Девиация это в педагогике: Педагогическое понятие «Девиантное поведение»
Девиация — это… Что такое Девиация?
ДЕВИАЦИЯ — (ново лат. deviatio, от via дорога). 1) уклонение магнитной стрелки в компасе на корабле от действия на нее больших масс железа, находящихся в трюме. 2) ненужное отклонение от предназначенного направления (говорится преимущественно о кораблях).… … Словарь иностранных слов русского языка
девиация — и, ж. déviation f. спец. Отклонение, изменение в развитии, состоянии, движении и т. п. под влиянием каких л. внешних сил, условий и т. п. Девиация хода корабля. БАС 2. В прямом смысле слова отклонение от заданного направления, в переносном резкое … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДЕВИАЦИЯ — (от позднелат. deviatio Отклонение) 1) Отклонение движущегося тела (корабля, самолета, снаряда и т. п.) от заданного направления движения (расчетной траектории) под влиянием каких либо случайных внешних причин.2) Девиация магнитного компаса… … Большой Энциклопедический словарь
Девиация — (от позднелатинского deviatio отклонение), термин, употребляемый для обозначения предметов, явлений, отклоняющихся от принятой нормы, заданного направления движения и т.п. (например, девиация снаряда, девиация стрелки компаса, девиантное… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДЕВИАЦИЯ — компаса, франц. уклонение его, от действия чугуна или железа, на судне. Девиация корабля, торговое; произвольное уклонение шкипера от пути, заход, без нужды, в порты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ДЕВИАЦИЯ — (Deviation) в коммерческой терминологии отклонение судна от своего нормального направления. Это имеет место, когда судно без законного на то основания отклоняется от указанного в полисе рейса, а там, где этот рейс особо не указан, от обычного… … Морской словарь
девиация — отклонение Словарь русских синонимов. девиация сущ., кол во синонимов: 4 • искривление (39) • … Словарь синонимов
ДЕВИАЦИЯ — (от лат. deviatio уклонение) отклонение морского судна от установленного (договором) или обычного пути следования. Стандартные случаи Д. спасение людей, судна, оказание медицинской помощи лицам, находящимся на борту, и т.п. В англо американском… … Юридический словарь
Девиация — А. Резкое изменение курса ценных бумаг под действием непредвиденных событий, обстоятельств. Б. Изменение курса следования морского судна вследствие одной из следующих причин: спасание людей, судов и грузов, уклонение от угрожающей судну опасности … Словарь бизнес-терминов
ДЕВИАЦИЯ — ДЕВИАЦИЯ, девиации, жен. (франц. deviation Отклонение) (спец.). Отклонение стрелки компаса от магнитного меридиана под влиянием находящегося вблизи железа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДЕВИАЦИЯ — [дэ ], и, жен. (спец.). 1. Отклонение стрелки компаса под влиянием находящихся вблизи больших масс железа, а также электромагнитных полей. 2. Отклонение (движущегося тела) от заданного направления (напр. снаряда, пули, судна) под влиянием каких н … Толковый словарь Ожегова
Девиация как социально-педагогическая проблема. Типы девиаций — Студопедия
Поведение —единство мотивационно-ценностной и операциональной сторон человеческой деятельности.
Девиантное поведение всегда связано с каким – либо несоответствием
человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения.
А.Коэн определяет девиантное (отклоняющееся) поведение как поведение, которое идет вразрез с институциолизированными ожиданиями, т.е. с ожиданиями разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.
Е.В. Змановская: Девинтное (отклоняющееся) поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Девиантным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям. При этом одни ученые в качестве эталона «нормы» предпочитают экспектации (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Девиантными, по мнению ряда ученых, могут быть не только действия, но и идеи, взгляды.
Существенные признаки девиантного поведения:
-несоответствие общепринятым или официально установленным социальным нормам.(статистический критерий нормально все, что встречается не реже 50%; -2-3% по обе стороны нормы имеют выраженные нарушения поведения, 20% — небольшие отклонения.
-Поведение и личность его проявляющая имеют негативную оценку со стороны людей.
-Наносит ущерб личности или окружающим
Характеризуется в основном как стойко повторяющееся.
Имеет выраженное возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Термин девиантное поведение может применяться к детям не младше 5 лет, а в строгом смысле — не младше 9 лет.
Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам, а именно в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления, поведения; и в различных формах социальной патологии (пьянство, проституция, наркомания и т.д.).
Такого рода отклонения дезорганизуют общественную систему, подрывают ее основы, наносят ущерб самой личности.
Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной или трудовой деятельности, бродяжничество, попытки суицида, пьянство.
Делинквентное поведение (форма отклоняющегося поведения)– цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминала. В отличие от девиантного, делинквентное поведение характеризуется повторяющимися асоциальными проступками, которые складываются в определенные устойчивые стереотипы действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности. Так трактует делинквентное поведение А.Е.Личко.
Проступок – посягательство на государственный или общественный порядок, на свободу и права граждан, на их различные формы собственности.
Ряд исследователей не разделяют делинквентное и криминальное поведение.
В частности Е.В.Змановская определяет делинквентное поведение как действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Личность проявляющая делинквентное поведение квалифицируется как делинквентная. В материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе.
2.3 Криминальное поведение — противоправный поступок, который служит основание для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Этот вид отклонения от поведения изучает в основном юриспруденция. Криминальному поведению как правило предшествуют различные формы девиантного или делинквентного поведения.
2.4. Аддиктивное поведение (форма, вид девиантного поведения) — ( в переводе а англ . – склонность, пагубная привычка) —предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций; зависимое поведение (зависимость – стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации ).
Объекты зависимости: психоактивные вещества, алкоголь, пища, игры, религия, секс.
Формы зависимости: 1.химическая, 2.Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание. Отказ от пищи).
3.Гэмблинг – игровая зависимость.4.Сексуальные аддикции – зоофилия, некрофелия, фетишизм, садомазахизм и др.)
5.Религиозное деструктивное поведение.6.Интернет-аддикция.
Девиация — отклонение от общепринятых норм
В любом обществе от первобытного до современного, в любой группе от нации до рабочего коллектива существуют устойчивые правила и нормы поведения. Как правило, это исторически сложившиеся сценарии, позволяющие избежать негативного развития событий для членов группы. Если какие-то правила оказываются нарушены, значит произошла девиация.
Что такое девиация?
В общем, так называется любое отклонение от нормы, но нужно отметить, что термин «девиация» — это в социологии принципиально другое понятие, в отличии от принятых в других науках. В итоге она может стать нормой, доказав свою полезность, поэтому следует как можно глубже разобраться в значении этого термина..
Что такое девиация в психологии?
Можно однозначно ответить, что девиация — это в психологии, как и социологии отклонения от нормы, но появляются они из-за сбоя в нормальной работе психики и являются негативными, болезненными состояниями.
Причины возникновения девиации
Единого мнения о том, из-за чего происходит отклонение от нормы пока нет. Некоторые школы ставят во главу угла воспитание в неблагополучной семье. По другим версиям причины девиации кроются в проблемах с психикой; отклонениях в биологическом развитии либо в строении ДНК. У каждой из этих версий есть как достоинства, так и недостатки. Если говорить о криминальных наклонностях, то им в равной степени подвержены и люди, выросшие в полной семье, и воспитанники неполных семей и детских домов.
Признаки девиации
Поскольку понятие девиации несколько отличается в разных науках, разными будут и его признаки:
- В социологии девиантным поведением считаются поступки, нехарактерные для поведения большей части общества.
- Социальная психология считает отклонением любое отступление от общественной морали.
- Девиация в педагогике и психологии — уверенное поведение, мешающее развитию и самореализации.
Основные виды девиации
Варианты девиантного поведения делятся на две основные группы:
- нарушения социальных, правовых стандартов, норм общественной морали, культурная девиация;
- психические отклонения, явные или скрытые.
В эти группы входят следующие виды девиации.
- Асоциальная. Игнорирование сложившихся общественных устоев.
- Деликвентная. Девиация, приводящая к уголовным преступлениям.
- Саморазрушительная. Намеренное причинение вреда физическому или психическому здоровью вплоть до самоубийства.
- Психопатологическая. Проявление каких-либо психических нарушений, заболеваний.
- Диссоциальная. Отклонение от всех стандартов здоровой психики.
- Парахарактерологическая. Негативные изменения в характере, возникшие в результате неправильного воспитания.
Социальная девиация
В основном девиантность поступка в социуме определяется мотивацией. То есть, нормы общественной морали должны быть нарушены сознательно. Социальная девиация — единственная, бывающая и положительной и отрицательной.
Какие бывают девиации со знаком плюс:
- героизм;
- открытие нового пути развития общества;
- совершение географических или иных открытий.
С этой точки зрения девиантами являются:
- Великие путешественники (Х. Колумб, Н. Миклухо-Маклай, Р. Амундсен и другие)
- Учёные (Джордано Бруно, Мария Кюри, С. Королёв, А. Эйнштейн и другие)
- Духовные лидеры. Как бы крамольно это не звучало, но по отношению к изначальной религии общества развитие христианства, буддизма, ислама и др. являлось девиацией.
- Деятели искусства, открывшие новые жанры и приемлемые средства художественной выразительности. Например, Эдгар Аллан По, считающийся создателем современной формы детектива, триллера и, во многом, научной фантастики.
- Герои. Александр Матросов, Зоя Космодемянская, Мария Барсукова, Сергей Багаев, и многие другие.
- Борцы за равноправие.
Девиации со знаком минус:
- аморальное поведение;
- разнообразные зависимости;
- детская беспризорность, побеги из дома;
- проституция;
- садизм.
Продолжать список социальных девиаций можно до бесконечности, так как они во многом зависят от структуры общества, о котором идёт речь. Например, двоежёнство осуждается в христианском обществе и является нормой для ислама. Вообще девиации в социуме тем и отличаются от остальных, что могут изменяться, подстраиваться под нужды основной массы населения.
Сексуальная девиация
Второе название сексуальных интересов, отличных от общепринятой нормы — парафилия. Описать причины сексуальных девиаций и дать чёткое определение того, где заканчивается норма и откуда начинается девиация в сексе пытались многие. В DSM-5 Рей Блэнчар привёл следующее определение: «Парафилия — все виды (атипичного) интенсивного и устойчивого сексуального интереса, за исключением сексуального интереса к генитальной стимуляции и подготовительным ласкам с фенотипически нормальным, согласным и половозрелым человеческим субъектом». Список «нормофилий» (этот термин означает «нормальный» сексуальный интерес и используется как противовес парафилии) по Блэнчару выглядит так:
- оральные ласки;
- анальное/вагинальное проникновение;
- взаимная мастурбация;
- поцелуи.
Примеры парафилий:
- сексуальный интерес к моче, копрофилия;
- предпочтение лиц с выраженными физическими недостатками;
- сексуальный интерес к элементам БДСМ.
Почти сразу это определение было подвергнуто жесточайшей критике. В основном за неясность некоторых его составных частей. Так Чарльз Моузер счёл некорректной постановку определения через то, чем оно не является. Кроме этого он указывал, что понятие «фенотипически нормальный субъект» является слишком размытым ( например, не понятно, является ли таким объектом женщина, перенёсшая пластическую операцию).
Сексолог счёл некорректным и проявление сексизма в документе. Так согласно определению DSM-5 желание женщины подчиняться мужчине в постели является нормой, а обратное — девиацией. То же справедливо и для желания использовать красивое нижнее бельё. В целом Чарльз Моузер придерживается точки зрения, что конкретная граница между нормофилией и парафилией обусловлена лишь культурными и религиозными нормами и с медицинской точки зрения не существует.
Следует однако отделять парафилию от парафильного расстройства. Если первая это лишь интерес к нестандартным видам и способам интимных отношений, то второе — болезнь, и она характеризуется наличием зависимости. На практике это выглядит так: если любитель БДСМ может обойтись без него, то это парафилия. Если удовлетворение возможно только в рамках БДСМ-сессии это парафильное расстройство.
Гендерные девиации
Этот вид отклонения от общепринятых стандартов вызывает самую неоднозначную реакцию в социуме. С момента рождения ребёнку прививают определённые черты и мировоззрение, призванное в конечном итоге закрепить его полоролевую модель поведения и внешнего вида. Так девочкам с раннего детства прививается любовь к платьям, украшениям и макияжу. Мальчикам — к строгой, спортивной или военизированной одежде.
В дальнейшем эти различия внешнего вида укрепляются разницей в поведении и приоритетах. В случае, если женщина совершается действия, однозначно относящиеся к мужской полоролевой модели или наоборот — это является гендерной девиацией. Её крайняя форма — становление человека трансвеститом или же смена пола хирургическим методом. Многие склонны считать, что это современные девиации, характерные лишь нашему времени.
Коммуникативные девиации
Коммуникативными нарушениями, то есть нарушениями общения, являются:
- Аутизм. Первичный — врождённый — проявляется в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Вторичный — приобретённый — может появиться после нахождения в стрессовой ситуации или в результате особенностей воспитания. Эти типы девиации характеризуются осознанным стремлением к одиночеству, неумением поддерживать дружеские связи и налаживать контакт с незнакомыми людьми.
- Гиперобщительность. Антагонист аутизма. Страдающий гиперобщительностью человек стремится за как можно более короткое время пообщаться с как можно большим количеством собеседников, патологически не умеет переносить одиночество.
- Фобии (страхи). Считается, что у каждого человека есть хотя бы одна фобия. Некоторые из них серьёзно осложняют общение. Например эрейтофобия (страх покраснеть прилюдно) или скопофобия (страх оказаться смешным).
Девиация — сектантство
Одна из известных проблем современного общества — секты. Обращаться туда людей заставляют различные психические девиации. Например аутизм, антисоциальное поведение и т.д. От религий секты отличаются следующим.
- Поклонение перед духовным лидеру (человеком).
- Жёсткая иерархическая структура. Даже если её существование неизвестно рядовым членам общины
- Стремление полностью контролировать жизнь членов секты.
Пищевые девиации
Существует два самых известных вида нарушений питания: анорексия и булимия. Считается, что это современные девиации поведения, однако первый случай анорексии был зафиксирован ещё в XVII веке.
- Анорексия. Стремление не допустить повышения массы тела любыми методами, вплоть до полного отказа от пищи.
- Булимия. Схожа с анорексией, но включает в себя ещё и неконтролируемые приступы переедания.
Девиация — алкоголизм
Патологическая зависимость от алкоголя, ведущая в итоге к саморазрушению. Алкоголики как правило отрицают наличие проблемы и уверены, что могут в любое время с ней справиться. К формированию алкогольной зависимости ведут другие личностные девиации или физиологические особенности человека.
Последствия девиации
Любая девиация отклонение от нормы. Но, если она оказалась положительной, благоприятно влияющей на общество, нарушение становится нормой, а девиант — благодетелем. Негативные же девиации как правило влекут за собой наказания или общественное осуждение. В некоторых случаях возможно принудительное лечение.
Тема 6. Девиации как социально-педагогическая проблема.
Детей, чье поведение отклоняется
от принятых в обществе правил поведения,
называют труднымими.
Трудновоспитуемость
подростка, несоблюдение им норм и правил,
установленных в обществе, в науке
рассматривается через явление, которое
называется девиация.
Девиация
(отклонение) является
одной из сторон явления изменчивости,
которое присуще и человеку и окружающему
миру. Отклоняющееся поведение является
одним из проявлений социальной
дезадаптации. Поэтому в рассмотрении
девиации необходмо учитывать понятие
– норма.
Психическая норма– общепринятые
в обществе требования к различным
параметрам проявлений психической
активности человека. Социальная норма– предписание общепринятой формы,
способа поведения людей в социально
значимых ситуациях и для различных
социальных ролей.
Какое поведение нужно считать нормальным,
как следует определять отклонение.
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо
учитывать критерии, которые создают
социальные и психические нормы.
Критерии, характеризующие норму
психического здоровья:
— соответствие характера реакций
внешним раздражителям;
— адекватный возрасту уровень зрелости
эмоционально-волевой и познавательной
сфер личности;
— способность к адаптации в
микросоциальных отношениях;
— способность к самоуправлению
собственным поведением;
— критический подход к обстоятельствам
жизни, чувство ответственности за
потомство, близких членов семьи и пр.
«Нормальный» человек»– это человек,
соответствующий в своих психических
проявлениях основным тенденциям
половозрастного развития и социальным
нормам на данном этапе развития общества.
Отклонения от нормы могут иметь временный
или постоянный характер и различную
степень выраженности – от акцентуации
до невротических состояний и деформаций
личности.
Виды и формы девиаций рассматриваются
в зависимости от субъекта (нарушающего),
с точки зрения объекта (какая норма
нарушена). Девиантное поведение может
классифицироваться как индивидуальное
или групповое.
Девиации включают в себя
девиантное,
делинквентное
и криминальное поведение.
Девиантное поведение
— один из видов
отклоняющегося поведения, связанный с
нарушением соответствующих возрасту
социальных норм и правил поведения,
характерных для микросоциальных
отношений (семейных,
школьных). Это антидисциплинарный тип
поведения.
Девиантное поведение может быть более
или менее осознанным; иметь различные
последствия; совершаться произвольно
или импульсивно; иметь систематический
или эпизодический, добровольный или
принудительный характер.
Основные типы девиантного поведения:
▪ демонстрация, ▪
вызов (вызывающее
поведение) ▪ отклонение
от учебы, ▪уходы
из дома, ▪ пьянство, ▪
агрессивность, ▪
наркомания, ▪суицид
и др.
Делинквентное
поведение
характеризуется как
повторяющиеся асоциальные проступки
детей, которые складываются в определенный
устойчивый стереотип действий, нарушающих
правовые нормы, но не влекущих уголовной
ответственности из-за ограниченной
общественной опасности или не достижении
ребенком определенного возраста (когда
подросток может быть привлечен к
уголовной ответственности) .
Основные
типы делинквентного
поведения подростков:
▪ оскорбления, ▪
побои, ▪
садистские действия,
▪ поджоги,
▪ кражи, ▪ угоны
автотранспорта, ▪ распространение и
продажа наркотиков и др.
Оно выражается не только во внешней,
поведенческой стороне, но и во внутренней,
личностной. Когда у подростка происходит
деформация ценностных ориентаций,
ведущая к ослаблению контроля системы
внутренней регуляции.
Криминальное поведение
определяется как
противоправный поступок, который по
достижению возраста, с которого наступает
уголовная ответственность, служит
основанием для возбуждения уголовного
дела. Ему, как правило, предшествуют
различные формы девиантного и
делинквентного поведения.
Как ни различны формы девиантного
поведения подростков и юношей, они
взаимосвязаны. Пьянство, употребление
наркотиков, агрессивность и противоправное
поведение образуют единый блок, так
что вовлечение подростка в один вид
девиантных действий повышает вероятность
его вовлечения также и в другой.
Противоправное поведение, в свою очередь
связано с нарушением норм психического
здоровья. До некоторой степени совпадают
и способствующие девиантному поведению
социальные факторы (школьные трудности,
травматические жизненные события,
влияние девиантной субкультуры или
группы, неблагополучные семьи ит.д.)
В происхождении отклоняющегося поведения
большую роль играют дефекты личностного
развития, сочетающиеся с недостатками,
ошибками воспитания и отрицательным
влиянием неблагоприятной ситуации,
складывающейся в ближайшем окружении
человека – семье, группе и т.д.
Что касается индивидуально-личностных
факторов, влияние юношеской делинквентности
на судьбу взрослого человека неоднозначно.
Чем тяжелее делинквентное поведение
подростка (юноши), тем вероятнее, что он
будет продолжать его и взрослым, однако
с возрастом делинквентность у большинства
подростков может прекращаться.
Рассмотрение различных видов девиаций
основано, прежде всего, на поиске решений
при организации помощи и поддержки
подростку – социальной, психологической
или медицинской.
Факторы, обусловливающие
девиантное поведение подростков.
Известны многочисленные
концепции девиантного поведения.
Различные авторы по-разному рассматривают
его причины. Одни утверждают, что все
причины антиобщественного поведения
надо искать в биологии человека, в особых
генетических структурах преступности.
Открытия генетики ориентируют на то,
что основные психические свойства
личности заложены в самой природе
человека, определяют его судьбу. Однако
современная наука не располагает
данными о существовании прирожденных
программ социального поведения человека.
Тем более что сама социальная жизнь не
представляет постоянной системы факторов
– она сменяется быстрее, чем поколения
людей сменяют друг друга.
Также девиантное поведение рассматривается
как следствие психологических воздействий,
часто уходящих корнями в детские
переживания или же наоборот исследовательские
подходы акцентируют внимание на внешних
причинах поведенческих расстройств –
результат научения, социальные проблемы,
неблагополучные семьи.
Гуманистический подход,
отклоняющееся поведение рассматривает
как следствие искусственных препятствий,
блокирующий потенциал роста и развития
личности. Различные оценки причин
позволяют указать ряд факторов девиантного
поведения.
Основными факторами,
обусловливающими девиантное поведение
подростков являются: биологические,
психологические, социально-педагогические,
социально-экономические и морально-этические.
1. Биологические факторы выражаются
в существовании неблагоприятных
физиологических или анатомических
особенностях организма ребенка,
затрудняющих его социальную адаптацию:
а) генетические,
выражающиеся в нарушении
умственного развития, дефектах слуха
и зрения, наличии телесных пороков,
повреждениях нервной системы и пр.;
б) психофизиологические,
связанные с влиянием
на организм человека психофизиологических
нагрузок, конфликтных ситуаций, новых
видов энергии, приводящих к соматическим,
аллергическим, токсическим заболеваниям;
в) физиологические,
включающие в себя дефекты речи, внешнюю
непривлекательность, недостатки
конституционно-соматического склада
человека, что вызывает негативное
отношение со стороны окружающих.
2. Психологические факторы,
в которые включается
наличие у ребенка психопатологии или
акцентуации отдельных черт характера.
Эти отклонения выражаются в
нервно-психических заболеваниях,
психопатии, неврастении, пограничных
состояниях, повышающих возбудимость
нервной системы и обусловливающих
неадекватные реакции подростка.
3. Социально-педагогические
факторы, выражаются в
дефектах школьного, семейного воспитания,
в основе которых лежат половозрастные
и индивидуальные особенности развития
детей. Такие дети бывают плохо подготовлены
к школе, негативно относятся к домашним
заданиям, безразличны к оценкам.
4. Социально-экономические
факторы включают
социальное неравенство, расслоение
общества на бедных и богатых, обнищание,
безработицу, инфляцию и, как следствие,
социальную напряженность.
5. Морально-этические
факторы проявляются в
низком морально-нравственном уровне
современного общества, разрушением
духовных ценностей, падении нравов, а
также в нейтральном отношении общества
к проявлениям девиантного поведения.
Вопросы для самоконтроля:
Раскройте понятия «девиации»,
«делинквентное» и «криминальное
поведение».Назовите различные виды девиаций.
Что относится к критериям норм
психического здоровья личности?Раскройте факторы девиантного поведения
подростков.Влияние каких факторов на ваш взгляд
оказывает большее воздействие на
личность подростка?
Стандартное отклонение — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
График нормального распределения (или кривая колокола). Каждая цветная полоса имеет ширину в одно стандартное отклонение.
Набор данных со средним значением 50 (показано синим цветом) и стандартным отклонением (σ), равным 20.
Пример двух выборок с одинаковым средним значением и разными стандартными отклонениями. Красное население имеет среднее значение 100 и стандартное отклонение 10; синяя популяция имеет среднее значение 100 и стандартное отклонение 50.
Стандартное отклонение — это число, используемое для обозначения разброса измерений для группы от среднего (среднего или ожидаемого значения).Низкое стандартное отклонение означает, что большинство чисел близки к среднему, а высокое стандартное отклонение означает, что числа более разбросаны. [1] [2]
Сообщаемая погрешность обычно вдвое превышает стандартное отклонение. Ученые обычно сообщают о стандартном отклонении чисел от среднего числа в экспериментах. Они часто решают, что важны только различия, превышающие стандартное отклонение в два или три раза. Стандартное отклонение также полезно для денег, где стандартное отклонение полученных процентов показывает, насколько проценты, полученные одним человеком, могут отличаться от среднего.
Часто можно измерить только образец или часть группы. Затем число, близкое к стандартному отклонению для всей группы, можно найти с помощью немного другого уравнения, называемого стандартным отклонением выборки, как описано ниже. В этом случае стандартное отклонение всей группы представлено греческой буквой σ {\ displaystyle \ sigma}, а стандартное отклонение образца — s {\ displaystyle s}. [3]
Рассмотрим группу, состоящую из следующих восьми чисел:
- 2, 4, 4, 4, 5, 5, 7, 9 {\ displaystyle 2, \ 4, \ 4, \ 4, \ 5, \ 5, \ 7, \ 9}
Эти восемь чисел имеют среднее (среднее) из 5:
- 2 + 4 + 4 + 4 + 5 + 5 + 7 + 98 = 5 {\ displaystyle {\ frac {2 + 4 + 4 + 4 + 5 + 5 + 7 + 9} {8}} = 5}
Чтобы вычислить стандартное отклонение генеральной совокупности, сначала найдите отличие каждого числа в списке от среднего.{2} = 16 \\\ end {array}}}
Затем найдите среднее значение этих значений (сумму, деленную на количество чисел). Наконец, извлеките квадратный корень:
- (9 + 1 + 1 + 1 + 0 + 0 + 4 + 16) 8 = 2 {\ displaystyle {\ sqrt {\ frac {(9 + 1 + 1 + 1 + 0 + 0 + 4 + 16)} {8}}} = 2}
Ответ: стандартное отклонение генеральной совокупности . Формула верна только в том случае, если восемь чисел, с которых мы начали, составляют всю группу. Если они являются лишь частью случайно выбранной группы, то мы должны использовать 7 (что составляет n — 1) вместо 8 (что составляет n ) в нижней части (знаменатель) предпоследнего шаг.Тогда ответ — стандартное отклонение выборки (скорректированное смещение) . [4] Это называется поправкой Бесселя. [5]
Вот немного более сложный пример из реальной жизни: средний рост взрослых мужчин в Соединенных Штатах составляет 70 дюймов со стандартным отклонением 3 дюйма. Стандартное отклонение в 3 дюйма означает, что большинство мужчин (около 68%, при условии нормального распределения) имеют рост на 3 дюйма выше среднего (67–73 дюйма) — одно стандартное отклонение. Почти все мужчины (около 95%) имеют рост на 6 дюймов выше и на 6 дюймов ниже среднего (64–76 дюймов) — два стандартных отклонения.Три стандартных отклонения включают все числа для 99,7% исследуемой выборки. Это верно, если распределение нормальное (колоколообразное).
Если бы стандартное отклонение было равно нулю, тогда все мужчины были бы ровно 70 дюймов в высоту. Если бы стандартное отклонение было 20 дюймов, то некоторые мужчины были бы намного выше или намного ниже среднего, с типичным диапазоном около 50 дюймов — 90 «.
В качестве другого примера, каждая из трех групп {0, 0, 14, 14}, {0, 6, 8, 14} и {6, 6, 8, 8} имеет среднее (среднее) 7.Но их стандартные отклонения равны 7, 5 и 1. Третья группа имеет гораздо меньшее стандартное отклонение, чем две другие, потому что все ее числа близки к 7. В общем, стандартное отклонение показывает нам, насколько далеко от среднего остальная часть. числа имеют тенденцию быть, и они будут иметь те же единицы измерения, что и сами числа. Если, например, группа {0, 6, 8, 14} — это возраст группы из четырех братьев в годах, среднее значение составляет 7 лет, а стандартное отклонение — 5 лет.
Стандартное отклонение может служить мерой неопределенности.В науке, например, стандартное отклонение группы повторных измерений помогает ученым узнать, насколько они уверены в среднем числе. При принятии решения о том, согласуются ли результаты экспериментов с предсказанием, очень важно стандартное отклонение этих измерений. Если среднее число из экспериментов слишком далеко от предсказанного числа (с расстоянием, измеренным в стандартных отклонениях), тогда проверяемая теория может быть неверной. Для получения дополнительной информации см. Интервал прогнозирования.
Примеры применения [изменить | изменить источник]
Понимание стандартного отклонения набора значений позволяет нам узнать, насколько большое отклонение от «среднего» (среднего) ожидается.
Погода [изменить | изменить источник]
В качестве простого примера рассмотрим среднесуточные высокие температуры в двух городах, одном на суше и одном на берегу океана. Полезно понимать, что диапазон суточных высоких температур для городов у океана меньше, чем для городов внутри страны.Эти два города могут иметь одинаковую среднесуточную высокую температуру. Однако стандартное отклонение суточной высокой температуры для прибрежного города будет меньше, чем для внутреннего города.
Спорт [изменить | изменить источник]
Другой способ взглянуть на это — рассмотреть спортивные команды. В любом виде спорта найдутся команды, которые хороши в одних вещах, а в других — нет. Команды, получившие наивысший рейтинг, не будут иметь больших различий в способностях. Они преуспевают в большинстве категорий.Чем ниже стандартное отклонение их способностей в каждой категории, тем они более сбалансированы и последовательны. Однако команды с более высоким стандартным отклонением будут менее предсказуемыми. Команда, которая обычно не справляется в большинстве категорий, будет иметь низкое стандартное отклонение. Команда, которая обычно хороша в большинстве категорий, также будет иметь низкое стандартное отклонение. Однако команда с высоким стандартным отклонением может быть той командой, которая набирает много очков (сильное нападение), но также позволяет другой команде набрать много очков (слабая защита).
Попытка узнать заранее, какие команды выиграют, может включать рассмотрение стандартных отклонений различных командных «статистических данных». Цифры, которые отличаются от ожидаемых, могут сопоставить сильные и слабые стороны, чтобы показать, какие причины могут быть наиболее важными для определения того, какая команда победит.
В гонках измеряется время, необходимое водителю для прохождения каждого круга по трассе. Водитель с низким стандартным отклонением времени прохождения круга более последователен, чем водитель с более высоким стандартным отклонением.Эта информация может быть использована, чтобы помочь понять, как водитель может сократить время прохождения круга.
Деньги [изменить | изменить источник]
В деньгах стандартное отклонение может означать риск того, что цена пойдет вверх или вниз (акции, облигации, собственность и т. Д.). Это также может означать риск того, что группа цен пойдет вверх или вниз [6] (активно управляемые паевые инвестиционные фонды, индексные паевые инвестиционные фонды или ETF). Риск — это одна из причин, по которой нужно решить, что покупать. Риск — это число, которое люди могут использовать, чтобы узнать, сколько денег они могут заработать или потерять.По мере увеличения риска доходность инвестиций может быть больше, чем ожидалось (стандартное отклонение «плюс»). Однако инвестиция также может потерять больше денег, чем ожидалось (стандартное отклонение «минус»).
Например, человеку нужно было выбирать между двумя акциями. Акция А за последние 20 лет имела среднюю доходность 10 процентов со стандартным отклонением 20 процентных пунктов (пп). Акция B за последние 20 лет имела среднюю доходность 12 процентов, но более высокое стандартное отклонение — 30 п.п.Думая о риске, человек может решить, что Stock A — более безопасный выбор. Даже если они могут не заработать столько денег, они, вероятно, тоже не потеряют много денег. Человек может подумать, что среднее значение Акции Б на 2 пункта выше не стоит дополнительных 10 п.п. стандартного отклонения (больший риск или неопределенность ожидаемой доходности).
Правила для нормально распределенных чисел [изменить | изменить источник]
Темно-синий — менее одного стандартного отклонения от среднего. Для нормального распределения это 68.27 процентов номеров; в то время как два стандартных отклонения от среднего (средний и темно-синий) включают 95,45 процента; три стандартных отклонения (светлый, средний и темно-синий) включают 99,73%; и четыре стандартных отклонения составляют 99,994 процента.
Большинство математических уравнений для стандартного отклонения предполагают, что числа имеют нормальное распределение. Это означает, что числа распределены определенным образом по обе стороны от среднего значения. Нормальное распределение также называется распределением Гаусса , потому что оно было открыто Карлом Фридрихом Гауссом. [7] Ее часто называют колоколообразной кривой , потому что числа расходятся, образуя форму колокола на графике.
Числа не распределяются нормально, если они сгруппированы по одну или другую сторону от среднего значения. Числа можно разложить и при этом распределить нормально. Стандартное отклонение показывает, насколько широко разбросаны числа.
Связь между средним (средним) и стандартным отклонением [изменение | изменить источник]
Среднее (среднее) и стандартное отклонение набора данных обычно записываются вместе.Тогда человек сможет понять, каково среднее число и насколько широко разнесены другие числа в группе.
Способ распределения группы чисел также может быть задан коэффициентом вариации (CV), [3] , который представляет собой стандартное отклонение, деленное на среднее значение. Это безразмерное число. Коэффициент вариации часто умножают на 100% и записывают в процентах.
Термин стандартное отклонение был впервые использован в письменной форме Карлом Пирсоном в 1894 году, [8] [9] после того, как он использовал его в лекциях.Это было заменой прежних названий той же идеи: например, Гаусс использовал среднюю ошибку . [10]
- ↑ Гаусс, Карл Фридрих (1816). «Bestimmung der Genauigkeit der Beobachtungen». Zeitschrift für Astronomie und Verwandt Wissenschaften . 1 : 187–197.
- ↑ Уокер, Хелен (1931). Исследования по истории статистического метода . Балтимор, Мэриленд: Williams & Wilkins Co., стр. 24–25.
- ↑ 3,0 3,1 «Список вероятностных и статистических символов». Математическое хранилище . 2020-04-26. Проверено 21 августа 2020.
- ↑ Weisstein, Eric W. Standard Deviation. mathworld.wolfram.com . Проверено 21 августа 2020.
- ↑ «Формулы стандартного отклонения». www.mathsisfun.com . Проверено 21 августа 2020.
- ↑ «Что такое стандартное отклонение». Безупречный. Проверено 29 октября 2011.
- ↑ Кирквуд, Бетти Р.; Стерн, Джонатан AC (2003). Основная медицинская статистика . Blackwell Science Ltd. CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка)
- ↑ Dodge, Yadolah (2003). Оксфордский словарь статистических терминов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-920613-9 .
- ↑ Пирсон, Карл (1894). «О разрезании несимметричных частотных кривых». Phil. Пер. Рой. Soc. Лондон, серия A . 185 : 719–810.
- ↑ Миллер, Джефф. «Самые ранние известные виды использования некоторых слов математики».
.
педагогических наук | Методы, теории и факты
Учитель и ученик
В процессе обучения есть две стороны (учитель и обучаемый), которые работают вместе над некоторой программой (предметом), разработанной, чтобы каким-то образом изменить опыт и понимание учащихся. Поэтому необходимо начать с наблюдений об ученике, учителе и предмете, а затем рассмотреть значение групповой жизни и школы. После этого можно будет рассмотреть факторы и теории, влияющие на изменение опыта и понимания человека.Они включают теории обучения в образовании, организации школы и класса, а также средств обучения.
Ребенок поступает в школу с небольшим, если вообще, достижением в письменной речи, и оставляет его способным многому научиться у человеческой культуры. Первоначально считалось, что такой прогресс — это всего лишь вопрос обучения, запоминания, объединения и практики. Однако работа психологов показала, что рост интеллектуальных способностей ученика должен включать в себя большой элемент развития через различные фазы, начиная с простой сенсомоторной координации; переход к истокам символизации, чему способствует развитие языка и игры; а затем переходим к логическому мышлению, если материал конкретен; и, наконец, в середине подросткового возраста, к способности всесторонне исследовать проблемы, понимать их формальную структуру и вызывать объяснения.Что касается эмоционального переживания, то ребенок переходит от прямых, немедленных, раскованных реакций к более сложным, менее прямым и более осмотрительным. Физический рост ребенка настолько очевиден, что в комментариях нет необходимости. Любая попытка научить ребенка интеллектуально и эмоционально, а также к действию должна учитывать эти характеристики. Образование должно опережать развитие, а не следовать за ним и не игнорировать его. Компонентами общего образовательного роста ребенка являются физическое и умственное созревание, опыт, формальное обучение посредством языка и стремление учащегося разрешить несоответствия, аномалии и диссонансы в опыте.
От учителей требуется, чтобы они получали удовольствие и были способны делиться с детьми рабочими программами, призванными изменить их опыт и понимание. Это означает, что соответствующий опыт доступен студенту в нужное время. Учитель должен быть зрелым, с юмором и чувством статуса, твердым, но невозмутимым, сочувствующим, но не чрезмерно личным. В больших классах учитель становится лидером группы, обеспечивая стимулирующие учебные ситуации.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Преподаваемый предмет также оказывает заметное влияние на общую учебную ситуацию. Его можно удобно разделить на широкие рубрики языков, гуманитарных наук, естественных наук, математики и искусств. Хотя каждая группа субъектов имеет что-то общее с другими с точки зрения требований, которые она предъявляет к мыслителю, каждая область также имеет что-то весьма специфическое в своем способе развития. Языки требуют вербального обучения и производства на основе устной работы, особенно на ранних этапах.Гуманитарные науки требуют понимания причинно-следственных связей непосредственных и удаленных связей между людьми и учреждениями, а также между людьми и окружающей их средой. Науки требуют индукции из опыта, хотя дедуктивные процессы необходимы, когда законы науки формализуются в математических терминах. И гуманитарные, и естественные науки зависят от способности учащегося выдвигать гипотезы. Математика требует способности абстрагироваться, символизировать и делать выводы. Интерес к формальным и структурным свойствам актов счета и измерения имеет фундаментальное значение.Искусство и литература требуют относительно бесплатной возможности исследовать и творить.
Большая часть роли учителя — это руководитель группы, и групповая жизнь школы и класса должна влиять на учебную ситуацию. Групповая жизнь проявляется в динамической структуре класса, в том числе в его способах принятия групповых решений, иерархии его членов, существовании группировок и отдельных индивидов, а также в его моральном духе и общей реакции на школу и остальную часть общества. штат сотрудников.Отдельные ученики также ведут себя под влиянием групп, к которым они принадлежат. Их достижения и позиции оцениваются группой, что приводит к поддержке или остракизму, и они устанавливают свои стандарты в соответствии с этим влиянием.
Во многих школах диапазон возрастов в любом классе составляет около одного года, и этот узкий диапазон способствует некоторому единообразию охвата предмета. Но в сельских школах с одним и двумя учителями группы детей могут быть неоднородными по возрасту и способностям, и способ обучения должен учитывать, что ряд более мелких подразделений перемещаются с разной скоростью.Задача учителя состоит в том, чтобы координировать работу этих небольших разнородных групп таким образом, чтобы привлечь внимание всех. Одна группа должна практиковать свободную творческую деятельность, в то время как другая получает более формальные инструкции от учителя.
Эффект «потоковой передачи» или «отслеживания», т. Е. Выбора однородных групп по возрасту и интеллектуальным способностям, вызвал большое количество исследований. Эта практика вызывает крайние мнения, горячую поддержку и громкое осуждение. Аргументом в пользу единообразия является то, что ставя учеников наравне со своими интеллектуальными сверстниками, обучение становится более эффективным, а обучение более приемлемым.Аргументы против него обращают внимание на его плохое влияние на моральный дух детей из низовий. Эта точка зрения поддерживает разнородный класс на том основании, что сильнейшие не подвергаются чрезмерному принуждению, а самые слабые получают выгоду, разделяя их со своими более способными собратьями. Экспериментальные данные по проблеме разнообразны.
Школьное сообщество размещается в физическом комплексе, и условия классных комнат, мест для собраний и игровых площадок, а также наличие (или отсутствие) библиотек, лабораторий, комнат для декоративно-прикладного искусства и мастерских — все это играет свою роль в этом процессе. эффективность учебно-педагогической ситуации.Серьезные ограничения могут быть вызваны отсутствием библиотечных и лабораторных услуг.
Социальные силы, находящиеся непосредственно за пределами школьного сообщества, также влияют на ситуацию с обучением. Они исходят из дома, района и более широких социальных групп. Обучение — это компактное обучение между несколькими группами, включая учителей, учеников и родителей, в первую очередь, с молодежными организациями и гражданскими, а иногда и религиозными группами, играющими второстепенную роль. Общая молодежная субкультура района также устанавливает стандарты и отношения, которые учителя должны учитывать в своей работе.
.
Эффективная и адекватная педагогика | Учебный портал МИПО ЮНЕСКО
Эффективные учителя тщательно планируют и применяют соответствующую педагогику.
Обучение зависит от педагогических подходов, которые учителя используют в классе. В школах распространены различные педагогические подходы, но некоторые стратегии более эффективны и уместны, чем другие. Эффективность педагогики часто зависит от конкретного предмета, который будет преподавать, от понимания разнообразных потребностей разных учащихся, а также от адаптации к местным условиям в классе и окружающей среде.В целом, лучшие учителя верят в способность своих учеников учиться и тщательно используют целый ряд педагогических подходов, чтобы обеспечить такое обучение.
Проблемы и их обсуждение
Педагогика и ее формы: Педагогика относится к «взаимодействиям между учителями, учениками, учебной средой и учебными задачами» (6, стр. 35). Этот широкий термин включает в себя то, как учителя и ученики взаимодействуют друг с другом, а также учебные подходы. реализовано на занятиях.Педагогические подходы часто варьируются от педагогики, ориентированной на учителя, до педагогики, ориентированной на учащегося; хотя эти два подхода могут показаться противоречащими друг другу, они часто могут дополнять друг друга в реализации образовательных целей — например, подход, ориентированный на учителя, может быть полезен для введения новой темы, в то время как подход, ориентированный на учащегося, может быть необходим, чтобы позволить учащимся изучить эти идеи и развить более глубокое понимание.
- Педагогика, ориентированная на учителя: Педагогика, ориентированная на учителя, ставит учителя в центр учебного процесса и обычно опирается на такие методы, как лекция всего класса, заучивание наизусть и ответы хором (т.е., вызов и ответ). Такой подход часто критикуют, особенно когда ученики выполняют только задания более низкого уровня и боятся учителя. (14) Однако обучение целым классом может быть эффективным
.
Андрагогика против педагогики — BusinessDictionary.com
При обсуждении концепций обучения можно использовать слова андрагогика и педагогика, хотя они относятся к очень разным областям обучения. Эта статья поможет вам четко понять разницу между андрагогикой и педагогикой.
Андрагогика
Андрагогика относится к концепциям обучения, относящимся к обучению взрослых, которые могут отличаться от традиционных концепций обучения, используемых в начальной и средней школе. Ключевые аспекты андрагогики включают:
- Фокус: В обучении взрослых часто гораздо больше внимания уделяется индивидуальному и самостоятельному обучению.Хотя обучение в классе может существовать, оно часто рассматривается как дополнение к целям независимого обучения.
- Контроль: Обычно учащийся гораздо более ответственно относится к своему учебному процессу, и его мотивация к обучению имеет решающее значение для достижения успеха. При обучении взрослых часто существует множество методов для достижения одних и тех же целей обучения, и учащийся может выбрать желаемый путь.
- Оценка: Важность выставления оценок часто бывает разной, поскольку многие курсы обучения взрослых сосредоточены только на завершении.Необходимость получения высоких оценок для будущих целей (например, поступления в хороший университет) не так важна, как в педагогике.
- Учителя: В принципах преподавания андрагогики учителя не так важны, как личная ответственность. Учителя могут существовать для гидов и для вопросов, но не будут направлять учеников через все учебные материалы.
Педагогика
Педагогика относится к концепциям обучения, относящимся к обучению детей, и является тем аспектом обучения, с которым большинство знакомых гораздо лучше (через собственное начальное и среднее образование).Ключевые аспекты педагогики включают:
- Фокус: Фокус обучения ребенка очень целенаправлен, с ограниченным отклонением от установленных планов обучения. Классное или групповое обучение является основным направлением обучения, когда информация передается студентам, а не им самим.
- Контроль: Контроль за процессом обучения в значительной степени находится в руках учителей или организации, которая диктует учебную программу (то есть школьного совета или факультета).Часто допускается очень небольшое отклонение от установленного процесса обучения.
- Оценка: Оценка, как правило, очень важна с точки зрения обучения ребенка, поскольку она важна для продвижения по службе, а также для будущей возможности получить высшее образование (университет или колледж). Оценка преподаваемых концепций обычно проводится периодически на протяжении всего курса.
- Учителя: Учителя занимают центральное место в педагогических концепциях, поскольку они несут ответственность за передачу всей информации, которую должен усвоить ученик.Кроме того, они должны затем оценить обучение студентов, когда дело доходит до выставления оценок. По сравнению с обучением взрослых это означает, что опытные учителя гораздо более важны с точки зрения успешного обучения студентов.
Андрагогика против педагогики
В то время как концепции андрагогики и педагогики относятся к двум разным типам учащихся, взрослым и детям, соответственно, эти концепции переплетаются, поскольку природа обучения представляет собой скользящую шкалу от самоуправления к руководству учителем. .Некоторые дети могут учиться в рамках более самостоятельных концепций, а некоторые взрослые могут учиться в рамках более ориентированных на учителей концепций. В конечном итоге образование должно быть адаптировано к аудитории (студентам), чтобы обеспечить достижение требуемых результатов. .