается втиснуться в сферу его исследования и вступает в разговор с человеком, компетентным в данном вопросе.
- Коммуникатор попросту неприятен реципиенту.
В свою очередь, психолог Б. Поршнев в работе, где давал советы бизнесменам, описал виды коммуникативных барьеров в деловом общении. Их было всего четыре:
- Фонетический. Если человек говорит невыразительно, слишком быстро/медленно, «проглатывает» буквы или имеет акцент, то его речь сложно понять должным образом.
- Семантический. Люди не понимают друг друга из-за различий в системе значения слов.
- Стилистический. Если речь коммуникатора не соответствует ситуации или эмоциональному состоянию реципиента. Например, если кто-то начнет на похоронах рассказывать веселую байку о своем путешествии в Гонолулу.
- Логический. Когда у каждого человека есть своя логическая цепочка суждений.
Окружающая среда, технические и человеческие барьеры
В более обширном понимании к видам коммуникативных барьеров относятся:
- Препятствия, обусловленные окружающей средой.
- Технические барьеры.
- Человеческий фактор.
Окружающая среда может создавать дискомфортные условия для передачи и восприятия информации. Например, шум в помещении или за окном, ремонтные работы, телефонные звонки, громкая музыка. Также от разговора могут отвлекать яркое солнце, пейзаж, специфический интерьер. Неблагоприятно на коммуникацию влияют погодные и температурные условия.
Что касается технических барьеров, то изначально к этому понятию относили только «шумы», но в современной коммуникативистике это понятие имеет куда более широкое значение. К нему относят все, что искажает или прерывает передаваемое сообщение.
Человеческие барьеры делятся на психофизиологические и культурные. Первые возникают, если имеет место нарушение артикуляции, глухота, потеря зрения. Также на качество общения сильное влияние оказывают психологические характеристики. Психолог Б. Парыгин обозначил барьеры, связанные с механизмами социально-психологического взаимодействия, влиянием людей друг на друга и личностных особенностей.
К распространенным формам психологических барьеров психологи относят нервное напряжение, эмоциональные срывы, апатию, депрессию и психические свойства индивида. Если говорить об этих видах коммуникативных барьеров и функциях, которые они выполняют, стоит выделить две позиции:
- Психологическое препятствие.
- Психологическая защита.
Также на общение влияют социокультурные факторы. Каждый индивид является носителем определенных социальных качеств. Человек, живущий в обществе, непременно относится к конкретному этносу, нации, религиозной конфессии или профессиональному сообществу. Эти факторы порождают множество социокультурных различий и, как результат, — коммуникативных барьеров.
Фонетический барьер
Еще один вид межличностного коммуникативного барьера — фонетический. Он обусловлен различными знаковыми средствами передачи сообщений. Множественные препятствия создаются акустическими и физиологическими препятствиями в речи. Диапазон этого непонимания достаточно широкий – от небольшого (сложность в произношении некоторых слов) до полного (когда говорят абсолютно непонятно или на иностранном языке).
Неполное понимание возникает, если коммуникатор говорит невнятно, быстро или с акцентом. Чтобы смягчить такие непонимания, нужно делать паузы в разговоре, это поможет акцентировать внимание на сказанном. Также фонетический барьер может возникнуть при резком повышении тона. Тогда внимание реципиента будет акцентировано не на информационном сообщении, а на отношении коммуникатора к нему. Если такое происходит, нужно успокоить говорящего, чтобы прийти к эмоциональному равновесию при передаче сообщения. К примеру, можно сказать: «Если вы будете говорить спокойно, я смогу лучше вас понять». Помимо тона речи большое значение на передачу информации оказывают ударение и тональность.
Расставляя всевозможные акценты, коммуникатор может изменить содержание передаваемой мысли. Допустим, если сказать «это упражнение лучше сделать сегодня» спокойно и ни делая излишних ударений, то реципиент не поймет важности сроков выполнения задания. А вот если сделать ударение на слове «сегодня», тогда можно будет уже понять необходимость проведения мероприятия в конкретно обозначенный срок. Если произносить фразы или просьбы слишком спокойно или излишне эмоционально, то это может снизить эффект восприятия. У собеседника сразу же возникнет защитная реакция, что проявится в торможении или переключении внимания.
Также большую роль играет скорость речи, важно анализировать ее и процесс обработки информации слушателем. Картину восприятия могут испортить и помехи произношения, такие как назализация, то есть смешки, стоны, хныканье, шепот и т. д. Барьером в общении могут стать неправильно поставленные ударения в словах и слова-паразиты. Чтобы преодолеть эту проблему, участникам коммуникации нужно работать над качеством речи.
Семантический барьер
Этот вид помех в коммуникации возникает в случае, если собеседники не понимают смысла и значения сказанных слов. Чаще всего семантический барьер имеет место, когда встречаются представители различных субкультур. Здесь стоит обратить внимание на такое понятие, как жаргон. Жаргон – это речь определенной социальной или профессиональной группы, где содержится множество слов, свойственных только этому сообществу людей. В этом случае непонимания помогут избежать знания культуры и обычаев другой страны или социальной формации. К примеру, если в Индии сравнить женщину с коровой, то это сочтут за комплимент, но если подобное сказать в России, то это вызовет бурю эмоций и негодования.
Также семантический барьер может определяться многозначностью слов, которые могут менять смысл в зависимости от контекста. Помимо этого проблемы возникают, если у одного из собеседников ограниченный словарный запас, а другой обладает богатым литературным (или научным) языком.
Чтобы достичь взаимопонимания, нужно установить обратную связь, использовать уточняющие вопросы, чтобы добиться адекватного восприятия информации.
Стилистический барьер
Рассматривая виды и функции коммуникативных барьеров, сложно обойти вниманием стилистический коммуникативный барьер. Психологи отмечают, что в общении специально менять стиль своей речи могут люди экспрессивные и, как говорится, «не от мира сего». Кто в здравом уме станет пересказывать сказку научным стилем? Но обо всем по порядку.
Стиль – это отношение формы информации к ее содержанию. Барьер непонимания возникает во время использования разных языковых средств для выражения мыслей и обусловлен разными стилями подачи информации.
Принято различать экспрессивный и логический стиль. Экспрессивный характеризуется повышенной эмоциональностью, жестами, восторженными восклицаниями. Логический стиль связан с последовательным изложением информации, подбором фактов, использованием точной терминологии. В структурировании информации существует два приема:
- Правило рамки. Коммуникатор четко очерчивает начало и конец разговора. Еще в начале ХХ века было отмечено, что при таком подходе реципиент лучше запоминает именно начало и конец сообщения. Главное, не начинать «за здравие» и не заканчивать «за упокой».
- Правило цепи. Информация выстраивается определенным образом в последовательную цепочку фактов. К примеру, человек может использовать перечисление или ранжирование (от самого важного до малозначительного).
Стилистические барьеры возникают из-за неправильной организации информации, несоответствия формы и содержания. Преодолеть этот барьер поможет способность структурировать информацию, использовать содержание, соответствующее форме, говорить кратко и использовать наиболее уместный для ситуации темп.
Логический барьер
Эта проблема непонимания возникает, когда коммуникаторы не согласны с доводами, суждениями или представлениями. Каждый человек смотрит на мир по-своему, поэтому смысл каждого сообщения всегда индивидуален. Поэтому нередко встречаются ситуации, когда что-то существенное для одного считается малозначимым для другого. Такое препятствие чаще всего возникает у коммуникаторов с разным типом мышления. Преодолеть этот барьер можно, если попытаться понять логику собеседника и найти причины расхождения мыслей. На этом стоит закрыть тему основных видов коммуникативных барьеров и способов их преодоления. Хотя на тему трудностей в общении можно еще долго рассуждать.
Чтобы понимать и быть понятым, не стоит настаивать на том, что именно ваши мысли являются единственно верными. Каждый человек имеет определенный багаж знаний и жизненный опыт, исходя из которых понимает сказанное собеседником. И если пытаться понять точку зрения говорящего, то высока вероятность того, что барьеры в общении не будут казаться непреодолимой преградой.
Коммуникационные барьеры — Студопедия
При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.
Межличностные барьеры
При рассмотрении межличностных барьеров остановимся на:
1) барьерах восприятия;
2) семантический барьерах;
3) невербальных преградах;
4) плохой обратной связи;
5) неумении слушать.
1. Восприятиеможет быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется. Восприятие каждым человеком действительности различно, всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.
2. Семантические барьеры.Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Рассмотрим использование вербальных символов – слов. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен, что другое лицо припишет то же значение символу, которое придано отправителем. Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять обмен информацией.
3. Невербальные преграды.Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы – жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).
Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.
4. Плохая обратная связь.Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.
5. Неумение слушать.Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.
Организационные барьеры
В дополнение к межличностным контактам, нужно иметь представление о преградах в организационных коммуникациях. Коммуникации в организациях несовершенны. Основное последствие действия существующих систем коммуникации состоит в том, что послания трансформируются или изменяются по мере их прохождения через систему. Это означает, что конечный реципиент послания получает нечто, отличное от того, что было изначально послано, и это сводит к нулю назначение процесса коммуникации.
Пробел
Пробел означает «стирание аспектов послания», и происходит это вследствие того, что реципиент не может воспринять содержание послания целиком и получает или пропускает только то, что удается уловить. Перегрузка коммуникации, о чем речь пойдет позже, также может быть причиной пробела, поскольку некоторые послания не удается обработать вследствие перегрузки. Пробел может быть намеренным, когда определенные блоки информации стираются, проходя через конкретные сегменты организации. Наиболее очевидны пробелы в восходящих коммуникациях, поскольку отправляется большое количество посланий большим количеством людей и подразделений, находящихся на нижних уровнях иерархии. Пробелы возникают по мере фильтрования коммуникаций на их пути вверх. В случае намеренных пробелов жизненно важно знать критерии пропуска некоторых видов информации. Могут быть пробелы в виде сокращения деталей и передачи наверх сути послания. Это, конечно, идеально, но практически недостижимо, поскольку обычно пропускают и часть содержания послания.
Искажение
Искажение означает изменение смысла посланий по мере их прохождения через организацию. Из предыдущей дискуссии о восприятии ясно, что люди намеренно или ненамеренно избирательно воспринимают то, что они получают в качестве посланий. Поскольку разные лица находятся в разных пунктах отправки и восприятия посланий, происходит значительное растворение смысла посланий в контексте, в котором происходит передача. Смысловые критерии во множестве точек пересечения отличаются вследствие разных личных и должностных квалификаций и разных точек зрения, обусловленных положением коммуникатора в организации .
Искажение в горизонтальных коммуникациях происходит, по-видимому, вследствие различия в целях и ценностях между организационными единицами. Избирательные пробелы и искажение или «кодирование» характерны не только для организаций. Они происходят во всех коммуникационных системах, от семьи до общества в целом. Но для организаций они имеют жизненно важное значение, поскольку организации зависят от точных коммуникаций в качестве основы для принятия решения.
Перегрузки
Проблема перегрузки системы коммуникации характерна для организаций в большей степени, чем для других социальных образований. Перегрузка приводит к пробелам и способствует искажениям. Она также подвержена дублированию и компенсации. В ситуации перегрузки компенсации бывают адаптивные и плохо адаптивные. Пробелы и искажения относятся к плохо адаптивным. Но это нормальная ситуация.
Одним из средств, применяемым в ситуации перегрузки, является очередность. Эта методика заключается в выстраивании посланий по времени получения или по другому аналогичному критерию. Очередность может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Если использована неверная система приоритетов, то менее важные послания могут быть задействованы прежде тех, которые фактически гораздо важнее реципиенту. В то же время, очередность позволяет реципиентам задействовать послания по мере их поступления, не оставляя их без внимания из-за общей перегрузки.
Процесс фильтрования, который означает назначение приоритетов для посланий, является полезной модификацией очередности. Здесь критическим фактором является характер приоритетов. Многие организации используют модифицированную систему сортировки, которая позволяет войти в систему наиболее важным посланиям, если понятно, что организация может принять соответствующие меры. Менее важные послания принимаются, когда позволяет время. Следует отдавать преимущество системе фильтрования такого рода. Вопрос всегда заключается в том, по какому правилу производится фильтрование.
Все рассмотренные проблемы проистекают из того факта, что передаваемая информация в организациях требует интерпретации. В случае крайней перегрузки из-за обилия материала процесс интерпретации становится неоперативным. Очередность и фильтрование предназначены для сортирования посланий по приоритетам. Любая учрежденная заранее система приоритетов означает, что интерпретация посланий уже сделана путем признания одних посланий более важными, чем другие. Таким образом, интерпретация происходит независимо от того, были ли приоритеты установлены заранее или по мере получения посланий.
Тема Коммуникативные барьеры
Цель:Сформировать представление
об основных типах коммуникативных
барьеров, способах их преодоления
Ключевые слова:коммуникативные
барьеры, логический барьер, стилистический
барьер, семантический барьер, технические
помехи, обратная связь
Вопросы:
1. Понятие коммуникативных барьеров.
их классификация и характеристика
2. «Человеческие барьеры коммуникации»
3. Преодоление коммуникативных барьеров
Барьеры коммуникации – помехи, мешающие
осуществлению контактов и взаимодействию
между коммуникатором и реципиентом.
Они препятствуют адекватному приему,
пониманию и усвоению сообщений в процессе
осуществления коммуникативных связей.
Это помехи, мешающие осуществлению
контактов между коммуникатором и
реципиентом. Барьеры возникают как в
технической системе, так и в механизме
общения.
В процессе коммуникации могут возникнуть
коммуникативные барьеры:
Логический барьер – возникает у
партнеров с неодинаковым видом мышления.
В зависимости от того, какие виды и формы
мышления преобладают в интеллекте
каждого партнера, они общаются на уровне
понимания или непонимания.
Стилистический барьер – несоответствие
формы представления информации ее
содержанию. Возникает при неправильной
организации сообщения. Сообщение должно
быть построено: от внимания к интересу;
от интереса к основным положениям; от
основных положений к возражениям и
вопросам, ответам, выводам, резюмированию.
Семантический (смысловой) барьер –
возникает при несоответствии
лингвистического словаря со смысловой
информацией, а также из-за различий в
речевом поведении представителей разных
культур.
Фонетический барьер – препятствия,
создаваемые особенностями речи говорящего
(дикция, интонация, логические ударения
и т.д.). Надо говорить четко, внятно,
достаточно громко.
Барьеры коммуникации можно
классифицировать по характеру действующих
помех:
1. Технические помехи. Источником
иаких помех является сам канал коммуникации
(факс, телефон) когда в канале коммуникации
появляются препятствия проходящему
сигналу. Помехи могут полностью
перекрывать канал коммуникации или же
частично, искажая информацию или же
усекая ее.
2. Психологические помехи связаны с
отношениями между коммуникатором и
реципиентом, их установками к каналу
информации, способам, содержанию и форме
сообщения
3. Психофизиологические помехи
возникают из-за сенсорных способностей,
особенностей человеческого восприятия,
способности человеческого мозга к
запоминанию и переработке информации.
4. Социальные помехи выражены в
принадлежности коммуникантов к разным
социальным группам, они обусловлены
социальными нормами, запретами,
ограничениями в получении информации.
5. Культурно-национальные причины.
Особенности в межнациональных
коммуникациях обусловлены различиями
в традициях, нормах, ценностях, оценке
различных форм коммуникаций, реакции
на полученную информацию.
Целью изучения барьеров коммуникации
социологами является выяснение причин
возникновения и способов влияния на
эффективность информационных связей
в социальных системах. Психологи
рассматривают барьеры коммуникации с
точки зрения психологии общения, различий
психологического восприятия информации.
В различных моделях коммуникации, кроме
названных барьеров, могут возникнуть
и свои собственные, специфические,
узкопрофильные, также могут комбинироваться
отмеченные барьеры коммуникации.
Наличие или отсутствие барьеров в
каналах коммуникации проверяется путем
сопоставления информации на входе и на
выходе данного канала. Эту информацию
не всегда удается проверить. Наличие в
коммуникационной системе обратной
связипозволяет осуществить такую
проверку. В технических сетях коммуникации
устанавливаются специальные приборы,
блоки, проводящие такие сравнения и
отыскивающие искаженную информацию.
Препятствия на пути прохождения
информации создают серьезные проблемы
в коммуникативных отношениях. Препятствия
могут возникнуть и на этапе получения,
и на этапе передачи, и на этапе приема
информации. Или иначе, те люди (или
системы), которые обладают информацией,
которую нужно передать кому-либо не в
состоянии сообщить ее адресату; те, кто
должен организовать передачу информации
также по тем или иным причинам могут
быть лишены возможностей сделать это;
а те кто должен получить информацию,
также могут оказаться не в состоянии
принять и/или усвоить ее.
Наиболее часто в межличностных
коммуникациях возникают языковые
барьеры. Трудности применения языка
возникают даже при достаточно хорошем
владении одним и тем же языком обеими
сторонами. Если одна сторона начинает
понимать, что партнер по общению не
понимает специфических терминов, то он
их заменяет понятными, а в дальнейшем
общении постарается их избежать.
Официальная речь сильно отличается от
повседневной. Военные говорят, применяя
строго определенные термины, понимаемые
однозначно. Если же предложить философу
говорить на том же языке, что и военные,
то будьте уверены, что суть философии
также может быть выхолощена. Одним
словомстилистические барьеры,
связанные с несоответствием стилей
коммуникантов или содержания и стиля
в некоторых случаях может привести к
полному непониманию сторон, участвующих
в языковой коммуникации. Интересный
пример по этому поводу приводится Р.
Фишером и У. Юри: « На собрании практиков
— строительных и дорожных прорабов —
докладывается результат научной
разработки — нового отбойного молотка.
После глубоко научного доклада слушатель
задал вопрос: «Молоток не сильно трясет?»
Ученый-разработчик не понял вопроса.
Более опытный представитель науки
перевел вопрос на понятный научный
язык: «В какой степени одна из важнейших
характеристик установки — вибрационная
константа — соответствует условиям
применения, исключающего негативное
воздействие виброфактора на исполнителя?»
Ученый-докладчик понял и ответил: « В
результате проведенных экспериментов
удалось выяснить, что частотная амплитуда
среднеквадратичной погрешности
отклонения рабочей поверхности от
мнимой геометрической оси совпадает с
математическим ожиданием результата,
поэтому есть основания предполагать,
что данное соответствие действительно
имеет место». Теперь не понял практик
«от стройки». Переводчик пояснил:
Работать молотком можно[62]».
Многие семантические проблемы(распознавание значения слов) исчезают,
если вступая в общение (устное или
письменное), необходимо сделать
интерпретацию наименее редко используемых
слов и терминов, имеющих двоякое
толкование. Правильное определение
свойств знаковых систем (семиотика)
также дает возможность специалистам
даже используя достаточно сложные
знаковые конструкции понимать друг
друга и избежать абракадабры [63].
Семантические барьеры возникают по
причине придания неправильного значения
используемым в коммуникациях символам
(слова, рисунки, действия) т. е. вызваны
несоответствием кодов, используемых
сторонами коммуникации. Из нескольких
возможных значений коммуникатору нужно
выбрать одно таким образом, чтобы оно
однозначно воспринималось реципиентом.
Много проблем возникает при осуществлении
коммуникации между представителями
различных культур. В этом случае обе
стороны далеко не всегда знают хорошо
значения всех применяемых сторонами
слов и выражений, тем более не всегда
адекватно интерпретируют их в контексте
использования с учетом интонации,
громкости, пауз, сопутствующих невербальных
жестов. «Всякий раз, когда мы интерпретируем
символ на основе наших предположений,
а не фактов, мы делаем умозаключения,
которые являются существенной частью
коммуникаций. Обычно мы не имеем
возможности избежать их, так как работа
сознания не может остановиться, дожидаясь
получения сообщения в полном объеме и
его принятия. Поскольку умозаключения
могут дать ошибочный сигнал, нам всегда
следует помнить об этом и относиться к
ним весьма осторожно. Если возникают
сомнения, необходима дополнительная
информация»[64].
Абракадабра создается по двум причинам.
Первое — от неумения правильно применять
слова, непонимания значений хотя бы
части из них, а также неумения конструировать
знаковые системы, путать при их
формировании грамматические и логические
правила. Второе — абракадабра может
стать результатом переноса в языковую
среду устаревших и весьма специфичных
формулировок, а также чрезвычайного
усердия к максимальной точности
формулировок, при котором любое упущение
или любая ошибка доводит словесно-смысловую
конструкцию до абсурда.
В. А. Спивак приводит такой случай. В
суде разбиралось дело о причинении
тяжких телесных повреждений. Что
случилось: на стройку пришел работать
выпускник средней школы, мальчик из
интеллигентной семьи, не имевший
представления о специфике такой работы.
Его поставили подручным к опытному
рабочему. Требовалось выпрямить стойку
у балконного ограждения. Рабочий дал
подручному кувалду, сам поддел ломом
стойку и приказал: «Бей по ребру! О других
ребрах, кроме ребер человека и, может
быть, животного, молодой подручный не
имел представления. Не поняв смысла, он
буквально воспринял приказ и «неумышленно
нанес тяжкие телесные повреждения
рабочему — кувалдой по ребрам[65].
Такие почти неправдоподобные случаи
проявления семантической проблемы
однако довольно часто имеют место на
практике. Автор настоящей книги общаясь
по междугороднему телефону с молодым
аспирантом-заочником, в целях сокращения
разговора, используя краткий
профессиональный слэнг, попросил его
привести «рыбу» и обещал с ним обсудить
исследуемые проблемы. Когда появился
незадачливый ученик, на мой вопрос: «
Привез рыбу?» он стал доставать из пакета
вяленую рыбу. Тут-то я понял, что он меня
не понял и никакого предварительного
варианта диссертации («рыбы») у него
нет.
Один из барьеров коммуникации в
лингвистическом рассмотрении связан
с отторжением «мертвых» (не живых)
искусственных языков, т.к. «живой» язык-
разговорный, — это не только знаковая
система, но и отражение принадлежности
к определенной нации, этнической,
социальной группе.
Письменные тексты существенно отличаются
от устных. Если в устной речи собеседник
может переспросить, уточнить непонятное
слово, то при получении письменного
сообщения этого сделать практически
невозможно. Несмотря на имеющиеся
недостатки дистанционных коммуникаций,
осуществляемых с помощью текстов, тем
не менее современную цивилизацию без
письменных сообщений. представить
невозможно.
Процесс обмена информацией может быть
нарушен по субъективным причинам (склад
ума, психологические особенности
восприятия и др.). Предвзятость отношения
к определенной информации часто приводит
к исключению из текста сообщения
неприятных для участника коммуникации
информации. Результатом такого отношения
к информации, например, явилось поражение
союзников в Арденнах в декабре 1944 года.
Это случилось именно за счет предвзятости
к информации, полученной разведывательной
службой более низкого уровня, данные
которой разведкой более высокого уровня
были проигнорированы, так как у них по
этому поводу мнение уже сложилось.
Аналогичные препятствия могут возникнуть
из за избегания контакта одним из
партнеров. Притча о мальчике и волке
Нарушения в процессе обмена информацией
может также происходить из за так
называемого «эффекта специализации».
Группа «узких» специалистов, как правило
применяет наименьшее количество действий
по отношению к получаемой информации,
чаще всего истолковывает ее с точки
зрения ее приближения к привычной форме
и в наименьше степени желает нарушать
сложившиеся представления. Они
расшифровывают и используют информацию
в рамках средств, находящихся в их
распоряжении.
Препятствия при обмене информацией
происходят также и из за различного
статусного положения работников.
Информация в таких коммуникациях
фильтруется как при прохождении снизу
вверх, так и сверху вниз. При прохождении
информации снизу вверх часто у нижестоящих
возникает желание снискать уважение у
вышестоящих руководителей и по этой
причине они приукрашивают информацию.
Они часто говорят руководителю то, чего
они хотят услышать. Вышестоящие
руководители уважительное, вежливое
отношение к ним воспринимают как реальное
отношение к ним, хотя зачастую это
выражает лишь соотношение должностей
по статусу. Стоит только снять руководителя
с должности, как отношение большинства
бывших подчиненных к нему изменится.
Одна из основных причин игнорирования
сведений поступающих снизу вверх
заключается в незрелости, амбициозности
руководящего персонала. Многие
руководители наслаждаются своим правом
не слушать или не прислушиваться к
мнению подчиненных. (пример – общение
студента и преподавателя о степени
подготовленности)
Наличие статусного барьерав
коммуникациях имеет и положительные
стороны. Статус ограждает руководителя
от возможной траты времени впустую из
за осуществления малоэффективных,
дублирующих, малозначимых коммуникаций,
которые могут быть реализованы на более
низком уровне.
Фонетические барьеры— возникают
на перцептивном уровне (от лат. Perceptio —
«восприятие») и сигнификативном — иметь
способность различать вышестоящие,
значимые единицы — элементы языка:
морфемы, слова, предложения (от лат.
significate — «обозначать»). Пецептивный
(быть объектом восприятия) фактор может
служить барьером коммуникации из за
неразличимости звуков, плохого
произношения, неприятия темпа речи, а
сигнификативный фактор — по причине
непонимания обозначенного словами,
морфемами, предложениями смысла
Любые препятствия продвижения информации
по каналу коммуникации нарушают работу
коммуникативной системы. Поэтому в
такой системе должен предусматриваться
механизм систематической диагностики
состояния системы. Он, в частности должен
предусматривать возможность определения
места возникновения барьеров на ранней
стадии. Это позволить минимизировать
потери от нарушений в ее работе. В
частности, функциональные нарушения
коммуникативной системы могут происходить
из за уменьшение пропускной способности
каналов коммуникации, задержи прохождения
информации. Наиболее опасно полное
«закупоривание» даже одного канала
коммуникации, когда прохождение
информации по этому каналу в обоих
направлениях прекращается.
В этих случаях необходимо производить
шунтирование нарушенного канала
коммуникации, «прокладывая» канал,
параллельный к нарушенному участку. (
два моб тел – параллельный канал,
Мобильный телефон Эл почта – шунт)
Коммуникационный шунт в отличие от
параллельного канала коммуникации
используется временно на период выхода
из строя основного канала коммуникации.
Искажение информациидостаточно
частое явление в системах коммуникации.
Искажение появляется при такой передаче
информации, когда ее смысл искажается.
Потеря информации сопровождается
недополучением всего сообщения или ее
части.
Известно, что даже обычные текущие
замечания министра, генерального
директора подчиненными пересказываются,
истолковываются по своему, порой
полностью искажается смысл сказанного.
Чем больше ступеней передачи информации,
тем более вероятность искажения
информации.
Автором настоящих строк многократно
демонстрировалась в аудитории схема
искажения информации при ее передачи
через 2-5 ступеней. Даже при пересказе
теста, объемом в половину страницы при
передаче ее из уст в уста через 5 ступеней
содержание текста искажалось до
неузнаваемости. При попытке передать
содержание 3-4 рисунков, помещенных на
одной странице, уже на второй ступени
мы сталкивались с препятствиями,
вызванными субъективным истолкованием
рисунков. При этом, студенты часто
обращали на несущественные детали,
упуская главное. Например, девушки
замечали элементы украшений, упуская
при этом самых главных участников
коммуникации, запечатленных на рисунке.
Юноши замечали конфигурации женских
тел, или же элементы, демонстрирующие
мужскую силу, совсем не замечая при этом
элементы окружающего людей ландшафта.
Причем, детализация описаний,
сосредоточенных на каком-либо, элементе
полностью соответствовала их интересам,
вкусам, потребностям, но ни в коем случае
не было обосновано целесообразностью
сосредоточиться на главных элементах
информации, на которые обращал внимание
преподаватель.
Полковник — своему
заместителю: «Завтра в 10.00 произойдет
солнечное затмение, что случается не
каждый день. Весь личный состав построить
рядом с казармой, чтобы каждый мог
наблюдать этот природный феномен. Если
погода будет плохая и затмение наблюдать
не будет возможности, соберите весь
личный состав в спортзале.»
Заместитель —
капитану: «Завтра в 10.00 будет солнечное
затмение. Если пойдет дождь, то его
нельзя будет увидеть снаружи казармы,
и затмение будет происходить в спортзале.
Это случается не каждый день.»
Капитан —
лейтенанту: «По приказу полковника
завтра в спортзале будет произведено
солнечное затмение. Если пойдет дождь,
то полковник отдаст специальный приказ,
что случается не каждый день.»
Лейтенант —
сержанту: «Завтра полк проводит
солнечное затмение в спортзале, что
будет каждый раз, когда идет дождь!»
Сержант — солдатам:
«Завтра все увольнения отменяются
из-за затмения полковника от солнца.
Если дождь пойдет в спортзале, что
случается не каждый день, всем построиться
рядом с казармой.»
Итак, в наибольшей степени искажается
информация при передаче ее через большое
количество ступеней и на большие
расстояния. Однако последнее обстоятельство
никаким образом не касается расстояний,
мгновенно преодолеваемых техническими
средствами. Технические средства помогли
преодолеть географическое расстояние
и тем самым приблизить субъекты
коммуникаций. Это усилило возможности
контроля за прохождением информации
через каналы коммуникации.
Однако осуществление коммуникаций
посредством технических средств лишает
участников коммуникаций эффекта «живого
общения». Телефон, хотя и является в
некоторой степени аналогом непосредственного
общения, не дает возможности прочувствовать
оттенки «живой речи», мимики, жестикуляции.
Даже видеоинтерактивная двухсторонняя
связь не дает возможность полностью
заменить непосредственное публичное
общение. Даже если на экране монитора
видно лицо собеседника, жесты рук, тем
не менее отсутствует ощущение полного
контакта, дающего возможность кроме
обозначенных элементов почувствовать
так называемые флюиды (некое
биоэнергетическое поле, излучаемое
человеком). Вот как описывает эти
препятствия технических систем
коммуникации Е. Лейм: «Препятствия на
пути свободного обмена мыслями довольно
трудно преодолеть в одном и том же
городе, здании или даже комнате. Они
становятся еще более трудно преодолимыми
по мере увеличения расстояния между
центральным учреждением и отделениями
на местах. В одной и той же среде —
географической, социальной и
профессиональной — общее окружение
иногда дает множество подсказок к такому
пониманию, которое даже точные слова
не могли бы выразить. Такой элемент
отсутствует при передаче информации
на расстояние!
Письменное сообщение в еще большей
степени создает препятствия на пути к
взаимопониманию. Если адресаты письменного
взаимодействия не знают друг друга, то
текст обезличивается полностью. Никакое
письмо, даже адресованное близкому
человеку, понимающего все оттенки
написанных слов и выражений, вызывающих
воспоминания и представления, не может
полностью заменить «живое общение».
Неправильное или неполное понимание
содержания сообщения может быть вызвано
как недостаточностью, так и избыточностью
информации, заложенной в сообщении.
Недостаточность информации восполняется
путем применения повторных запросов
или же домысливается, достраивается.
Избыточную информацию часто не успевают
полностью обработать, передать и
осмыслить. Избыточность создается из-за
повторения одного и того же сообщения
в различных формах по многим каналам
повторяя его во времени.
Сознательное или неумышленное искажение
информации происходит при передаче
письменных сообщений по вертикали
вверх-вниз. В документах, которые
готовятся для передачи вниз по ступени
часть информации, которую руководство
считает ненужным разглашать, упускается,
часть приукрашивается, а часть
комментируется в нужном свете. При
передаче письменных сообщений вверх
негативная информация или упускается,
или комментируется в свою пользу;
позитивная информация разворачивается
под выигрышным углом, усиливается.
пример – предвыборная кампания
Вопросы для самоконтроля:
Что такое коммуникативные барьеры?
Какие типы коммуникативных барьеров
вы знаете?Приведите примеры различных типов
коммуникативных барьеров?Как соотносятся эти пословицы и поговорки
с понятием коммуникативных барьеров?
У кого что болит, тот о том и говорит
Сытый голодного не разумеет
Карфаген должен быть разрушен
Рекомендуемая литература
1. Басова Н.А., Загидуллина М.В. Основы
теории коммуникации / Н.А. Басова, М.В.
Загидуллина. – Челябинск: Челяб. гос.
ун-т, 2008. – 237 с.
2. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации:
краткий курс / В.Б. Кашкин. – М.: АСТ:
Восток-Запад, 2007. — 248 с.
3. Почепцов Г.Г. Теория и практика
коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: Центр,
2008. – 254 с.
Лекция 9
6 барьеров для эффективного общения
3 преимущества использования ледоколов>
опубликовано
18 июля 2018 г.
Мы общаемся с людьми каждый день. Мы общаемся через разговоры, выражения и язык тела, через социальные сети, электронную почту, телефон и т. Д.Мы полагаемся на наши коммуникативные навыки, чтобы поддерживать дружеские отношения, планировать отпуск, исправлять браки, заказывать обед, покупать машину, выражать свое мнение, просить о помощи, заключать сделки, принимать предложения о работе и т. Д.
Поскольку мы так часто общаемся разными способами, мы должны быть экспертами. Не были. Общество управления человеческими ресурсами (SHRM) провело опрос 400 компаний со 100 000 и более сотрудников. SHRM обнаружила, что компании сообщили о потере 62,4 млн долларов в год из-за плохой связи.Это 62,4 миллиона долларов на компанию, что составляет более 24 миллиардов долларов.
Общие барьеры для эффективного общения
Независимо от типа общения: устное, невербальное, письменное, аудирование или визуальное, если мы не общаемся эффективно, мы подвергаем риску себя и других. Помимо физических и технических препятствий, есть шесть препятствий для эффективного общения, которые каждый сотрудник и руководитель должен стремиться устранить.
Неудовлетворенность или отсутствие интереса к своей работе
Если вы недовольны или потеряли интерес к своей работе, у вас гораздо меньше шансов на эффективное общение — как в целях предоставления, так и получения.Другими словами, ваше сердце не в этом. Этот барьер, пожалуй, труднее всего преодолеть, потому что он включает в себя изменение мышления и, следовательно, обычно не меняется, пока человек не уйдет.
Неспособность слушать других
Активное слушание — важный аспект эффективного общения. Вы не можете общаться с кем-то, если не слушаете его, потому что вы склонны делать предположения об их потребностях, основываясь на вашем восприятии в сравнении с реальностью.
Отсутствие прозрачности и доверия
Очень сложно что-либо сообщить, когда отсутствует прозрачность и доверие.Например, если ваши сотрудники считают, что вы что-то скрываете, они будут беспокоиться, некоторые будут строить предположения, и в результате им будет сложнее обрабатывать любую вашу попытку пообщаться с ними.
Стили общения (когда они различаются)
У каждого свой стиль общения. Некоторые люди очень прямые, а другие предпочитают более косвенный подход. Некоторые используют подробные данные, другие — общие и т. Д. Иногда один человек настолько укоренился в своем способе общения, что ему трудно общаться с другими людьми, которые полагаются на другой стиль.Вы можете услышать такие комментарии, как: «Мэри никогда не объясняет, что она хочет, чтобы я делал, она никогда не говорит конкретно» или «Билл настолько увяз в сорняках, что я теряю фокус на более широкой картине».
Конфликты на рабочем месте
Конфликт может возникать по разным причинам, и когда он возникает, он становится препятствием для эффективного общения. Не обязательно важна природа конфликта, важно работать над его разрешением. Когда конфликт не искоренен, он нарастает, а затем люди начинают принимать чью-то сторону, что еще больше препятствует эффективному общению.
Культурные различия и язык
Важно понимать культурные различия в общении. Но не думайте только о международном, как вспоминая, что в Японии фамилия предшествует имени. Также могут быть региональные различия — например, северянин может не любить термин «вы все» или даже понимать более исчерпывающий вариант «все вы». Хотя эти примеры могут показаться тривиальными, суть в том, что культурные различия могут возникать в пределах США, и когда один не признает культурных различий, они рискуют обидеть другого человека.Именно в преступлении обрывается общение.
Мы все должны активно размышлять над собственными коммуникативными навыками. Приведенный выше список коммуникационных барьеров — отличное место для начала. Размышления, сочувствие (участие в шоу других) и практика помогут вам отточить свои навыки. Однако никто не идеален, поэтому также важно распознавать и осознавать, когда вы делаете ошибку, что является первым шагом к сохранению открытых дверей для эффективного общения.
Хотите узнать больше о коммуникативных навыках? Прочтите эти похожие сообщения в блоге:
Бест,
Энн Конверс Willkomm
Ассистент клинического профессора
Заведующий отделением аспирантуры
Колледж Гудвин
Университет Дрекселя
,
препятствий для эффективного общения на рабочем месте
5 сентября 2018 — Джини Бекири
Эффективное общение на рабочем месте не всегда бывает простым, и препятствия могут легко помешать. Они вызывают искажение сообщений, что впоследствии приводит к путанице, недопониманию и даже в некоторых случаях оскорблениям.
В этой статье мы обсуждаем препятствия для общения на рабочем месте и способы их преодоления.
Сводка барьеров для общения
- Физические препятствия невербальному общению . Отсутствие возможности видеть невербальные сигналы, жесты, позу и общий язык тела может сделать общение менее эффективным.
- Психологические барьеры , например, человек с социальной тревожностью и / или низкой самооценкой может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником.
- Эмоциональные барьеры . Некоторым людям может быть трудно выразить свое мнение по таким вопросам, как политика, религия, инвалидность (умственная и физическая), сексуальность и расизм.
- Жаргон и аббревиатуры . У компаний часто есть собственный жаргон и аббревиатуры, с которыми новые сотрудники могут столкнуться с трудностями.
- Отсутствие внимания , интерес и отвлечение внимания к слушающему.
- Различия в восприятии и точках зрения .
- Физические нарушения , такие как проблемы со слухом или речью.
- Различия в языке и незнакомые акценты.
- Ожидания и предрассудки , которые могут привести к стереотипам.
- Культурные различия .Нормы социального взаимодействия сильно различаются в разных культурах, равно как и способы выражения эмоций.
Физические барьеры
Физические препятствия могут помешать человеку интерпретировать невербальные сигналы. Это чаще встречается в методах общения, основанных на технологиях, а не лицом к лицу. Другие физические препятствия включают:
- Старое или сломанное оборудование для связи
- Некомфортные температуры
- Фоновый шум
- Плохое освещение
- Общение во время перерыва / обеда / окончания рабочего времени
- Большие рабочие зоны или работа в зоне, которая физически отделена от коллег
- Закрытые двери
- Большие географические расстояния между отправителем и получателем — общение обычно проще, чем короткие расстояния
Открытые офисные пространства становятся популярными, поскольку они предоставляют сотрудникам собственные рабочие места, а также устраняют видимые барьеры между коллегами, которые могут мешать общению.
Психологические барьеры
Психологическое состояние говорящего и слушателя может влиять на общение, например:
- Человек, страдающий социальной тревожностью и / или низкой самооценкой, может слишком отвлекаться на то, как его воспринимают при разговоре с начальником. Они могут беспокоиться о том, заметит ли их руководитель, что они нервничают, им может быть трудно поделиться своими настоящими мыслями и т. Д.Впоследствии этот человек может понять, что не может вспомнить, что сказал менеджер, потому что был слишком отвлечен своими мыслями.
- Гнев может привести к тому, что вы говорите то, о чем сожалеете, и неверно истолковываете то, что говорят другие.
Барьеры организационной структуры
Компании с неясной структурой могут затруднить общение. Например, у них может быть неэффективная система обмена информацией и коммуникации, сотрудники могут не знать, какова их роль в системе коммуникации и т. Д.
Если компания имеет сложную структуру с множеством уровней управления, информация будет потеряна или искажена при прохождении через каждый уровень иерархии.
Барьеры восприятия
Различные мнения и взгляды могут снизить объективность. Вы можете вступить в разговор, предполагая, что слушатель не поймет вас или не будет интересоваться тем, о чем вы говорите — это может привести к непреднамеренному нанесению вреда вашему сообщению, например, к пренебрежительной лексике или попыткам быть более юмористическими.
Или вы можете быть слушателем, который не согласен с убеждениями говорящего, поэтому вы предпочитаете не слушать должным образом, или вы ищите ошибки в том, что он говорит, вместо того, чтобы пытаться понять.
Заградительные барьеры
Слушатель может не обращать достаточного внимания на то, что говорится, возможно, он отвлекается, его не интересует, или он думает, что тема говорящего неуместна. Это очень распространено в письменном общении, например, когда не читают протоколы собрания команды.Связь двусторонняя; не обращая внимания и активно слушая, вы не поймете сообщение.
Слишком много информации
Предоставление кому-либо огромного количества деталей может запутать его и отвлечь от вашего сообщения. Это особенно актуально, если в сообщении содержится много новой для получателя информации.
Убедитесь, что вы избегаете перегрузки информацией на собраниях, где люди могут легко отключиться.
Эмоциональные барьеры
Эмоциональные реакции как говорящего, так и слушающего могут помешать эффективному общению. Трудно отложить в сторону и не действовать в соответствии с нашими эмоциями, но это необходимо. Постарайтесь выяснить, какие слова, темы и т. Д. Могут вызвать у вас сильные эмоциональные реакции, чтобы составить план управления ими.
Распространенной эмоцией в общении является страх. Люди часто склонны думать, что их мнение не имеет значения на рабочем месте или что люди будут отрицательно судить о них, если они высказываются.Но это не так, и вполне вероятно, что окружающие тоже будут бояться что-либо говорить, поэтому они будут уважать вас, когда вы все-таки заговорите. То, что ценно для вас, будет ценно для другого человека.
Культурные барьеры
Культурные барьеры могут мешать общению разными способами:
- Нормы общения в разных культурах различаются, например, личное пространство. В таких ситуациях важно найти общий язык.
- Люди могут формировать предположения, основанные на стереотипах о культуре другого человека (культурный шум).
- Рабочая культура в разных компаниях различается, а это означает, что вам необходимо адаптироваться к культуре вашей компании, чтобы эффективно общаться.
Предположения, поспешные выводы и преждевременные оценки
Формирование суждения до того, как выслушать все, что говорит говорящий, искажает ваше понимание.Люди часто слышат то, чего ожидают, что может привести к ложным выводам.
Семантические и языковые барьеры
Может быть:
- Языковые различия между говорящим и слушателем
- Трудности в понимании незнакомых акцентов
- Использование: жаргона, незнакомых / региональных выражений, специальных сокращений, сленга, технической терминологии
Все вышеперечисленное может исключить других и привести к неверному толкованию или даже оскорблению, поэтому вам нужно говорить прямо и ясно, чтобы вас поняли.
Межличностные барьеры
Низкая самооценка и предрассудки могут мешать вам строить отношения и связи с другими из-за вашего ложного восприятия. Чтобы преодолеть это, вам нужно больше общаться с другими, чтобы повысить свою уверенность и узнать о своих сильных и слабых сторонах.
Физиологические барьеры
Нарушение зрения, проблемы со слухом, болезни и боли могут мешать эффективному общению на рабочем месте.
Отсутствие сходства
Чтобы прояснить свою точку зрения, обычно используются примеры и рассказы. Однако их влияние снижается, если: другой человек не находит их связанными, у него нет таких же знаний или такого же опыта, как у вас.
Кроме того, информация фильтруется на личном уровне с использованием нашего опыта и убеждений. Чем больше кто-то похож на вас, тем больше вероятность, что они будут смотреть на вещи одинаково.Таким образом, ораторы с разным социально-экономическим образованием для своих слушателей должны быть осторожны, чтобы адаптировать свою речь к своей аудитории.
Неопределенность
Расплывчатость в объяснениях и использование слишком большого количества обобщений или пословиц может привести к нечеткому общению и неверному толкованию.
Статус
Связь может пострадать от выборочной связи. Руководители иерархии компании могут не делиться определенной информацией с подчиненными из опасения, что их сочтут некомпетентными, и они хотят усилить статусные различия.
Подчиненные обычно делятся только информацией, которая понравится их начальству, и избегают делиться своими ошибками и просить дополнительных разъяснений по работе.
Нехватка времени
Может просто не хватить времени для эффективной передачи информации.
Сопротивление изменению
Люди могут захотеть сохранить статус-кво, поэтому, когда, например, оратор пытается предложить идеи, связанные с изменением, люди могут проигнорировать это или выступить против него.
Барьеры доверия
Люди с большей вероятностью будут слушать сообщение, если отправитель имеет надежную и заслуживающую доверия репутацию. Без этого доверия получатели могут быть подозрительными, сопротивляться или даже враждебно относиться к общению.
Итого
Для эффективного общения на рабочем месте нужно знать об этих препятствиях и стараться их преодолевать.Развитие сочувствия может быть особенно полезным для этого, так как легко разочароваться в собеседнике, участвующем в разговоре, что снизит качество общения.
Сочувствие увеличивает ваше терпение, которое позволяет вам быть вдумчивым и находить решения эффективным и спокойным образом.
,
« Значение » в разных предложениях означает разное. Нарушение связи происходит при неправильном восприятии получателем. |
.
Барьеров для эффективного общения
«Все было сказано раньше, но так как никто не слушает, мы должны возвращаться и начинать все сначала». — Андре Жид (французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1947 г.).
Иногда в промежутке между моментом, когда кто-то говорит и другой отвечает, связь прерывается.
Мы все были там. Разговор, или даже онлайн-чат, или цепочка мобильных текстов приводит к ужасному недоразумению, и внезапно все надежды на достижение соглашения исчезают. Что случилось?
1. Физические барьеры: это связано с плохим или устаревшим оборудованием, используемым во время связи, фоновым шумом, плохим освещением, слишком высокими или слишком низкими температурами.
2. Отношение: эмоции, такие как гнев или печаль, могут испортить объективность. Кроме того, чрезмерная нервозность, личная повестка дня или «необходимость быть правым, несмотря ни на что» могут сделать общение менее эффективным. Это также известно как «эмоциональный шум».
3. Язык: это может показаться простым, но даже люди, говорящие на одном языке, могут испытывать трудности с пониманием друг друга, если они из разных поколений или из разных регионов одной страны. Сленг, профессиональный жаргон и региональные разговорные выражения могут даже навредить коммуникаторам с лучшими намерениями.
4. Физиологические барьеры: плохое здоровье, плохое зрение или слух, боль.
5. Проблемы с проектированием структуры: компаний или учреждений могут иметь нечеткую организационную структуру, что может затруднить общение. Также виноваты плохие коммуникации — плохие информационные системы и отсутствие контроля или обучения вовлеченных людей.
6. Культурный шум: человек иногда делают стереотипные предположения о других, основываясь на их культурном происхождении.
//]]>
7.Отсутствие общего опыта: — отличная идея использовать примеры или истории, чтобы объяснить обсуждаемый вопрос. Однако, если говорящий и учащийся не могут иметь отношения к этим примерам, потому что у y разные знания или одинаковый опыт, этот инструмент будет неэффективным.
8. Неоднозначность и чрезмерное использование абстракций: оставление вещей недосказанными, использование слишком большого количества обобщений, пословиц или поговорок может привести к нечетким сообщениям, которые могут поддаваться интерпретациям.
9. Информационная перегрузка: требуется время для обработки большого количества информации, а слишком большое количество деталей может ошеломить и отвлечь аудиторию от важных тем. Будь проще, дорогая.
10. Предположения и поспешные выводы: Это может заставить кого-то принять решение о или чем-то до того, как выслушать все факты.
Все эти препятствия на пути к эффективному общению могут либо отвлекать участников, либо иным образом препятствовать общению. Убедитесь, что они не мешают ясно изложить вашу точку зрения!
Что теперь?
Теперь вы можете перейти к изучению ключей к эффективному общению и начать свой путь к совершенствованию коммуникативных навыков!
Вот также несколько отличных книг по этой теме, которые вы, возможно, захотите почитать:
Не могу пройти: восемь препятствий для общения | Психология убеждения: как убедить других к своему образу мышления | |
Другие полезные ресурсы:
Википедия — Препятствия для эффективного человеческого общения
,