Человеческая память: Как устроена память | Журнал Популярная Механика

Содержание

Как устроена память | Журнал Популярная Механика

Не электричество, но химия

В поисках ответа на вопрос, как можно модифицировать или даже стереть память, в последние годы были сделаны важные открытия, и появился целый ряд работ, посвященных «молекуле памяти».

На самом деле такую молекулу или по крайней мере некий материальный носитель мысли и памяти пытались выделить уже лет двести, но все без особого успеха. В конце концов нейрофизиологи пришли к выводу, что ничего специфического для памяти в мозге нет: есть 100 млрд нейронов, есть 10 квадрильонов связей между ними и где-то там, в этой космических масштабов сети единообразно закодированы и память, и мысли, и поведение. Предпринимались попытки заблокировать отдельные химические вещества в мозге, и это приводило к изменению в памяти, но также и к изменению всей работы организма. И лишь в 2006 году появились первые работы о биохимической системе, которая, похоже, очень специфична именно для памяти. Ее блокада не вызывала никаких изменений ни в поведении, ни в способности к обучению — только потерю части памяти. Например, памяти об обстановке, если блокатор был введен в гиппокамп. Или об эмоциональном шоке, если блокатор вводился в амигдалу. Обнаруженная биохимическая система представляет собой белок, фермент под названием протеинкиназа М-зета, который контролирует другие белки.

Одна из главных проблем нейрофизиологии — невозможность проводить опыты на людях. Однако даже у примитивных животных базовые механизмы памяти схожи с нашими.

Молекула работает в месте синаптического контакта — контакта между нейронами мозга. Тут надо сделать одно важное отступление и пояснить специфику этих самых контактов. Мозг часто уподобляют компьютеру, и потому многие думают, что связи между нейронами, которые и создают все то, что мы называем мышлением и памятью, имеют чисто электрическую природу. Но это не так. Язык синапсов — химия, здесь одни выделяемые молекулы, как ключ с замком, взаимодействуют с другими молекулами (рецепторами), и лишь потом начинаются электрические процессы. От того, сколько конкретных рецепторов будет доставлено по нервной клетке к месту контакта, зависит эффективность, большая пропускная способность синапса.

Белок с особыми свойствами

Протеинкиназа М-зета как раз контролирует доставку рецепторов по синапсу и таким образом увеличивает его эффективность. Когда эти молекулы включаются в работу одновременно в десятках тысяч синапсов, происходит перемаршрутизация сигналов, и общие свойства некой сети нейронов изменяются. Все это мало нам говорит о том, каким образом в этой перемаршрутизации закодированы изменения в памяти, но достоверно известно одно: если протеинкиназу М-зета заблокировать, память сотрется, ибо те химические связи, которые ее обеспечивают, работать не будут. У вновь открытой «молекулы» памяти есть ряд интереснейших особенностей.

Во-первых, она способна к самовоспроизводству. Если в результате обучения (то есть получения новой информации) в синапсе образовалась некая добавка в виде определенного количества протеинкиназы М-зета, то это количество может сохраняться там очень долгое время, несмотря на то что эта белковая молекула разлагается за три-четыре дня. Каким-то образом молекула мобилизует ресурсы клетки и обеспечивает синтез и доставку в место синаптического контакта новых молекул на замену выбывших.

Во-вторых, к интереснейшим особенностям протеинкиназы М-зета относится ее блокирование. Когда исследователям понадобилось получить вещество для экспериментов по блокированию «молекулы» памяти, они просто «прочитали» участок ее гена, в котором закодирован ее же собственный пептидный блокатор, и синтезировали его. Однако самой клеткой этот блокатор никогда не производится, и с какой целью эволюция оставила в геноме его код — неясно.

Третья важная особенность молекулы состоит в том, что и она сама, и ее блокатор имеют практически идентичный вид для всех живых существ с нервной системой. Это свидетельствует о том, что в лице протеинкиназы М-зета мы имеем дело с древнейшим адаптационным механизмом, на котором построена в том числе и человеческая память.

Конечно, протеинкиназа М-зета — не «молекула памяти» в том смысле, в котором ее надеялись найти ученые прошлого. Она не является материальным носителем запомненной информации, но, очевидно, выступает в качестве ключевого регулятора эффективности связей внутри мозга, инициирует возникновение новых конфигураций как результата обучения.

Человеческая память / Хабр

В данной статье я определю, какие требования предъявляются к проекту Xmal для улучшения человеческой памяти и развитию алгоритмических способностей у человека. Мы рассмотрим, какие типы памяти существуют, и какие способы улучшения запоминания применяются. Вы узнаете о 3 законах запоминания, краткосрочной и долгосрочной, зрительной и слуховой памяти и почему мы используем всего 10% от наших запоминающих способностей.

Память

Память – уникальное свойство человека. Без нее невозможно представить его жизнь. Благодаря ней, мы можем использовать опыт предыдущих поколений и не совершать ошибки, которые уже были выявлены в прошлом.

Какие виды памяти существуют

Память бывает долгосрочной и краткосрочной.

Рассмотрим действие двух этих видов на примерах:

1. Краткосрочная память

Студент, за день до экзамена может втолкнуть в свою память огромное количество информации, но в скором времени, а точнее сразу после экзамена, он забудет выученное, так как в краткосрочной памяти формируется информация, которая затем будет помещена в долгосрочную, которая очень ограничена, и большая ее часть пропадает.

2. Долгосрочная память

Больные с так называемой старческой забывчивостью в мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве или много лет назад, но не в силах удержать в голове то, что было полчаса назад.

Зрительная и слуховая память

Некоторые люди лучше запоминают то, что увидели, некоторые то, что услышали. По данному признаку память делится на зрительную и слуховую.
Лучше запоминается предмет вызвавший интерес.
Память чувств очень стойка

Не путайте память с рассеянностью!

Рассеянные лица погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, но на другом объекте. Бытовая информация им совершенно неинтересна.

Как улучшить память?

Зачастую работу памяти можно улучшить. В этом хорошо помогают витамины C, E, B6, B12, бета-каротины, жирные кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из растения гинкго билона.

10%

Среднестатистический человек использует не больше 10% врожденных возможностей своей памяти. И все только потому, что мы не умеем использовать естественные законы запоминания.

Законы запоминания

Их всего 3:

1. Впечатление.

2. Повторение.

3. Ассоциация.

Стресс поможет

Попадали ли Вы когда-нибудь в стрессовые ситуации? Наверняка любой из Вас скажет «Да». Попробуйте вспомнить эту ситуацию. Несмотря на то, как давно она была, человеческая память запоминает стрессовое событие в довольно четко. И забыть это событие бывает сложно.

В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые.

Подведем итоги и составим требования

По опросу, проведенному вчера, можно сделать вывод, что максимальная работоспособность у человека вызывается в тишине. Но также недалеко и играющая медленная музыка.

Что получается:
1. Разрешить пользователю выбор между отсутствием музыки или играющей медленной
2. Преподаваемый материал должен вызывать интерес у пользователя
3. Определить, как человек лучше запоминает, просматривая лекцию или прослушивая ее и ориентироваться на данную оценку
4. В каждой последующей лекции должен участвовать материал предыдущей (закон повторения)
5. Научить пользователя ассоциировать предметы с предметами мира (закон ассоциации)
6. Вызвать интерес к материалу у рассеянных людей
7. Разработать требования к пользователю, для достижения максимальных результатов в ходе работы с программой

P.S. При подготовке материала была использована работа Владимира Щербакова «Секреты памяти»

7 удивительных фактов о человеческой памяти :: Впечатления :: РБК Стиль

Память похожа на большую библиотеку, в которой хранятся детские воспоминания, математические формулы, профессиональные знания и когда-то испытанные ощущения. Она продолжает формироваться на протяжении всей жизни, накапливая индивидуальный опыт человека и позволяя ему в любой момент оперативно извлекать нужные данные.

Исследования американских нейрофизиологов показали, что наша память способна вместить петабайт (или тысячу терабайт) данных. Это в десять раз больше, чем предполагалось ранее. И все же многие психические процессы и механизмы, связанные с запоминанием, до конца не изучены.

 

Резерв памяти можно увеличить

Считается, что человеческая память продолжает развиваться до 25 лет. В среднем пик ее возможностей проявляется в возрасте 19–20 лет, а первые признаки затухания — после пятидесяти. Однако с помощью регулярных тренировок этот процесс можно замедлить. Как и многие функции мозга, память поддается развитию. Для улучшения ее характеристик существуют самые разные приемы, методы и технологии, совокупность которых называют мнемоникой.

Особых успехов в развитии памяти добился Самвел Гарибян, российский предприниматель и двукратный рекордсмен Книги рекордов Гиннесса. С помощью тренировок он вывел объем усваиваемой информации на такой уровень, что мог мгновенно запоминать любые устные и печатные материалы. Один из рекордов Гарибян поставил в 1990 году. Мнемонист почти безошибочно повторил тысячу неизвестных ему иностранных слов из десяти разных языков. Спустя десять лет он запомнил и воспроизвел две тысячи не связанных смыслом русских слов.

Фото: Jason Leung/Unsplash

Механизм дежавю — ошибка

Этим понятием принято обозначать состояние, при котором человеку кажется, будто он уже был в подобной ситуации. Мы начинаем узнавать незнакомые интерьеры, голоса и лица новых людей, смутно предвидим дальнейшее развитие событий. Эффект дежавю напоминает повторный просмотр фильма, когда-то увиденного и давно забытого. При этом длится он всего несколько секунд и не может быть вызван искусственно.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу его природы. Одни говорят, что это явление может быть связано с генетической памятью. Другие уверены, что все дело в нарушении работы гиппокампа. Из-за сбоев в глубинных слоях височной доли головного мозга мы воспринимаем новую ситуацию как хорошо знакомую. Третьи считают дежавю следствием реинкарнации. А Зигмунд Фрейд связывал его с сюжетами забытых снов.

Фото: Ethan Hoover/Unsplash

Первые воспоминания появляются еще до рождения

Еще в прошлом веке ученые верили, что младенцы появляются на свет с совершенно чистой памятью. Однако современные исследования позволили выяснить, что эмбрион начинает запоминать некоторые события уже в утробе матери. В ряде экспериментов ученые с помощью специальной аппаратуры посылали младенцам определенный звуковой сигнал. После пятого прослушивания ребенок переставал реагировать на один и тот же звук и в дальнейшем быстро его узнавал.

Подобное явление наблюдается уже на девятнадцатой неделе беременности. Интересно, что так называемую пренатальную музыку младенцы помнят даже после появления на свет. Это дает возможность говорить о существовании у плода не только краткосрочной, но и долгосрочной памяти.

Фото: Xavier Mouton Photographie/Unsplash

© Xavier Mouton Photographie/Unsplash

Память индивидуальна

На способности человека к запоминанию влияют индивидуальные факторы. По этой причине у одних преобладает зрительный вид памяти, у других — слуховой. Третьи лучше всего запоминают мышечные комбинации, движения и их схемы. Кроме того, объем кратковременной памяти у всех разный, также как прочность и скорость запоминания новой информации.

К числу определяющих факторов относятся возраст, состояние здоровья, гормональный фон, особенности нервной системы, уровень воспитания, характер работы и даже рацион. Например, скудное питание при диете и злоупотребление алкоголем оказывают на память негативное воздействие. Образная память сильнее всего развита у артистов, а вкусовая и обонятельная — у дегустаторов.

Фото: Rawpixel/Unsplash

Бывают и ложные воспоминания

Человеческая память — не самое надежное устройство для записи данных. Воспоминания, которые мы храним у себя в голове, со временем меняются и поддаются искажениям. Они не только тускнеют, но и дополняются новыми подробностями, которых не существовало в реальности. Кроме того, ложные сведения можно намеренно внедрить в чье-то сознание. Речь идет не только об отдельных вымышленных деталях, но и о событиях, которых никогда не было.

К таким выводам пришли ученые. Например, американский психолог Элизабет Лофтус убеждал своих испытуемых в том, что в детстве они подвергались нападению животных, надолго терялись в зоомагазине и даже целовали лягушек. Для этого она использовала поддельные видеоролики, в которых соединялись выдуманные и реальные детали. Родители участников подтвердили Лофтус, что ничего подобного с их детьми не происходило. Однако около 30% опрошенных присваивали себе ложные воспоминания и даже начинали давать подробные описания этих событий.

Фото: Jon Tyson/Unsplash

Память необходимо включать

Память и внимание тесно взаимосвязаны. Чтобы начать усваивать новую информацию, необходимо сконцентрироваться и настроить себя на процесс запоминания. В противном случае нужные сведения не будут усвоены и не дойдут до хранилища памяти. Пассивно воспринятая информация не откладывается в голове и быстро забывается. Именно поэтому в процессе обучения так важно исключить отвлекающие факторы. Например, смартфоны и интернет.

Если озвучить какие-либо сведения без предупреждения о том, что их потребуется повторить, — вероятнее всего, человек их не запомнит. Чтобы активизировать память, нужно заинтересоваться материалом, сосредоточиться на нем.

Фото: Le Tan/Unsplash

Плохие воспоминания стираются быстрее

Забывание — одна из основных функций памяти. Оно помогает стереть неактуальную информацию и уберечь нервную систему от перенапряжения. При этом мозг быстрее вытесняет негативные впечатления, оставляя в памяти наиболее приятные и желанные моменты. Если бы плохие воспоминания со временем не стирались, то накопленные отрицательные эмоции продолжали бы оказывать деструктивное воздействие на психику. Сегодня существуют специальные тренинги, направленные на блокировку ненужной информации.

Фото: Thomas Ehling/Unsplash

© Thomas Ehling/Unsplash

В психотерапевтической практике встречается такое явление, как гипертимезия. Люди с этим редким синдромом, например американская писательница Джилл Прайс, помнят всю свою жизнь в мельчайших подробностях. Защитный механизм, который вытесняет из памяти негативные эмоции и воспоминания, в их случае просто не работает. 

Память: психология, интересные факты | NUR.KZ

Изучением памяти занимались еще в давние времена. На исследование феномена брошено много сил, однако до сих осталось больше вопросов, чем ответов. Попытаемся разобраться, что такое память. Психология считает ее наиболее таинственной способностью мозга человека.

Фото: YAUSTAL.com: UGC

Память: психология, свойства и классификация

Память — это особенный процесс, благодаря которому происходит накапливание и хранение информации: человек переживает события, случившиеся в прошлом, анализирует ситуацию, переосмысливает чувства и эмоции.

Любая жизнедеятельность невозможна без памяти, так как именно прошлый опыт помогает познать себя, расширить восприятие информации, научиться чему-то новому. Поэтому важно понимать, что такое память и какой она бывает.

Существует несколько теорий, которые раскрывают понятие по-своему. Например, ассоциативная концепция говорит о том, что память — это воссоединение материала через ассоциации, а вот когнитивная теория утверждает, что накопление и совмещение информации происходит с помощью блоков.

Фото: Мои правила: UGC

Память классифицируют по нескольким признакам:

  • По времени хранения материала выделяют:
  1. Сенсорную память (очень короткое время хранения информации).
  2. Кратковременную (информация хранится около 30 секунд).
  3. Долговременную (информация сохраняется неограниченный срок).

Также многие задаются вопросом, что такое оперативная память. Этот вид хранения материала ассоциируется исключительно с электронными гаджетами и носителями информации, однако у человека она также присутствует. Оперативная память — это сохранение образа, который необходим для следующего действия. Обычно информация держится в памяти несколько минут или дней, после чего стирается.

  • По смыслу определяют:
  1. Образную память — способность человека запоминать и воссоздавать образы в мыслях.
  2. Двигательную. Этот вид памяти отвечает за основы движений, которые закладываются один раз и не забываются. Например, умение писать, ездить на велосипеде, плавать.
  3. Эмоциональную. Такая память основывается на переживаниях, чувствах и эмоциях.
  4. Словесно-логическую. С ее помощью человек способен запоминать мысли и высказывания других людей, анализировать, выстраивать логические цепочки.
  5. Автобиографическую. Как понятно из названия, такой вид помогает человеку помнить информацию о себе.

Фото: BioFile.ru: UGC

Также выделяют слуховую, вкусовую и зрительную память.

  • По степени опосредованности выделяют такие виды памяти:
  1. Непроизвольную. Представляет вид запоминания информации, для которого не прилагают никаких усилий: материал откладывается непроизвольно. Такую память еще называют генетической.
  2. Произвольную. Ее часто тренируют во время учебы в школе или институте. Чтобы удержать в мозгу какую-либо информацию, человеку необходимо приложить усилия: заучить, прочитать несколько раз, прослушивать в течение долгого времени.
  3. Метапамять. Вид встречается достаточно редко — это умение человека пользоваться знаниями о возможностях своей памяти и успешно воплощать их в жизнь.

Человеческая память работает достаточно стандартно: сначала идет запоминание, затем сохранение, воспроизведение и забывание информации. Некоторые воспоминания остаются на всю жизнь, другие же легко стираются.

Психологи и врачи рекомендуют постоянно развивать память с помощью чтения книг, учебы и выполнения специальных упражнений. Мозг человека нуждается в нагрузке и напряжении, поэтому уделяйте внимание не только внешности, но и развитию внутреннего мира.

Читайте также: Как развить память ребенка?

Память: интересные факты

Феномен человеческой памяти настолько уникален, что собралось немало фактов об этой способности. Расскажем о наиболее интересных:

  • Память можно тренировать.

Конечно же, память не улучшится от физических нагрузок (хотя они тоже важны для нормального функционирования мозга).

Для тренировки памяти необходимо делать специальные упражнения и правильно питаться. Причем развивать память можно в любом возрасте, даже в преклонном.

Фото: Anisima.ru: UGC

  • Умение забывать — важная особенность.

Чтобы человек выжил, ему необходимо умение забывать — таким образом, мозг освобождает место для новых воспоминаний. Также способность помогает человеку справиться с переживаниями, потерями, страхами. Поэтому не расстраивайтесь, если не помните многих деталей: так нужно. Если речь, конечно же, не идет о постоянной забывчивости.

Кстати, умение забывать также поддается тренировке.

  • Можно создать ложные воспоминания.

Однажды психолог Элизабет Лофтус провела эксперимент: студентам выдали рассказы с воспоминаниями из их детства, якобы написанные родственниками. Практически вся группа испытуемых ответила, что они помнят истории, которые с ними происходили, хотя на самом деле такого не было.

Подсознание человека легко поддается обману — достаточно придерживаться определенного этапа имплементации, и он воспримет ложную информацию под видом собственного воспоминания.

  • Существуют люди с феноменальной памятью.

Некоторые личности обладают особым даром — запоминать огромный объем информации, восприняв его на слух или увидев воочию.

Например, Моцарт точно определял услышанное музыкальное произведение и записывал его по нотам. Жительница Австралии выучила телефонную книгу, которая состояла из 130 тысяч номеров. Причем свой телефон женщина запомнить так и не смогла. А вот Доминик О’Брайен с легкостью точь-в-точь повторил 152 слова из китайского языка, хотя слышал речь впервые.

Фото: Anisima.ru: UGC

  • Человек запоминает информацию, еще находясь в утробе матери.

Ученые проводили эксперимент, в ходе которого выяснилось, что с 20-й недели маленький эмбрион уже запоминает информацию. Также считается, что некоторые люди способны вспомнить, что делали, когда находились в животе у мамы.

  • Память нужно включать.

Ученые доказали, что иногда память нуждается в том, чтобы ее активизировали. Проводили такой эксперимент: группе людей оглашали информацию, а затем без предупреждения просили их повторить услышанное. Так как люди не настроились на то, что их будут спрашивать, они не запомнили информацию.

  • Память находится везде.

Доказано, что воспоминания находятся во всей нейронной сети мозга. Причем каждая информация хранится в определенном участке. Например, говоря о хлебе, мы помним его запах, цвет, форму и вкус: общее воспоминание состоит из множества маленьких, которые разбросаны в разных частях мозга.

  • Так называемое дежавю может возникать из-за генетической памяти.

С каждым хоть раз случалось ощущение того, что вы уже когда-то были в этом месте или уже делали что-либо. Ученые утверждают, что такое явление может происходить из-за воспоминаний, которые живут на генетическом уровне и иногда прорываются в современную жизнь.

Фото: Дикий Дикий Мир: UGC

  • Человек использует память только на 10%.

Возможности памяти, как и человеческого мозга, практически безграничны. Вот только использовать способность на 100% не может ни один человек. С чем это связано, неизвестно.

Память — уникальная человеческая особенность. То и дело ученые раскрывают новые факты и приводят множество примеров людей, которые способны запоминать тонны информации.

Хотите войти в число уникальных личностей или облегчить свою жизнь? Тогда внимательно относитесь к своему организму и не забывайте о тренировке памяти.

Читайте также: Как тренировать мозг и память

Как устроена человеческая память | 59.ru

Миф № 11. Ложных воспоминаний не существует

— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.

Миф № 12. Память тренируется, если запоминать как можно больше. Лучший способ тренировки — учить иностранные языки

— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

Миф № 13. На память влияет то, что мы едим

— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.

Виды памяти человека: 10 основных видов памяти

Приветствую всех! Что представляет под собой оперативная память человека, какая она бывает, какие свойства памяти существуют? Память можно считать одним из самых древних достижений живого организма посредством эволюции. Возьмем за пример первых рыб, обладающих памятью. Они намного лучше ориентировались в водоемах, вследствие чего им проще было искать пропитание, скрываться от хищников и выбирать наиболее приятную территорию для своего существования. С периодом эволюции усложнялась генетика животных и усовершенствовалась их память. Далее по статье рассмотрим виды памяти у человека в психологии.

Что такое память в психологии

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Представляет собой одно из самых важных факторов познавательного процесса. При помощи памяти происходят разные виды хранения информации, удерживая в своем сознании информацию о произошедших событиях, сравнивая ее с настоящими явлениями, отталкиваясь от них принимаются решения и прогнозы о будущем. Обладая хорошей памятью, можно быть уверенным в успехе в своей деятельности.

Свойства памяти таковы, что их можно натренировать и улучшить. Важно сразу понять, какой вид памяти стоит улучшать. Значит, нужно разобраться, какая бывает память, ее примеры и типы.

Виды памяти в психологии

При запоминании информации, применяются разные типы памяти и являются сложным процессом, подразделенным на этапы. Основные виды памяти:

Оперативная

В современном мире, существует множество гаджетов и технологий, помогающих человеку с оперативной памятью. Данный способ запоминания информации имеет и человек. Оперативная память в психологии сохраняется исключительно для совершения конкретных действий, во все остальное время данная информация не всплывает в сознании. Подобный вид памяти поверхностный и небольшой по объему. Примером может послужить понимание значения предложения, которое приходит от увиденных пары слов. Но бывает, что памяти не хватает при особо длинных предложениях. Чтобы не сталкиваться с таким, необходимо развивать виды памяти по длительности хранения информации.

Сенсорная

Считается одним из основных видов памяти, являясь первым ее этапом. Информация принимается при помощи нервных окончаний, имеет не длительное время хранения информации и элементарного по содержанию. Среднее время хранения будет около 4 секунд. Схема сенсорной памяти на наиболее изученных типах основывается на слуховой и зрительной, а также принимается во внимание и обонятельная память. С помощью сенсорной картина воспринимается целиком, а не по кускам отдельных сигналов. Именно при помощи сенсорики мы воспринимаем музыкальный трек, как полноценное произведение, а не отдельные звуки.

Кратковременная

Выступает в качестве первой части обрабатывания информации, созданной для длительного сохранения. Данный вид информации сохраняется не более 30 секунд и кратко держит в памяти. Данного времени хватает, чтобы мозг успел изучить поступившую информацию, определив степень ее важности и приступить к обработке. Важные данные могут повторяться и быть сохраненными на более длительный период времени. Сосредоточив внимание, вы можете сохранить данные на более длительный срок, подавая сигнал мозгу, что информация считается необходимой. При неразвитой способности концентрирования, может происходить замещение: старые сведения обновляются под посылом новых данных. Обычно этот процесс проявляется при обильном потоке информации.

Долговременная

Имеет под собой значение жесткого диска, установленного в человеческом мозгу. Объем данного вида памяти огромный, предназначенный для бессрочного хранения данных.

К запоминанию большого количества данных расположен каждый человек, главное правильно организовать процесс запоминания. Чтобы заложить в долговременную память информацию, она должна быть осмысленной и включенной в деятельность человека. Чем больше знаний у человека имеется, тем проще будет запоминаться поступающая информация, так как уже будут иметься смысловые связи, упрощенные для обработки мозгом.

Проблемы с запоминанием большого количества информации имеет связь с определенными причинами. Долговременная разделяется на 2 вида – верхний и нижний. В верхнем хранится информация часто использующаяся, не требующая колоссальных усилий. К нижним относятся сведения редко использующиеся. Чем реже требуются данные сведения, тем в более глубоких местах памяти они хранятся. Одни сведения могут воспроизводиться под воздействием ассоциаций. Для особо глубоких требуется прибегать к гипнозу.

Классификация видов памяти в психологии имеет выделение по содержанию и бывают следующими:

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Какая бывает память: примеры 10 основных видов памяти

Образная

Является наибольшей частью запоминающейся информации. Информация поставляется при помощи органов чувств: глаза, уши, обоняние, осязание и вкус. Образы возникают в сознании человека с самого рождения. В некоторых случаях память может быть самой точной и называется эйдетической. Чаще всего встречается среди зрительного воздействия. Обычно подобная наблюдается у людей, имеющих заболевания психики.

Моторная

Основывается на выработке письменного навыка, обучении на музыкальном инструменте, достижении спортивных достижений. Очень много действий совершаются неосознанно, благодаря памяти, освобождая мозг от обработки повторяющих действий, придавая обработке более важной информации. Ходьба также является следствием моторно-двигательной памяти.

Эмоциональная

Очень важный вид, но зачастую его таким не считают. Вся наша жизнь наполнена эмоциями, благодаря им жизнь может быть как скучной, так и радостной. В большинстве случаев запоминаются приятные воспоминания. При помощи воспоминаний, даже будущая жизнь может окраситься в приятные тона. Для примера могу привести ситуацию: просыпаетесь и читаете приятное сообщение, настроение поднимается и наполняет вас положительными эмоциями на протяжении всего дня.

Эмоции основываются на ассоциациях. Именно поэтому, благодаря незначительной детали может вызваться буря эмоций, вспомнив приятный момент из прошлого. При помощи эмоций хорошо запоминаются факты. Именно при помощи ярких эмоций информация запоминается лучше всего.

Словесно-логическая

Данная память носит название исключительно человеческая. Но и некоторые животные также могут запоминать слова, и объем на слова довольно-таки большой. Отличие в том, что животные понимают не смысл слов, а воспринимают как звуки с определенным сенсорным образом. Человек в свою очередь запоминает слова в абстрактно-смысловом.

Примером может послужить фраза «еда», где кошка свяжет звук исключительно с образом пищи, с проявлением рефлексов, как выделение слюны. В свою очередь у человека подобного рефлекса от одной фразы не произойдет, но будет воспринято со смысловой связью.

Данный вид лучше работает, если необходимо запомнить не конкретное слово, а полноценные предложения, выстроенные в текст. Виды памяти и их особенности индивидуальны.

Существует отдельное разделение по видам, где виды памяти человека разделяются на произвольную и непроизвольную:

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, не прибегая к помощи сознания. Данная память начинает работать при определенных критериях. Обычно такой памятью запоминаются яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Она применяется, где требуется сохранение важной информации в сознании, но в тоже время не интересной. К таким можно отнести получение знаний в школьные годы.

А какие вам известны нюансы и свойства памяти человека? Может какой-то вид памяти не рассмотрен? Поделитесь своими знаниями в комментариях.

Дизайн для человеческой памяти. Как мы можем разработать интерфейсы, которые… | Мартин Янчик

В одной из своих предыдущих статей я писал о способах проектирования для привлечения человеческого внимания. Внимание тесно связано с рабочей и кратковременной памятью. Однако эта статья будет сосредоточена на всей системе памяти человека. У нас есть два основных типа памяти: кратковременная память (STM) и долговременная память (LTM). С точки зрения информатики, вы можете представить кратковременную память как оперативную память, а долгосрочную — как жесткий диск.Я попытаюсь описать, как они работают, как мы можем разрабатывать интерфейсы, которые устраняют путаницу, и как снизить когнитивные усилия, которые необходимо прикладывать пользователям. Все это должно привести к тому, что пользовательский интерфейс будет более ориентирован на человека.

Человеческий мозг не оптимизирован для абстрактного мышления и запоминания данных, которые часто требуются веб-сайтам. Многие рекомендации по юзабилити продиктованы когнитивными ограничениями.

Якоб Нильсен, Nielsen-Norman Group

LTM — это память для хранения данных.Воспоминания, сохраненные в нашем сознании, в основном представляют собой скопления связанных между собой нейронов. Чтобы активировать память, мы должны реактивировать тот же паттерн нейронов, который был стимулирован при формировании памяти. Большинство воспоминаний из нашего СТМ забыто. Возможно, это хорошо. Если бы мы не забыли автоматически огромные объемы информации, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, мы могли бы быть перегружены информацией, поскольку обработка этих объемов данных вскоре стала бы невозможной.

Концептуальная модель памяти.Источник: https://serc.carleton.edu/details/images/5657.html

Чтобы передать восприятие из STM в LTM, необходимо предпринять сознательные усилия. Повторение определенных фрагментов информации приводит к передаче данных в LTM. По этой причине мы пересматриваем перед экзаменами. Мозг должен сформировать структуру нейронной памяти из небольших фрагментов связанных данных. После этого паттерн (память) может быть активирован:

  1. Сенсорный ввод из нашей окружающей среды
  2. Стимуляция из других частей мозга

Это приводит к успешному восстановлению памяти.Чем чаще повторная активация шаблона происходит, тем сильнее он становится — его легче повторно активировать.

Факты о LTM:

  • Возможности человеческого мозга еще точно не установлены. На данный момент кажется, что емкость была гибкой и достаточно большой, чтобы нас удивлять!
  • Люди вспоминают переживания, связанные с эмоциями. Например: вы помните, как в первый раз управляли машиной, но не 156-й.
  • Хранящиеся там данные не представляют в высоком разрешении каждый конкретный опыт.В терминах информатики можно сказать, что мозг использует очень эффективный метод сжатия и пропускает большую часть информации. Различные воспоминания также сохраняются с разным уровнем точности и детализации.

Психологи объясняют СТМ как комбинацию восприятия, внимания и извлечения из LTM. Если одно из наших чувств стимулируется, оно создает остаточное восприятие, доступное как возможный вход для нашего внимания. Если мы решим уделить внимание этому конкретному вводу, он может войти в нашу рабочую STM.

Долгосрочные воспоминания, повторно активированные посредством извлечения, также доступны в качестве входных данных. Основной компонент нашей краткосрочной памяти — это комбинация небольшого подмножества наших сенсорных входов и временно активированных долгосрочных воспоминаний, о которых мы знаем прямо сейчас.

Факты о кратковременной памяти

  • Согласно Джорджу Миллеру, СТМ может содержать только около 7 (+ -2) блоков информации (закон Миллера).
  • Краткий период времени, в течение которого STM может хранить информацию, составляет от 15 до 30 секунд.После этого информация либо передается в LTM, либо забывается.

Как дизайнеры, мы должны стремиться проектировать для STM. Нагрузка на память меньше, а взаимодействие происходит быстрее и без ошибок. Если пользователю необходимо узнать или вспомнить что-то из LTM, это требует времени, когнитивной нагрузки и увеличивает вероятность возникновения ошибки.

Подсказки для пользователя

Выделите посещенные ссылки разными цветами. Пользователям не нужно помнить, какие ссылки они уже посетили.

При поиске в Интернете через Google вам не нужно запоминать, по каким ссылкам вы нажимали.

Множество элементов одновременно

Не предоставляйте пользователям много элементов в одном интерфейсе. Нет необходимости ограничивать себя семью элементами, как того требует закон Миллера, но элементы необходимо достаточно четко различать — возможно, используя визуальную иерархию. В противном случае интерфейс станет обузой для STM пользователя. Выбор правильного способа продолжения потока займет больше времени.Если вам нужно использовать много информации, разделите путешествие на несколько этапов.

Этот мяч, сделанный Логаном Си, демонстрирует отличную визуальную иерархию. Информация также разделена на несколько этапов.

Система согласованного дизайна

Создайте набор стандартов для всего продукта. Используйте широко применяемые и проверенные шаблоны проектирования. Как только вы это сделаете, пользователям не придется постоянно учиться и запоминать новые шаблоны, но они смогут использовать уже имеющиеся знания. Если кнопка подтверждения в продукте зеленая, все остальные кнопки подтверждения также должны быть зелеными, что облегчает когнитивную нагрузку на пользователя.

.Кодирование памяти

| Хранение и поиск процессов в памяти

Память Кодирование — решающий первый шаг к созданию новой памяти. Это позволяет преобразовать воспринимаемый интересующий объект в конструкцию , которую можно сохранить в мозгу, а затем вызвать позже из краткосрочной или долгосрочной памяти.

Кодирование — это биологическое событие, начинающееся с восприятия через органы чувств. Процесс создания воспоминаний начинается с внимания (регулируется таламусом и лобной долей ), при котором памятное событие заставляет нейроны активироваться чаще, делая переживание более интенсивным и увеличивая вероятность того, что событие кодируется как память. Эмоция имеет тенденцию увеличивать внимание, а эмоциональный элемент события обрабатывается бессознательным путем в мозге, ведущим к миндалине . Только после этого обрабатываются реальные ощущений , полученные из события.

Знаете ли вы?
Исследования показывают, что характеристик среды закодированы как часть трассировки памяти и могут использоваться для улучшения поиска другой информации в трассировке.

Другими словами, вы можете вспомнить больше, когда среды на похожи на как на этапах обучения (кодирования), так и на этапах отзыва.
Таким образом, глубоководные водолазы, как правило, более эффективно запоминают свои тренировки, когда тренируются под водой, а не на суше, и студенты лучше сдают экзамены, занимаясь в тишине, потому что экзамены обычно проходят в тишине.

Воспринимаемые ощущения декодируются в различных сенсорных областях коры, а затем объединяются в гиппока мозга mpus в за один опыт.Затем гиппокамп отвечает за анализ этих входных данных и, в конечном итоге, за принятие решения о том, будут ли они сохранены в долговременной памяти. Он действует как своего рода сортировочный центр, где новых ощущений сравниваются с и , ассоциируемыми с ранее записанными. Затем различные потоки информации сохраняются в различных частях мозга, хотя точный способ, которым эти части идентифицируются и вызываются позже, остается в значительной степени неизвестным. Ключевая роль, которую гиппокамп играет в кодировании памяти, была подчеркнута на примерах людей, у которых был поврежден или удален гиппокамп, и которые больше не могут создавать новые воспоминания (см. Антероградная амнезия).Это также одна из немногих областей мозга, где могут расти совершенно новые нейроны.

Хотя точный механизм не совсем понятен, кодирование происходит на разных уровнях, первым шагом является формирование кратковременной памяти из ультракороткой сенсорной памяти с последующим преобразованием в долговременную память процессом консолидации памяти. Процесс начинается с создания трассы памяти или энграммы в ответ на внешних стимулов .Инграмма — это гипотетическое биофизическое или биохимическое изменение в нейронах мозга, гипотетическое в том отношении, что никто на самом деле никогда не видел и даже не доказывал существование такой конструкции.

Орган под названием гиппокамп , расположенный глубоко в медиальной височной доле головного мозга , получает связи от первичных сенсорных областей коры, а также от ассоциативных областей и ринальной и энторинальной коры ,В то время как эти антероградных соединений сходятся в гиппокампе, другие ретроградных путей выходят из него, возвращаясь в первичную кору. Нейронная сеть кортикальных синапсов эффективно записывает различные ассоциации, которые связаны с индивидуальной памятью.

Существует три или четыре основных типа кодирования:

Знаете ли вы ?
При представлении зрительного стимула , наиболее активная часть мозга зависит от характера изображения.

Размытое изображение, например, больше всего активирует зрительную кору в задней части мозга.

Изображение неизвестного лица больше всего активирует ассоциативную и лобную области.
Изображение лица, которое уже находится в рабочей памяти, активизирует лобных областей, больше всего, в то время как визуальные области почти не стимулируются.

  • Акустическое кодирование — это обработка и кодирование звука, слов и другого слухового ввода для хранения и последующего поиска.Этому способствует концепция фонологической петли , которая позволяет суб-вокально репетировать ввод в нашей эхо-памяти для облегчения запоминания.
  • Визуальное кодирование — это процесс кодирования изображений и визуальной сенсорной информации. Визуальная сенсорная информация временно сохраняется в графической памяти , а затем кодируется в долговременное хранилище. Миндалевидное тело (в пределах медиальной височной доли головного мозга, которая играет основную роль в обработке эмоциональных реакций ) выполняет важную роль в визуальном кодировании, поскольку оно принимает визуальный ввод в дополнение к вводу от других систем. и кодирует положительные или отрицательные значения условных стимулов .
  • Тактильное кодирование — это кодирование того, как что-то ощущается, обычно через осязание. Физиологически нейроны первичной соматосенсорной коры головного мозга реагируют на вибротактильные стимулы, вызванные ощущением объекта.
  • Семантическое кодирование — это процесс кодирования сенсорного ввода, который имеет конкретное значение , означающее , или может применяться к конкретному контексту , а не извлекаться из определенного смысла.

Считается, что, как правило, кодирование для хранения кратковременной памяти в мозгу основывается в первую очередь на акустическом кодировании , в то время как кодирование для долговременного хранения в большей степени зависит (хотя и не исключительно) от семантического кодирования .

Знаете ли вы?
В качестве положительного примера неспособности (субъективное ощущение трудности, связанное с любой умственной задачей) недавнее исследование в Принстонском университете показало, что студенты изучают новый материал, напечатанный трудным для чтения шрифтом или шрифт смогли вспомнить значительно больше, чем те, кто изучает тот же материал, используя шрифт , который считается легко читаемым .

Считается, что представление информации трудно перевариваемым способом означает, что человек должен больше концентрироваться, что приводит к более глубокой обработке и, следовательно, лучшему поиску впоследствии.

Человеческая память в основном ассоциативная , что означает, что новая информация запоминается лучше, если она может быть связана с ранее полученными знаниями, которые уже прочно закреплены в памяти. Чем больше лично значимых ассоциаций, тем эффективнее кодирование и объединение.Сложная обработка, которая подчеркивает значение и знакомые ассоциации, как правило, приводит к улучшению воспоминаний. С другой стороны, информация, которую человек находит трудной для понимания, не может быть легко связана с уже приобретенными знаниями, и поэтому обычно плохо запоминается, и даже может запоминаться в искаженной форме из-за попытки понять ее значение и ассоциации. Например, учитывая список таких слов, как «нитка», «шитье», «стог сена», «острый», «острие», «шприц», «булавка», «проколоть», «инъекция» и «вязание», люди часто также (неправильно) запоминают слово «игла» в процессе ассоциации.

Из-за ассоциативного характера памяти кодирование может быть улучшено с помощью стратегии организации памяти, называемой разработка , в которой новые части информации связываются с другой информацией, уже записанной в долговременной памяти, таким образом объединяя их в более широкую , связное повествование, которое уже знакомо. Примером такого рода разработки является использование мнемоники, которая представляет собой вербальные, визуальные или слуховые ассоциации с другими, легко запоминающимися конструкциями, которые затем могут быть связаны с данными, которые необходимо запомнить.Таким образом можно использовать рифмы, акронимы, акростихи и коды. Распространенными примерами являются «Рой Дж. Бив», чтобы запомнить порядок цветов радуги, или «Каждый хороший мальчик заслуживает благосклонности» для музыкальных нот на линиях скрипичного ключа, которые большинству людей легче запомнить, чем оригинал. список цветов или букв. Когда мы используем мнемонические приемы, мы эффективно передаем факты через гиппокамп несколько раз, чтобы он мог продолжать укреплять ассоциации и, следовательно, повышать вероятность последующего вызова памяти.

Знаете ли вы?
Было показано, что использование двух отдельных учебных сессий с промежутком между сессиями может привести к вдвое большему обучению, чем одиночная учебная сессия той же общей продолжительности.

Это известно как интервальное обучение (противоположность зубрежки) и предназначено для того, чтобы избежать ситуации, когда синапсы «перегружаются» или теряют способность усваивать новую информацию (также известная как долгосрочная депрессия или ослабление синаптической связи).

Таким же образом, связывание слов с изображениями — еще один широко используемый мнемонический прием, обеспечивающий два альтернативных метода запоминания и создание дополнительных ассоциаций в уме. Поднимая это на более высокий уровень, другим методом улучшения кодирования и консолидации памяти является использование так называемого дворца памяти (также известного как метод локусов), мнемонической техники, которая опирается на запомненные пространственные отношения для установления, упорядочивания и запоминания. другие воспоминания.Метод состоит в том, чтобы распределить предметы или факты по разным комнатам в воображаемом доме или дворце, чтобы можно было вспомнить факты, мысленно «прогуливаясь» по дворцу, пока они не будут найдены. Многие ведущие специалисты по запоминанию сегодня в большей или меньшей степени используют метод дворца памяти. Подобные методы включают размещение предметов на разных ориентирах в любимом походе или путешествии (известный как метод путешествия ) или объединение их в историю.

Старое и популярное представление о мозге как о «мышце», укрепляющейся при многократном использовании (также известное как факультетская теория ), в настоящее время в значительной степени дискредитировано.Исследования, относящиеся к году Уильяма Джеймса и к году в конце XIX века, показывают, что долгие часы, потраченные на запоминание, совсем не укрепляют способности памяти, а, наоборот, могут даже ослаблять их. Это не означает, что индивидуальная память не может быть усилена повторением, но, как обнаружил Джеймс, ежедневное обучение запоминанию стихов одного автора, например, не улучшает способность человека изучать стихи другого автора. , или поэзия в целом.

Многие исследования показали, что наиболее ярких автобиографических воспоминаний , как правило, состоят из эмоциональных событий , которые, вероятно, будут вспоминаться чаще, с большей ясностью и подробностями, чем нейтральные события. Одна теория предполагает, что высокие уровни эмоционального возбуждения приводят к сужению внимания к , где диапазон чувствительных сигналов от стимула и его окружающей среды уменьшается, так что информация, имеющая центральное значение для источника эмоционального возбуждения, строго закодирована, а периферийные детали — нет. (е.грамм. так называемый «эффект фокусировки оружия» , в котором свидетели преступления, как правило, запоминают пистолет или нож в мельчайших деталях, но не другие более второстепенные детали, такие как одежда или транспортное средство преступника).

,

Память и мозг | Где хранится и как используется?

У всех позвоночных и большинства беспозвоночных головной мозг является центром нервной системы . Это позволяет им собирать информацию (сенсорная система , ), воздействовать на эту информацию (двигательная система , ) и сохранять результат для использования в будущем (память , ), тем самым делая жизнь возможной.

Человеческий мозг , пожалуй, самая сложная живая структура из известных во Вселенной.Хотя он имеет ту же общую структуру, что и мозг других млекопитающих, он более чем в три раза больше, чем мозг типичного млекопитающего с таким же размером тела, и намного сложнее.

Живой человеческий мозг на самом деле розовато-бежевого цвета (источник изображения)

Мозг взрослого человека весит в среднем около 1,5 кг (3 фунта) и имеет размер небольшой головки цветной капусты. Это очень мягкий (имеющий консистенцию, подобную мягкому желатину или твердому тофу) и, несмотря на то, что его называют «серым веществом» , живой мозг на самом деле розовато-бежевый цвета (хотя он может стать серым. после смерти) и слегка не совсем белый в интерьере.Внутреннее белое вещество обеспечивает большую часть структуры мозга и коммуникаций, в то время как серое вещество
, окружающее белое вещество, обеспечивает большую часть фактических
вычислений и функций мышления (хотя это, конечно, упрощение).

Почти 80% мозга состоит из воды (в основном в цитоплазме
его клеток), еще 10–12% составляют жирные липиды и 8% белок.
Хотя на его долю приходится всего 2% веса тела, он полностью использует 20-25% запасов кислорода организма, питательных веществ и глюкозы (в качестве топлива), все из которых снабжается постоянным кровотоком. ,Он защищен толстыми костями черепа , взвешен в спинномозговой жидкости и изолирован от кровотока гематоэнцефалическим барьером , но хрупкая природа человеческого мозга, тем не менее, делает его восприимчивым ко многим типам повреждения и болезни.

Это чрезвычайно сложный орган, с примерно 100 миллиардами нейронов , передающих сигналы друг другу через до 1000 триллионов синаптических связей . Он непрерывно получает и анализирует сенсорной информации , отвечая, контролируя все действия и функции тела.Это также центр мышления высшего порядка , обучения и памяти, и дает нам возможность думать, планировать, говорить, воображать, мечтать, рассуждать и испытывать эмоции.

,

нарушений памяти | Список заболеваний, типов, состояний и симптомов

Расстройства памяти могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они возникают в результате какого-то неврологического повреждения структур мозга, что препятствует хранению, сохранению и воспроизведению воспоминаний.

Расстройства памяти могут быть прогрессирующими, , как болезнь Альцгеймера или Хантингтона, или немедленными, , как те, которые возникают в результате черепно-мозговой травмы.Большинство расстройств усугубляются эффектами старения, которое остается самым большим фактором риска нейродегенеративных заболеваний в целом.

Исследования и анализ отдельных тематических исследований нарушений памяти (включая такие случаи, как «AJ» , «HM» , «KC» и Clive Wearing ) дали много важных сведений о том, как работает человеческая память. хотя предстоит еще много работы. В последние годы методов нейровизуализации , таких как МРТ , CAT и сканирование PET , также помогли в анализе того, как нарушения памяти влияют на мозг физиологически и неврологически

Влияние нарушений памяти на мозговую деятельность: изображения любезно предоставлены Национальным институтом старения США.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.