Что значит риторическое обращение: Риторическое обращение — это… Что такое Риторическое обращение?

Содержание

Риторическое обращение — Карта знаний

  • Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

    Риторическое обращение, так же как риторическое восклицание и риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

    Шаблон:Пример риторического обращения:

    А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов,

    Пятою рабскою поправшие обломки

    Игрою счастия обиженных родов!

Источник: Википедия

Связанные понятия

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа., если тот не является риторическим.

Анаколу́ф (др.-греч. ἀνακόλουθον — «непоследовательность») — риторическая фигура, солецизм, состоящая в неправильном грамматическом согласовании слов в предложении, допущенная по недосмотру или как стилистический приём (стилистическая ошибка) для придания характерности речи какого-либо персонажа. Анаколуф по своей природе носит выделительный характер на фоне грамматически правильной речи. Анаколуфу близка синтаксическая заумь (текст, построенный на систематическом нарушении синтаксических правил…

Эмфа́за, эмфа́зис (от др.-греч. ἔμφασις «выразительность») — эмоционально-экспрессивное выделение какого-либо значимого элемента высказывания или его смысловых оттенков. Слово понимается и в более широком смысле: как усиление общей эмоциональной выразительности речи, достигающееся сменой интонации и применением риторических фигур, или как особая риторическая фигура, которая заключается в том, что слову придаётся особая выразительность.Способы осуществления эмфазы могут быть следующими.

Умолчание (также апосиопе́за, апозиопеза, апозиопезис от др.-греч. ἀποσιώπησις, «умолчание», недомолвка) — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном.

Псо́гос (греч. ψόγος — хула, поношение) — жанр памфлета в византийской литературе, заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.

Упоминания в литературе

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому- или чему-либо для усиления выразительности речи, которая используется, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

Рильке… называет… утрату референциальности амбивалентным термином «внутренний мир» (innen entstehen, Weltinnenraum и т. д.), который, в таком случае, обозначает не самоприсутствие сознания, но неизбежное отсутствие надежного референта. Он обозначает неспособность языка поэзии присвоить что-либо, будь то сознание, объект или синтез того и другого. С точки зрения образного языка, эта утрата субстанции оказывается освобождением. Она приводит в действие игру риторических обращений и предоставляет им свободу играть, не воздвигая референциальные препятствия значения[11].

Связанные понятия (продолжение)

Речь о себе в третьем лице (также иллеизм, от указательного местоимения лат. ille, «тот», более удалённый от говорящего) — самоименование с использованием грамматических выражений третьего лица. Например, у Шекспира Юлий Цезарь всегда упоминает себя в третьем лице: «не может Цезарь быть несправедливым».

Катилина́рии (лат. Orationes In Catilinam, Речи против Катилины) — четыре речи, произнесённые в ноябре и декабре 63 года до н. э. в Римском сенате консулом Цицероном при подавлении заговора Катилины. Сохранились в литературной обработке автора, выполненной им в 61—60 годы до н. э. Речи являются важным источником по истории заговора Катилины, а также примечательным образцом ораторского искусства.

Астеизм (букв. «столичность», от греч. asteismos; от asteios, произ. от asty — «город», соответствует лат. urbanitas) — вид иронии как тропа. Поначалу представлял собой изящное, городское обращение, остроумный разговор, насмешку. Со временем в риторике термин астеизм стал обозначать прием, при котором, многозначительно умалчивая о чём-нибудь, стараются этим, так сказать, красноречивым молчанием обратить на предмет ещё большее внимание. Со временем астеизм начал интерпретироваться как ироничное (само)очернение…

Стёб («насмешка», «прикол») — шутка над собеседником с элементами иронии, сарказма; шутка, констатирующая факт. Обычно стёб происходит в присутствии осмеиваемого субъекта.

Двусмы́сленность — высказывание или поведение, допускающее несколько истолкований. Одно из истолкований часто содержит нескромный намёк — например, двусмысленной является подпись «Я подумаю, и может даже дам» под портретом молодой женщины в рекламе банковского «кредита после беседы».

Ора́торское иску́сство (красноре́чие, искусство красноречия) — искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

«Политика и английский язык» (англ. Politics and the English Language) (1946) — эссе Джорджа Оруэлла, в котором он критикует «уродливость и неточность» современного ему английского письменного языка и исследует связь между официальными политическими догматами и ухудшением языка.

Фигу́ра (фигура речи в узком смысле слова, ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий приёмы синтаксической (синтагматической) организации речи, которые, не внося никакой дополнительной информации, придают речи художественные и экспрессивные качества и своеобразие.

Литературно-худо́жественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение, психику и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

Методы убеждения (также модусы убедительности) — приёмы в риторике, которые определяют речевую стратегию оратора при обращении к слушателям. К методам убеждения относятся этос, пафос и логос.

Перифра́з, также перифра́за (от др.-греч. περίφρασις «описательное выражение; иносказание»: περί «вокруг, около» + φράσις «высказывание») — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей, например, «голубая планета» вместо «Земля», «однорукий бандит» вместо «игральный автомат» и т. п.

Антифразис (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.

Ламентация (от лат. lamentatio плач, стенание) — первоначально возникший в античной риторике приём ораторского искусства, в музыковедении — термин для обозначения одноимённого музыкального жанра.

Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Импликатура (от лат. implicatio «связь; сплетение, переплетение») — небуквальная часть значения текста, когда информация присутствует в тексте в скрытом виде, но при этом явно не выражается (адресат делает вывод сам), то, что «имелось в виду» (в противоположность тому, что было сказано, или «экспликатуре»). Понятие импликатуры было введено Г. П. Грайсом в 1980-х годах.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία «притворство») — сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония может выражаться и письменно, но тогда слова берутся в кавычки.

«Не верю!» — фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма К. С. Станиславский. Также существует в виде: «Станиславский сказал бы: не верю!».

Гипе́рбатон (от др.-греч. ὑπέρβατον, букв. «перестановка») — фигура речи, при которой тема высказывания выделяется путём постановки в начало или конец фразы; при этом также может разрываться синтаксическая связь. Иными словами, гипербатон — разъединение смежных слов. Наряду с анафорой, гипербатон относится к фигурам перемещения (инверсии).

Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина).

Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

Вульгаризмы и ругательства в польском языке — группа слов и выражений в польском языке, обычно признаваемых непристойными, касающихся религиозных убеждений, телесных функций, секса и деторождения, а также частей тела, которые считаются постыдными. Из опроса CBOS 2013 года следует, что ненормативную лексику используют 8 из 10 взрослых поляков, чаще мужчины и молодые люди.

Буши́зм (англ. Bushism) — выражение из американского английского языка, означающее забавные или комичные слова или фразы из речей и выступлений 43-го Президента США Джорджа Буша — младшего, особенно его импровизированные речи.

Тира́да (фр. tirade от итал. tirata — вытягивание) — краткий и сильный монолог в драме, длинная фраза, произносимая в приподнятом тоне, выделяющаяся своей звонкостью и рассчитанная на внешний успех.

Аффектация (лат. affectatio) — согласно Словарю Ожегова: «неестественная, обычно показная возбуждённость в поведении, в речи». Словарь Чудинова для описания этого термина использует также слово «кривляние».

Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям».

Означивание («signifyin’» или прост. «signifyin(g)») — одна из форм игры слов в афро-американской культуре, связанная с использованием непрямого высказывания, ведущего к разрыву между означающим и переносным(и) смыслом(ами) слова. Простой пример: оскорбление кого-либо с целью показать своё расположение.

«Бесцве́тные зелёные иде́и спят я́ростно» (англ. Colorless green ideas sleep furiously) — пример, использованный Ноамом Хомским в книге «Синтаксические структуры» для демонстрации неэквивалентности понятий «грамматичность» и «осмысленность». Хомский, сравнивая данное предложение с другим, построенным не в соответствии с правилами английской грамматики, писал…

Языкова́я игра́ (нем. Sprachspiel) — термин Людвига Витгенштейна, введённый им в «Философских исследованиях» 1945 года для описания языка как системы конвенциональных правил, в которых участвует говорящий. Понятие языковой игры подразумевает плюрализм значений. Концепция языковой игры приходит на смену концепции метаязыка.В отечественном языкознании термин вошёл в широкий научный обиход после публикации одноимённой работы Е. А. Земской, М. В. Китайгородской и Н. Н. Розановой, хотя сами лингвистические…

Несо́бственно-пряма́я речь — это «отрывок повествовательного текста, передающий слова, мысли, чувства, восприятия или только смысловую позицию одного из изображаемых персонажей, причём передача текста повествователя не маркируется ни графическими знаками (или их эквивалентами), ни вводящими словами (или их эквивалентами)». Несобственно-прямая речь на синтаксическом (и пунктуационном) уровне не выделяется из авторской, но сохраняет лексические, стилистические и грамматические элементы, присущие речи…

Наивность — неспособность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире и адекватно отвечать на вызовы времени; синонимы: неискушенность, непосвященность, бесхитростность, неопытность, недогадливость, невежественность, глупость;

Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания…

Стили́стика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.

Азиани́зм, или азиа́нский стиль (др.-греч. Ἀσιανὸς ζῆλος, лат. dictio Asiatica) — направление в эллинистической (Гегесий из Магнесии) и отчасти римской риторике (Гортензий, в ряде случаев Цицерон). Термин обязан указанием на малую Азию (в противовес Аттике) — место, откуда вышли (греческие) представители этого ораторского стиля.

Неймдроппинг (англ. name dropping, буквально «бросание имен») — практика постоянного использования имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т.д. в разговоре с целью показаться слушателям более значительным. Неймдроппинг обычно считается плохой, порой — даже оскорбительной чертой. При использовании в споре может являться частным случаем логической уловки «отсылки к авторитету».

Суггестивность (англ. suggestive — намекающий, внушающий) — литературный термин, характеризующий поэтические мотивы, образы, сюжеты, а также литературные приемы. Художественный образ называется суггестивным, если он заставляет интенсивно работать воображение читателя, вызывает яркие эмоциональные переживания, раскрывает новое миропонимание или обновляет старое.

За́умь, зау́мный язык — литературный приём, заключающийся в полном или частичном отказе от всех или некоторых элементов естественного языка и замещении их другими элементами или построениями, по аналогии осмысляемыми как языковые. Неверно понимать заумь как отказ от смысла вообще (или как имитацию тех или иных речевых расстройств вроде шизофазии): механизм аналогии позволяет автору наделять значением отсутствующие в языке звуковые комплексы и словесные сочетания, а читателю — это (или какое-то иное…

Хоннэ и татэмаэ(яп.本音と建前) — японские слова, определяющие контраст между истинным намерением человека и внешним проявлением этих намерений. Хоннэ в переводе с японского означает «истинные мысли и намерения», татэмаэ — «социально приемлемое выражение мыслей или намерений». Данными терминами определяется особый коммуникационный стиль японцев.

Рито́рика (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Эвфеми́зм (от греч. ἐυφήμη «благоречие» ← др.-греч. εὖ «хорошо» + φήμη «речь, молва») — нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений.

Формали́зм — концепция в теории искусства, согласно которой художественная ценность произведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способа изготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено. В изобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции, таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркивает контекст и содержание. Одним из принципов формализма является сосредоточение всего необходимого для произведения в нём самом…

Риторическое обращение и риторическое восклицание: примеры из поэмы «Полтава»

Риторическое обращение. Примеры риторических обращений

Риторическое обращение — это условное обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему человеку.

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

М.Ю. Лермонтов. «Сашка» (1835-1836)

Риторическое обращение — стилистическая фигура: автор не пытается по-настоящему привлечь внимание того, к кому обращается. Очевидно, что поэт не может в буквальном смысле говорить с Москвой — город не услышит и не ответит на его признание в любви.

Читайте подробнее: Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений

Задача риторического обращения — усилить выразительность речи, показать отношение к тому или иному предмету. Оно может придать поэтической речи нужную интонацию: патетическую, ироничную или иную.

Другое название для риторического обращения — апостроф.

Примеры риторических обращений

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Мечты, мечты! где ваша сладость?
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

О Русь! в тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!
Федор Сологуб. «Гимны родине»

Читайте также: Что такое риторический вопрос. Примеры

Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний

Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство…
Ф.И. Тютчев. «Лето 1854»

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!
Марина Цветаева. «Германии»

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!
Иван Бунин. «За рекой луга зазеленели…»

Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.

Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!

Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:
А из тучи-то (хвала —
Диво дивное!)
Соколиная стрела,
Голубиная…
Марина Цветаева. «Ахматовой»

Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:

Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!
Привод, вихрь дли! Не опоздай!

Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»

Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.

Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:

  • О, как слепа, безумна злоба!..

    Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.

  • Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!
    Бесстыдный! старец нечестивый!

    Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.

  • Как сладок юности покой!
    Как сон ее лелеет нежно!

    Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.

  • И грянул бой, Полтавский бой!

    Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение
Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..
1976.

Синонимы:

  • риторический вопрос
  • род

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения усиление выразительности речи. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • риторическое обращение — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому л.(чему л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить… …   Словарь литературоведческих терминов

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение

стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения — усиление выразительности речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Пример:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

А. Пушкин

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

М. Лермонтов

«По форме будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.» (Е. Аксенова).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука.
Н.Ю. Русова.
2004.

Синонимы:

  • риторический вопрос
  • рифма

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому л.(чему л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить… …   Словарь литературоведческих терминов

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин) …   Словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

риторическое обращение — это… Что такое риторическое обращение?



риторическое обращение

— (от греч. rhetor — оратор) — стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

А.С. Пушкин

Словарь литературоведческих терминов.
С.П. Белокурова.
2005.

Синонимы:

  • риторическое восклицание
  • рифма

Смотреть что такое «риторическое обращение» в других словарях:

  • Риторическое обращение — Риторическое обращение  стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… …   Википедия

  • риторическое обращение — сущ., кол во синонимов: 2 • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • риторическое обращение — стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения усиление выразительности речи. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • риторическое обращение — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность реча. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин) …   Словарь лингвистических терминов

  • Риторическое обращение — (апостроф)    Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Риторика: Словарь-справочник

  • риторическое обращение (апостроф) — Высказывание, непосредственно адресованное конкретному лицу и представляющее собою повеление, выраженное в форме утверждения или вопроса …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Риторическое восклицание — (эпекфонесис, экскламация)  приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение,… …   Википедия

  • обращение риторическое — См. apòstrofe …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • apòstrofe — (риторическое обращение, апостроф | apostrophe | Anrede | apostrophe | apòstrofe) Формула обращения, предполагающая, что говорящий адресуется (гр. apo strophê) к собеседнику, чтобы непосредственно ему изложить суть дела; таковы, в частности,… …   Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов. :: Инфониак

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.Полезные советы


Существуют такие вопросы порой на которые не нужно стремиться искать ответов, поскольку такие вопросы задаются, как правило, с особыми целями.


Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое — риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?


По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.


Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:


«Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?»


Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.

Примеры риторических вопросов


7.jpg


Читайте также: Мудрые уроки спокойствия и благополучия от Тибетских монахов




Риторические вопросы в литературе:


6.jpg

Для чего требуются обычно такие вопросы?


В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.


1.jpg


Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.


Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.


И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.


Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.


Читайте также: Диагноз «не люблю свою работу»: как любить то, чем занимаешься

Пример риторического восклицания:


Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!


10.jpg


Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.

Пример риторического обращения:


«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад


9.jpg


Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.


Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.


Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.


4.jpg


Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.


Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной — они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной — как правило, цинизм, злобу и сарказм.

Зачем нужны такие вопросы?


Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.


3.jpg


Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:

  • Аудитория смогла сделать определенные выводы.
  • Чтобы придать своей речи существенную окраску.
  • Сделать разговор более значительным и ярким.
  • Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
  • Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
  • Заставить своих оппонентов начать действовать.
  • Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
  • Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
  • Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
  • Данные обороты очень часто используют в рекламе.
  • Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
  • Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.

Грамотное применение риторических вопросов


5.jpg


1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.


2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.


3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.


4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.


5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.


6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Заключение:


Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.


 Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.

Риторическое обращение — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Риторическое обращение, так же как риторическое восклицание и риторический вопрос, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной или восклицательной интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Пример риторического обращения:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!

— «Смерть Поэта», М. Ю. Лермонтов

Напишите отзыв о статье «Риторическое обращение»

Отрывок, характеризующий Риторическое обращение

– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.

Риторический вопрос — Примеры и определение

Определение риторического вопроса

Риторический вопрос задается просто для эффекта или для того, чтобы сделать акцент на каком-то обсуждаемом моменте, когда реального ответа не ожидается. Риторический вопрос может иметь очевидный ответ, но спрашивающий просит, чтобы он акцентировал внимание на сути. В литературе риторический вопрос является само собой разумеющимся и используется для стиля как впечатляющее средство убеждения.

Вообще говоря, риторический вопрос задается, когда спрашивающий сам уже знает ответ или ответа на самом деле не требуется.Так что ответа от аудитории не ожидается. Такой вопрос используется, чтобы подчеркнуть точку зрения или привлечь внимание аудитории.

Примеры типичных риторических вопросов

Риторические вопросы, хотя и почти бесполезны или бессмысленны, кажутся основной потребностью повседневной речи. Вот некоторые распространенные примеры риторических вопросов из повседневной жизни:

  • «Кто знает?»
  • «Ты что, дурак?»
  • «Ты меня слышал?»
  • «Хорошо?»
  • «Почему бы и нет?»

В большинстве случаев риторический вопрос легко определить по его позиции в предложении.Это происходит сразу после сделанного комментария и утверждает обратное. Идея снова состоит в том, чтобы сделать точку более заметной. Вот некоторые примеры риторических вопросов. Имейте в виду, что их также называют «теговыми вопросами», если они используются в повседневной беседе.

  • «Сегодня слишком жарко, не так ли? «
  • « Актеры хорошо сыграли роли, не так ли ?

Примеры риторических вопросов в литературе

Риторические вопросы в литературе так же важны, как и в повседневной речи, а может быть, даже более важны.Причина в том, что риторический вопрос может вызвать значительные изменения. Отсутствие или наличие риторического вопроса в некоторых из самых известных строк в литературе полностью изменило бы воздействие. Некоторые примеры риторических вопросов в литературе показывают, что писатели иногда задают вопросы, а затем продолжают отвечать на них, чтобы произвести желаемый эффект.

Пример № 1: Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)

ДЖУЛЬЕТТА:
«Это твое имя — мой враг.
Ты сам, но не Монтекки.
Что такое Монтегю ? Это ни рука, ни нога,
Ни рука, ни лицо, ни какая-либо другая часть.
Принадлежит мужчине. О, будь другим именем!
Что в имени ? То, что мы называем розой
Под любым другим именем пахло бы так же сладко ».

Очень хороший пример риторического вопроса в литературе взят из шекспировской книги « Ромео и Джульетта» . Здесь Джульетта заявляет, что имя мужчины не определяет его как личность.Она обращает внимание на этот вопрос, задав два важных риторических вопроса, выделенных жирным шрифтом.

Пример № 2: Ода Западному Ветру (Перси Биши Шелли)

Перси Биши Шелли заканчивает свой шедевр Ода Западному Ветру риторическим вопросом:

«… О Ветер,
Если Приходит зима, неужели весна далеко позади ? »

В этом отрывке Шелли достигает желаемого эффекта, задав риторический вопрос, а не делая заявление.Ответ на этот вопрос не ищется; скорее, удачно создан эффект, придающий оде завершающий штрих.

Пример № 3: Сотворение (Хладия Портер Стюарт)

Г-жа Хладия Портер Стюарт в своем стихотворении Сотворение использует риторические вопросы, чтобы создать эффект и добиться желаемой привлекательности стихотворения.

«Что заставило вас подумать о любви и слезах
, рождении, смерти и боли?»

Без риторических вопросов поэт не могла бы выразить себя так выразительно, как здесь.

Пример № 4: Одинокий жнец (Уильям Вордсворт)

«Никто не скажет мне, что она поет?»

Обратите внимание, ответа на этот вопрос не ожидается. Поэт предпочитает риторический вопрос простым высказываниям, чтобы подчеркнуть чувство приятного удивления. Таким образом, смысл стихотворения усиливается за счет использования риторического вопроса.

Пример № 5: Венецианский купец (Уильям Шекспир)

«Если вы уколете нас, не истечем ли мы кровью?
Если нас пощекотать, разве мы не смеемся?
Если вы отравите нас, разве мы не умрем?
И если ты обидишь нас, не отомстим ли мы? »

Персонаж Шейлок в пьесе Шекспира Венецианский купец задает в этом отрывке ряд риторических вопросов.Вопросы не обязательно требуют ответов. Это не вопросы или простые утверждения, а нечто среднее между ними.

Функция риторического вопроса

Писатели используют риторические вопросы для получения риторических эффектов, и мы не можем легко количественно оценить влияние, оказываемое риторическим вопросом. Идея становится все более мощной, и у нас возникает интерес продолжать читать и наслаждаться технической и эстетической красотой, которую порождает риторический вопрос.Более того, это требование в убедительных речах.

.

Риторическая ситуация Аристотеля // Письменная лаборатория Purdue

OWL logo

Эта страница предоставлена ​​вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.

Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.


Риторическая ситуация Аристотеля

Резюме:

Эта презентация предназначена для ознакомления ваших учеников с различными факторами, которые способствуют правильному и хорошо организованному письму. Эта презентация подходит для начала курса композиции или задания письменного проекта в любом классе.

Риторические концепции

Многие люди слышали о риторических концепциях логотипов , ethos и pathos , даже если они не обязательно полностью понимают, что они означают.Эти три термина, наряду с kairos и telos , были использованы Аристотелем, чтобы помочь объяснить, как действует риторика. В Древней Греции эти термины соответствовали основным компонентам, которые есть во всех риторических ситуациях.


Логотипы

Логотипы часто переводят как разновидность «логики или рассуждения», но изначально он относился к фактическому содержанию речи и к тому, как она была организована. Сегодня многие люди могут обсудить логотипов качеств текста, чтобы указать, насколько сильна логика или рассуждение текста.Но логотипы более точно относятся к структуре и содержанию самого текста. В этом ресурсе логотип означает «текст».

Ethos

Ethos часто переводится как разновидность «достоверности или надежности», но изначально он относился к элементам речи, которые отражались на конкретном характере говорящего или автора речи. Сегодня многие люди могут обсуждать этос качеств текста, чтобы указать, насколько хорошо авторы изображают себя.Но этос более близко относится к точке зрения автора в более общем плане. В этом ресурсе ethos означает «автор».


Пафос

Pathos часто переводят как разновидность «эмоциональной привлекательности», но изначально он относился к элементам речи, которые обращались к любому из чувств аудитории. Сегодня многие люди могут обсуждать пафосные качества текста, чтобы указать, насколько хорошо автор обращается к эмоциям аудитории. Пафос как «эмоция» часто противопоставляется логотипу как «разум». Но это ограниченное понимание как пафоса , так и логотипа ; пафос более близко относится к точке зрения аудитории в более общем плане. В этом ресурсе пафос означает «аудитория».


Телос

Телос — это термин, который Аристотель использовал для объяснения конкретной цели или установки речи. Сегодня не многие люди используют этот термин в отношении риторических ситуаций; Тем не менее поучительно знать, что ранние риторические мыслители, такие как Аристотель, на самом деле уделяли много внимания ораторам, имеющим четкий телос .Но у аудитории могут быть и собственные цели, которые отличаются от целей выступающего. В этом ресурсе telos означает «цель».


Кайрос

Kairos — это термин, который относится к элементам речи, которые подтверждают и получают поддержку в определенных условиях, времени и месте, в котором произносится речь. Хотя термин kairos не так широко известен, как логотипы , ethos и пафос , с середины 80-х годов прошлого века он привлекает все большее внимание преподавателей композиции.Хотя kairos может быть хорошо известен среди преподавателей письма, термин «установка» более лаконично и четко определяет эту концепцию для современных читателей. В этом ресурсе kairos означает «установка».

Актуальные элементы риторических ситуаций

Все эти термины (текст, автор, аудитория, цель и обстановка) имеют довольно свободные определения, и все они влияют друг на друга. Кроме того, все эти термины обладают определенными качествами, которые влияют на способы их взаимодействия с другими терминами.Ниже вы найдете основные определения каждого термина, краткое обсуждение свойств каждого термина и, наконец, серию примеров, иллюстрирующих различные риторические ситуации.

,

риторических обращений ARISTOTLE & BEYOND.

Презентация на тему: «Риторические призывы ARISTOTLE & BEYOND.» — стенограмма презентации:

1

Риторические призывы ARISTOTLE & BEYOND

2

Что такое риторика? Риторика — искусство использовать язык эффективно и убедительно

3

АРИСТОТЕЛЕВСКИЕ ПРИЗЫВЫ Ethos — полагается на авторитет автора Логос — полагается на логику и доказательства Пафос — полагается на эмоции Среда — текст, речь, фильм, искусство и т. Д.Риторическая ситуация — контекст. Необходимость — потребность или мотивация, которая побуждает носитель. Цель — цель, которую хочет достичь говорящий.

ARISTOTELIAN APPEALS

4

Риторический треугольник Риторическая ситуация (контекст) Этиос (спикер)
Средний (письменный текст, речь, фильм, искусство и т. Д.) Логотипы (сообщение) Пафос (аудитория)

5

примеров в рекламе: LOGOS опирается на логику и доказательства

8

Другие обращения Обращение к телу Обращение к телу (гигиена, сексуальная привлекательность)
(физическая сила) Обращение к телу (гигиена, сексуальная привлекательность) Обращение к полу (мужчины И женщины) Обращение к возрасту, телу и полу

.Определение

в кембриджском словаре английского языка

Щелкните стрелки, чтобы изменить направление перевода.

  • Двуязычные словари


  • Английский французский
    Французско-английский

  • Английский-немецкий
    Немецко-Английский

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *