Дети с дефицитом внимания и гиперактивностью: Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка :: Polismed.com

Содержание

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей: симптомы, лечение, профилактика

Этот синдром характерен в возрасте от 3 до 12 лет. Специалист делит их на 2 группы:

От 3 до 6 лет;

«Синдром характеризуется не только гиперактивностью, но и агрессией по отношению к внешнему миру. Всякий раз, когда дошколят приводят ко мне на консультацию и коррекционную работу, я всегда наблюдаю у таких детей агрессивную реакцию. Как только им начинаешь не позволять, запрещать, каким-либо образом ограничивать, эти дети всегда начинают проявлять повышенную агрессию. Поначалу это может выглядеть в виде капризов, истерик, но порой это доходит до физических агрессивных реакций. Ребенок с СДВГ в возрасте от 3 до 6 лет неаккуратен: он бросает и ломает вещи, игрушки, различные предметы. Он не задумывается о последствиях и не думает, что это может причинить кому-то или чему-то вред.

Для СДВГ также характерна чрезмерная энергичность во время игр, которая порой носит разрушительный характер. Например, ребенок заигрывается и, совершенно не думая, может нанести удары другому ребенку.

Сюда же относят излишнюю болтливость, ребенок неугомонный, задает много вопросов. Причем его речь может быть хаотичной. В этой связи я также хочу отметить, что до сегодняшнего дня спорным остается вопрос об уровне развития интеллектуальных способностей. Есть детки с СДВГ, у которых уровень интеллектуального мышления несколько снижен по сравнению со средним уровнем. А есть детки с СДВГ, у которых он наоборот выше среднего уровня. По своему опыту могу сказать, что с ними работать гораздо сложнее по той причине, что они требуют какой-то четкой аргументации. Просто уговорить не получится. Ты никогда не будешь в авторитете, если не поддерживаешь диалог на равных с ним.

Дети с СДВГ очень часто спорят, у них завышена планка требований, они не признают отказов, что тоже вызывает агрессию. Они шумные, крикливые, часто перебивают других людей и никого не слушают.

У таких детей сильная раздражительность, ребенок не послушен, он практически не подчиняется никаким требованиям родителей, делает все наперекор. Часто такие дела из-за синдрома попадают в опасные ситуации и получают травмы. Это происходит из-за двигательной неловкости – это один из ярких симптомов, которые мы можем наблюдать не невербальном уровне. Речь часто у таких детей нарушена, скомканная, ребенок не успевает проконтролировать смысл, который он хочет донести до собеседника. Это обычно характеризуется у тех, чей уровень интеллектуального мышления ниже среднего. Если же он наоборот выше среднего, и ребенок достаточно талантлив, то в данном случае речь его тоже будет несколько скомканной, но по другой причине – у него настолько быстро протекают мыслительные процессы, что он не может успеть выдать ту информацию до конца, как его мысли перескакивают на другие темы, детали», — рассказывает клинический психолог.

Как лечить СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Как и в вопросах диагностики, здесь тоже нет единого мнения. СДВГ – это диагноз, при котором преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей

Фото с сайта huffingtonpost.com

Первую часть статьи (о диагностике СДВГ) читайте здесь.

Страстная полемика сопровождает использование лекарственных препаратов. В США для купирования симптомов СДВГ применяют стимуляторы, самый распространенный из которых – Риталин (метилфенидад). Их употребление резко критикуют некоторые эксперты, общественность, озабоченность по их поводу высказывает Всемирная организация здравоохранения, однако ряд медицинских агентств настаивает на эффективности и безопасности стимуляторов.

Исследованиям, подтверждающим действенность стимуляторов и противоположным работам, демонстрирующим неэффективность, вредные побочные эффекты, а также риск пристрастия к кокаину в подростковом возрасте у детей, принимавшим стимуляторы в течение длительного времени, можно было бы посвятить отдельную статью.

И на Западе, и в России для того, чтобы снизить гиперактивность и возбудимость ребенка, широко применяются антипсихотические препараты (Сонапакс, Неулептил, Рисполепт, Абилифай, Сероквель). Между тем, исследования свидетельствуют, что эти препараты сокращают объем мозговой ткани, не говоря уже о таких побочных эффектах, как увеличение массы тела, повышения уровня холестерина в крови, повышение кровяного давления, развитие диабета, треморы, вплоть до тардивной дискинезии.

В Великобритании право прописывать антипсихотики дано не только узким специалистам, но и педиатрам. В 2011 году британцы обнаружили, что за последние 10 лет количество детей, принимающих эти препараты, выросло в 2 раза, причем среди них немало тех, кому едва исполнилось 5 лет.

Это произвело сильное впечатление на правительство, которое приняло решение выделить 32 миллиона фунтов стерлингов на расширение сервиса психологической помощи детям и подросткам.

Как уже говорилось в первой части статьи, очень важно провести медицинское обследование ребенка с СДВГ. В отдельных случаях, взяв под контроль физические проблемы, удается снизить симптоматику гиперактивности и нарушения внимания. Например, это происходит при восстановлении нормального кровоснабжения головного мозга после коррекции родовых повреждений шейного отдела позвоночника.

В России для улучшения метаболизма мозга, повышения тонуса коры детям с СДВГ нередко прописывают ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, акатинол мемантин, глицин, фенибут). От врачей часто приходится слышать, что они в своей практике наблюдают положительный эффект от препаратов, однако клинически их эффективность не доказана.

Образ ребенка с неназванным диагнозом СДВГ – невнимателен на уроках, плохо успевает, несобранный в быту – нередко используется для рекламы поливитаминов. Попил «Алфавит» – и тут же овладел и алфавитом, и прочими академическими знаниями и навыками. На самом деле маловероятно, что поливитамины произведут именно такой эффект. Это не исключает того, что ряд конкретных питательных веществ может оказать положительное воздействие на симптомы СДВГ.

Есть исследования (например, вот это), демонстрирующие недостаток содержания омега-3 жирных кислот в организме детей и подростков с СДВГ, а также положительный эффект от их приема (например, это). Лучший источник омега-3 жирных кислот – это рыбий жир, который полезен сразу во многих отношениях и не имеет вредных побочных эффектов, за исключением индивидуальной непереносимости.

А вот в этом французском исследовании 40 детей с симптомами СДВГ принимали ежедневно в течении 8 недель витамин В6 (0,6 мг на 1кг массы тела) и магний (6 мг на 1 кг массы тела). У участников исследования значительно снизилась гиперактивность и агрессивность, улучшилось внимание. Дети из контрольной группы, принимавшие плацебо, подобных изменений не продемонстрировали. Через несколько недель после окончания курса симптомы СДВГ у детей из экспериментальной группы возобновились, что также говорит о том, что улучшения были обеспечены именно приемом В6 и магния.

Для ребенка и подростка с СДВГ важную роль играет структура питания. Некоторые родители очень довольны эффектом безглютеновой/бесказеиновой диеты (исключающей белок глютен, содержащийся в пшенице, ржи и ряде других злаков, и казеин, содержащийся в молоке), которую часто рекомендуют детям с аутизмом, имеющим некоторые общие симптомы с СДВГ. («Милосердие» публиковало подробную статью о безглютеновой диете). Другие хвалят бесполисахаридную диету (исключающую полисахариды, то есть сахарозу и крахмалы), которую в русскоязычных источниках называют еще специфической углеводной диетой или палео-диетой, а в англоязычных – SCD, GAPS, Paleo Diet.

Недавний мета-анализ датских ученых свидетельствует о том, что наилучшие результаты при СДВГ дали элиминационные диеты, при которых исключались определенные продукты питания, провоцирующие гиперактивность, импульсивность, невнимательность. Кстати, это же исследование выявило и полезность рыбьего жира для детей с СДВГ.

Эксперты советуют родителям выявить те продукты, к которым у ребенка может быть индивидуальная непереносимость. Для этого нужно проводить ротацию продуктов, поочередно выводя их из диеты на неделю-другую, наблюдая за степенью выраженности симптомов СДВГ и оценивая результат.

Доктор Ричард Согн, детский психиатр и один из ведущих американских экспертов по СДВГ, считает, что детям с этим синдромом полезно все то, что полезно для мозга. Прежде всего, их диета должна быть богата белком в виде мяса, яиц, орехов, сыра, бобовых. Он советует давать эти продукты ребенку на завтрак, а также в качестве перекуса между уроками.

Углеводы необходимы, но в виде овощей и фруктов, а вот сахар, конфеты, мучные продукты, рис и картошку желательно вывести или сильно ограничить. Очень важно включить в рацион рыбу и другие источники омега-3 жирных кислот, такие как грецкие и бразильские орехи, оливковое масло и масло канолы.

Американская академия педиатрии рекомендует исключить из структуры питания детей с СДВГ продукты с консервантами и искусственными пищевыми красителями, а некоторые эксперты считают, что избегать следует любых пищевых добавок.

Важнейшим методом лечения СДВГ являются поведенческие терапии: для детей это, прежде всего, прикладной поведенческий анализ (Applied Behaviour Analysis, ABA), для подростков и молодых людей – когнитивно-поведенческая терапия (Cognitive Behavioural Therapy).

Прикладной поведенческий анализ в США и Великобритании считается золотым стандартом коррекции поведения детей-аутистов, но применяется и в работе с детьми, страдающими СДВГ.

В России этот метод появился не так давно и в основном стараниями родителей-активистов при продолжающемся сопротивлении отечественной дефектологии и коррекционной педагогики, объявивших эту терапию дрессурой. Такое мнение может сложиться лишь при очень поверхностном ознакомлении с этой методикой. На самом деле она основана на тщательном анализе поведения ребенка, позволяющим выявить его слабые и сильные стороны и создать тщательно структурированную программу модификации поведения, основанную на поощрении желательного поведения ребенка.

К сожалению, за пределами столицы почти невозможно найти грамотного поведенческого аналитика и терапевта, но многие родители заканчивают дистанционные курсы, участвуют в конференциях, семинарах и вебинарах, чтобы освоить азы терапии и помочь ребенку самостоятельно. (Более подробно узнать об этом можно в группе «Центр проблем аутизма»).

Есть и домашние поведенческие стратегии, которые эксперты рекомендуют применять родителям:

  • Для ребенка с СДВГ очень важен режим дня. Составьте его и следите за тем, чтобы ребенок следовал ему.
  • Организуйте пространство так, чтобы для всех необходимых ребенку предметов (одежды, игрушек, школьных принадлежностей) было строго определенное место. Это позволит ребенку реже терять их.
  • Избегайте отвлекающих факторов, особенно когда ребенок выполняет домашнее задание. Обязательно выключайте радио и телевизор на это время.
  • Давайте ребенку выбор, но сокращайте количество вариантов, для того чтобы упростить его. Предложите выбор из двух вариантов одежды, еды, игрушек, чтобы не создавать сенсорной и эмоциональной перегрузки.
  • Когда вы напоминаете ребенку о необходимости выполнить ту или иную обязанность, старайтесь все разъяснения и инструкции делать короткими и ясными. По возможности избегайте как уговоров, так и угрозы наказания.
  • Используйте наглядные материалы, чтобы отмечать поставленные цели и успехи ребенка в их достижении. Подыщите форму вознаграждения его усилий. Обязательно проследите за тем, чтобы задачи были реалистичны, не превышали возможностей ребенка.
  • Помогите своему ребенку найти область, в которой он может применить свои способности и пережить ощущение успеха. Это подни

Дефицит внимания у детей: признаки и коррекция. СДВГ

Синдром дефицита внимания является самым распространенным неврологическим и поведенческим расстройством. Диагностируется это отклонение у 5% детей. Чаще всего встречается у мальчиков. Заболевание считается неизлечимым, в большинстве случаев ребенок его просто перерастает. Но бесследно патология не исчезает. Она проявляется асоциальным поведением, депрессиями, биполярными и другими расстройствами. Чтобы этого избежать, важно вовремя диагностировать дефицит внимания у детей, признаки которого проявляются еще в дошкольном возрасте.

Очень сложно разграничить обычное баловство или невоспитанность от действительно серьезных нарушений в психическом развитии. Проблема еще и в том, что многие родители не хотят признавать, что их ребенок болен. Они считают, что нежелательное поведение пройдет с возрастом. Но такой поход может привести к серьезным последствиям для здоровья и психики ребенка.

дефицит внимания у детей признаки

Характеристика синдрома дефицита внимания

Данное неврологическое отклонение в развитии стали изучать 150 лет назад. Педагоги и психологи заметили общие симптомы у детей с поведенческими проблемами и отставанием в обучении. Особенно это заметно в коллективе, где ребенку с такой патологией избежать неприятностей просто невозможно, ведь он эмоционально нестабилен и не может себя контролировать.

Ученые выделили такие проблемы в отдельную группу. Патологии присвоили название — «дефицит внимания у детей». Признаки, лечение, причины появления и последствия до сих пор изучаются. Врачи, педагоги и психологи стараются помочь таким детям. Но пока заболевание считается неизлечимым. Одинаково ли проявляется дефицит внимания у детей? Признаки его позволяют выделить три вида патологии:

  1. Просто дефицит внимания. Ребенок рассеян, медлителен, неспособен концентрироваться на чем-то.
  2. Гиперактивность. Она проявляется вспыльчивостью, импульсивностью и повышенной двигательной активностью.
  3. Смешанный вид. Он встречается чаще всего, поэтому нарушение часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.

 признаки синдрома дефицита внимания у детей

Почему появляется такая патология?

Ученые до сих пор не могут точно установить причины развития этого заболевания. По многолетним наблюдениям установлено, что появление СДВГ провоцируют следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Индивидуальные особенности нервной системы.
  • Плохая экология: загрязненный воздух, вода, бытовые предметы. Особенно вреден свинец.
  • Воздействие токсичных веществ на организм беременной женщины: алкоголя, лекарственных средств, загрязненных пестицидами продуктов.
  • Осложнения и патологии во время вынашивания плода и родовой деятельности.
  • Травмы или инфекционные поражения головного мозга в раннем детстве.

Кстати, иногда патологию может вызвать неблагоприятная психологическая обстановка в семье или неправильный подход к воспитанию.

дефицит внимания у детей признаки лечение

Как диагностировать СДВГ?

Очень сложно вовремя поставить диагноз «дефицит внимания у детей». Признаки и симптомы патологии явно заметны, когда уже проявляются проблемы в обучении или поведении ребенка. Чаще всего о наличии расстройства начинают подозревать педагоги или психологи. Многие родители такие отклонения в поведении списывают на переходный возраст. Но после обследования у психолога можно диагностировать дефицит внимания у детей. Признаки, методы лечения и особенности поведения с таким ребенком родителям лучше подробно изучить. Только так можно откорректировать поведение и предотвратить более серьезные последствия патологии во взрослом возрасте.

Но для подтверждения диагноза необходимо провести полное обследование. Кроме того, следует наблюдать за ребенком не менее полугода. Ведь симптомы могут совпадать при различных патологиях. Прежде всего, стоит исключить расстройства зрения и слуха, наличие поражения головного мозга, судорог, отставаний в развитии, воздействие гормональных препаратов или отравление токсичными средствами. Для этого в обследовании ребенка должны участвовать психологи, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, терапевты, логопеды. Кроме того, расстройства в поведении могут быть ситуативными. Поэтому диагноз ставится только при стойких и регулярных нарушениях, проявляющихся длительное время.

Дефицит внимания у детей: признаки

Как его лечить, ученые еще не до конца выяснили. Сложность в том, что патологию сложно диагностировать. Ведь ее симптомы часто совпадают с обычными отставаниями в развитии и неправильным воспитанием, возможно, избалованностью ребенка. Но есть и определенные критерии, по которым можно выявить патологию. Различают такие признаки синдрома дефицита внимания у детей:

  1. Постоянная забывчивость, невыполнение обещаний и незаконченные дела.
  2. Неспособность концентрировать внимание.
  3. Эмоциональная неустойчивость.
  4. Отсутствующий взгляд, погружение в себя.
  5. Рассеянность, которая проявляется в том, что ребенок все время что-то теряет.
  6. Такие дети не способны сосредоточиться на каком-то одном занятии. Они не справляются с делами, в которых требуются умственные усилия.
  7. Ребенок часто отвлекается.
  8. У него проявляются нарушение памяти и отставание в умственном развитии.

дефицит внимания у детей признаки и лечение

Гиперактивность у детей

Часто синдром дефицита внимания сопровождается повышенной двигательной активностью и импульсивностью. В этом случае еще сложнее поставить диагноз, так как такие малыши обычно не отстают в развитии, а их поведение принимается за невоспитанность. Как же в этом случае проявляется дефицит внимания у детей? Признаки гиперактивности такие:

  • Чрезмерная болтливость, неспособность выслушать собеседника.
  • Постоянные беспокойные движения стопами и кистями.
  • Ребенок не может спокойно сидеть, часто вскакивает.
  • Бесцельные движения в ситуациях, когда они неуместны. Речь идет о беготне, прыжках.
  • Бесцеремонное вмешательство в чужие игры, разговоры, занятия.
  • Двигательная активность продолжается даже во время сна.

Такие дети импульсивные, упрямые, капризные и неуравновешенные. У них отсутствует самодисциплина. Они не могут себя контролировать.

дефицит внимания у детей признаки и симптомы

Нарушения в состоянии здоровья

Не только в поведении проявляется дефицит внимания у детей. Признаки его заметны в различных нарушениях психического и физического здоровья. Чаще всего это заметно по появлению депрессий, страхов, маниакального поведения или нервного тика. Последствиями такого расстройства являются заикание или энурез. У детей с дефицитом внимания снижет аппетит или наблюдаться расстройства сна. Они жалуются на частые головные боли, утомляемость.

дефицит внимания у детей признаки и коррекция

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как синдром проявляется у взрослых?

С возрастом симптомы патологии немного стихают. Многим удается адаптироваться к обычной жизни. Но чаще всего признаки патологии сохраняются. Остается суетливость, постоянная тревожность и беспокойство, раздражительность и пониженная самооценка. Отношения с людьми ухудшаются, часто больные находятся в постоянной депрессии. Иногда наблюдаются маниакальные расстройства, которые могут перерасти в шизофрению. Многие больные находят успокоение в алкоголе или наркотиках. Поэтому часто заболевание приводит к полной деградации человека.

Как лечить дефицит внимания у детей?

Признаки патологии могут быть выражены по-разному. Иногда ребенок приспосабливается, и расстройство становится менее заметным. Но в большинстве случаев рекомендуется заболевание лечить, чтобы улучшить жизнь не только больному, но и окружающим. Хотя патология считается неизлечимой, определенные меры все же принимаются. Каждому ребенку они выбираются индивидуально. Чаще всего это такие методы:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Коррекция поведения.
  3. Психотерапия.
  4. Особая диета, исключающая искусственные добавки, красители, аллергены и кофеин.
  5. Физиотерапевтические процедуры — магнитотерапия или транскраниальная микротоковая стимуляция.
  6. Альтернативные методы лечения — йога, медитация.

как лечить дефицит внимания у детей признаки

Коррекция поведения

Сейчас все чаще встречается дефицит внимания у детей. Признаки и коррекция этой патологии должны быть известны всем взрослым, которые общаются с больным ребенком. Считается, что полностью вылечить заболевание невозможно, но можно скорректировать поведение детей, облегчить им адаптацию в обществе. Для этого необходимо участие всех людей, окружающих ребенка, особенно родителей и учителей.

Эффективны регулярные занятия с психологом. Они помогут ребенку преодолевать желание действовать импульсивно, держать себя в руках и правильно реагировать на обиду. Для этого используются различные упражнения, моделируются коммуникативные ситуации. Очень полезна релаксационная методика, которая помогает снять напряжение. Родителям и педагогам необходимо постоянно поощрять правильное поведение таких детей. Только положительная реакция поможет им надолго запомнить, как нужно действовать.

дефицит внимания у детей признаки как его лечить

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: «Метилфенидат», «Имипрамин», «Ноотропин», «Фокалин», «Церебролизин», «Декседрин», «Страттера».

дефицит внимания у детей признаки методы лечения

Советы для родителей

Совместными усилиями педагогов, психологов и других специалистов можно помочь ребенку. Но основная работа ложится на плечи родителей ребенка. Только так можно преодолеть дефицит внимания у детей. Признаки и лечение патологии взрослым обязательно нужно изучить. А в общении с ребенком соблюдать определенные правила:

  • Проводить больше времени с малышом, играть и заниматься с ним.
  • Показывать, как сильно его любят.
  • Не давать ребенку сложных и непосильных заданий. Объяснения должны быть четкими и понятными, а задачи — быстро выполнимыми.
  • Постоянно повышать самооценку ребенка.
  • Детям с гиперактивностью необходимо заниматься спортом.
  • Нужно соблюдать строгий режим дня.
  • Нежелательное поведение ребенка нужно мягко пресекать, а правильные поступки поощрять.
  • Нельзя допускать переутомления. Дети обязательно должны достаточно отдыхать.
  • Родителям необходимо сохранять спокойствие в любых ситуациях, чтобы быть примером для малыша.
  • Для обучения лучше найти такую школу, где возможен индивидуальный подход. В некоторых случаях возможно домашнее обучение.

Только комплексный подход к воспитанию поможет ребенку адаптироваться к взрослой жизни и преодолеть последствия патологии.

что это такое у детей, диагноз синдрома дефицита внимания

Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Признаки расстройства в раннем возрасте, у дошкольников и учащихся начальной школы. Факторы, влияющие на появление диагноза СДВГ.


СДВГ — это расстройство поведенческого развития, которое проявляется в излишней активности, неусидчивости и импульсивности, ежегодно обнаруживается у 3−5% детей. Это одна из самых распространённых причин нарушения поведения и возникновения проблем в учёбе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, причины его появления и методы лечения почти две сотни лет не дают покоя учёным со всего мира.


Общая информация о СДВГ


Неврологическо-поведенческое расстройство впервые стали изучать около 150 лет назад. Не один десяток лет учёные спорят о способах диагностики и терапии этой патологии. Одни считают, что следует проводить лечение медикаментозными препаратами, другие, что лучше использовать меры психологического характера.


Факт наличия расстройства также подлежит сомнению: специалисты не знают наверняка, когда диагноз СДВГ — результат сбоя в мозговой деятельности, а когда — результат ошибок в воспитании и негативного психологического климата в семье.


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у мальчиков выявляют в 5 раз чаще, чем у девочек. У представителей мужского пола он проявляется агрессией, непослушанием, а у девочек характеризуется невнимательностью.


Без применения соответствующего лечения основные симптомы проявления патологии во взрослом возрасте могут постепенно отойти на второй план. Некоторые дети адаптируются к обычной жизни. Но чаще всего прогноз неутешителен — заболевание не проходит бесследно, и у людей остаётся постоянная тревожность, пониженная самооценка и раздражительность.


Вместе с тем повышается риск возникновения таких негативных факторов:

  • Алкогольной и наркотической зависимости;
  • Трудностей с усвоением новой информации;
  • Депрессий и панических атак;
  • Шизофрении;
  • Нервных тиков;
  • Частых головных болей;
  • Склонности к антисоциальным действиям.


Лечение дефицита внимания и гиперактивности назначается только после выявления точной причины, которая привела к появлению заболевания. Медикаментозная терапия позволяет принимать детям витамины и успокоительные препараты. Все таблетки, назначаемые по линии неврологии, направлены на стабилизацию работы нервной системы.


Скорректировать поведение ребёнка и обеспечить ему адаптацию в коллективе помогут занятия с профессиональным психологом. Он даст советы, как научиться правильно реагировать в конфликтной ситуации и держать себя в руках, подавить импульсивность и проявить терпение. Родители услышат рекомендации о том, какую линию поведения выбрать по отношению к своему малышу. На своих занятиях психолог использует различные упражнения, которые помогают снять напряжение и наладить двигательную рекреацию (комплекс оздоровительных мероприятий).

мама и ребёнок с синдромом дефицита внимания


Причины возникновения


На сегодняшний день учёным не удалось установить точные причины появления у ребёнка СДВГ. Они сходятся во мнении, что развитию заболевания может способствовать сочетание факторов, которые нарушают нормальное функционирование нервной системы. К ним относятся:

  • Обвитие плода пуповиной в утробе матери, в следствии этого длительное кислородное голодание плода (асфиксия), а также возможное произошедшее кровоизлияние в мозг;
  • Бесконтрольный приём беременной женщиной лекарственных препаратов, курение, употребление алкоголя и наркотиков;
  • Перенесённые во время беременности инфекции, психотравмы;
  • Иммунологическая несовместимость матери и плода;
  • Осложнённые роды, во время которых произошло травмирование позвоночника или головы младенца;
  • Неполноценное питание будущей мамы или употребление пищи, содержащей пестициды и другие неполезные продукты;
  • Плохая экология;
  • Угроза прерывания беременности;
  • Высокая температура новорождённого (около 40 градусов), которая держится длительное время;
  • Приём лекарственных препаратов нейротоксического действия;
  • Перенесённая ребёнком в младенческом возрасте пневмония и тяжёлое заболевание почек;
  • Порок сердца.


В течение нескольких десятилетий преобладало мнение, что основная причина развития синдрома гиперактивности у детей — нарушение семейных отношений и ошибки в воспитании, которые совершили родители. В настоящее время такой подход считают ошибочным. Сложная ситуация в семье, импульсивность взрослых лишь усиливают симптомы, но не могут быть фактором, провоцирующим развитие недуга.


Проявление синдрома нехватки внимания и гиперактивности у ребёнка — это не результат плохого воспитания родителей или вседозволенности, а следствие особой работы мозга. Поэтому неврологи диагностируют это расстройство, как неврологическое заболевание. Многочисленные исследования показали, что причина болезни кроется в ДНК человека и в его основе лежат генетические факторы. Для возникновения недуга необходимо, чтобы сработал не один, а несколько различных генов.


Синдром недостатка внимания и гиперактивности зачастую просто передаётся из поколения в поколение. Ребёнок с вероятностью 50% наследует синдром, если он был диагностирован хотя бы у одного из родителей. Риск возникновения заболевания примерно в 7 раз выше в тех семьях, в которых кто-то страдает от расстройства.

Симптомы СДВГ в раннем возрасте


Ребёнок, у которого диагностировали заболевание, проявляет гиперактивность абсолютно в любых ситуациях. Он неусидчив в своём доме или у незнакомых людей, в детском саду или школе.


Наиболее ярко признаки расстройства проявляют себя в возрасте 5−10 лет, но распознать первые симптомы можно значительно раньше по характерным чертам поведения ещё грудного ребёнка:

  • Повышение мышечного тонуса младенца. Он старается поскорее избавиться от пелёнок и тугой одежды;
  • Новорождённый малыш раньше установленного срока начинает держать голову, а также переворачиваться, ползать, сидеть и ходить;
  • Родителям трудно уложить кроху спать, ребёнок спит урывками и значительно меньше нормы;
  • При переутомлении, как правило, впадает в истерику, вместо того, чтобы заняться спокойным видом деятельности или уснуть самостоятельно;
  • Яркий свет, громкие звуки, резкие движения и смена обстановки вызывают громкий плач;
  • Частая неоднократная рвота фонтаном, не похожая на срыгивание;
  • Чаще всего малыш выбрасывает новые игрушки, не успев их хорошо рассмотреть.


Подобные признаки нарушения поведения нередко указывают на склонность ребёнка к СДВГ, но также могут присутствовать у многих активных детей, не достигших возраста трёх лет.


Следствием синдрома является нарушение функционирования детского организма. У ребёнка возникают проблемы с пищеварением. Вегетативная нервная система активно стимулирует кишечник, результатом чего становится частая диарея. У гиперактивных детей чаще, чем у сверстников, обнаруживают аллергические реакции и высыпания на коже.


Признаки синдрома у дошкольников и школьников


Признаки дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста определить немного проще, поскольку симптомы имеют более выраженный характер. Родители всё чаще замечают, что поведение их малыша отличается от окружающих сверстников и обнаруживают у детей признаки дефицита внимания и гиперактивности:

  1. Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок занимается интересными для него делами одновременно. Он может начать раскрашивать картинку, а затем бросить занятие, не доведя работы до конца. При чтении текста перескакивает через строчку. Не способен планировать и не отличает главное от второстепенного.
  2. Избегание рутинных дел и занятий. Под любым предлогом старается не выполнять действия, которые не представляют для него интерес на данный момент. Он прячется или убегает, может устроить истерику. Ребёнок проявляет больше внимания, когда в комнате тихо, и в ней не присутствуют другие люди.
  3. Чрезмерная активность. Совершает действия, не имеющие определённой цели, и словно не замечает их. Он может вращать руками и ногами, бегать, прыгать, стучать по предметам, ломать игрушки. Постоянно в движении, не ходит, а бегает.
  4. Очень громко и быстро говорит. Недослушав вопроса, сразу выкрикивает ответ, перебивая собеседника. Его мысли перескакивают с одной на другую, поэтому фразы не окончены и не обдуманы. Такое поведение обижает окружающих и приводит к конфликтам.
  5. Яркое проявление эмоций. У ребёнка очень выразительная мимика. Испытанный им страх, радость или удивление быстро появляются на лице и так же быстро исчезают.
  6. Импульсивность. Ребёнок — заложник своих желаний. Он действует необдуманно по первому побуждению и незамедлительно приступает к исполнению, не думая о последствиях. Для детей с диагнозом СДВГ не существует ограничений. На учебных занятиях школьник совершает резкие действия: вскакивает с места, шумит, выбегает в коридор во время урока, дерётся со сверстниками. Постоянно появляющиеся желания мешают довести задуманное до конца.
  7. Не умеет ждать. Незамедлительно делает то, что ему захотелось. Если не получает желаемого, истерит или сразу начинает заниматься другими делами.
  8. Частая смена настроения. В течение нескольких минут может перейти от плача к смеху. Он вспыльчив и в приступе гнева швыряет предметы, дерётся, портит вещи обидевшего его человека. Не вынашивает плана мести, а приступает к драке сразу.
  9. Отсутствие чувства самосохранения. У детей с синдромом СДВГ высок риск получения различных травм, они совершенно спокойно совершают поступки, которые представляют опасность для их жизни. Гуляют по крышам зданий, выходят на тонкий лёд только потому, что им так захотелось.


Последствия патологии часто проявляются в виде заикания и энуреза. У детей снижается аппетит и наблюдается бессонница, они жалуются на сильные головные боли и быструю утомляемость.


Нервная система таких детей слишком уязвима и не способна осилить тот объем информации, который поступает из внешнего мира. Она словно защищается от большой нагрузки чрезмерной активностью, импульсивностью и невозможностью сконцентрироваться.


Одновременно с основными симптомами, проявляются и другие второстепенные признаки СДВГ у детей:

  1. Возникновение трудностей в обучении при нормальном интеллектуальном развитии. Испытывает проблемы со школьными заданиями, особенно с чтением и письмом, не умеет воспринимать буквы и звуки по отдельности. Не способен понять арифметику.
  2. Нарушение в общении. Такой ребёнок навязчив по отношению к окружающим, им неважно сверстник это или совершенно незнакомый человек. Он слишком эмоционален и агрессивен.
  3. Эмоциональное развитие сильно отстаёт. Ребёнок неуравновешен, не терпит критики, его поведение не соответствует возрасту. Эмоциональное развитие отстаёт примерно на 30%, хотя интеллектуальное соответствует норме. К примеру, поведение 12-летнего ребёнка схоже с поведением 8-летнего.
  4. Низкая самооценка. Постоянные претензии и критика со стороны родителей и взрослых убеждают детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, что они плохие и хуже сверстников. Это усугубляет ситуацию и делают их отстранёнными, несчастными. По мнению психологов, такое отношение может привить ненависть к окружающим.
  5. Проблемы с координацией. Это и нарушение равновесия (таким детям сложно кататься на велосипеде или роликовых коньках), они не способны к спортивным играм, не могут нормально завязать шнурки и раскрашивать картинки.


На первый взгляд, симптомы у детей часто напоминают избалованность. При подозрении на СДВГ и появлении первых признаков следует сразу обратиться к неврологу или психиатру, который поставит точный диагноз.


Говорить о гиперактивности можно только тогда, когда у ребёнка обнаружены как минимум 6 ярко выраженных признаков, и они сохраняются в течение полугода и больше. Причём эти признаки должны присутствовать постоянно, а не время от времени и мешать ребёнку нормально развиваться.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, диагноз СДВГ

что это такое и как жить с синдромом дефицита внимания

СДВГ – медицинский термин, обозначающий синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Развивается СДВГ у детей в раннем возрасте, вследствие незначительной мозговой дисфункции нижних стволовых отделов. Патология проявляется чрезмерной импульсивностью и гиперактивностью. Психоэмоциональное возбуждение дополняется постоянным переключением внимания с одного действия на другое.

С возрастом синдром вызывает социальную дезадаптацию, которая приводит к проблемам во взаимоотношениях с другими людьми. Лица с болезненными отклонениями не могут вести себя адекватно обстоятельствам продолжительный период времени. Поэтому им необходима посторонняя помощь и медикаментозные препараты, регулирующие поведенческие факторы.

Распространенность заболевания

Экономическая нестабильность, неблагоприятная домашняя атмосфера, асоциальные поступки окружающих провоцируют увеличение числа больных, страдающих пограничными психическими расстройствами. Синдром СДВГ не позволяет человеку приспособиться к окружающей его среде.

Точные данные о распространении заболевания на территории России отсутствуют. Приблизительные показания по некоторым областям: патология учащихся – 7%, у дошколят – 20%.

Достоверным фактом считается, что патологическим изменением в коре головного мозга больше подвержены дети из неблагополучных и неполноценных семей. Частота случаев заболевания у мальчиков в несколько раз больше, чем у девочек.

Неправомерность статистических данных о синдроме в России — результат неправильно расцененных диагнозов. Часто психиатры идентифицируют понятия синдрома дефицита внимания и минимальную мозговую дисфункцию.

В США синдром диагностирован у 3 – 5% от общей массы, проживающих на территории страны. Европейские показатели – 2,2 – 9,5% детского населения. Многие авторитетные ученые с мировым именем сходятся во мнении, что увеличение числа больных – маркетинговый ход фармацевтических компаний. Глобальное распространение патологии связано с доступностью психостимуляторов.

Причины СДВГ

причины сдвг

Доминирующее влияние на зарождение заболевания оказывают биологические факторы. Риску болезненных отклонений подвержены дети:

  • рожденные от матерей с патологией в анамнезе;
  • матери которых перенесли серьезное психологическое потрясение во время беременности, вызвавшее задержку внутриутробного развития плода;
  • получившие родовые травмы.

Внутрисемейные психологические факторы:

  • низкая материальная обеспеченность;
  • плохие бытовые условия;
  • дефицит внимания со стороны родных;
  • отсутствие образования у родителей;
  • болезненное влечение родителей к алкоголю;
  • формирование навыков поведения в неполной семье;
  • бракоразводный семейный процесс;
  • повторный брак отца или матери;
  • частые внутрисемейные конфликты;
  • противоположные позиции родных по методам воспитания.

Спровоцировать патологию могут травмы и вирусные инфекции головного конца центральной нервной системы. Повреждение некоторых мозговых участков приводит к недостатку дофамина и норадреналина.

Немаловажное значение в зарождении заболевания имеет наследственная предрасположенность. Более половины случаев предопределены многосоставным характером этиологии.

Классификация СДВГ

Международная классификация медицинских диагнозов выделяет три типа неврологического расстройства:

  • СДВГ – ПДВ – патологические изменения выражаются преимущественно в невозможности концентрации внимания;
  • СДВГ – ГИ – характеризуются гиперактивным поведением и избыточной импульсивностью;
  • СДВГ – С – комбинированная форма патологии, объединяющая три симптома.

Синдром дефицита внимания — первичное гиперкинетическое расстройство процесса отбора информации.

Симптомы СДВГ

признаки сдвг

Общая клиническая симптоматика ярче выражена в раннем возрасте. Этот период обуславливается нарушением поведения. СДВГ у детей проявляется повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Малыш постоянно пребывает в нервной подвижности:

  • сидя на одном месте елозит;
  • задает вопросы, не дожидаясь на них ответа;
  • нетерпеливо ввязывается в общение других людей;
  • привлекает к себе внимание криком, шумом, истерическим поведением;
  • игнорирует любые указания;
  • проявляет недоброжелательность к окружающим.

Дети с непомерно активным поведением могут неосознанно нанести вред собственному здоровью.

По мере взросления болезненное отклонение вызывает все больше проблем. Обучение в школе осложняется недостатком взаимопонимания со сверстниками, педагогами, родными.

Подросток не справляется с программой обучения. Отсутствие интереса к общеобразовательным предметам вызывает у него бесцельную активность. Неприемлемых ситуаций для таких детей не существует. Во время занятий они свободно разгуливают по классу, пристают к окружающим, портят школьные предметы.

В переходном возрасте на смену гиперактивности приходит суетливость, беспокойство и чувство внутренней тревоги. СДВГ у подростков в этом периоде характеризуется:

  • неправомерным поведением;
  • психоэмоциональной неустойчивостью;
  • заниженной самооценкой;
  • безответственностью;
  • нежеланием участвовать в любом виде общественной или домашней деятельности.

Отличительные признаки СДВГ у взрослых:

  • снижение интеллектуальных способностей;
  • сложности с восприятием информации;
  • забывчивость и рассеянность;
  • недостаток сознательного контроля над эмоциональными переживаниями;
  • резкая смена настроения;
  • необоснованное излишнее беспокойство.

Лица с пограничными психическими расстройствами ведут образ жизни, не соответствующий нормам общественной морали.

Диагностика СДВГ

диагностика сдвг

Диагностика СДВГ у младших школьников включает:

  • проведение целенаправленного опроса родителей;
  • сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
  • изучение медицинской карты;
  • тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
  • выявление нарушений зрения и слуха.

Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.

Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.

Лечение СДВГ

Неврологические нарушения носят устойчивый хронический характер. Лечение и осложнение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей требует обязательной медикаментозной коррекции. Для урегулирования эмоционального состояния больного назначаются:

  • Атомоксетина гидрохлорид – увеличивает содержание дофамина и норадреналина в префронтальной коре;
  • Тиоридазин – нейролептик, уменьшающий психомоторную активность;
  • Страттера – улучшает метаболизм головного мозга;
  • Кальция гапонтенат – стимулирует анаболические процессы в нейронах;
  • Глицин – повышает умственную работоспособность.

Препараты для лечения СДВГ у детей имеют возрастные ограничения. Перед применением — обязательное ознакомление с инструкцией.

Медикаментозная помощь при дефиците внимания у ребенка обуславливается симптоматическим действием. Необходимость употребления фармакологических средств растягивается на долгие годы. Длительная терапия облегчает симптоматику и помогает в интеллектуальном и социальном развитии.

Для лечения дефицита внимания у взрослых показаны такие препараты как:

  • Рисперидон – оказывает седативное действие;
  • Тиаприд – антипсихотическое средство со снотворным эффектом;
  • Тенотен – устраняет тревогу, успокаивает;
  • Пемолин – психостимулятор из ряда неамфитаминов;
  • Магне В6 – участвует в передаче нервных импульсов.

Фармакологические лекарства для нормализации жизнедеятельности при СДВГ должны быть назначены специалистом, имеющим достаточный уровень квалификации. Самолечение недопустимо.

Прогноз

Рождение детей с синдромом дефицита внимания в последнее годы не редкость. Актуальность проблемы уже давно вышла за рамки проводимых в этой области научных исследований.

Перерасти синдром дефицита внимания и гиперактивности получается у 25% – 50% детей. С возрастом у некоторых больных симптоматика пропадает, человек становится полностью социально адаптированным членом общества. На этапе реабилитации очень важно, чтобы семья была активно вовлечена в процесс.

Коррекция и адаптация

Родным и близким необходимо избавиться от уверенности, что маленький человечек сможет справиться с проблемой самостоятельно.

У детей дошкольного возраста с синдромом СДВГ постоянные одергивания становятся дополнительной нагрузкой для нервной системы, вызывают тотальное чувство вины, провоцируют понижение самооценки.

Доктор Комаровский рекомендует при синдроме дефицита внимания и гиперактивности у детей:

  • общение проводить в мягкой спокойной форме;
  • исключать выражение эмоций и душевных переживаний;
  • чаще стимулировать ребенка с помощью одобрения и похвал, особенно если он довел до конца начатое дело;
  • разработать четкий режим дня и придерживаться его;
  • на прогулке обеспечивать проведение энергичных игр;
  • обогащать детский рацион необходимым количеством витаминов и минералов.

Профессор Заваденко Н.Н., исследовавший СДВГ, настаивает на комплексном лечении патологических отклонений. Коррекция симптомов синдрома дефицита внимания у детей, кроме медикаментозной помощи должна включать психотерапевтические и социально-педагогические методики:

  • индивидуальное регулирование социального поведения;
  • групповая и семейная психотерапия;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • тренинги родительской компетентности;
  • стратегические программы по организации и проведению школьного обучения;
  • выбор индивидуальной образовательной программы.

Родителям детей с СДВГ нужно помнить, что сделать отпрыска счастливым, жизнерадостным членом общества вполне реальная задача. Общие усилия педагогического состава школы, социальных педагогов, членов семьи, врачей узкой специализации смогут помочь ребенку адаптироваться в социальной среде.

О синдроме дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ

Предупреждение : exif_imagetype (https://parentingtoday.com/wp-content/uploads/2011/10/PETscan.jpg): не удалось открыть поток: сбой HTTP-запроса! HTTP / 1.1 404 не найден
в /sites/childdevelopmentinfo.com/files/wp-includes/functions.php в строке 2982

Предупреждение : exif_imagetype (https://parentingtoday.com/wp-content/uploads/2011/09/totalfocus728 -x-90.jpg): не удалось открыть поток: сбой HTTP-запроса! HTTP / 1.1 404 не найдено
в /sites/childdevelopmentinfo.com/files/wp-includes/functions.php в строке 2982

Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ, иногда известное как расстройство дефицита внимания — СДВ — это состояние, которое проявляется в некоторые дети дошкольного и младшего школьного возраста. Этим детям сложно контролировать свое поведение и / или обращать внимание. По оценкам, от 3 до 5 процентов детей соответствуют критериям диагноза, или примерно 2 миллиона детей в Соединенных Штатах.Это означает, что в классе от 25 до 30 детей вполне вероятно, что хотя бы у одного будет СДВГ.

Состояние было впервые описано доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, писавший книги по медицине и психиатрии, доктор Хоффман также был поэтом, который заинтересовался письмом для детей, когда не мог найти подходящих материалов для чтения. его 3-летний сын. Результатом стала книга стихов с иллюстрациями о детях и их характеристиках. «История беспокойного Филиппа» была точным описанием маленького мальчика, у которого был синдром дефицита внимания и гиперактивности.Однако только в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл опубликовал серию лекций для Королевского колледжа врачей в Англии, в которых он описал группу импульсивных детей со значительными поведенческими проблемами, вызванными генетической дисфункцией, а не плохим воспитанием детей. — дети, в которых сегодня можно легко распознать СДВГ. С тех пор было опубликовано несколько тысяч научных статей о расстройстве, содержащих информацию о его природе, течении, причинах, нарушениях и методах лечения.

Перед ребенком с СДВГ стоит трудная, но не непреодолимая задача. Чтобы полностью реализовать свой потенциал, он или она должны получать помощь, руководство и понимание со стороны родителей, консультантов и системы государственного образования. Этот документ предлагает информацию о состоянии и его лечении, в том числе исследования о лекарствах и поведенческих вмешательствах, а также полезные ресурсы по возможностям обучения.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

В самых последних рекомендациях по оценке, опубликованных Американской психиатрической ассоциацией, Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV (DSM4), расстройство известно как СДВГ и имеет несколько типов, включая: (1) преимущественно: невнимательный; (2) преимущественно импульсивный или (3) комбинированный.У людей с этим заболеванием обычно есть много (но не все) из следующих симптомов:

Невнимательность:

  • часто не может закончить начатое
  • , похоже, не слушает
  • легко отвлекается
  • имеет трудности с концентрацией или внимание
  • не придерживается игровой деятельности

Импульсивность:

  • часто действует, не задумываясь, а потом сожалеет
  • чрезмерно переключается с одного вида деятельности на другой
  • испытывает трудности с организацией работы
  • требует многого надзора
  • говорит вслух в классе
  • не ждет смены в играх или группах

Гиперактивность:

  • бегает или залезает на предметы чрезмерно
  • не может сидеть на месте и нервничает
  • с трудом удерживается на своем месте и беспокоит одноклассников
  • чрезмерная активность во время сна
  • всегда в движении и действует как «ведомый»

Эмоциональная нестабильность:

  • вспышки гнева
  • социальный одиночка
  • обвиняет других в проблемах
  • быстро борется с другими
  • очень чувствителен к критике

Диагноз ставится путем «исключения» других медицинских или психиатрических причин симптомов и определения того, что пациент соответствует критериям DSM4 для СДВГ.Психологическое тестирование может быть полезно для исключения нарушений обучаемости, а непрерывные тесты производительности (CPT Коннора, TOVA, IVA, Gordon Diagnostic) могут помочь подтвердить диагноз и помочь при подборе лекарства. В настоящее время для исследовательских целей рекомендуется использование изображений, таких как ПЭТ или ОФЭКТ. Некоторые профессиональные организации рекомендуют не использовать эти методы из-за неоправданного воздействия радиации и отсутствия достаточных данных для точной диагностики.

Этот диагноз может сочетаться с тревогой, депрессией, синдромом Туретта, биполярным расстройством, нарушением поведения и неспособностью к обучению.

Истинные пациенты с СДВГ обычно начинают проявлять симптомы к тому времени, когда они идут в школу. Некоторым очень импульсивным детям диагноз ставят уже в 2–3 года. В другой группе примерно в четвертом классе развиваются более серьезные симптомы. У этих детей, возможно, всегда был СДВГ, но они могли компенсировать это состояние. Поскольку в школе требуется больше работы и больше организационных навыков, эти дети могут достичь точки, когда они не смогут компенсировать это и проявят «полномасштабные» симптомы СДВГ.Некоторые дети могут оставаться недиагностированными до подросткового возраста. Совсем недавно у взрослых был диагностирован синдром дефицита внимания. Эти люди страдали расстройством в детстве, но не были должным образом идентифицированы в детстве. [Подробнее см .: Симптомы — Диагностика]

Причины синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Симптомы вызваны неврологической дисфункцией головного мозга. Несколько исследований с использованием ПЭТ-сканирования подтвердили, что существует определенная разница в функционировании мозга между группой людей с диагнозом СДВГ и людьми без него.Основной физиологический механизм, лежащий в основе причин, до сих пор до конца не изучен и остается предметом научных исследований.

Заболевание может быть наследственным (70%) или приобретенным (30%). Недавние исследования в области генетики определенно показали, что это заболевание передается в семье. СДВГ может быть приобретен в результате различных состояний, вызывающих повреждение (повреждение) мозга. Во время беременности и родов к ним относятся употребление лекарств во время беременности, курение во время беременности, токсикоз, инфекционные заболевания, чрезмерное облучение, недоношенность, осложненные роды.После рождения к ним относятся менингит, энцефалит, припадки от лихорадки, травмы головы и отравление свинцом. [Подробнее о причинах]

Лечение СДВГ

Лекарства, такие как стимуляторы, давно используются в лечении СДВГ. Эти лекарства улучшают химический дисбаланс в мозге, который вызывает симптомы. Ряд нейровизуализационных исследований показали, что функционирование мозга у этих пациентов действительно улучшается и становится больше похоже на нормальную группу после того, как они приняли прописанные им лекарства.Лекарства, обычно используемые при лечении, улучшают доступность в синапсах двух нейромедиаторов, дофамина и норэпинефрина. Определенные нейротрансмиттеры (химические вещества мозга) необходимы для передачи нервного импульса (сообщения) по нейропатическому пути (цепи). Когда нейротрансмиттер недоступен полностью, сообщение может быть остановлено, не дойдя до места назначения. Когда это происходит, функция, регулируемая этим контуром, может работать не так, как должна. Лекарства, которые лечат детей с СДВГ, не являются транквилизаторами или седативными средствами.Они не замедляют работу нервной системы. Они фактически улучшают работу различных областей мозга, связанных с вниманием, концентрацией и самоконтролем. Более 200 хорошо контролируемых исследований показали, что эти лекарства являются самыми безопасными и эффективными психиатрическими препаратами. Неспособность лечить лекарствами может привести к повышенному риску злоупотребления психоактивными веществами и уменьшению объема белого вещества в головном мозге.

Общие лекарства:

  • Adderall
  • Concerta
  • Dexedrine
  • Focalin
  • Metadate
  • Methylin
  • Ritalin
  • Straterra (SNRI не стимулятор)

В тяжелых случаях антидепрессанты или антидепрессанты может быть использовано.[Подробнее о лекарствах]

Нет никаких научных доказательств в поддержку использования диеты, добавок или биологической обратной связи в качестве лечения. Медикаменты — наиболее часто используемый метод лечения СДВГ. Его часто используют вместе с психологическими методами, такими как изменение поведения и просвещение пациентов / семей. Для объективного обзора см. Дополнительные и альтернативные методы лечения от Национального ресурсного центра .

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует, чтобы лечение расстройства состояло из комплексного плана с использованием ЛЕКАРСТВ И ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ.Детям с СДВГ с легкими и умеренными симптомами может потребоваться ТОЛЬКО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА, чтобы добиться значительного улучшения. В лечении должны участвовать врач, ребенок, родители, члены семьи и школьный персонал, работающие вместе. Основы плана лечения должны выполняться последовательно в течение длительного периода времени (лет) для достижения максимальных и устойчивых результатов. Для обзора рекомендуемых психологических вмешательств см. Психологическое лечение детей и подростков от Национального ресурсного центра и Доказательное психологическое лечение для детей от Института развития ребенка.Согласно исследованию, проведенному в Государственном университете Нью-Йорка в Буффало , «сочетание терапии модификации поведения с лекарствами является наиболее эффективным способом улучшить поведение многих детей с СДВГ. Фактически, когда эти два средства объединены, как показало исследование, количество лекарств, необходимых для достижения тех же результатов, что и использование одного лекарства, может быть уменьшено на две трети ».

Из-за финансовых и временных факторов часто упускаются из виду важные меры психологического лечения.Институт развития ребенка признал это и разработал мультимедийную программу, известную как Total Focus ™, в которой родители и дети работают вместе как одна команда, чтобы помочь ребенку добиться успеха в школе и наслаждаться жизнью дома и в обществе. Эта программа самопомощи adhd основана на 20-летнем клиническом опыте автора и разработана ведущим издателем программ для родителей. Эта экономически эффективная программа, основанная на доказательствах, предоставляет учебные материалы, аудио-уроки и даже устройство температурной биологической обратной связи для использования как родителями, так и детьми, которые обучают навыкам преодоления трудностей на основе проверенных стратегий лечения, включая:

  • Обучение родителей
  • Программы модификации поведения для дома и школа
  • Тренинг релаксации для улучшения эмоционального контроля
  • Когнитивно-поведенческая терапия для улучшения мотивации, навыков решения проблем и самооценки
  • Веселые упражнения когнитивной реабилитации (тренировки мозга) для улучшения внимания, концентрации и исполнительного функционирования Тренинг социальных навыков для родителей

Предоставляются полные, простые для выполнения инструкции, а также многочисленные вопросники, диаграммы и раздаточные материалы для реализации программ изменения поведения и отслеживания прогресса.При желании доступны даже телефонные консультации специалистов в области психического здоровья, обученных автором программы. [Подробнее о Total Focus]

Долгосрочная перспектива для людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

При правильном лечении дети и подростки могут вести нормальную и продуктивную жизнь. Фактически, многие черты этих людей могут помочь им добиться больших успехов в дальнейшей жизни. Следует отметить, что любящая, поддерживающая и последовательная среда важна для положительного роста и развития всех детей, особенно детей с синдромом дефицита внимания или другими трудностями в обучении.Люди с СДВГ обычно имеют интеллект среднего или выше среднего. Они часто очень креативны и обычно обладают высоким уровнем энергии. Эти люди также часто бывают очень чувствительными и нежными.

В последние несколько лет у взрослых стало более вероятно диагностировать это заболевание и начать принимать лекарства. Это могут быть люди, которых не опознали в детстве. В других случаях взрослые научились компенсировать свое расстройство и стали очень успешными людьми.Фактически, некоторые могут «чрезмерно компенсировать» и стать чрезвычайно успешными.

Дополнительная поддержка, включая воспитание детей и самопомощь

Родители могут получить большую пользу, участвуя в группе поддержки вместе с другими семьями. Родители должны обращаться в признанные на национальном уровне организации поддержки и доверенные профессиональные ассоциации для получения надежной информации, эффективной поддержки и дополнительных возможностей самопомощи adhd.

.

Расстройство дефицита внимания / гиперактивности: ведение — Американский семейный врач

1. Сатмари П. Эпидемиология синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Филадельфия: Saunders, 1992; 1: 361–71 ….

2. Sleator EK,
Ullmann RK.
Может ли врач диагностировать гиперактивность в офисе? Педиатрия .
1981; 67: 13–7.

3. Американская психиатрическая ассоциация. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 4-е изд. Вашингтон, Д.С .: Американская психиатрическая ассоциация, 1994.

4. Руководство по клинической практике: диагностика и оценка ребенка с синдромом дефицита внимания / гиперактивности. Педиатрия .
2000; 105: 1158–70.

5. Clure C,
Брэди К.Т.,
Саладин МЭ,
Джонсон Д,
Вайд Р,
Риттенбери М.
Расстройство дефицита внимания / гиперактивности и употребление психоактивных веществ: картина симптомов и выбор лекарств. Am J Злоупотребление алкоголем .
1999; 25: 4418.

6. Патернит CE,
Лони Дж.
Солсбери H,
Whaley MA.
Невнимательность-гиперактивность в детстве, агрессия и история приема стимуляторов как предикторы исходов молодых взрослых. J Детский подростковый психофармакол .
1999; 9: 169–84.

7. Mannuzza S,
Кляйн Р.Г.,
Бонагура Н,
Маллой П,
Джампино Т.Л.,
Addalli KA.
Гиперактивные мальчики почти выросли. V Arch Gen Psychiatry .
1991; 48: 77–83.

8. Саттерфилд JH,
Шелл А.
Проспективное исследование гиперактивных мальчиков с проблемами поведения и нормальных мальчиков: преступность подростков и взрослых. J Am Acad Детская подростковая психиатрия .
1997; 36: 1726–35.

9. Hechtman L,
Вайс Г,
Перлман Т.
Гиперактивны в молодом возрасте. Am J Orthopsychiatry .
1984; 54: 415–25.

10. Johnson TM.
Оцените гиперактивного ребенка в вашем офисе. Am Fam Врач .1997; 56: 115–60.

11. Бидерман Дж.,
Ньюкорн Дж,
Сприч С.
Коморбидность синдрома дефицита внимания и гиперактивности с поведенческими, депрессивными, тревожными и другими расстройствами. Am J Psychiatry .
1991; 148: 56477.

12. Август GJ,
Реалмуто GM,
Макдональд А.В.
3d, Наджент С.М., Кросби Р. Распространенность СДВГ и коморбидных расстройств среди детей начальной школы, проверенных на деструктивное поведение. J Ненормальный детский психол .1996; 24: 571–95.

13. Mannuzza S,
Кляйн Р.Г.,
Бесслер А,
Маллой П,
ЛаПадула М.
Исходы для взрослых гиперактивных мальчиков. Образовательный уровень, профессиональный статус и психиатрический статус. Arch Gen Psychiatry .
1993; 50: 565–76.

14. Элиа Дж.,
Валлийский PA,
Гуллотта CS,
Rapoport JL.
Классная успеваемость. J Детская психическая психиатрия .
1993; 34: 785–804.

15.Гиллберг C,
Меландер Н,
фон Кнорринг А.Л.,
Янолс ЛО,
Thernlund G,
Хагглоф Б,

и другие.
Длительное стимулирующее лечение детей с симптомами синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Arch Gen Psychiatry .
1997; 54: 857–64.

16. Клорман Р.,
Брюмахим JT,
Фитцпатрик PA,
Borgstedt AD.
Клинические эффекты контролируемого исследования метилфенидата у подростков с синдромом дефицита внимания. J Am Acad Детская подростковая психиатрия .
1990; 29: 7029.

17. Баркли Р.А.,
DuPaul GJ,
МакМюррей МБ.
Расстройство дефицита внимания с гиперактивностью и без: клинический ответ на три уровня доз метилфенидата. Педиатрия .
1991; 87: 51931.

18. Элиа Дж.,
Амброзини П.Дж.,
Rapoport JL.
Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. N Engl J Med .
1999; 340: 7808.

19.Пелхэм В.Е.,
Аронофф HR,
Midlam JK,
Шапиро CJ,
Гнаги Э.М.,
Хронис AM,

и другие.
Сравнение риталина и аддерала. Педиатрия .
1999; 103: 114.

20. Pelham WE,
Гринслейд KE,
Водде-Гамильтон М,
Мерфи Д.А.,
Гринштейн JJ,
Гнаги Э.М.,

и другие.
Относительная эффективность стимуляторов длительного действия у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Педиатрия .
1990; 86: 22637.

21. Бидерман Дж.,
Балдессарини Р.Дж.,
Райт V,
Колено D,
Harmatz JS.
Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование дезипрамина в лечении СДВ: I. Эффективность. J Am Acad Детская подростковая психиатрия .
1989; 28: 77784.

22. Коннерс СК,
Casat CD,
Гуальтьери CT,
Веллер Э,
Читатель М,
Рейсс А,

и другие.
Бупропиона гидрохлорид при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. J Am Acad Детская подростковая психиатрия .
1996; 35: 131421.

23. Ольвера Р.Л.,
Плишка С.Р.,
Лю Дж,
Татум Р.
Открытое испытание венлафаксина в лечении синдрома дефицита внимания / гиперактивности у детей и подростков. J Детский подростковый психофармакол .
1996; 6: 24150.

24. Findling RL.
Открытое лечение коморбидной депрессии и нарушений внимания с одновременным назначением ингибиторов обратного захвата серотонина и психостимуляторов у детей, подростков и взрослых: серия случаев. J Детский подростковый психофармакол .
1996; 6: 16575.

25. Хант Р. Д.,
Миндераа РБ,
Коэн DJ.
Клонидин полезен детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. J Am Acad Детская психиатрия .
1985; 24: 61729.

26. Чаппелл ПБ,
Риддл М.А.,
Скахилл Л,
Линч К.А.,
Шульц Р.,
Арнстен А,

и другие.
Лечение гуанфацином коморбидного синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и синдрома Туретта: предварительный клинический опыт. J Am Acad Детская подростковая психиатрия .
1995; 34: 11406.

27. Buitelaar JK,
ван дер Гааг RJ,
Swaab-Barneveld H,
Койпер М.
Пиндолол и метилфенидат у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. J Детская психическая психиатрия .
1996; 37: 58795.

28. Арнольд Л. Е.,
Абикофф HB,
Кантуэлл Д.П.,
Коннорс СК,
Эллиотт Дж.,
Гринхилл LL,

и другие.
Совместное исследование мультимодального лечения детей с СДВГ Национальным институтом психического здоровья (MTA).Задачи дизайна и выбор. Arch Gen Psychiatry .
1997; 54: 86570.

29. Гудман Р,
Стивенсон Дж.
Двойное исследование гиперактивности — II. Этиологическая роль генов, семейных отношений и перинатальных невзгод. J Детская психическая психиатрия .
1989; 30: 691709.

30. Swanson JM,
Сунохара GA,
Кеннеди JL,
Регино Р,
Файнберг Э.,
Вигал Т,

и другие.
Ассоциация гена дофаминового рецептора D4 (DRD4) с уточненным фенотипом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): семейный подход. Мол Психиатрия .
1998; 3: 3841.

31. Министерство юстиции США, Отдел гражданских прав. Справочник по законам о правах инвалидов. Получено в марте 2001 г. с: http://www.usdoj.gov/crt/ada/cguide.htm.

32. Fowler MC. CH.A.D.D. Пособие для педагога: углубленный взгляд на расстройства дефицита внимания с образовательной точки зрения. Plantation, Fla .: CH.A.D.D., 1992.

33. Marotta PJ,
Робертс EA.
Гепатотоксичность пемолина у детей. J Педиатр .1998; 132: 8947.

34. Эггер Дж.,
Столла А,
McEwen LM.
Контролируемое исследование гипосенсибилизации у детей с пищевым гиперкинетическим синдромом. Ланцет .
1992; 339: 11503.

35. Дыкман К.Д.,
Дыкман Р.А.
Влияние пищевых добавок на синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Integr Physiol Behav Sci .
1998; 33: 4960.

36. Lee SW.
Биологическая обратная связь как лечение гиперактивности у детей. Psychol Rep .
1991; 68: 16392.

.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — Симптомы

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно разделить на 2 типа поведенческих проблем: невнимательность и гиперактивность и импульсивность.

Большинство людей с СДВГ имеют проблемы, которые попадают в обе эти категории, но это не всегда так.

Например, у некоторых людей с этим заболеванием могут быть проблемы с невнимательностью, но не с гиперактивностью или импульсивностью.

Эта форма СДВГ также известна как синдром дефицита внимания (СДВ). СДВ иногда может оставаться незамеченным, потому что симптомы могут быть менее очевидными.

Симптомы у детей и подростков

Симптомы СДВГ у детей и подростков четко выражены и обычно заметны в возрасте до 6 лет.Они возникают более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.

Невнимательность

Основными признаками невнимательности являются:

  • Имеет небольшую продолжительность концентрации внимания и легко отвлекается
  • делает ошибки по неосторожности — например, в учебе
  • проявлять забывчивость или терять
  • неспособность выполнять утомительные или трудоемкие задачи
  • не может слушать или выполнять инструкции
  • постоянно меняющаяся деятельность или задача
  • трудности с организацией задач

Гиперактивность и импульсивность

Основные признаки гиперактивности и импульсивности:

  • невозможность сидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
  • постоянно ерзает
  • неспособность сосредоточиться на задачах
  • чрезмерное физическое движение
  • чрезмерные разговоры
  • не могут дождаться своей очереди
  • действует не задумываясь
  • прерывание разговора
  • слабое чувство опасности или его отсутствие

Эти симптомы могут вызвать серьезные проблемы в жизни ребенка, такие как неуспеваемость в школе, плохое социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, а также проблемы с дисциплиной.

Сопутствующие состояния у детей и подростков с СДВГ

Хотя это не всегда так, у некоторых детей могут также быть признаки других проблем или состояний, помимо СДВГ, например:

  • тревожное расстройство, которое заставляет вашего ребенка постоянно беспокоиться и нервничать; он также может вызывать физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, потоотделение и головокружение
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) — определяется негативным и деструктивным поведением, особенно по отношению к авторитетным фигурам, таким как родители и учителя.
  • Расстройство поведения — это часто связано с тенденцией к крайне антиобщественному поведению, например кражам, дракам, вандализму и причинению вреда людям или животным
  • депрессия
  • Проблемы со сном — трудности с засыпанием по ночам и нерегулярный режим сна
  • Расстройство аутистического спектра (РАС) — это влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение
  • Эпилепсия — заболевание, поражающее мозг и вызывающее повторяющиеся припадки или припадки
  • Синдром Туретта — состояние нервной системы, характеризующееся сочетанием непроизвольных шумов и движений (тиков)
  • трудности в обучении — например, дислексия

Симптомы у взрослых

У взрослых симптомы СДВГ определить труднее.Во многом это связано с отсутствием исследований взрослых с СДВГ.

Поскольку СДВГ является нарушением развития, считается, что он не может развиться у взрослых, если впервые не проявится в детстве.

Но известно, что симптомы СДВГ часто сохраняются с детства до подросткового возраста, а затем и во взрослой жизни.

Любые дополнительные проблемы или состояния, с которыми сталкиваются дети с СДВГ, такие как депрессия или дислексия, также могут сохраняться во взрослой жизни.

По оценкам, к 25 годам примерно у 15% людей с диагнозом СДВГ в детском возрасте по-прежнему сохраняется полный спектр симптомов, а у 65% все еще есть некоторые симптомы, влияющие на их повседневную жизнь.

Симптомы у детей и подростков иногда также применяются к взрослым с возможным СДВГ.

Но некоторые специалисты говорят, что то, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность влияют на взрослых, может сильно отличаться от того, как они влияют на детей.

Например, у взрослых гиперактивность имеет тенденцию к снижению, а невнимательность — к ухудшению по мере того, как возрастает давление взрослой жизни.

Симптомы СДВГ у взрослых также гораздо более тонкие, чем у детей.

Некоторые специалисты предложили следующий список симптомов, связанных с СДВГ у взрослых:

  • Беспечность и невнимание к деталям
  • постоянно начинать новые задачи перед завершением старых
  • слабые организаторские способности
  • Неспособность сфокусироваться или расставить приоритеты
  • Постоянно теряя или кладя вещи
  • забывчивость
  • Неугомонность и раздражительность
  • трудности с сохранением тишины и разговором вне очереди
  • выпаливает ответы и часто перебивает других
  • перепады настроения, раздражительность и вспыльчивость
  • Неспособность справиться со стрессом
  • крайнее нетерпение
  • рискует в деятельности, часто практически не заботясь о личной безопасности или безопасности других — например, опасное вождение автомобиля

Сопутствующие состояния у взрослых с СДВГ

Как и СДВГ у детей и подростков, СДВГ у взрослых может возникать вместе с рядом связанных проблем или состояний.

Одно из самых распространенных — депрессия. Другие состояния, которые могут быть у взрослых наряду с СДВГ, включают:

  • расстройства личности — состояния, при которых человек значительно отличается от обычного человека с точки зрения того, как он думает, воспринимает, чувствует или относится к другим
  • Биполярное расстройство — состояние, влияющее на ваше настроение, которое может колебаться от одной крайности к другой.
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — состояние, вызывающее навязчивые мысли и компульсивное поведение

Поведенческие проблемы, связанные с СДВГ, также могут вызывать проблемы, такие как трудности во взаимоотношениях и социальном взаимодействии.

Последняя проверка страницы: 30 мая 2018 г.
Срок следующей проверки: 30 мая 2021 г.

.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это поведенческое расстройство, которое включает такие симптомы, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Симптомы СДВГ обычно замечаются в раннем возрасте и могут стать более заметными, когда обстоятельства ребенка меняются, например, когда он идет в школу.

Большинство случаев диагностируется в возрасте от 6 до 12 лет.

Симптомы СДВГ обычно улучшаются с возрастом, но многие взрослые, которым диагностировали это заболевание в молодом возрасте, продолжают испытывать проблемы.

Люди с СДВГ могут также иметь дополнительные проблемы, такие как нарушения сна и тревожные расстройства.

Получение помощи

Многие дети проходят стадии беспокойства или невнимательности. Часто это совершенно нормально и не обязательно означает, что у них СДВГ.

Но вам следует подумать о том, чтобы сообщить о своих проблемах учителю вашего ребенка, координатору по особым образовательным потребностям их школы (SENCO) или терапевту, если вы считаете, что их поведение может отличаться от поведения большинства детей их возраста.

Также неплохо поговорить с терапевтом, если вы взрослый и думаете, что у вас может быть СДВГ, но у вас не диагностировали это заболевание в детстве.

Что вызывает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)?

Точная причина СДВГ неизвестна, но было показано, что это состояние передается в семьях.

Исследования также выявили ряд возможных отличий в мозге людей с СДВГ по сравнению с людьми без этого заболевания.

Другие факторы, которые, как предполагается, могут иметь значение при СДВГ, включают:

  • преждевременные роды (до 37-й недели беременности)
  • малый вес при рождении
  • курение или злоупотребление алкоголем или наркотиками во время беременности

СДВГ может встречаются у людей с любыми интеллектуальными способностями, хотя чаще встречаются у людей с трудностями в обучении.

Как лечится синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Хотя СДВГ неизлечимо, с ним можно справиться с помощью соответствующей образовательной поддержки, советов и поддержки родителей и пострадавших детей, а также, при необходимости, лекарств.

Медицина часто является первым лечением, предлагаемым взрослым с СДВГ, хотя могут также помочь психологические методы лечения, такие как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Жизнь с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Уход за ребенком с СДВГ может быть сложной задачей, но важно помнить, что они не могут помочь своему поведению.

Некоторые проблемы, которые могут возникнуть в повседневной жизни, включают:

  • уложить ребенка спать по ночам
  • вовремя подготовиться к школе
  • слушать и выполнять инструкции
  • организовывать
  • общественные мероприятия
  • покупки

Взрослые с СДВГ также могут столкнуться с похожими проблемами, а у некоторых могут быть проблемы с отношениями или социальным взаимодействием.

Последняя проверка страницы: 30 мая 2018 г.
Срок следующей проверки: 30 мая 2021 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *