Что такое лидерство в психологии: что такое и как стать лидером
что такое и как стать лидером
Многие хотят стать лидером, способным возглавлять социальные группы, коллективы. Мы видим, слышим много информации, например, о политиках, президентах, руководителях крупных корпораций, сумевших повести за собой команду, и хотим совершить аналогичные «подвиги».
Человек рождается с некоторыми лидерскими задатками, но их недостаточно, чтобы стать полноценным лидером. Их следует развивать и учиться использовать. Такие особенности проявляются в детстве — одни дети способны объединить группу детского сада, а другие не могут отстоять право на игрушку. Рассмотрим подробнее, что такое лидерство, кого можно называть лидером, как работает психология данного феномена.
Внешние проявления психологии лидерства
Под лидерством понимается способность влиять на личность, группу людей, ориентируя на достижение целей. Это естественный процесс социально-психологического типа, когда личный авторитет используется для воздействия на деятельность членов группы. Лидер влияет на коллектив — реализует поведение, вносящее изменения в систему отношений, чувственную зону личности. Влиять можно посредством идей, словесно, используя механизмы внушения, эмоционально заражая коллектив, используя авторитет, личный пример.
Психология лидерства отмечает — для управления командой важны характер, образ мыслей, внешние факторы. Лидер поведением, привычками выделяется на фоне остальных, демонстрирует уверенность, готовность управлять командой, принимая ответственность за решения, поведение коллектива.
Поражает способность применять вербальное, невербальное воздействие. Лидер открыто жестикулирует, демонстрирует уверенность, способность к доминированию. Выделяется решительным взглядом, свободной походкой, резкими движениями, ровной спиной.
Мимика, жестикуляция доминирующего индивида является лишь вершиной айсберга. Важно внутреннее состояние, тип мышления. Лидер любит, умеет рисковать, берется за новые проекты. Обладая большой силой воли, он, за счет коммуникативных способностей и умения мотивировать, заражает уверенностью группу. Лидер оказывает психологическое воздействие на коллектив, поэтому каждый проникается общими идеями, проявляет желание достигать поставленных целей.
Законы психологии лидерства
Стать лидером по книгам сложно. Конечно, изучить опыт успешных людей, известных в обществе личностей, желательно, но требуется регулярно работать над личными навыками, способностями к общению.
Развивая уверенность, следует учиться строить взаимоотношения, рисковать. Требуется умение самореализовываться, выбирать интересный вид деятельности, менять мышление и психологические установки.
Специалисты уверены, что современные лидеры не просто рождаются таковыми, а упорно работают над личными качествами, придерживаясь базовых законов:
- Притяжение — достичь лидирующих положений в обществе можно исключительно в результате активного творческого, созидательного процесса. Лидеры любят выходить за рамки обыденного, принимать нестандартные решения, мыслить вне шаблонов. Лидер не склонен критиковать окружающих, проявлять слабость, жалуясь на обстоятельства. Наоборот, его энтузиазм, позитивное мышление, уверенность побуждают людей идти за ним.
- Самосохранение —индивид с лидерскими качествами стремится вырваться вперед. Коллектив, видя успех предводителя, тянется к нему. Однако лидер не склонен попадать в зависимость от обстоятельств, он способен выйти за рамки ситуации, сохранять объективность, оценивать процессы, поступки максимально беспристрастно. Это помогает контролировать процесс, анализировать события, своевременно реагировать на негативные изменения. Решение принимается быстро, исходя из своевременно поступающей объективной информации, однако риск малопродуктивных поступков лидера сведен к минимуму — он не склонен погружаться в обыденность, тратить энергию на незначительные моменты. Его преимущество — умение идти к цели оптимальным путем.
- Отдача — индивид, проявляющий лидерские качества, уверен во взаимосвязанности процессов в мире, обществе. Лидеру важно работать во благо представителей группы, коллектива. Предводитель понимает, что его поведение влияет на членов группы, поэтому стремится приносить пользу. Лидер готов генерировать идеи, делиться ими. Он не заставляет действовать, а мотивирует к эффективной активности. Он способен принять волевое решение, дать пользу социуму.
Основные качества
Психология лидера опирается на особое мировоззрение, способность уникально воспринимать реальность, собственные возможности. Предводитель умеет быть выдержанным, внутренне и внешне спокойным даже в критических ситуациях.
Среди особенных качеств лидера выделяются следующие характеристики:
- Умение идти к цели вне зависимости от обстоятельств, не останавливаться на полпути, не опускать руки при возникновении сложностей, преград. Лидер отличается сильным желанием достичь цели, настойчивостью. Его мотивация настолько сильна, что его сложно остановить. При отсутствии стимулов лидер будет бездействовать, но постарается найти мотивирующий фактор — внутренний или внешний. Желание управлять подкреплено готовностью идти к конечной цели.
- Наличие интеллекта, что проявляется в желании, умении накапливать нужную информацию, анализировать ее, применять для выработки решений, саморазвития. Предводитель не останавливается на достигнутом, готов оттачивать лидерские качества. Лидеры находятся в постоянном поиске, они повышают свой уровень знаний, увлекаются совершенно новой сферой знаний и деятельности. Не следует ограничивать себя определенной профессиональной или предметной областью. Больший объем знаний дает эффективную основу развития.
- Вера в собственные способности и возможности. Такая уверенность является надежной основой формирования лидера. Вести и вдохновлять других людей могут только уверенные в себе личности. Отсутствие данного качества не позволяет решиться на принятие важного и ответственного решения. Слабые в этом отношении люди будут искать оправдания или перекладывать решение на других. Длительный поиск советчиков или оправданий для своих поступков отбирает дефицитное время, не позволяет совершить нужный своевременный шаг. Обдумывание ситуации важно, однако делать это надо максимально быстро и без колебаний выбирать выгодный проект.
- Силы принять важное решение самостоятельно или с помощью других. Это решение не будет спонтанным. Оно базируется на глубоком анализе информации о ситуации, тщательном обдумывании стратегии, тактики. В результате проделанной работы принимается, ориентированное на положительный результат, решение.
- Лидер не действует в одиночку, у него есть возможность опереться на коллектив единомышленников, которые тесно объединены едиными целями и правилами. Он способен убедить других, распределить полномочия и ответственность, создать отлаженный функционирующий механизм.
- Наличие характера, способность продвинуть свою точку зрения, несмотря на сопротивление. Лидер действует в ситуациях, когда другие опускают руки. Он способен проявлять жесткость, управлять коллективом, принимая при необходимости непопулярные решения. Однако его строгость сочетается со справедливостью, соблюдением прав и достоинства членов социума.
- Умение принимать изменения. Лидерство означает способность менять поведение, стратегию, тактику в зависимости от перемен.
Лидер и руководитель
Ставить между ними знак равенства не совсем правильно, поскольку руководители не обязательно будут лидерами. Главное, смотреть на то, насколько эффективно работает коллектив, сплочен ли он, заряжены ли члены группы общими идеями.
Опытный руководитель способен принять эффективные кадровые решения, подобрав себе людей, способных эффективно работать. Но не всегда начальник делает из коллектива единый механизм. Поэтому организация будет работать неэффективно, так как сам руководитель не пользуется авторитетом.
Лидер играет определенную роль в зависимости от своей основной функции:
- Организатор, принимающий активные решения для получения заветной цели.
- Творец — используя диалог с людьми, опираясь на неординарное мышление, решает важные для организации вопросы.
- Борец, отличающийся силой воли, уверенностью в силах. Он готов оперативно принимать важные решения.
- Дипломат — знает ситуацию, умеет правильно влиять на команду.
- Утешитель — опирается на эмпатию, проявляет сочувствие к другим.
Лидерство бывает делового типа, когда от руководителя требуется компетентность, способность выбирать нужную стратегию, пользоваться авторитетом и опытом.
Встречается и эмоциональный тип, когда авторитет зависит от личностных симпатий, когда важна харизма. Такой лидер вызывает доверие и уверенность в коллективе. Ситуативный лидер выбирает модель поведения, исходя из сложившейся ситуации.
Лидер в подчинении
Такие ситуации не являются редкостью. В коллективе всегда найдется сильная личность, которая будет вести его за собой и не всегда действовать в интересах организации и следовать линии руководителя. Наоборот, амбиции неформального лидера будут заставлять его идти против формального руководства, ставить все решения под сомнения, показывать начальника с неприглядной стороны.
Самым простым решением было бы убрать его воздействие на группу. Однако это не всегда возможно, поскольку лидер бывает прекрасным специалистом. Важно научиться использовать его в интересах коллектива, построить конструктивные отношения. Неформальных лидеров ставят на небольшие ответственные должности, где они бы смогли удовлетворить амбиции и принести пользу.
Воспитание лидера
Ранее говорилось, что каждый человек рождается с определенными задатками лидера. Их нужно развивать. Конечно, если вам это требуется. Не обязательно быть сильным лидером, вполне достаточно быть квалифицированным специалистом, умеющим отстоять точку зрения. Существует множество тренингов, дающих эту возможность.
Лидер способен принимать ответственность. Поэтому в воспитании детей целесообразно руководствоваться несколькими простыми советами:
- Давайте детям возможность получать опыт, изучать мир, даже набивая «шишки».
- Становиться лидером могут индивиды с развитым интеллектом, умением критически мыслить. Не запрещайте ребенку анализировать, искать причинно-следственные связи.
- Побуждайте к участию в соревнованиях. Это научит малыша стремиться к победе, достойно принимать поражения.
- Формируйте личную зону ответственности — подростки должны знать, что поступки повлекут определенные последствия.
- Не отказывайте ребенку в помощи. Побуждайте малыша к поиску решения, мотивируйте, помогайте наводящими вопросами.
Воспитать в себе лидера может любой. Для этого нужно постоянно ставить новые цели, развивать сильные стороны, учиться организовывать, мотивировать людей. Важно не бояться рисковать, экспериментировать, быть новатором, верить в успех. А вот как воспитать ребенка с лидерскими качествами можно посмотреть ролик, где специалист в области психологии рассказывает, что нужно делать и вообще стоит ли стремиться к лидерству.
Уроки лидерства. 7 принципов настоящего успеха | Психология жизни | Здоровье
Дорогие читатели! Представляем вам новую рубрику «Книжный клуб», на страницах которой мы будем публиковать отрывки из интересных и полезных книг.
Сегодня перед вами отрывок из книги религиозного деятеля, философа и писателя Джонатана Сакса «Уроки лидерства» ИД «Книжники». В своей книге автор исследует, как человек становится вождём, зачем обществу нужны вожди и что они могут ему дать, а также формулирует семь принципов успешного лидера, которые помогут вам повести людей за собой.
Лидерство – это служение
Лидер должен уважать достоинство людей больше своего собственного. Проповедник Мартин Лютер Кинг удачно выразил эту идею: «Любой может стать великим, потому что любой может служить». Нас возвышает дело, которому мы себя посвящаем, и люди, которым мы служим, а не наша самооценка, сколь бы высокой она ни была.
Лидерство начинается с ответственности
Когда мы сталкиваемся с какой-то несправедливостью, мы можем либо жаловаться, либо действовать. Жалобы не могут изменить мир. А действия могут. Лидеры всегда активны, а не пассивны, они выбирают маршрут, а не следуют за идущим впереди. Лидеры не жалуются и не упрекают других, не ждут, когда кто-то что-то исправит. Они действуют. Они берут на себя ответственность. И они действуют с другими сообща, зная, что есть пределы возможностей человека, делающего что-то в одиночку. Они привлекают и воодушевляют тех, кто, подобно им, остро чувствует, что-то не так и это надо исправить. Лидеры работают вместе с другими. Лидеры работают сообща с теми людьми, которые сильны там, где лидеры проявляют слабость. Их не пугают люди, которые в чём-то лучше, чем они. Напротив, они понимают, что такие люди усиливают их положение. Ни один лидер не в состоянии в одиночку вести народ. Только совместными усилиями мы сможем изменить мир.
Лидером движет сила предвидения
В лидерстве главное – предвидение, а не должность, могущество, статус или власть. Лидеров направляет их предвидение будущего, и оно же вдохновляет остальных.
Высшая форма лидерства – обучение
Если главная задача лидерства – побуждать людей к осознанию необходимости перемен, то быть лидером – это значит просвещать, призывать людей мыслить и видеть по-новому. Великие лидеры – просветители, ведь они учат людей понимать смысл своей эпохи. Но это значит, что и сами они должны обучаться. Без постоянного обучения лидер теряет направление движения и глубину понимания ситуации.
Лидер должен верить в людей, которых он ведёт
Лидер, который правит в атмосфере страха, не достигнет успеха. Лидер может не верить в себя, но он должен верить в тех, кого ведёт за собой.
Лидер должен обладать чувством времени и регулировать скорость движения
Лидер должен вести людей, находясь впереди. Но при этом лидеру не следует отрываться от людей слишком далеко, иначе получится так, что, обернувшись, он обнаружит, что никто за ним не идёт. Лидер должен выводить их, что означает, что он должен увлечь людей за собой. И он должен идти в таком темпе, чтобы они поспевали за ним. Лидерство предполагает сохранение тонкого баланса между нетерпением и терпением. Если вы возьмёте слишком быстрый темп, люди начнут сопротивляться. Если слишком неторопливый – они погрязнут в самодовольстве.
Мы все призваны быть лидерами
Мы терпим неудачи. Мы спотыкаемся. Однако писатель Дэвид Брукс справедливо отмечает: «Мы все нетвёрдо стоим на ногах, и красота и смысл жизни заключаются именно в том, что нам свойственно спотыкаться». Мы все совершаем ошибки, но в то же время и учимся на своих ошибках. Нельзя сделать что-то правильно без того, чтобы сначала пойти по неверному пути.
Если у вас нет мужества терпеть неудачи, вам недостанет мужества добиваться успеха. Важно не то, что мы добиваемся успеха, но что мы выходим на арену и сражаемся со своими слабостями.
48. Понятие «лидер» и «лидерство». Шпаргалка по социальной психологии
48. Понятие «лидер» и «лидерство»
Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.
Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).
Признаки лидеров:
1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;
2) способен оказывать влияние на других членов группы;
3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;
6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.
Функции лидера:
1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;
2) выработка и поддержание групповых норм;
3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;
4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;
5) установление и поддержание микроклимата группы.
Виды лидерства по М. Веберу:
1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;
2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;
3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.
Типы лидерства по реальной управленческой практике:
1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;
2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;
3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;
4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;
5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).
По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Что такое лидерство? Модели и психология лидерства :: SYL.ru
Что такое лидерство? Это простое и ясное для многих понятие, первые признаки которого наблюдаются еще в мире социальных животных. Для них характерно выделение из общей среды вожака, лидера, который поддерживает внутреннюю иерархию их сообщества.
В нашем социуме лидерство – это тоже процесс влияния, за счет которого человек для достижения цели получает поддержку от других членов сообщества. Иначе говоря – способность вести за собой людей.
Теории
Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.
Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.
Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.
Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального – того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.
Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство – характерная черта определенной ситуации, а не личности.
В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.
Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям.
В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.
Последняя основная теория – трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.
Личностная модель лидерства
Говоря простыми словами, это – совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффектно соотносится с поставленными задачами.
Личностных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальная. Считается, что идеальная модель лидерства – это сумма личных качеств и приобретенных навыков, помноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность.
Еще в пример часто приводят модель, разработанную Ральфом Стогдиллом, американским психологом, доктором Университета штата Огайо. В нее включены:
- Сочетание врожденных характеристик и темперамента.
- Индивидуальные черты, выработанные на протяжении жизни.
- Поведение, обретенное в результате освоения навыков общения и мыслительных способностей.
- Требующие разрешения кризисные ситуации, послужившие стимулом для саморазвития.
Согласно данной модели, личностная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а еще от жизненных ценностей, активности и потребностей.
Компетенции
Их также необходимо перечислить, рассказывая о том, что такое лидерство. Как известно, компетенция – это личностная способность специалиста решать те или иные профессиональные задачи. У лидера, естественно, их должно быть множество. Какие именно? Это определяет ответ на вопрос о том, какое поведение обязан демонстрировать лидер. И вот перечень лишь основных компетенций:
- Готовность нести ответственность за команду, отвечать за результат коллектива даже в случае неудачи.
- Ставить общий результат выше личного.
- Позитивно и непредвзято относиться к каждому члену коллектива.
- Иметь желание совершенствоваться и обучаться.
- Уметь слышать и прислушиваться к мнению других.
- Не бояться сильных подчиненных.
- Уметь вдохновлять и быть готовым это делать.
- Готовность обучать других, делать это эффективно.
- Быть отличным управленцем и экспертом в своей области.
- Уметь привнести в коллектив собранность и организовать людей, вдохновить на интенсивную деятельность.
- Иметь собственную точку зрения.
- Широко мыслить. Быть готовым предлагать и принимать нестандартные решения.
- Быть стрессоустойчивым.
- Не иметь желания самоутверждаться за счет других.
Но самая главная компетенция – это готовность стать лидером, стремление к этому статусу и тяга к руководству людьми.
Атрибутивное лидерство
Основу данной концепции составляют причинно-следственные взаимосвязи между тем, что уже произошло, и тем, что люди воспринимают как причину случившегося. Вот как это выглядит в контексте обсуждаемой темы: выбор лидера, как и поведение его последователей, обусловлен его реакцией на них.
Взаимосвязь очевидна. Лидер, наблюдая за тем, как работают члены его команды, получает информацию, на основании которой делает выводы касательно поведения каждого из них. И в дальнейшем корректирует свой стиль деятельности, чтобы адекватно реагировать на деятельность отдельно взятых подчиненных.
Зачем это нужно? Затем, чтобы понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. И лидеру, надо сказать, не так-то просто это сделать. Нередко у него нет ни времени, ни возможностей для непосредственного наблюдения за работой сотрудника. Так что определять поведение приходится, исходя из знаний о личностных особенностях работника, о выполняемой им работе и об организационном окружении.
Для чего ему эти сведения? Чтобы понять связь между работой и поведением сотрудника, сделать выводы касательно результативности, выявить уникальные особенности, помогающие ему быть продуктивным. И, наконец, сравнить членов коллектива по этим критериям между собой.
Харизматическое лидерство
Еще одна концепция, заслуживающая внимания. Понятие лидерства неразделимо связано с харизмой. Это – исключительность личности, особая одаренность, «изюминка». Харизматичным лидером является человек, которому подвластно оказание глубокого воздействия на своих последователей в силу индивидуальных качеств.
Если обобщить, то получится такая характеристика: этот человек уверен в себе, умеренно чувствителен к внешнему окружению, способен видеть решение проблемы за пределами статус-кво (возврата к исходному состоянию) и умеет донести до команды информацию любой сложности простыми словами. А еще ему свойственна жажда деятельности, которая настолько заразительна, что передается другим людям. Как правило, в способностях и авторитете харизматичного лидера никто не сомневается.
Но чтобы стать таковым, мало располагать к себе. Лидерство в организации может быть присуще лишь тому человеку, который, кроме личной привлекательности, имеет способность предлагать новые, действенные, ранее не существовавшие варианты видения проблемы и пути ее решения. Кроме того, он должен уметь передать значимость своих взглядов последователям, дабы распространить их и побудить коллектив к деятельности.
Стоит оговориться, что данная концепция относится к пресловутой теории о ситуационном лидерстве. Харизматичный подход оказывается наиболее действенным при критичных обстоятельствах в организации или при каких-то радикальных изменениях – когда возрастает потребность в скором поиске новых решений, которые могли бы спасти. В стабильных ситуациях он не всегда эффективен.
Власть
Это понятие, к лидерству имеющее непосредственное отношение, тоже нельзя обойти стороной. Властью называется возможность навязать свою волю, умение управлять людьми даже вопреки их сопротивлению.
Что общего между властью и лидерством? Влияние. А еще то, что оба качества должны быть свойственны каждому руководителю. Чтобы организация функционировала эффективно, власть применять необходимо. Если руководитель ею не обладает, то повлиять на людей, от которых зависит деятельность предприятия, у него не получится.
Есть и весомые факторы, отличающие понятия власти и лидерства. И это – баланс. Если речь идет о власти, то он необходим. Умный руководитель осознает, что и его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь они – движущая рабочая сила его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не сформировалось чувство непокорности и протеста.
Формы власти
Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:
- Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
- Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
- Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
- Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
- Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они – исполняют.
Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.
Социальная сущность явления
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод относительно того, что такое лидерство. Это – процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс, очевидно, психологический.
Лидерство – социальное явление. Хорошим руководителем может быть лишь тот, к кому коллектив испытывает доверие. Человек, достоинства и заслуги которого признаются и уважаются всеми членами команды. Тот, за кем люди готовы следовать и без принуждения.
И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он находится в сильной зависимости от коллектива. Он должен выражать все его интересы, прислушиваться к каждому, демонстрируя таким образом уважение к работникам, которое мотивирует их на деятельность. Обретя лидерство в группе, человек обязан инициировать активность, скоординировать действия коллектива, обеспечить внешние и внутренние связи, ресурсы, отрегулировать межличностные отношения.
Говоря простым языком, лидер должен быть успешно социализированной личностью, способной эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды.
Борьба за статус
Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство – это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.
И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.
И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.
Примеры
Выше были отмечены вниманием основные понятия, касающиеся психологии лидерства. Напоследок можно привести несколько ярких наглядных примеров обсуждаемого явления:
- Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Человек, который в 2002 году был назван величайшим британцем в истории. Необычайно эрудированная и энергичная личность. Тот, кто работал во множестве министерств и оказывал влияние на разработку планов военных действий в периоды обеих мировых войн. И, конечно же, Черчилль был великолепным оратором. Его выступления по радио слушали сотни тысяч людей – то, что он говорил, вдохновляло и вселяло гордость за Британию.
- Франклин Делано Рузвельт. Еще один яркий пример лидерства. Единственный президент США, избиравшийся более чем на два срока. Он продолжал заниматься государственными делами, даже несмотря на то, что был прикован к инвалидному креслу. Рузвельт – пример того, как человек может в трудное время объединить множество разных людей для достижения общих целей. Несмотря ни на что, он собрал команду специалистов и добился в Конгрессе поддержания реформ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.
- Маргарет Хильда Тэтчер. Родилась в семье портнихи и бакалейщика, а стала одной из влиятельнейших женщин мира. Ее премьерство стало самым длительным в ХХ веке. Эта женщина смогла воплотить в жизнь целый ряд консервативных мер, которые стали в итоге частью политики тэтчеризма.
Подобных примеров – масса, и не только в политике. Джон Дэвисон Рокфеллер, Генри Форд, Сергей Михайлович Брин, Стивен Пол Джобс, Энди Уорхол, Джон Уинстон Леннон, Майкл Джозеф Джексон, Мохаммед Али… Эти и многие другие имена навеки вошли в историю. И можно быть уверенными, что этот перечень будет лишь пополняться.
Психология лидерства
Специфика феномена лидерства
Определение 1
Лидерство – это способность влиять на отдельную личность или на группу людей, ориентируя их на достижение определенных целей.
Рисунок 1. Типы лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что в одном человеке люди признают лидера, а другому отказывают в этой привилегии. Психологи считают, что для понимания этого феномена важен учет разных типов переменных, в совокупности определяющих природу лидерства в конкретный момент времени.
К этим переменным относятся:
- происхождение и личность лидера, процесс социализации и способы выдвижения;
- характеристики последователей;
- отношения, складывающиеся между лидером и его последователями в определенных ситуациях;
- контекст места лидерства.
Для лидера характерны наиболее важные личностные характеристики – это не только его личностные черты, но и представление о самом себе, его мотивы и потребности, оказывающие влияние на поведение, убеждения, стиль принятия решений и стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу.
Готовые работы на аналогичную тему
Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон пытался объяснить лидерство, положив в основу наследственность. В соответствии с этой теорией Ф. Гальтона исследовались царские династии, браки между правителями стран и др. Гальтон был убежден, в том, что если лидер обладает передавшимися по наследству качествами, которые отличают его от последователей, то их, безусловно, можно выделить. Сложность заключалась в том, что Гальтону не удалось составить перечень таких черт.
Из всех качеств, упоминаемых разными исследователями как «лидерские», американец К. Бэрд составил список из 79 черт, в нем были названы, например, такие качества, как общительность и инициативность, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, чувство юмора и др.
Замечание 1
Однако ни одна черта из названных не занимала прочного места в списке. Исследователям так и не удалось найти такой набор личных качеств, который имелся бы у большинства сильных руководителей.
Специалисты, тем не менее, установили, что такие качества, как интеллект, знания, здравый смысл, честность, дисциплинированность, настойчивость, надежность, ответственность, социальная активность оказывают большое влияние на успешное лидерство.
Для лидера очень важным качеством является коммуникабельность, необходимая для установления хороших взаимоотношений, и способность их создавать.
Основной характеристикой лидера Лев Гумилев считал пассионарность — у таких людей стремление изменить окружающее намного выше инстинкта самосохранения, к сожалению, они составляют небольшой процент общества, хотя появляются во всех его сферах.
Как правило, лидерам присущи такие черты как гибкость-догматизм, продуктивность, скорость, аналитичность мышления.
Нельзя быть лидером в одиночку, поэтому лидерство рассматривается как групповое явление, а лидер как элемент групповой структуры.
Замечание 2
Притязания человекана лидерство и готовность членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать, поэтому феномен лидерства – это явление специфическое.
Потребности, имеющиеся у лидера, как и у любого другого человека, появляются в определенный момент времени и исчезают после удовлетворения или подавления. Однако кроме чисто общечеловеческих, есть ещё специфические лидерские потребности. Среди них главными являются – потребность во власти и в контроле над людьми и событиями, а также потребность в принадлежности к какой-то группе и потребность в достижении цели.
Психология лидерства в зарубежных исследованиях
В изучении лидерства идет формирование двух подходов – гендерного и культурального.
Если говорить о личности политических лидеров, то её изучают с психоаналитического, необихевиористского подходов.
Психоаналитическим анализом занимался З. Фрейд и У. Буллит. С помощью биографического метода они исследовали Т. Вильсона – 28 президента США.
К классическим относится и работа Г. Лассуэла, объяснявшего поведение политических лидеров их политическим чертами. Стремление к власти он рассматривал как патологию.
Изучением авторитарной личности занимались Адорно, Маркузе, Э. Фромм. Были созданы психологические портреты Бисмарка, Гитлера, Эйзенхауэра и др.
Социальный бихевиоризм создавал модели поведения политических деятелей, а при помощи контент-анализа исследовались выступления лидеров разных стран, среди них были Макнамара, Стивенсон, Раска и др.
Когнитивная сложность изучалась в рамках когнитивного подхода.
Политическая психология США имеет различные типологии лидерства. Так, например, Ривер делит лидеров на тех, кто рассматривает мир как что-то независимое от них самих, через призму своих тревог, страхов, стремлений, причем честолюбивых.
Типология Дж. Барбера создана по параметрам активности-пассивности и преобладанием положительных и отрицательных эмоций.
Два типа лидеров выделяет М. Драйвер по преобладающим убеждениям в отношении к людям и к силовым способам решения проблем.
Сегодня в психологии лидерства изменился принцип его рассмотрения – идет переход от группового его понимания к диадическому и от транзакционного к трансформационному.
Бихевиоральные и когнитивистские подходы начинают сближаться, например, одну и ту же концепцию рассматривают психоаналитики, гуманисты, конструктивисты.
Дж. Бруннер и Шапиро в русле интерпретационного подхода сформулировали представление об имплицитных теориях личности, имеющихся у испытуемого. Эту идею продолжили исследовать в области лидерства. Исследователи предполагали, что такая теория лидерства, существующая в виде когнитивных схем, есть у каждого. С помощью таких схем они разделили людей на лидеров и не лидеров. Тот, кто соответствует представлению о лидере, является носителем этой роли.
Замечание 3
Лидерство, таким образом, формируется как социальная конструкция. Из всех теорий лидерства самой популярной является диадическая теория.
Отечественная психология лидерства
Изменения, происходившие в России в конце XX века, оказали большое влияние на развитие исследований в отечественной психологии лидерства. На ученых было ослаблено идеологическое давление, появились новые объекты для исследований, активно начала развиваться социальная психология. Данная ситуация пробудила интерес к изучению феномена лидерства:
- Возросло количество работ по данной теме, особенно в политической психологии. Был проведен анализ личностей Ельцина и Горбачева, лидерство в системе «депутат-избиратель», имидж политического лидера и др.;
- В психологии лидерства появились отрасли политическое лидерство, семейное, учебное, спортивное, организационное лидерство, шла разработка новых аспектов данных проблем;
- Произошел переход от жесткой критики к анализу достижений науки;
- Появились новые термины и понятия лидерства;
- Разрабатывался возрастной аспект лидерства, продолжалось изучение лидерства среди студентов и школьников;
- Появлялись новые концепции в области психологии лидерства;
- Рассматривался культуральный подход к лидерству, причем социологи и психологи совместно рассматривали данную проблему.
Среди отечественных концепций лидерства наиболее сегодня известными являются концепции В.И. Румянцевой – функциональная концепция лидерства в спорте, Р.Л. Кричевского – концепция ценностного обмена, Г.С. Никифорова – концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Недостаточно изученные концепции лидерства в отечественной психологии специалисты считают наиболее перспективными. Актуальным также является изучение «девиантного, деструктивного лидерства».
Лидерство: уроки эффективного руководителя
Историю творят люди. Даже больше – люди и есть история. Практически каждому человеку знакомы имена Наполеона Бонапарта и Уинстона Черчилля, Пеле и Диего Армандо Марадоны, Мэрилин Монро и Джона Леннона. Всех их, при абсолютной непохожести рода занятий, объединяет одно, этих людей, безусловно, можно охарактеризовать словом «лидер». Умение увлечь за собой людей, сделать свою идею идеей сотен тысяч других, совершить в одиночку то, что считалось недостижимым – дорогого стоит.
На основе анализа жизни многих видных деятелей прошлого и настоящего современная наука (психология лидерства, социология, менеджмент, политология) пытается выработать уникальную квинтэссенцию лидерских качеств и навыков, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал и реализоваться в жизни. Тренинги по развитию лидерства имеют огромный спрос, многие компании постоянно обращаются за услугами в различные школы лидерства. Мы подготовили информацию о базовых теориях и стилях лидерства, принятия решений, ответственности, проактивности, самоорганизации, эффективной коммуникации, работе в команде, развитии лидерского потенциала в целом. Обо всем из вышеперечисленного вы узнаете из уроков данного тренинга.
Что такое лидерство?
Согласно одному из определений, лидерство — это процесс социального влияния, при котором один человек может прибегнуть к помощи и поддержке других для выполнения общих задач. Для исследования этого влияния очень важен феномен лидера как индивида с набором уникальных лидерских качеств и навыков.
Множество примеров из жизни известных людей (о них вы прочитаете ниже) доказывают, что практически любой человек при определенной доле самоотдачи и старания может развить в себе лидерские способности. Зачем это нужно? Наш мир — это сложная социальная система, которая состоит из множества подсистем, которые, по сути, являются сферами жизнедеятельности любого человека. В каждой из этих сфер есть свои лидеры и последователи, своя иерархия. Действует этот принцип везде, где одновременно находится больше одного человека, будь то работа или посиделки с друзьями. Поэтому развитие лидерских качеств и навыков необходимо для тех, кто хочет максимально контролировать и нести ответственность за события в своей жизни, и не просто плыть по течению, а быть лидером для друзей или коллег. Зачастую успех ассоциируется именно с лидерами. А кто сегодня не хочет быть успешным? При этом не стоит забывать, что главное не формальная погоня за статусом лидера, а развитие талантов и способностей, которые станут первым шагом на пути к самосовершенствованию.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Онлайн-уроки по развитию качеств и навыков лидера
Тренинг по лидерству, размещенный на данном сайте, является своеобразным методологическим путеводителем по основным методикам и принципам саморазвития качеств и навыков лидера со ссылкой на теоретические рекомендации и практические советы ведущих авторов и научных изданий в этом направлении. Каждый урок соответствует актуальной проблематике и содержит информацию, призванную помочь в решении поставленных вопросов. Приступая к работе, важно понимать, что тяжело учесть индивидуальные потребности каждого, кто заинтересуется тренингом, поэтому определить, что полезно и нужно именно для вас, предстоит вам самим. Это удобно сделать на нашем курсе по самопознанию. Если вы хотите приступить к теоретическому курсу по лидерству, то он состоит из 5 уроков:
Урок 1. Теории и стили лидерства
Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления. Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство. Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.
Урок 2. Качества характера лидера
Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.
Урок 3. Навыки лидера
Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов. Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой. Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.
Урок 4. Лидерство и коммуникация
Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде. Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний. Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга. Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация. Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.
Урок 5. Лидер и работа в команде
В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы. Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса – умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера. Именно поэтому в настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов. Основа таких занятий – ролевые игры, обучение в группах. Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.
Дополнительные материалы
В этом разделе вы сможете познакомиться с различными источниками, которые могут пригодиться во время работы над развитием качеств и навыков лидера.
Книги лидерству и лидерским качествам
Книги и учебники мы собираем в специальном разделе на нашем сайте. Среди изданий, посвященных лидерству, рекомендуем вам обратить внимание на следующие:
Статьи по лидерству в блоге 4brain
В нашем блоге есть отельная рубрика «Лидерство и взаимоотношения», где мы публикуем материалы близкие по тематике к данному тренингу, но не претендующие на то, чтобы стать отдельным уроком. Среди этих статей наиболее интересными являются:
Желаем вам успешно научиться лидерству!
Сергей Крутько
Теории лидерства в психологии простыми словами
Психология, политология, и многие другие современные науки разрабатывают собственные классификации и теории лидерства, его природу. Рассмотрение наиболее популярных теорий ведется в этой публикации.
Интерес к лидерству увеличился в начале двадцатого века. Особенно интересен вопрос, как люди становятся лидерами?
Определенные качества делают людей великими лидерами, или ситуативные факторы играют роль? Рождаются лидерами, или действительно ли лидерство — навык, которому можно научиться?
Содержание статьи:
Ситуационные теории лидерства
Главное отличие заключается в том, что в ситуационных теориях отрицается существование универсального стиля руководства. Вместо этого утверждается, что подходящий стиль руководства зависит от ситуации.
В рамках ситуационного подхода выбирается основной фактор. Он описывает взаимодействия лидера и ведомых, и предлагаются стили наилучшего лидерского поведения в различных ситуациях.
Существует достаточно много подходов к ситуационному лидерству. Наиболее известными концепциями последнего является, ситуационная модель Фидлера (1967 г.).
Ситуационные теории лидерства Фидлера
Модель американского психолога Ф. Фидлера, является важным вкладом в развитие ситуационных теорий лидерства. Так как она опирается на взаимосвязь между стилем лидерства и ситуацией.
Ф. Фидлер сосредоточил внимание на ситуации и выявил три группы ситуационных переменных, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
- Отношения руководителя с подчиненными. Они могут быть хорошими, то есть подчиненные лояльны, готовы выполнить любое указание. И плохими, когда подчиненные скрыто или открыто сопротивляются указаниям.
- Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации. Она может быть хорошо известной, либо новой, нетрадиционной.
- Властные полномочия руководителя. Эти полномочия могут быть сильными, когда подчиненные обязаны выполнять указания руководителя. И слабыми, когда руководителю приходится убеждать подчиненных.
Основываясь на этих трех переменных, Ф. Фидлер предложил восемь вариантов ситуации и применил их для анализа стиля управления.
Модель Фидлера
Для измерения и определения лидерского стиля, Фидлер предложил использовать шкалу характеристик наименее предпочитаемого работника (НПР).
В соответствии с этой шкалой. Респонденты должны, отмечать баллы по каждой из позиций шкалы. Описать гипотетическую личность, с которой они могли бы работать наименее успешно. Пример — отдельных позиций этой восьмибалльной шкалы приводится выше.
- Недружественен 1 2 3 4 5 6 7 8 Дружественен
- Приятный 8 7 6 5 4 3 2 1 Неприятный
- Все отвергающий 1 2 3 4 5 6 7 8 Все принимающий
- Напряженный 1 2 3 4 5 6 7 8 Расслабленный
После того, как баллы подсчитаны по всем позициям шкалы, определяется стиль лидера. Так, лидеры-респонденты, набравшие более высокие баллы. И описавшие своего НПР очень позитивно, обладают стилем, ориентированным на отношения. А набравшие более низкие баллы — имеют стиль, ориентированный на работу.
Соответственно, эти два типа лидеров получили название. Лидер с высоким НПР и лидер с низким НПР. Согласно выводам Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным.
И почти не меняется от ситуации к ситуации. Так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность — на отношения и мотивированность на работу.
Теории и стили лидерства
Лидерство является важнейшим фактором в системе управления современной организации. В зависимости от того, что считается источником результативности лидерства. И какой смысл вкладывается в его феномен, выделяют пять групп теорий лидерства:
- Теория черт. Лидерство и эффективность лидерства рассматривается как свойства личности.
- Поведенческие теории. Эффективность лидерства есть функция поведения.
- Ситуационные. Эффективность лидерства является следствием действия в ситуации.
- Атрибутивные теории лидерства. Утверждают, что лидерство в группе являются не существующим феноменом, определяемым качествами личности и поведением лидера. А результатом субъективных восприятий и социальных представлений подчиненных.
- Теории обмена. Представляют лидерство, как сложный процесс взаимодействия и взаимовлияния лидера и подчиненных. Ведущими среди них является теория диад, теория харизматического и трансформационного лидерства.
Современные специалисты считают, что лидерство – это сложный социальный процесс, а не следование определенному подходу.
Стили руководства
В зависимости от методов и средств, сегодня выделяют следующие стили. Которые характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:
1. Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. Сегодня по праву считается лучшим.
Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех других стилей. Ничего более эффективного в способах управления не придумано.
2. Либеральный стиль заключается в том, что руководитель предоставляет широкую свободу и автономию подчиненным.
Оказывается, есть конкретные ситуации, в которых либеральный стиль будет предпочтительнее демократического. Таких ситуаций две – это творческий и высококвалифицированный коллективы.
3. Авторитарный стиль состоит в том, что руководитель единолично принимает решения. И требует от подчиненных их точного исполнения. Этот стиль связан с властью (авторитетом) должности. Личностные черты руководителя особого значения не имеют.
Инициатива и последнее слово всегда остаются за руководителем. Есть три ситуации, в которых авторитарный стиль руководства эффективнее других. Это: низкоквалифицированный, проблемный либо военизированный коллективы.
4. Диктаторский стиль руководства понимается, как полное подчинение лидеру. Не только в делах, но и в мыслях. Диктатура – неограниченная власть.
Таким образом, современная теория управления допускает лишь одну ситуацию, в которой оправдан диктаторский стиль руководства.
Это военная или равная ей ситуация «жизни и смерти» организации. Диктаторский стиль отличается крайней жесткостью, недопущением не только свободомыслия, но и инакомыслия.
5. Гибкий стиль руководства, означает варьирование в зависимости от ситуации и индивидуальности. Ситуативность стиля двойственна.
Во-первых, она связана с индивидуальным подходом менеджера к подчиненным. Во-вторых с учетом сложившихся обстоятельств в связи с динамикой коллектива.
Гибкий стиль является сочетанием трех стилей. В следующих пропорциях: демократического 60%, либерального 20% и авторитарного 20%.
Основные теории лидерства
«Основными» или «популярными» теориями лидерства принято считать следующие:
1. Великих личностей. Согласно теории лидером рождаются, а не становятся. Например, таким личностям, как; Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Ленину, Сталину и другим «великим».
Им было предназначено исполнить свою миссию. Они появляются точно в нужное время. И сыграли судьбоносную роль в жизни не только современников, но и будущих поколений.
2. Личностных черт. Содержит в себе элементы экспликации. Сторонники теории пытаются обосновать, какой именно набор личных качеств обеспечивает индивиду выполнение роли лидера.
Тем не менее, подход с точки зрения «личностных черт» имеет определенную прагматическую ценность. Ибо способствует созданию и весьма успешному применению различных тестов профессиональной пригодности.
3. Ситуационная теория лидерства в какой-то мере соединяет предыдущие две теории. Поскольку успех или провал лидерства объясняет, насколько адекватно лидер, предпринимает определенные действия. И как способен учитывать изменения ситуации.
4. Случая. Заключается в том, что нет наилучшего стиля лидерства, пригодного при всех обстоятельствах. Чей-то даже самый удачный опыт в какой-то области. Может себя не оправдать в другой области, при ином лидере.
Следует учитывать особенности как среды, так и последователей; лидер должен быть способен и готов действовать по обстановке.
5. Поведенческая. По теории, лидерами не рождаются, а становятся. Любой человек способен стать лидером, если его не только обучат профессии. Но и искусству человеческих взаимоотношений, сформируют у него необходимые коммуникативные умения.
6. Партисипативная теории лидерства. Лежит идея командной работы, соучастия подчиненных в принятии управленческих решений, мотивации к соучастию. Своим собственным примером, чутким отношением к мнению сотрудников.
А также, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений. Лидер способствует сплоченности членов организации, осознания ими общности целей и аккумуляция их сил и способностей.
7. Трансакционная теории лидерства — это некая прагматическая философия сделки. Поскольку лидер и его последователи находятся на разных уровнях властной структуры.
То, он уже в силу своего высшего статуса имеет право требовать исполнения. Из чего следует также его право, как награждать прилежных работников, так и наказывать нерадивых.
8. Трансформационная теория лидерства, делает акцент на нравственной стороне взаимосвязи лидера и последователей. Их взаимной зависимости, взаимопомощи, взаимном доверии.
Сторонники этой теории особо подчеркивают важность личного примера лидера. Который, выдвигая перед своими последователями и подчиненными общие цели. Сам же собственным поведением способствует их достижению.
Происходит своего рода трансформация ролей — лидер сам выступает исполнителем, его же идеи, целеполагания передаются последователям.
Трансформационные лидеры служат для последователей примером подражания: доверяя и уважая лидера, последователи интериоризируют его идеи.
Поведенческие теории лидерства
Эти теории основываются не на лидерских качествах, а на лидерском поведении, на стиле руководства. Основная идея поведенческих теорий – лидерами не рождаются, а становятся.
Следовательно, возможна подготовка лидеров по специально разработанным программам. Под стилем управления понимается система методов и приемов.
Так же, выделяют формы деятельности управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Наиболее известными концепциями данного типа являются:
- Три стиля руководства
- Исследования Университета штата Огайо
- Исследования Мичиганского университета
- Системы управления (Лайкерт)
- Управленческая сетка (Блейк и Моутон)
- Теория X и Y МакГрегора
Теория черт лидерства
Еще ее называют теорией лидерских качеств. Один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются!
Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров.
В попытке обобщить сотни проведенных исследований. Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. И выделили пять основных:
- Уверенность в себе
- Знание дела
- Интеллектуальные способности
- Преобладание над другими
- Активность и энергичность
Однако эти пять качеств до конца не объяснили природу появления лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями, а не лидерами.
Лидерство в менеджменте
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно. А лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Менеджер | Лидер |
1. Администратор | 1. Инноватор |
2. Поручает | 2. Вдохновляет |
3. Работает по целям других | 3. Работает по своим целям |
4. Использует доводы | 4. Использует эмоции |
5. Контролирует | 5. Доверяет |
6. Профессионален | 6. Энтузиаст |
7. Принимает решения | 7. Превращает решения в реальность |
8. Делает дело правильно | 8. Делает правильное дело |
9. Уважаем | 9. Обожаем |
10. План-основа действий | 10. Видение-основа действий |
11. Полагается на систему | 11. Полагается на людей |
12. Поддерживает движение | 12. Дает импульс движению |
Исследования показали, что значительная группа менеджеров обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант в реальной жизни встречается очень редко.
Теории лидерства в организации
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории:
- Формальный руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.
- Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин. Имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности.
- Формальный лидер — это человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции. Это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты.
Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.
Лидерство в группе
Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства. А также с отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными.
В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением.
Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей. Он должен знать образ мышления сотрудников своей организации, предвидеть их реакцию на свою деятельность.
Возникновение в группе чувства «мы» является субъективным источником группообразования и развития. Принадлежности к группе включает в себя два эффекта:
- Эффект сопричастности
- Эффект эмоциональной поддержки
Таким образом, чувство принадлежности к группе играет важную роль в групповом взаимодействии. Оно связывает членов группы в единое целое и усиливает их активность, направленную на достижение цели.
Современные теории лидерства
1. Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана
Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты.
2. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана
Лидерские навыки необходимо развивать изнутри. Достигая мастерства в семи областях:
- Самопознание
- Целеполагание
- Управление изменениями
- Межличностные отношения
- Бытие
- Нахождение равновесия
- Умение действовать
3. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа
Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.
4. Теория «двигателя лидерства» Н.Тичи
Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения».
Которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов:
- Бизнес-идеи
- Ценности и эмоциональная энергия
- Решительность
5. Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства
Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция. Носитель которой, становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.
6. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»
Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями. А также целями и побуждениями других людей. Сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания.
Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу. Затем, либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.
Теория лидерства качества
Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом. Исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:
- Внимание. Способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий). Чтобы, это было привлекательным для последователей.
- Значение. Способность так передать значение созданного образа, идеи или видения. Чтобы они были поняты и приняты последователями.
- Доверие. Способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
- Управление собой. Это способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны. Чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников. Руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.
Что такое лидерство? Определение, важность и многое другое
Как стать большим лидером в бизнесе и в жизни
Вот такая особенность лидерства, которую многие люди либо не понимают, либо отказываются верить: каждый может быть лидером. Определение лидерства часто понимается неправильно: лидерство — это не то, с чем вы родились или без него, а мощный навык, который можно развивать со временем.На самом деле, вы, вероятно, брали на себя руководящие роли в своей жизни, о которых в то время даже не подозревали. Так что же такое лидерство на самом деле? И как вы можете отточить эти навыки и заставить их работать на себя в своей карьере и жизни?
Что такое лидерство?
Лидерство — это способность вдохновить команду на достижение определенной цели. Обычно это обсуждается в контексте бизнеса, но лидерство — это еще и то, как вы, как личность, решаете вести свою жизнь. Истинное определение лидерства — это влиять, вдохновлять и помогать другим стать лучшими, развивая свои навыки и попутно достигая целей.Вам не нужно быть генеральным директором, менеджером или даже руководителем группы, чтобы быть лидером. Лидерство — это набор навыков и определенной психологии, которыми может овладеть каждый.
Лидерство — это , а не уравнение с нулевой суммой. Когда один человек использует свои способности, чтобы вести за собой, это усиливает лидерские возможности других, а не уменьшает их. Это потому, что — высшее определение лидерства — дает возможность другим также стать эффективными лидерами . Вот почему у многих знаковых лидеров есть невероятные наставники, которых они называют за свой успех.Когда один человек начинает осознавать свою роль лидера, он неизбежно соединяется с другими людьми, которые уже овладели искусством лидерства.
Важность лидерства
Короче говоря, важность лидерства заключается в способности добиваться результатов. Лидерство позволяет вам выразить четкое видение, а затем объединить вашу команду вокруг этого видения. Компании с выдающимися лидерами творческие, инновационные и гибкие. У них также есть позитивная корпоративная культура, целеустремленность и страсть.В конечном итоге эффективное руководство улучшает чистую прибыль вашей компании, что приводит к снижению текучести кадров и постоянному совершенствованию.
Но важность лидерства проявляется и в других аспектах жизни. Это набор навыков, которые вы можете использовать в отношениях и на пути к личному развитию. И вы можете начать изучать их сегодня.
Лидерство — это набор навыков, которым вы можете научиться
Распространенное заблуждение о лидерстве состоит в том, что это то, с чем вы родились — что величайшие лидеры, которых видел мир, родились с некоторыми врожденными магическими качествами, которые позволяют им руководить лучше других.Но это просто неправда.
Итак, что такое лидерство? Лидерство — это не должность, на которую вас назначили, это навык и инструмент, который вы можете постоянно развивать и использовать для создания устойчивых изменений. Лидерство — это тоже не то, с чем вы родились или без него — это творческий мускул, который вы можете со временем укрепить и развить. Независимо от того, являетесь ли вы генеральным директором компании из списка Fortune 500 или студентом колледжа, пытающимся выполнить кучу домашних заданий, лидерство — это создание и поддержание позитивных и устойчивых изменений в вашей жизни и жизни окружающих вас людей.
Развитие невероятных лидерских качеств требует приверженности. Постановка целей жизненно важна, а практика ведет к совершенству. «Тренируйте» свои лидерские мышцы каждый день, и ваше влияние будет расти. Идея — это всего лишь идея, которая в конечном итоге умрет, если вы не сможете стать влиятельным лицом — человеком, который сможет повлиять на вашу команду и привести ее к реализации этой идеи.
.
Основы лидерства — значение, характеристики, теории, качества и полезные статьи
Что такое лидерство
Лидерство — это процесс, с помощью которого руководитель может направлять, направлять и влиять на поведение и работу других для достижения конкретных целей в данной ситуации. Лидерство — это способность руководителя побуждать подчиненных работать с уверенностью и усердием.
Лидерство — это способность влиять на поведение других. Это также определяется как способность влиять на группу для достижения цели.Лидеры должны развивать видение будущего и мотивировать членов организации стремиться к реализации этого видения.
По словам Кейта Дэвиса, «Лидерство — это способность убедить других с энтузиазмом добиваться поставленных целей. Это человеческий фактор, который объединяет группу и мотивирует ее к достижению целей ».
Характеристики лидерства
- Это межличностный процесс, в котором менеджер оказывает влияние на работников и направляет их для достижения целей.
- Обозначает несколько качеств, которые должны присутствовать в человеке, включая интеллект, зрелость и личность.
- Это групповой процесс. В нем участвуют два или более человека, взаимодействующих друг с другом.
- Лидер участвует в формировании и формировании поведения группы в отношении достижения целей организации.
- Лидерство зависит от ситуации. Нет лучшего стиля лидерства. Все зависит от решения ситуации.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена командой Management Study Guide Content . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Список книг и статей по психологии лидерства
История психологии лидерства восходит к временам греческого философа Платона (427-327 до н.э.), который исследовал черты лидерства, а совсем недавно в трудах Зигмунда Фрейда (1856-1939) и психологов, которые приняли бихевиористские теории. . В статье Теория лидерства и природа человека (2004) Мостафа Реджаи и Кей Филлипс обсуждают труды Платона и Фрейда среди других.Один из их выводов заключался в том, что после Второй мировой войны в психологических теориях лидерства произошел серьезный сдвиг. Теоретики, предшествовавшие войне, сосредоточились на лидере и его способности навязать свое видение последователям, в то время как исследователи в послевоенные годы подчеркивали важность взаимодействия лидер-последователь, заключая, что «без добровольного участия последователей не было бы лидерство «.
Реджаи и Филлипс исследовали концепцию короля-философа в книге Платона « Республика (360 г. до н. Э.)» И то, как она «целенаправленно и намеренно отделена от народа», при этом основной функцией лидера является отправление правосудия путем установления гармония между тремя частями души — разумом, духом и аппетитом, и тремя классами людей — правителями, солдатами и ремесленниками.Последователи не являются частью уравнения лидерства. В классической работе Leadership (1978) Джеймса МакГрегора Бернса подчеркивается несколько аспектов этой концепции. Это что руководство спорно в том, что она коренится в конфликте и власти над авторитетным распределения ценностей для общества; он также является коллективным и включает взаимодействие лидера и последователя, и является «целенаправленным и причинным» в том смысле, что ведет к созданию идей, движений, институтов и наций.
Майрон Ф.Вайнер в статье « Идеология, конфликт и лидерство в группах и организациях » (1999) в «Американском журнале психотерапии» исследовал влияние Фрейда, который считал, что члены как структурированных, так и неформальных групп «испытывают чувство близости. от идентификации друг с другом и проецирования своего супер-эго на лидера ». По словам Мартина М. Чемерса в книге An Integrative Theory of Leadership (1997), ключевой вопрос, который следует задать, — «что именно должны делать лидеры, чтобы быть эффективными?» Хотя Чемер фокусируется на лидерстве в современных организациях, он также размышляет о работах Платона, английского философа Томаса Гоббса (1588–1679), итальянского философа Никколо Маккиавелли (1469-1527) и китайского мудреца Конфуция (551 г. до н.э. — 479 г. до н.э.). заявляя: «Они обычно отражают влияние сильных культурных представлений об основах человеческой природы, например, акцент на индивидуализме в европейских писаниях в отличие от коллективизма азиатов.«
Чемер изложил пять различных теорий лидерства. В их число входит модель эффективности лидерства на случай непредвиденных обстоятельств , найденная в трудах Фреда Фидлера в 1960-х годах. Фидлер, который был ведущим исследователем в области промышленной психологии, сосредоточился на личном лидерстве и его качествах. Чемер также изучил работу Роберта Хауса и его теорию непредвиденных обстоятельств «путь-цель», которая следует за ходом мыслей о том, что поведение лидера зависит от действий его коллег.Последняя теория непредвиденных обстоятельств, обсуждаемая Чемером, принадлежит канадскому профессору Виктору Вруму, который рассматривал мотивацию сотрудников в контексте психологии лидерства.
Чемер затем переходит к обсуждению транзакционных и обменных теорий, которые концентрируются на отношениях между лидером и последователями и взаимном удовлетворении целей и потребностей каждой стороны. Теория обмена построена на принципах бихевиористской психологии, адаптированной к социальным взаимодействиям, и использует метафоры, взятые из области экономики, включая вознаграждение и затраты, а также прибыль и убыток.Изучая методы трансформационного лидерства, Чемер заявил: «Хотя теоретики признают, что лидерство происходит на всех уровнях организации и что влияние всех лидеров способствует повышению эффективности организации, всегда существовал интерес к грандиозным, потрясающим вещам. лидеры, которые не просто решают повседневные проблемы повседневной деятельности. Это лидеры, которые провоцируют революции в политике или торговле и отклоняют потоки истории ».
Справочник Бернарда Басса и Ральфа Стогдилла по лидерству: теория, исследования и управленческие приложения (1981) сыграл ключевую роль в развитии психологии лидерства.Он был опубликован в то время, когда возросший уровень конкуренции вызвал у менеджеров интерес к поиску путей улучшения своей организации. Чемер считает, что широкий интерес к этой теме позволил исследователям легче связаться с руководителями высшего звена и в результате собрать больше исследований.
.
Определение лидерства
Об определении лидерства идет много дискуссий, и есть много
можно ссылаться на разные определения и описания. На самом деле споры вокруг определения лидерства и лидерских качеств кажутся бесконечными.
Однако большинство людей согласны с тем, что
лидерство включает в себя процесс влияния, поэтому здесь мы используем широкий
определение, охватывающее многие современные подходы к
концепция лидерства.
Общее определение лидерства:
«Лидерство — это способность влиять на группу в направлении достижения
голы «
Определение стилей лидерства
Лидерство — это не универсальный подход, а вопрос
адаптировать свой подход к конкретной ситуации, последователю или группе.
Хотя у человека будет базовый стиль руководства,
хорошее понимание общих стилей лидерства позволяет развивать
стиль руководства, который эффективно соответствует обстоятельствам.
Основные типы стиля лидерства включают:
Авторитарный или авторитарный стиль руководства
- говорит последователям, что делать и как обходиться без
ввод от других - держит под контролем последователей
Это может быть
уместно, если последователи неопытны и не уверены в себе (новые
сотрудников) и когда требуются четкие инструкции и быстрые решения
например, во время кризиса или когда время критично.
Партисипативный или демократический стиль лидерства
- включает последователей в процесс принятия решений, но
делает последний звонок - поощряет обсуждение и обсуждение
Это эффективно, когда
последователи квалифицированы и уверены в себе, готовы делиться знаниями, и есть
достаточно времени для демократического процесса.
Стиль делегативного лидерства
- позволяет последователю принимать решение, но сохраняет
ответственность за принятые решения - делегирует задачи последователям и
предоставляет направление или поддержку только по запросу
Этот стиль подходит
когда последователи высококвалифицированные, опытные, надежные и мотивированные и
зарекомендовали себя как надежные и заслуживающие доверия.
Какой стиль лидерства самый лучший?
Самый эффективный стиль лидерства — это тот, который больше всего подходит для ситуации и последователей. Например:
- Авторитетный стиль руководства эффективен в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро достигать результатов, скорость и эффективность имеют решающее значение, а команде не хватает опыта и знаний.
- Партисипативный или демократический стиль лидерства эффективен, когда команда более уверена и опытна, а цель состоит в том, чтобы развить лояльность и приверженность, а также повысить производительность, креативность и инновации.
- Делегативный стиль руководства хорошо работает, когда команда высококвалифицирована и мотивирована, и часто подходит для небольших команд, которые уверены, что смогут достичь результатов независимо.
Что такое транзакционное лидерство?
Транзакционные лидеры направляют своих последователей к поставленным целям,
уточнение требований к ролям и задачам и обеспечение структуры. Мотивация
обеспечивается через систему вознаграждения и наказания.
Что такое трансформационное лидерство?
Эти лидеры уделяют пристальное внимание заботам и потребностям отдельных людей.
последователи.Они мотивируют и побуждают подписчиков прилагать дополнительные усилия, чтобы
достигать групповых целей, внушая энтузиазм и приверженность.
Определение лидерства — что делает хорошего лидера?
Ответ на этот вопрос заключается в определении наиболее важных лидерских навыков, характеристик и качеств.
Эффективные лидерские качества
В ходе исследований была предпринята попытка выявить устойчиво ассоциированные качества
с руководством.Восемь черт, которые отличают лидеров от других:
- амбиции
- энергия
- стремление к лидерству
- уверенность в себе
- интеллект
- честность
- честность
- профессиональные знания
Однако оказалось трудно окончательно установить черты, которые
охарактеризовать лидеров. Вместо этого исследования лидерства стремились определить
поведенческие стили, которые демонстрируют лидеры.
Лидерское поведение
Основные идентифицированные модели поведения:
-
инициирующая структура через организацию рабочих задач, рабочих отношений, работы
стандарты и рабочие цели - демонстрируя внимание , показывая
забота о благополучии и удовлетворении подписчиков, развитие взаимного доверия и
Уважение к подчиненным
Каковы ваши сильные и слабые стороны как руководителя?
Лидерство против менеджмента
Не все лидеры — менеджеры, и не все менеджеры — лидеры.В
определение лидерства отличается от определения менеджмента.
Просто
так как
наделение менеджеров формальными полномочиями от организации не означает
это
менеджер умеет эффективно вести. Это некоторые из основных
различия, которые
исследователи обнаружили между менеджерами и лидерами:
- менеджеров безлично относятся к достижению цели, руководители —
личное отношение к целям - менеджеры взаимодействуют с людьми в соответствии с ролью, которую человек играет в
деятельности или процесса, руководители взаимодействуют с людьми на более интуитивном уровне
- менеджмент
об установлении направления через порядок и формальные процессы,
лидерство задает направление через развитие видения ивоодушевление группы на видение
«Руководство делает все правильно; лидерство делает правильные вещи» —
Питер Друкер
Что делает хорошего менеджера?
Примеры лидерских навыков
Что такое понятие лидерства?
Лидерство — это очень обсуждаемая концепция, но определение лидерства обычно включает ключевые слова:
- влияние
- видение
- вдохновляет
- достижение
Цитаты о лидерстве
Лидерство в 2020 году
Эти 3 навыка потребуются всем лидерам в 2020 году.
Самосознание и понимание — сегодняшним лидерам необходимо знать свои сильные и слабые стороны и иметь четкое представление о том, как их воспринимают их последователи. Переход к более открытому и честному рабочему месту в 2020 году начинается с того, что лидер демонстрирует самосознание.
Способность быстро и эффективно адаптироваться к изменениям — адаптивность никогда не была так важна для руководства. Работа постоянно развивается и усложняется. Лидер должен уметь развивать на рабочем месте культуру гибкости и гибкости.
Быть лидером-слугой — лидеры должны демонстрировать ориентированный на услуги подход, четко демонстрируя понимание потребностей своих последователей и сосредоточение на них. Акцент будет сделан на развитии их последователей и содействии оптимизации их потенциала. Расширение прав и возможностей, вовлеченность и рост — ключевые потребности сотрудников в 2020 году.
Вопросы и ответы на собеседовании с руководством
Базовое понимание определения лидерства поможет вам ответить на эти типичные вопросы собеседования с руководством
Собеседования> Руководства по собеседованию> Собеседование с руководством> Определение лидерства
К началу страницы
.