Чувствительность и раздражимость в психологии: 1.Понятие о раздражимости и чувствительности
6. Раздражимость и чувствительность.
В
качестве объективного представление
(критерия) психики А.Н. Леонтьев
рассматривал способность живых организмов
реагировать на биологически нейтральные
воздействия.
Биологически
нейтральные воздействия – это те
виды энергии или свойства предметов,
которые не участвуют в обмене веществ.
Реагирования находятся
в устойчивой связи с биологически
значимыми объектами, являются их
потенциальными сигналами, связаны с
иной формой активности живых существ –
поведением.
Все
животные имеют сигнальное поведение,
а на основании этого можно считать, что
у них есть психика.
Чтобы
убедиться в этом, рассмотрим два понятия:
“раздражимость” и “чувствительность”.
Раздражимость –
это способность живых организмов
реагировать на биологически значимые
воздействия. (Корни растений раздражимы
по отношению к питательным веществам
почвы, они их начинают впитывать).
Чувствительность –
это способность организма отражать воздействия
биологически нейтральные, но объективно
связанные с биологическими свойствами.
“Отражение”,
согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет
два аспекта: объективный и субъективный.
Объективный –
“отражать” – значит реагировать
двигательно на данный объект.
Субъективный аспект
выражается во внутреннем переживании,
ощущении данного агента.
Раздражимость
субъективного аспекта не имеет.
Гипотеза
А.Н. Леонтьева относится к происхождению
ощущения у животных, но проверить это
можно только на человеке.
Испытуемый
помещает палец правой руки на электрический
ключ, через который он может получать
ощутимый удар током. Перед каждым ударом
электрического тока ладонь руки
засвечивалась зелёным светом в течение
45 секунд, когда свет выключался, сразу
давался ток. Испытуемого предупреждали,
что перед ударом тока его ладонь будет
подвергаться слабому воздействию; если
он научится улавливать это воздействие,
то сможет снимать палец с ключа до подачи
тока.
В
ходе данного эксперимента было выявлено
два важных факта.
1. Оказалось,
если испытуемого не предупреждали о
засветах ладони, он не пытался уловить
какие-то первоначальные ощущения; у
него не вырабатывалась условная
двигательная реакция (снятие руки с
ключа). Было доказано, что необходимым
условием превращения неощущаемых
воздействий в ощущаемые является
состояние активного поиска организма.
2. Описанные
кожные ощущения возникли до выработки
условной двигательной реакции.
А.Н.
Леонтьев по результатам данного опыта
сделал вывод, что ощущение как форма
психического воздействия ориентирует
организм в условиях среды, то есть
приспосабливает его.
Можно
сделать заключение о том, что психика
возникла потому, что она является
средством приспособления животных к
окружающей среде.
7. Объективный и субъективный аспекты чувствительности.
Теперь
нужно ввести два фундаментальных
понятия, которые связаны с предложенным
критерием: это понятия “раздражимость”
и “чувствительность”.
Раздражимость
– это способность живых организмов
реагировать на биологически значимые
воздействия. Корни растения раздражимы
по отношению к питательным веществам,
которые содержатся в почве: при
соприкосновении с раствором этих веществ
они начинают их всасывать.
Чувствительность
– это способность организмов отражать
воздействия, биологически нейтральные,
но объективно связанные с биологическими
свойствами.
Когда
речь идет о чувствительности, “отражение”,
согласно гипотезе А.Н.Леонтьева, имеет
два аспекта: объективный и субъективный.
В объективном смысле “отражать” —
значит реагировать. Субъективный аспект
выражается во внутреннем переживании,
ощущении данного агента. Раздражимость
же субъективного аспекта не имеет.
Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность
Казалось бы, проще всего узнать о наличии психики, обратившись с вопросом к ее носителю. Однако, как мы увидим далее, данные самонаблюдения могут помочь нам обнаружить те или иные психические явления только в том случае, когда мы говорим о высших формах психики: сознании и самосознании. Если же мы хотим знать о психике в целом, то, по словам Гегеля: «У животных есть душа, но душа эта не открывает им самое себя». То есть, во-первых, мы не можем спросить у животного, какое психическое состояние оно испытывает. Во-вторых, несмотря на то, что психика животных успешно выполняет функцию их ориентировки в мире, она настолько отлична от нашей, что даже если бы животные вдруг «заговорили», мы бы не смогли понять, что и как они переживают. На доче-ловеческой стадии развития психики нет оснований говорить о «внутренней картине мира», которую мы привычно представляем себе, рассуждая о психике и душе. В связи с этим встает проблема поиска объективного, внешнего критерия наличия психики как таковой, а не только психики человека.
По А.Н. Леонтьеву, граница между миром психического и миром непсихического проходит между двумя типами реагирования организма: раздражимостью и чувствительностью. Раздражимость — это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия. Раздражимость представляет собой фундаментальное свойство живой материи, так как вписывает живые существа в контекст необходимых для их выживания стимулов (если бы животные не поглощали пищу и не предпринимали попыток покинуть непосредственно угрожающую их жизни среду, они бы просто вымерли). Например, подсолнух двигается вслед за солнцем, поглощая, таким образом, максимальное количество солнечной энергии, необходимой для успешного протекания процесса фотосинтеза (такие движения называют тропизмами). Однако, по Леонтьеву, подсолнух не обладает психикой, так как он может реагировать исключительно на раздра-
жители (в данном случае свет), которые удовлетворяют его биологическую потребность в энергии света. Класс раздражителей, которые напрямую удовлетворяют биологическую потребность, называют биотическими. Однако подсолнух не может научиться реагировать на другой класс раздражителей, которые сами по себе не удовлетворяют потребности, но сигнализируют о биологически значимых объектах. Даже если вы тысячи раз будете сочетать освещение цветка с определенным звуком, вам не удастся «научить» его заранее поворачиваться в сторону звука, за которым последует освещение.
В качестве объективного критерия возникновения психики А.Н. Леонтьев выдвинул способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия. Эта способность открывает организму дорогу к приобретению тех способов действия, которые не были запрограммированы генетически, т.е. к прижизненному научению. Эта способность, в отличие от раздражимости, была названа чувствительностью. Таким образом, психика возникает тогда, когда появляется минимальная возможность научения.
Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Здесь важна именно характеристика устойчивости связи между биотическими и абиотическими раздражителями. Каждый объект реальности обладает целым «веером» свойств, часть из которых полезна (или вредна) для организма, а часть — нейтральна. Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде. Он может реагировать на биотический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление. Так, сигналом пищи может быть шорох, форма, цвет и размер объекта и т.д. Сигналом повышения температуры — свет, сигналом опасности — запах. Другими словами, обретение психики, понятой как чувствительность, дает возможность действовать, опираясь не на одно, а на множество параметром мира, что, конечно, существенно обогащает функционирование организма. Только с появлением чувствительности оформляется поведение в собственном смысле этого слова. Поведение, таким образом, также связывается с простейшей формой научения.
Гипотеза А.Н. Леонтьева о чувствительности как объективном критерии наличия психики позволяет снять методологическую проблему, описанную нами в начале этого параграфа. Объективный критерий психики дает ключ к локализации момента появления психики на линии эволюции.
Однако психика даже в своих самых ранних формах должна характеризоваться не только объективно, но и иметь субъективную представленность. По А.Н. Леонтьеву, субъективным критерием психики является ощущение. В отличие от А.Н. Леонтьева С.Л. Рубинштейн считал первичной субъективной формой психического эмоцию. Развивая свою теорию, А.Н. Леонтьев снял данное противоречие, предположив, что на начальных ступенях эволюции психики ощущение и эмоция составляют единое неделимое целое. «Первоначальные формы чувствительности, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от «чувствований» и «аффектов»… Там нет деления на состояния, вызываемые объектам, которые мы называем «чувствованиями» и «воспринимаемыми» свойствами этого объекта. В первоначальной форме чувствительность в смысле «ощущения» и чувствительность в смысле «чувствования» слиты друг с другом. В широком смысле «чувственное» означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение», — суммирует А.Н. Леонтьев результат компромисса с точкой зрения С.Л. Рубинштейна.
Раздражимость и чувствительность. — Студопедия
А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.
Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.
Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ — поведением. До того процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. п.
Теперь появляется вставленная активность. Она «вставлена» между актуальной ситуацией и биологическим витальным актом — обменом веществ. Смысл активности — чтобы обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, сразу два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия «раздражимость» и чувствительность.
Раздражимость — это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.
Чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.
Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.
В объективном смысле «отражать» — значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент.
Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет. Этот результат А.Н. Леонтьев связывает с одним из фундаментальных методологических положений марксистской психологии о том, что ощущение как элементарная форма психического — это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными процессами и не имеет никакой функции. Наоборот, оно составляет необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого «звена» — ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредстоватъ его витальные приспособительные акты.
Происхождение и структура сознания
Сознание – наивысший уровень психического отражения субъектом объективной реальности, наивысшая форма развития психики человека. Сознание присуще только человеку, изменяет закономерности развития психики.
Характеристика сознания:
· носит социальный характер
· всегда активно
· дает возможность выделить себя из окр мира, оценка своих действий
· коммуникативная особенность сознания позволяет делать выводы, анализировать
· воображаемая особенность отвечает за способность мечтать
· творческий характер отвечает за новые идеи и образцы
Структура сознания по Леонтьеву:
· биологическая ткань
· чувственная ткань
· значение предмета (описание словами)
· личностный смысл
По В. Богословскому:
· Знания об окр мире и самом себе
· Познавательные процессы
· Самосознание
· Отношение к миру
Важная функция – формирование целей дд в построении действий регулирования поведения и дд человека.
Функции:
· Отрицательная (познавательная)
· Порождающая (творческо – креативная)
· Регулятивно – оценочная
· Рефлексивная
· Формирующая
· Накопительная
Особенности:
· Дд связана с производством нового орудия, их сохранения
· Разделение функций между людьми
Сознание – мышление, знания, эмоции, воля, память, самосознание.
Близко к сердцу: что такое высокая чувствительность и как с ней жить :: Здоровье :: РБК Стиль
© Eternal Happiness/Pexels
Автор
Варя Бородина
04 февраля 2020
Нетерпимость к шуму, страх толпы, острое переживание любой неудачи и повышенная эмоциональность — все это могут испытывать высокочувствительные люди. Разбираемся, почему они такие и что знает о них наука.
«Ты принимаешь все слишком близко к сердцу» — эти слова слышал каждый, кого природа наделила высокой чувствительностью. Наука долго обходила вниманием тревоги и заботы ранимых людей, но в последние десять лет учение о чувствительности стало трендом, а под конец 2010-х перешло в мейнстрим. Одна из первых книг на эту тему «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» психолога Элейн Эйрон сегодня стала почти классикой популярной литературы по психологии.
В западной прессе часто можно встретить аббревиатуры HSP и SPS. Первой называют высокочувствительных личностей (Highly Sensitive Person), а второй обозначают причину, которая делает их такими хрупкими. Центральная нервная система некоторых людей более чувствительна в буквальном смысле — она сильнее реагирует и глубже обрабатывает физические, эмоциональные и социальные стимулы. Этот феномен называют чувствительностью сенсорной обработки (Sensory Processing Sensitivity).
Чтобы понять, насколько вы чувствительны, можно пройти тест, который измеряет четыре параметра: глубину обработки информации, склонность к нервозности, эмоциональную реактивность и умение читать между строк (улавливать нюансы явлений, ситуаций, характеров).
Высокочувствительные люди чаще склонны предаваться рефлексии, сильнее переживают за других людей, себя, будущее и весь мир, им тяжело принимать решения, воспринимать критику, а еще они могут страдать в громкой и суетливой обстановке. Поэтому их даже называют «новыми интровертами», но не стоит путать понятия — чувствительные люди вполне могут быть экстравертами, просто они более остро реагируют на все, что происходит в мире. Отсюда не следует, что высокая чувствительность — недостаток. Это лишь особенность личности, которую можно сделать преимуществом.
От тревожности к ярким эмоциям
Эмоциональная реактивность говорит о способности более остро реагировать на внешние стимулы. Она может проявляться по-разному. С одной стороны, человек глубоко переживает неудачи и остро реагирует на грубые физические стимулы (неприятную музыку, толкотню, крики и т.п.). Но эта же реактивность помогает ярче переживать положительные эмоции и делает даже самую будничную жизнь более насыщенной. Концерты, фестивали, салюты и красочные шоу, путешествия и активные виды отдыха, душевные беседы с близкими людьми, духовные практики, простые радости вроде вкусной еды и крепких объятий — все это высокочувствительный человек проживает ярко, от всего сердца.
От нерешительности к взвешенности
По мнению Элейн Эйрон и ее коллег, высокочувствительным людям сложнее дается принятие решений. Определиться мешает излишнее внимание к деталям: человек закапывается в нюансах, составляет бесконечные списки «за» и «против», а в итоге скатывается в болезненную руминацию (прокручивание одних и тех же мыслей с негативным подтекстом). Если учесть, что многие чувствительные люди тяжело переносят критику, им особенно страшно принять неправильное решение.
Однако умение и стремление анализировать — полезный навык в жизни и на работе. Такой человек — ценный член команды, ведь именно он сможет кропотливо изучить все аспекты важного вопроса, просчитать риски и приметить незаметные другим нюансы. Благодаря своей внимательности к деталям высокочувствительные люди раньше других замечают перемены в поведении друга или партнера, в рабочей обстановке и ситуации на рынке.
© Guilherme Stecanella/Unsplash
От хрупкости к эмпатии
Среди высокочувствительных людей много интровертов, которые групповым активностям и шумным вечеринкам предпочитают уютное одиночество или камерное общество из двух-трех близких людей. Они часто выбирают сольные виды спорта, стараются ограждать себя от информационного шума (особенно от негатива). Многие из них не любят ужастики и психологические триллеры, тяжело переживают истории о насилии и в реальной жизни стараются избегать токсичных людей. А все потому, что высокочувствительные люди в большинстве своем потрясающие эмпаты. Обычно они обладают высоким эмоциональным интеллектом, умеют сопереживать, понимать и чувствовать эмоции другого человека с удивительной точностью.
Они те самые друзья и партнеры, которые понимают с полуслова, находят лучшие слова поддержки, разделяют горе и искренне радуются успеху близких людей. Хотя бы поэтому высокую чувствительность не стоит считать слабостью — ведь она помогает выстраивать близкие и доверительные отношения. А это, как доказывают многочисленные исследования, одна из главных составляющих здоровой и счастливой жизни.
О чем стоит позаботиться высокочувствительным людям (и всем остальным)
Чтобы жить в ладу с чувствительностью и ощущать только ее положительные стороны, имеет смысл подкорректировать образ жизни в соответствии с нуждами организма.
Во-первых, высыпаться. Чтобы не расшатывать и без того хрупкую нервную систему, чувствительным людям стоит соблюдать распорядок и гигиену сна. Известно, что некачественный сон может приводить к раздражительности, депрессивности и меланхолии — не стоит провоцировать хрупкий организм.
Во-вторых, следует ограничивать быстрые углеводы и кофеин. Сладости вызывают скачки сахара в крови и вместе с ними всплески энергии с резкими спадами. Такие энергетические американские горки могут приводить к сильным перепадам настроения. А кофеин и другие стимулирующие вещества могут провоцировать гиперэмоциональность и взвинченность.
В-третьих, надо научиться находить время для себя. Людям с повышенной чувствительностью стоит заранее планировать «расслабляющие активности» — время, за которое они смогут восстановить эмоциональные силы и перезагрузиться. Это может быть еженедельная горячая ванна, вечерние прогулки в тишине, утренняя йога или сезонные поездки в загородные отели. Отдельно стоит позаботиться об отдыхе после шумных праздников — дней рождений, корпоративов, Нового года и так далее.
В-четвертых, лучше окружать себя уютом. Высокочувствительные люди остро переживают не только ментальные, но и физические ощущения — тактильные, обонятельные и зрительные. Пушистый плед и другие приятные на ощупь ткани, мягкий приглушенный свет, ароматические свечи, нейтральные цвета в интерьере, красивые элементы декора, вкусная еда и напитки — все это может оказывать терапевтический эффект и помогает справиться с негативными эмоциями.
Лекция 6. Проблема возникновения психики, раздражимость и чувствительность
Несмотря на проделанный всей предшествующей психологией анализ природы психических явлений и процессов, марксистская психология оказалась стоящей перед труднейшими нерешенными проблемами. Проведенная за истекшее время работа дала возможность сегодня наметить положительное решение многих труднейших проблем, касающихся самой природы психических явлений и процессов, привести в известную систему накопленные прежде данные и дать последовательное их освещение с новых позиций. Вот это, в общем, и составляет задачу нашего курса общей психологии. Конечно, всякая система знаний может быть изложена, отправляясь от любого капитального научного вопроса. Но я думаю, что нужно начинать, так сказать, с начала. Что я имею в виду? Дело в том, что марксизм требует рассматривать изучаемые явления со стороны их возникновения, их развития. Разумеется, это относится в полной мере так же и к тем явлениям, которые мы объединяем в понятие явлений психических, или, еще короче, в понятие психики. Психика, психические явления не существуют как нечто изначально данное. Они имеют историю своего возникновения, историю своего развития, в ходе которого приобретают те формы, которые мы знаем сейчас. Прежде всего это относится к человеку. Вот эти сложные высшие формы, которые мы рассматриваем как формы человеческой психики, как человеческое сознание, и являются продуктом очень длительного процесса развития.
И вот одна из коренных проблем психологической науки, обычно говорят — одна из фундаментальных проблем — есть проблема необходимости, с которой эти явления возникают. Это, иначе говоря, проблема первоначального порождения психики — с нее я хотел бы начать изложение курса общей психологии.
Как показывает вся ее история, проблема эта чрезвычайно сложна. Ее сложность определяется тем, что мы не можем сейчас прямо воспроизвести те события, те изменения, которые привели к порождению, к возникновению первоначальных психических явлений — психики в ее зачаточных формах. Ведь речь идет не о том, чтобы просто допустить возникновение этих явлений, этого особого свойства, а о том, чтобы показать необходимость этого возникновения. А мы не можем воспроизвести условия, создающие эту необходимость. Мы, как и в ряде других проблем, вступаем здесь в область построения известных гипотез, то есть предположений, допущений, которые мы должны сделать. Только область гипотез — это вовсе не область фантазий. Это не область произвольных допущений. Это область таких предположений, таких допущений, которые имеют свое достаточно прочное научное основание.
Сложность проблемы, о которой идет речь, приводила постоянно к идеям о том, что эта проблема вообще неразрешима, что никакая научная гипотеза в этой области невозможна. Такая позиция является позицией признания непознаваемости этой проблемы. Или, говоря философским языком, позицией агностицизма. Это не научная позиция. Мы стоим на другой точке зрения: процесс познания не имеет границ, если не считать временных границ. Это не значит, что мы можем на любом этапе истории развития человеческих знаний проникнуть во все области реальности. Это значит, что мы в принципе можем проникнуть в эти очень трудные иногда области. Проникнуть в них путем построения и проверки делаемых допущений, то есть научных гипотез, путем их развития, обоснования, то есть путем действительно научного поиска, если не сразу, то постепенно приближающего нас к возможности точных научных представлений об этих кажущихся первоначально недоступными областях реальности.
Вопрос о том, что порождает первоначально зачаточные формы психики, в силу какой необходимости они возникают, конечно, обсуждался на страницах научной литературы, как философской, так и — биологической. Он обсуждался и в системе психологических знаний. Я не буду сейчас перечислять те допущения, которые при этом выдвигались. Они лишь косвенно отвечали на вопрос о причинах, вызывающих к жизни психические процессы и явления, то есть порождающих то свойство материи, которое мы называем психикой.
Новый, последовательно материалистический, марксистский подход позволил выдвинуть гипотезу, которая напрямую отвечала научным требованиям, то есть отправлялась от известного факта и давала более прямое, а не только косвенное, отдаленное, предположительное решение этой сверхсложной проблемы генезиса зачаточной психики. Гипотеза эта была выдвинута в советской психологии более тридцати лет тому назад. Я должен заранее отметить, что никакой другой гипотезы, сопоставимой с выдвинутой, до сих пор не существует. Поэтому я ограничусь изложением только этой единственной, прямо отвечающей на вопрос, гипотезы. Гипотеза эта опирается на совершенно фундаментальный биологический факт, состоящий в том, что у достаточно высоко развитых организмов легко наблюдается способность отвечать реакциями (то есть проявление раздражимости) на воздействия двоякого рода. Одни воздействия сами по себе утверждают эту жизнь и возможность ее дальнейшего развития. Назовем их условно биотическими воздействиями.
Наряду с этими воздействиями отмечаются и другие, на первый взгляд, очень странные воздействия. Причем их особенность сразу не замечается. Это воздействия, которые сами по себе нейтральны, в том смысле, что прямо от них не зависит поддержание, положительное или отрицательное, жизни организма, что от них прямо не зависит развитие организма или, наоборот, инволюция (обратное развитие) и, следовательно, в конечном счете, разрушение, распад организма. Этот фундаментальный факт был достаточно давно отмечен. К примеру, реакция животного на шорох, конечно, сама по себе не способна поддержать существование организма. Дело в том, что шорох, то есть обычно малой интенсивности звуковые, акустические волны, не в состоянии прямо участвовать в процессах ассимиляции. Они не изменяют и не воздействуют отрицательно на фундаментальные жизненные процессы обмена веществ.
Тем не менее существует огромное множество видов животных, которые отвечают на воздействия такого рода. Прямого действия нет, существует какое-то непрямое действие. Потому-то и возникла в ходе эволюции раздражимость по отношению к стимулам этого рода. Амфибия, излюбленный мной простейший пример, отвечает на такое воздействие, но, ориентируя свое тело в отношении этих воздействий, амфибия не меняет хода основных жизненных процессов, которые при этом совершаются. Шорох сам по себе не меняет ассимилятивных или диссимилятивных процессов в организме. Возникает вопрос: «Какова биологическая роль раздражимости организмов по отношению к такого рода воздействиям?»
Нужно сказать, что в известной форме эта идея развивалась крупнейшим физиологом начала двадцатого века Иваном Петровичем Павловым. Он констатировал эту идею, развивал ее в несколько специальном, собственно биологическом, аспекте и выдвинул, наряду с так называемыми безусловными раздражителями, раздражители условные, или сигнальные, что то же самое. Сама по себе пища поддерживает организм, но наряду с этим животное реагирует, скажем, на звук метронома, или другой какой-нибудь раздражитель — звонок, свет, мигающую лампочку, зажигающуюся лампочку, которые лишь связаны с пищей той связью, которую Павлов выделил как связь условную, или сигнальную. Следовательно, в области исследования даже физиологического аппарата и законов его действия, то есть в области исследования мозга, мы отмечаем то же фундаментальное несовпадение, то же фундаментальное различие, только здесь оно выступает с физиологической точки зрения, как различие безусловных, то есть обязательно вызывающих действие организма и обязательно важных для существования организма, раздражителей и раздражителей второго рода, то есть раздражителей условных. Правда, это различение не вполне совпадает с тем, о котором я только что говорил. Дело в том, что эволюция, действие отбора и наследуемости привело к тому, что некоторые косвенно важные, опосредствующие, как мы говорим, жизненные процессы раздражители приобрели безусловный характер. Поэтому в числе безусловных раздражителей следует указать и такие, которые имеют тоже не прямое, но только заранее фиксированное в нервной системе, абсолютное, так сказать, безусловное значение. Таким образом, круг безусловных раздражителей должен быть еще распределен, разделен на два рода безусловных раздражителей: одни — собственно прямые с самого начала, изначально прямые, прямо поддерживающие ассимилятивно-диссимилятивный процесс, и другие, ставшие обязательными, то есть безусловными, хотя они выполняют не прямую, а косвенную функцию. Вот какое положение.
И с точки зрения работы мозга, с точки зрения физиологических законов, управляющих этой работой, безусловные, как их называл Павлов, раздражители первого и второго рода занимают то же самое место в этой механике мозга. Правда, у Павлова есть мысль, что, по-видимому, часть безусловных раздражителей, а может быть, и большинство из них у высших животных, столь высоко развитых, как, например, собака — классический объект павловских исследований — по происхождению своему суть условные. Эта мысль содержится в положении, что можно допустить в процессе эволюции образование фиксированных, безусловных, иначе говоря, нервных связей, охватывающих круг самих по себе не участвующих в ассимилятивно-диссимилятивных процессах раздражителей.
Факт, о котором я говорю, и послужил отправным для построения гипотезы о первоначальном порождении зачаточных форм психики. Дело все в том, что в этом различении, которое я сделал, содержится известный парадокс. Он выявляется, как только вы начинаете внимательно размышлять над особенностями вообще жизненного процесса. Вы, конечно, знаете, чем отличаются процессы жизненные, то есть свойственные живым, жизнеспособным организмам, от процессов, которые характеризуют взаимодействие в неживой природе. Эта особенность жизненных процессов обычно передается в терминах обмена веществ или, что то же самое, в терминах ассимилятивно-диссимилятивных процессов. Почему мы говорим «ассимилятивно-диссимилятивных»? А по той простой причине, что ассимиляция, то есть получение из внешней среды вещества или получение известного вида энергии, непременно требует траты вещества организма. То есть когда мы имеем дело с каким-либо ассимилятивным процессом, то за ассимиляцией лежит диссимиляция. Поэтому мы не можем разделять эти два процесса. Я не могу ничего ассимилировать, не диссимилируя.
Вот здесь и возникает парадокс: если мы допускаем, что на каком-то этапе эволюции появляется реакция на раздражители второго рода, то есть организм отвечает диссимилятивными процессами на воздействие, не связанное с дальнейшей ассимиляцией, такая диссимиляция представляется неоправданной тратой энергии. Когда организм начинает реагировать на воздействие, не имеющее прямого биотического значения, диссимиляция начинает превышать ассимиляцию, и, если следовать этой логике, должен произойти распад веществ организма, превращение организма в органическое неживое вещество. В этом и заключается парадокс развития раздражимости по отношению к таким воздействиям, которые сами по себе в ассимилятивно-диссимилятивной активности организма не участвуют. Задача состоит в том, чтобы снять этот мнимый парадокс.
По-видимому, воздействия второго рода, сами по себе не принимающие участия в ассимилятивно-диссимилятивной деятельности организма, в этих процессах оправданы, необходимы. И вот теперь мы стоим перед вопросом: в чем же заключается необходимость? По-видимому, воздействия, которые прямо не участвуют в ассимилятивно-диссимилятивной деятельности, участвуют в ней непрямо. Раздражимость по отношению к шороху у животного связывается с каким-то воздействием, с каким-то свойством, с чем-то в окружающем мире, в окружающей среде, что уже само по себе является необходимым условием жизни. Вот ведь как просто объясняется этот парадокс! Значит, в одном случае мы имеем процессы обмена веществ, прямые, непосредственные обмены, а в другом случае, мы имеем дело с этими же процессами, но осложненными, или, как я предпочел бы сказать, опосредствованными. Есть какое-то промежуточное звено, необходимое для протекания ассимилятивно-диссимилятивной деятельности, но звено, которое лишь связывает организм с потребными для его жизни воздействиями или предупреждает о воздействиях, нарушающих жизнь, угрожающих существованию организма. И отсюда мы можем сделать один вывод. По-видимому, эти воздействия, вернее, раздражимость по отношению к этим воздействиям, появляющаяся в ходе биологической эволюции, выполняет известную функцию. Сначала я обозначил ее в общем виде как функцию опосредствования связи организма с необходимыми для существования или угрожающими существованию воздействиями, свойствами, вот как я бы сказал еще более точно. А конкретизируя это понятие опосредствования, я бы уточнил, что функция этого вида раздражимости — это функция, которая ориентирует организм в отношении окружающей среды. Это ориентировочная функция. Я дальше делаю еще один шаг. Мне представляется, что можно сделать еще одно уточнение. В силу чего эта функция, то есть функция ориентирования организма в окружающем мире, возможна? Она возможна в силу того, что эти ориентирующие воздействия являются не случайными, не любыми, а объективно соотнесенными с другими воздействиями. И, таким образом, реакция раздражимости по отношению к ориентирующим воздействиям есть процесс, свойство организма, которое выражается в возможности отражения этих объективных связей. Таким образом, за функцией ориентации открыто лежит функция отражения, она выражает эту функцию.
Вы можете мне сказать, что под отражением мы всегда понимаем некоторую картину. Да, в развернутых формах мы говорим о психическом отражении. Заметьте, что я говорю не об отражении вообще, а о психическом отражении, то есть сужаю понятие отражения, отличая его от отражения в физическом смысле, например зеркального отражения. В развернутом виде это отражение очень напоминает картину в зеркале, то есть это есть некоторый образ или некоторое абстрактное представление, более отвлеченное понятие. Но в зачаточных формах отражение не может сразу приобрести этот картинный, иконический, иногда говорят, вид, иконическую форму. Мы ведь говорим об отражении в его зачаточных формах, но уже отражении психическом, то есть таком отражении, которое, как вы уже знаете, возникает в жизни, выполняет жизненную функцию, и в этом смысле становится активным.
Таким образом, ориентировочная функция вместе с тем является функцией отражательной, поскольку эта ориентировка возможна только в том случае, если отношения между воздействиями, которые порождают реакции, ориентирующие организм, отражают реальность объективных связей. Так, шорох ориентирует по отношению к пище, цвет по отношению к пище, форма по отношению к пище, то есть существует объективная устойчивая связь свойств.
Далее появляются вопросы: «В силу каких условий возникают эти сложные опосредствованные отношения организма к среде? Какие субъективные и объективные условия необходимы для возникновения функции опосредствования, для возникновения зачаточных форм чувствительности?» Под объективными условиями имеются в виду условия, которые характеризуют среду, а под субъективными — те условия, которые обнаруживаются в процессах самого организма. Начнем анализ с объективных условий. Широко известный факт состоит в том, что на заре биологической эволюции живые организмы существовали и развивались в однородной, гомогенной среде, колеблющейся, изменяющейся, но все же однородной. Например — водная среда. Такая гомогенная среда служит объективным условием, необходимым для осуществления прямых процессов. Это непосредственное проникновение в организм соответствующих веществ, непосредственное воздействие энергии. Это то, что называется простейшей жизнью, описание которой вы можете найти в любой современной литературе, касающейся первоначальных форм жизненного процесса коацерватной капельки, если употреблять специфические термины, или жизнеспособного тела, если употреблять более широкий термин. Жизнеспособное тело — то, которое способно к саморегуляции в условиях изменчивой по своим свойствам первоначально простой однородной среды. Гегель в свое время обозначил такого рода среду очень ясным описательным термином, почти метафорическим. Он называл такую среду средой-стихией.
Дальнейшая история развития жизни связана на более высоких ступенях эволюции с переходом жизни от однородной среды, гомогенной, в среду предметную, то есть среду, которая состоит из дискретных вещей, из дискретных предметов.
Этот переход начинает осуществляться в условиях водной среды, так как живой организм начинает реагировать не только на колебания самой гомогенной среды, но и на те объекты, которые могут существовать в этой среде. Появление такого типа реакции, реакции на дискретные объекты, становится совершенно очевидным при переходе жизни в наземную среду, которая прежде всего является средой дискретных предметов. А предмет не может быть охарактеризован каким-либо одним свойством; он всегда представляет собой узел свойств, жестко связанных между собой. Любое тело обладает целым рядом физических свойств. При воздействии света оно обнаруживает такие свойства своей поверхности, как, допустим, цвет и т.д. При механическом воздействии тело начинает распространять звуковые волны. Итак, вещь — это (я пользуюсь термином Гегеля и Маркса) «узел» различных свойств. Когда я характеризую эту вещь, то первое, на что я должен обратить внимание, что должно войти в характеристику, — это то, что данная вещь описывается не одним свойством, а представляет собой «пучок свойств». Причем это пучок свойств, не случайно, не хаотически связанных между собой, а соединенных достаточно жестко. Любое тело, я имею в виду вещественное тело, как вы понимаете, обладает свойствами физическими, механическими, пространственной формой, величиной. Не правда ли? В условиях действия света оно обнаруживает свойство своей поверхности в отношении данного воздействия. То есть оно, оказывается, выступает для нас как обладающее цветом. В условиях механического воздействия оно может оказаться способным распространять, вызывать, генерировать упругие волны в воздухе или в воде, жидкости, то есть быть звучащим телом. Словом, в системе вещей, которые необходимо связаны взаимодействием друг с другом, всякая вещь выступает как «сгусток» различных свойств.
При этом свойства, важные для поддержания ассимилятивно-диссимилятивного процесса, выступают как свойства, как бы прикрываемые другими, безразличными с точки зрения ассимилятивно-диссимилятивного процесса свойствами. Под ними находится предмет «в оболочке». Я повторяю эту метафору. Но мы так привыкли к этим метафорам. Мы говорим: поверхностное свойство и более глубокое свойство. И мы даже говорим, что всякий отражательный психический познавательный процесс, в своей познавательной функции, — это процесс, который характеризуется переходом от поверхностного к тому, что скрыто за этим. Поэтому мы и говорим: проникновение за видимость вещей — вот функция познания. Конечно, мы это говорим применительно к высоко развитым формам познавательной деятельности, но общий принцип остается тем же самым. Животное встречается с телом, которое обладает физическими, механическими, прежде всего, свойствами. Эти свойства ориентируют его, например, в химических свойствах тела. Сначала нужно проникнуть, сориентироваться в физических свойствах для того, чтобы получить отбор пищевого и не пищевого, угрожающего и не угрожающего своими химическими свойствами. Надо проникнуть за эту поверхность. В этом все дело. Необходимо, чтобы процессы были ориентированы на свойства, воздействующие первыми, помещенными как бы на поверхности этих вещей. Конечно, звуковая волна, достигающая органов, раздражимых по отношению к этому виду энергии, ничего не может изменить в диссимиляции, но она позволяет осуществить приспособление, в результате которого, скажем, вот этот шорох или другой звук ведет к возможности поглощения соответствующего или невозможности поглощения этого воздействующего тела, предмета (я подчеркиваю этот термин — предмета) и в результате — к поддержанию жизни или защиты жизнедеятельности организма от разрушающих влияний. Вот о чем речь.
Значит, мы можем ясно представить себе, скажем, воздействие кислорода, непосредственно участвующего в процессах окисления, необходимых процессах обмена веществ, и воздействие, скажем, цвета, формы, любых других механических свойств. Вот это различие и составляет необходимость появления различия и в формах раздражимости.
Различие между воздействиями первого и второго рода закономерно приводит к различию в формах раздражимости. Раздражимость к воздействиям первого рода, к биотическим воздействиям можно назвать простой раздражимостью (irribilitas). Что касается раздражимости ко второго рода свойствам, которая необходимо возникает при переходе живых организмов в дискретную среду и выполняет функцию отражения и ориентирования, то я предложил называть ее собственно чувствительностью (sensibilitas).
В заключение я бы хотел особо отметить, что с самого начала психика возникает не как некоторое субъективное явление, которое не имеет жизненного значения, а как фундаментальная биологическая функция, функция ориентации и отражения, без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции в предметной среде.
И последнее замечание. Я не закончил сегодня изложение гипотезы. Для того, чтобы изложить ее хотя бы схематически, нужно сделать еще по крайней мере два шага. Может быть, и больше. Позвольте пока на этом закончить.
Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.
Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.
4.Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды.
Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с Объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условии внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
5.Сознание как высший уровень психического отражения.
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими ^обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.
6. «Я-концепция» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека.
В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-конуепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.
Дайте определение «критичности».
В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы, и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявление которой является труд.
Это умозаключение нужно доказать, сравнив поведение человека и животного. Приведем примеры:
Собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.
Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: 1) раздражимость, 2) чувствительность (ощущения), 3) поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), 4) сознание человека (само детерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.
раздражимость, чувствительность, поведение — Студопедия
Психика– это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Суждения о природе и механизмах проявления психики:
1 – это свойство только живой материи.
2– способнасть отражать объективный мир.
3 – живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.
4 основных уровня развития психики живых организмов:
1 – Раздражимость
Реагирование реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
2 – Чувствительность (ощущения)
Характеризует общую способность к ощущениям. Реагирование происходит на биологичсеки нейтральные факторы внешней среды.
3 – Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение)
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Разные существа, в зависимости от уровня психичсекого развития обладают поведением различной сложности.
4 – Сознание человека (самодетерминированное поведение)
Высший уровень психичсекого отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения: сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, неопсредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свю «Я-концепцию».
Адекватность поведение определяется его критичностью – механизм контроля за своим поведением.
Наличие у человека способности к сознательной деятельности проявляется в труде.
Функции психики в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды:
1 – отражение окружающей действительности
2 – сохранение целостности организма
3 – регуляция поведения
Являются элементами интегративной функции психики – обеспечение адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Адаптация имеет внутреннюю направленность (обеспечение постоянства внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма) и внешнюю направленность (обеспечение адекватного контакта живого существа с внешней средой).
Культурно-историческая теория происхождения психики человека – Вгодский.
Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных – высшие психические функции (сознание). Они имеют социальную природу.
К ним относятся: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышлениеи др.
3 составные части концепции:
1 – Человек и природа. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекто со средой. Существую механизмы изменения природы со стороны человека – создание орудий труда, развитие материального производства.
2 – Человек и его собственная психика. Человек, овладев природой, научился овладевать сбственной психикой, у него появились высшие психичсекие функции, выражающиеся в формах произвольного поведения. Человек овладел своим поведением с помощью психологичсеких орудий – знаков.
Знаки – искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психичсекими процессами.
3 – Генетические аспекты. Из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Процесс превращения интерпсихичсеких отношений (межличностных) в интрапсихические – интериоризация (превращение внешних средств-знаков во внутренние).
В онтогенезе наблюдается тот же самы принцип.
В концепции Выгодского можно выделить два фундаментальных положения. 1 – высшие психические функции имеют опопсредованную структуру. 2- для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Человек принципиально отличается от животного, тем что он овладел природой с помощью орудий.
11 Признаки и симптомы тревожного расстройства
Многие люди в какой-то момент своей жизни испытывают тревогу.
Фактически, тревога — это вполне нормальная реакция на стрессовые жизненные события, такие как переезд, смена работы или финансовые проблемы.
Однако, когда симптомы тревоги становятся больше, чем события, которые их спровоцировали, и начинают мешать вашей жизни, они могут быть признаками тревожного расстройства.
Тревожные расстройства могут изнурять, но с ними можно справиться при надлежащей помощи профессионального врача.Распознавание симптомов — это первый шаг.
Вот 11 распространенных симптомов тревожного расстройства, а также то, как уменьшить тревожность естественным путем и когда обращаться за профессиональной помощью.
Один из наиболее частых симптомов тревожного расстройства — чрезмерное беспокойство.
Беспокойство, связанное с тревожными расстройствами, непропорционально событиям, которые его вызывают, и обычно возникает в ответ на нормальные повседневные ситуации (1).
Чтобы считаться признаком генерализованного тревожного расстройства, беспокойство должно проявляться в большинстве дней в течение как минимум шести месяцев, и его трудно контролировать (2).
Беспокойство также должно быть серьезным и навязчивым, затрудняя концентрацию внимания и выполнение повседневных задач.
Люди в возрасте до 65 лет подвергаются наибольшему риску генерализованного тревожного расстройства, особенно одинокие, имеющие более низкий социально-экономический статус и многие факторы жизненного стресса (3).
РЕЗЮМЕ
Чрезмерное беспокойство о повседневных делах является отличительной чертой генерализованного тревожного расстройства, особенно если оно достаточно серьезное, чтобы мешать повседневной жизни, и сохраняется почти ежедневно в течение как минимум шести месяцев.
Когда кто-то испытывает беспокойство, часть его симпатической нервной системы переходит в режим перегрузки.
Это запускает каскад эффектов по всему телу, таких как учащенный пульс, потные ладони, дрожь в руках и сухость во рту (4).
Эти симптомы возникают из-за того, что ваш мозг считает, что вы почувствовали опасность, и готовит ваше тело к реакции на угрозу.
Ваше тело отводит кровь от пищеварительной системы к мышцам на случай, если вам нужно бежать или драться.Это также увеличивает частоту сердечных сокращений и обостряет ваши чувства (5).
Хотя эти эффекты были бы полезны в случае реальной угрозы, они могут быть изнурительными, если весь страх находится в вашей голове.
Некоторые исследования даже предполагают, что люди с тревожными расстройствами не могут снизить свое возбуждение так быстро, как люди без тревожных расстройств, а это означает, что они могут ощущать последствия тревожности в течение более длительного периода времени (6, 7).
Краткое описание
Учащенное сердцебиение, потливость, дрожь и сухость во рту — все это общие симптомы беспокойства.Люди с тревожными расстройствами могут испытывать этот тип возбуждения в течение длительных периодов времени.
Беспокойство — еще один частый симптом беспокойства, особенно у детей и подростков.
Когда кто-то испытывает беспокойство, он часто описывает это как чувство «на грани» или «неприятное желание двигаться».
Одно исследование с участием 128 детей с диагнозом тревожное расстройство показало, что 74% указали на беспокойство как на один из основных симптомов тревоги (8).
Хотя беспокойство проявляется не у всех людей с тревогой, это один из красных флажков, на который врачи часто обращают внимание при постановке диагноза.
Если вы испытываете беспокойство большую часть дней в течение более шести месяцев, это может быть признаком тревожного расстройства (9).
Резюме
Одного беспокойства недостаточно для диагностики тревожного расстройства, но это может быть одним из симптомов, особенно если он встречается часто.
Легкое утомление — еще один потенциальный симптом генерализованного тревожного расстройства.
Этот симптом может удивить некоторых, поскольку беспокойство обычно связано с гиперактивностью или возбуждением.
У некоторых усталость может следовать за приступом паники, в то время как у других усталость может быть хронической.
Неясно, вызвана ли эта усталость другими распространенными симптомами тревоги, такими как бессонница или напряжение мышц, или же она может быть связана с гормональными эффектами хронической тревоги (10).
Однако важно отметить, что утомляемость также может быть признаком депрессии или других заболеваний, поэтому одной только усталости недостаточно для диагностики тревожного расстройства (11).
резюме
Утомляемость может быть признаком тревожного расстройства, если она сопровождается чрезмерным беспокойством. Однако это также может указывать на другие заболевания.
Многие люди с тревогой сообщают о проблемах с концентрацией внимания.
Одно исследование, в котором участвовали 157 детей и подростков с генерализованным тревожным расстройством, показало, что более двух третей испытывали трудности с концентрацией внимания (12).
Другое исследование с участием 175 взрослых с тем же расстройством показало, что почти 90% сообщили о проблемах с концентрацией внимания.Чем сильнее было их беспокойство, тем больше у них было проблем (13).
Некоторые исследования показывают, что тревога может нарушить рабочую память, тип памяти, ответственный за хранение краткосрочной информации. Это может помочь объяснить резкое снижение работоспособности, которое люди часто испытывают в периоды высокой тревожности (14, 15).
Однако трудности с концентрацией внимания также могут быть симптомом других заболеваний, например, синдрома дефицита внимания или депрессии, поэтому этого недостаточно для диагностики тревожного расстройства.
резюме
Трудность с концентрацией внимания может быть одним из признаков тревожного расстройства, и это симптом, о котором сообщают большинство людей с диагнозом генерализованное тревожное расстройство.
Большинство людей с тревожными расстройствами также испытывают чрезмерную раздражительность.
Согласно одному недавнему исследованию, в котором участвовало более 6000 взрослых, более 90% людей с генерализованным тревожным расстройством сообщали о сильном раздражении в периоды, когда их тревожное расстройство было наихудшим (16).
По сравнению с самооценкой тревожных людей, люди молодого и среднего возраста с генерализованным тревожным расстройством сообщали о более чем в два раза большей раздражительности в своей повседневной жизни (17).
Учитывая, что тревога связана с сильным возбуждением и чрезмерным беспокойством, неудивительно, что раздражительность является обычным симптомом.
резюме
Большинство людей с генерализованным тревожным расстройством сообщают о сильном раздражении, особенно когда их тревожность находится на пике.
Напряженные мышцы большую часть дней недели — еще один частый симптом тревожности.
Хотя напряжение мышц может быть обычным явлением, до конца не ясно, почему они связаны с тревогой.
Возможно, что напряжение мышц само по себе усиливает чувство тревоги, но также возможно, что тревога приводит к увеличению мышечной напряженности или что третий фактор вызывает и то, и другое.
Интересно, что лечение мышечного напряжения с помощью терапии мышечной релаксации снижает беспокойство у людей с генерализованным тревожным расстройством.Некоторые исследования даже показывают, что она не менее эффективна, чем когнитивно-поведенческая терапия (18, 19).
резюме
Напряжение мышц тесно связано с тревогой, но направление этой связи не совсем понятно. Доказано, что снятие мышечного напряжения помогает уменьшить симптомы беспокойства.
Нарушения сна тесно связаны с тревожными расстройствами (20, 21, 22, 23).
Пробуждение посреди ночи и проблемы с засыпанием — две наиболее часто встречающиеся проблемы (24).
Некоторые исследования показывают, что бессонница в детстве может быть связана с развитием тревожности в более позднем возрасте (25).
Исследование, проведенное с участием почти 1000 детей старше 20 лет, показало, что наличие бессонницы в детстве было связано с 60% повышенным риском развития тревожного расстройства к 26 годам (26).
Хотя бессонница и тревожность тесно связаны, неясно, способствует ли бессонница тревожности, способствует ли тревога бессоннице или и то, и другое (27, 28).
Что известно, так это то, что при лечении основного тревожного расстройства также часто улучшается бессонница (29).
резюме
Проблемы со сном очень часто встречаются у людей с тревогой. Устранение беспокойства обычно также помогает улучшить качество сна.
Один тип тревожного расстройства, называемый паническим расстройством, связан с повторяющимися паническими атаками.
Панические атаки вызывают сильное, всепоглощающее чувство страха, которое может быть изнурительным.
Этот крайний страх обычно сопровождается учащенным сердцебиением, потоотделением, дрожью, одышкой, стеснением в груди, тошнотой и страхом смерти или потери контроля (30).
Панические атаки могут происходить изолированно, но если они возникают часто и неожиданно, они могут быть признаком панического расстройства.
По оценкам, 22% взрослых американцев в какой-то момент своей жизни испытают паническую атаку, но только около 3% испытывают ее достаточно часто, чтобы соответствовать критериям панического расстройства (31).
резюме
Панические атаки вызывают чрезвычайно сильное чувство страха, сопровождающееся неприятными физическими симптомами. Повторяющиеся панические атаки могут быть признаком панического расстройства.
У вас могут быть признаки социального тревожного расстройства, если вы обнаружите себя:
- Чувство тревоги или страха перед предстоящими социальными ситуациями
- Беспокоитесь о том, что вас могут осудить или внимательно изучить другие
- Боязнь смущения или унижения перед лицом из других
- Избегание определенных социальных мероприятий из-за этих страхов
Социальное тревожное расстройство — очень распространенное явление, которым в какой-то момент своей жизни страдают примерно 12% взрослых американцев (32).
Социальная тревога имеет тенденцию развиваться в раннем возрасте. Фактически, около 50% заболевших диагностируются к 11 годам, а 80% — к 20 годам (33).
Люди с социальной тревожностью могут казаться очень застенчивыми и тихими в группах или при знакомстве с новыми людьми. Хотя снаружи они могут не казаться обеспокоенными, внутри они чувствуют сильный страх и беспокойство.
Из-за этой отстраненности люди с социальной тревожностью иногда могут казаться снобами или сдержанными, но это расстройство связано с низкой самооценкой, высокой самокритичностью и депрессией (34).
резюме
Страх и избегание социальных ситуаций могут быть признаком социального тревожного расстройства, одного из наиболее часто диагностируемых тревожных расстройств.
Крайний страх перед определенными вещами, такими как пауки, замкнутые пространства или высота, может быть признаком фобии.
Фобия определяется как крайняя тревога или страх по поводу определенного объекта или ситуации. Ощущение настолько сильное, что мешает вам нормально функционировать.
Некоторые общие фобии включают:
- Фобии животных: Страх перед определенными животными или насекомыми
- Фобии окружающей среды: Страх стихийных бедствий, таких как ураганы или наводнения
- Фобии, вызванные инъекциями крови: Страх перед кровь, инъекции, иглы или травмы
- Ситуационные фобии: Страх определенных ситуаций, таких как поездка в самолете или лифте
Агорафобия — еще одна фобия, которая включает страх как минимум двух из следующих:
- Использование общественного транспорта
- Находиться на открытом пространстве
- Находиться в замкнутом пространстве
- Стоять в очереди или находиться в толпе
- Быть в одиночестве вне дома
Фобии аффект 12.5% американцев в какой-то момент своей жизни. Они имеют тенденцию развиваться в детстве или подростковом возрасте и чаще встречаются у женщин, чем у мужчин (35, 36).
резюме
Иррациональные страхи, мешающие повседневной жизни, могут быть признаком определенной фобии. Есть много типов фобий, но все они связаны с поведением избегания и чувством крайнего страха.
Существует множество естественных способов уменьшить тревожность и помочь вам почувствовать себя лучше, в том числе:
- Соблюдение здоровой диеты: Диеты, богатые овощами, фруктами, высококачественным мясом, рыбой, орехами и цельнозерновыми продуктами, могут снизить риск развития тревожных расстройств, но одной диеты, вероятно, недостаточно для их лечения (37, 38, 39, 40).
- Потребление пробиотиков и ферментированных продуктов: Прием пробиотиков и употребление ферментированных продуктов связано с улучшением психического здоровья (41, 42).
- Ограничение кофеина: Чрезмерное употребление кофеина может усилить чувство тревоги у некоторых людей, особенно с тревожными расстройствами (43, 44).
- Воздержание от алкоголя: Тревожные расстройства и злоупотребление алкоголем тесно связаны, поэтому может помочь воздержание от алкогольных напитков (45, 46).
- Отказ от курения: Курение связано с повышенным риском развития тревожного расстройства. Отказ от курения связан с улучшением психического здоровья (47, 48).
- Физические упражнения часто: Регулярные упражнения связаны с более низким риском развития тревожного расстройства, но исследования неоднозначны в отношении того, помогают ли они тем, кому уже поставлен диагноз (49, 50, 51, 52).
- Попытка медитации: Было показано, что один из видов терапии, основанной на медитации, — снижение стресса на основе осознанности, значительно уменьшает симптомы у людей с тревожными расстройствами (53, 54, 55).
- Практика йоги: Было показано, что регулярная практика йоги уменьшает симптомы у людей с диагнозом тревожные расстройства, но необходимы более качественные исследования (56, 57).
резюме
Диета, богатая питательными веществами, отказ от психоактивных веществ и применение методов управления стрессом — все это может помочь уменьшить симптомы тревожности.
Беспокойство может изнурять, поэтому при серьезных симптомах важно обратиться за профессиональной помощью.
Если вы чувствуете тревогу большую часть дней и испытываете один или несколько из перечисленных выше симптомов в течение как минимум шести месяцев, это может быть признаком тревожного расстройства.
Независимо от того, как долго вы испытываете симптомы, если вы когда-нибудь почувствуете, что эмоции мешают вашей жизни, вам следует обратиться за профессиональной помощью.
Лицензированные психологи и психиатры обучены лечить тревожные расстройства различными способами.
Это часто включает когнитивно-поведенческую терапию, лекарства от тревожности или некоторые из перечисленных выше естественных методов лечения.
Работа со специалистом поможет вам справиться с беспокойством и уменьшить симптомы как можно быстрее и безопаснее.
резюме
Если вы испытываете хронические симптомы беспокойства, мешающие вашей жизни, важно обратиться за профессиональной помощью.
Тревожные расстройства характеризуются множеством симптомов.
Один из наиболее распространенных — чрезмерное и навязчивое беспокойство, которое нарушает повседневную жизнь. Другие признаки включают возбуждение, беспокойство, усталость, трудности с концентрацией внимания, раздражительность, напряжение в мышцах и проблемы со сном.
Повторяющиеся панические атаки могут указывать на паническое расстройство, страх и избегание социальных ситуаций могут указывать на социальное тревожное расстройство, а крайние фобии могут быть признаком определенных расстройств фобии.
Независимо от того, какой тип беспокойства у вас может быть, есть много естественных решений, которые вы можете использовать, чтобы облегчить его, работая с лицензированным специалистом в области здравоохранения.
Прочтите эту статью на испанском
.
11 признаков того, что вы гиперчувствительный человек, по мнению экспертов
Хотя рыдания без промедления являются ключевым признаком того, что вы очень эмоциональны, есть и другие не столь тонкие признаки того, что вы сверхчувствительный человек. Вам просто нужно быть настроенным на сигналы. Даже несмотря на то, что может существовать стигма, когда дело касается человека, который воспринимает вещи лично больше, чем другие, есть также преимущества в том, чтобы быть человеком, который больше осведомлен о своем окружении.
«Известно, что чувствительные люди проявляют сочувствие, если в сочетании с высоким эмоциональным интеллектом (самосознанием, саморегулированием, социальными навыками и самомотивацией) и хорошо поддерживаемым самообслуживанием чувствительность может быть универсальным преимуществом», говорит директор клинической психологии здоровья и основатель нашего нового Центра психологии здоровья и благополучия в Behavioral Associates д-р.Мишель Бартон в интервью Bustle по электронной почте.
Если вы уже знаете, что вы чрезмерно чувствительны, постарайтесь узнать, как стать более эмоционально умным, чтобы избежать создания лишнего стресса в своей жизни. «В сочетании с низким эмоциональным интеллектом чувствительность может вызывать беспокойство, стресс, социальную изоляцию, неспособность к развитию и плохой профессиональный / личный опыт», — продолжает Бартон. Не уверены, что вы относитесь к тому типу людей, которые смотрят на вещи через высокочувствительные очки? Вот 11 признаков того, что вы можете им стать.
Отъезд: Высокочувствительный человек , 9 долларов США, Amazon
1. Ваши общие эмоции более сильные
Чувствительность не обязательно означает, что вы из тех людей, которые все время плачут. но что ваши эмоции немного сильнее, чем у других людей. «В целом, мы ищем уровни эмоций, которые кажутся разительно отличными от уровня эмоций среднего человека, испытывающего такое же воздействие окружающей среды. Экстремальные переживания, такие как смех намного громче и дольше, чем другие люди в комедийном клубе, или плач сильнее, чем наблюдают ваши друзья. тот же грустный фильм «, — говорит Бартон.
2. Вы более осведомлены о себе, чем другие
.