Целостность восприятия в психологии это: целостность восприятия — это… Что такое целостность восприятия?

Содержание

Целостность восприятия | Мир Психологии

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Целостность восприятия (англ. wholeness of perception) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м.б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета). Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована гештальт-психологами — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если нек-рые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). Проблема Ц. в. впервые была экспериментально исследована представителями гештальтпсихологии. Однако здесь Целостность восприятия выступала как изначальное его свойство, определяемое законами сознания.

Отечественная психология рассматривает Целостность восприятия как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому. Образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью. Это значит, что нек-рая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Так, наблюдатель, к-рый по условиям восприятия мог наблюдать голову и плечи прохожего, воспринимает положение его рук, туловища и даже характер его походки. Степень отчетливости этого восприятия зависит от предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Психологическая энциклопедия — значение слова Целостность Восприятия


(англ. wholeness of perception) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована геш-тальт-психологами — М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального восприятия зависит от вероятности предвосхищения отсутствующих в данный момент частей объекта, что определяется в процессе формирования образа.

Смотреть значение Целостность Восприятия в других словарях


Целостность — (сн), целостности, мн. нет, ж. (книжн.). Отвлеч. сущ. к целостный. мировоззрения. Национальная целостность.
Толковый словарь Ушакова


Целостность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: целостный.
Толковый словарь Ефремовой


Целостность — — аспект комплексности, совокупность предметов, явлений, свойств, образующих одно целое
Экономический словарь


Целостность Бухгалтерской Отчетности — —
требование к бухгалтерской отчетности, означающее необходимость включения в бухгалтерскую
отчетность данных обо всех хозяйственных
операциях, осуществленных……..
Экономический словарь


Государственная Целостность — — один из принципов, положенных в основу РФ как федеративного государства. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, «федеративное устройство Российской Федерации основано на……..
Юридический словарь


Государственная Целостность Российской Федерации — — конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его……..
Юридический словарь


Территориальная Целостность — — см. Территориальной целостности государств принцип.
Юридический словарь


Целостность Государства — — свойство, характеризующее наличие устойчивых взаимосвязей между гражданами и государством, единство власти на всей его (государства) территории и территориальную……..
Юридический словарь


Константность Восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия.
Большой медицинский словарь


Целостность — внутреннее единство объекта, его относительная автономность,независимость от окружающей среды. См. Часть и целое.
Большой энциклопедический словарь


Целостность — – внутреннее единство, относительная автономность, независимость от окружающей среды.
Исторический словарь


Конста́нтность Восприя́тия — (лат. constans, constantis неизменный, постоянный)
относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия.
Медицинская энциклопедия


Целостность — — англ. integrity; нем. Ganzheit. Обобщенная характеристика  объектов, обладающих сложной внутренней структурой (напр., общество,  личность,  биол. популяция,  клетка……..
Социологический словарь


Способность Восприятия, Познавательная Способность — Философский смысл термина: Чувственное познание, восприятие, представление, понятие, идея (Цицерон). Философский смысл термина: Неполное представление (стоики, Сенека).
Философский словарь


Феноменология Восприятия — («Phenomenologie de la perception». Paris, 1945) — основное произведение Мерло-Понти, в котором исследуются проблемы специфичности существования экзистенции (см. Экзистенция) и ее отношений……..
Философский словарь


Целостность — – завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует……..
Философский словарь


ЦЕЛОСТНОСТЬ — ЦЕЛОСТНОСТЬ, -и, ж. 1. см. целостный. 2. Нераздельность, единство. Территориальная и. государства.
Толковый словарь Ожегова


ЦЕЛОСТНОСТЬ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ — ЦЕЛОСТНОСТЬ МОДЕЛИ ЭКОСИСТЕМЫ число биологических процессов и взаимодействий, отражаемых моделью. …ЦЕН,…ЦЕННЫЙ (от греч. kainos — новый), составная……..
Экологический словарь

Посмотреть еще слова :

Целостность восприятия — Психология и саморазвитие

Одной из характерных особенностей восприятий является их целостность: объект восприятия, будучи комплексным раздражителем, обладающим разными признаками и состоящим из разных частей, воспринимается все же как единое целое. Компоненты этого целого могут действовать или одновременно, или последовательно (одновременные и последовательные раздражения). Они могут действовать на один и тот же анализатор (например, при зрительном восприятии пространственно раздельных частей предмета) или на разные анализаторы (например, при восприятии звукового кино, когда одновременно действуют и зрительные, и звуковые раздражения). Последовательные компоненты могут действовать непосредственно один за другим или с некоторыми паузами друг за другом. Во всех этих случаях комплексный раздражитель выступает все же как единое целое.

Его компоненты настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Бархат, например, воспринимается не только как черный, но и как мягкий даже тогда, когда человек только смотрит на него. Мрамор воспринимается даже при взгляде на него как твердый и холодный, хотя никаких тактильных и температурных ощущений от него человек в данный момент не получает. Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными, тактильными и температурными раздражениями, полученными ранее от тех же предметов.

Особенно легко ассоциируются зрительные, двигательные и осязательные ощущения. При восприятии формы предметов или таких свойств их поверхности, как гладкость, шероховатость, эти ощущения настолько сливаются друг с другом, что нельзя бывает выделить одно из них из общего комплекса ощущений.

Хотя комплексный раздражитель действует как единый, целостный объект, как «сложная единица», однако отдельные его компоненты играют разную роль в реакции, которая им вызывается. Важное значение при этом имеет сила компонентов. Опыты И. П. Павлова и его сотрудников показали, что при образовании условного рефлекса на комплексный раздражитель сильные компоненты (сильные звуки, яркий свет и т. д.), если они применяются в отдельности, вызывают примерно такое же действие, как и весь комплекс в целом. Слабые же компоненты этого действия не обнаруживают. По закону отрицательной индукции они тормозятся более сильными компонентами. По этой причине детали предметов, отдельные части или отдельные свойства предметов не замечаются, так как являются слабыми компонентами комплексных раздражителей и их действие тормозится более сильными компонентами.

Это не значит, что слабые компоненты вовсе не влияют на условно-рефлекторную реакцию, вызванную комплексным раздражителем, так как при отсутствии этих компонентов постепенно теряют свое действие и сильные раздражители. Значит, слабые компоненты, хотя бы и в скрытом, замаскированном виде, принимают участие в реакции на комплексный раздражитель, представляя как бы фон или задний план восприятия, тогда как сильный компонент составляет основной или передний, ясно воспринимаемый план.

Маскировка слабых раздражителей сильными хорошо демонстрируется опытами Котляревского и Фаддеевой. В одном из них у детей 8—12-летнего возраста вырабатывался условный двигательный рефлекс (сжимание резинового баллона) в ответ на кратковременное освещение зеленого квадрата с одновременным легким усилением освещения экспериментальной комнаты.

Оказалось, что дети отвечали двигательной реакцией на действие каждого из этих раздражителей. Однако замечали они связь своей реакции, как правило, только с одним из них — с сильным раздражителем (освещением зеленого квадрата). При пробе же слабого раздражителя (т. е. только при легком усилении освещения комнаты) они хотя и нажимали на резиновый баллон, но не могли сказать, почему именно так делают. Слабый раздражитель достаточно ясно ими не выделялся, хотя двигательная реакция на него была.

Указывая на значение сильного компонента комплексного раздражителя, надо отметить, что им не всегда является сильный по своим физическим свойствам раздражитель (яркий свет, громкий звук, резкий запах и т. п.). Сильный раздражитель — это тот, который вызывает доминирующий очаг возбуждения в коре мозга. А таким раздражителем, как показывает учение Ухтомского о доминанте, может быть и слабый по своим физическим свойствам раздражитель, если только он имеет жизненно важное значение.

При предъявлении последовательного (во времени) комплексного раздражителя, помимо силы компонентов, большое значение имеет порядок их следования друг за другом. При прочих равных условиях более действенным бывает первый компонент последовательного комплексного раздражителя. В силу отрицательной индукции он тормозит действие всех остальных компонентов этого раздражителя.

Различия в силе компонентов оказывают, таким образом, большое влияние на полноту восприятия предмета.

Важную роль различие между сильными и слабыми компонентами играет при сравнении предметов. Если сходными оказываются слабые компоненты комплексных раздражителей, то можно не заметить сходства предметов. В этих случаях нужны специальные приемы, помогающие выявить сходство между предметами. Наоборот, там, где сходны сильные компоненты, можно не заметить различия между слабыми компонентами, т. е. не выявить различий между сходными предметами. Различение сходных объектов требует в этих случаях специального противопоставления их друг другу. Исследования И. П. Павлова показали, что если подкрепление одних и тех же раздражителей чередуется с подачей несколько отличных от них и неподкрепляемых раздражителей, то такое перемежающееся противопоставление раздражителей является одним из важных условий их дпфференцировки.

В педагогической практике следует широко использовать сравнение и противопоставление сходных предметов. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни к чему приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был возможен), то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова».

Целостность восприятия заключается не только в том, что предметы воспринимаются в многообразии их свойств и частей, но и в том, что свойства и части предметов воспринимаются в том или ином соотношении друг с другом. Из одних и тех же частей можно образовать разное целое, если они будут находиться в разном отношении друг к другу. Одни и те же звуки, например, могут составить разную мелодию в зависимости от их последовательности, от интервалов между ними, от длительности каждого звука. По соотношению музыкальных звуков человек узнает знакомые мелодии независимо от того, в каких регистрах или в какой тональности они исполняются.

Одним из проявлений целостности восприятия является зависимость восприятия отдельных частей предмета от восприятия его в целом. Не только восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей, но и восприятие отдельных частей предмета в свою очередь зависит от восприятия целого.

В качестве иллюстрации можно привести, например, опыты Фукса, в которых для восприятия предъявлялась буква Е, окрашенная в желтый цвет, но нижняя черта ее закрывалась прозрачной средой, окрашенной в синий цвет. Оказалось, что если испытуемый старался воспринять предъявленную ему букву как единое целое, т. е. как букву Е, то указанная разница в цвете сглаживалась, и вся буква казалась окрашенной в желтый цвет; если же предъявленная буква воспринималась как латинское И, в силу чего ее нижняя черта’ уже не включалась в единое целое со всеми другими элементами буквы Е, то разница в цвете выступала весьма ясно’ нижняя черта казалась окрашенной в синий цвет. Таким образом, цвет нижней черты буквы воспринимался по-разному в зависимости от того, включалась ли она или не включалась в единое целое с другими частями буквы Е.

Как и другие психические процессы, восприятия у человека характеризуются постоянным взаимодействием двух сигнальных систем. Слово участвует и в выделении, и в объединении комплексных раздражителей (или их компонентов). Словом обозначаются выделяемые признаки или части предметов, равно как предметы или явления в целом. И это весьма важно, так как позволяет пользоваться уже имеющимися знаниями, связанными с обозначаемым данным словом предметом, что существенно влияет на восприятие предмета. С раннего детства восприятия формируются под влиянием языка, в котором закрепился общественный опыт прошлых поколений. Словесные указания взрослых помогают ребенку выделить то или иное в предметах, заметить сходное и различное в них. Посредством слова он приобретает новые знания о предметах, существенно влияющие на его восприятие.

Краткий словарь психологических терминов — целостность восприятия

Целостность восприятия

целостность восприятия

сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

См. в других словарях

1.

  Категория. Характеристика восприятия. Специфика. Отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ восприятия этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира. …

Психологический словарь

2.

  (англ. wholeness of perception) свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не м. б. наблюдаемы (напр., тыльная часть предмета).Проблема Ц. в. впервые была отчетливо сформулирована и экспериментально исследована геш-тальт-психологами М. Вертгеймером, В. Кёлером и др. Однако в гештальт-психологии Ц. в. понималось как изначальное свойство, определяемое имманентными законами сознания.Отечественная психология рассматривает Ц. в. как отражение целостности, присущей воспринимаемому миру объективно. Образ, формирующийся у человека в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью признаков. Это значит, что некоторая совокупность компонентов образа содержит информацию не только о самой себе, но и о др. компонентах, а также образе в целом. Так, человек, который по условиям восприятия мог наблюдать только голову и плечи прохожего, воспринимает положение рук, туловища, ног прохожего и даже характер его походки. Степень отчетливости этого амодального…

Большой психологический словарь

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Свойства восприятия — Психологос

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Предметность восприятия

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

Целостность

Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности, или наоборот.

Категориальность восприятия

Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Свойства восприятия — Студопедия

К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожден­ным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.

2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.

4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изо­бражение, когда мы стоим возле него.



Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы восприни­маем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизмен­ности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумер­ки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предше­ствующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс вос­приятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то этало­ны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспри­нимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизи­руется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному воспри­ниматься различными людьми.


Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность вос­приятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознако­мые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, ко­гда слова произносятся невнятно.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком зада­чей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незна­комого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воз­действующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилуч­шего толкования имеющихся данных.

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:

— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фонаНапример, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете вни­мания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как осо­бый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисун­ка, который рассматриваем.

Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предме­том. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написан­ное мелом на классной доске, хорошо заметно и со­всем незамеченным может быть исправление в тет­ради ученика, сделанное учителем теми же черни­лами, которыми пишет ученик.

Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схо­жих предметов. Например, достаточно трудно про­следить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы об­легчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприя­тие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.

Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.

Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий пред­мет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый пред­мет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсут­ствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприя­тии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделе­ния отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в пер­вую очередь различаются отдельные части предмета.

В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его пе­реход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при доста­точно ясном различении его отдель­ных частей.

Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшест­вующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропус­кая ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выде­ляем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматри­ваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вни­кать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.

определение термина, функции и значение, примеры : Labuda.blog

Восприятие помогает человеку познать объективную действительность. Константность, которая является одним из основных его свойств, выражается в постоянстве цвета, формы и величины предметов, а также обеспечивает индивиду познание окружающего мира.

Восприятие и его свойства

Восприятие по своей сущности относится к сложному психическому процессу, которое заключается в целостном отражении явлений и предметов, действующих в определенное время на органы чувств. Условно восприятие представляют как совокупность мышления, памяти и ощущений. Специалисты выделяют следующие свойства восприятия:

  • предметность;
  • целостность;
  • константность;
  • обобщенность;
  • избирательность;
  • структурность;
  • осмысленность.

Предлагаем рассмотреть каждый из вышеперечисленных свойств наиболее подробно.

Предметность

С помощью предметности и константности восприятия человек не способен воспринимать окружающую действительность в виде набора различных ощущений. А вместо этого он видит и различает отдельные друг от друга предметы, которые обладают определенными свойствами, вызывающими эти ощущения. После долгого изучения и проведения различных экспериментов ученые пришли к выводу, что отсутствие предметности восприятия способно вызвать дезориентацию в пространстве, нарушение восприятия цвета, формы и движения, а также галлюцинации и другие психические отклонения.

Один из таких подобных экспериментов заключался в следующем: испытуемого поместили в ванну с физиологическим раствором комфортной для него температуры, где его восприятие было ограничено. Он лишь видел блеклый белый свет и слышал монотонные отдаленные звуки, а покрытия на его руках мешали получить осязательные ощущения. Спустя несколько часов пребывания в таком состоянии у человека нарастало тревожное состояние, после которого он просил прекратить опыт. Во время эксперимента испытуемые отмечали отклонения в восприятии времени и галлюцинации.

Целостность

Стоит отметить, что целостность и константность восприятия взаимосвязаны между собой. Данное свойство восприятия позволяет создать целостный образ предмета, при помощи обобщенной полученной информации об отдельных качествах и признаков предмета. Благодаря целостности мы способны воспринимать определенным образом организованную действительность, а не хаотическое скопление прикосновений, отдельных звуков и цветовых пятен. Например, при прослушивании музыки нашему восприятию подвластно слышать не отдельные звуки (колебания частот), а мелодию в целом. Так и со всем происходящем — мы видим, слышим и чувствуем целостную картину, а не отдельные части происходящего.

Осмысленность

Суть этого свойства заключается в том, чтобы дать воспринимаемому явлению или объекту определенный смысл, обозначить его словом, а также отнести к определенной языковой группе, исходя из багажа знаний субъекта и его прошлого опыта. Одной из самых простых форм осмысливания явлений и предметов считается узнавание.

Швейцарский психолог Герман Роршах выявил, что даже случайные чернильные пятна воспринимаются человеком как что-то осмысленное (озеро, облако, цветы и т. д.), и только людям с психическими отклонениями свойственно воспринимать их просто как абстрактные пятна. Из этого следует, что восприятие осмысленности протекает в качестве процесса поиска ответов на вопрос: «Что это?».

Структурность

Это свойство помогает человеку объединять воздействующие стимулы в сравнительно простые и целостные структуры. Благодаря устойчивым признакам объектов человек способен узнавать и различать их. Внешне различные, но по существу однообразные предметы опознаются как таковые при помощи отражения их структурной организации.

Обобщенность

Определенное обобщение можно проследить в каждом процессе восприятия, а степень обобщения связана непосредственно с уровнем и объемом знаний. Например, белый цветок с шипами осознается человеком как роза, или как представитель семейства разноцветных. В обобщении главную роль играет слово, а называние синонимом определенного предмета помогает повысить уровень обобщения восприятия.

Избирательность

Подразумевает преимущественное выделение определенных объектов по отношению к другим, обусловленное отличительными чертами субъекта восприятия: его мотивами, потребностями, опытом и др. Из многочисленного количества окружающих нас явлений и предметов человек выделяет в определенный момент лишь некоторые из них, а остальные остаются лишь фоном. Константность восприятия, осмысленность, избирательность и другие его свойства имеют огромное биологическое значение. В противном случае существование и адаптация человека были бы невозможны в окружающей мире, если бы восприятие не отражало ее постоянных и стабильных свойств.

Константность

Целостность восприятия имеет тесную связь с константностью, под которой следует понимать относительную независимость определенных свойств предметов от их отображений на рецепторные поверхности. При помощи константности мы имеем возможность воспринимать явления и предметы как относительно постоянные по положению, величине, цвету и форме.

В психологии константность восприятия — это стабильность принятия разнообразных свойств явлений или предметов, сохраняющиеся при разных физических изменениях стимуляции: интенсивности скорости, расстояния, света и многого другого.

Значимость константности

Оа помогает индивиду различать размеры определенных предметов, его объективную форму, цвет и угол зрения воспринимаемых объектов. В качестве примера константности восприятия можно привести следующее: только представьте, если наше восприятие не имело бы такого свойства, то при каждом движении любой предмет потерял бы свои свойства.

В этом случае, вместо определенных вещей мы бы видели лишь постоянное мерцание непрерывно уменьшающихся и увеличивающихся, сдвигающихся, растягивающихся и сплющивающихся бликов и пятен невообразимой пестроты. При этом раскладе человеку не удалось бы воспринимать мир устойчивых объектов и явлений, что, соответственно, не смогло бы служить в качестве средства познания объективной действительности.

Таким образом, константность восприятия — это свойство перцептивного образа сохранять относительную неизменность при изменении условий восприятия, отсутствие которого привело бы к сплошному хаосу. Именно поэтому ученые уделяют данному аспекту особое внимание.

Константность восприятия: виды константности

Специалисты выделяют достаточно больше количество видов. Это свойство восприятия имеет место почти для любого воспринимаемых характеристик предмета. Рассмотрим самые популярные прямо сейчас.

Стабильность видимого мира

Одним из самых важных и фундаментальных среди видов константности является стабильность окружающего мира. Специалисты также называют этот вид константностью зрительного направления. Его суть заключается в следующем: при движении взгляда наблюдателя или его самого движущимся кажется сам человек, а окружающие его предметы воспринимаются неподвижными. Стоит отметить, что постоянным и воспринимаемым нами является и вес предмета. Несмотря на то, поднимаем ли мы груз всем телом, ногой, одной или двумя руками — оценка веса предмета будет примерно одинаковой.

Константность формы

Искажения восприятия формы предметов можно встретить в том случае, когда изменяется ориентация объектов или же самого субъекта. Этот вид является одним из важных свойств зрительной системы, так как правильное распознавание формы предметов— необходимое условие адекватного взаимодействия человека с окружающим миром. Одним из первых, кто выявил роль знаний наблюдателя и признаков удаленности в константности формы, стал Роберт Таулесс.

В 1931 г. психологом был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: он предложил испытуемым оценить и нарисовать или подобрать из определенного набора квадраты или круги, которые бы были похожи по форме на предложенные предметы, лежащие на горизонтальной поверхности на разном расстоянии от наблюдателя. В результате опыта испытуемые выбирали форму стимула, которая не совпадала ни с проекционной формой, ни с его реальной, а лежала между ними.

Восприятие скорости

Считается, чем ближе траектория движения, тем выше станет скорость смещения ретинальной картины объектов.

Поэтому два далеко расположенных предмета кажутся медленнее, чем в реальном измерении. Воспринимаемая скорость близлежащих вещей зависит от феноменального расстояния, проходимого в единицу времени и, как правило, существенно не меняется.

Константность цвето- и светоощущения

Под константностью цвета подразумевается способность зрения корректировать восприятие цвета предметов, например, при естественном освещении в любое время суток или при изменении спектра их освещения, например, при выходе их темного помещения. Специалисты пришли к мнению, что механизм константности восприятия является приобретенным.

Об этом свидетельствует ряд исследований. В одном эксперименте ученые провели исследование на людях, постоянно проживающих в густом лесу. Их восприятие представляет интерес, так как ранее они не встречали объектов на большой дистанции. Когда наблюдавшим показали предметы, которые находились на большом расстоянии от них, им показались эти объекты не как удаленные, а как маленькие.

Аналогичные нарушения константности можно заметить у жителей равнин, когда они смотрят на объекты вниз с высоты. К тому же, из верхнего этажа высотного дома автомобили или проходящие люди кажутся нам крошечных размеров. Стоит отметить, что у ребенка с двух лет начинают формироваться такие виды константности, как величины, формы и цвета. К тому же, они имеют свойство совершенствоваться вплоть до четырнадцати лет.

Константность величины

Известным фактом является то, что изображение предмета, а также изображение его на сетчатке, уменьшается, когда дистанция до него увеличивается, и наоборот. Но несмотря на то, что при варьировании расстояния наблюдения величина предметов на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемые размеры остаются практически неизменными. К примеру, посмотрите на зрителей в кинотеатре: все лица нам будут казаться практически одинаковыми по величине, при всем том, что изображения лиц, находящихся далеко, намного меньше, чем расположенных близко от нас.

В заключение

Ключевым источником константности является активная деятельность перцептивной системы. Ей удается корректировать и исправлять различные ошибки, вызванные много­образием окружающего мира предметов, а также создавать адекватные образы восприятия. Примером тому может стать следующее: если надеть очки и зайти в незнакомое помещение, то можно проследить, как зрительное восприятие будет искажать изображения и предметы, но спустя некоторое время человек перестает замечать искажения, вызванные очками, хотя они и будут отражаться на сетчатке глаза.

Адекватное соотношение между отображенными в восприятии предметами окружающего мира и самим восприятием ─ это главное соотношение, в результате которого регулируются все соотношения между состояниями сознания, раздражениями и раздражителями. Таким образом следует сделать вывод, что константность восприятия, формирую­щаяся в процессе предметной деятельности, можно считать необходимым условием жизни и деятельности человека. Без данного свойства восприятия любому человеку было бы сложно ориентироваться в изменчивом и бесконечно многообразном мире.

Восприятие, Концепция восприятия

Глава 7. Восприятие

Концепция восприятия

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при воздействии прямых физических стимулов на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом восприятия является перцептивный образ (часто вместо понятия «восприятие» используют его англоязычный синоним — восприятие).

Восприятие включает в себя множество ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не сводится к простой сумме различных элементарных ощущений — целое всегда больше, чем составляющие его части.Прошлый опыт, память, мышление, эмоции, личностные характеристики способствуют восприятию. Способность чувствовать дана человеку и всем живым существам, имеющим нервную систему от рождения. Способность воспринимать предметы формируется у человека и высших животных на протяжении всей жизни.

Восприятие объекта происходит поэтапно. Процесс восприятия состоит из четырех последовательных операций: обнаружение, различение, идентификация и идентификация объекта.

Обнаружение — на этом этапе человек может только ответить на вопрос, есть ли стимул.Следующая операция восприятия — различение. Это собственно само восприятие. Конечным результатом дискриминации является формирование стандарта человеческого восприятия. Когда выбран стандарт восприятия, объект идентифицируется. При распознавании восприятие использует процедуру соотнесения этого стандарта восприятия с типичными стандартами, которые хранятся в памяти. Процедура отождествления воспринимаемого в данный момент объекта с изображением, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов называется идентификацией.Общеизвестные предметы воспринимаются стереотипно, быстро и уверенно.

Как легко распознать буквы грамотных людей и как трудно их распознать в начале обучения! Замечено, что школьники часто допускают ошибки при чтении согласных слов при проверке своих письменных произведений, так как глаз готов воспринимать начало и конец слова, а середина автоматически завершается по стандартному образцу.

Распознавание также включает категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, которые были восприняты ранее) и извлечение соответствующей ссылки из памяти.Таким образом, восприятие — это система перцептивных действий, овладение которыми требует специальной подготовки и практики.

В процессе онтогенеза происходит обучение восприятию. Люди выборочно выбирают то, к чему они привыкли и что хотят видеть. Животные и, следовательно, люди видят (или, скорее, идентифицируют) только то, что они видели раньше. Привычные объекты воспринимаются легко и быстро, незнакомые — структурно развернуты, поэтапно, медленно, часто с ошибками. В нашей жизни всегда проявляется правило: мы очень часто видим нечто подобное не потому, что это так, а потому, что однажды сформировалась система стандартов и мы знаем (как воспитываются!) Каким должен быть мир

.

Восприятие | Britannica

Perception , у людей процесс, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт или восприятие является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Связи, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия могут быть разработаны на основе этих выводов.Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным и не наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даны непосредственно в опыте), обоснованность теорий восприятия может быть проверена только косвенно. То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическое мышление о восприятии было прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы о процессе, которые первоначально были подняты философами, по-прежнему актуальны.Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени проистекает из вопросов об источниках и достоверности того, что называется человеческим знанием (см. Эпистемологию). Эпистемологи спрашивают, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта.Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств. По большей части психология игнорирует такие вопросы в пользу проблем, с которыми можно справиться ее особыми методами. Однако остатки таких философских вопросов все же остаются; Например, исследователей по-прежнему беспокоит относительный вклад врожденных и усвоенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, принимаются как должное среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения.Обычно исследователи восприятия просто принимают видимый физический мир, особенно в том виде, в каком он описан в тех областях физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы связаны с процессом формирования восприятия в результате взаимодействия физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Еще интересует степень соответствия между восприятием и физическими объектами, с которыми они обычно связаны. Насколько точно, например, визуально воспринимаемый размер объекта соответствует его измеренному физическому размеру (например,г., меркой)?

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно видны, а не воспринимаются по отдельности как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. Говоря языком гештальт-психологов, непосредственный человеческий опыт складывается из организованных целых ( Gestalten ), а не из совокупностей элементов.

Главной целью теории гештальт в 20 веке было определение процессов мозга, которые могли бы объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, главные из которых немецко-американские. психолог и философ, основоположник теории гештальта Макс Вертхаймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Кёлер отвергли ранее высказанное предположение о том, что организация восприятия является продуктом выученных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями.Хотя гештальтисты согласились с тем, что простые ощущения с логической точки зрения можно понять как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой опыта. Например, не воспринимается так много дискретных точек (как простые ощущения); восприятие — это пунктирная линия.

Не отрицая того, что обучение может играть определенную роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой организация восприятия отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, восприятие и функции мозга гештальтисты считали формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг.Многие современные исследования восприятия направлены на то, чтобы вывести определенные особенности функции мозга из такого поведения, которое люди сообщают о своем сенсорном опыте (интроспекции). Все больше и больше таких выводов, к счастью, сопоставляются с физиологическими наблюдениями самого мозга.

Многие исследователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, рассматривая их как объективные описания публичных событий. В 1920-х годах возникли серьезные сомнения по поводу использования У.С. психолог Джон Б. Уотсон и другие, которые утверждали, что это дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются личным опытом и не обладают объективностью, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Устные сообщения не исключаются из рассмотрения, если они рассматриваются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные и надежные описания личного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего.Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно относит события восприятия к статусу умозаключений. Очевидно, что восприятие других невозможно наблюдать, хотя их свойства могут быть выведены из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одно из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия — это сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что он может быть применен к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать устные отчеты).Это ограничение, однако, не лишает исследователя богатого запаса гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекций. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны в минимальной степени задействовать сложные, субъективные, так называемые высшие психические процессы, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом они склонны дегуманизировать теорию восприятия и исследования.Таким образом, когда внимание ограничивается объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронные компьютеры). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интересных теоретических вкладов (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что из этих человеко-машинных аналогий могут появиться такие практические приложения, как создание искусственных «глаз» для слепых.Компьютерные машины, которые могут различать визуальные шаблоны, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.

.

Восприятие (психология) | определение восприятия (психология) по медицинскому словарю

Психический процесс распознавания и интерпретации объекта через одно или несколько органов чувств, стимулируемых физическим объектом. Таким образом можно распознать форму, цвет, местоположение и отличие объекта от фона. См. Ощущение ; визуальная интеграция.
анортоскопическое восприятие См. Анортоскоп .
бинокулярное восприятие Восприятие, полученное при одновременном использовании обоих глаз.
восприятие контура См. Контур .
восприятие глубины Восприятие расстояния до объекта от наблюдателя ( абсолютное расстояние ) или расстояния между двумя объектами ( относительное расстояние ). Наша способность судить о последнем гораздо точнее, чем о первом. Многие факторы влияют на восприятие глубины. Наиболее важным является наличие на двух сетчатках разных изображений одного и того же объекта (так называемое бинокулярное несоответствие или диспаратность сетчатки ).Есть также много других факторов, способствующих, таких как характеристики стимула (называемые репликами ), бинокулярный параллакс и, в меньшей степени, мышечная проприоцептивная информация, обусловленная усилиями аккомодации и конвергенции. Восприятие глубины более точное при бинокулярном зрении, но возможно при монокулярном зрении с использованием следующих сигналов : взаимное расположение (суперпозиция), относительное положение, относительный размер, линейная перспектива, текстурный градиент, воздушная перспектива, свет и тень, тень и параллакс движения ( Инжир.P6). Syn. пространственное видение. См. острота стереоскопического зрения ; бинокулярный зрительный отсек ; иллюзия луны; воздушная перспектива; линейная перспектива; рельеф; Комната Эймса; листовая комната; бинокулярный.
дермооптическое восприятие См. экстрасенсорное восприятие.
экстрасенсорное восприятие Восприятие, полученное средствами, отличными от обычных органов чувств, как, например, телепатия (чтение мыслей) или чтение путем перемещения пальца по печатному тексту ( дермооптическое восприятие ).
светлый р . (LP) Термин, используемый для обозначения едва видящего глаза, который может видеть только свет, но не форму объектов. Потеря восприятия света означает слепоту.
подсознательное восприятие Стимулы ниже порога ощущения (т. Е. Подсознательные) могут в редких случаях (например, воздействие длительностью 40 мс, замаскированное другим стимулом) бессознательно вызывать восприятие. Тогда эффект будет очень коротким (менее 200 мс).
зрительное восприятие Восприятие, полученное через зрение.Fig. P6 Examples of monocular cues to depth perception; A, relative size; B, interposition and relative size enlarge picture

Рис. P6 Примеры монокулярных сигналов для восприятия глубины; А — относительный размер; B, расположение и относительный размер

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *