Что такое профессиональное самоопределение: Профессиональное самоопределение — это… Что такое Профессиональное самоопределение?
Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.
Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.
Сущность профессионального самоопределения
Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.
У профессионального самоопределения есть ряд функций:
- Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
- Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
- Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
- Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
- Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.
Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.
Она включает следующие компоненты:
- «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
- «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.
Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.
Профессиональное самоопределение учащихся
Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.
В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.
Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.
Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.
Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.
Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.
Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.
Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.
В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:
- В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
- После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.
Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.
Культура профессионального самоопределения личности
Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.
Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.
Проблема профессионального самоопределения личности
Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.
Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.
Развитие личности и профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.
А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.
Факторы профессионального самоопределения личности
В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:
- Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
- Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
- Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.
Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
- Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
- Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
- Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.
Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.
Этапы профессионального самоопределения личности
Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:
- Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
- Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
- Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
- Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.
Пятый этап – спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.
Вывод
Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.
Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.
Читать: 3 мин.
Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.
Что такое самоопределение личности
Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».
О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».
Какие виды самоопределения изучают исследователи
Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.
✔ Социальное самоопределение — осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?
✔ Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?
✔ Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?
✔ Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?
✔ Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?
✔ Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?
✔ Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?
Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?
Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?
Самоопределение подростков
С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.
Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.
Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.
③ Оценивает себя.
④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.
В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.
Что такое профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.
В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.
Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.
1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.
b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.
2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:
a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:
a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.
Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.
Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации.
Н. Е. Дружинин.
2003.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ
Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» в других словарях:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия
Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в … Педагогический терминологический словарь
профессиональное самоопределение — одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е … Российская педагогическая энциклопедия
самоопределение — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524) Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… … Большая психологическая энциклопедия
самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь … Большая психологическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… … Российская педагогическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… … Новейший философский словарь
- профессиональное самоопределение
одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:
· устойчивая профессиональная «Я-концепция».
· готовность совершить профессионально значимую деятельность,
· факты совершения этой деятельности,
· осознание личности значимости своей деятельности.
* * *
осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см.
Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- профессиональное развитие
- Профессиональное слушание
Смотреть что такое «профессиональное самоопределение» в других словарях:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия
Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в … Педагогический терминологический словарь
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования … Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е … Российская педагогическая энциклопедия
самоопределение — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524) Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… … Большая психологическая энциклопедия
самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь … Большая психологическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… … Российская педагогическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… … Новейший философский словарь
выбор профессии, что такое,в психологии
.
Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.
Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии
Основные факторы
В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.
Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.
- Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
- Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
- Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.
Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.
Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.
Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.
Профессиональное самоопределение
Типы самоопределения
Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.
Профессиональная сфера
Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.
Жизненный путь
Жизненное самоопределение имеет свои признаки.
- Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
- Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
- Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.
Личностное развитие
Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.
Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.
- Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
- Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
- Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
- Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
- Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.
Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.
Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.
Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.
Виды самоопределения
Этапы формирования
Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.
Дошкольный этап
В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.
Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.
Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.
В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.
Маленькие дети не имеют собственного мнения
Подростковый этап
В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.
Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:
- закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
- формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
- появляется избирательность в специальностях;
- образ будущей профессии сформирован нечетко.
Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.
Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.
Юношеский этап
В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.
Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.
Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:
- романтические мечты о профессии исчезают;
- человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
- выбор специальности происходит под влиянием взрослых.
После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.
Этап взросления
В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).
К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:
- выбранная профессия не приносит удовольствия;
- трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
- человек испытывает психологический дискомфорт;
- возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
- индивид задумывается о смене работы и поиске себя.
Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.
Усталость от профессии может проявиться после 30 лет
Пенсионный период
Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.
Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.
Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.
Основные проблемы
Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.
Детей мучают такие мысли:
- «Где я смогу реализоваться»;
- «В какой области мои умения могут понадобиться»;
- «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
- «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
- «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.
Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.
Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:
- сменить место работы;
- поменять специальность на другую, но в смежной области;
- изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
- остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.
Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.
Заключение
Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.
Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.
- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
- – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п.
– важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Самоопределение личности
- Самоопределение
Смотреть что такое «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ» в других словарях:
самоопределение — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524) Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… … Большая психологическая энциклопедия
самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь … Большая психологическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… … Новейший философский словарь
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… … Российская педагогическая энциклопедия
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е … Российская педагогическая энциклопедия
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… … Российская педагогическая энциклопедия
Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в … Педагогический терминологический словарь
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… … Социология: Энциклопедия
Профессиональное самоопределение личности
Каждый человек хоть раз в жизни становился перед вопросом выбора, какую профессию получать, чтобы потом ею заниматься и таким образом зарабатывать себе деньги. Однако достаточно трудно становится выбрать между различными специальностями, которые могут привлекать учащихся и старшеклассников. Психологи создают тесты, прохождение которых позволяет немного определиться с профессиональным самоопределением. Однако не всегда выводы теста указывают на то, чем действительно человек хочет и будет заниматься.
Интернет-журнал psytheater.com может привести множество примеров того, как личность в начале своей жизни мечтает об одной специальности, по мере своего развития меняет ориентацию на другую профессию, а в итоге начинает работать совершенно в третьем направлении. Чем это объясняется? Психологи не видят ничего плохого в том, что человек не способен постоянно мечтать об одном и том же. С каждым возрастом ценности, взгляды, познания мира меняются. Человек не может с самого детства мечтать о том, что он полетит в космос, при этом не меняя своего желания, пока он растет и познает новые области жизни.
Самой главной проблемой профессионального самоопределения психологи выделяют ограниченность познаний молодого поколения о различных специальностях. Познания у школьников достаточно узкие. Они в общих представлениях понимают, чем занимается тот или иной специалист. Выбирая какую-то профессию, учащийся в дальнейшем начинает сталкиваться с истинными обязанностями и трудностями своего направления, отчего у него меняются желания, ориентиры, он уже отказывается заниматься тем, что выбрал.
Вот почему частыми (более чем 90%) становятся случаи, когда люди начинают выбирать профессию, обучаются ей, однако потом работают совершенно по другой специальности. Это объясняется тем, что пока человек учился, он понял, что ему профессия близка по душе, однако не удовлетворяет всем его моральным или психологическим желаниям.
Многие люди не работают по тем специальностям, которым обучались. Это говорит об ошибках, которые часто становятся причинами того, почему люди не знают, кем хотят быть.
Что такое профессиональное самоопределение?
Профессиональным самоопределением называется процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание. Критерии выбора достаточно объемные. Здесь учитываются:
- Индивидуальные возможности индивида, его способности и наклонности. Другими словами, человек соизмеряет, какие его таланты и навыки какой профессии соответствуют, чтобы ее обучение и выполнение своей работы происходили с наименьшими затратами усилий.
- Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить хотя бы частично все его пожелания, а также не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
- Давление окружающих. Несомненно, на молодого человека обычно давят родители, которые могут говорить, кем ему быть, чем лучше заниматься, какие профессии востребованы. Вспомним элементарный пример разногласия в желаниях родителей и ребенка, когда взрослые хотят, чтобы ребенок учился на бухгалтера или юриста, а тот хочет быть музыкантом.
- Рынок профессий и материальное благополучие. Некоторые учащиеся ориентируются на то, что принесет им больше денег. Таким образом, профессии делятся на престижные и непрестижные. К престижным специальностям относятся те, которые позволяют человеку зарабатывать большое количество денег, затрачивая столько же усилий и времени, сколько люди тратят, находясь на непрестижных должностях, но они при этом мало получают.
Выбрать профессию становится достаточно трудно, поскольку желания ребенка и его наклонности могут отличаться. При выборе профессии часто встают три критерия выбора:
- «Хочу».
- «Могу».
- «Надо».
К примеру, не каждый человек будет становиться космонавтом, хотя в детстве мог и мечтать об этом. Надо зарабатывать деньги и занимать реальную должность, чтобы себя обеспечивать. Что человек при этом умеет делать? Он может писать, читать, слушать, говорить и т. д. Специальностей, требующих подобных навыков, очень много. Тогда, что человек хочет иметь, если выбирать из всего списка предложенных профессий.
Достаточно редко учащийся знает, кем он хочет быть. Обычно многие школьники сталкиваются с незнанием, куда им идти и чем заниматься, поскольку их интересуют многие вещи, большинство из которых вообще не воспринимаются обществом за специальности (работу).
перейти наверх
Профессиональное самоопределение учащихся
В течение всей своей жизни человек пытается ответить на вопрос, кем он хочет быть, пока не станет взрослым и не вынужден будет конкретно работать и зарабатывать деньги. Пока человек растет и учится, у него есть время понять, кем он хочет работать. Предпочтения естественным образом могут меняться у учащегося, который с каждым годом знакомится с новыми видами деятельности и пытается определиться со своим профессиональным направлением. Вот почему при профессиональном самоопределении участвуют такие факторы:
- Социальное мнение, которое говорит ребенку, кем ему быть.
- Личные предпочтения – когда ребенок интересуется конкретными видами деятельности.
- Соотнесение социальных желаний и личных предпочтений.
Еще в дошкольном возрасте ребенок начинает имитировать определенные виды деятельности, которые ему становятся знакомы. Он, к примеру, копирует рабочий процесс своих родителей, которые, например, работают бригадирами на стройке и учителями в школе. Таким образом ребенок практикует свои первые навыки работы.
В начальной школе учащийся уже непосредственно сталкивается с определенной работой, которая заставляет его попробовать свои навыки и понять, насколько они приносят ему морального удовлетворения.
Школа и родители стараются дать понять ребенку, что он должен профессионально самоопределяться. Конечно, это займет не один год, однако уже, начиная с 5-го класса и заканчивая старшими классами, ребенок должен иметь более-менее четкое представление о том, кем он хочет быть.
перейти наверх
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Именно старшеклассникам приходится впервые говорить о своих профессиональных предпочтениях с полной серьезностью, чтобы родители могли дальше помочь им в получении специального образования. Достаточно трудно становится профессионально самоопределиться 15-летнему подростку, поскольку он не только соизмеряет свои личные возможности, социальные убеждения и личные предпочтения, но и достаточно размыто представляет, что из себя представляет та или иная работа.
Подросток очень смутно понимает, чем ему придется заниматься на той или иной должности. Обычно представления о различных профессиях достаточно фантастические и нереальные. К примеру, говоря о должности директора, подросток может указывать на то, что он целыми днями сидит в своем кресле, ничего не делает и только раздает всем указания. Однако если бы подросток сам оказался директором, тогда у него возникло бы разочарование, связанное с осознанием реальной директорской работы.
Вот почему намного легче профессионально определиться тем старшеклассникам, которые проходят полное школьное образование, не уходят после 9 класса. Проучившись еще пару-тройку лет, они обретают новые знания о своих профессиях, отказываясь от них или больше начиная понимать, что от них будет требоваться.
Именно в старших классах часто проводится тест на профессиональное самоопределение, которое должно помочь каждому понять, в каком направлении ему следует двигаться. Существуют тесты, которые четко называют наименования профессий, которые должен рассмотреть старшеклассник. А есть тесты, которые лишь дают направление, в какой области следует заниматься ученику.
перейти наверх
Профессиональное самоопределение личности
Под профессиональным самоопределением личности понимается формирование личного отношения человека к той или иной деятельности. Человек должен положительно относиться к тому виду работы, которую он выбирает в качестве дальнейшего обучения и зарабатывания денег.
Данное отношение проходит такие этапы становления:
- Дошкольный возраст, когда дети подражают взрослым и играют в строителей, учителей, космонавтов и пр.
- Начало младшего школьного возраста, когда ребенок начинает выполнять конкретные обязанности, например, мыть посуду, поливать цветы, писать, читать и пр. Здесь он уже начинает понимать, что ему нравится, а что нет.
- Конец младшего школьного возраста, когда отмечается рост индивидуальных отличий каждого учащегося. Здесь начинают выделяться способности каждого ребенка, по которым можно понять, кем ему лучше работать.
- Подростковый возраст, когда ребенок начинает знакомиться с различными видами деятельности, формировать различное отношение к ним, получать определенные знания и формировать определение мнение по каждой работе.
Обычно подросток достаточно расплывчато и фантастически себе представляет, кто чем занимается. Вот почему он может выбрать профессию, которая кажется ему наиболее привлекательной, высокооплачиваемой или романтической (то есть там, где от него особых навыков и знаний не потребуется, например, быть артистом).
В 27 лет человек уже достигает пика своей профессиональной деятельности. Зачастую к этому времени он уже перепробовал множество видов деятельности, покидая предыдущее место работы из-за возникших трудностей, несоответствия работы личным желаниям, а также разочарований. Уже в 30 лет человек начинает думать о том, кем он будет работать дальше:
- Останется в той же области, где он уже работает, независимо от того, нравится ему работа или нет.
- Поменяет вид деятельности на другой, который кажется ему более перспективным и приемлемым.
перейти наверх
Проблема профессионального самоопределения
Выбирая профессию, которой человек будет заниматься, индивид в первую очередь занимается реализацией своего потенциала, способностей и достижением личных желаний. Профессия выбирается по тому, насколько сильно она сможет удовлетворять моральным и материальным потребностям человека, а также насколько легко ему будет работаться, поскольку его возможности и способности будут соответствовать ей. Однако здесь возникают проблемы в профессиональном самоопределении:
- Люди достаточно размыто понимают, что требуется от них при выполнении той или иной работы.
- Людям не предоставляется достаточно знаний о различных профессиях.
- Подростки не могут противостоять мнению родителей, которые зачастую настаивают на той специальности, которая не соответствуют всем личным потребностям их ребенка.
В итоге, люди получают образование, но по специальности не работают. И достаточно часто еще лет 10 тратят на то, чтобы найти свое место, пройдя через те варианты, которые кажутся им интересными.
перейти наверх
Итог
Каждый человек рано или поздно вынужден определиться, чем он будет заниматься, чтобы зарабатывать себе на жизнь. И достаточно часто этот выбор определяется не в период, когда человек учится, а уже тогда, когда он непосредственно работает, ищет себя, пробует себя в различных деятельностях и останавливается на той, где у него есть хоть какие-то успехи.
Самоопределение — это теория мотивации человека, разработанная психологами Эдвардом Деци и Ричардом Райаном. В этом контексте мотивация побуждает нас действовать. [1] Теория рассматривает присущую человеку позитивную тенденцию двигаться к росту и выделяет три основные потребности, которые способствуют этому росту. Этими потребностями являются Автономность, Компетентность и Связанность.
Компетенция — Необходимость восприятия нашего поведения как эффективного (чтобы чувствовать, что мы проделали хорошую работу). [2]
Автономия — Необходимость воспринимать поведение как добровольное и «… рефлексивно самоутвержденное» [2] (чтобы чувствовать, что мы контролируем то, что делаем).
Родственность — Необходимость «… взаимодействовать, быть на связи и переживать за других» [3] (иметь конструктивные отношения и взаимодействия с другими людьми).
Вот почему эти потребности так важны: SDT выделяет два типа мотивации: внутреннюю и внешнюю.Три потребности способствуют внутренней мотивации. Этот тип мотивации инициирует «поведение ради самого себя», потому что оно по своей природе удовлетворяет или привлекает. [1] [4] Эта врожденная тенденция человека двигаться в направлении роста, о которой говорилось ранее, является, по сути, внутренней мотивацией.
С другой стороны, внешняя мотивация инициирует поведение ради получения награды (подробнее об этом позже) или достижения внешней цели. В то время как внешняя мотивация не может автоматически удовлетворить три основные потребности, SDT определяет различные типы внешней мотивации, которые могут (посредством процесса, называемого интернализацией), в конечном итоге, оказать им поддержку. [5]
Возвращаясь к идее вознаграждений — в рамках этой концепции внешней мотивации есть как внешние, так и внутренние вознаграждения.
Внешнее вознаграждение ощутимо — например, повышение зарплаты. Внутренняя награда неосязаема и внутренняя, как и чувство признания благодаря похвале от вашего босса. Полезно понимать это различие, потому что легко спутать внутреннюю мотивацию с внутренним вознаграждением. Простой способ запомнить это — мотивация всегда связана с поведением или деятельностью, а награды — это всегда результат.Таким образом, награды (являются ли они внутренними или внешними) подпадают под внешнюю мотивацию.
Как все это можно применить к мотивации работы?
Твердое понимание теории самоопределения неоценимо в контексте оптимизации производительности труда, а также удовлетворенности работой. SDT часто применяется на рабочем месте, и была обнаружена очень реальная связь между рабочей средой, которая поддерживает три основные потребности и положительные результаты, связанные с работой. [6] Теория может помочь работодателям понять, как лучше всего развить и привлечь своих людей, и может помочь людям понять, как они могут добиться успеха в профессиональном плане.
Чтобы связать все это вместе, обширные исследования в области SDT показали, что изучение различных типов мотивации и того, как они отвечают трем основным потребностям (автономия, родство и компетентность), имеет решающее значение для способности человека расти и процветать. Это полезная информация во многих контекстах, включая профессиональный мир.
Узнайте, как использовать теорию самоопределения для оптимизации вашего рабочего места с помощью People Intelligence:
Рекомендации
1.Deci, E.L. & Ryan, R.M. (n.d.). Домой. Получено 13 февраля 2018 г. с сайта http://selfdeterminationtheory.org/
2. Niemiec, C.P. & Ryan, R.M. (2009). Автономия, компетентность и родственность в классе: применение теории самоопределения в образовательной практике. Теория и исследования в образовании , 7 , 133-144.
3. Baumeister, R .; Лири, М. Р. (1995). Необходимость принадлежать: Желание межличностных привязанностей как фундаментальная человеческая мотивация. Психологический вестник . 117: 497–529. DOI: 10.1037 / 0033-2909.117.3.497. PMID 7777651.
4. Райан Р. (1995). Психологические потребности и облегчение интегративных процессов. Журнал Личности. 63 : 397–427. дои : 1111 / j.1467-6494.1995.tb00501.x.
5. Райан, Р. М. и Деци, Э. Л. (2000). Внутренние и внешние мотивации: классические определения и новые направления. Современная педагогическая психология, 25 (1), 54-67. DOI: 10.1006 / ceps.1999.1020
6. Олафсен А. Х. (2016). Влияние условий труда, удовлетворяющих потребности, на осознанность состояния при продольном анализе результатов работы. Мотивация и эмоция, 41 (1), 22-37. DOI: 10.1007 / s11031-016-9592-4.
,
Акцент делается на самоопределение — определение , а целью для участников является более радикальная задача «освобождения».
Такая культурная ориентация преуменьшает традиционные представления о , — , решимость и трудовую этику.По-прежнему существуют разногласия относительно того, какие области политики являются частью права на внутреннее определение коренных народов.
Представляется, что идея определения себя — по собственному усмотрению, основанная на праве собственности, приводит человеческое тело в соответствие с другими частными частными объектами.Вообще говоря, человеческое тело и его части не рассматривались как товары, даже в рамках парадигмы собственности максимальной телесной — определения .Принцип информированного согласия — признание права человека на самообслуживания — определение , автономия.
Тем не менее, появление разнообразия в образе жизни указывает на существование большей разницы в самоопределения для отдельных лиц.
Что такое теория самоопределения?
Техническое определение
Теория самоопределения (SDT) — это основа, концептуализирующая мотивацию, лежащую в основе выбора, который делают люди. Теория была разработана Эдвардом Л. Деци и Ричардом М. Райаном в середине 1980-х годов.
А? Что это значит?
Теория самоопределения — это мотивация человека. SDT указывает, что есть два основных типа мотивации: внутренних и внешних .Внутренняя мотивация приходит изнутри. Допустим, вы читаете новую книгу вашего любимого автора; вероятно, нетрудно мотивировать себя закончить книгу, потому что это приятно! Вы испытываете внутреннюю мотивацию, когда стоящая перед вами задача интересна, приятна, выполняет и увлекает.
Теперь представьте, что вы читаете книгу для экзамена. Конечно, вы читаете книгу, потому что знаете, что она поможет вам сдать экзамен, но она не приносит удовлетворения (на самом деле это больше похоже на натяжение зубов)! Это внешняя мотивация; Вы выполняете действия, чтобы получить положительные внешние выгоды или избежать наказания.
Лучше стремиться к целям из места внутренней мотивации. Внутренняя мотивация способствует большей концентрации, усилиям и выполнению задач. Но как вы воспитываете этот тип мотивации? Дечи и Райан определили три основные потребности, которые подпитывают внутреннюю мотивацию.
- Компетентность — способность контролировать результат деятельности и опыт овладения этой задачей.
- Родство — универсальная потребность быть связанным и переживать заботу о других.
- Автономия — желание быть независимым агентом в своей жизни.
Как я могу использовать это в своей жизни?
Если вы тратите все свое время на выполнение скучных, невообразимых или неприятных задач, требующих внешней мотивации, возможно, настало время изменить свою жизнь. Умышленно выбирайте задачи, которые требуют, чтобы вы вели себя автономно, общались с другими и чувствовали себя компетентными. Например, вы можете создать учебную группу с друзьями вместо того, чтобы читать учебник в одиночку, чтобы подготовиться к тесту.Это позволяет вам выполнять поставленную задачу, повышая внутреннюю мотивацию.
Работая с вашим ребенком, постарайтесь развивать занятия, которые он или она считает полезными для себя. Хотя предоставление вознаграждений или расплата за наказания может быть вашим обычным делом, это внешние мотиваторы. Например, если ваш ребенок работает над научным проектом, не занимайтесь микроменеджментом своей работы и не предлагайте вознаграждение за свою работу. Вместо этого поощряйте своего ребенка выдвигать идеи и хвалить его в поддержку его или ее автономии, например, говоря: «Ух ты! Я впечатлен, что вы подумали о такой уникальной идее для научной ярмарки.Я взволнован, чтобы увидеть, как ваш эксперимент получится. Это подтверждает самостоятельность и компетентность, делая само задание мотивирующим.
Смоделируйте это поведение с вашим ребенком, отказавшись от действий, которые заставляют вас чувствовать себя истощенными или не вдохновленными. Вместо этого ищите способы превратить их в мотивирующие действия, которые повышают ваши чувства компетентности, родства с другими и автономии. Вы почувствуете себя счастливее, более довольными своей жизнью и успешными в занятиях, которые любите.
Перейти к основному содержанию
PACER.org
Национальный Центр Предотвращения Запугивания
О нас Свяжитесь с нами
Поиск
жертвовать
Новостная рассылка
- Дом
- видео
- Избранные видео
- Смотреть все видео
- Видео Серия
- серии «Голоса опыта»
- Просмотреть все темы
- Учебный центр
- Планирование перехода в средней и старшей школе
- Высшее образование
- Занятость
- Программы поддержки и поддержки
- Independent & Community Living
- Законы и Права
- Здоровье и Переход
- Вспомогательные технологии
- истории
Библиотека ресурсов
Главная / Учебный центр / Independent & Community Living
- Учебный центр
- Планирование перехода в средней и старшей школе
- ИДЕЯ И IEP
- Поддержка вашего подростка в старшей школе
- Планирование колледжа
- Подготовка к трудоустройству
- Высшее образование
- Подготовка к высшему образованию
- Выбор правильной программы
- Campus Life
- Понимание академических помещений
- Финансовая помощь
- Знание ваших прав и обязанностей
- Варианты колледжа для студентов с ограниченными интеллектуальными возможностями
- Занятость
- В поисках карьеры
- Трудоустройство
- Удержание работы
- Поддержка занятости
- Самозащита и раскрытие информации об инвалидности
- Право на трудоустройство и разумное жилье
- Программы и поддержка
- Социальное обеспечение / Билет на работу
- Профессиональная реабилитация
- Independent & Community Living
- Планирование, ориентированное на человека
- Самоопределение
- Центр Независимой Жизни
- Корпус
- Законы и Права
- Закон об американцах-инвалидах
- ADA Q & A: переход к взрослой жизни
- ADA Q & A: подача жалобы
- ADA Q & A: Права инвалидов и собеседование
- ADA Q & A: FMLA и защита работы для родителей
- ADA Q & A: поставщики медицинских услуг
- IDEA и вторичный переход
- Закон о реабилитации 1973 года
- Закон об инновациях и возможностях трудовых ресурсов
- Закон об американцах-инвалидах
- Здоровье и Переход
- Планирование переходного периода в здравоохранении и IEP
- Переход к поставщикам медицинских услуг, которые обслуживают взрослых
- Навыки построения самозащиты и управления самообслуживанием
- Финансирование здравоохранения вашего молодого взрослого
- Вспомогательные технологии