Что такое артхаусное кино: краткий ликбез по артхаусному кино – HEROINE
Артхаус — это… Что такое Артхаус?
Артхаус
Артха́ус (англ. Art house, букв. «дом искусств», «арт до́ма»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — термин, обозначающий фильм, который будет смотреть катастрофическое меньшинство зрителей в этом самом массовом из искусств. Art film (худ.фильм) — категория в кинематографе, включающая в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы-самовыражения, как иностранные, так и созданные внутри страны. Как правило артхаус-продукция направлена на нишевую, а не на массовую аудиторию.
Обычно в таких фильмах кинематографисты осуществляют поиск новых форм художественной выразительности и расширение языка кино. Поэтому просмотр этих картин рассчитан на зрителей, которые уже имеют представление об особенностях кино как искусства и соответствующий уровень личной образованности. Поэтому прокат артхаус-кино, как правило, ограничен[1].
Истоки
С ранних художественных фильмов, включая произведения Жоржа Мельеса, Дэвида Гриффита и Сергея Эйзенштейна, наметилось то, что называют языком кино; а в работах создателей испанского авангарда, таких как Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, а также Жана Кокто оно осмысленно разрабатывалось как вид изобразительного искусства.
Артхаус продолжает традиции кинематографического авангарда экспериментального кинематографа, сформировавшегося в 20-30-е годы XX века. Именно тогда сформировалась идея о том, что фильмы могут быть разделены на «… развлекательное кино, направленное на массовую аудиторию и на серьезное искусство кино, направленное на интеллектуальную аудиторию». В Англии Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создали Общество Фильмов и импортировали фильмы, которые, по их мнению, были «художественными достижениями» (такие, как «советские фильмы диалектического монтажа» и экспрессионистские фильмы студии Universum film AG (UFA) в Германии».
В 1920-1930-х годах французское авангардное движение фильмов Чистого Кино (Cinéma Pur) также оказало влияние на развитие идеи «арт фильма». Дадаисты, Рене Клер и Марсель Дюшан стали отменять традиционные методы описательного и буржуазного искусства и привычных со времён Аристотеля понятий времени и пространства путем создания гибкого монтажа времени и пространства. Чистое Кино повлияло на немецкое «абсолютное» кино Ганса Рихтера, Вальтера Руттманна и Викинга Эггелинга.
Само же понятие Артхаус возникло в 1940-х годах в США, где арт-хаусами стали называть кинотеатры, специализирующиеся на показе классических довоенных голливудских лент, а также фильмов иностранного (т. е. не американского) и местного независимого производства.
Термин «Арт-фильм» гораздо более широко используется в США, чем в Европе. Киноведы там, как правило, определяют «арт» фильм с помощью тех качеств, которые отличают его канон от «массовых», «голливудских» фильмов. Киновед Дэвид Бордвэлл (Bordwell) утверждает, что «арт-кино само по себе является жанром [фильма], со своими отдельными конвенциями».
В Европе «Арт-фильм» не входит в категорию коммерческого киноискусства и не является развлекательным жанром. Обычно фильмы такого рода показывают в скромных моноэкранных кинотеатрах, за небольшую цену.
Послевоенный период
В 1955 году в Париже основана Международная конфедерация артхаусных кинотеатров CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d’Art et d’Essai). Членом CICAE является основанное в 1992 году объединение Europa Cinemas, в которое входят кинотеатры, поддерживающие европейское кино.
В России членами CICAE (через Europa Cinemas) являются московский кинотеатр «Пионер» и «35мм», петербургский «Дом Кино», нижегородский «Орлёнок» и калининградский «Заря».
Дистрибуцией артхаусных фильмов на территории России занимаются компании:
См. также
Примечания
- ↑ Katz’s Film Encyclopedia
Ссылки
Что такое арт-хаус кино? И какие фильмы стоит посмотреть, чтобы хоть чуть-чуть ознакомиться с этим видом кинематографа?
Кирилл Лежак (thequestion.ru):
Как-то в этих ваших интернетах натыкался на комментарии заядлых «киноманов», которые возомнили себя элитой и отреклись от массового кинематографа. Дескать, все уже лучшее давным давно сняли, а новые режиссеры в подметки Кубрику с Хичкоком не годятся. На резонный вопрос «А что ты тогда смотришь?» ответ был всегда один — «Артхаус».
Артхаус — крайне размытый жанр в кинематографе. Наверное, определяющий фактор — прокат фильма только в специальных кинотеатрах или на фестивалях. Да и главная цель большинства режиссеров таких фильмов — показать, что я не такой как все. Так что не о каких правилах не может быть и речи. Лучшая характеристика 99.9% авторских фильмов: что вижу, то снимаю. Поэтому крайне важно постепенно знакомится с этим странным миром артхауса, а то наткнешься на подобное «Порожденному» , как это было со мной. Но если вы ничего не боитесь,то удачи в свободном плавании.
Начнем с самых основ.
«Андалузский пес»
Если уж говорить о режиссерах, которые являлись крайне странными личностями, то Луис Бонюэль вне конкуренции. Его самый первый фильм «Андалузский пес» можно считать основой авторского кино. К этому фильму приложил руку и император сюрреализма Сальвадор Дали. Самая известная сцена с разрезанием глаза женщины была придумана именно им. Вообще, в далеком 1929 такого понятия как «артхаус» не существовало, вместо него был авангард. Авангард — направление в развитии кинематографа, возникшее в 1920-х годах во Франции, в противовес коммерческому кинематографу. По-моему, под тему сегодняшнего разговора «Андалузский пес» подходит. Сюжета как такового нет. Весь фильм состоит из разных и не связных между собой кадров. Отрубленные руки, муравьи, вылезающие из дырки в руке, полусгнившие ослы и священники, которые привязаны к роялю. Типичное такое авторское кино. Ознакомиться, безусловно, стоит.
Еще из старой школы авторского кино можно отметить Жан-Пьер Дарденна — «Розетта». Фильм 1999 года, получил, 3 пальмовые ветви на Венецианском кинофестивале, но менее каноничным и «старым» в каком то смысле это его не делает. После «Андалузского пса» самое то. Марк Беллоккьо — режиссер, который так и остался в андерграунде и вообще толком неизвестен в нашей стране. «Кулаки в кармане» — первая и самая мощная его картина. Из всех упомянутых фильмов за сегодня, мне он показался самым интересным. Но это так, лирика и субъективизм. Найдешь его на просторах всемирной паутины — честь тебе и хвала.
Если испытаешь аллергию на немые старые фильмы или на слишком затянутые любовные истории, то крайне рекомендую посмотреть Ксавье Долана. Просто он один из самых адекватных и смотрибельных режиссеров в артхаусе. Знакомство и с него можно начать, но с помощью него трудней привыкнуть к скукоте и приемам в духе «я так вижу». Выбираешь любой фильм у него и смотришь.
«Зачем нужно артхаусное кино?» – Яндекс.Кью
На мой взгляд, сама формулировка «артхаусное кино» довольно спорная, потому что туда попадает все «непонятное» («кино не для всех»; хотя «кино для всех» — что это?). Для каждого эта граница индивидуальна — для кого-то понятное заканчивается на Дель Торо, для кого-то на Джармене, для кого-то вообще почти никогда.
Если обратиться к изначальному значению термина, то артхаусами называли кинотеатры, где показывали европейское кино и независимые или экспериментальные картины (грубо говоря, «дом искусства» в оппозиции широкому прокату, мейснтриму и всему прочему).
Сейчас сюда записывают и социальное кино (хотя казалось бы), и поэтическое, и сюрреалистическое, и экспериментальное, и авторское кино (хотя оно не всегда противопоставлено коммерции) — все скопом, удобный маркер для всего, чтобы не разбираться. При этом провести водораздел между масскультом и артхаусом не так-то просто (есть термин арт-мейснтрим, это когда 50 на 50, но он тоже, понятное дело, крайне субъективный).
Поэтому вопрос «Зачем нужно артхаусное кино?» по сути равен вопросу «Зачем нужно кино без большого бюджета?» (степень коммерческой неуспешности «артхаусного» кино — довольно спорный миф; очень много понятных фильмов также записывают в «артхаус», поэтому идентифицировать его через сложность/новаторство — тоже неоднозначный подход). В эту расплывчатую категорию зачастую попадают все сколько угодно «неудобные» для зрителя (индивидуального зрительского восприятия) фильмы, фильмы, дарящие сильные эмоции или мысли, как в хорошем, так и плохом смысле этого слова.
Поэтому, на мой взгляд, важно понимать, что возникновение одной идеи тут же порождает ответвления или идеи ровно противоположные: когда одни режиссеры стремятся удовлетворить зрителя, режиссеры вроде Робера Брессона считают, что зритель приходит в кинозал не развлекаться, а совершать мыслительную работу, а некоторые режиссеры о зрителе не думают вообще, изучая природу явлений, которые они считают важным для себя и/или для (современного) общества. Разница, в общем, в уровне и стилистике диалога, а так как люди не могу говорить и мыслить одинаково, есть не только мейнстрим, но и целый спектр других интонаций, которые загоняют под ярлык «артхаусное».
20 фильмов XXI века, снятых в лучших традициях европейского артхауса
Как видим, для европейского артхауса привычны тёмные темы. Этот список показывает, что современные звёзды европейского кино проделали отличную работу, продолжая традиции своих великих предшественников.
Новая жизнь / La Vie nouvelle (2002, Филипп Гранрийе)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 6,6
Фильмы Филиппа Гранрийе обычно относят к движению «новый французский экстремизм», хотя его работы наделены необычайной атмосферой, выделяющей их в отдельную подкатегорию. Его работы часто переходят в сферу видеоарта. Режиссёр использует любой имеющийся в его распоряжении инструмент и создаёт кино, выдержанное в традициях таких экстремальных экспериментаторов, как Тэраяма, Пазолини, Мацумото.
В фильмах Гранрийе откровенно разбирает темы женоненавистничества, мизантропии и самоуничтожения. За это одни обозреватели нещадно критикуют режиссёра, а другие ценят его радикальную открытость к мрачным порывам человеческой психологии и его стремление сделать кино инструментом, адекватно выражающим эту мрачность. Так при минимальном количестве диалогов сюжет «Новой жизни» вовлекает зрителя в историю о молодом американце, одержимом таинственной проституткой.
Лиля навсегда / Lilja 4-ever (2002, Лукас Мудиссон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,5; IMDb – 7,9
После комедии «Вместе» (2000) едва ли кто-нибудь ожидал, что Лукас Мудиссон снимет один из самых безжалостных фильмов 21-го века. Сюжет, пронизанный отчаянием и безысходностью, основан на реальной истории.
Эта пронзительная драма шведского режиссёра о 16-летней девушке Лиле, которая живёт в безымянном постсоветском городе. Сначала она верит и ждёт, что мама, уехавшая в Америку с любовником, заберёт её к себе. Но опекунша выставляет девушку из квартиры и вскоре она пополняет ряды проституток. Фильм не только потрясает депрессивным фоном социальной деградации, но и несёт широкое социальное послание на тему сексуального рабства и торговли людьми.
Белая лента / Das weiße Band (2009, Михаэль Ханеке)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,3; IMDb – 7,8
«Белая лента» – совершенно правдоподобная реконструкция небольшого немецкого городка на пороге нацистской эпохи. В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецком посёлке происходит ряд загадочных происшествий, напоминающих ритуалы наказания. Атмосфера всеобщего страха нарастает. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель. Это фильм о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.
Клык / Κυνόδοντας (2009, Йоргос Лантимос )
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 7,3
Сразу после выхода фильм объявили шедевром современного европейского кино, а Йоргоса Лантимоса начали сравнивать с Ларсом фон Триером и Михаэлем Ханеке. «Клык» имел международный успех и стал лауреатом программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля.
Режиссёр предложил щекотливый взгляд на идею домашнего обучения. Супружеская пара, рассказывая своим детям жуткие истории о внешнем мире, держит их в пределах дома и двора с бассейном и садом, никого не выпуская за забор. Воспитание этих детей, мягко говоря, необычно. Они никогда не видели внешний мир. Покинуть семейный дом смогут лишь тогда, когда у них выпадет клык. Из внешнего мира в семью вхожа лишь девушка, приглашённая для удовлетворения сексуальных потребностей старшего сына. А покидать дом может лишь отец семейства. Несмотря на кошмарность происходящего от фильма невозможно отвести взгляд.
Необратимость / Irréversible (2002, Гаспар Ноэ)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,4
Французский режиссёр Гаспар Ноэ владеет крайней формой кинематографической выразительности. Его фильмы предназначены для аудитории 21-го века, ищущей полномасштабных впечатлений. Сюжет разворачивается в обратном хронологическом порядке, поэтому зритель сначала видит результаты событий, а затем их причину. Например, один человек огнетушителем проламывает голову другого, а позже выясняется, по какой причине он это сделал. И в этой драме зрителей ждёт одна из самых длинных и жестоких сцен изнасилования, жертвой которого становится героиня Моники Беллуччи.
«Необратимость» – радикальный эксперимент в экстремальном кино, который для многих зрителей слишком силён. Этот фильм вызывает много серьёзных обсуждений о связи кино с насилием.
Залечь на дно в Брюгге / In Bruges (2008, Мартин Макдонах)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,7; IMDb – 7,9
Комедия «Залечь на дно в Брюгге» достаточно чёрная, чтобы заслужить место в этом списке. Запоров задание, двое наёмных убийц, Рэй и Кен (Колин Фаррелл и Брендан Глисон), по приказу босса по имени Гарри (Рэйф Файнс) должны отсидеться в Брюгге. Кен с интересом погружается в историю и архитектуру старинного бельгийского города, а Рэй мечтает из него убраться.
Это забавная и кровавая комедия с блестящей актёрской игрой, остроумными диалогами и размышлениями о человеческом духе, о его принципах, достоинствах и недостатках, о чувстве вины и экзистенциализме.
Ты, живущий / Du Levande (2007, Рой Андерссон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 7,5
Это фильм о человеческом существовании во всей полноте, о его величие и низости, радости и печали, его самоуверенности и беспокойстве, о желании любить и быть любимым.
«Ты, живущий» очень близок «Песни со второго этажа» (2000), продолжая тему жизненной сущности. Действие разворачивается всё в том же сером и мрачном скандинавском городе с такими же подавленными жителями и льющим дождём. И структура та же: горькие комические миниатюры, вызывающие больше смущения, чем смеха. Мирские сцены, перемежающиеся всплесками сюрреализма, обличают комичность человека, трагичность жизни и абсурдность существования. В одной из сцен звучит одно и величайших гитарных соло в кино.
Импорт-экспорт / Import Export (2007, Ульрих Зайдль)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 7,1
Австрийский кинорежиссёр Ульрих Зайдль заявил о себе фильмом «Собачьи дни» (2001), отмеченным гран-при Венецианского кинофестиваля. С тех пор он не перестаёт вызывать дискуссии. Одни осуждают его за эксплуатацию мизантропии, а другие восхваляют за бесстрашное изображение общественных (и кинематографических) нежелательностей: ожирение, уродливость, скука, тлен.
Название служит отсылкой к раздвоенной структуре фильма. Одна часть сфокусирована на Ольге, матери-одиночке из Украины, не сумевшей выжить на зарплату медсестры и уехавшей в Вену, где сначала становится домработницей в богатой семье, затем работает в доме престарелых. Вторая половина фильма посвящена Паулю, молодому человеку из Вены, который отправляется в Украину к отчиму Михаилу, где собирается устанавливать игровые автоматы.
Если обе части фильма по отдельности кажутся тупиковыми, то вместе они формируют грустную и временами горькую картину разделённости между Восточной и Западной Европой.
Время волков / Le Temps du loup (2003, Михаэль Ханеке)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6
Похоже, действие происходит в постапокалиптической Европе, хотя причины бедствий не озвучены. Героиня Изабель Юппер приезжает в загородный дом со своей семьёй, чтобы обнаружить, что жилище, занято вооруженными незнакомцами. Они вынуждены бежать в поисках спасения. Электричество отключено, поэтому с наступлением ночи экран почти чёрный, что нервирует и вызывает чувство абсолютного страха, которым так славится Ханеке. Начавшись как история одной семьи, сюжет обретает глобальный масштаб, взбадривает сознание и предлагает задуматься о простых ценностях, рисуя условия за гранью цивилизации, когда становится ясно, что уже ничто не будет так, как прежде.
Славные ублюдки / Les salauds (2013, Клер Дени)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,4; IMDb – 6,1
Яркая представительница французского авторского кино никогда не уклонялась от мрачных реалий. На протяжении всей карьеры Клер Дени смело обращается к самым актуальным проблемам современности. Тема фильма «Славные ублюдки» в этом отношении имеет менее глобальный охват.
Марко (Венсан Линдон) предстоит разобраться в череде драматических событий, произошедших в его семье. Чтобы расследовать смерть своего родственника, он въезжает в квартиру по соседству с кредитором, подозреваемым в убийстве, и завязывает роман с его женой. Чем глубже он копается в деле, тем мрачнее раскрывающиеся детали.
Фильм позаимствовал некоторые элементы из романа Уильяма Фолкнера «Святилище» и получился таким же резким и брутальным, из-за чего некоторые критики восприняли его поверхностно. Другие же видят в нём увлекательный эксперимент в современном нуаре.
Незнакомец у озера / L’Inconnu du lac (2013, Ален Гироди)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 6,9
Откровенные сексуальные сцены, не обременённые моралью неразборчивые связи и множество обнажённых мужчин во всевозможных позах не должны отвлечь зрителя от мастерски продуманного сюжета эротического триллера Алена Гироди. Режиссёр создал настоящую гей-идиллию, в основе которой история, разворачивающаяся на берегу озера, где-то на юге Франции. Однако тему секса он использует не только как примитивный источник острых ощущений. Это убедительное повествование о том, как страстное влечение легко может затмить здравый смысл и затуманить рассудок.
Меланхолия / Melancholia (2011, Ларс фон Триер)
Рейтинг на Кинопоиске – 7; IMDb – 7,1
Это второй фильм в «трилогии депрессии» режиссёра и сценариста Ларса фон Триера (два других – «Антихрист» и «Нимфоманка»). Главные роли исполнили Кирстен Данст и Шарлотта Генсбур. Первая часть фильма посвящена свадьбе одной из героинь, но настроение наполняется тревожностью на фоне неопределённости и стремительно переходит в обречённость перед неизбежным. К Земле приближается гигантская газовая планета Меланхолия, грозящая гибелью для всего живого.
Ларс фон Триер сам написал сценарий к «Меланхолии», полагаясь на собственный опыт лечения депрессии. Идея фильма зародилась у него во время сеанса психотерапии, когда врач сказал ему, что подверженные депрессии люди спокойнее действуют в стрессовой ситуации, потому что они и так ожидают плохого. Тогда кинематографист решил изобразить апокалипсис, сосредоточившись на изучении психики человека во время катастрофы.
Вне Сатаны / Hors Satan (2011, Брюно Дюмон)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,4; IMDb – 6,4
Первый полнометражный фильм Брюно Дюмона – социальная драма «Жизнь Иисуса» (1997), в которой режиссёр предложил бескомпромиссный взгляд на жизнь маленького французского городка. Фильмография Дюмона характеризуется веяниями «нового французского экстремизма» и созерцательного кино, «Вне Сатаны» – не исключение.
Длинные, медленные и тщательно оформленные кадры скудных пейзажей, минимум диалогов, откровенный секс и всплески жестокости – элементы, складывающиеся в типичный фильм Дюмона. В эту картину, как следует из названия, он ко всему добавил смутную метафизику. Обсуждения зла органично вписываются в насильственную эстетику Дюмона.
Кожа, в которой я живу / La piel que habito (2011, Педро Альмодовар)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,4; IMDb – 7,6
В этом научно-фантастическом фильме Антонио Бандерас играет талантливого пластического хирурга-психопата, который разрабатывает новую форму человеческой кожи, устойчивую к травмам. А Елена Анайя исполняет роль его подопытной, которую он тайно держит взаперти. После гибели жены в автокатастрофе хирург начинает свои зловещие эксперименты.
Эта работа не похожа на другие творения Педро Альмодовара. Она более сложная, так как сочетает в себе элементы мистики, ужасов, сдвиги во времени, тему сумасшедшего доктора, историю любви и секреты, которые зрителю предстоит разгадать.
Антихрист / Antichrist (2009, Ларс фон Триер)
Рейтинг на Кинопоиске – 6,6; IMDb – 6,6
«Антихрист» – самый скандальный фильм мастера эпатажа Ларса фон Триера. В главных ролях – блистательные Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо. В центре сюжета – несчастная пара, которая отчаянно пытается оправиться от трагичной гибели ребёнка.
Семейная пара занимается страстным сексом и не успевает уследить за малышом, который в это время выбирается из кроватки, падает из окна и разбивается. Эта смерть травмирует психику женщины, и её муж-психотерапевт решает отвезти её в загородный дом, где они отдыхали предыдущим летом, надеясь, что единение с природой и временная изоляция помогут ей прийти в себя. Однако все оборачивается совсем по-другому. Оставшись наедине друг с другом, бесконечным чувством вины и воспоминаниями о сыне, герои становятся все более жестокими и дикими.
Каталин Варга / Katalin Varga (2009, Питер Стриклэнд)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 7
Ещё до создания психологического фильма ужасов «Студия звукозаписи «Берберян»» (2011), с которым Питер Стриклэнд получил широкую известность, он снял в Румынии малобюджетную кинокартину «Каталин Варга», пустив на производство дядино наследство. Газета «The Guardian» причислила эту работу к лучшим дебютам года.
Сюжет не претендует на оригинальность, но игра ведущий актрисы, безупречное звуковое оформление и трансильванские пейзажи заслуживают исключительного внимания. Когда муж Каталин узнаёт, что их сын вовсе не его, он выставляет их из дома. Теперь героине, годами скрывавшей свой позор, нет места в родном посёлке. Она отправляется на поиски насильника, ставшего биологическим отцом её ребёнка. Как и в жизни, между чёрным и белым есть ещё масса оттенков, поэтому большинство историй о мести сталкиваются с гораздо большими сложностями, чем планировалось изначально.
29 пальм / Twentynine Palms (2003, Брюно Дюмон)
Рейтинг на Кинопоиске – 4,6; IMDb – 5,2
Сценарист и режиссёр Бруно Дюмон исследует первичные импульсы, которые управляют человеческим взаимодействием и формируют романтическую любовь. Он изображает интимную близость людей как отражение той же биологической функции у диких животных.
Американский фотограф Дэвид (Дэвид Уиссак) и его русская подружка Катя (Екатерина Голубева) отправляются в путешествие по калифорнийской пустыни, чтобы разведать места для съёмки. Он не говорит по-русски, а она – по-английски. Пара пытается общаться по-французски, хотя ни один из них языком не владеет. Дэвид и Катя постоянно конфликтуют, а ссоры улаживают страстным сексом.
Размеренно снятые размышления о любви, сексе и насилии. Некоторые зрители считают большую часть фильма слишком растянутой, но финал – неожиданность для всех.
В моей коже / Dans ma peau (2002, Марина де Ван)
Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6,3
«В моей коже» принадлежит к фильмам движения «новый французский экстремизм», для которых характерно крайнее насилие и откровенный, иногда несимулированный секс. Но здесь имеем особый случай. Марина де Ван сама написала сценарий, срежиссировала и исполнила главную роль в своём первом полнометражном фильме. В социальной плоскости её героиня Эстер – обычная буржуазная француженка с хорошей работой, парнем и активной общественной жизнью. Но однажды она случайно порезала ногу в саду и не сразу обратилась к врачу. В шутку хирург говорит ей: «Вы уверены, что это ваша нога?». Эта фраза словно подстрекает Эстер к обострённому восприятию своего тела. Кажется, она разбирает себя в буквальном смысле, и драма обретает черты боди-хоррора.
Моей сестре! / À ma soeur! (2001, Катрин Брейя)
Рейтинг на Кинопоиске – 6; IMDb – 6,5
Скандально известная Катрин Брейя показала взросление под микроскопом, взаимоотношения сестёр и то, насколько важна красота, чтобы вызывать любовь других людей и даже чтобы самим любить себя.
Анаис и её старшая сестра Елена проводят лето на французском морском курорте с родителями. Елена – привлекательная девушка с большим опытом общения с мальчиками, хотя пока бережёт свою девственность, чего не понимает пухленькая 12-летняя Анаис, уверенная, что от этого нужно поскорее избавиться. Она подглядывает за развитием отношений между Еленой и итальянским студентом Фернандо. А поскольку сёстры делят одну спальню, ночью она становится свидетелем их сексуальной активности, что влияет на отношение к любви и сексу и приводит к трэшевой развязке.
Песни со второго этажа / Sånger från andra våningen (2000, Рой Андерссон)
Рейтинг на Кинопоиске – 7,1; IMDb – 7,7
Рой Андерссон большую часть карьеры снимал рекламные ролики (около трёхсот), и делал это с большим успехом. Его фильмы не похожи на рекламу по интонации, но их необычная структура, возможно, намекает на влияние коммерческой работы. «Песни со второго этажа» – первый фильм в экзистенциальной трилогии Андерссона. Здесь нет центрального сюжета. Это скорее серия причудливых и невозмутимых миниатюр, отражающих пародию на безнадёжную серость типичного шведского города. Повторяющиеся темы связывают сцены в единое полотно. Хотя фильм явно комедийный, от большей части его юмора зритель скорее вздрогнет, чем посмеётся.
Смотрите также:
Что такое арт-хаус? Мнения экспертов и любимые фильмы – bit.ua
В последнее время что только не называют арт-хаусом – и низкобюджетное кино, и кино на грани фола, и любое кино, снятое студентами университета Карпенко-Карого, и просто откровенно странное кино. Действительно ли это понятие так обширно или оно все же имеет свои рамки? Все ли авторское кино можно называть арт-хаусом? Как отличить арт-хаус от откровенной безвкусицы? За ответами на эти вопросы Be in Trend! обратился к специалистам из киноиндустрии.
Справка из Википедии
Арт-ха́ус (англ. Art house, букв. «дом искусств»; также называемый «art cinema», «art movie» или «art film») — фильм, нацеленный не на массовую аудиторию. Эта категория фильмов часто включает в себя некоммерческие, самостоятельно сделанные фильмы, а также фильмы, снятые маленькими киностудиями. Кинокритики часто противопоставляют эту категорию т. н. «голливудским фильмам», указывая в виде отличий: социальный реализм, авторское видение режиссёра, фокус на мыслях и ощущениях персонажа, а не движение по сюжетным поворотам.
Александра Кравченко, пресс-атташе “Артхаус Трафик”:
Арт-хаус – из ряда тех понятий, о которых все знают, но никто сказать не может. Копаться в этимологии смысла нет, слово родом из американского сленга и однозначной родословной не имеет. В США артхаусом чаще всего называют любое не американское кино – и, в некоторых кругах, используют как эвфемизм для гей-порно. Артхаусом также называют любой кинопродукт не студийного, малобюджетного или независимого производства. Нередко это слово употребляют как ругательное, имея ввиду главным образом несмотрибельные кино-эксперименты, которые, вне зависимости от реального культурного качества, не интересны никому, кроме кинокритиков, синефилов и претенциозных снобов.
в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм “Мстители”
Мне больше всего нравится объяснение японского режиссера Такеши Китано, который сказал, что в наши дни артхаусом можно считать любое кино, не похожее на фильм “Мстители”. Другими словами, есть кино, которое нравится и пионерам, и пенсионерам. Все остальное – это артхаус, так или иначе. Арт-хаус – это кино не для всех, но современный артхаусный кинематограф настолько разнообразен, что буквально каждый найдет для себя что-то по вкусу. Кто-то любит авангардное фестивальное кино; кто-то – невероятно модный американский подвид, инди-мувиз (от independent, независимый) – в этой нише уже есть свои суперзвезды и немалые бюджеты; есть и так называемый арт-мейнстрим: жанр, не заигрывающее с массовыми архетипами и коллективным бессознательным, но все же настроенное быть близким зрителю – поставками именно такого кино и занимается Артхаус Трафик.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Ускользающая красота” Бертолуччи, “Астенический синдром” Киры Муратовой, Фауст” Александра Сокурова.
Александра Ковалева, PR директор “Другое кино”
Понятие “арт-хаус” существовало в полном объеме лет 10-15 назад. Когда киноаудиторию усиленно кормили фильмами с Жан Клод Ван-Даммом, а “умное кино” появлялось только на фестивалях и до широкого проката почти не доживало. Сейчас эта грань между арт-хаусом и мейнстримом стирается. Боевики, рассчитанные на широкую аудиторию, становятся все умнее, иногда даже с претензией на философствование. А “узкопрофильное кино” от Ван Сента, Фон Триера, Бернардо Бертолуччи и других мастеров собирает полные залы. Мне кажется, это позитивная тенденция, – она указывает на подготвленность нынешнего зрителя, несравнимого уже со зрителем 20-летней давности.
Как это влияет на арт-хаус? Арт-хауса в том чистом виде, каким он был изначально, почти не осталось. Зато появилось направление арт-кино, “другого кино” – это картины без сумасшедших бюджетов, сравнимых с внешним долгом африканского государства, но картины умные, нонконформные, скажем, отвергающие в некотором роде нарративы глобальной киноиндустрии. Говоря проще, кино, как таковое, давно перестало быть исключительно искусством. Часть кинопроектов теперь является сугубо развлечением (чем кинематограф и был изначально) и в этом нет ничего плохого. А вторая часть – остается культурным явлением, но спрос на него возрос очень сильно. Поэтому важно помнить, что на самом деле “арт-хаус” – это не киножанр, это просто более интимное кино, которое может понять и полюбить очень узкая аудитория. Как только эта аудитория начинает расширяться, как только “другое кино” начинают ценить все больше и больше людей, артхаус перестает быть артхаусом.
Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус.
Является ли все малобюджетное кино арт-хаусом? Есть один дедовский метод. В слове артхаус есть слово “арт”, то есть искусство. Видите перед собой малобюджетный фильм, попробуйте применить к нему слово “искусство”. Получается? Значит перед вами артхаус. Не получается – значит просто B-movie. В Украине, например, все кино можно назвать малобюджетным. Артхаус ли это? Упаси боже, конечно нет.
Как отличить арт-хаус от другого кино? Я не вижу в этом смысла. Понятие “арт-хаус” это еще один ярлык, наклеиваемый на кино. Я понимаю, зачем используют слово “арт-хаус”, но не нужно пытаться разделять им кино на хорошее и плохое. Тем более, что сейчас это слово набило жуткую оскомину всем и вся. Есть просто хорошее кино, а есть плохое. И все это сугубо субъективно.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Олдбой” Пак Чханука, “Резина” Квентина Дюпе, “Шапито-Шоу” Сергея Лобана.
Анастасия Верлинская, менеджер проектов FILM.UA
Лично мне «арт-хаус» проще называть авторским кино. Сегодня само слово «арт-хаус» — уже стереотип: маленькие бюджеты, неизвестные актеры, режиссеры и т.п. Но если разобраться, то это не совсем так. В арт-хаусе снимаются звезды первой величины, такие как Тильда Суинтон, Эван МакГрегор, Кевин Спейси, и т.д. Что же касается самого понятия, то любое авторское кино – это конкретное видение конкретного режиссера. Как правило, это драматическое кино, которое уделяет внимание в первую очередь проблемам главного героя, его переживаниям, образу жизни, и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь.
и только когда зритель «понял» героя, вокруг него начинают происходить события, меняющие его жизнь
Собственно, влияние таких ситуаций, а самое главное поведение в них героя и есть отличительной чертой авторского кино. Остросоциальные и психологические проблемы – не то, ради чего среднестатистический зритель пойдет в кинотеатр или захочет посмотреть после напряженного рабочего дня дома — именно поэтому арт-хаус противопоставляется мейнстриму, «массовому» кино. И если у привычного голливудского кино есть определенная структура построения сюжета, то авторское кино – это еще и поиск новых форм выражения, которые чаще воспринимаются только настоящими киноманами.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Жить” Василия Сигарева, “Пьета” Ким Ки дука и “Темная Лошадка” Тодда Солондза
Дмитрий Авдеев, продюссер, TVBOY Production
На мой взгляд, последнее точное определение арт-хаусу дал Максим из шоу “+100500“, коментируя видео про “синюю банку” – “Именно так должен выглядеть артхаус. Никакой там ни чувак спящий восемь часов, ни какие там проститутки – трубопроводчицы. Голубая банка и пердящая жопа. Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!”. Если серьезно, то это понятие стало очень размытым в последнее время, и на нем часто спекулируют, выдавая реальный мусор за арт-хаус, а артхаус за мусор.
Голубая банка и пердящая жопа.
Вот оно четкое определение арт-хауса. Гениально!
Для меня “Олдбой” Пак Чхан-ук’а- это артхаус, а Эльдар Богунов снимает мусор. Для вас может быть наоборот. И точка.
Любимые фильмы арт-хаус на данный момент: “Олдбой” Пак Чханука, “Пальцы” Джеймса Тобэка и “Изображая жертву” Кирилла Серебрянникова
#bit.ua
Читайте нас у
Telegram
Артхаус — Posmotre.li
Артхаус (или арт-хаус, от англ. art house — буквально «дом искусства», а по смыслу «художественный кинотеатр») — кинематографический жанр, характеризующийся большим процентом вывиха мозга, философии и размышлений режиссёра о вечном. Изначально не рассчитан на массового зрителя, зато очень любим всякими кинофестивалями, типа Каннского и Венецианского (один из поджанров артхауса так и называется — фестивальное кино). Любит эксплуатировать темы этнических и сексуальных меньшинств, «маленького человека», экспериментировать с формой, поднимать экзистенциальные вопросы, адаптировать на экран спорные литературные произведения и другими способами не давать зрителю расслабиться в удобном кресле с попкорном и кока-колой. К облегчению широких масс, обычно показывается в специальных артхаусных кинотеатрах, а в массовых — один-два сеанса пару раз в неделю в неудобное время, если показывается вообще.
Да что ты такое?[править]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
- Авангардное кино. То есть экспериментальное, нарушающее каноны, табу и вообще, «так снимать нельзя». Иногда изобретённые авангардистами приёмы переходят в арсенал «большого кино», но чаще так и остаются странным экспериментом. Но далеко не весь артхаус экспериментален — особенно сейчас, когда перепробовали уже всё, что можно. И наоборот, иногда возможны эксперименты и в «зрительском» кино (кто скажет, что «Хардкор» — артхаус, пусть сам бросит в себя камень).
- Кино не для всех. То есть не рассчитано на широкую публику, не развлекает (вернее, развлекает, но о-о-чень своеобразного любителя). Понятие расплывчатое — в артхаусе бывают и вполне смотрибельные вещи, а с другой стороны, фильмов совсем «для всех» не бывает.
- Независимое кино. То есть снятое не на крупной студии, а силами небольшой группы товарищей и инвесторов. С артхаусом эта категория пересекается не всегда: молодёжные ужастики тоже в основном «инди-кино», снятое на коленке, но явно не артхаус.
- Некоммерческое кино. Вообще-то, вопреки фантазиям юных идеалистов, артхаусные режиссёры в основном очень даже не против, если их фильм что-то заработает, ездят его продвигать и продают прокатчикам, если те берут. Но само содержание фильма при этом под запросы киноиндустрии не подстраивается, как художник видит — так и снимает. Поэтому снимают обычно на деньги всяких фондов и правительства.
- Фестивальное кино. Следует из предыдущего: если эти фильмы финансируют, значит, это кому-нибудь нужно? А нужно это для получения престижных премий на кинофестивалях и вообще создания статусных произведений. В этом артхаус схож с голливудскими «Оскаровскими» драмами о трудной биографии чернокожего гения-гея, но путать их не следует.
- Сюрреалистическое кино. Такое, где логика сна и все ведут себя, как наркоманы, зато очень красиво и цветасто всё. Частный случай: артхаус не всегда равно сюрреализм, а вот снять не-артхаусный сюрреалистический фильм удаётся редко.
- Авторское кино. Расплывчатое понятие, означающее, что фильм снят так, как режиссёр видит, а не как видят студия, продюсеры и маркетологи. Бывает не обязательно артхаусным — в принципе, фильмы Тарантино и Уэса Андерсона вполне себе авторские, но при этом массовые.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Как и любой жанр, не хорош и не плох сам по себе.
Из плюсов — артхаусные фильмы, как правило, менее шаблонны. Хотя и тут есть свои штампы — например, делать всё ме-е-едленным или чёрно-белым, потому что именно такое кино критики считают «серьёзным». Но для того, кто устал от голливудских штампов, это действительно глоток свежего воздуха. Кроме того, многие артхаусные режиссёры, не имея крутых спецэффектов, стараются хотя бы сделать картинку красивой саму по себе — снимают красивые пейзажи и интерьеры, красивых женщин в красивых платьях и без них…
Из недостатков — логики в артхаусных сценариях часто бывает даже меньше, чем в блокбастерах, потому что авангард, сюрреализм и художник так видит. Если вы бежите от мейнстрима, потому что там нелогичные сюжеты — вам не сюда, сюда ходят за безумием и загадочным символизмом. Ну и поскольку на все табу и широкого зрителя забито изначально, тут могут встретиться и отвратительные сцены, и обнажёнка на грани порнографии, и спецдефекты. А могут и не встретиться.
Ну и главное — артхаус разный. Есть мозговыносящий авангард, вроде работ Ходоровски, есть тошнотворные фильмы-пощёчины какого нибудь Белы Тара или Алексея Германа — а есть вполне популярное эстетское кино Джима Джармуша и старых французских режиссёров, которое отпугнуть может разве что медлительностью.
Значимые режиссёры артхауса[править]
- Микеланджело Антониони
- Ксавье Долан
- Жан-Люк Годар
- Федерико Феллини
- Луис Бунюэль
- Ингмар Бергман
- Андрей Тарковский
- Алехандро Ходоровски
- Педро Альмодовар
- Ларс фон Триер
- Джим Джармуш
- Ким Ки Дук
- Эмир Кустурица
- Юрий Быков
- Такэси Китано
- Дэвид Линч
- Алексей Герман (2 шт.)
- Андрей Звягинцев
Штампы артхауса[править]
Неофиты, впервые приобщившиеся к высокохудожественному кино, поначалу считают, что оно-то свободно от штампов этого вашего Голливуда и открыто любому творчеству. Нет, от голливудских жанр и правда свободен, зато полон своих, которые начинаешь замечать, если смотришь такие фильмы часто. Штампы встречаются не во всех артхаусных фильмах, но встречаются часто.
- Медленность. Нет, не так. Ме-е-е-е-е-едле-е-е-енно-о-о-о-о-ость. Статичные планы. Паузы. Минимум монтажа. Педаль в асфальт пробивал Тарковский, у которого минут по десять могло ничего не происходить. Артхаусный фильм просто не имеет права быть быстрым и энергичным. Исключения редки (разве что фильмы Терри Гиллиама, но его, как правило, к артхаусу и не относят).
- Эксцентричная актёрская игра. Даже если фильм вроде как реалистическая драма, а не сюр, актёры всё равно зачастую ведут себя не как нормальные люди в жизни, а как будто они выделываются на сцене театра. У обоих Германов, отца и сына, одна из самых типичных фишек. У Дэвида Линча с фитильком: у него такими бывают отдельные персонажи, для большего сюра.
- Странные поступки персонажей. Типично для стариков времён французской и итальянской волны. Мотивы персонажей зрителю понимать не обязательно, и вообще грешно ему что-либо объяснять. Вот так персонаж поступил, а почему — сами догадайтесь. Скажем, персонаж может внезапно покончить с собой, а критики потом сами додумают, что это символизирует бренность бытия.
- Чернуха. Особенно типично для российского независимого кино, в котором серость, безысходность и жёлтоватая плёнка встречаются в разы чаще, чем линчевские бархатные интерьеры под мягкий джаз.
- Чёрно-белый натурализм. Потому что если бы все эти проявления телесного низа показали в цвете, это могло потянуть на трэш-порно, а если чёрно-белое — значит, искусство. Типичные примеры — «Маяк», «История арканарской резни», «Поле в Англии», и упаси вас боже гуглить фильм «Свадебная ваза» или что-нибудь из некрореализма.
- (тут надо ещё добавить дык)
это то, что не мейнстрим — Российская газета
Люди толпятся у афиши в кинотеатре, выбирают фильмы на свой вкус.
— Вот, давай сюда пойдем, — говорит молодой человек своей девушке, — я читал рецензию, очень хвалят, такое, знаешь, артхаусное кино…
По мимолетному взгляду его подруги можно сразу сказать: слово ее озадачило. Впрочем, к чести девушки, она в этом сразу призналась.
— Артхаусное — это что? — спрашивает она.
Тут пришла очередь ее друга смущаться.
— Ну артхаус… это понятно, что… артхаус — это то, что не мейнстрим.
По сути он прав, но людям непосвященным этот разговор напоминает шифровку. Артхаус, мейнстрим… Давайте начнем с «артхауса» и «артхаусного». Определений в словарях вы пока не найдете, тем не менее слова эти гуляют по страницам газет и журналов, звучат в теле- и радиоинтервью. Хорошо это или плохо, судить не берусь. Знаю одно: раз они есть, нужно их разъяснить, а там посмотрим.
«Артхаус» в переводе с английского (art house) означает всего-навсего «дом искусства». Говорят, название появилось, когда в Европе возникли специализированные кинотеатры, которые занимались прокатом некоммерческого кино. Остальная часть проката была отдана на откуп «массовому» кинопродукту — так называемому «мейнстриму» (по-английски main stream). Это, кстати, не что иное, как «основной поток».
Действительно — и вы вряд ли станете с этим спорить, — кино бывает разным. Массовым, для всех и каждого, и «не для всех». Последнее называют по-разному: авторское, некоммерческое, элитарное, независимое… И, наконец, артхаусное. Критерии? Их, в общем, нет. Точнее, как говорят критики, они катастрофически размыты.
Откуда взялось это словечко у нас, в России? Об этом наверняка будут потом спорить. Я, например, читала версию о том, что слово впервые произнес по-русски Сэм Клебанов, модный ныне кинопрокатчик, в самом начале своей работы в этом качестве. Впрочем, у него наверняка найдутся конкуренты, которые скажут — нет, это сделал я.
Вопрос — задержится ли у нас это слово надолго, при том, что сочетание «авторское кино» звучит ничуть не хуже?.. Это уже дело времени.
Когда все не слава богу
Я даже робею немного — о таком слове придется нам говорить сегодня. Но что поделаешь, ведь и это слово, несмотря на его величие, надо как-то писать и произносить. Причем приверженцам всех религий — и христианства, и мусульманства, и иудаизма, и буддизма. Пусть все они имеют в виду своего Бога, но называют-то его в России по-русски!
Как вы уже догадались, мы говорим сегодня о слове «бог«. С произнесением особых проблем не возникает, нужно только помнить, что в именительном падеже единственного числа оно произносится именно так — /БОХ/, а не /БОК/, чтобы не смешивать его с прозаическим словом «бок» (правый бок, левый бок…). Зато на письме к слову «бог» у нас множество вопросов. Постараемся ответить хотя бы на некоторые.
Итак, если мы имеем в виду Бога как единое верховное существо в монотеистических религиях, то писать это слово нужно только с прописной буквы (то есть с большой). И если нам придется образовать прилагательное от слова «Бог» в этом значении, мы тоже напишем его с прописной буквы — «Божественный», «Божий».
Но ведь в повседневной нашей суетной жизни мы иногда несколько раз на дню говорим что-то вроде: «ей-богу«, «слава богу«, «не приведи бог«, «вот, даст бог, доделаю сегодня эту работу»… Неужели и в этих случаях писать слово «бог» с прописной, то есть с большой буквы?
Нет же, конечно, нет. Независимо от того, какова ваша религиозная позиция, пишите все эти устойчивые сочетания со строчной буквы, ведь здесь слово «бог» мы с вами, уж извините, употребляем всуе. Прописная буква будет явно неуместна, ведь мы, говоря, к примеру, что «все у него не слава богу», даже не задумываемся, что упоминаем единое верховное существо… Это упоминание выветрилось из подобных устойчивых выражений после того, как их произнесли и написали десятки миллионов раз.
Поэтому повторю еще раз: если слово «бог» — часть устойчивого выражения и используется вне прямой связи с религией, пишите его только со строчной буквы, то есть с маленькой.
Определение
в кембриджском словаре английского языка
Основное внимание было уделено артхаусным фильмам и международному производству.
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.«Панорама» включает в себя новых независимых и артхаусных фильмов, посвященных спорным сюжетам или нестандартным эстетическим стилям.
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.
Еще примеры
Меньше примеров
На фестивале представлено артхауса фильмов зарубежных режиссеров-новичков.Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Но коммерческого кинотеатра « артхаус » пока не было.Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Ее выступления как в коммерческих, так и в артхаусных постановках заслужили множество похвал.Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Он освещал телевизионные программы о кино и артхаус , секретарем которого он был в период с 1994 по 1996 год и был переизбран в 2001 году..
Нацисплуатация или артхаусное кино? Роли Шарлотты Рэмплинг, нарушающие табу | Фильм | DW
За свою пятидесятилетнюю карьеру Шарлотта Рэмплинг сыграла более 110 ролей в кино и на телевидении, работая на английском, французском и итальянском языках. Молодое поколение может узнать ее по популярным сериалам, таким как Dexter , в то время как поклонники европейского кино знают, что она выиграла различные награды за жизненные достижения и актерские награды за свои недавние роли в кино, включая 45 лет ( 2015) и Hannah (2017). .
14 февраля 73-летняя актриса будет удостоена еще одной награды за всю свою жизнь в кино, на этот раз с Почетным Золотым медведем на Берлинском международном кинофестивале.
Рэмплинг работал с такими ведущими режиссерами, как Вуди Аллен ( Stardust Memories , 1980) и Ларс фон Триер ( Melancholia , 2011), а также был музой Франсуа Озона в различных работах ( Under the Sand , 2000; Бассейн , 2003; Ангел , 2007).
Карьера Рэмплинга во многом определялась сексуальным очарованием, которое она излучает на экране, но она также столкнулась со спорами из-за своих ролей, а ее международная репутация смелой актрисы уже была установлена к началу 1970-х годов.
Икона качания 60-х
В молодости Рэмплинг нашла избавление от дисциплины, наложенной ее отцом, золотым призером Олимпийских игр и офицером британской армии, в процветающей художественной среде Лондона. Работа моделью для друзей-фотографов заставила ее понять, что она фотогенична, и она решила попробовать себя в актерском мастерстве.
Она появилась как незарегистрированный статист в мюзикле Ричарда Лестера Битлз A Hard Day’s Night (1964) и его фильме 1965 года The Knack … and How to Get It . Год спустя она получила роль мелкой и гедонистической женщины в фильме Сильвио Нариццано Georgy Girl , другом фильме, отражающем сексуальное раскрепощение лондонских свинг-60-х.
В том же году сестра Рэмплинга, которая была на два года старше, покончила жизнь самоубийством в возрасте 23 лет. Отец Шарлотты настоял на том, чтобы она никогда не раскрывала причину своей смерти своей нестабильной матери.
После трагедии Рэмплинг был полон решимости заняться актерской игрой и взять на себя более сложные роли.
Создание образа
Она достигла своей цели благодаря итальянскому мастеру Лукино Висконти, который снял ее в своей исторической драме 1969 года « Проклятые » с Дирком Богардом в главной роли.
Сага, номинированная на «Оскар», изображает подъем нацистов через историю фон Эссенбеков, семьи со сталелитейным концерном в Рурской долине, вдохновленной Круппами, реальной немецкой промышленной династией.
Несмотря на очарование мыльной оперы, Проклятые были провокационной эпопеей со сценами инцеста, педофилии, гомосексуализма, убийства, наркомании и самоубийства. В постановке Висконти исторической «Ночи длинных ножей» военизированные формирования нацистской партии участвуют в гей-оргии перед тем, как их застрелили во время чистки, приказанной Гитлером.
В фильме Рэмплинг сыграла одного из редких персонажей, обладающих относительной моральной порядочностью: мать, которая вместе с детьми пытается сбежать из гестапо и отправлена в нацистский концлагерь.
Шарлотта Рэмплинг в «Проклятых»
В то время как актриса опасалась, что она недостаточно зрелая, чтобы изобразить женщину почти на 10 лет старше, чем она была в то время, Висконти был убежден, что она готова к этой роли: «Я можете видеть это своими глазами; вы любого возраста «.
Эти таинственные кошачьи голубые глаза, или «Взгляд», как описала их коллега по фильму Богард, стали ее торговой маркой как актрисы.
Подробнее: Интригующий взгляд: Шарлотта Рэмплинг в 10 культовых фильмах
Ночной портье : Споры
Другие роли последовали в 1970-х, но самая известная работа Рэмплинга десятилетия воссоединилась она с Богардом в другой истории, связанной со Второй мировой войной, но совершенно другого жанра.
В скандальной эротической драме Лилианы Кавани Ночной портье (1974; заглавное фото) Рэмплинг изображает пережившую Холокост, которая в 1957 году случайно встречает бывшего нацистского офицера (Богард), который изнасиловал ее в концентрационном лагере, одновременно предлагая ее защита. Двое из них возобновляют свои садомазохистские «любовные» отношения.
Фильм считается одним из самых ранних изображений Стокгольмского синдрома — термина, который был придуман в 1973 году для описания физиологической зависимости заложника от похитителя.Но фильм возмутил многих, объединив сексуальные преступления и антиисторическую беллетризацию нацизма.
Рэмплинг и Богард в «Ночном портье»
Кавани утверждала, что ее работа была вдохновлена свидетельством нееврейской партизанской женщины, пережившей концлагерь Дахау, с которой она познакомилась во время работы над документальными фильмами о Третий рейх в 1960-е годы. Однако многие критики быстро раскритиковали тонкий «документальный» фон фильма, поскольку он содержал различные исторические неточности и поверхностные изображения нацистских персонажей.«Страдания заключенных в лагерях эксплуатируются просто ради сенсации», — писала критик Нора Сэйр, в то время как ее коллега Винсент Кэнби более прямо назвал фильм «мусором».
Произведение, первоначально подвергшееся цензуре в Италии, тем не менее нашло видных сторонников, которые приветствовали его за нарушение табу.
Различные киноэксперты позже назвали «Ночной портье » первым фильмом жанра «нацистская эксплуатация», сочетающим нацистов и сексуальную эксплуатацию.Тем не менее художественная эстетика фильма также способствовала его включению в знаменитую коллекцию важных фильмов, созданную дистрибьютором видео Criterion.
Провокационные роли имеют значение
Рэмплинг также подвергся прямой критике. В биографическом документальном фильме The Look (2011) Рэмплинг вспоминает, как критик The New Yorker Полин Кель не только разорвала фильм на части, но и лично раскритиковала актрису за то, что она приняла роль.
Карьера Рэмплинга насчитывала более пяти десятилетий
Рэмплинг сказала, что одной из основных причин, по которой она согласилась работать над «Ночной портье », было то, что она доверяла мнению Дирка Богарда, хотя она понимала, что сценарий казался очень опасным. «В этой теме было что-то настолько захватывающее, что я не могла этого сделать», — объяснила она.
Конечно, она не ожидала, что такой фильм вызовет цветистую реакцию. «Вы научитесь забаррикадироваться довольно быстро», — сказала она об ударах критиков.
Актриса знала, что продолжит играть противоречивые роли, несмотря ни на что, сказала она в The Look . «Если бы я не мог сниматься в таких ролях, я знал, что не буду продолжать заниматься кино, потому что развлекательная сторона кино меня не особо интересовала».
После церемонии награждения Почетного Золотого Медведя Шарлотты Рэмплинг 14 февраля состоится показ «Ночной портье».
.
Как виртуальный кинотеатр может спасти артхаусы за 7 простых шагов
Ветеран-дистрибьютор Ира Дойчман видит потенциал в будущем онлайн-выставок, но нынешнего подхода недостаточно.
Для тех, кто верил и боролся за театральное искусство, закрытие кинотеатров по всему миру было ударом в живот. Эксперты всех мастей сразу пришли к единому мнению, что это конец театральному кино. Люди просто привыкнут к мысли, что они могут видеть то, что хотят дома, так зачем им вообще выходить в кино снова?
Тем не менее, в мире художественного кино произошла замечательная вещь: несколько независимых дистрибьюторов создали нечто, называемое «виртуальным кинотеатром».«Первыми из которых были Кино Лорбер, Магнолия, Осциллограф и другие, они сделали свои фильмы доступными в Интернете в партнерстве с независимыми кинотеатрами, где должны были показываться фильмы. Театры использовали свои списки покровителей для продвижения фильмов; взамен они брали процент от валовой стоимости, как если бы они представили фильмы в своих кинотеатрах.
В любое обычное время эта идея была бы закрыта почти сразу. Почему, спрашивают художественные кинотеатры, мы должны продвигать домашний просмотр для нашей аудитории? Но в мире COVID идея любого потока доходов — независимо от того, насколько они малы — привлекала внимание и могла привлечь внимание клиентов.
Связанные
Связанные
К сожалению, скорость, с которой была реализована эта инициатива по созданию художественного фильма, означала, что никакая ее часть не была согласована. Последствия — большие и маленькие, немедленные и долгосрочные — не рассматривались.
Со стороны потребителя процесс покупки и просмотра представляет собой сбивающую с толку мешанину платформ и инструкций для каждого фильма. Эта настоящая Вавилонская башня привела к многочисленным техническим проблемам, когда покупатели платили за фильм, но потом не могли его посмотреть.Театры невольно обнаружили, что они должны обеспечивать операции технической поддержки.
Что касается индустрии, то все утверждают, что разочарованы фактическим количеством проданных билетов. Дистрибьюторы жалуются, что кинотеатры не очень хорошо продвигают фильмы — но каков их стимул тратить время и деньги на маркетинг, если дистрибьюторы контролируют транзакции и собирают данные о потребителях? Эти списки клиентов создавались десятилетиями; должны ли владельцы кинотеатров передавать их, когда обучают зрителей смотреть дома? Конечно они двойственны!
Поскольку в настоящее время ни одна платформа не предлагает комплексного решения, которое можно было бы адаптировать к потребностям каждого, технология является отталкивающей; это требует создания специализированных связей для каждого театра.В некоторых случаях дистрибьюторам приходится загружать фильмы несколько раз. Не совсем масштабируемый.
Хуже того, эта новая модель создает собственный хаос, перевернув традиционную модель экспонента / дистрибьютора. Обычно кинотеатры собирали деньги в кассах, отслеживали сборы и платили дистрибьюторам свою долю. Эти новые механизмы прямо противоположны, и у дистрибьюторов нет системы для отслеживания и оплаты кинотеатров.
Это какой-то беспорядок.
Но вот что: если все сделать правильно, я считаю, что «виртуальное кино» может стать постоянным источником прибыли для экспонентов и дистрибьюторов.Если все сделано правильно, это может привлечь более широкую аудиторию к фильмам, которые в противном случае не смогли бы повлиять на них. Если все будет сделано правильно, это может помочь привести людей в кинотеатры , а не соревноваться с ними. И если все будет сделано правильно, это может решить некоторые системные проблемы, из-за которых ученые мужи списали театральный бизнес в мире с до -COVID. Вот как.
1. Сделайте «виртуальный кинотеатр» отдельным, отличным и идентифицируемым.
Разместите окно «виртуального кино» перед существующими услугами VOD, будь то транзакционные или основанные на подписке.Различие должно быть ясным как для потребителей, так и для отрасли. Каждый аспект сделки и доставки должен быть брендирован и контролироваться кинотеатрами, а не дистрибьюторами.
2. Создайте специализированное приложение для получения опыта.
В сценарии моей мечты потребитель войдет в единое приложение на устройстве, которое он использует для потоковой передачи, будь то компьютер, Roku или Apple TV. Назовем его «Мой местный дом искусств». При открытии он будет определять местоположение ближайшего к вам театра, или вы можете выбрать театр из раскрывающегося меню.Теперь на экране появляется изображение этого кинотеатра с фотографиями и информацией. Он также сообщит вам, что сейчас играет, как физически в кинотеатре, так и виртуально через приложение. К обоим сериям фильмов, включая те, которые выйдут в ближайшее время, будут доступны трейлеры. Может быть, рекламное видео с просьбой о членстве или пожертвованиях.
3. Назначьте виртуальный экран частью общей стратегии выставки.
Для целей бронирования этот «виртуальный экран» будет действовать как дополнительный экран — i.е. театр может иметь три физических экрана и один виртуальный экран. Экспоненты знают, что дополнительные экраны — лучшая стратегия увеличения прибыльности; они предлагают гибкость, которая позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся места. (Вот почему так много театров добавили крошечные залы, вмещающие всего 20 или 30 человек.) Виртуальный экран можно использовать для просмотра фильмов, которые могут быть сочтены «слишком маленькими» для физического театра, но будут соответствовать искусству. домашняя миссия по показу фильмов, с которыми община не могла бы иначе столкнуться.Его можно было бы использовать как передвижной экран для просмотра фильмов, в которых еще может остаться кассовый сбор, даже когда в кинотеатре открывается новый фильм. Его можно было бы использовать для специальных циклических программ, таких как ретроспектива режиссера, чей новый фильм открывается в кинотеатре.
4. Процесс бронирования не меняется.
Покупатели кинотеатров заключают сделки с дистрибьютором фильма. Если фильм воспроизводится только на виртуальном экране, даты открытия и закрытия будут согласовываться так же, как и при физическом бронировании.Если это переезд, все, как обычно, будет решено в понедельник утром. Дистрибьюторы и экспоненты устанавливают свои собственные параметры: дистрибьютор может установить политику, согласно которой он не будет бронировать что-либо на виртуальном экране, если он не проиграет минимальное количество времени на физическом экране; экспоненты могут ограничить виртуальный экран одной программой в любой момент времени, чтобы убедиться, что он не похож на платформу VOD, и избежать «беспорядка», который может скрыть то, что доступно в физическом кинотеатре.
5. Не меняется и процесс оформления билетов.
Когда клиенты входят в виртуальный кинотеатр, видят, что доступно, пробуют трейлеры и решают, что смотреть, они попадают на страницу продажи билетов, которая в идеале была бы интегрирована в обычную систему продажи билетов кинотеатра. Должна быть возможность покупать билеты на предстоящие шоу как на виртуальном экране, так и на физических экранах, а также разрешать взносы и членские покупки.
Вот что-то совершенно радикальное, которое определенно отличало бы эту транзакцию от VOD: цены на билеты будут такими же, как в театре — разные цены для взрослых, детей, студентов, пожилых людей и участников.Еще лучше, позвольте выбору (конечно, в системе чести) покупать несколько билетов. Если пара собирается посмотреть фильм на виртуальном экране в своей гостиной, почему бы не продать им два билета?
Будут ли люди обмануть? Конечно. Но предложение нескольких билетов делает этот опыт другим (особенным?), Чем Amazon или Apple TV.
Цена будет такая же, как на билеты в театр: это, вероятно, будет дороже, чем традиционная аренда видео по запросу, которая обычно стоит 4 доллара.99, но меньше, чем 19,99 доллара, которые крупные компании взимают за премиум-видео по запросу — если, конечно, они не купят несколько билетов, что, как мне кажется, было бы меньшими деньгами.
Поскольку виртуальный кинотеатр будет использовать систему продажи билетов театра, кинотеатры будут собирать деньги, получать данные о потребителях и продолжать наращивать свою клиентскую базу. Это также побуждает их использовать все доступные маркетинговые каналы для поддержки фильмов; перекрестное продвижение между физическим и виртуальным экранами стимулирует их еще больше.Это также означает, что о прибылях с виртуального экрана можно сообщать и включать в предполагаемый театральный успех фильма.
Все это создает достаточно разный опыт для потребителя и достаточно иную бизнес-модель для отрасли, устраняя любую путаницу с традиционным VOD. Он открывает отдельное окно, которое позволит показывать фильмы в сотрудничестве с театрами, сохраняя при этом традиционное окно VOD, которое появится позже и сохранит свою ценность. Возможно даже, что фильмы можно было бы сделать более ценными для платформ VOD за счет количества мест, в которых проходил фильм, и дополнительных кассовых сборов.
6. Должна быть открытая универсальная площадка.
Наиболее часто используемые потоковые сервисы, Vimeo и Cinesend, должны будут сделать свои API доступными для безопасной интеграции во все различные платформы продажи билетов кинотеатров. Vimeo и Cinesend взимают с дистрибьюторов плату за свои счета и за каждый просмотр фильмов, поэтому у них есть стимул для получения прибыли, чтобы сделать все это как можно проще.
Чтобы сделать фильм доступным в окне виртуального кинотеатра (обратите внимание, что теперь я использую его с заглавной буквы), дистрибьютору нужно загрузить файл и метаданные только один раз.Кинотеатры должны иметь возможность заказать фильм у дистрибьютора, как они всегда делали, а затем зайти в приложение для продажи билетов и добавить бронирование. Это сделает фильм доступным в приложении Virtual Cinema кинотеатра в согласованные даты, а также заполнит все меню, списки, веб-сайты и т. Д.
7. Театры должны заставить это случиться.
Конечно, некоторые дистрибьюторы не согласятся с этим. Они предпочли бы, чтобы сбор доходов и контроль перешли к ним .Они также предпочли бы фиксировать отношения с клиентами, чтобы продвигать свои собственные каналы VOD. Я бы посоветовал экспонентам использовать свое коллективное влияние, чтобы настаивали на , чтобы это было сделано именно так, иначе этот новый источник потенциального дохода перестанет существовать.
Сегодняшнее общепринятое мнение гласит, что когда кинотеатры снова открываются и все возвращается в нормальное русло, виртуальное кино пойдет своим чередом. Но влияние COVID в ближайшее время не исчезнет. Даже когда кинотеатры снова откроются, вместимость будет ограничена.Что делать с театром на 50 мест, вместимость которого ограничена 25%? Кроме того, стареющая аудитория художественных фильмов — одна из наиболее подверженных риску заражения вирусом — вероятно, будет одной из последних, кто вернется в общественные места. Таким образом, виртуальное кино, даже в его нынешнем виде, занимает на рынке долгое время.
Я хотел бы предположить, что как индустрия, если мы примем виртуальное кино как что-то новое и особенное и настроим его в соответствии с нормами театральной индустрии, оно может превратиться во что-то радикально преобразующее.Как бы я ни восхищался тем, что дистрибьюторы сделали, чтобы воплотить эту концепцию воедино за такой короткий период времени, сейчас самое время сделать это правильно.
Ира Дойчман — давний независимый продюсер, маркетолог и дистрибьютор, а также профессор кинопрограммы Колумбийского университета.
Зарегистрироваться: Будьте в курсе последних последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте здесь.
.