Духовная сила это: Духовная сила человека

Содержание

Духовная сила человека

фото 176

Сегодня многие люди придают большое значение культу тела: они занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, правильно питаются. Это позволяет быть энергичным и физически крепким. Но, чтобы разум и сознание тоже развивались, необходимо заботиться и о духовных силах.

Прежде чем начать питать свою духовную силу, нужно понять, что она из себя представляет. Это сила духа. В любой религии человек считается единением духа, души и физической оболочки. Господь, создавая человека, задумал, что дух будет господствовать в нем. Иерархическая цепочка такова: дух ― главное, душа подчинена ему, а тело можно назвать подчиненным подчиненному.Обретение духовной силы равно позволению духу войти в его права и диктовать душе и плоти, как следует жить и действовать.

Сила духа невозможна без осознания внутренней свободы. Это означает, что должно быть отброшено чувство вины, потому что оно разрушает человека и не дает никакого шанса на прогресс. Вместо того чтобы жить с чувством вины, человек должен принять ответственность за свою жизнь и начать ею управлять.

Чтобы контролировать свои действия, следует научиться контролировать то, что вы не совершаете: отказаться от пагубных привычек, осуждения окружающих людей, негативного мышления. В любой ситуации нужно сохранять способность придерживаться выбранного пути, делая это без страха, но с полной ответственностью. Антонимом духовной силы является слабость духа. Чтобы стать сильным, нужно отторгать все, что сопутствует духовной слабости.

Духовная слабость

По своей природе человек слаб. Это описано в большинстве религиозных трактатов. Например, согласно Библии плоть возымела действие над человеком: он согрешил, за что был изгнан из рая.

В результате духовной слабости человека страдает не только он сам. Душевные и физические терзания приходится испытывать и тем, кто с ним как-либо связан: родственными, любовными, производственными  узами.

К слабости духа можно отнести все, что вредит человеку и мешает его внутреннему развитию. Например, состояние раздражения, ― частая причина принятия неверных решений. Раздраженный человек чаще обычного судит других людей, бывает недовольным обстоятельствами и не задумывается о своем подлинном состоянии, которое побуждает его к такому поведению. В результате он сначала ходит по кругу, а потом падает вниз.

Развитие духовной силы

Необходимо научиться замечать состояния, которые характеризуют слабость духа. Например, страх, злость и чувство разочарования, охватывая человека, лишают его духовной силы. Под воздействием этих эмоций люди обвиняют окружающих  или обстоятельства в личных неудачах.

В такой ситуации следует прекратить переносить свои негативные эмоции на окружающих. Во всем, что с нами случается, так или иначе виноваты мы сами. Осознав это, мы вынуждены предпринять следующий шаг: постараться выйти из неблагоприятной ситуации собственными силами.

Другое важное правило ― перестать осуждать. Предмет обвинения может постоянно быть перед глазами, но человек не должен судить других, потому что сам не без греха. Выступая в роли созерцателя, можно успокоить свои эмоции и рассмотреть ситуацию с новых точек зрения.

Кроме того, будучи постоянно открытым для мира, мы можем лучше понять причины, по которым воспламеняемся внутренне. Это позволит научиться контролировать себя, поскольку устранить внутреннюю слабость может только тот, кто ее в себе нашел и признал.

Когда страх будет побежден, а потребность контролировать действия и желания окружающих исчезнет, можно переходить к дальнейшему движению на пути к духовной силе. Оно включает в себя восемь важных пунктов:

  1. Развитие самовыражения. Человек сможет выражать личные убеждения и стремления, свободно рассказывать о них другим, ведь он ответственен за то, что из этого всего получается.
  2. Приложение сил в реальной жизни. Чтобы дух был здоровым и сильным, а тело источало свет, нужно совершать определенные действия, которые могут выражаться в правильном питании, физической активности, посещении религиозных мероприятий.
  3. Общение. Взаимодействуя с другими людьми, мы обмениваемся с ними не только своими взглядами на жизнь, но и энергией. Если она положительная ― она заряжает нас на действия, помогая воплощать желания в реальности.
  4. Постоянное вдохновение и самомотивация. В начале любого действия лежит идея, мечта. Чтобы она возникла, требуется умение вдохновляться.
  5. Готовность к манифестации означает необходимость переводить энергию вдохновения в действия, перенося их в реальное измерение.
  6. Умение различать ― знать, когда нужно проявить себя, а когда лучше бездействовать и молчать. В это время другие люди получают силу обрести и высказать свое мнение. Но человек, развитый духовно, понимает, что он отвечает только за собственный духовный рост, и считает правильным учить других, показывая им пример.
  7. Сохранение равновесия. Следует всегда держаться срединного пути, который проявляется в умеренности во всем. Это дает возможность по-настоящему наслаждаться жизнью, не уходя в крайности и излучая гармонию и мир.
  8. Необходимость выходить за пределы. После овладения семью аспектами духовной силы предстоит развить умение выходить за границы старых жестких убеждений, изучая жизнь и получая новые навыки.

Быть духовно сильным человеком означает следовать тем путем, который недоступен обывателям, не решающимся побороть свои слабости. Став просветленным, человек сможет исследовать неизведанное, потому что ощутит в себе все нужные для этого умения и ресурсы. Но произойдет не раньше, чем он обуздает собственное эго, станет гармоничным, исполненным счастья, красоты и мира. Тогда не только духовный, но и материальный мир откроется ему.

Иметь духовную силу также означает впустить в себя Бога. А Бог ― это синоним радости, восторга, счастья. Постоянно недовольный, грустный, загруженный проблемами человек никогда не сможет быть близок к божественному.

Для чего нужны духовные силы человеку

Сила воли и сила духа близки по своему значению и выражению. Если говорить упрощенно, дух проявляется там, где человек анализирует желания своей души и дает им ценностную оценку: хорошее, благое это желание или нет? Дух знает, что правильно, а что во вред. Поэтому сила воли близка к силе духа ― она учит людей делать то, что должно.

фото 177Человеком с духовной силой можно назвать того, кто обладает терпением, стойкостью. Он находит в себе силы и смелость быть жизнелюбивым даже в минуты скорби и печали. Поэтому там, где есть дух, обычно есть и сила воли. Человек подобен тростнику. Когда погода безветренная, все тростинки стоят ровно, но стоит подуть ветру, как часть из них гнется и ломается под его напором. Человек, сильный духом, остается твердым и непоколебимым. Благодаря этому он может покорить окружающих, ведь сила притягательна. Тогда они начнут приглядываться к нему, прислушиваться к его советам, становиться лучше, тянуться ввысь вслед за ним.

Все люди должны стремиться быть сильными, потому что слабость не ведет путем добра, она вгоняет в уныние и печали. Внутренний комфорт порождает внешний, любое противостояние его губит.

Действие силы мысли

Очень сложно контролировать чувства. Но человек, наделенный силой духа, вполне может взять под контроль свои мысли. Мысли имеют очень большую власть над нашей жизнью. Они могут притягивать к нам позитивные и негативные ситуации. Если научиться контролировать свое сознание, мечты и желания будут легко воплощаться в реальности.

Положительные мысли притягивают к нам хороший опыт, негативные – отрицательный. Часто говорят: то, чего вы боитесь, обязательно с вами случится. Как правило, так и происходит. Мы настраиваем самих себя на тот или иной исход ситуации, программируем его, а жизнь воссоздает его для нас.

Но, мечтая о чем-то, следует проявлять активность и в жизни. Кроме того, потребуется изменить образ мышления: вместо «я не смогу» и «я не хочу» нужно проговаривать в уме «я могу» и «я хочу».

фото 178Избавляясь от мрачных мыслей, имея добрый настрой, мы помогаем себе сохранить здоровье. Наше тело отражает то, что происходит в нашем внутреннем мире. Поэтому можно совершенно точно сделать вывод о том, что психическое здоровье человека формирует его физическое состояние. Чтобы быть здоровым и гармоничным снаружи, нужно достичь здоровья и гармонии внутри.

Всем нам знакомы люди, которые прожили несчастливую жизнь, пеняя на неудачные времена, плохое окружение и случай. Но в любые времена, даже во время войн, находились те, кто умел жить счастливо и делать счастливыми окружающих. Все дело в том, что нужно вовремя взять себя в руки и трудиться над своей душой так же, как и над телом. Успех в большой степени определен нашей внутренней силой, которую также можно назвать силой духа. Силен тот народ, у которого развито присутствие духа.

Духовная сила, в чем она заключается

В чем заключается духовная сила? Почему она важна? Зачем она мне в достижении цели и успеха?

Постараюсь ответить в данной статье на эти и более вопросы не в религиозном контексте, хотя именно религиозное определение более всего интересно …

Сила духа

Сила духа – это умение терпеть дискомфорт в настоящем ради высшей цели в будущем.

(Не только для достижения цели в будущем, в контексте данного блога о психологии достижения цели – это соответственное определение).

Это когда глубоко верующий человек не поддается на уговоры сиюминутных желаний (если он верующий – это не означает, что он не хочет испытывать удовольствия, как и другие) ради благодати в будущем, в будущем, которого, возможно, не наступит, в этой по крайней мере жизни.

Но оставим в стороне религиозные взгляды, если вы собрались покорить свои вершины, достигать свои цели, быть успешным – ключевой принцип успеха заключается в силе духа.

Его легко развить, если понять сам принцип, повторюсь: «Сейчас терплю – чтоб завтра быть успешным». Но об этом чуть ниже…

Сила духа – это не откладывание наслаждения на потом

Частая ошибка, что человек откладывание удовольствия с сегодня на завтра путает с силой воли, силой духа. Но это не одно и то же. Быть сильным – значит терпеть в не зависимости от того, когда наступить облегчение или проявится необходимый результат.

Откладывание удовольствие на потом – это когда сегодня хочется вкусно поесть, но завтра вы знаете, что оторветесь по полной, устроите такой праздник живота…

Быть сильным духом – это сегодня хотеть вкусненького, и вы понимаете, что и завтра будете также хотеть вкусненького, но несмотря ни на что вы не позволите себе праздной трапезы (как пример, ради своего здоровья, ради особых взглядов на мир, и т.п.).

(Это ответ почему многие вегетарианцы действительно дольше и здоровее живут, ибо они сильны не только в том, что входит им в рот, но и достаточно сильны своим духом, чтоб осознанно выбирать каждый раз здоровый образ жизни не идя на поводу ежеминутных желаний).

Сила духа и цели достижение

Еще одна частая ошибка людей желающих достичь успеха —  хотят, чтоб путь, способы достижения были приятными. Если они не приятны, то ждут или ищут другие сносные пути к успеху. И редко соглашаются в чем-то себя ущемить сейчас ради желанного потом.

К сожалению, в большинстве случаев такого не может быть. Чтоб и цель сбылась, и сбылась, тем способом, что известна и вам нравилась. Чтоб при этом не испытывать никакого, как физического так и психологического дискомфорта.

(А жуликоватые учителя успеха вовсю пользуются наивностью, пропагандируют особые «прикольные» пути к счастью. Впрочем, статья не об этом.)

Вот тут то и вступает ключевой фактор успеха – сила духа. Если почитать автобиографию многих успешных людей – в начале своего пути они готовы были спать на голом полу, питаться в впроголодь, недосыпать или работать по ночам, совершать неприятные действия …

Как стать сильным духом

Если вы хотите быть сильным человеком – прокачивайте свой дух.

Сразу ограничить себя ради высокой цели в будущем – весьма тяжко. Но стоит начать с меньшего. Например, каждый из нас употребляет те продукты или напитки, которые знает – что вредны ему.

Слабый человек зная это, зная, что они ему вредны и дальше будет поддаваться сиюминутным удовольствиям.

А сильный – исключит его из своего рациона ради своего здоровья в будущем.

Если соблазн велик, боитесь, что сорветесь, – нужно, как в спорте выбрать свои нагрузки, и по мере успеха в этом повышать нагрузку (это как штангист, вначале малый посильный вес, а потом плавно, в меру тренированности – вес штанги повышается).

Главное условие в прокачке своей силы духа: Высшая Цель … 

Духовно сильный человек терпит добровольно невзгоды сейчас не просто так, ибо это уже будет мазохизмом. Сильный выбирает психологический или иной вид дискомфорта ради особой конкретной для него цели.

Сила духа не только важна в цели достижении, но это так же ключевой момент в своей уверенности. Когда не ваши желания управляют вашей жизнью, когда вы сами имеете контроль над своими желаниями – станете полным хозяином своей жизни.

Чего вам и желаю!

Самопознание. Духовная сила.

Что такое сила? Сила духовная, в чем она?

Сила – это связь с Богом, с Космосом. Чем выше ранг тех, кто может передавать человеку (сущности) энергии (информацию), тем его сила больше. Сила – это связь, проводимость энергий Свыше, трансформация их в себе для понимания «Кто я Есть?»

Эту связь можно использовать постоянно. Но мы сомневаемся в этом.. Для того, чтобы убрать сомнения в своей силе как возможности обмена энергиями, то есть помощи Свыше, с Высшими рангами Проводников Света, надо убрать внутреннюю установку: « Я все сделаю сам, так как не привык ждать помощи».

Убрать блок можно связав себя воедино со своей Душой и Космосом. Для этого можно представить , что едешь на машине (Космос), Душа – мотор и панель приборов, ты – не просто пассажир, а водитель. У тебя все есть — и мощный двигатель и авто (скоростное). Водителю остается поставить цель, то есть произнести (завести машину ключом):

« Я, имя, готов принимать блага, счастливые возможности, здоровье и любовь. Проводники Высших энергий. Посланники Света! Помогите мне быть здоровым телесно и духовно. … и произносишь свое намерение-желание.» Это могут быть и просьба о выздоровлении, и открытие денежного канала и т.д.

Не все, что пугает – страшно.

Не все, что больно – плохо.

Не каждая ситуация, в которой нет выхода – бесцельна.

Мы получаем опыт, но притягивая препятствия или не находя достойного выхода (как нам кажется), пытаемся оправдаться, что не можем управлять своей силой. А сила в нас есть и ждет лишь ПРОСЬБЫ:

«Сила моя Небесная! Помоги мне слабому и не знающему, что делать. Позволь мне быть слабой, чтобы управлять тобой себе во благо!»

Когда признаем свою слабость, незнание, то становимся слабыми настолько, что позволяем себе использовать мощь энергетическую, Космическую. Как… авто. Садишься, «просишь», чтобы машина ехала (ключом заводишь ее). Ты слаб, управляешь мощным механизмом. Автомобиль твой. Но им надо уметь управлять. Научиться водить – это перенос внимания на дорогу и цель. Куда надо ехать?

Так и с нашей внутренней силой. Стремитесь дальше и выше, но признайте что слабы и позвольте себе «сесть в авто». А так получается, что бежим рядом с машиной, пытаясь обогнать: «Я сильный! Я все могу!».

 

Ксения Лебух.

Если Вам понравилась статья, Вы можете поделиться ссылкой на неё и своими впечатлениями с друзьями на страницах Вашего любимого сайта.

Духовная сила — это… Что такое Духовная сила?



Духовная сила

 ♦ (ENG spiritual strength)

   власть и способность, данные Святым Духом для сопротивления искушениям, страданиям и злу ради христианского образа жизни.

Вестминстерский словарь теологических терминов. — М.: «Республика».
Мак-Ким Дональд К..
2004.

  • Духовная нищета
  • Духовная слепота

Смотреть что такое «Духовная сила» в других словарях:

  • СИЛА — жен. источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, стремленья, понужденья, всякой вещественой перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений, Хомяков. Тяготенье основная сила природы. Сила есть… …   Толковый словарь Даля

  • сила — сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? силы, чему? силе, (вижу) что? силу, чем? силой, о чём? о силе; мн. что? силы, (нет) чего? сил, чему? силам, (вижу) что? силы, чем? силами, о чём? о силах 1. Силой называют способность живых… …   Толковый словарь Дмитриева

  • сила — Индоевропейское – sei (связь, соединение). Общеславянское – sila (сила). Слово «сила» известно с древнерусской поры (XI в.) со значениями «естественная способность, свойство», «телесная сила», «духовная сила», «могущество», «власть» и др. Слово… …   Этимологический словарь русского языка Семенова

  • ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… …   Православная энциклопедия

  • сила — ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. С. в руках, ногах у кого л. Недюжинной силы кто л. Ударить изо всей силы. Толкнуть кого л., захлопнуть дверь с …   Энциклопедический словарь

  • сила — ы; ж. см. тж. в силу, в силу того, что, всеми силами, никакими силами, от силы, сила!, силой, сило …   Словарь многих выражений

  • Сила духа (твердость духа) —  – высокая духовная, душевная стойкость. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина… Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный, Прям и крепок парус мой! (Н. Языков,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ —     КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… …   Философская энциклопедия

  • Киевская духовная академия — – С 1615 г. на помощь Киево Печерской лавре в деле просвещения русского народа в духе православной веры и в истинных традициях русской народности явилась школа, неразрывно связанная с Киево братским монастырем, основанная дворянкою Галиною… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Тапильский, Сила Степанович — протоиерей, писатель и собиратель известий по истории духовенства, родился в 1817 г. в селе Борце, Сапожковского уезда, Рязанской губернии, в семье причетника, учился в Рязанской духовной семинарии, по окончании курса которой, как один из лучших… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Духовная сила человека, Мэрфи Джозеф. Опираясь на собственное философское переосмысление событий, о которых повествует Книга Иова (одна из слагающих Ветхий Завет), автор провозглашает, что невзгоды, болезни, иные тяжелые… Подробнее  Купить за 129 руб
  • Духовная сила человека, Мэрфи Дж.. На протяжении многих веков Библия была источником просвещения — она возрождала в людях веру в добро и утешала в тяжелые моменты жизни. Здесь речь пойдет о Книге Иова, которая была и остается… Подробнее  Купить за 126 руб
  • Духовная сила человека, Мэрфи Джозеф. Опираясь на собственное философское переосмысление событий, о которых повествует Книга Иова (одна из слагающих Ветхий Завет), автор провозглашает, что невзгоды, болезни, иные тяжелые… Подробнее  Купить за 121 руб

Другие книги по запросу «Духовная сила» >>

что это такое и 7 способов ее развить

Известно много сил и энергий. В науке принято говорить о гравитации, электромагнитном и ядерном взаимодействии. Они поддаются измерению и фиксации приборами. В повседневности часто применяется физическая сила, которую также легко измерить или почувствовать. Даже сильный характер удается сопоставить у разных людей. Но есть одно понятие, которое ученые не могут измерить или проанализировать. Даже сейчас остается загадкой, что такое сила духа. Какова ее природа? Зачем вообще она нужна? Каким образом можно развить это качество? Постараемся ответить на эти вопросы.

Что такое сила духа?

Сила духа — это состояние сознания, при котором человек становится свободным от бытовых проблем, поднимаясь над ежедневной рутиной. Не стоит путать ее с духовностью, характером, либо волевыми качествами, хотя они связаны между собой. Сила духа относится к более высокой, ментальной составляющей поведения. Она появляется в ответ на духовное развитие. Очень часто люди связывают это понятие с волей. Последняя означает стремление преодолевать препятствия. Сила духа возникает тогда, когда человек перестает гнаться за приземленными благами.

Проиллюстрируем это следующим примером. Допустим, молодой воин решил стать профессиональным бойцом. Он путешествует по миру в поисках возможности себя испытать. Соглашается на схватки с самыми опасными соперниками. Этим самым демонстрирует несгибаемую волю и решительность. Он сам создает себе препятствия и радуется от возможности их преодолеть. Постепенно ему это надоедает. Он понимает, что вокруг есть много других, еще более важных моментов и начинает развиваться духовно. На смену дерзости приходит сила духа, которая вовсе не означает отсутствие смелости. Наоборот, она дает смелость подняться над рутиной.

Пройти тест на характер человека

Воля и сила духа имеют разный вектор движения. Первая исходит наружу, изменяя окружающий мир. Вторая устремлена в человека, изменяя его отношение к этому миру.

В контексте сказанного уместно актуализировать, что такое дух. В отличие от физического мира, эта сфера находится в совершенно иной плоскости. Сторонники эзотерических учений и религии уверяют, что есть «тонкая» энергия, которую невозможно уловить известными приборами. Эта энергия обеспечивает связь человека с Творцом, укрепляясь за счет развития силы духа. Подобно тому, как люди тренируют свои мышцы, совершенствуют различные навыки и волевые качества, также можно укрепить дух человека. Но эти упражнения будут отличаться от привычных тренировок. Самое основное отличие заключается в том, что духовная сила не истощается от упражнений, как например мышцы. Ее невозможно перетренировать. Каждое занятие идет на пользу. Чем больше их, тем лучше.

Зачем развивать силу духа?

Духовные практики и учения утверждают наличие нематериальных сущностей, которые взаимодействуют с человеком. Одни ему помогают, другие, наоборот, пытаются навредить. Сила духа нужна, чтобы контактировать с первыми и блокировать действие вторых.

Духовно богатая личность способна проецировать свои желания в ментальный запрос, который быстрее попадет к его Ангелу-Хранителю, и получит больше шансов на реализацию. Также сила духа помогает бороться с энергетическими вампирами, сглазом, порчей и т.д. Чем глубже и развитие духовность человека, тем меньше он подвержен негативному влиянию извне. Сила духа служит энергетическим иммунитетом, защищающим от зла. Названные причины доказывают необходимость развития этого качества.

Как развить силу духа?

Воспитание силы духа включает разные упражнения, выполняя которые можно достигнуть просветления. Часть из них связаны с конкретными физическими тренировками, другие же направлены исключительно на силу духа, и внешне могут походить на бездействие. Но эффективность этих методов впечатляет:

  • Контроль внутренних энергий;
  • Позитивное мышление;
  • Физические и дыхательные упражнения;
  • Духовная литература;
  • Медитативные техники;
  • Добрые поступки;
  • Умение прощать.

Рассмотрим эти приемы по отдельности.

1. Контроль внутренних энергий.

В организме человека беспрерывно циркулируют различные энергии. Одни обеспечивают его связь с космосом, другие появляются в результате работы внутренних органов, а точнее – отдельных клеток. В каждой из них есть маленькие энергетические станции – митохондрии, которые обеспечивают нашу жизнедеятельность. Нельзя сказать, что от них зависит сила духа. Но вот умение контролировать и направлять свою жизненную энергию как раз и обеспечивает развитие этого качества. Если человек научится не растрачивать свои внутренние ресурсы на негатив и вредные привычки, а посвятит их более возвышенным целям, то дух человека окрепнет, а его результативность в жизни заметно возрастет.

Одна из первых энергий, которую стоит научиться контролировать – сексуальная. Известный американский писатель Наполеон Хилл в своей книге «Думай и богатей» отметил, что для успеха необходимо подчинить свою сексуальную энергию, направив ее в творческое русло.

2. Позитивное мышление.

Принцип обратной связи один из самых мощных в этом мире. Человек получает результат, эквивалентный его мыслям и поступкам. Зло воздается злом, добро вознаграждается добром. Дух человека крепнет, если поступки и мысли направлены на его развитие. Позитивный настрой притягивает соответствующие ситуации. Безусловно, порой происходят и негативные события, но чем крепче сила духа, тем легче с ними справляться. Важное правило, которое необходимо взять на вооружение каждому – всегда думать о хорошем.

3. Физические и дыхательные упражнения.

Еще древние подметили, что «в здоровом теле здоровый дух». Это не удивительно, ведь тело – это сосуд души. Укрепляя свой организм, человек увеличивает и силу духа. Не зря ведь ряд духовных школ дополняли обучение своих последователей физическими нагрузками. В первую очередь уместно вспомнить шаолиньских монахов. Параллельно с духовным развитием, они совершенствовали свое тело, показывая настоящие чудеса физической и боевой подготовки.

Но в отличие от большинства спортивных секций, монахи Шаолиня практиковали не только развитие мускулатуры. Важную часть их подготовки составляет и дыхательная гимнастика, поскольку человек, овладевший своим дыханием, способен контролировать практически все физиологические функции организма. Один из ярких примеров такой практики – техника цигун, пришедшая к нам из китайской культуры.

4. Духовная литература.

Постижение духовного мира требует таких же знаний, как и изучение окружающей реальности. Чтение специальных книг помогает быстрее настроиться на восприятие истин, понять, какие поступки необходимо совершить на пути своего духовного становления.

Выбор одних склоняется в пользу Святого Писания авраамических религий (Христианство, Ислам, Иудаизм), другие исповедуют менее известные направления, вплоть до локальных культов. В любом случае, чтение такой литературы увеличивает силу духа, помогая подключиться к определенному информационному потоку, который в дальнейшем обеспечивает им поддержку.

5. Медитативные техники.

В отличие от привычной исследовательской работы, эта практика направлена «внутрь» и основана на углублении в свое подсознание. Сторонники медитации уверены, что в разуме человека содержатся все необходимые ему ответы, для получения которых нет надобности куда-то спешить. Достаточно принять удобную позу, на время отрешиться от окружающего мира.

В случае регулярной практики удается войти в особое измененное состояние сознания, когда человек очищает свои мысли и полностью расслабляет мышцы (релаксация). Спокойный ход мыслей помогает иначе взглянуть на привычные вещи, отстраниться от обыденной суеты, тем самым укрепляя силу духа.

Одна из разновидностей медитации – концентрация на мантре, когда человек монотонно повторяет определенный звук или фразу, буквально вводя себя в состояние транса. Известны другие способы, среди которых сосредоточенность на сердцебиении, либо дыхании.

6. Добрые поступки.

Сложно придумать лучшее правило, чем совершение добрых поступков. Когда подобный образ жизни становится основополагающим в процессе принятия решений, сила духа увеличивается до невиданных высот. Если человек стремится творить добро и помогать ближнему, его связь со светлыми силами укрепляется. Это не означает, что нельзя действовать «недемократичными» методами. Даже проявление силы может быть уместно, когда заступаешься за слабых и пресекаешь несправедливость. Добро тоже должно быть с кулаками, только пускать их в ход исключительно в тех случаях, когда иначе поступить нельзя. А вообще, помощь может заключаться в самых разных поступках, от милостыни нуждающимся, до участия в волонтерской организации. Забота о благополучии человечества называется филантропией. Такие люди, укрепляя силу духа, еще и занимают достойное место в обществе.

7. Умение прощать.

Обиды – одна из главных причин, по которой духовная сила может слабнуть. Злопамятные люди, прежде всего, разрушают самих себя. Это справедливо, как на ментальном уровне, так и с точки зрения физиологии. Негативные эмоции вызывают выделение гормонов стресса, которые постепенно разрушают организм. Чтобы уберечься от их негативного влияния, достаточно просто научиться прощать. Этот же самый прием помогает укрепить силу духа. Следует отпускать все обиды и разочарования прошлого. Поговорка о том, что топор войны следует закапать вместе с врагом – не более, чем юмор. Очень часто, обижают не со зла, а просто потому, что иначе не умеют. Таких людей скорее жалеть надо, чем сердиться на них и держать обиду. Порой, научившись прощать, человек с удивлением обнаруживает, что у него и врагов то нет.

Сила духа необходима каждому, поскольку с ее развитием человек совершенствуется сам. Это помогает становиться лучше не только ему, но и преображать окружающую реальность. Духовно богатые люди перекрывают дорогу злу в этот мир, независимо от того, чем они занимаются: активно пропагандируют добро, либо уединяются в горах и медитируют.

Пройти тест на темперамент

Что такое немощь духовная и что такое сила духовная? — православная социальная сеть «Елицы»

Наше христианское и мирское понимание силы духовной совершенно различны.

Сила духовная людей мирских имеет в своей основе самоуверенность, самонадеянность, самоутверждение – гордость.

Эта сила, часто огромная, действительно может творить великое, преображая жизнь человеческую, изменяя во благо социальные и международные отношения. Она на наших глазах с небывалым успехом строит царство земное.

Но в основе этой силы духовной лежит гордость, лежит отвержение всякой помощи Божьей, само- утверждение, безусловная вера в свои человеческие силы. А Бог гордым противится, и только смиренным дает благодать.

Они этого не слышали, а если бы и слышали, то посмеялись бы над этим.

А нас глубоко поражают слова св. пророка Исаии: «…так говорит Высокий и Превознесенный, вечно живущий – Святый имя Его: я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57, 15).

И в другом месте тот же пророк говорит: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66, 2).

О, как велики для нас эти слова! Разве не хотите вы, чтобы в сердце вашем жил Сам Бог?

А Он говорит, что живет в тех сердцах, которые смиренны и сокрушенны.

В сердце человеческом живет Сам Бог…

И вот только тогда, когда Бог, ненавидящий гордость и превозношение, вселится в сердце смиренное, сокрушенное и трепещущее пред словом Его, тогда в этом немощном сердце совершается великая сила Божия – и только в таком сердце, ни в каком другом.

Что же такое нищета духовная, которую Бог ставит необходимым условием того, чтобы в нас действовала Его Божественная сила, что это такое?

Вот там в притворе стоят бедные нищие. Они ни над кем не превозносятся, стоят они с дрожащими коленами, с опущенной головой, считая себя ниже всех. Они ничего не имеют своего и сознают себя ничего не имеющими. Они питаются той милостыней, которую подаете им вы, одеваются теми обносками, которые получают от вас. Это телесно нищие.

И вот такими должны быть и нищие духом. Они, подобно нищим телесно, должны сознавать себя не имеющими ничего доброго, от них самих зависящего.

Они себя сознают совершенно нищими в добродетелях.

Они думают искренне и говорят, что все доброе, что совершают они, совершают не своей силой, не своими добродетелями, а по Божьей благодати.

Они одеваются и покрываются не драгоценными одеждами, а кровом крыл Всевышнего.

Только этой одежды ищут они, только под кровом крыл Всевышнего хотят они жить, а не в роскошных домах – им этого не нужно.

Они смиренно сознают себя ниже всех. И чем праведнее человек, тем глубже сознание своей греховности в нем.

Это покажется вам странным. Скажете, что это, как это возможно, чтобы святые считали себя грешнее всех?

Поверьте, поверьте, что возможно, что совершенно искренне считали себя святые грешнее всех.

Как это возможно? Вот как.

Если в комнату чрез окно упадет яркий солнечный луч, то увидите вы в этом луче миллионы носящихся пылинок. Пока не было света, не видели пыли; увидели только тогда, когда пыль осветило солнце.

Духовное зрение святых обострено до крайности, они видят то, чего не видят люди обыкновенные, люди мира сего.

Их сердце и ум озаряет яркий свет Христов, и в этом Христовом свете своим обостренным зрением видят они в сердце своем все мелкие и мельчайшие грехи, а их много в нашем сердце.

И тогда святой человек ужасается и говорит: «О Господи, Господи! Сколько же у меня грехов!»

И он совершенно искренне будет считать себя хуже, грешнее всех.

Вот это смирение – основа всякой праведности, ибо без смирения все дела праведные не имеют цены в очах Божиих.

Можно, творя добрые дела, творить их с гордостью и тщеславием. Это не праведность пред Богом – это мерзость пред Ним. Бог ждет только подлинной нищеты духовной, Бог говорит устами св. апостола Павла: «Сила Моя совершается в немощи».

Только в сердцах сокрушенных и смиренных творится великая тайна силы Божией.

Чтобы творить что-либо доброе, подлинно доброе, мы должны быть смиренными. Смирению учит нас Господь и Бог наш Иисус Христос. Разве не помните слов Его: «Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

Кто был так смирен, как Он? Помните, что говорил о Нем святой Павел в послании к Филиппийцам: «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу – Он был равен Богу, Он мог и смел считать и объявить Себя Богом. Он этого не делал; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя превыше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил. 2, 5-11).

Вот чему должны мы подражать – смирению Христову, смирению святых. Никогда не забывайте страшных слов апостола Петра: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Будем же смиренными, будем нищими духовно, будем немощны, и тогда сила Божия будет в нас совершаться – только тогда.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, и вознесет вас в свое время.
Аминь.
свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
1951 год

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16: 13) / Православие.Ru

Если у человека нет силы
воли, то он не может сделать ничего… Человек
духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли
собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог
навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того,
чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому
плечу свое собственное крыло – волю человеческую.
Если человек имеет сильную волю, то у него есть
человеческое крыло, равнодействующее с крылом
божественным, и он летит.

Старец Паисий
Святогорец



Иерей Алексий Зайцев
Иерей Алексий Зайцев

– Отец Алексий, что такое
малодушие?

– Со значением понятия «малодушие» очень
важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как
оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к
примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.

«Толковый словарь русского языка» под
редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как
«отсутствие твердости духа, решительности,
мужества». Такого рода малодушие сводится к
нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом,
душевные чувства и способности человека.

В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более
глубокую духовную природу малодушия, определяя его как
«отчаяние, упадок духа». В этом случае
малодушие оказывается следствием действия в человеке таких
страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в
синонимической связи.

Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем
новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь
право на существование.

Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей
беседы понятию «малодушие» следующую
расширенную трактовку.

Малодушие – это немощь души человека, которому
свойственно отсутствие твердости, решимости и
последовательности в действиях, вплоть до трусости и
предательства. Различные проявления малодушия чаще всего
замечаются нами в сфере земной деятельности человека,
однако они всегда являются следствием тех духовных
слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине
человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно
приводит к упадку духа и отчаянию.

В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем
отсутствие решимости, должного настроя христианина
следовать заповедям Божиим.

– Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с
православной точки зрения, можно назвать человеком с
сильным духом?

– Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова
«сила духа» и «сила воли» разными
людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте
определимся с данными понятиями следующим образом.

Сила духа – сила высшей сферы человеческой души,
которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по
своей природе всегда обращен к Богу, и он не может
считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено
светом Божественной благодати, если в глубине его еще не
изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда
руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые
деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию
истинного Бога, чем более его сердце освящено действием
Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей
– тем сильнее дух человека. Согласно православному
пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви
невозможно.

Сила воли – одна из врожденных, естественных сил
человеческой души. Она не связана напрямую с
духовно-нравственным совершенством человека и может быть
направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной
волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В
период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную
волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне
действия Божественной благодати человек далеко не всегда
способен употребить свою сильную волю на служение добру и
во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности
может постепенно довести человека с сильной волей до таких
извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее
на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда
оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент
совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не
укрепляется действием Божественной благодати, она может
быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много
примеров людей, которые в юности обладали сильной волей,
были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов,
но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и
разочаровавшимися в жизни.

Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и
силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной
благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на
служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко
не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается
способным проявлять сильную волю как положительное
качество своей души.

– Святитель Николай Сербский говорил:
«Преступление – всегда слабость. Преступник
– это трус, а не герой. Потому всегда считай, что
творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по
причине силы, а по причине слабости». Как правильно
понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?

– Мы отметили выше, что вся воля человека как
естественная сила души может быть направлена как на
совершение добра, так и на совершение зла. Крайним
проявлением злой воли является преступление.

В наше время, во многом благодаря кинематографу,
преступники нередко воспринимаются в качестве примера для
подражания – мужественными, последовательными,
волевыми. Однако если внимательно приглядеться к
обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле
все окажется совершенно иным. Если посмотреть на
насильника, который избирает жертвой слабую женщину,
посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с
оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора,
который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не
видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера),
который из укрытия производит свой зловещий выстрел,
– мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для
кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все
ради «любви» к порочной женщине. Но если
вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек
причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти,
мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений,
а просто предатель.

Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества
и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та
слабость, жертвою которой они неоднократно становились в
своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям
пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому
пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда
избирали способы совершения своих преступлений,
свойственные только трусам и предателям.

На эту слабость преступников и указывает святитель Николай
Сербский в приведенном вами высказывании – для того,
чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.

– Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит:
«Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:
9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени,
унынии, малодушии.

– В православной аскетике слово «немощь»
может пониматься двояко. Следует различать, во-первых,
внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении
его души различными страстями, в том числе и унынием, и
леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю,
которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях,
приходящих извне, независимо от воли и желания самого
человека.

Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых
грешных людей, а с другой – для праведников,
отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально
различный характер. Для обычного человека телесные недуги,
внешние напасти и скорби являются следствием поражения его
души греховными недугами, действие которых разрушительно
сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех
обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно
через исцеление души от заразы греха.

Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие
немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не
возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются
ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную
немощь человеческой природы, которая может легко
подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись
Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает,
что праведник, которому многое дано от Бога, не может
сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его
судьбе будет складываться легко и безоблачно и если
различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут
закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и
совершается сила Божия.

– Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если
да, то каким образом?

– О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне
человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние
не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо
противоположным. Например, когда человек внешне показывает
уважение к другому, а внутренне испытывает к нему
ненависть и презрение; проявляет покорность и
солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит
комплименты, а за спиной источает ругательства.

Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или
иначе связаны с малодушием.

Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к
вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться
своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он
готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с
совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и
влиятельными людьми, не остаться без их покровительства.
Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек
нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не
редкость, когда муж после унижений и неприятностей на
работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на
жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо
настаивали на том, что истинное смирение человека
проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное
мужество – по отношению к более сильным. Так, по
отношению к начальнику на работе было бы мужественно
высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по
отношению к жене и детям – смириться и потерпеть их
недостатки.

Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к
равным себе, когда человек хочет казаться в глазах
окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим
людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие
считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым
– так можно лучше устроиться в жизни, а также
избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди,
рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной
комфортной жизни придется поступиться своею честью и
принципами, придется трусливо молчать в тех
обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость.
Такое состояние разрушительно сказывается на
духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая
его и силы воли, и силы духа.

Лжесмирение может проявляться и по отношению к
нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам
своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные
недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и
похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их
благожелательностью и поддержкой, а также избежать
заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его
требовательностью и твердостью.

Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может
выражаться различно – от явной трусости до более
тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.

– Преподобный Серафим Саровский говорил:
«Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы,
в древности просиявшие». Иначе говоря, между
человеком погибающим и человеком спасающимся одна только
разница – решимость. На чем должна быть основана эта
решимость?

– Вокруг нас очень много искушений и соблазнов,
которые являются помехой в нашем духовно-нравственном
развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко
спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти
искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не
проявляем должной решимости избегать их ради непорочного
служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает.
Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость,
а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно
кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного
Серафима.

– Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый
вопрос, который священник должен задать прихожанину на
исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй:
“Что тебе мешает правильно верить и жить по
вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление
неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на
исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом
глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы
батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы
больше крепких в вере мирян?

– Подобную форму исповеди могут взять на заметку
многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать
универсальной.

Необходимо учитывать то обстоятельство, что у
священнослужителей, совершающих таинство исповеди,
существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень
познаний в вопросах веры, и склад личного характера.
Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние.
Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои
формы проведения исповеди, свои подходы – в
зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при
которых совершается таинство.

Главное – чтобы исповедь не сводилась к формальному
перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной
работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и
недостатков, к возрастанию в добре.

– Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на
поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны
семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и
душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней
добродетели». Как вы думаете, почему сегодня
большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску
своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в
развитии добродетелей (достоинств души)?

– Покаяние человека всегда начинается с познания
глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные
пороки и недостатки возможно только в том случае, если,
изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце
добродетели, противоположные своим прежним греховным
наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце
добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом
нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух
выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища
покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой,
откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым,
выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь
других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает
для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:
43–45).

Почему современный верующий человек слишком часто
останавливается на стадии познания своих грехов и не
делает следующий шаг к духовно-нравственному
совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь
насаждения добродетелей требует сегодня от человека
большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и
утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце.
Современному обывателю, всецело порабощенному материальной
стороной бытия, очень трудно отречься от части своего
земного достояния ради блага окружающих его людей, чего
неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать
и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать
частью своего земного благополучия.

Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо
решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро
поймет, насколько велика духовная радость от совершения
благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в
духовной, так и в земной жизни.

– Как вы считаете, может быть, одна из причин
малодушия заключается в том, что человек не осознает
всемогущество Бога, Его силу и мощь?

– Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога
или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на
собственные силы и способности, руководствоваться только
расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что
собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в
жизни случаются ситуации, из которых не представляется
шанса выйти победителем, если уповать только на земные
средства. Для многих это становится поводом для малодушия.

Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим
великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе
нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к
примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году
народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это
чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь
Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически
перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни
правительства, ни системы государственного управления, ни
армии, ни государственной казны… На стороне
польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия
мощного государства – Речи Посполитой. Если бы
русские люди уповали только на собственные силы, сбор
ополчения показался бы совершенно безумным предприятием,
шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко
уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам
земной логики.

Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает
присутствие Творца в своей судьбе – это очень
хорошее основание для борьбы с малодушием.

– Паисий Святогорец учил: «Когда человек
расположен к подвижничеству, когда он молится и просит
Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек
должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит,
что] он либо совсем не прикладывает воли, либо
прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы
духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы
воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы
развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне
самоуверенным?

– Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим
Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния,
смирения, познания своих грехов… В том числе и о
том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со
страстями.

Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и
силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными
способностями души, а сила духа – с тем, насколько
наше сердце освящено светом Божественной благодати,
насколько оно свободно от страстей, насколько оно может
служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем
более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе
силу воли человека, направляя ее на служение добру.

Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два
пути. Во-первых, путь духовный – через очищение
сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу.
Во-вторых, путь естественный – через правильное
воспитание, через осознание ответственности за все свои
поступки, через любовь к своей Родине и народу, через
служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.

Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая,
например, воспитанием и физической подготовкой, волю
сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной
жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека
ущербной, а силу ее – ограниченной. История является
свидетельницей тому, как еще до христианства Римская
империя знала многих достойных подражания воинов, которые
на полях сражения показывали великое мужество и героизм.
Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами
развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые
жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать
рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном
плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их
здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения,
если сердце человека исполнено страстей, если естественные
силы его души не подчинены духу – рано еще говорить
о сильной воле.

Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса.
Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает
недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?

Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе
юношу, который способен поднять штангу весом в 80
килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150
килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил
у него в данное время для этого недостаточно. Одного
желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо
потратить много времени, приложить массу усилий для того,
чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А
если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и
расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в
состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало
усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей
души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может
оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если
потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через
некоторое время многое для нас станет возможным; а если
предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще
большее малодушие и безволие.

– Всякий христианин есть воин Христов. Он может
быть достойным этого высокого звания, только преодолевая
малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых
мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный
мужчина, и что ему мешает быть таковым?

– Если говорить кратко, православный мужчина, прежде
всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он
должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими
пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное
душевному, вечное – временному, высокое –
низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая
питается и укрепляется благодатью Божией.

При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином
своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим
личным достоянием ради общего блага; он не имеет права
поступаться своими принципами, своими высокими ценностями
и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по
причине земной корысти.

Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом,
который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим
самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных
влечений, комфортной жизни и личных выгод.

Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в
первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных
семьях практически ничего не делается для того, чтобы
вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и
ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок
становится центром семьи, где все, начиная с родителей,
потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных,
благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.

Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию
современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать
долго и последовательно с самого рождения – она не
развивается самопроизвольно.

– Известный православный
инструктор-«рукопашник» сказал:
«Некоторые священники не благословляют заниматься
боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей
воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение
физической и воинской подготовки. И наши мальчишки
перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что
об этом можете сказать?

– Мне кажется, что военно-патриотические клубы,
основанные на русских боевых и культурных традициях,
– немногое из того, что сегодня способно сберечь
нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую
– от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек,
которым следует научиться защищать свою Родину и своих
близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено,
если не будут ограничиваться духовные потребности
учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной
жизни.

Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма,
несколько лет назад организовал и возглавляет до
настоящего времени военно-патриотический клуб
«Воин». Некоторые ребята приходили туда даже
некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря
церковному окормлению, они обретали спасительную веру и
принимали святое крещение. В настоящее время многие из них
являются активными прихожанами различных храмов
Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание
мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и
к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка,
который окормляет подобного рода клубы и организации,
приведет немало конкретных примеров вышесказанному.

Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут
внести существенный вклад в мощь и обороноспособность
нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их
развитие должно быть одним из приоритетных направлений в
программах государственной поддержки. К сожалению,
подобная поддержка на сегодняшний день практически
отсутствует. Относительно того, что «некоторые
священники не благословляют заниматься боевыми искусствами
вообще», замечу: наша Православная Церковь таких
воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих
обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи,
обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко
представляли собой надежные крепости, способные дать отпор
в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами
не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не
говорю о том, что владение боевым искусством на Руси
всячески поощрялось для мирян, независимо от их
происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии
у нас было положено только в XVIII веке.

Однако я более чем за 12 лет своего священнического
служения практически не встречал батюшек, которые бы столь
ригорично относились к боевым искусствам.

– От некоторых батюшек мне приходилось слышать
подобные «пацифистские» суждения… Хотя
ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы
не увидим запрета на самооборону без оружия.

Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие
покинуло апостолов после того, как они приняли Святого
Духа. Можно ли говорить, что малодушие – это
следствие нестяжания человеком Духа Святого?

– Уже говорилось, что благодать Божия питает силу
духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как
естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен
человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен
малодушию.

Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу
духу, так укрепить волю верующего, что способности
последнего могут превысить естественные человеческие силы.
Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том,
что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и
достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу
неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой
Божественной благодати, оказывались неспособными перенести
мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что
слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые
чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором
отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих
мучителей.

Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со
своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа
их сила воли имела пределы человеческого естества.
Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то,
что превышало естественные человеческие силы.

43 стиха из Библии о силе, духовной

К Ефесянам 6:10

Наконец, будьте сильны в Господе и в силе Его могущества.

Судей 16: 3

Самсон пролежал до полуночи, а в полночь он встал и, взявшись за двери городских ворот и за два столба, поднял их вместе с решетками; затем он положил их себе на плечи и отнес на вершину горы, которая находится напротив Хеврона.

Псалом 68:35

О Боже, Ты устрашен Своим святилищем.
Сам Бог Израиля дает силу и власть людям.
Благословен Бог!

Исайя 40: 29-31

Он дает силу усталым,
И тому, кому недостает силы, Он увеличивает силу.
Хотя юноши утомляются и устают,
И сильные юноши сильно спотыкаются,
А ожидающие Господа
Обретут новую силу;
поднимутся на крыльях, как орлы,
побегут и не устанут,
пойдут и не устанут.

Луки 24:49

И вот, Я посылаю вам обетование Отца Моего; но ты должен оставаться в городе, пока не облечешься властью свыше.”

Деяния 1: 8

но вы получите силу, когда сойдет на вас Святой Дух; и вы будете Моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии, и даже в самых отдаленных уголках земли.”

Ефесянам 3:16

что Он даст вам, согласно богатству Его славы, укрепиться силой через Его Дух во внутреннем человеке,

2 Фессалоникийцам 2: 16-17

Теперь пусть Сам наш Господь Иисус Христос и Бог, Отец наш, возлюбивший нас и даровавший нам вечное утешение и добрую надежду по благодати, утешат и укрепят ваши сердца в каждом добром деле и слове.

1 Тимофею 1:12

Я благодарю Христа Иисуса, Господа нашего, Который укрепил меня, потому что Он считал меня верным, давая мне служить,

2 Тимофею 1: 7

Ибо Бог дал нам дух не робости, но силы, любви и дисциплины.

Иисуса Навина 1: 9

Разве я тебе не приказывал? Будь сильным и смелым! Не трепещи и не тревожься, ибо Господь Бог твой с тобой, куда бы ты ни пошел.”

Второзаконие 31: 7-8

Тогда Моисей воззвал к Иисусу Навину и сказал ему на глазах у всего Израиля: «Будь тверд и мужествен, ибо ты пойдешь с этим народом в землю, которую Господь клялся отцам их дать им, и ты отдашь ее. их в наследство.Господь — это тот, кто идет впереди вас; Он будет с тобой. Он не подведет и не оставит вас. Не бойтесь и не пугайтесь ».

Псалом 118: 28

Моя душа плачет от горя;
Укрепи меня словом Твоим.

Исайя 41:10

«Не бойтесь, я с вами;
Не смотри вокруг себя с тревогой, ибо Я твой Бог.
Я укреплю тебя, верно помогу тебе,
Несомненно, поддержу тебя Десницей праведной Моей.’

Иеремия 1: 8

«Не бойтесь их,
ибо Я с вами, чтобы избавить вас», — провозглашает Господь.

Аггей 2: 4

Но теперь наберитесь мужества, Зоровавель, — провозглашает Господь, — наберитесь мужества, Иисус Навин, сын Иезадака, первосвященник, и все вы, народ земли, ободритесь, — провозглашает Господь, — и работайте; ибо Я с вами, — заявляет Господь Саваоф.

2 Тимофею 4:17

Но Господь стоял со мной и укреплял меня, чтобы через меня провозглашение могло быть полностью выполнено и чтобы все язычники могли услышать; и меня спасли из пасти льва.

.

Какова ваша духовная сила?

Представьте, как здорово было бы каждое утро видеть в зеркале свою душу, а не свое физическое «я». Итак, каждый раз, когда вы смотрели на состояние своей души, вы могли исправить ее достаточно скоро. Это зеркало позволит вам увидеть все, что присутствует внутри: ваши сильные стороны, ваши трудности и ваше духовное состояние.

К сожалению, такого зеркала нет. Но хорошая новость — это интересная игра, которая расскажет вам о вашей духовной силе, которую вы сможете использовать в своих интересах.

Сыграй в эту игру и узнай. Поделитесь этой игрой с другими своими друзьями, чтобы они тоже узнали свои духовные силы.


Вам также может понравиться:

.

43 стиха из Библии о силе, духовной

К Ефесянам 6:10

Наконец, будьте сильны в Господе и в силе Его могущества.

Судей 16: 3

Самсон пролежал до полуночи, а в полночь он встал и, взявшись за двери городских ворот и за два столба, поднял их вместе с решетками; затем он положил их себе на плечи и отнес на вершину горы, которая находится напротив Хеврона.

Псалом 68:35

О Боже, Ты устрашен Своим святилищем.
Сам Бог Израиля дает силу и власть людям.
Благословен Бог!

Исайя 40: 29-31

Он дает силу усталым,
И тому, кому недостает силы, Он увеличивает силу.
Хотя юноши утомляются и устают,
И сильные юноши сильно спотыкаются,
А ожидающие Господа
Обретут новую силу;
поднимутся на крыльях, как орлы,
побегут и не устанут,
пойдут и не устанут.

Луки 24:49

И вот, Я посылаю вам обетование Отца Моего; но ты должен оставаться в городе, пока не облечешься властью свыше.”

Деяния 1: 8

но вы получите силу, когда сойдет на вас Святой Дух; и вы будете Моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии, и даже в самых отдаленных уголках земли.”

Ефесянам 3:16

что Он даст вам, согласно богатству Его славы, укрепиться силой через Его Дух во внутреннем человеке,

2 Фессалоникийцам 2: 16-17

Теперь пусть Сам наш Господь Иисус Христос и Бог, Отец наш, возлюбивший нас и даровавший нам вечное утешение и добрую надежду по благодати, утешат и укрепят ваши сердца в каждом добром деле и слове.

1 Тимофею 1:12

Я благодарю Христа Иисуса, Господа нашего, Который укрепил меня, потому что Он считал меня верным, давая мне служить,

2 Тимофею 1: 7

Ибо Бог дал нам дух не робости, но силы, любви и дисциплины.

Иисуса Навина 1: 9

Разве я тебе не приказывал? Будь сильным и смелым! Не трепещи и не тревожься, ибо Господь Бог твой с тобой, куда бы ты ни пошел.”

Второзаконие 31: 7-8

Тогда Моисей воззвал к Иисусу Навину и сказал ему на глазах у всего Израиля: «Будь тверд и мужествен, ибо ты пойдешь с этим народом в землю, которую Господь клялся отцам их дать им, и ты отдашь ее. их в наследство.Господь — это тот, кто идет впереди вас; Он будет с тобой. Он не подведет и не оставит вас. Не бойтесь и не пугайтесь ».

Псалом 118: 28

Моя душа плачет от горя;
Укрепи меня словом Твоим.

Исайя 41:10

«Не бойтесь, я с вами;
Не смотри вокруг себя с тревогой, ибо Я твой Бог.
Я укреплю тебя, верно помогу тебе,
Несомненно, поддержу тебя Десницей праведной Моей.’

.

43 стиха из Библии о силе, духовной

К Ефесянам 6:10

Наконец, будьте сильны в Господе и в силе Его могущества.

Судей 16: 3

Самсон пролежал до полуночи, а в полночь он встал и, взявшись за двери городских ворот и за два столба, поднял их вместе с решетками; затем он положил их себе на плечи и отнес на вершину горы, которая находится напротив Хеврона.

Псалом 68:35

О Боже, Ты устрашен Своим святилищем.
Сам Бог Израиля дает силу и власть людям.
Благословен Бог!

Исайя 40: 29-31

Он дает силу усталым,
И тому, кому недостает силы, Он увеличивает силу.
Хотя юноши утомляются и устают,
И сильные юноши сильно спотыкаются,
А ожидающие Господа
Обретут новую силу;
поднимутся на крыльях, как орлы,
побегут и не устанут,
пойдут и не устанут.

Луки 24:49

И вот, Я посылаю вам обетование Отца Моего; но ты должен оставаться в городе, пока не облечешься властью свыше.”

Деяния 1: 8

но вы получите силу, когда сойдет на вас Святой Дух; и вы будете Моими свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии, и даже в самых отдаленных уголках земли.”

Ефесянам 3:16

что Он даст вам, согласно богатству Его славы, укрепиться силой через Его Дух во внутреннем человеке,

2 Фессалоникийцам 2: 16-17

Теперь пусть Сам наш Господь Иисус Христос и Бог, Отец наш, возлюбивший нас и даровавший нам вечное утешение и добрую надежду по благодати, утешат и укрепят ваши сердца в каждом добром деле и слове.

1 Тимофею 1:12

Я благодарю Христа Иисуса, Господа нашего, Который укрепил меня, потому что Он считал меня верным, давая мне служить,

2 Тимофею 1: 7

Ибо Бог дал нам дух не робости, но силы, любви и дисциплины.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *