Что такое деятельность человека: Деятельность человека — Обществознание | УчительPRO
деятельность человека — это… Что такое деятельность человека?
- деятельность человека
↑ преднамеренный
деятельность человека — взаимодействие человека с окружающей средой;
действия, посвященные какой-л. цели; процесс осуществления крупной цели;
последовательность действий;
решение стоящих перед субъектом задач; включает в себя предметную составляющую
(заниматься какой-л. деятельностью. посвятить себя какой-л. деятельности).
развернуть (# деятельность. # борьбу).
развить (# бурную деятельность).
работа.
вести [проводить] работу.
политика. вести политику.
кампания (избирательная #).
давать [дать] себе труд.
вдаваться (не будем # в рассуждения).
ковать (# победу).
ставить (# спектакль).
Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС.
Баранов О.С..
1995.
- небрежно
- действующее лицо
Смотреть что такое «деятельность человека» в других словарях:
деятельность человека — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN anthropic activity Action resulting from or influenced by human activity or intervention. (Source: GRAHAW) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… … Справочник технического переводчика
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА — процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека оператора. Подчиняясь общим закономерностям деятельности вообще, Д. ч. о. имеет свою специфику и особенности и протекает следующим образом … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Рельефообразующая деятельность человека — хозяйственная деятельность человека, вызывающая изменение рельефа. Рельефообразующая деятельность проявляется: в прямом воздействии на рельеф при добыче полезных ископаемых, строительстве, ведении сельского хозяйства; и в косвенном создания… … Финансовый словарь
Всемирная программа для исследования влияния климата на деятельность человека и окружающую среду — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN World Climate Impact Program … Справочник технического переводчика
Всемирная программа исследования влияния климата на деятельность человека — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN World Climate Impact ProgramWCIP … Справочник технического переводчика
Алкоголь и деятельность человека — Пьяному море по колено, а лужа по уши… Случаи утопания во время купания часто бывают связаны с опьянением: пьяные забывают об осторожности, лезут на глубину, купаются во время шторма. Пьяный плохо держится на воде и легко может захлебнуться, у… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНАЯ — соц. деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей об ва. Культурное содержание можно выделить в любой сфере целенаправленной соц. деятельности человека: труде, быту, политике,… … Российская социологическая энциклопедия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ — специфический вид деятельности человека, осуществляемый в усложненных, отличных от обычных, условиях. Эти условия (см. Особые условия деятельности) могут носить различный характер, однако работа в них характеризуется некоторыми общими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
деятельность — направляемое мотивированной целью взаимодействие человека с природой и обществом. Деятельность человека, направленную на достижение ближайшей цели, называют единицей жизни. Деятельность человека, связанную с использованием языка, называют речевой … Толковый переводоведческий словарь
Деятельность — это… Что такое Деятельность?
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
- процесс вовлечения в деятельность,
- процесс целеполагания
- процесс проектирования действий,
- процесс осуществления действий,
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов[1]].
Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)
Примечания
- ↑ См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
См. также
Литература
- Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность»
- Носкова О. Г. Деятельность
- Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 — 28.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
- Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ — 1988. — 179 с.
- Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
- Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. — 1993 .
- Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.
Деятельность человека. Понятие, структура, классификация
Совет. Хорошо учиться без самых новых гаджетов невозможно. Технику нужно обновлять каждый год. Ищи тут и здесь скидки до 70% на смартфоны и ноутбуки.
Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.
Понятие и структура
Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:
- Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
- Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
- Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
- Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
- Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.
Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:
- потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
- мотив – побуждение к деятельности;
- цель – мысленно представляемый результат деятельности;
- средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
- процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
- результат – завершение, итог деятельности.
Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.
Виды и формы
Человеческая деятельность – сложное и многообразное явление. Все ее формы можно условно разделить на 2 группы:
- Внутренняя деятельность – духовное и интеллектуальное развитие человека, формирование идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений.
- Внешняя деятельность – общение и практические действия (трудовая, производственная, спортивная, профессиональная активность).
По конечным результатам, принципам организации, особенностям мотивации различают 5 форм деятельности:
- Общение – взаимодействие людей или социальных групп, состоящее в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, восприятии и понимании друг друга.
- Игра – активность, возникающая в рамках специально созданных сюжетов, правил. Игра помогает формированию и раскрытию способностей, как разрядка необходима при всякой интенсивной деятельности.
- Учение – усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
- Труд – деятельность, результатом которой становится создание общественно значимого продукта.
- Творчество – исторически первичный вид деятельности человека, направленный на создание качественно новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.
На каждом этапе возрастного развития один из них приобретает ведущее значение в формировании новых свойств личности:
- в дошкольном возрасте – игра;
- в детстве, отрочестве и юности – учение;
- в зрелом возрасте и старости – труд.
Все виды деятельности взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека в любом возрасте.
По типу активности субъекта выделяют следующие виды деятельности:
- Преобразовательная – специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в его изменении и подчинении своим целям с помощью определенных технологий.
- Познавательная – изучение объективного мира с целью последующей реализации полученных знаний на практике.
- Ценностно-ориентационная – осмысление и оценка явлений, процессов, событий окружающей действительности, формирование личного эмоционального отношения к ним.
- Коммуникативная – познание и оценка человеком других людей, а через них – и самого себя. Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
- Художественная – создание, восприятие, хранение и передача духовных ценностей, самостоятельное творчество в области литературы и искусства.
Деятельность – это то, благодаря чему человек превосходит индивидуальные, заложенные природой, возможности. Почти все ее формы и способы организации связаны с:
- умениями и навыками, приобретенными в результате культурно-исторического развития;
- предметами материальной и духовной культуры, используемыми в качестве средств удовлетворения потребностей или собственного развития.
Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер. Она преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
Заключение
Деятельность оказывает определяющее воздействие на формирование личности, через нее устанавливается реальная связь между человеком и окружающим миром. В деятельности проявляется ум человека, его чувства, воображение, способности, свойства характера. Содержание деятельности определяется не только потребностями, но и общественными целями, опытом, убеждениями, моральными установками. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.
Деятельность человека — Студопедия
Человек как биосоциальное существо
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. По своей сути человек – биосоциальное существо. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное связано в нём воедино. Биологическая природа человека – это его условие существования, а социальное – сущность человека.
Человек — биологическое существо:
— Ч. принадлежит к высшим млекопитающим, образуя вид гомо сапиенс;
— обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами;
— Ч. может приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек – социальное существо:
— неразрывно связан с обществом;
— становится человеком только вступив в общественные отношения;
— способен и готов к общественно полезному труду;
— обладает сознанием и разумом, свободой и ответственностью.
Основные отличия человека от животного:
- Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
- Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
- Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
- Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
- Человек удовлетворяет не только материальные, но и духовные потребности.
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды – потребности. Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей человека:
- Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище, санитарно – гигиеническом благополучии идр.
- Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны.
Деятельность— это специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.
Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.
1. Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.
2. Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.
3. Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.
Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.
Основные формы деятельности человека
Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.
Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма.
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Структура деятельности человека
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени.
Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.
Наиболее разработанная классификация потребностей человека принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей:
— физиологические — в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
— экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
— социальные — стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
— престижные — основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
— духовные — ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний;
— познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
— эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
— трансцендирования — бескорыстное стремление помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.
Мотив деятельности
Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.
В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.
Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров.
Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д.
Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).
Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение.
Цели деятельности
Цель — это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.
Средства, используемые в деятельности
Средства — это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.
Средства должны быть соразмерны цели. Средства должны быть моральными.
Действие
Действие — элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.
Результат деятельности
Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом труда — товары, результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам человек, поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.
Деятельность — Википедия. Что такое Деятельность
Деятельность одновременно: игровая, познавательная и трудовая
Люди, занятые оплачиваемой деятельностью — работой
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта (живого существа) с объектом (окружающей действительностью), во время которого субъект целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя какие-либо свои потребности, достигая цели[1].
Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды любой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.
Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо занимающееся какой либо деятельностью — деятель: государственный деятель, деятель искусства, деятель политики, военный деятель и так далее.
Cинонимами к слову «деятельность» являются: труд, дело, работа, занятие, движение и др.
Общие сведения
В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:
- процесс принятия решения
- процесс вовлечения в деятельность
- процесс целеполагания
- процесс проектирования плана (программы) действий
- процесс осуществления плана (программы) действий
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
- процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования
Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов[2].
Философия
Итальянский философ Бенедетто Кроче рассматривает деятельность (attivita, активность) как духовную форму (forme spirituale), поскольку деятельность немыслима без воли, которая является важнейшей характеристикой духа. Деятельность имеет внутреннюю структуру в зависимости от тех ценностей (valore), которыми она руководствуется. Теоретическая деятельность (l’attivita teoretica) направлена на поиск истины (vero) и достижение красоты (bello). Практическая деятельность (l’attivita pratica) ищет пользы (utile) и справедливости (giusto). Эффект достижения цели называется удовлетворенностью (soddisfazione). Стремление к истине создает науку, к красоте — искусство, к пользе — экономику, к справедливости — мораль[3]
Типы и виды деятельности
Психологами выделяются:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность, включая учебную
- Трудовая деятельность
- Деятельность общения
- Творческая деятельность как когнитивно-преобразовательная и как креативное создание принципиально нового, социально значимого продукта
- Другие виды деятельности (основная, второстепенная, террористическая и так далее).
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность — любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения, требует длительного периода теоретического и практического обучения.
Дружилов С.А., Психология профессионализма[4]
Профессиональная деятельность традиционно рассматривается как вид трудовой деятельности.
Словосочетание «профессиональная деятельность» употребляется в двух вариантах:
- как обозначение трудовой деятельности, характеризующейся высокими показателями качества и эффективности;
- как обозначение сложной продуктивной деятельности в рамках профессии.
Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту
Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:
- Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
- Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
- Эстетическая деятельность — понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
- Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.
См. также
Примечания
- ↑ Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
- ↑ См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.
- ↑ Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика
- ↑ Дружилов С.А. Психология профессионализма. — Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. — С. 34. — 296 с. — ISBN 978-966-8324-74-1.
Литература
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду Эссе
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду Эссе | Основные испытания
ЭССЕ НАД
- Домашняя страница
- Влияние человеческой деятельности на окружающую среду Очерк
1.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Туристическая газета — 1691 слово
Документ
— Воздействие экотуризма в Антарктиде
Андрей Хорощак
4553020
Профессор Дэвид Феннелл
Эмбер Уайли
Семинар 17
10 марта 2010 г.Введение
Экотуризм какое-то время сосуществовал с людьми (например, сафари-туры в Африке существуют десятилетиями), однако в последнее время эта концепция стала новым явлением (Феннелл, Лекция IX-Экотуризм).За последние пару десятилетий во многих местах стал развиваться туризм, что привело к ухудшению состояния окружающей среды
Слова: 1691 — Страниц: 7
Открыть документ
2.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Влияние человека на циклы — 566 слов
Влияние человека на циклы
Мы, люди, оказываем влияние на всех и вся вокруг нас, включая
четыре основных цикла Земли; водный цикл, азотный цикл, углеродный цикл и фосфор
цикл.
Круговорот воды
циркуляция земных вод, при которой вода испаряется из
поверхность в атмосферу, где она конденсируется и возвращается обратно на поверхность Земли
как дождь или снег.Вода является неотъемлемой частью любого живого, биотического объекта. У людей есть
влияние круговорота воды множеством различных способовСлова: 566 — Страниц: 3
Открыть документ
3.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Пылесборник — 524 слов
почти десятилетие и его влияние на жизнь тысяч людей, пострадавших от него. До 1930-х годов фермеры стекались в южные штаты, так как их привлекали обширные участки земли, более чем подходящие для ведения сельского хозяйства. Земля была настолько богатой, что миграция продолжалась в южные штаты.Думая, что блага земли никогда не закончатся, фермеры продолжали вспахивать землю, не обращая внимания на ее потенциальное пагубное воздействие на окружающую среду. В поисках экономического процветания
Слова: 524 — Страниц: 3
Открыть документ
4.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Копия научного проекта Грейс Кеара
Здоровая окружающая среда во многом зависит от действий, которые
сообщество принимает, чтобы поддерживать его в стабильном состоянии, что в конечном итоге повлияет на
благополучие и здоровье самих людей. Люди играют важную роль
роль в качестве окружающей среды и атмосферы на основе действий, которые они
принимать каждый день.В зависимости от того, какие действия они предпринимают, окружающая среда и
на атмосферу можно повлиять как положительно, так и отрицательно. Здоровье
окружающая среда и здоровье живых организмов orgaWords: 1469 — Страниц: 6
Открыть документ
5.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Изменение климата — 767 слов
Изменение климата
Парниковый эффект оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду из-за повышения температуры и повышения уровня моря, что в основном способствует возникновению природных кризисов, таких как наводнения и засухи. Другими словами, глобальное потепление вызвано человеком из-за сжигания ископаемого топлива, вырубки деревьев, лесов и различных сельскохозяйственных и производственных процессов (Slaght, J.и др., 190). Кроме того, как правительства, так и сообщество несут чрезвычайно важную ответственность передСлова: 767 — Страниц: 4
Открыть документ
6.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
изменение климата — 2545 слов
угрожает нашей земле; человеческие существа могут исчезнуть, вероятно, в ближайшем будущем. Причина и следствия этого явления были изучены — парниковый эффект. Весь мир вовлекается в эту проблему и ищет решения. Правительство Австралии (2013) объясняет, что парниковый эффект — это природное явление, повышающее температуру поверхности земли.Однако, согласно исследованиям, деятельность человека усилила тепличную деятельность, сделав ее хуже. Так климат
Слова: 2545 — Страниц: 11
Открыть документ
7.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Человек и окружающая среда — 829 слов
Бумага 1
Что такое среда?
Существует множество различных определений и представлений о том, что такое окружающая среда, но самые простые из них — это «окружающая среда или условия, в которых живет или действует человек, животное или растение» и «мир природы в целом или в конкретном географическом регионе. области, особенно пострадавшие от деятельности человека.”(1)
Как люди влияют на окружающую среду
Как и все живые существа, люди являются неотъемлемой частью окружающей среды, и из-за этого они подвергаются воздействиюСлова: 829 — Страниц: 4
Открыть документ
8.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Внедрить Anc — 3983 слова
здоровая продуктивная и приятная жизнь.
Ваш ответ должен включать обсуждение:
* Сложная среда ussies
* Методы измерения воздействия организации на окружающую среду
* Методы управления воздействием организации на окружающую среду
* Способы снижения воздействия организации на окружающую среду.Слова: 3983 — Страниц: 16
Открыть документ
9. Влияние человеческой деятельности на окружающую среду Очерк
Человеческая деятельность и глобальное потепление
Ричард Мата
РУС 102
Эрнандес
1-й проект
30.11.2012
Человеческая деятельность и глобальное потепление
Каждый день люди встают, едут на работу и, возможно, даже курят, пока заняты этим.Люди живут каждый день, не думая о том, как их образ жизни влияет на окружающую среду. Некоторые люди, возможно, не понимают, как простое включение света (которым управляет электростанция), вождение автомобиля или курение могут нанести вред и загрязнить воздух. Знание того, как люди относятся к миру, очень важно, потому что этоWords: 1942 — Страниц: 8
Открыть документ
10.Влияние человеческой деятельности на окружающую среду, эссе
Деловая среда — 4616 слов
Раздел 1 Организация бизнеса и окружающая среда
Редактировать 0 0 11…
Примечания к редакции организации бизнеса и окружающей средыОглавление
Примечания к редакции организации бизнеса и окружающей среды
1.1. Характер деловой активности
1.2 Типы организаций
1.3 Организационные цели
1.4 Заинтересованные стороны
1.5 Внешняя среда
1.6 Инструменты организационного планирования
1.7 Рост и эволюция
1.9 Глобализация
Вопросы высшего уровня
1.1. Характер деловой активности1. Что такое бизнес с точки зрения затрат
Words: 4616 — Страниц: 19
Открыть документ
Итоговая исследовательская работа — 3072 слова
Закон Фифи
Эбру Гоксель-Демир
ESLL 26.06
27 февраля 2014 г.
Человеческое развитие и стихийные бедствия
В наши дни технологии развиваются с огромной скоростью. Легко воспрепятствовать строительству и человеческому развитию в любой части Земли. Развитие технологий помогает людям легче жить. Однако действительно ли человеческое развитие приносит нам пользу? 11 марта 2011 года у восточного побережья Японии произошло землетрясение магнитудой 9,0, вызвавшее разрушительное цунами, вызвавшеебаллов.
Words: 3072 — Страниц: 13
Открыть документ
Бумага 2, первый проект
младший год
1 декабря 2014 г.Влияние на вырубку тропических лесов
Что такое вырубка тропических лесов? Термин «обезлесение лесных массивов» можно описать как вырубку или вырубку всех деревьев на определенной территории.Первоначально 8000 лет назад земля была покрыта примерно 14,8 миллиардами акров леса (Rainforest Alliance, 1999). К прошлым 50 годам назад, в то время как вырубка леса происходила в результате государственных проектов развития или натурального хозяйства как миграция. В наше время это заготовкаСлова: 967 — Страниц: 4
Открыть документ
глобальное потепление — 708 слов
Глобальное потепление
SCI 207 Зависимость человека от окружающей среды
Глобальное потепление
Я.Введение
А. Изложение тезисаИзменение климата — это постепенное повышение средней температуры Земли. Климатические изменения актуальны и обычно являются результатом сжигания людьми невозобновляемых видов топлива для производства электроэнергии. Исследования показали экологические изменения на уровне, не имеющем аналогов в истории, который мы все знаем, например, таяние полярных ледяных шапок, усиление опустынивания, повышение уровня моря, а также
Слова: 708 — Страниц: 3
Открыть документ
Документ об ответственном потреблении — 557 слов
Потребление окружающей среды
Воздействие, которое телевизионная реклама оказывает на окружающую среду для потребителей, часто может дезинформировать.«Вся картина» в трехминутном рекламном ролике нечасто видна публике. Мы видим картину разрушения окружающей среды и то, что вызывает это и как потребитель может нести за это ответственность. Эти рекламные ролики, дающие публике образы океанов, улиц, игровых площадок и многого другого с заваленным мусором, химическими веществами и мертвым океаном, оказывают влияние на умыСлова: 557 — Страниц: 3
Открыть документ
.
оползней, вызванных деятельностью человека, растет — ScienceDaily
Согласно новому исследованию, проведенному учеными из британского Шеффилдского университета, в период с 2004 по 2016 год в результате оползней во всем мире погибло более 50 000 человек. Команда, которая собрала данные о более чем 4800 оползнях со смертельным исходом за 13-летний период, также впервые обнаружила, что количество оползней, вызванных деятельностью человека, со временем увеличилось. Исследование опубликовано сегодня в журнале Европейского союза наук о Земле Natural Hazards and Earth System Sciences .
Команда обнаружила, что более 700 оползней со смертельным исходом, произошедших в период с 2004 по 2016 годы, имели отпечатки пальцев человека. Строительные работы, законная и незаконная добыча полезных ископаемых, а также неконтролируемая вырубка холмов (вырубка земли на склоне) стали причиной большинства техногенных оползней.
«Мы знали, что люди оказывают все большее давление на окружающую их среду, но было удивительно обнаружить в базе данных четкие тенденции, согласно которым количество смертельных оползней, вызванных строительством, незаконной вырубкой холмов и незаконной добычей полезных ископаемых, увеличивалось во всем мире в период с 2004 по 2016 годы, — говорит Мелани Фроуд, научный сотрудник географического факультета Шеффилда и ведущий автор исследования.
Несмотря на то, что эта тенденция носит глобальный характер, Азия является наиболее пострадавшим континентом: «Все страны, входящие в топ-10 по фатальным оползням, вызванным деятельностью человека, расположены в Азии, — говорит Фроуд. Страна номер 1 — Индия, на которую приходится 20% этих событий. Это также страна, в которой число оползней со смертельным исходом по вине человека растет с наибольшей скоростью, за ней следуют Пакистан, Мьянма и Филиппины.
Дэйв Петли, профессор и вице-президент по исследованиям и инновациям Университета Шеффилда, начал сбор данных о фатальных оползнях после того, как понял, что многие базы данных о стихийных бедствиях «значительно недооценивают масштабы воздействия оползней.»Хотя землетрясения и штормы более смертоносны, оползни вызывают значительное число смертельных случаев.
Исследователи идентифицировали в общей сложности 4800 оползней со смертельным исходом, не считая тех, которые были вызваны землетрясениями, которые произошли по всему миру в период с 2004 по 2016 год и унесли в общей сложности около 56 000 смертей. Самым трагическим событием, идентифицированным исследователями, стал оползень Кедарнатх в июне 2013 года в Индии, в результате которого погибло более 5000 человек. Это произошло из-за экстремальных погодных условий, вызвавших внезапные наводнения и сильные сели, от которых пострадали тысячи религиозных паломников, оказавшихся в горной местности.
С 2004 года Петли тщательно собирал данные о фатальных оползнях из онлайн-сообщений англоязычных СМИ. Чтобы убедиться, что новости были точными, Петли — а в последнее время и Фруд, проверявший все отчеты об оползнях, — сверяли каждый отчет, когда это было возможно, со статьями правительства и агентств по оказанию помощи, академическими исследованиями или посредством личного общения. Подробная информация об оползнях, такая как местоположение, воздействие или причина, была добавлена в их Глобальную базу данных по фатальным оползням.
«Сбор этих отчетов и их систематизация в базе данных показывает нам, где оползни часто причиняют вред людям, что вызывает эти оползни и существуют ли закономерности в их возникновении с течением времени. База данных предоставляет нам обзор воздействия оползней на общество , — объясняет Петли.
Помимо Азии, где, согласно базе данных, произошло 75% оползней, наиболее пострадавшие районы находятся в Центральной и Южной Америке, на Карибских островах и в Восточной Африке.В Европе Альпы — регион с более смертоносными оползнями.
В подтверждение прошлых исследований исследователи также обнаружили, что 79% оползней в их базе данных были вызваны дождями. Большинство событий происходит летом в северном полушарии, когда циклоны, ураганы и тайфуны более часты, а сезон муссонов приносит проливные дожди в некоторые части Азии.
Исследование Natural Hazards and Earth System Sciences подчеркивает, что оползни со смертельным исходом чаще встречаются в поселениях, вдоль дорог и на участках, богатых ценными ресурсами.Исследователи говорят, что они чаще встречаются в бедных странах и непропорционально поражают бедных людей.
В горном районе Гималаев, особенно в Непале и Индии, многие из фатальных оползней, вызванных строительством, произошли на дорожных строительных площадках в сельских районах, тогда как в Китае многие произошли на городских строительных площадках. «Распространенность оползней в этих условиях свидетельствует о том, что правила защиты рабочих и населения недостаточны или не соблюдаются в достаточной степени.В случае с дорогами обеспечение безопасности во время строительства затруднено, когда полностью закрывать дороги экономически нецелесообразно, поскольку альтернативные маршруты включают значительные объездные пути более 100 миль «, — говорит Фруд.
Оползни, вызванные вырубкой холмов, в основном представляют собой проблему в сельской местности, где многие люди незаконно собирают материал со склонов холмов для строительства своих домов. «Мы обнаружили несколько случаев, когда детей ловили на горках, когда они собирали цветную глину со склонов холмов для украшения домов во время религиозных фестивалей в Непале.Обучение сообществ, применяющих эту практику, о том, как делать это безопасно, спасет жизни «, — говорит Фроуд.
«При наличии соответствующих правил, регулирующих инженерное проектирование, обучение и обеспечение соблюдения правил специалистами-инспекторами, оползни, вызванные строительством, добычей полезных ископаемых и вырубкой холмов, можно полностью предотвратить», — подчеркивает Фруд. «В исследовании подчеркивается, что нам необходимо переориентировать наши усилия на предотвращение аварий на склонах», — заключает Петли.
.
Что это такое, его использование и 10 шагов по его применению
Что такое BPM, ориентированный на человека?
Human-Centric BPM — это подход к процессу управления бизнесом , который фокусируется на задачах, действиях и человеческих навыках в процессах , чтобы создать другие автоматизированные функции для поддержки этих человеческих действий.
Причина этого в том, что в любом бизнес-процессе есть ряд действий, которые могут выполнять только люди , такие же люди, как мы.
Некоторые примеры чисто человеческих задач, охватываемых Human-Centric BPM:
- Просмотр отчетов, данных или измерений.
- Создание текстов, таких как предложения, контракты или отчеты.
- Создание изображений, например предметов дизайна.
- Судейство.
- Оценка.
- Выбирать между альтернативами.
- Языки перевода.
- Утверждение или разрешение.
И многие другие.
Можно сказать, что деятельность человека в процессе можно перевести как , что человек делает .Но для интеграции в процесс будет использоваться серия автоматизированных действий по оказанию помощи, выполняемых системой, таких как предупреждений или предупреждений, например, для информирования о том, что определенные действия человека не были выполнены вовремя.
Цель Human-Centric BPM — определить эти действия в «пакеты» , которые можно стандартизировать и интегрировать в различные процессы. Это означает создание «единиц работы» , которые могут быть более легко распределены высшим руководством компании.Определение этой распределяемой человеческой деятельности является основой Human-Centric BPM.
Чтобы вы понимали лучше, имейте в виду следующее:
Каждая из этих «операций» представляет собой описание реальной человеческой работы, которую необходимо выполнить и которая должна включать:
- Уведомление
- Информация
- Заключение
- Срок
- Оповещения и предупреждения
Следовательно, BPM, ориентированный на человека, можно понимать как как способ разработки потоков процессов, содержащих трудно заменяемые человеческие действия , чтобы обеспечить лучшее управление и исполнение.Обычно они дополняют центральные системные процессы, которые нацелены на замену большей части человеческого вмешательства посредством автоматизации.
Подробнее: Поймите разницу между рабочим процессом и BPM.
Человекоцентрический BPM Особенности
- Больше гибкости
- Адаптивность
- Гибкость в реагировании на события
- Возможность переназначения работы
- Возможность приостановки работы
- Мобильный доступ
- Более простая интеграция с другими системами
Преимущества, предоставляемые этими функциями, обычно включают снижение рисков, более высокий уровень соответствия, усиление поддержки со стороны руководства и лучшее взаимодействие с клиентами.
См. Также: Преимущества BPM.
10 шагов для определения человеческой деятельности
Мы раскрыли для вас методологию, разработанную профессорами Китом Свенсоном и Джимом Фаррисом , которая определяет человеческую деятельность и будет частью процесса BPM, ориентированного на человека.
1. Поставьте цель
Перед тем, как начинать какой-либо проект, вы должны четко понимать, чего вы хотите добиться от .
2. Определите человеческий труд
Начните с перечисления задач, которые должны выполняться отдельными лицами, т.е.е. которые зависят от навыков человека , которые должны быть выполнены.
Обычно их можно разделить на три категории:
- Решения, которые необходимо принять.
- Задачи, которые можно автоматизировать, но еще не реализованы.
- Физические задачи, например, упаковка.
Узнайте больше об автоматизации процессов.
3. Определите завершение операции
Это предполагает выбор. Человеческие задачи могут приводить к нескольким выводам, например, правильному или неправильному, принятому или отклоненному, пройденному или неудачному и т. Д.
4. Расставьте задачи по порядку
Работа и выводы должны быть идентифицированы через сетевую диаграмму человеческой деятельности, которая должна выполняться должным образом. Четко изложите условия и порядок действий.
5. Определите, кто чем занимается
После того, как задачи были определены и упорядочены, необходимо определить, кто будет отвечать за их выполнение.
6. Определите, какую информацию следует использовать
Здесь необходимо указать схему или набор схем для уточнения информации, необходимой для проведения мероприятий.
7. Определите доступ к информации для каждого действия
В некоторых частях процесса определенная информация может быть прочитана и обновлена. В другом месте информацию можно прочитать, но нельзя обновить. В процессе также бывают случаи, когда информация полностью скрыта или не указана, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому действию.
8. Определить сроки
Возможно, действие должно быть выполнено в период, и это должно быть ясно.
9.Оформление подачи информации
Это даст пользователю информацию и ее визуальное представление. Он может быть специфическим для каждого вида деятельности или одинаковым на протяжении всего процесса.
10. Интегрируйте информацию
Определите, как информация, необходимая в процессе, может быть собрана из различных источников и отправлена в различные места назначения.
Выполнив эти шаги, вы определили одно из «человеческих действий» для создания вашей Human-Centric BPM system .
Обратите внимание, что это будет только один из подходов, есть и другие, также применимые для управления бизнес-процессами.
Подробнее: Определение BPM: Узнайте, как повысить ценность вашего бизнеса: https://www.heflo.com/blog/bpm/bpm-definition/
.
3 Что такое человеческий фактор? | Здравоохранение приходит домой: человеческий фактор
Фиск, А.Д., Роджерс, В., Чарнесс, Н., Чая, С.Дж., и Шарит, Дж. (2009). Дизайн для пожилых людей: принципы и творческий человеческий фактор, подходы (2-е изд.). Бока-Ратон, Флорида: CRC Press.
Гинзбург, Г. (2005). Инженерия человеческого фактора: инструмент для оценки медицинских устройств при принятии решений о закупках в больницах. Журнал биомедицинской информатики, 38 (3), 213-219.
Общество по человеческому фактору и эргономике. (2004). Руководство по использованию антропометрических данных в дизайне продукции. Санта-Моника, Калифорния: Автор.
Институт медицины. (2001). Преодоление пропасти качества: новая система здравоохранения для 21 века . Комитет по качеству здравоохранения в Америке. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия прессы.
Международная ассоциация эргономики. (2010). Что такое эргономика? Доступен: http: // www.iea.cc/01_what/What%20is%20Ergonomics.html [30 марта 2011 г.].
Международная организация по стандартизации. (2010). ISO 9241-210: 2010 Эргономика взаимодействия человека с системой. Часть 210: Человеко-ориентированное проектирование интерактивных систем . Доступно: http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=52075 [апрель 2011 г.].
Карш, Б., Холден, Р., Альпер, С.Дж., и Ор, К.К.Л. (2006). Инженерная парадигма человеческого фактора для безопасности пациентов — проектирование для поддержки работы профессиональных медицинских работников. Качество и безопасность в здравоохранении, 15 (Дополнение I), i59-i65.
Лоутон, М.П., и Нахемоу, Л. (1973). Экология и процесс старения. В C. Eisdorfer и M.P. Lawton (Eds.), Психология развития и старения взрослых . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
Леонард М., Грэм С. и Бонакум Д. (2004). Человеческий фактор: критическая важность эффективной командной работы и общения для обеспечения безопасного ухода. Качество и безопасность в здравоохранении, 13 (Дополнение 1), i85-i90.
Лин, Л., Исла, Р., Дониз, К., Харкнесс, Х., Висенте, К.Дж., Дойл, Д.Дж. (1998). Применение человеческого фактора при разработке медицинского оборудования: обезболивание под контролем пациента. Журнал клинического мониторинга и вычислений, 14 (4), 253-263.
Лин, Л., Висенте К.Дж., Дойл, Д.Дж. (2001). Безопасность пациентов, возможные побочные эффекты лекарственных средств и конструкция медицинского устройства: инженерный подход, связанный с человеческим фактором. Журнал биомедицинской информатики, 34 (4), 274-284.
Мейстер, Д. (1989). Концептуальные аспекты человеческого фактора . Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Моралес Р.М., Каспер Г. и Бреннан П.Ф. (2007). Дизайн, ориентированный на пациента. Потенциал ориентированного на пользователя дизайна в личных медицинских записях. Журнал Американской ассоциации управления медицинской информацией, 78 (4), 44-46, викторина 49-50.
Морроу Д., Норт Р. и Викенс, К. Д. (2006). Снижение и смягчение последствий человеческого фактора в медицине.В Р. Никерсон (ред.), Обзоры человеческого фактора и эргономики, Том 1 (стр. 254-296). Санта-Моника, Калифорния: Общество человеческого фактора и эргономики.
Мюррей, доктор медицины, Янг, Дж., Хок, С. и др. (2007). Вмешательство фармацевта для улучшения приверженности к лечению при сердечной недостаточности: рандомизированное исследование. Анналы внутренней медицины, 146 (10), 714-725.
Национальный исследовательский совет. (2007). Человеко-системная интеграция в процессе разработки системы; Новый взгляд. Комитет по поддержке проектирования человеческих систем для меняющихся технологий, R.W. Pew and A.S. Mavor, Eds. Комитет по человеческому фактору, Отдел поведенческих и социальных наук и образования. Вашингтон, округ Колумбия: The National Academies Press.
Норман Д.А. (1988). Психология повседневных вещей . Нью-Йорк: Основные книги.
Норман Д.А., Дрейпер С.В. (1986). Дизайн системы, ориентированной на пользователя: новые перспективы взаимодействия человека с компьютером . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс.
Reason, J. (1990). Человеческая ошибка. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
.