Черты обыденного мировоззрения: примеры из жизни, характерные черты, плюсы и минусы
Обыденное мировоззрение — Студопедия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Мировоззрение ………………………………………………………………………………5
Глава 2Исторические типы мировоззрения…………………………………………………..
2.1Обыденное мировоззрение ………………………………………………….7
2.2 Мифологическое мировоззрение ……………………………………….……8
2.3 Религиозное мировоззрение ………………………………………………..12
2.4 Философское мировоззрение ……………………………………………..15
Заключение ………………………………………………………………………………………………20
Список использованной литературы ………………………………………………………….21
Интернет ресурсы ………………………………………………………….….21
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной контрольной работы «Мировоззрение и его исторические типы», поможет нам понять, как всё появилось, откуда начинаются истоки всего, что сейчас есть на земле: человек, наука, искусство, экономика, политика и т.д. Первоистоком всего на земле является МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Философия это только один из типов мировоззрения.
Целью написания данной работы является раскрытие основных исторических типов мировоззрения. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:
· дать понять сущность мировоззрения;
· раскрыть типы мировоззрения.
При написании данной контрольной работы были использованы такие учебники, как: История философии: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского, В.П. Яковлева — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 736с.; Основы философии: Учеб. пособие/В.Н.Калмыков-Мн.:Выш.шк., 2003. — 541с.; Философия: учебник для высших учебных заведений/под ред., В.П.Кохановского — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.
Объектом данной работы является понятие мировоззрения и его основных типов.
При написании работы были использованы такие методы научного познания как — логический, научный, источниковедческий, хронологический, сравнительный.
При работе над контрольной работой автор получил знания о сущности мировоззрения, узнал основания и условия возникновения мировоззрения и его исторических типов. Автор приобрёл способность самостоятельно работать с источниками литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.
Данная контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру работы.
В основной части раскрыта сущность понятия « мировоззрение», раскрыты типы мировоззрения их возникновение и значимость в эволюции человечества.
В заключении сделаны выводы по работе в целом.
В списке использованной литературы и интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые послужили теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.
Объём данной контрольной работы — 22 страницы.
Глава.1 Мировоззрение
Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные — предельно общие.
— Как устроен мир?
— Каково место человека в мире?
— Что такое сознание?
— Что есть истина?
— Что такое философия?
— В чём счастье человека?
Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.
Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.
Существует три формы Мировоззрения:
1. Мироощущение: — эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.
2. Мировосприятие: — формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.
3. Миропонимание: — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.
Существует три исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.
Глава 2 Исторические типы мировоззрения
Обыденное мировоззрение
Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения. [8]
Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
понятие и формы :: BusinessMan.ru
Ориентация в жизни, рефлексия, поступки и поведение человека определяются мировоззрением. Это довольно сложное философское понятие, которое охватывает психологическую, когнитивную, логическую и социальную сферы существования человека. Разные науки по-своему определяют это явление, философия стремится объединить все существующие подходы, создавая интегральное понятие.
Понятие мировоззрения
Сознание человека имеет сложную структуру, базовую часть которой составляет мировоззрение. Основные виды мировоззрения формируются по мере становления личности и являются ее неотъемлемой частью наравне с характером. Оно есть концентрированные представления личности о мире, ее опыт, когнитивный запас.
Мировоззрение – это обобщающая категория, обозначающая в философии обретение человеком теоретической основы в представлениях о жизни. В него включаются результаты осмысления личностью глобальных вопросов бытия: о смысле жизни, о понятии счастья, о том, что такое добро и зло, что есть истина и т. п. Это самые общие принципы существования отдельного человека.
Признаки мировоззрения
При этом мировоззрение, несмотря на ярко выраженный субъективный характер, имеет исторический и социальный аспекты, поэтому данное явление выступает приметой человеческого вида в целом и имеет объективные, обобщенные признаки. Главная характеристика мировоззрения – его целостность, оно представляет собой сложнейшее образование, является формой общественного и индивидуального человеческого сознания. Также оно характеризуется обобщенностью, так как из опыта человек делает универсальные выводы, объясняя мироздание.
Структура
Так как мировоззрение – сложное образование, то в нем выделяется несколько уровней, как минимум их два: это виды мировоззрений теоретического и практического порядка. Первые – результат абстрактного осмысления самых общих принципов существования мира, который обычно образуется в ходе обучения, философского и научного познания, вторые – это сформировавшиеся стихийно представления о порядке вещей в мире, они обусловлены индивидуальным опытом. Компонентами структуры мировоззрений являются знания, интересы, стремления, принципы, идеалы, стереотипы, нормы, верования.
Мировоззрение, его виды и формы являются результатом осмысления человеком окружающей действительности. Основными структурными элементами выступают мировосприятие и миропонимание как реализация двух базовых способов освоения действительности.
Мировосприятие – итог познания при помощи органов чувств, восприятия и эмоций. Миропонимание – результат логического, рационального осмысления фактов объективного и субъективного миров.
Сложный процесс формирования
Человек не получает от рождения все виды мировоззрений, они могут только формироваться прижизненно. Социализация напрямую связана с формированием мировоззрения. Когда человек начинает задаваться общечеловеческими и философскими вопросами, тогда и начинает складываться мировоззрение. Это сложный процесс, который протекает в нескольких плоскостях одновременно. Человек накапливает опыт и знания, у него формируются интересы и умения, все это станет компонентами мировоззрения.
Главной точкой в формировании мировоззрения является поиск своего места в обществе, здесь важную роль играют самооценка и направленность личности. Постепенно система оценок мира и себя в нем закрепляется и переходит в разряд убеждений и представлений, которые и составляют основу мировоззрения.
Процесс формирования мировоззрения долгий, а возможно, даже бесконечный. Начинается он в детстве, когда закладываются базовые жизненные представления и формируются стереотипы. В юности появляется система принципов, которые будут основанием для поступков человека, и в зрелом возрасте происходит кристаллизация мировоззрения, его осознание и коррекция. Этот процесс может длиться всю жизнь. Важную роль играет образование. Разнообразные пути и виды формирования мировоззрения приводят к тому, что оно принимает многочисленные формы и варианты.
Традиционные виды мировоззрений
Широкий взгляд на мир – это есть мировоззрение, оно на первых этапах может складываться стихийно, исходя из жизненного опыта, но обычно подвергается социальным факторам воздействия, в первую очередь важнейшее влияние оказывает семья.
Традиционно принято выделять такие виды мировоззрений как обыденное, философское, научное, историческое, религиозное, мифологическое. Также есть попытки выделить типы по различным основаниям, например, оптимистическое и пессимистическое мировоззрение, рациональное и интуитивное, системное и хаотическое, эстетическое. Таких примеров может быть бесчисленное множество.
Мифологическое мировоззрение
Первобытное осознание и освоение мира принимало разные формы и виды, мировоззрение человека формировалось на их основе. Мифологическим представлениям о мире характерны синкретизм и метафорическая форма. Они в нерасчлененном виде сочетают верования, знания, убеждения. Именно поэтому из мифов в свое время выросли наука, религия, философия.
Мифологическое мировосприятие строится на непосредственном переживании, человек не мог еще во времена становления проникнуть вглубь вещей, но ему требовались ответы на вопросы бытия, и он создает систему объяснений, которую облекает в мифопоэтическую форму.
Мифологическому мировоззрению в меньшей степени характерны знания, в большей степени — представления и верования. Оно отражает непреодолимую зависимость человека от сил природы. Мифологические представления происходят из первобытной древности, но они не исчезают из жизни современного человека — социальная мифология с успехом использует простейшие объяснительные механизмы и сегодня. Каждый из нас в своем индивидуальном развитии проходит стадию мифологического познания, и элементы мифологического мировоззрения актуальны в любую историческую эпоху.
Религиозное мировоззрение
На смену мифологическому миропониманию приходит религиозная картина мира. У них много общего, но религиозное мировоззрение – это более высокая стадия развития человека. Если мифологическое базировалось только на сенсорных образах и выражалось в мироощущении, то религиозное добавляет к чувственному восприятию логическое познание.
Основная форма существования религиозного мировоззрения – вера, именно на ней базируется картина мира верующего. Она дает человеку ответы на основные вопросы бытия, опираясь не только на эмоции, но и на логику. Религиозное мировоззрение уже содержит идеологический компонент, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями, поступками людей и миром.
Основные виды религиозного мировоззрения — иудаизм, ислам, христианство, буддизм — воплощают разные картины мира и идеалы. Религия, в отличие от мифа, не только объясняет мир, но и диктует определенные поведенческие правила. Религиозная картина мира содержит нравственные идеалы и нормы, это мировоззрение уже строится в ходе ответов на вопросы о смысле жизни и о месте и значении отдельного человека в мире.
Центральное место в религиозном мировоззрении занимает персона и идея Бога, он выступает источником всех явлений и главным объяснительным аргументом. Человеку предлагается единственная форма реализации религиозности – это вера, то есть, несмотря на наличие логики в религиозных текстах, все-таки строится картина мира верующего на эмоциях и интуиции.
Историческое мировоззрение
Человечество в процессе развития претерпевает существенные изменения в мироощущении и миропонимании. В связи с этим можно говорить о мировоззрении различных исторических эпох, которые связаны с доминирующим взглядом на мир. Так, античность – это время господства эстетических и философских идеалов. Именно они являются главным ориентиром человека в восприятии мира.
В средние века господствует религиозное мировоззрение, именно вера становится источником миропонимания и ответов на главные вопросы. В Новое время базой для формирования мировоззрения становится научная картина мира, естественные науки отвечают на главные вопросы бытия в русле своих открытий и гипотез.
19-й век – это время становления многополярной картины, параллельно существует несколько философских и научных концепций, которые становятся для людей главным идеологическим принципом. В 20-м веке мозаичность мировоззрений только нарастает, а сегодня можно увидеть, что они формируются на различных основаниях — от мифологических до научных.
Обыденное мировоззрение
Самым простым видом мировоззрения является обыденное, которое объединяет представления о повседневной жизни. Это часть сознания, которая напрямую вытекает из опыта человека. Она формируется на основе чувственно-эмоционального восприятия мира.
Основной источник представлений обыденного мировоззрения – участие в практической деятельности, трудовая и социальная активность. Человек наблюдает за окружающей действительностью: природой, другими людьми, за собой. Он устанавливает закономерности, которые и становятся исходными положениями обыденного мировоззрения. Часто его еще называют здравым смыслом. Характерная черта обыденного мировоззрения – традиционность. Сегодня за его формирование в первую очередь ответственны СМИ, а основная форма существования – стереотипы. Нередко оно реализуется в виде суеверий, так как основывается на представлениях, передаваемых из поколения в поколение, не всегда подтверждаемых наукой или практикой.
Философское мировоззрение
Размышления о смысле жизни, об основаниях бытия и предназначении человека приводят нас к возникновению философского мировоззрения. Оно постоянно развивается и расширяется, как и любое теоретическое знание, обогащается все новыми размышлениями. Характерной чертой философского мировоззрения, в отличие от мифологического и религиозного, является базирование на знании. Философия исходит из объективных знаний о мире, но интерпретирует их через субъективный метод – рефлексию. Также философской рефлексии свойственно опираться на законы логики, оперируя при этом своими категориями и понятиями. Философскому мировоззрению характерна систематичность, вместо чувственного переживания ведущим методом познания является размышление.
Философское мировоззрение прошло три эволюционных стадии становления:
- космоцентризм, когда велись поиски ответа на вопросы о возникновении мироздания;
- теоцентризм, первопричиной всего сущего признается Бог;
- антропоцентризм, когда на первое место выходят проблемы человека, этот этап длится со времен эпохи Возрождения и доныне.
Основные виды философского мировоззрения: идеализм и материализм. Они возникли еще на заре человечества. Идеалистическое мировоззрение главным началом мира считает идеальное: духовные, мыслительные, психические явления. Материализм, напротив, первичным началом именует материю, то есть вещи, предметы и тела. Таким образом, философия не только осмысляет вопросы о месте человека на Земле и его значимости, но и размышляет о первоисточниках мира.
Также выделяют другие виды мировоззрения в философии: агностицизм, скептицизм, и более частные: позитивизм, иррационализм и рационализм, экзистенциализм и другие.
Научное мировоззрение
В ходе развития человеческой мысли появляются новые виды мировоззрения. Научное объяснение мира представлено в виде общих знаний о его организации и структуре. Оно стремится отвечать на главные вопросы бытия обоснованно и рационально.
Отличительные признаки научного мировоззрения: системность и целостность, базирование на логике, а не на вере или чувстве. Оно основывается исключительно на знаниях, причем проверенных и подтвержденных, или на логических гипотезах. Научное мировоззрение отвечает на вопросы о закономерностях существования объективного мира, но, в отличие от других видов, не размышляет об отношении к ним.
Так как мировоззрение всегда реализуется в виде ценностей и жизненных ориентиров, наука создает когнитивный запас, который становится базой для поведения.
§3 Что такое обыденное мировоззрение?
Не
будет открытием заявить о том, что
большинство
людей несвободно в выборе мировоззрения.
Они
абсолютно зависимы от господствующих
в социуме идеологий. Так, в обществе с
атеистической идеологией значительная
часть его членов становится атеистами,
в обществе же, исповедующем религиозные
принципы, большинство людей — верующие.
Обыденное
мировоззрение есть прежде всего результат
воздействия семьи и той социальной
среды, в которую человек включен в
детские и подростковые годы жизни.
Обыденное
мировоззрение является совокупностью
социальных
стереотипов своего времени. В
наибольшей степени его можно соотнести
с понятием «здравого смысла».
Главной
чертой обыденного мировоззрения является
его
несамостоятельность.
Человек
— носитель обыденного мировоззрения
— находится под влиянием массы
людей.
И это влияние сопровождает его всю
жизнь, проникая в глубины бессознательного.
Большинство социальных атомов подчиняет
себе один из них — вплоть до потери
персональности.
Второй
чертой обыденного мировоззрения есть
его некритический
характер. Обладатель
обыденного мировоззрения всегда
принимает на веру все исходящее из
значимой для него социальной среды.
Третья
особенность состоит в том, что обыденное
мировоззрение не
является творческим и
не
обладает способностью к саморазвитию.
Это приводит к его бессистемности, делая
хаосом из постоянно меняющихся и часто
несогласующихся целей и установок.
Может
показаться, что обыденное мировоззрение
создается не личностью, а массой,
совокупными усилиями всей социальной
среды, живущей в определенных экономических
и культурных условиях. Однако это лишь
отчасти так. В социальной среде
действительно шлифуются мировоззренческие
принципы, но они приходят в нее извне и
являются результатом персональных
усилий. Здесь
уместна такая аналогия: море как некая
достаточно активная среда шлифует
гальку, но сами камешки не производятся
морем.
Идеи,
принципы и ценности приходят в социальную
среду из
сфер религии и идеологии, а
обе эти сферы в своих истоках всегда
личностно окрашены. И если религия на
сегодняшний день свободно и естественно
излучает в социальную среду свои идеи,
позволяя сделать выбор
совести, то
идеология (как правило, сфера религиозных
представлений, суженная под влиянием
воли к власти личности и социального
слоя) «давит» на среду, сознательно
стремясь внедрить определенную систему
идей в массовое сознание для того, чтобы
манипулировать
им.
Другое
дело, что религиозное и идеологическое
тесно сплетаются в обыденном
мировоззрении… Идеологическое
становится религиозным, а религиозное
—
идеологическим.
Можно
ли освободиться от этого и избежать
обезличивающих стереотипов мышления
и жизни? Да, если человек стремится
развить личностное мировоззрение.
§4 Феномен личностного мировоззрения
Личностное
мировоззрение во всех своих чертах
противоположно обыденному.
Во-первых,
это мировоззрение самостоятельное
и
свободное,
являющееся
достижением личности, которая преодолевает
воздействие среды, довлеющее над нею с
детства. Это мировоззрение, освободившееся
от того, что Френсис Бэкон называл
«идолами рода» и «идолами площади» —
общепринятыми заблуждениями эпохи.
Во-вторых,
это мировоззрение самосознающее
и
самопознающее.
Взгляд
внутрь себя, пристальное внимание к
динамике развития своей личности — его
сущностная черта.
В-третьих,
личностное мировоззрение есть критическое
мировоззрение.
Ничто не принимается на веру, не пройдя
суд собственного разума и переживания.
В-четвертых,
личностное мировоззрение есть творческое
мировоззрение.
Оно выступает основанием созидания
новых целей, идеалов и ценностей. Именно
творческий характер личностного
мировоззрения позволяет решать проблему
смысла жизни как смысла свободы —
свободы выбора
и
свободы достижения
выбранного.
Личностное
мировоззрение так или иначе тяготеет
к системности
—
последовательности
и цельности. Но
человек, обладающий таким мировоззрением,
далеко не всегда способен объединить
внутренний мир в такую целостность, где
все части необходимо и свободно соединены
друг с другом. Личностное мировоззрение
поэтому лишь стремится стать миропониманием
—
философским
мировоззрением.
§5
Философское
мировоззрение. Любое ли личностное
мировоззрение устремлено к философскому?
Итак,
философское
мировоззрение есть ступень зрелости
личностного —
это
личностное мировоззрение, обретшее
системность и внутреннюю целостность.
Всякое
философское мировоззрение является
личностным, но не всякое личностное —
философским.
Любое
ли личностное мировоззрение как
самостоятельное может рассчитывать на
то, что оно устремлено к философскому
мировоззрению? Да, если оно стремится
обрести системность. Нет, если оно
остается лишь
самостоятельным. Более
того, если самостоятельность мышления
и бытия не движется к системности, она
становится случайным и поверхностным
явлением, а потому рано или поздно тонет
в стихии социальных стереотипов,
утрачивая личностный характер.
Самостоятельность,
которая чаще всего обладает лишь
даром критичности, должна
быть дополнена не только самопознанием
и творчеством, но и глубинным стремлением
к системности — лишь это дает ей
возможность обрести устойчивость и
жизнь.
Поэтому
расхожее утверждение о том, что каждый
сам по себе является философом, весьма
далеко от истины. Философское мировоззрение
есть сложнейшая и неустанная работа
духа, преодолевающего собственную
ограниченность.
§3 Что такое обыденное мировоззрение?
Не будет
открытием заявить о том, что большинство
людей несвободно в выборе мировоззрения.
Они
абсолютно зависимы от господствующих
в социуме идеологий. Так, в обществе с
атеистической идеологией значительная
часть его членов становится атеистами,
в обществе же, исповедующем религиозные
принципы, большинство людей — верующие.
Обыденное
мировоззрение есть прежде всего результат
воздействия семьи и той социальной
среды, в которую человек включен в
детские и подростковые годы жизни.
Обыденное
мировоззрение является совокупностью
социальных
стереотипов своего времени. В
наибольшей степени его можно соотнести
с понятием «здравого смысла».
Главной
чертой обыденного мировоззрения является
его
несамостоятельность.
Человек
— носитель обыденного мировоззрения
— находится под влиянием массы
людей.
И это влияние сопровождает его всю
жизнь, проникая в глубины бессознательного.
Большинство социальных атомов подчиняет
себе один из них — вплоть до потери
персональности.
Второй
чертой обыденного мировоззрения есть
его некритический
характер. Обладатель
обыденного мировоззрения всегда
принимает на веру все исходящее из
значимой для него социальной среды.
Третья
особенность состоит в том, что обыденное
мировоззрение не
является творческим и
не
обладает способностью к саморазвитию.
Это приводит к его бессистемности, делая
хаосом из постоянно меняющихся и часто
несогласующихся целей и установок.
Может
показаться, что обыденное мировоззрение
создается не личностью, а массой,
совокупными усилиями всей социальной
среды, живущей в определенных экономических
и культурных условиях. Однако это лишь
отчасти так. В социальной среде
действительно шлифуются мировоззренческие
принципы, но они приходят в нее извне и
являются результатом персональных
усилий. Здесь
уместна такая аналогия: море как некая
достаточно активная среда шлифует
гальку, но сами камешки не производятся
морем.
Идеи,
принципы и ценности приходят в социальную
среду из
сфер религии и идеологии, а
обе эти сферы в своих истоках всегда
личностно окрашены. И если религия на
сегодняшний день свободно и естественно
излучает в социальную среду свои идеи,
позволяя сделать выбор
совести, то
идеология (как правило, сфера религиозных
представлений, суженная под влиянием
воли к власти личности и социального
слоя) «давит» на среду, сознательно
стремясь внедрить определенную систему
идей в массовое сознание для того, чтобы
манипулировать
им.
Другое
дело, что религиозное и идеологическое
тесно сплетаются в обыденном
мировоззрении… Идеологическое
становится религиозным, а религиозное
—
идеологическим.
Можно
ли освободиться от этого и избежать
обезличивающих стереотипов мышления
и жизни? Да, если человек стремится
развить личностное мировоззрение.
§4 Феномен личностного мировоззрения
Личностное
мировоззрение во всех своих чертах
противоположно обыденному.
Во-первых,
это мировоззрение самостоятельное
и
свободное,
являющееся
достижением личности, которая преодолевает
воздействие среды, довлеющее над нею с
детства. Это мировоззрение, освободившееся
от того, что Френсис Бэкон называл
«идолами рода» и «идолами площади» —
общепринятыми заблуждениями эпохи.
Во-вторых,
это мировоззрение самосознающее
и
самопознающее.
Взгляд
внутрь себя, пристальное внимание к
динамике развития своей личности — его
сущностная черта.
В-третьих,
личностное мировоззрение есть критическое
мировоззрение.
Ничто не принимается на веру, не пройдя
суд собственного разума и переживания.
В-четвертых,
личностное мировоззрение есть творческое
мировоззрение.
Оно выступает основанием созидания
новых целей, идеалов и ценностей. Именно
творческий характер личностного
мировоззрения позволяет решать проблему
смысла жизни как смысла свободы —
свободы выбора
и
свободы достижения
выбранного.
Личностное
мировоззрение так или иначе тяготеет
к системности
—
последовательности
и цельности. Но
человек, обладающий таким мировоззрением,
далеко не всегда способен объединить
внутренний мир в такую целостность, где
все части необходимо и свободно соединены
друг с другом. Личностное мировоззрение
поэтому лишь стремится стать миропониманием
—
философским
мировоззрением.
§3 Что такое обыденное мировоззрение?
Не будет
открытием заявить о том, что большинство
людей несвободно в выборе мировоззрения.
Они абсолютно зависимы от господствующих
в социуме идеологий. Так, в обществе с
атеистической идеологией значительная
часть его членов становится атеистами,
в обществе же, исповедующем религиозные
принципы, большинство людей — верующие.
Обыденное
мировоззрение есть прежде всего результат
воздействия семьи и той социальной
среды, в которую человек включен в
детские и подростковые годы жизни.
Обыденное
мировоззрение является совокупностью
социальных
стереотипов своего времени.
В наибольшей степени его можно соотнести
с понятием «здравого смысла».
Главной
чертой обыденного мировоззрения является
его
несамостоятельность.
Человек — носитель обыденного
мировоззрения — находится под влиянием
массы
людей. И это влияние сопровождает его
всю жизнь, проникая в глубины
бессознательного. Большинство социальных
атомов подчиняет себе один из них —
вплоть до потери персональности.
Второй
чертой обыденного мировоззрения есть
его некритический
характер.
Обладатель обыденного мировоззрения
всегда принимает на веру все исходящее
из значимой для него социальной среды.
Третья
особенность состоит в том, что обыденное
мировоззрение не
является творческим
и не обладает способностью к саморазвитию.
Это приводит к его бессистемности, делая
хаосом из постоянно меняющихся и часто
несогласующихся целей и установок.
Может
показаться, что обыденное мировоззрение
создается не личностью, а массой,
совокупными усилиями всей социальной
среды, живущей в определенных экономических
и культурных условиях. Однако это лишь
отчасти так. В социальной среде
действительно шлифуются мировоззренческие
принципы, но они приходят в нее извне и
являются результатом персональных
усилий.
Здесь уместна такая аналогия: море как
некая достаточно активная среда шлифует
гальку, но сами камешки не производятся
морем.
Идеи,
принципы и ценности приходят в социальную
среду из
сфер религии и идеологии,
а обе эти сферы в своих истоках всегда
личностно окрашены. И если религия на
сегодняшний день свободно и естественно
излучает в социальную среду свои идеи,
позволяя сделать выбор
совести,
то идеология (как правило, сфера
религиозных представлений, суженная
под влиянием воли к власти личности и
социального слоя) «давит» на среду,
сознательно стремясь внедрить определенную
систему идей в массовое сознание для
того, чтобы манипулировать
им.
Другое
дело, что религиозное и идеологическое
тесно сплетаются в обыденном
мировоззрении… Идеологическое
становится религиозным, а религиозное
— идеологическим.
Можно
ли освободиться от этого и избежать
обезличивающих стереотипов мышления
и жизни? Да, если человек стремится
развить личностное мировоззрение.
§4 Феномен личностного мировоззрения
Личностное
мировоззрение во всех своих чертах
противоположно обыденному.
Во-первых,
это мировоззрение самостоятельное
и свободное,
являющееся достижением личности, которая
преодолевает воздействие среды, довлеющее
над нею с детства. Это мировоззрение,
освободившееся от того, что Френсис
Бэкон называл «идолами рода» и «идолами
площади» — общепринятыми заблуждениями
эпохи.
Во-вторых,
это мировоззрение самосознающее
и самопознающее.
Взгляд внутрь себя, пристальное внимание
к динамике развития своей личности —
его сущностная черта.
В-третьих,
личностное мировоззрение есть критическое
мировоззрение. Ничто не принимается на
веру, не пройдя суд собственного разума
и переживания.
В-четвертых,
личностное мировоззрение есть творческое
мировоззрение. Оно выступает основанием
созидания новых целей, идеалов и
ценностей. Именно творческий характер
личностного мировоззрения позволяет
решать проблему смысла жизни как смысла
свободы — свободы выбора
и
свободы достижения
выбранного.
Личностное
мировоззрение так или иначе тяготеет
к системности
— последовательности и цельности.
Но человек, обладающий таким мировоззрением,
далеко не всегда способен объединить
внутренний мир в такую целостность, где
все части необходимо и свободно соединены
друг с другом. Личностное мировоззрение
поэтому лишь стремится стать миропониманием
— философским
мировоззрением.
Мировоззрение, его виды и формы 🐲 СПАДИЛО.РУ
Человек – существо не только биологическое, но и культурное, духовное. Ему свойственно задаваться вопросами об устройстве мира и о собственном месте в нем. Совокупность ответов на эти вопросы и является мировоззрением.
Термину «мировоззрение» можно дать несколько определений:
- совокупность взглядов человека на окружающий мир;
- совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру;
- целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Мировоззрение формируется всю жизнь в результате воспитания и получения человеком собственного жизненного опыта. Чем старше человек, тем более осознанным становится его мировоззрение. Обычно оно имеет систематизированный характер: взрослый человек имеет комплекс представлений об окружающем его мире и о себе самом.
Существуют два основных фактора, которые влияют на формирование мировоззрения:
- Окружение человека. Оценивая действия других людей, он выбирает приемлемую модель поведения для себя.
- Условия жизни. Количество материальных благ, условия жизни, государственный строй – все это оказывает влияние на формирование мировоззрения.
Мировоззрение может формироваться как стихийно (под воздействием случайных факторов), так и осознанно (с помощью самосовершенствования, воспитания человеком собственного характера).
Мировоззрение включает пять компонентов:
- Мироощущение – восприятие себя и окружающего мира на уровне чувств, эмоций.
- Мировосприятие – наглядные представления об окружающем мире.
- Миропонимание – восприятие мира на интеллектуальном уровне, осознание абстрактных идей, рационально-теоретическое мышление.
- Мироотношение – совокупность ценностных ориентиров человека.
- Менталитет – индивидуальные особенности психологии, сформированные в результате получения и анализа жизненного опыта, результат развития культуры и традиций.
Носителем мировоззрения может быть не только человек, но и группа людей (профессиональная, социальная, религиозная), и общество в целом.
Существуют разные классификации типов мировоззрения. В заданиях ОГЭ и ЕГЭ проверяется знание классификации по видовым различиям, в которой выделяются три типа мировоззрения:
- Обыденное. Формируется в процессе жизни человека на основе повседневных наблюдений и здравого смысла. Наблюдая за конкретными жизненными событиями и занимаясь повседневными делами, человек наблюдает и делает выводы, формирует собственные правила поведения. Именно на уровне обыденного сознания продолжает существовать народная медицина, фольклор, традиции.
- Религиозное. Иногда его делят на религиозное (основа которого – вера в одного бога, то есть монотеизм) и мифологическое (основанное на вере в многочисленных богов и мифических героев, то есть политеизм). Человек с религиозным мировоззрением стремится поступать так, как предписываем ему религия: совершает таинства и обряды, стремится к духовному совершенствованию.
- Научное. Является теоретическим осмыслением результатов научных открытий и достижений, стремится к максимальной объективности, отрицает все, что не доказано наукой. Иногда отдельно выделяется философский тип мировоззрения, для которого характерно обобщение не только практических, но и духовных достижений человечества.
Мировоззрение | ||
Обыденное | Религиозное | Научное |
Основано на повседневных наблюдениях. Опирается на здравый смысл. | Основано на вере в сверхъестественное. Стремится к исполнению религиозных предписаний. | Основано на обобщении достижений науки. Стремится к максимальной объективности. |
Выделяются два уровня мировоззрения:
- Жизненно-практический. Его составляют те знания и моральные принципы, которые люди используют в повседневной жизни.
- Рационально-теоретический. Состоит из глобальных представлений о добре и зле, сущности человека и его месте в мире, абстрактных идей, которые влияют на жизненно-практическое мировоззрение и используется ситуативно.
Характерные черты различных типов мировоззрения. Мировоззрение человека
Духовный мир человека — внутренняя, духовная жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности.
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру. Мировоззрение -это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. По виду мировоззренческих установок:
- Теоцентризм
— приоритет Богу; - Природоцентризм
— приоритет природе; - Антропоцентризм
— приоритет человеку; - Социоцентризм
— приоритет обществу; - Наукоцентризм (знаниецентризм)
— приоритет знаниям, науке.
Самая распространенная классификация — по способу отражения действительности:
- Обыденное (житейское)
— порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей - Религиозное
— признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.) - Философское
— (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей - Научное
— теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания
Обыденное мировоззрение
Обыденное мировоззрение
возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.
Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение
— мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность д
WORLDVIEW ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ. Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: исследуйте литературное.
Презентация на тему: «WORLDVIEW ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ. Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: исследуйте литературу». — Стенограмма презентации:
1
WORLDVIEW ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
2
Мы опишем, как различные мировоззрения влияют на реакцию сообщества на мир? SCV.01: изучить литературные характеристики, происхождение и развитие священных писаний и устных традиций различных религиозных традиций; PFV.02: описать мировоззрение различных религий и их заповедей; CMV.04: объяснять влияние культуры на интерпретацию моральных кодексов и обычаев в различных религиях; FLV.04: критически оценить, как современная культура влияет на религиозную антропологию.
3
Что такое мировоззрение? То, как сообщество или индивид отвечает на экзистенциальные вопросы, описывается как мировоззрение.Все, что мы знаем как истину, но не можем объяснить, называется тайной; то, как мы реагируем на тайну, предполагает мировоззрение, из которого мы действуем. Мы можем описать три основных мировоззрения: Теоцентрический Космоцентрический Антропоцентрический
4
Что такое теоцентрический взгляд на мир? Теоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в западных религиях. Они предполагают центральную божественную фигуру. The Divine: монотеистический The Imago Dei: отношения Люди: защита сообщества / обеспечение Мораль Этика
5
Что такое космоцентрический взгляд на мир? Индивидуальное сознание воплощается, как и божественные существа.Человек находится в ловушке мира, пока не найдет освобождение через освобождение. Космоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в восточных религиях. Они предполагают универсальный опыт. Божественное: политеистическое; формирует индивидуальное сознание.
6
Что такое антропоцентрический взгляд на мир? Космоцентрические мировоззрения, как правило, доминируют в восточных религиях. Они предполагают универсальный опыт. Человечество существует без божественного, взаимозависимо с творением.В этом мире жизнь ограничена сознанием.
7
Что общего у мировоззрений? ШЕСТЬ ЧЕРТНЫХ МОДЕЛЬ РЕЛИГИИ (Ниниан Смарт) При изучении религии мы обнаруживаем, что регулярно появляются шесть общих категорий… Опыт…… с божественными, человеческими и демоническими Священными историями…… мифы — это устные истории… священные писания — это письменные истории… обе объясняют тайну и связать историю Священные ритуалы и символы…… поклонение, объекты (тотемы), обряды перехода… описывает где, когда, кто и почему Сообщество веры…… организует верующих как лидеров и мирян. Учение и учение…… создает вероучения, законы, и кодексы поведения Этические и моральные…… ставит ценности, добродетели и пороки, установленные доктриной, в контекст жизни
8
Что общего у мировоззрений? ШЕСТЬ ЧЕРТНЫХ МОДЕЛЬ РЕЛИГИИ (Ниниан Смарт) При изучении религии мы обнаруживаем, что регулярно появляются шесть общих категорий… Опыт… Священные истории… Священные ритуалы и символы… Сообщество веры… Учение и доктрина… Этические и моральные… Создайте схему и обсудите, что вы уже знаете о пяти религиях, которые мы будем изучать… Иудаизм, христианство, ислам, индуизм, буддизм.
.
расизм | Определение, история и законы
Расизм , также называемый расизм , вера в то, что люди могут быть разделены на отдельные и исключительные биологические сущности, называемые «расами»; что существует причинная связь между унаследованными физическими чертами и чертами личности, интеллекта, морали и другими культурными и поведенческими особенностями; и что одни расы от природы превосходят другие. Этот термин также применяется к политическим, экономическим или правовым институтам и системам, которые участвуют или увековечивают дискриминацию по признаку расы или иным образом усиливают расовое неравенство в отношении благосостояния и доходов, образования, здравоохранения, гражданских прав и в других областях.Такой институциональный, структурный или системный расизм стал предметом особого внимания научных исследований в 1980-х годах с появлением критической теории расы, ответвлением движения критических юридических исследований. С конца 20 века понятие биологической расы было признано культурным изобретением без всякой научной основы.
Пляж в Южной Африке в эпоху апартеида Знак на пляже в Дурбане, Южная Африка, в 1989 году, в эпоху апартеида. Он ограничивает использование пляжа «членами группы белой расы» в соответствии с законами Южной Африки о расовой сегрегации того времени.Законодательный апартеид закончился в начале 1990-х годов. Guinnog (cc-by-sa-3.0)
Подробнее по этой теме
Юг Африки: рост расизма
Некоторые чернокожие и белые, особенно те, кто получил образование или имели предыдущий опыт, смогли воспользоваться экономическими возможностями …
После поражения Германии в Первой мировой войне глубоко укоренившийся антисемитизм этой страны был успешно использован нацистской партией, захватившей власть в 1933 году и проводившей политику систематической дискриминации, преследований и, в конечном итоге, массовых убийств евреев в Германии и на территориях. оккупирована страной во время Второй мировой войны ( см. Холокост).
В Северной Америке и Южной Африке эпохи апартеида расизм диктовал, что разные расы (в основном черные и белые) должны быть отделены друг от друга; что они должны иметь свои собственные отдельные сообщества и развивать свои собственные институты, такие как церкви, школы и больницы; и что для представителей разных рас жениться было неестественно.
Исторически сложилось так, что те, кто открыто исповедовал или практиковал расизм, считали, что представители рас с низким статусом должны быть ограничены низкостатусными должностями и что члены доминирующей расы должны иметь исключительный доступ к политической власти, экономическим ресурсам, высокостатусным рабочим местам, и неограниченные гражданские права.Живой опыт расизма для представителей рас с низким статусом включает в себя акты физического насилия, ежедневные оскорбления и частые действия и словесные выражения презрения и неуважения, все из которых имеют глубокое влияние на самооценку и социальные отношения.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Расизм лежал в основе североамериканского рабства и колонизации и строительства империй западных европейцев, особенно в 18 веке.Идея расы была изобретена, чтобы усилить различия между людьми европейского происхождения и людьми африканского происхождения, чьи предки были невольно порабощены и переселены в Америку. Характеризуя африканцев и их афроамериканских потомков как менее крупных людей, сторонники рабства пытались оправдать и поддерживать систему эксплуатации, изображая Соединенные Штаты как бастион и защитника свободы человека с правами человека, демократическими институтами, неограниченными возможностями, и равенство.Противоречие между рабством и идеологией человеческого равенства, сопровождающее философию свободы и достоинства человека, казалось, требовало дегуманизации порабощенных.
К 19 веку расизм созрел и распространился по всему миру. Во многих странах лидеры начали думать об этнических компонентах своего общества, обычно религиозных или языковых группах, в расовых терминах и обозначать «высшие» и «низшие» расы. Те, кого считали расами с низким статусом, особенно в колонизированных районах, эксплуатировали за свой труд, и дискриминация в отношении них стала обычным явлением во многих частях мира.Выражения и чувства расового превосходства, которые сопровождали колониализм, вызывали негодование и враждебность со стороны тех, кто был колонизирован и эксплуатировался, чувства, которые сохранялись даже после получения независимости.
Уильям К. Вудгридж: Современный Атлас (1835) Карта, обозначающая «дикие», «варварские» и «просвещенные» регионы мира из современного Атласа Уильяма К. Вудбриджа (1835 г.). Библиотека Ньюберри, подарок Луизы Сент-Джон Вестервельт (издательский партнер Britannica)
С середины 20-го века многие конфликты во всем мире интерпретировались в расовых терминах, хотя их происхождение было связано с этнической враждой, которая давно характеризует многие человеческие общества (например,г., арабы и евреи, англичане и ирландцы). Расизм отражает принятие самых глубоких форм и степеней разделения и подразумевает, что различия между группами настолько велики, что их невозможно преодолеть.
Расизм порождает ненависть и недоверие и исключает любые попытки понять своих жертв. По этой причине большинство человеческих обществ пришли к выводу, что расизм ошибочен, по крайней мере в принципе, и социальные тенденции отошли от расизма. Многие общества начали борьбу с расизмом, повышая осведомленность о расистских убеждениях и практике и содействуя человеческому пониманию в государственной политике, как это делает Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 году.
В Соединенных Штатах расизм подвергался усиливающимся атакам во время движения за гражданские права 1950-х и 60-х годов, и постепенно были отменены законы и социальная политика, которые навязывали расовую сегрегацию и допускали расовую дискриминацию в отношении афроамериканцев. Законы, направленные на ограничение избирательного права расовых меньшинств, были признаны недействительными Двадцать четвертой поправкой (1964 г.) к Конституции США, запрещавшей подушные налоги, и Федеральным законом об избирательных правах (1965 г.), который требовал юрисдикции с историей избирателя. подавление с целью получения федерального одобрения («предварительное разрешение») любых предлагаемых изменений в их законах о голосовании (требование предварительного разрешения было эффективно удалено U.S. Верховный суд в 2013 г. [ см. округ Шелби против Держателя ]). К 2020 году почти три четверти штатов приняли различные формы закона об удостоверении личности избирателя, в соответствии с которым от потенциальных избирателей требовалось или требовалось предъявить определенные документы, удостоверяющие личность, перед тем, как голосовать. Критики законов, некоторые из которых были успешно обжалованы в судах, утверждали, что они эффективно подавляли голосование среди афроамериканцев и других демографических групп. Другими мерами, которые имели тенденцию ограничивать голосование афроамериканцев, были неконституционные расовые джерримандеры, пристрастные джерримандеры, направленные на ограничение числа представителей демократов в законодательных собраниях штатов и Конгрессе, закрытие избирательных участков в афроамериканских или демократических районах, ограничения на использование почтовые и открепительные удостоверения, ограничения на досрочное голосование и чистка списков избирателей.
Движение за гражданские права: Марш на Вашингтон Сторонники гражданских прав несут плакаты на марше в Вашингтоне, округ Колумбия, 28 августа 1963 года. Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия; Уоррен К. Леффлер (цифровой файл: cph ppmsca 03128)
Несмотря на конституционные и правовые меры, направленные на защиту прав расовых меньшинств в Соединенных Штатах, личные убеждения и обычаи многих американцев оставались расистскими, а некоторые группы имели более низкий статус часто делали козлом отпущения.Эта тенденция сохраняется и в 21 веке.
Поскольку, по общему мнению, «раса» связана с физическими различиями между людьми, а такие черты, как темный цвет кожи, рассматриваются как показатель низкого статуса, некоторые эксперты считают, что расизм может быть трудно искоренить. В самом деле, разум не может быть изменен законами, но представления о человеческих различиях могут меняться и меняются, как и все культурные элементы.
.