Чувство определение: Значение слова ЧУВСТВО. Что такое ЧУВСТВО?

Содержание

Значение слова ЧУВСТВО. Что такое ЧУВСТВО?

ЧУ́ВСТВО, -а, ср.

1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств.Важнейшие для охотничьей лайки чувства — обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

2. обычно мн. ч. (чу́вства, чувств). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств, лишиться чувств, прийти в чувство, привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости.С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества.Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством.Легкие судороги — признак сильного чувства — пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: — Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. — Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? — сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора.Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового.Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета.Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности.Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.

7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч.). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.

Чувство локтя
см.
локоть.

Шестое чувство
см.
шестой.

В растрепанных чувствах
см.
растрепанный.

Чувства — это… Что такое Чувства?

Чу́вства — переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким-либо явлениям) и к самому себе.

Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова, в отличие от чувств — как более устойчивых, длительных переживаний (любовь, ненависть и т. п.). Но так же сложно сказать, что существуют чувства которые длятся «вечно»(то есть на протяжении всей жизни человека), им так же как и эмоциям свойственно меняться, за исключением пожалуй любви очень близких людей, например между родителями и детьми, хотя существуют случаи доказывающие обратное, но они как правило немногочисленны.

Определения

Чувства — особая форма отражения действительности; они отражают отношение людей друг к другу, а также к объективному миру. Чувства человека, детерминируясь генетически, формируются обществом; они играют огромную роль в поведении, в практической и познавательной деятельности

Являясь сигналами успешности или неуспешности выполнения деятельности, соответствия или несоответствия предметов и явлений потребностям и интересам человека, чувства тем самым занимают существенное место в регуляции деятельности людей.

Виды чувств

Чувства могут быть активными (стеническими), имеющими положительный эмоциональный тон — удовольствие (радость и т. п.), и пассивными (астеническими), имеющими отрицательный эмоциональный тон — неудовольствие (печаль и т. п.). Стенические чувства повышают жизнедеятельность человека, астенические — понижают ее.

Среди чувств выделяются специфические виды их — настроения, аффекты (сильные, бурно протекающие эмоциональные переживания — ярость, ужас и т. п.), страсти. Настроение — длительное (в сравнении, например, с аффектом) эмоциональное состояние (радостное, угнетенное и т. п.), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем др. переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Страсть — сильное, глубокое чувство, захватывающее человека надолго. Особую группу чувств составляют высшие чувства — нравственные (чувство коллективизма, долга, чести и т. п.), эстетические (чувство прекрасного), интеллектуальные (чувства, связанные с удовлетворением познавательных интересов, с решением мыслительной задачи и т. д.).

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от чути; в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (напр., древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Органы чувств

Восприятие окружающего мира формируется на основе всей информациии, которую головной мозг получает от основных органов чувств. Органы чувств у человека — глаза, уши, язык, нос, осязание, а также тактильные и температурные рецепторы, вестибулярный аппарат и др.

Чувства животных

В 1997 году в Протоколе по защите и благополучии животных (Protocol on protection and welfare of animals), являющимся приложением к Амстердамскому договору, Европейский союз признал животных чувствующими существами (sentient beings). Таким образом, с 1997 года Европейский союз официально признает, что животные имеют чувства.

В США некоммерческая организация Farm Sanctuary проводит кампанию по официальному признанию животных чувствующими существами.

Источники

  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Чувство — это… Что такое Чувство?

Не путать с: Ощущение

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.[1] В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.

Этимология

Слово чувство заимствовано из старославянского, где оно имело написание чувьство и было образовано с помощью суффикса -ьств- (совр. -ств-) от слова чути; суффикс в между гласными у и ь (чу-ьство) является вставочным. Слово чути встречается во многих славянских языках (например древнерусский, украинский, белорусский, польский, болгарский) в значении слушать, слыхать, чуять, понимать, чувствовать.

Слово чувьство употребляется уже в «Изборнике 1073 года». В связи с тем, что Изборник 1073 года является копией раннего болгарского сборника («Симеонов сборник»), то слово использовалось еще в начале X века.

Можно сделать вывод, что русское слово чувство относится к процессу понимания чего-либо, восприимчивости к чему-то.

Смысл термина

Чувствами называют процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальные или абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря, отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.

Чувства отражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта. Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опыте взаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может быть противоречивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства по отношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.

Чувства могут иметь различные уровни конкретности — от непосредственных чувств к реальному объекту, до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль в формировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальная символика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.[1]

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «чувство» и понятиями «эмоция», «аффект», «настроение», «переживание» и «ощущение».

В отличие от эмоций и настроений, эмоциональные процессы, описываемые понятием «чувство», привязаны к объектам: они возникают по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. «Я боюсь этого человека» — это чувство, а «Мне страшно» — это эмоция. В связи с этим чувства, в отличие от эмоций и настроений, могут быть амбивалентными.[1]

От аффектов чувства отличаются тем же, чем и от эмоций. Кроме того аффекты, в отличие от чувств, практически всегда имеют явные внешние проявления.[1]

Под переживаниями понимают исключительно субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включая физиологические составляющие.

Ощущением называется психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств.

Характеристики

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Валентность (тон)

Чувства характеризуются валентностью (или тоном) — то есть могут быть положительными, отрицательными или амбивалентными.

Интенсивность

Чувства могут различаться по интенсивности (силе). Чем сильнее чувство, тем сильнее его физиологические проявления и влияние на поведение человека.

Стеничность

В зависимости от влияния на активность чувства подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астенические (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (любовь, ненависть и другие). Астенические чувства расслабляют или парализуют силы (например страх, в некоторых своих проявлениях, или презрение).

Содержание

Кроме вышеуказанных характеристик, чувства различаются по содержанию, отражая различные аспекты, особенности значения вызывающих их объектов.

Страсть

Часто среди чувств выделяют страсть — сильное чувство, захватывающее человека глубоко и надолго.

Примечания

Литература

  • Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.

чувство — это… Что такое чувство?

— одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности, — эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость. Открывая личности предметы, отвечающие ее потребностям, и побуждая к деятельности по их удовлетворению; они представляют собой конкретно-субъективную форму существования потребностей. Формирование чувств — необходимое условие развития человека как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководиться; только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Чувства общественно обусловлены и историчны, как и сама личность. В онтогенезе чувства появляются позже, чем эмоции ситуативные; они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и других общественных институтов. Предметами чувств становятся прежде всего явления и условия, от коих зависит развитие событий, значимых для личности и потому воспринимаемых эмоционально. Возникая как результат обобщения опыта эмоционального, сформированные чувства становятся ведущими образованиями сферы эмоциональной и начинают сами определять динамику и содержание эмоций ситуативных: так, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него; горе при разлуке, радость при встрече; гнев, если любимый человек не оправдал надежд, и пр.

Такие эмоции ситуативные уточняют содержание чувств в сложившихся условиях и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой чувствами деятельности. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. чувство: амбивалентность). В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, где одни чувства занимают ведущее положение, другие — остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих чувства определяет одну из важнейших характеристик направленности личности. Самая распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды по сферам деятельности, где они проявляются:

1) особую группу составляют чувства высшие, в коих заключено все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности;

а) среди них важное место занимают чувства практические, связанные с деятельностью — трудом, учением, спортом;

b) сюда относятся также чувства эстетические, предполагающие осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений действительности;

2) к области чувств нравственных относится все то, что определяет отношение человека к социальным учреждениям, к государству, к другим людям, к самому себе, и пр.;

3) деятельность познавательная порождает чувства познавательные, или интеллектуальные; их предмет — как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; их вершина — обобщенное чувства любви к истине;

4) чувства интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с чувства нравственными и обогащаются в связи с ними.

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются так:

1) конкретные — например, чувства к ребенку, произведению искусства;

2) обобщенные — чувства к детям вообще, к музыке;

3) абстрактные — чувства справедливости, трагического.

Отсутствие исчерпывающей классификации чувства объясняется их большим разнообразием и исторической изменчивостью.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

чувство — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.чу́вствочу́вства
Р.чу́вствачу́вств
Д.чу́вствучу́вствам
В.чу́вствочу́вства
Тв.чу́вствомчу́вствами
Пр.чу́вствечу́вствах

чу́в-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -чу-; интерфикс: -в-; суффикс: -ств; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈt͡ɕustvə]  мн. ч. [ˈt͡ɕustvə]

Семантические свойства

Значение
  1. способность живого существа воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь ◆ Чувство зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. ◆ Органы чувств. ◆ …Материя есть то, что́, действуя на наши органы чувств, производит ощущение… В. И. Ленин (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
  2. преимущ. мн., ед. в том же знач., что мн. состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями ◆ Лишиться чувств (от какого-нибудь потрясения). ◆ Привести кого-нибудь в чувство. ◆ Прийти в чувство. ◆ Упасть без чувств. ◆ Он покачнулся и без чувств повалился на ступени. А. П. Чехов, «Беглец» (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувства. А. С. Пушкин (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Я вскрикнула и упала без чувств в его объятия. А. С. Пушкин (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
  3. чего, книжн. самый процесс ощущения, восприятия чего-нибудь ◆ Чувство жизни никогда не покидает его (т. е. он всегда чувствует жизнь). ◆ Чувство жизни вечно ново. К. Аксаков (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ Он обладал редкой способностью чувства новизны (умел чувствовать новое).
  4. чего и какое, психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает ◆ Чувство голода. ◆ Чувство сытости. ◆ Чувство холода. ◆ Чувство боли.
  5. внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни; эмоция ◆ Чувство любви. ◆ Чувство жалости. ◆ Чувство гордости. ◆ Чувство собственного достоинства. ◆ Чувство злобы. ◆ Чувство зависти. ◆ Чувство скуки ему незнакомо. А. П. Чехов, «Художество» (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ В душе твоей кроткой и нежной злое чувство проснулося вдруг. Н. А. Некрасов (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.) ◆ И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. А. С. Пушкин (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
  6. разг. любовь, испытываемая кем-нибудь к кому-нибудь ◆ Выдумал это, чтоб испытать её, узнать, есть ли в ней чувство к нему. И. А. Гончаров (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
  7. преимущ. мн. способность деятельно переживать что-нибудь, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-нибудь ◆ Нет, рано чувства в нем остыли. А. С. Пушкин (Цитата взята из Толкового словаря русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935—1940.)
Синонимы
  1. сознание
  2. ощущение
  3. эмоция
Антонимы
Гиперонимы
  1. способность
  2. состояние
Гипонимы
  1. слух, зрение

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: чувствование, чувствительность, чувственность, сочувствие, предчувствие, очувствление
  • прилагательные: чувственный, чувствительный
  • глаголы: чувствовать, сочувствовать, очувствлять, предчувствовать
  • наречия: чувственно, чувствительно

Этимология

От праслав. , от кот. в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. чувьство (др.-греч. αἴσθησις), ст.-слав. чѹвьствиѥ, церк.-слав. по-чувати, русск. чувство, чувствовать, диал. у-чува́ть «услышать, заметить», болг. чу́вам «слышу», сербохорв. чу́вати, чу̑ва̑м «охранять, стеречь», словенск. čúvati «бодрствовать, стеречь», далее связано с чу́ю, чуть, чу́ять. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

  • Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике. М.: ИРЯ РАН — Языки славянской культуры, 2003, с. 47-49 [Глава 1. Невидимые органы внутри человеческого тела. 7. Другие невидимые органы: воля, способности, чувства (с. 47-49)].
  • Зализняк Анна А. Заметки о словах: общение, отношение, просьба, чувства, эмоции //Зализняк Анна А., Левонтина И. Б., Шмелёв А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянской культуры, 2005, с. 285–288.
Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Чувства в психологии: виды, понятие и функции

Фото 1862Психология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.

Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Возрастные этапы развития

Фото 1863Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

  1. Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
  2. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
  3. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
  4. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
  5. 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
  6. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
  7. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Фото 1865

Адаптация ребенка в коллективе

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Функции и значение

Фото 1864Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Классификация по типам и сфере проявления

Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:

  1. Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
  2. Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
  3. Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
  4. Фото 1866Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
  5. Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.

Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

чувства — это… Что такое чувства?

— высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии. В отличие от аффектов и ситуативных эмоций, отражающих временную или условную ценность предметов и побуждающих к решению частных задач, Ч. направлены на явления, имеющие постоянное мотивационное значение, и отвечают за общую направленность деятельности. Эмоционально окрашивая явления, значимые для потребностей личности, и побуждая к активности по их удовлетворению, Ч. проявляются как конкретно-субъективная форма их существования. Формирование устойчивых эмоциональных отношений — важнейшее условие развитие человека как личности, главная цель и конечный продукт его воспитания. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководился; только став предметом устойчивых Ч., эти знания превращаются в реальные побуждения к деятельности. Ч. человека историчны и изменяются в зависимости от конкретных социальных условий. Обычно в онтогенезе Ч.

появляются позже, чем ситуативные эмоции; они формируются по мере развития индивидуального сознания и усложнения отражаемых в нем связей под влиянием воспитательных воздействий со стороны семьи, школы, искусства, других источников. Предметами Ч. становятся прежде всего те явления и условия, от которых зависит развитие значимых для личности и поэтому воспринимаемых эмоционально событий (например, радость от добрых дел некоторого человека станет основой появления к нему положительного Ч.). Поэтому воспитание Ч. предполагает открытие человеку причин непосредственно волнующих его событий, обобщение и направление на них его эмоционального опыта. Возникая как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся Ч. становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают, в свою очередь, определять динамику и содержание ситуативных эмоций; так из Ч. любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд, и т. п. Такие ситуативные эмоции уточняют содержание Ч. в отношении сложившихся условий и, побуждая к определенным действиям, способствуют развитию вызываемой Ч. деятельности. Иногда Ч. и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (см. амбивалентность Ч.). В процессе формирования личности Ч. организуются в иерархическую систему, в которой одни Ч. занимают ведущее положение, другие же остаются потенциальными, нереализуемыми тенденциями. Содержание доминирующих Ч. определяет важную характеристику человека — направленность личности. Ч., получившие исключительную силу и подчинившие себе другие побуждения человека, называют страстями.

Определение чувства Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам нужно войти в систему.

feel · ing | \ ˈFē-liŋ How to pronounce feeling (audio) \ 1a (1) : одно из основных физических чувств, для которого кожа содержит главные концевые органы и для которого характерны ощущения прикосновения и температуры : прикосновение

(2) : ощущение, испытываемое посредством этого чувства

b : обобщенное телесное сознание или ощущение

c : благодарное или отзывчивое осознавание или признание

испытать чувство безопасности

2a : эмоциональное состояние или реакцию

доброжелательное отношение к мальчику

b чувства множественного числа : восприимчивость к впечатлению : чувствительность замечание задело ее чувства

3a : недифференцированный фон чьей-либо осведомленности, рассматриваемый отдельно от любых идентифицируемых ощущений, восприятия или мысли

b : общее качество осознания

c : осознанное признание : чувство 4a : часто необоснованное мнение или убеждение : чувство Каковы ваши чувства по этому поводу? b : предчувствие У меня такое чувство, что ей это не понравится.

5 : способность эмоционально реагировать, особенно высшими эмоциями

выяснил, сколько чувств на самом деле испытывала его мать.

6 : характер приписывал чему-то : атмосфера. Это место было похоже на дом с привидениями.

7a : качество произведения искусства, передающее эмоции художника

ощущение природы было реализовано с помощью небесно-голубого потолка и естественных цветов — Игрушки

b : отзывчивый эстетический отклик

человек с прекрасным чувством

b : эмоционально легко двигается

3 : выражает эмоции или чувствительность

.

определение чувства по The Free Dictionary

чувство

(ˈfiːlɪŋ) n

1. (физиология) осязание

2. (физиология)

a. способность испытывать физические ощущения, такие как тепло, боль и т. Д.

b. ощущение, испытанное таким образом

3. (Психология) состояние души

4. физическое или психическое впечатление: ощущение тепла.

5. нежность; сочувствие: испытывать к кому-то сильные чувства.

6. способность глубоко чувствовать: человек чувствующий.

7. настроение: ощущение, что проект осуществим.

8. впечатление или настроение; Атмосфера: ощущение чужого города.

9. эмоциональное расстройство, особенно гнев или неприязнь: много плохих предчувствий по поводу повышения налогов.

10. интуитивное понимание и понимание: чувство слов.

11. чувствительность в исполнении чего-либо

12. ( множественное число ) эмоциональная или моральная чувствительность, как по отношению к принципам или личному достоинству (особенно во фразе обидно или оскорбляет чувства )

13. испытывать чувства к , испытывая эмоциональное или сексуальное влечение к

прил

14. разумный; чувствительный

15. выражающий или сдерживающий эмоции

16. сердечный; симпатический

чувственно adv

чувственный

(ˈfi lɪŋ)

n.

1. функция или способность воспринимать прикосновением или любым физическим ощущением, не связанным со зрением, слухом, вкусом или запахом.

2. особенное ощущение такого рода: ощущение тепла.

3. общее состояние сознания, рассматриваемое независимо от конкретных ощущений, мыслей и т. Д.

4. сознание или смутное осознание: чувство неполноценности.

5. эмоция или эмоциональное восприятие или отношение: чувство радости.

6. способность к эмоциям, особенно сострадание.

7. настроение; отношение; Мнение: Общее мнение было в пользу предложения.

8. чувств, чувств; восприимчивость: обидеть чувства.

9. тонкая эмоциональная одаренность.

10.

а. эмоция или сочувственное восприятие, проявленное художником в его или ее произведении: стихотворение без чувств.

б. общее впечатление, которое производит произведение: картина с романтическим чувством.

с. сочувствие, как музыка: играть с чувством.

прил.

11. чувствительный; чувствующее.

12. легко подвержены эмоциям; сочувствующий: чувствующее сердце.

13. обозначающее или характеризующееся эмоцией: чувственный ответ на обвинение.

[1125–75]

чувство • лы, нар.

ощупывание, н.

syn: чувство, эмоция, страсть, сантимент относятся к приятным или болезненным ощущениям, испытываемым, когда человек испытывает симпатию, гнев, страх, любовь, горе и т. Д.чувство — это общий термин для субъективной точки зрения, а также для конкретных ощущений: руководствоваться чувствами, а не фактами; чувство гордости, смятения. эмоций применяется к усиленному чувству: возбуждено эмоциями. страсть — это сильная или жестокая эмоция, часто настолько подавляющая, что овладевает разумом или суждением: возбуждено до страсти гнева. чувство — это смесь мысли и чувства, особенно. тонкое или нежное чувство: Воспоминания часто окрашены чувствами..

Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster


чувство

/ Fiːlɪŋ /

существительное

множественное число

чувства

множественное число

чувства

Определение ЧУВСТВИТЕЛЬСТВА учащимся

1

:

осознание вашим телом чего-то в нем или на нем

:

ощущение

[Число]

  • a чувство боли / тошноты

  • Заметил ощущений покалывания в пальцах.

  • У нее было тошнотворное ощущение в животе.

  • У меня было ощущение : что-то ползет по моей ноге.

  • Нам понравилось ощущение ходьбы босиком по песку.

[Noncount]

2

а

:

эмоциональное состояние или реакция

[Число]

  • чувства радости / печали / гнева / любви

  • Его беспокоило чувств вины.

  • Нет смысла скрывать свои чувства .

  • Она всегда испытывала к ним добрые чувства . = Она всегда испытывала к ним добрых чувств.

  • Надеюсь, это решение не вызовет никаких неприятных ощущений. [= вызывать чувство гнева, неприязни и т. д.]

  • У меня хорошее предчувствие по поводу этого проекта. [= Я ожидаю, что этот проект пойдет хорошо]

  • У него двойственное / смешанное отношение к своей новой работе [= у него есть как хорошие, так и плохие чувства по поводу своей новой работы]

  • теплые чувства [= добрые, приятные или дружеские чувства]

  • «Мне действительно нужен отпуск.» «Я знаю это чувство.» [= Я знаю, что вы чувствуете]

  • Новые патрули безопасности дали жителям чувство защищенности. [= патрули заставили их чувствовать себя в безопасности]

  • ощущение комфорта

  • Я не хотел вас оскорбить — никаких обид, верно? [= ты не злишься?]

  • Ты обидел мои чувства.[= вы меня расстроили; ты заставил меня чувствовать себя плохо]

  • Мы сделали вид, что нам нравятся его работы, чтобы избавить его от чувств. [= чтобы не задеть его чувства]

[Noncount]

  • Они жаловались с чувством [= таким образом, что показывали, что испытывают сильные эмоции] на ее решение.

  • Он говорил с чувством о несправедливости, которую он видел.

б

[Noncount]

:

мысли о желании помочь больному, голодному, в беде и т. д.:

симпатия

см. также сочувствие

3

а

[Число]

:

мнение или убеждение

  • Что вы думаете о по этой теме? = Какие у вас чувства по этой теме?

  • Я вижу, что у вас сильных чувств по этому поводу.

  • У меня ощущение [= впечатление ], которое вы думаете, что я не знаю, что делаю.

  • Мое ощущение состоит в том, что нам нужно нанять больше людей.

  • Она поделилась с нами своими чувствами по разным вопросам. [= рассказала нам свое мнение на разные темы]

◊ Если у вас есть / ощущение, что что-то может случиться или быть правдой, вы думаете, что это может случиться или быть правдой, даже если у вас нет определенных причин так думать.

  • У него было ощущение (что) за ним наблюдают, хотя он никого не видел.

  • У меня было такое чувство ты бы так сказал.

  • У меня есть нытье / смешно чувство , что я что-то забыл.

  • У меня есть подлый / крадущийся , чувствуя , что мое предположение было неверным.

  • У вас когда-нибудь было ощущение, что [= имеет смысл, создается впечатление ] (что) за вами наблюдают?

б

[Noncount]

:

мнение или образ мышления, который разделяют многие люди

4

[единственное число]

:

общее качество или характер места или предмета

  • В истории есть жуткое ощущение .[= качество ]

  • большой город с маленьким городком ощущение [= ощущение, атмосфера ]

5

[Noncount]

:

качество произведения искусства или перформанса, которое показывает эмоции художника или исполнителя

6

[единственное число]

:

способность понимать природу чего-либо

:

2 чувствовать 2

есть чувства к

:

чувствовать любовь или привязанность к (кому-то)

,

определение чувств по The Free Dictionary

«Но, мама, предположим, я полюбил девушку, у которой нет состояния, неужели вы ожидаете, что я пожертвую своими чувствами и честью ради денег?» — спросил он у матери, не осознавая жестокости своего вопроса и лишь желая показать свое благородство. «Вопрос о ее чувствах, о том, что прошло и может происходить в ее душе, — это не мое дело; это дело ее совесть, и подпадает под главу религии », — сказал он себе, чувствуя утешение в том смысле, что он обнаружил, к какому разделу регулирующих принципов можно надлежащим образом отнести это новое обстоятельство.Он хорошо знал это дерево; это было пограничным знаком его молодости — знаком для него того времени, когда некоторые из его самых ранних, сильнейших чувств оставили его. Вольгемут, «О чувствах и их нервной корреляции с исследованием природы боли», «Журнал психологии», том. Он хорошо говорил; но нужно было детализировать не только сердечные чувства; и он был не более красноречив в вопросах нежности, чем гордости. Он считал свой характер таким, который должен сильно страдать, сочетая очень сильные чувства с тихими, серьезными и уединенными манерами, решительным вкусом к чтению и малоподвижным образом жизни. занятия.Я оглянулся на дни моего пребывания в доме; Я поставил под сомнение свои собственные чувства и впечатления на случай, если они могут послужить мне средством разгадки тайны ее внезапного побега из комнаты. Я расскажу о событиях, которые произвели на меня впечатление, с чувствами, которые, судя по тому, что я был раньше у него было тщеславие, которое в первую очередь сильно склонило его к мысли, что она любит его, хотя сама она могла этого не знать; и, во-вторых, когда она была вынуждена наконец признать, что она действительно знала свои настоящие чувства, убедила его, что он должен быть в состоянии со временем сделать эти чувства такими, какими он хотел.«Позавчера, — сказала Доротея, — когда я попросила его приехать в Лоуик, чтобы высказать свое мнение о делах больницы, он рассказал мне все о своем поведении и переживаниях в этом печальном событии, которое заставило невежественных людей бросать на него подозрения. Прощайте, Макар Алексеевич, потому что я кончил все, что должен был сказать, и чувствую себя слишком плохо, чтобы писать больше. ЧУВСТВО среди наших Женщин и низших классов — о наших высших сословиях я расскажу. говорить сейчас — главный тест на узнавание, во всяком случае между незнакомцами, и когда вопрос стоит не в отношении индивида, а в отношении класса.,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *