Духовная потребность это потребность: Духовные потребности человека
Духовные потребности — это… Что такое Духовные потребности?
- Духовные потребности
- высшие потребности идеального (не материального) характера – эстетические, познавательные, религиозные. К духовным потребностям относятся: стремление к познанию себя и окружающего мира в их взаимосвязи, поиск и реализация смысла своей жизни, стремление к нравственному совершенству, потребность в вере и др. Они имеют ту особенность, что по мере удовлетворения интенсивнее возрастают, вызывают переживания. Эти потребности видоизменяют мировоззрение человека, его жизненный уклад, направляют его личностные качества к большему нравственному совершенству. Такие потребности удовлетворяются через любовь, поиск и веру.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.
- Духовность
- Духовные стихи
Смотреть что такое «Духовные потребности» в других словарях:
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ — – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга).… … Терминологический ювенологический словарь
удовлетворявший духовные потребности — прил., кол во синонимов: 1 • питавшийся (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Потребности — Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия
потребности — нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь
Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедеятельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает дискомфорт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности.… … Экология человека
ПОТРЕБНОСТИ — конкретная форма проявления человеческих нужд, зависящая от условий жизни, навыков, традиций, культуры, уровня развития производства и других факторов. Неомарксисты (Маркузе) говорят о «лжепотребностях», создаваемых с помощью рекламы. Следует… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
ПОТРЕБНОСТИ — ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь
потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… … Большая психологическая энциклопедия
ПОТРЕБНОСТИ — нужда или недостаток в ч. л. необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. Биологич. П. (в том числе и у человека) обусловлены… … Философская энциклопедия
Потребности — нужда или недостаток в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Биологические П. (в т. ч. и у человека)… … Большая советская энциклопедия
Как охарактеризовать духовные потребности человека?
Потребности человека — это недостаток или нужда в чем-то необходимом для нормальной жизнедеятельности индивидуума, социальной группы и общества в целом. Они являются внутренним побудителем к активности.
Человек, являясь представителем животного мира, имеет физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для поддержания безопасности, обмена веществ и др.
Определение духовных потребностей
Духовные потребности человека — это стремление познавать окружающий мир и свое место в нем, самореализация, самосовершенствование, самопознание.
Это вид нужд, обусловленный внутренним миром человека, его стремлением к самоуглублению, концентрации на том, что не относится к социальным и физиологическим потребностям. Его удовлетворению способствуют изучение культуры, занятия искусством, религии, цель которых — понять высший смысл существования.
Пирамида потребностей
В общем потребности людей часто представляют в виде пирамиды. Физиологические лежат в ее основании, а на вершине — духовные потребности человека. К ним относятся: самовыражение (в спорте, религии, науке, искусстве и другое), общение (права, обязанности и прочее), самоутверждение (признание, уважение, власть и другое).
В этой статье подробно рассмотрим этот тип человеческих нужд.
Разные классификации потребностей
Наличие множества разных запросов объясняется сложностью человеческой природы, многообразием социальных и природных условий, в которых существуют люди.
Сложно выделить устойчивые группы, по которым классифицируются потребности, однако это не останавливает исследователей. Разные авторы предлагают свои основания и мотивы классификации. Например, К. Обуховский, польский психолог, отметил, что в настоящее время их насчитывается 120.
Базовые потребности
Остановимся на классификации базовых потребностей, довольно обобщенной и распространенной. Базовые потребности — это такие нужды, которые присущи всем людям. К ним относятся: материальные, биологические, духовные и социальные. Важно то, что они выстраиваются в иерархическом порядке. Для того чтобы появились духовные и интеллектуальные потребности, необходимо, чтобы функционировали физиологические системы в нашем организме, то есть удовлетворялись материальные и биологические. Но далеко не все авторы абсолютизируют эту зависимость.
Определенно, последовательность удовлетворения нужд существует, но нельзя думать, что она абсолютно одинакова для всех индивидов. Известны случаи, когда необходимость в духовном развитии и творчестве оказывалась доминирующей не после того, как были удовлетворены другие потребности (биологические, признания, безопасности и пр.), а тогда, когда даже основные требования в жилье, пище и безопасности не были еще удовлетворены.
Любая из вышеперечисленных потребностей имеет направленность на тот или иной предмет, побуждает нас к тому, чтобы завладеть им.
Биологические нужды требуют обладания жизненными ресурсами, материальные — материальными средствами, необходимыми для удовлетворения всех потребностей, социальные — формами связи и общения с другими людьми. Духовные запросы человека требуют овладения духовностью.
Что же такое духовность? Сознательность и духовность являются однопорядковыми понятиями. Однако духовной является не любая сознательность. Например, рабочий, производящий некоторые операции на конвейере завода, делает их сознательно, со знанием дела. Вместе с тем, эти действия бездуховны, технологичны. Алкоголик сознательно выбирает спиртные напитки и закуску. Тем не менее при употреблении спиртных напитков он не видит разумной границы, его порабощение страстью не позволяет подняться выше, он впадает в состояние животного. Основная причина подобного падения — бездуховность.
Духовные способности и потребности
Духовные способности, которыми обладает человек, приводят к появлению духовных потребностей. В ребенке уже в первые годы жизни можно наблюдать их проблески — гнев, страх, удовольствие. В молодом и зрелом возрасте, если условия благоприятны, духовное развитие утончается, расширяется, совершенствуется, а в период старости — останавливается на достигнутой высоте и через некоторое время, по мере того как слабеет организм, все более ослабевает. Духовные потребности человека создает его духовная жизнь, соответствующая состоянию, развитию, влиянию внешней среды и материального организма. Прежде других возникают самые простые, самые грубые, отвечающие в первую очередь желанию удовлетворить самые сильные материальные нужды, а позже появляются более сложные и тонкие.
Общечеловеческие ценности
За долгий период истории человечество определило, какие духовные потребности являются ведущими. Они по-другому называются общечеловеческими или высшими ценностями, т. к. важны для большинства людей. К ним относятся, например, категории счастья, любви, дружбы, то есть физическая и духовная близость с любимым человеком, счастливая семейная жизнь, любовь к детям, наличие преданных друзей. Этот ряд можно дополнить и отнести сюда психическое и физическое здоровье, возможность творческого самовыражения, наслаждение красотами искусства и природы, интересную работу и деятельную активную жизнь в целом. Свобода воли, то есть независимость в действиях и поступках, а также уверенность в себе, то есть независимость от внутренних противоречий, также относятся к духовным потребностям.
Трансцендентность
Николай Михайлович Бережной для объяснения духовности в своем труде «Человек и его потребности» вводит понятие трансцендентности. Объемный и многогранный смысл данного понятия широко раскрывается в философских трудах Иммануила Канта. Но мы сейчас интересуемся трансцендентностью лишь по отношению к духовности. В этом смысле она представляет собой выход за границы естественного повседневного бытия человека, за границы достигнутого им миропонимания. Трансцендировать означает преодолевать рамки своего эмпирического бытия, себя, хотеть стать выше, стремиться к большей свободе.
Духовность представляет собой трансценденцию сознания за границы повседневного бытия до религиозного чувства, философского всеобъемлющего постижения мира, эстетического миропереживания. То есть это стремление к преодолению своего сознания, достижению более высоких целей, следование общественному и личному идеалам, высшим ценностям, а также самопознание. Это выражается и в стремлении к созерцанию природы, к прекрасному, в интересе к классическим произведениям искусства и литературы. Культура является субстанцией духовности, содержащей в себе все духовное развитие человечества, его квинтэссенцию.
Твердость духа
Понятие «твердость духа» применяют по отношению к человеку, последовательно осуществляющему в своей жизни однажды выбранный идеал, превратившему достижение этой цели в смысл всего своего существования. Твердый духом человек не отступает перед сложностями, не паникует перед трудными жизненными ситуациями, не меняет своих убеждений за деньги или по конъюнктурным соображениям. Он ведет себя согласно критериям справедливости, чести и истины. Воспитание духовности, твердости духа — наиболее благородная задача для молодых людей, поскольку это самый верный путь к пониманию и обретению смысла жизни, преодолению неудач и жизненных невзгод.
Духовность — ценнейшее богатство человека, которое нельзя взять взаймы или купить, его можно лишь создать своими собственными усилиями. Лишь духовно богатый человек способен на прочную любовь, бескорыстную дружбу. Характеристика духовности — не только сфера сознания, поскольку она может реализовываться в индивиде лишь тогда, когда у него присутствуют волевые качества, умение направлять жизненные силы в конкретном направлении. Поэтому бездуховный человек — прежде всего, бесхарактерный, безвольный. Хотя следует уточнить, что волевые качества сами по себе не сродни духовности.
Духовность — не просто сознательность
Обобщая вышесказанное, отметим, что духовность — это не просто сознательность, это функция деятельной сущности индивида. Человек, накапливая знания о внешнем мире и самом себе, обогащает внутренней энергией свое сознание, а энергия стремится к выражению в духе, так происходит самопознание.
Это стремление к тому, чтобы приобрести и обогатить духовность, освоить внутренний духовный мир человека, и называют духовными потребностями. Арсенал духовности очень многообразен. Это литература в жизни человека, искусство, знание о людях, обществе и мире. А также музыка, философия, художественное творчество. Сюда же добавим и роль религии в жизни человека.
Приобщение к духовной культуре, так называемое духовное потребление — это процесс удовлетворения духовных потребностей.
Виды духовных потребностей
Важнейшей духовной потребностью является стремление к познанию, включая внешнее и самопознание. Это отмечали философы различных эпох. Аристотель писал, что все мы от природы стремимся к знанию. Мишель де Монтель, французский мыслитель, живший в шестнадцатом веке, утверждал, что стремление к знанию — самое естественное из всех других. Эстетическая потребность также является очень важной духовной потребностью. Ее составляющие: стремление видеть гармонию в людях и природе, осваивать мир по законам красоты. Сюда же относятся литература в жизни человека, живопись, музыка, поэзия, стремление к улучшению человеческих взаимоотношений. Другая духовная потребность — в общении. Сюда включаются дружба, любовь, товарищество, внимание друг к другу, психологическая и моральная поддержка, сопереживание, сочувствие, совместное творчество и обмен идеями.
Заключение
Потребности — движущая сила и основа человеческого поведения, его цель и побуждение. Ценности — это объекты внешнего мира, служащие удовлетворению человеческих потребностей. Духовное потребление — это процесс, при котором происходит удовлетворение духовных потребностей, развитие личности. Важнейшими из них являются потребность в познании, в общении, а также эстетическая.
Духовные ценности, в отличие от материальных, в процессе потребления не исчезают, а остаются частью духовного мира, обогащают его. Осмысление, восприятие их субъективно, это связано с уникальным индивидуальным опытом конкретного человека. Духовное потребление поэтому зачастую является творческим процессом, результатом которого являются изменение личностных качеств человека, развитие личности.
Формирование духовных ценностей, их выбор для потребления определяется во многом уровнем культуры индивида, его образованием. Это довольно длительный процесс. Чем выше общекультурный и образовательный уровень, тем выше духовные потребности человека, требования к качеству духовных ценностей.
что это такое, виды, примеры
Духовные потребности отражают стремление человека к достижению внутренней гармонии, ощущения счастья, такого состояния души, когда спокойствие, душевное равновесие и умиротворенность доминируют в общем эмоциональном фоне. Виды потребностей в сфере духовности включают познание мира, дружбу, любовь, общение, самореализацию, стремление к творчеству и саморазвитию.
Определение
Духовные потребности включают стремление к самореализации, желание выразить свои взгляды, идеи, предпочтения посредством творческой деятельности. Этот вид стремлений обусловлен необходимостью самопознания, осознания смысла существования. Духовное удовлетворение – это способность испытывать положительные эмоции, приятные ощущения, радость, счастье от совершенных поступков, от трудовой и творческой деятельности.
Духовные потребности – это такая форма стремлений человека, которая характеризуется невозможностью абсолютного насыщения, что обуславливает их безграничность. Они носят потенциально необъемлемый характер, у них не существует пределов роста. Единственным ограничением является физическое и психическое состояние индивида, его силы и желание продолжать участвовать в накоплении и потреблении духовных ценностей.
Духовные ценности в обществознании представляют собой высшие потребности человека, ни одна другая из потребностей (биологические, материальные) не способна нивелировать нужду в развитии нравственных, эстетических качеств. Удовлетворение разумных потребностей приводит к состоянию покоя, душевного комфорта, чего невозможно достичь исключительно физическим насыщением или материальными благами.
Согласно классификации американского психолога Абрахама Маслоу (Abraham Maslow), духовность находится на 3-м по значимости уровне после физиологических (воздух, вода, еда) и социальных (стремление к объединению в группы, социализации) нужд. Духовные считаются идеальными, высокими нуждами, которые возникают после удовлетворения инстинктивных, низших потребностей. Если появилась необходимость заниматься творчеством, приобщаться к искусству, значит, проблема первичных нужд частично или полностью решена.
По мнению Маслоу, препятствием для гармоничного развития духовности личности служит неудовлетворенность низших нужд. Однако история знает примеры создания шедевров искусства творческими деятелями, которые постоянно испытывали недостаток в еде и материальных благах. Духовные потребности – это такое состояние сознания, которое отражает побуждение личности к творчеству и созидательному процессу, что в итоге приводит к созданию культурных ценностей. Духовные ценности воплощают чувства и интеллектуальный потенциал людей.
В обществознании потребности рассматриваются, как ощущение недостаточности, нехватки чего-либо в жизни человека, с учетом характера нужд различают их виды. Когда индивид лишен возможности удовлетворять нужды, возникают отрицательные эмоции. По мере удовлетворения нужд эмоциональный фон меняется на позитивный. Когда нужды удовлетворены, обычно возникают новые стремления, обусловленные интеллектуальным и личностным ростом.
Виды
Выделяют виды духовных потребностей с учетом желания человека обладать плодами духовного производства, к примеру, стремление приобщаться к достижениям науки, культуры, искусства. Основные личные потребности:
- Стремление к безопасности.
- Необходимость в общении.
- Тяга к самовыражению (в научной, творческой, спортивной, политической сфере деятельности).
- Необходимость в самоутверждении (получение признания и власти, достижение стороннего уважения и самоуважения).
- Нравственные устои.
- Эстетические ценности.
- Необходимость в труде.
- Необходимость укреплять здоровье.
- Тяга к научно-познавательной деятельности.
Духовное удовлетворение взаимосвязано с тягой к познанию. Люди во все века стремятся к знанию, освоению новых навыков и умений. Эстетические потребности выражаются в стремлении созерцать прекрасное, наслаждаться произведениями искусства и создавать их. В этой связи выделяют направления развития личности:
- Расширение художественного кругозора.
- Развитие эстетического вкуса.
- Развитие творческих способностей.
- Стремление украшать жилище, другие объекты быта, вносить красоту в труд и окружающую действительность.
В рамках удовлетворения эстетических нужд индивид познает окружающий мир, находит гармонию в природных пейзажах, замечает положительные качества характера в других людях, глубоко воспринимает произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства. Совершенствование межличностных отношений происходит как отражение душевной потребности по принципу постоянного духовного развития.
Индивид вырабатывает коммуникативные навыки, учится находить компромиссы, позитивно воспринимать других людей, невзирая на их недостатки и маргинальные поведенческие модели. Стремление к общению граничит с самопознанием. Индивиды общаются между собой, проявляя эмоции, чувства, расширяя кругозор, повышая интеллектуальный уровень, формируя, тренируя волевые качества.
Потребность в дружбе, любви к другому индивиду относится к духовным потребностям, которые отражают стремление человека проявлять участие, сопереживать, сочувствовать, оказывать поддержку и внимание. В процессе общения происходит обмен идеями, поиск решений и ответов на вопросы, создаются совместные произведения искусства и творчества.
Процесс духовного потребления неразрывно связан с удовлетворением потребностей, к примеру, созерцание произведений искусства относят к творческой деятельности, которая ассоциируется с духовным развитием личности. В процессе созерцания индивид становится участником творчества, духовно обогащается, совершенствует свою личность. Для удовлетворения нужд личность утверждает себя в творчестве.
Осознание творческого созидания приносит моральное удовольствие. Развитие интеллектуальных способностей ассоциируется с осознанием собственного творческого потенциала, восприятием культуры как фактора повышения социального статуса и качества жизни. Потребности человека удовлетворяются в процессе его творческой, познавательной, созидательной деятельности.
Желание удовлетворить нужды ассоциируется с личностным ростом. Происходит беспрерывное самосовершенствование личности. Отсутствие необходимости удовлетворять духовные нужды приводит к застою и последующему распаду личности. Для полноценного формирования и развития личности важно в процессе воспитания приобщать ее к культуре и морально-нравственным ценностям, культивируемым в обществе.
Если духовные потребности не направляются наставниками в процессе воспитания, индивид относится к их удовлетворению, опираясь на собственные взгляды, вкусы, мировоззрение, что обуславливает усиление влияния на процесс со стороны социума и уклада жизни, принятого в обществе. Особенности духовных потребностей формируются под влиянием рекламы, прочитанных книг, элементов массовой культуры (кинофильмы, телепередачи, информация в СМИ) в зависимости от того, чем руководствуется индивид при отборе источников новых сведений.
Потребность в безопасности
В списке нужд особое место занимает потребность в своей безопасности, чтобы составить представление о роли этой потребности в рамках существования индивида, нужно вспомнить о приоритетных интересах личности, которые включают сохранение здоровья и жизни. Человек обладает предвидением исходов ситуаций, способен оценивать последствия своих действий.
Безопасность индивида и его близких можно отнести к базовым критериям существования. Безопасность разделяется на такие виды, как физическая и духовно-социальная. Уровень безопасности зависит от образа жизни, мировоззрения индивида, который бывает склонен к вредным привычкам или напротив стремится к сохранению здоровья посредством правильного питания, занятий спортом и других способствующих достижению цели мер.
На уровень безопасности влияет порядок, установленный в обществе, в частности, правовая защита и реализация правовых программ государственными, юридическими, силовыми структурами. На уровень безопасности благоприятно влияет объединение групп людей в сообщество. Жизнеспособность сообщества и управление им возможно в случае, если его члены ориентированы на приоритетность интересов большинства и второстепенные позиции индивидуальных интересов и потребностей.
Необходимость в познании
Познавательная деятельность направлена на получение достоверных сведений об интересующих предметах, объектах внешнего пространства. Процесс познания в современном обществе ограничивается наличием свободного времени и соответствующих ресурсов (доступность информации).
С познанием человеком окружающего мира происходит научно-техническая эволюция, совершенствование индивида и среды его обитания. Познавая окружающую действительность, личность сама определяет виды информации и формы ее получения (лекции, курсы, литература, интернет ресурсы).
Признаки
Чтобы разграничить материальные, духовные и социальные потребности, нужно понимать их природу. Материальные нужды взаимосвязаны с обеспечением материального существования. Без материальных благ невозможно представить полноценную жизнь современного человека. Духовные блага взаимосвязаны с тягой к творчеству, общению, проявлению любви.
Социальные и духовные потребности тесно соприкасаются. Социальные нужды возникают в процессе жизнедеятельности индивида в рамках общества. Социальные нужды составляют основу мотивации к трудовой и другим видам деятельности, участвуют в формировании поведенческих моделей. В сфере корреляции духовных и социальных потребностей выделяют самореализацию и самоутверждение личности. Признаки духовных идеальных потребностей в сравнении с материальными нуждами:
- Формирование в сознании.
- Относительная степень необходимости (к примеру, в сравнении с физиологическими нуждами – необходимостью в воздухе, воде, еде, одежде, жилище).
- Широкий выбор средств достижения, способов удовлетворения.
- Удовлетворение духовных нужд обычно подразумевает лишь затраты времени.
- Бескорыстная связь между объектом и субъектом.
- Процесс удовлетворения нужд не ограничен рамками.
Неудовлетворенные физиологические потребности приведут к физической гибели индивида. Невозможность удовлетворить духовные нужды сказывается на психологическом состоянии личности, приводит к социальной дезадаптации, снижению качества жизни. К примеру, отсутствие работы ассоциируется с потерей уверенности в себе и своем будущем.
Роль в жизни индивида
Духовное развитие коррелирует с психофизиологическими процессами, особенностями взаимоотношения личности с окружающим миром. Накопление субъективного опыта связано с переживаниями, эмоциями, погружением индивида в себя, анализом происходящих вокруг событий, своего поведения, эмоциональных реакций других людей. Духовные нужды базируются на общепринятых морально-нравственных нормах, общечеловеческих ценностях.
Духовность коррелирует с такими понятиями, как истина, милосердие, доброта, эмпатия, красота во всех проявлениях. Духовное совершенствование личности приводит к появлению ощущения собственной значимости, что в свою очередь коррелирует с чувством уверенности в себе, самодостаточностью, высоким социальным статусом. Духовность личности является движущей силой к нравственной деятельности.
Человек, обладающий духовностью, проявляет высокий уровень волевых качеств. Он способен направлять физическую и психическую активность, жизненную энергию в русло созидания и самосовершенствования. Бездуховный человек – чаще безвольный, бесхарактерный, неспособный ставить жизненные цели и достигать их. В контексте вышесказанного духовность отождествляется с успешностью во всех сферах жизни.
Без духовных потребностей невозможно обойтись, потому что они составляют основу бытия, их можно выбирать, расширять, регулировать, выражая свою индивидуальность, участвуя в процессах творческого созидания в рамках развития своей личности и общества.
Материальные и духовные потребности — Студопедия
Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально — биологические и материально-социальные. К материально-биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, магазины, прачечные и т.п.
К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей
Духовные потребности — потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образовании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей
Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.
Еще в 1947 г. Р. Вудвортс обратил внимание на потребность, которая до того момента игнорировалась, а именно, «желание воспринимать». Он отметил, что для наших взаимоотношений со средой характерен не только свойственный нам мотив видеть и слышать, но «видеть ясно, слышать отчетливо, понимать, что человек видит или слышит в каждый момент времени».
Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.
Научное познание направлено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемые и проверенные факты обобщения,
В научном познании можно выделить два метода — анализ и синтез. Анализ — реальное, мысленное расчленение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства) с целью их всестороннего рассмотрения, изучения. С анализом теснейшим образом связан синтез — соединение ранее выделенных частей (признаков, сторон, отношений) объекта в единое целое, это другая сторона анализа.
Анализ и синтез — простейшие, элементарные приемы познания, лежащие в самой основе человеческого мышления (аналитико-синтетическая деятельность). Вместе с тем они являются универсальными приемами логической, познавательной деятельности — они органично входят во всякое научное исследование и образуют его первую стадию, когда «исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков».
Существуют несколько видов анализа и разнообразие форм синтеза. Анализ как мысленное (а в эксперименте и реальное) расчленение целого на части. Данный вид анализа предполагает не только фиксацию частей, но и установление отношений между ними. При этом часто анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса предметов, что позволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие.
«Другим видом анализа является анализ общих свойств предметов и отношений между ними, когда свойство и отношение расчленяются на составляющие свойства или отношения». В данном случае эта процедура позволяет свести понятия о наиболее общих свойствах и отношениях к более простым понятиям и свойствам. В науке выделяют и такой вид анализа, как разделение множества классов на подклассы, другими словами — классификация.
Синтез выступает либо в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области, либо как объединение конкурирующих теорий. Современная наука представляет собой синтез не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами (к примеру, синтез обусловил формирование таких дисциплин, как биофизика, биохимия, эконометрия и др.). Сегодня происходит процесс интеграции научного знания, приведший к появлению кибернетики, семиотики, теории систем, в которых синтезируется знание о структурных свойствах объектов разных дисциплин.
Стоит выделить еще такие приемы научного познания, как абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция.
Абстрагирование — особый прием мышления, заключающийся в способности отвлечения от конкретных свойств и отношении изучаемого явления при одновременном выделении интересующих исследователя свойств и отношений. Результатом абстрагирования являются «абстрактные предметы», которыми являются либо отдельно взятые категории, понятия («дерево», «число», «овощи»), либо система понятий.
Абстрагирование предполагает замещение свойств, качеств и отношений особыми знаками, понятиями, которые и закрепляются в сознании в виде абстракций. К примеру, свойства и качества ели, сосны, березы и т.д. замещаются одним общим понятием «дерево», которое представляет собой абстракцию от конкретных свойств и качеств и в то же время схватывает то общее, что характеризует каждое из них. Тем самым создается основа для их объединения в единый класс.
Обобщение — приема мышления, в результате которого устанавливаются общие признаки и свойства предметов.
Процедура обобщения осуществляется поэтапно, от единичных, особенных свойств и качеств, отражаемых в понятии, к более сложным абстракциям. Так, животные, основным средством поддержания жизни которых является питание растительной пищей, объединяются в единый вид, род понятием «травоядные». Более общим по отношению к этому понятию является абстракция «животные», еще более общим — «фауна» и т.д.
Процесс познания, исследования осуществляется с помощью такого приема, когда на основе имеющихся знаний возможно делать заключения о том, что неизвестно, приходя к открытию общих принципов. Иногда, напротив, используя общие принципы, делают заключения о частных явлениях. Такие приемы в научной деятельности определяются как «индукция» и «дедукция».
Индукция — вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов. Основой индукции является опыт, поэтому индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины или эмпирические законы. Индукция — это способ рассуждения, когда на основе фактов и их анализа выявляются общие, повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.
На их основе строится умозаключение, опирающееся на суждения о единичных фактах и явлениях. Суждение — это вывод, в котором какой-то признак приписывается всему классу. К примеру, изучая свойства воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Поскольку все они — жидкости, приходят к выводу о том, что все жидкости упруги.
Однако опыт бесконечен и неполон, а потому выводы индукции зачастую носят проблематичный, вероятностный характер, а потому говорить об истинности индуктивных обобщений или их логической обоснованности недопустимо. Индукция представляет лишь источник предположительных суждений-гипотез, которые затем должны пройти проверку или обоснования более надежными приемами и принципами.
Дедукция — на основе имеющегося общего знания делаются выводы частного свойства и характера. Часто основой, отправным пунктом дедукции является индуктивное суждение, таким образом, дедукция дополняет индукцию, расширяя объем общего знания. Но ценность дедукции не столько в том, что она дополняет индукцию, сколько в том, что она способна идти к обобщениям, отправляясь от гипотез, идей. В этом случае она является отправной точкой зарождения новых теорий.
Термин «дедукция» употребляется в двух значениях: как синоним слова «вывод» и как родовое обозначение общей теории построения правильных выводов. Существует целый класс наук, которые принято называть дедуктивными, поскольку их выводы основаны на общих исходных принципах, постулатах, аксиомах. К ним относятся математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.
Характерной особенностью дедукции является то, что новые истины в ней выводятся из уже имеющегося знания, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу. Это и позволило ученому-философу Нового времени Френсису Бэкону (XVI в.) заявить о том, что дедукция является «второстепенным методом», в то время как подлинное знание дает только индукция, поскольку она опирается на опыт. Р. Декарт противопоставил дедукции интуицию, посредством которой, по его мнению, человеческий разум «непосредственно усматривает истину», в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путем рассуждения) знание. Впоследствии ученые Лейбниц, Вольф выступили в защиту дедукции, считая дедуктивные знания «истинными во всех возможных мирах».
Разрешить спор о предпочтительности того или иного из обсуждаемых методов помогает диалектический подход, рассматривающий значение обоих приемов познавательно-мыслительной деятельности в единстве, взаимодополнении и взаимодействии. Такой подход ярко выражен в следующей позиции ученых конца XIX — начала XX в.: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом… Из этого», не нужно делать вывод о том, что строгость дедуктивного рассуждения не имеет никакой ценности. На самом деле лишь она мешает воображению впадать в заблуждение, лишь она позволяет после установления индукцией новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез и служить ценным противоядием против не в меру разыгравшейся фантазии».
Художественное познание — особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Художественное познание отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию, тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира, что чаще всего и составляет основной интерес в художественном произведении. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.
Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей, как художественное познание. Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура (зодчество) — вид искусства, представляющий собой систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни человека.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Живопись — вид искусства, произведения которого представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета. В живописи различают следующие жанры:
— портрет — изображение человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности;
— натюрморт — изображение окружающих человека вещей;
— пейзаж — изображение естественной или преобразованной человеком природы;
— бытовой жанр — изображение повседневной жизни людей;
— анималистический жанр — изображение животных;
— исторический жанр — изображение исторических событий и деятелей.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом называют выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы. Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего реального объема. Контррельеф представляет собой углубленный рельеф.
Декоративно-прикладное искусство — вид изобразительного искусства, непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. К декоративно-прикладному искусству относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повседневную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.
Литература — вид искусства, отражающий действительность в словесно-письменных образах. Первые литературные произведения — легенды, былины, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Устное народное творчество принято называть фольклором.
Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.
Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.
Балет — вид искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
Кино — вид искусства, произведения которого создаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий.
Фотоискусство — искусство создания химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности.
Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.
Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь людей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Художественный образ выполняет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.
Во-вторых, для художественного познания характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.
Образование — процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.
Образовательная потребность отличается многоуровневым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимыми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личности, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образовательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности личности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.
На групповом уровне потребность в образовании реализует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.
Воспитание — целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.
Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах разработки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.
«Воспитанность» — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индивидуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в определенной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.
Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.
Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.
Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процессы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: развитие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.
Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни духовное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.
В реальной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.
Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.
Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных.
Духовные потребности человека – признаки, виды и возможности удовлетворения
Приветствую всех! Что такое духовные потребности – это стремление познать суть своего внутреннего мира благодаря совершенствованию себя. Они направлены на раскрытие в человеке заложенных в нем от рождения и даруемых от природы талантов и способностей.
Чем духовное отличается от материального
Духовная ценность потребностей человека не относится к удовлетворению потребностей, несущих личностный характер: здоровье, безопасность, сексуальная удовлетворенность, наличие воды. Удовлетворение духовных потребностей заключается в насыщении внутренней составляющей человека, посредством морального и эстетического характера.
Понять разницу между духовными потребностями и материальной составляющей легко. Достаточно обратить свой взор на мотив и причины, склоняющих человека к решению тех или иных ситуаций. Материальная потребность проявляется во время нужды и длится на протяжении определенного времени. При рассмотрении духовных потребностей акцент больше ставится не на получении выгоды, а на любопытстве. Личность, желая познать неизвестное, мотивирует себя надеждой, что данное познание принесет ему благо в будущем.
Материальные желания зависят от ресурсов и материи. В свою очередь, духовным инструментом для заполнения внутреннего мира является творчество.
Творческое заполнение разделяется еще на 2 категории:
- Коммуникативная – информация собирается из разных источников информации, таких как газетные издания, журналы, книги, картины, звуки и общение с другими людьми для получения необходимой информации.
- Познавательная – направлена на обработку принимаемой информации, избавляясь от ненужной и усваивая наиболее полезную.
Признаки нужды в духовном развитии
Приведу самые основные признаки, относящиеся к духовным потребностям:
- Берут свое начало из сознания.
- Имеют посредственную надобность и способы для воспроизведения.
- Удовлетворяются по наличию свободного времени, уровня желания и возможности по их достижению.
- Полная бескорыстность.
- Нет ограничения в реализации.
Составляющая духовного развития человека объективна. Объясняется обстоятельствами человеческой жизни и необходимости в познании окружающего мира. Имеется важный момент, чем более развит человек или цивилизация в целом, тем больше запросов в обретении духовного и культурного достоинства. Одновременное развитие в духовной составляющей является субъективной необходимостью, представляя внутреннюю составляющую людей, как в социальной, так и личностной составляющей.
Виды проявления духовной потребности
Примеры можно разделить на 2 варианта:
- Основывается на скоплении возможных способов духовного развития.
- Использование накопившихся знаний в социуме.
Первая группа:
- Производит наблюдательную деятельность за реальными и нереальными персонажами книг, спектаклей, фильмов и так далее.
- Получение эстетического наслаждения от природы, работ художников, музыкальных произведений.
- Расширение границ развития от научно-познавательной деятельности.
- Поддержка здоровья для новых подвигов.
Вторая группа:
- Способствует материализации духовных потребностей при помощи трудовой деятельности.
- Сопоставление своих взглядов в социуме с общественными нормами.
- Патриотизм действий, ориентирующийся на защите и любви отечества со стороны человека.
Процесс реализации данных запросов не является линейным. Обычно их удовлетворение идет параллельно с материальными нуждами и внутренним миром человека.
К основным потребностям относятся следующие:
Нужда в изучении
Во время удовлетворения желаний в новых познаниях человек расширяет свой кругозор, становится более умным. Благодаря врожденному интересу к окружающему миру, предпринимаются активные действия в его изучении. При неудовлетворении данной потребности, человек имеет опасность замкнуться в себе.
Тяга к самосовершенствованию
Выражается в самостоятельном развитии разума и заботе о собственном развитии, воспитании хороших человеческих качеств. Важным моментом можно назвать осознанность в интеллектуальном развитии и определение своего места в жизни. Но также важно, что сам путь считается волевым и зависит от разных факторов, вплоть до образа жизни.
При самосовершенствовании стоит всегда проводить сравнение своей нынешней жизни с прошлой. Осознание личностного роста благотворно отразится на всех остальных моментах жизни. Вы будете уверены в достижении поставленных целей и смело начнете смотреть в будущее. Чтобы ваше самосовершенствование было идеальным ставьте четкие, определенные цели.
Важно! Не поддавайтесь неуверенности и страху, они отдалят вас от развития. Так же, как никогда не сравнивайте себя с окружающими. Ваша жизнь, только ваш выбор и желания, как и путь достижения их.
Любимое дело
Благодаря занятиям любимым делом, можно зарядиться энергией, вдохновиться на новые подвиги и проявить себя как индивидуальность. При достижении поставленных целей, человек обращается в первую очередь к помощи своих физических и умственных способностей. Если человек получает кайф от построения своего бизнеса, развития в творчестве или ином деле, он ни за что не прекратит этим заниматься и будет развивать их и дальше.
Дарование счастья и любви
Даруя окружающим свою доброту и заряжая их положительными эмоциями, в ответ получаете аналогичную отдачу позитива и счастья. Каждый хочет чувствовать себя кому-то нужным, кем-то любимым и востребованным. Во время одиночества люди уходят в себя, начинают тосковать и грустить, создавая внутри пустоту.
Как изменить свою жизнь к лучшему: 3 способа и 19 советов
Возможность удовлетворения духовных потребностей
К примерам реализации можно отнести следующие способы:
- Отдыхайте больше времени на природе или путешествуйте. Начните наслаждаться окружающими вас пейзажами, архитектурой, людьми. Пропитывайтесь красотой и многообразностью мира – отличный метод достижения гармонии в своей жизни.
- Наслаждайтесь изучением искусства. Посещайте художественные галереи, музыкальные концерты, архитектурные сооружения – находите наиболее подходящий способ самовыражения для себя, который будет удовлетворять вашей духовной составляющей.
- Гармония наедине с собой. В психологии человека сказано, что выделенные, даже, 10 минут в течение дня на медитацию, прогулку в парке, по пляжу или в ином месте в полном одиночестве благоприятно сказывается на психическом состоянии человека.
- Взаимодействие с домашним любимцем. При взаимодействии с животными у человека снижается стресс и возобновляется хорошее настроение. При заботе и защите маленького зверька личность внутренне становится сильнее.
- Творчество. Совершенно неважно умеете ли вы танцевать, петь или рисовать, просто делайте это от души, и вы утолите духовный голод и станете более счастливым.
Уделяйте соответствующее внимание духовным потребностям, хоть их достижение и требует длительного времени подготовки, но результат стоит того.
Очень важно удовлетворять духовные потребности человека, ведь благодаря им, личность может достичь гармонии в своей жизни. Если имеются собственные мысли по теме, выразите их в комментариях.
Духовные потребности
Духовные потребности – это необходимая часть жизни человека, наряду с потребностями физическими. Удовлетворение духовных потребностей – это самореализация, творческая активность, использование своих способностей и получение удовлетворения от этого.
Духовные потребности человека
Для того, чтобы лучше понять сам термин, обратимся к разработкам известного ученого А.Г. Здравомыслова, который выделил три важных аспекта:
- духовные потребности – это стремление приобщиться к науке, искусству, культуре;
- реализация духовных потребностей ведет к гармоничному развитию личности;
- духовные потребности отражают социально-классовые отношения.
Духовные потребности личности – это внутренняя тяга к творчеству, к прекрасному, к общению. Это та часть жизни человека, в которой он углубляется в собственные ощущения, анализ прекрасного.
Материальные и духовные потребности: отличия
Чтобы отличить духовные потребности от материальных, достаточно просто определить, присущи ли конкретной потребности такие черты:
- духовная потребность всегда возникает в сознании, душе, она не идет от тела;
- по сравнению с физиологическими и материальными, духовные потребности не выглядят необходимыми;
- материальные потребности всегда имеют ограниченные спектр средств для реализации, а духовные рамок практически не имеют;
- удовлетворение духовных потребностей всегда требует свободного времени;
- духовные потребности бескорыстны, они имеют своей целью только эстетическое, моральное удовольствие и никакой личной выгоды;
- удовольствие от духовных потребностей можно получать неограниченно много.
Духовные потребности показывают ту сторону человеческого существа, которая является творческой, для которой самореализация превыше выгоды.
Духовные потребности и их виды
Существует довольно подробная классификация духовных потребностей. К ним относятся такие варианты:
- потребность в труде, работе;
- потребности эстетические – созерцать прекрасное;
- потребности нравственные – быть честным, уважаемым;
- потребность в общении, социуме;
- потребности научно-познавательные – открывать новое;
- потребности в крепком здоровье;
- потребности патриотические (например, воинский долг).
Чем лучше человек реализуется в этих сферах, тем выше его удовольствие от самого процесса и выше уровень моральных устоев и духовности.
Специфика духовных потребностей и их виды.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒
Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным потреблением, приобщением к духовной культуре. Важнейшая духовная потребность человека — в познании. Другая важнейшая духовная потребность — эстетическая. Еще одна духовная потребность человека — в общении.
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:
— духовные потребности;
— духовная деятельность и производство;
— духовные ценности;
— духовное потребление;
— духовные отношения;
— проявления межличностного духовного общения
Специфика духовных потребностей
— Свойственны только человеку
— Наследуются, формируются только социально
— Могут быть выражены у разных людей очень неодинаково
— Отличаются относительной необходимостью удовлетворения, степень свободы выбора средств значительно больше, нежели у материальных
— По своему характеру преимущественно неутилитарны, связь между субъектом и объектом характерным бескорыстностью
— Процесс удовлетворения духовных потребностей – безграничен
31. Познавательная потребность.
Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познани может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е, идеями, которые объявляются истинными без доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы познания — научное и художественное.
Уровни и формы познавательной потребности — Первый, начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует первым делом на новизну стимула. Потребность во впечатлениях составляет фундамент познавательной потребности.
Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.
На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам.
Первой формой проявления потребности в познании является усвоение готовых знаний (усвоение знаний, их интеграция, систематизация и, наконец, потребность в накоплении знаний).
Второй ее формой выступают исследование действительности с целью получения нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям и, наконец, стремление к целенаправленной творческой деятельности.
Познавательная потребность различается также по широте и глубине познания, по интенсивности (экстенсивности) познавательной деятельности.
Тот круг деятельностей, в которые включен ученик, побуждается разнообразными потребностями. В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах-его любознательности, в средних и старших — потребности в творческой деятельности.
Потребность, <находя> предмет, способный ее удовлетворить, становится мотивом, направляющим соответствующую деятельность.
32. Потребность в образовании.
Образование — это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.
Эстетическая потребность.
Эстетическая потребность имеет своей генетической основой прежде всего потребность общения. В то же время эстетическая потребность как никакая другая человеческая потребность обнаруживает многофункциональную природу в том смысле, что проявляет себя через побуждения познавательного, нравственно-оценочного, творческого, практически преобразовательного порядка.
Эстетическое чувство — это эмоционально выраженное отношение человека к разнообразным эстетически значимым явлениям окружающей действительности, которое формируется в процессе жизни и деятельности; будучи не только актуальным состоянием, но и свойством личности, оно выступает одновременно и как потенциальная психологическая способность личности так или иначе реагировать при соответствующей ситуации.
Эстетическая потребность – потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе – в искусстве.
Эстетическое отношение коренится в эстетических потребностях человека. Эстетические потребности – показатель объективно существующего несоответствия, противоречий между человеком и окружающим миром и стремления устранить это несоответствие. Человек хочет преодолеть ограниченность, узость повседневных отношений между собой и окружающим миром, выявить в них общее, существенное и духовно-эмоционально приобщиться к этому общему, проявляющемуся в единичном. Однако своеобразие эстетических потребностей заключается в том, что это стремление утвердить свою индивидуальность, обособиться от мира, осознать своё “Я”, а не раствориться в объекте. Отсюда возникает характерная черта эстетических отношений – специфическая эстетическая дистанция, выделение себя из окружающего мира и одновременно стремление приобщиться к существенному и дружественному человеку в объективной действительности.
Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким должен быть окружающий мир и каким должен быть социальный мир личности, происходит сопоставление этих миров. Поэтому в эстетическом сознании имеет место чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности.
Именно для удовлетворения потребности непосредственно созерцать то, что как раз и характеризует нас как людей, видеть себя в контексте окружающего мира, выявлять свою антропологическуюсущность человек создаёт специфические предметы – продукты художественного творчества.
Таким образом, глубочайшая сущность эстетических потребностей состоит, с одной стороны, в воплощении “сущностных сил” человека в соответствующих объективных явлениях и, с другой стороны, в созерцании, организации и регуляции своих внутренних духовных состояний при помощи восприятия произведений искусства.
34. Нравственная потребность.
Нравственная потребность может быть исследована, во-первых, как потребность общества в целом или определенной общественной группы, проявляющаяся в специфической системе регуляции человеческих отношений, в особом типе их оценок; и, во-вторых, как потребность индивида в определенного рода поведении. Особое значение в этом контексте приобретает потребность в общении.
В отличие от потребности в регуляции совместной деятельности, которая является внешней по отношению к индивиду, потребность в общении может быть охарактеризована и как потребность общества, и как потребность индивида. Опустим дискуссионную проблему — следует ли эту потребность выводить из биологических потребностей индивида или она изначально социальна, — важно, что общение принадлежит к коренным человеческим потребностям.
Поскольку нравственные потребности индивида не передавались по наследству в готовом виде, их онтогенез приобрел специфический характер и не был простым повторением филогенеза. Марксистская трактовка проблемы возникновения нравственных потребностей в индивидуальном развитии человека несовместима ни с идеалистическими теориями преформизма, ни с метафизически понятым эпигенезом, ни с вульгарно-социологической интерпретацией биогенетического закона.
В своем историческом развитии общество непрерывно воспроизводит и совершенствует на расширенной основе нравственные потребности, реализуемые в процессе совокупной нравственной деятельности, передавая из поколения в поколение моральные традиции и нормы поведения. Однако это не простые «передача и воспроизведение».
духовная потребность — это … Что такое духовная потребность?
Духовные потребности Китая и притязания — Обложка седьмого издания 1887 года. Духовные нужды и притязания Китая (первоначальное название: Китай: его духовные потребности и притязания) — книга, написанная Джеймсом Хадсоном Тейлором, основателем Китайская внутренняя миссия, октябрь 1865 года. Это…… Википедия
духовный — spir | i | tu | al1 [ˈspırıtʃuəl] прил 1.) относящийся к вашему духу, а не к вашему телу или разуму ▪ Живопись помогает удовлетворить духовную потребность в красоте.▪ духовные ценности 2.) относящиеся к религии = ↑ религиозные ▪ Ислам был вдохновлен учениями…… Словарь современного английского языка
Духовная трансформация — это акт трансформации самых глубоких аспектов человеческого духа посредством самоиндуцированного или божественного акта. Также * Интегральная трансформирующая практика * Трансперсональная психология * Шивананда * Медитация Путь духовной трансформации от иеромонаха…… Википедия
Духовное образование — это рост и развитие человека в целом путем намеренного сосредоточения на его (1) духовной и внутренней жизни, (2) взаимодействии с другими в обычной жизни и (3) духовных практиках (молитва, изучение Священных Писаний, пост,…… Википедия
Духовные упражнения святого Игнатия — • Краткое сочинение св.Игнатия Лойолы и первоначально написано в Испанской католической энциклопедии. Кевин Найт. 2006. Духовные упражнения святого Игнатия Духовные упражнения святого Игнатия… Католическая энциклопедия
Духовное руководство — • Персональное руководство в соответствии с индивидуальными потребностями. Критикует эксцессы на обоих концах спектра: жесткие директора и люди, которые думают, что, обладая Святым Духом, им не нужна человеческая помощь. Католическая энциклопедия.Кевин…… Католическая энциклопедия
Духовный материализм — или духовный нарциссизм — это термины, используемые для описания ошибок, совершаемых духовными искателями, которые превращают стремление к спиритизму в создание эго и создание замешательства в усилиях. Феррер (2001) с.35] Это основано на идее, что эго разработка… Wikipedia
Духовное насилие — Термин «духовное насилие» был придуман в конце двадцатого века для обозначения предполагаемого злоупотребления властью церковными лидерами.[Джефф ВанВондерен: Духовное насилие происходит, когда кто-то наделен духовным авторитетом, цель которого -…… Википедия
Духовный дар — О дарах, перечисленных в Исаии 11: 2 3, см. Семь даров Святого Духа. В христианстве духовные дары (или харизмы) — это дары, данные Святым Духом. [1] Это сверхъестественные благодати, которые необходимо проявить отдельным христианам…… Wikipedia
Духовный натурализм — Джорис Карл Хьюисманс Натуралистическая духовность и духовный натурализм — взаимозаменяемые термины для одной и той же философской точки зрения, причем последний термин используется чаще.Книжный поиск для этих двух не нашел применения для Naturalistic…… Wikipedia
нужно — И н. 1) создавать потребность 2) чувствовать потребность 3) удовлетворять, удовлетворять, устранять потребность 4) удовлетворять потребность 5) служить кому-л. потребности 6) острая, плачущая, отчаянная, ужасная, неотложная, неотложная потребность 7) основная, фундаментальная; биологический; эмоциональная,…… Комбинированный словарь
.
духовная потребность — это … Что такое духовная потребность?
Духовные потребности Китая и притязания — Обложка седьмого издания 1887 года. Духовные нужды и притязания Китая (первоначальное название: Китай: его духовные потребности и притязания) — книга, написанная Джеймсом Хадсоном Тейлором, основателем Китайская внутренняя миссия, октябрь 1865 года. Это…… Википедия
духовный — spir | i | tu | al1 [ˈspırıtʃuəl] прил 1.) относящийся к вашему духу, а не к вашему телу или разуму ▪ Живопись помогает удовлетворить духовную потребность в красоте.▪ духовные ценности 2.) относящиеся к религии = ↑ религиозные ▪ Ислам был вдохновлен учениями…… Словарь современного английского языка
Духовная трансформация — это акт трансформации самых глубоких аспектов человеческого духа посредством самоиндуцированного или божественного акта. Также * Интегральная трансформирующая практика * Трансперсональная психология * Шивананда * Медитация Путь духовной трансформации от иеромонаха…… Википедия
Духовное образование — это рост и развитие человека в целом путем намеренного сосредоточения на его (1) духовной и внутренней жизни, (2) взаимодействии с другими в обычной жизни и (3) духовных практиках (молитва, изучение Священных Писаний, пост,…… Википедия
Духовные упражнения святого Игнатия — • Краткое сочинение св.Игнатия Лойолы и первоначально написано в Испанской католической энциклопедии. Кевин Найт. 2006. Духовные упражнения святого Игнатия Духовные упражнения святого Игнатия… Католическая энциклопедия
Духовное руководство — • Персональное руководство в соответствии с индивидуальными потребностями. Критикует эксцессы на обоих концах спектра: жесткие директора и люди, которые думают, что, обладая Святым Духом, им не нужна человеческая помощь. Католическая энциклопедия.Кевин…… Католическая энциклопедия
Духовный материализм — или духовный нарциссизм — это термины, используемые для описания ошибок, совершаемых духовными искателями, которые превращают стремление к спиритизму в создание эго и создание замешательства в усилиях. Феррер (2001) с.35] Это основано на идее, что эго разработка… Wikipedia
Духовное насилие — Термин «духовное насилие» был придуман в конце двадцатого века для обозначения предполагаемого злоупотребления властью церковными лидерами.[Джефф ВанВондерен: Духовное насилие происходит, когда кто-то наделен духовным авторитетом, цель которого -…… Википедия
Духовный дар — О дарах, перечисленных в Исаии 11: 2 3, см. Семь даров Святого Духа. В христианстве духовные дары (или харизмы) — это дары, данные Святым Духом. [1] Это сверхъестественные благодати, которые необходимо проявить отдельным христианам…… Wikipedia
Духовный натурализм — Джорис Карл Хьюисманс Натуралистическая духовность и духовный натурализм — взаимозаменяемые термины для одной и той же философской точки зрения, причем последний термин используется чаще.Книжный поиск для этих двух не нашел применения для Naturalistic…… Wikipedia
нужно — И н. 1) создавать потребность 2) чувствовать потребность 3) удовлетворять, удовлетворять, устранять потребность 4) удовлетворять потребность 5) служить кому-л. потребности 6) острая, плачущая, отчаянная, ужасная, неотложная, неотложная потребность 7) основная, фундаментальная; биологический; эмоциональная,…… Комбинированный словарь
.
Могут ли отношения выжить, когда один партнер не духовен? ⋆ LonerWolf
Вы медитируете, практикуете осознанность, выполняете внутреннюю работу ребенка, работу с тенями, курите благовония, общаетесь со своими духовными наставниками и увлечены духовным путем…
, но проблема только в том, что это не ваш партнер.
На самом деле, они не только не интересуются духовным путем, но им также трудно понять , почему вы вообще занимаетесь различными духовными практиками.
Возможно, вам пришла в голову мысль: «Могут ли эти отношения выжить?»
Это тревожная мысль, которая может сопровождаться чувством беспокойства, эмоционального дискомфорта или даже ощущением надвигающейся опасности. Я хочу помочь вам достичь некоторого подобия внутреннего покоя и ясности к концу этой статьи.
Ваши отношения обречены?
Во-первых, это довольно сложный вопрос.
Единственный способ определить, обречены ли ваши отношения на провал или нет, — это обратить внимание на контекст того, что происходит внутри них, и на ваш динамический вместе как пара.
Вот несколько красных флажков, на которые следует обратить внимание:
- Ваш партнер высмеивает вас и вашу практику
- Ваш партнер злится, когда вы посвящаете время своей духовности
- Ваш партнер пытается помешать вам практиковать ваш духовный путь
- Ваш партнер поставил устный или невысказанный «ультиматум» т.е. «это я или ваша духовность»
- Ваш партнер часто критикует ваши духовные убеждения
- Вы чувствуете необходимость «скрывать» свою духовную практику и делать это тайно
- Вы чувствуете давление, заставляющее верить / следовать тому, во что верит ваш партнер
- Вы боитесь делиться своей духовностью из-за страха быть осужденным или отвергнутым
Если вы можете сказать «да» более чем на один из этих красных флажков, вы должны быть обеспокоены.Ваши отношения угнетают и не позволяют вам расти как личности, а это значит, что, вероятно, имеет место нездоровая динамика , . Я бы посоветовал вам провести несколько следующих недель в тишине, чтобы пересмотреть свои отношения. Зачем? Потому что у вас есть право практиковать любую форму духовности, которая обращается к вашей душе. У вас есть право процветать как духовное существо, быть любимым и поддержанным, а не отвергнутым или осужденным.
Если, однако, вы не вполне можете относиться к вышеуказанным красным флажкам, но ваш партнер не духовный, а вы духовный, это положительный знак (но также более сложный).
Я объясню почему ниже.
Что делать, если ваш партнер не на духовном пути
Понятно, что жить с (или проводить много времени с) человеком, который не разделяет тех же стремлений, взглядов или духовных убеждений, что и вы, может расстраивать и унывать.
Но я хочу упомянуть здесь кое-что очень важное: остерегайтесь идеалов, которые вы создаете.
Такие понятия, как близнецовое пламя и родственные души, могут быть полезны для определения и понимания взаимоотношений, но в конечном итоге они ограничивают и ограничивают, если рассматривать их в чисто духовном контексте.(Во всяком случае, у вас все еще может быть «недуховная» вторая половинка или близнецовое пламя — если вам нравится использовать эти ярлыки.) Так что, если вы ревниво смотрите на другие пары, которые, как кажется, духовно «обладают всем», отбросьте эти розы — тонированные стекла сразу.
«Духовные» отношения — это еще не все. Другими словами, НЕТ, вам не нужно быть в духовных отношениях, чтобы быть счастливым. Нет, вам не нужно разделять одни и те же метафизические убеждения или взгляды.
Почему?
Потому что самая «духовная» вещь в конечном итоге любовь .
Если мы говорим здесь о настоящей духовности (а не только о различных методах, путях или ментальных убеждениях), в конечном итоге имеет значение, насколько вы любите и принимаете друг друга, независимо от ваших различий.
Остерегайтесь токсичного сравнения, которое заставляет вас чувствовать, что вы оба должны быть на одной странице обо всем, как «другие люди». Остерегайтесь ядовитого сравнения, которое заставляет вас чувствовать, что вы должны публиковать фотографии себя и своего партнера в Instagram, занимающихся чем-то «духовным», например йогой, или вместе отправляться на недельные медитационные ретриты, например, «другие люди».”
Как человек, много писавший о духовных отношениях, могу сказать вам следующее:
Если ваш партнер обладает способностью любить, он от природы духовен. Не имеет значения , во что они верят (или не верят), пока они способны открыть вам свое сердце.
Так что опустите ногу и откажитесь от давления, заставляющего поверить в то, что ваши отношения должны выглядеть или ощущаться определенным образом. Ваши отношения уникальны, и пока они основаны на взаимной любви и уважении, они здоровы и могут выжить.
Небольшое примечание об основных потребностях
В качестве небольшого отклонения я хочу сказать, что — это , возможно, у вас могут быть здоровые и любящие отношения, но связь по-прежнему не подходит для вас.
Почему это может быть так?
Ответ заключается в том, что одна из ваших основных потребностей не удовлетворяется. Если вы абсолютно уверены в глубине души, что вам нужен партнер, который находится на одной с вами странице духовно, это одна из ваших потребностей в ядре .И на это нужно обращать внимание.
Здесь нет простых ответов, и все, что я могу сказать, это то, что если вы несчастливы в своих отношениях , несмотря на то, что являются любящими и уважительными, возможно, это неподходящие отношения для вас.
Не всем нужно быть в отношениях с духовным человеком, но если вы чувствуете, что в них есть глубокая суть, тогда вам нужно провести некоторый поиск души. Подумайте о себе и своих отношениях через пять лет: эта мысль делает вас счастливым или беспокойным / подавленным? Если вы ответили на последнее, то маловероятно, что ваши отношения смогут выжить просто из-за того, что одна из ваших основных потребностей — иметь духовного романтического компаньона.И это нормально. Вам нужно будет разобраться в своих чувствах и спланировать лучший путь действий.
Электронная книга The Spiritual Awakening Process:
Откройте для себя глубокие идеи и практики, которые помогут вам достичь глубоких уровней любви и свободы. Исследуйте возвращение души, работу с тенями и многое другое. Начните свое путешествие по духовному пробуждению прямо сейчас!
Вот несколько важных правил, которые можно и чего нельзя делать
Итак, теперь, когда мы выяснили, могут ли отношения выжить или нет, если один из партнеров не является духовным, вот несколько способов гарантировать, что ваши отношения продолжат процветать:
Запрещено:
- Не заставляйте своего партнера принять те же духовные убеждения или практики, что и вы — они должны решить сами.Поэтому будьте осторожны и не пытайтесь лишить их возможности выбора, независимо от того, насколько ревностными вы себя чувствуете. Уважайте их свободную волю.
- Будьте осторожны с негативным суждением или критическим отношением к партнеру только потому, что он другой. Помните, что нас , все на разных уровнях духовного пробуждения. Когда придет время (если оно придет), проснется и ваш партнер.
- Не теряйтесь в розовых идеалах и фантазиях о том, кем «должен» быть ваш партнер в духовном плане.Желание или ожидание, что ваш партнер будет кем-то другим, кроме того, кем он является, — это рецепт катастрофы. Примите весь пакет вашего партнера (как сильные стороны, так и недостатки).
- Не полагайтесь исключительно на своего партнера в плане духовного питания — этот момент может показаться очевидным, но вы будете удивлены тем, сколько людей ожидают, что их партнеры будут «всем и вся». Снимите это бремя с вашего партнера и найдите местную духовную группу (или, по крайней мере, одну онлайн), где вы можете выразить духовную сторону себя.
Можно:
- Подавать пример (не проповедовать, чтобы обращать). Нет ничего более тошнотворного, чем человек, пытающийся обратить в свою веру других, — поэтому не будьте настойчивы со своими убеждениями и взглядами. Вместо этого пройдите разговор.
- Найдите и сосредоточьтесь на сходствах между вами и вашим партнером.
- Регулярно выражайте свою любовь, приверженность и привязанность (что само по себе является духовной практикой).
- Рассматривайте свои отношения как «школу жизни» , а своего партнера — как замаскированного учителя.В отношениях может происходить так много самопознания и духовного роста, независимо от того, насколько они «духовны». Ваш партнер будет отражать ваши самые скрытые сильные стороны, а также ваши самые страшные тени. Так что считайте свою связь священной, но не властной.
- Почитайте, на каком этапе находится ваш партнер. Будьте осторожны, считайте себя более духовно «продвинутым», чем ваш партнер (что ведет к раздутому эго) — выберите, чтобы увидеть вас обоих на разных уровнях по спирали роста.Поймите, что ваш партнер может быть более развит в некоторых сферах жизни, чем вы, и наоборот.
- Стремитесь встретить друг друга на равных.
***
Подводя итог: обратите внимание на контекст и динамику ваших отношений. Если ваша связь основана на взаимной любви и уважении, тогда ДА, вместе можно процветать и выжить. Если у вас есть основная потребность в общении с духовным партнером, то НЕТ, жизнь с «недуховным» партнером вряд ли вас удовлетворит.Хотя, прежде чем вы сделаете такой вывод, я прошу вас подумать, что на самом деле означает для вас «духовное» — означает ли оно духовное в соответствии с вашим путем и убеждениями или что-то еще? Также спросите себя: «Рад ли я заниматься своим делом и позволяю своему партнеру делать свое?» или вам обоим абсолютно необходимо, чтобы были на одной странице?
Надеюсь, теперь у вас есть немного больше ясности, поскольку я знаю, насколько сложной и эмоционально заряженной может быть эта тема.
Сообщите мне, если я что-то пропустил или у вас есть собственный совет.Я хотел бы прочитать ваши идеи!
.
духовных потребностей — это … Что такое духовные потребности?
spirit — I. прилагательное Этимология: среднеанглийский, от англо-французского и позднего латыни; Англо-французский espirital, духовный, от позднего латинского spiritis, от латинского — дыхание, ветер, от spiritus Дата: 14 век 1. из, относящийся к, состоящий из или…… Новый коллегиальный словарь
Духовное руководство — • Персональное руководство в соответствии с индивидуальными потребностями. Критикует эксцессы на обоих концах спектра: жесткие директора и люди, которые думают, что, обладая Святым Духом, им не нужна человеческая помощь. Католическая энциклопедия.Кевин…… Католическая энциклопедия
Духовная трансформация — это акт трансформации самых глубоких аспектов человеческого духа посредством самоиндуцированного или божественного акта. Также * Интегральная трансформирующая практика * Трансперсональная психология * Шивананда * Медитация Путь духовной трансформации от иеромонаха…… Википедия
Духовное чтение — это практика чтения книг и статей о духовности с целью возрастания в святости.Духовное чтение посвящено чтению житий святых, писаний врачей и отцов церкви, написанных богословских сочинений…… Wikipedia
Духовный дар — О дарах, перечисленных в Исаии 11: 2 3, см. Семь даров Святого Духа. В христианстве духовные дары (или харизмы) — это дары, данные Святым Духом. [1] Это сверхъестественные благодати, которые необходимо проявить отдельным христианам…… Wikipedia
Духовное насилие — Термин «духовное насилие» был придуман в конце двадцатого века для обозначения предполагаемого злоупотребления властью церковными лидерами.[Джефф ВанВондерен: Духовное насилие происходит, когда кто-то наделен духовным авторитетом, цель которого -…… Википедия
Духовный натурализм — Джорис Карл Хьюисманс Натуралистическая духовность и духовный натурализм — взаимозаменяемые термины для одной и той же философской точки зрения, причем последний термин используется чаще. Книжный поиск для этих двух не нашел применения для Naturalistic…… Wikipedia
Духовные упражнения Игнатия Лойолы — Духовные упражнения Игнатия Лойолы (написаны в 1522–1524 годах) представляют собой краткий набор медитаций, молитв и умственных упражнений, доступных в различных книжных форматах, предназначенных для выполнения в течение срок от 28 до 30 дней.Книга…… Википедия
Духовная деловая сеть — Духовная деловая сеть (SBN) — это некоммерческая НПО, основанная 17 ноября 2005 года с целью создания сети, способной объединить деловых людей, политических лидеров и экономистов со всего мира. , по порядку…… Википедия
духовных лидеров — В светскую эпоху роль духовных лидеров изменилась и адаптировалась к потребностям все более индивидуалистического общества.В 1890-х годах Фрейд заметил, что единственное, в чем можно быть уверенным в следующем столетии, так это в том, что…… Энциклопедия современной британской культуры
потребности, иерархия — центральное понятие в теории самоактуализации Абрахама Маслоу. Он предположил, что человеческие желания даны врожденно и существуют в восходящей иерархии. Основные физиологические потребности в пище, сне, защите от экстремальных опасностей…… Словарь по социологии
.