Что такое дао: Дао — это… Что такое Дао?
ДАО — это… Что такое ДАО?
ДАО (кит., буквально—путь, а также подход, график, функция, метод, закономерность, принцип, класс, учение, теория, правда, мораль, абсолют—одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в “движении/поведении”. Ближайшие коррелятивные категории— дэ (“благодать”) и ци (“орудие”). В современном языке бином даодэ означает мораль, нравственность. Термином дао передавались буддийские понятия “марга” и “патха”, выражающие идею пути, а также “бодхи” (“просветление”, “пробуждение”). Аналогами дао часто признаются Логос и Брахман. Иероглиф дао входит в обозначение даосизма (дао цзя, дао цзяо) и неоконфуцианства (дао сюэ). В “Мо-цзы” “учением о дао” (дао цзяо), в “Чжуан-цзы” “искусством/техникой дао” (дао шу) названо и раннее конфуцианство. В различных философских системах дао определялось по-разному, поэтому Хинь Юй назвал его, как и дэ, “пустой позицией”, не имеющей точно фиксированного смысла.
В *Шу цзине” термин дао имеет абстрактные значения: “поведение”, “продвижение”, “путь государя и Неба” и соотнесен с дэ, также выражающим абстрактное понятие социальной и космической гармонии. С возникновения китайской философии центральным для нее стал вопрос о соотношении “человеческого” и “небесного”, т. e. общеприродного, дао. (В узком смысле “небесное дао” означало ход времени или движение звезд с запада на восток в противоположность движению солнца с востока на запад.) Уже в “Ши цзине” наметилось сближение понятий “дао” и “предел” (см. Тай цзи).
Конфуций сосредоточился на “человеческих” ипостасях дао и дэ, которые взаимосвязаны, но могут проявляться и независимо друг от друга (“Дуньюй”, V, 12, XII, 19). Он конкретизировал дао в различных наборах этизированных понятий: “сыновняя почтительность” и “братская любовь”, “верность” и “великодушие” (чжун шу), т. e. осуществление “золотого правила” морали, “гуманность” {жэнь), “знание” (“ж“) и “мужество” (юн) и т. п. В “Лунь юе” дао—это благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от “предопределения” (мин), так и от отдельной личности. Его носителем выступает и индивид, и государство, и все человечество (Поднебесная). В силу различия носителей различны и их дао: прямое и кривое, большое и малое, присущее “благородному мужу” (цзюнь цзы) и “ничтожному человеку” (сяо жэнь). Соответственно разнятся и дэ. Поднебесная может вообще утрачивать дао. В идеале единое дао должно быть познано. Его утверждение в мире исчерпывает смысл человеческого существования; при отсутствии дао в Поднебесной следует “скрываться”, отказываться от службы.
Последователи Конфуция и представители других школ универсализировали концепцию двух главных видов дао и дэ, различая также дао порядка и смуты, древнее и современное, правильное и ложное, гуманное и негуманное, всеобщее и индивидуальное дао (напр., “Мэн-цзы”, “Хань Фэй-цзы”}.
Ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси дао (великое, всепроникающее—да дао) универсальный онтологический смысл, а основатель ортодоксального конфуцианства Дун Чжуншу выдвинул тезис: “Великий исток дао исходит из Неба”. В “Чжун юне” дао “благородного мужа” или “совершенномудрого” определяется как исходящая из индивида общекосмическая сила, “упрочивающаяся на небе и земле”, “материализующаяся в навях и духах”, приводящая к благодати. “Подлинность” составляет “небесное”, а ее осуществление—“человеческое” дао. Обретший предельную “подлинность” способен образовать триединство с Небом и Землей. Помимо дэ и ци наиболее тесно примыкают к дао понятия “предопределение”, “индивидуальная природа”, “[телесная] форма”.
Совершенствование в дао, от которого нельзя ни на миг отойти, есть обучение (цзяо). “Гармония” (хэ) составляет всепроникающее дао Поднебесной, конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. Осуществляется это дао посредством “знания”, “гуманности” и “мужества”—троякой всепроникающей “великой благодати” (да дэ) Поднебесной, что тождественно троякому дао “Лунь юя” (XIV, 28). На обыденном уровне познание и осуществление дао доступно даже глупым и никчемным, но в своем предельном выражении оно содержит нечто непознаваемое и неосуществимое даже для “совершенномудрых”.
В “Мэн-цзы” (4 в. до н. э.) “подлинность” определяется как “небесное” дао, а “помышление” (“забота”—сы) о ней — как “человеческое” дао. Дао “совершенномудрых” сводится лишь к “сыновней почтительности и братской любви”. В целом дао представляет собой соединение человека и “гуманности”. Небесное дао предопределено, но кое в чем зависит и от “индивидуальной природы”, хотя в целом попытки воздействия на дао и “предопределение” бесполезны. В отличие от Конфуция, оценивавшего “середину дао” как недостаточность (“Лунь юй”), Мэн-цзы видел в “срединном дао” гармоническое состояние.
Сюнь-цзы, с одной стороны, гиперболизировал всеобъемлемостьдао, объявив всю “тьму вещей” одним его “боком”, с другой стороны, назвал “совершенномудрого” (шэн) “пределом” дао. “Пределом” человеческого дао Сюнь-цзы считал “благопристойность/этикет” (ли). Постоянное в своей телесной сущности дао изменчиво, поэтому неопределимо по одной из своих сторон. Посредством великого дао изменяются, трансформируются и формируются все вещи. Следование дао предполагает обуздание страстей, индивидуальное накопление “благодати”, его предварительное выявление и познание. Последнее осуществляется “сердцем”, исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя. Знание дао дает возможность “взвешивать” (хэн) всю тьму вещей. В “Мо-цзы” трактовка дао мало отличается от раннеконфуцианской.
Оппозиционная конфуцианской теория дао была развита в даосизме. Ее главная особенность—упор на “небесную”, а не “человеческую” ипостась дао. Если конфуцианцы исходили из его словесно-понятийной выразимости и даже самовыразимости, активно используя такие значения дао, как “высказывание”, “изречение”, “учение”, то основоположники даосизма заявляли о словес но-понятийной невы
разимости высшего дао. В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории дао и дэ, которым посвящен главный даосский трактат “Дао дэ цзин”. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словеснопонятийному выражению, безымянное, порождающее “отсутствие/небытие”, дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное “прохождению”, восприятию и познанию, выразимое в “имени/понятии”, знаке и символе, порождающее “наличие/бытие”, являющееся предком “тьмы вещей”. Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое (“небесное”) и порочное (“человеческое”) дао, а также признается возможность отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве “начала”, “матери”, “предка”, “корня”, “корневища” дао генетически предшествует всему в мире, в т. ч. “господу”; описывается как недифференцированное единство (“таинственное тождество”, содержащее в себе все вещи и символы в состоянии “пневмы” и семени), т. е. “вещь”, проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему “отсутствию/небытию”. В то же время “отсутствие/небытие” и, следовательно, дао трактуется как деятельное проявление (“функция” — юн) “наличия/бытия”. Генетическое превосходство “отсутствия/небытия” над “наличием/бытием” снимается в тезисе об их взаимопорождении. Дао в “Дао дэ цзине” представляет собой генетическую и организующую функцию единства “наличия/бытия” и “отсутствия/небытия”, субъекта и объекта. Главная закономерность дао — обратность, возвращение, т. е. движение по кругу, характерное для неба, которое мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству дао противостоит опасной искусственности “орудий” и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого. “Благодать” определяется в “Дао дэ цзине” как первая ступень деградации дао, на которой рожденная дао вещь формируется. Полнота “благодати” означает “предельность семени”.
В “Чжуан-цзы” усилена тенденция к сближению дао с “отсутствием/небытием”, высшей формой которого является “отсутствие [даже следов] отсутствия” (у у). Следствием этого явился расходящийся с “Дао дэ цзином” и ставший затем популярным тезис, согласно которому дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами. В “Чжуан-цзы” усилены представления о непознаваемости дао: “Завершение, при котором неведомо, почему так, называется дао”. Вместе с тем максимально акцентирована вездесущность дао, которое не только “проходит сквозь тьму вещей”, образует пространство и время, но и присутствует в разбое и даже в кале и моче. Иерархически дао поставлено выше “Великого предела” (тай цзи), но уже в “Люй-ши чунь цю” оно как “предельное семя” (ч;жи цзин) отождествляется и с “Великим пределом”, и с “Великим единым” (тай и). Сун [Цзяня]-Инь [Вэня] школа (4 в. до н. э.; см. “Гуачьцзы”} трактовала дао как естественное состояние “семенной”, “тончайшей”, “эссенциальной”, “подобной духу” пневмы, которая не дифференцирована ни “телесными формами”, ни “именами/понятиями”, а потому “пустотнонебытийна” (сюй у).
В “Хуайнань-цзы” “отсутствие/небытие” представлено в качестве “телесной сущности” дао и деятельного проявления тьмы вещей. Дао, обнаруживающееся в виде “Хаоса”, “Бесформенного”, “Единого”, здесь определяется как “стягивающее пространство и время” и нелокализованно находящееся между ними.
Представители школы военной мысли (бин цзя) также положили концепцию дао в основу своего учения. В “Суньцзы” дао определяется как первый из пяти устоев военного искусства (наряду с “условиями Неба и Земли”, качествами полководца и законом— фа), состоящий в единстве волевых помыслов народа и верхов. Поскольку война рассматривается как “путь (дао) коварства”, дао связывается с идеей эгоистической самостийности и индивидуальной хитрости, которая была развита в позднем даосизме (“Инь фу цзин”). Согласно “У-цзы”, дао есть “то, благодаря чему происходит обращение к основе и возврат к началу”, то, что умиротворяет и становится первым в ряду четырех общих принципов успешной деятельности (остальные— “долг/справедливость”, “спланированность”, “требовательность”) и “четырех благодатей” (остальные — “долг/справедливость”, “благопристойность/этикет”, “гуманность”). Хань Фэй (3 в. до н. э.), опираясь на идеи конфуцианства и даосизма, развил намеченную Сюнь-цзы и важнейшую для последующих философских систем (особенно неоконфуцианской) связь понятий дао и “принцип” (ли): “дао есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов. Принципы суть формирующая вещи культура (вэнь). Дао—то, благодаря чему формируется тьма вещей”. Вслед за даосами Хань Фэй признавал за дао не только универсальную формирующую, но и универсальную порождающе-оживотворяющую функцию. В отличие от Сун Цзяня и Инь Вэня он считал, что дао может быть представлено в “символической” форме. Базовой для развития китайской философской мысли стала трактовка дао в комментирующей части “Чжоу и”. Здесь фигурирует как двоичная модель—дао Неба и Земли,творчества (Цянь) и исполнения (Кунь), “благородного мужа” и “ничтожного человека”, так и троичная модель—дао Неба, Земли, человека, “трех материалов” (сань цай), “трех пределов” (сань цзи). Небесное дао утверждается силами инь и ян, земное — “мягкостью” и “твердостью”, человеческое—“гуманностью” и “долгом/справедливостью”. Главное выражение дао — “перемены”, трансформации по принципу “то инь—то ян”. Поэтому атрибутом дао является “обратность и возвратность”. Дао в качестве “перемен” означает “порождение порождения” (шэн шэн), или“оживотворение жизни”, что соответствует даосскому определению и пониманию просто порождения, или жизни, как “великой благодати Неба и Земли”. В качестве “перемен” дао иерархически выше “Великого предела”— оно “обладает” им, что сходно с положениями “Чжуанцзы”. В “Си цы чжуани” (ок. 4 в. до н. э.) впервые было введено противопоставление “надформенного” дао “подформенным” “орудиям”. Там же указаны четыре сферы реализации дао: в речах, поступках, изготовлении орудийных предметов, гаданиях (I, 10). Испытавший влияние и “Чжоу и”, и даосизма конфуцианец Ян Сюн (1 в. до н. э.— 1 в.) представил дао ипостасью “[Великой] тайны” ([тай] сюань),, понимаемой как предел “деятельного проявления”; дао— это “проникновение” во все, “пустое по форме и определяющее путь тьмы вещей”.
Основоположники сюань сюэ, Хэ Янь (кон. 2—3 в.) и Ван Би, отождествили дао с “отсутствием/небытием”. Го Сян, признавая это отождествление, отрицал возможность порождения “наличия/бытия” из “отсутствия/небытия”, т. е. отвергал возможную креационно-деистическую трактовку дао. Пэй Вэй (3 в.) прямо отождествил дао с “наличием/бытием”. У Гэ Хуна, будучи “формой форм”, в ипостаси “Единого”, дао обрело два модуса — “Таинственное единое” (сюань и) и “Истинное единое” (чжэнь и).
Различным интерпретациям подвергалась в китайской философии оппозиция дао — ци-орудие. Цуй Цзин (7—9 вв.) идентифицировал ее с оппозицией юн—ти (см. lu—юн): “деятельное проявление” (“функция”)—“телесная сущность” (“субстанция”) соответственно. Данное противопоставление стало одним из важнейших в неоконфуцианстве. Чжан Цзай соотнес его с парой дэ—дао, первый член которой определялся как “дух” (шэнь), т. е. способность вещей к взаимному восприятию, а второй—как “трансформация” (хуа). “Деятельное проявление” “телесной первосущности” “пневмы”, трактуемой как бесформенная “Великая пустота” (тай сюй), “Великая гармония” (тай хэ) или единство “наличия/бытия” и “отсутствия/небытия”, Чжан Цзай приравнял к “надформе иному” дао. Дао им описывалось и как пронизывающее тьму вещей взаимодействие противоположностей (лян дуань), которое выражается в их взаимном восприятии (духе), находящем свою телесную сущность в индивидуальной природе. Универсальность этого взаимодействия обусловливает возможность его познания.
Хань Юй вернулся к исходному конфуцианскому смыслу дао (противопоставив его даосскому и буддийскому пониманию) как следованию “гуманности” и “долгу/справедливости” (“Юань дао”). Главные основоположники неоконфуцианской философии сделали упор на общеонтологический смысл дао. Согласно Шао Юну, “бесформенное” и “самовозвращающееся” дао является “корнем Неба, Земли и тьмы вещей”, порождающим (оживотворяющим) и формирующим их. Чэн Хао вслед за Чжан Цзаем приравнивал дао к “индивидуальной природе” (“И шу”), а Чэн И различал их как “деятельное проявление” и “телесную сущность”, хотя говорил и о едином дао, проявляющемся в “предопределении”, “индивидуальной природе” и “сердце”. Регулярность в действии дао Чэн И выражал с помощью категории “срединное и неизменное”, или “равновесие и постоянство”. Он определял “верность” как “телесную сущность”, т. е. “небесный принцип”, а “взаимность” — как “деятельное проявление”, т. е. человеческое дао (“И шу”). Развивая идеи Чэн И, Чжу Си отождествил дао с “принципом” и “Великим пределом”, а “орудия”—с “пневмой”, средством порождения-оживотворения вещей и силами инь ян (“Чжу-цзы юй лэй”). Хотя Чжу Си отстаивал единство дао как “телесной сущности” и “деятельного проявления”, он подвергся критике со стороны Лу Цзююаня, апеллировавшего к исходному определению “Си цы чжуани” и доказывавшего, что инь ян суть “надформенное” дао, а следовательно, между дао и “орудиями” нет той функциональной разницы, которую установил Чжу Си.
Ван Янмин, развивая идеи Лу Цзююаня, отождествил дао с человеческим “сердцем” (“Цзэн Ян-бо”) и его основой — “благосмыслием” (лян чжи).
Синтезируя взгляды предшественников, Ван Фучжи отстаивал тезис о единстве “орудий” и дао как конкретной реальности и упорядочивающего ее начала. Результатом этого упорядочения является дэ. Ван Фучжи считал, что дао не является лишенным “формы” или “символа”, но лишь доминирует над “формами”, которыми наделено все в мире “орудий”.
Тань Сытун вернулся к прямому определению “орудий” и дао оппозицией та — юн. Поднебесная — это тоже огромное “орудие”. Подверженность мира “орудий” изменениям влечет за собой изменения дао. Это рассуждение стало у Тань Сытуна теоретическим обоснованием реформаторства.
В современной китайской философии категория дао наиболее глубоко разработана Тан Цзюньи.
В целом в историческом развитии двух главных концепций дао—конфуцианской и даосской—прослеживаются противоположные тенденции. В первой—все большая связь с “наличием/бытием”, универсализация и объективизация, движение от онтологизированной этики к “моральной метафизике” (новое конфуцианство, особенно в лице May Цзунсаня). Во второй—все большая связь с “отсутствием/небытием”, конкретизация и субъективизация, вплоть до соединения дао с идеей индивидуального эгоистического прорыва “на небо”, т. е. “пути” как хитроумной лазейки, на чем часто основывались поиски личного бессмертия в позднем даосизме.
Лит.: Дао и даосизм в Китае. М., 1982; От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998; ТорчиновЕ. А Даосизм. СПб., 1998.
А. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Уроки дао
Упражнения тайчи (или тайцзи) и цигун, Книга Перемен, энергии инь и ян, сеансы иглотерапии и афоризмы из «Дао Дэ Цзин. Книги пути и благодати»… Все эти, казалось бы, разнородные явления и понятия объединяет китайская философия, и в особенности — дао. Это слово переводится как «путь», «закономерность», «принцип», «учение», «теория», «правда», «мораль», «абсолют»… Вопреки распространенному мнению, понятие дао принадлежит не только даосскому учению — это часть китайской философии в целом. Однако, как поясняет энциклопедический словарь «Китайская философия», дао не имеет точно фиксированного смысла: «в различных философских системах дао определялось по-разному».
О первоначальной гармонии дао говорили древние мыслители Лао-цзы и Конфуций, считая, что она заключена в каждой вещи на земле и на небесах, а потому доступна каждому из нас. Жить в гармонии со своей внутренней природой и с природой в целом, уравновешивать свои желания и потребности, творить мир в себе и вокруг себя… Такова цель дао, основанная на поисках равновесия и верного действия.
В «Дао Дэ Цзин», древнейшей книге даосизма, содержится 81 предписание. Из нее можно почерпнуть множество знаний — от самых сложных, например, как распоряжаться властью, как обрести мудрость, до простых житейских: как питаться и других. В основе всех глав лежит одно фундаментальное и парадоксальное утверждение: чтобы жить полной жизнью, надо пребывать в состоянии не-действия.
Радость и любовь находятся внутри меня, и мне не нужно прилагать усилий, чтобы достичь их
«На Западе люди часто думают, что философия дао «двигаться не двигаясь» означает попустительство, — отмечает специалист по восточным религиям, руководитель московского Дзен-центра Борис Орион. — На самом деле речь идет о верном действии, без форсирования. Но это не значит, что без усилий, это значит — не противореча себе самому и другим. Как пример можно привести медленные движения тайчи или цигун, основанные на концентрированном управлении жизненной энергией».
Чтобы сделать нашу жизнь более гармоничной и размеренной, нужно придерживаться двух главных принципов.
«Первый заключается в следующем, — объясняет Борис Орион, — живя в простоте, здесь и сейчас, как нас учит путь дао, я осознаю, что радость и любовь находятся внутри меня и мне не нужно прилагать усилий, чтобы достичь их. Второй принцип: наша жизнь, как и природа, по сути своей двойственна, она состоит из двух энергий — инь и ян. Мы не должны превращать их противопоставление, обогащающее нашу жизнь, в столкновение, которое ее разрушает».
Если мы научимся распознавать в себе эти два начала, то сможем работать над тем, чтобы они уравновешивали друг друга. Об этом же говорит и Диана Дреер, исследователь из Калифорнийского института душевного здоровья (NIMH): «Путь дао мягко ведет нас к пониманию мудрости и гармонии природы — чередования приливов и отливов, смены лунных фаз, последовательности времен года. Тем самым он помогает нам открыть и богатство нашей собственной природы».
Благодаря дао мы можем позволить жизненному течению нести себя, открыться ему и радоваться его красоте. Недаром его последователи нередко выражают свое учение всего в двух словах: спокойствие и простота.
«Дао помогает очистить свое сердце»
О том, что может предложить дао современному западному человеку и какие качества дао помогает развить, мы поговорили с Аланом Франсисом, специалистом по рефлексотерапии, основателем даосского медицинского колледжа в Калифорнии, последователем школы ученого-эзотерика Георгия Гурджиева. В 2005 году Франсис основал в Москве Российский центр гурджиевских исследований, где ведет занятия по тайчи и цигун, а также семинары по даосским практикам.
Psychologies: Как изменило вашу жизнь изучение дао?
Алан Франсис: Даосские практики повысили мою жизненную энергию, они дают силы для того, чтобы заниматься внутренним преобразованием души. Я стал больше доверять своему телу. Теперь я легче справляюсь с трудными задачами и воспринимаю любые сложности с большим хладнокровием и спокойствием. Я стал меньше судить — и себя, и других, появилось больше благожелательности и простоты. Погрузиться в дао для меня значит очистить свое сердце, чтобы оно всегда было готово радушно принять новое. У меня такое чувство, что я наконец-то вернулся к своему детскому взгляду на мир: доверчивому и восхищенному.
Как совмещается философия дао с современным западным образом жизни?
Дao всегда здесь и сейчас, и независимо от того, насколько скромны наши попытки, мы можем стремиться сделать его частью своей жизни. Дао помогает жить осознанно, гуманно, разумно.
Чтобы познать реку жизни, нужно открыть ее в себе
Размышления над мыслями китайских мудрецов приносят спокойствие, сосредоточенность и равновесие, приводят нас к стремлению к более высоким целям. Первостепенная цель даосизма проста: создать условия, в которых мы можем стать настоящими людьми — не порабощенными, свободными внутренне.
Вы ведете семинары по даосским практикам в России. Какова их главная цель?
Мы организуем выездные занятия в Крыму и на Кавказе, где есть возможность раствориться в природе, обратиться к ней непосредственно, как делали это древние даосские мастера. Мы добиваемся максимального расслабления и открытости. Это один из лучших способов скинуть маски, которые мы носим в повседневной жизни. Когда эти маски спадают, мы можем общаться друг с другом и природой без психологических барьеров.
На семинарах мы изучаем даосские искусства исцеления, такие как точечный массаж, упражнения для восполнения жизненной энергии, медитации, которые укрепляют и уравновешивают жизненную силу. Люди приходят к нам с разными целями: одни больше интересуются физическим здоровьем, другие хотят найти средство для обретения душевного равновесия, а третьи хотят глубже проникнуть в философию дао. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы люди получили именно то, ради чего они пришли. Чтобы познать реку жизни, нужно открыть ее в себе.
4 урока дао
Чтобы обрести гармонию в отношениях с собой и окружающим миром, нам стоит научиться быть одновременно гибкими, осмотрительными и решительными. Мы подобрали четыре урока из «Дао Дэ Цзин. Книги пути и благодати», которые помогут сделать повседневную жизнь более безмятежной и гармоничной.
1. Действовать подобно воде
«Человек высшей добродетели подобен воде», «Дао Дэ Цзин», глава 8.
Вода, согласно учению дао, символ «действенной добродетели» — прекрасная иллюстрация активной пассивности (ей соответствует инь). Она учит нас тому, что попытки найти выход из конфликтных или тупиковых ситуаций с применением силы или жесткого противостояния часто оказываются тщетны и лишь отнимают у нас много жизненной энергии. Они ослабляют, вселяя в нас иллюзию контроля.
Действовать, уподобляясь воде, значит прийти в состояние внутреннего покоя и проанализировать проблему со всех сторон, подобно тому, как вода обтекает препятствие. Это поможет отложить действие и найти нестандартный выход или инструмент для решения проблемы. Или же отступить и обдумать, насколько обоснованны наша цель и выбранный нами способ ее достижения. Так вода спокойно и упорно пролагает себе дорогу и достигает цели без лишних усилий.
2. Служить примером
«Мудрый человек сохраняет единство и становится примером для всех. Он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу», «Дао Дэ Цзин», глава 22.
Сохранять единство — значит объединить в своем сознании естественные противоположности: инь и ян, действие и бездействие, тень и свет…
Мудрец — тот, кто всецело осознает свои сильные и слабые стороны, старается привести в равновесие свои противоположности
Приняв двойственность своей натуры, человек больше не заблуждается на свой счет, а также не судит других. Его уравновешенность благотворно воздействует на окружающих, а его доброжелательность укрепляет их уверенность в себе. Люди тянутся к нему и рядом с ним стремятся проявлять себя с лучшей стороны. Согласно дао, мудрец не тот, кто обладает сверхчеловеческими способностями, а тот, кто всецело осознает свою природу, сильные и слабые стороны и старается привести в равновесие свои противоположности.
3. Поддерживать священный огонь
«Вместо того чтобы наполнять до краев, лучше остановиться», «Дао Дэ Цзин», глава 9.
Священный огонь — метафора живого, энергии ци, то есть жизненной энергии. Все даосские практики — медитация, дыхание, система питания — служат тому, чтобы равновесие было одновременно целью и средством достижения достойной жизни. Человек теряется в излишествах, он угасает сам и гасит священный огонь, хранителем которого он был.
Очищать разум — значит избавлять его от ранее усвоенных стереотипов
Определить излишества — в материальной сфере, в эмоциональной или в области отношений, — а затем свести их к уровню, когда мы расходуем энергии не более, чем необходимо, — вот непременное предварительное условие для всех, кто хочет прожить долгую и спокойную жизнь. Остановиться, определить свое место в мире живой природы и связь с ней. Не выпячивать свое «Я» впереди всех и вся, а осознать «Я» другого и уважать его так же, как свое, проявляя чувство меры, уважение и доброжелательность.
4. Разучиться прежнему
«Кто служит дао, изо дня в день уменьшает (свои желания)», «Дао Дэ Цзин», глава 48.
Очищать разум — значит избавлять его от ранее усвоенных стереотипов, от стойких убеждений, регулярно просеивая их через сито сомнения и вопросов. Загромождение разума подобно захламленному дому: какие убеждения нам действительно полезны, а без каких мы могли бы обойтись? Какие мнения мы навязываем другим? От каких изменений мы отказываемся?
Не застывать, а открываться навстречу переменам, включаться в движение природных циклов — все это поможет нам избавиться от страхов и использовать наш жизненный потенциал без ограничений и отбора. Разучиться старому, чтобы открыться новому, — вот в чем смысл этого парадоксального призыва.
Читайте также
ДАО — это… Что такое ДАО?
ДАО — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь), непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. ключевая гносеологическая,… … Философская энциклопедия
ДАО И ДЭ — парная онтологическая, гносеологическая и психологическая категория кит. философии. В тождестве Д. и Д. образуют единое. Единое, Д. и Д. составляют триаду, которая рассредоточивается по системе архетипа у син и создает основную смыслообразующую… … Философская энциклопедия
ДАО — дочернее акционерное общество организация ДАО ДАо давление в аорте мед. ДАО ДАо давление в аорте мед … Словарь сокращений и аббревиатур
Дао — (tao – қыт. жол немесе сапар) – қытай философиясы мен мәдениетіндегі, Шығыс Азия философияларындағы іргелі (фундаменталды) категориялардың бірі. Этимологиялық, тура мағынасынан басқа даоның контекстілік, яғни мәтіндік, сөйлем құрамында… … Философиялық терминдердің сөздігі
ДАО — (китайское, буквально путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Современная энциклопедия
ДАО — (китайское букв. путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Большой Энциклопедический словарь
Дао — (китайское, буквально путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДАО — (кит. Бог, слово, логос, путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения… … История Философии: Энциклопедия
ДАО — (кит. Бог, слово, логос, путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения… … Новейший философский словарь
дао — сущ., кол во синонимов: 3 • дорога (97) • закон (22) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ДАО — это… Что такое ДАО?
ДАО — универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь), непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. ключевая гносеологическая,… … Философская энциклопедия
ДАО И ДЭ — парная онтологическая, гносеологическая и психологическая категория кит. философии. В тождестве Д. и Д. образуют единое. Единое, Д. и Д. составляют триаду, которая рассредоточивается по системе архетипа у син и создает основную смыслообразующую… … Философская энциклопедия
ДАО — дочернее акционерное общество организация ДАО ДАо давление в аорте мед. ДАО ДАо давление в аорте мед … Словарь сокращений и аббревиатур
Дао — (tao – қыт. жол немесе сапар) – қытай философиясы мен мәдениетіндегі, Шығыс Азия философияларындағы іргелі (фундаменталды) категориялардың бірі. Этимологиялық, тура мағынасынан басқа даоның контекстілік, яғни мәтіндік, сөйлем құрамында… … Философиялық терминдердің сөздігі
ДАО — (китайское, буквально путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Современная энциклопедия
ДАО — (китайское букв. путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Большой Энциклопедический словарь
Дао — (китайское, буквально путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально этических норм. В даосизме закономерность сущего, его порождающее и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДАО — (кит. Бог, слово, логос, путь) понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения… … История Философии: Энциклопедия
дао — сущ., кол во синонимов: 3 • дорога (97) • закон (22) • путь (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
ДАО — Путь ( подход , график , функция , метод , закономерность , принцип , класс , учение , теория , правда , мораль , абсолют ). Одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в движении/поведении… … Энциклопедия Кольера
ДАО — это… Что такое ДАО?
(кит. — Путь, Судьба, Первопорядок, Учение, Единое) — категория китайской философии, всеобщий образ китайского типа мышления. Изложенное в VI — IV вв. до н. э. мудрецами Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и развитое впоследствии конфуцианством и чань-буддизмом учение о Дао-пути вплелось во все философские, религиозные, политические, эстетические и другие сферы китайской культуры. Со времени «Дао-дэцзин» («Книги о дао и дэ»), приписываемой Лао-цзы, только даосский корпус комментариев на Д. и его возможные интерпретации составил около 5000 томов. Непрерывные попытки проникнуть в сущность Д., дать его адекватное языковое выражение и указать условия постижения, привели к пониманию Д. как универсальной символической структуры сознания. Согласно «Дао-дэ-цзин», Д. — «неисчерпаемо», «безымянно», «пусто», оно является «праотцом всех вещей» и «предшествует предку явлений». «Великое Д. растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются в своем росте. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим, благодаря тому, что никогда не считает себя таковым» (34 чжан «Д.-дэ-цзин»). Д. у Лао-цзы — предельно-всеобщая реальность, обладающая онтологическими характеристиками «вечности», «безначальности», «пустотности», «небытия» и т. д. Однако, невыразимое и запредельное, оно проявляется через дэ (добродетель, справедливость, благородную силу). Дэ, являясь этической манифестацией Д., направлено на естественное упорядочивание отношений человека с обществом, природой и самим собой. Согласно порядку этих законов, Д. и дэ постоянно следуют принципу естественности (цзы-жань) и осуществляют недеяние (у-вэй). Естественность Д. противостоит каким-либо внешним законам, в том числе ритуалам (ли) и табу (фа), являясь предельным критерием космической гармонии.
Развивая учение о Д , Конфуций дал ему оценочные характеристики и истолковал его на языке морали. По Конфуцию, беспредельность Д. реализовывается в образе совершенномудрого и служит благоприятному ходу общественных событий. А Чжуан-цзы сближает субстанциальность небытия Д. с повседневным бытием человека и вводит рефлексию в качестве условия «пребывания в Д.». Образно-поэтическая философия даосизма Чжуан-цзы (IV в. до н. э.) последовательно проводит принцип существования множества реальностей на основе парадоксального, мистически-рефлексивного тождества сознания и практики. Иерархия этих реальностей строится по степени близости к природе, истинности самосознания и потенциальной силе хаотической невыразимости бытия. Находясь внутри мифологических образов и метафор, всякий гносеологизм и умозрительность Чжуан-цзы подвергает жизненной проверке на подлинность и искренность состояний сознания познающего субъекта. Рефлексивно-психологическая ориентация даосской аналитики Чжуан-цзы связана с изначальной магической и реальной возможностью «слияния» с Д.
Д., как первичная эфирная субстанция, реализуется и действует через психическую энергию и жизненную силу ци Практика Тай-цзы (достижение Великого Предела), а также умение использовать равновесную гармонию инь и ян с помощью И-цзин («Книги перемен») придают постижению Д. характер технических упражнений и практических навыков. Будучи одновременно философской категорией и идеалом практического достижения, символ Д. является ядром философского и религиозного даосизма В Эпоху Шести Династий (IV — VI вв. н. э.) даосские йога, магия и алхимия трансформируются в «религиозно-литургический даосизм», оказавший впоследствии значительное влияние на неоконфуцианство. Религиозная сторона даосизма носит ярко выраженный пантеистический характер, целиком основана на культе предков и по ритуальному содержанию смыкается с конфуцианством Даосская логика и онтология сделали возможным возникновение и распространение в Китае и Японии буддийской школы чань (дзен) Концепция «шуньи», изложенная в сутрах блока Праджнапарамиты и впоследствии развитая Нагарджуной, углубляет и конкретизирует понимание Д. Китайский буддизм трансформирует образ Д как синтез микро- и макрокосмоса в принцип единства нирваны и сансары. При помощи даосских психологических практик Великий Принцип Относительности Нагарджуны находит в чань-буддизме конкретную практическую реализацию. Д. присуще каждой вещи и каждому человеку, так же как «дхармовое тело Будды» (дхармакайя) присутствует в каждом живом существе изначально. Не-деянием постигается подлинная природа «я», оказывающаяся пустой, а следовательно, также изначально просветленной. Концепция «не-я», развитая в чань-буддизме, полностью снимает в себе образ мышления и стиль жизни даоса-философа. Естественность Д. оказывается отправной точкой для понимания личности, при этом она же выступает итогом этого понимания. Изначально спокойное, безмятежное и бесстрастное Д., лишенное формы и имени целиком соответствует онтологически-психологическому не-существованию пустых дхарм.
Философия неоконфуцианства, возникшая в Китае в ? в. н. э., попыталась осуществить синтез концепции Д., конфуцианской этики и буддизма. Используя истолкования Д., предложенные Конфуцием, сосредоточив внимание на комментировании изначально даосского трактата «И-цзин» («Чжоу-и»), неоконфуцианство растворило Д. в моральной метафизике и специфически китайской имперсональной теологии. Являясь поэтическим образом и категорией в равной степени, Д. выступает культурным символом, который расшифровывается и наполняется содержанием за счет применимых к нему интерпретаций. Однако максимальная всеобщность данной символической структуры не только не снимает практическую проблему переводимости культурных языков (Восток — Запад, даосизм — христианство), но и предельно заостряет ее. По степени «верховной всеобщности» Д. смыкается с Брахманом. Д. и Брахман порождают самих себя, а к множеству их творений относятся боги. Д., как и Брахман, — вне пространства, вне времени, непознаваемо, неделимо, но при этом проявлено в феноменальном мире. Обе субстанции эманируют: Д. через дэ и ци. Брахман через Атман и пурушу.
Поиском фундаментальной основательности Д. сближается с классическими греческими субстанциями воды и огня, а по трансцендентной запредельности — с гераклитовским Логосом и плотиновским Единым. Невозможность сказать о Д. роднит логику его постижения с православной апофатической традицией, идущей от Дионисия Ареопагита к Григорию Паламе. «Дао, выраженное словами, не есть постоянное Дао», «знающий не доказывает, доказывающий не знает» («Д.-дэ-цзин», чж. 1, 81). Д. постигается усилиями практической мудрости, и невозможно средствами языка передать объем его содержания. Символизм Д не указывает на внешнюю по отношению к нему реальность, поскольку оно само является пределом всякой реальности и как символ указывает на самого себя. Природа такого символа отлична от символизма западного, метафизического, образца. Основанный на христианской онтологии, метафизический символизм иерархизирует бытие, а между имманентным и трансцендентным ставит идею божественного закона. Д как символ противоположно идее божества и критерием истины устанавливает естественную доброту человеческой природы Подобно хайдеггеровскому бытию, оно не допускает по отношению к себе внешних оценок, ритуалов измерения и правил суждения Д. как «ничто» и «хаос» сближается с экзистенциальной философской ориентацией XX в.
Л С. Чернов
Современный философский словарь. — М.: Панпринт.
В.Е. Кемеров.
1998.
Дао | Суть и Путь
“…Люй сказал: «Почему великое Дао трудно познать и трудно осуществить?»
Чжун сказал в ответ: «Окольными путями и низкими способами легко добиться эффекта, и в миру их множество. Они передаются от одного к другому. Хотя их никто не понимает, они входят в обычай и наносят вред великому Дао».
Люй сказал: «А кто уже познал окольные пути и низкие способы, может ли тот сподобиться узнать о великом Дао?»
Чжун сказал в ответ: «Корень Дао – отсутствие вопросов, корень вопросов отсутствие согласования. Коль скоро истинное начало определено, великая простота уже рассеялась. Дао рождает Единое […] Среди тьмы вещей самая одухотворённая, самая ценная – человек. Только человек доискивается принципа тьмы вещей и исчерпывает природу собственной единичности; доискиваясь принципа и исчерпывая природу, осуществляет своё предназначение, блюдёт во всей полноте предназначение и сохраняет жизнь, тем самым соединяется с Дао, по крепости становится равным Небу и Земле и, подобно им, обретает долговечность».
Люй сказал, вопрошая: «Небо и Земля вечны, они существуют искони, и им не будет конца. Человек же живёт самое большое сто лет, даже достигшего семи десятков лет редко встретишь. Почему Дао существует только для Неба и Земли, а от человека отдаляется?»
Чжун сказал в ответ: «Не Дао отдаляется от человека, а сам человек отдаляется от Дао. А отдалившийся от Дао не знает способов пестования своего предназначения. А не знающий этих способов тратит силу несвоевременно. А тратящий силу несвоевременно не постигнет пружины Неба и Земли». [выдержки из книги «Чжун Люй чуань Дао цзи»].
Что же называется «пружиной Неба и Земли»? Да это законы движения Неба и Земли. Человек живёт между Небом и Землёй, человек – это маленький Космос, микрокосм. Человек испытывает влияние макрокосма и находится под его контролем, и если при изучении Дао не понимать законов Неба и Земли, действовать несвоевременно и без знания определённых методов, изучение будет безуспешным.
Когда полируешь грубую природу, сама собой проявляется изначальная природа. Когда отказываешься от суетности сердца, тебе остаётся истинное сердце. […] Надо вернуться к естественности.” 192*77-78.
это что такое? Дао дэ цзин: учение. Путь Дао
Спокойный и солнечный день. Листья сакуры пролетают вместе со свежим ветром. В храме сидит монах в неподвижной позе и с отрешённым выражением лица смотрит в никуда. Его тело расслаблено, а дыхание медленное и размеренное. Кажется, вокруг него разлита пустота и в то же время заполненность. Ни одно явление не может повлиять на глубокое погружение в тайны собственного «я» этого монаха.
Так проходит долгое время. Солнце, встретив одинокую фигуру своими лучами, уже чуть-чуть начинает прощаться. В этот момент тело монаха оживает и начинает двигаться. Пробуждение небыстрое, нужно время для того, чтобы прийти в себя в полном смысле этого слова. Вот он уже встал и тихой поступью пошёл по тропинке, которая ведёт в небольшой домик. Там его ждёт простая еда и такая же комната. Ничего лишнего в доме монаха нет, только самое необходимое для жизни.
Это было небольшое путешествие во времени для того, чтобы увидеть образ великого мыслителя Лао Цзы и сути его учения, которое стало одной из трёх основных религий Китая.
Кто такой Лао Цзы?
Если верить легенде, то это сын, которого родила женщина под сливовым деревом. Она вынашивала его 81 год и родила через бедро. На свет он появился старым и с седой головой. Это сильно удивило женщину, и она назвала его «старый ребёнок», что и означает в переводе на китайский Лао Цзы. Также есть другая трактовка его имени — «старый философ». Его рождение произошло в 604 году до нашей эры.
Стоит заметить, что достоверных сведений о его жизни и рождении нет. До сих пор ведутся исследования насчёт того, был ли человек с таким именем вообще. Поэтому здесь приводятся те данные о нём, которые написаны в авторитетных источниках.
Будучи взрослым, Лао Цзы служил императору и был наставником библиотеки во времена правления династии Чжоу. Долгие годы, занимаясь и читая древние трактаты, мыслитель созревал и набирался мудрости. Будучи в преклонном возрасте, он решил покинуть родную страну и отправился на запад верхом на зелёном быке. На пограничном пункте его остановил служитель императора и узнал великого мыслителя. Он попросил, чтобы мудрец оставил потомкам свою мудрость, перед тем как уйти. Именно по этой просьбе была написана знаменитая книга Лао Цзы – «Дао Дэ Цзин». Длина её составляет пять тысяч иероглифов.
Понятие о Дао
Дао – это в дословном переводе «путь». Основа всего сущего и закон, по которому все происходит в этом мире. Это понятие настолько многогранно и глубоко, что словами его невозможно конкретно обозначить. Иногда это понятие обозначают как силу, которая движет миром. Она не имеет ни начала, ни конца. Она есть в каждой частице бытия, и пронизывает мир насквозь. Без этой силы невозможно будущее и рассыпается прошлое. Именно она определяет понятие «сейчас» как способ существования.
В трактате о Дао Лао Цзы описывает, как сила движет всем миром и наполняет все существа. Устройство мира полностью определяется Дао, и не может быть иначе. Но в то же время Дао — это бесконечное множество вариантов того, каким путём может пойти существование отдельного объекта. Поэтому есть мнения, что с помощью этой книги любое существо может обрести бессмертие. Это проистекает от того, что Дао, путь которого должен пройти человек, может привести к вечному источнику жизни.
Понятие «Дэ»
Все перемены в мире обусловлены закономерностями или, другими словами, путевыми сообщениями между прошлым и будущем. Этот путь и олицетворяет Дао. В то же время эта сила проявляется через другую грань этого мира – Дэ. Отсюда и название книги «Дао Дэ Цзин».
Понятие «Дэ» являет собой свойство или идеальную концепцию существования всего в этом мире. Дао проявляется в реальности через существование Дэ. Это наилучший вариант проявления материи, которая представляет собой перетекание из одной формы в другую через путь Дао. В некоторых трактовках описывается сходство этого понятия с кармой. Карма определяет то, как будет существовать объект, и в некоторой степени перекликается с этим понятием.
В трактате описывается правильное существование человека, которое олицетворяет Дэ. Если избавится от страстей, гордости, излишеств и других пороков, то человеку откроется путь к совершенной жизни, в которой он будет наполняться энергией через Дэ.
О чём книга «Дао Дэ Цзин»?
В дословном переводе название означает «Книга о Дао». Автор взял на себя смелость описать то, что управляет всем миром. Этот трактат представляет собой отдельные изречения и небольшие описания. Он написан с помощью очень древних китайских иероглифов, которые современные жители почти забыли. Основной темой трактата, если так можно выразиться, выступает описание того, как нужно вести себя, жить и чувствовать в этом мире, чтобы человеку открылось истинное просветление.
По описанию Лао Цзы, Дао — это нечто безликое, которое, однако, может обрести форму во всём сущем. Любые попытки вписания этого понятия в конкретные рамки натыкаются на противоречия. Явление имеет форму, но на него смотришь и не видишь. О Дао пишется, что его слышишь, но не можешь услышать, ловишь, но не можешь поймать.
Такие противоречия красной нитью проходят в текстах. Основным фактором этого положения является стремление автора описать то, что находится за рамками понимания обычного человека, которым он себя и считал. Если попытаться определить понятие, то оно неизбежно ускользает, принимая другой облик или проявление. Вследствие этого в текстах есть попытки дать описание Дао как чего-то смутного и тусклого.
Даосизм
На основе написанного трактата возникла целая религия с одноимённым названием. Последователи этого учения старались постичь всю глубину смысла изложенного через отречение и соответствие тому образу жизни, который описывается. Нередко трактовки изложенного были разными, и многие монахи вступали в спор насчёт смысла написанного. Такая ситуация дала толчок к распространению различных школ даосизма, которые понимали суть написанного по-разному.
С помощью учения можно понять, что Дао — это соединение разума человека с мудростью природы. Это является основной целью многих последователей, которые внедряли различные техники для ускорения этого процесса. Разрабатывались комплексы гимнастических упражнений и техники дыхания. Такие способы обрели большую популярность в современном способе осмысления древнего писания.
Учение даосизма
Оценивая идеалы даосизма, можно понять, что главную роль в нём играет спокойствие и простота, а также гармоничность и естественность в поведении человека. Все попытки активных действий считаются бессмысленными и лишь напрасно тратят энергию. При существовании на волнах течения жизни не нужны усилия, они только мешают. Из спокойствия проистекает мир в обществе и гармоничная жизнь каждого.
Иногда действия сравниваются с водой, которая никому не мешает при движении и обтекает препятствия. Человек, который хочет силы и могущества, должен брать пример с воды, которая течёт, но не мешает. Чтобы достичь лучших результатов в жизни, нужно плыть по течению и стараться не нарушать поток своими действиями. Также, согласно трактату, у человека не должно быть зависимостей. Они ослепляют его и создают иллюзию того, что он без них не сможет прожить.
Путь каждого в даосизме
Если человек движим страстью или имеет излишества в своих действиях и стремлениях, то он далёк от своего истинного пути. Любая привязанность к земному создаёт условия, в которых человек начинает служить не себе, а конкретным вещам. Такое возможно, если не прислушиваться к стремлениям души и не заниматься поисками своего пути.
Отстранённое отношение к материальным благам и наслаждениям позволяет услышать голос своей души и в соответствии с ним начать свой Дао цзы — путь мудреца. На этом пути не возникает вопросов о том, правильно ли он выбран. Человеку становится комфортно, и разум его проясняется. Если пребывать в долгих размышлениях и прислушиваться к своему внутреннему голосу, со временем будет приходить понимание мира как универсальной субстанции для жизни каждого существа.
Управление недеянием
Когда в Китае правила династия Хань, то развитие в стране было стабильным и спокойным. Деятели брали на вооружение принцип даосизма, который подразумевал, что не нужно мешать развиваться обществу. Недеяние власти в плане управления позволяло народу жить в мире и достатке. Свои силы они применяли на развитие и совершенствование условий жизни.
Современные писатели и даосизм
Многие тренеры по личностному росту и успеху переняли принципы даосизма в свою практику. В своей книге «Дао жизни» Хакамада Ирина описывает принципы, которые взяты из этой религии. По её словам, она сделала некую выжимку из всего текста. Не все положения одинаково подходят к применению для российского человека и китайца. Поэтому таких урезанных руководств сейчас имеется великое множество. «Дао жизни» является книгой – путеводителем. В ней максимально конкретно описаны древние принципы, которыми нужно руководствоваться для гармоничной жизни.
Кроме того, каждый год выходит по меньшей мере один полноценный перевод трактата из древнего языка на современный. Все они представляют собой ещё одну интерпретацию истин, которые написаны уже больше двух с половиной тысяч лет назад.
Свою же книгу «Дао жизни» Хакамада Ирина преподносит тоже как один из переводов, но он сделан в большей мере для российского человека.
Последователи, которые пишут свою книгу «Дао»
Одним из известных последователей даосизма является Анна Аверьянова, которая выпускает книги под псевдонимом Лин Бао. Она проделала большую работу по расшифровке даосских текстов. Имеет собственное понимание этой религии и пишет продолжение книги «Дао». Бао Лин многие годы изучает пути достижения человеком сверх сознания. Кроме того, она также занимается вопросами подсознания и бессмертия человеческого разума.
Тайны «Дао» Бао Лин описывает в таком же стиле, что и оригинальные тексты Лао Цзы. Благодаря всестороннему развитию и долгим практикам по всему миру она выработала собственную систему понимания этой религии. В этом одно из отличий от того, как пишет Ирина Хакамада, «Дао» которой более практично.
Боевое искусство
На почве духовного совершенствования появлялись и боевые искусства. Одним из них стало Вовинам Вьёт Во Дао, что дословно означает «боевой путь вьетов».
Это боевое искусство зародилось среди деревенских любителей бороться и вскоре переросло в целое увлечение вьетнамского народа. В нём практиковалась, помимо техники ударов и захватов, высокая моральная и духовная тренировка. Она ставилась во главе всей техники. Считается, что воин Вьёт Во Дао без духовной основы не сможет победить противника.
Энергия «Дао»
В основе пути лежит энергия «Ци». Она, согласно писанию, является абсолютной энергией всего живого в этом мире. Есть понятие «Ци», человека и всего мира, который окружает его. Эта энергия помогает человеку наладить связь между собой разумом и окружающим миром.
У даосов разработана целая техника постижения силы «Ци». Она основывается на правильном дыхании с помощью тайцзыцюань. Это комплекс упражнений и приёмов, которые помогают организму настроиться на приём энергии. Самые талантливые даосцы, которые практиковали эту технику, могли долгое время находится без воды и еды. Также были случаи, когда задержка дыхания доходила до немыслимых пределов.
В даосизме есть несколько техник, которые дают восстановить связь с энергией Ци. Они являются частью самой древней методики «Цигун». Помимо дыхательной практики даосизма, используются боевые искусства и медитации. Все эти системы призваны служить одной цели – наполнение энергией Ци и постижение Дао.
Каналы наполнения человека энергией
Согласно трактату, человек может получать энергию когда угодно и где угодно. Для этого он использует специальные каналы. Но не у всех людей они работают на хорошем уровне. Зачастую пути для энергии засорены неправильным питанием и неподвижным образом жизни. Современная модель человека подразумевает использование технического прогресса для того, чтобы не тратить свои силы. Такой способ жизни влечёт за собой много негативных последствий. Человек становится пассивным, и ему не интересно развиваться. За него все выполняют вещи и устройства. Он становится лишь потребителем.
При низком потреблении энергетические каналы Дао Дэ закупориваются, и человек буквально становится зависимым от внешних стимуляторов. Это могут быть химические вещества или другие способы.
Для активации и расширения каналов используются специальные методики. Они представляют собой режим питания и определённый его состав. Специальные упражнения позволяют разработать позвоночник и другие части тела. Именно через позвоночник проходит главный и самый большой энергетический поток. Поэтому ему уделяется особое внимание.
Самоисцеление с помощью прислушивания к телу
Многие практики извлекли из книги «Дао» секреты того, как прислушиваться к телу и понимать работу внутренних органов. Такое мастерство доступно лишь тем, кто долгое время занимался техниками даосизма. После достижения определённого уровня человек начинает ощущать своё тело в буквальном смысле этого слова. Все органы словно преобразуются в систему, которая может быть изменена для исцеления.
Иногда мастера прибегают к практике исцеления других людей. Для этого открываются специальные центры нетрадиционной медицины, где принимаются пациенты.
Символика даосизма
Знаменитый символ «Инь и Янь» используется для объяснения сущности Дао. С одной стороны, символ показывает, что все меняется и перетекает из одной формы в другую. С другой стороны противоположности дополняют друг друга. Например, плохое не может быть без хорошего, и наоборот. Нет абсолютной победы одной стихии, можно достигнуть лишь баланса между ними.
В символе отображается одновременно борьба и баланс двух стихий. Они представлены в виде круговорота, которому нет конца. В тоже время чёрная и белая части не могут быть абсолютными, так как имеют частицы противоположности в себе.
Татуировки
Для отождествления человека с религией даосизма существует техника нанесения татуировок. Они представляют собой абстрактные рисунки и плавные линии. Нередко они симметричны и содержат в себе изображения мифических персонажей. Культура нанесения таких татуировок пришла из древнего Китая, где они были очень популярны.
Оздоровительная система
Существует и так называемая школа «Шоу Дао». В дословном переводе это означает «Путь спокойствия». Она представляет собой комплекс мер для улучшения здоровья и подлинного спокойствия. В них входят как единоборства, так и дыхательные практики, которые помогают обрести крепкое здоровье и спокойствие. Система «Шоу Дао» очень близка к философии даосизма и поэтому считается, что она может быть его частью. Воспитанники школы называют себя «спокойными воинами» и совершенствуют свои навыки для душевного равновесия.
Практические советы от даосизма
В мире есть много практических руководств, которые помогают вести здоровую духовную и психологическую жизнь. К примеру, есть советы, чтобы обрести спокойствие и гармонию в жизни:
- Избавляйтесь от стрессов с помощью внутренней улыбки. Можно не показывать её на внешнем уровне, но она должна появляться внутри человека.
- Меньше говорите. Каждое слово, которое произнесено напрасно или неуместно, тратит энергию Ци.
- Беспокойство растворяется в действии. Вместо того, чтобы нервничать сложа руки, нужно начинать активно действовать.
- Разум должен развиваться. Если он не задействован, то начинается деградация.
- Необходимо контролировать своё половое влечение.
- Будьте умеренны в питании. От стола нужно отходить, когда вы ещё немного голодны.
- Умеренность во всех воздействиях на тело.
- Чем больше радости в жизни, тем больше к человеку приходит энергии Ци. Поэтому надо радоваться всему вокруг.
Даосизм и любовь
Понятие «Дао» неразрывно связано с любовью. Через отношения двух людей противоположного пола произрастает дерево жизни и наполняет обоих энергией. Даосцы считали занятие сексом чем-то настолько естественным и необходимым, что писали для этого практические пособия. При этом в текстах с откровенными иллюстрациями нет ни тени похоти и извращения. В соответствии с трактатом «Дао любви», мужчина должен полностью начать контролировать своё чувство удовольствия и эффективно управлять им. Это нужно в первую очередь для удовлетворения женщины, которая нуждается в особенном участии.
Учение о любви имеет три основных понятия:
- Мужчина получает огромную силу и мудрость, если правильно подберёт режим своей эякуляции и влечения. Ему будут открываться новые возможности, когда будет практиковаться воздержание. Благодаря этому он сможет удовлетворять женщину в полной мере.
- У древних китайцев считалось, что неконтролируемое удовольствие мужчины не является самым приятным моментом в сексе. Есть более глубокое переживание, описанное в «Дао любви», которое доставляет истинное наслаждение. Чтобы достичь этого мастерства, нужно долгое время практиковаться.
- Центральной идеей выступает обязательное удовлетворение женщины. Она считается источником удовольствия для обоих партнёров и поэтому так важна.
Значение даосизма
Благодаря своей популярности даосские школы проникли на другие континенты и внедрились в разные общества. Некоторые критики необоснованно отвергают это учение как неподходящее другим людям. По их мнению, оно создано для китайцев и не имеет существенной пользы для представителей других национальностей. Тем не менее, многие люди по всему миру практикуют принципы даосизма и достигают исключительных результатов в области возможностей тела, разума и духовного развития.
Как оказалось, это учение можно использовать как китайцам, так и всем другим национальностям. Его принципы универсальны и при изучении помогают улучшить качество жизни каждого человека. Именно эту цель и преследовал Лао Цзы, когда писал свои трактаты для будущих поколений.
Для самого Китая это вылилось в целую религию, которая на протяжении многих веков остаётся все такой же загадочной и многогранной. Для её постижения может потребоваться целая жизнь.
Для русского человека сделаны отдельные сокращённые варианты древнего писания, которые максимально адаптированы к этой культуре. В основном такие руководства имеют много практических рекомендаций по психологии и самосовершенствованию.
Заключение
В свете современности даосизм принял вид духовной практики, которая помогает человеку справиться с проблемами, возникшими сегодня. Беря на вооружение принципы, изложенные в книге, каждый человек может самостоятельно совершенствоваться сразу в нескольких направлениях. Это может быть физическое здоровье, психологическое и духовное.
Что такое даосизм? (с иллюстрациями)
Даосизм — это древняя религия и философия, зародившаяся в Китае около 2500 лет назад. Дао , также транслитерируемое как «Дао» на английском языке, буквально означает Путь , а даосизм — это просто руководство для хорошей жизни в гармонии с природой и вселенной. Даосизм современен и дополняет конфуцианство, хотя даосизм утверждает, что предшествует Конфуцию — можно одновременно придерживаться обеих школ, и многие так и делают.Религиозный даосизм постулирует существование множества сверхъестественных существ, но можно идти по Пути, не обязательно приписывая какую-либо веру буквальному существованию призраков и богов.
Даосизм — это древняя религия и философия, которая способствует хорошей жизни в гармонии с природой и вселенной.
Принципы даосизма были впервые выражены в «Дао дэ цзин», который часто приписывают Лао-цзы, хотя современные ученые полагают, что это работа многих философов на протяжении длительного периода времени. Это, пожалуй, самая старая книга в мире. В серии загадочных стихов Дао Дэ Цзин разъясняется трудность постижения понимания Пути: «Путь, по которому можно идти, — это не Путь. Имя, которое можно назвать, — это не Имя».
Считается, что Лао-цзы был первым человеком, выразившим принципы даосизма в «Дао дэ цзин», но сегодня люди верят, что «Дао дэ цзин» был трудом многих философов на протяжении длительного периода времени.
Одним из основных принципов даосизма, который делает его привлекательным для современных жителей Запада, является концепция wu wei , или «ничего не делать», интерпретируемая как означающая, что следование Пути означает оставлять очень мало человеческого отпечатка в природе, но оставлять вещи как ты их найдешь. Природа поддерживает идеальный баланс, который мы нарушаем своим стяжательством, строя, разрушая, удаляя и переделывая, пока сама природа не будет покорена.
Тайцзи уходит корнями в даосизм.
Даосизм признает двойственность жизни, и символ инь-ян, который обычно считается представителем мужского и женского начал, но на самом деле представляет двойственность всего, является важным символом как в даосизме, так и в восточной мысли в целом.Даосизм также включает концепцию ци , часто пишется ци или ки , универсальной силы или энергии, которая населяет все живые и неодушевленные предметы. Уравновешивание qi — это фокус практики фэн-шуй , в которой размещение дома и его предметов может быть оптимизировано для создания здоровья, богатства и счастья.
Ритуал — важная часть религиозного даосизма, и обряды относятся к конкретным божествам и ушедшим предкам.Однако ритуал занимает иное место в жизни даоса, чем в жизни современного западного человека, в том смысле, что каждый может и должен выполнять свои собственные ритуалы без посредничества священства. В домохозяйствах есть домашние алтари, и подношения делает глава семьи или фактически любое лицо, которое пожелает. В настоящее время даосизм становится довольно популярным на Западе, поскольку его принципы часто применяются в тайцзи, цигун и других боевых искусствах и фитнесе, импортированных из Китая.
Даосизм зародился в Китае около 2500 лет назад..
Что такое дао? Автор: Алан В. Уоттс
Эта маленькая книга, кажется, является более короткой и упрощенной версией более крупной и академической работы Уоттса «Дао: Путь водотока». Хотя книга была явно взята из лекций в последние годы жизни Уоттса и отредактирована, книга читается плавно и непрерывно, и повсюду в одном и том же стиле, что заставляет меня думать, что содержание, возможно, первоначально было одним или двумя выступлениями и отредактировано Марком Уоттсом с Картины. По этой причине он имеет забавное сходство с Дао Дэ Цзин, который, хотя часто утверждается, что он был написан несколькими руками, имеет такую преемственность стиля, что кажется вероятным, что его написал один человек, будь то Лао-цзы или нет. .
Как упрощенная версия Дао: Путь водотока, Уоттс не дает большого количества исторического и философского контекста, окружающего даосизм и его ключевые тексты, а скорее дает ключевые концепции и иллюстрирует их яркими примерами, к которым мы все можем относиться — делая Даосизм не академическая философия, а путь опыта или, как описываются восточные философии, путь освобождения. В целом, книгу было приятно читать, и на самом деле я обнаружил, что простой язык и простые образы, которые использовал Уоттс, были более подходящими для передачи основного послания даосизма и обучения тому, как следовать Дао.Принимая во внимание, что Дао: Путь водотока фокусируется на Чжуан-цзы так же, как и на Лао-цзы, и по этой причине светлый тон, а также очень забавный, несмотря на то, что он несколько академичен, Что такое Дао почти полностью сосредоточено на Лао-цзы, Итак, еще одно сходство с Дао Дэ Цзин заключается в тональности. Моей любимой частью книги был раздел о ву вэй.
Моя единственная критика тома заключается в том, что я считаю, что введение, написанное редактором, сыном Уоттса Марком, могло быть написано с большим мастерством.Марк противоречит Алану относительно вероятных дат Лао-цзы и состава Дао Дэ Цзин. Не очевидно, что это расхождение во взглядах произошло из-за недавних открытий в даосской или китайской исторической науке. На мой взгляд, Марк также неверно охарактеризовал Дао, сведя его к простому западному пантеизму и тем самым вызвав очевидную и ошибочную критику.
.
TAO | Türk Anonim Ortakligi Международный »Турецкий | Оценить: | |||
TAO | Оцените: | ||||
TAO | Tropical Atmosphere Ocean Academic & Science »Ocean Science — and more… | Оцените: | |||
TAO | The Ace Orb Computing »Программное обеспечение — и многое другое … | Оцените: | |||
TAO | The American Organist Сообщество »Новости и СМИ | Оцените: | |||
TAO | Оцените: | ||||
TAO | Teen Advice Online Интернет» Chat | Оцените it5 | |||
TAO | Специалист по тактическим действиям Правительственный »Военные | Оцените: | |||
TAO | Арденнское наступление Разное» Несекретные | ||||
TAO | Порядок оказания помощи налогоплательщикам Правительственный »Государственный и местный | Оцените это: | |||
TAO | 000 Разное 000 000 Разное 000 Разное 000 Owen | Оцените его: | |||
TAO | Тестируемость, анализ и оптимизация Вычислительная техника »Программное обеспечение | ||||
Даосское искусство s Организация Сообщество »Art | Оценить: | ||||
TAO | Темы, ассоциации и события Сообщество» Новости и СМИ | Оцените это: | |||
TAO | Tactically Augmented Organism Medical »Physiology | Оцените Art Art: | |||
Оценить: | |||||
ТАО | Правда выше себя Сообщество» Религия | ||||
ТАО | Технологии, приложения и организация Бизнес »Общий бизнес | Оцените: | |||
TAO | Циндао, материковый Китай Региональные» | Оцените: | |||
TAO | Облитерирующий тромбоартериит. Медицина »Геном человека | Оцените: | |||
TAO | Офтальмопатия, ассоциированная с щитовидной железой Разное» 9005 | ||||
TAO | Тройная мазь с антибиотиком Медицинская | Оцените: | |||
One TAO | Вместе как | Вместе как | Оцените: | ||
TAO | Онлайн-терапевт Медицинский »Терапия | ||||
AO Тактический А ctions Officer Разное »Несекретно | Оцените: |
.
tao — Викисловарь
английский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
Из латинизации китайского языка Уэйд-Джайлз 道 (Дао, буквально «Путь»).
Произношение [править]
Имя собственное [править]
тао
- (Китайская философия) Альтернативная форма букв Дао : путь природы или способ жить своей жизнью.
Существительное [править]
tao ( обычно неисчислимо , множественное число taos )
- (в расширении) Искусство или умение делать что-то в гармонии с сущностью вещи.
- Синоним: zen
- дао стрельба из лука
- (исторический, устаревший) Синоним округа : различные административные единицы имперского и раннереспубликанского Китая.
См. Также [править]
Анаграммы [править]
Бикол Центральный [править]
Глагол [править]
тао
- дать
Бутуанон [править]
Существительное [править]
тао
- человек; человек
финский [править]
Этимология 1 [править]
Произношение [править]
- IPA (ключ) : / ˈtɑoˣ /, [ˈt̪ɑo̞ (ʔ)]
- Рифмы: -o
- Силлабификация: ta‧o
Глагол [править]
тао
- перегиб takoa :
- ориентировочное настоящее соединение
- второе лицо единственного числа императив настоящего / настоящего связного
Этимология 2 [править]
С китайского 道 ( dào ).
Произношение [править]
- IPA (ключ) : / ˈtɑo /, [ˈt̪ɑo̞]
- Рифмы: -o
- Силлабификация: ta‧o
Существительное [править]
тао
- tao
Cклонение [править]
Перегиб tao (Kotus type 1 / valo, без градаций) | |||
---|---|---|---|
именительный падеж | Тао | — | |
родительный падеж | таон | — | |
частичный | таоа | — | |
ил. | таун | — | |
единственное число | множественное число | ||
именительный падеж | Тао | — | |
винительный падеж | ном. | Тао | — |
общ. | таон | ||
родительный падеж | таон | — | |
частичный | таоа | — | |
inessive | таосса | — | |
старшая | таоста | — | |
ил. | таун | — | |
адессивный | таолла | — | |
аблатив | таолта | — | |
аллатив | таолле | — | |
essive | таона | — | |
перевод | таокси | — | |
поучительный | — | — | |
абс. | таотта | — | |
Качественный | — | — |
Анаграммы [править]
Венгерский [править]
Произношение [править]
- IPA (ключ) : [ˈtɒoː]
- Расстановка переносов: tao
- Рифмы: -oː
Этимология 1 [править]
Заимствовано из китайского языка 道 (dào, «путь, путь»).
Существительное [править]
Тао
- tao
Cклонение [править]
Производные термины [править]
Этимология 2 [править]
Аббревиатура от названия закона [1] на t ársasági a dó és o sztalékadó («корпоративный налог и налог на дивиденды»).
Существительное [править]
Тао
- Инициализм társasági adó és osztalékadó .
Cклонение [править]
Производные термины [править]
Ссылки [править]
Илокано [править]
Существительное [править]
тао
- человек
- человек
итальянский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
От латинизации Wade-Giles китайского 道 (Dào, буквально «Путь») или ( dào , «кругооборот»)
Произношение [править]
- IPA (ключ) : / ˈta.о /, [ˈt̪äːo]
- Рифм: -ao
- Расстановка переносов: tà‧o
Существительное [править]
тао м ( неизмен. )
- (философия) Дао
Производные термины [править]
Японский [править]
Романизация [править]
тао
- Rōmaji транскрипция た お
Малагасийский [править]
Этимология [править]
Из прото-малайско-полинезийских * taʀuq .Сравните индонезийский taruh .
Произношение [править]
Существительное [править]
Тао
- акт, действие
- подготовка
Глагол [править]
Тао
- сделать
- подготовить, вооружить, принять меры предосторожности
Связанные термины [править]
Мандарин [править]
Романизация [править]
тао
- Нестандартное написание tāo .
- Нестандартное написание от до .
- Нестандартное написание от до .
- Нестандартное написание: tào .
Примечания по использованию [править]
- Английские транскрипции мандаринской речи часто не могут различить критические тональные различия, используемые в мандаринском языке, используя такие слова, как этот, без соответствующего указания тона.
Существительное [править]
Тао
- копье
Существительное [править]
тао
- копье
Тагальский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
Из классического тагальского ᜆᜂ (дао), из прото-малайско-полинезийского * tau , из протоавстронезийского * Cau .Совместите с Thao caw , Ilocano tao , Cebuano tawo и Motu tau .
Произношение 1 [править]
- IPA (ключ) : /ˈta.ʔo/
- Расстановка переносов: ta‧o
Существительное [править]
тао
- человек, человеческое существо, человек, мужчина
- одна из граней монеты
- Синоним: tihaya
- муж
- Лицо, оставшееся одного в качестве охранника или смотрителя
- Синонимы: bantay, tanod
Связанные термины [править]
Производные термины [править]
Произношение 2 [править]
Прилагательное [править]
тао
- (архаичный) смертный
Вьетнамский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
Из прото-вьетского * soː («Я; я»).
Произношение [править]
Местоимение [править]
tao • (傮, 蚤, 𠋺)
- (неформальный, знакомый или высокомерный) I; я (используется для обозначения положения выше, чем у человека, к которому обращается; соответствует местоимению второго лица mày)
Синонимы [править]
Antonyms [править]
Существительное [править]
тао
- человек; человек
.