Что же такое равнодушие: что это такое и чем оно опасно

Содержание

что это такое и чем оно опасно

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. Проявление равнодушия описывают как главнейшее зло современности и реакция на него должна быть немедленной, так как этот феномен, к сожалению, укореняется в нашем окружении. Равнодушие граничит с бесчувственностью, апатией и становится распространенной проблемой, а это может спровоцировать негативные последствия в жизни человека. Отстраняясь от проблем посторонних людей, мы стараемся уберечь себя по правилу: если я проблемы не вижу, ее просто нет.

Что такое равнодушие

Рассматривая феномен равнодушия нужно учитывать, что выбор индивида вполне осознан, это полное уклонение от принятия участия в любых действиях не касающихся его самого. Это или отказ в помощи, или неумение проявить поддержку и сострадание в момент крайней необходимости для помощи людям. Прежде всего, побуждает данное поведение страх перед обязательствами. Результатом вторжения в жизнедеятельность посторонних могут быть нежелательные реакции и то добро проявленное вами искренне и бескорыстно, возможно обернется против вас. Но риски есть всегда, принимая любое решение, мы в ответе за грядущие последствия. Так стоит ли отвергать людей, нуждающихся в нас?

Переживая равнодушие проявленное другими к нам, мы испытываем огорчение и перестаем верить в человечность, нелегко потом вновь довериться, что говорить об оказании помощи другим, когда вовремя не получил ее сам. Отказав в помощи, оставшись равнодушным, мы рискуем испытать через время чувство вины, которое оставит пагубный отпечаток на нашей жизни. Зачем нести тяжесть вины с собой? Когда есть возможность принести благо и жить с верой, что все возможное было выполнено.

Однако равнодушие и апатия могут возникнуть абсолютно у всех, независимо от характера и ценностей. Причиной к такому поведению иногда становится банальная скука. Скука может вызвать вялое депрессивное состояние, переживая его, индивидуум не имеет нужного количества внутренних ресурсов для проявления содействия в проблемах других. Побороть скуку, поможет дело, заниматься которым вы будете отдельно от работы или учебы, найти дело ставшее отдушиной и начнет наполнять вас энергией позитива и силой, очень важно. Это связано с возрастом, поэтому искать род деятельности, который принесет счастье можно во всякий период жизни, как и менять его в дальнейшем.

Поведение человека как социального существа жестко регулируется определенным количеством наследственных факторов. Взаимодействие субъекта с социумом – это отображение его особенностей.

Чтобы вырастить неравнодушного человека, родителям следует беседовать со своим ребенком о проявлении равнодушия в жизни, приводить примеры, обсуждать различные ситуации и обговаривать, как можно проявить сострадание, оказать взаимовыручку и понимание. Проследить проявление равнодушия у вашего чада, возможно проанализировав его интересы и увлечения. Если таковые отсутствуют, желательно вместе заняться поисками любимого занятия, ведь отзывчивость к людям возможна тогда, когда человек гармонично развивается во всех сферах.

Причины равнодушия

Откуда берется равнодушие, что именно стало причиной развития его у людей? Есть факторы, после которых субъект решает быть глухим и слепым относительно некоторых ситуаций. Рассмотрим некоторые из причин. Длительное ощущение стресса и тревожности делает человека эмоционально выжатым и не способным на дополнительные переживания. Таким личностям присуща апатия и пассивность.

Следующей из причин возникновения равнодушия является залипание на собственных проблемах, непоколебимая уверенность, что у окружающих просто не может происходить что-то, на что стоит обращать внимание. Все чужие проблемы нивелируются и обесцениваются, а сам человек склонен к постоянной позиции жертвы и ждет жалости и поддержки только к себе. Чаще всего люди равнодушные не видят себя таковыми, даже больше, многие из них совершенно уверены, что являются мягкими и сочувствующими.

Также большое количество пережитых несчастий может сделать любую личность более жесткой и отстраненной чужим неприятностям. Хотя, казалось бы, наоборот, тот – кто пережил такую ситуацию, лучше всех способен проявить отзывчивость, к сожалению это не всегда так.

Наша психика склонна защищать нас от повторения травматических ситуаций, которые однажды случились, поэтому сознание человека как бы отстраняется от всего, что напоминает ему о пережитом. Но это происходит на подсознании, сознательно же человек уверен, что ему абсолютно не интересно вникать в чужие дела. А иногда, складываются обстоятельства, в которых человек, не имевший столь горестных ситуаций, просто не способен проникнуться переживаниями к горю другим. Но похожая реакция чаще всего свойственна подросткам, когда детская наивность и всеобъемлющая любовь прошли, а жизненного опыта еще недостаточно для адекватной оценки сложившейся ситуации.

Помимо описанных глобальных причин, бывают ситуативные причины, когда человек просто был растерян и не смог оказать помощь сразу, плохо себя чувствовал и не отреагировал должным образом. Не спешите осуждать других в чем-либо, не несите тяжесть обид, научитесь прощать и давать другим возможность исправиться.

Чем опасно равнодушие

Рассмотрим, какие же опасности приносит равнодушие. Равнодушие и отзывчивость по своему значению противоположные понятия. Если отзывчивость способна позитивно повлиять на человека, возобновить надежду на решение, придать сил, то человеческое равнодушие толкает нас к отчаянию и бессилию перед стеной возникших неприятностей.

Равнодушие, явление которое разрушает наше общество, равнодушие одного, с большой вероятностью, повлияет на всех окружающих. Ребенок, который замечает равнодушие во взаимоотношениях родителей, перенимает их модель поведения и в похожих ситуациях поведет себя так же. Взрослый, почувствовавший равнодушие окружающих, возможно, однажды не окажет помощи другому, чувствуя обиду, испытанного невнимания близких и общества в целом.

Как часто социум смотрит сквозь такие глобальные социальные проблемы как брошенные без внимания взрослых дети, рукоприкладство в семьях, слабость и беззащитность пожилых людей. Что произошло бы, найди мы силы решить проблемы, коснувшиеся не только наших интересов? Вполне вероятно, стало бы меньше зла, которое мы встречаем день за днем абсолютно повсюду.

В момент появления равнодушия, человечество утрачивает способность к сопереживанию, теряется связь с нравственностью, которая, в принципе, и определяет нас как личность. Данные люди наполнены больше негативом, завистью, неспособностью разделять не только страдания других, но и радость. Так же таким людям сложно проявлять любовь, внутри они могут переживать это непонятное им чувство, но внешне могут оттолкнуть любимого человека или даже обидеть. А это все превращается в неразрывный круг. Человек, не умеющий проявлять любовь, маловероятно, что вызовет чувство любви у других, это, в свою очередь, еще с большей силой скажется на его жизни и приведет к одиночеству, ведь будет очень тяжело с такой личностью поддерживать даже обычное общение, не то, что создать крепкую семью.

Обратите внимание, не нужно чересчур близко брать чужие проблемы в свое сердце. Это является причиной угнетенного состояния, грусти, эмоциональной нестабильности. Сочувствие это прекрасно, но даже в этом чувстве должны быть границы, не стоит жить чужими проблемами. Проявить участие и поддержку очень просто, часто это обычные вещи: помочь молодой маме с коляской, подсказать бабушке с плохим зрением номер автобуса, помочь потерявшемуся ребенку найти родителей, или оказать помощь человеку, который плохо себя почувствовал.

Мы часто спешим, не обращая внимания на происходящее вокруг, хотя порой всего минута нашего времени может стоить человеку жизни. Известный писатель Бруно Ясенский в романе «Заговор равнодушных» написал: «Не опасайся своих друзей – в худшем случае они, возможно, предадут тебя, не опасайся своих врагов – в худшем случае они попытаются убить тебя, но опасайся равнодушных – только с их немого благословения творятся на Земле предательства и убийства».

Позитивные эмоции делают нашу жизнь яркой и наполненной, старайтесь замечать вокруг больше хорошего, проявлять больше сострадания и помощи, отвечать людям добром.

Каждое новое поколение обязано развиваться с помощью накопления социального опыта. Взаимодействие личности с социальной средой – это процесс требований и ожиданий с обеих сторон. Человек руководствуется умениями и навыками, полученными при непосредственных взаимоотношениях в социальных группах. Поэтому, освободив себя от груза обид и накопленных претензий к окружающим, мы освободимся от таких качеств, как равнодушие, безразличие и черствость. Дарите миру добро, и мир обязательно отдаст вам его втройне!

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Равнодушие… Это диагноз? | Психология

В последнее время равнодушие — привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие — это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно…, как мелко…

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Равнодушие — это безразличие, черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно… По определению, романтика — это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика — это истинная любовь, преданная дружба… Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они — никакие, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди — полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Бруно Ясенский (1901−1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:

«Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А. П. Чехов:

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Однако все вышесказанное — лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии — состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Для справки. Рефлексия — это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется:

«Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях».

Вам это ничего не напоминает?

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то — определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи — не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) — специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

А им это, впрочем, все равно…

Что такое равнодушие – в чем проявляется, как показать равнодушие, причины и опасности

Что такое равнодушие – в чем проявляется, как показать равнодушие, причины и опасности

В последнее время очень часто можно услышать такое выражение, как «хладнокровный человек». Исследования ученых помогли прийти к выводу, что жители больших городов чаще проявляют холодность по отношению друг к другу. Что такое равнодушие, этим вопросом задаются не только взрослые, но и подростки. Причин может быть множество, начиная от проблем в личной жизни и заканчивая вечной занятостью на работе.

Равнодушие – что это?

Проблема, которой страдают в большей степени современные люди – равнодушие. Безучастное отношение, холодность, апатия – все это описывает самое главное зло современности. Часто это становится настоящей проблемой для общества, так как постепенно в нем укореняется. Слово «равнодушие» пришло из древнегреческого. В 18 в. в литературном языке оно означало внутреннее спокойствие или твердость человека, которого не может смутить что-либо. К началу 19 ст. это слово приобретает другой оттенок, близкий к настоящему, и означает – холодный, небрежный.

В чем проявляется равнодушие?

Хладнокровность выражается в отношении к окружающему миру, судьбам людей, событиям. Человек имеет и такие черты характера, как эгоистичность, безжалостность. Бывает и такое, что люди равнодушны сами к себе, собственной жизни. Они не способны на сострадания и не могут помочь в элементарных ситуациях. Рассмотрим пример равнодушия: старушка шла по дороге, случайно поскользнулась и упала. Хладнокровный человек пройдет мимо и не поможет бедной женщине. Многие будут смотреть, остановятся только люди, умеющие сопереживать и сочувствовать.

проявляется равнодушие

Признаки равнодушия мужчины к женщине

В жизни очень часто случается так, что один партнер не испытывает никаких чувств к другому. Это происходит по разным причинам, но в основном, из-за того, что человек холоден и безразличен. Женщины нередко страдают от мужчин, которые ведут себя хладнокровно по отношению к ним. Главные признаки, по которым можно проследить, что же такое это равнодушие:

  1. Нет интереса к жизни женщины. Человек, который искренне любит, всегда рад услышать о том, что важно. Хладнокровного мужчину будет это только раздражать.
  2. Не делает приятных вещей. Равнодушный человек всегда думает и заботится только о себе. Полное безразличие в глазах мужчины увидеть просто – он отказывается или забывает делать что-то приятное.
  3. Не скучает. Влюбленный человек не может долгое время пробыть без своей половинки. Он всегда будет рад услышать или увидеть ее. Безразличие мужчины очень хорошо видно, если при встрече он ведет себя так, будто надолго и не расходились.
  4. Скрывает информацию о своей жизни. Состояние апатии у мужской половины, женщина может увидеть и со стороны его личной жизни. Если он постоянно все скрывает, то это повод задуматься о том, что ему полностью безразлично ее мнение.

Как показать человеку равнодушие?

Отсутствие интереса со стороны одного человека к другому не всегда говорит о его холодности. Показать безучастность к жизни другому человеку можно при помощи контроля своего тела и поведения. Необходимо вести себя нейтрально, без лишних эмоций. Использовать можно такие советы:

  1. Представить, что жизнь – это просто кино и понаблюдайте со стороны за окружающими событиями. Важно не поддаваться серьезным эмоциям.
  2. Сохраняйте нейтралитет и равнодушие. Не нужно показывать своих чувств, даже если они негативные, и реагировать на действия человека.
  3. Избегайте любого проявления внимания. Это касается не только живого общения, но и разговоров по телефону или в соцсетях.

Причины равнодушия

Все люди просто так не становятся безразличными. Пассивное отношение к жизни появляется по ряду некоторых факторов, после чего человек решает стать хладнокровным. В большинстве случаев он думает, что так лучше, чем разбираться в ситуации. На самом же деле, это еще больше загоняет в тупик и не дает нормально раскрыться. Рассмотрим важные причины равнодушия:

  • постоянный стресс;
  • тревожность;
  • залипание на проблемах;
  • эгоизм.

Чем опасно равнодушие?

Безразличие – это полное отсутствие эмоций. Если, например, отзывчивость всегда позитивно влияет на человека, помогает ему верить, придает сил, то хладнокровность толкает к отчаянию и бессилию. Мало кто знает о том, в чем вред равнодушия. Такое явление сильно разрушает общество. Например, ребенок, который видит в семье только холодность родителей, постепенно перенимает их поведение. Взрослый человек, который испытает невнимание со стороны близких не поможет никогда другому, потому что будет чувствовать обиду. Люди перестают сопереживать друг другу.

опасность равнодушия

Что страшнее – равнодушие или жестокость?

Беспощадность всегда обсуждалась в обществе, но хладнокровие не менее ужасно, так оба чувства связаны между собой. В первом случае, это намеренное причинение кому-либо зла, но, тогда что значит равнодушие. Оно может ранить человека намного больнее. Некоторые люди считают, что нужно бояться жестокости, но бездушия стоит тоже опасаться. Эти чувства постоянно находятся рядом.

Можно ли оправдать равнодушие?

Чтобы в этом разобраться, нужно проанализировать каждую отдельную ситуацию. Душевная черствость всегда с чем-то связана. Например, если в детстве мальчик наблюдал за родителями, которые вечно проявляли холодность по отношению друг к другу, то их вина в том, что сын вырос бесчувственным, и оправдать это невозможно. Важно не оставаться равнодушным и проявлять отзывчивость, которая может понадобиться многим.

Как бороться с равнодушием?

Безразличие – это проблема, с которой необходимо бороться. Тот, кто доволен своей жизнью, никогда не сможет любить, проявлять сострадание и милосердие. Хладнокровный человек не познает страданий и лишений. Бороться с этим сложно, но возможно. Перед тем как начать, необходимо узнать, что такое равнодушие и почему оно возникло.

  1. Определить истоки. В большинстве случаев это проблема в семье, которая царила между родственниками. Разобраться в этом будет проще в работе с психологом.
  2. Провести самоанализ. Необходимо понять, что на душе, какие последствия равнодушие, приносит ли оно дискомфорт и так далее.
  3. Учиться проявлять чувства. Начать можно с малого, например, помощи близким или принять участие в акции помощи старикам..

Как пережить равнодушие?

Если мужчина проявляет холодность, то стоит задуматься и начать с ним об этом разговаривать. Объяснить, что больно, когда он так себя ведет. Можно рассказать о своей семье, и какие были отношения. Ни в коем случае нельзя делать это в обвинительной форме. Это касается и потребностей, в которых нуждается женщина. Равнодушие к жизни будет проявляться абсолютно во всем. Важно показать, что хотели бы видеть от отношений. Необходимо не только разговаривать, но и направлять в нужное русло. Если же все попытки тщетны, то, возможно, лучшим вариантом будет расставание.

равнодушие

Как не быть равнодушным?

Безразличие стоит искоренять. Важно обратить внимание на ее причины:

  1. Переутомление. Если хладнокровие человека связано с усталостью на работе, то легко поможет справиться с проблемой хороший отдых и качественное питание.
  2. Психическое отклонение. Если же безразличие к человеку связано с проблемой, которая таится глубоко в душе, то следует обратиться за помощью к психотерапевту. Он назначит курс лечения и поможет выйти из этого состояния.
  3. Чужие предписания. Если человек живет только в соответствии с чем-то или кем-то, то стоит включать в свой график один час на то, что хочется. Важно не терять вкус к жизни, искать радость в небольших мелочах. Нет средств на поездку в отпуск, порадуйте себя новой покупкой.
  4. Следствие выгорания. Осознав, что безразличие связано с полным опустошением себя, как личности, стоит взять отпуск или сменить работу, переехать. Любыми способами нужно избавиться от той атмосферы, в которой человек привык жить.

Не стоит начинать свой день, если еще не решили, чем хотите заняться. Кофе или алкоголь не смогут вернуть желание или стимул, а только будут угнетать. Лучше всего заняться различными физическими нагрузками, антистрессовыми программами. Чтобы не нужно было размышлять над тем, что же такое равнодушие, разнообразьте свой день так, чтобы это вызвало интерес. Выполняйте самые заветные желания, и чем их больше, тем безразличия в жизни меньше.

 

Анатомия равнодушия и чёрствости | Православная Жизнь

сайт Горловской и Славянской епархии

Что может объединить антихриста и барона Мюнхаузена, немецкого проповедника-антифашиста и Данте? Чем плоха сковородка вместо цветов? О чём напоминают грязные подсвечники? Читайте интервью протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново, — узнаете!

Первое, что пришло в голову, когда я стал размышлять над темой равнодушия, это слова из Откровения Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Это упадок такой степени, когда дальше уже невозможно. Равнодушие — состояние страшное. Мы думаем: убил человек человека — это грех, страшно. Ограбил — грех, страшно. Предал — то же. А равнодушие — что в нём такого? Однако так только кажется.

У польского писателя Бруно Ясенского есть незаконченный роман «Заговор равнодушных». Он начинается словами американского поэта Ричарда Эберхарта: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Получается, что если где-то совершилось убийство, перед этим имело место равнодушие большого числа людей.

Давний недуг человечества

Вспомним Священное Писание, где говорится о страданиях Спасителя. Его сутки пытали, потом вели через весь город, прибивали ко кресту. В это время основная часть людей что делала? Они, по словам апостола, стояли и смотрели. Убийство Богочеловека произошло по воле тысячи равнодушных людей. Облечённых властью, как Пилат, простых исполнителей, как солдаты, и всех тех, кто стоял и ничего не делал. А ведь среди них были те, кто ел еду, которую Господь им раздавал, и те, чьих родственников Он исцелял. В итоге они остались равнодушными. Потому за каждым зверским преступлением стоит равнодушие — паралич души, как называл его Чехов. В наше время, время распространения этого греха, верующие люди ни в коем случае не должны быть равнодушными.

Данте в «Божественной комедии» так изображает участь равнодушных:

То горестный удел
Тех жалких душ, что прожили, не зная
Ни славы, ни позора смертных дел.
И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.
Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.

Эти строки — пример того, что равнодушие — грех, присущий человечеству на протяжении всей истории его существования. О том же писал Лермонтов в стихотворении «Дума»:

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.

Бездушность лежит в основании всех больших бед и несчастий. Нам нельзя быть такими. Святые попали в Царствие Небесное потому, что не были равнодушными — к тому злу, что видели вокруг, к нравственным порокам. Таким был, к примеру, Иоанн Креститель: рядом с ним было много достойных людей, но никто не сказал Ироду правду, не посмел обличить его.

В чём и где проявляется равнодушие?

Равнодушие может быть направлено на себя, когда человеку всё равно, какой у него образ жизни, как он выглядит, ведёт себя и что говорит. Его не заботит вопрос спасения, смысла жизни.

Равнодушие может ярко проявляться в семье, когда людям совершенно не интересно, чем живут их близкие. Потом эти люди выходят в общество и заражают его своим отношением ко всему. В результате формируется социум, где не уступают место беременной женщине или старику. Мне порой кажется, что даже если кого-то начнут убивать, эти люди будут так же равнодушно смотреть в сторону, разве что сделают погромче звук на своих телефонах.

Равнодушие наполняет наши храмы. Может быть, я жёстко отношусь к тому, что вижу… Люди спрашивают: «Батюшка, когда можно покидать храм?» Отвечаю, что после отпуста священника, когда закрываются царские врата. И вот эти благочестивые люди чуть ли не соревнование устраивают, кто первый из храма убежит. Им не важно, что в храме грязно, что подсвечники в воске, что скоро будет богослужение, к которому надо всё подготовить. Меня это пугает. Неравнодушный поинтересуется, откуда берутся в храме тепло, просфоры, свет, чистота внутри и снаружи. Большинству это не нужно, потому что у нас потребительское отношение к Церкви и Богу.

Хуже ненависти

Господь тысячи лет назад обличал такое отношение: «Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:25-29). Законник начинает мерить людей категориями, а ведь любовь не знает категорий, она любит всех. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит нас: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Господь рассказывает законнику притчу о добром самарянине. Какой вывод можно сделать из неё? Равнодушие — это противоположная сторона любви. Это хуже, чем ненависть. Ненависть — это открытое противостояние любви, а равнодушие — скрытое противление ей. Человек не хочет любить никого, ни ближнего, ни Бога, ни даже себя, потому что тогда он бы занимался собой, своей душой.

Святые отцы о равнодушии:

«Бог, Который есть Любовь, не простит нам равнодушия по отношению к ближним» (прп. Паисий Святогорец).

«Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит его, сам того не сознавая» (прп. Ефрем Сирин).

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро станет смотреть на него с удовольствием» (свт. Василий Великий).

«Если мы не будем к добродетели стремиться с любовью и охотой и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь» (прп. Амвросий Оптинский).

Как приблизить приход антихриста?

В Священном Писании говорится, что главной причиной прихода в мир антихриста будет человеческое равнодушие, потому что от множества беззаконий охладеет любовь. Беззакония творятся именно потому, что люди равнодушны. Каждый человек, проходящий мимо чужого горя, каждый, кто не мыслит о том, чтобы принести миру что-то доброе, способствует приходу антихриста.

Помните, барона Мюнхаузена считали безумным, потому что у него в ежедневном расписании значилось «совершить подвиг»? Человек хотел каждый день проявлять неравнодушие, а окружающие считали это ненормальностью. Если бы мы, православные, каждый день вставали и себе говорили: «Сегодня я совершу подвиг», — как было бы хорошо! Пусть таким подвигом будет молитва, например. Я вырву себя из объятий сна на пятнадцать минут раньше и уделю их Господу Богу. Пусть моя молитва будет основой этому дню. Потом я поеду на работу и уступлю место старику, женщине, ребёнку или попрошу об этом тех, кто сидит, и так далее. А когда закончу день, подойду к иконе и расскажу Господу о том, что сделал. Ведь Он сотворил меня для того, чтобы мир благодаря мне становился лучше. Если я ничего не сделал, проявил равнодушие, то зачем я нужен? Очень важно пересмотреть свою жизнь и начать бороться с равнодушием.

Чёрствость: равнодушие или черта характера?

Чёрствость — это синоним равнодушия. В Ветхом Завете сказано: «возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное» (Иез. 11:19). Если ты понимаешь, что у тебя каменное сердце, то попроси Господа изменить его, если же коснеешь в этом грехе, то ты равнодушен к себе и спасению своей души. Почему ты не просишь Господа о помощи? Апостол говорит: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:2-3).

Почему мы не просим, если можем просить? Если осознаём склонность к какому-то греху, просить необходимо! «Господи, убереги меня от этого, я не могу сам справиться! Сделай что-нибудь, помоги мне!» Как жаль, что люди этого не понимают. Если человек осознаёт свою чёрствость, он должен что-то с этим делать, а не коснеть в своей броне. Закрыться от всего мира и говорить, что у вас такой характер — это какое-то отчаянное состояние.

Новые названия старых болезней

Сейчас придумали много слов, которые как будто оправдывают чёрствость и равнодушие. «Я индифферентен», «я нейтрален» — предполагается, что это не равнодушие, а что-то другое. В этой связи мне вспоминается Мартин Нимёллер, протестанстский богослов и пастор. Сначала он поддерживал нацистов, антикоммунистическое движение, приход к власти Гитлера. Потом разочаровался в фашистской идеологии, стал лидером Исповедующей церкви. Ещё позже его арестовали и отправили в концлагерь.

После окончания войны он написал слова, облетевшие весь мир: «Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали профсоюзных активистов, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня». Он понял, что нельзя быть равнодушным. Политика «моя хата с краю», «я нейтрален» — губительна. Что значит нейтрален? Для тебя добро и зло равнозначны? А если взять религиозные аспекты, получается, что человек нейтрален и к Богу, и к Его противнику? Тогда куда ты попадёшь — в рай или ад? Думаю, в ад нейтральному человеку попасть совсем не хочется.

Почва многих грехов

Равнодушие рождает самые страшные преступления. Вспомним деяния апостолов. Когда Ирод погубил первого патриарха Иерусалимского, апостола Иакова, его подданные ничего не сделали. Ироду это понравилось, и начались первые гонения на христиан. Если провести параллель с тем, что сейчас происходит в нашей Церкви, то можно заметить, что всё происходит с молчаливого согласия множества наших сограждан. Они закрывают глаза на то, что делают с верующими людьми, их это не касается. Для кого-то это далеко: «Вот придёт ко мне — тогда буду думать, как быть». Для другого это не важно, потому что его проблемы христиан не волнуют, он не христианин.

Всем людям, независимо от их вероисповедания, надо понимать, где добро и где зло. Как учит апостол: чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Надо руководствоваться не своими сиюминутными принципами, а категориями вечности. Тот, кто так живёт, не может быть равнодушен. Даже маленькие, локальные проявления горя, несправедливости для нас важны и серьёзны. Иначе получается так: все мы хотим, чтобы наши друзья и знакомые были добрыми людьми, а сами не хотим такими быть. Мы ищем грех вокруг, а он лежит в другой плоскости: в нас.

Грех равнодушия — очень тяжёлый. Он лежит в основе очень многих грехов. Например, казалось бы: какое отношение он имеет к чревоугодию, но оказывается, что чревоугодник сначала стал равнодушен к себе, а потом уже начал есть что попало или без ограничений. Так же и убийца: он сначала стал равнодушен к ценности жизни другого человека, его страданиям. С другой стороны, если мы посмотрим на жизнь этого убийцы, наверняка окажется, что его окружали равнодушные люди. Он холоден к страданию других, потому что к нему был безразличны в детстве, юности.

Сковородка против цветов

Одно из проявлений равнодушия — отсутствие внимания друг к другу. Мы можем жить в одной семье, но не замечать нужд друг друга, а ведь то, чего мы не замечаем, может быть очень важно для нашего близкого человека. Например, жена хочет, чтобы я подарил ей цветы, а я говорю: ну зачем они тебе, давай я лучше подарю тебе сковородку! Она полезнее. Я покупаю сковородку, она улыбается, принимает мой подарок, но ей хочется цветы. Это тоже равнодушие, потому что ты не проявляешь внимания к нуждам человека, его желаниям. Ты меряешь его по себе. Мне цветы не нужны, я за сковородку. Это кажется мелочью, но ни к чему хорошему не приводит. А потом в такой семье рождаются дети.

Недавно я присутствовал на заседании комиссии по предотвращению насилия в семье и обществе. Обсуждали проблему: один мальчик в детском саду ведёт себя очень агрессивно, а ещё выяснилось, что он постоянно хочет спать. Стали расспрашивать родителей. Они говорят: «А что вы хотите, мы приходим с работы уставшие, в восемь часов ложимся спать, а он до трёх ночи смотрит кино в интернете». Мальчику пять-шесть лет. Родители считают, что в этой ситуации нет ничего плохого: они ведь работают для того, чтобы его обеспечить, чтобы у него всё было. То, что он до трёх ночи смотрит неконтролируемую информацию, для них нормально. Кто знает, что видел этот ребёнок? Можно ли удивляться, если со временем из него вырастет асоциальный человек? Чего хотеть от молодых, если они растут в равнодушных семьях?

Не знаю, как вывести людей из летаргического сна равнодушия. Оно повсюду, даже в мелочах. Нечищеная обувь, неопрятная одежда, небрежность — это всё формируется равнодушием.

Равнодушный не может быть счастливым

Мне, прежде всего, хотелось бы, чтобы человек не отмахивался от этой проблемы, покопался в себе, заглянул в душу поглубже. Мы все заражены равнодушием, и я в том числе. Оно касается каждого из нас, мы встречаемся с ним ежедневно. Надо для начала в своей семье определить: что мы можем сделать, чтобы улучшить жизнь близких? Например, это могут быть хорошие добрые слова, с которых начнётся их день. Это очень простые вещи, но как же они важны! Не надо ждать, когда к нам будут проявлять внимание, будем сами стараться дарить его. Пусть вам несколько лет не будут отвечать на наши «доброе утро» и «как дела», но оттого, что вы это делаете, вам же будет лучше. Постепенно и люди вокруг вас изменятся.

Надо подумать, что можно сделать для своего прихода. Мы пришли на всё готовое в храме, ушли, не думая, кто создал всё, что нас окружает. Правильно ли это? Сейчас есть угроза того, что мы можем лишиться наших храмов. Думаю, это не случайно: большинству людей храмы, к сожалению, не нужны — за исключением небольшой группы людей, которые в них трудятся.

Не хотите равнодушия вокруг — сами не будьте равнодушными! Тогда обретёте земное счастье и спасёте свою душу. Если ты несчастлив, значит, равнодушен. Равнодушный не может быть счастливым. Счастлив тот, кто видит чужую боль и помогает, кто прощает обиды, сеет добро. Желаю всем понять это — и не оставить равнодушию ни единого шанса.

Записала Екатерина Щербакова

как с ним бороться в жизни и в отношениях

Безразличие – это часть эмоционального спектра человека, характеризующаяся полным отсутствием заинтересованности, равнодушием к определённой теме, событию или жизни в целом. Безразличие в характере может быть превалирующей чертой или же отражать единичный случай временного состояния, в тотальных случаях оно является не отдельной чертой, а симптомом начинающегося психического расстройства или указывать на ряд соматических заболеваний. Синонимично данное понятие слову равнодушие и при этом оно может касаться как сферы взаимоотношений (когда близкого особо не трогает ваша жизнь или психоэмоциональное состояние) так и окружающего пространства (изменение климата, власти, повышение цен, карнавалы и праздники).

Безразличие людей наиболее страшно в своём тотальном проявлении, когда начинает касаться и собственной личности. В такой ситуации уже невозможно оправдать возникшее состояние психическим истощением или перенесёнными травмами, эгоизмом или распределением сил только по основным задачам.

Когда человеку становится равнодушна собственная судьба, дальнейшее развитие сводится только к деградации. Причинами столь сильной степени проявления бывают перенесённые серьёзные стрессовые события, предшествующее высокое перенапряжение. Постоянная жизнь из позиции долженствования приводит к тому, что человек разучивается хотеть и желать, эта функция психики постепенно атрофируется и остаётся только жизнедеятельность похожая на зомби.

Безразличие к жизни способствует развитию депрессий, остановке развития, как социального, так и личностного, разрушению значимых социальных связей. Чем меньше интереса у человека остаётся, тем меньше он делает, тем хуже становится его личная реальность и непосредственное участие, а значит и равнодушие нарастает.

Значение слова

Безразличие является многоаспектным понятием, где одновременно может подразумеваться равнодушие к собственной персоне и продолжению жизни, и незаинтересованность близкими людьми. Это может быть постоянная черта личности (наиболее распространённый вариант) или же следствие перенесённых тяжёлых событий (тогда говорят о временном равнодушии, вывести из которого человека представляется возможным в отличие от изменения структуры личности).

Чем больше у личности развивается безразличие, тем сильнее фрустрируются её качества и ядерные структуры, поскольку только мотивационное развитие является ключом поддержания активной и продуктивной позиции. С момента наступления равнодушия к происходящему вокруг и себе, наступает разрушение личности и её деградация. Когда сроки измеряются днями, то последствия незначительны, практически незаметны и легко поддаются коррекции, в ситуации же длительного пребывания в такой апатии наступают необратимые изменения. Самые серьёзные последствия безразличия – возникновение личностной и социальной дезадаптации, подходящими под классификацию психиатрических заболеваний и входящих в практику лечения психопатологий, как симптомов шизофреноподобных состояний и психопатических проявлений.

Противоположностью такого равнодушия всегда считалось творчество и творческая предрасположенность, как способ активного взаимодействия с реальностью и реструктуризации пространства души и мира физического. Никогда художники и поэты, композиторы и фотографы не могут пожаловаться на то, что их день прошёл скучно или им необходимы развлечения – такие люди всегда ищут варианты самостоятельного развития, даже находясь в замкнутом помещении.

Существует не только личностное безразличие, как вариант самостоятельной трагедии, но и безразличие близких – это отдельное влияние отголосков такого проявления характера. В мире холодных и бесчувственных ничего не меняется, зато те, кто постоянно вынужден ощущать свою ненужность, сравнивает собственное присутствие с тумбочкой или табуреткой. Такое взаимодействие воспринимается болезненно и довольно остро самим оппонентом, а для его психики травматично. Так получается, что равнодушие негативно влияет и на транслирующего и на всех, соприкасающихся с этой личностью.

Нет исследований, где вред и уровень личностного ущерба сильнее, но у окружающих точно остаётся больше возможностей активного изменения ситуации. Если безразличие любимого человека становится непереносимо, то возникает выбор – уходить туда, где вас ценят и переживают о ваших успехах и неудачах или же остаться рядом с таким бесчувственным человеком, растеряв через много перенесенной боли и свою способность ощущать, т.е. также пропитаться безразличием.

Его влияние на жизнь

Являясь неоднозначным и многоаспектным понятием, безразличие имеет также и разное влияние на человеческую жизнь. Когда психика или тело работают на последних оборотах, когда внутренние механизмы защиты уже не срабатывают, человек находится на том уровне перенапряжения, когда высок риск того, что вся тревога, страхи и переживания трансформируются в заболевание, то психика включает как предохранитель безразличие.

То своеобразный душевный наркоз, позволяющий перенести происходящий ад и остаться в нём живым, набраться сил и потом заниматься осознанием происходящего. Так мать может стать равнодушна к просьбам детей в ситуации, если хоть немного не поспит, то возникнут психические нарушения, спасатели останутся глухи к мольбам тех, кто попал в беду, когда сами проработали на последних ресурсах несколько суток к ряду. Безразличие выполняет охранную и сберегающую функцию, но стоит учитывать, что такие проявления только ситуативные и после получения необходимого отдыха или выхода из угрожающих условий, чувствительность и заинтересованность автоматически возвращаются.

Если же чувствительность и заинтересованность не являются следствием стресса и постоянные спутники могут всё больше захватывать жизнь, то это нарушает много связей человека с собственной душой и пониманием себя, после чего нарушается взаимодействие с социумом, далее рушится профессиональная сфера, после чего становится под угрозой даже базовый физический уровень существования.

Сейчас равнодушное отношение всё больше прогрессирует, становясь общественной чертой – ещё недавно, упавшему на улице, бежали помогать, женщинам с сумками открывали дверь, плачущих детей успокаивали. Такое отношение больше не применимо к незнакомым, все помогают только своим и то не всегда, если что-то случается, то большинство проходит мимо с абсолютно спокойным лицом. Это касается и соседних стран и даже районов – больше никто не думает, что вырубка лесов в соседнем городе будет касаться и их экологического состояния, т.к. всё равно, как будут жить другие, да и собственные потомки тоже.

Пассивность и агрессия приходят туда, где появляется равнодушие, поведение старших копируют дети и в итоге мир всё больше отдаляется в межсоциальных связях, т.к. каждое поведение усиливается в следующем поколении. Сейчас принято пройти мимо незнакомых, у детей будет нормально игнорировать проблемы близких, внуки будут плевать даже на членов семьи, а правнуки перестанут интересоваться чем-либо вообще. И если на индивидуалистичном уровне это ведёт к деградации и разрушению психики, то в более масштабных процессах именно безразличие является той первопричиной, запускающей уничтожение всего человечества.

Неразрывно безразличие связано с уровнем ответственности и чем выше его проявления, тем ниже способность человека нести ответственность за свои выборы, отношения, окружающий мир и т.д. Можно приравнять низкую заинтересованность окружающим пространством к подростковому инфантилизму, не зависящему от возраста. Если человек находится на низком уровне личностного развития, то психологически он представляет подростка, которому чаще всего плевать на общественные нормы и мнения, зато у которого много разрушительных тенденций. Инфантилизация общества приводит к тому, что увеличивается уровень безразличия среди всех слоёв населения.

Что делать, если возникло безразличие к жизни

Безразличие следует лечить, искореняя причины, так если это связано с переутомлением, то хороший отдых, удаление от источника стресса и качественное питание могут быстро поправить ситуацию. Если же безразличие является симптоматикой психиатрического отклонения, то необходима консультация специалиста и последующее лечение основного заболевания, а не психотерапия утраты интереса к жизни.

Когда человек живёт по чужим правилам, действует в соответствии с чужими предписаниями, то апатию необходимо разгонять намеренным включением в свой график одного часа, когда можно делать, что хочется. Вообще когда теряется интерес к жизни, необходимо в любых мелочах искать те возможности, когда есть случай удовлетворить хоть какой-то свой каприз. Нет ресурсов поехать в отпуск, то проведите выходной вне дома, не можете купить новое платье, так перекомбинируйте из старых вещей, хотите чему-то учиться при отсутствии времени – записывайтесь на онлайн курсы в удобное время.

Не начинайте свой день, пока не поймёте, чего хочется сейчас. Алкоголь, психостимуляторы, кофе и наркотики не вернут активность, желания и стимул действовать, а наоборот будут угнетающе действовать на нервную систему. Лучше дополнить свой рацион полезными элементами, включить физические нагрузки, наладить режим сна и бодрствования. Можно заниматься любыми антистрессовыми программами, как вариантом противодействия разрушительному механизму апатии.

Если же вы знаете, что безразличие пришло вследствие выгорания, то имеет смысл взять отпуск, уволиться, переехать, развестись, покинуть привычный круг – любыми методами избавиться от источника и атмосферы, приведших к выгоранию.

Старайтесь поначалу вызывать в себе интерес искусственным путём – для этого подойдут карты желаний и работа с детскими мечтами, задания в различных телефонных программах о том, как разнообразить свой день или внести творчество.

Если вам нравилось рисовать на обоях, то возможно ваш выход из безразличия в ремонте с личной покраской стен или их художественной разрисовкой. Активизируйте собственную чувствительность – присматривайтесь к цветам и звукам, ищите в комнате похожие или круглые предметы, выполняйте ежедневные занятия (сфотографировать семь красных предметов, найти новую кофейню, угадать чего хочет знакомый). Эти практики помогут не только развить чувствительность к окружающему миру, но и к своему внутреннему, что потом поможет определять желания, выполнять их, а чем больше наших хотелок реализуется, тем меньше безразличия в каждом дне.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Чем различаются равнодушие и бесстрастие

Разбирая темы 7-го Аркана, мы подошли к следующей:

НЕвовлечённость даёт Неподвластность. Обдумывая её

Тема письменного размышления в этот раз звучала так:

Равнодушие и бесстрастие. Отличаются ли они, и если да, то чем?

besstrastie

К.С:

На мой взгляд, отличаются.

В моем понимании, равнодушие — это некий пофигизм, но, как правило, в отношении других, а не себя. Может быть и равнодушие к себе, но это, как правило, возникает у людей в крайней степени отчаяния, депрессии, сильной душевной травмы.

Можно сказать, наверное, это болезнь души.(а можно ли назвать душу равнодушного человека к другим здоровой…?).

Если равнодушие присутствует и по отношению и к себе и к другим, и это результат душевной травмы, то это все-таки неспособность или нежелание справиться со своим переживанием, и это может быть и скрытой болезненной привязанностью к своим страданиям. Либо тут присутствует болезненная привязанность к какому-то объекту. Постановка его » во главу угла» жизни. Вряд ли это можно назвать бесстрастием…

Чаще всего равнодушие проявляется по отношению к другим людям. Синонимы этого слова — безучастность, безразличие. Черствость, невнимание к другим людям, нежелание им помочь, т.е. отсутствие желания или неспособность проявлять милосердие, сострадание. Т.е.  у человека пассивная позиция по отношению к другим, задействованы только низшие сферы души.

По сути, равнодушие — это эгоизм, сосредоточенность на том, чтобы самому себе было хорошо, плюс нежелание тратить свою энергию на других людей. Тут, конечно, нет страстей, нет желания потрать эмоциональную энергию на других, при этом есть сконцентрированность на себе самом. Можно сказать, что равнодушие — это жестокость, т.к. равнодушный может причинить боль другому, даже не заметив, да и замечая — ему ведь все равно… В общем, думаю, тут совсем не задействован положительный Хесед)

Бесстрастный человек, я думаю, тоже особо не проявляет горячности, эмоциональности. Это спокойное отношение, без привязки, точнее, скорее, без вовлеченности в объект. При этом бесстрастный человек способен проявлять милосердие, способен на помощь другим, сострадание. Просто это происходит без эмоциональных всплесков, а самое главное, без привязок к объекту или результату своих действий и чувств. Помню определение страсти как болезненной привязанности к объекту.

Но страсть может быть и возвышенной, если , например, проявляется как увлечение искусством, или отдача всех своих сил (эмоциональных в том числе) в своем  деле, таланте, предназначении и служение на благо людям при этом. Вот тут возникает вопрос — а способен ли бесстрастный человек вложить свою эмоциональную энергию в дело? Или он творит, только задействуя духовные силы, если дело благое?

Вот подумалось, что вообще,  если человек направляет свою страсть, увлеченность на благие дела, то это возвышает  энергии души, и это вроде должно быть уже не страстью, не болезненной привязанностью, вовлеченностью в объект. А любая вовлеченность понижает уровень энергий.

Вообще мне очень нравится Зоровское определение бесстрастия: бесстрастие — это способность отрешиться от любого зла, которое невозможно изменить, проассимилировать любое зло, от которого невозможно и не должно отрешаться, и способность изменить на луче любви и фоне строгости то зло, которое готово, чтобы его изменили.  

Думаю, это способность отрешиться, и наверное, и не вовлекаться в любое зло. Равнодушный человек тоже не вовлекается. Но вот проассимилировать зло, от которого невозможно отрешиться, он вряд ли может. Он скорее отрешится от всего, что не касается его лично. И уж вряд ли станет зло изменять.

Если вспомнить еще определение сострадания как способности разделять труды ближних, не разделяя их пороков, то думаю, что качество способности к состраданию как раз очень присуще бесстрастному человеку. 

=========================.

Е.Г.

На первый взгляд, равнодушие подразумевает равное отношение (в каждое предложение моего сочинения надо вставлять «по-моему»). Даже в классических произведениях литературы это слово употрбляется в значениях, близких к «бесстрастию». Но со временем значение слова поменялось на сильно негативное. Может, сознание людей поменялось настолько, что равное отношение стало  синонимом безучастия,  безразличия (опять неоднозначность!) Сейчас равнодушие называют самым страшным пороком, «равнодушный человек» — негативная оценка и т.п.  

Общее в этих понятиях (равнодушие и бесстрастие), на мой вгляд, это отсутствие эмоций. Но равнодушие — это пройти мимо без эмоций, отстраненность, отказ действовать в интересах других (отказ взаимодействия), то есть отделение себя от целого. 

Бесстрастность — это взаимодействие без эмоций. В эмоциях всегда есть отношение, оценка.

Св.Бриах: но трезвая оценка – это как раз оценка без эмоций😊

Е Гом:   Бесстрастие  приближает к мудрости.( СБ: ??? в мудрости есть бесстрастие, а вот что бесстрастие к ней приближает — … тут ещё стоит подумать 😊)

По моему опыту, бесстрастие — очень полезная штука. Особенно в экстренных ситуациях, когда эмоции отключаются (усилием воли), и действия совершаются четко, иногда по отработанному алгоритму.

Бесстрастие может спасти жизнь. Равнодушие — никогда.

О.Шум.

Равнодушие — социальный и духовный паралич.

Заколачивание дверей и окон в своей душе, способ обезопасить себя, отгородиться от тревог и волнений, как следствие обездвижиться, обесточиться и отключиться от источника творчества и продуктивного созидания.

 Равнодушие — это удобный, легкий и простой способ современного выживания, а по сути своей самосохранения и консервации себя.

В равнодушии отсутствует движущая, животворящая энергия, это бесплодная нива.

besstrastie1

Бесстрастие не парализует, но позволяет в ситуации «над» увидеть, осязать, ощутить больше, как следствие продвинуться в понимании и действии дальше, а значит на выходе иметь результат. Это плодородная нива. 

Страсть прилепляет к себе, объемность и широта мировосприятия  сужается до границ этой самой страсти, ты раб. Бесстрастие освобождает, дает возможность творить и продуктивно созидать.

Образно говоря, бесстрастие  — это выпускник  школы душевного искусства и эмоционального мастерства ,

А равнодушие — это абитуриент, проваливший попытку поступить.

Бесстрастие — продуктивный покой, равнодушие — застой и стагнация.

К бесстрастию можно устремиться, это город к которому ведут дороги духовно-ищущего.

К равнодушию нет устремления, равнодушие приходит от бессилья и нежелания устремиться,  это город в который пригоняют рабов.

Бесстрастным человеком сложно управлять, и возможно ли  вообще — это вопрос. Граница миропонимания бесстрастного человека, та самая граница «над» по мере духовного продвижения поднимается. 

Равнодушный человек не выходит за границы комфорта.

=========================.

besstrastie2 

Е.Стр

Как здорово, что подняли эту тему для рассуждения! Вопрос эмоциональности, осознанных реакций и проявлений всегда был моей «больной точкой». Я помню, как в первую консультацию Маркунаса, мне сказали, что работать надо с эмоциональностью. Тогда дуальность «жестко правила балом»: эмоционировать нельзя — падаешь уровнем, а равнодушной жить я себе не представляла. Про бесстрастие я в то время совсем не мыслила, это понятие никак себя во мне не проявляло L…

Итак, что же такое равнодушие и бесстрастие. Отличаются ли они? Как это понимаю я сейчас?

Равнодушие– это когда «всё и всегда всё равно», ровное отношение, безучастное, ни холодное и ни горячее, никакое. Нет экзальтированных состояний, потому что ничего не трогает, ни на что не реагирует, «нет дела ни до чего» и ни до кого, жизнь в своем отгороженном иллюзорном мирке, где человек может мнить себя еще и умнее, значимее всех и всего, и все человеческое, бытовое, житейское рассматривает ниже его «достоинства». Здесь нет вовлеченности, но нет и переживания эмоциональных состояний, минимум чувств или полное их отсутствие, человек как «замороженный» или «черствый», нет душевности, сплошная бездушность.  

Бесстрастие же — это жизнь без страстей, без дуальности, но не на перепутье, посередине, в точке выбора, а НАД ВЫБОРОМ. Здесь есть эмоции, но без экзальтаций, без вовлечения в эмоциональные состояния (у меня есть эмоции, но я не есть эти эмоции; у меня есть тело, но я не есть тело и т.д.) Здесь есть со-страдание, а не жалость, здесь есть милосердие, добродушие, забота, а не «квохтанье» или «причинение добра», здесь есть любовь, нежная, высокая и всеобъемлющая, а не «страсти страстные» со всеми вытекающими последствиями, здесь есть служение, а не прислуживание, здесь есть здравомыслие, а не логические построения и умозаключительные концепции и здесь есть устремление к великой любви и мудрости, а не «кичение» своими интеллектуальными способностями и всезнанием.

Это уровень сознательной жизни уже осознанных мыслей, чувств, эмоций, ощущений, желаний, деяний. Это то, что ведет к расширению сознания, самоосознанию и осознанной жизни.

Вопрос бесстрастия особенно актуально высветился для меня, когда размышляли над темой стратегии и тактики победы. Тогда, прослушивая не единожды семинары Зора по 7 Аркану, и стало расширяться мое понимание этого слова. Не то чтобы я раньше не знала, что это значит, но звучало оно во мне как-то иначе до этого, не так объемно что ли.

Бесстрастие — жизнь без крайностей. Созерцательно, спокойно, уравновешенно, видя свои мысли, психоэмоциональные состояния, деяния — весь диапазон от правого до левого, от высшего до низшего, но не влипая в них, не зацепляясь за них. То есть в тебе остается все это, ты не бездушное существо, ты переживаешь состояния, но ты и твое отношение ко всем/всему не зависят от них, как не зависят и от обстоятельств, от поведения других людей, от ситуаций. Это и есть необусловленность, непривязанность к каким-то условиям. Безусловное Деяние. Твои состояния контролируются разумом (осознанное управление с устремленностью к любви и мудрости), ты научаешься владеть собой (телом, душой, мыслями).

Закон Бесстрастия гласит: «Бесстрастие-есть способность отрешиться от любого зла, которое мы не можем изменить (отрешиться — это не построить стену между вами и злом, а значит подняться), и проассимилировать, трансформировать то зло, от которого мы не можем или не имеем право отрешиться. Например, страдания близких людей, от того, что происходит вокруг в этом Мире. Ведь мы — часть тела этого Мира. Если мы отрешимся от мира, чтобы сохранить комфортное состояние, наше отчуждение станет невыносимым. Вместо бесстрастия мы получим синдром ухода и самоизоляции». /Зор Алеф, второй семинар по 7аркану/.

Слушая это, думая над этим и пытаясь понять, у меня наконец-то начало складываться то, что неоднократно говорилось на семинарах: как бы сложно и плохо ни было, нельзя закрываться, отгораживаться ото всех, от мира. Когда в каких-то ситуациях, мы закрываемся и уходим в себя, то мы изолируемся (изолируем себя) от Мира, от пространства, от Божественных энергий, помощи. Мы закрываем себя от потока света. Нельзя поставить защиту от зла, не изолировшись и от добра. Уход от проблем (жизненных задач и вопросов) – это не решение проблем, а обременение низкими энергиями, отягощение души. Преодоление и решение (ассимилирование) дает выход , дает опыт и силы. Силы не только дальше жить и творить, но и помогать другим своим опытом, милосердно и со-страдательно (включая и опыт бесстрастного взгляда в себя, видения и проработки своих «нескладушек» и «перекосов» = опыт быть милосердным и со-страдательным к Себе), примирить правое с левым, соединить верх с низом, устремившись к Истинному.

«Бесстрастие – есть способность трансформировать на луче Любви и на фоне Строгости то зло, те негармоничные обстоятельства, которые созрели, готовы к тому, чтобы с ними работали, изменяли.»

«На луче любви» — без высокой любви, истинной, без устремления к свету любви, без открытия ей, без культивирования ее высоких состояний, которые позволят справиться с негативными проявлениями, разотождествиться с ними, бесстрастия не достичь. Как не достичь его и без устремления к свету мудрости, потому что «все обременения – в нашем уме» и через по-Знание, концентрацию на Знании, постигая Истину, можно правильно направлять свои мысли, от которых во многом зависят наши эмоции и переживания, и приблизится к объективному видению картины Мироздания, его Законов и пониманию себя, жизни, мира, вселенной…. И это позволит более осознанно («на фоне строгости») относиться к происходящему в ежедневности бытия, более внимательно и ясно видеть обременяющие вещи, БЫТЬ НАД эмоциональными и физическими препятствиями и трансформировать их.

Но трансформировать можно лишь то, что «уже созрело», а значит насильственно менять себя не получится, если не накапливаешь в себе Знание о Правильном, о Верном, не культивируешь в себе противоположное негативному, не создаешь «полочки», на которых все это уложится, будет храниться и работать.

Также и «причинить добро» другим нельзя, пока они не созрели, не готовы сами работать. Не надо идти на то, что может тебя понизить в вибрациях, если нет опыта «поднятия уровнем», нет опыта оставаться беспристрастным. Не надо стараться кому-то что-то доказывать, оправдываться, спорить – все это незаметно вовлекает и понижает уровнем. Многим известно: «Не мечите бисер перед свиньями», а недавно еще прочла: «Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они задавят вас своим опытом.»

Очень актуальным для меня оказалосьJ.

«Меч Мага 7 аркана — это реализованный закон бесстрастия, который реализован не в качестве жизненной позиции, а именно тогда, когда бесстрастию надлежит проявляться: в моменты жизненных бурь, испытаний души, в моменты слабости, неуверенности или сомнений.»

Мне кажется, что бесстрастие вырабатывается как способность, навык, который закрепляется в жизни и используется при необходимости. Оно в тебе есть, но оно не сжимает тебя, не изолирует от Человеческого, не довлеет над тобой и не висит как Домоклов меч. Оно просто есть. Мы научаемся его включать и жить с ним, жить под его «присмотром», чтобы не было отклонений, сбивающих с правильного, верного направления.

Как навигация, показывающая маршрут, знаки на дороге, указатели неисправных дорог с кочками, буграми-ямами, непроходимой грязью, болотистыми местами и т.п. путями с высокой степенью аварийности или вероятностью заехать в тупик, и помогающая все это объехать, не тратить понапрасну время и силы, указывая оптимально верный путь.

А вот осваивать работу такой «навигационной системы» у себя, включать ее, чтобы видеть и слышать ее своевременные «подсказки-указания» или отключить, типа «сами с усами» и «уж знаем, как и куда нам надо», решает каждый для себя. Вот сейчас подумалось, что по сути-то мы достигаем, осваиваем состояние, в котором слышим голос совести, голос истинного я, состояние тишины и осознанности, сознательного проживания каждого мгновения жизни.

Вот как, начала все с эмоциональности и дошла до осознанности каждого мгновенияJ.

И наконец, реализован ли в нашей жизни закон бесстрастия?

«Если в 7 значительных ситуациях подряд вы проявили бесстрастие, то ДА. Если в 5-6 – еще нереализованный закон бесстрастия. Вы выковали свой меч до половины, но он еще несформирован.»

Я помню, как не понимала первое время, что значит быть НАД и как вообще увидеть, что ты не НАД, а уже ПОД тяжестью эмоций, ситуации, обстоятельств и т.п ненужного груза? Как вовремя затормозить и не свернуть в ненужном направлении?

besstrastie3

Вот не видела я совсем этого СТОП, чтобы взглянуть на ситуацию спокойно и отстраненно, как бы на расстоянии, пока не научилась затихать, утишать мыслеболталку, стараться дольше прибывать в этом состоянии. А потом и образ пришел: случайно сфотографированный вид с 21 этажа помог (я даже какое-то время специально такие виды фотографировала).

И теперь, когда я ЗАМЕЧАЮ, что вовлекаюсь, что меня понесло (как в той песне «мои мысли-мои скакуны»), то оставляю вопрос на уровне 1 этажа, а сама поднимаюсь на 21 и некоторое время стараюсь объемно на это взглянуть.

Через какое-то время «мир уже не катится в тар-тара-ры», «жизнь не кончается» и находится выход из ситуации или вообще не видишь уже препятствия, оно как бы рассеивается.

«Как только сможете поддерживать ментальный взгляд какое-то время, любое психоэмоциональное и физическое препятствие начинает рассеиваться… Более плотная вибрация не выдерживает присутствия более тонкой.»

Не всегда, конечно, получается, но когда УЛОВИЛ или ПОНЯЛ, что вот оно «ненадобное», то удается. В общем, не все так плохо, но и не все так, как хотелось бы. Главное, не останавливаться на достигнутом .

А значит, работать еще и работать. И Бог нам всем в помощь!

А это зимнее состояние НАД Предрассветное…

besstrastie4

М.Ф.

Опять и опять сталкиваюсь с тем, что во мне не хватает Любви. Зато желания перетянуть на себя –много. И потому нет сострадания и сочувствия. Ну или недостаточно. Есть «а помнишь, как ты –меня?» (задел, обидел, не заметил и т.д.). И есть мысли про то, что люди даже своей болезнью торгуют, используя ее для достижения себе выгод (речь про моих близких). Ну а что ж. Удивляться не приходится. И я так делала. Вообще не желая понимать, что я делаю. И обижалась, что мне не помогают.

«Мне никто не помогал» — как привычно  возникает в голове. Но ведь это ложь. Во-первых, помогали. Во-вторых, не «никто не помогал», конкретно это и это и тот –не помогали, не поддерживали (как я это себе тогда представляла). И я это помню. И, выясняется, так и не простила. И эта память,- вернее, ее эмоциональное наполнение не дает мне быть бесстрастной. Тянет вниз. Нет, у меня нет мыслей «а поделом тебе», есть скорее «ну и что тут такого?», «есть и похуже проблемы», «нечего так страдать». Как будто это я тут определяю, кому и как надлежит страдать.

Маг 12 Аркана не смотрит со стороны и не оценивает страдание , он идет в эту боль, он слышит ее, он разделяет ее и своим состоянием помогает рассеять.  «Истинное сострадание – передача полноты бытия». Собой.

Бесстрастие. Основное и достаточное условие для трезвости, для принятия правильного решения, для верной оценки ситуации и происходящего. Ни левое ни правое не должно перевешивать, ничего никуда не должно съезжать, убегать. А для этого –нужен центр –там, где всегда тихо, ясно, там , где наиболее мощный источник притяжения, чья сила «организует» периферию.

Важно, чтобы он не просто был, но и работал правильно. Тогда периферия «организуется» таким образом, что другие части займут свои позиции в этом беспрерывном движении. Они будут рядом с центром, повинуясь его притяжению и будут иметь достаточно собственной скорости , чтобы в этот центр не «падать».

Нет, ну казалось бы – все просто. Центр – понятно где, иди и делай, почему же год за годом (жизнь за жизнью) – не выходит, система если и функционирует, то – со сбоями. То потухнет, то погаснет.

Потому что имея задачу развивать и стабилизировать центр, почему-то вырастает нечто другое. Фальшивое.  Но легче чувствуемое, проще видимое, проще видимое — и более приятное (поначалу). Дающее более приятные, чувственные ощущения и эмоции.  Можно называть это «эго» или «комплекс ошибочных представлений личности о себе».

Постепенно там собираются (по принципу подобия) все «ошибочные» искажённые информационно-энергетические потоки. А сам центр становится еще менее «ощутим» в своем присутствии, его магнетизм ослабляется рядом находящимися искажениями. И «периферия» теряет орбиты и скорость, возникает хаос.

besstrastie5

Во 2 Аркане было задание про хаотичную эмоциональность. Так вот так она и возникает и потом транслируется в мир. Когда говорят про эмоциональность, часто возникает образ эдакой дамы «ах, я вся такая противоречивая, вся такая внезапная».  Вообще же, любая эмоциональная реакция, которая не контролируется Разумом – хаотична. Это не значит, что я обдумываю и продуцирую каждую эмоцию намеренно и нарочно. Но я должна следить за тем, чтобы мои возникающие эмоции не противоречили Разуму и соответствовали этике. Если же это не так, то мне следует исцелить и исправить источник  такой эмоции. И это – не мир, мои ближние или мой начальник. Это – мои собственные, ложные убеждения о моем месте в мире и обо мне самой. Ложные. Если у меня возникают негативные эмоции  — где-то внутри есть оно: искажение.

А как быть, если эмоций нет: а вот мне все равно. И что в мире – все равно, и что со мной — все равно, что с тобой – ближним и дальним – все равно. Не мои проблемы. И вообще – не проблемы. Может, это оно – просветление? Продвижение вперед, к духовному росту, прочь от серой массы, которая не умеет с собой справляться и себя контролировать? Вовсе нет.

Это равнодушие и эгоизм. Тонкие вибрации центра становятся еще менее ощутимыми, так что, кажется, пропадают совсем. А искаженные энергетические образования «засоряют эфир» настолько, что и другие вибрации от других частей системы становятся менее ощутимы. Чувствительность притупляется. И человек воспринимает происходящее (и с ним и в мире) как серость, скуку. Или бежит в погоне за острыми ощущениями или мнит себя «просветленным», являясь всего лишь равнодушным и глухим.

==============================.

…… пишу через несколько дней)

Я продолжаю тему про бесстрастие, но несколько с другой стороны.

Вот вдруг мелькнуло у меня понимание, что я прячусь за «дурной» характер мужа. Я из него сама делаю «монстра» и в это верю. Так мне понятнее жить. Он меня ограничивает, прижимает, как-то угнетает своими придирками и претензиями. И с мамой было, наверное, так же.

И вдруг я как-то мельком очень быстро увидела, что это я делаю с собой, «использую» его таким образом, как бы прячусь за его характер, этим создавая себе стены.

Как-то мне вчера очень запало понятие независимости. Как нечто желанное и одновременно недостижимое.

НЕ люблю я темы про страсти. Я как будто сама «с катушек» слетаю. Как будто в пропасть лечу и опоры никакой нет. Чего хочу — сама не знаю, что знаю – не хочу. Все не так. А семинары слушать – просто больно физически, и в груди и в солнечном сплетении. Почему у меня в жизни так как есть, а не так как надо и правильно…

Независимость – это та самая божественная Свобода. Господи, помоги мне вспомнить те быстрые, мгновенные понимания, когда я вспоминала, как это..

Совесть мне подсказывает, как легко и быстро я встаю на позицию жертвы, по сути превращая этим людей – в тиранов. Близких людей. И детей. Не желая самостоятельно выбирать, выбирать деятельно. Самостоятельно – это значит рассчитывая на себя. Хотела вот написать «только на себя», и подумала: а как же Бог? На Него, я получается, не рассчитываю?..Получается, так…

Но выбираю я в своей жизни сама. Я – уже выросла. И вполне могу открыть глаза  и не пугаться очевидных вещей. Люди оказывают на меня ровно столько влияния, насколько я сама себе позволяю попадать под влияние. Не людям позволяю влиять, а себе – попадать под власть влияния.

Вот доходит до меня, что я – уже взрослая. И все мои эмоциональные реакции на поведение других, которые я сама себе позволяю – это именно те и только те, которые мною выбраны. Из множества, кстати, вариантов. Привычные выбраны. Может, и не из одной жизни привычные. Но – это не данность, это мой выбор сейчас.

И если мне вдруг кажется, что без этой эмоции (или без человека, чье присутствие у меня эти эмоции вызывает) ну никак невозможно жить, ну.. «поздравляю». У меня зависимость.

Есть у меня один знакомый, чье присутствие (и любое физическое касание) вызывает у меня ощущение собственного бессмертия. Я вот думала, как бы это сказать не так высокопарно, но так и не придумала. Пусть так и будет. У меня возникает именно ощущение, что мне не надо умирать, не надо забывать. То есть да, уход возможен, но это – не смерть, так которая навсегда и с забвением. А смерти нет. Я этого человека знаю больше 20 лет. Отношений у нас нет, формальные иногда поздравления. А ощущение это появляется, даже если он мне пару слов в фейсбук пишет. А не вижу его – ну живу, как все, как есть, с пониманием необходимости умирать и забывать. Нет никакого бессмертия.

Что это? Зависимость? Да. Залипание. На ощущении Свободы и Освобождения, которое дает другой. Когда другой дает – оно, конечно, легче. Делать ничего не надо, исправлять ничего не надо, все само прошло, все «ошибки исправились, все прощено». Он рядом – и все в порядке.

Не знаю, можно ли иллюзию называть «чудесной», скорее – она опасная. И очень. Тем, что в ней можно просидеть всю жизнь, болтаясь на периферии жизни другого и ничего, ничего не смочь исправить, а только растерять остатки силы и Разума.

Не только любимый человек может быть таким «объектом» залипания, но и учитель, родитель, ребенок. Работа. Кто угодно и что угодно.

Как же быть? Как исцелиться? Как обрести независимость и бесстрастие? Где взять смелость открыть глаза в том (как мне кажется) необъятном просторе всего и правильно выбрать? Как вообще там сориентироваться, не заблудиться, не улететь?

Смелость обретается в бесстрастии. А его откуда взять? Вот как ни странно о нем надо думать и помнить. Помнить, что начало его в центре, в отказе от упертости и зацикленности на непременности моего собственном мнения и убеждений.

Начало – в том отражении Истины, которым должна  являться моя жизнь. А еще – в Радости. В Радости вообще, в Радости жить и делать, любить мир и его Красоту. Красоту как многообразное отражение и выражение Единого Начала.

Сложно об этом думать, вспоминать и перенастраиваться. Но не невозможно. Главное – знать зачем 😊

 MEye

 

Послушать семинар полностью:

 

 

 

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
BLOG COMMENTS POWERED BY DISQUS

Что такое равнодушие? Чувство равнодушия, проживание равнодушия, борьба с равнодушием.

Комбинация Продукт-A (в количестве) Продукт-B (в количестве)
L 1 10
M 2 9
N 3 8
O 4 7
П 5 6