Дидактическая адаптация это: Тезисы доклада на тему «Дидактическая и профессиональная адаптация студентов-первокурсников»

Содержание

Тезисы доклада на тему «Дидактическая и профессиональная адаптация студентов-первокурсников»

Дидактическая и профессиональная адаптация студентов: проблемы и пути решения (практический опыт)

Бочаева О.О.,

преподаватель экономических дисциплин

ГБ ПОУ ВО «БТПИТ»

Дидактическая адаптация

Начало обучения в среднем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли – роли студента – наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техникуме:

Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.

Остановлюсь подробнее на адаптации дидактической.

Причина сложности дидактической адаптации обусловлена существенными различиями между деятельностью ученика в школе и студента в техникуме. В техникуме выше интенсивность умственной работы, больше объём усваиваемых знаний, неравномерная нагрузка, возникающая вследствие необходимости сдачи сессии. Это количественные различия. Присутствуют и качественные, например, появление кардинально новых дисциплин профессионального и общепрофессионального цикла; изменятся содержание учебного процесса, а значит возникает необходимость обработки огромного количества материала, который находится не в 1-2 источниках, как это было в школе, а в гораздо большем их количестве.

Как показывает статистика, сами студенты считают наиболее проблемными формами адаптации именно дидактическую: на вопрос «перечислите наиболее проблемные для вас области , связанные с началом обучения в техникуме» примерно 62% студентов отвечают, что это учебные проблемы.

Существенным показателем студента техникума как субъекта учебной деятельности является его умение реализовывать все её формы и виды. Но практика показывает, что первокурсники в большинстве своём не владеют навыками восприятия лекционного материала, конспектирования учебного материала; не обладают умением выступать перед аудиторией, вести дискуссию, давать аналитическую оценку проблем. Отсутствие таких умений и навыков осложняет процесс дидактической адаптации.

Как быть? Ведь вырисовывается достаточно серьёзная проблема, которая требует эффективного и быстрого решения. И здесь уместно вспомнить слова Сергея Петровича Капицы ( Советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное»), который рассуждал о задаче настоящего образования следующим образом.

Задача настоящего образования.

«Хороший вопрос: как учить — знаниям или пониманию? Вся моя педагогическая практика на физтехе показывает, что учить надо пониманию. В нашем институте начали это физики, потом это распространилось по другим факультетам. У нас не было билетов, на экзамен можно было приходить с любыми пособиями и записями, конспектами, единственное, нельзя было советоваться с товарищем.

Человек обычно приходил с вопросом, который он сам приготовил и рассказывал, что он понимает в этом предмете. Было нелегко научить и студентов, и преподавателей, но это была наша цель. Потому что знания очень легко получить — из интернета, из разных источников, их слишком много, и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остается.

Это хорошо выразил Вацлав Гавел, президент Чехии, диссидент: «Чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Он очень афористически выразил этот разрыв между уровнем знания и уровнем понимания. Основная задача настоящего образования — научить пониманию».

Таким образом, в период адаптации важно не напугать огромными потоками информации, которая сыплется на него со всех сторон, по всем предметам, от всех преподавателей. Важно научить его продуктивно обрабатывать эту информацию, выделяя главное. Каким образом? Лично мне на помощь приходят следующие методики.

  1. Графическая обработка (структурирование) текста кластерным способом. Преимущества: с помощью кластера студент учится выявлять взаимосвязи, устанавливать причинно-следственные связи, увязывать темы между собой. Примеры (дисциплина «Экономика организации»): кластер «Основные средства» включает в себя информацию одного раздела; кластер «Взаимосвязь инновационной и инвестиционной деятельности предприятия и их роль в повышении качества продукции» — увязывает 3 крупных раздела.

  2. Скрайбинг-презентации. Это гораздо эффективнее и интереснее, чем создание обычной презентации. Использование скрайбинга целесообразно при обобщении материала по разделу дисциплины, при решении проблемной ситуации. Скрайбинг применим при представлении результатов исследовательской деятельности.

  3. Составление портфолио-коллектора. Принцип: во время урока студент не тратит время на запись конспекта ( домашнее задание будет выполняться либо по лекции, выложенной на персональном сайте, либо по учебнику из электронной библиотеки), на протяжении всего урока студент тезисно фиксирует важные мысли, озвученные преподавателем либо другим студентом, практические примеры, подтверждающие справедливость теоретических предположений в специальную тетрадь. В результате в течение семестра у студента формируется ценная тетрадка с записями самой важной информации, с практическими примерами, подтверждающими изученную теорию. Некая «выжимка» из всего того количества информации, которую преподаватель донёс до студентов во время работы.

Хочется отметить, что специфика преподаваемых мною дисциплин таких как менеджмент, маркетинг, экономика организации такова, что те законы, рекомендации, алгоритмы, схемы – всё это вполне применимо на повседневном уровне. Например, в менеджменте есть тема «Управление временем», основные правила планирования своего времени ох как пригодятся в повседневности: начинайте с самого сложного и неприятного дела (съешь лягушку), а затем составь список дел ,расставив приоритеты по срокам и важности: согласно принципу 80/20 . потрать 20% своего времени на выполнение сложного трудоёмкого дела – это позволит высвободить 80% времени. Или вопрос «Как побороть прокрастинацию ( привычка откладывать дела на потом»). Таким образом, с помощью изучения этих и подобных тем студент успешнее адаптируется к реализации новых форм и методов учебной деятельности.

Отдельно хотелось бы отметить необходимость формирования у студента умения анализировать ситуацию и вырабатывать варианты решения проблемы, высказывать свою точку зрения относительного той или иной проблемы. В этом случае мне также часто приходят на помощь информация, изучаемая в рамках экономических дисциплин. Например, интересен метод 6 шляп Э.де Боно, который помогает упорядочить процесс мышления и принять эффективное решение. Метод мы рассматриваем в рамках изучения курса «Организация собственного дела» применительно к проблеме открытия определённого бизнеса. Но универсальность методики позволяет научить студента мыслить параллельно, а самое главное – прорабатывать большие объёмы информации, систематизировать и струтурировать её, и на основе проделанной работы вырабатывать решение проблемы.

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда.

Успешной профессиональной адаптации в БТПИТ (помимо, конечно же, производственной практики) способствуют мероприятия в рамках реализации проекта (2016-2019) инновационной деятельности «Образовательная модель реализации основных образовательных программ , разработанных на основе ФГОС СПО, мировых стандартов WorldSkills, профессиональных стандартов, с учётом запросов предприятий (сетевых партнёров)». В разделе проекта «Результаты реализации проекта для обучающихся» можно увидеть следующий планируемый результат: «адаптация на рабочем месте уже в период обучения, включая приобщение к корпоративной культуре предприятия». Проект предполагает, например, проведение Профпроб и внедрение элементов дуального обучения в образовательный процесс.

Что касается индивидуальной работы преподавателя, направленной на создание условий для успешной профессиональной адаптации, то поделюсь своим опытом работы в данном направлении.

Считаю, что неотъемлемым элементом современного образовательного процесса является вовлечение студента в НИД. В первую очередь умение осуществлять НИД используется при подготовке к различным профессиональным конкурсам. Именно проводя исследования студент более детально знакомится со спецификой профессии, знакомится со смежными профессиями, а также контактирует с предприятиями в рамках сетевого взаимодействия. Участие в конкурсах мотивирует студента к дальнейшему саморазвитию, самореализации в профессиональной сфере.

Для того чтобы заинтересовать студента и сподвигнуть его к участию в таких конкурсах я использую такой метод как рейтингование результатов их учебной деятельности.

В заключении хочу снова вернуться к тому, от чего отталкивалась в начале своего выступления: успешная адаптация важна тем, что обеспечивает саморазвитие студента и его личностную и профессиональную самореализацию, его будущий карьерный рост. И чтобы сделать процесс адаптации эффективным, необходимо использовать такие образовательные технологии и такие формы работы , которые сделают учебную деятельность ИНТЕРЕСНОЙ, причём не только для студента но и для преподавателя. Есть такое очень удачное высказывание: Ум довольно быстро адаптируется ко всему, кроме тоски. Не дать студенту «затосковать» в процессе учёбы – вот залог и успешной адаптации и продуктивной учёбы в течение всех лет пребывания студента в техникуме.

Адаптация студентов к условиям вузовской жизни — Студопедия

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности, т.е. постепенно идет процесс адаптации студента к условиям вузовской жизни.

Адаптация студентов в вузе делится на:

а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой».

Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:



1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Повторяем, что успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание — функция регуляции познавательной деятельности.


Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии.

Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Существующая система контроля за самостоятельной работой студентов через семинарские, практические и лабораторные занятия отнюдь не исключает пассивности и уклонения от выполнения соответствующих требований со стороны некоторой части студентов.

Большие резервы для повышения качества подготовки специалистов открывает совершенствование контроля за знаниями студентов. Система контроля успеваемости на экзаменационных сессиях порождает нередко лишь штурмовщину, когда студент в течение нескольких дней зазубривает записанные в конспекте основные положения данного учебного курса, а после экзамена забывает их. Не случайно часть студентов не умеют работать с книгой, систематически заниматься в течение всего семестра.

Система обучения в вузе в значительной степени рассчитана на высокий уровень сознательности, построена на интересе студентов, ибо формально в ней отсутствует жесткая система ежедневной школьной проверки, «страх» перед учителем, необходимость ежедневно готовить «уроки». Некоторые студенты, выдержав сложный и трудный вступительный конкурс, потом оказываются неподготовленными к ответственному отношению к учебе. Система вузовского контроля допускает возможную неритмичность в работе, нередко ориентируя на штурм во время экзаменационной сессии.

На вопрос: «Как вы предпочитаете готовиться к экзаменам?» — только 9,6% ответили, что они обычно готовятся в течение семестра и во время сессии только просматривают материал, 47,6%, как правило, заново изучают материал всего курса по учебнику и конспектам и 42,8% — только по конспектам.

Преподаватель, читающий лекцию потоку, естественно, не может учитывать индивидуальный темп усвоения учебного материала каждым студентом, способность каждого к анализу и синтезу, уровень развития мышления. Преподавателям труднее заметить изменения психических состояний студента в стрессовых ситуациях, к примеру, зачета или экзамена, уже хотя бы потому, что им не с чем сравнивать их — при слушании лекции студент «растворен» в общей массе аудитории. Не случайно многие студенты-первокурсники, чувствовавшие еще вчера внимание и опеку школьных учителей, в условиях вуза чувствуют себя на первых порах дискомфортно. Новые условия деятельности их в вузе — это качественно иная система отношений ответственной зависимости, где на первый план выступает необходимость самостоятельной регуляции своего поведения, наличие тех степеней свободы в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были им недоступны.

Процесс адаптации каждого студента идет по-своему. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе. Задача студенческой группы — не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условий для общей оптимальной деятельности.

Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне (с третьего курса) формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Поиски друга жизни играют на 3-м и 4-м курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза. Но данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» даже семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива. Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.

Статья на тему: Социально — педагогическая адаптация обучающихся

Социально- педагогическая адаптация вновь поступивших в техникум.

Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Процесс адаптации в техникум – это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Именно на первом курсе у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, вырабатываются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы межличностных отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов в техникуме, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер образовательной деятельности на старших курсах.

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:

  • в новую социальную среду;
  • в учебно-познавательный процесс;
  • в новую систему отношений.

Бывшие школьники, поступающие в техникум, – только на пути к самоопределению. Часть из них осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие, у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На “базе” этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов.

В нашу систему сегодня приходят далеко не самые сильные учащиеся. Зачастую это дети, обделенные вниманием учителей, так как они не выдали “результата”, менее способные, но часто с “клубком” психологических проблем, главные из которых – затруднение в общении, неуверенность в своих силах, отсутствие привычки заниматься систематически.

Специфика процесса адаптации в техникуме определяется различием в методах обучения и в его организации в средней школе и техникуме, что порождает своеобразный отрицательный эффект–дидактический барьер. Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в техникуме для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и даже отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и колледже. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения. Трудности адаптации – это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в техникуме:

  • Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
  • Адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  • Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, преподаватель – создавать для этого условия.

Главная задача педагога, особенно в адаптационный период, раскрыть перед студентами широкое поле выбора, которое часто не открывается перед людьми юношеского возраста из-за их ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и не освоенности всего богатства культуры. Раскрывая такое поле выборов, преподаватель не должен, да и не может скрыть своего оценочного отношения к тому или иному выбору. Следует только избегать слишком однозначных и директивных способов выражения этих оценок, всегда сохраняя за студентом право на самостоятельное принятие решения. В противном случае ответственность за любые последствия принятых решений он с себя снимет и переложит на преподавателя или классного руководителя. Продолжительность приспособления к новым социальным условиям составляет 5-6 недель.

Наиболее сложными оказываются первые две недели, когда фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: “Я и моя профессия”, “Я и моя группа”, “Я – студент” и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями техникума, преподавателями, студентами, со своей группой и руководителем группы. Студенты под руководством психолога проходят через систему тренингов. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.

В рамках адаптационного периода организуются различные занятия: экскурсии, анкетирование, встречи, тестирование.

Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в техникуме, к поручениям, к занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы социально-педагогической, психологической адаптации студентов к условиям обучения проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего специалиста.

Технология диагностики включает: анкетирование и тестирование; индивидуальные собеседования;  организации учебно-воспитательного процесса; целевые посещения классными руководителями учебных занятий, целых учебных дней в группах;  педагогические советы, посвященные анализу процесса адаптации нового набора студентов; родительские собрания по темам: “Психологические и возрастные особенности студентов первого курса”, “Особенности обучения в техникуме”, «Условия успешной адаптации студентов первого курса».

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются: гуманное отношение к реальным трудностям студентов и оказание помощи в их преодолении; психологическое сопровождение образовательного процесса, с целью формирования общих и профессиональных компетенций; разумная сохранность контингента; формирование устойчивого интереса к избранной профессии; создание оптимальных условий для развития творческих способностей студентов, например, вовлечение в волонтерскую деятельность или участие в издании студенческой газеты “Ровесник” ; выработка учебных умений и навыков и ответственного отношения к учению; организация процессов воспитания и самовоспитания, например, через дисциплину “Введение в специальность”.

В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:

  • определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
  • осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
  • освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
  • развитие мотивов учебной деятельности;
  • осознание правильности сделанного профессионального выбора;
  • разработка программ достижения успеха.

На основе результатов анкетирования, экспресс-диагностики, социометрии определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной и моральной поддержкой;
  • неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.

Социально-психолого-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов.

Приходя в техникум получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты  должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию и личностному росту. Иными словами те компетенции, которые определены ФГОСами. Поэтому работа коллектива по социально-педагогической адаптации студентов к условиям обучения в техникуме на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – основная социальная, психологическая и воспитательная задача для нашего коллектива.

Адаптация в педагогике — это… Определение понятия, роль, сущность и условия

Термин «адаптация» в переводе с латинского языка означает «прилаживание», «приспособление». Что он подразумевает собой? В общем смысле данное понятие означает приспособление организма, а также всех его функций, клеточек и органов к изменившимся условиям среды.

Адаптационные процессы жизненно необходимы человеку. Они позволяют сохранить сбалансированную деятельность органов, систем и психической организации личности в случае меняющихся жизненных условий.

Определение

Адаптация в педагогике — это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям. В целом данное понятие является одним из основных рассматриваемых при научных исследованиях организма. Дело в том, что механизмы данного процесса вырабатывались у человека на протяжении всей его эволюции. Они позволяют нашему организму существовать в постоянно меняющихся условиях.

Проблему приспособления выдвинули и обосновали Ж.Б. Ламарк и Ч. Дарвин. Сам термин «адаптация» впервые ввел Ауберт в 1865 г . После этого он широко применялся в литературе биологической направленности. Здесь под адаптацией исследователи понимали только лишь одни функциональные изменения анализаторов и органов чувств. Но постепенно, по мере развития науки, понятие адаптации стало выходить за рамки теории эволюции. Оно стало проникать в медицину, социологию, социальную психологию, кибернетику. Встретить данный термин можно и в других сферах познания.

Социальная адаптация

Что подразумевает собой процесс приспособления индивида к окружающей среде? Это не только возможность успешного функционирования его организма в изменившихся условиях. Понятие адаптации в психологии означает способность человека к его дальнейшему социальному и личностному развитию. Под этим подразумевается:

  • адекватное восприятие личностью окружающей действительности и себя;
  • нормальная система общения и отношения с окружающими;
  • способность к труду и обучению, а также к организации отдыха и досуга;
  • изменчивость поведения с целью соответствия ролевым ожиданиям;
  • способность к самоорганизации и самообслуживанию, а также к взаимообслуживанию в коллективных отношениях.

Социально-психологическая адаптация и социализация в педагогике — это понятия довольно близкие по своему смыслу. Они обозначают процессы взаимообусловленные, взаимозависимые, но при этом не тождественные. Социализация, с одной стороны, является механизмом усвоения общественного опыта. С другой — представляет собой активное воспроизводство и наращивание межличностных отношений и связей.

дети сидят в обнимку

Уже с первых дней своего появления на свет человека окружают другие люди. Общение с ними позволяет включить его в социальное взаимодействие. Самые первые представления о межличностных связях все люди приобретают еще до того, как осваивают речь. Именно в процессе взаимоотношений с окружающими всем нам удается получить свой первый социальный опыт, который в последующем становится неотъемлемой частью личности. Стоит отметить, что социализация не способствует индивидуализации. Ее человек приобретает субъективно, переживая ситуации, которые оставляют тот или иной след в его психике.

Цель адаптации

Процесс социализации представляет собой становление и формирование личности посредством овладения социальным опытом. Но в то же время если рассматривать адаптацию в психологии это один из определяющих и ведущих механизмов социализации личности. При этом основной критерий успешности данного процесса заключен вовсе не в степени конформизма и приспособленчества. Исходя из определения социальной адаптации в педагогике, это обретение человеком уверенности и независимости, раскрепощенности и самостоятельности, незакомплексованности и инициативности.

девочка вымазала руки краской

Основной целью данного процесса является вовсе не унификация личности. Человек не должен становиться послушным исполнителем чужой воли. Для успешного осуществления стоящих перед ним целей он обязан стремиться к самореализации и к развитию своих способностей.

Самосознание

Адаптация в психологии — это процесс довольно сложный. При этом его изучение невозможно без рассмотрения самосознания личности. Ведь именно благодаря ему включается механизм самоопределения (поиска жизненной позиции), самореализации (активности в различных направлениях), самоутверждения (достижения удовлетворенности), а также принятия самооценки. Самосознание позволяет индивиду познать самого себя. При этом личность приобретает некую целостность и идентичность.

Стоит иметь в виду, что самосознание, проявляющееся в ходе адаптации, является процессом контролируемым. Оно определяется динамикой приобретения социального опыта исходя из условий расширения общения и диапазона деятельности.

Несмотря на то что самосознание считается одной из самых глубоких интимных характеристик человеческой личности, только оно способствует постоянной коррекции представления человеком о себе в сравнении с тем мнением, которое существует о нем у окружающих. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте.

Виды адаптации

Благодаря процессу приспособления организм начинает оптимально функционировать в необычной для него обстановке. При этом ученые выделяют два вида адаптации. Первый из них – биофизиологический, а второй – социально-психологический. Нас интересует второй из них. Он и рассматривается в качестве адаптации в педагогике. Это не что иное, как механизм, с помощью которого люди приобретают определенный социально-психологический статус, а также овладевают теми или иными социально-психологическими ролевыми умениями. Он «включается» в тот период, когда человек пытается достигнуть гармонии между внешними и внутренними условиями своей деятельности и жизни. Результатом этого является повышение адаптированности личности. Другими словами, человек становится более приспособленным к новой деятельности и к условиям жизни.

воспитатель с детьми

Если рассмотреть определение адаптации в педагогике, то это не что иное, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, во время которого человек сталкивается с различными проблемными ситуациями в области межличностных отношений. Это позволяет личности освоить нормы и механизмы социальных установок и поведения, а также приобрести черты характера, имеющие значение для своего нормального существования в обществе.

Что же такое адаптация в педагогике? Это, по определению, каждый из этапов преодоления индивидом проблемных ситуаций. Ведь при этом человеком используются механизмы и навыки поведения, которые приобретены им на предыдущих этапах своей социализации и развития. Одновременно с этим им открываются новые способы решения задач, планы и программы внутренних психологических процессов.

Важный вклад разработку данного понятия в его широком понимании внес Ж. Пиаже. Он считал, что адаптация в психологии и педагогике – это один из самых главных процессов, благодаря которым происходит интеллектуальное развитие ребенка. При этом он выделил две составляющих данного механизма. Это аккомодация и ассимиляция. Первая из этих двух составляющих представляет собой перестройку умственной активности. Цель подобного процесса заключается в возможности усвоения вновь поступающей информации. Что касается ассимиляции, то она считается присвоением внешнего события с преобразованием его в мысленное. Говоря другими словами, адаптация в педагогике – это, во-первых, приобретение навыков, умений и знаний, мастерства и компетентности. Во-вторых – изменение психической организации человека, затрагивающей личностные (эмоции, целеполагание, мотивации и т.д.), а также когнитивные (перцептивные, сенсорные и др.) процессы.

Поступление в детское дошкольное учреждение

Малыши растут. И вот наступает время, когда родители отдают их в детские дошкольные учреждения. Здесь ребенку предстоит пережить первую значительную встречу с незнакомой для него социальной средой. От благополучного протекания данного периода напрямую будет зависеть овладение ребенком учебной деятельностью, его комфортность пребывания в детском учреждении, а также здоровье. Непосредственное влияние на данный процесс оказывают различные группы факторов. Рассмотрим их подробнее.

Физиологические факторы

К данной группе относят биологические особенности ребенка определенного возраста. Это его физиологические и анатомические показатели, состояние здоровья, уровень трудоспособности и утомляемости. Сюда же можно включить и некоторые особенности, которые наблюдаются у индивида в функционировании той или иной системы организма. Некоторые ученые полагают, что на процесс адаптации влияет и такой фактор, как наследственность.

В качестве индивидуальных особенностей, которые рассматриваются при адаптации в психологии личности, учитывается тип нервной системы, а также наличие способности приспособиться к изменению привычного окружения. Данные факторы, как правило, и являются причиной тех различий, которые имеют место между процессами привыкания к ДОУ у разных детей.

Еще один немаловажный показатель, который влияет на социальную адаптацию, это в педагогике не что иное, как возраст ребенка в момент его поступления в дошкольное учреждение. По мнению ученых, хуже всего приспосабливаются к изменившимся условиям дети от 5 до 20 месяцев.

На эффективность протекания адаптационных процессов имеет влияние и пол ребенка. Согласно мнениям исследователей, к новым условиям лучше всего приспосабливаются девочки. Мальчишкам же намного сложнее принять изменения в окружении.

Индивидуально-психологические факторы

В данную группу входит уровень развития интеллекта ребенка, его самооценки, эмоциональное состояние, а также устойчивость тех или иных черт характера. По мнению ученых, поступление в ДОУ приводит к эффективному заострению свойственного ребенку темперамента. При этом наибольший дискомфорт ощущают дети-флегматики. Наиболее быстро адаптируются к изменяющемуся окружению холерики.

Помимо этого, адаптация в педагогике – это механизм, на который оказывают влияние:

  • степень привязанности ребенка к родителям;
  • специфика развития у малыша навыков в сфере общения;
  • склонность ребенка к проявлению самостоятельности;
  • степень психического развития;
  • имеющиеся привычки.

Социально-психологические факторы

В психологии и педагогике адаптация — это процесс, на который оказывают влияние:

  • социальные установки;
  • характер окружения ребенка до поступления в ДОУ;
  • специфика среды детского сада.

Наличие перечисленных выше факторов позволяет детям максимально результативно наладить контакты в новом для них межличностном взаимодействии.

По мнению некоторых исследователей, главный критерий, по которому можно определить уровень социальной адаптации в педагогике, это не что иное, как отсутствие у ребенка постоянных нарушений в его поведении, которые граничат с неврологическим нарушением. Если такая ситуация все же имеет место, то можно говорить о том, что происходит дезадаптация малыша. Он пока не смог приспособиться к новым для него условиям ДОУ.

Типы социально-психологической адаптации

Рассматривая понятие адаптации в педагогике, можно говорить о существовании следующего:

  1. Прогрессивной социально-психологической адаптации. Для нее характерно достижение единства интересов личности и целей групп общества.
  2. Регрессивной социально-психологической адаптации. Этот тип относится к формальным. При этом подобная адаптация не отвечает интересам общества, а также развитию личности и социальной группы.

По мнению некоторых психологов, регрессивный тип приспособления к новым условиям не позволяет индивиду самореализоваться и проявить данные ему природой творческие способности. Социализация личности возможна только при прогрессивной адаптации. В противном случае у ребенка выработается склонность к систематическим нарушениям норм поведения, что станет причиной возникновения новых проблемных жизненных ситуаций, приспособиться к которым не позволит отсутствие полученного опыта.

Проблемы адаптации

Процесс приспособления детей к новой для них среде в 4-5 лет практически не имеет никаких различий. Однако если рассматривать для старших дошкольников социальную адаптацию в психологии и педагогике – это механизм, значительно расширяющий уровень возникающих проблем при освоении ребенком нового для него жизненного пространства. Все дело в том, что в шесть лет дети уже достаточно близки к переходу в новое для них учреждение образования. Это приводит к изменению у них социального статуса, что и увеличивает проблемы с адаптацией. Связано это может быть и с развитием у ребенка психического аппарата. Чаще всего в этом случае учителя отмечают отсутствие внимания, гиперактивность и агрессивное поведение учащегося.

ребенка ведут в школу

Проблема школьной адаптации в педагогике – это тема далеко не новая. При этом на сегодняшний день можно говорить о том, что ее актуальность выросла во много раз. Виной тому стали глобализация и мобильность, политические и экономические изменения, новые подходы к устройству системы образования и т.д.

Поступление в школу, обучение в ней, а также переход из класса в класс требуют от детей особых усилий. Однако наиболее остро вопрос адаптации ребенка стоит именно при переходе в новое для него учреждение образования. Вызвано это следующим:

  1. Информатизацией общества, введением образовательных стандартов и развитием технического прогресса. Все это в значительной мере усложняет процесс адаптации.
  2. Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Для того чтобы умения первоклассника соответствовали им, ребенку понадобится приложить немалые психологические, моральные и физические усилия.
  3. Помимо этого, кроме привычных для всех учебных навыков и знаний, маленьким школьникам приходится добиваться личностных и мегапредметных результатов. Ведь только в этом случае дети будут соответствовать требованиям, предъявляемым к выпускникам начальных классов.
  4. Нескончаемым потоком новой информации. Первоклассник в один момент оказывается в новой роли, а также в окружении непривычной для него системы прав и обязанностей.

Школьная адаптация в педагогике считается процессом, во время которого ребенок усваивает и принимает для себя новую для него социальную ситуацию, осваивает свой новый статус учащегося и обретает навыки в новых системах взаимодействия («ребенок – сверстник», «ребенок – учитель»). При этом у маленького человека начинают вырабатываться новые особенности поведения.

ребенок учит уроки

Если рассматривать понятие школьной адаптации в психологии, то стоит отметить, что его характеризуют следующие критерии:

  • освоение детьми новой для них жизненной ситуации, которую они видят в единстве ее элементов;
  • принятие школьником нового для него статуса и социальной позиции;
  • перестройка жизненного уклада ученика, инициатором которого выступает взрослый.

Социальная адаптация при этом предполагает умение ребенка:

  • реагировать на педагога;
  • слушать;
  • самостоятельно выполнять заданные упражнения;
  • анализировать и организовывать выполнение заданий.

Немаловажным аспектом явится умение поддерживать контакты со сверстниками и давать адекватную оценку, как себе, так и другим.

В процессе адаптации к школе немаловажным является и физическая подготовка организма, ведь на ребенка сваливается довольно внушительная нагрузка. Его организм начинает работать на пределе. Это вызывает опасность переутомления.

дети в школьной форме

Помимо этого школьная адаптация в педагогике рассматривается и с психологической точки зрения. Степень быстрого привыкания к новым условиям во многом зависит от готовности ребенка к поступлению в школу, то есть от его:

  • желания осваивать новые знания и выполнять задания учителя;
  • стремления успешно их осваивать.

Важны при этом также способности к переработке информации и запоминанию.

Адаптация школьников при отклонении в развитии

Согласно имеющимся данным, более 80% современных детей испытывают трудности в обучении из-за тех или иных отклонений в здоровье. Именно поэтому рассматривается адаптация и в специальной педагогике. Это позволяет решить проблемы ребенка, имеющего особенности в развитии, и устранить его изолированность от общества, в котором он растет и живет.

учитель с ребенком с ограниченными возможностями

Нарушения социальной адаптации влияют на отношение детей к их окружению. Они становятся тревожными и угрюмыми, подавленными и обидчивыми. В итоге у них формируется замкнутость. Дети начинают избегать широкого круга общения. Они замыкаются в «четырех стенах», где у них может возникнуть скрытая (маскированная) депрессия.

Взрослея, ребенок, обладающий ограниченными возможностями, начинает осознавать, что он не такой как все. Это способствует формированию заниженной самооценки, социальной пассивности и сужению рамок активной деятельности.

Адаптация в коррекционной педагогике – это, прежде всего, психологическая реабилитация детей, испытывающих трудности в обучении. Она может представлять собой снятие нервного напряжения. Помимо этого, педагог должен стремиться провести коррекцию самооценки своего воспитанника, развивать его память и психические функции, воображение и мышление, внимание и преодолевать пассивность. Одновременно с этим понадобится формировать у ребенка ответственность и самостоятельность, активную жизненную позицию, помогать преодолевать ему отчужденность и развивать коммуникативные навыки.

Основные дидактические концепции — Педагогика

Основные дидактические концепции

В настоящее время теоретически существует множество традиционных и новаторских дидактических концепций. Базовые дидактические концепции можно разделить на три группы по времени появления. Первая дидактическая концепция сформировалась в соответствии с начальным периодом становления и развития системы начального и среднего образования в европейских странах в XVIII-XIX веках. под влиянием его создателей Я.А. Коменский, И. Песталоцци, И. Ф. Гербарт и были названы традиционными. Его отличительными чертами стали доминирующая роль учителя, организация обучения на основе классно-урочной системы, ключевая роль книжного обучения и устных методов обучения. Достижения традиционной дидактической концепции сегодня значительны.

Именно в рамках этой концепции были сформированы три основных положения дидактики.

1. Принцип воспитательной подготовки в организации обучения.

2. Формальные ступени, определяющие структуру образования.

3. Логика деятельности учителя на уроке — изложение материала через его объяснение учителем, усвоение во время упражнения с учителем и применение извлеченных уроков в последующих учебных задачах.

На рубеже XIX-XX вв. стали формировать новую дидактическую концепцию, в основу которой были положены первые достижения психологии по развитию ребенка и формам организации учебной деятельности.Этот этап развития дидактики совпал с этапом всеобщего обновления всех сторон жизни большинства развитых стран, как в Европе, так и в Америке, включая реформу традиционных педагогических систем, не отвечающих вызовам современности. В русле реформистской педагогики одновременно во многих странах зародилась педоцентрическая дидактическая концепция, отличительную черту которой можно выразить в педагогической формуле « Vom Kindeaus -« на основе ребенка » , предложенная шведской учительницей Эллен Кей (1849-1926) в книге «Возраст ребенка».Приверженцы этой концепции различали призыв к развитию в ребенке творческих творческих сил. Они считали, что жизненный опыт ребенка и накопление личного опыта должны играть ведущую роль в воспитании, поэтому основные примеры реализации педоцентрической концепции также были названы теорией бесплатного образования.

Большой вклад в развитие педоцентрической дидактической концепции внесли педагоги и психологи из разных стран, создавшие свои педагогические концепции и школы: итальянский психиатр и педагог М.Монтессори (1870-1952), немецкий ученый В. А. Лай (1862-1926), австрийский философ Р. Штайнер (1861-1925), французский психолог А. Бине (1857-1911) и педагог С. Френе (1896- 1966), американские педагоги и психологи Д. Дьюи (1859–1952) и Э. Торндайк (1874–1949), отечественные ученые и психологи. Ф. Каптерев (1849-1922), К.Н. Вентцель (1857-1947), С.Т. Шацкий (1878-1934), В.П. Вахтерев (1853-1924), Π. П. Блонский (1884-1941) и многие другие.

Авторы концепции акцентировали внимание на необходимости исходить из мировоззрения ребенка в организации учебного процесса, из уважения к внутреннему миру ребенка, в отличие от мира взрослых, из создания атмосферы тепла, любви, и безопасность для ребенка.Поэтому весь образовательный процесс, согласно педоцентрической концепции, должен строиться только в соответствии с законами развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой, для которой основным методом было включение ребенка в свободную творческую деятельность: познавательную , артистичный, творческий, игривый и трудовой.

Современная дидактическая концепция начала формироваться в последней трети XX века. и включены достижения всей истории развития педагогической теории и практики.Исходная теоретическая основа современной дидактической концепции построена на понимании обучения как развивающего и воспитывающего процесса, средства личностного развития в соответствии с социально определенными целями и образовательными запросами граждан. На основе этого определения сформулированы пять функций современной дидактической концепции:

1) функция социального обучения, , реализация которой направлена ​​на формирование личности, отвечающей общественным потребностям и способной адаптироваться в современном мире;

2) личностно-развивающая функция, направленная на развитие способности человека к саморазвитию и самореализации, формирование духовной сущности и нравственное становление;

3) функция сохранения здоровья, отвечает за поддержание потенциала здорового развития;

4) функция социальной защиты, способствует формированию чувства жизненной стабильности и мотивации для дальнейшей социальной активности в самых тяжелых жизненных условиях;

5) функция культурного вещания, направлена ​​на подготовку учащихся к развитию существующего культурного наследия и формирование устойчивой потребности для его дальнейшего творческого развития.

Также важно отметить, что современная дидактическая концепция строится на основе равноправного положения всех субъектов обучения, поэтому одной из основных ее концепций является концепция «взаимодействия». На основе взаимодействия в современной дидактике развиваются различные формы сотрудничества учителей и учеников, с одной стороны, и взаимодействия учеников друг с другом, с другой. Многие варианты организации взаимодействия в учебно-воспитательном процессе породили несколько дидактических подходов в трактовке современной дидактической концепции, которые можно разделить на три группы.

Первая группа включает коллективистский, деятельностный и личностный подходы , сочетающие Целостный подход.

Вторая группа включает систему , оптимизацию, технологические подходы, Креативный (инновационный) подход.

Третья группа в настоящее время представлена ​​одним, согласно активно развивающемуся интегративному подходу , , который является наиболее сложным персонажем.

Все эти подходы в учебном процессе тесно взаимосвязаны, взаимно усиливают друг друга, взаимно предполагают и взаимопроникают друг в друга, имеют чрезвычайно важный и фундаментальный характер для развития современной системы образования.

Современная дидактическая концепция напрямую связана с развивающимися социальными практиками, которые, наследуя классические традиции, каждый раз изменяются в соответствии с социальной ситуацией и трансформируются в соответствии с новаторскими находками и решениями.На сегодняшний день их семь.

Примеры и определение дидактизма

Дидактизм Определение

Дидактизм — это термин, который относится к определенной философии в искусстве и литературе, которая подчеркивает идею о том, что различные формы искусства и литературы должны передавать информацию и инструкции, а также удовольствие и развлечение.

Слово дидактическое часто используется для тех литературных текстов, которые перегружены информативным или реалистичным материалом и отмечены пропуском изящных и приятных деталей.Дидактика, таким образом, становится уничижительным термином, относящимся к формам литературы, которые кажутся скучными и эрудированными. Однако некоторые литературные тексты являются не только дидактическими, но и развлекательными.

Дидактизм в пьесах о морали

Театры морали средневековой Европы были, пожалуй, лучшими образцами дидактической литературы. Эти пьесы были своего рода театральными представлениями, в которых использовались аллегорические персонажи, чтобы преподать публике моральный урок. Наиболее распространенными темами, которые представлялись в пьесах о морали, были так называемые «семь смертных грехов»: гордость, похоть, жадность, зависть, гнев, леность и обжорство.Еще одна тема, которую использовали в таких пьесах, заключалась в том, что покаяние и искупление были возможны для человека, даже если этот человек намеренно поддался искушению. Исторически этические пьесы были переходным этапом между христианскими мистериями и светскими пьесами театра эпохи Возрождения.

Примеры дидактики в литературе

Пример № 1: Pilgrim’s Progress (Джон Буньян)

John Bunyan’s Pilgrim’s Progress — один из лучших примеров дидактики в форме духовной аллегории.Поэма описывает религиозное и духовное путешествие человека на пути к избавлению.

Поэма описывает обычного грешника, «христианина», который покидает Город разрушения и направляется в Небесный город, где обитает Бог, для спасения. По пути он находит товарища, «Верного», который помогает ему на пути к Городу.

Во многих случаях многие персонажи — «Лицемерие», «Аполлион», «Мирский мудрец» и «Упрямый и податливый» — пытаются отговорить или помешать ему достичь своей цели.Наконец, он достигает Небесного Города, поддерживаемого верой Надежды.

Моральный или дидактический урок, который это аллегорическое стихотворение намеревается преподать, состоит в том, что дорога в Небеса нелегка и полна препятствий. Более того, христианин должен быть готов заплатить любую цену, чтобы достичь своего спасения. Кроме того, человек полон греха, но это не мешает ему достичь славы.

Пример № 2: Эссе о человеке (Александр Поуп)

Эссе Александра Поупа о человеке — это моральный трактат.Это сатирический стих, целью которого является косвенное наставление людей, высмеивание пороков общества.

«Познай себя, не считай, что Бог просматривает
Надлежащее изучение Человечества — это Человек.
Расположен на этом перешейке среднего состояния,
A Существо мрачно мудрое и грубо великое:
Слишком много знаний для Скептической стороны,
Слишком много слабости для гордыни стоиков,
Он висит между ними; в сомнениях действовать или отдыхать;
Сомневаюсь, чтобы считать себя Богом или Зверем;
Сомневаюсь, что предпочтет его разум или тело;
Рожденный, но чтобы умереть, и оживающий, но ошибающийся;
Подобно невежеству, его разум таков,
Думает ли он слишком мало или слишком много;

Приведенный выше отрывок взят из абзаца первого стиха второй книги стихотворения.Он ясно резюмирует гуманистические и религиозные принципы поэмы.

Пример № 3: Скотная ферма (Джордж Оруэлл)

Скотная ферма Джорджа Оруэлла — это аллегория или морально-дидактическая сказка, в которой животные на ферме описывают свержение последнего из русских Царь Николай II и разоблачает зло коммунистической революции в России до Второй мировой войны. Очевидно, что действия различных животных на ферме используются для разоблачения алчности и коррупции революции.Он также содержит описание того, как влиятельные люди могут изменить идеологию общества. Одно из основных правил на ферме:

«Все животные равны, но некоторые из них более равны, чем другие».

Животные на ферме представляют разные слои тогдашнего российского общества, оккупировавшего Россию после революции. Например, «свиньи» представляют тех, кто стал властью после революции; «Г-н. Джонс », владелец фермы, представляет свергнутого царя Николая II; «Боксер», лошадь, представляет класс чернорабочих.Дидактизм в романе позволяет Оруэллу сделать свою позицию по русской революции очевидной, чтобы разоблачить ее зло.

Функция дидактизма

Дидактика в литературе направлена ​​на то, чтобы предложить читателям нечто дополнительное, а не просто предложить удовольствие и развлечение. Некоторые критики могут возразить, что дидактика может свести литературу к инструменту для скучных инструкций, но никак не

.

В чем может быть разница между дидактическим и недидактическим прочтением Эммы согласно обсуждению Бутом «Повествования» в «Компании, которую мы …»

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти в систему
  • Присоединиться

рядов
eNotes
поиск

  • eNotes
    Домой
  • Помощь в выполнении домашних заданий
  • Учебные пособия
  • Тексты
  • Учителя ▻

    • Учителям
    • Планы уроков по литературе
    • Литературные викторины
  • Войти
  • Присоединяйтесь к

Начните бесплатный пробный период

Меню

  • Методическое пособие

    • Резюме
    • Краткое содержание глав

      .

      Адаптация против адаптации

      Мейв Мэддокс

      background image 390

      Читатель из Великобритании, выросший на слове адаптация , используемом в отношении радио и телевизионных программ, основанных на книжных чудесах,

      Откуда взялось адаптация , если глагола адаптировать нет?

      Самый ранний документ OED глагола адаптировать датирован 1531 годом.Существительное адаптация появляется в 1597 году, на 18 лет раньше, чем адаптация (1615).

      В английском языке нет глагола «приспосабливаться», но основа причастия прошедшего времени в латинском adapare (приспособиться, приспособиться) — это adapat- . Адаптация перешла в английский с французского с уже вставленным лишним слогом. Адаптация выглядит как доморощенная номинализация глагола адаптировать .

      Средство просмотра Google Ngram, отслеживающее количество слов в печатных источниках с 1800 по 2000 год, показывает адаптации с отдаленной секундой до адаптации в течение всего периода.

      В OED есть краткая запись для адаптации , перед которой стоит пометка «Сейчас нестандартно».

      Очевидно, что адаптация — это стандартная форма слова, означающего «измененная или исправленная версия текста, музыкальной композиции и т. Д., Особенно адаптированная для съемок, трансляции или постановки на сцене из романа или аналогичного литературного произведения. источник.»

      Но хотя адаптация является предпочтительным написанием, адаптация используется носителями английского языка в Канаде, Австралии, Великобритании и США:

      Снежная королева: Всплывающая адаптация классической сказки в твердом переплете — Дата публикации: 2013.

      Адаптация к фильмам> Популярные книги по адаптации к фильмам — категории на Goodreads

      Почему саундтреки из книги к фильму должны соответствовать оригинальной книге — заголовок, The Guardian

      Лейк Белл снимет фильм «Дети императора» — заголовок, Time.com

      Бродвейский мюзикл «Вестсайдская история» — это экранизация романа «Ромео и Джульетта». –Article, The Globe and Mail (Канада)

      На странице сайта BBC News адаптация встречается в заголовке, но адаптация используется в тексте под ней.

      Итог : Некоторые писатели в англоязычном мире продолжают использовать адаптацию как альтернативное написание адаптации , но адаптация является предпочтительной стандартной формой.

      Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!

      Продолжайте учиться! Просмотрите категорию неправильно использованных слов, просмотрите наши популярные публикации или выберите соответствующую публикацию ниже:

      Прекратите делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!

      image description

      • Вы улучшите свой английский всего за 5 минут в день, гарантировано!
      • Подписчики получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
      • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

      Попробовать бесплатно

      .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *