Девиантное поведение и его формы проявления: Девиантное поведение: причины, виды, профилактика
Формы девиантного поведения — Студопедия
Сравнительная характеристика поведенческих феноменов
Сопоставив классификации поведенческих девиаций, мы можем более четко сформулировать отличительные особенности различных поведенческих феноменов.
Основные варианты социального поведения.
1. Нормативное поведение («стандартное») — соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.
2. Маргинальное (пограничное) поведение — находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение окружающих людей.
3. Нестандартное («ненормативное») поведение — выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.
Проявляется в двух основных формах:
— креативное (творческое) поведение — реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;
— девиантное (отклоняющееся) поведение — непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию.
4. Патологическое поведение — отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различимые социальные явления, проявляющихся в различных формах и видах.
Основные формы девиантного поведения
1) Преступность 2) Наркомания 3) Алкоголизм 4) Проституция 5) Суицид
— Побеги из дома и бродяжничество
— Страхи и навязчивости
— Вандализм и граффити
— Преступность.
В отечественной психологии истоки девиантного поведения и соответственно правонарушений подростков и юношества принято искать в трудновоспитуемости и педагогической или социально-культурной запущенности. И если криминология — наука, признанная дать ответ на вопрос о причинах совершения преступлений, педагогика — о средствах перевоспитания и педагогических мерах профилактики, социология — о действиях социальных законов, то роль психологии — раскрыть психологические механизмы совершения преступления, включая и такой компонент, как субъективный, личностный смысл такого поведения для подростка.
Исследователями выделяются следующие внутренние, психолоические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:
— потребность в престиже, в самоуважении;
— потребность в риске;
— эмоциональная неустойчивость;
— агрессивность;
— наличие акцентуации характера;
— отклонения в психическом развитии;
— низкое самоуважение;
— неадекватная самооценка.
Противоправные действия в подростковой возрасте являются еще более осознанными и произвольными. Происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.
— Наркомания — это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с употреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них: опий, морфий, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркомания — это болезнь века. Десять лет назад этой болезнью было поражена лишь небольшая часть праздношатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные подростки, не против того, чтобы побаловаться наркотиком.
Общими причинами приобщения молодежи к наркотикам являются:
— лишнее, не задействованное продуктивной работой, время;
— отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
— конфликтная атмосфера в семье и возникшая на этой основе детская тревожность и напряженность;
— употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
— хранение наркотиков дома;
— наркотическая наследственность;
— состояние фрустрации, в которое впадает часть детей после того, как их надежды на что-то достичь, не осуществились.
Естественно, в каждом конкретном случае толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием, слиянием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Поэтому основное направление учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастов. Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам, как к наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.
— Алкоголизм. Во всем мире употребление несовершеннолетними алкоголя прогрессирует. Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь по сравнению с наркотиками еще более вреден для нервной системы. Среди наиболее распространенных форм борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные запрещающие меры. Профилактические действия:
— запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках;
— проведение групповой антиалкогольной терапии;
— постоянное объяснение и показ детям, что есть много других способов проведения досуга и отдыха.
— Проституция. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Общество всегда искало пути и средства борьбы с проституцией. В истории существовали основные формы политики по отношению к проституции: прогибиционизм (запрет), регламентация (регистрация и медицинское наблюдение), аболиционизм (профилактическая, разъяснительно-воспитательная работа при отсутствии запретов и регистрации). Как показал исторический опыт, и правовая, ни медицинская регламентация, направленная против представительниц этой древнейшей профессии, не позволяет полностью решить проблему. Практика свидетельствует: социально-духовные преобразования в обществе радикально меняют ситуацию.
— Суицид. От латинского «убивать себя» — это умышленное лишение себя жизни. Крайняя точка в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре суицидального поведения выделяют — собственно-суицидальные действия, — суицидивные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания). Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как подростковый возраст. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели.
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Другим важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Примером может служить поведение подростков, следующих примеру своих кумиров.
Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска. Психологическая превенция суицида осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.
— Побеги из дома, бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение, оно всегда сопряжено с другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией, преступностью. Бродяжничество наносит морально-психологический ущерб самой личностью и тем, кто с ними сталкивается. Причинами побегов из дома подростков являются, как правило, потерянные семейные и родственные связи, а также связи со школой. Среди юношей преобладают эмансипационные побеги, среди девушек — демонстрационные. Уходы осуществляются в одиночку, без всякой подготовки и раздумий, о возможных трудностях и лишениях. Подростки ночуют на вокзалах, чердаках и т.п., питаются впроголодь, попрошайничая или воруя, нередко подросток попадает в асоциальную или криминальную компанию, начинает употреблять алкоголь или наркотики.
— Страхи и навязчивость. Возникновение различных страхов (фобии) довольно характерно для детского и подросткового возрастов. Чаще всего это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышение влияния к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны, легко проходят, после успокаивающей беседы. В других случаях могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих более длительный период времени. Причиной таких поступков бывают затянувшиеся, травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь, трудноразрешимый конфликт в школе или семье). Страхи проявляются в форме навязчивости, навязчивых действий. Среди навязчивостей преобладают страхи перед инфекцией, боязнь острых предметов, закрытых помещений, навязчивый страх речи у заикающихся. Для устранения страха у детей и подростков могут использоваться игровые психо-корректирующие технологии и методики.
— Вандализм и граффити. Вандализм — одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований.
Рассмотрим одну из классификаций мотивов вандализма представленную Кантером Д.К.:
— Скука. Причина — желание развлечься. Мотивом выступает поиск новых впечатлений; острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью.
— Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять как работает система.
— Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными.
— Экзистенциональное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантор поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы).
Граффити — оригинальная форма проявления девиантного поведения среди подростков и молодежи. Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешимую надпись, знак, деланный любым способом на объектах и частной собственности. Граффити относятся к тому виду разрушений, ущерб от которых рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.
Классификация граффити не является строгой и абсолютной, но все же они помогает выделить различные формы этого феномена. Е.Л. Эйбл и Б.Е. Бекли выделяют публичные и личные граффити.
М. Кокорев выделяет три вида:
— содержательные граффити;
— разрушительные граффити;
— специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре. Выполнены чаще всего пульверизатором и краской. Кокорев отмечает в последние годы преобладание именно такого типа.
На основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков, можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити:
а) утверждение личности и групповой идентичности, выполнение российских граффитчиков на английском языке объясняется тем, что он является языком молодежной субкультуры;
б) протест против социальных и культурных норм;
в) злобные реакции, содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия;
г) мотивы творчества;
д) сексуальные мотивы;
е) развлекательные мотивы.
Таким образом, вандализм в целом и граффити как один из видов вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящие к девиантному поведению подростков, поможет решить создающуюся проблему на этапе ее раннего становления.
Социальная дезадаптация – школьная дезадаптация – Неуспевающие, одаренные, педагогически запущенные дети, дети и подростки с задержкой психического развития, с нервно-психическими нарушениями.
Формы девиантного поведения
Понятие «девиантное поведение» и его основные типы
В любом обществе существуют разные люди. Они могут быть выдающимися и менять мир в лучшую сторону, могут быть простыми, чье поведение ничем не отличается от поведения других людей. Но если те, кто нарушает любые нормы, которые существуют в обществе – моральные, правовые и эстетические. Таким образом, их поведение отличается от нормального и называется девиантным. Девиантное поведение – это общественное поведение человека, которое отклоняется по нескольким параметрам:
- По мотивам, который избирает участник;
- По ценностным ориентациям, которыми мотивирует себя человек в организации своего поведения;
- По результатам, которые остаются от принятых в данном обществе ценностей и результатов – то есть от нормативных стандартов.
Иными словами, девиантное поведение проявляется тогда, когда человеком движут девиантные мотивации. Например, это может быть хулиганство, действия неправомерного характера, которые могут навредить не только носителю девиантного поведения, но и его окружению. Субъектами девиантного поведения могут быть гедонисты и революционеры, психически нездоровые люди, интеллектуально развитые (гении), которые полностью живут лишь своей идеей и не признают общезначимые ценности. Также девиантными субъектами могут быть молодые аскеты, которые отказались от общепринятых норм и ценностей, и для них в первую очередь интересны их личные взгляды на мир.
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 1
Классификация девиантного поведения зависит от того, как в обществе складываются отношения к стандартам и нормам, а также ценностям, которые в целом считаются общепринятыми.
Таким образом, следует выделить следующие типы девиантного поведения:
- Тотальный конформизм – это нормальное поведение, при котором человек полностью принимает имеющиеся социальные нормы, не отрицает их, а наоборот – демонстративно соглашается. Это поведение человека, который имеет высокий уровень образования, престижную работу и семью. Движение по карьерной лестнице и достаток не мотивирует человека к девиантному поведению, поскольку его полностью устраивает нынешнее положение;
- Инновационное поведение свойственно людям, которые, с одной стороны, согласны с целями своей жизни, но с другой стороны не стремятся к тому, чтобы полностью соответствовать общественно одобряемым нормам и ценностям. Они осознают, что могут добиваться гораздо большего успеха, если будут менять окружающие ситуации, привносить в них что-либо новое;
- Ритуализм – это поведение, которое выставляет принципы и нормы конкретного общества в абсурдном свете. Ритуалисты стремятся к тому, чтобы соблюдать все формальности от просителя, для них важна каждая мелочь в том, чтобы добиться желаемого результата;
- Ретреатизм – это вид девиантного поведения, при котором человек полностью отрицает любые одобряемые остальным обществом цели, а также возможные пути для их достижения. Данный вид поведения свойственен лицам без определенного места жительства, наркоманам и алкоголикам, заключенным, освобожденным из мест лишения свободы;
- Революция – это форма девиантного поведения, где люди отрицают надоевшие и устаревшие социальные порядки, стремятся заменить их новыми. В отличие от ретреатизма, революционеры в действительности могут предложить идеи для изменений, и в этом их отличие от других представителей девиантных проявлений.
Ключевые формы девиантного поведения
Девиантное поведение может быть первичным и вторичным. Первичное девиантное (асоциальное) поведение – это отклонение, которое соответствует принятым в обществе нормам, и является терпимым. За первичную девиацию люди не получают серьезных наказаний, но могут быть предупреждены об иных негативных последствиях. Под вторичными отклонениями следует понимать поведение, которое в большей степени отклоняется от общепринятых норм и ценностей. Вторичное отклонение признается девиантным, а личность уже также может идентифицировать себя как девианта (преступника).
Если типы девиантного поведения — это более общая формулировка его проявлений, то формы девиантного поведения — это понятие довольно локализованное. Оно изначально подразумевает наличие негативной составляющей проявлений, поэтому формы всегда будут отражать отрицательную сторону девиации и соответствующих отклонений. Сегодня к формам девиантного поведения следует отнести следующие: преступность, пьянство, наркомания, проституция. В некоторых странах к формам отклоняющегося поведения также причисляют гомосексуализм, но на данный момент в мире к нему начали относиться более лояльно, что подтверждает статистика: Европа постепенно легализует однополые отношения и поддерживает подобную тенденцию.
Преступность — это склонность человека к совершению противоправных действий, которые направлены против другого человека, группы лиц, а также против действующего законодательства. Преступность может выражаться в более легкой форме, когда человек отделывается административным наказанием, или в тяжелой форме, и в таком случае он несет уголовную ответственность. Пьянство и наркомания — два типа зависимости человека. Каждый прибегает к ним по-своему, но поведение, которое формируется у человека под воздействием вредных привычек, демонстрирует асоциальный характер, может нанести вред окружающим. Проституция сегодня — явление не только женское: мужчины и дети также задействованы в них. Жажда заработать легкие деньги приводит к такому поведению, поэтому следует организовать жесткий контроль за любой формой подобной деятельности.
Таким образом, девиантное поведение – это понятие достаточно многостороннее, которое представляет из себя многообразные явления, не всегда отвечающие требованиям и ожиданиям окружающих. Важно отметить также то, что девиантное поведение может носить положительную форму (конформизм), и в данном случае это значит, что оно не будет нести вред обществу до тех пор, пока не выйдет из-под контроля. Контролировать поведение могут установленные социальные нормы, которые установлены обществом и государством, и являются общепринятыми и обязательными для каждого члена общества.
Девиантное поведение — подростков, профилактика, причины, виды
Девиантное поведение представляет собой любую форму отклоняющегося поведения, которое по социальным меркам может считаться недопустимым, даже граничащим с правонарушением. Девиантное поведение молодежи особенно удручает: печально наблюдать, как молодые юноши и девушки калечат свою жизнь, подчиняют ее разрушительным тенденциям и сиюминутным прихотям. Необходимо знать, как разобраться с этой проблемой, предотвратить развитие серьезных последствий. Проблема заключается в том, что молодые люди попадают под влияние сверстников и не всегда понимают, зачем и ради чего им меняться.
Причины
Для развития явственных отклонений необходимы веские основания. Просто так в жизни ничего не происходит. Определенные факторы способствуют накоплению негативных впечатлений, формируют установки, которые препятствуют созданию положительной картины мира. Остановимся подробнее на причинах происходящего. Возможно, это поможет кому-то определиться с дальнейшими шагами.
Неблагополучная семья
Это самая распространенная причина, по которой происходит формирование отклоняющегося поведения. Все мы родом из детства.Невозможно отбросить этот опыт или представить, что его не было. Неблагополучная семья влияет на формирование личности сильнее, чем социальное окружение. Происходит подмена некоторых понятий, отрицание обще семейных ценностей. В семье, где нет уважения, не бывает принятия. Ребенок может расти замкнутым и неприветливым, бояться высказывать свою точку зрения. Это не способствует накоплению положительной энергии, формированию позитивного взгляда на мир. В большинстве случаев ребенок повторяет опыт родителей. Будут невольно скопированы модели поведения, установки, способ реагирования в различных ситуациях. Девиантное поведение личности всегда ведет к разрушению. Индивид не может бесконечно копить в себе тревогу и раздражение. В конечном итоге это выльется в непрекращающийся поток агрессии и осуждения.
Травля в коллективе
Еще одна распространенная причина, способствующая накоплению отрицательных эмоций. Буллинг, как бы он ни выражался, всегда заканчивается опустошением личности. Человек перестает ощущать себя изнутри, не знает, как поступать. Теряется ощущение реальности происходящего, безопасность внешнего мира ставится под сомнение. Травля в коллективе –весомый аргумент, который причиняет боль и страдания. В некоторых случаях может понадобиться помощь специалиста. Ведь если человека постоянно гнобят, то он не может потом выстраивать полноценные отношения, действовать по велению сердца. Создается впечатление, что в душе формируется бронь, препятствующая формированию душевной привязанности. Негативное девиантное поведение– это результат неспособности сделать правильный выбор, определиться с дальнейшими шагами.
Влияние сверстников
Желание самоутвердиться иногда приводит к неконтролируемым последствиям. Примеров девиантного поведения среди подрастающего поколения немало: ровесники настойчиво требуют от формирующейся личности соблюдения определенных правил и установок. Влияние сверстников оказывает огромное влияние на индивида. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, что подросток пошел не по самой лучшей дороге. Разрушительное влияние сверстников может быть весьма серьезным.
Заниженная самооценка
Это серьезная проблема, могущая обесценить любые начинания. Низкая самооценка не позволяет претендовать на высокое положение в обществе, заставляет людей довольствоваться малым, не ведет к развитию. Нередко это становится причиной того, что личность перестает себя ценить. В результате может сложиться ощущение, что справедливости в мире не существует, поэтому можно творить, что хочется, совершать любые безумные поступки. У подростков и детей складывается ощущение непонятности, происходит постепенное накопление разочарования во внешнем мире. В связи с этим они пытаются привлечь к себе внимание родителей, педагогов, любых окружающих людей. Девиантное поведение срабатывает как форма протеста. Личность не осознает собственных мотивов, потому что действует, основываясь на негативных впечатлениях.
Различные страхи
Фобии мешают нам двигаться вперед по жизни. Они довлеют над обстоятельствами, способствуют формированию искаженной картины мира.Человек, который боится, не может принимать осмысленные решения. Он постоянно сомневается в себе, крутит в голове тревожные сценарии, с которыми не может справиться.Вот почему работа с детьми с девиантным поведением всегда начинается с проработки страхов. Необходимо рассмотреть ситуацию изнутри, чтобы понять, как с ней можно справиться в результате. Ведь в противном случае даже самые действенные методы могут оказаться неэффективными.
Формы
Существует несколько типов отклоняющегося поведения. Всех их стоит принимать во внимание, чтобы случайно не оказаться в затруднительном положении. Формы девиантного поведения заслуживают пристального внимания, поскольку затрагивают поведение личности, формируют ее будущее. Обратимся к наиболее распространенным вариантам. Многие о них знают, но не соотносят именно с проявлениями девиации.
- Наркомания. Поскольку ее можно считать болезнью, а не просто плохой привычкой, она разрушает всякую индивидуальность. Наркоман не может быть хорошим семьянином, а также достойным братом, сыном или мужем. Это противоречит понятию семьи, ее непреходящим ценностям. Даже если в самом начале своего «увлечения» человек весело шутил и заявлял, что может бросить в любой момент, как правило, этого не происходит.
- Употребление алкоголя. Эта форма девиантного поведения, к сожалению, многим знакома не понаслышке. Употребление алкоголя наносит ущерб не только отдельным людям, но и обществу в целом. В результате рушатся семьи, появляется ощущение шаткости и нестабильности внешнего мира. В семье, где выпивают один или оба родителя, ребенок не может вырасти полноценной личностью. Будет получена определенная психологическая травма, сформируется недоверие, неприятие и враждебность. Некоторые молодые люди настолько травмированы, что потом опасаются вступать в брак, хотя рано начинают самостоятельную жизнь.
- Преступность. Любая форма преступности способствует развращению души. Человек перестает ценить окружающих, относится к людям, как к вещам, которые не заслуживают внимания. Все высоко духовные ценности оказываются попранными, забытыми, отвергнутыми. Проявления преступности могут быть различными – кража, преднамеренное убийство, воровство. Неизбежно одно – обществом осуждаются подобные деяния.
- Проституция. Продажа собственного тела не случайно считается преступлением против морали. Нравственность человека оказывается под большим вопросом.
- Самоубийство. Суицидальные наклонности не могут считаться естественными для человека.Нормально, когда человек, напротив, всеми силами старается сохранить себе жизнь. Ненормально иметь желание проститься с жизнью даже при серьезных потрясениях. Любовь к жизни – это то, что нас определяет, заставляет совершать активные шаги.
Методы борьбы
Весьма актуальный вопрос, которым многие задаются в силу невозможности быстро справиться с ситуацией. Работа с девиантным поведением подразумевает пересмотр прежних способов взаимодействия. Потребуется приложить множество усилий, чтобы избежать неконтролируемых последствий. Вот некоторые надежные способы.
- Проговор ситуации. Это нужно делать своевременно, дабы не допустить момента, когда ситуация окончательно выйдет из-под контроля. Необходимо рассказывать о своих чувствах, учить этому ребенка. Тогда будет проще принять решение, подтолкнуть к нужному шагу. Открытое обсуждение создавшегося положения позволит найти точки соприкосновения, выйти на ожидаемый уровень понимания.
- Контроль. Коррекция нежелательного поведения невозможна без проведения неусыпного контроля. Если рядом находится человек, которому по определению нельзя доверять, значит, необходимо следить за его действиями, не позволять, чтобы что-то препятствовало взаимопониманию. Контроль может быть полным и частичным. Иногда лучше проявлять внимание ненавязчиво, чтобы не вызывать раздражения у оппонента.
- Помощь специалиста. В некоторых случаях может потребоваться консультация профессионального психолога. Есть проблемы, с которыми сложно разобраться самостоятельно. Когда мы стремительно начинаем искать выход из положения, неплохо, если рядом окажется грамотный специалист, который сможет дать своевременный совет. Нет ничего предосудительного в том, чтобы обращаться за помощью, когда она необходима.
- Полезные дела. Личности, которая склонна к девиантному поведению, необходимо поручать занятия, требующие физического труда. Это может быть уборка в доме, вынос мусора, глажка белья, стирка. Казалось бы, зачем это нужно? Как подобные действия могут повлиять на исправление ситуации? Оказывается, такое возможно. Дело в том, что физический труд порой отнимает много сил и требует большой концентрации внимания. Расходуя энергию, человек успокаивается. Не остается сил на то, чтобы совершать ужасные и неконтролируемые поступки.
- Новые увлечения. Если у человека найдется дело, которое его вдохновляет и действительно нравится, с ним будет проще договориться. Нет ничего стыдного в том, чтобы предлагать что-то интересное, делиться накопленным опытом. Особенно ценно, когда родители находят общие с ребенком увлечения. Можно играть в футбол, заниматься рисованием, лепкой, написанием стихов, чтением литературы, любым другим видом творчества. Главное, чтобы при этом присутствовали положительные эмоции, возникало ощущение некоторой общности, единства.
- Занятия спортом. Вне всяких сомнений, движение способствует укреплению физического и ментального здоровья. Появится больше энергии, которую можно будет направить в мирное русло. Занятия спортом высвобождают положительную энергию, способствуют созданию полезной усталости. Неважно, какой вид спорта вы выберите.Главное, чтобы это доставляло радость, помогало бороться с негативными привычками.
Профилактика
Чтобы предотвратить формирование девиантного поведения, необходимо выстраивать доверительные отношения с детьми. Это требует усилий, подчас огромных, которые, как кажется, не всегда себя оправдывают. Но на самом деле, время, проведенное вместе, бесценно.Лучшей профилактикой является понимание и принятие. Надо отказаться от осуждения, упреков, неконтролируемой агрессии. Тогда появится возможность восполнять внутренний ресурс, наполнять его позитивными начинаниями. Чтобы отношения с детьми складывались удачно, необходимо стремиться давать им больше радости.
Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, требующая от человека пристального внимания. Потребуется приложить немало усилий, чтобы освободиться от негативного влияния. В большинстве случаев это удается, так как от стремлений личности зависит конкретный результат. Если вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, можно обратиться за консультацией в содружество психологов и реабилитологов Ираклия Пожариского. Работа с профессионалом поможет нащупать грамотный подход, определить дальнейшие шаги.
«Девиантное поведение. Проявление девиантного поведения»
ТОГБОУ «Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сообщение на тему:
«Девиантное поведение и его причины.
Проявление девиантного поведения»
Учитель Злобина Р.В.
С каждым годом в общеобразовательных школах неуклонно растет число учеников с поведением, отличным от нормы, девиантным. Вообще, слово «девиантный» (deviatio) с латинского переводится, как отклонение. На сегодняшний день отклоняющееся поведение является не до конца изученной и понятой областью. Девиантное поведение в школе, и не только, требует детального изучения проблемы, так как природа его возникновения достаточно сложная. Дети с ненормальным поведением в обществе, в большинстве случаев, проживают в семьях, где нет второго родителя или эта социальная ячейка признана неблагополучной, нуждаются в специальной помощи для координации поведения, т. к. ни физически, ни психологически самостоятельно справиться не могут. Можно выделить две классификации девиантного поведения:
«Докриминогенный уровень» — это мелкие хулиганства и пакости, аморальное поведение, употребление алкогольных напитков, но ничего такого, что могло бы представлять серьезную опасность обществу.
«Криминогенный уровень» — это уже серьезные проступки, которые могут проявляться в преступном поведении и несут уголовную ответственность. Задача нашего общества и, в частности, общеобразовательных учреждений — не допустить превращение просто трудного подростка в преступника.
Разберем основные факторы странного поведения, отличного от норм общества: Генетические — некие наследственные отклонения, которые приводят к социальной неадаптации. К ним можно отнести умственные способности ребенка, речевые нарушения, сбой в работе нервной системы, зрения и слуха, и т. д.
Психофизиологические — в результате воздействия неблагоприятных внешних факторов проявляются различные аллергические и токсические заболевания. Физиологические — внешние дефекты (уродливость) , которые приводят к отрицательному восприятию данной личности сверстниками.
Психологические факторы, к которым относятся психопатия, нервно-психические заболевания, пограничное состояние. Подростки с явно выраженными психическими отклонениями нуждаются в врачебной помощи. Они по своей сути, крайне уязвимы и обидчивы, поэтому ребенок, которому не хватает родительской заботы и тепла, выбирает для себя защитную реакцию отчуждения (замкнутость, необщительность, холодность, пренебрежительность, эмоциональная нестабильность, и т. д.).
Есть также факторы, связанные с социумом, которые проявляются в недостатках школьного, общественного или семейного воспитания. Не секрет, что в неблагоприятных семьях (и не только) , в детских домах, в школах и на улице дети подвергаются жестокому обращению или насилию. Жестокое обращение — это не всегда физическое воздействие, может быть и эмоциональное насилие, которое причиняет не меньший вред психическому и физическому здоровью ребенка. Родители или опекуны таким способом пытаются воспитывать детей, не осознавая (либо прекрасно осознавая) какой ущерб причиняют ему. Реакция ребенка или подростка зависит от его возраста, опыта и характера. Но интересно другое, что дети подвергавшиеся жестокому обращению в зрелом возрасте сами воспроизводят то, что они пережили в детстве. Во всяком случае вероятность больше, по сравнению с остальными детьми.
Социально-экономические факторы — разные социальные слои общества, которые делятся на бедных и богатых, и социально приемлемого заработка.
Морально-этические факторы, в первую очередь, обусловлены низким культурным и духовным развитием общества. Во-вторых, равнодушие к девиантному поведению подростков влечет за собой пренебрежением ими семьей, школой, обществом в конце концов.
Текущая ситуация в стране такова, что с каждым годом увеличивается число случаев выявления среди школьников девиантного поведения. Этому способствует множество факторов, число которых постоянно увеличивается, создающих благоприятную почву для возникновения подобного поведения.
Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство — это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.
На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые.
Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) — для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались.
О подростковом алкоголизме говорят в том случае, когда впервые его признаки появляются до 18 лет. Заболевание в этом возрасте отличается злокачественным течением, что означает быстрое прогрессирование основных симптомов, развитие запойного пьянства, опохмеление большими дозами алкоголя, низкую эффективность лечения, распад социальных и семейных связей, возникновение психозов. Обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Запрещена продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ведет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости — к уголовному наказанию.
Наркомания и токсикомания. Токсикомания — это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая — чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). В состоянии «опьянения», кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. Под наркоманией понимают болезненные влечения, пристрастия к систематическому употреблению наркотиков, которые приводят к тяжелым нарушениям психических и физических функций.
Путь молодых людей к наркомании начинается с безнадзорности со стороны общества и семьи, когда подросток попадает под влияние авторитета неформальной группы. Наркотики — возможность выделиться или, наоборот, раствориться в серой массе себе подобных. Запретный плод сладок: даже опасность заразиться СПИДом воспринимается как геройство, бахвальство большими тратами на приобретение или страшными болезненными последствиями — тоже гордость. Наркомания имеет социальные последствия: ухудшение здоровья, снижение умственных способностей; попадание в “группу риска” заражения СПИДом. Для преступных элементов это самый легкий путь добывания денег. Приобретение наркотиков становится причиной ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Злоупотребление наркотиками ведет к росту смертности, развитию соматических и психических заболеваний. Наркоман, по мере развития болезни, деградирует как личность, т. к. рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.
Проституция. Под проституцией понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Особенно опасно вовлечение в проституцию несовершеннолетних. Основной причиной проституции среди девочек и мальчиков подросткового возраста является их желание заработать, совмещенное со стремлением к «красивой жизни», далее следуют причины социального характера, невысокий уровень культуры, в том числе — сексуальной, распущенность и неблагополучие в семье. Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.
Суицидальное поведение. Суицид — это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицид — вид деструктивного саморазрушающего поведения, к которому относятся пьянство, потребление наркотиков. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы. Поток информации, стрессы и суперстрессы, конфликты, низкий социальный статус — достаточно частые явления, все это часто служит толчком к самоубийствам. В последнее время в России увеличилось количество самоубийств: пик для молодежи-16-19 лет, старшего поколения- 40-50 лет. Сегодня говорят о всплеске подросткового суицида. На первом месте из проблем, характерных для подростков (до 70%), стоят отношения с родителями. На втором — трудности со школой, на третьем — проблема взаимоотношений с друзьями. Также распространены причины: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка — способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики — к самоповешиванию, порезам вен, реже — к отравлениям. Уровень суицидальных попыток в 10 раз выше уровня завершенных самоубийств. Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств — это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний. Различают два вида девиантного поведения на почве сексуальных заболеваний патологические и непатологические девиации. Первые выступают в форме всякого рода сексуальных извращений, которые являются предметом исследования медицины и психиатрии. Непатологические девиации означают отклонения в пределах нормы и являются предметом социально-психологических исследований, поскольку включают в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здорового человека. Ниже приведен анализ одной из сексуальных девиаций — гомосексуализма.
Гомосексуальность является выражением личностной сущности, часто формирующейся в результате врожденной предрасположенности. Обнаружение у себя подростком атипичного влечения приводит к кризису личности, депрессиям, невротическому состоянию, массивной алкоголизации, неоправданному приему лекарств. Количество самоубийств в 5-7 раз выше среди несовершеннолетних гомосексуалистов, чем среди гетеросексуальных лиц. Часто дети и подростки втянуты в гомосексуальные отношения посредством обмана или насилия. В таких случаях речь идет о развращении несовершеннолетних, что карается законом. Круг совращающих и развращающих детей действий довольно широк: внимание к обнажению детей, демонстрация ребенку половых органов или побуждение его самого к этому, сексуальные игры, показ порнографических открыток, предложение половых отношений. Эти действия исходят не только от душевнобольных или преступников, но и от обычных людей, не умеющих наладить отношения со сверстниками или не уверенных в своих сексуальных возможностях.
Правонарушения. Одной из форм асоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, являются правонарушения. Все правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступления — общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, совершенное с умыслом или по неосторожности вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности. Проступок — это тоже противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасности. Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве. Подросткам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация противоправного поведения. Корыстные правонарушения совершаются из-за озорства, любопытства, немотивированной агрессии. На сегодняшний день к подростковым правонарушениям можно отнести угон автотранспорта, завладение предметами молодежной моды. Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. Насилие означает применение тем или иным субъектом различных форм принуждения, вплоть до вооруженного воздействия, в отношении других субъектов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания прав и привилегий, достижения других целей. Выделяются следующие социальные формы насилия: физическое, включая телесное повреждение; эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации; сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.
Итак, назрела реальная необходимость осуществления межведомственного подхода к реабилитационному процессу, что обеспечит непрерывность в работе с детьми девиантного поведения с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). Организация систематической социальной работы с ребенком и его окружением будет способствовать его возвращению в общество.
2.2. Основные формы девиантного поведения
К основным формам
девиантного поведения в современных
условиях можно отнести преступность,
алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая
форма девиации имеет свою специфику.
Преступность.
Социологические
исследования преступности и ее причин
берут начало в работах русского
статистика К.Ф- Германа (1824 г.). Мощный
толчок развитию социологии преступности
дала работа франко-бельгийского ученого
– математика-статистика Л.А. Кетле
«Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь
на статистический анализ, Кетле приходит
к выводу о том, что всякий социальный
строй предполагает определенное
количество и определенный порядок
преступлений, вытекающих из его
организации.
По
мере изучения проблем преступности все
большее количество факторов,
воздействующих на ее динамику, попадает
в поле зрения исследователей. К ним
можно отнести: социальное положение,
род занятий, образование, нищету как
самостоятельный фактор. Выявлено также
особое значение деклассирования, т.
е. разрушения или ослабления связей
между индивидом и социальной группой.
В 30-е годы нашего столетия исследования,
проведенные представителями так
называемой чикагской школы в социологии,
выявили влияние внутригородских
различий на уровень преступности:
самые «преступные районы» – районы,
где присутствует высокая степень
социальной дезорганизации. До сих пор
остается дискуссионной проблема
соотношения биологического и
социального в формировании преступного
поведения.
Как
отмечают исследователи, развитие
преступности в нашей стране по основным
качественным показателям приближается
к общемировым тенденциям. Хотя пока
регистрируемый уровень преступности
у нас ниже, чем в индустриальных
странах, но очень высок темп прироста
преступлений. В этой связи нужно
учитывать, что преступность имеет порог
количественного и качественного
насыщения, за которым она из
криминологической, правоохранительной
проблемы превращается в проблему
политическую.
В
России на состояние преступности большое
влияние оказывает переход к рыночным
отношениям и появление таких феноменов,
как конкуренция, безработица, инфляция.
Специалисты отмечают, что пока еще
характер преступности в нашей стране
можно определить как «патриархальный»,
но уже заметны процессы, говорящие об
«индустриализации» девиантности.
Преступность
– отражение пороков человечества. И до
сих пор искоренить ее не удалось ни
одному обществу. В настоящее время
необходимо сосредоточиться на реальной
задаче – снижении темпов прироста и
удержании преступности под контролем
на социально терпимом уровне.
Алкоголизм.
С
давних пор человечеству известны
опьяняющие напитки. Изготавливались
они из растений, и их потребление
было частью религиозного ритуала,
которым сопровождались празднества.
Сравнительно дешевый способ получения
крепких напитков был освоен в XVI
в. Коренные перемены произошли после
того, как был открыт промышленный
способ получения этилового спирта.
Именно это открытие сделало возможным
массовое потребление алкоголя, и в
XVIII
в. пьянство приобрело широкий размах в
таких европейских странах, как Англия,
Германия, Швеция и др. Примерно в это же
время в России быстро входит в употребление
водка. Можно сказать, что XIX
в. породил, а XX
в. усугубил весьма сложную проблему для
человеческой цивилизации – проблему
алкоголизма.
Фактически
алкоголь вошел в нашу жизнь, став
элементом социальных ритуалов,
обязательным условием официальных
церемоний, праздников, некоторых способов
времяпрепровождения, решения личных
проблем. Однако эта социокультурная
ситуация дорого обходится обществу.
Как свидетельствует статистика, 90%
случаев хулиганства, 90% изнасилований
при отягчающих обстоятельствах, почти
40% других преступлений связаны с
опьянением. Убийства, грабежи,
разбойные нападения, нанесение тяжких
телесных повреждений в 70% случаев
совершаются лицами в нетрезвом
состоянии; около 50% всех разводов также
связано с пьянством.
Изучение
различных аспектов потребления алкоголя
и его последствий представляет большую
сложность. По каким критериям можно
судить об алкогольной ситуации и ее
динамике? Как правило, используются три
группы социологических показателей
остроты алкогольной проблемы и масштабов
распространения пьянства в стране:
во-первых, уровень потребления алкоголя
на душу населения и структура
потребления; во-вторых, характеристики
массового поведения, являющегося
следствием потребления спиртного;
в-третьих, ущерб, причиненный экономике
и обществу пьянством.
Показатель
уровня потребления алкоголя имеет смысл
только в сочетании с данными о структуре
потребления. Следует учитывать и еще
целый ряд характеристик, например,
регулярность потребления, длительность,
связь с приемом пищи. Важны и особенности
распределения общего объема потребления
алкоголя среди населения: численность
и состав пьющих, непьющих, пьющих
умеренно; распределение потребления
алкоголя между мужчинами и женщинами,
по возрастам и другим социально-демографическим
признакам. Поведение при одинаковой
степени опьянения и оценки этого
поведения также существенно различаются
в социокультурных и этнических группах.
Все перечисленные характеристики
входят в понятие модели алкогольного
потребления.
В истории борьбы
общества с алкоголизмом можно обнаружить
два направления.
Во-первых,
ограничение
доступности спиртных напитков, сокращение
их продажи и производства, повышение
цен, ужесточение карательных мер за
нарушение запретов и ограничений.
Во-вторых,
усилия, направленные на уменьшение
потребности в алкоголе, улучшение
социальных и экономических условий
жизни, рост общей культуры и духовности,
спокойная, взвешенная информация о
вреде алкоголя, формирование у населения
безалкогольных стереотипов поведения.
История
борьбы с алкоголизмом знала и попытки
введения на территории некоторых
стран «сухого закона» (Англия, США,
Финляндия, Россия). Все они не достигли
своей цели, потому что наличие алкоголя
– не единственная и не главная причина
существования алкоголизма. Проблема
преодоления пьянства и алкоголизма
является сложнейшей, она включает
экономический, социальный, культурный,
психологический, демографический,
юридический и медицинский аспекты.
Только с учетом всех этих аспектов
возможно ее успешное решение.
Наркомания.
Термин
происходит от греческих слов narke
– «оцепенение»
и mania
– «бешенство,
безумие». Это заболевание, которое
выражается в физической и (или) психической
зависимости от наркотических средств,
постепенно приводящей к глубокому
истощению физических и психических
функций организма. Наркомания(наркотизм)
как социальное явление характеризуется
степенью распространенности
потребления наркотиков или приравненных
к ним веществ без медицинских показаний,
куда входит как злоупотребление
наркотиками, так и болезненное (привычное)
их потребление. Конвенция о психотропных
веществах 1977 г. в качестве наркотиков
рассматривает вещества, вызывающие
зависимость (привыкание) на основе
возбуждения или угнетения центральной
нервной системы, нарушения моторных
функций, мышления, поведения, восприятия,
появления галлюцинаций или изменения
настроения. Всего насчитывается
около 240 видов наркотических веществ
растительного и химического
происхождения.
Точное
количество лиц, злоупотребляющих
наркотиками в нашей стране, определить
вряд ли возможно из-за несовершенства
системы социального контроля, но по
некоторым оценкам в 1994 г. их число могло
составить от 1,5 до 6 млн. человек, т. е. от
1 до 3% всего населения России. Подавляющее
большинство наркоманов (до 70%) – это
молодые люди в возрасте до 30 лет.
Соотношение мужчин и женщин составляет
примерно 10:1 (на Западе – 2:1). Более 60%
наркоманов впервые пробуют наркотики
в возрасте до 19 лет. Таким образом,
наркомания – это, прежде всего, молодежная
проблема. Тем более, что значительная
часть наркоманов, особенно тех, кто
употребляет так называемые «радикальные»
наркотики (производные опийного мака),
до зрелого возраста не доживает.
Суицид.
Суцид
– намерение лишить себя жизни, повышенный
риск совершения самоубийства. Эта форма
отклоняющегося поведения пассивного
типа является способом ухода от
неразрешимых проблем, от самой жизни.
В
разные эпохи и в разных культурах
существовали свои оценки этого явления:
часто самоубийство осуждали (с точки
зрения христианской морали самоубийство
считается тяжким грехом), иногда же
допускали и считали в определенных
ситуациях обязательным (например,
самосожжение вдов в Индии, обычай сати,
или харакири самураев). При оценке
конкретных суицидальных актов многое
зависит от мотивов и обстоятельств, от
особенностей личности. Исследования
свидетельствуют, что фактором,
провоцирующим суицидное поведение,
выступает специфическая комбинация
таких характеристик, как пол, возраст,
образование, социальное и семейное
положение.
Мировой
опыт исследования самоубийств выявляет
основные закономерности суицидного
поведения. Суициды в большей степени
характерны для высокоразвитых стран,
и сегодня существует тенденция к
увеличению их числа. Суицидная
активность имеет определенные временные
циклы. Факт весенне-летнего пика и
осенне-зимнего спада ее был отмечен еще
Э. Дюркгеймом. Количество самоубийств
возрастает во вторник и снижается в
среду–четверг. Конец недели больше
«опасен» для мужчин. Соотношение между
мужчинами и женщинами примерно таково:
4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2
при попытках, т.е. суицидное поведение
мужчин чаще приводит к трагическому
исходу. Отмечено, что вероятность
проявления этой формы отклонений
зависит и от возрастной группы.
Самоубийства совершаются чаще в
возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня
самоубийцами становятся даже 10–12-летние
дети. Мировая статистика свидетельствует,
что суицидное поведение чаще проявляется
в городах, среди одиноких и на крайних
полюсах общественной иерархии.
В
России начала XX
в. суицидное поведение не получило
такого распространения, как в ряде
европейских стран. К 80-м г. ситуация
существенно изменилась: СССР по частоте
самоубийств превзошел некоторые из
европейских стран (30 на 100 тыс. населения),
затем наблюдалось снижение числа
самоубийств до 19 на 100 тыс. населения в
1989 г. Однако тот глубокий социально-экономический
кризис, в котором находятся сегодня
республики бывшего СССР, вызовет, как
считают социологи, новую волну самоубийств.
Исследование
суицидного поведения на территории
бывшего СССР выявляет целый ряд
особенностей. Все бывшие республики
Советского Союза можно условно разделить
на две группы: первая – республики
Европейской части бывшего СССР,
Россия, Грузия, в них уровень самоубийств
среди городского населения ниже, чем
среди сельского, и составляет около
70%; вторая – республики Средней Азии,
Закавказья (кроме Грузии), Казахстан;
здесь уровень городских самоубийств
выше, чем в сельской местности, в среднем
в 2 раза. Первое соотношение можно назвать
европейским, а второе – азиатским
типом распространения самоубийств.
Азиатский тип распространения самоубийств
объясняется национально-религиозными
традициями, особенностями межличностных
отношений, большим количеством
многодетных семей, урбанизацией;
европейский – неблагоприятной
социально-экономической обстановкой
на селе, стагнацией деревенской жизни,
оттоком работоспособных селян в
города, старением сельских жителей. По
этим же причинам среди городов по числу
самоубийств лидируют малые и средние.
Наконец,
несомненна связь суицидного поведения
с другими формами социальных
отклонений, например, с пьянством.
Судебной экспертизой установлено: 68%
мужчин и 31% женщин покончили с жизнью,
находясь в состоянии алкогольного
опьянения. На учете как хронические
алкоголики состояли 12% совершивших
самоубийство мужчин и 20,2% всех покушавшихся
на свою жизнь (см.: Гилинский
Я.М., Смолинский Л.Г. Социодинамика
самоубийств // Социс. 1988. № 5. С. 62).
В
отечественной социологии до настоящего
времени мало исследована остается
проблема аддикции
(аддикция
– пагубная склонность к чему-либо).
Между тем, без понимания механизма
возникновения и протекания этого
явления, на наш взгляд, трудно анализировать
алкоголизм, наркоманию и некоторые
другие формы деструктивного поведения.
Суть
аддиктивного поведения заключается в
стремлении изменить свое психическое
состояние посредством приема некоторых
веществ или фиксацией внимания на
определенных предметах или видах
деятельности. Процесс употребления
такого вещества, привязанность к предмету
или действию сопровождается развитием
интенсивных эмоций и принимает такие
размеры, что начинает управлять жизнью
человека, лишает его воли к противодействию
аддикции. Такая форма поведения
характерна для людей с низкой
переносимостью психологических
затруднений, плохо адаптирующихся к
быстрой смене жизненных обстоятельств,
стремящихся в связи с этим быстрее и
проще достичь психофизиологического
комфорта. Аддикция для них становится
универсальным средством бегства от
реальной жизни. Для самозащиты люди с
аддиктивным типом поведения используют
механизм, называемый в психологии
«мышлением по желанию»: вопреки
логике причинно-следственных связей
они считают реальным лишь то, что
соответствует их желаниям. В итоге
нарушаются межличностные отношения,
человек отчуждается от общества.
Какие
вещества, предметы или действия могут
быть средством для людей с аддиктивной
формой поведения? Это – наркотики,
алкоголь, табак, азартные игры (включая
компьютерные), длительное прослушивание
ритмической музыки, а также полное
погружение в какой-либо вид деятельности
с отказом от жизненно важных обязанностей
человека.
Аддиктивное
поведение формируется постепенно.
Начало отклонения связано с переживанием
интенсивного острого изменения
психического состояния человеком в
связи с принятием определенных веществ
или определенными действиями,
возникновением понимания того, что
существует определенный способ изменить
свое психологическое состояние,
испытать чувство подъема, радости,
экстаза.
Далее
формируется устойчивая последовательность
при-бегания к средствам аддикции. Сложные
жизненные ситуации, состояния
психологического дискомфорта провоцируют
аддиктивную реакцию. Постепенно такое
поведение становится привычным типом
реагирования на требования реальной
жизни. Происходит формирование
аддиктивного поведения как интегральной
части личности, т. е. возникает другая
личность, вытесняющая и разрушающая
прежнюю.
Теории отклонения
В то время как теория также предполагает, что люди, которых общество называет «преступниками», вероятно, являются членами подчиненных групп, критики утверждают, что это слишком упрощает ситуацию. В качестве примеров они приводят богатых и влиятельных бизнесменов, политиков и других лиц, совершающих преступления. Критики также утверждают, что теория конфликта мало что дает для объяснения причин отклонений. Сторонники, однако, возражают, утверждая, что теория не пытается углубиться в этиологию. Вместо этого теория делает то, что утверждает: она обсуждает отношения между социализацией, социальным контролем и поведением.
Теория маркировки
Тип символического взаимодействия, , теория ярлыков касается значений, которые люди извлекают из ярлыков, символов, действий и реакций друг друга. Эта теория утверждает, что поведение является девиантным только тогда, когда общество маркирует его как девиантное. Таким образом, конформные члены общества, которые интерпретируют определенное поведение как девиантное, а затем прикрепляют этот ярлык к отдельным людям, определяют различие между девиантностью и отсутствием отклонений. Теория навешивания ярлыков ставит вопрос о том, кто кого и какой ярлык применяет, почему они это делают и что происходит в результате этого навешивания ярлыков.
Влиятельные люди в обществе — политики, судьи, полицейские, врачи и так далее — обычно навешивают самые важные ярлыки. Отмеченные лица могут включать наркоманов, алкоголиков, преступников, правонарушителей, проституток, сексуальных преступников, умственно отсталых людей и пациентов психиатрических больниц, чтобы упомянуть некоторых. Последствия того, что вас называют девиантным, могут быть далеко идущими. Социальные исследования показывают, что те, у кого есть отрицательные ярлыки, обычно имеют более низкое представление о себе, с большей вероятностью отвергают себя и могут даже вести себя более девиантно в результате этого ярлыка.К сожалению, людям, которые принимают ярлык , присвоенный другим людям как — правильным или неправильным, — трудно изменить свое мнение о названном человеке, даже в свете доказательств обратного.
Уильям Чамблисс в 1973 году провел классическое исследование эффектов маркировки. Две его группы, состоящие из белых учеников средней школы мужского пола, часто были вовлечены в преступные акты воровства, вандализма, пьянства и прогулов. Полиция никогда не арестовывала членов одной группы, которую Чамблисс назвал «Святыми», но у полиции действительно были частые стычки с членами другой группы, которую он назвал «Головорезами».Мальчики в «Святых» происходили из респектабельных семей, имели хорошую репутацию и успеваемость в школе и старались не попасться за нарушение закона. Будучи вежливыми, сердечными и извиняющимися всякий раз, когда сталкивались с полицией, Святые избегали называть себя «извращенцами». Напротив, Головорезы происходили из семей с более низким социально-экономическим статусом, имели плохую репутацию и плохие оценки в школе и не боялись быть пойманными за нарушение закона. Будучи враждебными и дерзкими всякий раз, когда сталкивались с полицией, Головорезы легко назывались другими и ими самими «извращенцами».Другими словами, в то время как обе группы совершали преступления, Святые считались «хорошими» из-за их вежливого поведения (что объяснялось их происхождением из высшего сословия), а Головорезы считались «плохими» из-за их наглого поведения. (что объяснялось их происхождением из низшего сословия). В результате полиция всегда принимала меры против Головорезов, но никогда — против Святых.
Сторонники теории навешивания ярлыков поддерживают акцент теории на роли, которую установки и реакции других, а не девиантные действия per se , играют в развитии девиантности.Критики теории навешивания ярлыков указывают на то, что эта теория применима только к небольшому количеству девиантов, потому что таких людей фактически ловят и называют девиантами. Критики также утверждают, что концепции теории неясны и поэтому их трудно проверить с научной точки зрения.
,
Что такое девиантное поведение? (с иллюстрациями)
Девиантное поведение — это поведение, которое не соответствует общепринятым социальным или культурным нормам. Например, убийство — это форма крайнего девиантного поведения, которое нарушает культурные нормы, согласно которым убийство другого человека недопустимо. Существует несколько подходов к изучению девиантности, а также объяснения причин возникновения девиантного поведения и способов их устранения. Многочисленные колледжи и университеты предлагают курсовые работы по этому предмету, и есть профессиональные публикации, посвященные этой теме, в том числе творчески названный «Девиантное поведение.”
Культурные нормы и ожидаемое поведение преподаются в детстве.
Первым шагом к пониманию девиантного поведения является изучение культурных и социальных норм. Нормы сильно различаются в разных культурах, и в некоторых случаях вежливое или ожидаемое поведение в одной культуре может считаться грубым или неприемлемым в другой.Изучение норм включает в себя историю таких норм, эволюцию норм с течением времени и изучение изменений, которые происходят в нормах по мере изменения самого общества. Например, ношение перчаток на публике когда-то было социальной нормой для женщин в большей части западного мира, но теперь это будет считаться слегка эксцентричным, если только погода не будет холодной.
Преступная деятельность, такая как воровство или убийство, — крайние формы девиантного поведения.
Девианс можно рассматривать с психологической, биологической и социологической точек зрения. С точки зрения социологии, такие вопросы, как класс, могут играть роль в девиантном поведении. Можно сказать, что воровство, являющееся обычным примером девиантного поведения, вызвано социологическим давлением, например бедностью. Биологов могут интересовать изменения в мозге, которые приводят к выражению отклонений, наряду с биологическими мотивами нормального поведения.Психологов интересуют мыслительные процессы, лежащие в основе нормального и девиантного поведения, от депрессии, которая может заставить людей действовать, до исследования раннего детского развития, которое объясняет, как люди узнают о границах поведения.
Кража в магазинах — это форма девиантного поведения.
Теории девиантного поведения предполагают ряд возможных объяснений. Многие из них отражают междисциплинарный подход, признавая, что многие факторы могут вместе влиять на поведение. Теории также изменились с годами и повлияли на подход к таким вопросам, как правоохранительные органы, уголовное правосудие и лечение психически больных. Например, принуждение безработных к работным домам для их мотивации к соблюдению нормы, которая предполагает, что люди будут работать, сегодня не используется, хотя широко применялось в XIX веке.
Социологические проблемы, такие как бедность, способствуют девиантному поведению.
Понимание девиантного поведения и его мотивов может быть полезно для людей в самых разных условиях. Врачи, например, могут захотеть узнать, почему некоторые пациенты не соблюдают режим приема лекарств, а учителя могут захотеть узнать о причинах издевательств и о том, как бороться с учениками, которые проявляют агрессию в классе.
Люди с низкой самооценкой более склонны к девиантному поведению.
Сплетни можно считать девиантным поведением.
Девиантное поведение включает физическую агрессию.
Издевательства часто являются предвестником девиантного поведения в более позднем возрасте.
,
Р. Мертон об особенностях девиантного поведения.
П. Мертон об особенностях девиантного поведения.
Подобно Э. Дюркгейму, Р. Мертон рассматривает различные проявления девиантности как естественный продукт социальных условий, как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия: «Нарушение социальных предписаний — это« нормальная »(ожидаемая) реакция. «. ,
П. Мертон попытался применить понятие аномии к анализу социальной реальности США.Для большинства американцев успех в жизни, особенно в материальных благах, стал культурно признанной целью. Однако лишь некоторые факторы были одобрены как средства достижения такого успеха, например, качественное образование и высокооплачиваемая работа. Проблем не существовало, если бы все американцы имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха; но для бедняков и представителей национальных меньшинств они часто недоступны. Поэтому представители таких социальных групп пытаются добиться престижных целей любыми способами, в том числе злобными и криминальными.
Таким образом, по мнению Р. Мертона, аномия возникает, когда население не может легитимно (т. Е. В соответствии с существующими социальными нормами) достичь целей, провозглашенных обществом моральным законом. В таком случае обществу остаются только незаконные способы адаптации людей к аномии.
Он считает, что причиной отклонения является разрыв между культурными целями общества и социально одобренными способами их достижения: «девиантное поведение можно социологически рассматривать как симптом расхождения между культурно предписанными устремлениями и социально структурированными способами реализации этих стремлений. «.Исходя из этого, он выделяет пять типов реакций на дилемму «цель — средства». Четыре из этих реакций представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии (Таблица 14.1).
Таблица 14.1
Типология индивидуальной адаптации к аномии n о Р. Мертоне
Метод адаптации |
Цели, утвержденные компанией |
Социально одобренные средства |
Конформизм |
+ |
+ |
Инновации (обновление) |
+ |
– |
Ритуализм |
– |
+ |
Повторное лечение |
– |
– |
Восстание |
± |
± |
Примечание. Плюс означает согласие, отрицательное — отрицание, знак ± означает отказ и замену новыми целями и стандартами. Например, конформное поведение характеризуется тем, что человек одновременно поддерживает как культурные цели, так и социально одобряемые средства их достижения.
Конформизм имеет место, когда члены общества принимают в качестве культурных целей достижение материального успеха. При этом есть возможность использовать для их достижения одобренные обществом средства.Такое поведение составляет основу стабильного общества:
Поведение в рамках признанной роли, направленное на достижение основных ценностей группы, является правилом, а не исключением. Уже сам по себе этот факт позволяет говорить о совокупности людей как группы или общества ».
Инновация формируется в условиях, когда индивиды придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения: «Эта форма адаптации обусловлена значительным культурным акцентом на цели — успехом и заключается в институциональном использовании. запрещенные, но зачастую эффективные средства достижения богатства и власти или хотя бы их сходство.«Такие люди могут торговать наркотиками, подделывать чеки, обманывать, присвоить другое имущество, воровать и т. Д., А также покупать символы успеха.
К представителям низших слоев общества культура предъявляет несовместимые требования. & lt; … & gt; С другой стороны, они во многом лишены возможности добиться этого легальным путем. Эта структурная несовместимость приводит к высокой степени девиантного поведения.
Ритуализм характеризуется тем, что члены общества отвергают культурные цели или принижают их значение, но продолжают механически использовать одобренные обществом средства для достижения этих целей.Итак, многие бюрократы игнорируют цели организации, но для них средства действуют как самоцель, и они фетишизируют правила и бумажную волокиту.
Ретреатизм заключается в том, что люди не отвергают культурные цели, но не имеют признанных средств их достижения. Конфликт разрешается путем устранения обеих целей и средств. Итак, алкоголики, наркоманы, бомжи становятся изгоями в собственном обществе: «Люди, которые« адаптированы »(или не адаптированы) в этом смысле, строго говоря, находятся в обществе, но не принадлежат к нему.В социологическом смысле они настоящие «аутсайдеры». Не разделяя общей ориентации, их можно чисто фиктивно отнести к членству в обществе.
Повстанцы отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но в то же время заменяют их новыми нормами. Такие девианты порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например, идеологиями радикальных социальных движений: «Бунт возникает, когда освобождение от доминирующих стандартов в результате неудач или ограниченных перспектив приводит к попытке ввести «новый общественный порядок».
Таким образом, теория аномии Мертона фокусируется на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, с помощью которых общество инициирует девиантное поведение.
,