Черты характера википедия: Категория:Черты характера — Викицитатник
Характер Википедия
Хара́ктер (от др.-греч. «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни[1]. Изучением характеров занимается наука характерология. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.
Структура характера[ | ]
Индивидуальные особенности характера проявляются в отношениях личности[2][3]:
- к самому себе
- к окружающим людям
- к окружающему миру
- к труду и своему делу
- к своим и чужим вещам
Выражается подобное отношение через черты характера, которые систематически обнаруживаются в его деятельности, поведении (трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность)[4]; вторая группа черт относится к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер есть система привычных способов поведения в определенных условиях[5][6].
Связь характера с темпераментом[ | ]
Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений[7][8]. Вследствие взаимодействия физиологического и социального — образуется сплав черт типа темперамента и изменений под воздействием среды, такой сплав называется фенотипом, характером
Черта характера Википедия
Хара́ктер (от др.-греч. «примета, отличительная черта, знак») — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни[1]. Изучением характеров занимается наука характерология. Раздел психологии, который занимается изучением различий между характерами называется дифференциальной психологией.
Структура характера[ | ]
Индивидуальные особенности характера проявляются в отношениях личности[2][3]:
- к самому себе
- к окружающим людям
- к окружающему миру
- к труду и своему делу
- к своим и чужим вещам
Выражается подобное отношение через черты характера, которые систематически обнаруживаются в его деятельности, поведении (трудолюбие-леность, самоуверенность-самокритичность, вежливость-грубость, ответственность-недобросовестность, убежденность-беспринципность)[4]; вторая группа черт относится к познавательной, эмоциональной и волевой сферам (сообразительность, впечатлительность, решительность). Таким образом, характер есть система привычных способов поведения в определенных условиях[5][6].
Связь характера с темпераментом[ | ]
Темперамент и характер имеют общую физиологическую основу (тип высшей нервной деятельности), формирование характера зависит от свойств темперамента (они могут способствовать или противодействовать) и социальных взаимоотношений[7][8]. Вследствие взаимодействия физиологического и социального — образуется сплав черт типа темперамента и изменений под воздействием среды, такой сплав называется фенотипом, характером
Характер
Формирование характера происходит под воздействием различных социальных групп: семья, школа, компания друзей, институт, рабочий коллектив.
Самое первое влияние на ребенка оказывают родители и семья, а потому очень важно, какие основы закладываются для маленького ребенка.
В течение жизни характер изменяется. На развитие характера оказывают воздействие жизненные обстоятельства, образ жизни, развитие взглядов и ценностей человека.
Черты характера – это психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Выделяют различные классификации черт характера.
В одной из классификаций черты характера связывают с психическими процессами и выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты.
– Волевые черты характера: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др.
–Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др.
–Интеллектуальные черты: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
В другой классификации черты характера выделяют по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам.
–По отношению человека к другим людям: общительность, доброжелательность, отзывчивость, уважение и др.
–По отношению человека к труду: трудолюбие, ответственность, инициативность, настойчивость и др.
–По отношению человека к самому себе: самоуважение, самокритика, самомнение, эгоцентризм и др.
–По отношению человека к вещам: аккуратность, бережливость, неряшливость и др.
Характер и темперамент
Темперамент и характер взаимосвязаны в структуре личности, но имеют и ряд принципиальных отличий:
–характер имеет социальную природу (формируется в течение жизни), темперамент имеет биологическую природу (закладывается при рождении).
– характер изменяется, темперамент остается стабильным
Темперамент оказывает влияние на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют. Например, флегматический темперамент не способствует формированию вспыльчивости и раздражительности.
От темперамента также зависят динамические особенности проявления характера. Например, вспыльчивость будет ярче проявляться у холерика, чем у сангвиника.
И в свою очередь в зависимости от ряда черт характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента. Например, сдержанность и тактичность смогут сдержать проявления холерического темперамента.
Типы характера
Существует ряд теорий предлагающих описание типов характеров.
Э.Кречмер описал 3 типа характера в зависимости от типа телосложения человека. Типы характеров по Кречмеру: шизотимик (астеник), иксотимик (атлетик), циклотимик (пикник)
Немецкий психолог Карл Леонгард описал 12 типов характеров акцентуированных личностей. Акцентуация – это заостренная черта характера, находящаяся между нормой и патологией (психопатией).
Позже его идеи развил А.Е.Личко, но его типология характеров относится уже все больше к патологии характеров.
Эрих Фромм – известный представитель неофрейдизма вывел следующие основные типы социальных характеров: «мазохист-садист», «разрушитель», «конформист-автомат».
Карл Юнг – швейцарский психолог и психиатр – предложил свою теорию типов личности в зависимости от выделения у человека доминирующей психической функции (мышление/чувство, интуиция/ощущение) и направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).
В последствие идеи Карла Юнга были развиты Изабелью Майерс Бриггс. Она предложила теорию типов, в которой описала 16 типов личности – 16 типов характеров человека.
Научиться применять типологию характеров MBTI Вы можете, пройдя тренинг «Типы личности (типология личности MBTI)» на нашем сайте.
Что такое характер — Свойства и черты характера
Для тех, кому не нравится собственный «психологический портрет», есть утешение: недостатки темперамента можно восполнить положительными чертами характера.
Именно понимание того, что себя можно изменить в лучшую сторону, является наиболее притягательной чертой психологии, как науки.
Итак, если темперамент – это врожденные особенности личности, то характер человек воспитывает сам. Совершая поступок, мы каждый раз усиливаем или ослабляем какую-то его черту.
Таким образом, можно исправить даже самый скверный нрав.
Относительно темперамента можно лишь напомнить, что Гиппократ разделил его на четыре типа, которые используются до сих пор:
- Флегматики — неспешные и невозмутимые;
- Холерики – вспыльчивые и неуравновешенные;
- Меланхолики – впечатлительные и ранимые;
- Сангвиники – живые, подвижные и веселые.
Более подробно про типы личности вообще и типы темперамента в частности мы уже писали.
Что такое характер
Характер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Само слово в переводе с греческого означает «отпечаток», «чеканка». Это невидимый стержень нашей психики, на который нанизываются другие свойства и черты личности.
Черты характера
В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера:
ГРУППЫ ЧЕРТ | ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА | ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ | Общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям. | Замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям. |
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ | Трудолюбие, аккуратность, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость. | Лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в выполнении работы, безответственное отношение к делу, пассивность. |
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ | Чувство собственного достоинства, чувство чести, самокритичность, скромность. | Самомнение (иногда переходящее в наглость), тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания), эгоизм. |
ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ | Опрятность, бережное обращение с вещами. | Неряшливость, халатное обращение с вещами. |
И еще одна классификация, которая поможет вам систематизировать свои знания по данной теме. Здесь предлагается разделения черт характера по свойствам.
Всего имеем 4 группы (эмоциональная, волевая, моральная и интеллектуальная):
Развитие характера
Несложно догадаться, что черты характера ребенка развиваются в тесной связи с обществом, в котором он воспитывается, семьей, национальностью, вероисповеданием и жизненными принципами, которыми руководствуются родители.
Но что делать, если вы уже взрослый человек, а ваш характер не удовлетворяет внутренние запросы? Нужно самостоятельно начинать над ним работать.
Для начала следует подумать, какая именно черта характера создает вам проблемы в жизни. Это чрезвычайно важный момент. Рассмотрим его на примере лени.
Лень работать, лень заниматься спортом, лень заниматься развитием личности. А может это просто боязнь трудностей?
Ставим цель
Бороться с отрицательными чертами характера поможет воля. Главное – направить ее, а для этого необходимо определить цель. Кстати, мы уже писали про 3 важных шага на пути к цели. Чтобы побороть лень, в качестве цели можно выбрать любое дело, которое требует постоянной работы над собой (например, изучение иностранного языка).
Составляем план действий
Теперь нужно сделать еще один шаг: составить план действий. Причем отступать от него нельзя: если уж вы решаете каждый день выучивать по десять новых иностранных слов, придется держать слово. В отдельной статье мы развенчивали мифы об изучении английского языка.
Фиксируем результаты
Результаты своей борьбы лучше записывать. Можно составить таблицу, и каждый день фиксировать там успехи и неудачи. Или сделайте так: отметьте на географической карте два города. Один будет условно обозначать ваше нынешнее состояние, второй – поставленную цель.
Каждый раз, когда делаете что-то для исправления своего характера, ставьте новую точку на пути между этими городами. А если что-то пропускаете – вернитесь на точку назад.
В плане развития личности весьма интересным представляется план морального совершенствования Бенджамина Франклина. Обязательно прочитайте об этом великом человеке, опыт которого может оказать вам бесценную помощь.
Наверняка у читателя может возникнуть вопрос: влияют ли гены человека на формирование личности и ее отдельных черт?
Однозначно дать ответ на этот вопрос достаточно трудно. Определенная связь в наклонностях и особенностях поведения между детьми и родителями, безусловно, прослеживается.
Однако утверждать, что «я такой и не могу быть другим, потому что такая моя мама или папа», для взрослого человека, по меньшей мере, несерьезно.
Считается, что темперамент изменить невозможно, а вот черты характера – это под силу любому желающему. Нужно только иметь решимость заняться этим делом.
Акцентуация характера
Акцентуация характера — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим.
Может определение понятия акцентуации покажется вам немного сложным, но на самом деле оно довольно простое.
Само слово «акцентуация» (от лат. accentus — ударение) обозначает выраженный акцент на чем-то.
Говоря иначе, эта особенность заключается в том, что некоторые черты характера необыкновенно развиты, что вызывает ущербность других, менее развитых черт.
Интересные факты
Наверное, все видели, как маленькие дети, при виде незнакомых людей, к одним располагаются и начинают улыбаться, а при виде других хмурятся и убегают.
Это связано с тем, что черты лица очень тесно связаны с чертами нашего характера. Дети же интуитивно это чувствуют, «сканируя» лицо незнакомца.
Да и взрослые на глубоко подсознательном уровне могут «ощущать» хороший или плохой перед ними человек. Это тоже происходит потому, что наш мозг умеет «считывать» информацию с характерных особенностей лица человека.
Важно понимать, что от характера человека во многом зависит то, как сложится его жизнь, добьется ли он успеха.
Английский писатель XIX века Уильям Теккерей писал:
«Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер – и вы пожнете судьбу».
Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
что это, как формируется характер, типы и черты
Характер, а что это такое? Большая часть людей имеет поверхностные знания о характере, а потому мы решили написать на эту тему огромную статью, которую осилят не все читатели, но информация очень полезная и увлекательная. Здесь вы найдёте не только определение термина «характер», но и узнаете о том, как он формируется и какие черты имеет. Поговорим о типах характера и как развить полезные черты характера, а также о многом другом.
В конце статьи читателей ждёт интересный факт, который не все знают, но часто люди ведут дискуссию на эту тему. Наберитесь терпения и ознакомьтесь с полезной информации.
Содержание статьи:
Что такое характер
Характер чаще всего используется в отношении набора основных врождённых, развитых и приобретённых мотивов, которые формируют поведение человека. Эти качества мотивации личности формируются на всех этапах детства. К концу подросткового возраста, около 17 лет, черты, составляющие характер личности, обычно объединяются в уникальное и отличительное целое. Термин «персонаж» иногда используется как примерно синоним термина «личность». Некоторые психологи считают, что различия в характере среди людей в значительной степени отражают аффективные или эмоциональные различия, которые являются результатом биохимических или других органических изменений.
Многие психологи считают, что характер, в некоторой степени, является функцией опыта. Поскольку раннее поведение индивида, направленное на достижение первичной, инстинктивной цели, модифицируется обстоятельствами окружающей среды, мотивационная система индивида также изменяется, и его характер затрагивается.
Между психологами существует некоторый спор о том, может ли характер в какой-то степени управляться персонажем с помощью сознательных или рациональных решений и о том, может ли в какой степени над характером доминировать бессознательные или иррациональные силы.
В то же время среди психологов широко распространено мнение о том, что, хотя предстоит ещё много исследований, чтобы разграничить генетические, инстинктивные, органические, когнитивные и другие аспекты характера, развитие достаточно стабильного и гармоничного характера является неотъемлемой частью психологически здорового существования. Никто не рождается с хорошим характером; это не наследственная черта. И это не определяется ни одним благородным поступком. Характер определяется сознательной приверженностью моральным ценностям, а не высокими риториками или добрыми намерениями. Характер просто, этика в действии.
Интересная статья о стадиях в отношениях между молодыми людьми.
Как формируется характер
Характер начинает формироваться, как только человек родился, а именно в первые дни его рождения. Как ни странно, но уже к четырём или пяти годам проявляется общая структура характера личности. Завершающий этап формирования характера приходится на десятилетний возраст, ведь именно в это время личность полностью «укомплектована». Следует помнить, что существуют факторы, которые влияют на особенности каждого характера:
- Генетическая (генетика) предрасположенность является немаловажным фактором в формировании характера каждого человека. Некоторые черты передаются личности от предков, но большая их часть от родителей (наследственно).
- В следующем этапе участвуют не только родители, но и другие взрослые, которые имеют большое влияние и значение в жизни человека (преподаватели, родственники, соседи, сверстники, друзья).
- Немаловажным фактором являются жизненные (негативные или позитивные) обстоятельства, с которыми может столкнуться ребёнок. Например, частые ссоры в семье или же плохое материальное состояние напрямую влияют на будущий характер. Бывает такое, что ребёнок становится свидетелем смерти близкого человека или же наоборот видит много позитива и радости. Каждый из этих запоминающихся моментов наложит совершенно разный отпечаток на будущем характере.
С раннего детства малыши видят и чувствуют отношение родителей и близких людей. Как только ребёнок становится старше и становится частью социума (мир взрослых), он будет чувствовать себя, так как к нему постоянно относились в детстве. Чувство собственной ценности, значимости, важности и заботы от других ждёт тех подростков, которых любили родители и они способны аналогично относиться к окружающим. В случае когда ситуация противоположная всё происходит полностью да наоборот. Этот пример нужно помнить всем родителям, которые воспитывают своих детишек.
Черты характера
О том, как формируется характер, мы поговорили, а потому немаловажным будет упомянуть о чертах характера, которые свойственны каждому человеку. Исходя из того, что в детстве происходит влияние разных социальных групп (родители, родственники, друзья или учителя) человеку свойственно принимать лишь доминантную. Именно отсюда будут появляться группы-черты, которые в дальнейшем будут формироваться у личности. Немаловажную роль в этом процессе играет реальное положение личности в социальной (конкретное общество) группе. Существует несколько групп-черт характера (разделим их по пунктам), которые зависят от отношения человека ко всему, что его окружает:
- Как относится человек к другим людям. Здесь всё просто, ведь имеется в виду то, как персонаж воспринимает собственную семью, друзей, коллег и посторонних людей. У некоторых проявляется желание часто общаться, а потому присутствует черта характера как уважение к окружающим, доброта и даже чуткость, а также коллективизм. Противоположное проявление — это замкнутость, презрение ко всем индивидам, сдержанность, а иногда бездушность и так далее.
- Как человек относится к собственным успехам или провалам в достижениях и труде. Всё повторяется, как и в первом пункте, когда человеку свойственно относиться к своей работе с разными эмоциями. Положительные черты — это творческое начало, ответственность, а чаще организованность и трудолюбие. Противоположная сторона — это недобросовестность, патологическая лень, неаккуратность, когда человек проявляет полное безразличие к собственному труду.
- Как человек относится к своему «Я». Эта черта характера является немаловажной, ведь собственное «Я» для человека является очень важным. В этой категории говорится о чувстве собственного достоинства, а также скромности, гордости (в здоровом проявлении). Имеются также противоположные черты характера — это обидчивость, эгоизм, сомнения и заносчивость.
- Как человек относится к вещам. Это можно заметить ещё в раннем детстве, когда ребёнок играет с игрушками. Бережное отношение к личным вещам говорит об аккуратности и понимании термина «ценность». В противоположном случае черты характера проявляются в небрежности, а также неряшливости.
Разница между темпераментом и характером
Частенько люди путают характер и темперамент. В первом случае (характер) это личностные особенности любого человека и они формируются с пелёнок, а второе (темперамент) — свойства нервной системы (НС), а именно её отзывчивость, подвижность и устойчивость. Немаловажный факт заключается в том, что темперамент является полностью врожденным, и он изменениям не подлежит. Простыми словами темперамент представляет собой основу (фундамент), на которой в будущем будет формироваться, и развиваться характер. Гиппократ классифицировал темперамент на четыре вида:
- холерик (дополнительная информация в статье) — это активный и предприимчивый человек, который имеет подвижную НС. Он быстро возбуждается и медленно остывает, а к тому же отличается неусидчивостью и переизбытком энергии. Минус этого темперамента — это агрессивность и конфликтность, а также вспыльчивость;
- сангвиник. У этого человека стабильная НС и он по своей природе не только уравновешен, но и достаточно мобилен. В случае возбуждения нервной системы он имеет свойство быстро отходить. Плюсы этого темперамента — это общительность и оптимизм, а вот к минусам можно отнести легкомыслие, а также безответственность;
- меланхолик. Они имеют очень слабую нервную систему, а потому считаются впечатлительными и ранимыми личностями. Плюсы меланхолика — это сочувствие к другим людям и мягкость в отношениях, но они очень замкнуты, мнительные, а также имеют низкую работоспособность;
- флегматик. Люди этого темперамента уравновешенные, и они имеют стабильную НС, но менее динамичную, чем у сангвиника. Проблема флегматика в том, что они не способны быстро переключаться с одной темы (занятия или мысли) на другую, а также не умеют работать на «высоких скоростях». Преимущества также имеются, и они заключаются в том, что результат работы от флегматика всегда будет феноменальным (всё продумано скрупулезно и до мелочей). Они надёжные и довольно ответственные люди. Из минусов можно выделить лишь суховатость в общении и неповоротливость.
В чём разница характера и личности
Легко спутать личность с характером, однако они совершенно разные. Личность легко читается, и большинство людей используют черты личности, чтобы судить других. Людей оценивают как забавных, экстравертных, энергичных, оптимистичных, уверенных в себе, а также чрезмерно серьёзных, ленивых, негативных или застенчивых, обычно на первом собрании и после этого появляются первые впечатления. Хотя может потребоваться более одного взаимодействия, чтобы подтвердить наличие этих признаков, к тому времени, когда кто-то решит, что они присутствуют, накоплено достаточно данных, чтобы оправдать выводы об индивидууме. Личность включает в себя черты, с которыми вы родились. Люди, как правило, аналитичны по природе или общительны. Большинство людей попадают в сферу экстровертности или интровертности. Другие общие различия являются доминирующими, влияющими, устойчивыми.
Характер требует гораздо больше времени для идентификации, поскольку он включает в себя черты, которые проявляются только в определённых и часто необычных обстоятельствах; такие черты, как честность, добродетель и доброта. Исследования (участвовало много людей) показали, что личностные черты во многом определяются наследственностью и в основном неизменяемы. Однако различные черты характера более податливы. Черты характера (о которых писали выше), в отличие от черт личности, также в основном основаны на убеждениях. Характер часто используется для определения целостности человека, например, он обладает «возвышенным характером». Характер — это осознанный набор черт поведения, которые определяют (и даже обуславливают) тип человека, которым вы являетесь.
Какие существуют типы характера
Характер всегда имеет свои определённые типы, но среди известных психологов существуют споры. Каждый из деятелей создал собственную классификацию типов характера, а потому их описывать нет смысла. Давайте рассмотрим мнением психоаналитика А. Лоуэена, который разбил характер на шесть основных (по мнению знаменитого деятеля) типов:
- Оральный. Имеют люди, которые полностью зависят от чужого (даже постороннего человека) мнения (советы и рекомендации) и они, конечно же, боятся быть непонятыми и отвергнутыми, а потому всегда ждут поддержку со стороны.
- Мазохисткий — это проницательные, чувственные персонажи и они патологически любят страдать.
- Истерический. Имеют люди, которые проявляют желания вечно всё контролировать и они ведут себя высокомерно, а также доволе эмоционально.
- Шизоидный. У этих личностей проявляется слабая связь между чувствами и мышлением, и они имеют неадекватные эмоции, а также проявляют неуверенность и страх перед нестандартными событиями или действиями. Читайте о насилии в семье, ведь этот тип характера склонен к таким манипуляциям.
- Власть, повышенный контроль и обеспокоенность имиджем присуща психопатическому типу характера.
- Человек с нарциссическим типом характера имеет неиссякаемую энергичность, и он обладает высокой самоуверенностью, а также проявляет агрессию, но при этом является целеустремлённым человеком.
Возможно Вам будет интересна статья о том, как избавиться от комплексов.
Как развить характер
Воспитание характера, периодическая, но постоянно повторяющаяся тема для школ по обучению основных ценностей и моральных соображений учащихся начальных и средних школ, вновь приобрело популярность в 1990-х годах. Инициативы по воспитанию характера развиваются на местном и государственном уровнях, но отражают национальную тенденцию. В 1995 году тогдашний президент Билл Клинтон и конгресс США объявили 16–22 октября «Неделей национального характера». В области воспитания характера учителя ставят перед учениками нравственные дилеммы и просят их сформулировать и отстоять способы действий.
Характер человека формируется с ранних лет и об этом мы говорили выше в статье. Вот теперь возникает следующий вопрос, что же делать взрослым людям, если их характер уже сформирован, а некоторые черты мешают жить. В детском и подростковом возрасте корректировать характер намного легче, чем у взрослого человека, но существует определённая методика, которая поможет искоренить пагубную черту и привить положительную. Наверняка каждый из читателей встречался с такой проблемой, как лень и она мешает многим добиваться поставленных целей в жизни. На примере лени (на сайте есть большая статья, как побороть лень) попробуем составить некую инструкцию, которая поможет от неё избавиться:
- Вначале следует поставить цель. Не секрет, что борьба с отрицательными чертами характера — это сложный путь, но именно воля поможет в этом как ничто другое. В первую очередь следует определить для себя желаемые цели и после этого задействовать волю. Для борьбы с ленью необходимо выбрать увлекательное дело, которое потребует от человека постоянной работы и усердия. Например, бег по утрам, ведь для этого нужно не только проснуться, но и одеться и выйти на пробежку, а это не так уж легко.
- Во всех начинаниях нужен план действий. После того как человек выбрал увлекательное дело, а именно бег по утрам, ему нужно составить план действий. Главное, ни в коем случае не отступать от пунктов плана. Если было решено делать пробежку четыре раза в неделю, тогда придётся держать перед собой слово. Вначале придётся перебороть себя и ежедневно выполнять поставленные задачи.
- Немаловажный этап — это фиксация результатов. Лучше всего каждую пробежку записывать в специальную таблицу, в которой будут столбцы с успехами и неудачами. В конце каждой недели можно будет увидеть насколько положительная или отрицательная тенденция прослеживается и на основании этого делать выводы.
Вот только сдаваться не нужно и отговорки, что «я не могу» или «я такой, как есть и меня не исправить» будут тут неуместны, ведь вы взрослый человек и это как минимум несерьёзно. Помните, что темперамент невозможно изменить, а что касается черт характера это возможно сделать любому человеку, который этого желает. Наберитесь терпения, и проявите решимость в своих начинаниях на пути к воспитанию положительных черт характера.
Интересные факты
Напоследок хотелось бы рассказать об одном удивительном явлении, которое приходится частенько видеть. Каждый знает, что маленькие дети, когда видят незнакомых людей, ведут себя по-разному. К одним незнакомцам малышам свойственно быстро располагаться и они даже начинают осознанно улыбаться, а вот при виде другого незнакомца детишки неожиданно убегают или же хмурятся. Оказалось, что черты лица человека напрямую связанные с чертами его настоящего характера. Детвора способна не только интуитивно чувствовать, но и «сканировать» лицо незнакомого человека.
У взрослых также имеется такая способность, и она проявляется в ощущениях при виде хорошего или плохого человека. Человеческий мозг на подсознательном уровне способен считывать информацию исходя из видимых особенностей лица человека. Теперь вы знаете, почему дети к некоторым людям сразу лезут на руки, а от других пытаются убежать.
Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам не сложно, а нам приятно.
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Признак или Признак в биологии — особенность живого существа. Это часть фенотипа организма.
Каждое живое существо, от крошечных организмов, таких как бактерии, до растений, животных и людей, имеет некоторые особенности, которые делают его особенным. Таким образом, у слона есть бивни, большой размер и вес, большие уши и очень большие коренные зубы (и так далее). Это типичные персонажи африканских и индийских слонов.
Биологи называют эти признаки . Живое существо устроено определенным образом; это его анатомия , его строение или тело. Физическая структура работает определенным образом; это его функция, то, как работает его тело. Животное также действует определенным образом ; это его поведение.
То, как устроено живое существо, как работает его тело и как оно действует, — все это его черты. Основные черты общие для всех членов группы, , поэтому они помещены в одну группу .Остальные черты присущи лишь небольшому числу участников группы.
Например:
- У жирафов анатомическая черта — длинные шеи. Этой чертой обладают все жирафы.
- Отложение яиц для производства птенцов — это физиологическая функция птиц. Эта черта есть у всех птиц.
- Это часть поведения волков — жить и охотиться стаями; это часть поведения кошек — жить в одиночестве или небольшими семейными группами, а также охотиться в одиночку. Эти характерные поведения также являются чертами характера.
Признаки передаются по наследству: они могут передаваться от поколения к поколению генами. Работа Менделя касалась наследования признаков растений гороха. Вся группа признаков организма — это его фенотип.
В разных источниках этот термин используется по-разному. «Черта» конкурирует с термином «характер».
Синонимы [изменить | изменить источник]
Согласно некоторым источникам, признак и символ являются синонимами:
- Генетический словарь : «Признак — см. Характер» и «Признак: любое обнаруживаемое фенотипическое свойство организма; синоним фенотипа, признака». [1] [2]
«Признак» как дополнительный символ [изменение | изменить источник]
В некоторых источниках используются оба термина:
- «Любая обнаруживаемая вариация унаследованного признака. Это экспрессия генов как часть фенотипа». [3]
Это хорошо работает с менделевскими символами. В таких случаях знак является признаком вида, который может проявляться как различные признаки. Примеры:
- Цвет глаз = характер
- Цвет голубых глаз = черта 1
- Коричневый цвет глаз = черта 2
- Внешний вид гороха = характер
- морщинистая = признак 1
- smooth = trait 2
Но не все символы наследуются так же, как символы гороха Менделя.Например, вес животного является признаком, но ему способствуют многие гены, как и среда, в которой оно находится с рождения. Вес является а) непрерывным, а не дискретным (отдельные этапы), б) полигенным (контролируемым рядом генов) и в) потому, что вес зависит как от наследственности, так и от окружающей среды.
Использован только «символ» [изменение | изменить источник]
Чтобы избежать этой проблемы, в некоторых источниках используется только термин символ . Футуйма использует эту систему для менделевских персонажей:
- Цвет глаз = характер
- Цвет голубых глаз = состояние персонажа 1
- Коричневый цвет глаз = состояние персонажа 2
- Внешний вид гороха = характер
- морщинистый = состояние символа 1
- smooth = состояние символа 2
Такое использование «состояния символа» позволяет Футуйме использовать такие термины, как «родовое состояние» и «производное состояние», когда речь идет об эволюции персонажей. [4]
- ↑ King R.C. Стэнсфилд У.Д. и Маллиган П.К. 2006. Генетический словарь . 7-е изд., Oxford University Press, p448 и p71 соответственно. ISBN 0-19-530761-5
- ↑ Ридли, Марк 1996. Evolution . 2-е изд., Wiley-Blackwell, 17.4 и глоссарий. ISBN 0-86542-495-0 [3-е издание 2003 Wiley ISBN 978-1-4051-0345-9]
- ↑ Klug, William S. et al 2012. Концепции генетики . 10-е изд, Пирсон, стр. 45 и G-19. ISBN 0-321-79578-4, 978-0-321-79578-6
- ↑ Футуйма Д.J. 2005. Evolution . Sinauer Associates, Сандерленд, Массачусетс, стр. 22. ISBN 0-87893-187-2; 2-е изд 2009 Синауэр. ISBN 978-0-87893-223-8
,
черт характера Википедия
Подход к изучению человеческой личности
В психологии теория черт (также называемая диспозиционной теорией ) — это подход к изучению человеческой личности. Теоретиков черт в первую очередь интересует измерение черт , которые можно определить как привычные модели поведения, мыслей и эмоций. [1] Согласно этой точке зрения, черты характера — это аспекты личности, которые относительно стабильны во времени и различаются у разных людей (например,грамм. некоторые люди общительны, а другие нет), относительно последовательны в ситуациях и влияют на поведение. Черты противоположны состояниям, которые являются более преходящими наклонностями.
В некоторых теориях и системах черты характера — это то, что у человека либо есть, либо нет, но во многих других черты характера — это такие измерения, как экстраверсия или интроверсия, причем каждый человек оценивается где-то в этом спектре.
Есть два подхода к определению признаков: как внутренние причинные свойства или как чисто описательные сводки.Внутреннее причинное определение гласит, что черты влияют на наше поведение, побуждая нас действовать в соответствии с этой чертой. С другой стороны, черты характера как описательные резюме — это описания наших действий, которые не пытаются сделать вывод о причинности. [2]
История []
Гордон Олпорт был пионером в изучении черт характера. Эта ранняя работа рассматривалась как начало современного психологического исследования личности. [3] Он также называл черты своей работы предрасположенностями.В его подходе «кардинальные» черты — это те, которые доминируют и формируют поведение человека; их главенствующие страсти / навязчивые идеи, такие как потребность в деньгах, славе и т. д. Напротив, «центральные» черты, такие как честность, в определенной степени характерны для каждого человека — и, наконец, «второстепенные» черты проявляются только в определенных обстоятельствах ( такие как особые симпатии или антипатии, о которых может знать очень близкий друг), которые включены, чтобы дать полную картину человеческой сложности. [4]
Позже было разработано множество альтернативных теорий и шкал, в том числе:
В настоящее время наиболее популярны два общих подхода: [требуется ссылка ]
Теория черт в кросс-культурном использовании []
Культуры широко известны и приняты как разные в разной степени.Это может затруднить изучение личности, поскольку значение и выражение черт могут быть разными в рамках культурных групп. Теория черт использует иерархию черт, чтобы отделить культуру от черт; можно сказать, что культура игнорируется, чтобы сосредоточиться на индивидуальных чертах и на том, как они связаны с человеком. [9] Теория черт Гордона Олпорта не только послужила основополагающим подходом в психологии личности, но также продолжает рассматриваться и обсуждаться другими дисциплинами, такими как антропология, из-за того, как он подошел к культуре в рамках теории черт. [9]
Теория черт имеет тенденцию сосредотачиваться на человеке, а не на ситуации, в которой он находится. [10] Этот фокус ослаблен в современных исследованиях, позволяющих учитывать внешние факторы вне себя. По мере того, как фокус становится более расслабленным (но все же заметным, поскольку это основная часть теории), исследования расширяются.
Сравнение EPQ и Большой пятерки []
Методология и факторы тестирования []
И EPQ, и большая пятерка широко используют анкеты самоотчетов.Предполагается, что факторы ортогональны (некоррелированы), [11] , хотя между факторами часто есть небольшие положительные корреляции. В частности, пятифакторная модель подверглась критике за потерю ортогональной структуры между факторами. [12] [13] Ганс Айзенк утверждал, что меньшее количество факторов превосходит большее количество частично связанных. [14] Хотя эти два подхода сопоставимы из-за использования факторного анализа для построения иерархических таксономий, они различаются по организации и количеству факторов.
Какими бы ни были причины, психотизм отмечает два разных подхода, поскольку пятифакторная модель не содержит такой черты. Более того, психотизм, в отличие от любого другого фактора в любом подходе, не соответствует кривой нормального распределения. Действительно, баллы редко бывают высокими, что искажает нормальное распределение. [15] Однако, когда они высоки, они в значительной степени совпадают с психическими расстройствами, такими как антисоциальные и шизоидные расстройства личности. Точно так же люди с высокими показателями невротизма более восприимчивы к сну и психосоматическим расстройствам. [16] Пятифакторные подходы также могут предсказывать психические расстройства в будущем. [17] [18]
Множители низшего порядка []
Сходства между низшими факторами психотизма и аспектами открытости, покладистости и добросовестности (из Matthews, Deary & Whiteman, 2003)
Есть два фактора высшего порядка, которые явно разделяют обе таксономии: экстраверсия и невротизм. Оба подхода широко признают, что экстраверсия связана с общительностью и позитивным аффектом, тогда как невротизм связан с эмоциональной нестабильностью и негативным аффектом. [15]
Многие факторы или аспекты более низкого порядка похожи между двумя таксономиями. Например, оба подхода содержат факторы общительности / общительности, уровня активности и уверенности в экстраверсии факторов высшего порядка. Однако есть и отличия. Во-первых, трехфакторный подход содержит девять факторов низшего порядка, а пятифакторный — шесть. [15]
Фактор психотизма Айзенка включает в себя некоторые полярные противоположности факторов низшего порядка — открытости, уступчивости и добросовестности.Высокий балл по стойкости в психотизме будет низким по нежности в отношении уступчивости. Большинство различий между таксономиями проистекает из акцента трехфакторной модели на меньшее количество факторов высокого порядка.
Причинно-следственная связь []
Хотя обе модели основных характеристик являются описательными, только трехфакторная модель предлагает подробное причинно-следственное объяснение. Айзенк предполагает, что разные черты личности вызваны свойствами мозга, которые сами по себе являются результатом генетических факторов. [19] В частности, трехфакторная модель идентифицирует ретикулярную систему и лимбическую систему в головном мозге как ключевые компоненты, которые опосредуют корковое возбуждение и эмоциональные реакции соответственно. Айзенк утверждает, что у экстравертов низкий уровень коркового возбуждения, а у интровертов — высокий, что побуждает экстравертов искать больше стимулов в общении и быть рискованными. [20] Более того, Айзенк предположил, что будет оптимальный уровень возбуждения, после которого произойдет торможение, и что оно будет разным для каждого человека. [21]
Точно так же трехфакторный подход предполагает, что невротизм опосредован уровнями возбуждения в лимбической системе и что индивидуальные различия возникают из-за различных порогов активации между людьми. Следовательно, люди с высокой степенью невротизма, которым представлены незначительные факторы стресса, превысят этот порог, в то время как люди с низким уровнем невротизма не будут превышать нормальный уровень активации, даже когда им представлены серьезные факторы стресса. Напротив, сторонники пятифакторного подхода берут на себя роль генетики [8] и окружающей среды [22] , но не предлагают явного причинного объяснения.
Учитывая такой акцент на биологии в трехфакторном подходе, можно было бы ожидать, что третья черта, психотизм, будет иметь аналогичное объяснение. Однако причинные свойства этого состояния четко не определены. Айзенк предположил, что психотизм связан с уровнем тестостерона и является обратной функцией серотонинергической системы, [23] , но позже он пересмотрел это, связав вместо этого с дофаминергической системой. [24]
Список личностных качеств []
Открытость опыту | Состоит из двух связанных, но разделимых черт: открытости опыту и интеллекта.Поведенческие аспекты включают широкие интересы, а также творческое мышление и проницательность, связанные с активностью дорсолатеральной префронтальной коры. Считается прежде всего когнитивной чертой. [25] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Добросовестность | Скрупулезное, педантичное, принципиальное поведение, руководствуясь собственной совестью или подчиняясь ей. Связан с дорсолатеральной префронтальной корой. [26] [27] [28] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Экстраверсия | Общительный, общительный, общительный, проявляющий индивидуальность вовне.Противоположность экстраверсии — интроверсия. Было показано, что экстраверсия имеет общие генетические маркеры со злоупотреблением психоактивными веществами. Экстраверсия связана с различными областями префронтальной коры и миндалины. [29] [30] [31] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Согласие | Относится к послушному, доверчивому, сочувствующему, отзывчивому, дружелюбному и отзывчивому характеру. [32] [33] [34] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Невротизм | Обозначает людей, склонных к психологическому стрессу.Люди с высоким невротизмом склонны быть тревожными, подавленными, застенчивыми, импульсивными, уязвимыми и проявлять гневную враждебность. «Невротизм — главный фактор патологии личности» (Айзенк и Айзенк, 1969). Невротизм был связан с сайтами связывания переносчика серотонина (5-HTT) в таламусе, а также с активностью в коре головного мозга. [35] [36] [37] Невротизм также предсказывает появление более негативного жизненного опыта. [22] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Честность-смирение | Склонность к искренности, скромности, справедливости и избеганию жадности.Те, кто высоко оценивает эту черту, не испытывают особого желания манипулировать другими или нарушать правила ради личной выгоды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Самооценка (низкая) | «Благоприятное или неблагоприятное отношение к себе» (Розенберг, 1965). Ощущение человеком своей ценности или ценности, или степень, в которой человек ценит, одобряет, ценит, ценит или любит себя «(Blascovich & Tomaka, 1991). [38] [39] [40] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Предотвращение вреда | Склонность к застенчивости, боязни и неуверенности, склонность к беспокойству.Было показано, что неонатальные осложнения, такие как преждевременные роды, влияют на предотвращение вреда. Люди, страдающие расстройствами пищевого поведения, демонстрируют высокий уровень избегания вреда. [41] Объем левой миндалины у девочек коррелировал с уровнями HA, в отдельных исследованиях HA коррелировал с уменьшением объема серого вещества в орбитофронтальной, затылочной и теменной областях. [42] [43] [44] [45] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Ищу новинку | Импульсивный, исследовательский, непостоянный, возбудимый, вспыльчивый и экстравагантный.Связан с аддиктивным поведением. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Чувствительность обработки сенсорной информации (SPS) | Определяющая черта высокочувствительных людей, характеризующаяся повышенной глубиной обработки сенсорной информации, которая лежит в основе большей склонности СЧЛ к чрезмерной стимуляции, эмоциональной реактивности и сочувствия, а также чувствительности к стимулам. [46] [47] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Перфекционизм | «Я не думаю, что необходимость быть идеальным в любом случае адаптивна.»(Пол Хьюитт, доктор философии) Социально предписанный перфекционизм — «вера в то, что другие будут ценить вас, только если вы совершенны». Эгоцентричный перфекционизм — «внутренне мотивированное желание быть совершенным». Перфекционизм — одна из черт, связанных с навязчивым поведением, и, как полагают, навязчивость также регулируется базальными ганглиями. [48] [49] [50] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Алекситимия | Невозможность выражать эмоции.«Не иметь слов для внутреннего переживания» (Рени Дж. Мюллер, доктор философии). В исследованиях, проведенных с пациентами с инсультом, было обнаружено, что алекситимия более распространена у тех, у кого развились поражения в правом полушарии после инфаркта мозга. Существует положительная связь с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), жестоким обращением и пренебрежением в детстве, а также алекситимией. Исследования с использованием психометрического тестирования и фМРТ показали положительный ответ в островковой доле, задней поясной извилине (ПКС) и таламусе. [51] [52] [53] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Жесткость | Негибкость, трудности с переходами, соблюдение установленных шаблонов.Психическая ригидность возникает из-за дефицита управляющих функций. Первоначально называемый синдромом лобной доли, он также упоминается как дизэксплуатационный синдром и обычно возникает в результате повреждения лобной доли. Это может быть связано с физическим повреждением, заболеванием (например, болезнью Хантингтона) или гипоксическим или аноксическим инсультом. [54] [55] [56] [57] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Импульсивность | Принятие риска, отсутствие планирования и быстрое принятие решения (Айзенк и Айзенк).Компонент растормаживания. Аномальные паттерны импульсивности были связаны с поражениями в правой нижней лобной извилине, и в исследованиях, проведенных Антонио Дамасио, автором книги «Ошибка Декарта», было показано, что повреждение вентромедиальной префронтальной коры вызывает дефект в принятии реальных решений у людей с другими нарушениями. нормальный интеллект. Те, кто терпит такой ущерб, не обращают внимания на будущие последствия своих действий и живут здесь и сейчас. [58] [59] [60] [61] [62] [63] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Растормаживание | Поведенческое растормаживание — это неспособность или нежелание сдерживать импульсы, это ключевой компонент исполнительного функционирования.Исследователи подчеркнули, что плохое сдерживание поведения является основным нарушением СДВГ. Это может быть симптомом синдрома орбитофронтальной доли, подтипа синдрома лобной доли, который может быть приобретенным заболеванием в результате черепно-мозговой травмы, гипоксической ишемической энцефалопатии (ГИЭ), аноксической энцефалопатии, дегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона, бактериальных или вирусных инфекций, таких как как болезнь Лайма и нейросифилис. Растормаживание постоянно связывают с расстройствами, связанными с злоупотреблением психоактивными веществами, ожирением, более высоким ИМТ, чрезмерным перееданием, повышенным уровнем приема пищи и ощущением голода. [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Психотизм | Психотизм — это тип личности, характеризующийся агрессивностью и межличностной враждебностью, одной из четырех черт в модели личности Ганса Айзенка. Айзенк считал, что высокий уровень этой черты связан с повышенной уязвимостью к психозам, таким как шизофрения. Он также считал, что кровные родственники психотиков будут демонстрировать высокий уровень этой черты, что указывает на генетическую основу этой черты. Коркоран, КМ; Вуди, SR (январь 2008 г.). «Оценка навязчивых мыслей в нормальных образцах». Поведенческие исследования и терапия . 46 (1): 71–83. DOI: 10.1016 / j.brat.2007.10.007. PMID 18093572. , черта характера ВикипедияПодход к изучению человеческой личности В психологии теория черт (также называемая диспозиционной теорией ) — это подход к изучению человеческой личности. Теоретиков черт в первую очередь интересует измерение черт , которые можно определить как привычные модели поведения, мыслей и эмоций. [1] Согласно этой точке зрения, черты характера — это аспекты личности, которые относительно стабильны во времени и различаются у разных людей (например,грамм. некоторые люди общительны, а другие нет), относительно последовательны в ситуациях и влияют на поведение. Черты противоположны состояниям, которые являются более преходящими наклонностями. В некоторых теориях и системах черты характера — это то, что у человека либо есть, либо нет, но во многих других черты характера — это такие измерения, как экстраверсия или интроверсия, причем каждый человек оценивается где-то в этом спектре. Есть два подхода к определению признаков: как внутренние причинные свойства или как чисто описательные сводки.Внутреннее причинное определение гласит, что черты влияют на наше поведение, побуждая нас действовать в соответствии с этой чертой. С другой стороны, черты характера как описательные резюме — это описания наших действий, которые не пытаются сделать вывод о причинности. [2] История []Гордон Олпорт был пионером в изучении черт характера. Эта ранняя работа рассматривалась как начало современного психологического исследования личности. [3] Он также называл черты своей работы предрасположенностями.В его подходе «кардинальные» черты — это те, которые доминируют и формируют поведение человека; их главенствующие страсти / навязчивые идеи, такие как потребность в деньгах, славе и т. д. Напротив, «центральные» черты, такие как честность, в определенной степени характерны для каждого человека — и, наконец, «второстепенные» черты проявляются только в определенных обстоятельствах ( такие как особые симпатии или антипатии, о которых может знать очень близкий друг), которые включены, чтобы дать полную картину человеческой сложности. [4] Позже было разработано множество альтернативных теорий и шкал, в том числе: В настоящее время наиболее популярны два общих подхода: [требуется ссылка ] Теория черт в кросс-культурном использовании []Культуры широко известны и приняты как разные в разной степени.Это может затруднить изучение личности, поскольку значение и выражение черт могут быть разными в рамках культурных групп. Теория черт использует иерархию черт, чтобы отделить культуру от черт; можно сказать, что культура игнорируется, чтобы сосредоточиться на индивидуальных чертах и на том, как они связаны с человеком. [9] Теория черт Гордона Олпорта не только послужила основополагающим подходом в психологии личности, но также продолжает рассматриваться и обсуждаться другими дисциплинами, такими как антропология, из-за того, как он подошел к культуре в рамках теории черт. [9] Теория черт имеет тенденцию сосредотачиваться на человеке, а не на ситуации, в которой он находится. [10] Этот фокус ослаблен в современных исследованиях, позволяющих учитывать внешние факторы вне себя. По мере того, как фокус становится более расслабленным (но все же заметным, поскольку это основная часть теории), исследования расширяются. Сравнение EPQ и Большой пятерки []Методология и факторы тестирования []И EPQ, и большая пятерка широко используют анкеты самоотчетов.Предполагается, что факторы ортогональны (некоррелированы), [11] , хотя между факторами часто есть небольшие положительные корреляции. В частности, пятифакторная модель подверглась критике за потерю ортогональной структуры между факторами. [12] [13] Ганс Айзенк утверждал, что меньшее количество факторов превосходит большее количество частично связанных. [14] Хотя эти два подхода сопоставимы из-за использования факторного анализа для построения иерархических таксономий, они различаются по организации и количеству факторов. Какими бы ни были причины, психотизм отмечает два разных подхода, поскольку пятифакторная модель не содержит такой черты. Более того, психотизм, в отличие от любого другого фактора в любом подходе, не соответствует кривой нормального распределения. Действительно, баллы редко бывают высокими, что искажает нормальное распределение. [15] Однако, когда они высоки, они в значительной степени совпадают с психическими расстройствами, такими как антисоциальные и шизоидные расстройства личности. Точно так же люди с высокими показателями невротизма более восприимчивы к сну и психосоматическим расстройствам. [16] Пятифакторные подходы также могут предсказывать психические расстройства в будущем. [17] [18] Множители низшего порядка []Сходства между низшими факторами психотизма и аспектами открытости, покладистости и добросовестности (из Matthews, Deary & Whiteman, 2003) Есть два фактора высшего порядка, которые явно разделяют обе таксономии: экстраверсия и невротизм. Оба подхода широко признают, что экстраверсия связана с общительностью и позитивным аффектом, тогда как невротизм связан с эмоциональной нестабильностью и негативным аффектом. [15] Многие факторы или аспекты более низкого порядка похожи между двумя таксономиями. Например, оба подхода содержат факторы общительности / общительности, уровня активности и уверенности в экстраверсии факторов высшего порядка. Однако есть и отличия. Во-первых, трехфакторный подход содержит девять факторов низшего порядка, а пятифакторный — шесть. [15] Фактор психотизма Айзенка включает в себя некоторые полярные противоположности факторов низшего порядка — открытости, уступчивости и добросовестности.Высокий балл по стойкости в психотизме будет низким по нежности в отношении уступчивости. Большинство различий между таксономиями проистекает из акцента трехфакторной модели на меньшее количество факторов высокого порядка. Причинно-следственная связь []Хотя обе модели основных характеристик являются описательными, только трехфакторная модель предлагает подробное причинно-следственное объяснение. Айзенк предполагает, что разные черты личности вызваны свойствами мозга, которые сами по себе являются результатом генетических факторов. [19] В частности, трехфакторная модель идентифицирует ретикулярную систему и лимбическую систему в головном мозге как ключевые компоненты, которые опосредуют корковое возбуждение и эмоциональные реакции соответственно. Айзенк утверждает, что у экстравертов низкий уровень коркового возбуждения, а у интровертов — высокий, что побуждает экстравертов искать больше стимулов в общении и быть рискованными. [20] Более того, Айзенк предположил, что будет оптимальный уровень возбуждения, после которого произойдет торможение, и что оно будет разным для каждого человека. [21] Точно так же трехфакторный подход предполагает, что невротизм опосредован уровнями возбуждения в лимбической системе и что индивидуальные различия возникают из-за различных порогов активации между людьми. Следовательно, люди с высокой степенью невротизма, которым представлены незначительные факторы стресса, превысят этот порог, в то время как люди с низким уровнем невротизма не будут превышать нормальный уровень активации, даже когда им представлены серьезные факторы стресса. Напротив, сторонники пятифакторного подхода берут на себя роль генетики [8] и окружающей среды [22] , но не предлагают явного причинного объяснения. Учитывая такой акцент на биологии в трехфакторном подходе, можно было бы ожидать, что третья черта, психотизм, будет иметь аналогичное объяснение. Однако причинные свойства этого состояния четко не определены. Айзенк предположил, что психотизм связан с уровнем тестостерона и является обратной функцией серотонинергической системы, [23] , но позже он пересмотрел это, связав вместо этого с дофаминергической системой. [24] Список личностных качеств []
|