Что такое эвристика определение: ЭВРИСТИКА — это… Что такое ЭВРИСТИКА?

Содержание

Эвристика — это… Что такое Эвристика?

Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

История возникновения

В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание.[1]

Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов. Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

Эвристические методы

В узком смысле слова под эвристикой понимают интуитивные (неосознанные) методы решения задач, в том числе:

  • систему обучения, берущую свои истоки от сократовской майевтики (т. н. сократические беседы),
  • эвристические методы проектирования,
  • методы инженерного (изобретательного) творчества,
  • эвристический алгоритм, представляющий совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить перебор.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуют пробовать применять ряд методов, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности. Это достигается следующими мерами:

  • преодоление психологической инерции, обусловленной привычными образом мышления и типовыми методами решения задач определенного класса. Замечено, что около 80 % нововведений вначале специалистами отрицается как нереальные. Инерцию развивают и усиливают:
    • рецептурное обучение и проектирование по аналогии;
    • подсознательная вера в то, что каждая вещь и явление служат строго определенной цели;
    • (техническая) терминология. Ф.Энгельс писал: «В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах»;
  • мобилизация подсознания. Человек осознает только те процессы, которые протекают в коре головного мозга, содержащей около 10 % нервных клеток[источник?]. Остальная часть клеток относится к подсознанию. Но обе эти части мозга связаны между собой, что и можно использовать как резерв человеческих возможностей. Однако следует быть осторожным, так как замечено, что длительное активно-принудительное задействование подсознания приводит к психическим отклонениям;
  • расширение перспектив видения, чему препятствует чрезмерная специализация образования и узкопрактический подход. Необходимо применение разнообразных методов, расширение области поиска новых идей и увеличение их количества.

Эвристические модели

Эвристика как наука занимается построением эвристических моделей процесса поиска оригинального решения задачи. Существует следующие типы таких моделей:

  • модель слепого поиска, которая опирается на метод проб и ошибок;
  • лабиринтная модель, в которой решаемая задача рассматривается как лабиринт, а процесс поиска решения — как блуждание по лабиринту;
  • структурно-семантическая модель, которая исходит из того, что в основе эвристической деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, которая отражает семантические отношения между объектами, входящими в задачу.

Особенности эвристической деятельности

Эвристические методы и моделирование присущи только человеку и отличают его от искусственных интеллектуальных (мыслящих) систем. В настоящее время к сфере человеческой деятельности относят:

  • постановку задачи;
  • выбор методов её решений и построение (разработка) моделей и алгоритмов, выдвижение гипотез и предположений;
  • осмысление результатов и принятие решений.

Стоит отметить, что важной особенностью именно человеческой деятельности является наличие в ней элемента случайности: необъяснимые поступки и сумасбродные решения часто лежат в основе оригинальных и неожиданных идей.

Однако с развитием вычислительной техники выполнение всё большего числа функций берут на себя автоматические системы, при этом выполняя работу быстрее и эффективнее человека. Задача человека как homo sapiens, прежде всего, совершенствоваться в эвристических процедурах, а не в выполнении алгоритмизированных операций, чтобы впоследствии не оказаться вытесненным «разумной» техникой.

Результаты эвристической деятельности

В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:

  • открытие, то есть установление ранее неизвестных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением. Открытие, в основном, является продуктом научной деятельности, но решающим и революционным образом определяет развитие техники. На открытие существует приоритет (право первенства), но нет права собственности на использование;
  • изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений. Изобретение относится к объектам интеллектуальной собственности и на него распространяется авторское право (монопольное право собственности на использование). Содержание изобретения публикуется. Изобретателю выдается патент, свидетельствующий о его праве и приоритете на изобретение (в России ранее вместо патента выдавали авторское свидетельство). Авторское право может быть уступлено (продано). Изобретение может быть использовано в коммерческих целях только с разрешения патентообладателя на основе лицензионного договора;
  • рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений (с недостаточно существенными отличиями) и с незначительной эффективностью. Часто в качестве рацпредложения оформляют применение решения, неизвестного на данном предприятии, но известного в других местах (но следует быть осторожным с возможным нарушением авторских прав). Понятие рацпредложения существует всего в нескольких странах как способ поощрения изобретательства и вовлечения в него широкого круга работников предприятия;
  • ноу-хау (know-how, «знаю, как <сделать>»). Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства (любого) и имеющую коммерческую ценность (ноу-хау не относится к государственным секретам). В отличие от патента на изобретение, на ноу-хау существует только право на защиту имущественных интересов в случае их незаконного получения и использования.

См. также

Примечания

  1. Уилсон М. Американские учёные и изобретатели. — М.: Знание, 1975. — 136 с.

Литература

  • Буш Г. Я. Стратегии эврилогии. — Рига: Общество «Знание» ЛатвССР, 1986. — 64 с.
  • Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — 2-е изд. — М.: Наука, 1975. — 674 с.
  • Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.
  • Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Самоучитель игры на извилинах / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: АСТ, 2012. — 320 с.

Ссылки

эвристика — это… Что такое эвристика?

1. Э. как наука. В наиболее кратком виде Э. определяется как «наука о том, как делать открытия». Это определение принадлежит выдающемуся математику и педагогу Джорджу Пойа, автору известной книги «Математическое открытие». Зарождение Э., видимо, имело место, когда в древнегреч. философии возник вопрос: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

Термин «Э.» обязан своим происхождением легендарному возгласу «эврика!» (от греч. eurhka — нашел, открыл), с которым ликующий Архимед выпрыгнул из ванны, когда его внезапно осенило решение задачи, заказанной ему властителем Сиракуз Гиероном. (Считается, что это была задача о точном определении объема короны или, в общем случае, тела неправильной формы.)

В современном понимании Э. представляет собой науку о продуктивном мышлении или, др. словами, науку о закономерностях организации процессов творческого мышления (см. Мышление продуктивное). Из сказанного следует наличие непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то Э. — это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, какие методы, приемы, правила лежат в основе творческого процесса.

2. Э. как метод. Если представить все этапы решения некоторой задачи в виде пути на графе потенциально возможных решений, то получим большое количество вариантов. Как простейший пример, можно привести поиск шифра замка сейфа. При отсутствии информации хотя бы об общих принципах организации этого шифра, надежд на решение задачи нет. Количество комбинаций растет лавинообразно при добавлении каждого барабана кодовых цифр. На рис. 11 подобная ситуация изображена в виде лабиринта (графа), имеющего вход в точке А и выход в точке Б. Ясно, что поиск выхода из такого лабиринта сопряжен с огромным перебором возможных вариантов. Ясно также, что перебор вариантов и время решения м. б. резко сокращены при наличии дополнительной информации и компетенции, напр., умений составлять карту и работать с компасом, или знаний, что в данном лабиринте на развилке нужно всегда поворачивать вправо.

 Множество потенциальных вариантов решения задачи поиска пути выхода из лабиринта. Эвристический вариант решения выделен.

Рис. 11. Множество потенциальных вариантов решения задачи поиска пути выхода из лабиринта. Эвристический вариант решения выделен.

Такого типа проблемы стоят практически при решении любой интеллектуальной задачи, начиная от игры в шахматы, решения головоломок и кончая планированием и решением творческих задач. Перебор всех вариантов построения решения без наличия к.-л. направляющей, принципиально важной идеи или информации очень быстро кончается тем, что в науке получило название эффекта «переборного взрыва».

На основании анализа многих примеров определение «Э.» (эвристического решения задачи) м. б. сформулировано как решение, связанное с резким уменьшением перебора вариантов путей решения. Примерами м. б. варианты конкретных эвристических рекомендаций в шахматной игре. В набор самых элементарных входят след. рекомендации: контролировать 4 центральных поля, обеспечивать безопасность короля, не вскрывать свои вертикали, защищать фигуры и т. д. Важно отметить, что эти рекомендации не представляют собой точных алгоритмов, они «всего лишь» направляют действия шахматиста в некотором, вообще говоря, правильном направлении и тем самым существенно уменьшают поле потенциально возможных действий. Рассматривая более тонкие шахматные Э., мы также приходим к выводу о том, что они не представляют собой точных рецептов действий, приводящих к цели. Эвристические правила характеризуются многозначностью промежуточных результатов и не допускают категоричной точности рекомендаций.

Т. о., эвристичностью обладают правдоподобные рассуждения, повышающие вероятность приближения к правильному решению. Рассуждения такого типа не точны, но их стратегия заключается в сужении всей области перебора вариантов действий до некоторой зоны и направлении мышления на работу с относительно узким классом понятий и фактов этой зоны. Э. в этом смысле представляют собой скорее принципы, чем правила с четко определенными условиями применения. М. б., еще точнее проводить аналогию с понятием установки, имеющей вид общего предписания к действию и считать Э. мыслительными установками. Хороший пример эвристических правил — афоризмы, пословицы и поговорки живого языка. Действительно, такие выражения, как «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Сто раз проверь, один раз отрежь» и т. п., явно указывают направление, в котором человеку следует действовать, хотя и не дают точных предписаний для конкретных ситуаций.

Особый интерес представляет рассмотрение правил поведения человека в обществе: на производстве, в семье, в коллективе единомышленников. Анализ с очевидностью показывает, что практически все «правила Карнеги» представляют собой эвристические рекомендации, которые образуют свод наставлений о том, какими правилами нужно руководствоваться для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе, к вершине карьеры, к деньгам и всеобщей любви окружающих. (В. М. Кроль.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Эвристика — это… Что такое эвристика?

Что же касается термина «эвристика», появляющегося в книге на первой же странице, то: «…в Толковом словаре английского языка Random House [1] под эвристикой понимается метод дискуссии, а также изучение эвристической процедуры (методики).

Восходящий к Сократу метод обучения (так называемые сократические беседы).Таким образом, в зависимости от избираемой точки зрения, мировоззренческой позиции или научной области под эвристикой понимают:1. Догадки, основанные на общем опыте решения задач.2. Приём или совокупность логических приёмов по решению задач, выполнению теоретических исследований, конструированию моделей.3. Метод открытия нового (истины), в том числе метод проб и ошибок.4. Метод (совокупность методов) обучения, например дискуссии.5. Деятельность, характеризующую процесс продуктивного творческого мышления, вдохновлённого исследования.6. Раздел психологии.7. Научную область, изучающую специфику творческой деятельности.8. Науку о творчестве.На наш взгляд, эвристика – направленность деятельности человека, ориентированная на создание им субъективно или объективно нового и значимого продукта.

Она оказалась полезна ученым в других дисциплинах, а идеи эвристики и искажений нашли эффективное применение во многих областях, включая медицинскую диагностику, юриспруденцию, анализ данных, философию, финансы, статистику и военную стратегию.К примеру, политологи отметили, что эвристика доступности помогает объяснить, почему некоторые вопросы в глазах общественности находятся на первом плане, а другие остаются в тени.

Учение о способах познания философии – методология, а учение о путях творчества и их обосновании – эвристика.

Сам же термин «эвристика» впервые появился в трудах греческого математика Паппа Александрийского, жившего во второй половине III века нашей эры.

Это значит, что нас должны интересовать методология Дзэн, его эвристика и, в первую очередь, вопрос о том, можно ли говорить о существовании органона Дзэн, т. е.

ЭВРИСТИКА — это… Что такое ЭВРИСТИКА?

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю, открываю) совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой… …   Философская энциклопедия

  • ЭВРИСТИКА — [Словарь иностранных слов русского языка

  • эвристика — в широком смысле наука о творчестве; в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эвристика — эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области. По английски: Heuristic См. также: Формальные знания Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • эвристика — эмпиричность, эмпирия, эмпиризм, эмпирика, экспериментальность Словарь русских синонимов. эвристика сущ., кол во синонимов: 5 • экспериментальность (5) …   Словарь синонимов

  • эвристика — Опыт. Знание, приобретенное на основе накопления опыта. [http://www.morepc.ru/dict/] эвристика 1. В широком смысле слова раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различных задач. 2. В узком смысле — …   Справочник технического переводчика

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю открываю),..1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)2)] Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность)3) Восходящий к Сократу метод обучения …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭВРИСТИКА — ЭВРИСТИКА, и, ж. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Эвристика — 1) наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в процессе открытия нового и в обучении 2) Деятельность по организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). Связана с психологией, физиологией… …   Морской словарь

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю) англ. heuristics; нем. Heuristik. 1. В древней Греции система обучения путем наводящих вопросов. 2. Наука, изучающая природу мыслительных операций человека при решении различных задач. 3. Совокупность логических… …   Энциклопедия социологии

  • эвристика — это… Что такое эвристика?

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю, открываю) совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Э. называют также специальную научную область, изучающую специфику творческой… …   Философская энциклопедия

  • ЭВРИСТИКА — [Словарь иностранных слов русского языка

  • эвристика — в широком смысле наука о творчестве; в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Эвристические программы для компьютера отличаются от программ систематического поиска …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эвристика — эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в (сложной) предметной области. По английски: Heuristic См. также: Формальные знания Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • эвристика — эмпиричность, эмпирия, эмпиризм, эмпирика, экспериментальность Словарь русских синонимов. эвристика сущ., кол во синонимов: 5 • экспериментальность (5) …   Словарь синонимов

  • эвристика — Опыт. Знание, приобретенное на основе накопления опыта. [http://www.morepc.ru/dict/] эвристика 1. В широком смысле слова раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различных задач. 2. В узком смысле — …   Справочник технического переводчика

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю открываю),..1) специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы)2)] Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность)3) Восходящий к Сократу метод обучения …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭВРИСТИКА — ЭВРИСТИКА, эвристики, мн. нет, жен. (от греч. heurisko нахожу) (научн.). Совокупность приемов исследования; учение о таких приемах. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭВРИСТИКА — ЭВРИСТИКА, и, ж. (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Эвристика — 1) наука, изучающая творческую деятельность, методы, используемые в процессе открытия нового и в обучении 2) Деятельность по организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность). Связана с психологией, физиологией… …   Морской словарь

  • ЭВРИСТИКА — (от греч. heurisko отыскиваю) англ. heuristics; нем. Heuristik. 1. В древней Греции система обучения путем наводящих вопросов. 2. Наука, изучающая природу мыслительных операций человека при решении различных задач. 3. Совокупность логических… …   Энциклопедия социологии

  • Эвристика и ее методы

    Эвристический метод. Формы эвристического обучения :

    Эвристика и ее методы

    Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ.

    При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом.

    Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.

    Деятельность педагога

    Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д.

    Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы.

    Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д.

    Обратите внимание

    Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.

    Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.

    Методы и формы

    Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.

    Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:

    1. Олимпиады. При помощи них оценивают не правильность решения задач, а степень творчества учеников, которое проявляется при создании ими продуктов.
    2. Эвристические уроки предполагают выполнение заданий учащимися, направленные на их творчество (например, изобрести свои цифры, сочинить рассказ, составить игру и др.).
    3. Деловая игра позволяет приблизиться к реальным, производственным или научным условиям. При такой форме обучения в игровой форме моделируется работа организации по решению какой-либо проблемы.
    4. Интерактивные формы обучения реализуются при помощи компьютерных программ.
    5. Дистанционные и очные проекты. С помощью дистанционной формы обучения (E-mail, сеть Интернет) организуются между школами эвристические олимпиады, творческие проекты, исследования.
    6. Творческие работы. Ученикам дается задание творческого характера, которое они способны выполнить в течение урока. Или над заданием нужно потрудиться пару дней, а возможно, и пару месяцев (экзаменационные, итоговые работы, которые оформляются специальным образом).
    7. Погружение. При такой форме обучения в течение некоторого времени происходит погружение, например, в определенное историческое событие или эпоху, в физическую теорию, в творчество писателя. При этом обеспечивается личностное познание культурного, природного или другого образовательного объекта.
    8. Метод «вживания». Ученик пытается вжиться в объект изучения, познать и почувствовать его изнутри (например, стать цветком).
    9. Метод символического видения. Ученики наблюдают какой-либо объект с целью понять и изобразить его символ в любой форме (графической, словесной).
    10. Метод образного видения. Учащиеся смотрят, например, на горящую свечу и пытаются увидеть и нарисовать те образы, которые они увидели.
    11. Метод придумывания. При этом создается новый, неизвестный ранее продукт. Например, додумывается сказка, в которой произошел неожиданный поворот (Курочка Ряба снесла не 1, а 3 золотых яйца).
    12. Метод «Если бы…». Учащиеся рисуют или устно описывают картину о том, что случится, если в мире что-нибудь изменится (например, исчезнут слова, все люди переселятся на Марс, начнут говорить животные и др.).
    13. Метод эвристических вопросов. Задаются 7 ключевых вопросов: “Кто? Что? Где? Зачем? Как? Чем? Когда?” для того, чтобы найти сведения о каком-либо объекте или событии.
    14. Метод гиперболизации. Происходит уменьшение или увеличение объекта познания, его отдельных частей или качеств (придумывается самое длинное число, изображаются кролики с большими головами или двумя ногами).
    15. Метод агглютинации. Учащимся предлагают соединить несоединимые в действительности свойства, качества, части объектов и изобразить вершину пропасти, соленый сахар, черный свет, квакающую собаку.
    16. Мозговой штурм – это сбор как можно большего количества мыслей, идей в ходе обсуждения.
    17. Метод морфологического ящика. При этом происходит поиск новых, неожиданных идей с помощью составления комбинаций неизвестных и известных элементов.
    18. Метод инверсии. Применяются принципиально противоположные альтернативные решения взамен стереотипных приемов.

    Преимущества

    Эвристическое обучение эффективно, так как:

    • увеличивается роль самостоятельности в образовательном процессе, повышается инициативность;
    • появляется положительная внутренняя мотивация в процессе поиска решения проблем;
    • формируется творческий подход к решению задач, применяются полученные умения и знания в новых, нетипичных ситуациях;
    • при групповой организации работы учеников происходит укрепление межличностных отношений, развивается взаимодействие в коллективе;
    • повышается самооценка детей;
    • эвристические методы принятия решений дают возможность самореализации обучаемых в процессе обучения:
    • повышается уровень усвоения нового учебного материала.

    Недостатки

    Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.

    Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.

    Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.

    Эвристический анализ

    Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.

    Применение эвристических методов в обучении и педагогике

    Эвристика и ее методы

    Термин «эвристика» происходит от греческого слова «эврика» — нашел, открыл (это высказывание приписывают Архимеду — его он выкрикнул, когда нашел решение заказанной ему задачи). Самоопределение эвристика формулируется (наиболее коротко и четко) как наука о том, как делать открытия».

    Такое определение вывел Джордж Пойа (известный математик и педагог, автор книги «Математическое открытие»). Зародилась эвристика предположительно тогда, когда древнегреческими философами был сформулирован вопрос:

    «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?»

    Что такое эвристика

    Определение 1

    В современном мире эвристика понимается как наука о продуктивном мышлении или наука о закономерностях организации процессов творческого/продуктивного мышления.

    Определение 2

    Из этого определения следует, что между эвристическими и творческими решениями имеется непосредственная связь.

    Если взять за основу то, что центром творчества является озарение («инсайт»), связанное с поиском оригинального решения проблемы, то эвристика — это наука об организации творческой деятельности, методах, приемах и правилах, лежащих в основе творческого процесса.

    Подобная трактовка эвристики имеет непосредственную связь с сущностью педагогического процесса.

    Для того, чтобы понять каким образом и в соответствии с какими принципами организовывается творческий процесс решения задач, нужно взять за основу то, что это познание является набором рекомендаций, необходимых для построения творческого педагогического процесса. Такая обучающая процедура может именоваться эвристической педагогикой — педагогикой, основанной на принципах и правилах эвристики.

    Прообразом эвристики многие считают майевтику.

    Такая аналогия была проведена на основании «сократических бесед» — бесед/споров, на протяжении которых Сократ (древнегреческий философ) приводил собеседника к правильному выводу посредством искусно подобранных вопросов, позволяя ему создавать новое (для собеседника) знание.

    Можно сказать, что Сократ выполнял функцию педагога, умело управляющего процессом познавательной деятельности обучаемого. При этом он не только управлял, но и показывал в момент бесед пример творческого решения задач.

    Принципы эвристических решений

    Пример 1

    Этот пример наглядно показывает сущность эвристики и ее проблем. Для получения результатов есть множество путей, которые основываются на начальных условиях и знаниях, которыми обладает человек.

    Задача Гаусса помимо более длительного «лобового» пути, который как бы навязывается самой ситуацией, имеет множество других путей решения. При этот вариант, предложенный Гауссом, является не самым очевидным.

    Чтобы его реализовать необходимо сконцентрировать внимание сразу на двух концах ряда и увидеть симметрию его составляющих относительно середины и произвести попарное суммирование.

    Важно

    Если распределить все этапы решения в виде пути на графе потенциально возможных решений, то можно понять как много существует вариантов решения этой задачи.

    На этой графе, которая представлена в виде лабиринта, имеется вход, расположенный в точке А и выход, размещенный в точке Б. Чтобы найти путь выхода из него необходимо перебрать множество вариантов.

    При этом и перебор, и время, затраченное на решение, могут резко сократиться при имении дополнительной информации: например, навыки в составлении карт и работы с компасом или знание того, куда нужно повернуть на развилке лабиринта.

    Такие проблемы возникают при решении практически любой интеллектуальной задачи, будь то игра в шахматы, решение головоломки или планирование/решение творческих задач. Перебор всех имеющихся вариантов решения при неимении направляющих, принципиально важных идей или информации довольно быстро заканчивается «переборным взрывом».

    Пример 2

    Допустим, некто занят поиском шифра на кодовом замке сейфа. Если у этого человека нет абсолютно никакой информации, даже об общих принципах построения этого шифра, то он вряд ли сможет найти верное решение. Количество комбинаций будет лавинообразно увеличиваться при каждом повороте барабана.

    Определение 3

    Основываясь на подобном анализе большого количества прочих примеров можно определить понятие эвристического решения как решения, которое связано с резким уменьшением перебора вариантов возможных решений.

    Рассмотрим в качестве примера шахматную игру. В набор самых элементарных эвристических рекомендаций входят следующие:

    • контроль четырех центральных клеток поля;
    • обеспечение безопасности короля;
    • предотвращение вскрытия собственных вертикалей;
    • защита фигур и многое другое.

    Стоит отметить то, что все эти рекомендации не являются точными алгоритмами, это всего лишь направляющие действий шахматистов, которые способны существенно уменьшить количество потенциально верных решений.

    Если рассмотреть более тонкие шахматные эвристики, можно прийти к выводу, что они также не являются точными алгоритмами действий, которые способны привести к цели. Для эвристических правил характерна многозначность промежуточных результатов, поэтому категоричная точность рекомендаций не допускается (51:109-114).

    Эвристические рекомендации для шахмат представляют собой некие правила: например, наивысшее предпочтение отдается шаху, при помощи которого король противника отойдет от своей базы или хотя бы просто сдвинется.

    Вывод

    Проанализировав подобные факты можно сделать вывод, что эвристичностью обладают суждения, являющиеся правдоподобными, которые повышают вероятность приближения к правильному решению.

    Такие рассуждения не точны, но их стратегия основывается в сужении всей области перебора до некоей зоны и направлении мышления на работу с узким классом понятий/фактов, базирующихся в ней. При этом нужно отметить, что эвристики не являются способом нахождения точных решений внутри этой зоны.

    Если охарактеризовать их по спортивной аналогии, то дело эвристик — это «закинуть шайбу в зону», но отнюдь не провести ее в ворота.

    Примеры эвристических принципов

    Законы эвристики являются скорее принципами, чем правилами, имеющими четкими границами условий применения. Возможно, более точно будет провести аналогию с понятием установки, которая имеет вид общего предписания к действию и считать эвристики мыслительными установками.

    Яркими примерами таких правил служат пословицы, афоризмы и поговорки.

    Например, «Сто раз отмерь, один раз отрежь», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе», «Вода по каплям кувшин наполняет» и прочие — они указывают явное направление, но не дают точных предписаний к действию в конкретной ситуации.

    В книге Пойа «Как решать задачу» (476: 99-103) приводится система английских пословиц, которая подбиралась автором в качестве иллюстраций основных этапов решения задач.

    Совет

    Например, «Кто плохо понимает, тот плохо отвечает» — аналога этому нет в русском языке, но она очень точно формулирует классическое педагогическое  высказывание «Прежде чем начинать решение задачи — пойми ее условия».

    Прочие пословицы, например, «Мудрый меняет свое решение, дурак — никогда», «Усердие — мать удачи», «Дуб валится с одного удара», «Где есть желание, найдется путь!» и им подобные содержат лишь общие рекомендации о направлении действий. Они побуждают к поиску личной заинтересованности в процессе/результате, проявлению настойчивости, продумыванию текущей ситуации с самых разных сторон.

    Наиболее интересно рассмотрение правил поведения человека в обществе: в семье, коллективе, на производстве. Анализ известной книги Д.

    Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (27:84-93) ясно показывает, что почти все «правила Карнеги» являются эвристическими рекомендациями.

    Их смысл можно сформулировать как свод наставлений о том, какие правила следует использовать для достижения кратчайшего пути к завоеванию положения в обществе или достижения вершины карьеры, большого количества денег или любви окружающих.

    Чтобы наглядно доказать эвристичность и полезность этих рекомендаций, стоит привести их итоговую систему, которая называется «Девять способов изменить мнение людей, не вызывая при этом обиды или негодования (поведение руководителя на производстве):

    1. Беседу стоит начинать с искреннего восхищения и похвалы.
    2. Не стоит прямо говорить человеку о допущенных им ошибках.
    3. Перед критикой другого сначала указать на свои ошибки.
    4. Вместо раздачи приказаний нужно задавать вопросы.
    5. Всегда стоит давать возможность сохранить свою репутацию другому.
    6. Нужно хвалить других даже за малейшие достижения, при этом это нужно делать искренно и не скупясь на похвалы.
    7. Человеку нужно создать хорошую репутацию, которую он мог бы оправдать.
    8. Нужно прибегать к поощрениям, стараясь показать оппоненту, что ту ошибку, которую он совершил, легко исправить или то, что от него требуется легко осуществимо.
    9. Нужно поступать так, чтобы человек был счастлив выполнить предложенное.

    Определение 4

    Эвристические методы обучения или методы педагогической эвристики — это различные приемы/способы, которые использует педагог в процессе обучения умению находить творческие нестандартные решения как простых, так и нетривиальных задач.

    Но чем же можно объяснить тот факт, что методы эвристики не дают возможности использовать точные правила, которые могут напрямую привести к решению задачи. Частично на это можно ответить на примере модели семантических сетей. Например, творческое решение задачи можно представить в виде перехода от одного узла знаний к другому.

    При этом переход, который проводится в трехмерной среде, служащей имитацией мозга или при помощи связи, которая имеет малый приоритет/редко используется, либо посредством построения новой связи. Тогда в пределах самой модели становится очевидным то, что является точной рекомендацией равнозначной решению.

    В обратном случае рекомендация способна только указывать направление решения, что делает ее эвристической.

    Эвристика

    Эвристика и ее методы

    В современном понимании эвристика – это наука об организации процессов творческого мышления. Эвристика как метод представляет собой ментальные стратегии, использующиеся для решения проблем.

    Их еще называют эмпирическими стратегиями, потому что они позволяют человеку принимать быстрые и действенные решения, не обдумывая долго и мучительно каждый шаг.

    Во многих случаях эвристические методы чрезвычайно полезны, но они нередко приводят к ошибкам, которые психологи называют предубеждениями. В 1974 году Дэниел Канеман и Амос Тверски выделили три вида эвристических суждений; эта классификация используется в психологии и сегодня.

    Эвристика доступности

    Эвристика доступности позволяет оценивать вероятность события на примере воспоминаний.

    Это часто ведет к предубеждению, поскольку, вместо того чтобы полагаться при оценке вероятности события на все имеющиеся в распоряжении данные, человек полагается исключительно на свою память, а как доказали ученые, чаще и быстрее всего вспоминаются недавние события.

    Например, если кто-нибудь за короткий период времени несколько раз увидит в новостях репортаж и прочитает несколько статей об изъятии домов за неуплату по кредиту, он вполне способен уверовать в то, что такой ход событий в общем весьма распространен и вероятен.

    Обратите внимание

    А если кто-то без малейшего труда может перечислить друзей, которые развелись, он наверняка будет считать, что процент разводов выше, чем есть на самом деле, какие бы статистические данные ему ни приводили в качестве опровержения.

    Эвристика доступности нередко заставляет людей переоценивать вероятность редко происходящих событий. Например, прочитав статью о недавней авиакатастрофе, человек начинает нервничать из-за предстоящего перелета.

    Случается и наоборот: люди склонны недооценивать вероятность довольно частых событий; скажем, они считают, что вряд ли заразятся венерической болезнью, занимаясь сексом без презерватива, на том основании, что некоторые их друзья делали это и остались здоровыми. А между тем риск весьма велик.

    Эффект якоря

    Люди часто основывают свои суждения или оценки на так называемых «якорях», или опорных ориентирах. Такая привязка извлекается из памяти и соответствующим образом «обрабатывается», с тем чтобы соответствовала критериям решения.

    Например, вас спрашивают: «Какова длина реки Миссисипи – больше или меньше двух тысяч миль? Она длиннее или короче пяти тысяч миль?».

    При ответе на первый вопрос вы получаете «якорь» для второго; в результате ваш ответ на второй вопрос будет привязан к этому «якорю».

    Эвристика репрезентативности

    Согласно эвристике репрезентативности, мы склонны оценивать вероятность события или результата, выискивая в прошлом знакомое событие, с которым можно сравнить новое, и считая, что их вероятность совершенно одинакова. Самая большая ошибка эвристики репрезентативности – предположение, что сходство в одном непременно ведет к сходству и во всем остальном.

    Например, увидев человека в кожаной куртке с руками, покрытыми татуировками, кто-то вполне может предположить, что перед ним байкер. Этот человек считает, что парень в куртке выглядит именно так, как должен выглядеть представитель байкерского сообщества, и уверенно относит его к этой категории.

    Эвристикой репрезентативности также объясняется ошибка азартного игрока – то есть ложная убежденность в том, что мы способны предсказывать случайные события или выигрышные либо проигрышные ставки, основываясь на предыдущей информации, хотя на самом деле вероятность остается неизменной.

    Например, если подброшенная монета несколько раз подряд приземляется вверх «решкой» и на этом основании человек предполагает, что в следующий раз выпадет «орел», он полностью игнорирует тот факт, что в любой ситуации закон «пятьдесят на пятьдесят» никто не отменял.

    Кроме того, именно из-за эвристики репрезентативности люди часто игнорируют реальные шансы, то есть статистическую частоту происходящего события.

    Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты.

    3 Эвристические методы поиска новых решений

    Новая философская энциклопедия — эвристика

    Эвристика

    эвристика

    (от греч. открываю, отыскиваю) — методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. Изучение эвристических методов обнаруживает определенное сходство исследовательских процедур и деятельности, по крайней мере в той их части, которая связана с творческим обобщением наличного материала и выдвижением гипотез. Эвристика как метод обучения восходит к приемам, приписываемым Сократу и известным как «сократическая беседа». Под последней подразумевается диалог, в котором один из собеседников подталкивает других к новым для них (или для всех участников беседы) выводам. Учение об эвристике — составная часть наукоучения Б. Больцано, который трактует эвристику как учение о путях развития мысли. Своеобразное применение сократических методов нашел английский педагог нач. 20 в. Г. Е. Армстронг. Он построил курс обучения естествознанию как последовательность исследовательских проблем, решение каждой из которых доступно ученикам.

    Детальное изучение эвристических приемов в математике было предпринято Д. Пойа, который выделил два взаимодополняющих элемента математического исследования — удачную догадку и универсальный метод. Пойа показал, что решение всякой математической задачи сосредоточено вокруг одного ключевого момента — озарения, наступающего подчас после долгих бесплодных размышлений. Он выделил ряд характеристик этого момента — внезапность, изменение привычного взгляда, уверенность в правильности. Внезапность состоит в непредсказуемости происходящего события. Открытие, строго говоря, ничем не гарантировано, и его нельзя планировать. Изменение привычного взгляда означает переосмысление условий задачи, которые из бессвязного набора отдельных фактов превращаются в завершенное и логично устроенное целое. Именно эта связность обусловливает уверенность в правильности, поскольку сообщает особую ясность видению решения. Случайный и непредсказуемый характер догадки в решении задачи делает, по мнению Пойа, утопией проекты Декарта и Лейбница, которые ставили своей целью разработку универсального метода решения любых задач и исследовательских проблем. Вместе с тем можно разработать методические приемы, способствующие открытию. Их использование хотя и не гарантирует удачной догадки, однако повышает шанс прийти к ней. Именно так Пойа рассматривает «Правила для руководства ума» и «Рассуждение о методе» Декарта.

    То, что Пойа обнаруживает в математике, пр

    См. в других словарях

    1.

      (от греч. отыскиваю, открываю) – совокупность приёмов и методов, обеспечивающих или облегчающих решение познавательных конструктивных практических задач. В широком  смысле эвристикой называют научную ветвь,  изучающую  специфику  творческой  деятельности.  Логическую  основу эвристических методов составляют недедуктивные (правдоподобные) выводы: по аналогии, из частных случаев и др. …

    Философия науки и техники

    2.

      комплексная дисциплина, целью которой является открытие нового в науке, технике и других сферах жизни, когда отсутствует алгоритм решения той или иной познавательной задачи. …

    Евразийская мудрость от А до Я

    3.

      методология поисковой, изобретательской деятельности человека в сложных, нестандартных ситуациях.   …

    Словарь основных понятий по философии

    Вопрос-ответ:

    Ссылка для сайта или блога:

    Ссылка для форума (bb-код):

    Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Таким образом, мы вводим две эвристики специального назначения : «следящая граница» и «зона избегания».

    Эвристика Традиция -and-biases является наиболее ценной как ответ на вопросы о том, можем ли и как мы можем улучшить решения в реальном мире.

    Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

    Еще примеры
    Меньше примеров

    Эту стратегию трудно перенести на эвристику , поскольку они работают хорошо именно потому, что они не являются общими, а относятся к конкретным проблемам или даже к конкретной ситуации. Эвристика следует скорее проверять против других форм прикладной рациональности, а не против утопических научных моделей.

    Сосредоточение внимания на простой когнитивной эвристике не делает ненужным применение рациональных стандартов, полученных из формальных исчислений.Наш метод отличия дополнений от дополнений основан на эвристике , которая основана на локальной структурной информации.

    Но есть несколько спорных задач в эвристике и литературе по предубеждениям, где все необразованные непрофессионалы не согласны с экспертами.Текущая эвристика , имитирующая игрока, может быстро реагировать на изменения в стиле проведения, но результаты могут быть немузыкальными.

    ,Эвристика

    — Викисловарь

    английский [править]

    Этимология [править]

    Неправильное образование из древнегреческого εὑρίσκω (heurískō, «Я нахожу, открываю») (сравните собственно греческий термин εὑρετικός (heuretikós)).

    Произношение [править]

    • IPA (ключ) : / hjuˈɹɪstɪk /, / hjʊˈɹɪstɪk /
    • Расстановка переносов: heu‧ris‧tic
    • Рифмы: -ɪstɪk

    Прилагательное [править]

    эвристический ( сравнительный более эвристический , превосходный наиболее эвристический )

    1. (подхода к решению проблем, обучению или открытию) Использует практический метод, не гарантирующий его оптимальность или совершенство; не следует и не вытекает из какой-либо теории.[с 1821 г.]
      • 2015 , Ипполити, Эмилиано; Thomas Nickles, Heuristic Reasoning [1] :

        «Эвристическая оценка — это« идентификация и оценка намеков и ключей, которые могут указать направление для исследования в порой большом промежутке между крайностями полного знания. и полное невежество ».

    2. (вычисление метода или алгоритма). Это позволяет быстрее решить проблему, но не всегда дает оптимальное решение.
      • 2002 , Те Чианг Ху, Ман-так Шинг, Комбинаторные алгоритмы [2] :

        Если эвристический алгоритм работает для большей части входных данных или его максимальная процентная ошибка является допустимой, мы можем предпочесть эвристический алгоритм оптимальному алгоритму, который требует много времени.

    3. (аргумента) Это объясняется ценностью метода или принципа, который, как показали экспериментальные исследования, является полезным подспорьем в обучении, открытии и решении проблем.
    Производные термины [править]
    Переводы [править]

    , относящиеся к общим стратегиям или методам решения проблем

    в вычислениях, что не гарантирует оптимального решения

    Существительное [править]

    эвристика ( множественное число эвристика )

    1. Эвристический метод. [с 1860 г.]
    2. Искусство применения эвристических методов.
    3. (вычисления) Метод, разработанный для решения проблемы, когда классические методы слишком медленны или не позволяют найти точное решение.
    Переводы [править]

    эвристический метод, эвристика

    Ссылки [править]

    ,

    Что такое эвристика и почему эвристика важна в бизнесе

    Как подчеркивал немецкий психолог Герд Гигеренцер в статье «Принятие эвристических решений», термин «эвристика» имеет греческое происхождение, что означает «служение, чтобы узнать или открыть». Точнее, эвристика — это быстрый и точный способ принятия решений в реальном мире, в основе которого лежит неопределенность.

    Что такое эвристика? За пределами предубеждений и преобладающего суженного видения

    В статье 1996 года, озаглавленной «Рассуждая о быстром и экономном пути: модели ограниченной рациональности», психологи Герд Гигеренцер и Дэниел Г.Гольдштейн выделил:

    Люди и животные делают выводы о мире в условиях ограниченного времени и знаний. Напротив, во многих моделях рационального вывода разум рассматривается как демон Лапласа, обладающий неограниченным временем, знаниями и вычислительной мощностью.

    Это очень важная концепция для начала. В то время как современные психологи и теоретики разума производят эксперименты в лаборатории, эти эксперименты привязаны к конкретным сценариям, которые трудно воспроизвести в реальном мире.

    Почему? Все начинается с узкой теории разума.

    Узкое определение рациональности

    Эксперименты производятся и часто основываются на предположениях о том, как работает наш разум. Например, если психолог назовет рациональность способностью оптимизировать процесс принятия решений (как это делает машина), это требует, чтобы разум собрал всю возможную информацию, чтобы прийти к логическому решению.

    Однако в реальном мире решения принимаются с неполной информацией, с высокой степенью неопределенности и практически без понимания того, что будет дальше.Поэтому, когда психолог бормочет о неспособности человеческого мозга понимать статистику или логику. В реальном мире это означает выживание.

    Если выжить означает потерять некоторую эффективность или избежать оптимизации для предотвращения массового сбоя, наш разум работает так, как должен.

    Риск против неопределенности

    Еще одна составляющая традиционной или преобладающей школы мысли — это отсутствие понимания области, в которой действует человеческий разум. Это ключевой момент для понимания разницы между риском и неопределенностью.

    Риск вычислим

    Риск — это концепция, которая нравится аналитикам. Зачем? Это то, что можно смоделировать. Таким образом, ограничены сценариями, имеющими определенные правила, например, играми. В книгах по бизнесу вы часто видите, как теория игр помогла бизнесменам добиться успеха.

    Но это история, созданная задним числом. Теория игр или ваши навыки шахматиста могут помочь вам (произвести впечатление на других) в нормальных обстоятельствах (при условии, что они существуют), но они не очень помогут вам в реальном мире.Если у вас нет альтернативного набора инструментов, состоящего из эвристики.

    Неопределенность не вычислима

    Когда финансовые аналитики оценивают риски, они попадают в ловушку мысли, что мы можем понять реальный мир, моделируя его. Современные подходы к предпринимательству пытаются привнести ту же логику в деловой мир с быстрыми последствиями.

    При высокой вариативности результатов моделирование риска невозможно. Если вам вообще нужен простой набор практических правил, чтобы избежать худшего сценария, потому что, если он материализуется, не будет никакой модели риска, которая поможет в этом.

    В самом деле, последствия неопределенного сценария могут быть слишком ужасными, чтобы вы даже могли увидеть его исход, потому что на карту поставлено выживание.

    Немоделирование реального мира

    Когда в лаборатории проводятся психологические эксперименты, психолог часто начинает с предвзятого представления о человеческом разуме, а затем пытается доказать это с помощью эксперимента.

    Когда это происходит, эксперименты «производятся» (во многих случаях бессознательно) для получения определенного результата (короче говоря, предубеждения — это скорее область, применимая к психологам, чем к обычным людям, имеющим дело с неопределенностью реального мира).

    Это недавно привело к так называемому кризису репликации, о котором говорится в Википедии:

    Кризис репликации (или кризис воспроизводимости или кризис воспроизводимости ) по состоянию на 2019 год является продолжающимся методологическим кризисом, при котором было обнаружено, что многие научные исследования трудно или невозможно воспроизвести или воспроизвести. Кризис репликации наиболее сильно сказывается на социальных науках и медицине.

    Частично эта тенденция заключается в использовании статистических инструментов, которые не подходят для анализа реального мира, и в том факте, что исследования иногда превращаются в деятельность, ориентированную на внимание.Как указывает Ноа Смит в Bloombergs «Почему статистическая значимость часто незначительна»:

    В психологии, медицине и некоторых областях экономики обширные и систематические поиски обнаруживают, что многие выводы в литературе являются ложными. Джон Иоаннидис, профессор медицины и медицинских исследований в Стэнфордском университете, заходит так далеко, что заявляет, что «большинство опубликованных результатов исследований ложны», в том числе и в области экономики. Журналы исследований имеют тенденцию публиковать что-либо со значением p ниже 5 процентов — произвольное значение, называемое «статистической значимостью», — многие подозревают в этом виноватых.

    Конечно, это не значит, что эти эксперименты недействительны. Хуже того, в некоторых случаях они с самого начала исходят из предположений о психике субъектов, которые сами предвзяты.

    Короче говоря, предубеждения, о которых мы все говорим в настоящее время, особенно в деловом мире, на самом деле можно легко объяснить с помощью теории разума, которая выходит за рамки обычного определения рациональности.

    Это определение начинается с того, что мы думаем о нашем уме как о машине, которую легко обмануть, которая из-за своих механизмов выживания больше не приспособлена к современности.Таким образом, он может легко стать жертвой десятков, если не сотен предубеждений, влияющих на нашу повседневную жизнь.

    То есть сегодня повсюду в деловых публикациях мы видим огромные списки когнитивных предубеждений, которые делают нас более «осведомленными».

    Эвристика: грязно и быстро? На самом деле, нет!

    Как указано в «Принятие эвристических решений»:

    Задача более точного суждения путем игнорирования информации является новой. Это выходит за рамки классического предположения о том, что эвристика жертвует некоторой точностью за меньшие усилия.

    Основная перспектива, для которой эвристика изучалась и доводилась до массовой деловой аудитории, заключается в том, что эвристика по определению является быстрой и грязной. Короче говоря, наш склонный к ошибкам ум порождает предубеждения, потому что мы используем эвристику, заставляющую нас жертвовать эффективностью ради скорости перед лицом своего рода ленивого механизма ума.

    Согласно этой точке зрения, разум может игнорировать важную информацию, руководствуясь соображениями эффективности, почти как при оптимизации вычислительной мощности.

    На самом деле, разум мог усвоить, что игнорирование бесполезной информации — более эффективный механизм выживания в этом конкретном контексте. Следовательно, , сфокусированный на одной ключевой точке данных, намного надежнее, чем сбор большего количества информации. Это полностью меняет парадигму.

    Там, где ленивый ум избегает слишком большого количества информации, потому что он не способен обработать ее вычислимым образом (таким образом жертвуя эффективностью ради скорости почти как компьютер). В новой парадигме, где эвристика и правила большого пальца становятся центральными в качестве необходимого механизма фильтрации разума, который учится игнорировать бесполезную и нерелевантную информацию.

    Короче говоря, важен результат действия, а не сам процесс или мотивация, которая его движет.

    Конфликт интересов, маркетинг и манипуляции

    Новые медиа позволили компаниям общаться в широком масштабе. Когда это общение осуществляется правильно, мы можем назвать это маркетингом. Когда это сделано неправильно, мы можем назвать это конфликтом интересов или, в худшем случае, манипуляцией.

    Таким образом, многие из того, что мы называем предвзятостью, также являются следствием того, как нам формулируют сообщение.Короче говоря, это похоже на игру, в которой один игрок должен обмануть другого. По мере того, как другой игрок осваивает уловки первого игрока, необходимо искать новые стратегии.

    Если есть разрыв между обманщиком и обманутым, то предубеждение может проявиться как лучшая способность обманщика.

    Слепая вера в технологии

    Планируя обратную поездку в город, в котором я живу, я подумывал отложить поездку из-за плохой погоды. Посоветовавшись со своим GPS, который оптимизирует короткие маршруты (не обязательно из-за красоты ландшафта или шансов на выживание), я рискнул добраться до конца поездки под водой.

    Короче говоря, GPS давал мне время до пункта назначения с небольшой задержкой, но без обязательного упоминания о том, что я добирался туда, рискуя быть затопленным!

    Эта слепая вера в технологии не из-за нашей неспособности с ними справиться. Скорее, по тому, как эти технологии созданы. Когда технология создана для оптимизации и когда она продается так, что вы верите, что оптимизация имеет значение в любом контексте (оптимизация работает в узких обычных ситуациях), вы в конечном итоге слишком полагаетесь на нее.

    Центральная проблема двухсистемной модели мышления

    Теории, предложенные психологами, такими как Канеман и Тверски, стали центральными в мире бизнеса. Книга «Думая, быстро и медленно» стала деловой библией, и ее действительно стоит читать.

    Тем не менее, предположения, лежащие в основе этих теорий, основаны на гипотетическом процессе оптимизации, которому люди должны следовать при принятии решения. Как подчеркивается в документе «Принятие эвристических решений»:

    Как объяснил Канеман (2003) в своей лекции, посвященной Нобелевской памяти: «Наше исследование было попыткой получить карту ограниченной рациональности путем изучения систематических предубеждений, которые разделяют убеждения людей и их выбор от оптимальных убеждений и принятых решений. в моделях рационального агента »

    Эта точка зрения может начинаться с неправильного определения и интерпретации ограниченной рациональности, сформулированной Саймоном.Ограниченная рациональность связана не с систематическими предубеждениями, а с принятием решений в реальном мире, который непредсказуем.

    Быстро, экономно, но аккуратно

    Еще одна ключевая концепция, которую необходимо усвоить, чтобы глубоко понять этот альтернативный взгляд на ограниченную рациональность, — это концепция экологической рациональности. Экологическая рациональность ищет стратегии, которые лучше подходят для конкретной среды и контекста.

    Ключевым моментом здесь является то, что не существует лучшей стратегии или стратегии оптимизации, потому что это было бы невозможно в большом мире, состоящем из неопределенности.

    Следовательно, правила большого пальца, которые мы могли бы использовать для каждого обстоятельства, помогут нам воспользоваться структурой среды, в которой мы работаем.

    Таким образом, в процессе принятия решений подобного рода мы создаем небольшой мир, но очень адаптированный к контексту и обстоятельствам, что является противоположностью тому, что делают классические теории рациональности, предполагающие, что наш разум работает в вакууме, или в своего рода свободном контексте реальности.

    Две стороны ограниченной рациональности

    Ограниченная рациональность — это концепция, приписываемая Герберту Саймону, экономисту и политологу, заинтересованному в принятии решений и в том, как мы принимаем решения в реальном мире.Фактически, он считал, что вместо оптимизации (что было основной точкой зрения в последние десятилетия) люди следуют тому, что он называл удовлетворительным.

    Исходя из того, что мы уже сказали, давайте еще раз посмотрим на концепцию ограниченной рациональности. Согласно определению, данному его отцом Саймоном, ограниченная рациональность имеет две основные стороны:

    Он экологичен, потому что «разум адаптирован к реальным условиям». Следовательно, с одной стороны, разум принимает решения, основываясь на структуре окружающей среды.А с другой стороны, есть вычислительные возможности лица, принимающего решения (когнитивная сторона).

    Как подчеркнули Герд Гигеренцер и Вольфганг Гайсмайер в работе «Эвристическое принятие решений » современные психологи сосредоточили свое внимание на последней (когнитивной стороне).

    Точнее, сосредоточение внимания на когнитивной стороне привело к неправильному пониманию того, что, поскольку человеческий разум имеет ограниченную способность обрабатывать информацию, он порождает набор непоправимых предубеждений.

    Частично это недоразумение может быть вызвано тем фактом, что те предположительно простые эвристики, которые разум использует для решения проблем реального мира, недостаточно сложны, чтобы выглядеть интересными с точки зрения норм классической рациональности.

    Важность экологической рациональности

    Как только вы поймете другую сторону рациональности, не когнитивную, а экологическую, это все изменит.

    С точки зрения экологической рациональности принцип «меньше даёт больше» становится мощной эвристикой, на которую можно полагаться во многих сценариях реального мира.

    Меньше значит больше — это игнорирование сигналов, которые не только делают нас хуже тех, кто принимает решения. Это также означает, что после определенного момента больше информации ведет к худшим решениям, даже если затраты на получение этой информации равны нулю.

    Новое определение предубеждений

    Согласно общепринятому мнению, предвзятость — это когнитивная ошибка, которую совершает разум, которая возникает из-за нашего непонимания реального мира, движимого классической рациональностью. В качестве альтернативного способа взглянуть на ограниченную рациональность в процессе принятия решений необходимо уравновесить предвзятость и гибкость, чтобы в целом сделать вывод, более эффективный, чем система, в которой вообще нет предубеждений!

    В этом сценарии меньшее количество информации, игнорирование большого количества зашумленной информации и принятие «предвзятых решений» могут привести к более эффективному принятию решений.

    Создание адаптивного набора инструментов для предпринимателей

    Как только вы поймете все принципы, изложенные выше, вы начнете работать с простыми алгоритмами, которые мы можем назвать эвристикой, чрезвычайно полезной для бизнесмена, который не хочет попасть в ловушку сложного мышления ради этого.

    Анализ и изучение этого адаптивного набора инструментов FourWeekMBA только началось, и мы будем все больше и больше изучать набор простых эвристик для использования в различных контекстах, начиная с того момента, когда имеет смысл использовать их в первую очередь. место.

    В деловом мире есть несколько контекстов, в которых сбор дополнительной информации, данных и сложных моделей действительно может помочь построить успешную компанию (например, на операционном уровне). Но есть много других мест (стратегия и видение), где эти сложные системы не только не работают, но и вредны.

    Мы продолжим наше расследование, чтобы иметь лучший инструментарий для направления вашего бизнеса в правильном направлении!

    Каталожные номера:

    • Рассуждая о быстром и экономном пути: модели ограниченной рациональности, Герд Гигеренцер и Дэниел Г.Гольдштейн, Институт психологических исследований Макса Планка и Чикагский университет, Psychological Review Авторские права 1996 г. Американской психологической ассоциации, Inc. 1996 г., Vol. 103. No. 4, 650-669
    • Принятие эвристических решений, Герд Гигеренцер и Вольфганг Гайсмайер, Анну. Rev. Psychol. 2011. 62: 451–82
    • .

    • Саймон, Герберт, 1983. «Поведенческие и рациональные основы экономической теории», серия 115 рабочих документов, Исследовательский институт экономики промышленности.
    • Саймон, Герберт А., 1978. «Рациональное принятие решений в коммерческих организациях», документы Нобелевской премии по экономике 1978-1, Комитет по Нобелевской премии.

    Прочие деловые ресурсы:

    ,

    искусственный интеллект — что такое эвристическая функция

    Переполнение стека

    1. Около
    2. Товары

    3. Для команд
    1. Переполнение стека
      Общественные вопросы и ответы

    2. Переполнение стека для команд
      Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегами

    3. работы
      Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного роста

    4. Талант
      Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателя

    5. реклама
      Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира

    6. О компании

    Загрузка…

    1. Авторизоваться
      зарегистрироваться

    2. текущее сообщество

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *