Древнего китая даосизм: Философия даосизма Китая: кратко и понятно
Философия даосизма Китая: кратко и понятно
Традиционное китайское учение Дао — это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао — это жизненный путь и одновременно сама суть жизни.
Зарождение досизма
Учение о Дао — загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.
Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием — еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.
Остальные сведения о жизни Лао Цзы больше походят на легенду, чем на реальные факты биографии. Его мать проглотила обломок горного хрусталя и зачала младенца. Она вынашивала его 80 лет и родила не ребенка, а седовласого старца. Лао Цзы поступил на службу в императорское книгохранилище, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем сильнее становилось его разочарование. В итоге он решил стать отшельником. Избегая людей, он менял имена и уходил все дальше, пока не достиг границы. Стражник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао Цзы написал для него «Дао Дэ Цзин» — краткое пособие в стихах, содержащее основные идеи даосизма.
Мудрец противопоставлял свое учение, распространившемуся повсеместно, конфуцианству. Оно быстро стало популярным и это не понравилось правительству. Лао Цзы пришлось бежать из страны, но его учение искоренить не удалось и Конфуцию пришлось с этим смириться.
Основоположники учения
Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:
- Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
- Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
- Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
- Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
- Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
- Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
- Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.
Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.
Что такое Дао?
У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.
В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.
Понятия и идеи
Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:
- Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
- Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
- Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
- У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
- Пу — энергия пустых предметов.
Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.
Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него — единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао — погружение в божественное Дао. Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.
Мужское и женское проявление Дао
В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.
Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.
Религиозные обряды и божества
После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.
Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.
Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.
Для защиты дома от злых духов и привлечения удачи китайцы выставляют в окна бумажные маски дракона, а над входной дверью вешают символ Инь и Ян в окружении триграмм. Чтобы в наступающем году не испытывать проблем с деньгами, китайцы дарят друг другу мандарины — символ финансового благополучия. Чтобы задобрить богов-покровителей, специально для них на стол ставят угощения. К этим блюдам никто не притрагивается, а после праздников их относят в храм или отдают малоимущим. Чем щедрее было угощение, тем больше удачи ждет человека в будущем году.
Даосизм в Китае — главная религя Китая
Даосизм в Китае – одна из основных религий Поднебесной. Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы, который в 6 в. до н.э. написал книгу “Дао Дэ Цзин” (Daodejing), изложив в ней основные принципы Дао.
Позже его развитие продолжил мыслитель Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), именно он в 4 в. до н.э. рассказал о своем трансформационном опыте во сне, где ему приснилось, что он прекрасная бабочка, но после пробуждения задался вопросом: Кто я? Бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы или Чжуан-цзы, которому снилась бабочка?
Даосизм – это учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.
Дао – это абсолютная истина или путь. Оно является основой всего живого, оно управляет природой, и это способ жизни. Даосы не верят в крайности, свое внимание они акцентируют на взаимосвязи всех вещей. Не существует добра или зла, отрицательного или положительного.
Эту точку зрения иллюстрирует символ Инь-Ян. Черные – Инь, белое – Ян. Инь связано со слабостью и пассивностью, Ян с силой и активностью. Однако и в Инь существует Ян и наоборот. Вся природа является балансирует между двуми энергиями.
Дао (Путь) присуща Благая Сила Дэ (“добродетель”). Дэ – одно из основных понятий Даосизма, проявление Дао во всем. Дэ определяется как наличие добродетели Пути-Дао. Дэ также иногда отождествляли с кармой.
Высшим достижением даоссов считается достижение бессмертия через дыхание, медитацию, помощь другим и использование эликсиров. Даосизм воспринимает человека как микрокосм, который является вечной субстанцией.
Смерть физического тела растворяет дух в мировой «пневме». Достигнуть бессмертия можно путем слияния с Дао, как с источником всего живого. Даосизм видит человека как самодостаточную энергетическую систему и желает «замкнуть» внутренний энергетический обмен человека.
Даосизм в Китае оказывал влияние на культуру больше 2000 лет. Его практика стала причиной зарождения таких боевых искусств, как Тай-Чи и Цигун. Даосская философия и религия нашли свое отражение во всех азиатских культурах, особенно во Вьетнаме, Японии и Кореи.
Даосизм оказал значительное влияние на искусство, литературу и многие другие сферы культурного и научного развития Китая. До сих пор он пронизывает все области жизни китайского народа. Некогда мистическое и недоступное учение встало на уровень бытового сознания.
К примеру, китайская медицина – дыхательная гимнастика, иглоукалывание и прочие направления народной медицины – появились благодаря принципам и практикам Даосизма. В Китае по прежнему остается множество последователей Дао, также и во Вьетнаме, на Тайване, но установит точное число невозможно, т.к. китаец, участвующий в даосских обрядах может являться верным буддистом.
Однако, по очень приблизительным данным, в конце 20 в. наиболее ревностных приверженцев учения было около 20 млн. человек. Есть такое выражение: Буддизм «въехал в Китай на Даосизме», потому что именно даосизм подготовил мировоззрение человека того времени к восприятию основных буддийских принципов и концепций.
Однако, в отличие от буддизма, даосы не верят, что жизнь есть страдание. Даосизм считает, что жизнь – это счастье и необходимо радостно и покорно воспринимать каждое ее мгновение, но жить в соответствии с Высшей Добродетелью.
Цивилизация Древнего Китая давно канула в лета, но мудрость китайского народа, впитавшая в себя многовековой опыт духовных исканий не исчезла и не сможет исчезнуть, не оставив следа. Даосизм – одна из самых важных составляющих философии Китая, своей актуальности он не потерял и в наши дни.
Древние Заветы даосов взывают к каждому желающему познать истину происходящего,к тем, чьи сердца устали от условностей цивилизации.
Даосизм – религия искателей великого и вечного, тех кто находит в себе мужество расстаться с желанием мелочных приобретений, дабы вместить в себя целый мир.
Просмотры: 1 920
что заключает в себе данное учение?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Китай всегда был известен как центр философской мысли, родина древних учений. Наряду с конфуцианством и буддизмом здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.
В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.
Будет много интересного!
Содержание:
Что это такое
Основоположники
Развитие идеи
Основные положения
Заключение
Что это такое
Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.
Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:
- философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
- религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.
Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.
При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности. Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.
Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.
Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.
В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.
Основоположники
Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.
Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:
- шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
- обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
- философия китайского севера.
Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.
Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени Лао Цзы, который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.
Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучи ровесником конфуцианских текстов.
О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.
Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец».
Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.
Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.
С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».
О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.
Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.
Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.
Развитие идеи
Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.
Главными из них были:
- Школа Небесных наставников
Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.
Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.
Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.
Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.
Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.
Индуизм
В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.
К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.
Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.
Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.
В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.
Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.
Китайская живопись, XVII век
С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.
В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.
Основные положени
Что такое Дао
Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:
- нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
- общий закон;
- первооснова жизни;
- начало и конец бытия;
- мировой порядок;
- вечный путь, постоянное движение.
Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым.
Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.
Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.
Главные постулаты
Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.
В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.
Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.
Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:
1. Питание души
В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.
2. Питание тела
Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.
Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.
3. У-вэй
Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.
По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.
Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.
Восемь столпов
Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:
- Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
- Обновление – медитации и практики для здоровья.
- Питание – отказ от мяса.
- Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
- Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
- Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
- Совершенство – постоянное самосовершенствование.
- Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.
Три сокровища
Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:
- ци – энергия жизни, любви, милосердия;
- цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
- шэнь – дух, наделенный разумом.
Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.
Заключение
В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.
Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!
До скорой встречи!
Древнейшая китайская религия и философия – даосизм
Древнее учение о «дао»
Даосизм считается одной из древнейших исконно китайских религий. Предположительно он был основан в начале VI века до н.э. древнекитайским философом Лао-Цзы.
О Лао-Цзы ходят самые невероятные легенды. Считается, что он обладал магическим даром, с его рождением связано множество невероятных слухов, самым распространённым из которых является то, что он родился от луча света. Исторические документы свидетельствуют о том, что Лао-Цзы родился в Лояне в семье зажиточных горожан. Почти всю жизнь он прослужил архивариусом, а умер в 517 году до н.э.
Даосизм – это религия, в основе которой лежит учение о «дао» — пути достижения гармонии. Дао – это начало всего и основным его правилом является следование своей судьбе («потоку жизни») без сопротивления, а иногда и просто плывя по течению. Главным постулатом даосизма является принцип равновесия и взаимосвязи мужского начала «ян» и женского начала «инь».
В основе мужского начала «ян» лежат все добродетельные качества, к женскому началу «инь», напротив, относятся все пассивные, «темные» качества, однако без одного не будет и другого, что приведёт к хаосу. Даосизм предлагает путь, пройдя по которому можно достичь гармонии между «инь» и «ян».
Священной книгой даосизма, если так можно назвать этот философский трактат, является «Дао дэ цзин», авторство которой приписывают Лао Цзы. В книги описывается устройство мира, где главной движущей силой является «дао». С помощью Дао можно достичь бессмертия (долголетия), которое очень ценится у китайцев.
В основе всего пути «дао» лежит энергия «ци». Это своеобразный космический цикл, который включает в себя энергию «ци» человека и энергию «ци» всего живого вокруг. Очень часто даосы называют энергию «ци» – «жизненной силой», которая сопоставима с кровью в организме человека. Без нее не выживет ни один живой организм во вселенной.
С помощью энергии «ци» можно наладить связь между телом, разумом и окружающей средой человека, что является главной целью всех последователей этого философского учения. Самый распространенный способ – это специальная дыхательная гимнастика «тай-цзыцзюань», с помощью которой человек может соединить свою энергию «ци» с природной энергией «ци».
Техника «тай-цзицзюань» стала основой всех китайский восточных единоборств, так как с её помощью можно обеспечить концентрацию энергии «ци», для того чтобы уметь противостоять противнику с помощью сил неба и земли.
Следует отметить, что в даосизме разработано несколько взаимосвязанных систем по управлению энергией «ци», которые призваны обеспечить достижение гармонии. Фактически дыхательная техника «тай-цзыцзюань» является частью древнего китайского искусства саморегуляции организма – «цигун». «Цигун» очень часто применяется в боевых искусствах и медицине, так как способствует расслаблению и духовному и физическому пробуждению. Он включает в себя медитативную практику, дыхательную гимнастику, различные боевые практики и философские теории. Именно благодаря практике и великолепному владению техникой «цигун» в течение долгих лет постоянных тренировок китайские монахи поражают весь мир своими способностями долго обходиться без еды и воды и, даже, без воздуха. Если считать энергию «ци» основой всего сущего, а гармонию «инь» и «ян» – основной целью для каждого последователя даосизма, то «цигун» – это своеобразный механизм достижения этой гармонии.
В Средние века даосизм разделился на два направления: философское и религиозное. Последнее обросло новыми богами, такими как, например, Юйди – верховный владыка, которому подчинены небо и земля или Цзао-ван – бог домашнего очага. Философское направление получило развитие в медицине, боевых искусствах, литературе, живописи и многом другом.
Сегодня даосизм распространён по всему Китаю. Он тесно переплетается с другими религиями Китая, такими как буддизм и конфуцианство. Об этом свидетельствуют многочисленные храмы и монастыри, где можно увидеть сочетание принципов всех трех китайских религий в настенных надписях и фресках. Особенно это проявляется в настенных росписях пещерного комплекса Могао и развалинах древних храмов Гаочана, где наряду с буддийскими божествами присутствуют и даосские.
основные идеи кратко. Даосизм как философия Древнего Китая
В глубинах древнекитайской цивилизации рождено множество не только вещей из материального мира (порох, бумага и т. д.), но и категорий мира идей, философских постулатов и религиозных догм.
За пять веков до нашей эры вместе с конфуцианством и чань-буддизмом оформилось такое течение человеческой мысли, как даосизм. Основные идеи, кратко изложенные в его каноническом тексте — «Дао Дэ Цзин» — периодически становятся актуальными для больших групп людей в разное время, в разных странах.
Истоки учения
Учение о Дао – одно из самых загадочных и таинственных явлений в истории. Недомолвками, иносказаниями, многозначностью наполнены речи даосских мудрецов, мифами и легендами окружена история возникновения даосизма.
Своим первопредком, прародителем, положившим начало многих могущественных династий, китайцы считают Хуан Ди — Жёлтого императора. Сохранились якобы и исторические факты его жизни, существует и его гробница, но в ней находится только часть одеяния, а сам Хуан Ди обрел бессмертие. Среди всего того что подарил китайцам Жёлтый император, и идеи философии даосизма.
У истоков учения стоял и другой мифический персонаж китайской истории – Лао Цзы. Именно его принято считать автором «Дао Дэ Цзин» — того поэтического трактата, где обрёл даосизм основные идеи и понятия. Описание земного бытия Лао Цзы фантастично и похоже на собрание легенд и сказаний.
Биография божества
История жизни другого великого Учителя – Конфуция – известна буквально по годам. Лао Цзы считается его старшим современником, существуют данные древних историков об их личной встрече в 517 году до нашей эры. Будучи старше Конфуция на полвека, мудрец упрекал его в излишней социальной активности, которую тот проявлял, проповедуя даосизм, основные идеи, философия которого отрицают вмешательство в общественную жизнь. В остальных событиях биография этого древнекитайского мудреца реальность утрачивает.
Мать зачала его, проглотив камешек горного хрусталя, и вынашивала в течение 80-ти лет, родив в 604 году до н.э. умудрённым стариком. Имя Лао Цзы многозначно, оно означает в том числе и «Старый Младенец». Его мудрость оформилась за годы службы в императорском книгохранилище. Разочарование в окружающей жизни привело старца к отшельничеству. Он менял имена, избегая чужого внимания. Он звался Ли Эр, Лао Дань, Лао Лай-цзы и в конце концов решил покинуть Китай, «уйдя на Запад».
Главная книга
Это выражение – «уйти на Запад» — означало в те времена смерть, но описание путешествия Лао Цзы содержит детали, придающие ему смысл реального странствования. Он передвигался на черном буйволе и на границе был остановлен стражником, попросившем мудреца поделиться своими знаниями. Мудрец надиктовал, или записал «Дао Дэ Цзин» («Книга о Дао и Дэ») – труд, где определяющие даосизм основные идеи кратко, но ёмко изложены в восемьдесят одном стихе.
До этого Лао Цзы не излагал свои взгляды письменно. Появление «Дао Дэ Цзинь» объясняют тем, что мудрец хотел способствовать большему распространению своих теорий. Он желал создать альтернативу набирающему популярность конфуцианству. Основатель даосизма был не согласен с присущей учению Конфуция интравертностью, направленностью извне. Лао Цзы отрицал главенство власти, значимость ритуалов и традиций в жизни человека. Это не могло не вызывать отрицательного отношения со стороны властей.
О дальнейшей судьбе великого старца существуют потрясающие версии. По одной из них он удалился в Тибет, где стал основателем ламаизма, по другой – уехал в Индию. Там он чудесным образом способствовал рождению Гаутамы или даже сам был Буддой Шакьямуни. Есть даже легенды о путешествиях Лао Цзы в те места, где впоследствии появилась Русь.
Краеугольное понятие – Дао
Понятие Дао часто туманно и неопределимо даже для того, кто исповедует даосизм. Основные идеи кратко описываются такой формулой Лао Цзы: «Дао порождает одно, одно порождает два, два порождает три, а три порождает все десять тысяч вещей».
То есть Дао – начало начал, абсолютная общность, пребывающая в вечном движении, как вода, наполняющая всё в этом мире. Это путь, дорога, судьба, закон. Всё в человеке и во всем космосе – порождение Дао, не может быть вне его и без него.
Различают два Дао. Одно – Дао без имени – имеет визуальный образ дракона или змеи, пожирающих свой хвост. Этот символ, популярный во многих культурах, означает неостановимый и вечный круговорот, движение по спирали времени. Осознать его смысл и назначение человеку не дано. Его удел – Дао с именем – как крохотная чешуйка в шкуре дракона – суть его конечного существования на земле. И главное для каждой личности – слиться с Дао, стать частью вечного вселенского движения.
Взаимосвязь понятий
Вещи и явления, являющиеся частью Дао, несут в себе мягкую, пассивную, темную, женскую силу Инь, содержат активную, твердую, яркую, мужскую силу Янь, насыщаются энергией Ци. Ци, Инь, Янь, взаимодействие этих сил, баланс этих начал в живой и неживой природе определяет ход всех жизненных процессов. Они также являются основополагающими понятиями даосизма.
На регуляции взаимодействия Инь и Янь, насыщении космической энергией Ци основаны практики восточной медицины, гимнастики цигун.
Эти взаимодействия лежат в основе учения об организации среды обитания человека — фен-шуй. Некоторыми школами даосизма это учение не признаётся из-за постулата о невозможности применения общих правил для разных участков пространства и особой индивидуальности каждой личности, уникальности ее Пути.
Отношение к власти и принцип «недеяния» У-вэй
В вопросе отношения к власти и государству обозначается особая разница между такими понятиями, как конфуцианство и даосизм. Основные идеи кратко можно изложить в виде иерархии властителей, исходя из оценки их деятельности по даосской шкале ценностей.
Лучший из правителей — тот, о ком знают, что он есть — и только. Второй – тот, кого любят и кем восхищаются. Третьего – боятся. Худший – тот, кого презирают. Если в стране все хорошо — можно и не знать, кто у руля. Такая версия общественных отношений крайне неудобна для властей.
Эти выводы вытекают из еще одного важного догмата даосизма – принципа «недеяния» (по-китайски – «У-вэй»). Некоторым ученым кажется более корректным другой перевод – «невмешательство». Он вызывает меньше ассоциаций с ничегонеделанием, с ленью, которые являются грехом и в Китае. Но суть следующая: цель и человека, и императора — не мешать своими действиями слиянию с высшей сущностью – Дао, которая сама определяет весь ход событий.
Долгая история
Двадцать пять веков существует эта философия. Изложить описывающие даосизм основные идеи и понятия кратко очень трудно.
Не счесть толкований и разъяснений одних вариантов перевода «Дао Дэ Цзин» — тысячи, а людей, которые смотрят на этот мир глазами даосских мудрецов – миллионы.
Истоки даосизма. Культы, религии, традиции в Китае
Истоки даосизма
Даосизм как философская доктрина появился в Китае примерно в одно время с конфуцианством, в середине I тысячелетия до н. э. Вначале это учение носило довольно отвлеченный характер и никак не было связано с религиозными верованиями, популярными суевериями и обрядами. Как и конфуцианцы, первые апологеты философского даосизма осуждали тенденции общественно-политической жизни в Чуньцю–Чжаньго (VIII – III века до н. э.), выступали против непрерывных войн и междоусобиц, убийств, корысти и стяжательства. Они тоже призывали возвратиться назад, к «золотому веку» прошлого. Однако социальным идеалом ранних даосов была не мудрость древних с их великими традициями, не человеколюбие и справедливость в социальных отношениях, а сама природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые столь отрицательно влияют на натуру людей, на характер общества. Простоту и чистоту помыслов, смирение и сострадание, даже просто «недеяние» (увэй) – вот что проповедовали первые адепты даосизма.
Истоки даосизма, те элементы, из которых с течением времени складывалось это учение, исследовались в ряде трудов китайских историков философии. Фэн Ю-лань, например, выделил три основных направления доциньского даосизма, охарактеризовав при этом их материалистические или идеалистические тенденции [958]. Фу Цинь-цзя и Юй Сун-цин обратили внимание на роль древних шаманов и гадателей в становлении даосской доктрины [954, 43 – 48; 1038, 147 – 151], а Сюй Ди-шань привел специально составленную схему, из которой явствует, что к числу тех, кто сыграл свою роль в возникновении даосизма, следует отнести и древних шаманов, и гадателей, и даже историографов и астрологов [930, 259].
Начальный этап формирования даосизма имел отношение скорее к практике, чем к теории этого учения. С одной стороны, это была практика шаманства, гадания и врачевания [860; 957, 20 и сл.] Врачуя, шаманы активно пользовались приемами магии и мантики, они увязывали все процессы в организме человека с воздействием на него духов и космических сил, что, в свою очередь, давало толчок развитию космогонических и натурфилософских спекуляций. С другой стороны, усложнение социальной структуры общества, выдвижение на передний план политической активности в ущерб простоте и безыскусственности прошлого вызывали реакцию тех, чье влияние и значение в обществе становилось все менее значительным. Для этих людей призыв к опрощению, к возврату первобытной жизни далеких предков в конкретных условиях эпохи Чуньцю–Чжаньго имел вполне определенное значение социального протеста. Так было положено начало институту аскетов-отшельников, уходивших далеко от людей, обычно в горы. Там первые даосы и проводили свою жизнь, окруженные ореолом мистики и святости [373; 36 – 38; 842, 9 – 12; 954, 48 и сл.].
Первые китайские отшельники, «святые люди», появились в Китае еще во времена Конфуция, а может быть, и раньше. Как явствует из «Луньюй» [885, 395 – 396], Конфуцию были известны некоторые из них, и он относился к ним с должным почтением. Едва ли об этих отшельниках можно говорить, как о последователях сложившегося учения. Правильней считать их «протодаосами», первыми практиками идеи «опрощения», которая затем получила теоретическое обоснование в трудах признанных авторитетов философского даосизма.
Теория философии даосизма стала успешно развиваться, видимо, не ранее IV – III веков до н. э., причем с первых же своих шагов она существенно отличалась от учения Конфуция. Этика и социальная политика, бывшие квинтэссенцией конфуцианства и игравшие в нем ведущую роль, почти не имели значения для даосов. Зато в сфере натурфилософии, метафизики, мистики, которая занимала в конфуцианстве ничтожное место, даосы преуспели. Более того, именно даосы и близкие к ним представители школы инь-ян (Цзоу Янь и др.) были первыми, кто стал разрабатывать проблемы бытия, природы, всеобщности [629, т. II, 234 и сл.]. Сгруппировавшись в царстве Ци, где в то время активно функционировали известные философы Китая («философская академия» Цзися) [44, 217 – 266], теоретики раннего даосизма Тянь Пянь, Сун Цзянь, Инь Вэнь, Шэнь Дао, Хуань Юань и близкие к ним Цзоу Янь, Цзоу Ши в бесконечных спорах оттачивали свои мысли, выдвигали и разрабатывали новые идеи, сочиняли трактаты. Большинство их трудов не сохранилось до наших дней; тем не менее очевидно, что результаты их дискуссий оказали решающее влияние на формирование теории даосизма.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
•VIIв. до н. э. — IIIв. н. э. — зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III— XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
2, Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
Меньшее распространение получили:
• моизм;
• натурфилософия;
• номинализм.
. Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э.
Конфуцианское золотое правилоповедения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• быть человечным.
Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник(руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• обладать необходимыми знаниями;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм .
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек обладает изначально злой природой;
• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• государство должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам .
• государственный аппарат должен формироваться из профессионалов
• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Даосизм.
Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры.
Центральное понятие учения даосизма – Дао – всеобщая закономерность мира, первооснова и завершение всего существующего. Дао вечно, безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в своём движении. Дао присутствует во всех материальных вещах и приводит к изменениям этих вещей, превращая вещи в их противоположности.
Даосизм признаёт самостоятельность действий человека. Причина всех невзгод, считают последователи даосизма, это нарушение действия Дао. Следовательно, чтобы избавиться от невзгод – нужно отказаться от всего достигнутого.
Учение даосизма склоняется к фаталистической точке зрения: люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам.
Разумное поведение, согласно даосизму, это стремление к спокойствию, к умеренности. В основу концепции управления даосизм полагает концепцию недеяния.
Познание для последователей учения Дао не имеет значения, так как они считают, что чем больше человек знает, тем дальше он уходит от истинного Дао.
Моизм.
Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры.
Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку».
Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём.
Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее…
Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей».
Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора.
Даосизм в Китае, аутентичные китайские религии
道 可 道 , 非常 道。 Путь, который может быть Пути, необычен.
名 可 名 , 非常 名。 Имя, которое может быть именем, это необычное имя.
Строки выше — это первые строки Дао Де Цзин (Священное Писание «Путь силы и добродетели», 道德 经), которое является основным религиозным текстом даосизма. Как перевести слова на английский и что они означают, очевидно, является загадкой Дао.
Слово Дао означает Путь.Жизненный путь. Смысл жизни. В обычном китайском языке слово «дао» означает путь или дорогу. В настоящее время название даосизм используется как общее название для любой родной китайской религии или древних верований. Этот термин охватывает все, что угодно, от цигун или тайцзи, поклонения предкам, веры в любого из сотен богов или известных бессмертных людей, боевых искусств, рецептов здоровой пищи и даосской философии.
С одной стороны, очень немногие современные материковые китайцы сказали бы, что они даосы, если бы их спросили, какая у них религия.Обычно люди считают себя не имеющими религии или буддистами, мусульманами или христианами. С другой стороны, философия и религиозные идеи многогранного даосизма являются частью самой китайской культуры и личных убеждений сотен миллионов людей, даже если они идентифицируют себя как христиане или мусульмане. Если они верят в Ци, уравновешивание Инь и Ян, или уважают своих предков, думая, что их предки признают или каким-то образом нуждаются в их почитании (то есть, что их предки все еще существуют), их можно назвать даосами.
Даосизм — это, в основном, термин для обозначения философии и религиозных верований коренных народов Китая, и, как определено таким образом, это всегда была основная религия Китая, окрашивающая все остальные.
Даосизм — древнейшая религия Китая . В свое время земля под названием Китай была домом для множества народов разного расового происхождения. У всех этих этнических групп, вероятно, были свои особые боги и религиозные верования. Со временем королевства и империи росли в различных областях и начали включать в себя все больше и больше людей.
Общей темой этих королевств и империй была вера в жизнь после смерти, что можно увидеть в древних гробницах по всему Китаю. Поэтому людям приходилось отдавать дань уважения и заботиться о мертвых. Некоторые китайцы боятся мертвых и пытаются подчиняться мертвым или задобрить их. Еще одна идея, которая очень сильна в китайской философии, — это, как говорят китайцы: «Если вы во что-то верите, это реально». Наряду с этим существует идея, что на самом деле реальности нет и на самом деле нет Истины. Так что на самом деле не имеет значения, действительно ли существовал человек по имени Лао-цзы, написавший Дао Де Цзин, или нет.名 可 名 , 非常 名。 Имя, которым можно дать имя, обычно не является именем.
китайцев вообще не хотели умирать. Они вообще хотели долго жить. Итак, древние китайцы разработали разные методы поддержания жизни. Некоторые даосы говорят, что есть люди, которым сотни или тысячи лет, которые вовлечены в свою жизнь и дела Китая, и некоторые даосы поклоняются этим бессмертным. Некоторые бессмертные однажды умерли, но вернулись к существованию другим способом. Говорят, что существуют как внутренние, так и внешние методы продления жизни.Внутренние способы включают в себя контроль и движение Ци, медитацию или бездействие. Внешние пути включают препараты, изготовленные из минералов или элементов, таких как ртуть или лекарственные травы.
Современный даосизм
Багуа
Есть разные виды даосизма. Некоторый даосизм основан на изучении древних писаний, таких как Дао Де Цзин, и веры в них. Большинство «даосов» в Китае, которые, вероятно, не назовут себя даосами (Даоцзяоту, 道 教徒), исповедуют местную народную религию, которая варьируется от места к месту.Эта народная религия более распространена в деревне среди крестьян. Это включает поклонение предкам и хиромантию или фен-шуй (геомантия, 风水).
Многие современные китайцы практикуют упражнение тайцзи или цигун, что является разновидностью даосизма. Это упражнение особенно популярно среди женщин старшего возраста. Их можно увидеть практикующими группами после восхода солнца в общественных местах по всему Китаю. Некоторые даосы верят в продление жизни или достижение бессмертия с помощью внутренних и внешних методов. Некоторые поклоняются местным или личным богам.
В даосских храмах люди могут поклоняться даосским идолам, которые представляют историческую личность, бессмертного или народного бога. Этот деистический тип даосизма более распространен среди китайцев в таких местах, как Гонконг или Тайвань, которые находятся за пределами бывшего официально атеистического и материалистического материкового Китая, а некоторые храмы в Гонконге и Тайване популярны, большие и хорошо организованные.
Даосские божества
Существуют даосские пантеоны с сотнями богов и бессмертных.Примером даосских божеств являются Человек и Мо. Это два популярных божества на юге Китая. Этими божествами были двое мужчин, которые считаются реальными историческими личностями, и им часто поклоняются вместе в храмах «Ман Мо». Например, в центре Гонконга есть храм старика Ман Мо, построенный в 1847 году.
Человек — бог литературы (文帝). Его звали Ман Чеонг, он родился в Китае в 287 году нашей эры. Мо — бог войны (武帝). Считается, что он родился в 160 году нашей эры.Он боролся против угнетения и несправедливости и был убит в 219 году от рук своих врагов. Возможно, китайцы помещают эти два божества вместе, потому что одно представляет мирное и процветающее будущее, а другое представляет войну. Люди ходят в храмы Ман Мо в Китае, чтобы помолиться об успешной сдаче экзаменов, академической или литературной деятельности. Они также ходят в храмы Ман Мо, чтобы уладить споры, добиться справедливости против врага или для войны.
В храме Ман Мо проходит церемония разрешения споров между людьми, возникших во времена династии Цин (1644-1912).Он включает в себя отрезание куриной головы и сжигание желтой бумаги. На этой церемонии, чтобы избежать суда, люди призывают богов наказать людей, которые не выполняют клятвы, которые они публично дают на церемонии.
Даосские бессмертные
Храм Вонг Тай Син
Примером поклонения бессмертным человеческим божествам является очень большой и популярный даосский храм в Гонконге, называемый храмом Вонг Тай Син.
Согласно их литературе, где представлена автобиография бессмертного, он говорит, что он был бедным мальчиком по имени Вонг Чо Пинг, который жил в провинции Чжэцзян около 330 года нашей эры.В детстве он страдал от голода и бедности.
В 8 лет он стал пастушком. Вонг Чо Пинг сказал, что, когда ему было 15 лет, его посетила фея, которая показала ему, как очистить минеральную киноварь, которая является рудой ртути, чтобы сделать лекарство, сделавшее его бессмертным. Он жил в пещере. Он превратил белые камни в овец, когда его брат приехал навестить его, когда ему было 55 лет. Он сказал, что его брат также достиг просветления и стал бессмертным.
Основатель храма по имени Люн Ренян (梁 仁 庵) приехал в Гонконг и основал магазин китайской медицины в 1915 году, сразу после падения династии Цин.В 1921 году Люн сказал, что Вонг Тай Син сказал ему построить новую святыню на месте нынешнего храма в Коулуне. Вонг Тай Син сказал ему, где строить строения и как их называть. Он начал строительство храмового комплекса в 1921 году.
Когда династия Цин пала в 1912 году, даосы потеряли своего главного бога, потому что они поклонялись императорам как божествам. Им нужна была религия, чтобы заменить старую религию поклонения императору. Иногда на месте храма практикуются сотни предсказателей судьбы.Люди ходят туда, чтобы предсказать свое будущее, помолиться о счастье и поклониться богам. Это популярный храм даосов в Гонконге и Азии.
Даосские Священные Писания
«Дао де цзин» (道德 經) — основной текст даосской философии. Дао Де Цзин означает Писание «Путь добродетели». Говорят, что Лао-цзы написал Дао Де Цзин. Но историки спорят о том, написал ли он текст, когда жил Лао-цзы и был ли он реальной исторической личностью. Большинство людей считают его современником философа Конфуция.Говорят, он жил около 500 или 600 года до нашей эры. Другие говорят, что он жил около 380 г. до н.э. Лао-цзы — один из главных богов.
Существует вторичный текст, называемый Чжуанцзы (莊子), который также считается основным даосским писанием. Некоторые люди думают, что чжуанцзы стали связаны с Дао де цзин как основные тексты даосизма во времена династии Хань около 2000 лет назад. Чжуанцзы считается автором священного писания Чжуанцзы.
Даосская этика и философия
Каменная скульптура Лаоцзы
Бездействие (без действия, увэй, 无为) — общая цель.Это подразумевает неприменение воли к делу. Даос более или менее верит, что, если он ничего не делает, все естественным образом встает на свои места. Наряду с этой общей основной идеей существует представление о том, что реальность субъективна и сделана субъективно. Таким образом, нет реальной реальности или правды, но есть частички и кусочки в отдельных лицах. Наряду с этими общими концепциями есть три основных добродетели, называемые тремя сокровищами, которые окрашивают китайское мышление. Эти добродетели — сострадание, умеренность и смирение.Их также можно перевести на английский как доброта, простота (без излишеств) и скромность. Эти концепции могут многое обобщить о китайской философии и китайском образе жизни.
Три добродетели согласуются с основной концепцией бездействия. Если люди слишком своенравны, это означает, что они горды, не смиренны и слишком много стремятся. Своевременность и чрезмерное немодерируемое поведение означают смятение. Люди, ведущие благородный или добродетельный образ жизни (道德), по-видимому, прилагают мало или совсем не прилагают усилий.Видимость слишком большого усилия означает, что человек не добродетелен. Благородный путь человека — это путь гармонии с обществом.
Поскольку согласно даосизму нет настоящей правды, говорить правду не важно. Поскольку реальность не декларируется, а скорее переживается, не имеет смысла слишком много думать об окончательной Истине. В частности, бессмысленно слишком много говорить о «правде».
Западный материалистический образ мышления и западный атеизм окрашивают современный даосизм в Китае.Согласно философии диалектического материализма, которой учили в Китае, реальность познаваема посредством физического чувственного опыта и экспериментов. Наука основана на фактах. Люди узнают, что реально, благодаря научным исследованиям и испытаниям. Если что-то не научное, это означает, что это суеверие и заблуждение (迷信). В современном Китае большинство людей думают как в соответствии с даосской, так и атеистической материалистической философией. Некоторые люди могут попытаться научно объяснить некоторые даосские концепции, такие как Ци или Инь и Ян,
.
4 даосских участка в горах Удан
Начать
Вы приближаетесь к китайскому приключению своей мечты! Заполните эту форму, и наши туристические дизайнеры смогут начать помогать вам в планировании поездки.
Страна пребывания:
Выберите countryAfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийский океан TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканских RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Демократическая Республика TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland (Мальвинские) острова Фарерские IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Южный TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea- bissau Гайана Гаити Острова Херда и Макдоналд Священное море (Ватикан City State) HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Исламская Республика ofIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Корейская Народно-Демократическая Республика ofKorea, Республика ofKuwaitKyrgyzstanLao Народная Демократическая RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Арабская JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, бывшая югославская Республика ofMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldova, Республика ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian край, OccupiedPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian Федерация РуандаСент-ХеленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и Th е GrenadinesSamoaSan MarinoSao Том и PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwan, провинция ChinaTajikistanTanzania, Объединенная Республика ofThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited арабского EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited Штаты Малая отдаленные IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin остров, BritishVirgin остров , У.С.Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве, Страна обязательна.
Количество путешественников:
Требуется количество путешественников.
Продолжительность поездки:
1-3 дня4-8 дней9-14 дней15-21 дней21 + дней Требуется продолжительность поездки.
Ориентировочная дата отъезда: (необязательно)
М.М.
—010203040506070809101112
DD
—01020304050607080910111213141516171819202122232425262728293031
YYYY
—-
.
Древняя китайская религия | Интересные факты о детях
Китай — одна из самых древних цивилизаций на планете. На протяжении всей своей истории он исповедовал сотни различных религий.
Это началось с введения одного центрального правителя богов и медленно эволюционировало с введением различных философий и способов мышления.
За века все различные религиозные идеи трансформировались и разделились на три компонента, которые помогли сформировать национальную идентичность Китая.
Эти три религии — даосизм, конфуцианство и буддизм.
Династия Шан
Во времена этой династии, которая была одной из первых династий, не существовало организованной религии, которой все следовали. Вместо этого во время этой династии (около 2000 г. до н.э.) люди следовали за множеством разных богов, которые, по их мнению, контролировали погоду, воду, огонь и так далее.
На самом деле, существовало более 200 признанных богов, имена которых до сих пор можно найти в китайской литературе.
Выше всех этих меньших богов был Шан Ти, который правил ими, как император правил Китаем.
Предсказание также сыграло важную роль в этот период, с большим упором на умиротворение различных богов.
Древние китайцы верили, что, умилостивляя богов, они смогут процветать за счет лучших урожаев и, следовательно, лучшей жизни.
Они также верили, что когда они умрут, они сами станут богами.
Отсюда и происходит практика почитания предков в святынях.
День призраков и зачистки гробниц
Во времена династии Шан в литературе встречается множество различных историй о привидениях.
Призраки — это духи людей, не получивших должного погребения с должными почестями.
Они также могут быть в призрачной форме, потому что им еще нужно сделать на Земле кое-что, чего они не сделали при жизни.
В современном Китае все еще наблюдается нечто, известное как День чистки гробниц, когда члены семьи заходят в склеп, убирают и чтят мертвых, чтобы убедиться, что они счастливы в загробной жизни.
Мысль в том, что если их духи не удовлетворены, они будут преследовать живых, пока ситуация не будет исправлена.
Конечно, все это не считается проблемой, если кто-то умирает естественной смертью и похоронен с надлежащими почестями.
Если считается, что кто-то прожил хорошую жизнь, то после смерти он будет жить с богами.
Мандат Неба
Впервые эта концепция была представлена во времена династии Чжоу.Считалось, что Шан Ти назначит определенного императора или династию править и позволит им править, пока они ему нравятся.
Если по какой-либо причине этого не было, то эти правители были бы заменены другими.
Таким образом, народ Китая всегда мог избавиться от любых правителей, которые, как считалось, плохо справлялись с заботой о людях.
Даосизм
Во времена династии Чжоу (600 г. до н.э.) впервые было введено понятие Тянь (Небеса).
Как и Шанг Ти, Тянь правил всеми другими богами и считался главным правителем.
После этого возникло множество различных религиозных идей.
Вот откуда приходит идея даосизма. Эта религия была впервые представлена известным философом по имени Лао-цзы.
Эта религия быстро стала очень популярной среди простых и бедных людей древнего Китая.
По сути, там сказано, что ничего нельзя добиваться силой.
Людям лучше попытаться пойти на компромисс, чтобы достичь того, чего они хотели, и использовать силы природы, чтобы помочь им в повседневной жизни.
Даосизм также утверждает, что существует универсальная сила, которая при уважении приведет человека к счастливой жизни.
Идея Инь и Ян пришла из даосизма. Эти две силы считались темным и светлым, холодным и горячим, мужским и женским.
Идея заключалась в том, что две противостоящие силы необходимы друг другу, чтобы мир мог оставаться в равновесии.
Если одна из этих сил выйдет из равновесия из-за чего-то, что сделал человек, то они пострадают.
Чтобы вернуть вещи в нужное русло, им нужно будет снова найти правильный баланс для своей жизни.
Конфуцианство
После прихода даосизма возникла другая религия или философия, названная конфуцианством. Он был назван так потому, что основоположником этой философии был Конфуций.
Его религиозные и философские учения были в основном сосредоточены на том, чтобы относиться к другим с добротой, уважением и вежливостью.
В центре его учения были два ключевых компонента: честь и мораль.
Следуя этому кодексу поведения, Co
.