Что такое артикуляционная гимнастика: Артикуляционная гимнастика для детей по возрастам: упражнения

Консультация на тему: Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?

Артикуляционная гимнастика.

Для чего она нужна?

 Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки  [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими , долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

 Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чѐтко и красиво. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек;  научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Рекомендации

 по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

что это, какие цели и задачи, упражнения и рекомендации по выполнению занятий – Развитие речи

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс специальных упражнений для правильной постановки звуков. Она направлена на развитие речи и устранения проблем с произношением определенных фонем. В процессе занятий задействованы все органы речевого аппарата. Упражнения проводит логопед, а также заниматься гимнастикой нужно в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика для детейАртикуляционная гимнастика для детей

Содержание статьи

Задачи

Цель артикуляционных упражнений – тренировка органов речевого аппарата для безошибочного звукопроизношения.

Основные задачи:Упражнения для дикцииУпражнения для дикции

  • сформировать правильную артикуляцию фонем;
  • укрепить постановку звука в слогах и словах;
  • усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.

Артикуляционная гимнастика представляет различные группы упражнений. Каждая из них направлена устранение ошибок в произношении или на тренировку развития речевых способностей ребенка. Занятия для детей составляют с учетом возрастных показателей и наличия  речи.

Важно: в случае обнаружения у ребенка серьезных проблем с речью необходимо в срочном порядке посетить логопедический кабинет.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на:

  1. Статистические. Органы речи практически не совершают движений. Главная цель сформировать артикуляционный уклад.
  2. Динамические. Множественное повторение одних и тех же движений.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для получения большего эффекта от заданий необходимо поочередно выполнять вышеперечисленные виды упражнений.

Занятия для детей 2-3 лет

Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.

Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.

Примеры уроков:

  • Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
  • Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
  • Ворота. Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.

Важно: гимнастика проводится в игровой форме, если у малыша нет настроения настаивать нельзя.

Занятия для детей 3-4 лет

Крохе в таком возрасте очень сложно сконцентрироваться на длительных занятиях. Поэтому для развития органов  проводят не более 3 уроков в день. Комплекс может включать задания, подходящие для детей 2-3 лет.

Наиболее подходящие упражнения:

Упражнение "Улыбка"Упражнение "Улыбка"

Упражнение «Улыбка»

  • Улыбка. Малыша просят улыбнуться и удерживать такое положение 10 секунд.
  • Варенье. Ребенку предлагают представить, что на губах осталось вкусное варенье. Потом просят облизнуть губы языком.
  • Чистим зубки. Вместо зубной щетки используют кончик языка. Ним проводят слева на право по зубкам, как бы очищая их. Гимнастику делают 2 раза, чистя верхние, а потом нижние ряды.

Упражнение "Качели"Упражнение "Качели"

Упражнение «Качели»

  • Качели. Следует высунуть язычок со рта, и имитировать движения качели. Поднимать его вверх и вниз.
  • Часики. С открытым ртом двигать языком вправо, а затем влево.
  • Блинчик. Полностью расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. В таком положении замирают на 5-10 секунд.
  • Трубочка. Вытянуть губы, сделав их похожими на трубочку (5-10 секунд).

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Добавить энтузиазма ребенку помогут занятия в картинках. С помощью карточек с рисунками крохе наглядно будет видно, как выполнять задачи.

Важно: в 3-4 года родителю уже будет видно существуют ли отклонения в речи у ребенка. Поэтому следует пройти консультацию у специалиста. Он подскажет как развить речевые способности и подберет нужную методику.

Занятия для детей 5-6 лет

Для дошкольника подбираются упражнения по индивидуальным характеристикам умений ребенка. Здесь уже можно делать упор на произношение конкретных звуков (шипящих, свистящих, согласных, гласных).

Если с малышом занимались с ранних лет, то занятия необходимо усложнить и прибавить время на их выполнение (3-4 минуты). Предыдущие упражнения стоит также периодически выполнять, чтобы закрепить материал.

Усложненные задачи:

  • Веселая лошадка. Ребенку предлагают имитировать стук копыт лошади. Для этого он должен цокать язычком по небу.

Упражнение "Заборчик"Упражнение "Заборчик"

Упражнение «Заборчик»

  • Заборчик. Малышу нужно максимально широко улыбнуться. При этом и нижние и верхние зубы должны быть хорошо видны. Замереть в таком положении на 15 секунд.
  • Чашечка. Широко приоткрыть рот, и высунуть язычок. Поднять его кончик вверх, стараясь не дотронутся до зубов.
  • Веселый язычок. Высунуть язык со рта и слегка прикусить его зубками. Сделать широкую улыбку и шевелить язычком вперед-назад, словно расчесывая его поверхность.
  • Индюк. Совершать движения языком в быстром темпе скользя по поверхности верхней губы.
  • Окошко. По команде «жарко» ребенок открывает рот. При слове «холодно» закрывает. Игру повторяют 2-3 раза.
  • Горка. Малышу нужно широко открыть рот. Кончиком языка сделать упор в нижние зубы. При этом как можно сильнее выгнуть язык, чтоб он стал похожим на горку.
  • Лягушка. Растянуть губы в улыбке обнажив зубы.
  • Футбол. Попросить малыша закрыть ротик. В качестве мяча использовать кончик языка. Им нужно упираться в щеки по очереди. Со стороны должно казаться будто во рту ребенка мячик.Упражнение "Грибок"Упражнение "Грибок"

    Упражнение «Грибок»

  • Грибок. Распределить язык по всему верхнему небу. Оставаться в таком положении 5 секунд.
  • Парус. Кончиком языка упереться в верхние зубы (5-10 секунд).
  • Дятел. Постукивать кончиком язычка по верхним зубам.

Совет: Для маленьких детей с дефектами речи существуют специализированные логопедические сады. Как и в обычных ДОУ в них присутствуют младшие, старшие и подготовительные группы перед школой. Комплекс занятий для старшей группы (5-6 лет) включает занятия в стихах, изучение скороговорок, пение, гимнастику и т.д.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Упражнения для дикцииУпражнения для дикцииАртикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Поддержка родителейПоддержка родителейРодителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Важно: детям свойственно повторять за взрослыми, а особенно за родителями. Поэтому важно, чтобы ближайшее окружение ребенка не допускало ошибок в произношении слов особенно намеренно («сюсюканье»).

Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед . Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.

Статья по логопедии (подготовительная группа) на тему: Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, щёки, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо, альвеолы, состояние подъязычной уздечки ).  Для выработки полноценных движений речевого       аппарата полезно выполнять артикуляционную гимнастику.

Что такое — артикуляционная гимнастика?

 Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:

 • Улучшения подвижности органов артикуляции;

 • Увеличения объема и силы движений;

 • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука;

 • Усилению кровообращения;

• Развитию гибкости органов речевого аппарата;

• Укреплению мышц лица.

Когда необходимо делать артикуляционную гимнастику?

 — Если ребёнок не говорит;

 — Если у ребёнка смазанная и нечёткая речь;

 — Если у ребёнка нарушено звукопроизношение (здесь следует отметить: если у ребёнка ослаблен речевой аппарат – подбираем укрепляющие артикуляционные упражнения,  а если тонус языка повышен- подбираем спокойные, расслабляющие артикуляционные упражнения)

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за значительного снижения подвижности губ и языка. Пассивную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымытыми, ногти — коротко подстриженными. Язык следует брать пальцами через стерильную марлевую салфетку. 

Активную  артикуляционную гимнастику ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2—5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два…») или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, команды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз…»

Артикуляционная гимнастика подбирается и для разного комплекса нарушенных звуков:

-для свистящих звуков;

-для шипящих звуков:

-для сонорных звуков.

 Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики. 

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись;
  2.  Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие, чтобы обрести этот  автоматизм, постоянно упражняясь.

 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком     положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

4. Упражнения надо выполнять медленно. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт.

5. Выполнять упражнения от простого к сложному.

6. Заниматься лучше два раза в неделю по 5-7 минут

Виды заданий по артикуляционной гимнастике:

  1. Артикуляционная гимнастика по картинкам;
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах;
  3.  Артикуляционная  гимнастика со « смешариками»;
  4. Артикуляционная гимнастиками под музыку;
  5. Артикуляционные сказки;
  6. Артикуляционные раскраски.
Консультация по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика

                                         Что такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляторная гимнастика-это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата. Она включает упражнения для тренировки подвижности и отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

                                     Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так без костей? Язык- главная мышца органов речи. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения.Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

                                   Как следует заниматься артикуляционной гимнастикой?

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Все упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать движения органов артикуляции. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

                                Упражнения для губ.

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

                          Упражнения для развития подвижности губ.

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка — Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

                             Статические упражнения для языка.

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

                               Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 

2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

                                       Приятных занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Подбираем гимнастику правильно

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

Упражнение маляр

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

Упражнение "Индюк"

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

Чашечка

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

Варенье

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

Варенье

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

Грибок

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

Упражнение "Гармошка"
«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Упражнение "Гармошка"

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Консультация по логопедии (старшая группа) на тему: Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные.  Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.

        

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных,  полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

  • Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание  выполняется по 8-10 раз.
  •  Опускание головы вниз;
  •  Запрокидывание головы назад;
  •  Поворот головы вправо-влево;
  •  Наклоны головы вправо-влево;
  •  Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
  •  Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук. 

                                                       УДАЧИ!!!

Консультация на тему: Для чего нужна артикуляционная гимнастика

ИГРАЕМ ДОМА_________________________________________

Артикуляционная гимнастика

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.

      Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых —       будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь, как детей, так и взрослых.

      Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы, и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

      Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

      Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

      Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, поэтому ваши занятия артикуляционной гимнастикой дома будут большим подспорьем в коррекционной  работе, особенно на этапе постановки и исправления того или иного звука.

      Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык. У нас артикуляция -автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

      Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

      Ваши занятия артикуляционной гимнастикой станут особенно интересными, если вы их разнообразите стихотворными текстами, загадками и сказками. Включите своё воображение и фантазию, и ваши занятия превратятся в увлекательную и волшебную игру для вашего малыша.      

                                  Язык широкий положи

                                  И спокойно удержи.

                                                       (упр. «Блинчик»)

                                  Приоткрыл Язык окно,

                                  А на улице тепло.

                                  Язычок наш потянулся,

                                  Широко нам улыбнулся,

                                                        (упр. «Иголочка — Лопаточка»)

                                  А потом пошел гулять,

                                  По ступенечкам шагать.

                                                        (упр. «Язычок шагает»)

                                  Поспешил к себе во двор,

                                  Чтобы починить забор.

                                  Быстро взялся он за дело,

                                  И работа закипела.

                                                        (упр. «Заборчик»)

                                  Язык широкий положи,

                                  А края приподними.

                                  Получилась чашка,

                                  Кругленькая чашка.

                                  Чашку в рот мы занесем,

                                  Её бока к зубам прижмем.

                                                        (упр. «Чашечка»)

                                  Ну и лошадка!

                                  Шерстка гладка,

                                  Чисто умыта

                                  С головы до копыта.

                                  Овса поела —

                                  И снова за дело.

                                                        (упр. «Лошадка»)

                                  На скамейке у окошка

                                  Улеглась и дремлет кошка.

                                  Кошка глазки открывает,

                                  Кошка спинку выгибает.

                                                        (упр. «Киска сердится»)

                                  Я стою на ножке тонкой,

                                  Я стою на ножке гладкой,

                                  Под коричневою шапкой

                                  С бархатной подкладкой.

                                                        (упр. «Грибок»)

                                  Гвозди, молоток и клещи —

                                  Нужные в работе вещи.

                                  Молоток стучит: «Тук-тук!

                                  Язычку я лучший друг».

                                                        (упр. «Молоток»)

                                  На качелях я качаюсь,

                                  Вверх – вниз, вверх – вниз.

                                  Я всех выше поднимаюсь,

                                  А потом – вниз.

                                                        (упр. «Качели»)

                                                               

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка. («Сказка о Веселом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Затем повторяйте с ним все упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками — символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения).

Рекомендации к проведению упражнений:

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

• К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

• В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

• Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Лопаточка»

Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.

«Иголочка»

Рот открыт, губы в улыбке. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

«Часики»

Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Футбол», «Орешки»

Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.

«Качели»

Рот открыт, губы в улыбке. 1.Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку. 2. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.

«Худышка-толстячок»

Сначала втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах, затем надуть обе щеки одновременно.

«Улыбка»

Зубы сомкнуты, губами имитируется произнесение звука [и].

«Горка», «Киска сердится»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка оставался за зубами, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Чашечка»

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать).

артистическая гимнастика для дошкольников

Возможность воспроизводить звуки доступна каждому человеку с рождения. Впоследствии дети учатся добавлять звуки в слова. Если есть проблемы с точностью произношения слов, артистическая гимнастика может помочь ребенку. О том, как правильно проводить с ребенком художественную гимнастику и о ее значении, мы поговорим дальше.

Что такое художественная гимнастика и для чего она нужна?

Артикуляционные упражнения — это занятия с ребенком, во время которых задействованы небо, губы, язык и мышцы лица.Основная цель проведения упражнений в артикуляционной гимнастике заключается в обучении ребенка правильному движению органов суставного аппарата. Конечным результатом долгих сеансов является правильное произношение звуков. Артикуляционная гимнастика играет большую роль в последующем овладении письменными навыками ребенком.

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционную гимнастику условно можно разделить на:

  • Активен, когда ребенок полностью самостоятельно выполняет все упражнения;
  • Пассивно, когда правильное движение ребенка помогает взрослому.

Если ребенок не может сделать это правильно, чтобы выполнить необходимые движения со стороны органов суставного аппарата, ему следует помочь. Вы можете сделать это с помощью шпателя, чистого пальца или ложки, исправляя губы или язык по мере необходимости.

Сами упражнения также делятся на два типа: статические и динамические. В динамических задачах движение выполняется в течение всего времени выполнения. Статистические данные свидетельствуют о выцветании губ или языка в определенном положении в течение 10-15 секунд.

Артикуляционные упражнения для самых маленьких

Маме, возможно, придется помочь вашему ребенку выучить звуки с первых месяцев его жизни. Отправляясь на прогулку или разговаривая с ребенком, мать должна выполнять самые простые упражнения, демонстрируя ребенку разницу между звуками с помощью мимики. Например, вы можете сказать, как произносить определенные звуки животных. Движения губ и языка должны быть четкими и выраженными. Вы можете играть в различные игры, в которых будут задействованы губы и язык, например, представьте, что вы играете с ребенком на трубе и одновременно вытягиваете губы с помощью трубки.

Занятия в игровой форме проводятся с детьми до 3-4 лет, в зависимости от того, как ребенок воспроизводит звуки. Если речь ребенка и после 4 лет непонятна, рекомендуется показать логопеду.

Нюансы артикуляционной гимнастики для детей

Основным требованием к выполнению артикуляционной гимнастики является системность. Занятия должны проводиться каждый день.

Прежде чем приступить непосредственно к упражнениям, с ребенком необходимо провести разминку для губ.Упражнения не должны длиться дольше 15 минут. За один день вам нужно выполнить несколько разных упражнений.

Во время занятий ребенок должен находиться в положении сидя. Это позволит ему выпрямить спину и расслабить мышцы ног, полностью сосредоточившись на органах артикуляции. Ребенок должен четко видеть выражения лица и артикуляцию взрослого. Кроме того, он должен видеть свои собственные губы и язык во время выполнения задания. Для этого вы можете использовать ручное зеркало или провести самостоятельное изучение у большого зеркала.

Лучше представить все упражнения ребенку в игровой форме, чтобы было не очень скучно. Правильно выполнять упражнения ребенок, скорее всего, с первого раза не сможет, поэтому нужно запасаться терпением.

Упражнения для спортивной гимнастики для детей

  1. «Термометр». Попросите ребенка широко открыть рот и скажите: «джаааарко», а затем, с самыми сжатыми губами, скажите: «хрипло».
  2. «Почисти зубы.«Пусть ребенок, раздвинув губы, как бы улыбаясь, будет держать язык за внутренней частью нижних, а затем и верхних зубов, как бы их чистя.
  3. « Труба ». Сжимая зубы, нужно максимально растянуть губы вперед, как будто играя на трубе.
  4. «Мы красим крышу.» Расправляя губы в улыбке, не закрывая зубов, мы должны провести кончиком языка по небу.
  5. «Прыгнуть на лошадь. «Потяни губами трубку своим языком.
  6. » Турция «.Расслабленный язык быстро проезжает через верхнюю губу, имитируя звуки индейки.
  7. «Воздушный шар». Попросите ребенка надуть, а затем сдуть щеки.

,

Зачем формулировать гимнастику для дошкольников?

Для того, чтобы человек произносил разные звуки правильно, органы его сочленения, губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть должны быть достаточно подвижными. По мере того, как ребенок учится говорить, сила и точность движений этих органов постепенно развиваются, и сама речь становится более отчетливой, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только путем постоянных тренировок органов речи. Именно на это и направлен ряд специальных упражнений, направленных на укрепление и развитие подвижности языка, губ, щек, уздечки.Артикуляционная гимнастика для дошкольников направлена ​​на то, чтобы научить ребенка правильно говорить.

Как и любой другой вид гимнастики, такой как комплекс упражнений для укрепления и развития двигательных навыков определенного функционального аппарата человека, артикуляционная гимнастика для детей будет иметь смысл и даст желаемый эффект только в том случае, если она выполняется ежедневно. , Однако есть некоторые особенности такой гимнастики для детей дошкольного возраста, связанные с их функциональными особенностями.Поскольку такие дети быстро устают и, как следствие, теряют интерес к занятиям, каждое из упражнений комплекса должно длиться не более 3-5 минут, а количество различных упражнений в комплексе не должно превышать двух или три. Если вы соблюдаете это условие, чтобы лучше закрепить навыки произнесения звуков устной речи, упражнения на артикуляцию для дошкольников могут успешно проводиться три-четыре раза в день.

Существует еще одно из важнейших условий выполнения гимнастики для органов речи, которое обусловлено возрастом аудитории. Сначала все упражнения должны проходить в игровой форме. Это помогает детям понять, что вы от них хотите. Во-вторых, комплексные упражнения всегда должны начинаться с того, что детям легче выполнять, а заканчивать сложнее всего. Если необходимо добавить новое упражнение для развития навыков, то оно должно сначала появиться в комплексе последним, после повторения уже хорошо отработанных навыков. Тот же комплекс можно повторять до тех пор, пока ребенок не научится выполнять все упражнения достаточно хорошо.

Артикуляционные упражнения для дошкольников особым образом: ребенок должен сидеть перед взрослым на жестком удобном стуле, так как его спина должна быть прямой, а руки и ноги не напряжены. Лицо взрослого должно быть прямо перед лицом ребенка, в центре его внимания. Нельзя допускать ситуаций, когда ребенок начнет отвлекаться. Желательно, чтобы в комнате, где проводятся упражнения, было настенное зеркало, а еще лучше, чтобы в детском саду проводилась артистическая гимнастика.Индивидуальные упражнения требуют, чтобы ребенок мог видеть, как он выполняет определенные упражнения языком и губами, или наблюдать за другими детьми, как они их выполняют.

Порядок организации работы при художественной гимнастике следующий:

  1. Описание упражнений для взрослых в форме рассказа.
  2. Показывает взрослым, как выполнять упражнение.
  3. Повторение упражнений ребенка с обязательным контролем со стороны взрослого.

Обязанность взрослого — следить за качеством движений, выполняемых ребенком.Также необходимо убедиться, что движения губ, языка и других органов выполняются симметрично как на левой, так и на правой стороне лица. Как правило, в начале упражнений дети напрягаются, но постепенно, когда они увлекаются игрой, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Таким образом, развивается привычка «привычных действий», движения становятся более скоординированными.

Чрезвычайно важно не заострять внимание ребенка на том факте, что он неправильно выполняет определенное движение.Только хвала! Но при необходимости — аккуратно исправляйте неправильные движения с помощью фраз вроде: «немного не так, но это как», а вам нужно еще раз показать, как именно выполнить упражнение. Хвалить и поощрять. Ребенок должен верить в себя! Только при этом условии спортивная гимнастика для дошкольников даст необходимые результаты.

р>.

Что такое художественная гимнастика? (с картинками)

Художественная гимнастика — это динамичный вид спорта, в котором гимнастки выполняют короткие упражнения на оборудовании, специально разработанном для этого вида спорта. Игра известна своей артистичностью и грацией и требует от гимнасток исключительного баланса, силы и гибкости при выполнении сальто, прыжков и других акробатических движений. Хотя есть другие дисциплины гимнастики, художественная гимнастика, как правило, наиболее известна среди широкой публики.Фактически, это может упоминаться как классическая или традиционная дисциплина спорта. Популярный вид спорта использует различные устройства для мужских и женских соревнований, выполняется элитными спортсменами на олимпийском уровне и использует сложную систему подсчета очков.

As the name implies, artistic gymnastics is known for the artistry and grace of its participants.

Как следует из названия, художественная гимнастика известна артистичностью и грацией своих участников.

На соревновательном уровне художественная гимнастика обычно делится на отдельные программы для мужчин и женщин с некоторыми различиями и сходствами в используемых предметах. Хранилище, например, находится как на мужских, так и на женских соревнованиях. В этом случае гимнастки подбегают к хранилищу, подпрыгивают с помощью трамплина и кладут руки на хранилище для рычага.Когда гимнаст поднимается в воздух, он выполняет повороты и другие движения. Упражнения в пол, которые включают прыжки и кувырки, выполняемые на весеннем полу, также встречаются в соревнованиях для обоих полов.

Artistic gymnastics requires great strength and balance.

Художественная гимнастика требует большой силы и баланса.

Два дополнительных события встречаются в женской художественной гимнастике. Одним из таких событий является балансир, который требует, чтобы гимнастка оставалась сбалансированной на плоской деревянной доске, установленной на несколько футов над землей, при переворачивании и повороте.Другой — неровные брусья, в которых используются аппараты, состоящие из двух горизонтальных брусьев, установленных на разной высоте над уровнем пола и в нескольких футах друг от друга. Когда гимнастка качается и прыгает между двумя штангами, она пытается оставаться в постоянном движении и совершать воздушные вращения и движения.

Мужская художественная гимнастика включает в себя два мероприятия с использованием баров.Параллельные бруски похожи на неровные брусья женщин, но используют пару горизонтальных брусьев. Мужчины также соревнуются в высокой планке, которая состоит из одной горизонтальной планки, расположенной на высоте 8 футов (2,5 метра) над землей. Мероприятие сфокусировано на силе и силе, и мужчины обычно совершают сальто и повороты, полностью вращаясь вокруг бара.

В мужской художественной гимнастике, как правило, считается, что наибольшую силу требуют кольца подоконника.Аппарат состоит из двух параллельных колец, висящих на лямках. Держа кольца в каждой руке, мужчины качаются и показывают точность, удерживая движения на месте. Мужчины также соревнуются на коне, длинной балке с ручками по бокам. Поддерживая вес тела на руках, гимнастки-мужчины выполняют различные движения тела, например, размах ног и стойку на руках.

С тех пор как в 1896 году начались современные Олимпийские игры, гимнастика осталась неизменным атрибутом игр.Как правило, олимпийская гимнастика делится на командные, многоборье и индивидуальные соревнования. В предварительных командных соревнованиях элитные гимнастки, которые прошли в свои национальные сборные, соревнуются на всех соревнованиях, и совокупные результаты определяют, какие команды выходят в финал, где награждаются медалями. Результаты в этом раунде также определяют, какая гимнастка будет двигаться вперед, чтобы участвовать в финалах отдельных соревнований и в многоборье, которые будут объединять баллы гимнасток на всех тренажерах.

Международная федерация гимнастики руководит художественной гимнастикой, а международные оценки обычно проводятся с использованием определенной системы начисления очков, которая называется «Код очков».Согласно кодексу, две коллегии судей оценивают каждую гимнастику. Первая панель дает оценку, которая оценивает сложность рутины, связующих элементов и демонстрации необходимых навыков. Используя 10.0 в качестве начального балла, вторая судейская комиссия вычитает баллы на основе неправильного исполнения, падений или проблем с техникой. Две оценки объединяются для определения общей оценки.

Floor exercises in artistic gymnastics involve jumping and tumbling routines done on a spring board.

Вольные упражнения в художественной гимнастике включают прыжки и кувырки, выполняемые на трамплине.,

Какая разница между художественной и художественной гимнастикой?

© Сергей Голотвин / Shutterstock.com

Олимпийские игры представляют десятки видов спорта в своем соревновательном составе, в том числе различные дисциплины единственного вида спорта. Для некоторых из этих дисциплин различия между ними легко обнаружить — велосипедная дорога, очевидно, отличается от велосипедной дорожки на арене, где проводятся соревнования. Но некоторые олимпийские виды спорта настолько похожи друг на друга, что трудно отличить их даже от названия.В то время как большинство людей думают о гимнастике как о спорте ловкости и равновесия, в чем разница между художественными и художественными соревнованиями?

В своей основе художественная гимнастика — это все о представлении и стиле: гимнастки исполняют упражнения, связанные с прыжками, деформациями и танцами, которые со временем превращаются в музыку . Художественная гимнастика, с другой стороны, является более технической, награждая точными движениями и спортивной силой . Только женщины соревнуются на олимпийском уровне в художественной гимнастике, в то время как оба пола соревнуются в отдельных соревнованиях по художественной гимнастике.

Несмотря на то, что они соревнуются по-разному, художественные и ритмические гимнасты оба используют устройства, которые улучшают или помогают производительности. Однако каждый набор инструментов выполняет совершенно разные функции. Аппарат, используемый в художественной гимнастике, является частью своего собственного мероприятия, на котором атлеты поднимаются, балансируют и маневрируют, чтобы показать свои навыки. Эти инструменты включают в себя коня, неподвижные кольца, параллельные брусья и высокие брусья для мужчин, неровные брусья и бревно для бревен, а также прыжки и упражнения на полу для обоих полов.Ритмичные гимнастки, однако, выполняют одно упражнение на полу, расширяя свое движение и танцуя с помощью веревок, обручей, мячей, булав и лент.

Художественная гимнастика оценивается по таким элементам, как использование пространства, язык тела и синхронность с музыкой. В художественной гимнастике спортсмены оцениваются на основе сложности их движений, их демонстрации определенных навыков на каждом тренажере и их способности комбинировать различные навыки в разные движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *