Дедуктивные методы: Что такое дедукция и дедуктивный метод?
Что такое дедукция и дедуктивный метод?
Дедукция — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего.
«По одной лишь капле воды человек, умеющий мыслить логически, сможет вывести существование Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того и ни другого» – так рассуждал самый знаменитый литературный сыщик. Учитывая незаметные другим людям мелкие детали, он строил безупречные логические умозаключения, используя метод дедукции. Именно благодаря Шерлоку Холмсу весь мир узнал, что такое дедукция. В своих рассуждениях великий сыщик всегда отталкивался от общего – всей картины преступления с предполагаемыми преступниками, и двигался к частным моментам – рассматривал каждого в отдельности, всех, кто мог совершить злодеяние, изучал мотивы, поведение, доказательства.
Этот удивительный герой Конан Дойля по частицам почвы на обуви мог угадать из какой части страны приехал человек. Также он различал сто сорок видов табачного пепла. Шерлок Холмс интересовался абсолютно всем, имел обширные знания во всех областях.
В чем суть дедуктивной логики
Дедуктивный метод начинается с гипотезы, которую человек считает априори верной, а затем он должен проверить ее с помощью наблюдений. Книги по философии и психологии определяют это понятие как умозаключение, построенное на принципе от общего к частному по законам логики.
В отличие от других типов логических рассуждений, дедукция выводит новую мысль из других, приводя к конкретному выводу, применимому в данной ситуации.
Дедуктивный метод позволяет нашему мышлению быть более конкретным и результативным.
Суть состоит в том, что дедукция строится на выведении частного на основе общих предпосылок. Другими словами, это рассуждения на основе подтвержденных, общепринятых и всем известных общих данных, которые и приводят к логичному фактическому выводу.
Дедуктивный метод с успехом применяется в математике, физике, научной философии и экономике. Врачам и юристам также приходится применять навыки дедуктивного мышления, но они будут полезны и для представителей любой профессии. Даже для писателей, работающих над книгами, немаловажным является умение разбираться в персонажах и делать выводы, основываясь на эмпирических знаниях.
Дедуктивная логика – это философское понятие, оно известно еще со времен Аристотеля, но интенсивно оно стало разрабатываться лишь в девятнадцатом веке, когда развивающаяся математическая логика дала толчок к развитию учения о дедуктивном методе. Аристотель под дедуктивной логикой понимал доказательства с силлогизмами: рассуждение с двумя посылами и одним заключением. Высокую познавательную или когнитивную функцию дедукции подчеркивал и Рене Декарт. В своих работах ученый противопоставлял её интуиции. По его мнению, интуиция непосредственно раскрывает истину, а дедукция эту истину постигает опосредованно, то есть, путём дополнительных рассуждений.
В повседневных рассуждениях дедукция крайне редко используется в форме силлогизма или двух посылов и одного вывода. Чаще всего указывается только один посыл, а второй посыл, как общеизвестный и всеми признанный, опускается. Вывод также не всегда формулируется в явной форме. Логическая связь между посылами и выводами выражается словами «вот», «следовательно», «значит», «поэтому».
Примеры использования метода
Человек, проводящий дедуктивное рассуждение в полном объеме, скорее всего, будет принят за педанта. Действительно, рассуждая на примере следующего силлогизма, подобные выводы могут иметь чересчур искусственный характер.
Первая часть: «Все российские офицеры бережно хранят боевые традиции». Вторая: «Все хранители боевых традиций – патриоты». Наконец, вывод: «Некоторые патриоты – российские офицеры».
Другой пример: «Платина – металл, все металлы проводят электрический ток, значит, платина электропроводна».
Цитата из анекдота про Шерлока Холмса: «Извозчик приветствует героя Конан Дойля, говоря, что рад видеть его после Константинополя и Милана. На удивление Холмса извозчик поясняет, что узнал эту информацию по биркам на багаже». И это пример использования дедуктивного метода.
Примеры дедуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале МакГигана «Шерлок Холмс»
Что такое дедукция в художественной интерпретации Пола МакГигана становится понятно на следующих примерах. Цитата, олицетворяющая дедуктивный метод из сериала: «Выправка у этого человека, как у бывшего военного. Лицо загорелое, но это не его оттенок кожи, так как запястья у него не такие смуглые. Лицо уставшее, как после тяжелой болезни. Держит руку неподвижно, скорее всего, был когда-то ранен в нее». Здесь Бенедикт Камбэрбеч использует метод заключения от общего к частному.
Часто дедуктивные заключения бывают настолько урезанными, что о них можно только догадываться. Восстановить дедукцию в полной мере, с указанием двух посылов и вывода, а также логических связей между ними бывает затруднительно.
Цитата из детектива Конан Дойля: «Благодаря тому, что я так давно использую дедуктивную логику, умозаключения возникают в моей голове с такой скоростью, что я даже не замечаю промежуточных выводов или взаимосвязей между двумя положениями».
Что дает дедуктивная логика в жизни
Дедукция будет полезна и в каждодневной жизни, бизнесе, работе. Секрет многих людей, добившихся выдающихся успехов в разных сферах деятельности, заключается в умении использовать логику и подвергать анализу любые действия, просчитывая их итог.
В изучении какого-либо предмета подход дедуктивного мышления позволит рассматривать объект изучения тщательнее и со всех сторон, на работе – принимать верные решения и просчитывать эффективность; а в повседневной жизни – лучше ориентироваться в выстраивании отношений с другими людьми. Следовательно, дедукция может улучшить качество жизни при правильном использовании этого подхода.
Тот невероятный интерес, который показывают к дедуктивным умозаключениям в различных сферах научной деятельности, абсолютно объясним. Ведь дедукция позволяет из уже имеющегося факта, события, эмпирического знания, получить новые законы и аксиомы, к тому же исключительно теоретическим путем, без применения его на опытах, исключительно благодаря наблюдениям. Дедукция дает полную гарантию того, что факты, полученные в результате логического подхода, операции будут достоверны и истинны.
Говоря о важности логической дедуктивной операции, не стоит забывать об индуктивном методе мышления и обоснования новых фактов. Почти все общие явления и заключения, включая аксиомы, теоремы и научные законы, появляются в результате индукции, то есть движения научной мысли от частного к общему. Таким образом, индуктивные соображения — основа наших знаний. Правда, сам по себе этот подход не гарантирует полноценности полученных знаний, но индуктивный метод вызывает новые предположения, связывает их со знанием, установленным опытным путем. Опыт в данном случае является источником и основой всех наших научных представлений о мире.
Дедуктивная аргументация – мощное средство познания, используется для получения новых фактов и знаний. В совокупности с индукцией дедукция представляет собой инструментарий для познания мира.
Реально ли это
Начать стоит с обнадёживающего. Способности Шерлока Холмса абсолютно реальны. И вообще, легендарный персонаж был списан Конан Дойлем с живого человека — профессора Эдинбургского университета Джозефа Белла. Он был широко известен благодаря своему умению по мелочам угадывать характер человека, его прошлое и профессию.
С другой стороны, существование одного реального выдающегося человека не гарантирует успех всем, кто попытается повторить его достижения. Овладеть способностями, сравнимыми со способностями Холмса, невероятно сложно. При другом раскладе полицейские Скотленд-Ярда не бегали бы на Бейкер-стрит за подсказками, верно?
То, что он делает, реально. Но что он делает?
Актёрствует, демонстрирует свою заносчивость, самолюбие и… недюжинный ум. Всё это оправдано тем, с какой лёгкостью он раскрывает преступления. Но как он это делает?
Главным оружием Шерлока Холмса становится дедуктивный метод. Логика, подкреплённая повышенным вниманием к деталям и выдающимся интеллектом.
И по сей день идут споры, что использует Холмс: дедукцию или индукцию. Но, вероятнее всего, истина где-то посередине. Шерлок Холмс накапливает свои рассуждения, опыт, ключи к самым запутанным делам, систематизирует их, собирая в общую базу, которой потом успешно пользуется, применяя и дедукцию, и индукцию. Делает он это блестяще.
Большая часть критиков и исследователей склоняется к тому, что Конан Дойль не допускал ошибки и Холмс действительно использует дедуктивный метод. Для простоты изложения далее мы будем говорить именно о нём.
Чем орудует ум Шерлока Холмса
Дедуктивный метод
Это основное оружие детектива, которое, однако, не стало бы работать без ряда дополнительных компонентов.
Внимание
Шерлок Холмс улавливает даже мельчайшие детали. Если бы не этот навык, у него просто не было бы материала для рассуждений, улик и зацепок.
База знаний
Лучше всего об этом сказал сам сыщик:
Все преступления обнаруживают большое родовое сходство. Они (агенты Скотланд-Ярда) знакомят меня с обстоятельствами того или иного дела. Зная подробности тысячи дел, было бы странно не разгадать тысяча первое.
Шерлок Холмс
Чертоги разума
Это его превосходная память. Это хранилище, к которому он обращается практически каждый раз, когда ищет решение новой загадки. Это накопленные Холмсом знания, обстоятельства и факты, значительную часть которых больше нигде не достать.
Постоянный анализ
Шерлок Холмс анализирует, рефлексирует, задаёт вопросы и отвечает на них. Часто он прибегает даже к двойному анализу, не напрасно ведь сыщик постоянно действует вместе со своим напарником доктором Ватсоном.
Как этому научиться
Обращайте внимание на мелочи
Доведите умение обращать внимание на детали до автоматизма. В конце концов, только детали имеют значение. Они — материал для ваших рассуждений и выводов, они — ключи к разгадке и решению проблемы. Учитесь смотреть. Смотреть так, чтобы видеть.
Развивайте память
Только так можно научиться анализировать, выводить собственную статистику и формировать закономерности. Только отличная память спасёт в трудный момент, когда других источников информации у вас не окажется. Именно память поможет верно проанализировать все те мелочи, которые захватило ваше внимание, когда вы нападёте на след.
Учитесь формулировать
Оформляйте свои догадки и выводы, составляйте «досье» на прохожих, пишите словесные портреты, выстраивайте стройные и чёткие логические цепочки. Так вы не только постепенно освоите метод Шерлока, но и сделаете своё мышление более чётким и ясным.
Углубляйтесь в область
Можно было бы сказать «расширяйте кругозор», но Холмс не одобрил бы эту пространную формулировку. Старайтесь углублять свои знания в избранной области, избегайте информационного мусора и бесполезных знаний. Старайтесь расти вглубь, а не вширь, как бы абсурдно это ни звучало.
Концентрируйтесь
Кроме всего прочего, Холмс — гений концентрации. Он умеет отгородиться от окружающего мира, когда занят делом, и не даёт отвлекающим факторам отрывать себя от важного. Его не должна отвлекать ни болтовня миссис Хадсон, ни взрыв в соседнем доме по Бейкер-стрит. Только высокий уровень концентрации позволит вам трезво и логично размышлять. Это обязательное условие овладения методом дедукции.
Изучите язык тела
Источник информации, о котором многие забывают. Холмс никогда им не пренебрегает. Он анализирует движения человека, то, как он ведёт себя и жестикулирует, обращает внимание на мимику и мелкую моторику. Порой человек выдаёт свои скрытые намерения или непроизвольно сигнализирует о собственной лжи. Пользуйтесь этими подсказками.
Развивайте интуицию
Именно интуиция часто подсказывала знаменитому сыщику верное решение. Орды шарлатанов изрядно подпортили репутацию шестого чувства, но это ещё не значит, что им нужно пренебрегать. Разберитесь со своей интуицией, научитесь ей доверять и развивайте её.
Делайте заметки
Причём заметки разного рода. Имеет смысл завести дневник и записывать туда, что с вами произошло за день. Так вы анализируете всё, что узнали и заметили, подводите итог и делаете вывод. Мозг активно трудится во время такого анализа. Можете вести полевые заметки, где будете отмечать свои наблюдения за окружающим миром и людьми вокруг вас. Это поможет систематизировать наблюдения и выводить закономерности. Кому-то больше подойдёт блог или электронный дневник — всё индивидуально.
Задавайте вопросы
Чем больше вопросов вы будете задавать, тем лучше. Относитесь критически к происходящему, ищите причины и объяснения, источники влияния и воздействия. Стройте логические цепочки и причинно-следственные связи. Умение задавать вопросы постепенно породит навык находить ответы.
Решайте задачи и головоломки
Что угодно: от обыкновенных задач из школьных учебников до сложных головоломок на логику и нестандартное мышление. Эти упражнения заставят ваш мозг работать, искать решения и ответы. Как раз то, что нужно для развития дедуктивного мышления.
Придумывайте головоломки
Уже научились быстро их решать? Попробуйте составлять свои. Задача сама по себе необычная, поэтому придётся непросто. Но результат того стоит.
Читайте. Больше. Лучше
Значение будет иметь скорее даже не то, что вы читаете, а как именно вы это делаете. Чтобы развить дедуктивное мышление, вам нужно анализировать прочитанное и обращать внимание на детали. Сравнивать информацию из разных источников и проводить параллели. Включать полученную информацию в контекст уже имеющихся у вас знаний и пополнять свою картотеку.
Больше слушайте, меньше говорите
Холмс не мог бы с такой лёгкостью распутывать дела, если бы не прислушивался к каждому слову клиента. Порой одно слово решает, повиснет дело в воздухе или будет распутано, заинтересуется им легендарный сыщик или нет. Вспомните только огромного хаунда в «Собаке Баскервилей» и одно слово, перевернувшее жизнь девушки во второй серии четвёртого сезона сериала на BBC.
Любите то, что делаете
Только сильный интерес и огромное желание помогут вам дойти до конца. Только так вы не свернёте с пути постоянных трудностей и внешне неразрешимых задач. Если бы Холмс не любил своё дело, он бы не стал легендой.
Практикуйтесь
Самый важный пункт я приберёг для финала. Практика — ключ к овладению дедуктивным мышлением. Ключ к методу Холмса. Практикуйтесь всегда и везде. Даже если поначалу вы будете не уверены в верности своих суждений. Даже если сперва вы больше будете похожи на доктора Ватсона в своих умозаключениях. Смотрите на людей в метро, по дороге на работу, присматривайтесь к окружающим на вокзалах и в аэропортах. Только доведённый до автоматизма навык станет действительно рабочим.
Дедуктивное мышление может пригодиться где угодно, а таланты легендарного сыщика при постоянной практике останутся с вами на всю жизнь. Метод Холмса интересен сам по себе и даёт удивительные результаты. Так почему бы не попробовать освоить его?
Как развить дедуктивное мышление и что это такое
О дедуктивном мышлении знают многие благодаря Шерлоку Холмсу. Этот персонаж был умен, а его метод был загадкой для большинства людей. Прототипом сыщика был врач Джозеф Белл. Дедуктивный метод-это не художественный вымысел, а реальный метод.
Дедукция-это метод логического мышления. Рассуждения переходят от общего к частному. За основу берется общее правило, от которого впоследствии появляется частное заключение.
Для чего развивать индуктивные и дедуктивные способности
Метод дедукции может пригодиться в разных жизненных ситуациях. Когда нужно узнать правду, причем быстро. Например, если кто-то из близких попал в неприятную ситуацию и его обвиняют в том или ином преступлении. На основе имеющихся фактов нужно прийти к истинному решению. Доказать виновность или невиновность человека, полагаясь на известные факты.
Главное для человека, чтобы суждения были логичными и вели к истине. Развитие дедуктивного мышления пригодится и в других ситуациях, когда нужно доказать истину.
Особенности дедуктивного мышления
Особенность дедуктивного метода состоит в том, что с его помощью можно вывести частный вывод из общего. Например, есть всем известный неопровержимый факт, на основе которого нужно сделать вывод о человеке или конкретной ситуации. То есть нужно собирать факты и на их основе делать собственный вывод.
Отличие дедуктивного метода от индуктивного
Как уже говорилось с помощью дедукции можно прийти к частному выводу на основе общеизвестного неоспоримого факта. Индукция действует наоборот. Нужно взять частный факт, к примеру личный опыт или наблюдение, и привести его к общему факту. То есть дедукция и индукция-это противоположные методы мышления.
Как развить дедукцию
Поговорим подробнее о том, как развить дедуктивное мышление. Легко ли освоить этот метод. Как научиться использовать это правильно. Чтобы освоить дедукцию, нужно обратить внимание на все ее составляющие.
Обращайте внимание на мелочи
Для того чтобы развить дедукцию, в первую очередь, нужно стать более внимательным. Стараться обращать внимание даже на минимальные детали. Заходя в комнату, запоминайте: что где стоит, внимательно изучайте своего собеседника. Общаясь с человеком, задавайте ему наводящие вопросы, чтобы сложить целую картину. Развивайте в себе наблюдательность. Внимательно слушайте, что вам рассказывают. Ведь незначительные детали могут помочь вам сделать правильное умозаключение.
Развивайте память
Особое внимание нужно уделить памяти. Тренируйте память всеми возможными способами. Старайтесь запомнить мелкие детали или играйте в специальные игры, тренирующие память. Хорошая память поможет в использовании дедукции.
Учитесь формулировать
Научитесь четко формулировать свои мысли и доводы. Сделайте свою речь максимально понятной, а доводы весомыми и неоспоримыми. Говорите вслух и анализируйте насколько вы убедительны. Продумывайте каждую фразу. Развивайте свои способности.
Углубляйтесь в область
Пытайтесь вникнуть в любую сферу. Глубоко изучайте всю информацию, которая сможет пригодиться вам в будущем. Чем больше фактов вы знаете тем легче будет делать выводы. Читайте разную литературу. Как художественную, так и научно-популярную. Запоминайте даты исторических событий, точные определения. Смотрите различные программы.
Концентрируйтесь
Постарайтесь как можно лучше сконцентрироваться на своей цели и мыслях. Отбросьте все лишнее и старайтесь не отвлекаться. Не бойтесь полностью абстрагироваться от внешнего мира и погрузиться в свои мысли.
Изучите язык тела
При разговоре обращайте внимание на позу и жесты человека. Тело может рассказать то, о чем пытается молчать человек. Изучая язык тела, вы сможете, глядя на собеседника понять вред он или говорит правду. По жестам и мимике можно понять нервничает ли человек и на основе этого делать логические заключения.
Развивайте интуицию
В методе дедукции интуиция также важна, как и логика. Доверяйте своим ощущениям и старайтесь развивать интуицию.
Делайте заметки
Постоянно записывайте свои наблюдения и выводы. Это поможет вам ничего не забыть и быстрее сделать вывод. Записывайте все. От маленьких наблюдений до фактов.
Задавайте вопросы
Не стесняйтесь задавать наводящие или уточняющие вопросы. Они помогут вам сложить полную картину о человеке или ситуации.
Читайте больше
Читайте разную литературу и запоминайте интересные факты. Чем больше вы знаете тем легче вам будет использовать дедуктивные метод.
Вам будет интересно почитать на эту тему:
Книга 1 — Шерлок. Секреты дедукции. Головоломки и задачи
Книга 2 — Тренируем память и интеллект методом Шерлока Холмса
Больше слушайте меньше говорите
Ваша задача сделать правильный вывод о сложившейся ситуации. Общаясь с людьми больше слушайте. Анализируйте все, что вам сказали, и делайте выводы мысленно.
Будьте наблюдательны
Обращайте внимание на все. Не пренебрегайте мелочами. Развивайте наблюдательность. Собирайте как можно больше информации, анализируйте всевозможные сценарии развития событий. Отбрасывайте все лишнее методом исключения.
Практикуйтесь
Тренируйтесь делать выводы. Общаясь с подругой или родственником старайтесь применить дедукцию и сделать вывод. Можете обставить это как фокус или мини-шоу, сказав человеку то, чего вы не можете знать, а потом последовательно объяснить, как вы пришли к такому выводу, на основе какой информации.
Расширяйте кругозор
Старайтесь изучать все. Расширяйте свой кругозор. Смотрите разные фильмы и передачи. Путешествуйте, общайтесь с людьми разных профессий и интересов. Читайте энциклопедии и словари.
Развивайте гибкость мышления
Пытайтесь решать одну задачу разными способами. Обдумывайте разные варианты. Прислушивайтесь к мнению других людей.
Развивайте произвольное и непроизвольное внимание
Произвольное внимание — способность сосредоточиться на чем-то одном, ни на что не отвлекаясь. В среднем, человек может концентрироваться на одном занятии 20 минут. Пытайтесь развить эту способность.
Непроизвольное внимание похоже на боковое зрение. Чтобы тренировать его, нужно наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, возьмите вазу, которая годами стояла в гостиной в шкафу и перенесите ее на кухонный стол. Возможно, вы заметите на ней трещину или элемент орнамента, который раньше не бросался в глаза.
Совмещайте дедукцию и индукцию
Не зацикливайтесь только на дедукции. Прибегайте к методу индукции, если это требуется. Изучайте оба метода и старайтесь их использовать. Смотрите по ситуации и обстоятельствам.
Придумывайте головоломки
Придумывайте свои задания на развитие логики и памяти. Начните с легких загадок на развитие логики и постепенно усложняйте их.
Решайте задачи
Развить логическое мышление помогут задачи по физике или математике. Также можно:
- Решать головоломки;
- Разгадывать ребусы;
- Играть в шахматы или покер.
Задачи на развитие дедуктивного мышления
Чтобы развить дедуктивное мышление, стоит попрактиковаться на специальных задачах. Первая задача придумана в свое время Эйнштейном. В ней нужно угадать пять домов, их владельцев и их предпочтения. В задаче есть косвенные подсказки на основе которых и нужно сделать правильный выбор.
Вторая задача звучит так:
«В многоэтажном доме на 15 этаже живет человек. Возвращаясь домой, он едет на лифте до 9 этажа, а потом идет пешком до 15. Если человек идет не один или на улице дождь, он едет на лифте до 15 этажа. Почему человек делает именно так?»
Больше интересных задач, игр, головоломок есть на сайте игровых интеллектуальных тренажеров Викиум — развивайтесь, играючи!
Как развить дедукцию: 7 простых приемов
Воплощение живого и гибкого ума Шерлок Холмс – вымышленный персонаж. Его прототип Джозеф Белл был врачом и наставником Конан Дойла. Навыки дедуктивного мышления будут полезны не только сыщикам – журналисты, диагносты, исследователи – каждый найдет применение методу в своей профессии.
Как развить дедукцию (дедуктивные способности)
В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений — дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция — это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.
Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля Шерлоку Холмсу, которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.
Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего — полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному — рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.
Простейший пример дедуктивного умозаключения:
- все металлы способны проводить ток;
- серебро — это металл;
- следовательно, серебро тоже проводит ток.
Методу дедукции противостоит метод индукции — когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:
- реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
- реки Енисей, Иртыш и Лена — сибирские реки;
- следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.
Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины — обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины — лентяи».
В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем — наверно, он куда-то опаздывает. Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер. Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.
Как можно применить дедукцию на практике?
Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи — принять единственно правильное решение и пр.
Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.
Как развить дедукцию?
Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.
Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:
1. Решать задачи
Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.
2. Расширять кругозор
Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.
3. Проявлять дотошность
Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.
4. Развивать гибкость мышления
Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.
5. Быть наблюдательным
В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.
Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно — вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.
6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание
Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание — это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.
Произвольное внимание — это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.
7. Совмещать дедукцию и индукцию
Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. — и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.
Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Шерлок Холмс — одна из неувядающих иллюстраций привлекательности острого ума. Навыки, которыми обладал этот персонаж (и которые он позаимствовал у своего прототипа Джозефа Белла, блистательного врача и наставника Конан Дойла), пригодятся в любой профессии, от диагностики до журналистики. T&P составили примерную схему обучения его дедуктивному методу.
Тренировка мышления
Самый спонтанный ответ на вопрос, как стать Шерлоком, мог бы звучать так: «Для начала купите себе черное пальто». Если пользоваться терминологией американского психолога, Нобелевского лауреата Даниэля Канемана, выпустившего в 2011 году книгу «Думай медленно… решай быстро», это реакция так называемого «быстрого мышления» — системы, которая отвечает за сиюминутное познание мира и каталогизацию инстинктивных ощущений. «Быстрое мышление» реагирует на обстоятельства мгновенно и очень непосредственно, в результате чего нередко ошибается, заставляя нас принимать иррациональные решения.
Но для того, чтобы думать, как Шерлок Холмс, нужно использовать другую систему — «медленную». Именно она, по мнению Канемана, отвечает за преднамеренное и осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок. Как любую функцию головного мозга человека, систему медленного мышления можно усилить и развить.
Как и в спорте, тренировки нужно начинать с легких упражнений в небольшом количестве, постепенно переходя к более сложным и длительным. Для начала можно одолжить у знакомых несколько школьных учебников по разным предметам: математике, физике, химии и другим дисциплинам, которые предполагают решение задач. Это поможет не только натренировать систему медленного мышления (ведь в процессе интеллектуальной деятельности используется именно она), но и расширить кругозор, восстановив потерянные со времен обучения в школе знания и наметив для изучения интересные научные области.
При правильной организации и планировании домашний офис — это не наказание, а возможности. Для бизнеса — сэкономить ресурсы, для сотрудников — избавиться от чувства, что жизнь проходит мимо. Если не пренебрегать правилами организации, научиться менеджменту на расстоянии, использовать современные технологии и системы, развернуть эффективный домашний офис для сотрудников можно всего за один день. Больше о решении BeeFREE от Билайн Бизнес по ссылке.
Въедливость — еще одно качество, которое требуется будущему мастеру дедукции. Чтобы воспитать ее в себе, надо найти сферы, которые по-настоящему возбуждают любопытство. Какими именно они будут, по большому счету, не важно: эмоциональный отклик всегда толкает человека к глубокому изучению предмета, заставляет его постоянно увеличивать объем знаний, а вместе с ним и протяженность границы соприкосновения с неведомым, существование которой неизменно побуждает разум к новым поискам.
Дедукция и индукция
Когда разум окажется подготовленным и насыщенным различными полезными сведениями, можно переходить к упражнениям для развития логического мышления: дедуктивного и индуктивного. Ведь персонаж Конан Дойля пользовался обоими методами, — что, увы, показано в сериале BBC «Шерлок» несколько слабее, чем в книгах Артура Конан-Дойля.
Дедукция — это метод, при котором частное логическим путем выводится из общего: «Все металлы проводят ток. Золото — это металл. Значит, золото проводит ток». Индукция, напротив, общее выводит из частного: «Я москвич и помню, что снег выпадал каждую зиму. Значит, в Москве зимой всегда идет снег». Шерлок Холмс, осматривая место преступления или оценивая окружающих, нередко шел от частного к общему и обратно, свободно перемещаясь в обоих логических направлениях: «У Джона военная выправка, загар на руках только до рукавов, психосоматическая хромота, — значит, побывал на войне. Где были военные операции в последнее время? В Афганистане. Значит, на войне в Афганистане».
Однако его главные умозаключения были дедуктивными и возникали в голове у великого сыщика когда он терзал свою скрипку или размышлял, покуривая трубку. В эти моменты Шерлок Холмс обращался к своим феноменальным знаниям в области истории и криминалистики и классифицировал дело, опираясь на «фамильное дерево преступлений». Он присваивал ему место в группе: «Убийство из-за наследства», «Убийство из ревности», «Кража завещания» и т.д. Это давало мотив, а мотив давал подозреваемых. В этом и заключалась суть дедуктивного метода Шерлока Холмса. Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.
Для тренировки логического мышления существует множество упражнений. Например, «Понятия по порядку», в рамках которого необходимо расположить несколько слов от частных значений к общим или наоборот. Полезными могут оказаться также шахматы или покер. Кроме того, важно научиться избегать в суждениях логических ошибок, изучив их, к примеру, по книге Авенира Уемова «Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить».
Как воспитать в себе сыщика
Чтобы научиться замечать детали, правильно их интерпретировать и не отвлекаться во время наблюдений и анализа, потребуются упражнения на развитие произвольного и непроизвольного внимания, а также тренировка гибкости мышления.
Непроизвольное внимание — это система реакции на раздражители, своего рода «боковое зрение» в том, что касается восприятия действительности. Чтобы развить его, можно взять за правило наблюдать за привычными предметами и местами при недостатке освещения и разном звуковом фоне (в естественных условиях, под приятную музыку и под резкие неприятные звуки), а также приучиться отмечать детали, которые привлекают внимание при переходе от одних видов деятельности к другим. Это позволяет воспитать в себе чуткость к колебаниям действительности и научиться не пропускать любопытные подробности, которые могут оказаться ключом к ситуации или характеру человека.
Произвольное внимание, или, попросту, сосредоточенность тоже играет огромную роль в том, чтобы воспитать в себе способность ясно мыслить. В среднем, благодаря волевому усилию человек способен удерживать внимание на объекте всего 20 минут. Чтобы повысить этот показатель, подойдут тренировки с так называемой «Занимательной таблицей» и ее аналогами. Каждая такая таблица представляет собой структуру с хаотически расположенными и по-разному изображенными цифрами от 1 до 35 или от 1 до 90. Задача состоит в том, чтобы найти все числа по возрастанию или убыванию, затратив на это наименьшее количество времени.
Натренировать внимание к деталям можно также, взяв в привычку наблюдение за незнакомыми людьми: на работе, на улице, в социальных сетях. В этом случае важно оценивать человека с разных ракурсов, давая по несколько вариантов ответа на вопросы о том, какой профессией он может заниматься, каково его семейное положение, характер и привычки. Это позволит развить гибкость мышления и перестать каждый раз довольствоваться единственным вариантом ответа, который может оказаться неправильным с большей долей вероятности.
Однако главный секрет дьявольской наблюдательности, кажется, заключается не в количестве тренировок, а в наличии сильного интереса. Ведь с повышением эмоциональной ценности предмета изучения и появлением достаточного для автоматизации действий опыта работы у человека возникает так называемое послепроизвольное внимание, фокус которого может не ослабевать часами. Именно послепроизвольное внимание позволяло Шерлоку Холмсу раскрывать преступления. Оно же помогает ученым совершать открытия, писателям — находить наилучшие формулировки и т.д. Кроме того, наличие послепроизвольного внимания — это еще приятно: оно разгружает психику, поскольку мозг перестает тратить энергию на поддержание фокуса и может бросить силы на решение поставленных задач.
Мария Конникова,
писатель, автор книги «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс»
— Шерлок Холмс не просто мыслит медленно — он понимает, что нужно разделять объективное и субъективное мышление. Когда вы видите человека, у вас неизбежно возникают связанные с ним ассоциации, и вы быстро решаете, хороший он или плохой. Упражнение, которое использовал бы для борьбы с этим Шерлок, — это спросить: «Что в том, что я думаю и ощущаю, является моей субъективной оценкой? Я всего лишь буду иметь это в виду, составляя свое настоящее мнение».
Кроме того, если мы хотим оценивать окружающую действительность объективнее, необходимо каждый раз осознавать, почему мы вынесли то или иное суждение, и проверять себя, узнавая у самого человека, его знакомых или в интернете, правы мы были или нет. Такая возможность есть не всегда, поэтому для тренировки можно использовать выложенные в сети видеокурсы. В их рамках можно наблюдать за участниками специальных сценок, оценивать, лгут они или нет, а потом узнавать правильный ответ.
Врачи и юристы применяют навыки логического мышления и привычку быть сосредоточенным постоянно, однако такие способности полезны в любой профессии. Даже для писателей важно разбираться в людях и уметь сфокусироваться на работе, не проверяя постоянно почту или социальные сети. Работая над книгой «Выдающийся ум», я, например, поняла, что у меня нет привычки удерживать фокус внимания. Я попыталась волевым усилием заставить себя не отвлекаться на интернет, но это было невероятно тяжело. Тогда я установила на компьютер программу Freedom, которая блокирует глобальную сеть на заданное время: от двух минут до восьми часов. Это очень мне помогло. Мы можем вспомнить, что Шерлок Холмс тоже намеренно создавал себе условия для мыслительного процесса: он играл на скрипке, курил трубку и даже выгонял доктора Ватсона, чтобы тот ему не мешал.
Но как же быть, когда мы не можем изолировать себя от внешних условий? Кажется, Конан-Дойл помогает ответить и на этот вопрос. Многие говорят, что Шерлок Холмс был холоден, однако это не так: у него возникают все те же эмоции, что и у любого другого человека, однако он умеет отодвинуть их в сторону и воспринять ситуацию без субъективной оценки. Такой навык нужно воспитывать в себе специально. Чтобы сделать это, можно завести блокнот с двумя или тремя колонками: «Объективные наблюдения», «Субъективные оценки» и «То, что может оказаться субъективной оценкой». Холмс держал все это в уме, но нам, до того, как это станет привычкой, необходимо делать записи.
Думаю, в современном мире расследований «Шерлоков Холмсов» стало меньше из-за господства технологий. Вместо того, чтобы попытаться при помощи логики понять, лжет ли подозреваемый, мы пытаемся оценить скорость его сердцебиения или проанализировать работу мозга. Однако, на мой взгляд, мы знаем о мозге слишком мало для того, чтобы целиком и полностью полагаться на существующие технологии анализа его реакций.
Рекомендованные книги:
индуктивный метод и дедуктивный метод это два противоположных подхода к исследованию. У каждого метода есть свои преимущества, и его использование будет зависеть от исследуемой ситуации, области, которую вы хотите изучить, или подхода, который вы хотите использовать..
Дедуктивное мышление работает, работая от самого общего к более конкретному. Вы можете начать думать о теории по интересующей теме. Тогда это сводится к некоторой конкретной гипотезе, которую вы хотите попробовать.
Со своей стороны, индуктивный метод работает противоположным образом: он начинается с наиболее специфичных для самых широких обобщений и теорий. В индуктивных рассуждениях мы начнем с некоторых наблюдений и конкретных мер, чтобы прийти к некоторым общим выводам.
Эти два метода очень разные и предлагают разные элементы при проведении расследования. По своей природе индуктивный метод позволяет быть более гибким и поддается исследованию, особенно в начале. Дедуктивный метод более закрыт по своей природе и более ориентирован на доказательство или подтверждение гипотез.
Хотя некоторые исследования, в частности, кажутся чисто дедуктивными, в качестве эксперимента, предназначенного для проверки гипотетических эффектов некоторого лечения или результата, большинство социальных исследований требуют как дедуктивного, так и индуктивного мышления..
Практически во всех исследованиях вероятно, что в какой-то момент к обоим процессам прибегали. Даже в самых закрытых экспериментах исследователи могут наблюдать закономерности в информации, которые могут привести их к разработке новых теорий.
Понятие индуктивного метода и дедуктивного метода
Индуктивный метод
Индуктивные рассуждения — это рассуждения, в которых предпосылки рассматриваются как способ убедительно подтвердить достоверность заключения.
Хотя заключение индуктивного аргумента является определенным, истинность этого вывода в индуктивном аргументе, вероятно, основана на предоставленных доказательствах..
Многие источники могут определить индуктивный метод как тот, в котором общие принципы получены из конкретных наблюдений.
В этом методе широкие обобщения сделаны из конкретных наблюдений, поэтому можно сказать, что он идет от конкретного к общему. Делается много наблюдений, воспринимается закономерность, делается обобщение и выводится объяснение или теория..
Этот метод также используется в научном методе; ученые используют его для формирования гипотез и теорий. Дедуктивное мышление позволяет им применять теории или предположения к конкретным ситуациям. Примером дедуктивного мышления может быть следующее:
Все известные биологические формы жизни зависят от существования жидкой воды. Поэтому, если мы обнаружим новую форму биологической жизни, это будет зависеть от существования жидкой воды..
Этот аргумент можно приводить каждый раз, когда обнаруживается биологический образ жизни, и он будет правильным. Однако было бы возможно, что в будущем будет биологический образ жизни, который не требует жидкой воды.
Типы индуктивного мышления
-обобщение
Обобщение исходит из предпосылки о выборке, из которой делается вывод о населении.
Например, скажем, в банке 20 шариков, которые могут быть белыми или черными. Чтобы оценить его количество, рисуется образец из четырех шаров — три черных и один белый. Если мы используем индуктивное обобщение, можно сделать вывод, что в банке 15 черных и пять белых шаров..
Эта предпосылка имеет уклон, так как она берет небольшую выборку из большей популяции.
Примеры обобщения
- Я встретил богатую женщину, она довольно поверхностна. Конечно, все богатые женщины поверхностны.
- Вчера Хуан встретил свою невестку и не понравился ему. Уверен, од не будет вызывать недовольство всей семьей своей подруги.
- Я прочитал книгу Марио Бенедетти, которую я любил. Я собираюсь купить все ваши книги, потому что я уверен, что вы их полюбите.
- Андрес живет в бедном районе и очень счастлив. Это означает, что все люди, которые живут в бедных кварталах, очень счастливы.
- Вчера я встретил симпатичную голубоглазую женщину. Я думаю, что все голубоглазые женщины должны быть довольно интересными.
- Во Франции было обнаружено несколько мусульманских религиозных фанатиков. Поэтому все мусульмане должны быть религиозными фанатиками.
-Статистический силлогизм
Статистический силлогизм происходит от обобщения до вывода об индивидууме. Например:
- Доля Q населения P имеет атрибут A.
- Человек X является членом P.
Следовательно, существует вероятность того, что Q соответствует X.
Примеры статистического силлогизма
- Большинство рабочих в сельской местности страдают от гриппа.
- Хуан полевой работник.
- Хуан может заболеть гриппом.
- Ни одна женщина не может дышать под водой.
- Дайверы дышат под водой.
- Не дайвер женщина.
- Все кошки спят.
- Все мужчины спят.
- Все мужчины кошки.
- 50% философов — греки.
- Эмилиано был философом.
- С вероятностью 50% Эмилиано — грек.
- Обычно люди едят шоколадное мороженое.
- Я человек.
- Обычно я ем шоколадное мороженое.
-Простая индукция
Он приходит из предпосылки небольшого образца к выводу о другом человеке:
- Пропорция Q известной популяции P имеет атрибут A.
- Физическое лицо Я является членом группы P.
Следовательно, есть вероятность, соответствующая Q, что у меня есть A.
Простые индукционные примеры
- Моя мама дала мне пару сережек, и я пропустил одну. Мой двоюродный брат дал мне еще пару сережек, и я пропустил одну. Мой парень дал мне еще пару сережек, и я пропустил одну. Я полагаю, что каждый раз, когда я получаю пару сережек, я теряю одну.
- Вчера они посетили нас, и моя мама убрала комнату
Дедукция представляет собой особый метод мышления, основанный на умении выстраивать логическую связь, из общей картины выводить мелкие частные заключения. Как этим пользовался всем известный легендарный герой Шерлок Холмс?
Метод Шерлока Холмса
Дедуктивный метод Шерлока Холмса можно описать одной фразой, которую детектив произнес в «Этюде в багровых тонах»: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». Бесспорно, в жизни все происходит хаотично и порой непредсказуемо, но, несмотря на это, навыки, которыми обладал сыщик, помогали ему раскрывать даже самые запутанные преступления.
Наблюдательность и детали
Шерлок Холмс собирал как можно больше информации, производил анализ всевозможных сценариев развития событий и смотрел на них под разным углом. Это позволяло детективу откинуть несущественное, таким образом, герой Артура Конан Дойля выделял из множества возможных версий одну или несколько более весомых.
Концентрация
Отрешенное лицо, игнорирование людей и их вопросов, а также событий вокруг себя – таким рисует своего героя Конан Дойль. Однако такое поведение отнюдь не признак дурного тона. Нет. Это результат особой концентрации внимания на расследовании. Шерлок Холмс постоянно обдумывает всевозможные варианты решения задачи, абстрагируясь от внешних факторов.
Заинтересованность и кругозор
Основным оружием сыщика был его широкий кругозор. Стоит вспомнить, как он с легкостью по частицам грунта мог определить, из какого места Англии приехал человек. Его интересовало буквально все, особенно то, что ускользало от внимания обычных людей. Он был специалистом в криминалистике и биохимии, замечательно играл на скрипке, разбирался в опере и музыке, знал несколько иностранных языков, занимался фехтованием и умел боксировать. Многогранная личность, не правда ли?..
Чертоги разума
Метод дедукции основывается на запоминании сведений при помощи ассоциаций. Известный детектив работал с большим объемом информации. А чтобы не запутаться в ней, он пользовался методом, который называется «чертоги разума». К слову, он далеко не новый, суть его была известна еще древним грекам. Каждый факт, сведение, знание привязывается к определенному объекту помещения, например, к двери, окну и т. д. Это позволяло сыщику легче запоминать информацию, которая практически ежечасно поступала к нему.
Язык жестов
Шерлок Холмс был замечательным психологом. Наблюдая за поведением той или иной личности, детектив обращал внимание на мимику и жесты, в результате чего без труда мог определить, врет его клиент/подозреваемый или нет. Умение подмечать детали – поведение, манеру говорить, одеваться – помогает составить общую картину о жизни человека.
Интуиция
Интуиция Шерлока Холмса скорее основывалась не на шестом чувстве, а на опыте. Но грань между голосом подсознания и высокой квалификацией в работе достаточно стерта. Только сам человек может провести эту тонкую черту между предположением и самим действием.
Практика
Развить метод дедукции можно только посредством практики. Шерлок Холмс постоянно упражнялся в логике, даже в свободное от работы время. Это позволяло ему постоянно держать свой разум «в тонусе». А вот без интересного дела он скучал и хандрил.
Польза дедукции
Навыки дедуктивного мышления будут полезны в повседневной жизни и трудовой деятельности. Секрет многих успешных людей заключается в умении мыслить логически и подвергать анализу свои действия, предугадывая исход событий. Это помогает им избегать шаблонов и добиваться больших успехов в различных сферах:
• в учебе — помогает быстрее освоить изучаемый предмет;
• в трудовой деятельности — принимать правильные решения и рассчитывать свои действия на несколько шагов вперед;
• в жизни — хорошо разбираться в людях и выстраивать эффективные отношения с окружающими.
Таким образом, метод дедукции поможет намного облегчить жизнь и избежать многих неприятных ситуаций, а также быстро добиваться поставленных целей.
Как развить дедуктивное мышление
Освоение рассматриваемого нами способа мышления — это длительная и кропотливая работа над собой, но в тоже время она не представляет особых сложностей. Метод дедукции требует участие здравого смысла, эмоции же необходимо отвести на второй план, они будут только мешать процессу. Существует ряд некоторых правил, которые помогут развить дедуктивный способ мышления в любом возрасте.
1. Если вы твердо решили добиться положительного результата на этом поприще, то необходимо начинать много читать. Но не глянцевые журналы и газеты — полезными будут классическая литература и современные детективы или романы. Во время чтения необходимо вдумываться в сюжет, запоминать детали. Сравнивайте «пройденный материал»: эпохи, жанры и т. д.
2. В повседневной жизни старайтесь обращать внимание на мелочи: поведение людей, их одежду, жесты, мимику, речь. Это поможет развить наблюдательность и научит вас анализу. Хорошо бы заручиться поддержкой единомышленника, с которым можно будет обсуждать увиденное, к тому же в процессе беседы вы будете учиться изъяснять свои мысли логически и выстраивать хронологическую последовательность событий.
3. Освоить навыки дедуктивного мышления поможет решение логических задач и головоломок.
4. Обращайте внимание на свои действия, анализируйте, почему вы поступили именно так в определенной ситуации, ищите другие возможные варианты выхода из нее и продумывайте, какой результат мог бы получиться в таком случае.
5. Развитие дедуктивного мышления требует тренировки памяти. Это необходимо для того, чтобы охватить большое количество информации и держать ее в голове. Важно отметить, что тренировкой памяти нужно заниматься постоянно. Учеными было установлено, что человек теряет приобретенные навыки и способности, если на какой-то период времени прервать мозговую деятельность (скажем, на отдыхе). Развить память помогут известные способы:
• запоминать определенное количество слов на слух;
• слово в слово повторять прочитанные фразы;
• перечислять предметы.
Следует помнить о наличии нескольких источников восприятия информации: слуховой, голосовой, визуальный и тактильный. При этом важно развивать одновременно все, делая упор на слабых сторонах. Чтобы упростить процесс запоминания, можно придумать собственную систему кодировки и ассоциаций.
6. Но не стоит полностью полагаться на память, так как ее возможности не безграничны. Нужно приучать себя делать заметки — в виде графиков, таблиц, списков. Эта полезная привычка поможет находить взаимосвязи и создавать логические цепочки.
7. Важно постоянно осваивать новые знания. Они могут быть даже не связаны с социальной жизнью и межличностными отношениями. Рекомендуется читать художественную литературу — это разовьет впечатлительность, умение образно мыслить. Отдельное внимание необходимо уделять освоению специальных знаний, таких как психология, физиогномистика, язык жестов. Они помогут производить анализ поведения человека в определенных ситуациях.
8. Немаловажную роль в освоении дедуктивного мышления играет практика. Суть её заключается в создании проблемной ситуации и поиске выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо выдвинуть гипотезу и определить пути решения задачи. Далее, рассматривая всевозможные подходы, требуется найти оптимальный вариант. Постарайтесь провести сравнительный анализ предполагаемых путей развития событий.
Дедуктивный способ мышления — это увлекательное путешествие по просторам логики. Сделав над собой усилие и потратив некоторое время на занятия, вы с помощью дедукции сможете подбирать ключи к любым замкам и испытаете на себе, что значит быть Шерлоком Холмсом.
Что такое дедуктивный метод? (с картинками)
Дедуктивный метод — это подход к рассуждению, основанный на дедукции или исходя из общего случая, и из этого общего случая делается вывод о чем-то более конкретном. Аргумент, основанный на этом методе, можно сформулировать так: «Все люди лгут. Дейв — человек, поэтому Дейв лжет». Конечно, правильность или неправильность конкретного заключения полностью зависит от правильности общего утверждения; если общее утверждение неверно, конкретные выводы, сделанные из него, также неверны или, по крайней мере, неверно выведены.В отличие от дедуктивного мышления, индуктивное мышление включает в себя, исходя из конкретных случаев и из них, сделать общий вывод.
Детектив может применить дедуктивное обоснование к уликам на месте преступления.
Аргументация, используемая в дедуктивном методе, может быть представлена формально или неформально различными способами.Одной из наиболее распространенных форм дедуктивного метода является силлогизм, в котором даны два условных утверждения и из них сделан вывод. Например, силлогизм может принимать следующую форму: «Если Дейв снова опаздывает на работу, его босс рассердится. Если босс Дэйва злится, Дэйв не получит повышение. Поэтому, если Дейв снова опаздывает на работу, Дейв не получит повышение. » Вывод о том, что Дэйв не получит повышение, если он опоздает на работу, сделан из двух предыдущих условных утверждений.
Шерлок Холмс лихо использовал дедуктивный метод.
Большая часть беллетристики, раскрывающей преступность, прежде всего рассказы о Шерлоке Холмсе, основаны на дедуктивном методе.В таких условиях этот метод представляет собой процесс раскрытия преступлений, основанный на применении дедуктивных доводов к уголовным делам. Детектив может применить некоторые общие знания о криминальной психологии или расследовании места преступления к специфике рассматриваемого дела, чтобы сделать выводы о личности и методах преступника. Дедуктивный метод фактически используется и во многих реальных ситуациях, связанных с раскрытием преступлений, так как многие методы расследования основаны на применении общих знаний, применяемых к конкретным случаям.
Рассуждения в повседневной жизни, как в профессиональном, так и в личном контексте, часто основаны на дедуктивном методе. Например, медицинское обследование, исследование и лечение основаны на применении общих медицинских знаний к конкретным отдельным пациентам. Во многих исследованиях в таких разных областях, как экономика, физика и биология, используются дедуктивные и индуктивные рассуждения.Исследователи выдвигают гипотезы и объясняют некоторые результаты, основанные на общих правилах, но часто нуждаются в создании новых общих теорий для объяснения конкретных результатов, которые не вписываются в существующие теоретические рамки.
,Подход
Дата опубликована 18 апреля 2019 г. Раймо Стрефкерком. Дата обновления: 11 ноября 2019 г.
Основное различие между индуктивным и дедуктивным мышлением заключается в том, что индуктивное мышление нацелено на , развивая теорию , в то время как дедуктивное мышление нацелено на , проверяя существующую теорию .
Индуктивное мышление переходит от конкретных наблюдений к широким обобщениям, а дедуктивное мышление — наоборот.
Оба подхода используются в различных типах исследований, и нередко объединять их в одном большом исследовании.
Подход с использованием индуктивного исследования
Когда по данной теме почти нет литературы, обычно проводят индуктивное исследование, потому что нет теории для тестирования. Индуктивный подход состоит из трех этапов:
- Наблюдение
- Вылет задержанного рейса недорогой авиакомпании
- Собаки A и B имеют блох
- Слоны зависят от наличия воды
- Соблюдайте схему
- Еще 20 рейсов от бюджетных авиакомпаний задерживаются
- У всех наблюдаемых собак есть блохи
- Все наблюдаемые животные зависят от наличия воды
- Развивают теорию
- Бюджетные авиакомпании всегда имеют задержки
- Все собаки имеют блох
- Вся биологическая жизнь зависит от существования воды
Ограничения индуктивного подхода
Вывод, сделанный на основе индуктивного метода, никогда не может быть доказан, но он может быть признан недействительным.
Пример
Вы наблюдаете 1000 рейсов от бюджетных авиакомпаний. Все они испытывают задержку, что соответствует вашей теории. Однако вы никогда не сможете доказать, что рейс 1001 также будет задержан. Тем не менее, чем больше ваш набор данных, тем надежнее заключение.
Метод дедуктивного исследования
При проведении дедуктивного исследования вы всегда начинаете с теории (результат индуктивного исследования). Рассуждение дедуктивно означает проверку этих теорий. Если теории еще нет, вы не сможете провести дедуктивное исследование.
Подход дедуктивного исследования состоит из четырех этапов:
- Начать с существующей теории Сформулируйте гипотезу, основанную на существующей теории Соберите данные для проверки гипотезы
- Соберите данные о полете недорогих авиакомпаний
- Проверьте всех собак в здании на наличие блох
- Изучите все виды наземных млекопитающих, чтобы увидеть, зависят ли они от воды
- Анализ результатов : данные отклоняют или поддерживают гипотезу?
- 5 из 100 рейсов бюджетных авиакомпаний не задерживаются = отклонить гипотезу
- У 10 из 20 собак не было блох = отклонить гипотезу
- Все виды наземных млекопитающих зависят от воды = гипотеза поддержки
Ограничения дедуктивного подхода
Выводы дедуктивного мышления могут быть верными только в том случае, если все предпосылки, установленные в индуктивном исследовании, верны и условия ясны.
Пример
- У всех собак есть блохи (предпосылка)
- У Бенно есть собака (предпосылки)
- У Бенно есть блохи (заключение)
Исходя из имеющихся у нас предпосылок, заключение должно быть верным. Однако, если первая посылка окажется ложной, нельзя полагаться на вывод, что у Бенно блохи.
Объединение индуктивных и дедуктивных исследований
Многие ученые, проводящие более масштабный исследовательский проект, начинают с индуктивного исследования (разработки теории).Индуктивное исследование сопровождается дедуктивным исследованием, чтобы подтвердить или опровергнуть заключение.
В приведенных выше примерах вывод (теория) индуктивного исследования также используется в качестве отправной точки для дедуктивного исследования.
Полезна ли эта статья?
560 57
Вы уже проголосовали. Спасибо 🙂 Ваш голос сохранен 🙂 Обработка вашего голоса ….
индуктивного и дедуктивного обучения
Два совершенно разных и противоположных подхода к обучению — индуктивный и дедуктивный. Оба подхода могут предложить определенные преимущества, но самая большая разница заключается в роли учителя. В дедуктивном классе учитель проводит уроки, представляя и объясняя концепции студентам, а затем ожидает, что студенты выполнят задания, чтобы применить концепции на практике; этот подход очень ориентирован на учителей. И наоборот, индуктивное обучение является гораздо более ориентированным на учащихся подходом и использует стратегию, известную как «замечать».Давайте внимательнее посмотрим на различия между индуктивным и дедуктивным обучением и выясним, как заметки могут использоваться в языковых классах для лучшего облегчения обучения учащихся.
Что такое дедуктивная инструкция?
дедуктивный подход к обучению — это более ориентированный на учителя подход. Это означает, что учитель дает студентам новую концепцию, объясняет ее, а затем заставляет студентов практиковаться в использовании этой концепции.Например, при обучении новой концепции грамматики учитель вводит эту концепцию, объясняет правила, связанные с ее использованием, и, наконец, учащиеся будут практиковать использование этой концепции различными способами.
По словам Боба Адамсона, «дедуктивный метод часто подвергается критике, потому что: а) он преподает грамматику изолированно; б) мало внимания уделяется смыслу; в) практика часто бывает механической ». Этот метод, однако, может быть жизнеспособным вариантом в определенных ситуациях; например, когда имеешь дело с высоко мотивированными студентами, преподаванием особенно сложной концепции или для подготовки студентов к сдаче экзаменов.
Что такое индуктивное обучение?
В отличие от дедуктивного метода, индуктивное обучение использует ученика «замечать». Вместо того, чтобы объяснять данную концепцию и следовать этому объяснению с помощью примеров, учитель представляет ученикам множество примеров, показывающих, как эта концепция используется. Цель состоит в том, чтобы учащиеся посредством примеров заметили, как работает концепция.
Используя описанную выше ситуацию с грамматикой, учитель представил ученикам множество примеров для данной концепции, не давая преамбулы о том, как эта концепция используется.Когда студенты увидят, как используется концепция, они надеются, что они заметят, как концепция должна использоваться, и определят грамматическое правило. В завершение упражнения учитель может попросить учащихся объяснить правило грамматики в качестве окончательной проверки того, что они понимают концепцию.
Вернуться к началу
Как учителя могут помочь своим ученикам практиковать «замечание»?
В 1990-х годах исследователи исследовали роль, которую «замечая» грамматическая конструкция сыграла в изучении этой структуры.Они выдвинули гипотезу о том, что учащиеся должны заметить структуру, чтобы сохранить ее в своей краткосрочной или долгосрочной памяти. Хотя значение концепции для грамматического усвоения до сих пор обсуждается (см. Http://www-writing.berkeley.edu/TESL-EJ/ej23/a2.html), общая ценность быстрого реагирования на вопросы и наблюдения учащихся не может быть сброшено со счетов и роль, которую осознание и сознание играют в развитии металингвистического знания.
Что замечаете?
Замечание — это процесс, когда учащиеся узнают что-то конкретное; как упоминалось выше в индуктивном подходе, замечание может использоваться для преподавания грамматической концепции, когда ученикам даются примеры, и они начинают понимать правило, замечая, что общего у этих примеров.В более общей ситуации в классе заметки можно использовать по-разному:
- Когда учителя говорят на более продвинутом уровне, они дают студентам постоянные возможности замечать различия между речью учителя и их речью. Таким образом, каждый студент может осознать различия в своем собственном темпе.
- Учителя могут предоставить учащимся возможность заметить, просто вывесив в классе плакаты на нужном языке. Как и раньше, когда студенты будут готовы заметить разницу, они это сделают.
- Языковые лестницы (см. Страницу «Функции языка») также способствуют развитию у студентов навыков заметки. Как только они поймут, что означает каждая ступенька на лестнице, они смогут понять, как они все сочетаются друг с другом и чем они отличаются.
Вернуться к началу
Как учитель может решить, какой метод является лучшим выбором для данной темы?
Как дедуктивные, так и индуктивные последовательности полезны для обучения концепциям, обобщениям, процессам и навыкам.Учитель должен решить, какой из них выбрать, учитывая желаемые результаты обучения и состав класса. При выборе преподавателя следует учитывать ряд факторов:
Насколько персонализированным должно быть обучение? Студенты, как правило, будут более вовлечены в учебный процесс и будут склонны к более активному участию при использовании индуктивного подхода. Если выбран дедуктивный подход, важно структурировать учебный опыт, чтобы опираться на предыдущий опыт и знания учащихся и обеспечить их активное участие.
Должен ли опыт обучения быть предсказуемым? Дедуктивный подход более предсказуем, потому что учитель выбирает информацию и последовательность изложения.
Какая глубина понимания и скорость удержания желательна? Студенты, как правило, понимают и запоминают больше, когда обучение происходит индуктивно.
Сколько времени уходит на преподавание материала? Дедуктивный подход быстрее и может быть эффективным способом обучения большому количеству фактов и конкретных понятий.
Учебные методы имеют тенденцию быть дедуктивными или индуктивными, хотя некоторые методы используют оба. Многие уроки могут включать оба подхода.
Информация взята из
Образование в Саскачеване: выбор учебного курса.
Вернуться к началу
,
Во время научного процесса дедуктивное мышление используется для достижения логического истинного заключения. Другой тип рассуждения, индуктивный, также используется. Часто люди путают дедуктивное мышление с индуктивным, и наоборот. Важно понять значение каждого типа рассуждений, чтобы можно было определить правильную логику.
Дедуктивное мышление
Дедуктивное мышление является основной формой правильного мышления.Согласно Калифорнийскому государственному университету, дедуктивное рассуждение или дедукция начинается с общего утверждения или гипотезы и рассматривает возможности прийти к конкретному логическому выводу. Научный метод использует дедукцию для проверки гипотез и теорий. «В дедуктивном заключении мы придерживаемся теории и на ее основе делаем прогноз ее последствий. То есть мы прогнозируем, какими должны быть наблюдения, если теория верна. Мы переходим от общего — теории — к конкретному — наблюдения «, сказал докторСильвия Вассертхейл-Смоллер, почетный исследователь и профессор медицинского колледжа Альберта Эйнштейна.
Дедуктивное мышление обычно следует за шагами. Сначала есть посылка, затем вторая посылка и, наконец, вывод. Распространенной формой дедуктивного мышления является силлогизм, в котором два утверждения — основная предпосылка и второстепенная предпосылка — приходят к логическому заключению. Например, за посылкой «Каждый А есть Б» может следовать другая посылка: «Это С есть А». Эти заявления привели бы к заключению «Это С Б.«Силлогизмы считаются хорошим способом проверить дедуктивное мышление, чтобы убедиться, что аргумент действителен.
Например,« Все люди смертны. Гарольд это мужчина. Следовательно, Гарольд смертелен. «Для того, чтобы дедуктивные рассуждения были верны, гипотеза должна быть правильной. Предполагается, что предпосылки« Все люди смертны »и« Гарольд — человек »верны. Следовательно, заключение логично и true. В дедуктивном мышлении, если что-то верно для класса вещей в целом, это также верно для всех членов этого класса.
Согласно Калифорнийскому государственному университету, выводы дедуктивного вывода являются определенными, если предпосылки верны. Можно прийти к логическому выводу, даже если обобщение неверно. Если обобщение неверно, заключение может быть логичным, но оно также может быть неверным. Например, аргумент «Все лысые люди — деды. Гарольд — лысый. Поэтому Гарольд — дедушка» — логически обоснован, но неверен, потому что первоначальное утверждение ложно.
Индуктивное мышление
Индуктивное мышление является противоположностью дедуктивного мышления.Индуктивное мышление делает широкие обобщения из конкретных наблюдений. В основном, есть данные, затем из данных делаются выводы. Это называется индуктивной логикой, в соответствии с государственным университетом штата Юта.
«В индуктивном умозаключении мы переходим от частного к общему. Мы делаем много наблюдений, различаем закономерности, делаем обобщения и делаем выводы в объяснении или теории», — сказал Вассертхейл-Смоллер в интервью Live Science. «В науке существует постоянное взаимодействие между индуктивным выводом (основанным на наблюдениях) и дедуктивным выводом (основанным на теории), пока мы не становимся все ближе и ближе к« истине », к которой мы можем только приблизиться, но не установить с полной уверенностью.«
Пример индуктивной логики:« Монета, которую я вытащил из сумки, — копейка. Эта монета — копейки. Третья монета из сумки — копейка. Следовательно, все монеты в сумке — копейки ».
Даже если все утверждения верны в утверждении, индуктивные рассуждения позволяют сделать вывод неверным. Вот пример:« Гарольд — дедушка. Гарольд лысый. Поэтому все деды лысые ». Заключение не следует логически из утверждений.
Индуктивное мышление имеет место в научном методе.Ученые используют его для формирования гипотез и теорий. Дедуктивное мышление позволяет им применять теории к конкретным ситуациям.
Абдуктивное мышление
Еще одна форма научного мышления, которая не вписывается в индуктивное или дедуктивное мышление — это абдуктивная. По мнению Бьютта Колледжа, абдуктивное мышление обычно начинается с неполного набора наблюдений и переходит к наиболее вероятному объяснению группы наблюдений. Он основан на выдвижении и проверке гипотез с использованием наилучшей доступной информации.Это часто влечет за собой обоснованное предположение после наблюдения явления, для которого нет четкого объяснения.
Например, человек входит в их гостиную и находит разорванные бумаги по всему полу. Собака человека была одна в комнате весь день. Человек приходит к выводу, что собака порвала бумаги, потому что это наиболее вероятный сценарий. Теперь, сестра человека, возможно, принесла его племянницей, и она, возможно, разорвала бумаги, или это могло быть сделано арендодателем, но теория собаки — более вероятное заключение.
Абдуктивные рассуждения полезны для формирования гипотез для проверки. Абдуктивные рассуждения часто используются врачами, которые ставят диагноз на основании результатов теста, и присяжными, которые принимают решения на основании представленных им доказательств.
Дополнительные ресурсы
,