Эффект новизны и первичности: Эффект первичности и новизны (недавности) — Мегаобучалка

Содержание

Эффект первичности и новизны (недавности) — Мегаобучалка

Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект первичности – увеличение вероятности припоминания первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Эффект новизны (недавности) – увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами ряда.

Если совместить эти два эффекта в один, то получится «эффект края». Суть эффекта – лучше запоминается сказанное в начале и в конце. Возникают вопросы: «Зачем эффект края разделили?», «Какое отношение этот эффект имеет к социальной психологии?». В социальной психологии «эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек, а «эффект новизны» – по отношению к знакомому человеку.

Эксперимент: Четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт; в 3-й группе – сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе – то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала (эффект первичности).

Примеры: Когда в вашу группу приходит новенький, вам интересно все: как говорит и учится, во что одевается, с кем дружит. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку – первая информация оказывается сильнее последующей. Об одногруппниках, с которыми вы уже ни один год учитесь вместе, как вам кажется, вы знаете все. Поэтому изменить отношение к ним может только новая, внезапная информация. Известный «ботаник» вашей группы вдруг придет с ирокезом на голове – разговоров будет на целую неделю.

6. Эффект бумеранга–при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или отдельных лиц получается результат, обратный ожидаемому.

Иногда слишком активное общение приводит к обратному результату. Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора.

Эффект бумеранга возникает, если:

–подорвано доверие к источнику информации;

–передаваемая информация длительное время носит однообразный, не соответствующий изменившимся условиям характер;

–субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь к себе у воспринимающих эту информацию.

7. Эффект средней ошибки–тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Оценивая другого человека, мы обычно избегаем крайних суждений и определений. Возможно, поэтому мы верим, что даже отпетый негодяй имеет в себе что-то хорошее и может исправиться, а внутри вполне благопристойного человека живут черные мысли: «В тихом омуте черти водятся».

Стереотипизация.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г.

Стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Стереотипизация–восприятие, классификация и оценка объектов на основе определенных представлений.

Стереотипы в общении, возникающие, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Затем проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям.

С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям.

Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека, и они приобретают власть над ним именно в силу их недостаточной осознанности. Можно выделить шесть групп социально-перцептивных стереотипов(Реан А.А.).

1. Антропологические стереотипы проявляются в том, что оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей его физического облика: блондинка – глупая; очкарик – умный; юноши берут умом, девушки – усидчивостью.

2. Этнонациональные стереотипы проявляются в том случае, если психологическая оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации («немец-педант», «темпераментный южанин» и т.п.). Именно эти стереотипы часто ведут к формированию предубеждения, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы

3. Социально-статусные стереотипы состоят в зависимости оценки личностных качеств человека от его социального статуса (даже рост незнакомого человека оценивается по-разному, в зависимости от того, кем по статусу он является).

Эксперимент: Психолог П. Уилсон показывал студентам разных групп одного и того же мужчину, которого он называл «Мистер Инглэнд». В одной группе его представлял как студента, во второй – как лаборанта, в третьей – как преподавателя, в четвертой – как доцента, а в пятой – как профессора. После того, как гость уходил, просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост Уилсона не менялся, а рост «мистера Инглэнда» увеличивался с повышением социального статуса.

4. Социально-ролевые стереотипы проявляются в зависимости оценки личностных качеств человека от его социальной роли, ролевых функций (военный – дисциплинированный, жесткий, ограниченный человек; профессор – умный, рассеянный и т.п.).

У педагогов достаточно часто под влиянием своего педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник». Так, впервые встречаясь с учащимся, уже получившим характеристику «отличника» или «двоечника», педагог с большей или меньшей вероятностью предполагает наличие у него определенных качеств.

Еще один частый стереотип педагогов: «неблагополучными» детьми, склонными к асоциальному поведению, чаще всего являются «ершистые», беспокойные учащиеся, те, которые не могут усидеть на занятиях, не могут молча, подчиненно реагировать на замечания, способны вступить в пререкания. А учащиеся, демонстрирующие подчиненность, действующие в зависимости от указаний и замечаний педагога, оцениваются польщенным педагогом как «благополучные».

5. Экспрессивно-эстетические стереотипы определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными личностными качествами он наделяется).

6. Вербально-поведенческие стереотипы связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.).

Эффект новизны, примеры

Понятие «эффект новизны» в психологии

Определение 1

Эффект новизны – это феномен социальной психологии, который проявляется при восприятии человека человеком – по отношению к знакомой персоне наиболее запоминающейся оказывается последняя, полученная о ней информация, в то время, как по отношению к незнакомой персоне наиболее значимым является первое впечатление о ней.

Область социального восприятия, связанная с описанием феноменов, эффектов, проявлений является наиболее изученной, имеющей богатый фактический материал. Феномены и эффекты являются и своеобразными «ошибками», и важными закономерностями, связанными с особенностями психики.

Эффект новизны делает жизнь более счастливой и насыщенной. Эффект новизны тесно связан с эффектом ореола и первичности и проявляется через значимость информации определенного порядка о человеке для того, чтобы составить о нем свое представление. В отношении знакомого человека значимой будет последняя, новая о нем информация – это есть эффект новизны. Относительно незнакомого человека, значимой будет первая о нем информация – эффект первичности.

Готовые работы на аналогичную тему

Оба эффекта рассматриваются как частные случаи проявления процесса, восприятие человека человеком – этот процесс получил название стереотипизация.

Данные «ошибки» психология объясняет просто и доступно, а вот затруднение вызывает перенесение этих принципов на практику.

Психологи считают, что полученное ранее знание переходит в долговременную память, а полученное новое знание пока находится в кратковременной памяти и сознание не воспринимает его как достоверный факт. Вторая причина этого эффекта, по их мнению, кроется в бессознательной расстановке приоритетности между сообщающими информацию. Обычно считают, что, первый источник, в получении каких-либо сведений, если удовлетворяет потребность индивида, то он и будет более привлекательным и доверия к нему больше.

С эффектом новизны совпадает закон предшествования, открытый американским психологом М. Лундтом в 1925 г – эта концепция существовала до официальной формулировки эффекта новизны. Данная особенность восприятия в современной психологии связывается с работами польско-американского психолога Соломона Аша.

С. Аш в 1946 г впервые в своей статье упомянул эффект первичности. Анализируя свой эксперимент, он выдвинул теорию – более сильное впечатление на человека оказывает первое сообщение о чем-либо.

Эффект первичности С.Аша был подвергнут критике со стороны К. Ховланда, основателя Йельской школы, который считал, что теория не рассматривает образовательный уровень аудитории, её мировоззрение, кругозор.

Эффект новизны противопоставляется эффекту первичности. Он определяется, как склонность индивида отвергать прежнюю информацию о человеке, придавая большую значимость новым данным.

Для проверки этих эффектов Н. Миллер и Д. Кэмпбелл в 1959 г провели эксперимент. Суть эксперимента состояла в том, что произойдет с их точкой зрения на судебный процесс. Они получили стенограмму судебного процесса с аргументами обвинения и защиты, собранными в отдельные блоки. Их точка зрения о виновности и невиновности обвиняемого менялась, в зависимости от того, какой из блоков они читали первым.

В результате ученые сделали вывод о том, что эффект новизны побеждает эффект первичности лишь в том случае, если:

  • проходит большое количество времени между двумя сообщениями с противоречивой информацией;
  • формулировать свое мнение аудитория должна сразу после получения новой информации.

Формирование первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека насыщена новыми встречами, и во многих обстоятельствах оценивать людей приходится на основе кратковременного восприятия – это первые впечатления и, на его основе возникает соответствующее поведение.

Первое впечатление является сложным психологическим феноменом, включающим логические, эмоциональные, чувственные компоненты. Формироваться первое впечатление может, как при специальном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Определяющими факторами впечатления о человеке, в первый раз встречаемого, являются особенности его внешнего облика и поведение. Сам человек, его поведение и облик отражаются при первой встрече очень ярко.

Также на формирование впечатления о незнакомом человеке существенное влияние оказывает ситуация, при которой произошла встреча.

Впечатление также будет зависеть и от личностных качеств того, кто оценивает незнакомца, его психический склад и отношение к различным сторонам действительности.

Перечисленные факторы являются глобальными и находятся в тесной взаимосвязи.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о качествах личности, впервые встреченного человека, большое значение имеет его общая эстетическая выразительность. Например, степень соответствия физической наружности человека со сложившимся идеалом красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, выбрав из большого числа фотографий красивые лица с точки зрения судей и обыкновенные лица. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам, возраст которых был в границах 18-24 года. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы рассказать по фотографиям о внутреннем мире каждого.

Фотографии, лица на которых были отнесены к более красивым, испытуемые охарактеризовали как уверенных, искренних, счастливых, духовно богатых людей. Оценка второй группы фотографий имела значительные расхождения с первой группой.

Выполненные исследования показывают, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в оценках тогда, когда объектом оказываются черты личности человека и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности или поступок.

Эффект новизны в жизни человека

Эффект первичности и эффект новизны являются понятиями противоположными, но оба могут быть присущими одному и тому же человеку.

Замечание 1

У одних в подсознании может быть больше развит эффект новизны и это характерно для людей, идущих в ногу со временем, не боящихся перемен, открытых новым знакомствам. У людей консервативных, живущих воспоминаниями и копающимися в прошлом, верх берет чаще всего эффект первичности.

Окружающие оценивают человека моментально и забывают об этом. Человеку свойственно стараться быть лучше в глазах общества, а общество об этом человеке совсем не думает.

Например, в школьном возрасте кто-то не относился к популярным личностям, не был частью шумных школьных компаний. По прошествии времени этот кто-то стал известным человеком со своим кругом общения, о котором знают многие. На встрече выпускников, узнав об успехах этого человека, бывшие одноклассники будут шокированы. Они это увидят и отметят, но после встречи снова забудут.

Очень широко эффект новизны распространяется в отношении близких людей, у которых каждый человек на виду ежедневно. Безусловно, глупо близким людям судить по первому впечатлению, т.е. мама, например, не может относиться к своему взрослому ребенку как к новорожденному. Это значит, что мнение людей постоянно меняется в отношении своих близких. Ребенок, не подающий никакие надежны в семье, вырастает и становится успешным и известным человеком и родители, натерпевшиеся от него ранее, теперь могут гордиться – это эффект новизны в рамках семьи.

Открывая в старом что-то принципиально новое, человек воспринимает в этом старом открытие нового и наслаждается этим эффектом. Таким образом, механизмы восприятия реальности являются тонким и индивидуальным делом.

Эффект первичности: определение, особенности, пример

Межличностная социальная психология — крайне тонкая наука. Есть общепринятые, базовые принципы, которым она подчиняется, но все мы точно знаем, что каждый человек индивидуален, и таким же индивидуальным является и его восприятие окружающей среды. Объясняется оно многими факторами и терминами, и одним из них является эффект первичности. Что же из себя представляет данное заключение и как его можно охарактеризовать? Будем разбираться в этом с помощью словарей и наглядных примеров.

Официальная трактовка термина

В психологии эффектом первичности называют более высокую вероятность запоминания именно первых элементов какого-либо ряда либо же первых действий и поступков человека, или же первых впечатлений о чем-либо или ком-либо. При этом те поступки/элементы/впечатления, которые находятся как бы в середине или в конце намеренно упускаются памятью, или же сохраняются в ней на поверхностном уровне. В дальнейшем, когда человек сталкивается с тем объектом, который ранее произвел на него какое-либо впечатление, срабатывает тот самый эффект первичности, за счет которого он вспоминает лишь самые начальные ощущения и руководствуется исключительно таковыми, делая дальнейшие выводы и заключения.

первые впечатления о новых людях

Словари дают нам достаточно полное и четкое понятие данного термина, но для некоторых людей научные слова остаются загадкой. Поэтому мы решили на наглядных примерах и более доступным языком рассказать обо всех тонкостях данного явления.

Социологическое описание

Начать мы решили именно с этой категории, так как все мы живем в социуме и больше всего взаимодействий происходит именно с другими людьми, а не с объектами или предметами. Люди вызывают в нас наиболее сильные эмоции, воспоминания, чувства, определенные личности являются ключевыми в наших жизнях. Вспомним старую цитату: «Первое впечатление нельзя произвести дважды». Почему говорят именно так? Все дело в том, что большинство людей запоминают других особей именно опираясь на стартовый опыт общения (даже если оно невербальное). Дальнейшие действия личности всегда оправдываются его первоначальными поступками, манерами, словами. Мы всегда «примеряем» образ человека, увиденный в нем впервые, на его современный облик, даже если он изменился. Давайте рассмотрим простейший пример: вы знакомитесь с маленькой дочкой своих друзей 5 лет, она светловолосая милая девчушка. После ваше общение с товарищами прекращается на 15 лет, и вот вы вновь встретились, а вы видите перед собой уже не маленькую девочку, в взрослую женщину. Но вы не можете отделаться от чувства, что где-то внутри нее сидит та самая малышка.

эффект первичности на первом свидании

Иные примеры

Эффект первичности чаще всего возникают в кругу коллег, когда те или иные люди приходят в компанию в первый раз, демонстрируя себя с той или иной стороны. В большинстве случаев директора запоминают своих подчиненных именно такими, какими они им явились на собеседование. Быть может, именно поэтому мы так переживаем перед очередным интервью с работодателем и тщательно его продумываем. Подобный эффект первичности возникает и в дружеских компаниях. Когда приходят новые люди, каждого из них вы отмечаете каким-то словом или связываете с той или иной ассоциацией. Именно таким этот человек будет в вашем сознании на протяжении всего времени, даже если в дальнейшем он полностью изменится для остального мира. Кто-то вечно будет для вас душой компании, кто-то — молчаливым мудрецом, а кто-то — парнем с соседнего двора, даже если он живет в совсем другом районе.

эффект первичности на собеседовании

Позитив VS негатив

То самое злополучное первое впечатление — залог нашего успеха. Мы составляет в голове картины об окружающих, опираясь на их первые поступки, и они делают точно так же. Поэтому крайне важно составить в мозгу того или иного человека (а лучше — сразу всех, кого вы знаете) положительное мнение о себе. Дело в том, что эффект первичности — это своего рода фильтр. Когда вы будете говорить что-либо определенному человеку, или делать что-то, он будет все это пропускать через свой «фильтр первенства». Поэтому если вы предстали пред ним изначально в негативном свете, то даже самые благородные поступки теперь будут окутываться в мрачный оттенок, в них будут искаться негативные подоплеки и подвохи. Напротив, если первое впечатление о вас было потрясающим, то любые огрехи вам будут спускать с рук — ну подумаешь, со всяким бывает, ничего, он исправится.

Личности и социум

Все, что было сказано выше, — информация, которая одновременно имеет отношение ко всем людям мира и не имеет. Дело в том, что эффект первичности — восприятие лишь стартовых форм и движений, которое является лишь одним из нескольких. То есть, это как карий цвет глаз — он распространен среди всех людей земного шара, но присущ далеко не каждому. Есть люди, которые наоборот — «цепляются» к последним действиям своих знакомых, или же запоминают какие-то лишь им приглянувшиеся «серединные» ситуации, и устанавливают именно их в качестве «фильтра». Более того, нашу мыслительную деятельность сильно корректирует та среда, в которой мы находимся — культура, политика, СМИ и т.д. Поэтому мозг подстраивается под такое многообразие, и, даже если для вас эффект первичности является моментом нетипичным, он может возникать при обдумывании конкретных схем или идей. Например, ваше мнение об определенном актере, о далеком городе, о рекламируемом продукте. При этом в остальном вы будете мыслить абсолютно иначе.

Животное впервые видит снег

Готовимся к экзамену!

Нередко эффект первичности возникает в те моменты, когда нам нужно запомнить большой объем информации. Чаще всего это случается перед сдачей экзаменов, когда приходится много читать, записывать и изучать. Если ваш мозг работает именно по такой схеме — запоминает все самое первое, то можно этим воспользоваться. Самое важное изучите изначально, а менее значимое оставьте на потом. Второй полезный момент, извлекаемый из такого типа мышления — это употребление синонимов. Вы идеально запомните первый билет из тех, что выучили, и когда в следующих вам будут попадаться те же слова или цифры, которые были в первом, вы автоматически вспомните и эту информацию.

эффект первичности при запоминании материала

Но заостряем ваше внимание на том, что если информации слишком много, эффект первичности может быть подавлен, и единственное, что вы сможете запомнить — это последние фразы, которые учили.

ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ И НОВИЗНЫ. Психология

ЭФФЕКТЫ ПЕРВИЧНОСТИ И НОВИЗНЫ

Хейди недавно начала встречаться с Шоном. Она узнала, что у него в юном возрасте были неприятности с полицией: его поймали за кражей в магазине. У Шона много хороших качеств: он вежливый, интересный, внимательный. Однако Хейди считает, что ей нужно рассказать матери о том случае в магазине — но как? Может, лучше сначала рассказать о хороших качествах Шона? Влияет ли порядок представления информации на наши суждения?

Соломон Эш исследовал влияние порядка представления информации на суждения людей. Он составил описание некоего человека, использовав список слов, половина из которых были положительными, например «трудолюбивый», а другая половина — отрицательные, например «завистливый». Эксперимент состоял в том, что Эш, прежде чем показывать все описание, показал одной группе людей сначала первую половину списка, а другой группе — вторую половину списка. Когда испытуемых попросили оценить этого человека, первая группа составила о нем более благоприятное мнение, чем вторая, которая сначала услышала отрицательную характеристику. Этот эксперимент доказал, что та часть информации, которая представляется в первую очередь, оказывает большее влияние на наше мнение, чем последующая. Этот эффект был назван «эффектом первичности». Так что если Хейди хочет создать у матери благоприятное впечатление о Шоне, ей нужно сначала рассказать о его положительных качествах.

Эффект первичности наблюдается и при запоминании списка слов или ряда цифр. Например, прочтите своему знакомому следующие пятнадцать чисел со скоростью одно в секунду и затем спросите, сколько чисел он запомнил:

17, 21, 93, 36, 27, 41, 52, 84, 19, 68, 73, 45, 49, 37, 58.

Как правило, люди запоминают первые и последние несколько чисел из предложенного им ряда. Запоминание последней информации называется «эффектом новизны». Однако он действует не так сильно, как эффект первичности, и может быть легче нарушен.

См. также статьи «Память», «Формирование впечатлений», «Эш, Соломон».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эффект новизны: определение, методы применения

Психология — это одна из самых загадочных наук, так как основной ее задачей является раскрытие тайн подсознания человека. Частично она справляется с этим, радуя нас новыми терминами и интересными наблюдениями. Одним из таковых стал эффект новизны со всеми своими особенностями и различными сферами применения.

Небольшое вступление

Поведение и мировоззрение большинства людей базируется на трех основных психологических эффектах: новизны, первичности и последовательности. Каждый из них может быть, в большей или меньшей степени, определяющим для человека. Итак, эффект первичности — это когда припоминаются лишь первые впечатления о предмете, явлении, о человеке, и именно на них базируется дальнейшее мнение. Например, актер, который сыграл Гарри Поттера, навсегда своим героем и остался. Это так называемый всеобщий эффект первичности. Что же касается эффекта последовательности, то в данном случае той самой «призмой мировоззрения» является предыдущий фактор. Именно он влияет на оценку того, который идет за ним. Например, вы пришли первый раз в салон сделать маникюр, и вам понравился результат. Вы пришли туда во второй раз — результат опять понравился. Придя в третий раз, вас что-то не устроило, и этот фактор стал решающим — вы сменили салон красоты. Ну, а теперь переходим к трактовке главного термина.

эффект новизны в психологии

Расшифровка

Эффект новизны в психологии — это некий феномен, который предполагает повышение значимости именно той информации, которая была получена в последнюю очередь. При этом все то, что вы знали ранее, как бы забывается или априори считается неважным. Как мы видим, эффект первичности и новизны — два противоположных понятия. Но стоит помнить, что и тот, и другой могут быть присущими одному и тому же человеку. Просто в чьем-то подсознании более развитым является именно эффект новизны. Подобное свойственно преимущественно тем людям, которые предпочитают идти в ногу со временем, не боятся перемен, путешествуют, всегда открыты новым знакомствам. А вот эффект первичности чаще всего берет верх над консервативными личностями, которые любят копаться в прошлом и живут в воспоминаниях.

Методика применения

Такое явление, как эффект новизны в той или иной мере присуще всем людям. Пожалуй, только ворчливые старики могут опираться исключительно на первоначальные впечатления, и то, скорее всего, они будут делать это из вредности, в глубине души понимая, что изменилось, и принимая это. Чтобы этот эффект работал вам на руку, нужно научиться грамотно внедрять его в свою жизнь. Делать это можно во всех сферах, главное — поймать «волну» и прочувствовать, как вы сами и ваше общество реагируете на перемены. Давайте рассмотрим, в каких именно областях это явление может прижиться.

эффект первичности и новизны в психологии

Ради себя любимого

Мы давно уже поняли, что окружающим до нас нет никакого дела. Они нас оценивают лишь моментально, на секунду задумавшись, и после забывают. Но мы же полагаем, хотя знаем, что это не так, что они день и ночь думают о том, какие мы умные/модные/красивые/богатые/успешные и т. д. Мы стараемся как бы для них, чтобы в глазах общества стать лучше, а получается, что становимся лучше мы для себя. Давайте приведем пример: в школе вы были самым непопулярным человеком, водили общение с такими же отшельниками, не были частью шумных компаний. Но теперь вам уже 30, и у вас свой бизнес и достаточно интересный круг общения. Вы пользуетесь популярностью в нем, вас знают многие влиятельные люди. Приходя на встречу выпускников, вы вероятнее всего шокируете их этим, и заставите думать о вас иначе. И ведь вероятнее всего вы добились своего успеха только потому, что в школе не имели такового. Теперь вы хотите продемонстрировать одноклассникам, что вы стали другим, они это видят и отмечают, но после встречи опять забывают о вас. Получается, что ради эффекта новизны вы изменились к лучшему.

кардинальные перемены девушки

Любимая работа

В данной сфере человек, пользуясь подобным свойством собственной психики, также может влиять и на самого себя, и на собственное начальство. В современном бизнесе, как мы знаем, работают преимущественно прогрессивные личности, которые не привыкли задерживаться на своих первых впечатлениях. Они всегда активно следят за новинками, в том числе и за вашими последними действиями и поступками. Допустим, ранее вы были «серой мышкой» в плане работы, то есть не слишком ответственно относились к ней, могли себе позволить уходить раньше, не беспокоились за успех кампании. Но в последнее время начали проявляться энтузиазм, появилась хватка, азарт. В подсознании начальства сработал эффект новизны — он увидел обновленную вашу личность. Это стало причиной карьерного роста и повышения статуса. Если же вы работаете на себя, то каждый новый успех будет стимулировать вас к большему и заставлять думать о себе лучше и лучше.

новизна в работе

Семья и дружба

Также весьма широко распространен эффект новизны в общении с близкими людьми. У них мы на виду буквально ежедневно, большинство из них знает нас с пеленок (наших или своих — не важно). И поэтому было бы глупо им судить о нас по первому впечатлению. Ведь согласитесь, мать не может относиться к своей дочери на протяжении всей жизни как к новорожденному карапузу. То есть, мнение близких о нас постоянно меняется. Стоит сделать что-то новое — мы им показываем или говорим об этом, и они начинают думать о нем немного иначе. Например, мальчик в подростковом возрасте был «плохишом»: курил, прогуливал и т. д. Родители натерпелись от него. Но в университетские годы сам собой он переменился: начал заниматься наукой, обзавелся влиятельными знакомыми. Теперь они гордятся своим сыном. Это и есть эффект новизны в рамках семьи.

эффект новизны в общении

Удовольствие

То самое чувство, когда испытал что-то новое и теперь дико рад этому, сравнить нельзя ни с чем. Это касается и экстрима, и путешествий, и даже выступлений на сцене. Да что уж там, порою новая пара обуви дает ощущение неземного счастья. Но не менее сильно нас радуют и те вещи, которые были милы давным-давно, и теперь почему-то забыты. Мы вспоминаем, повторяем и вновь становимся счастливее. Вот именно при таких случаях эффект новизны и первичности в психологии идут рука об руку. Открывая что-то принципиально новое, вы наслаждаетесь им, так как это для вас в первый раз. А вспоминая былые наслаждения, вы придаетесь тому самому эффекту первичности, вызывая также положительные эмоции у самого себя.

эффект первичности и новизны

Заключение

Механизмы восприятия реальности — дело очень тонкое и индивидуальное. У кого-то они развиты в примерно равных долях, и в нужный момент срабатывают тот или иной, по мнению мозга, наиболее выгодный. Другие же люди «уповают» на эффект новизны, их мы называем экспериментаторами; или же на эффект первичности — консерваторы. Попробуйте узнать, кем вы являетесь, проанализировав собственные поступки и суждения, и подумайте, быть может стоит немного расширить кругозор.

Эффекты социального познания (ореола, новизны, первичности, прайминга, сохранения и др.)

Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Эффекты «первичности» и «новизны»—зависят от порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация о нем оказывается наиболее значимой.

Эффект «прайминга» — позволяющий нам узнавать вещи, которые мы видели раньше, но сознательных воспоминаний о них не осталось.

 

  1. Роль социальной установки в социальной перцепции

 

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция — одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека. Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается

названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция — теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция — сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

— собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

— интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых

последствий;

— эмоциональную оценку;

— построение стратегии собственного поведения.

 

  1. Социальный стереотип: классификация и функции

Термин “социальный стереотип” введен Липпманом для обозначения образного эмпирического представления о социальном объекте (“картинки в голове”). В американской социальной психологии стал использоваться в более узком смысле — как образ, “картинка” члена той или иной (в основном этнической) группы. При этом речь шла преимущественно о негативном образе представителей инаковыглядящих, — мыслящих, — действующих и других подобных групп. Стереотип обладает свойствами фиксированной установки, причем эффекты ассимиляции контраста выражены в нем даже сильнее. Стереотип акцентирует, усиливает определенные свойства объекта в соответствии с его валентностью, а прочность стереотипа связана с прочностью фиксации именно валентности, т.е. закрепления объекта в системе Ц.О. индивида. В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация, но и другие конструктивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или объяснение человеком причин своего и чужого поведения.

Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, на­пример, можно выделить этнические и религиозные, профес­сиональные, идеологические, возрастные.

Функции социальных стереотипов (Тажфел)

Индивидуальный уровень

1) когнитивная (схематизация, упрощение)

2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного “Я-образа”).

Социальный уровень

3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы)

4) идентифицирующая (создание и сохранение “+” гр. “Мы-образа”).

4 уровня стереотипов, Дуаз

1) индивидуальные психологические особенности формирования представлений человека о своей социальной среде.

2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации МЛ взаимодействия.

3) коллективные представления — социальные образования, формирующиеся в МГ отношении. Социальные стереотип зарождается и функционирует именно на этом уровне.

4) высший уровень — идеология, который складывается под влиянием определенных исторических условий данного общества. Верхний уровень детерминирует нижележащие.

 

Социальный стереотип — упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или особенности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Искажает видение “ошибочный компонент”.

 

  1. Социальный стереотип, предубеждения и дискриминация

 

В простом понимании «социальный стереотип» — это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде. Социальный стереотип может быть позитивным, нейтральным и негативным. Собственно негативный стереотип — это и есть предубеждение. Дискриминация же — это обусловленные предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп.

 

Предубеждение — люди готовы характеризовать группы грубыми признаками, именно это и отличает предубеждения. Наиболее ярко, например, в новейшей истории предубеждения проявлялись во время холокоста. Для членов доминирующей группы, как правило, характерны следующие четыре чувства: ощущение, что они превосходят по качествам членов меньшинства; чувство, что члены меньшинства по своей природе отличаются от них; ощущение, что у членов доминирующей группы есть законное право на получение привилегий, власти и престижа; страх и подозрение, что меньшинство “имеет виды” на преимущества доминирующей группы. В этом смысле предубеждение часто бывает неразрывно связано с доминирующим положением, занимаемым группой.

Зачем нужны предубеждения? Предвзятые чувства, равно как и стереотипное мышление, и дискриминационные действия служат нескольким важным целям. Они помогают добиться материальных выгод для собственной группы, позволяют получать общественное одобрение, могут поднять в наших собственных глазах нас лично и нашу группу, и помочь нам управляться со сложной, информационно-насыщенной средой, не затрачивая больших мыслительных усилий. Люди, которые являются мишенью негативных предубеждений, стереотипов и дискриминационных действий, терпят значительные экономические, социальные и психологические издержки.

Дискриминация может осуществляться в различных формах — от скрытого, замаскированного психологического террора до откровенного насилия и убийств. Наиболее распространённые формы дискриминации — это расизм и сексизм. Расизм — совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. Согласно расизму существуют высшие расы, создавшие цивилизацию, и низшие, ничего не создавшие, предназначенные для эксплуатации. Сексизм — это идеология, которая утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин. Если управляют мужчины — это патриархат, а если женщины — матриархат. В настоящее время все известные общества в мире — патриархальные, следовательно, сексистские.

 

  1. Исследования социального стереотипа и предубеждения

В большинстве исследований социального стереотипа подчеркивается его целостность, ярко выраженная оценочная и ценностная окраска, загруженность его, так называемым ошибочным компонентом и т. п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики – устойчивость, ригидность, консерватизм, свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Общим местом в определениях социального стереотипа является также признание его преимущественно негативным феноменом, препятствующим полному, адекватному взаимопониманию людей, трактовка его в качестве своеобразных шор, искажающих видение социальной реальности.

Различные аспекты понятия «стереотип» и феномена стереотипизации начали разрабатываться в 20-х годах нашего столетия сначала в американской психологии, а затем в отечественных исследованиях. Фундаментальные исследования в области изучения феномена стереотипа и процесса формирования стереотипов были проведены такими российскими исследователями, как, например, В.С.Агеев, В.Н.Куницына, И.П.Павлов, В.П.Трусов, В.А.Ядов, а также рядом зарубежных авторов, в основном представителями американской социальной психологии и социологии Д.Гамильтоном, Н.Кэнтором, У.Липпманом, К.Макколи, Р.Нисбетом, М.Россом, Р.Таджури, Г. Тэжфелом и рядом других авторов. В последние годы теория социально–психологического стереотипа получила дальнейшее развитие в исследованиях Р.М.Грановской, А.Ю.Козловской-Тельновой, Ю.С.Крижанской, Е.В.Орловой, А.Е.Певзнера.

В плане истории исследования стереотипов должны быть отмечены работы Э. Саида (E.Said), (10) в которых была поставлена проблема роли расовых стереотипов (точнее, стереотипных образов «Востока» и «Запада») в организации современного мирового порядка, и Х.Баба (H.Bhabha), в которых выявляется функция стереотипа как первичного орудия подчинения в колониальном дискурсе.

 

 

  1. Психология имиджа

 

Одно из модных понятий нашего времени, к которому мы сегодня часто обращаемся как в обыденных разговорах, так и в научных дискуссиях — понятие «имидж». Под имиджем понимается сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально-окрашенный образ кого-либо или чего-либо. В самосознании человека, в его многоаспектном, многослойном образе-Я отраженное знание о том, как его видят, представляют, интерпретируют Другие предстает как публичное Я.

 

Создание человеком публичного образа, рассчитанного на то, чтобы вызвать определенную реакцию окружающих, конечно, не только что осознанный наукой феномен. То, что поведение человека в группе отличается от того, как он ведет себя, будучи один — факт достаточно тривиальный, как бы само собой разумеющийся.

Это — базовая посылка, обусловившая возникновение одной из существенных областей психологического знания — социальной психологии. Но вот фокусировка внимания на том, как возникает этот образ, как, какими средствами его можно создать, появление легиона специалистов (стилистов, имиджмейкеров и пр.), предлагающих нам свои услуги в этой области, разработка технологий, практическая проработка процедур, тиражирование рекомендаций и средств, доведенное почти до индустриальных масштабов — все это приметы нашего времени.

 

Почему это происходит? Увеличившееся количество коммуникаций в условную единицу времени, резко возросшая «плотность» наших контактов с Другими, когда мы сталкиваемся с проблемой быстро донести до партнера не только необходимую, но располагающую его к общению с нами информацию — ставит перед человеком и перед организацией (фирмой) проблему создания и поддержания имиджа. Имидж — легко считываемый образ, обеспечивающий предъявление через внешнюю атрибутику внутреннего (если речь идет о человеке, то психологического, личностного) содержания, обусловливающего интерес партнера. Например, респектабельный, несколько консервативный стиль в одежде «говорит» о достатке, уверенности, стабильности человека, давно и привычно занимающего социальную нишу, обеспечивающую благополучие в жизни. Это «дает» нам надежду на безопасность деловых контактов с таким партнером и чувство принадлежности к тому же слою.

 

Имидж всегда должен нести информацию об индивидуальном, сквозь символы в нем должна проступать неповторимость. Конечно, это не просто. В работе с имиджем мы, как правило, сталкиваемся с проблемой балансирования между общим (стандартизированным, типизированным) и единичным (индивидуальным). Мы создаем имидж, чтобы быть легко «прочитываемыми», узнаваемыми, легко категоризируемыми. Но, с другой стороны, свойственная человеку потребность в открытости, предъявлении того, что отличает его от других в наше время находит опору в проникающим во все сферы нашего бытия мировоззрением постмодерна с его нетерпимостью к единообразию, с его главенствующим тезисом о примате различия, с его скепсисом по отношению к «общим ценностям» и единым критериям прекрасного.

 

 

эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект
ореола

– склонность переносить предварительно
полученную положительную или отрицательную
информацию о человеке на его реальное
восприятие.

Эффект
первичности и новизны

– значимость порядка предъявления
информации о человеке; более ранняя
информация характеризуется как первичная,
более поздняя – как новая. В случае
восприятия незнакомого человека
срабатывает эффект первичности, при
восприятии знакомого человека – эффект
новизны.

Стереотипизация
– устойчивый образ какого-либо явления
или человека, которым пользуются как
известным сокращением при взаимодействии
с этим явлением. Термин был введен У.
Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении
лишь ложное и неточное представление,
используемое пропагандой. Часто
встречается стереотип, связанный с
групповой принадлежностью человека,
например, к какой-либо профессии.

Следствием
стереотипизации может быть:

1)
упрощение процесса познания другого
человека;

2)
возникновение предубеждения. Если
прошлый опыт был негативным, то человек,
связанный с этим опытом, будет при новом
восприятии вызывать неприязнь. Зная об
эффектах восприятия, человек может
использовать это знания в своих целях,
создавая у окружающих положительный
имидж – воспринимаемый и передаваемый
образ личности. Условиями принимаемого
имиджа являются: ориентация на социально
одобряемые формы поведения, соответствующие
социальному контролю, и ориентация на
средний класс по социальной стратификации.
Выделяют
три уровня имиджа
:
биологический (пол, возраст, здоровье
и т. п.), психологический (качества
личности, интеллект, эмоциональное
состояние и т. д.), социальный (слухи,
сплетни).

Эффект
ореола
—происходит
приписывание воспринимаемому человеку
качеств на основе образа, который
сложился ранее о нем из различных
источников информации. Этот образ, ранее
существовавший, выполняет роль «ореола»,
мешающего видеть действительные черты
и проявления объекта восприятия. Эффект
ореола проявляется и при формировании
первого впечатления о человеке, когда
первое благоприятное впечатление
приводит к позитивной оценке и еще
неизвестных качеств человека, и наоборот,
общее неблагоприятное впечатление
способствует преобладанию негативных
оценок.

Эффекты
«первичности» и «новизны»
—зависят
от порядка предъявления информации о
человеке для составления представления
о нем. При восприятии незнакомых людей
преобладающей является самая первая
известная информация о нем. Напротив,
в ситуациях восприятия знакомого
человека действует эффект новизны,
который заключается в том, что последняя,
т.е. более новая, информация о нем
оказывается наиболее значимой.

5 Основные виды предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм.

предрассудок

это всегда заведомое осуждение, которое
внушает нам предубеждение против
человека исключительно на основании
его идентификации с определенной группой

Предрассудок
— это ложный, но укоренившийся в сознании
взгляд на что-либо. Предрассудка являются
такие понятия, как стереотип и
предрассуждение. Социальные проявления
предрассудков: расизм,
сексизм, эйджизм

(дискриминирующее поведение по отношению
к определенной группе людей или
конкретному человеку на основании его
принадлежности той или иной возрастной
группе, например, к категории пожилых
людей) и др.

Эйджи́зм
— полит. термин, обозначающий дискриминацию
младшего или старшего поколения,
мотивированную скрытым либо явным
предположением, что молодые не способны
судить о каких-л. вещах, а старые — немощны.Убеждение,
что пожилые люди – которые живут на
социальные пособия, являются лишними
членами общества, иначе говоря,
бесполезными.

Дискриминирующее
поведение

  • на
    многие должности берут претендентов
    не старше определенного возраста.
    несмотря на его опыт и прочие достоинства,

  • в
    своей семье –более молодые родственники
    могут не прислушиваться к их мнению,
    игнорировать.

Расизм
— совокупность воззрений, в основе
которых лежат положения о физической
и умственной неравноценности человеческих
рас и о решающем влиянии расовых различий
на историю и культуру.

Расизм-
институциональная практика, выражающаяся
в том, что представителям определенной
расы навязывается подчиненное положение.»

Расистским
является убеждение в том, что расовые
признаки имеют решающее влияние на
способности, интеллект, нравственность,
поведенческие особенности и черты
характера отдельной человеческой
личности, а не общества или общественной
группы.

Идеи
Расизма

  • об
    изначальном разделении людей на высшие
    и низшие расы, из которых первые являются
    создателями цивилизации и призваны
    господствовать над вторыми. Осуществление
    расистских теорий на практике порой
    находит своё выражение в политике
    расовой дискриминации.

Сексизм
— категория , введенная представителями
феминистской парадигмы и обозначающая
позицию или действие , которые принижают,
исключают, недооценивают и стереотипизируют
людей по признаку пола.

сексизм

дискриминация женщин.

– дискриминация
по признаку пола (от англ. sex – биологический
пол)

Primacy Effect

Пояснения> Теории
> Эффект первенства

Описание | Исследовательская работа
| Пример | Ну и что? | Видеть
также | Список литературы

Описание

Имея список вещей, которые следует запомнить, мы будем помнить
первые несколько вещей больше, чем те, что посередине. Мы также склонны
предположить, что элементы в начале списка имеют большее значение, или
значимость.

Эффект первенства наиболее эффективен при повторении сообщения
когда между сообщениями мало или совсем нет задержки.

Одна из причин, по которой работает эффект Primacy, заключается в том, что слушатель
с большей вероятностью сначала обратит внимание, а затем отвлечется, когда объект
становится скучно, или слушатель внутренне обрабатывает данные, которые вы ему предоставили.
Ограничения памяти также имеют влияние, и мы можем пропустить средние элементы, поскольку
продолжаем репетировать и обрабатывать исходные позиции.

Исследования

Соломон Аш (1946) спросил некоторых людей о человеке
описывается как завистливый, упрямый, критический, импульсивный, трудолюбивый и
умный. Затем он спросил других людей о человеке, описанном как умный,
трудолюбивый, импульсивный, критичный, упрямый и завистливый. Вторая группа оценила
человек выше первой группы. Он также обнаружил, что второй и
у третьих пунктов в списке были уменьшенные эффекты примата.

Пример

По телевизору игровые шоу, где люди могут выиграть все, что есть в списке предметов, которые они видят,
они обычно по крайней мере запоминают первые несколько пунктов.

И что?

Использование

Если вы хотите, чтобы что-то выделялось в сознании человека, используйте
это в начале разговора, письменный список и т. д. Не позволяйте
потерялся в середине. Повторите сообщение последовательно несколько раз, чтобы вставить его
в их умах.

Оборона

Когда вы что-то выбираете, не выбирайте это просто потому, что вы
запомните это наиболее ясно.

См. Также

Эвристика доступности, эффект давности,
Эффект фон Ресторфа

Список литературы

Аш (1946), Рошнов
(1966), Роснов и Робинсон
(1967),
Фурнам (1986)

| awa | gs | sp |

,

Эффект первенства — Предубеждения и эвристика

Эффект первенства может представлять системные проблемы, особенно в том, что касается его влияния на нашу демократию.

Джонатан Дж. С. Коппелл, исследователь из Йельского университета, и Дженнифер А. Стин, исследователь из Бостонского колледжа, продемонстрировали влияние эффекта приматов в своем исследовании 2004 года под названием «Влияние позиции в бюллетенях на результаты выборов». Коппелл и Стин обнаружили , что на выборах в Нью-Йорке кандидат, который был указан первым в бюллетене, был избран более чем в 70% случаев. Исследование было основано на первичных выборах Демократической партии 1998 года в Нью-Йорке, когда имена кандидатов в избирательных бюллетенях менялись по разным участкам в этом районе. В 71 из 79 конкурсов по индивидуальному выдвижению кандидаты получили более значительную долю голосов при включении в бюллетень, чем при занесении в любую другую позицию. В 7 из этих 71 случаев, когда победитель оказался первым в бюллетенях, победитель превысил перевес. Это говорит о том, что положение в бюллетене определило бы результаты выборов, если бы один из кандидатов занял первое место на всех избирательных участках. 4

Предыдущий эксперимент был основан на исследовании, проведенном Миллером и Кросником в 1998 году, которое обнаружило аналогичные эффекты для предпочтений кандидатов в лабораторных исследованиях. Исследование под названием «Влияние порядка указания имени кандидата на результаты выборов» показало, что на граждан, которые чувствовали себя обязанными голосовать, но которым не хватало информации, чтобы сделать осознанный выбор, за кого голосовать, влияет порядок, в котором появляются имена кандидатов. в бюллетене. Лица, проявившие предвзятость по отношению к кандидатам, перечисленным ранее в бюллетене, создали причины для голосования за кандидатов.Они создавали поводы для голосования против кандидатов, когда представляли их в нижнем списке бюллетеней. 5

В соответствии с этим анализом Миллер и Кросник обнаружили, что в результатах выборов 1992 года в Огайо эффект порядка имен и эффект первенства проявились в 48% из 118 гонок, при этом кандидаты, перечисленные первыми, продвинулись вперед со средней скоростью 2,5%. Достаточно интересно, что эффект первенства был наиболее влиятельным в гонках со следующими характеристиками: в которых партийная принадлежность кандидатов не была указана, гонки, которые были минимально разглашены, и когда действующий кандидат не был доступен как вариант выборов для региона. 5

Эти два исследования являются прекрасным примером того, как структура избирательных бюллетеней в сочетании с эффектом приматов влияет на результаты выборов, особенно когда избиратели не отдают предпочтение кандидатам.

,

Эффекты первенства и давности в обучении

Эффект давности в обучении

Когда мы говорим о Эффекте первенства и Эффекте давности , мы говорим о теории и применении следующего: «. , , Primacy Effect . , , вы помните некоторые вещи в начале списка, потому что они произошли раньше. Есть начало, длинная середина, которая сливается воедино, и теперь это конец ». (8) Primacy Effect — это начало.Вы помните это, потому что именно с этого вы начали. Эффект свежести — это финал. Ты лучше всех помнишь конец.

Чтобы понять приоритетность и новизну, давайте рассмотрим пример из делового мира. На рынок выходит новый продукт или услуга. Первый шаг в процессе продвижения — связаться с теми, кто может рассказать о продукте в новостях, интервью или другом вводном мероприятии. Далее товар рекламируется. В рекламе в самом начале размещается самая важная и привлекающая внимание информация.В середине следует краткое объяснение, а в конце — запоминающееся заявление, призванное убедить потенциального клиента совершить покупку. Цель состоит в том, чтобы вы запомнили конец рекламы и таким образом купили их товар.

Эффект «Время последнего посещения» наиболее эффективен в повторяющихся сообщениях убеждения, когда между сообщениями есть задержка. (10) Рекламодатели знают об этом, когда планируют коммерческие сообщения.

Невозможно определить и обсудить эффект новизны в обучении без понимания эффекта первенства.Эффект первенства означает, что мы лучше всего запоминаем то, что видим или слышим в первую очередь — это становится основным. В процессе обучения это означает, что мы лучше всего запоминаем то, что изучаем в первую очередь.

Исследование, подтверждающее, что мы помним то, что было изучено в начале урока — когда действует эффект первенства — также говорит нам, что то, что мы помним, меньше всего того, что происходит в середине учебного сеанса.

Иногда мы упускаем из виду рассуждения и факты, лежащие в основе нашего обучения. Мы восприимчивы к информации, которую получаем в результате эффекта «Время последнего посещения» в конце урока, вне зависимости от того, точна она или нет.Промоутеры новых продуктов признают это. Цель — убедить нас купить их продукт с помощью привлекающих внимание и запоминающихся заключительных комментариев. (11)

Допустим, вы садитесь, чтобы изучить новый навык или новую информацию, применимую в вашей области. Используя эффект Primacy / Recency, вы решаете поработать сорок минут. Это даст вам два «прайм-тайма» для изучения и запоминания информации — первые двадцать минут и последние десять минут. Промежуточный — десять минут простоя. Итак, вы собираете свои материалы и в первую очередь размещаете терминологию, которую вам нужно знать, чтобы усвоить информацию.Изучив эти термины, вы читаете новую информацию. Следующие десять минут — время простоя — вы используете для изучения новой информации, которую вы узнали. Последние десять минут вы обрабатываете вновь усвоенную информацию и придаете ей значение, чтобы сохранить ее в своей долговременной памяти. (5)

«Обзор, разминка и аналогичные упражнения — все основано на том принципе, что чем позднее упражнение, тем эффективнее выступление». (2) Практика навыка или новой концепции непосредственно перед их использованием обеспечит более эффективную работу.Преподаватели признают закон давности, когда планируют краткое содержание урока или заключение лекции.

Для того, чтобы обучение происходило эффективно, важно спланировать учебные занятия так, чтобы использовать как эффекты первичности, так и эффекты новизны. Используйте периоды прайм-тайма для обучения новой информации и время простоя для практики. Время первичности — начало учебного сеанса — и время последнего посещения — конец учебного сеанса — два наиболее эффективных времени для обучения.Цель — сохранение и хранение в нашей долговременной памяти. Удержание зависит от продолжительности вмешательства. (12)

«По мере увеличения времени урока процент простоев [когда удержание находится на самом низком уровне] увеличивается быстрее, чем в прайм-тайм». (12) Если говорить о продолжительности учебного занятия, чем короче (в целом), тем лучше. Изменение типа деятельности, метода обучения, используемого для обучения, или даже темы в периоды пиковой нагрузки полезно для обучения.

Используйте время в начале обучения, чтобы подумать о возможных приложениях или «мозговом штурме».Какие бы идеи вы ни придумывали, вам будет легче запомнить. Применимы ли они к тому, что вам нужно изучить, или нет. Важно сразу же приступить к изучению нового материала, усвоению понятий и словарного запаса, эффективно используя период Первенства.

Иногда мы используем окончание учебной сессии, чтобы расслабиться и расслабиться. Эффект недавности означает, что это эффективное время для приложения, чтобы сохранить то, что мы узнали. Таким образом, если в конце учебной сессии мы «тратим время впустую», у нас будет меньше шансов сохранить то, что мы узнали, в нашей долговременной памяти.Используйте прайм-тайм с умом.

  • Когда вы приближаетесь к обучению, применяйте принцип «Новизна», выполняя следующие действия:
  • Проверяйте часто.
  • Подведите итоги, чтобы закрепить усвоенный материал в уме.
  • Перефразируйте, повторите и еще раз подчеркните. (2)
  • Последовательность обучения имеет значение. Мы можем максимизировать сохранение информации на уроке, зная и используя идеальное время — начало и конец урока. «Используйте Primacy, проводя исследования, как только вы обнаружите область, в которой необходимо обучение.Затем закрепите то, что вы узнали, применив как можно скорее после учебного занятия ». (2)

1) Начните с погружения непосредственно в преподавание важного содержания.

2) Примерно через 20 минут сделайте небольшой перерыв, встаньте и потянитесь, а затем просмотрите информацию или изучите «почему» за тем, что вы узнали.

3) Наконец, вернитесь к важному содержанию последней части учебной сессии. (7)

  • Нам также необходимо понимать удержание, поскольку оно применимо как к эффектам первичности, так и к эффекту давности.По сути, удержание — цель обучающего эпизода. Мы хотим усвоить информацию, чтобы ее можно было использовать после завершения учебного эпизода. Нам необходимо максимально эффективно удерживать информацию, осознавая идеальное время появления новой информации, представленной во время учебного эпизода или урока. (9)
  • Если мы читаем длинный список слов, мы с большей вероятностью запомним слова в начале и конце списка, чем те, что находятся в середине. Кроме того, принимая во внимание эффект первенства и давности, мы можем предсказать, какие элементы с наибольшей вероятностью запомнятся во время учебного сеанса.
  • Имея список элементов, которые нужно запомнить, мы будем склонны запоминать последние несколько вещей больше, чем те, которые находятся в середине (эффект последовательного положения). (3) Мы также склонны считать, что пункты в конце списка имеют большее значение или значимость.
  • Еще одна вещь, которую следует учитывать при обсуждении Recency, заключается в том, что чем дальше вы удаляетесь от сеанса обучения, тем труднее вспомнить, что было изучено. Чем раньше вы воспользуетесь тем, чему научились, тем больше у вас шансов использовать это успешно.Важно как можно быстрее применить то, что вы узнали. Если это невозможно, поделитесь тем, что вы узнали, с кем-то еще, чтобы сохранить новую информацию.

Советы, как получить максимальную отдачу от новизны и первенства:

  • Сначала учите и / или изучайте новый материал.
  • Новая информация и завершение лучше всего представлены в прайм-тайм.
  • Практика (лабораторные работы / деятельность) подходит для сегмента простоя
  • Уроки, разделенные на 20-минутные сегменты, более продуктивны, чем один непрерывный урок (6)
  • Не зацикливайтесь на том, чего вы не знаете, а сосредоточьтесь на что вы узнали.
  • Убедитесь, что вы начинаете и заканчиваете учебную сессию с самой важной информации.

.

Эффект первенства / недавнего времени

Эффект первенства / недавнего времени

В предыдущей статье мы обсудили метод, с помощью которого мозг обрабатывает новую информацию, а также то, как это можно использовать для повышения успеваемости учащихся в классе. Сегодняшняя статья расширяет этот вопрос, исследуя, как максимизировать удержание информации учащимися, зная об идеальном времени представления новой информации во время учебного эпизода или урока.

Удержание

Удержание можно определить как постоянство усвоенного поведения или информации после периода без репетиций.По сути, удержание — это цель обучающего эпизода. Мы хотим, чтобы учащийся усвоил информацию, чтобы

Действительно посмотрите. Любой по-прежнему будет бизнес там виагра без микса НАС я был спустя годы! Вы.

будет доступен после окончания обучающего эпизода.

Эффект первенства / давности

Эффект первичности / давности — это наблюдение, согласно которому информация, представленная в начале ( первичность ) и конце ( давность ) обучающего эпизода, как правило, сохраняется лучше, чем информация, представленная в середине.Доктор Дэвид Соуза дает четкое визуальное представление (, рис. 1, ) этого явления в течение 40-минутного обучающего эпизода в своей книге Как мозг учится .

40 minute
Рисунок 1

Управление прайм-таймами и простоями

Обратите внимание, что график можно разбить на три компонента: время простоя-1, время простоя и время простоя-2. Эффект первенства четко показан пиком, обозначенным Prime-time-1, и эффектом Recency в Prime-time-2, с промежутком в 10 минут паузы между ними.

Прайм-Тайм-1

В идеале, большая часть новой информации на уроке должна быть представлена ​​во время первого прайм-тайма, чтобы учащиеся могли легко запоминать информацию. Студентов в это время можно сравнить с губкой, которая легко впитывает знания.

Время простоя

Обучающий эпизод не должен и не должен останавливаться в ответ на время простоя, обнаруженное в середине. Фактически, новую информацию можно сохранить во время простоя, но не так легко, как в прайм-тайм.По этой причине, чтобы максимизировать эффективность учебного эпизода, время простоя является подходящим временем для студентов, чтобы практиковать новую информацию, представленную им во время Prime-time-1. Это время практики даст студентам возможность репетировать новую информацию, что повысит вероятность ее сохранения в их долговременной памяти.

Прайм-Тайм-2

Второй прайм-тайм не такой длинный, как первый, но все же важен в обучающем эпизоде. Студенты снова готовы усвоить информацию, что делает это идеальное время для завершения урока, предоставляя студентам возможность осмыслить информацию, представленную ранее в учебном эпизоде.

Обучающие серии разной продолжительности

Интересно, что продолжительность обучающего эпизода оказывает заметное влияние на пропорцию продолжительности основного времени. Поскольку продолжительность обучающего эпизода увеличивается на , процент времени в прайм-тайме уменьшается на (, рис. 2, ). И наоборот, поскольку продолжительность обучающего эпизода на уменьшилась на , процент прайм-таймов на увеличился на (, рисунок 3, ).Это поддерживает идею о том, что, когда это возможно, введение тем в несколько коротких учебных эпизодов может быть более эффективным, чем один длительный эпизод.

80 minute
Рисунок 2

20 minute
Рисунок
3

Классные приложения

Управление временем

Как учителя, изменение расписания и времени занятий может быть невозможно. Однако возможно максимально эффективно использовать предоставленное вам время, представляя информацию таким образом, чтобы в полной мере использовать учебные часы студентов.Как упоминалось выше, есть идеальное время для презентации определенного содержания во время урока. Однако, возможно, наиболее важным является то, что вскоре после того, как ученики привлекли внимание четко сформулированной Учебной цели , очень важно начать представление нового материала, пока ученики готовы и способны усвоить новую информацию.

Расписания блоков

В промежуточных и средних школах блочные расписания не редкость. Это не означает, что нужно смириться с неидеальной продолжительностью учебного эпизода.Вместо того, чтобы пытаться заполнить весь период блока одним учебным эпизодом, блок можно разделить на несколько учебных эпизодов (с короткими перерывами между ними), чтобы максимизировать соотношение прайм-таймов и простоев (как показано на рис. 4 ниже).

20 minute x2
Рисунок 4

Урок письма

Наконец, при составлении плана урока важно помнить о порядке и времени представления информации на уроке.Структурирование материала таким образом, чтобы использовать преимущества как прайм-тайма (с новой информацией и закрытием урока), так и простоя (отработка новой информации) имеет решающее значение для хорошо продуманного урока. Фактически, именно с учетом этого организованы семь компонентов урока Explicit Direct Instruction .

Цитаты

Дэвид А. Соуза, Как мозг обучается

Как вы можете (или уже использовали) применить эффект первенства / новизны в своем классе? Обсудите свой опыт в разделе комментариев ниже.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *