Экономика кейс: Сборник кейсов по экономике
Сборник кейсов по экономике
Курс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс профессиональной переподготовки
Учитель обществознания
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
425860
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Сборник кейсов — СПБПУ — StuDocu
А.Ю. Котова, Т.С. Злотницкая, П.Л. Хилов МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА, МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА…Показать еще
Комментарий
- Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии.
Preview text
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
А.Ю. КОТОВА
Т.С. ЗЛОТНИЦКАЯ
П.Л. ХИЛОВ
МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА,
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Сборник кейсов
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов экономических
специальностей
Санкт-Петербург
2012
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ
ПОЛИМЕРОВ
А.Ю. Котова, Т.С. Злотницкая, П.Л. Хилов
МИКРОЭКОНОМИКА, МАКРОЭКОНОМИКА,
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Сборник кейсов
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
экономических специальностей
Санкт-Петербург
2012
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
ВВЕДЕНИЕ
Что такое анализ кейсов
Кейсы (case-studies) представляют собой упражнения, разработанные на
основе конкретных экономических ситуаций. Сущность данной технологии
состоит в том, что учебный материал подается в виде микропроблем, а знания
приобретаются в результате активной и творческой деятельности по разработке
решений. Преимуществами работы с кейсами является то, что она позволяет
продемонстрировать прикладной характер экономической теории. Осваивая эту
форму работы, студенты получают навыки применения полученных знаний к
анализу конкретных экономических проблем.
Предлагаемые в настоящем учебно-методическом пособии кейсы
охватывают некоторые проблемы курсов микро- и макроэкономики, а также
мировой экономики и предназначены, прежде всего, для самостоятельной
работы студентов на практических занятиях по этим предметам или вне
аудитории.
В пособии представлены кейсы, различные по объему, сложности,
способу подачи материала. Большие задания, требующие значительного
времени для подготовки, могут быть даны студентам в качестве домашних
заданий с последующим обсуждением подготовленных ответов на
практических занятиях. Частично материалы кейсов могут быть использованы
для контрольных работ, что позволит оценить не только уровень знаний
студентов, но и их способность к аналитическому мышлению, решению
нестандартных задач, а также умение использовать теоретические знания для
анализа прикладных проблем.
Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса
позволяет успешно решать следующие задачи:
• овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из
сферы профессиональной деятельности;
• отработать умение востребовать дополнительную информацию,
необходимую для уточнения исходной ситуации, то есть правильно
формулировать вопросы «на развитие», «на понимание»;
• приобрести навыки применения теоретических знаний для анализа
практических проблем;
• наглядно представить особенности принятия решения в ситуации
неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий,
ориентированных на достижение конечного результата;
• приобрести навыки вербализации, то есть ясного и точного изложения
собственной точки зрения в устной или письменной форме;
• выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно
преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;
• отработать навыки конструктивного критического оценивания
различных точек зрения;
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
• научиться самостоятельно принимать решения на основе группового
анализа ситуации;
• овладеть умением извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь
на данные обратной связи.
Структура изложения такова, что вначале дается текст статьи или
описание конкретной ситуации, затем формулируются вопросы к тексту.
Преподавателем могут быть заданы и другие вопросы по обсуждаемому кейсу.
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
лекарств. С другой стороны, реагирование на климатические изменения, такие
как Киотский протокол, обойдется дороже полученных результатов, так что
экономисты вычеркнули их из списка вещей, которые необходимо сделать
прямо сейчас.
Независимо от того, согласны мы с экономистами или нет, все должны
признать, что мы не можем сделать все одновременно. Поэтому обсуждение
приоритетов является критическим.
На очередном «Консенсусе» гуру экономики создали рейтинг из 30
экономически эффективных проектов для решения этих проблем. Глядя на
список, понимаешь, что время экономической магии безвозвратно ушло. Судя
по выводам ученых, если бы на Земле вдруг возникло мировое правительство,
ему нужно было бы срочно вкладывать бюджетные деньги в витамины. $1,
потраченный на обеспечение младенцев и кормящих матерей витамином А и
цинком, дает $17 экономического эффекта в виде увеличения
продолжительности жизни и производительности труда человека. Эта мера
занимает первое место в составленном участниками конференции рейтинге
решений — выше известных способов борьбы с глобальным потеплением и
гражданскими войнами.
Способы решения проблем питания вообще занимают пять мест в первой
десятке самых экономически обоснованных проектов. Ни один из них не связан
с собственно увеличением количества потребляемой еды — только с ее
качеством. На третьем месте — обогащение продуктов железом и йодом, далее
следуют обогащение теми же самыми веществами растений на полях, борьба с
глистами и обучение людей здоровому питанию. Вложения в улучшение
питания оказываются эффективнее борьбы с болезнями: витамины дешевле
лекарств, а хорошо питающиеся люди меньше болеют. Недоедание и плохое
питание становится причиной 35 % заболеваний детей в возрасте до пяти лет,
говорится в преамбуле отчета участников конференции. Впрочем, обязательные
прививки для детей все-таки заняли почетное пятое место списка.
Расчет эффективности решений в области питания и здоровья
основывается на используемом Всемирной организацией здравоохранения
параметре DALY (Disability Adjusted Life Years) — подсчете, сколько лет жизни
человек проводит «на больничном». DALY можно оценить в деньгах, то есть в
выгоде, которую мог бы принести человек за эти годы, если бы был здоров.
Итак, ясно, что детей спасать гораздо выгоднее, чем взрослых, так как у них
впереди еще много лет пока еще ничем не скорректированной жизни. Поэтому
львиная доля самых эффективных мер связана с улучшением жизни детей.
Если верить копенгагенским мудрецам, то самым эффективным способом
борьбы с респираторными заболеваниями, вызванными загрязнением воздуха,
является не запрет автомобилей, а простая печка-буржуйка с трубой,
выходящей за пределы помещения (23-е место общего рейтинга). Значительная
часть человечества до сих пор готовит пищу на открытом огне и годами глотает
дым.
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
На микроуровне решаются и социальные проблемы. С помощью
микрокредитов, за продвижение которых в Бангладеш местный банкир
Мухаммад Юсуф получил Нобелевскую премию мира, люди могут вырваться
из западни крайней бедности: жизнь семьи может кардинально измениться
благодаря покупке современного средства производства — например,
бензопилы. Поскольку даются такие кредиты в основном женщинам, это ведет
к повышению их роли в обществе, что само по себе, по мнению экономистов,
будет иметь гигантский экономический эффект (22-е место в рейтинге).
Несколько лет назад любимыми героями репортажей из Бангладеш были
телефонные женщины — деревенские «матриархи», которые на кредит
приобретали самый дешевый мобильный телефон и становились ходячим
переговорным пунктом, сдавая трубку соседям в аренду на один звонок.
Примечательна одна деталь: если некоторые проблемы из списка
«Консенсуса» имеют сразу несколько решений разной степени эффективности,
то из гражданских войн лишь один выход. Расчет показывает, что $1,
вложенный в миротворческую операцию, может принести $12,6 в виде
предотвращения смертей и ранений, а также экономических последствий
войны. Лучше всего, по мнению ученых, та миротворческая операция, которая
сопровождается гарантиями возобновления интервенции в случае опасности.
Впрочем, когда речь заходит о главной напасти последнего десятилетия терроризме, оптимизм у светил экономики пропадает. Затраты на
контртеррористические меры огромны, при этом сам терроризм как метод
борьбы чрезвычайно дешев.
По материалам журнала «Русский News Week», №15, 2008.
Вопросы
1. Верно ли, что проблема ограниченности ресурсов стоит перед
отдельным человеком, но не существует для общества в целом?
2. Как проблема ограниченности ресурсов влияет на выбор приоритетов
оказания международной помощи?
3. Является ли с вашей точки зрения справедливым критерий оказания
международной помощи, предложенный экономистами Копенгагенского
консенсуса?
4. Какие другие критерии справедливого распределения ресурсов вы
можете предложить?
5. Поясните на материалах кейса понятия альтернативных издержек и
экономического выбора.
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
Кейс 3
Эластичность спроса на бензин и акцизный налог
Считают, что замена транспортного налога дополнительным акцизом на
бензин будет способствовать сокращению потребления топлива и пополнению
дорожного фонда. Верно ли? Ответ определяется эластичностью спроса по
цене. Акциз – прибавка к цене. Если спрос эластичен по цене, он сокращается
по мере ее роста. Рассчитать сумму дохода казны от вводимого акциза путем
умножения его величины на величину текущих продаж нельзя: поскольку спрос
(продажи) вследствие введения акциза (повышения цены) уменьшится, сумма
собранного акциза окажется меньше.
От эластичности зависит Тax Incidence (действительное распределение
налогового бремени): в среднем случае часть акциза будут платить
потребители, часть – производители. Если спрос очень эластичен, полное бремя
акциза упадет на производителя. И если размер его акциза сопоставим с
прибылью, отрасль зачахнет: именно это произошло с производством яхт
(катеров) в США, когда Картер обложил их налогом на роскошь.
В России на коротком временном горизонте и небольших по сравнению с
ценой акцизах эластичность спроса на бензин по цене невелика. Это означает,
что сокращения поездок ожидать не следует. При низкой эластичности весь
дополнительный акциз пойдет в казну, причем ляжет на плечи потребителя.
Однако сказанное справедливо лишь при небольших изменениях акциза и в
течение двух-трех лет. Известны примеры, когда значительный рост цен
вызывал резкие перемены в поведении покупателей. В США в разгар
нефтяного кризиса 1970-х соседи из экономии по очереди возили друг друга в
город на работу. Но тогда бензин подорожал в разы, как и нефть, вследствие
эмбарго OPEC.
Чтобы люди начали действительно отказываться от поездок на
автомобиле из-за цены бензина, необходимо, помимо высокой цены (акциза),
чтобы у них был выбор. И в среднесрочном плане выбор есть. Что за пять лет
могло бы измениться, так это автопарк. Массовая пересадка на микролитражки
и на гибридные модели дала бы эффект и по топливу, и по износу дорог, и по
парковочным местам. На горизонте за десять лет можно говорить о разработке
нового поколения более экономичных двигателей. Но для получения
ощутимого эффекта необходимо очень существенное повышение акциза – в
разы, если не в десятки раз.
Но оправданы ли гигантские акцизы? Конечно, акциз удобен тем, что его
трудно избежать. Получатели теневых доходов невольно начнут участвовать в
общих народных расходах. Есть и другие плюсы – но есть и осложняющие
обстоятельства. Акциз нельзя установить в зависимости от платежеспособности
– пострадают наименее обеспеченные, инвалиды, пенсионеры. Для части
населения, ездящей на старых прожорливых ВАЗах, высокий акциз окажется
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
неподъемным. Также существует проблема перехода. Поменять машину за
месяц-два непросто: ни покупателя не найти, ни тем более получить новый
автомобиль у дилера – особенно если многие ринутся покупать экономные
автомобили.
По материалам «Эксперт оn-line», 06.06.2010.
Вопросы
1. Чем определяется эластичность спроса на бензин для обычного
покупателя (частника)?
2. Какие факторы определяют эластичность спроса на бензин для
организаций?
3. От каких факторов зависит эластичность предложения бензина.
4. Оцените эластичность спроса на бензин в краткосрочном,
среднесрочном и долгосрочном периодах.
5. Покрывают ли, с вашей точки зрения, выгоды от введения акцизного
налога на бензин негативные последствия этого шага?
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
составляют 50–70 долларов). Кто-то пересмотрел свои планы и притормозил с
инвестициями в газодобычу
Рабочая программа на тему: Сборник кейсов по экономике
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре Лесопромышленный Техникум»
Сборник кейсов
По дисциплине «Экономика»
Комсомольск-на-Амуре, 2015г.
Разработчик:
КГБОУ СПО « Комсомольский -на -Амуре лесопромышленный техникум» преподаватель
Пономарева Галина Игоревна.
________________________ ___________ _________________
Эксперты от работодателя:
_____________________ ________________ ________________
(место работы) ( занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
______________________ __________________ ______________
(место работы) ( занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Введение.
По своему содержанию кейс сборник подготовлен для студентов НПО и СПО, соответствует требованием государственных образовательных стандартов подготовки студентов не экономических направлений.
Цель изучения курса: формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе экономической теории — макроэкономике, которая изучает условия, факторы и результаты развития национальной экономики в целом.
Содержание.
Кейс№1 Глобальные проблемы мировой экономики……………………………………..5
Кейс№2 Помощь малому бизнесу от государства ………….……………………………..6
Кейс№3 Кредитование физических лиц……………………………………………………7
Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привело к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся прежде всего проблемы военной угрозы, малоразвитость значительной части мира, продовольственный, энергетический и др. кризисы. Они оказывают воздействие на структуру мирового и национального воспроизводства, динамику экономических процессов.
Характерная черта глобальных проблем – их мера значимости для общественного развития. Это касается как экологических, так и проблем безопасности при решении социальных конфликтов и т.д. Оптимизация окружающей среды – это предпосылка общественного развития. Кроме того, поскольку познание законов развития общества невозможно без изучения и использования законов природы, вмешательство в любой глобальный процесс неизбежно влечет за собой цепные реакции, распространенные на многие сферы.
Еще одной характерной чертой глобальных противоречий является то, что их источники в основной своей массе позитивны, т.е. связаны с ростом производства и благосостояния людей.
Вопросы.
1.Дайте краткую характеристику каждой проблеме представленной на картинке.
2. Подумайте и найдите пути решения данных проблем.
3. Найдите пути предотвращения и недопущения мировых экономических проблем.
Кейс№2. ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА.
Власти каждого региона России ежегодно определяют размеры финансовой поддержки для небольшого бизнеса. Все это возможно благодаря Федеральному Закону №209, утверждающему основы развития российского бизнеса. Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы. Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.
Вопросы.
1.Как вы считаете, зачем государству нужно поддерживать малый и средний бизнес? Обоснуйте.
2.Считаете ли вы необходимой государственную поддержку малого бизнеса?
3. Какие нужны программы для образования малого бизнеса с государственной поддержкой?
Наверняка каждый из нас переживал острое желание стать обладателем той или иной вещи. Иногда желание получить вожделенную иномарку или новую квартиру просто-таки застилают все обычные жизненные заботы и тогда мы вспоминаем о уже давно привычном в нашей жизни выражении «взять кредит». Основное преимущество потребительского кредита очевидно – это возможность позволить себе необходимую покупку именно сейчас, не откладывая ее на месяцы и годы.
Сегодня большинство банков стараются предложить каждому конкретному человеку интересующий его вид кредитования.
Кредитование физических лиц включает в себя следующие суб-виды: кредит на неотложные нужды связанные с оплатой услуг, кредит на образование, кредит на ремонт жилья, кредит на покупки, кредит молодой семье, кредит пенсионерам, кредит на потребительские нужды, ипотека для молодой семьи, кредит на покупку автомобиля, кредит наличными на отдых, кредит сотрудникам компаний и другие.
Наиболее распространённым кредитом для физических лиц является кредит на потребительские нужды, или иными словами потребительский кредит.
Вопросы.
1. Какие гарантии вы можете предоставить при получении кредита?
2. Почему банку не выгодно досрочное погашение кредита?
3. Проблемы в получении кредита, кредитная история.
4. Ваши предложения по тарифной ставки.
ФинАналитика.Кейсы – Банковский институт – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Банковский институт НИУ ВШЭ ежегодно проводит конкурс по решению кейсов для абитуриентов магистерской программы «Финансовый аналитик» (CFA Institute University Affiliation Program) с целью отобрать и поддержать наиболее талантливых ребят, ориентированных на обучение по программе.
Участникам Конкурса предлагается решить актуальные задачи в финансах и бизнесе, подготовленные известными компаниями – лидерами рынка. В Жюри Конкурса входят их представители.
Партнеры Конкурса
Зачем?
Участники Конкурса имеют возможность погрузиться в профессиональную среду, применяя свои знания для решения практических задач. «Попробовать на зуб» будущую профессию – важный шаг в принятии решения на какую образовательную программу поступать. Кроме того, участники очного этапа получат обратную связь напрямую от ведущих специалистов индустрии.
Для заинтересованных в поступлении на магистерскую программу «Финансовый аналитик» (CFA Institute University Affiliation Program) результаты Конкурса дают свои бонусы:
- участие в очном этапе Конкурса дает баллы по Конкурсу портфолио в позиции «повышение квалификации, тренинги, олимпиады и тд»;
- призеры Конкурса получают максимальные баллы по Конкурсу портфолио при условии успешно сданного вступительного экзамена по английскому языку;
- победители Конкурса получают максимальные баллы по Конкурсу портфолио, а также скидку до 50% на оплату обучения при условии успешно сданного вступительного экзамена по английскому языку;
- партнерская компания Конкурса может предложить победителям и (или) призерам Конкурса стажировку на безвозмездной основе.
Даты и Этапы
Вопросы и Ответы
Контакты
e-mail: [email protected] +7 (495) 772 9590 *22463
Кейс 1. Проблема ограниченности ресурсов — Студопедия
КЕЙСЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
Микроэкономика
Case-studies представляют собой упражнения, разработанные на основе конкретных экономических ситуаций. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации. Преимуществами этой формы работы является то, что она позволяет продемонстрировать прикладной характер экономической теории и показать аналитические возможности теоретических моделей на реальных экономических процессах. Осваивая эту форму работы, студенты получают навыки применения полученных знаний при анализе конкретных экономических проблем.
В сборнике представлены кейсы, различные по объему, сложности, способу подачи материала. Ответы на кейсы не являются однозначными. Задания составлены так, чтобы была возможность поразмышлять над ситуацией, используя представленный материал и теоретическую литературу, предложить различные пути решения проблем.
Задание
Контрольная работа включает развернутые ответы на вопросы по кейсам.
Необходимо сделать по одному кейсу из каждой темы на выбор.
Ответ на кейс включает ответы на все предложенные вопросы.
Ответы на вопросы должны опираться на теоретическую литературу по микроэкономике (учебники и учебные пособия), также приветствуется привлечение периодической литературы (статей, докладов, исследований), материалов Интернет-источников. Некоторые кейсы предполагают построение экономических моделей, графиков, таблиц.
Требования к работе
Требования к оформлению: Шрифт 14, Times New Romans, интервал 1,5
Параметры страницы: левое поле – 30 мм, правое поле – 1,5 мм, верхнее и нижнее поле – 20 мм.
Текст выравнивается по ширине страницы.
Название кейсов помещается по центру.
Тема 1. Основы экономического развития общества
Кейс 1. Проблема ограниченности ресурсов
Вопрос ограниченности ресурсов в современном мире является одним из самых актуальных. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ. Увеличение численности населения планеты, возрастание и усложнение потребностей, рост объемов производства и ускорение научно-технического прогресса (НТП) требует все большего количества ресурсов для производства благ.
Наиболее остро стоит проблема ограниченности природных ресурсов. Так по подсчетам исследователей Международного энергетического агентства (IEA), топлива всех видов на планете хватит на 800 лет (оптимистический прогноз), а при возрастании темпов НТП – на 150 лет (пессимистический прогноз)[1].
Основными видами топлива в настоящее время являются нефть, природный газ и уголь. Мировое потребление ископаемых видов топлива составляет около 12 млрд т. в год. За последние 20 лет мировое энергопотребление возросло на 30% (и этот рост продолжится в связи ростом потребностей бурно развивающихся стран азиатского региона). В будущем существует угроза дефицита энергии и топлива, что уже сейчас проявляется в энергетических кризисах (в 1973, 1990, 2000, 2005, 2009, 2011 годах).
Все большую актуальность приобретает политика энергосбережения и повышения энергоэффективности. Создаются новые виды топлива (например, биотопливо – топливо из биомассы). Идет развитие альтернативных источников энергии: солнечной энергетики, ветроэнергетики, гидротермальной энергетики. В 2010 году в Евросоюзе доля электроэнергии, получаемой из альтернативных источников, составляла 12,5%. Однако в целом на альтернативные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии.
По оценкам Международного энергетического агентства по запасам нефти Россия занимает 5-е место в мире (60 млрд баррелей), по запасам газа – 1-е место (1,7 трлн куб. футов). Однако при современных темпах роста потребления запасы сырой нефти могут быть исчерпаны через 30-40 лет, природного газа — через 60-80 лет[2].
При этом энергоемкость российской экономики вдвое выше, чем мировой экономики в целом, и в 3 раза, чем в странах Евросоюза и Японии. Основную роль в этом играют устаревшее оборудование и технологии производства на большинстве предприятий. Особо низкой энергоэффективностью отличается сфера ЖКХ, также добывающая и перерабатывающая промышленность, строительство, транспорт и другие отрасли.
Вопросы
1. Какие факторы влияют на рост потребностей в топливно-энергетических ресурсах?
2. Как ограниченность топливно-энергетических ресурсов влияет на поиск более эффективных способов их использования?
3. Каковы, по вашему мнению, возможности и пути преодоления энергетического кризиса?
4. Назовите причины высокой энергоемкости российской экономики.
5. В каких направлениях необходимо проводить политику энергосбрежения в России?
Кейс 2. Экономика России на перепутье[3]
В конце 80-х годов экономика СССР характеризовалась практически полным использованием ресурсов (например, безработица в стране официально отсутствовала). По объему ВВП Советский союз занимал 2-е место после США.
В структуре промышленности преобладала тяжелая индустрия. В 1989 году в общем объеме промышленной продукции на производство средств производства приходилось 75,3%, на производство предметов потребления – 24,7%.
После распада СССР в 1991–1999 годах в период рыночных преобразований в российской экономике наблюдался глубокий экономический кризис: спад во всех отраслях, банкротство огромного числа предприятий, значительный отток капитала из страны, высокая безработица (в 1998 г. – 14 %), галопирующая инфляция, вытеснение с рынка отечественной продукции импортными товарами.
По мнению академика РАН А. Г. Аганбегяна, реформы 1990-х годов привели к технической и структурной деградации экономики. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, строительстве, легкой, пищевой промышленности производство сократилось в 4–5 раз, в высокотехнологичных и наукоемких отраслях – в 10 раз.
С 2000-го года обозначилась тенденция к экономическому росту. Произошло оживление практически во всех отраслях, особенно динамично развивалась легкая и пищевая промышленность, а также топливно-энергетическая, металлургическая, химическая промышленность и машиностроение.
К 2007 году по большинству отраслей были достигнуты показатели 1989 г. По объему ВВП Россия вышла на 6-е место в мире. Безработица снизилась до 6,4%.
Однако, по мнению большинства экономистов, экономический рост носил восстановительный характер. Высокие темпы экономического роста в 2000–2007 годах в основном были достигнуты за счет эффекта импортозамещения после обесценивания рубля в 1998 году и высоких цен на нефть на мировых рынках. Экономический рост происходил на старой технологической основе использования свободных мощностей предприятий (износ основных фондов в 2007 году составлял 80%, средние возраст оборудования – 20 лет). Фактически происходил лишь количественный рост показателей, при этом значительных прогрессивных изменений в структуре экономики не произошло.
В 2007-м году стало очевидно, что данная модель экономического роста себя исчерпала. В настоящее время России требуется переход на инновационную модель экономического роста, базирующуюся на качественной модернизации промышленности, развитии наукоемких производств, разработке и внедрении новых технологий.
Вопросы
1. Проанализируйте изложенную ситуацию с помощью кривой производственных возможностей.
2. Охарактеризуйте состояние российской экономики в 1989 году, в 90-е годы, в 2007 году.
3. Какие факторы способствовали экономическому росту в 2000-2007 годах?
4. Каковы перспективные направления развития экономики России?
пошаговая инструкция и шаблон — Маркетинг на vc.ru
Кейсы — это один из способов помочь целевой аудитории увидеть пользу в ваших услугах. Их сила в том, что они ничего не рекламируют и ни в чём не убеждают. Они рассказывают историю успешного проекта, а читатель делает выводы самостоятельно. Задача компаний — рассказывать такие истории, которые будут подводить потенциальных клиентов к нужным выводам.
1. Определить тему и формат кейса
Кейсы показывают ценность ваших услуг, то есть то, как вы решаете задачи клиентов. В качестве задач могут быть:
- снижение затрат,
- увеличение прибыли,
- привлечение новых клиентов,
- закрытие новых сделок,
- выход на новый рынок,
- привлечение инвестиций в проект.
Сначала выберите тему кейса, исходя из текущих бизнес-целей вашей компании. Например, если у вас простаивает дизайнерская команда, нужно писать дизайнерские кейсы и продвигать этот вид услуг.
Далее придумайте, в каком формате вы расскажете историю успеха своего клиента. Разным форматам подходят разные каналы дистрибуции. Текстовый кейс можно опубликовать на своём сайте, кейс в виде инфографики — на пинтересте, видео — в ютубе, подкаст — на саундклауде.
Выбирайте тот формат и канал продвижения, которые лучше всего работают у вас. Нет смысла тратить огромные ресурсы на создание видеокейса, если у вашего канала в ютубе 100 подписчиков.
2. Найти подходящего кандидата для кейса
Чтобы начать работу над кейсом, недостаточно определиться с темой и форматом. Нужно выбрать проект и получить согласие клиента. При выборе потенциальных кандидатов обращайте внимание на следующие критерии:
Обучение с использованием кейс-метода в экономике
Большую часть того, что вам нужно знать для эффективного использования кейс-метода в классе экономики, можно найти в основном модуле «Обучение с использованием кейс-метода». Ниже приведены ответы на некоторые вопросы, относящиеся к экономике.
В каких курсах экономики можно использовать кейс-метод?
Я знаю преподавателей, которые используют этот метод на курсах, от принципов до семинаров для выпускников. Я с большим успехом использовал его в изучении принципов и промежуточной микроэкономики, на курсах бакалавриата среднего уровня по международной торговле и экономическому развитию, а также на продвинутых семинарах по экономике Африки и экономическому развитию.Он может работать на 10 студенческих семинарах и на очень больших курсах лекций. В то время как некоторые люди преподают практически весь материал курса, используя кейсы (см., Например, микрокурс Тони Гомеса-Ибанеса в школе Кеннеди), большинство людей используют кейсы в курсах, на которых они также читают лекции и выполняют другие формы активных занятий. обучение.
Чем случаи отличаются от примеров?
Хотя некоторые преподаватели считают, что они могут использовать метод кейсов для представления студентам нового теоретического или методологического материала, большинство преподавателей кейсовых методик используют этот метод в качестве приложения теории, которую студенты изучали на лекции, или для мотивации введения теоретических концепций в будущем.Случаи богаче, сложнее и убедительнее, чем примеры, которые мы обычно включаем в свои лекции или черпаем из учебников. Поскольку они основаны на реальном мире, кейсы не всегда «четко» соответствуют теории и требуют от студентов тщательного обдумывания того, какие теоретические концепции использовать и как их использовать. Они также просят студентов взглянуть на данные из реального мира и выяснить, как применять определения и концепции для интерпретации этих сложных данных. Однако самое важное: в отличие от примера, в котором инструктор проводит студентов через применение экономики к этому примеру, инструктор по кейс-методу ведет студентов, пока они сами создают приложение.
Где найти хорошие экономические кейсы?
Список источников хороших дел можно найти на странице Где получить хорошие дела. Эти кейсы часто сопровождаются обучающими заметками, которые помогут вам в использовании кейса.
Большинство кейс-учителей также создают свои собственные кейсы, часто начиная с новостей. В последние годы я нашел несколько хороших источников на Национальном общественном радио. Использование материалов NPR позволяет студентам как слушать рассказ, так и читать стенограмму. Хотя эти истории иногда действительно включают анализ, анализ редко бывает полным, определенно не включает диаграммы и почти всегда оставляет открытыми значительные возможности для обсуждения, которое объясняет, что происходит в истории, оценивает политику или программу, которые она описывает, и рассматривает альтернативные варианты. решения представленной проблемы.Недавно я услышал историю о дровяных котлах на открытом воздухе на NPR Living on Earth , и я планирую использовать эту историю для разработки кейса для использования в курсе экономической политики, который я преподаю осенью 2009 года. случай, когда он завершен.
Не пугайтесь формальности опубликованных случаев — материал, который вы создаете самостоятельно, не обязательно должен представлять собой плавно сплетенный рассказ с красиво оформленными экспонатами, чтобы стать успешным кормом для обсуждения случая. Раздел примеров этого модуля включает в себя ряд материалов, взятых из прессы и других источников, которые эффективно использовались в учебных классах в течение многих лет.
Небольшие группы и ролевые игры в классе экономики:
Экономические кейсы особенно хорошо подходят как для небольших групп, так и для ролевых игр. Может быть полезно разделить класс на небольшие группы для работы над конкретными аналитическими и техническими задачами (выполнение расчетов, рисование диаграмм), о которых они затем могут сообщить более широкой группе. В случае с арахисовой политикой США, например, я часто просил одну группу студентов нарисовать диаграмму, иллюстрирующую эффект минимальной цены, другую — для иллюстрации эффекта импортной квоты, а третью — чтобы нарисовать эффект разрешения на выращивание. программа.Представитель каждой группы приходит, чтобы наклеить диаграмму на доску, и затем все они собираются вместе. Работа учащихся в группах помогает достичь хороших результатов — для целой группы учащихся обычно не характерны результаты, которые не соответствуют базовым требованиям, в то время как отдельные учащиеся могут испытывать трудности с получением правильного ответа самостоятельно.
Кейсы
Economics также отлично подходят для ролевых игр. В вопросах политики часто бывают победители и проигравшие, на рынках присутствуют производители и потребители, а национальные и иностранные правительства также часто выступают в роли действующих лиц.Ролевая игра не только усиливает дискуссию во время обсуждения (и часто является случаем, когда студенты удивляют вас своей страстью и красноречием), но также усиливает идею конкурирующих интересов и сложности измерения социального благосостояния и разработки политики.
.
Банк идей | The Economics Network
Категории
Поделитесь своим опытом
Одним из потенциальных препятствий для принятия новых подходов к обучению является отсутствие доказательств того, что работает.
Чтобы противостоять этому, этот раздел нашего веб-сайта посвящен сопоставлению примеров инновационных методов обучения и преподавания. Каждое тематическое исследование посвящено конкретному нововведению и состоит из краткого описания, в котором рассматриваются следующие вопросы:
- Какова была его цель?
- Как это было интегрировано в учебную программу?
- Как это работало?
- С какими проблемами столкнулись?
- Как отреагировали студенты?
Если вы хотите, чтобы ваша собственная работа была продемонстрирована, пожалуйста, свяжитесь с Мартином Поултером в Сети.
Банк идей | Публикация журнала, например IREE |
---|---|
Краткие тематические исследования (обычно 2–4 страницы; 500–1 500 слов) | Полностью разработанные статьи |
Легкое копирование и редактирование при необходимости | Полная экспертная оценка |
Принятие материалов от преподавателей университетов с описанием практики, которую они использовали в преподавании экономики | Значительная часть материалов отклонена |
Быстрая публикация: часто в течение недели, иногда в тот же день | Процесс проверки и публикации может занять несколько месяцев |
Иногда цитируются, но не появляются автоматически в базах данных цитирования | Будет присвоен цифровой идентификатор объекта и будет проиндексирован базами данных цитирования |
Авторам и читателям бесплатно | Могут быть опубликованы за платным доступом или за открытый доступ |
Можно опубликовать идею в виде краткого тематического исследования и развить ее позже в виде полной статьи.
Примеры использования видео
Сейчас мы принимаем тематические исследования в видеоформате . Мы публикуем их с расшифровкой стенограммы, созданной путем редактирования автоматических субтитров YouTube. См. Пример.
Контент должен быть чем-то большим, чем просто «подсказкой» о том, как использовать технологию. Это возможность продемонстрировать то, что вы делаете с помощью программного обеспечения или веб-сайта, но вам необходимо описать практику, которую вы использовали в университетском экономическом образовании, и ее преимущества для студентов.
Вам необходимо предоставить нам доступ к видеофайлу для размещения на канале YouTube Economics Network или , разместите его на своем собственном канале YouTube, не монетизируемом. (Вот как отключить монетизацию для видео).
.
Airline Economics — Дело консультанта
Случай предназначен для того, чтобы представить кандидату интервьюер, который играет роль представителя крупной индийской авиакомпании.
Абзацы, выделенные синим цветом, можно передать интервьюируемому устно.
Абзацы, выделенные оранжевым цветом, содержат подсказки для вас, как вести интервьюируемого по делу.
Для расчета финансовой отдачи или дополнительной прибыли кандидату необходимо посмотреть на доход и затраты , связанные с добавлением еще одного пассажира на рейс.
Если спросят, дайте кандидату знать, что пассажировместимости достаточно, чтобы разместить как минимум одного пассажира на каждом рейсе.
I. Анализ доходов
Выручка может быть упрощена как произведение средней цены билета и количества новых пассажиров, добавленных .
1. Средняя стоимость билета
Индия :
- 50% рейсов выполняются между Нью-Дели и Мумбаи; в среднем за это 2-часовое путешествие пассажир платит 100 долларов
- 25% рейсов летают между другими крупными городами, а это 2.5 часов друг от друга. Мы берем с пассажира $ 100 за эти рейсы
- Остальные 25% рейсов летают между другими городами, которые находятся на расстоянии 3 часа друг от друга. Средняя цена билета на эти рейсы $ 200
Следовательно, средняя цена билета будет (50% X 100 долларов + 25% X 100 долларов + 25% X 200 долларов) или 125 долларов .
2. Кол-во новых пассажиров
Мы знаем, что новых пассажиров будет равно из общего количества рейсов , поскольку мы добавляем только одного пассажира на рейс.
Следовательно, мы должны сначала оценить количество самолетов, принадлежащих фирме, а затем количество полетов, которые выполняет каждый самолет.
Есть разных способов оценить количество новых пассажиров. Например, кандидат может также рассчитать количество рейсов, умножив количество маршрутов на среднее количество рейсов по одному маршруту.
Компания владеет 110 самолетами . Кандидат может предположить, что 50% от общего количества рейсов выполняются по 2-часовому маршруту , 25% — по 2-х часовому.5-часовой маршрут, а оставшиеся 25% — 3-часовой.
Это дает нам:
- Дели-Мумбаи, маршрут 2 часа — 50% из 100 или 50 самолетов
- Крупные города, 2,5 часа маршрута — 25% от 100 или 25 самолетов
- Остальные города, маршрут 3 часа — 25% от 100 или 25 самолетов
Авиакомпании обычно тратят много денег на обслуживание . Таким образом, из 110 самолетов, которыми владеет фирма, 10 обычно находятся на ремонте . Исправьте кандидата , если он принимает любой другой номер.
Чтобы оценить рейсов на самолет в день , нам нужно вычислить следующее:
- Общее время полета : Когда вылетает первый самолет? Когда прилетит последний самолет дня?
- Время на земле : Сколько времени нужно на наземные работы, такие как налогообложение, уборка и размещение?
Позвольте кандидату сделать свои собственные предположения относительно вышеуказанного времени.Цель состоит не в том, чтобы получить правильный ответ, а в том, какой процесс и какие предположения делает кандидат для оценки этого числа.
Допущения : Общее время полета составляет 15 часов, а время полета на земле составляет 1 час.
- Дели-Мумбаи, 2 часа полета: 15 часов / 3 часа или 5 рейсов на самолет в день
- Крупные города, 2,5 часа полета: 15 часов / 3,5 часа или около 4 полета на самолет в день
- Другие города, 3 часа полета: 15 часов / 4 часа или 3 рейса на самолет в день
Всего рейсов:
- Дели-Мумбаи, полет 2 часа: 5 X 50 или 250 рейсов в день
- Крупные города, 2.5 часов полета: 4 X 25 или 100 рейсов в день
- Другие города, 3 часа полета: 3 X 25 или 75 рейсов в день
Всего рейсов = 250 + 100 + 75 = 425 рейсов в день .
Следовательно, ежемесячный дополнительный доход составит 425 полетов в день X 30 дней X 125 долларов США или около 1 600 000 долларов США .
II. Анализ затрат
Предельные затраты на одного дополнительного пассажира на рейс будут ноль , так как большинство затрат в любом случае возникнет .
III. Вывод
Поскольку предельные затраты равны нулю, ежемесячный дополнительный доход является ежемесячной дополнительной прибылью . Таким образом, финансовая отдача от добавления еще одного пассажира на рейс составит около 1 600 000 долларов в месяц.
.
Экономический факультет | Школа Weatherhead при Университете Кейс Вестерн Резерв
Дэниел Шоаг, доктор философии
Недавно принятый закон США, основанный на исследованиях и пропаганде, проведенных доцентом экономики Дэниэлом Шоагом, устанавливает практику, известную как «запрет коробки» в качестве федеральной политики для сотни тысяч государственных и частных рабочих мест.
Этторе Фантин, Кенисе Грей и Веданг Котари признаны восходящими молодыми лидерами в обществе.
Три выпускника Уэзерхеда вошли в список двадцати Крейна из числа своих 20-летних
Награды присуждаются преподавателям, которые были образцами в исследованиях, обучении и служении.
Weatherhead объявляет лауреатов премии факультета за 2019 год
‹›
Экономический факультет является центром комплексного обучения и исследований в области прикладной микроэкономики, менеджмента и государственной политики. Наши исследовательские и педагогические интересы варьируются от основных вопросов микро- и макроэкономики до международной экономики, экономики здравоохранения, дизайна стимулов и поведенческой экономики, переговоров и разрешения конфликтов, а также экономики технологических изменений.
На нашем факультете сочетаются идеи современной экономической теории с тщательным изучением институциональных деталей, включая новые источники данных, такие как административные записи и совместные эксперименты с фирмами или правительствами. Некоторые сотрудники факультета цитировались в научных работах более 1500 раз. Кроме того, преподаватели разработали эксперименты с местными органами власти и неправительственными организациями для улучшения предоставления услуг в области здравоохранения и образования в Южной Азии, Латинской Америке, США.С., и Европа. Кафедра создает стимулирующую интеллектуальную среду для студентов и преподавателей, и каждый семестр ведущие ученые со всей страны приглашаются для представления исследований в серии семинаров по рынкам, организациям и государственной политике. Эта серия статей дает представление о границах экономических исследований, чтобы активизировать наши основные исследования — заняв 5-е место (микроэкономика для бакалавриата) и 7-е место (макроэкономика для бакалавриата) в стране в 2012 году по данным Businessweek . Между тем преподаватели вносят свой вклад в общественное обсуждение экономики и часто цитируются в важных источниках СМИ, таких как National Public Radio, The Wall Street Journal , The New York Times , The Washington Post , CNN и The New Республика .
Новости экономики
На данный момент новостей нет.
В центре внимания факультет
Марк Вотруба — лауреат 20-й ежегодной премии «Стрела» Международной ассоциации экономики здравоохранения в 2013 г.
Программы на получение степени
Бюллетень экономики
.