Детство период жизни человека от: Детство как этап жизненного цикла человека

Содержание

Детство как этап жизненного цикла человека

УДК 001.201

Детство как этап жизненного цикла человека

Таренко Анастасия Андреевна – студент Инженерно-строительного факультета Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается первый период жизни человека. Описывается ключевые моменты этого возраста и их отражение на характер индивида.

Ключевые слова: Жизнь, детство, возраст, переодизация.

Детство

Первым этапом жизненного цикла человека является детство. В этот период, начинающегося с момента рождения и заканчивающегося с вступлением в зрелую жизнь, происходит физический рост и развитие человека, оттачиваются жизненно важные навыки, закладываются основы понимания окружающего мира, усваивается культура общества, в котором находится ребёнок. Необходимо иметь представление, что детство является и частью индивидуального развития, но и понятие, которое в различных исторических эпохах и у разных народов могло иметь неодинаковый культурный и социальный смысл. Процесс развития и социализации ребёнка протекает в окружающей его культурной среде, которая связана с остальными сторонами общественной жизни. Значение, вкладываемое в слово «детство», видоизменяется с течением времени и по-разному определяется в культурах.

В детстве идёт невероятно быстрое развитие ребёнка, как физически, так и психически.

Особое значение имеет время раннего детства, нарушения которого, например, изолирование от контакта с людьми или насилие, приводят к тяжёлым психическим травмам. Этот этап составляет около одной десятой человеческой жизни. По тому, что будет заложено в ребёнка в данные годы, возможно определить то, каким будет его характер, когда он повзрослеет.

Впечатления, полученные в детстве, не всегда совпадают с действительностью, они могут казаться ярче, основаны или на пересказе взрослыми и фотографиях, или на собственных неполных воспоминаниях. Они могут быть как счастливыми, так и негативными. Как только ребёнок начинает активно познавать мир, ему открывается много новых и неизвестных вещей. Получая первые болевые впечатления, дети пугаются и начинают плакать, что является естественной реакцией, но неприятные ощущения быстро проходят. Счастье не является моментальным впечатлением. Оно основано на постоянной атмосфере, формируемой окружением ребёнка. Игры с родителя, их забота и проявления любви, доверие всё это является ключевым в счастье ребёнка.

Этнография (антропология) детства

Античный период истории может характеризоваться массовыми детоубийствами, те же, кто выживал, впоследствии являлись жертвами насилия.

В средневековой культуре Европы практически не существовало понятия о детстве, как особом этапе жизни индивида. Но это не значит, что дети не воспринимались как то, чем можно пренебречь или не заботится. В этом историческом периоде специфического понимания природы детства и осознания отличий между ребёнком и взрослым не было. Ребёнок становился взрослым сразу после того, как мог обходиться без помощи матери, нянек или кормилиц. В крестьянских семьях дети начинали трудиться с довольно раннего возраста, выполняя то же, что и взрослые. Так же детей отдавали в город как учеников и подмастерья. Внутренний мир ребёнка отходил на второй план по причине того, что он, по мнению взрослых, не являлся отдельным от их собственного.

В Новом времени дети ещё не владеют самостоятельным духовным существованием, но родители начинают проявлять к ним эмоции.

В Новейшем времени происходит сближение детей с родителями. Ребёнок для взрослых больше не является простым предметом, за которым нужен физический уход. Однако идёт полное контролирование его поведения, внутреннего мира, мыслей и воли. В эпоху классицизма начинает закладываться понятие о детстве как особенном периоде человеческой жизни. Развитие значение данного слова идёт и в наши дни.

Возрастные характеристики

Дети от рождения могут иметь широкий спектр естественных форм поведения, например, проявления хватательного, мигательного, защитного рефлексов, которые являются безусловными, и сосания – сложного инстинкта. Большую часть времени младенец проводит во сне, которые просыпаются, когда чувствуют голод или от неприятных ощущений. Для ребёнка до года характерно: познание мира через ощущение, сосредоточенность на самом себе, восприятие звуков и зрительных образов, полная зависимость от взрослых, появление некоторых моторных навыков.

В этом возрасте у детей начинают появляться зубы, которые прорежутся полностью до трёх лет, также происходит быстрый рост ребёнка и увеличение его веса. Появляется навык ориентирования в пространстве и начинается активное познание окружающего мира. Ключевое значение в развитии имеет игра. Следующее, чем овладевает ребёнок, это навыки ходьбы. Для данного возраста характерно: любопытность, решительность, подражание взрослым, непослушность, способность концентрации на одном объекте, слабая координация движений.

Особенности развития речи

Словарный запас ребёнка довольно обширен, но произнести он может лишь малую его часть. Это значит, что активная речь опережается пассивной. Дети могут неправильно воспринимать слова, которые плохо услышали, что замедляет развитие речи. Также развивается значение детских слов путём уменьшения смыслов, вкладываемых в них, и первых функциональных обобщений. Ребёнок начинает открывать то, что у каждого объекта есть своё наименование. Он учится делать из слов предложения, в которых отсутствуют предлоги, так как ребёнок знает ещё не так много речевых конструкций. Грамматический строй речи усваивается только в районе трёхлетнего возраста. К моменту дошкольного возраста он владеет большинством синтаксических конструкций, имеющимся в языке.

Характер

В формирование характера у детей огромную роль играет домашняя атмосфера. Ребёнок познает злобу и научится осуждать, если будет замечать вражду. Для того, чтобы научить малыша терпению и прощению, надо постоянно показывать ему их. При постоянных насмешках он станет застенчив и скован. Чувство вины появляется, когда его ругают. Благородными и самоуверенными вырастают дети, которые часто слышали похвалу. Если относится к нему справедливо, то у ребёнка сформируется чувство правосудия. Ребёнок может познать любовь, если к нему её будут проявлять.

Дошкольный возраст

Происходят качественные изменения в характере ребёнка: становится разговорчив, появляется желание помогать, крайне доверчивый, воображение достигло наивысшей степени развития, заметно улучшилась координация, способен подружится со взрослым, более самоуверен, развитие творческого инстинкта, может испытать истинное религиозное чувство, снижается зависимость от взрослых. Также большинство детей стараются подражать взрослым. Примером является детская игра, в которой дети имитируют семейные отношения. Между детьми появляются чувства, которые напоминают любовь и являются порой очень крепкими, основаны на возвышенном. Партнёр проявляет знаки внимания и совершает действия, схожие со взрослыми ухаживания.

Школьный возраст

Для ребёнка этот этап может начаться в возрасте 6 или 7 лет и закончится он к 16 годам. В этот период происходит вторая социализация, в которой ребёнком познаётся культура и социальная жизнь общества. Посещая школу, дети познают жизнь, учатся нести ответственность за свою успеваемость, пропуски занятий, форму. Происходит формирование вкусов и развитие личности ребёнка. Налаживаются связи с окружающими, образуются множественные дружеские отношения. В этом возрасте любовь основывается не только на возвышенном и чистом чувстве, но и на увеличение тяги к общению с объектом воздыхания, и большом интересе к нему.

Отсутствие любви может вызывать желание обрести её. Наблюдая за взаимоотношениями сверстников, человек хочет почувствовать те же чувства. Образование с кем-то, кто не является объектом любви, пары может оставить после себя негативные воспоминания и эмоции. В более позднем возрасте влюблённость основана на тяге к личной интимности и стремление познать личность объекта любви.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные ценности ребёнком воспринимаются в семье, в которой также идёт формирование его идеалов, привычек, отношения к жизни. Ребёнок сформируется в развитую и самодостаточную личность, если его будут правильно воспитывать как духовно, так и психологически. Важно создавать благоприятную атмосферу, участвовать в играх с ребёнком, показывать и открывать ему новое. К появлению у детей чувств к противоположному полу родители должны отнестись с полной серьёзностью. Всё то, что услышит ребёнок, он перенесёт на себя. Любая неправильная реакция на его слова или неверный комментарий оставит неприятный след в сознание чада.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство — 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. — Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Детство — это… Что такое Детство?

Период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. Хотя временные рамки последней стадии индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.

Игра — ведущий вид деятельности ребёнка

Детство принято подразделять на четыре периода:

  • младенчество, от рождения до одного года
  • раннее детство, от года до 3 лет
  • дошкольный возраст, от 3 до 6-7 лет
  • младший школьный возраст с 6-7 до 10 лет

Младенчество

Младенец

Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — родничками. Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.

Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.

Раннее детство

В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развивается речь и память ребёнка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра. Раннее детство сменяет дошкольный возраст. В дошкольном возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир уже с помощью своего мышления. Очень важна информация, заложенная в ребёнка в этом возрасте, так как именно в этом возрасте мозг ребёнка развивается очень интенсивно и впитывает в себя информацию, словно губка. В дальнейшем (начиная с 7-8 лет), ребёнок просто развивает полученные знания. Учёные считают, что первые шесть лет — это самый важный период в развитии человека. В это время закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях — всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Поскольку этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать, что представляет собой ребёнок этого возраста. Лучший способ узнать ребёнка — понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Но полезно также знать и об общих чертах детей этого возраста.

От рождения до года

  • Познаёт мир через ощущения.
  • Полностью зависим.
  • Сосредоточен на себе.
  • Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора (ласковый или сердитый)
  • Быстро растёт и изменяется.
  • Играет сам с собой.
  • Узнаёт людей и реагирует на них.
  • Учится хватать.
  • Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть и стоять.
  • К одному году начинает ходить.

От года до двух:

  • Ходит всё уверенней.
  • Требует внимания к себе.
  • Познаёт мир через ощущения.
  • Внимание быстро рассеивается.
  • Полностью может концентрироваться только на одной вещи.
  • Восприятия конкретны, воображение ещё не развито (думает только о том, что видит)
  • Слабая координация движений.
  • Нет «тормозов», его трудно остановить.
  • Решителен.
  • Любопытен, жаждет исследовать мир.
  • Подражает взрослым.
  • Непослушен.
  • Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней.
  • Сосредоточен на себе.

Два-три года:

  • По-прежнему сосредоточен на себе.
  • Любопытен.
  • Координация движений ещё не совершенна.
  • Активен.
  • Исследователь, интересуется окружающим миром.
  • Играет большей частью один.
  • Импульсивен, действует по первому побуждению.
  • Склонен проверять «границы дозволенного».
  • Становится всё более независимым.
  • Любит учиться.
  • Ему не надоедает повторять одно и то же.
  • Нелогичен.
  • Возникает чувство прекрасного.
  • Подражает взрослым.
  • Внушаем.
  • Сравнивает себя с другими.
  • Развивает самоосознание.
  • Формируется словарь (у трёхлетних он уже довольно богат).

Особенности развития речи:

  1. пассивная речь в развитии опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести;
  2. фонематический слух опережает развитие артикуляции;
  3. интенсивно развивается активная речь ребенка;
  4. ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название;
  5. появляются предложения, сначала состоящие из двух-трех слов, так называемая «телеграфная речь»;
  6. на границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, т.е начинает усваивать грамматический строй речи;
  7. к концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке;
  8. в раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям.[1].

Для формирования характера ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы — он познает правосудие. Если его любят — он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни. Правильное психологическое и духовное воспитание ребенка нужно начинать с самого рождения, это способствует формированию развитой, самодостаточной личности [2], [3]. «Наше потомство несёт на себе отпечатки наших рук».

Дошкольный возраст

От 4 до 6 лет:

  • Всё более и более независим.
  • Любит помогать.
  • Играет «до изнеможения».
  • Легко утомляется.
  • Воображение развито в наивысшей степени.
  • Очень доверчив: верит всему, что говорят.
  • Может сосредоточить внимание на более продолжительное время.
  • Координация движений улучшается.
  • Любит поболтать.
  • Понимает, что не один на свете.
  • Путает факты и вымысел.
  • Развивает творческий инстинкт.
  • Может испытать подлинное религиозное чувство.
  • Четырёхлетние играют вместе.
  • Пяти- и шестилетние могут играть по сложным правилам.
  • Приобретает уверенность в себе.
  • Любит похвастаться.
  • Сосредоточен на себе, но способен к состраданию.
  • Очень нуждается в похвале и одобрении.

Младший школьный возраст

Ребенок от 7 до 10 лет впервые идет в школу, познает жизнь с различных сторон. Чувствует на себе ответственность ( выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируется его вкусы, развивается личность ребенка.

Литература

  • Волков Б. С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения до школы:учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
  • Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия человека: Учеб.пособие. — М.: Просвещение: Владос, 1995
  • Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., Айрис-пресс, 240 С., ISBN 5-8112-1353-0. 2005

Примечания

Подходы к определению понятия «детство»



На современном этапе развития науки в научном сообществе нет общепризнанного определения понятия «детство». Данный феномен находится в поле внимания многих научных деятелей-представителей психологии, социологии, медицины, экономики, юриспруденции и других наук. В зависимости от того, в каком подходе работает автор, определения понятия будет разниться в той или иной степени.

И. Н. Разварина предложила собственную классификацию подходов к пониманию данного понятия. В своих научных исследованиях она выделяет социально-демографический, социологический, психологический, медико-биологический, юридический, педагогический, экономический подходы [4].

Социально-демографический подход. Представителями социально-демографического подхода являются Н. М. Римашевкая, Е. Б. Бренеева, А. А. Шабунова. По мнению данных исследователей к категории детей относятся индивиды в возрасте от рождения до 17 лет включительно, отличающиеся характерными для данной категории психологическими, социальными и физиологическими характеристиками. А. А. Шабунова считает, что для эффективного социально-демографического развития России необходимо большее внимание к вопросам детства, оценки его качества и потенциала. Н. М. Римашевская в своих исследованиях уделяет большее внимание внутрисемейному статусу детей, их социальным ролям. Исследователи, работающие в рамках данного подхода, ставят в приоритет вопросы детства, как играющие важнейшую роль в дальнейшем развитии физического и социального потенциала общества. По их мнению, такие проблемы, как образование, воспитание должны стать приоритетными для государства, стремящегося к всестороннему развитию [1].

Социально-демографический подход позволяет разработать наиболее эффективную социальную и демографическую политику государства.

Социологический подход. Согласно этому подходу детство не является образовательной, воспитательной или природной категорией, а представляет собой структурный компонент общества, в котором ребёнок выступает единицей системы, имеет определённый взгляд на мир и привносит свой вклад в структуру общества. При этом рассмотрение данного понятие в социологии крайне сложно, поскольку с возрастом изменяется социальный статус ребенка [3].

Согласно социологическому направлению, детство — совокупность практик, процессов, отношений, событий, социальных институтов, которая выражается в конкретных действиях и языке по отношению к детям, поддерживается обществом и возобновляется по мере течения жизни ребенка [5].

Яркими представителя данного подхода являются С. Фрис, Ш. Айзенштадт, М. Мид, Дж. Квортруп, К. Девис, Т. Парсонс, Д. Габардино, Е. Болдинг, Е. М. Рыбинский, В. А. Луков, Л. Г. Кураева, В. Н. Ярская, О. Н. Ображей, Е. Р. Смирнова, Л. В. Кузнецова, С. Н. Щеглова и другие.

Психологический подход основывается на понятии возраста или периода развития. Феномен детства исследуют не только представители детской психологии (Ж. Пиаже, А. Валлон, Л. С. Выгодский, Э. Эриксон, С. Хол, Д. Б. Эльконин, А. Фрейд), но представители тех направлений, которые занимаются изучением психологических особенностей взрослых (З. Фрейд, Э. Шпрангер, В. Штерн, С. Л. Рубинштейн, В. М. Бехтерев, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, К. Левин, А. Р. Лурия, Дж. Уотсон, Д. М. Узнадзе, П. Я. Гальперин).

В психологии для исследования феномена детства используется особая категория анализа — возраст или период развития. Согласно Л. С. Выготскому, возраст представляет собой цикл развития ребенка, имеющий свои особенности, структуру и динамику. Процесс взросления ребенка включает в себя определенные стадии — один год, три года, пять лет и т. д. При прохождении каждой из стадий психика ребенка развивается, формируются новые психологические функции. При этом психологический возраст не может быть отождествлен с хронологическим возрастом. На фоне хронологического возраста происходит взросление ребенка, формируется его личность, однако уровень психологического и физического развития могут не совпадать.

Вильгельм Прейер был одним из первых исследователей, кто занимался изучением феномена детства. В своей работе «Душа ребенка» он впервые структурировал и систематизировал имеющуюся на тот момент информацию по данной теме, представив целостную картину развития ребенка от рождения до трех лет, описав этапы и особенности данного процесса. Основной причиной индивидуальных различий в развитии детей Прейер считал наследственность.

По мнению И. С. Кона, возраст необходимо исследовать с учётом специфики тех систем отсчёта, в которых наука рассматривает данное понятие. К таким системам отсчета И. С. Кон относит индивидуальное развитие, представление о возрасте в социуме и культуре. Индивидуальное развитие напрямую связано с личным опытом человека, включает в себя «стадии развития», «возрасты жизни». Представления о возрасте в социуме создают обобщённый образ человека конкретный возрастной группы, который используется людьми при взаимодействии друг с другом и позволяет объединять людей в конкретные категории в зависимости от их возраста («возрастные страты», «поколения»). Представления о возрасте в культуре объединяют в себе совокупность представлений конкретных этнических групп и сообществ относительно понятия возраста.

Л. С. Выготский предложил разделить классификации возрастного развития на три группы: 1) по внешнему критерию детского развития; 2) по одному признаку детского развития; 3) по нескольким признакам детского развития.

Концепция Д. Б. Эльконина является синтезом концепций А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского. Эльконин разделяет период детского развития на три этапа: раннее детство, детство и подростковый возраст. Такое разделение в первую очередь связано с преобладающей деятельностью на каждом конкретном этапе, а также с теми психологическими образованиями, которые формируются в процессе поэтапного развития. Каждый из этапов проходит в два периода: на первом усваиваются мотивы и задачи деятельности, на втором формируется предметно-операционная сторона действия.

В данный момент большой популярностью пользуется периодизация детского развития, предложенная В. Квинн в 2000 году. Преимущество данной периодизации заключается в том, что она учитывает не только физиологические, но также психологические и социальный факторы детского развития. В. Квинн разделяет период взросления на четыре этапа: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет и подростковый возраст — от 12 до 18 лет. Временные границы между выделенными возрастными этапами не являются строгими и могут смещаться, это связано с тем, что выделенные этапы зависят не столько от конкретных временных промежутков, сколько от основных видов деятельности ребёнка, времени пребывания его с матерью, и в образовательных учреждениях. Учет данных факторов и их первостепенная роль в разделении периода взросления на этапы позволяет дать комплексную оценку детского развития, с учетом анатомо-физиологических, нервно-психических факторов, влияния ближайшего окружения и социума на развитие ребенка. При описании возрастных периодов автор отмечает различия в их качественном содержании. Так, если в раннем детстве мораль ребенка формировалась через наказание и поощрение, то в детском возрасте он будет усваивать социальные нормы осознанно. Также данная концепция учитывает актуальную в данный момент акселерацию физического развития детей, в связи с чем начало подросткового возраста приравнивается к достижению ребенком 12 лет. Таким образом, данная периодизация оценивает развитие детей с учетом временных и пространственных показателей, а также физиологических, психических изменений и изменений в социальной сфере ребенка.

Медико-биологический подход. На современном этапе медико-биологический подход к понятию детского здоровья включает следующие направления: а) медицинское, где здоровьем считается отсутствие болезней и их симптомов; б) биомедицинское, в котором внимание уделяется биологическим закономерностям жизнедеятельности; в) биосоциальное, когда в рассматриваемое понятие включены биологические и социальные признаки; г) ценностно-социальное, при котором здоровье признаётся ценностью, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в трудовой, социальной, экономической, научной, культурной и других видах деятельности.

Медико-биологический подход. Согласно данному подходу, детство представляет собой особый период развития индивида, когда ему присущи специфические физиологические, иммунологические и анатомические особенности.

Основоположниками данного подхода являются Цельс, Гиппократ, Н. М. Максимович-Амбодик, Н. А. Тольский, С. Г. Зыбелин, В. И. Молчанов, Г. И. Сокольский, Д. Д. Лебедев, С. Ф. Хотовицкий, Г. Н. Сперанский, А. А. Кисель.

Педиатрия и детская психиатрия понимают детство как период развития организма, а самих детей как человеческих существ, не завершивших своего развития и предрасположенных к конкретным, специфическим для данной группы заболеваниям. Особенное внимание к данному вопросу и появление отдельной научной отрасли обусловлено тем фактом, что организм ребенка существенно отличается от организма взрослого по своей анатомии, физиологии, иммунологии, потому подвержен тем заболеваниям, которые у взрослых не встречаются или же встречаются крайне редко.

Первым исследователем, обратившим внимание на данный вопрос, был М. В. Ломоносов. В своём труде «О размножении и сохранении российского народа» он впервые затронул тему особенностей детского организма и проблему детской смертности, а также предложил меры по её устранению.

Одним из первых теоретиков данного подхода, развивавших тему детских болезней, был С. Ф. Хотовицкий, профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге. Он призывал врачей-практиков обратить внимание на особенности протекания болезней у детей, а в своей работе «Педиятрика» (1847 год) указывал на необходимость учета отличий детского организма от взрослого и влияния этого факта на развитие заболеваний. Без учета данных факторов, по его мнению, была невозможна постановка корректного диагноза и выбор эффективного лечения.

Одним из главных понятий медико-биологического подхода является понятие детского здоровья. На современном этапе в научном сообществе не существует единого мнения относительно определения данного понятия. В соответствии с медицинским направлением здоровье можно считать отсутствие болезней. Биомедицинское направление наибольшее внимание уделяет биологическим закономерностям жизнедеятельности организма. Биосоциальное направление включает в данное понятие, как биологические, так и социальные факторы. Ценностно — социальное направление трактует здоровье, как ценность, которая необходима для удовлетворения, материальных, духовных потребностей, а также эффективного участия в трудовой, социальной, экономической, научной и других видах деятельности.

Юридический подход. Согласно данному подходу, ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет 2. Таким образом, период детства длится от рождения до совершеннолетия и достижения гражданской дееспособности.

Яркими представителями этого подхода являются Г. Г. Агушева, Л. М. Долинская, К. Никонов, Д. Баданин.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. В 1919 году Лигой Наций был создан Комитет детского благополучия, и в 1924 году по предложению Международного союза спасения детей в Женеве была принята Декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым документом, в котором были сформулированы цели и принципы защиты детей. Система международной правовой защиты детей стала составной частью защиты прав человека не так давно. Это произошло после второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций (далее ООН). Основополагающим принципом системы стал принцип уважения к правам и свободам человека и недопущение дискриминации.

Долгое время ребенок считался собственностью родителей, его развитие не признавалось социально значимым. Однако в начале XX века ситуация начала меняться: появились законы о защите прав детства, ребенок стал важной частью социума, были приложены усилия для развития детей и подготовки их к взрослой жизни. Большим шагом к развитию международно-правовой защиты прав детей стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка в 1959 году. Этот нормативно-правовой акт стал первым специальным документом, полностью посвящённым правам детей. Он содержал в себе принципы, которых должно было придерживаться государство в вопросах охраны прав несовершеннолетних. Согласно статье 3 Конвенции ООН, «государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Педагогический подход. В соответствии с данным подходом, понятие детства напрямую связано с образовательным и воспитательным процессами, в которых ребенок выступает в качестве объекта и субъекта воздействия.

Проблемы детства в рамках педагогического подхода рассматриваются в трудах В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Е. Н. Медынского, П. П. Блонского, А. Г. Сухарева, Е. А. Дегтерева, М. В. Антроповой, П. К. Каптерева, А. Г. Хрипковой, П. Ф. Лесгафта, Н. И. Пирогова, А. Л. Баранова.

По мнению представителей данного подхода, детство представляет собой воспитательное и образовательное пространство, в которое погружены дети. При этом дети предстают как объектами образовательного воздействия, а в соответствии с государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) — как субъекты воспитательного воздействия.

В педагогических науках вопрос детства рассматривается в рамках нескольких дисциплин: дефектологии (Л. С. Выготский), лечебной педагогики (А. А. Дубровский, Е. А. Дегтерев), валеологии (И. И. Брехман, Л. Г. Татарникова), коррекционной педагогики (Б. П. Пузанов, В. Г. Петрова), здоровье сберегающей педагогики (Б. Г. Акчурин, В. К. Бальсевич, К. Д. Ушинский, П. К. Каптерев, П. П. Блонский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, Е. Н. Медынский, В. А. Сухомлинский, М. В. Антропова, А. Г. Хрипкова, А. Л. Баранов, А. Л. Дегтерев) и др.

Педагоги в первую очередь заинтересованы в разработке эффективных моделей воспитания, что невозможно без интерпретации самого процесса воспитания. Наибольшее внимание уделяется моделям, которые учитывают отношения между концепцией ребенка и воспитательными задачами.

Экономический подход. В соответствии с данным подходом детство представляет собой период до достижения трудоспособного возраста. А ребёнком признается лицо, не достигшее трудоспособного возраста. Своей целью экономические науки ставят изучение качеств, влияющих на трудовой потенциал взрослеющего индивида, такие как состояние здоровья, уровень образования и другие.

Представителями данного подхода являются Т. В. Дробышева, Н. М. Римашевская, А. А. Шабунова.

Исследователей этого направления интересуют вопросы экономических отношении между человеком и обществом. В частности, что дети получают от общества, какой вклад они вносят в его экономическое развитие.

В России в 1990-х годах был проведен ряд исследований, направленных на изучение экономической социализации. Экономическая социализация представляет собой процесс включения ребенка в систему экономических отношений, его ознакомление с нормами и правилами функционирования общества с последующей их интериоризацией и воспроизводством. Усваивая экономические нормы, ценности и модели экономических отношений ребенок включает их в свою картину мира, становится их носителем, а вместе с тем и субъектом экономических отношений. В процессе экономической социализации у детей формируются представления о богатстве и бедности, обусловленные господствующей в сознании системой ценностных ориентаций, изменяется и преобразуется характер отношений со сверстками, вследствие включения экономического компонента (бартерные, долговые и т. п.), формируются стратегии экономического поведения (сберегательное, инвестиционное и т. п.).

В рамках экономического подхода также исследуются вопросы потери детского здоровья вследствие заболеваемости, инвалидности, смертности. Потери детского здоровья напрямую влияют на экономические показатели общества: снижается объем производимой продукции, увеличиваются затраты на обслуживание больных, выплаты пенсий, пособий и т. д. С этической точки зрения вопрос оценки детской жизни и детского здоровья не может быть корректным. Однако оценка затрат государства на мероприятия, связанные с заболеваемостью, инвалидизацией, смертностью населения, не достигшего трудоспособного возраста, необходима для планирования государственного бюджета, эффективного инвестирования в здравоохранение, расчета затрат на проведение мероприятий, направленных на повышение здоровья несовершеннолетних. Такая оценка необходима для решения вопросов страхования, медицинских, социальных и производственных проблем. На данный момент не существует комплексной методики оценки ущерба детского нездоровья для государства, потому этот вопрос до сих пор актуален.

Понятие «детство» носит междисциплинарный характер. Анализ подходов к изучению детства показывает, что: каждый подход рассматривает детство как специфический объект своего изучения, различие составляет предмет исследований; меняется возрастная периодизация детства: во многих исследованиях появляется дополнительная возрастная фаза с 9 до 12 лет. Данный этап считается переходным между детством и подростковым возрастом, в этот период ребенок входит в общественную жизнь; существует разрыв между множеством полученных фактов о ребенке в рамках естественно-научных и гуманитарных наук и отсутствием общего методологического подхода к анализу детства как развивающегося феномен в культуре и обществе. Это подтверждается и мнением таких ученых, как Р. Заззо, С. Московичи, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Р. Харре, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др., которые положительно высказываются относительно необходимости междисциплинарного обобщения проблем детства для создания более полного представления о закономерностях личностного становления ребенка в обществе. Тем не менее, сегодня отсутствует практика междисциплинарной постановки проблемы, разработки комплексного методологического инструментария изучения детского населения, его потенциальных возможностей, условий формирования и использования с точки зрения различных научных дисциплин.

Таким образом, понятие детства заключает в себе множество характеристик, потому трактуется по-разному в зависимости от научных взглядов исследователей: как период развития организма и формирования его функций; как этап жизни, на котором происходит социализация индивида — получение им системы знаний о функционировании общества, интериоризация общественных норм, ценностей и ролей с последующим их воспроизведением; компонент комплексной системы общества, выступающий, как субъект многоплановых, разнохарактерных отношений.

Литература:

  1. Davis, K. The Child and Social Structure. / K. Davis // J. of Educational Sociol. — 1996. — vol. 14. — pp. 217.
  2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31, — Ст. 3802.
  3. Ображей, О. Н. Детство как объект социологического изучения / О. Н. Ображей // Социологический альманах. — 2012. — № 3. — С. 356–362.
  4. Разварина, И. Н. Междисциплинарный подход к изучению понятия «Детство» / И. Н. Разварина // Вопросы территориального развития. — 2017. — № 5 (40). — С. 1–15.
  5. Щеглова, С. Н. Как изучать детство? (Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000) [Электронный ресурс] // URL: https://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/sheglova_kak_izuchat_detstvo.pdf (дата обращения: 30.04.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): детское развитие, ребенок, детское здоровье, детство, возраст, медико-биологический подход, подростковый возраст, подход, раннее детство, социально-демографический подход.

Консультация по теме: Детсво — важнейший период человеческой жизни

Детство – важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Познания человека начинаются в семье, с того самого момента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире – о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребенка стали его отец и мать. Но если этого подлинно человеческого в семье не хватает или вовсе нет – в какой мере может дать это коллектив? Как по – другому открыть перед чутким и впечатлительным детским сердцем доброту, красоту человеческой души [6]? Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если она будет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшие наставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычки для дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненное здание нравственности и благородства.

Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся держать игрушку, бутылочку, для того, чтоб быть хоть немного полезным, ведь это не может возникнуть само по себе? Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которым он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что – либо и т.д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот

Одной из важных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальном развитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другого человека. Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека, которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этом родители обязательно должны ему помочь. Бывает так, что мать пытается отвлечь внимание ребенка от всего мрачного, грустного, заботясь о том, чтобы сын не пролил ни одной капли из полной чаши радости. Не следует уводить детей от мрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни, тем ему легче будет полноценно развиваться.

Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Самое главное в воспитании детей – это личный пример родителей. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание – почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое.

это важнейшая часть жизни :: SYL.ru

Детство – это чрезвычайно важный период человеческой жизни, когда ребёнок формируется физически и закладывается основа его психологического развития.

Душа младенца – чистый лист?

Многие считают, что раннее детство – возраст, когда дитя ничего не понимает, потому что младенец не умеет мыслить. Это неверно! Сегодня можно увидеть на записях УЗИ, как крошки внутри материнской утробы хлопают в ладоши, играют пуповиной, пытаются спрятаться в момент хирургической операции, известной как аборт. Следовательно, у малыша в мозгу уже тогда происходят мыслительные процессы, есть уже какой-то опыт.

детство это

Многие люди вспоминают раннее детство, когда им было год или два. В основном эти воспоминания опираются на ощущения, чувства.

Уже у только что родившегося человека есть заложенные в него уникальные особенности: способности, темперамент, физическое здоровье. Поэтому фраза о том, что новорожденный – чистый лист, на котором можно написать всё что угодно, не совсем верна. Детство – это период развития уже заложенных черт и возможностей. И это нужно ясно сознавать.

Из яблони не вырастить апельсиновое дерево

Из малыша с умственными отклонениями невозможно вырастить интеллектуально развитого человека, а врождённый талант художника или писателя трудно «направить» в музыкальное русло. Также и стремление переделать меланхолика в сангвиника, а холерика во флегматика потерпит фиаско.

раннее детство

Неимоверных усилий потребуется от ребенка в том случае, если поставить перед ним цель стать чемпионом мира по прыжкам или фигурному катанию, когда уровень его физических возможностей ограничен. Что уж говорить о том, что давление взрослых на маленькую личность может травмировать её психику, принести душевные и физические страдания. Для таких детей детство – это страшный период мучительной борьбы с самим собой.

Периоды детства

Общепринятым считается мнение, что детство – это десятая часть общей жизни, которую можно, в свою очередь, подразделить на:

  • младенчество;
  • раннее детство;
  • дошкольный возраст;
  • младшешкольный возраст;
  • отрочество или подростковый период;
  • юность.

Младенчество

Википедия утверждает, что от рождения до года ребёнок большую часть жизни проводит во сне, просыпаясь лишь для принятия пищи или от неприятных ощущений. В его поведении наблюдаются рефлекторные действия. Этот период называют младенченством.

в детстве человек

Но если присмотреться внимательно, то уже сейчас можно обнаружить проявление индивидуальных особенностей у малыша, например, его темперамент. Но кроха полностью зависима от окружения. Потому-то так важно правильно организовать жизнь растущей личности в этот период. Тем более что многие вспоминают, что в детстве человек переживает самые бурные чувства. Даже в раннем младенчестве!

Один великий писатель утверждал, что очень сильно его возмущал процесс тугого пеленания. И он «боролся» с этой несправедливостью доступными его организму способами.

В прошлом бытовало мнение, что в младенчестве для ребёнка важна лишь еда и сон. И некоторые мамаши в деревнях завязывали малышу глазки, тот не мог познавать мир, постоянно лежал в постели и не развивался. Зато мать имела возможность что-то делать по дому, не отвлекаясь на ребёнка. Но такая практика была чревата тем, что такие малыши впоследствии сильно отставали в развитии от своих сверстников, получивших в младенчестве необходимые навыки, знания, жизненный опыт.

Раннее детство

Самый насыщенный период развития личности приходится на возраст от года до трёх. Именно тогда человек получает основные знания мира через ощущения, учится понимать речь и получает первые навыки общения. Следует понимать, что огромную роль в этом играет семья. И детство, проведённое среди любящих взрослых, – трамплин для прыжка в будущую счастливую жизнь.

детство возраст

Если в возрасте до 3 лет малыша изолировать от человеческого общества, например, поместить в волчью стаю или к обезьянам, то маленький неопытный человечек научится вести себя подобно «своей новой семье». Последующее переучивание приносит мало толку, только в сказке и кино Тарзан начинает жить по-людски. В практике же возможно лишь научить такого ребёнка прямохождению и ношению одежды. Иногда удаётся привить ребёнку некоторые навыки речи. Но гарантировать то, что со временем такой «маугли» догонит в развитии своих сверстников, невозможно.

Дошкольный возраст

Наверняка все согласятся с тем, что от 3 до 6 лет малыш получает основную массу знаний. Это самый активный период в формировании личности. Недаром говорят, что воспитывать малыша нужно тогда, когда он поперёк лавки лежит.

Однако есть родители, которые стараются сделать этот период «счастливым», позволяя ребёнку делать то, что ему хочется, не приучая его к труду, аккуратности, ответственности. Они уповают на то, что в школе маленькому человечку дадут все необходимые знания, привьют нужные навыки.

Это заблуждение. Конечно, чему-то учителя смогут научить такого человека. Но ребёнок будет ощущать себя некомфортно, сопротивляться этому «насилию», ведь он привык жить иначе. И поэтому взрослым следует чётко сознавать: детство – возраст формирования личности, когда малыш должен не только радоваться жизни и наслаждаться ею, но и нарабатывать необходимые навыки, получать знания, жизненный опыт, учиться преодолевать трудности.

Младшешкольный возраст

Первые четыре года обучения в школе являются наиболее трудным в жизни как самого ребёнка, так и его родителей, воспитателей, учителей. Это совершенно уникальный период в становлении личности.

семья и детство

Привыкшего к комфорту и вечному отдыху малыша вдруг заставляют самостоятельно решать многие проблемы, отвечать за свои поступки. Особенно сложно в это время «домашним» деткам, которые не посещали детские учреждения в дошкольном возрасте.

И чтобы такого не произошло, взрослые, занимающиеся воспитанием малыша, должны понимать, что общество для крохи – важнейшая составляющая правильного развития.

Отрочество и юность – слишком крупные периоды становления личности. Поэтому для их обзора потребуется более глубокий специальный анализ.

Краткая история детства | Статьи

Попытки периодизации человеческой жизни имеют давнюю историю. В старину они нередко соотносились с четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Числовая символика воспринималась как один из показателей единства Природы. К примеру, Пифагор делил жизнь человека на четыре этапа (весна — от рождения до 20 лет; лето — 20-40 лет; осень — 40-60 лет и зима — 60-80 лет), а Гиппократ — на десять семилетних периодов.

Принято считать, что современные возрастные классификации ведут начало от работ французского историка и демографа Филиппа Арьеса (1914-1984). Одна из важнейших его заслуг — выявление того, как изменялось восприятие детства (и не только восприятие, а реальное место детства в жизни) на протяжении нескольких последних веков. Арьес убедительно показал: чем старше цивилизация, тем длиннее становится период детства. Да, общества выдвигают все более высокие требования к знаниям и умениям взрослых, но от этого продляется детство, оно как бы удлиняется за счет надстраивания новых его периодов над теми, что уже были развиты ранее.

Вот некоторые любопытные наблюдения Арьеса. Вплоть до XIII века европейское искусство вообще не обращалось к детям. В Средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличавшийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Специальная детская одежда появляется только в XVI-XVII веках. В средневековой Германии слово «ребенок» вообще было синонимом понятия «дурак». Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным.

Равнодушие к детям преодолевается, если судить по живописи, не раньше XVII века, когда на полотнах художников начинают появляться первые портреты реальных детей. Таким образом, по мнению Арьеса, открытие «детства» как особенного периода жизни началось в XIII веке, его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков. Однако очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.

Для педагогов XVII века любовь к детям начала выражаться уже не в баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к их воспитанию и обучению. Взрослые принимают решение: поведение ребенка необходимо исправлять, а для этого следует прежде всего понять его. Так что научные тексты конца XVI и XVII века уже полны комментариев относительно детской психологии.

Разумеется, в результате этого в европейской общественной жизни в XVIII веке начинает утверждаться концепция рационального воспитания ребенка, основанная на строгой дисциплине. Задачу организованной подготовки детей к взрослой жизни берет на себя не семья, а специальное учреждение — школа. Она призвана государством воспитывать ему квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа, по мнению Арьеса, вывела детство за пределы первых 2-4 лет материнского, родительского воспитания в семье.

С тех пор ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только переходит в следующий школьный класс.

Таким образом, согласно концепции Арьеса, понятие детства и отрочества в значительной степени связано со школой и ее классной организацией, то есть с государственным устройством. Следующий возрастной уровень также связывается Арьесом с новой формой социальной жизни — институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юношеский, возраст. Понятие подростка привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали.

Позже, в XX веке, Первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представленного в литературе «потерянного поколения». «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, — пишет Арьес, — пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценимым возрастом… Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше». Каждый период истории соответствует определенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: «Молодость — это привилегированный возраст XVII века, детство — XIX, юность — XX».

При подготовке материала была использована информация с сайтов: www.psyarticles.ru, www.medbookaide.ru.

Читайте также:

Самый новый мир

Старость от рождения, молодость от жизни

Ребенок всех времен и народов

Великий трансформатор

Небольшие знаменитости

Этапы детства: 5 ступеней формирования человека

«Все мы родом из детства» – эту фразу слышал, безусловно, каждый, но порой просто не приходит на ум связать ее с проблемами, окружающими нас во взрослой жизни.

Однако большинство из них пришли именно из раннего возраста. Чтобы предотвратить это, необходимо учитывать, что все этапы детства предполагают определенные потребности ребенка.

sleep-expert

Основные этапы детства

Детством называют период от рождения до формирования социально-психологической зрелости человека. Если в свое время ребенок не получает необходимого внимания, он может застыть на этом этапе в плане психологического развития.

Младенчество

Этот этап раннего детства длится от рождения до года. Покинув материнскую утробу, ребенок переживает сильный стресс и целиком зависит от взрослых.

Крайне важно, чтобы мать оправдала доверие младенца, иначе он станет боязливым и недоверчивым. Последствия могут проявиться и во взрослой жизни: человеку, который почувствовал себя преданным или ненужным в младенчестве, будет трудно строить доверительные отношения.

Важно, чтобы мать взяла новорожденного на руки. Таким образом устанавливается особая связь, почувствовать которую младенцу необходимо.

Ранний возраст

Данный этап детства подразумевает возраст от года до трех. В этот период ребенок учится ходить и говорить, а также мыслить. Он начинает познавать мир осознанно, стремится к знаниям и интересуется причинно-следственными связями.

Задача родителей – поддерживать малыша и научиться понимать его, при этом оставляя некоторую свободу действий. Обозначая границы дозволенного, уже следует объяснять, почему одно можно, а другое нельзя.

Нельзя пренебрегать малышом или требовать от него того, что он не может сделать в силу возраста и отсутствия опыта: повзрослев, такой ребенок будет страдать из-за того, что, по собственным ощущениям, неспособен оправдать ожидания других.

Чрезмерная опека, напротив, может привести к тому, что ребенок вырастет несамостоятельным и всегда будет остро нуждаться в одобрении и внимании со стороны окружающих.

Дошкольный период

В возрасте от трех до шести-семи лет дети еще активнее осваивают окружающий мир и нуждаются в том, чтобы их интересы и увлечения поддерживали. Нужно понимать, что если ребенок создает беспорядок, он не проказничает намеренно, а изучает окружение.

Запретами без объяснения и внезапными наказаниями, легко привить боязнь к экспериментам, познанию нового и стойкое чувство вины.

Спустя годы такое воспитание выльется в недостаток мотивации и невозможность сфокусироваться на цели, пассивность, а в некоторых случаях и склонность к психопатии.

Младший школьный возраст

Детство – важный этап, и возраст до двенадцати лет не исключение. В это время ребенок переживает второй большой стресс, ведь с началом обучения в школе его жизнь сильно меняется – его окружают чужие люди, появляются новые обязанности, формируется иной распорядок дня.

Хотя основная активность ребенка теперь приходится на школу, роль родителей по-прежнему важна. Необходимо, чтобы они позволяли ребенку чувствовать себя самостоятельным и вместе с тем проявляли достаточно заботы.

Если ребенок ощутит, что самые близкие люди сомневаются в его способностях, у него может развиться комплекс неполноценности.

Подростковый возраст

В возрасте от 12 до 17 лет ребенок переживает переоценку ценностей, задумывается о своем предназначении, ищет свое место в мире. Он еще продолжает формироваться как личность, но полученный ранее опыт уже ярко дает о себе знать.

Это кризисный период, и родителям нужно проявить терпение. От них требуется, чтобы ребенок, несмотря ни на что, не чувствовал себя одиноким.

Что важно помнить родителям

Детство – важный этап в развитии, и каким будет этот этап, полностью зависит от родителей. Чтобы ребенок вырос счастливым и уверенным в себе, им нужно помнить несколько простых правил:

• нельзя использовать в своих целях то, что ребенок полностью зависит от взрослого;
• нужно понимать ребенка и учить его понимать других;
• дети заслуживают безоговорочной любви и нуждаются в ней.

Личность будущего взрослого почти полностью в руках его родителей.

Детство – это основа всей последующей жизни, и то, какой опыт ребенок получит на каждом из этапов, определяет его взрослую жизнь.

Поделись этой интересной статьей с друзьями, пусть они тоже будут в курсе!

Детство — самое счастливое время в жизни человека Исследование

1. Детство — самое счастливое время в жизни человека.
Став взрослыми, мы обычно счастливы в определенных случаях, например, когда нам повышают зарплату или когда мы получаем подарок в день рождения. В любом случае, ты еще помнишь, в какое время мы могли быть счастливы каждый день? Многие утверждают, что детство — это время, когда мы можем веселиться каждый день. Лично я согласен с утверждением, что детство — самое счастливое время в жизни человека.Есть несколько моментов, подтверждающих мое мнение.

Во-первых, у детей нет ответственности, как у взрослых. Как взрослые, у нас много обязанностей. Например, как муж и отец, мы должны обеспечивать основные потребности нашей семьи, такие как еда, дом, образование и другие потребности. По этой причине мы должны работать, чтобы собрать деньги на эти нужды. С другой стороны, детям не нужно думать и делать это, потому что родители дадут все, что им нужно.

Еще один момент: есть родители, которые всегда все время заботятся о детях.Родители всегда следят за безопасностью своих детей. Поэтому дети не боятся что-либо делать и пробовать что-то новое, даже если это опасно. Их не волнует то, что они делают, потому что они не знают о последствиях и верят, что родители всегда их спасут. Например, мы иногда видим, как дети счастливы, играя с огнем, даже если это опасно. Напротив, взрослые всегда будут рассматривать любые воздействия, если они хотят что-то сделать, потому что они должны заботиться о себе и нести ответственность за свои действия.

Более того, ожидания детей просты и ограничены по сравнению с ожиданиями взрослых. Чтобы быть счастливыми, детям нужны только друзья, игрушки и место для игр. Иначе обстоит дело со взрослыми, которые всегда не удовлетворены всем, что у них было. Они всегда ожидают большего, чем все, что уже есть в их руках. Например, недостаточно иметь небольшой дом, и они хотят иметь дом побольше. Кроме того, после того, как они смогли купить машину, они также захотят купить другую машину. В карьере, …

Продолжить чтение

Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ

.

Детство — самая счастливая пора в жизни человека

Детство — одна из лучших сторон жизни каждого человека. Его название только подразумевало его значение «Детство» — полное невинности, полное жизни и веселья. Слово станет маленьким, если мы начнем определять детство. Итак, да, я согласен с данной темой, что детство — самое счастливое время в жизни человека.

По-моему, детство — это часть жизни, когда нас совсем не беспокоят будущие цели, например, что мне нужно делать завтра? Что будет, если я не проснусь завтра рано утром? Детство — это время, когда мы свободны от всех ограничений этого реального мира, социальных и многих других видов ответственности.В этот период жизни нас совершенно не волнует, что будет дальше. Хотя нас так много волнуют, в детстве мы всегда ведем себя беззаботно. Нас даже не волновало, что будет дальше.

Другой аспект детства — это время, которое мы проводили с семьей, друзьями, двоюродными братьями и сестрами. Веселье, которое каждый ребенок получал во время фестивалей, например, гулять с семьей в туре, а затем есть такое разнообразие блюд во время фестивалей. Все эти воспоминания всегда оживляют нас, когда мы думаем о былых временах.Это то, чем на самом деле является детство, благодаря которому у вас всегда остаются хорошие приятные воспоминания о себе в окружении семьи.

Напротив, для некоторых маленьких бедных детей детство не очень приятно, как мы говорили ранее. Возможно, они проводили больше времени в детстве из-за своей судьбы, которую они получили от рождения, но я всегда считаю, что все зависит от того, как мы смотрим на жизнь. Это правда, что в детстве нельзя мыслить в этом направлении.

В заключение хочу сказать, что детство играет очень важную роль в дальнейшей жизни человека. Либо это радостно, либо грустно. Я желаю, чтобы это всегда было самым счастливым для каждого ребенка. Кто-то сказал, что каждый ребенок — форма бога на земле. Так что это невинное поведение, эти маленькие ошибки и все прочие истории всегда будут заряжать вас энергией, когда вы чувствуете себя немного подавленным. Я должен сказать, что детство — это часть жизни, которую каждый хотел бы помнить, когда вырастет.

.

Детство — самое счастливое время в жизни человека, образец сочинений

1 страница, 376 слов

Я согласен с тем, что самым радостным временем для каждого человека, без сомнения, будет его детство. Поскольку люди разные во многих сферах, у них могут быть разные мнения о причинах; однако я считаю, что детство — самое счастливое время, потому что первые дети в этом возрасте не несут никакой особой ответственности, а во-вторых, они — дети, их ум и образ мышления полностью отличаются от подростков и взрослых.Другими словами, их разум свободен. Во-первых, в детстве вам не нужно брать на себя заметную ответственность. Вы просто играете и наслаждаетесь повседневной жизнью. У ребенка не возникает проблем, связанных, например, с учебой, работой или даже семейными обязанностями, такими как отец или мать.

В повседневной жизни взрослые выполняют много работы и обязанностей. Возьмем, к примеру, случай матери: она должна заботиться о доме, выполнять повседневные дела, такие как готовка, глажка, уборка и подобные утомительные обязанности.Кроме того, она должна заботиться о своем ребенке или детях. Учитывая, что ей не нужно работать, как супруга, вне дома. Детей больше всего беспокоит размер велосипеда или количество имеющихся у них игрушек. Во-вторых, в детстве ваш ум в значительной степени свободен от многих вещей, которые могут вызвать проблемы, например, политических или финансовых проблем. Кроме того, в этот период им гораздо легче заводить друзей, в отличие от подростков.

То, что они ищут в дружбе, не материалистично.Целью установления связи со своими сверстниками не является их использование в дальнейших критических ситуациях. Они просто заводят друзей, чтобы поиграть друг с другом или поделиться своими игрушками. Помимо упомянутых пунктов, их потребности не так уж сложны. Они легко станут счастливыми, если дадут им блокнот и пачку цветных карандашей, как если бы им дали роскошный автомобиль или высокую должность в компании. В заключение, я считаю детство самым запоминающимся и счастливым для всех в основном потому, что в этом возрасте наши ожидания от жизни и других людей вокруг нас очень просты и никому не доставляют хлопот.

1 страница, 464 слова

Очерк детства — самое счастливое время в жизни

В результате увеличивается процент отсева и больше молодых людей совершают такие преступления, как кражи и грабежи. Краткое содержание I. Компания A Place Called Home определила отдельный рыночный сегмент клиентов в зависимости от возраста; те, кому меньше 21 года. Это различие важно из-за высокого процента клиентов с детьми и тех, кто в более молодом сегменте рынка имеет детей намного младшего возраста.Под …

.

Детство — самое счастливое время в жизни человека

На протяжении жизненного пути человек переживает разные стадии, такие как детство, юность, взросление и т. Д. Все эти стадии подобны различным временам пребывания, которые мы совершаем во время нашего путешествия. Ни один из них не будет конечным пунктом назначения, но по крайней мере один этап жизни всегда будет его / ее самым счастливым периодом времени. Как правило, для большинства людей во всем мире детство — самое счастливое время в их жизни, и я согласен с этим утверждением.

Детство — самый восхитительный и спокойный период. В детстве ребенку не нужно ни о чем беспокоиться. Все в семье, будь то отец, мать, брат, сестра или кто-либо другой, заботятся об этом ребенке. Ребенка балуют и дарят любовь от всех членов семьи. Родители водят ребенка в парк, на ярмарку или в игровую зону. Отец играет со своим ребенком в игры в помещении и на открытом воздухе. Мама заботится о здоровье своего ребенка, готовит вкусные и любимые блюда.Если там старший или младший брат, то он обязательно делится своей одеждой, а если старшая или младшая сестра там, то она помогает в учебе.

В детстве ребенок просто наслаждается каждым моментом своей жизни, не думая о том, что его ждет. Каждый ребенок живет настоящим моментом и не думает о своем будущем и даже не паникует за свое прошлое. Если кто-то хочет знать, что такое честность, он / она должны встретить любого ребенка на этой земле, потому что ребенок — самый честный человек на Земле.

На мой взгляд, детство — это золотой период в жизни человека, который никогда не возвращается, даже когда мы этого хотим. Я помню, когда я был ребенком, мы с отцом играли в игры перед сном. Он обычно тянул простыню, и я натягивал ее, и вся эта ситуация стала настолько забавной, что даже если я вспоминаю те моменты, я смеюсь и хочу, чтобы я мог вернуться в свое детство и насладиться этими маленькими моментами.

Детство — время жизни, когда ребенок начинает узнавать что-то новое.Все мелочи он делает впервые. Это время, когда, если кто-то хочет научить ребенка истинным и хорошим вещам, ребенок определенно выучит это очень легко. Детство — это мечта, которой не суждено сбыться, если ее уже пережили. Таким образом, я согласен с тем, что детство — самое счастливое время в жизни человека.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *