Доминирующим фактором социализации личности выступает: 2. Доминирующим фактом социализации личности выступает
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социализация личности
Аннотация: Цель лекции – обсудить вопросы формирования и развития личности, проблему перехода от внешней социализации к внутренней, связь процессов социализации и индивидуализации, сделать анализ факторов появления маргиналов и люмпенов в социуме.
Формирование личности – это процесс развития в индивиде устойчивых социальных качеств. Но эти качества могут быть как типичными, так и неповторимыми, уникальными, специфическими. Поэтому формирование личности представляет собой единство ее социализации и индивидуализации.
Социализация личности – это, главным образом, процесс усвоения социальных ролей. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей своей жизни.
В социологии социализация личности понимается в двух смыслах. В первом, широком значении слова, социализация означает формирование общественно значимых качеств, становление человека как субъекта и объекта общественных отношений, т.е. как личности. Здесь подчеркивается не биологическая, а общественная сторона развития человека. Во-вторых, в более узком значении социализация личности понимается как процесс становления не всей совокупности социальных качеств, а лишь типических. В этом смысле социализация личности предстает как процесс формирования у человека тех существенных потребностей и способностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов, стиля жизни, которые характерны для той или иной исторической эпохи, того или иного класса, нации, профессиональной группы, поселенческой общности (деревни, города), поколения и т.д.
Наряду с типичными качествами происходит формирование единичных, специфичных свойств личности, благодаря которым последняя не «растворяется» в той или иной группе, появляется самосознание. В этом противоречивом единстве социализации и индивидуализации личности происходит идентификация и самоидентификация человека. С одной стороны, личность отождествляет себя с той или иной группой, образ «я» преломляется через зеркало «Мы». С другой стороны, личность устанавливает самотождественность, неповторимость, полноту своих социальных качеств, несводимость ее только лишь к понятию «Мы».
Социализация личности проходит две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Социализация личности происходит только лишь через механизм социальной деятельности. Изменяя окружающий мир, человек меняет и свой внутренний мир. Но процесс становления человека как субъекта социальных отношений сложен и противоречив. Сначала личность как бы вовлекается в систему социальных отношений, входит в нее «внешне», выполняя определенные социальные функции. В определенной степени социализация личности может замедлиться или приостановиться, если в дальнейшем не произойдет «включение» в социальные отношения, принятия индивидом норм и ценностей той или иной общности как своих собственных.
В.Ф. Анурин и А.И. Кравченко разделяют социализацию на четыре этапа, соответствующие жизненным циклам. Первичная социализация – это социализация младенческого возраста; вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования; социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи; социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности.
Согласно другому подходу, первичная социализация осуществляется в рамках малых ( неформальных) групп ( первичных), а вторичная – в рамках больших социальных групп, формальных институтов и организаций.
Через социализацию личность как бы входит в ту или иную социальную группу – класс, этнос, поколение, поселенческую или профессиональную группу. Если учесть, что личность является членом не одной социальной группы, то процесс социализации предстает как многомерное и достаточно сложное явление.
В процессе социализации личность приобретает определенный социальный статус, т.е. положение в обществе. Личностью как бы присваивается социальный статус группы и общности, членом которой она становится. В то же время личность занимает то или иное положение внутри социальной группы. Сохранение этого статуса обеспечивается при помощи выполнения личностью определенных социальных функций, т.е. социальной деятельности, ставшей стандартизированной и регулируемой социальными нормами (классовыми, этническими, профессиональными и т.д.). Те требования, которые представляют общество, социальная группа и институт к выполнению личностью социальных функций в соответствии с занимаемым статусом, называется в социологии социальной ролью.
Понятие роли пришло в социологию из мира театра, где актеры создают вылепленные драматургом и режиссером художественные образы. На обыденно-социологическом уровне существует представление, отождествляющее мир театра с социальной действительностью («весь мир – театр, и все люди – актеры в нем»). Но и на уровне теоретической социологии существуют концепции, получившие в свое время большую популярность на Западе.
Конкретные люди (группы), ответственные за освоение социальных ролей, называются агентами социализации. Кроме того, выделяют институты социализации (школа, вуз, фирма, общественные организации и т.д.).
В социальной деятельности личности можно выделить три аспекта: функционирование, самоутверждение и самореализация. Заняв определенный статус, личность выполняет те требования, которые предъявляет ее общество и социальная группа (функционирование). В то же время личность стремится занять определенный социальный статус или укрепить свои позиции, и в этом отношении ее социальная деятельность будет носить во многом характер самоутверждения. Самореализация личности характеризует направленность социальной деятельности на все более полное раскрытие ее способностей и удовлетворение потребностей, на самоосуществление, реализацию потенциала, сущностных сил человека.
Не все индивиды в одинаковой степени усваивают социальные нормы и ценности, функции и роли. Невовлеченность или неполная включенность человека в систему социальных отношений порождает явление, известное как социальный инфантилизм – разрыв между биологическим и социальным развитием, незрелость социальных качеств.
На всех этапах социализации отчетливо проявляется социальное неравенство. На этапе первичной социализации дети находятся в неравных условиях в силу разного материального положения семей и различий в объеме внимания, уделяемого детям со стороны взрослых. Характер и качество получаемого образования также различается в зависимости от финансовых возможностей и личных способностей. Родители из средних слоев общества поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в авторитарном духе.
Социализация личности продолжается практически в течение жизни человека, поскольку статус личности не остается неизменным. В первобытном обществе социальный статус человека менялся практически лишь при переходе от одного поколения к другому (от подросткового к зрелому возрасту). В эпоху феодализма, рабовладения социальная мобильность общества стала несколько иной. В современном мире личность меняет свой статус гораздо чаще, передвигаясь в обществе по «горизонтали» и «вертикали»; переходит от одной профессиональной группе к другой, мигрируя и меняя тем самым свой социально-территориальный статус и т.д. Следовательно, современному человеку приходиться гораздо чаще, чем предшествующим поколениям, усваивать новые функции, роли, а, соответственно, новые нормы и ценности.
В процессе социализации не формируются не только социальные типы личности, но и такие типы, как маргинальная и люмпенизированная личность. Под маргинальным типом личности понимается неопределенность социальных качеств. Утратив связь в процессе социального перемещения с прежней социальной группой, личность и в новой социальной группе сохраняет старые социальные нормы и ценности, не усвоив новые. Маргинальность имеет и положительное, и отрицательное значение. С одной стороны, с новыми людьми в социальную группу приходят и новые ценности, нормы, идеи, что приводит к преодолению корпоративности, замкнутости этих групп, стимулирует их развитие и изменение. С другой стороны, маргинальность таит в себе немало потенциально негативного. Позиция так называемого маргинала неустойчива, противоречива, чревата опасностью конфликта или отторжения человека новой социальной группой. Новые нормы еще не стали внутренним достоянием личности и поэтому не могут стать средством саморегуляции поведения, а «старая» социальная группа не контролирует поведение бывшего своего члена. Так, например, юноша, переехавший из деревни, где каждый поступок его был на виду, в город, оказывается вне влияния новых, городских ценностей и норм. В этих условиях могут проявиться неустойчивость поведения, соблазны неподконтрольных форм поведения. Если маргинальность приобретает массовидный характер (например, в условиях массовой миграции, урбанизации, формирования или значительного пополнения классов и слоев – рабочих, интеллигенции и т.д.), то появляется угроза размытия социальных ценностей и норм, неустойчивости социального статуса уже не отдельных личностей, а целых социальных групп.
Люмпенизированный тип личности характеризуется отсутствием каких-либо устойчивых социальных качеств, характерных как для «старой», так и «новой» группы. Не усвоив в качестве внутреннего стержня социальные нормы и ценности, люмпенизированные личности готовы следовать тем ценностям, которые носят ситуативный характер, воспринимаются стереотипно, упрощенно. В отличие от маргинала, люмпен, порвав с одной социальной группой, оказывается не в новой группе, а фактически вне социальных групп, входя в некоторые из них лишь временно. Люмпенизированная личность практически теряет свой социальный статус, а вслед за этим и свои социальные качества. Например, бомжи (люди без определенного места жительства и занятий) постепенно теряют такие социальные качества как способность и потребность трудиться. «Летуны» на производстве не могут приобрести определенное положение в коллективах. Люмпенизация – это явление не столько личностно-индивидуальное, сколько социальное. Общество, отторгая от себя отдельных людей (в форме отсутствия жилья, места работы, особенно для освобожденных из мест заключения, а в современных условиях – роста безработицы), порождает такое негативное социальное явление. Люмпенизация общества усиливается в результате нестабильности в социальной структуре, нарастания кризисных явлений. Многие социологи и политологи считают, что люмпенизированные, частично маргинальные типы личности составляют социальную базу левого и правого экстремизма, фашизма, авторитарных политических режимов.
Можно выделить некоторые тенденции в социализации личности. Первая тенденция – это переход от корпоративной социализации и универсальной. Корпоративная социализация связана с формированием замкнутых, изолированных социальных качеств. Например, в древнем мире социализация – в основном кастовая. В средневековье формируются в основном сословные социальные качества. По мере усиления социальной мобильности общества процесс социализации личности все больше выходит за классовые, национальные, территориальные, профессиональные и иные рамки. Личность формируется как член множества социальных групп, а в начале 21-го века и как член человеческого сообщества в целом. Универсализация личности способствует более «мягкому» переходу к другим социальным группам, помогает легче справиться с негативными проявлениями маргинализации.
Вторая тенденция – становление целостности в формировании личности, процессов социализации и индивидуализации. В первобытном обществе изгой (изгнанный из рода) не представлял себя как личность, т.е. вне социальной группы человек не мыслил свое существование. В других формациях также велика доля «растворимости» личности, ее смежности, тождественности с кастой, сословием, общиной. В современном мире личность в гораздо большей степени осознает не только принадлежность к классу, но и свою самобытность, автономность. Усваивая все более универсальные социальные нормы и ценности, личность становится более свободной, а, следовательно, более ответственной перед самим собой и другими.
В процессе социализации личности формируется подлинное богатство человека – развитые способности и потребности, интересы, ценностные ориентации. Богатство личности, по мнению К. Маркса, заключается в том, что она испытывает большую потребность, больше нуждается в реализации своих сил. «Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествующего развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».
К.Г.Юнг научно опроверг вывод психоаналитика З.Фрейда о том, что развитие личности в основных чертах заканчивается к 7 годам. По концепции Юнга, социализация идет всю жизнь, а после 40-50 лет даже активизируется и приводит к формированию Самости – самостоятельной и самодостаточной личности. Кроме того, современная наука признает закономерность жизненных кризисов, аналогично цикличности экономических кризисов: переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. Усложнение процесса социализации в современном социуме связано и с появлением новых агентов социализации – телевидения и Интернета, которые расширяют информационный кругозор и способствуют развитию личности. С другой стороны, виртуальная коммуникация уводит человека от природы , здорового образа жизни, живого общения, социального поведения.
Краткие итоги:
- Социализация – усвоение социальных ролей в соответствии с определенным статусом
- Социальная роль – модель социального поведения определенного социального статуса.
- Социальные ожидания – набор требований к действиям всех людей, имеющим одинаковый статус.
- Социальная адаптация – внешнее приспособление к социальной системе, поведение в соответствии с социальными ожиданиями.
- Социальная интериоризация – выработка внутренних регуляторов поведения ( мотивов, направленности, установок), действующих даже при отсутствии социальных ожиданий.
- Первичная социализация завершается становлением личности как социально зрелого существа.
- Вторичная социализация ( ресоциализация) – это развитие личности на втором этапе социальной биографии, которое происходит на базе социальных качеств, приобретенных личностью на этапе становления.
Набор для практики
Вопросы:
- На какие этапы подразделяется процесс социализации?
- Что такое ресоциализация?
- Какой период более сложный – первичная или вторичная социализация?
- Как может выглядеть человек, который прошел социализацию без индивидуализации?
- Приведите факты позитивной роли маргинальных личностей
- Чем отличаются люмпены от маргиналов?
- Что понимается под агентами социализации и ее институтами?
- Почему бывают случаи, когда социализация не удается?
Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:
- Биологический и культурный контекст социализации
- Теории развития личности
- Теория социализации К.Г. Юнга
- Социализация в период жизненных кризисов
- Специфика социализации в старости
- Социальная стратификация и социализация
- Социализация и этнокультурные различия.
- Роль малых групп в социализации
- Социокультурный механизм формирования личности
- Возрастание роли природных и экологических факторов в социализации
определение, виды, этапы и стадии социализации личности.
Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.
Определение социализации
Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.
Психологическая наука говорит, что социализация – это процесс вхождения индивида в социальную систему, овладение её нормами, правилами поведения, ценностями, знаниями и навыками, психологическими установками.
Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?
Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.
Виды социализации
Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.
Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:
- Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.
В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами. - Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
- Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
- Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
- Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
- Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.
Этапы социализации
Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.
На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.
На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.
Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.
Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.
Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Смотреть видео
Факторы социализации, формирования и развития личности — Студопедия
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относят: макро — и микросреду, воспитание, деятельность, социальное взаимодействие и искусственную среду обитания человека.
Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Социальные факторы формирования и развития личности
Факторы | Характеристика факторов |
Макросреда
| Это общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международный связей и отношений и т.д. |
Микросреда
| Это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие, ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой |
Воспитание
| Специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и т.д. |
Деятельность
| Игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения |
Социальное взаимодействие | Все многообразие его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми |
Искусственная среда обитания
| Это современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами |
Системно-структурное представление о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Соотношение биологического и социального в структуре личности
Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры.
Во второй половине прошлого века в отечественной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в социальной целостности. Главной детерминантой становления личности в отечественной психологии признается деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.
Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности
В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности.
Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.
Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.
Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направленность личности и ее мотивы.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.
Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.
Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.
Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.
Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.
4. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Концепция потребностей А. Маслоу
Всеобщей характеристикой живых существ является их активность, обеспечивающая поддержание жизненно значимых связей с окружающим миром. Источником активности человека являются его потребности. Потребности побуждают человека действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития.
Из этого следует то, что формирование, развитие и становление личности – это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни.
Потребности– состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития.
Это своего рода состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Именно потребности вызывают у человека стремление принимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования. Кроме того, сама обстановка может актуализировать различные потребности в человеческой жизнедеятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психических устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта.
Потребности имеют ряд особенностей:
§ Конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно
или с предметом, которым стремятся обладать, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение.
§ Более или менее ясное осознание потребности, сопровождаемое харак-
терными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, неудовольствие, страдание от неудовлетворения потребности и т.д.).
§ Наличие эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск
и нахождение возможных путей удовлетворения потребностей.
§ Ослабление, а иногда и полное исчезновение этих состояний или прев-
ращение их в противоположные при удовлетворении ранее реализованных потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения).
§ Повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее ос-
нове, вновь дает о себе знать.
§ Существуют различные классификаций потребностей.
Потребности различают по происхождениюи по предмету.
По своему происхождению выделяют потребности естественные (простые) и культурные(сложные).
Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека или его вырождению. Регулирующая функция естественных потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей.
Культурные потребности обусловлены уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную.
По предмету выделяют материальные и духовныепотребности. В материальных потребностях выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта).
Духовные потребности выявляют зависимость от продуктов общественного сознания: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.
Очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурная по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.
В зависимости от носителяпотребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.
Потребности человека могут иметь общественный и личныйхарактер. Это находит выражение в том, что для удовлетворения своих узколичных потребностей человек использует результаты общественного труда.
У человека могут проявляться ведущие (основные) потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию (приводит к разрушению физиологических систем организма, деградации личности) и второстепенные (нежизненно важные потребности), которые в определенных обстоятельствах могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Есть и другие основания для классификаций потребностей человека. Так, например, потребности могут быть социально полезными и вредными, асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
Если взять за основу содержание отражаемой в потребностях объективной реальности, то можно выделить следующие потребности: профессиональные, политические, правовые, нравственные и др.
По времени существования потребности могут быть устойчивыми (периодически актуализирующиеся, длительные) и неустойчивыми (кратковременные, ситуативные).
Потребности, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, называют доминантными потребностями, а недоминантными те, которые косвенно влияют на особенности реализации первых. Следует признать, что в принципе каждая потребность в той или иной ситуации, при определенных обстоятельствах может стать доминантной.
В психологии принято выделять три типа доминантных потребностей человека: ситуативные (кратковременные) потребности; жизненные, определяющие стратегию жизни, линию поведения человека (потребности длительного существования), и потребности деятельности (промежуточные между двумя первыми), которые представляют собой потребности текущих дел.
Различают потребности теоретические (в познании) и практические(в предметно-практической деятельности).
Потребности человека во многом обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности – объектами потребностей. Объект, ставший для человека потребностью, преобразуется в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько различных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, которые служат удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
По мере развития человека (физиологического и психологического), становления его как личности развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что, в свою очередь, ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует – удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления.
Воспитание и актуализация у человека потребности в труде также являются непременными условиями развития личности. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу – к ее деградации. Изучая потребностно-мотивационную сферу личности, следует учитывать, что основные ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
Наиболее популярной как в западной, так и в отечественной психологии является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Согласно этой концепции, все потребности человека являются врожденными и в мотивационной сфере образуют иерархическую систему приоритетов.
Иерархия личных потребностей видоизменяется с развитием личности, высшие ее уровни «вызревают» лишь к моменту достижения индивидом психологической зрелости. Но, будучи сформированными, высшие уровни потребности, особенно потребности в самореализации, самосовершенствовании, начинают играть системообразующую роль в системе потребностей. Иерархия индивидуальных потребностей составляет основную отличительную особенность личности – ее направленность. В порядке очередности потребности располагаются в следующей последовательности.
Потребности в
самоактуализации | ||||||||||||
Эстетические потребности | ||||||||||||
Познавательные потребности | ||||||||||||
Потребности в самоуважении | ||||||||||||
Потребности в принадлежности и любви | ||||||||||||
Потребности в безопасности и защите | ||||||||||||
Физиологические потребности | ||||||||||||
Классификация потребностей («пирамида» А. Маслоу)
Физиологические потребности являются основными, непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены хотя бы на самом минимальном уровне, прежде чем станут актуальными потребностями более высокого порядка. Это базовые, жизненные, основные естественные, природные, физические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, в продолжении рода и т.д. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер. Пока человек не удовлетворит базовые (нижние) потребности, более высокие потребности теряют для него мотивационную силу. Когда же физиологические потребности будут удовлетворены, для человека становятся значащими следующие потребности.
К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретно-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся: потребности в безопасности и защите, и потребности в принадлежности и любви.
Потребности в безопасности и защите (стабильность, чувство защищенности, избавление от страха и неудач, порядок, свобода от хаоса и т.п.). В этих потребностях отражается заинтересованность человека в выживании.
Потребности в принадлежности и любви вступают в действие лишь тогда, когда удовлетворены физиологические потребности и потребности в безопасности и защите. Когда эта потребность не удовлетворяется или удовлетворяется слабо, человек испытывает чувство одиночества, общественного остракизма.
Потребности в самоуважении, по Маслоу, делятся на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Самоуважение включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода. Уважение другими – это престиж, репутация, признание, статус, принятие.
Познавательные (когнитивные) потребности– это потребность в знаниях, умениях, понимании, в творческом труде, в раскрытии своих способностей.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется:
§ через науку (главная особенность такого познания – объективность знаний), расширяющую возможности человека, делающую его более защищенным, позволяющую принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;
§ искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни;
§ религию, дающую человеку научную и религиозную картину мира;
§ собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт;
§ через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук.
Эстетические потребностивключают в себя понимание человеком канонов красоты, гармонии, восприятие и осуществление поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, неприятие безобразного, низменного, уродливого, нарушающего естественную и социальную гармонию.
Когда описанные выше потребности удовлетворены, на первый план выступают потребности в самоактуализации, т.е. желание человека стать тем, кем он может стать. Достигая этого уровня иерархии потребностей, человек добивается полного использования потенциала личности, своего таланта и способностей.
стадии и функции процесса формирования правил поведения в обществе
С самого рождения человек окружен родственниками, знакомыми и друзьями. Ему постоянно приходится поддерживать с ними общение, выстраивать взаимоотношения. Сложнее всего общаться с окружающими в детстве и подростковом возрасте. Но процесс социализации личности проходит каждый, поэтому приходится считаться с мнением других, учиться находить компромиссы и уступать в некоторых спорах.
Понятие социализации
Под определением социализации понимают процесс вступления человека в общество. Предварительно он знакомится с нормами и правилами поведения, традициями и обычаями, ценностями и моралью социальной структуры. Включение в коллектив позволяет субъекту стать полезным и необходимым, развивать отношения с окружающими, создавать новые связи и набираться опыта.
Социализация личности — это процесс, который считается очень трудным и долгим. Многие специалисты в сфере психологии годами изучают это понятие и стремятся помочь клиентам, тяжело воспринимающим свое взросление или новый коллектив. Вся жизнь человека заключается в постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успеть самореализоваться и оставаться активным.
В процессе могут возникать определенные проблемы. Их разделяют на три группы:
- социально-психологические;
- культурные;
- социально-культурные.
Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвитием. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их поглубже в сознание. Культурные проблемы могут отличаться в разных регионах. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением личности к определенной культуре. Она касается мировоззрения, моральных и духовных ценностей, и носит нравственный, смысловой и познавательный характер.
Согласно Википедии, социализация делится на два вида: первичную и вторичную. Первая состоит из родственников, близких друзей, знакомых, учителей и коллег. Во вторую входят СМИ, общественные организации, государственная власть, церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15—20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. При контакте с формальными коллективами и организациями наступает вторичный тип.
Стадии процесса
Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:
- адаптация;
- идентификация;
- интеграция;
- трудовая;
- послетрудовая.
В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.
Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:
- младенчество;
- ранее детство;
- детство;
- младший школьный возраст;
- отрочество;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.
С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.
Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум
Watch this video on YouTube
На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.
Зависимость от воспитания
Воспитание в первую очередь влияет на степень социализации. И личность, которая проживает вместе с родителями, зависит от их поведения и манер. На формирование характера влияют религиозные взгляды, степень контроля со стороны родственников, отношения в семье и школе. Педагоги изучают процесс социализации вместе с воспитанием. Важно развить у ребенка гуманистическую направленность, что позволит ему стать полезным членом общества.
Формируется социализированная личность под воздействием разных групп. В детстве это родители и ближайшие родственники, в подростковом возрасте — одноклассники и друзья, в зрелости — рабочий коллектив и соседи. А воспитание поможет создать у ребенка нравственную позицию, на основе действий окружающих он сможет развить в себе способность правильно оценивать собственные поступки. При этом задействуются эмоциональная и интеллектуальная сфера характера. В этом случае воспитание будет осуществляться двумя путями:
- созданием определенных психологических условий;
- сообщением норм и правил поведения.
Первый вариант простимулирует интересы ребенка и его инициативу, что позволит ему в будущем заниматься общественной деятельностью. Желательно почаще бывать вместе и регулярно разговаривать, объяснять суть нравственных понятий, идеалов и правил поведения. Так детям проще найти свое место в жизни и отличить плохую компанию от хорошей. Оба пути нужно использовать одновременно. Это даст максимальный результат.
Факторы влияния
Есть несколько факторов, которые определяют суть и функции социализации личности, их заключают в две группы. Первая состоит из социальных, которые отражают культуру, историю, этнические признаки общества. Во вторую группу входят индивидуальные факторы человека, определяющие его жизненный путь и позицию.
Социальными показателями могут считаться макро-, микро- и мезофакторы, а также экологическое состояние окружающей среды, качество жизни людей, риск возникновения экстремальных ситуаций.
Макрофакторы — это природные и социальные особенности развития. Они включают такие показатели, как культура и государство. От развитости страны зависит и степень социализации, так как она влияет на территориальные границы, психологический и экономический уровень жизни, историю и политику. Культурой называется система духовных ценностей. Она охватывает все сферы человеческой жизни: от биологической (еда, отдых, интим) до производственной и моральной.
Мезофакторов больше:
- тип поселения;
- народ;
- религия;
- СМИ.
Уровень социализации может зависеть от типа местности — города, поселка или деревни. Стабильная, исторически сформировавшаяся совокупность людей — этнос — обладает единым языком, религией, ценностями и культурой. Религиозные факторы также формируют личность, от них зависят мысли и чувства человека, образ его жизни и моральные устои. С помощью средств массовой информации можно влиять на мировоззрение человека.
Под микрофакторами должны пониматься детерминанты, учитывающие обучение и воспитание в небольших группах — коллективах, классах, религиозных и учебных учреждениях. Но самое большое влияние на социализацию оказывает развитие общества и страны. В стабильное время человек направлен на групповые ценности, а в критические моменты — войны, экономические и политические проблемы — активируются разные личности.
В случае общественного кризиса условия жизни социума нарушаются, система ценностей становится другой, отношения между близкими людьми напрягаются. Воздействию подвергаются подростки, юные личности, пожилые люди. Те, у кого уже сформировался характер, не воспринимают навязанную точку зрения. У них есть свои ценности и устои, отличные от общественных.
Основные формы
Разделяют социализацию и по формам: направленную и ненаправленную. Первый тип — это система методов воздействия, разработанная обществом для формирования личностей в соответствии с установленными ценностями и моралью. Один из способов — это воспитание в домашних условиях, первых учебных заведениях. Это организованный и целенаправленный процесс, направленный на формирование у человека ценностных ориентаций, социальных понятий для дальнейшей культурной деятельности.
Две формы в определенных обстоятельствах могут взаимодействовать или противостоять друг другу. Возникающие конфликтные ситуации вызывают проблемы в процессе формирования личности. Ненаправленная социализация должна начинаться в микросреде — семье, она основывается на уже устаревших правилах и нормах поведения, традициях и обычаях. Обычно она оказывает положительное влияние на человека, но иногда становится отрицательной — в случае социальной патологии. Поэтому ее обязательно дополняют факторами направленной группы.
Религиозные организации могут использовать формы социализации для подчинения воли слабохарактерных людей. Пропаганда неонацизма, фашизма, работа сект основывается именно на направленной группе. Поэтому ее применяют только в гуманных целях и согласно моральным устоям, свободе совести, правам человека и нравственным принципам демократической нации.
Характеристика этапов
Период социализации состоит из трех фаз: на первой кратко осваиваются нормы и ценности, условия соответствия обществу; во время второй личность стремится самореализоваться, учится воздействовать на других членов социума; внедрение человека в социальную группу, где он раскроет свой характер и способности, происходит на третьей. При правильном формировании переход из одной фазы в другую происходит постепенно, с соблюдением всех условий.
Есть три этапа социализации в коллективе:
- дотрудовой;
- трудовой;
- послетрудовой.
Первый этап длится около 20—25 лет. За это время человек оканчивает детский сад, школу, получает высшее образование и пытается найти первую стабильную работу и будущего супруга. В этот период формируется примерно 70% личности, это происходит естественным образом до семи лет. В подростковом возрасте изменяется не только внутреннее мировосприятие, но и физиология ребенка. У человека появляется все больше обязанностей и ответственности.
Наиболее опасным возрастом считается 16 лет, так как в это время сменяется школа, где учеба длилась 9—11 лет, институтом. Соответственно, другим будет расписание жизни и коллектив. Подросток меняет не только круг общения и место жительства, происходят внутренние изменения, устанавливается иная система принципов и норм.
Первая работа появляется в возрасте 18—25 лет, появляется трудовой опыт, дружеские и любовные отношения. Если новая информация будет воспринята неправильно, то человек может замкнуться в себе и отстраниться от общества. В более поздние года все полученные ранее знания и опыт только укрепляются и передаются младшему поколению.
Процесс социализации должен происходить правильно, с учетом всех условий и плавных переходов. Родителям, учителям нужно обращать внимание на психологическое состояние детей и подростков, ведь именно до 18 лет личность активно развивается и выбирается подходящий коллектив.
3.13 Социализация индивида
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.
Личность — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. 1
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:
-
первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; -
вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становлениеличностичеловека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.
Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий
-
Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. -
Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации. -
Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. -
Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. -
Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:
-
биологическая наследственность; -
физическое окружение; -
культура, социальное окружение; -
групповой опыт; -
индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться какличность.. 2
Тест на тему «Социализация личности»
Тест по теме «Человек. Индивидуальность. Личность. Социализация личности».
1. Качества человека как личности проявляются прежде всего в :
1) особенностях мышления и памяти 3) протекании психических процессов
2) участии в жизни общества 4) наследуемых качествах
2. Освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества представляет собой:
1) процесс социализации 3) социальную дифференциацию
2) мобильность личности в социуме 4) личностную самореализацию
3. Ниже приведены потребности человека. все они, за исключением двух, являются социальными потребностями. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) в трудовой деятельности 2) в созидании 3) в творчестве 4) во взаимопонимании 5) в отдыхе 6) в пище
4. Современная наука выделяет три измерения существования человека: биологическое, психическое и социальное.
К социальному измерению относятся:
1) унаследованные особенности развития 3) расовые отличия
2) возрастные характеристики 4) учебные достижения
К биологическому измерению относятся:
1) ценностные ориентации 2) навыки поведения 3) первичные потребности 4) знания и умения
5. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека.
4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей.
5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества.
6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице
Ответ: 125
6. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-исторической деятельности, является характеристикой его:
1) социальной сущности 2) биологической природы 3) физиологических процессов 4) темперамента
7. В отличие от поведения животных деятельность человека:
1) имеет активный характер 3) имеет индивидуальный характер
2)имеет приспособительный характер 4)имеет преобразовательный характер
5) направлена на удовлетворение физиологических потребностей
6) носит узко специализированный характер
7) предваряется целеполаганием Ответ: 47
8. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его прежде всего как:
1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) семейное воспитание 2) дополнительное образование 3) социализация молодёжи 4) школьное обучение 5) трудовая подготовка
10. К потребностям человека, обусловленным его биологической природой, относится потребность в: 1) самоутверждении 2) самосохранении 3) саморазвитии 4) самоуважении
11. Человек, в отличие от животного
1) испытывает физиологические потребности 3) обладает ощущениями
2) ставит и осуществляет цели 4) создаёт зрительные образы
12. Основным фактором формирования личности является:
1) общение с окружающими 2) природная среда 3) механизм наследственности 4) врождённые склонности
13. Какой признак отражает качества человека как личности?
1) генетически наследуемые качества 3) принадлежность к человеческому роду
2) проявление чувств и эмоций 4) ориентация на определённые ценности
14. Отметьте верные суждения о формировании личности?
1. Наследственные, врождённые, индивидуальные свойства человека не влияют на формирование его личности.
2. Формирование личности человека связано исключительно с социальными взаимодействиями.
Ответ:—
15. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение 6) общение 7) отдых
14. Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности. Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов:
1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность
6) личность 7) регулятор 8) нормы 9) санкции
253678
Социализация личности | Диплом по психологии
Определение понятия социализации
Социализация личности – это включение личности в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.
Структура социализации
Социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активной деятельности, активного включения в социальную среду. Таким образом, в структуре социализации можно выделить два взаимосвязанных процесса:
- Процесс интериоризации социального опыта (социальной типизации) – усвоения субъектом социальных норм, ценностей и стандартов поведения.
- Процесс экстериоризации (индивидуализации, автономизации) социального опыта – активное воссоздание личностью усваиваемого опыта в процессе самостоятельной деятельности, поведения и общения, воспроизводство субъектом общественных отношений через собственную активность.
Результаты социализации
В процессе социализации социальные нормы, ценности и требования переходят во внутренний план и становятся основой поведения человека. В процессе социализации происходит взаимодействие личности и общества, согласование обоюдных требований и ожиданий. При этом личность не просто усваивает и воспроизводит социальные шаблоны, напротив, в ходе социализации осуществляется актуализация ее возможностей, потенциалов, расширение и углубление самосознания, т.е. происходит развитие личности.
Показателями успешной социализации личности являются:
- Включение личности в систему общественных отношений.
- Расширение и углубление связи личности с людьми и различными сферами жизни общества.
- Овладение общественным опытом, его присвоение и преобразование в собственные ценности, установки и ориентации.
- Активная деятельность личности при ее активной включенности в социальную сферу.
- Активное воспроизводство системы социальных связей.
Следует подчеркнуть, что главный вектор социализации – положительная направленность на нормы морали и права. Противоположную направленность имеет девиация – отклонение поведения субъекта от социальных норм.
Функции социализации
Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:
- Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
- Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Факторы социализации
Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.
Институты социализации
Личность приобщается к общественным нормам в конкретных группах, называемых институтами социализации. К ним относятся семья, учебные и трудовые коллективы, неформальные группы и объединения. К источникам социализации иногда относят средства массовой информации, литературу и искусство. Роль одних и тех же институтов социализации на разных возрастных стадиях неодинакова.
Механизмы социализации
Усвоение социальных норм и правил осуществляется посредством социально-психологических механизмов социализации, к которым относятся внушение, психическое заражение, подражание, идентификация, конформность, стереотипизация, социальная оценка, референтная группа, авторитет, популярность, престиж, ролевые предписания, социальные и групповые экспектации – ожидания, направленные на субъекта со стороны общества и группы, к которой он принадлежит. На разных возрастных этапах доминирующими являются различные механизмы социализации.
Стадии (этапы) социализации
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:
- Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
- Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
- Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Социализация: первичная социализация | SparkNotes
Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами
группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые
подними нас. Чтобы дети росли и процветали, воспитатели должны удовлетворять их физическое здоровье.
потребности, включая еду, одежду и кров. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно.
знать, чтобы функционировать как члены общества, включая нормы, ценности и язык.Если
дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, хуже взрослых.
Стадии развития
У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и
их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике.
по разным причинам, но каждый по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.
Теория развития личности Фрейда
Австрийский врач Зигмунд Фрейд , основатель психоанализа,
считал, что основные биологические инстинкты в сочетании с социальными факторами формируют личность.Фрейд утверждал, что разум состоит из трех частей, которые должны правильно взаимодействовать для человека.
хорошо функционировать в обществе. Если любая из трех частей становится доминирующей, личной и
могут возникнуть социальные проблемы. Три части — это Ид, Суперэго и Эго.
- Id: Согласно Фрейду, сначала развивается Ид. Ум новорожденного
состоит только из ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний.
id представляет самые примитивные желания человека, а человек управляется только id
делал бы все строго для своего удовольствия, нарушая социальные нормы в
процесс и риск наказания. - Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их сознание
развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям.
Человек с гиперактивным Супер-Эго будет заключен в слишком жесткую систему правил,
что препятствовало бы его или ее способности жить нормально. - Эго: Здоровый дух также состоит из эго или части разума.
это разрешает конфликты между ид и суперэго.Обычно эго уравновешивает
желания Ид и Супер-Эго, но когда оно терпит неудачу, человек может испытывать трудности с выполнением
решения, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального поведения Мида
Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется самооценка.
через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что сам , который является
часть личности человека, состоящая из самосознания и самооценки, является продуктом
социальный опыт.Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:
- Самость развивается исключительно через социальный опыт. Мид отклонен
Представление Фрейда о том, что личность частично определяется биологическими влечениями. - Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул
особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла. - Чтобы узнать намерения других, необходимо представить себе ситуацию по их
перспективы. Мид считал, что социальный опыт зависит от того, как мы воспринимаем себя
другие делают или, как он выразился, «берут на себя роль другого». - Понимание роли другого приводит к самосознанию. Медовуха
постулировал, что существует активное «я» и объективное «я». Я активен
и инициирует действие. «Я» продолжает, прерывает или меняет действие в зависимости от того, как
другие отвечают.
Мид считал, что ключ к саморазвитию — это понимание роли
Другой.Он также обозначил шаги в процессе развития от рождения до взрослой жизни:
Теория Зазеркалья Кули
Как и Мид, социолог Чарльз Хортон Кули считал, что мы формируем нашу
самооценки через взаимодействие с другими людьми. Его особенно интересовало, как
значимые другие формируют нас как личностей. вторая половинка — это тот, чья
мнения важны для нас, и кто может повлиять на наше мышление, особенно о
мы . Другим значимым другом может быть кто угодно, например родитель, брат или сестра,
супруга или лучший друг.
,
Десять факторов личности в организационном поведении
Личность — это сложная многомерная конструкция, и простого определения того, что такое личность , не существует. Сальваторе Р. Мадди определяет личность как «. Устойчивый набор характеристик и тенденций, которые определяют эти общие черты и различия в психологическом поведении, и которые не могут быть легко поняты как единственный результат социального и биологического давления в данный момент. ».
Все люди обладают некоторыми универсально общими характеристиками. Однако они отличаются некоторыми другими специфическими атрибутами. Из-за этого менеджерам трудно предположить, что они могут применять одни и те же типы вознаграждения или методы мотивации для изменения различного индивидуального поведения. Однако это определение не означает, что люди никогда не меняются. Проще говоря, он утверждает, что люди не меняются сразу. Их мысли, чувства, ценности и действия остаются относительно стабильными с течением времени. Изменения личности , однако, могут происходить постепенно в течение определенного периода времени.Поэтому менеджеры должны попытаться понять определенные измерения личности . Это может позволить им прогнозировать поведение своих сотрудников на ежедневной основе.
Личностные факторы в организационном поведении
Некоторые из важных личностных факторов , которые определяют, какое поведение проявляется на работе, включают следующее:
1. Модель потребности
Стирс и Браунштейн в 1976 году разработали шкалу для четыре потребности личности , которые стали очевидными в «рабочей среде».Это следующие:
- Потребность в достижении: Лицам с высокими достижениями необходимо активно вовлекать себя в рабочее поведение, чтобы гордиться своими достижениями и успехами.
- Необходимость присоединения: Те, кто больше нуждается в присоединении, любят работать вместе с другими.
- Потребность в автономии: Те, кто нуждается в автономии, работают наилучшим образом, когда не находятся под пристальным наблюдением.
- Потребность в доминировании: Те, кто сильно нуждается в доминировании, очень эффективны при работе в среде, где они могут активно применять свои законные полномочия.
2. Локус контроля
Локус контроля — это степень, в которой человек считает, что его или ее поведение имеет прямое влияние на последствия этого поведения. Некоторые люди, например, верят, что если они будут много работать, то обязательно добьются успеха. Они твердо убеждены в том, что каждый человек контролирует свою жизнь. Говорят, что у них есть внутренний локус контроля. Напротив, некоторые люди думают, что то, что с ними происходит, является результатом судьбы, случая, удачи или поведения других людей, а не недостатком навыков или плохой работой с их стороны.Потому что — эти люди думают, что
диктуют силы вне их контроля.