Что такое эмоциональное состояние: Эмоциональные состояния — это… Что такое Эмоциональные состояния?

Содержание

Эмоциональные состояния — это… Что такое Эмоциональные состояния?



Эмоциональные состояния
— переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Эмоциональные константы
  • Эмоциональный голод

Смотреть что такое «Эмоциональные состояния» в других словарях:

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — состояния, вызванные переживанием человека его отношения к внешнему миру и самому себе и характеризуемые изменениями количественных и качественных параметров ответов на сигналы внешней среды. тесно связаны с индивидуальной семантической… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Эмоциональные компоненты — – в социальной психологии – то чувство или настроение человека, которые могут быть связаны с его социальным положением, социальной позицией или возникают при общении с кем либо. При этом часто предполагается, что эти эмоциональные состояния имеют …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ — В социальной психологии, то чувство или настроение субъекта, которое связано с его позицией. Часто предполагается, что эти эмоциональные состояния физиологически обусловлены …   Толковый словарь по психологии

  • Виктимные психические состояния — Относительно стабильные проявления психической деятельности индивида в течение определенного времени характеризующие предрасположенность к неточным и неадекватным решениям, действиям и создающие угрозу для физической и психологической… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • «F93» Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста — В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4… …   Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

  • Система медицинского контроля состояния экипажа (космонавтика) — Медицинский контроль и организация лечебных мероприятий Система медицинского контроля за состоянием космонавтов и их психоэмоциональным статусом предназначена для предупреждения о возникновении начальных нарушений жизнедеятельности, а также для… …   Википедия

  • Депрессивные состояния — Депрессивные состояния, или фазы, характеризуются триадой психических расстройств: пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов, двигательной заторможенностью. Психические нарушения. Пониженное настроение, подавленность, тоска –… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… …   Энциклопедия социологии

  • психоделические состояния — изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков. Для П. с. наряду с физическими симптомами (слезоточивостью, тошнотой, ознобом и т. д.) характерны и серьезные психические изменения: галлюцинации в виде вспышек света,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ — (от греч. psyche душа и de lia иллюзия) англ. psychodelic state; нем. Delirium. Изменения, вызываемые введением в организм психоделиков, галлюциногенных веществ, прежде всего ЛСД, для к рых характерны серьезные изменения психики (галлюцинации,… …   Толковый словарь по социологии

что это и диагностика эмоций

Психоэмоциональное состояние является обобщающим понятием для всех переживаний, возникающих в жизни, они помогают мотивировать человека, корректируют его поведение, влияют на мышление. Как именно это происходит, попробуем разобраться.

Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, это довольно разные вещи. Эмоции описывают физиологические состояния, генерируются подсознательно. Обычно они являются автономными телесными реакциями на определенные внешние или внутренние события.

Чувства являются субъективными переживаниями эмоций, движимы сознательными мыслями и размышлениями. Чувство − это психическое состояние человека, который выражает свое отношение к конкретным событиям, людям, различным элементам реальности. Это означает, что у нас могут быть эмоции без чувств, но не чувства без эмоций.

Что такое психоэмоциональное состояние?

Психоэмоциональное состояние — это сложный набор изменений, происходящих в теле и психике, включающий физиологическое возбуждение, чувства, когнитивные процессы, поведенческие реакции на ситуацию, воспринимаемую как важную для данного человека.

Социализация человека приводит к созданию определенных структур и норм поведения. Они часто побуждают к тому, чтобы не выражать чувства, которые считаются в обществе «неправильными». Неадекватное восприятие реальности окружающего мира проявляется в подавлении сложных или неприятных чувств и эмоций. Как свидетельствует ряд исследований, такое поведение влияет на здоровье, часто приводя к расстройствам или психосоматическим заболеваниям: язве желудка, двенадцатиперстной кишки, заболеваниям кожи, сердца, кровообращения и многим другим.

Эмоции являются частью очень чувствительной системы обратной связи. Таким образом, они все, даже те, о которых мы склонны думать, как о негативных (гнев, ревность, скука и т.д.), дают ценную информацию.

Нет единой области мозга, где обрабатываются все положительные или отрицательные эмоции. Тем не менее, несколько исследований выявили области мозга, которые явно участвуют в этом процессе. Эмоции генерируются путем синхронизации нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые центры в затылочной и височной областях, которые расшифровывают поступающую информацию. Во время обработки, например, радостных раздражителей эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой. Кроме того, было доказано, что прилежащее ядро активно при ощущении желания.

С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх, отвращение, обычно связаны с более глубокими и древними структурами мозга, такими как миндалина или островковая кора.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Действительно ли эмоциональные процессы бессознательны?

Возьмем, например, просмотр фильма ужасов дома. Даже находясь в безопасной обстановке, человек начинает нервничать или бояться. Тело реагирует более сильным дыханием, учащенным сердцебиением, расширением зрачков.

Прежде чем зритель сможет начать осознавать страх, автономная нервная система уже потянула рычаги и спровоцировала все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но они определенно управляют нашими действиями.

Влияют ли эмоции на мышление?

Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. По сути, наше первое «прочтение» новой ситуации всегда сосредоточено на эмоциях, чувствах и ощущениях. Таким образом эмоциональное состояние закладывает основу для предстоящего вывода.

Тот факт, что эмоции появляются быстрее мыслей весьма полезен. Под надвигающимися угрозами просто нет времени думать. Вместо этого эмоции «овладевают» человеком, вызывая мгновенные поведенческие реакции за доли секунды, предотвращая негативные последствия.

Зачем нужны эмоции?

Эмоции помогают:

  • действовать;
  • выживать;
  • нападать или избегать опасности;
  • принимать решения;
  • понимать других.

Они помогают другим людям понять нас.

С эволюционной точки зрения, структуры мозга, которые обрабатывают когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе, чем другие области мозга. Из этого можно заключить, что влияние эмоций на поведение человека намного сильнее по сравнению с познанием или логикой.

Кроме того, эмоциональные состояния других людей влияют на наше собственное благодаря информации, которую они передают. Когда мы видим чье-то испуганное выражение лица, то склонны немедленно высматривать опасность вокруг. Точно так же люди чувствуют себя комфортно и в безопасности, ощущая счастье в других. Эмоциональные состояния могут легко влиять на поведение людей.

Диагностика эмоциональной сферы.

Темп жизни, постоянный стресс, чрезмерные амбиции или отсутствие баланса между личной и профессиональной жизнью приводят к тому, что люди разного возраста и социального статуса испытывают проблемы в эмоциональной сфере.

Шкала эмоций Абрахама Хикса описывает диапазон от самых отрицательных до самых положительных чувств.

Главное, что нужно понять в шкале, которая используется для диагностики и улучшения эмоциональных состояний, это то, что изменения могут быть сделаны только постепенно. Движение вправо по шкале − это поэтапный процесс. Это не обязательно означает, что прогресс будет медленным, но вы никогда не сможете пропустить шаги по шкале.

Невозможно перейти от полного страдания к полной радости, потому что вы даже не можете представить себе концепцию полного счастья в нынешнем состоянии. Но можете понять и прочувствовать гнев. Прогресс включает в себя такие чувства, как негодование или злость, которые должны быть прожиты, а не подавлены. Они также дают возможность почувствовать себя лучше.

Все чувства, негативные и позитивные, выстроены по шкале из семи цветных зон, от самой низкой до самой высокой. Три отрицательные зоны находятся слева, нейтральная зона (зеленая) − посередине, а три положительные − справа. Цвета − от красного до фиолетового. Очень важно быть честным с самим собой и начинать с соответствующей зоны.

1. Красная.

Самая низкая по эмоциональной шкале, включает негативные чувства, такие как:

Пройти тест на неуверенность в себе

Движение от отрицательных эмоций к положительным является постепенным. Вот почему находясь в красной зоне нужно признать и выразить свои негативные переживания − это важный шаг к позитивным чувствам.

2. Оранжевая.

Она менее негативна, чем красная, однако человек все еще чувствует себя очень плохо:

  • злым;
  • недооцененным;
  • возмущенным;
  • мстительным;
  • испуганным;
  • отстраненным;
  • недоверчивым;
  • виноватым;
  • обиженным;
  • обескураженными;
  • ненавидимым.

Повышение эмоциональной шкалы − это сложный процесс, поэтому будьте терпеливы с самим собой. Есть некоторая сила в том, чтобы злиться, а не быть в депрессии. Когда вы рисуете мстительные картины в своем уме, то чувствуете себя лучше. Часто месть или обвинение других освобождает. Так что просто нужно выразить это. Примите это как временный шаг к дальнейшему облегчению.

3. Желтая.

Это зона разочарования. Она включает в себя такие чувства:

  • разочарование;
  • грусть;
  • беспокойство;
  • сомнение;
  • раздражение;
  • жалость к себе;
  • тревогу;
  • отвергнутость;
  • подавленность;
  • сожаление;
  • одиночество.

В этой зоне интенсивность негативных чувств уменьшается по сравнению с красной и оранжевой. Это хорошее время, чтобы перенаправить фокус мыслей на оптимизм, попробовав строить планы на будущее.

4. Зеленая.

Начинает проявляться скука. Переход между отрицательными и положительными эмоциями довольно тонкий. Это нейтральная зона, где чувства смешаны. Человек не чувствует себя плохо и не чувствует себя хорошо, он может описать свои ощущения следующим образом:

  • скучно;
  • пусто;
  • нерешительно;
  • безразлично.

У человека появляется ощущение, что он застрял и устал. На этом этапе можно позволить себе перерыв и ничего не чувствовать. Это часть постепенного процесса продвижения вверх по эмоциональной шкале. Теперь важно осознать, что после привычки негативно мыслить, вы готовитесь к получению положительных впечатлений.

Пройти тест на депрессию

5. Голубая.

Появляется надежда. Ощущается большое облегчение, первая зона положительных эмоций. Человек чувствует себя:

  • ценным;
  • миролюбивым;
  • доверчивым;
  • веселым;
  • благодарным;
  • заинтересованным;
  • принятым.

Вы на верном пути и будете чувствовать себя еще лучше.

6. Синяя.

Появляется вера в себя. Цель на этом этапе − перейти от надежды к вере. Нужно тонко настраиваться на то, что с вами случатся хорошие вещи. Это означает искреннюю веру в себя, в свою доброту и в заслуженное счастье. Человек чувствует себя:

  • уважаемым;
  • одобряемым;
  • уверенным;
  • предвкушающим интересные события.

Это уровень прощения, безопасности, удовлетворения, энтузиазма, желания, ясности.

7. Фиолетовая.

Возникает ощущение непобедимости. В фиолетовой зоне человек чувствует себя достойным восхищения, радостным, любимым. Если остаться в этой эмоциональной зоне хотя бы на три дня, то можно заметить позитивные изменения. Если такое эмоциональное состояние человека будет доминирующим в течение месяца, изменится образ мысли, жизненная позиция, перемены станут реальными (например, смена работы, места жительства, семейного статуса и т.д.).

Эмоциональная информация о нашей жизненной ситуации тем более ценна, что она остается независимой от воли, убеждений, ожиданий или желаний. Никто из нас не имеет прямой власти над эмоциями. Ни один человек не может просто управлять ими силой. Если мы хотим действовать ответственно, необходимо с умом использовать информацию о себе и своем положении, которая достигает нас эмоциональным путем. Это шанс повзрослеть и управлять своей жизнью самостоятельно.

Здоровое психоэмоциональное состояние требует работы, предполагающей внимание к себе и тонкую настройку мыслей, чувств, поведения.

Пройти тест на самооценку

Эмоциональные состояния | Psylist.net

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее – астеническими.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других – плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.

Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.

На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества личности как: стыдливость, совестливость, ответственность, доверчивость, сострадательность, доброжелательность, восторженность, тревожность, любознательность и т.п.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Особенности эмоционального состояния индивида: значение эмоций

Эмоциональное состояние (ЭС) человека колеблется в день, по данным психологов, около 100 раз. Люди подвластны эмоциям, чувствам и переменчивому настроению. Поведение во многом зависит от эмоционального состояния. Но как работает вся эта система, от чего она зависит и какую роль играет?

Содержание статьи:

Эмоции и их влияние

Эмоции — это простые переживания, обусловленные воздействием внешних или внутренних факторов. Они влияют не только на взаимодействие с окружающим миром, но и на здоровье. Если человек находится в депрессии, подавлен или постоянно раздражен, тогда у него могут проявиться определенные заболевания. От ЭС во многом зависит:

  • уровень коммуникации;
  • скорость подъема по карьерной лестнице;
  • развитие и реализация личных целей.

Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном общем состоянии физического и психического здоровья. Интересно, что идентичные эмоции разные люди переживают по-своему. Все зависит от степени их влияния на некоторые вещи:

  1. Восприятие. Человек, испытывающий радость, видит мир через призму оптимиста. Пессимист, напротив, считает любое замечание фатальным поводом для очередного расстройства.
  2. Познавательный процесс. Воображение, мышление и память начинают работать иначе под сферой очередной эмоции. Разгневанному кажется, что вокруг все неправильно, у него возникает склонность к неприятию чуждой информации. В состоянии страха люди не умеют мыслить логически и принимать обдуманные решения. В приподнятом настроении способность к обучению или многократно возрастает, или напрочь теряется.
  3. Действия. Комплексы переживания воздействуют на деятельность: работу, учебу, игры. Если к какой-то составляющей будет возникать, например, отвращение, то человек начнет старательно избегать деятельности в целом. Так происходит в больших рабочих коллективах, когда возникает неприязнь между сотрудниками, в результате чего кто-то увольняется.
  4. Сознание. Считается, что эмоции перетекают одна в другую и не меняются резко. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как отдельное сознательное состояние. Считается, что у них нет границ, а сознание без эмоций не существует.

Эмоции и их влияние

Характеристика признаков

Любые без исключения эмоции обладают рядом общих характеристик и признаков, которые помогают отличать их от чувств:

  1. Беспредметность. Нельзя предугадать, что вызовет бурю радости или шквал гневных слов. Аналогичным образом эмоции «разряжаются».
  2. Курс на другие эмоции. Эмоциональные всплески цепляются один за другой подобно кольцам цепи. Объекты и предметы служат катализатором запуска конкретного ощущения.
  3. Инверсивность. У любой эмоции есть противоположность. Так, радость уравновешивает печаль, восхищение — пренебрежение, умиление — отвращение.

Виды эмоциональных состояний

В отличие от скоротечных процессов, протекающих внутри психики, состояния являются более статичными и их легче классифицировать.

Аффект

Часто можно услышать фразу «в состоянии аффекта». Особенно ею спекулируют юристы и журналисты.

Аффектом называют быстро возникающее, резкое и бурно протекающее ЭС, негативно влияющее на психику и поведение индивида. Это эмоциональный ураган, который ломает гармоничный душевный настрой.

Механизм его возникновения разный. Иногда буря бывает внезапной, но чаще выступает результатом накопленных переживаний, не нашедших выхода. Самая простая аналогия — взорвавшийся от чрезмерного внутреннего давления воздушный шар.

В состоянии аффекта человек не контролирует свое поведение, может совершить преступление, получить серьезные травмы и потом даже не вспомнить о случившемся. Затормозить или быстро устранить это невозможно. Но ответственность за совершенные поступки с человека не снимается. Разве что в юридической практике подсудимому, у которого доказан факт аффекта, могут сократить срок.

Можно научиться управлять собой, если случился непредвиденный психологический взрыв. Для этого нужно переключить внимание на нейтральный объект. Считается, что аффект настигает в речевых ситуациях, а потому бороться с ним стоит аналогично, только путем внутреннего действия, а не внешнего. Например, медленно посчитать до 10 про себя. Полностью это не спасет, но направит волну эмоционального колебания в спокойное русло.

Психологи говорят, что аффект характерен для людей холерического типа, а также неуравновешенных и невоспитанных личностей, которые склонны к истерикам и сумбурным поступкам.

Состояние аффекта

Фрустрация

Это ощущение появляется, когда на протяжении длительного времени планы терпят неудачу, кто-то систематически портит настроение, обманывает, конфликтует. Связано это зачастую с завышенным уровнем восприятия своей личности или другого близкого человека. Проявляется как смесь отрешенности и апатии, досады, озлобленности, подавленности.

В лечении этого состояния используют «метод от противного». Чтобы выйти из фрустрации, нужно или упорно идти к успеху, не обращая внимания на придирки и проблемы, или снизить уровень ожиданий и радоваться реальным результатам, которые получилось достичь.

Чувства

Человеческие переживания проявляются не только в виде эмоций, но и в виде чувств. Они сложнее структурированы и характеризуются предметно, направлены на человека, животных или ситуацию, мотивируют на какие-либо действия. Так проявляется человеческая избирательность и субъективность. Делятся чувства на три большие категории:

  1. Моральные или нравственные. Это переживания по поводу своего поведения и отношения (к самому себе и окружающим) относительно их соответствия принятым этическим нормам и нравственным принципам. Большая часть нравственных чувств проявляется в поступках, действиях и решениях. Дружба, любовь, благодарность, солидарность побуждают поступать с другими людьми благородно.
  2. Интеллектуальные или познавательные. Переживание по поводу своих поступков проявляется в совести, чести, чувстве ответственности и долга. Оно заставляет анализировать содеянное и исправлять ошибки. Некоторые чувства побуждают задуматься об уровне интеллекта и тяги к знаниям, а также толкают на исследование мира. Сюда относятся любопытство, сомнение, интерес, любознательность, уверенность. В этой же группе находится чувство юмора, сатиры и иронии. Оно проявляется, когда человек замечает недостатки и обличает их в забавной или беспощадной форме.
  3. Эстетические. Это результат общения с природой или наблюдения прекрасного. Когда человек сталкивается с произведением искусства, он испытывает восхищение, восторгается увиденным, любуется. Если же на глаза попадается нечто безобразное, люди возмущаются и негодуют.

Чувства позволяют человеку познать себя, установить внутренний диалог, понять мотивы поведения в той или иной ситуации. Они также меняют внешний вид и черты лица. Так, пессимисты редко улыбаются и любят невзрачные оттенки в одежде. Оптимисты выглядят наоборот.

Моральные чувства

Настроение

Это наиболее общее эмоциональное состояние. По продолжительности оно дольше аффекта, но значительно слабее проявляется. Сюда можно отнести безразличие, нейтралитет, скуку, удовлетворение, недовольство. Настроение оказывает влияние на поведение и психику. Условно это состояние делят на положительное и отрицательное, временное и устойчивое.

Настроение носит личностный характер и прямо зависит от темперамента. Сангвиники чаще пребывают в хорошем расположении духа. Холерики склонны к резким перепадам, утром могут ненавидеть весь мир, а к обеду будут обниматься с каждым. Флегматики по большей части спокойны и хладнокровны, их сложно вывести из себя. Меланхолики любят погрустить, подвержены частым страхам и переживаниям.

Настроение влияет на активность и работоспособность. В приподнятом расположении духа дела спорятся, а усталость не ощущается. Когда человек угрюм или раздражён, работа идет вяло, велик риск ошибиться, все валится из рук.

Причинами разного настроения могут стать события в личной жизни, положение в обществе, здоровье. Кроме того, настроение заразительно.

Стресс

Стресс возникает резко, как и аффект, но вызван он другими причинами. Это ситуация, связанная с риском для жизни или длительной напряженной деятельностью. Стресс — кратковременное эмоционально сильное явление. При длительном повторении превращается в депрессию.

Стрессы воздействуют на психику деструктивно, но при этом заставляют организм искать способ выхода из экстремальной ситуации. Отрицательное влияние заключается в ухудшении стабильности нервной системы и повышении риска развития различных заболеваний. Стресс снижает иммунитет.

Такое состояние по-разному воздействует на людей. Одни становятся беспомощными и не способны выполнять элементарные действия, другие, наоборот, проявляют чудеса смекалки и легко находят решение проблем, которые в обычной жизни ставили в тупик.

В качестве профилактики стресса врачи рекомендуют соблюдать режим сна и бодрствования, правильно питаться и больше бывать на природе.

Стресс

Как распознать в себе и других

Основным передатчиком эмоциональных состояний является выражение лица. Достаточно взглянуть на него и станет понятно, что происходит у человека внутри.

Семь выражений лица являются универсальными и узнаваемыми. Сюда относятся радость, печаль, страх, гнев, удивление, отвращение, презрение.

Они могут быстро сменяться и даже совмещаться. Например, удивление и радость сливаются в единое целое, если произошло нечто удивительное.

Важно уметь диагностировать негативные состояния. Когда человек счастлив или умиротворен, с ним сложно поссориться, но когда раздражен или зол, он сам будет искать повод для ссоры.

О конкретном ЭС говорят выражение лица, поза, некоторые особенности поведения. Во время радости позы открыты, лицо доброжелательно, есть улыбка. В случае с раздражением или злостью все наоборот.

Функции эмоций

Психология выделила 5 функций, благодаря которым возможна гармоничная нервная деятельность:

  1. Оценивающая. Благодаря эмоциям можно моментально составить представление о человеке или ситуации. Эмоциональная «бирка» появляется раньше развернутого ответа, а потому ее очень сложно разрушить.
  2. Мобилизационная. Физиология работает так, что во время определенных ощущений в кровь выбрасываются гормоны. Одни из них заставляют действовать быстрее, другие притупляют страх и боль.
  3. Компенсирующая. Разум связан с эмоциональными волнами. Порой они позволяют просто решить некоторые задачи. С помощью положительных волн можно усилить потребность, а с помощью отрицательных — снизить.
  4. Коммуникативная. Эмоции несут экспрессивный посыл, они заметны в социуме. Зачастую желание, например, выразить сопереживание кому-то оборачивается приятным знакомством или выгодным новым контактом.
  5. Запоминающая. Иногда эмоции возникают позднее ситуации, вызвавшей их. Тогда сознание запоминает это и в похожих обстоятельствах вызывает радость или печаль вовремя.

Связь с бессознательным

Сложно однозначно говорить о том, что эмоции бессознательны. Они не действуют автоматически, вызывая определенные чувства, но частично управляют поведением.

Связь с бессознательным

Например, человек вечером смотрит фильм ужасов у себя дома. Он знает, что находится в безопасности, но тело начинает подавать признаки испытываемого страха: повышенное потоотделение, непроизвольное сжатие в клубок, частое дыхание, расширенные зрачки. Страх еще не осознан разумом, но организм уже отреагировал на него.

Оценка состояний

Напряженный темп жизни, амбиции, стрессы, большое количество ежедневной информации приводят к тому, что человек испытывает сложности в эмоциональном плане.

По шкале Абрахама Хикса

Ученый создал шкалу, которая описывает диапазон от самых негативных к самым позитивным эмоциям. Её используют психологи в своей практике, наглядно объясняя пациентам, что любые изменения эмоционального фона должны происходить постепенно. Но это не значит, что прогресс обязательно будет медленным. Смысл в том, что нельзя пропускать ни одной ступени, ведь невозможно одномоментно выйти из печали в абсолютное счастье. Все чувства, находящиеся выше, должны быть прожиты, а не подавлены. Только таким образом можно равновесно выйти на позитивный настрой.

  Геометрические модели

Существует другая классификация эмоций: трехмерная схема-модель Плутчека, где на верхушке находятся базовые ощущения, которые ярче всего выражены, а под ними — производные. По ней можно изучить взаимосвязь одного чувства с другим.

Сверху находятся 8 базисных эмоций, а римскими цифрами отмечена интенсивность проявления.

Особое эмоциональное состояние

Таковым можно назвать смешение двух и более состояний. Также в особенной форме находятся люди, практикующие медитацию. Это абсолютный покой, когда эмоций и чувств в принципе нет. Это равновесие без грузов, спокойствие без раздражителей.

Такого состояния сложно достичь без тренировок, но психологи единогласны во мнении, что подобные практики оказывают благотворный эффект на организм и нервную систему.

Эмоциями нельзя управлять по своему желанию, поэтому они и представляют собой объект научного интереса. Чтобы действовать ответственно и осмысленно, нужно с умом пользоваться информацией, которая проникает в нас эмоциональным путем. Уровень саморегуляции показывает степень взросления человека. Чем он выше, тем крепче психоэмоциональное состояние.

Умение понимать эмоциональное состояние | Блог 4brain

Эмоции управляют человеком сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое состояние, которое характеризуется своими особенностями в поведении человека.

Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Почему так важно распознавать свое эмоциональное состояние и других? Все просто: от него зависит направление мыслей, возможности мышления, поведение, уровень агрессии, мотивации, общительности.

Если вы не понимаете своего эмоционального состояния, то не сможете повлиять на него, если оно станет разрушительным. Вы, вероятно, попытаетесь заглушить его при помощи внешних решений, таких как алкоголь, сигареты, шоппинг или еда – но все это в итоге не поможет и отразится как на здоровье, так и на психике.

Если же вы не умеете распознать эмоциональное состояние собеседника, это может привести к конфликтам. С каждым такое было: вроде разговариваешь с человеком как обычно, а встречаешь на агрессию. Поэтому мы разделим статью на две части. В первой вы получите советы, как распознать свое эмоциональное состояние, а в другой – как понять чужое.

Как распознать свое эмоциональное состояние?

Как мы уже говорили, человек, который разбирается в своих эмоциях, может снизить воздействие негативных, а также ввести себя в любое состояние. Если он сейчас ленив, то может найти способы избавиться от этого состояния и войти в рабочее. Если печален, то сможет немного развеяться.

Но опять же, чтобы изменить свое настроение, нужно, прежде всего, научиться понимать свое нынешнее состояние. Давайте на примере злости и гнева посмотрим, как можно распознавать свои эмоциональные состояния.

Распознавание физиологических признаков злости и гнева

Первым шагом в эффективном управлении гневом является распознавание – момент, когда вы начинаете злиться. То есть вам нужно уловить все промежуточные состояния: раздражение, злость и только потом гнев.

Сосредоточимся на злости, потому что гнев попросту не имеет смысла распознавать. Некоторые физические признаки злости включают:

  • сжатые челюсти;
  • боль в животе;
  • дрожь на лице;
  • пот на ладонях;
  • легкое головокружение.

Эмоционально вы можете почувствовать:

  • желание уйти от ситуации;
  • раздражительность или грусть;
  • обиду;
  • подавленность.

Вы также можете заметить, что потираете голову, не можете найти себе места, применяете саркастический тон, хотите пить, повышаете голос. Очень важно развивать осознанность, чтобы вовремя заметить закипающую злость. Порой одного этого достаточно для того, чтобы ее интенсивность пошла на спад.

Как же еще можно научиться распознавать свое эмоциональное состояние? Вот несколько способов.

Расширяйте свой эмоциональный словарь

Слова важны. Если вы испытываете сильные эмоции, подумайте, как это назвать. Но не останавливайтесь: как только вы это определите, попробуйте придумать еще два слова, которые описывают, как вы себя чувствуете, в каком состоянии находитесь. Вы можете быть удивлены широтой своих эмоций, или обнаружением более глубокой эмоции под поверхностью очевидной.

Можете для начала разделить эмоциональные состояния на категории. Они довольно условные, но помогают быстро принять решения:

  • Злость: раздражительность, угрюмость, нетерпение, фрустрация.
  • Печаль: сожаление, пессимизм, желание расплакаться, мрачность.
  • Беспокойство: тревога, осторожность, настороженность, стресс, ощущение тупика.
  • Боль: ощущение предательства, шок, изоляция, мука, синдром жертвы.
  • Счастье: благодарность, доверие, возбужденность, расслабленность, облегчение, уверенность.

Важно также отличать эмоции и состояния. Ключевая разница – в продолжительности. Можно испытывать печаль, а можно пребывать в печальном состоянии. В первом случае эмоция может длиться несколько минут, а во втором – дни и даже недели.

Научитесь понимать интенсивность эмоций

Мы склонны прибегать к ярлыкам-крайностям, таким как «сердитый» или «в стрессе», даже когда наши чувства гораздо менее экстремальные.

Многие психологи твердят одно и то же десятилетиями: измените свои речевые шаблоны – и вы измените состояние. Вот почему важно не только назвать эмоцию, но и выяснить ее интенсивность.

Когда определяете свои эмоции, оценивайте их по шкале от 1 до 10. Насколько они сильны? Что происходит с вашим эмоциональным состоянием, когда вы выбираете другие слова?

Запишите их

Американский психолог Джеймс Пеннебейкер в течение 40 лет проводил исследования, пытаясь выявить связь между записыванием и пониманием эмоций. Исследования показали, что люди, которые регулярно записывают свои переживания и эмоциональные состояния, испытывают заметное улучшение физического и психического благополучия.

Эти эксперименты также показали, что со временем те, кто писал о своих чувствах, развивали понимание того, что они означают (или что они точно не значат, что не менее важно), используя такие фразы, как «Это меня поразило», «Причина в том, что …», «Теперь я понимаю, что …», «Я понял, что …». Процесс письма позволил им получить новую точку зрения на свои эмоции и более четко понять их влияние и последствия.

Вы можете делать записи каждый день, но особенно это полезно во время сложных периодов жизни или серьезных изменений (свадьба, рождение ребенка, увольнение), либо если вы чувствуете эмоциональную суматоху.

  • Установите таймер на 20 минут.
  • Используя ноутбук или блокнот, напишите о своих эмоциональных переживаниях на прошлой неделе, в этом месяце или году.
  • Не беспокойтесь о том, чтобы сделать его идеальным или удобочитаемым: отправляйтесь туда, куда вас ведет мысль.
  • Вам даже не обязательно сохранять этот документ – важно, что вы выплеснули свои мысли и эмоции.

Вы также можете использовать эти три подхода и когда пытаетесь лучше понять эмоциональное состояние другого человека. Об этом мы сейчас и поговорим.

Как распознать эмоциональное состояние другого человека?

Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.

К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались. В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг. Пройдите курс, если хотите развить этот навык.

Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении. Вот почему так важно научиться понимать его верно.

Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния

Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции. Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.

  • В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
  • Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.

Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения. Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.

Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.

О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.

Проявление эмпатии

Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его. Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник.

Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.

Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.

Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела.

Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.

Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю». Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: