Чем различаются уровни духовности: 7 уровней духовности – на каком из них находитесь вы?

Содержание

7 уровней духовности – на каком из них находитесь вы?

Великая сила накладывает огромную ответственность.

Автор Клубер На чтение 7 мин. Просмотров 2.5k. Опубликовано

Все магические, оккультные и религиозные ордены определяли разные и порой довольно специфические уровни силы, сознательности и мудрости, которых может достигать человек по мере своего развития. Уровни духовности и магической сознательности являются обязательными для посвященных, чтобы «проверить» их силу и предписать им соответствующие уроки. Более того, духовность – это нестабильное состояние. Это постоянное путешествие вроде американских горок, у которого есть свои взлеты и падения.

Духовный статус: движущаяся цель

Даже отшельники и люди, всецело посвятившие себя развитию духовной сознательности, на протяжении всей своей жизни могут менять свое мнение по несколько раз. Уровень духовности определяет ваш потенциал к магии и то, есть ли у вас способности к заклинаниям. Более того – насколько такие заклинания эффективны и можете ли вы менять реальность.

Важно понимать, что продвижение по уровням – это не какая-нибудь гонка. Хотя высшие уровни выглядят очень привлекательными, иногда Пробуждение может быть очень сложным. Великая сила накладывает огромную ответственность. Не стоит забывать, где вы находитесь в данный момент. Духовность это маяк божественного света, ведущий нас сквозь трудные времена и мотивирующий продолжать движение вперед.

Уровень простого смертного

Это начальный уровень, и на нем наша духовность находится в спящем состоянии, ожидая подходящей возможности показать свою силу. Большинство людей находятся именно на этом уровне, задавая себе вопросы о том, есть ли жизнь после смерти, существуют ли ангелы и привидения. Но у каждого человека есть шанс пойти дальше этого, и с каждым рано или поздно происходит какое-то важное событие, инициирующее пробуждение. И не имеет значения, каким будет его уровень духовности, ведь он находится всего лишь в шаге от магии.

Уровень новичка

Это самый важный из всех уровней духовности и обозначается в колоде карт Таро картой «Дурака». Здесь мы в первый раз можем прикоснуться к настоящей магии. Возможно, в этот период мы проходим через какое-то тяжелое испытание (беспокойство, разрыв отношений, депрессия, серьезное заболевание или просто разочарование), но благодаря высшему вмешательству нам открывается истина. Она способна повергнуть нас в шок или заставить задуматься о том, что только что произошло.

Хотя величие невидимого ранее мира только приоткрылось перед нами, но что-то заставляет узнать о нем больше. Внутри нас начинает прорастать божественное семя.

1. События: Состояние, близкое к смерти, странные вещие сны, астральная проекция или любые другие виды сильного магического пробуждения.
2. Ловушки: Страх или сомнения относительно того, что это происходит на самом деле.
3. Что видят окружающие: Наше пробуждение вызвало у нас шок или удивление.

Уровень адепта

В колоде карт Таро это карта «Мага». Хотя кое-какие сомнения все еще присутствуют, но ваше пробуждение уже показало вам важность природы, жизни, эмоций и страсти. Вы стали больше заботиться о природе и окружающих. Внутри вас зарождается сострадание. Вы осязаете магическую энергию, которая пронизывает все вокруг. Медленно, но уверенно вы начинаете осознавать важность природных стихий.

Но ваша прежняя жизнь никуда не делась и пытается вновь расставить все по местам. Вы можете попытаться обсудить это со своими друзьями, но что бы они ни сказали, им не понять всю важность ваших впечатлений. Старые увлечения и привычки больше вам не интересны. Вы жаждете перемен!

1. События: Вы начинаете понимать, как устроен духовный мир. Незначительные откровение, вещие сны, постоянно повторяющиеся цифры.
2. Ловушки: Признание антимагических убеждений общества. Позволить мнению друзей о ваших ощущениях как-то на вас повлиять.
3. Что видят окружающие: Мы не выполняем свои обязанности и не следуем привычномув распорядку дня.

Уровень ученика

Наконец-то мы понимаем, что чужое мнение не играет для нас роли. Этому уровню отвечает карта Таро «Верховная жрица». Мы больше не нуждаемся в чьем-либо одобрении. Мы извлекли мудрость из своих ощущений и теперь готовы двигаться дальше. Более того, теперь мы полностью осознаем все энергетические потоки вокруг себя и с помощью эзотерических ритуалов можем успешно предсказывать будущее. Но и это еще не все – мы начинаем по-другому смотреть на то, что ранее казалось нам «правильным» и «ценным». В нашу жизнь врываются предчувствия.

1. События: Случайно повторяющиеся цифры теперь превращаются в пророческие видения. Сила нашей интуиции резко возрастает, помогая видеть людей насквозь, словно просвечивая их рентгеновскими лучами. Другими словами, сейчас вы просто знаете, кто говорит вам правду. Сострадание используется только для того, чтобы лучше понять окружающих.
2. Ловушки: Изоляция от внешнего мира или отчаянные поиски «наставников», у которых можно попросить помощи.
3. Что видят окружающие: Мы почти потеряли работу и друзей, которые больше не хотят обращать на нас внимание. Но наша работа очень важна, поэтому необходимо пересмотреть свой график.

Уровень искателя

Знание «истины» об этом мире приводит к пониманию того, как мало вы на самом деле знаете. Это заставляет искать новые книги и приспособления, чтобы продолжить свое невероятное путешествие в мире ведьмовства. Заклинания становятся более эффективными, а магическая сила растет, что может привлечь к вам ненужное внимание.

Это первый из уровней, на котором вы начинаете чувствовать свою независимость от тьмы и боли, присущие обыденному миру. Дальше – больше, вы находите людей, которые переживают те же эмоции, что и вы.

1. События: Ваша аура излучает сильную энергию, что легко замечают «чувствительные» люди. Эта энергия привлекает внимание магических существ, и они пытаются установить с вами контакт. Духи постоянно выдают свое присутствие с помощью разных знаков. Вас посещают создания из других измерений, а заклинания становятся невероятно могущественными и позволяют вам влиять на природные стихии, а также общаться с животными и деревьями.
2. Ловушки: Злоупотребление своей силой. Доверие не тем магическим существам. Шутки с кармой.
3. Что видят окружающие: Они видят нового человека, излучающего необъяснимый свет позитивизма, сознательности и удовлетворения. Важность материальных принадлежностей уступает место духовным.

Уровень мастера

Устранение пробелов материального мира с помощью своих новых сил дарит вам невероятные ощущения. Вы начинаете исцеляться, очищаете свою карму и помогаете тем, кто в вас нуждается. У вас есть свои собственные магические силы, и вам нравится быть образцом для этого мира.

Итак, теперь вы научились избегать ненужных действий, мыслей и духов и установили стабильную связь с высшим собой и своим ангелом-хранителем. Более того, вы постоянно получаете наставления и сообщения из духовного мира, являющегося маяком для заблудших душ. Люди тянутся к вашему свету, все время обращаясь к вам за помощью.

1. События: С помощью своей магической силы вы можете творить чудеса: исцелять, давать пророчества, совершать по просьбе других людей астральные путешествия и предоставлять услуги ясновидения.
2. Ловушки: Суета и нетерпеливость. Никто не может знать или достигнуть абсолютно всего на свете. Помните, что вы тоже являетесь частью материального мира.
3. Что видят окружающие: Прекрасного щедрого человека, который уверен в себе и с энтузиазмом относится к обучению других людей духовному способу жизни.

Уровень феникса

Это высший уровень духовности, который отличается от остальных невероятным состоянием сознательности. Хотя вы осознаете свою материальную природу, но каким-то образом понимаете, что не принадлежите к этому миру. Вы признательны за все полученные уроки, но чувствуете, что пришло время двигаться дальше.

Ваши вибрации усиливаются, и вы сливаетесь со своим высшим Я, что увеличивает вашу продуктивность и магические способности. Как и Феникс, вам пришлось пройти сквозь огонь, чтобы возродиться в форме прекрасного создания, наделенного магическими силами. Эмпатия вас больше не отвлекает, поскольку теперь это колоссальный источник силы и трансформации.

Вы полностью «синхронизировались» со своим ангелом-хранителем и приступаете к исцелению мира. Более того, вы стали Агентом Света, учителем, который хочет, чтобы ученики следовали за ним. А еще вы знаете, что ваш путь не единственно верный, и что прийти к такому уровню духовности можно миллионом других способов.

1. События: Вы установили связь с божественным источником и творите настоящие чудеса.
2. Ловушки: Ловушек нет. Вы наделены божественными силами и благословением. Поэтому страха просто не может быть. Только любовь.
3. Что видят окружающие: Рождение Учителя.

Новое видео:

Уровни духовного развития | Клуб «Всё в тебе»

КРАСНЫЙ уровень – ВЫЖИВАНИЕ. На этом уровне находятся самые молодые души. Они ближе других к природе, поэтому их основная задача – научиться выживать и стремление быть как все. Хорошо справляются с физической работой, консервативны, для них важна стабильность, в социуме придерживаются иерархии.

ОРАНЖЕВЫЙ уровень – ИЗУЧЕНИЕ. Это люди-дети, стремящиеся узнавать окружающий мир и потреблять его блага. Им всё интересно, хочется всё попробовать, получать удовольствия (желательно нахаляву), узнавать что-то новое интересное. Веселые, спонтанные, творческие, непостоянные в своих увлечениях и пристрастиях. И всегда найдутся люди и обстоятельства, которые позволят им жить в таком ритме.

ЖЕЛТЫЙ уровень – ВЛАСТЬ. Люди с этим уровнем развития целеустремленные, работоспособные, амбициозные. Для них важны влияние, авторитетность, статус. Стремятся подчинять себе мир, занять наиболее высокое положение в обществе.
ЗЕЛЕНЫЙ уровень – ПРИНЯТИЕ. На этом этапе надо учиться доверять миру. Человек осознает, что он духовное существо, пришедшее на Землю, чтобы получить человеческий опыт, и принимает всё, что с ним происходит, как наивысшее благо для развития его души. Одна из его задач – помочь пробудиться духовности у людей с предыдущих уровней развития. Поэтому он должен много учиться, чтобы потом передавать эти знания.

Это переходный уровень, разделенный “точкой ноль” на два периода. И когда человек теряет всё, он должен не отчаиваться и пытаться вернуть то, что забирают, а довериться, что уходит всё лишнее, и потом набирать уже только свои контакты, людей, работу.
ГОЛУБОЙ уровень – СОЗИДАНИЕ. Здесь человек получает энергию, силы и знания для изменения мира. Пробуждается воля Духа. Такой человек может многое реализовать сам, может вдохновлять людей. Он выбирает наиболее волнующую его тему и прикладывает все свои силы для ее проработки.

СИНИЙ уровень – ДАЛАЙ-ЛАМА. Путь такого человека начинается не с красного уровня, как это обычно бывает. Он помнит свои прошлые жизни, а цель земного существования в мощном энергетическом воздействии и управлении энергиями мира.
ФИОЛЕТОВЫЙ уровень – ИИСУС ХРИСТОС, приходящий в мир для того, чтобы сдвинуть пласты сознания людей всех уровней. Он – яркое событие в истории и переходный момент в культуре.
Надо помнить, что все уровни прорабатываются последовательно. А переходы между уровнями всегда сложны и идут через кризис.

Подробнее об Уровнях духовного развития, их связи с определенными возрастными отрезками жизни человека, о причинах застревания в развитии – открытый вебинар Екатерины Самойловой:

Система духовных уровней человека — ГЛУБИННАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

Каста* Описание Особенности  Делать
1 духовный уровень, первооснова духовных свойств

1 рабочие

«Младенец».
Наработка энергий.
Основной посыл: что-то делать, пробовать, изучать. Процесс ради процесса.
Нет глубокого внутреннего мира, я, целей, важностей. Слова — есть, а внутренней важности нет. Не нужно мотивировать, толкать в бОльшие процессы, чем могут осознать.

2 торговцы

«Ребенок».
Появление внутренних ценностей, которые  накладываются на материальную сферу: предметы, деньги, связи, должности. 
Жизнь ради ценностей.
Стремление из любого опыта извлечь осязаемый результат. Без ценностей пропадает мотивация жить.
Не нужно целей о великом. Все должно быть очень материально.
2 духовный уровень  — Истинное Я

3 воины

«Подросток».
Начинают стремиться к достижению целей.
Достижение целей ради достижения.
Победить самого себя, переступить барьер.
Набор способов достижения целей: что мешает, что помогает, что не мешает, что не помогает.

Системы бизнес-развития выстроены на воинах.
Способ достижения целей зависит от родовой системы: тяжелые тенденции — достижение через трудности, легкие — легко.

4 брахманы

Появляется внутреннее Я. Позиция наблюдателя.
Персональное я. Внутреннее ядро, к которому можно прислушаться. Глубочайшая точка, к которой стремятся прикоснуться в медитациях.
Все внешние процессы пропускаются через себя: где здесь я? для чего мне это надо?
3 духовный уровень — Путь, самореализация 
       
5 Я больше не важно.
Важен путь. Поиск пути, реализации.
Отказ от я.
Лучший процесс тот, где я — теряется.
Социум не поддерживает «потерю себя», начинает «лечить».
6 Понятие пути сформировано.
Применение разных путей одновременно по разным направлениям.
   
4 духовный уровень, божественное Я
7 Максимальная точка коллективного поля.
Поиск баланса.
Понятие бог-дьявол, добро-зло, черное-белое.
Для реализации требуется раскачивание из крайности в крайность.
Тотальное одиночество.
Ощущение: я — это мир, мир — это я.
Сложность реализации любой из максимальной  точки: я — бог, я — дьявол. Не поддерживается социумом.
8 Начало выхода за грань добра и зла.
У медали 2 стороны. В каждом процессе и плохое, и хорошее.
Точка выхода из соц. среды.
 Уже нет ни я, ни пути.
Не важна ни самореализация, ни место в мире.
Все социальные процессы становятся незначительными.
Великие человеческие цели перестают быть важными.
5 духовный уровень
 9 Человек находится глубже коллективного поля.
Отсутствие оценочности. Любой процесс становится нейтральным.
 Отсутствие возможности найти себя в социуме. Отсутствие подходящих ниш.
Белая ворона. Отсутствие возможности реализации в любой известной точке социума.

Создавать собственную точку реализации, нести что-то свое, перестать встраиваться в готовое.

10 Нейтральное отношение сформировано.
Начало осознавания подчиненности потоку, процессам.
Полная потеря целеполагания. наличие множества процессов, которые не важны. При этом из них нельзя ни выбрать, ни изменить.  
6 духовный уровень
11 Появляется внутренняя возможность отстранения от происходящего, независимость. Осуществление выбора независимо от чего-либо.  
12 Понимание, что выбор не есть выбор, любой выбор или не выбор происходит за нас.    

Духовный мир человека — Студопедия

 

Понятие духовности.Говоря о духовном мире людей,мы имеем в виду всю совокупность явлений человеческого сознания: мысли и чувства, эмоциональные состояния и волевые побуждения, интересы и устремления, знания и предубеждения.

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

30 Тема 1. Общественная сущность человека

В процессе исторического развития формируется ду-ховная жизнь общества и человека. Человек не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и

 

в осязаемой реальности. Для того чтобы что-то сделать по-человечески — взвешенно, умно и ответственно, надо сна-чала учесть все обстоятельства, приобрести необходимые знания и умения, продумать последствия, т. е. произвести надлежащие изменения в самом себе, в своём духовном мире, в сознании.

 

Духовность —это обобщённая характеристика цен-ностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живёт.

 

Уровни духовности различаются тем, в какой степени люди осознают необходимость следовать не только законам природы, но и нормам общественной жизни, в том числе правилам нравственности , утвердившимся представле-ниям о прекрасном и безобразном, о возвышенном и ни-зменном.

 

Духовность включает знания, но не сводится к ним, ибо здесь особенно важно, каким целям служат приоб-ретённые знания, соответствуют ли эти цели требованиям гуманизма, сохранения нашей природной среды обитания, мира и доброжелательности в отношениях между людьми, странами и народами. Сами по себе знания свойств и за-конов природы не определяют целей нашей деятельности: цели мы выбираем, руководствуясь сложившимися пред-ставлениями о должном и недолжном, допустимом и не-допустимом. Высокая духовность предполагает высокую нравственность. Низкий уровень нравственности, эгои-стичность и антигуманность целей, которые преследует человек, означают низкий уровень духовности.



 

Нравственность — это лишь одна из областей духов-ности общества и личности. Высокие нравственные цели не могут быть достигнуты, если преследующий их человек не имеет нужных знаний и умений. Значит, важное зна-чение для развития духовности имеет наука. Целостность

 

и гармоничность духовного мира людей недостижимы

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»


§ 4. Духовный мир человека 31

 

М. В. Нестеров. Святая Русь (1901—1906)

 

без искусства, которое развивает наши чувства, образное восприятие мира, способность различать подлинные и мнимые ценности. В течение тысячелетий своеобразным хранителем человеческой духовности выступала религия. Конфликты религии и науки в основном остались в про-шлом. Если наука исследует, каковы законы и свойства окружающих нас предметов и явлений, то религия призы-вает человека подчиниться некоей высшей силе, следовать её предписаниям. Для многих людей этот призыв означает путь к духовному росту.

 

Духовность личности проявляется в её поступках и действиях, в отношении к себе, к людям, к окружающему миру в целом.

 

Размышляя о духовности, каждый из нас задаёт себе вопросы: что такое человек, в чём его призвание, долг и смысл жизни? Решение их связано с формированием на-шего мировоззрения.

 

Мировоззрение, его роль в жизни людей.Человек—мыслящее существо, осознающее себя и окружающую действительность. Человек способен выразить своё пони-мание происходящего и дать ему оценку, более или менее

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

32 Тема 1. Общественная сущность человека

чётко сформулировать свои цели. Говоря самому себе «Я знаю, что…», «Я хочу, чтобы…», «Я должен…», человек мысленно выделяет себя из окружающего мира. В его сознании выстраиваются отношения «Я и другие люди», «Я и природа», «Я и окружающий мир в целом». Во всех этих мыслимых, осознаваемых отношениях присутствуют некоторое понятие или образ себя (Я), а также понятие или образ внешней действительности, с которой человек связан и в отрыве от которой не может жить.

 

Для того чтобы быть сознательным субъектом своей жизнедеятельности, быть личностью, духовным существом, каждый из нас должен выработать определённое мировоз-зрение.

 

Мировоззрение —это обобщённое понимание чело-веком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений.

 

Мировоззрение каждой личности содержит ответы на три основных вопроса : « Что я представляю из себя как человек?» «Что представляет собой окружающий мир — люди и природа, каковы их главные характеристики?», «Как я могу и должен относиться к окружающему миру и к самому себе, что я вообще могу и должен делать?»

 

Каждый человек решает для себя эти вопросы в тече-ние всей сознательной жизни, уточняя на основе опыта и знаний какие-то их стороны, моменты. Что-то из прежних мировоззренческих убеждений личности подтверждается её опытом и всё более закрепляется в сознании; некоторые же мировоззренческие представления обнаруживают несо-стоятельность и перестают считаться важными. Человек самостоятельно выстраивает своё мировоззрение.

 

Мировоззрение не просто соединяет различные знания человека о мире и о самом себе, а предполагает твёрдую убеждённость в правильности и высокой ценности этих знаний. Именно основополагающие знания и ценностные идеи, ставшие глубокими, принципиальными убеждения-ми личности, образуют в совокупности её мировоззрение.

 

В повседневной жизни нам часто приходится опреде-лять своё отношение к происходящему, делать выбор из

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

§ 4. Духовный мир человека 33

нескольких вариантов поведения, уточнять жизненные задачи и находить среди них самые важные, приоритет-ные. А для этого нужны какие-то основания. Многие про-блемы мы решаем почти неосознанно, потому что они похожи на те, с которыми мы уже встречались и для которых выработали приемлемую схему решения. Здесь мы действуем привычным образом. Другие же являются новыми, необычными. Для их решения мы обращаемся к сложившимся у нас основополагающим представлениям или идеям о том, как вообще должен поступать человек

 

в той или иной ситуации. При этом мы используем те знания об окружающем мире, которые считаем надёжно установленными и которым доверяем. Это и означает об-ращение к важнейшим убеждениям, составляющим наше мировоззрение.

 

Жизненный смысл мировоззрения состоит в том, чтобы направлять наши поступки и мысли, вооружать нас ори-ентирами, позволяющими правильно поступать в важных для нас ситуациях. Наше мировоззрение есть то, чем мы реально руководствуемся в жизни. Правда, мы далеко не всегда чётко осознаём, в чём же действительно состоит наше мировоззрение. Попробуйте сами определить свои важнейшие, основополагающие убеждения, и вы увидите, что сделать это совсем не просто.

 

Мы отчётливо осознаём то, что ново, необычно и тре-бует специального внимания. Но в состав мировоззрения входят такие убеждения, представления, идеи, которые давно приняты нами в качестве бесспорных и стали вос-приниматься как привычные и самоочевидные. Многие привычные вещи могут быть очень важными, но мы на них почти не обращаем внимания — именно в силу их привычности.

 

Так и с нашим мировоззрением. Его назначение состоит не в том, чтобы быть ярким, «картинным» и развлекать нас всё новыми и новыми впечатлениями. Наоборот, оно «ведёт себя» очень скромно и обычно не выпячивается в нашем сознании на первый план. Вместе с тем оно по-стоянно указывает нам, что мы можем и чего мы не мо-жем достичь; что мы должны делать, а чего мы делать

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

34 Тема 1. Общественная сущность человека

не вправе, потому что это противоречит нормам жизни и недостойно высокого звания человека.

 

Мировоззрение — это внутренний регулятор, обобщаю-щий наш прошлый опыт и направляющий все наши зна-чимые поступки и действия. Положим, что-то важное вы делаете по привычке, почти не задумываясь. Но вы всё же можете задать вопрос: а почему вы это делаете именно так,

 

а не иначе? И если вы будете старательно доискиваться ис-токов и оснований, то обязательно выявите какое-нибудь из ваших мировоззренческих убеждений.

 

Пути развития духовного мира личности.Мы ужеговорили о том, что личностью не рождаются, а стано-вятся. Это становление начинается ещё в детстве. Вслед за желаниями, выражающими интересы и потребности, личность начинает осознавать свои возможности, а также разнообразные правила, ограничения, предписания, регу-лирующие её действия. Ребёнок учится выражать в словах эмоции и чувства, настроения, ожидания, предпочтения и т. д. У него постепенно формируется определённое ми-роощущение,связанное с преобладающим настроением,общим чувственно-эмоциональным восприятием проис-ходящего.

 

По мере развития познавательной деятельности у ре-бёнка складываются представления о свойствах и связях вещей, о некоторой упорядоченности всего, что его окру-жает. Взрослые помогают ему разобраться в этой упо-рядоченности. Так постепенно закладываются основы и предпосылки миропонимания. А потом ребёнок приходит в школу и начинает последовательно осваивать различные учебные предметы, приобретать знания, которые отражают длительный познавательный опыт человечества. В про-цессе воспитания он усваивает общие правила поведения, нормы и ценности человеческой жизни. Изучая историю, литературу, другие гуманитарные предметы, он расширяет знания о мире человеческих взаимоотношений, об органи-зации совместной (общественной) жизни людей.

 

Образующаяся личность не просто впитывает готовые знания и впечатления — она так или иначе осмыслива-ет, по-своему упорядочивает их. В обществе, в культуре

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

§ 4. Духовный мир человека 35

существуют образцы мировоззренческих обобщений, с ко-торыми человек знакомится в процессе получения образо-вания. Такие образцы ещё в далёком прошлом принима-ли форму мифа и религии. Религия играет важную роль

 

и в жизни многих наших современников. Религиозное мировоззрение основывается на вере в реальность сверхъ-естественных сил, управляющих миром. Эта вера не до-пускает сомнений в правильности некоторых исходных утверждений, называемых догматами. Существует и нере-лигиозная форма широких мировоззренческих обобщений, опирающаяся на использование общих понятий и следова-ние правилам логического мышления, — это философия. Она тесно связана с конкретными науками о природе, обществе и человеке.

 

Вы знаете, что существуют разные религиозные учения о мире, о жизни, о человеке и Боге. Философских учений тоже немало. Важно ознакомиться с разными формами мировоззрения, глубоко продумать их, чтобы уточнить и обогатить собственную мировоззренческую позицию, обе-спечить условия своего духовного роста.

 

У каждого человека, сложившегося как личность, есть собственное мировоззрение. Мировоззрение — это основа, духовный стержень личности. Именно оно наиболее широ-ко и полно раскрывает, каков уровень нашей духовности, каковы мы на самом деле, ибо оно является основой на-ших мыслей, чувств и поступков, организующим началом всей нашей жизни.

 

В течение жизни мировоззрение, весь духовный мир личности претерпевают значительные изменения. Они связаны с особенностями каждого возраста, с характером возникающих перед нами проблем и с тем, как мы их вос-принимаем и решаем.

 

Некоторые выводы

 

1. Основные области духовности общества — это нрав-ственность, наука, искусство, религия. Духовность предполагает заинтересованность личности в высших ценностях и проявляется в её поступках по отношению

 

Правообладатель «Адукацыя i выхаванне»

36 Тема 1. Общественная сущность человека

к людям, окружающей природе. 2. Основой мировоз-зрения личности являются её глубокие и прочные убеждения, основанные на знаниях. 3. Назначение мировоззрения состоит в том, чтобы направлять на-ши поступки и мысли, указывать нам ориентиры, нужные для осуществления деятельности. 4. Мировоз-зрение личности формируется в процессе её становле-ния и дальнейшего развития. Оно вбирает в себя как личный опыт, так и обобщённый опыт других людей, выработанные человечеством знания о мире.

 

?! Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под духовностью? Что включает в себя духовный мир человека?

 

2. Чем различаются уровни духовности? Приведите примеры поступков человека, свидетельствующие о высоком и низ-ком уровнях духовности.

3. Что влияет на формирование духовного мира человека? Какого человека можно назвать духовно богатым?

 

4. Что такое мировоззрение? Может ли у разных людей быть одинаковое мировоззрение?

 

5. Немецкий философ И. Кант отмечал, что наш разум дол-жен решить три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» Первый из них — о познании; второй — о нравственности; третий — о вере. Все эти вопросы можно, по словам Канта, объеди-нить в вопросе о том, что такое человек. Как вы считаете, почему И. Кант выделил именно эти три вопроса?

 

Как распознать тех, кто находится на высоком духовном уровне?

Духовный уровень характеризуется тем, что на этом уровне у человека пропадает интерес к чувственным наслаждениям, развлечениям, пустой трате времени. Такой человек никогда не посещает казино, игорные дома, никогда близко не общается с противоположным полом, кроме своей жены, не ищет зрелищ.

 

Как распознать тех, кто находится на высоком духовном уровне?

 

Духовный человек имеет более высокие вкусы, его не привлекает этот низкий уровень материальных наслаждений. Это один из критериев распознавания духовного человека.

Другой критерий — духовный человек в совершенстве понимает свое несовершенство. Он знает, что он несовершенен. Это очень важный момент. Это означает, что он никогда не будет выражать только собственную точку зрения, собственное мнение. Потому что любая точка зрения несовершенна. Он никогда не будет говорить что-то от себя, опираясь на какое-то свое понимание или свое мнение. Он будет всегда опираться на священные книги, на то, что исходит свыше.

Священные писания — это то, что послано свыше, и духовный человек опирается на законы, которые приходят свыше, из других измерений, духовных измерений. Таким образом, он, являясь несовершенным по своей природе, действует совершенно.

Но тот, кто думает, что его точка зрения тоже совершенна, что «я докажу» — вот это проблема. Это спорщики. Не думайте, что это духовные люди. Они просто проводят время в спорах. Их еще называют «кабинетными мыслителями».

Духовный человек — он делает то, что говорит. Например, есть заповедь «не убий» — и он не убивает. Не кради – значит, он не крадет, не лги – значит, он не лжет. То, что говорится в заповедях, он должен сделать. Это духовный человек.

А религиозный человек может и не быть духовным. Он может верить в эти заповеди, но ничего не делать. У него есть какая-то вера, но он честно признается, что не способен следовать этим заповедям: «Я бы хотел, но я не способен». Это уровень обычной религии, мирской религии. Она допускает просто веру. Хотя бы просто верь и кайся, если ты грешишь. Но духовность — это нечто иное. Такому человеку не нужно каяться, поскольку предназначение души — служить Богу, а не искуплять свои грехи. Это другой уровень отношений. И в этом служении Богу человек приносит благо всему обществу, он думает о благе всех, кто его окружает. Вот это уже духовный уровень.

Нам сейчас не хватает общения не с религиозными людьми, а с духовными. Религиозные сейчас практически все. Это ничего вокруг не меняет, потому что их образ жизни не меняется. Вера есть, но, как правило, их образ жизни не меняется. А духовный человек меняет свой образ жизни — он живет в соответствии с регулирующими принципами, данными в священных книгах.

Духовность. Качества духа

Духовность

– это гармоничное проявление духа в сознании человека;

– это симфония духовно-нравственных качеств человеческого сознания.

 

 

ОДЕЯНИЕ ДУХА

 

Иже успеет услышать своего духа голос,

над бездною вознесётся.

Преп. Сергий Радонежский

 

Искание высших принципов есть первое задание.

…Устремление к Высшему должно быть

явлением самым насущным.

Мир Огненный, ч. 3, § 367

 

…Качества есть одеяние духа.

Грани Агни Йоги. 1954 г., § 223

 

В самом названии Учения Живой Этики (Агни Йоги1) отражено его главное содержание – это этическое учение, исследующее нравственный облик человека, его духовное преображение и достижение единства с Высшим Началом мира. Неотъемлемой и важнейшей частью духовной практики йоги, как её древних разновидностей, так и современной – Агни Йоги, является идейный анализ и практика развития нравственных качеств и чувств человека.

Почему Живая Этика придает этому такое значение? Учение исходит из аксиомы о многомерности человеческой природы, выделяя как минимум три ее составляющих начала – физическое, тонкое (ментально-психическое; душа) и огненное (высшее; дух). В этом контексте нравственные качества являются самым выразительным показателем уровня духовного развития человека, состояния его сознания.

В философии Живой Этики различаются понятия духа и сознания. Духовное начало (дух) – высшая, лучшая, творческая часть человеческой природы. Дух является активной, созидательной, анти-энтропийной силой, ведущей к поступательному развитию человеческого микрокосмоса, двигателем его бесконечной эволюции. Его постоянные, мощные импульсы участвуют в формировании индивидуального сознания (и самосознания) человека.

Эволюция здесь понимается как глубинное преобразование всех сил человека из низшего в более высокое их качество, их упорядочивание и согласованность под главенством духа. Духовное преображение как постоянный процесс развития подразумевает утончение нашего сознания и всей природы микрокосма через раскрытие и развитие в нем качеств и свойств духовного начала (поэтому этот процесс можно назвать одухотворением). По сути, это единственный естественный путь прогрессивного продвижения человечества.

Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом и окном. Чем оно чище и прозрачнее, тем ярче и теплее лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Тогда как сознание, затемнённое невежеством и эгоизмом, слабо воспринимает и пропускает сквозь себя воздействия духа, а значит, внутренний мир человека и его отношения с окружающими становятся беднее, однообразнее и беспорядочнее. Поэтому и ставится перед человеком цель – очищение и расширение сознания, утончение его качеств для свободного, гармоничного проявления духовного начала.

Духовность – состояние сознания, когда в нем главенствует дух и его живительные эманации пронизывают все многомерное существо человека, его побуждения, мысли, чувства, желания и поступки. Когда наши мысли, побуждения и чувства не противоречат друг другу, не конфликтуют между собой (часто бывает человек думает одно, говорит другое, а на самом деле чувствует совершенно иначе…). Так, духовность – это состояние гармонии человека, внутренней согласованности, упорядоченности и единства всего его существа под главенством духовного начала.

Наиболее полно и выразительно духовное начало проявляется через положительные нравственные (моральные), волевые, познавательные и т.п. качества сознания. Е.И. Рерих так поясняла соотношение понятий духовного и морального: «Духовность заключается в совершенстве моральном. Таким образом, каждая индивидуальная душа должна достичь морального совершенства, прежде чем она назовётся духовной»2. Накапливаются и нарастают духовные качества очень медленно, постепенно, почти незаметно для самого человека. Но при устремлении, особенно сознательном, процесс идёт неуклонно и даже ускоренно.

Мудрость веков различных культур и народов учит, что сокровенным средоточием духа в человеческом микрокосмосе является сердце. Поэтому процесс духовного совершенствования начинается и происходит только при умении различать «тихие токи» голоса сердца, несущего нам глубинные импульсы духовного начала. Однако в многообразном, часто противоречивом потоке наших мыслей, чувств и желаний уловить этот голос очень сложно. Углубление знаний о лучших позитивных качествах сознания как раз и представляет собой путь осознания и опознания в себе признаков духа, постижения и усиления воли сердца, высшего «Я» в человеческой природе. В Учении Живой Этики подчеркивается: «Любовь, подвиг, труд, творчество – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. …И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце» (Сердце, 75). Эволюция человека напрямую зависит от развития способности различения в своём сознании устремлений духа, затем их утверждения внутри себя и воплощения во внешней жизни и творчестве.

Главная причина такой непреходящей значимости духовного начала, согласно Учению Живой Этики, состоит в том, что в сложном, многомерном бытии оно связывает наше существо с Высшими Мирами, вмещает и чутко передаёт в наше повседневное сознание их направленность и ритм. Духовное начало человека – это неотъемлемая частица высшего Мира Духа. И чем ярче возгорается дух в человеческом сердце, тем ближе и ощутимее становится и Духовный Мир – мир, откуда человеческая индивидуальность получила когда-то импульс к зарождению и куда ей предстоит вернуться на новом витке бесконечной эволюции.

 

В Учении Живой Этики, утверждающем многомерную энергетическую природу мироздания, все духовные и психические проявления человека – мысли, чувства, нравственные качества, волевые импульсы, желания – имеют тонко-энергетическую, или, говоря образным языком Учения, огненную субстанцию (основу).

Каждое качество сознания – это не просто одна из абстрактных добродетелей, а это свойство нашей психической энергии, т.е. энергии нашей психики, сознания. Нравственные качества в отличие от настроений, эмоций и аффектов характеризуются бóльшим постоянством и закреплённостью в психике. Их устойчивость обусловлена процессом кристаллизации психической энергии в тонко-энергетические образования определённой формы и степени светимости. Качества сознания четко отражают состояние внутренних энергий – их силы или слабости, красоты или безобразия, светоносности или темноты. Человек постоянно излучает эти энергии, взаимодействуя с окружающим земным миром, людьми и космическим пространством.

Психокристаллы качеств накапливаются в многомерной структуре человека и мощно воздействуют на всё его состояние, вплоть до физического здоровья. Это влияние особенно ярко проявляется в тонких процессах обмена веществ, гормонального баланса, выделения секреций. Сильнейшее влияние качеств и чувств на физическое здоровье каждый испытывал на себе не раз, особенно ярко при сильных негативных аффектах – гневе, раздражении, обиде, чья разрушительная сила бывает очень значительна. Тогда как состояния воодушевления, энтузиазма, вдохновения дают человеку бодрость, силы, выносливость. Поэтому качества сознания достойны самого внимательного и вдумчивого отношения с нашей стороны.

Внутренняя работа над собой, над совершенствованием и одухотворением своих мыслей, нравственных качеств, желаний и побуждений – это работа с энергиями своего микрокосма. Это длительный и трудоёмкий тонко-энергетический процесс, имеющий свои закономерности и сложности. Но именно он, согласно Живой Этике, составляет основу эволюции человека как духовного и разумного существа, утончения его природы и приобщения к Высшему миру Духа.

Светлые, положительные качества – мужество, ответственность, любовь, сердечность, благодарность – предстают кристаллами духовного огня. Именно они накапливают высшую психическую энергию, дающую человеку здоровье, психофизическое равновесие, развитие творческих способностей, мудрость. Их богатая симфония нашла отражение в «Цветке духовных качеств».

«Качества духа, – отмечается в «Гранях Агни Йоги»3, – есть формы утверждённых или утверждаемых в микрокосмосе человека огней. Каждое качество – кристаллизованный огонь той или иной степени и размеров. Накапливая кристаллы утверждаемых качеств, умножает нетленное сокровище своё человек и строит себе огненную обитель для духа. Дух есть огонь и существует в огне, и рост огней духа расширяет и утверждает то основание, на котором зиждется его сознательное бытие на земле и в пространстве. Ибо огни – это есть одеяние духа» (1961 г., 153).

«Кристалл мужества, кристалл преданности, кристалл равновесия – какой красотою сияют они, красотою надземных огней в существе человека!» (2.02.1960 г.).

«Качества духа, являясь носителями огней, неразрывно связаны с его восхождением по лестнице совершенства. Некоторые думают преуспеть как-то иначе, но другого пути к Свету нет. Устремление – огонь, мужество – огонь, непоколебимость – огонь. Именно в стойкости ровно горящего пламени уявляется неумирающая мощь духа. …И, если целью жизни поставить утверждение качеств, огненный путь духа найден» (1958 г., 815).

 

Близкое к идеям Живой Этики понимание о месте и значении духовного начала мы находим в трудах религиозных мыслителей конца XIX – первой половины XX вв., золотого века русской философии (Л.М. Лопатина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, И.А. Ильина и др.).

Так, например, Н.А. Бердяев в работе «Дух и реальность» утверждал: «…Дух есть энергия, действующая внутри всех реальностей, хотя и пришедшая из более высокой сферы…». «Дух не тождествен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания и происходит переход в сверхсознание»4. Отсюда, духовность означает «достижение высшей качественности целостного человека», «победу духа над хаотическими душевными и телесными элементами»5.

И.А. Ильин, исходя из христианской традиции философствования, давал красивую гирлянду созвучных Живой Этике определений духа, который есть «энергия действования», «концентрация сил»6, «воля к Совершенству», «живое чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и к самоотверженному служению», «сила поющего сердца» и «жилище совести». «Все эти дары дают человеку способность верно управлять собой и верно строить свою жизнь». Поэтому главное призвание духа «состоит в самостроительстве и самоуправлении», что делает его «живой силой самоосвобождения»7человека.

Философская мысль С.Н. Булгакова развивалась в русле софиологии и христианской аскетики, которые содержат, по существу, ту же идею трансформации низшего эго человека через его подчинение духу. «Человек знает в себе своё высшее я, как гениальность, которою наделяется каждый… И задачей земного человеческого творчества является, в конце концов, найти свой подлинный, вечносущий лик, себя выявить. (…) Вся земная жизнь суммируется в нахождении своего собственного лика. И “наука всех наук”, “духовное художество” аскетики ставит перед человеком прямо эту задачу создания “внутреннего человека”, обретения своей подлинной сущности путем длинной и мучительной работы над самим собой… Это путь не только прямой, но, по существу, и единственный…»8.

 

Современная этика как одна из дисциплин философии зачастую уходит от сущностного определения и обобщенного анализа качеств, растворяя их в разноликом, а порой, и противоречивом перечислении их толкований в различных философских и духовно-религиозных учениях. Как в научном, так и, тем более, в обыденном представлении о нравственных качествах смешиваются самые разнородные и неожиданные смыслы. Так, любовь объединяет и любовь к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и половую несдержанность, и патриотические чувства, и глубоко духовную любовь к Богу… В понимании человечности видят мягкость натуры, уступчивость, слабовольность и сентиментальность… В представлении о снисходительности сталкиваются высокомерие, попустительство, мягкотелость… Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости… Каков же подлинный лик добродетели и порока? В чем сущность и роль многообразных качеств человеческого сознания? Какие из них несут в себе радость, здоровье и развитие во благо, а какие приводят к опустошению, болезням и бедам?

В Учении Живой Этики ставится цель очищения и углубления многих мировоззренческих понятий, среди которых такое значительное место занимают духовно-нравственные качества.

Несомненно, многим людям, изучающим Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги», другие близкие им источники, приходила мысль: «Как замечательно было бы собрать воедино описание качеств духа, утверждение которых в себе так необходимо, так важно!» Эта идея очень вдохновила нас, и мы решили собрать такие качества и визуально оформить их в виде композиции «Цветок духовных качеств».

В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» часто используется символ цветка – цветка духа. Можно вспомнить прекрасный поэтический сборник Н.К. Рериха «Цветы Мории», а также образ лотоса как один из лучших символов развития человека и его преображённой огненной природы. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «С тёмного илистого дна устремляется лотос на свет (дня), к солнцу, и под лучами его расцветает. Так же распускается цветок духа, устремлённый к великому Солнцу средоточию Света» (1961 г., 285). Поэтому мы решили, что лучшим образом, синтезирующим высшие, духовные качества человека, является образ цветка.

Все качества в композиции объединены в 12 групп по их внутреннему созвучию и близости, что показано цветом лепестков. Такое выделение помогает запоминанию качеств, а их сопоставление между собой углубляет наше представление о них. Цвет лепестков выбран нами произвольно.

 

В процессе духовного совершенствования недостатки, негативные качества человека не должны казаться неодолимыми препятствиями, напротив, они превращаются в «камни, которые попирает нога идущего к вершине». В «Гранях Агни Йоги» приводятся замечательные слова Е.И. Рерих: «…На несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начинается путь совершенствования. Ведь начинать всегда приходится от чего-то. Если кому-то его несовершенства будут служить преградой, а не трамплином для устремления выше, будем считать такую установку в корне неправильной… Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Свету» (1965 г., 399).

«Если бы несовершенства были препятствием, никакое продвижение и восхождение не было бы возможным. Несовершенства и слабости не препятствия, но камни, которые попирает нога идущего к вершинам. Потому никогда да не будет смущаться сознание неизжитыми несовершенствами, преодолению подлежащими. Будем на них смотреть как на отмирающие, но когда-то бывшие живыми клетки, которые миллионами ежедневно сбрасывает организм» (1953 г., 129).

Итак, недостатки человека – это отправная точка для продвижения по пути к Свету. А вот действенное устремление к развитию желаемого качества, напряжённость его – это яркое выявление внутреннего потенциала, накопленного человеком на данном этапе его эволюции. Так, мы видим, что недостатки и устремления обозначают начальные и верхние значения шкалы развития качеств, то есть тот путь, который назначает человек себе сам, исходя из понимания качеств на данном этапе своей жизни.

Отметим, что каждый человек строит свой путь духовного совершенствования добровольно и индивидуально, выбирая подходящие для себя методы и способы работы над своими качествами из богатой палитры их, описанных в Учении Живой Этики и в корпусе близких к нему текстов. Не следует думать, что этот путь несет в себе некое однообразие и однотипность. Елена Ивановна подчеркивала, что «человек может устремляться к Высшему путем утончения и совершенствования своего труда или через самоусовершенствование, или двигаться идеей общего блага, или возноситься путем осознания красоты Мироздания, или стремительно нестись в сердечном устремлении к Избранному Идеалу, путей много, можно сказать, столько, сколько индивидуальных сознаний, но все они ведут к Единой Вершине» (1.06.1939). Так, и пути духовного развития, и опыт, почерпнутый на этих путях, будут индивидуальны и самобытны. В этом многообразии присутствует не однотипность, а “единородность” в том, что это путь духа, путь очищенного и бесстрашного сердца.

 

Нашу решимость идти по длительному и сложному пути внутреннего развития усиливает более ясное и подробное представление о том, что именно дают желаемые качества человеку, как они будут способствовать его эволюции. Ведь такое «“осознание есть почти уже овладение”9и кратчайший путь к приобретению нужного качества» (1969 г., 121).

Приведём ряд идей Учения, которые помогут утвердить пользу и необходимость работы над качествами своего сознания и тем самым выявить новые силы для стойкого продвижения по пути совершенствования.

1. Качества духа несут освобождение сознания и творческого воображения от рабства привычек, условностей, ложных желаний, предрассудков, предубеждений.

«Трудно даже представить себе всё разнообразие всех видов рабства, которым яро предаются люди… – подчёркивается в «Гранях Агни Йоги». – Потому Твердим постоянно о качествах духа, что они не только конденсаторы огней, но и освободители человека от рабства. Мужество освобождает от страха, преданность – от предательства, устремление – от привычек, равновесие – от воздействия со стороны… Каждое качество – освободитель. Так прибавим ещё новое, расширенное понимание к значению огненных качеств и новые силы найдём в себе их утверждать» (1962 г., 382).

2. «Каждая победа над собою, каждое завоевание, – читаем в Записях Бориса Николаевича, – означает также и получение, и расширение познания. …Знание приобретается победою над собою. (…) Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягчённого мешающими процессу эмоциями. Утверждённые качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира» (1970 г., 134).

3. «Качества являются бронёю духа, ибо через их заградительную мощь ничто не проникнет, им не созвучное. Как может проникнуть страх через крепкую кольчугу мужества, или вожделение – через чистоту, или суетливость и торопливость – через спокойствие, или сомнение – через преданность, или колебание – через стойкость. Так помыслим о защитном значении качеств и в этом силу найдём их утверждать» (1969 г., 245).

Иисус Христос, сказавший: «“Вот идёт Князь Мира сего и не имеет во Мне ничего”, – явил высшую меру могущества Духа, достигнутую на Земле человеком» (1963 г., 365).

4. Изменение жизненных обстоятельств, в которых оказывается человек, часто происходит именно в связи с преобразованием его сознания. В «Гранях Агни Йоги» подчёркивается, что «преодоление условий внешнего мира идёт изнутри и через себя и сначала в себе… Препятствия, преодолённые в себе, уходят из жизни. …Не знает неодолимых преград и препятствий дух, осознавший силу огненной мощи в себе. Радость преодоления себя самого – так и запомним» (2.02.1960 г.).

5. От степени развития качеств непосредственно зависит жизнь человека в Надземных, Тонких мирах после его физической смерти.

«Следствия даёт всё, но огненные явления – особые. Потому, заботясь о качествах духа, можно преуспеть вне условий обычных. Возьмите двоих: одного, пользующегося всеми земными благами и имеющего всё, кроме качеств духа, и другого, не имеющего ничего, но накопившего кристаллы огней. Один, на Земле имевший всё, придёт нищим в Мир Тонкий, другой, лишённый всего, но огни утвердивший, в том Мире иметь будет всё, ибо Огонь там есть основа для всех проявлений духа. Один может чурбаном стоять неподвижно, другой – летать, и видеть, и слышать, и яро пользоваться всеми своими огненными чувствами. Так люди в жизни земной, на Земле, свой путь утверждают в Надземном, но лишь по силе накопленных в жизни телесной огней» (1958 г., 815).

«Но в Надземном без качеств нельзя… Здесь [в земной жизни] окружение и окружающие обусловлены кармой, там же [в Надземном мире] карма творится энергиями накопленных качеств, как хороших, так и плохих. И утверждение их будет обуславливать течение кармы надземной» (3.09.1960 г.).

6. Качества духа выступают основой бессмертия человеческого сознания и его бытия в Высших Мирах. «Именно в бессмертии духа будут заложены все явления жизненных энергий. Каковы отложения, таковы будущие кристаллы. И мысль, и сердце, и творчество, и все другие проявления собирают эту энергию. Весь огненный потенциал духа состоит из излучений жизненных энергий» (Мир Огненный, ч. 3, 227). «Когда поймут, что дух вечен, тогда и Беспредельность, и Бессмертие войдут в жизнь» (Мир Огненный, ч. 3, 363). «Дух есть огонь, а тело огненное – его несменное одеяние. Чтобы быть в нём сознательно, надо оформить его. Утверждение качеств духа есть процесс сознательного оформления огненного тела» (1962 г., 21).

7. И последняя важная идея, о которой мы скажем, касается общественно-пространственного значения качеств человека, его чувств и мыслей. Человеческие излучения вступают во взаимодействие с пространственными энергиями, и «получается фабрика добра или зла, светлых или тёмных эманаций… Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. В ауре своей несёт человек для окружающих здоровье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму» (1965 г., 423).

«Положительные качества духа нужны не во имя каких-то отвлечённых идеалов, а для жизни, для того, чтобы не наносить вреда ни окружающим, ни себе, ни пространству» (1967 г., 540). «Ведь культивирование качеств уже не личное дело, но общественно-пространственное, ибо вибрации этого процесса распространяются широко и передаются на большие расстояния… Пора бы уже понять, что все личные переживания и особенно мысли… наполняют собою ауру планеты и добавляют к её Свету или тьме сродные им элементы. Ответственность за эти психические порождения Света или тьмы несут все, и от воздействия их никуда не уйти» (1969 г., 163).

 

В заключение отметим, что целью человека является созидание в себе не просто отдельных качеств, а всей их симфонии. В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Цепь не крепче своего самого слабейшего звена. Человек не сильнее своего самого слабого или легкоуязвимого места. Потому Указует Учитель укрепить слабые звенья кольчуги духа» (1968 г, 27). «Потому нужно гармоническое развитие всех качеств духа, или симфония качеств. И если все хороши, а одно сильно хромает, то хромота не позволит продвигаться успешно, пока не будет устранена» (1972 г., 143).

«…Чего стоит даже устремление без постоянства… или огненность без равновесия, или сила воображения без чистоты, или знание Учения без любви к Тому, Кто его Дал?» (1969 г., 180). «Но симфония качеств благотворно действует на весь организм, устанавливая в нём и во всём микрокосме человеческом гармонию и равновесие. Именно благодаря этому условию дух, завершающий свой путь на Земле, являет собою совершенную форму красоты…» (1969 г., 121).

Вместе с тем, в «Гранях Агни Йоги» констатируется: «Значение качеств ещё совершенно не понимается, иначе все устремились бы яро к их утверждению» (1969 г., 121). Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги» убедительно показывают, что качества духа – это не отвлечённые добродетели, но верный и единственный путь к бесконечному эволюционному восхождению человека, к победе Духа и Света.

 



1 Агни (санскр.) – огонь, йога (санскр.) – практика внутреннего преображения человека и соединения его сознания с Высшим Началом.

2 Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: «Мир Огненный», 2001. С. 52.

3 «Грани Агни Йоги» – Записи Б.Н. Абрамова (1897-1972), духовного последователя семьи Рерихов. В его творческом наследии разрабатываются идеи Учения Живой Этики (Агни Йоги).

Подробнее познакомиться с творчеством Б.Н. Абрамова можно на персональном сайте: http://bn-abramov.ru/

4 Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности / Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. С. 381, 380.

6 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. С. 58.

7 Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. С. 52.

8 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 212.

9 Цитата из книги «Знаки Агни Йоги» (п. 258), входящей в состав Учения Живой Этики.

 

 

 

Чем отличается душевность от духовности?.

Чем отличается душевность от духовности?

Вы знаете, что душа человеческая трехсоставна. А именно: одну душу имеют растения (жизнь), совсем другой уровень, неизмеримо выше – животные (они не только чувствуют, они многое понимают, сколько у них эмоций), и, наконец, третий уровень, который присущ только человеческой душе (это то, что по-гречески именуется нус или ноос – отсюда ноосфера, это разумность или дух).

Душевность – это все то, что связано с первыми двумя «этажами», то, что связано со всеми нашими эмоциями, если хотите, все, что связано с «горизонтальным» образом жизни. Мы можем радоваться и страдать, заботиться о всем, что нужно нам в этой жизни, можем решать какие-то проблемы… Но это уровень «горизонтальный», он касается этой жизни. И часто саму религию даже понимают в этом плане. Как понимают? Религия – это то, что освобождает меня от неприятностей, то, что дает мне возможность погрузиться в какие-то другие сферы, где я могу найти удовлетворение, могу помечтать, могу попасть в какие-то мистические слои и т.д. Вся забота о чем? Об удовлетворении, об удовольствии, если хотите – о наслаждении. Недаром часто душевными называли тех подвижников, которые впадали в прелесть, т.е. тех, которые ищут благодатных переживаний, благодатных состояний, благодатных даров (например, чудотворения, видения на расстоянии и т.д.). Про таких подвижников говорят, что они в прелести, т.е. льстят себе в высшей степени. Вот это все связано с душевностью. Поэтому говорят, что душевность и духовность это совершенно разные вещи.

Кстати, любопытная вещь. Во время Первой мировой войны с Германией очень многих поразил следующий факт… Ведь вы знаете о том, что немцы назывались «культур трегеры», т.е. носители культуры. У них еще Ницше учил об «Уберменше» —  «сверхчеловеке». Культуроносители, если хотите, чуть ли не сверх люди, которые очень любили своих собак, кошечек, животных, которые были, и, конечно же, детей. Что еще надо? И вдруг все были поражены. Чем? Удивительной жестокостью обращения с пленными людьми, с теми людьми, которые оставались на захваченных территориях. Это мне рассказывали сами люди, свидетели. Поражены и потрясены были. Эти душевные люди, играют на губных гармошках, кажется – такая музыка, такое эстетическое развитие, такая сентиментальность – то есть полнота душевности. И жестокость! И ненависть. Вот как оказывается.

Душевность – это вещи низшего порядка. И если эту душевность не переводить в духовность, если наши симпатии, которые мы можем испытывать к кому-то, не переводить в область любви верной (потому что может быть неверная любовь)…  Я люблю того, кто мне нравится и терпеть не могу того, кто мне не нравится; тому, кого я люблю, я могу простить многие вещи, за которые надо бы наказать, а к тому, кого я не люблю, я буду придираться и в таких вещах, где он совсем и не виноват – вот это все душевность, которая связана часто с лирикой, с сентиментальностью, с романтичностью, но в которой нет религии.

Один из святых – преподобный Никита Стефат – говорил: «душевные это как бы полоумные». И апостол Павел тоже об этом пишет. И когда нет духовности, то эта душевность — это все лирика, это все романтика, это все сентиментальность, а только попробуй коснись человека, только прикоснись к нему не так и сразу как ежик тебя уколет тысячами игл. Вот оказывается, что такое душевность.

Душевность – она в религии, в христианстве очень опасна. Но  часто мы видим, к сожалению, когда настоятель не смотрит за хором, то – особенно когда хор большой и регент имеет музыкальное образование светское – начинается такая лирика, то «умирают» совсем, почти не слышно, то взрываются громом, что все аж вздрагивают… То есть пытаются произвести эффект. При чем тут молитва? Никакой молитвы тут нет, «эффект» надо произвести. Так и люди, которые ищут такого «эффекта». «Вы куда идете?» — «Я иду на всенощную Рахманинова». Не на всенощную, а на Рахманинова! «А вы куда идете?» — «На литургию Чайковского». Конечно, не на литургию же. А на Чайковского!

Вот это все плоское – сентиментальность, лиричность – называется душевностью.

 

Алексей Ильич Осипов.

Расшифровка: Анна Поздняк.

Как достичь эмоционально здоровой духовности: интервью с Питером Скаццеро

Peter Scazzero Как выглядит здоровая духовность? Как это достигается? Как вы можете не торопиться развивать поистине преобразующие отношения со Христом? Питер Скаццеро говорит, что христиане не могут расти духовно, оставаясь эмоционально незрелыми, потому что наши души и психика неразрывно связаны.

Bible Gateway взял интервью у Питера Скаццеро (@petescazzero) о его книге «Эмоционально здоровая духовность», обновленное издание (Зондерван, 2017).

Buy your copy of Emotionally Healthy Spirituality, Updated Edition in the Bible Gateway Store where you

Buy your copy of Emotionally Healthy Spirituality Course, Updated DVD in the Bible Gateway Store where you [Прочтите сообщение в блоге Bible Gateway, Эмоционально здоровый лидер: интервью с Питером Скаццеро ]

Ниже приведены отметки времени для видеоинтервью, приведенного выше, с которого Питер Скаццеро начинает отвечать на каждый вопрос.

00:00 — Что вы имеете в виду, когда говорите, что невозможно быть духовно зрелым, оставаясь эмоционально незрелым?

Buy your copy of Emotionally Healthy Spirituality Course, Participant 00:38 — Каковы симптомы эмоционально нездорового христианина?

01:33 — Чем это обновленное издание отличается от оригинала?

02:13 — Какую роль Библия играет в эмоционально здоровом духовном человеке?

02:56 — Как «познание себя» способствует познанию Бога?

03:43 — Объясните, что означает «вернуться назад, чтобы идти вперед»?

05:17 — Как душа человека увеличивается от горя?

06:32 — Что вы подразумеваете под выработкой правила жизни?

Buy Emotionally Healthy Discipleship Courses in the Bible Gateway Store where you 08:20 — Чем Emotionally Healthy Spirituality отличается от других подходов к христианскому ученичеству?

09:13 — Что такое «Курс ученичества»?

Опросы тех, кто регулярно посещает церковь в США, раскрывают разрушительную тайну: большинство евангельских христиан не пережили длительного духовного преобразования.Пит Скаццеро, ветеран-пастор, учитель с докторской степенью в области изучения брака и семьи, на собственном опыте увидел влияние духовной незрелости: когда духовный рост задерживается, церкви не могут развить сильное лидерство, и отношения в их общинах страдают. Скаццеро потратил более двух десятилетий на изучение и практику эмоционально здорового ученичества, и теперь он делится проверенными практиками духовного роста на курсах эмоционально здорового ученичества (Зондерван, 2018).


«Эмоционально здоровая духовность», обновленное издание издается HarperCollins Christian Publishing, Inc., материнской компании Bible Gateway.


Биография: Питер Скаццеро — основатель церкви New Life Fellowship Church в Квинсе, Нью-Йорк; большая, многорасовая церковь, в которой представлены более 73 стран. Проработав старшим пастором в течение 26 лет, Пит теперь служит пастором-учителем / пастором в целом. Он является автором двух книг-бестселлеров: Emotionally Healthy Spirituality и The Emotionally Healthy Church .Он также является автором комплектов «Эмоционально здоровая духовность» церковной кампании и «Эмоционально здоровая духовность, день за днем ​​». Пит и его жена Джери являются основателями Emotionally Healthy Spirituality, новаторского служения, которое дает церквям возможность использовать парадигму глубокого, скрытого духовного образования, которая объединяет эмоциональное здоровье и созерцательную духовность. У них четыре прекрасных дочери. Для получения дополнительной информации посетите сайт эмоционально здоровый.

Узнайте больше о своей Библии! Попробуйте Bible Gateway Plus прямо сейчас!

.

Влияние духовности на мозг

Перейти к содержанию

5 сентября, 2020

  • Подписка
  • Магазин
  • Прошлые выпуски
  • Разум
    • Осознанность
    • Медитация
  • Тело
    • Йога
    • Отношения
  • Духовная культура
    • 000
    • 000 Сознание
    • 000
    • 000 Сознание
    • 000 Сознание
    • 000
    • 000 Сознание
    • 000
    • Art
    • Музыка
    • Путешествия
    • События
  • Здоровье
    • Здоровые рецепты
    • Суперпродукты
    • Аюрведа
  • Eco
    • Гуманизм
  • 000
  • Контакты
  • Условия
  • Рекламируйте с нами
  • Поддержка
  • Архив проблем
  • Моя учетная запись
  • Поиск

  • Подписка
  • Магазин
  • Прошлые выпуски
  • Разум
    • Осознанность
    • Медитация
  • Тело
    • Йога
    • Отношения
    • 000
    • Отношения
  • Духовность

  • Отношения

Дух

  • Культура
    • Искусство
    • Музыка
  • .

    2 Чем эксперты отличаются от новичков | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание

    слоев, в которых эксперты сначала стремятся развить понимание проблем, и это часто связано с мышлением в терминах основных концепций или больших идей, таких как второй закон Ньютона в физике. Знания новичков вряд ли будут организованы вокруг больших идей; они с большей вероятностью подходят к решению проблем, ища правильные формулы и простые ответы, которые соответствуют их повседневной интуиции.

    Учебные планы, в которых подчеркивается широта знаний, могут помешать эффективной организации знаний, потому что не хватает времени, чтобы изучить что-либо глубоко. Может оказаться полезным инструкция, позволяющая учащимся увидеть модели того, как эксперты организуют и решают проблемы. Однако, как более подробно обсуждается в следующих главах, уровень сложности моделей должен быть адаптирован к текущему уровню знаний и навыков учащихся.

    Хотя эксперты обладают обширным репертуаром знаний, только часть их имеет отношение к любой конкретной проблеме.Эксперты не проводят тщательного изучения всего, что им известно; это перегрузило бы их рабочую память (Miller, 1956). Вместо этого информация, имеющая отношение к задаче, обычно извлекается выборочно (например, Ericsson и Staszewski, 1989; deGroot, 1965).

    Проблема получения релевантной информации дает ключ к разгадке природы полезных знаний. Знания должны быть «обусловлены», чтобы их можно было извлечь, когда они понадобятся; в противном случае он остается инертным (Whitehead, 1929).Во многих разработках учебных программ и методов оценивания не подчеркивается важность условных знаний. Например, в текстах часто представлены факты и формулы с небольшим вниманием, чтобы помочь учащимся усвоить условия, в которых они наиболее полезны. Многие оценки измеряют только теоретические (фактические) знания и никогда не спрашивают, знают ли студенты, когда, где и зачем использовать эти знания.

    Еще одна важная характеристика опыта — способность извлекать соответствующие знания относительно «без усилий».«Такой быстрый поиск не означает, что эксперты всегда выполняют задачи быстрее, чем новички; часто им требуется больше времени, чтобы полностью понять проблему. Но их способность без усилий извлекать информацию чрезвычайно важна, потому что беглость требует меньше внимания на сознательное внимание, которое ограничено в возможностях (Schneider and Shiffrin, 1977, 1985). Напротив, быстрое извлечение информации предъявляет много требований к вниманию учащегося: усилие внимания тратится на запоминание, а не на обучение.Обучение, ориентированное исключительно на точность, не обязательно помогает учащимся развить беглость (например, Beck et al., 1989; Hasselbring et al., 1987; LaBerge and Samuels, 1974).

    Опыт в какой-либо области не гарантирует, что кто-то может эффективно обучить других в этой области. Опытные преподаватели знают, с какими трудностями могут столкнуться учащиеся, и знают, как использовать существующие знания своих учеников, чтобы сделать новую информацию значимой и оценить их успеваемость.По словам Шульмана (1986, 1987), специалист преподает —

    .

    .

    Чем изучение медицины отличается от уровня A? ⠀

    How Does Studying Medicine Differ to A-Levels?
    How Does Studying Medicine Differ to A-Levels?

    По правде говоря, медицина похожа на странного дядюшки A-Levels. Вы можете увидеть, как они связаны (примерно), но даже если вы готовы к тому, что скоро начнется обучение в медицинской школе, вы никогда не знаете, что будет дальше и какая работа будет вам брошена.

    Это намного веселее, чем A-Levels, но при этом сложнее и веселее. Это очень быстро становится одновременно и лучшим, и худшим временем в вашей жизни.

    Подача заявки на изучение медицины для поступления в 2020 г. и сдача экзамена UCAT в этом году? Забронируйте место на нашем однодневном курсе UCAT здесь!

    Забронируйте наш курс UCAT

    Медицина — это как изучение 6 A-Level сразу

    Преподаватель приемной комиссии по медицине однажды сказал мне, что медицинская школа — это все равно что пройти 6 экзаменов A-Level за один семестр, пока кормит плачущего ребенка грудью и пытается спланировать свадьбу. К счастью, еще не было ни свадеб, ни младенцев, но медицина определенно похожа на прохождение 6 экзаменов A-Level за семестр.

    Нагрузка больше и темп намного быстрее, хотя вы можете ошибиться, что забыли об этом.

    Поскольку никто не проверяет, сколько работы вы выполняете каждую неделю, и все вокруг говорят, что вам нравится проводить время в университете, легко подумать, что вы можете готовиться к экзаменам в медицинской школе так же, как вы могли бы (предположительно) для A-Levels — но неправда.

    Прочтите 5 правил, которые нужно и что нельзя делать в первом году обучения в медицинской школе >>

    Работы много

    Работа не обязательно сложнее по содержанию — биология и химия на самом деле более простые, чем все, что изучается на A-Level — это просто их количество.

    К концу второго года обучения вы должны будете знать достаточно теоретической медицины, чтобы перейти в палаты, где вас научат практической стороне дела.

    Ожидается, что вы будете знать анатомию всего тела, примерно 200 лекарств и их механизмы. Общие условия считаются вашим хлебом с маслом; преподаватели хотят, чтобы вы поверили, что вы должны есть, спать и дышать, клеточная патология.

    Вместо преподавателей A-Level, которые понимают, что вы сдаетесь другие экзамены, внезапно все сосредоточено на том, чтобы вы выполнили две письменные работы и несколько экзаменов ОБСЕ (практический экзамен).

    Какие курсы A-Level вам нужны, чтобы стать врачом? Узнать здесь >>

    Классы A-Level заменены университетскими лекциями

    Стиль обучения тоже сильно отличается. Вам читают лекции, которые похожи на занятия, за исключением того, что вам не нужны рабочие листы и нет времени, чтобы остановиться и потратить время на изучение учебника и решение проблем. Если вы хотите проработать кейсы или уделить больше времени определенным проблемам, вы делаете это в свое свободное время.

    В то время как на A-Level вы потратите пару часов на одну тему, а затем вернетесь к ней еще несколько раз, в uni вы должны выучить ее, прочитав часовую лекцию с несколькими другими темами.

    Кислотно-щелочной баланс, который дается примерно за 3 дня обучения на уровне A-Level, изучается за полчаса.

    Смотрите наши советы A-Level здесь:

    Требуется мотивация в мединституте

    Нет никаких эссе или проблемных листов, чтобы проверить ваше понимание, поэтому вам нужно много работать, чтобы понять содержание в свое время — мотивация имеет решающее значение.

    Мок-бумаги встречаются редко, и нет схемы оценок, где все объясняется. Ваше обучение проходит либо в группе из более чем 200 человек, либо в небольшой группе из 10 человек — между ними нет настоящего промежуточного звена.

    У вас также есть выбор, посещать ли вы преподавание сейчас — как только вы поступите в университет, ваше время принадлежит вам, и никто не гонится за вами, если вы не учились, поэтому мотивация является ключевым моментом.

    Прочтите, как подготовиться к работе в медицинском вузе >>

    Медицинская школа будет невероятным опытом

    С другой стороны, лекции — это не конец и конец — вы будете тратить много времени, блуждая по палате в поисках пациентов, ожидая преподавания, долбивая учебник перед уроком.

    Будут занятия по анатомии, на которых вы поразитесь тому, сколько людей жертвуют свои тела науке и насколько сложным является человеческое тело, только для того, чтобы пойти в хирургию и понять, что ортопедия похожа на столярное дело, а медицина на самом деле намного сложнее и тоньше, чем любая книга. когда-либо объяснять.

    Там будут обходы палаты, где вы, как маленькие утята, будете следовать за регистратором, осматривать четырех пациентов, у которых у всех был инсульт, а затем удивляться тому, как только один сгусток может вызвать такие огромные изменения.

    Вы будете делать заметки о пациентах, которых вы осматривали, и на следующий день вы снова увидите их в отделении, в клинике для последующего наблюдения и, возможно, даже на сеансах терапевта.

    Возможно, вам повезет, если вы будете учить GP с чашкой чая и печеньем. В клинические годы многие из ваших лучших преподаваний будут неформальными вещами, полученными в годы, предшествующие вам.

    Вы должны будете взять на себя ответственность — вы не можете полагаться на то, что прочитав учебник, чтобы охватить все, потому что вы никогда не вспомните все.

    Вы будете сдавать экзамены и внезапно вспомните определенное состояние и какие лекарства вам нужны из-за милой старой миссис Браун, которая поделилась с вами своими фруктовыми пастилками.

    Вы запомните, что делать в экстренных случаях, потому что видели, как холодный, спокойный и собранный консультант стоит над умирающим пациентом, не вспотев. У вас будет время на всю жизнь, и вы больше никогда не скажете: « Но когда мне это понадобится? » (За исключением цикла Кребса. Даже его использование ограничено.)

    Слова: Кэти Ходжкинсон

    Хотите узнать больше о жизни в медицинской школе? Узнай здесь:

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.