Экзистенция это что: ЭКЗИСТЕНЦИЯ — это… Что такое ЭКЗИСТЕНЦИЯ?

Содержание

ЭКЗИСТЕНЦИЯ — это… Что такое ЭКЗИСТЕНЦИЯ?

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — (позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto существую) филос. понятие, обозначающее конкретное бытие, существование в его простой фактичности; в рус. яз. переводится как «существование». Экзистенциальный относящийся к существованию, ссылающийся… …   Философская энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — «ЭКЗИСТЕНЦИЯ» (eXistenZ), Канада, 1999, 93 мин. Фантастика, триллер. Гениальная Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру Экзистенция , основанную на биотехнологиях: специальный биодрайвер подключается прямо к мозгу игрока. Но фантастические… …   Энциклопедия кино

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ …   Новейший философский словарь

  • экзистенция — сущ., кол во синонимов: 1 • существование (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом «Я», вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Энциклопедия социологии

  • Экзистенция — – адамның бірегей тұлғалық табиғылығы, ал адам өзінде тұлғаның рухани, психоэмоционалдық қайталанбайтындықты көрсетеді. Экзистенцияның тұлғалық сипаты танымдық және түсінудің кез келген логико дискурсивтік, рационалды объективтік әдістермен оған… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Экзистенция — Существование аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта сущности. В отличие от понятия бытия понятие существование всегда остается только аспектом сущего, тогда как понятие бытие употребляют также в смысле всего существующего , мира… …   Википедия

  • экзистенция — ж. Существование, бытие; сущность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • экзистенция — [тэ], и; ж. [лат. existentia существование] Филос. Существование, бытие; сущность. Э. человеческой жизни …   Энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом Я , вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Толковый словарь по социологии

  • Что значит экзистенциальный и что такое экзистенциализм

    Латинское существительное existentia по-русски значит “существование”. В английском языке то же самое значит слово existence.

    Соответственно, прилагательное “экзистенциальный” восходит к латинскому existentialis – “относящийся к существованию”. Синоним этого прилагательного в русском языке – “бытийный”.

    Экзистенциализм

    В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIX веке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.

    Сёрен Кьеркегор. Фото: Wikimedia

    В XX веке это направление философии получило развитие в трудах Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера. Они повлияли на французских писателей, которые создали направление французской экзистенциальной литературы. Среди них был Жан Поль Сартр и Альбер Камю. Первый из них издал катехизис нового направления — эссе “Экзистенциализм — это гуманизм”.

    Жан Поль Сартр. Фото: скриншот YouTube

    Произведениям Сартра и Камю свойственен атеизм, абсурд, философские размышления, исследование страха, одиночества и проблемы самоубийства. Их произведения были очень популярны в СССР. Некоторые литературоведы находят признаки экзистенциализма в романах Достоевского.

    Фото: makulatura.ru

    Экзистенциальный кризис

    В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.

    DepositphotosДо появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы. Экзистенциальная революция XIX века сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх. Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.

    Читайте подробнее: 

    Экзистенциальный кризис — что это такое и как с ним справиться?​

    Распространенные ошибки

    Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.

    Типичная ошибка в одном из объявлений на Озоне. Фото: Ozon.ru

    Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).

    ЭКЗИСТЕНЦИЯ — это… Что такое ЭКЗИСТЕНЦИЯ?

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — «ЭКЗИСТЕНЦИЯ» (eXistenZ), Канада, 1999, 93 мин. Фантастика, триллер. Гениальная Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру Экзистенция , основанную на биотехнологиях: специальный биодрайвер подключается прямо к мозгу игрока. Но фантастические… …   Энциклопедия кино

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — (существование, лат. exsistentia, от глагола ex sisto, ex sistere выступать, выходить, обнаруживать себя, существовать, возникать, показываться, становиться, делаться) философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ …   Новейший философский словарь

  • экзистенция — сущ., кол во синонимов: 1 • существование (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом «Я», вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Энциклопедия социологии

  • Экзистенция — – адамның бірегей тұлғалық табиғылығы, ал адам өзінде тұлғаның рухани, психоэмоционалдық қайталанбайтындықты көрсетеді. Экзистенцияның тұлғалық сипаты танымдық және түсінудің кез келген логико дискурсивтік, рационалды объективтік әдістермен оған… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Экзистенция — Существование аспект всякого сущего в отличие от другого его аспекта сущности. В отличие от понятия бытия понятие существование всегда остается только аспектом сущего, тогда как понятие бытие употребляют также в смысле всего существующего , мира… …   Википедия

  • экзистенция — ж. Существование, бытие; сущность. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • экзистенция — [тэ], и; ж. [лат. existentia существование] Филос. Существование, бытие; сущность. Э. человеческой жизни …   Энциклопедический словарь

  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ — англ. existence; нем. Existenz. В экзистенциализме внутреннее бытие человека, его переживания, то непознаваемое в человеческом Я , вследствие к рого человек предстает как конкретная неповторимая личность. Понятие Э. отрицает предметное бытие ,… …   Толковый словарь по социологии

  • экзистенция — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.экзисте́нцияэкзисте́нции
    Р.экзисте́нцииэкзисте́нций
    Д.экзисте́нцииэкзисте́нциям
    В.экзисте́нциюэкзисте́нции
    Тв.экзисте́нцией
    экзисте́нциею
    экзисте́нциями
    Пр.экзисте́нцииэкзисте́нциях

    эк-зис-те́н-ци·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -экзистенц-; суффикс: -иj; окончание: .

    Произношение[править]

    • МФА: [ɛɡzʲɪˈstɛnt͡sɨɪ̯ə]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. филос. чьё-либо конкретное бытие, существование ◆ Тюрьма как аббревиатура жизни: снимая все культурные слои, она сдирает жизнь до мяса, до экзистенции, до чистого существования. Александр Генис, «Довлатов и окрестности», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    1. ?
    Антонимы[править]
    1. небытие
    Гиперонимы[править]
    1. существование, бытие
    Гипонимы[править]
    1. преэкзистенция

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от лат. exsistentia «существование», далее от exsistere «выступать; показываться, становиться, существовать», далее из ex- «из-, от-» + sistere «ставить, помещать; возводить», далее из stāre «стоять», далее из праиндоевр. *sta- «стоять»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Список переводов

    Библиография[править]

    Экзистенциализм: определение — представители — основные идеи

    Экзистенциализм (от лат. exsistentia — «существование») — философское течение, а также направление в литературе, возникшие в начале 19 века, которые уделяют внимание существованию человека, его одиночеству и оторванности, поискам его «Я» и смысла жизни, который выражался бы в полной свободе от внешнего окружения и в свободе выбора.

    Датский философ Сёрен Кьеркегор (в России его фамилия переводится также как Киргегард) считается первым философом, кто высказывал экзистенциональные идеи. Сам термин экзистенциализм был введён немецким философом Фрицем Хайнеманом в 1929 году.

    Экзистенция (лат. exsistentia — «существование») — понятие в философии, обозначающее бытиё конкретного человека, существование, в процессе которого человек становится неповторимой личностью.

    Основные идеи экзистенциализма:

    • в центре находится существование каждого конкретного человека, его «Я»;
    • внешняя жизнь человека и окружающая его среда не важны, важно лишь его внутреннее бытиё;
    • пессимистичный способ восприятия мира: жизнь представляется трагичной и бессмысленной;
    • человек свободен в своём выборе;
    • у жизни нет цели, то, что важно, — это само существование, бытиё;
    • отрицание науки.

    Эти идеи поддерживаются представителями буржуазии. Экзистенциалисты имеют различные политические, социальные и религиозные взгляды. Но схожи они тем, что важнейшими эмоциями человека считают отрицательные эмоции: страдание, страх, озабоченность и другие.

    Экзистенциальные проблемы

    Экзистенциальные проблемы или экзистенциальный кризис — это состояние, которое появляется у человека, когда он не может понять, в чём смысл его жизни, в чём её ценность и для чего он живёт. Как правило, такими вопросами задаются люди, которые живут в развитых странах. Потому что их основные потребности уже удовлетворены и борьба за выживание окончена.

    Например:

    • «В чём смысл строить отношения, если все люди умирают в одиночку?»
    • «Какова цель моей жизни?»
    • «Какой смысл того, чем я занимаюсь, если меня скоро забудут?»
    • «Как понять, что то, что я делаю, — хорошо?»

    Цели экзистенциализма

    Экзистенциализм уделяет большое внимание образованию человека. В частности, образование должно подготовить ребёнка к жизни. А именно:

    • научить его распознавать своё истинное «Я». Французский философ Жан-Поль Сартр говорил, что есть «Я», которым мы являемся в определённый момент, потому что существуем, и есть «Я», которым мы становимся, потому что работаем над собой;
    • помочь ему самореализоваться. Для самореализации очень важно понимать себя, свои эмоции;
    • подготовить его к трагедиям в жизни. А именно принять факт своей будущей смерти и научиться наслаждаться жизнью;
    • научить принимать собственные решения; объяснить, что человек свободен в своём выборе;
    • помочь ему социально приспособиться. Экзистенциализм учит, что в первую очередь под социальной адаптацией понимается умение ценить не только свою свободу, но и свободу других людей;
    • помочь ребёнку развить в себе уникальные черты характера;
    • привить ему чувство ответственности. Экзистенциалисты уверены, что человек сам делает свой выбор и сам же за него отвечает.

    История экзистенциализма

    Основоположником экзистенциализма считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Ещё в первой половине 19 века философ высказывал близкие экзистенциализму идеи.

    Помимо работ Кьеркегора, экзистенциалисты также черпали вдохновение из трудов таких учёных-философов, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эдмунд Гуссерль, Освальд Шпенглер, Анри Бергсон, Георг Зиммель и др.

    Неслучайно понятие экзистенциализма ввёл именно немецкий философ Хайнеман в 1929 году. Атмосфера в Германской империи после Первой мировой войны служила хорошей почвой для расцвета отрицательных эмоций: никчёмность жизни, покинутость, страх, одиночество.

    Личность в экзистенциализме

    Человек свободен в выборе и сам определяет своё поведение. Всё, что не относится к внутреннему «Я» человека, не имеет значения, весь мир крутится, потому что существует человек. Существование человека очищено от социальных условностей.

    Люди отчуждены друг от друга. Экзистенциалисты понимают, что взаимоотношения между людьми невозможно устранить, но отношения считаются побегом от своего «Я», они истощают внутренний мир человека. А природа — это что-то инородное, не относящееся к внутреннему миру личности.

    Сторонники теории не верят, что природа создаёт человека таким, какой он есть. Они считают, что сущность человека не предопределена, не даётся ему заранее и вообще отсутствует. Человек сам выбирает свою сущность и естество.

    Представители экзистенциализма

    Философы-экзистенциалисты:

    • Сёрен Кьеркегор;
    • Фридрих Ницше;
    • Зигмунд Фрейд;
    • Эдмунд Гуссерль;
    • Мартин Хайдеггер;
    • Карл Ясперс;
    • Освальд Шпенглер;
    • Анри Бергсон;
    • Георг Зиммель;
    • Николай Александрович Бердяев;
    • Лев Исаакович Шестов.

    Писатели-экзистенциалисты:

    • Жан-Поль Сартр;
    • Альберт Камю;
    • Габриэль Марсель;
    • Симона де Бовуар.

    В книгах данных авторов присутствуют идеи экзистенциализма. Они воспевают такие экзистенциальные понятия, как отчуждение, одиночество, свободу, абсурд, страх, пустоту.

    Считается, что экзистенциалисты находили в романах Фёдора Достоевского, Франца Кафки и Генрика Ибсена зачатки своих идей. Известно, что Жан-Поль Сартр и Ницше, прочитав произведение Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы», затем цитировали рассуждения Ивана Карамазова о Боге, в частности его взгляд, что, если Бога нет, всё дозволено.

    Экзистенциализм Кьеркегора

    Søren KierkegaardСёрен Кьеркегор

    Кьеркегор утверждал, что постигнуть существование с помощью его осмысления невозможно. Можно только испытать его на опыте, то есть прожить. По мнению философа, каждый человек имеет своё внутреннее «Я», которое нельзя понять из внешнего окружения. Человек может понять кто он и реализовать свою экзистенцию только бессознательно, отвлёкшись от всего внешнего.

    Экзистенциализм Ницше

    Friedrich NietzscheФридрих Ницше

    По мнению Ницше, Бога больше нет, человек может рассчитывать только на собственную волю. Причём воля должна быть именно к власти, в этом состоит сущность человека. Философ считал, что внутреннее «Я» человека — это его инстинкты. Экзистенциализм Ницше тесно связан с нигилизмом.

    Нигилизм

    (От лат. nihil — «ничто») философское понятие, введённое Ницше, связанное с обесцениванием ценностей, бессмысленностью жизни и отсутствием чего-то постоянного и неизменного.

    Экзистенциализм Гуссерля

    Husserl EdmundЭдмунд Гуссерль

    Гуссерль отрицал важность внешнего окружения, реальный мир. Есть только реальность конкретного человека, которая может быть понята, опираясь на собственные ощущения и впечатления.

    Гуссерль писал о «чистом сознании» человека, которое существует независимо от человека, хоть и находится в нём. Такое сознание приводит к «идеальному бытию», которое невозможно познать опытным путём или путём осмысления — одним лишь созерцанием.

    Экзистенциализм Сартра

    Sartre Jean PaulЖан-Поль Сартр

    Сартр превыше всего ставит индивидуальность каждого человека. При этом субъективность человека первична, она формирует то, чем человек является, его сущность. Философ считал, что человек самостоятельно делает свой выбор и становится кем-то. У человека нет заложенной в нём кем-то или чем-то (природой или обществом) сущности, он свободен принимать решения и определять свою сущность.

    Экзистенциализм и религия

    Среди экзистенциалистов есть и атеисты (Жан-Поль Сартр, Фридрих Ницше), и католики (Габриэль Оноре Марсель), и протестанты (Карл Ясперс).

    При этом экзистенциализм и религия не направлены против друг друга. Экзистенциалисты считают, что вера — нелепое понятие, но всё же полагают, что она имеет важное значение для познания истины.

    Атеистический экзистенциализм

    Атеисты-экзистенциалисты критикуют религию. По их мнению, происхождение человека необъяснимо. Но человек свободен в выборе своего существования и своей сущности. Его существование не предопределено никакой высшей силой.

    Экзистенциалисты уверены, что мир враждебен по отношению к человеку, поэтому нужно отрешиться от него, от всего внешнего окружения и обратиться внутрь себя. Человек начинает испытывать страх (Angst) от чувства одиночества, оторванности от мира, безразличности ко всему происходящему. Этот страх, в отличие от боязни (furcht), не возникает из-за чего-то конкретного. Он овладевает человеком полностью. Жизнь, по мнению философов, лишена смысла, а существование — цели.

    Религиозный экзистенциализм

    Религиозные экзистенциалисты считают, что для подлинной жизни необходимо установить связь с богом. Они согласны с идеей атеистов-экзистенциалистов, что мир враждебен, но уверены, что когда человеком овладевает страх, в этот момент человек обращается внутрь себя и пытается найти Бога внутри себя. При этом именно Бог повелевает человеку, как тот должен жить.

    «Позитивный» экзистенциализм

    В 1951 году Ватикан обвинил экзистенциализм в излишнем пессимизме. После чего католические экзистенциалисты создали новое направление — «позитивный» экзистенциализм. Среди представителей этого направления были Никола Аббаньяно, Эрриго Пачи, Армандо Ведальди. Философы основывают свои взгляды на религии, мотивируя это схожестью последней с философией.

    По мнению последователей «позитивного» экзистенциализма, у человека есть много возможностей. Он не даёт человеку замкнуться в себе и отсоединиться от всего мира. Они утверждают, что у человека всегда есть возможность найти свой истинный путь в жизни, несмотря на неудачи и страдания.

    Смотрите также значение Религия.

    Трансценденция

    Трансценденция (от лат. transcendere — «переступать») — термин в философии, означает перемещение из одной области в другую, как правило, из реальной и земной в потустороннюю.

    У экзистенциалистов есть много определений слова «трансценденция». По мнению одних, трансценденция есть истинное бытиё. Необходимо в неудобном и недружественном мире, скованном социальными условностями, найти способ существовать истинно. Религиозные экзистенциалисты считают, что достичь такого подлинного бытия можно только с помощью трансценденции, т. е. контакта с Богом.

    По мнению других философов, трансценденция — это выход сознания человека за его границы; ситуация, при которой сознание перемещается из настоящего в будущее.

    Смотрите также значение Философия.

    Экзистенциализм — это… Что такое Экзистенциализм?

    Ambox scales.svg

    Проверить нейтральность.

    На странице обсуждения должны быть подробности.

    Проблемы с содержанием статьиВозможно, эта статья содержит оригинальное исследование.

    Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
    Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (11 мая 2011)

    Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

    В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

    Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

    Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1][2]

    История термина

    Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Мартин Хайдеггер).

    Содержание учения

    Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

    Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]

    Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

    В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

    Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    Понимание человека

    В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].

    Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]

    Значение страха для экзистенциальной философии

    На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно глубже, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

    Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.

    Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

    В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивный окрас. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

    Кьеркегор утверждает:

    Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.

    Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].

    История и представители

    В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

    В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

    Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:

    В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

    Австрия:

    Италия:

    Испания:

    В США идеи экзистенциализма популяризировали:

    Великобритания:

    Польша:

    Родственные направления

    К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

    Французский персонализм:

    В немецком протестантизме — диалектическая теология:

    Предшественники

    Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

    Примечания

    Ссылки

    Экзистенциализм — Википедия

    Основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор

    Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы, «наличного существования», что нашло своё отражение в работах датского религиозного мыслителя Сёрена Кьеркегора «Понятие страха», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам», «Христианские беседы».

    Экзистенциальная истина, в том смысле, как понимает её Кьеркегор, — это не та истина, как она понимается Гегелем, с которым Кьеркегор постоянно полемизирует в своих работах, подвергая критике его систему взглядов, или в науке. Истина объективная может быть познана, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, ее переживают. А для этого нужно существовать экзистенциально, жить как личность, как индивидуальность.

    Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм — не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[1][2].

    В своей работе «Философия экзистенциализма» Отто Фридрих Больнов пишет: «Именем философии существования, или же экзистенциальной философии, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии».

    Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В своём фундаментальном труде «Бытие и время» Мартин Хайдеггер пишет: «Вопрос экзистенции должен выводиться на чистоту всегда только через само экзистирование. Ведущую при этом понятность себе самой мы именуем экзистентной. Вопрос экзистенции есть онтическое «дело» присутствия. Тут не требуется теоретической прозрачности онтологической структуры экзистенции. Вопрос о структуре нацелен на раскладку того, что конституирует экзистенцию. Взаимосвязь этих структур мы именуем экзистенциальностью. Их аналитика имеет характер не экзистентного, но экзистенциального понимания». В связи с этим Наталья Исаева, переводчик и исследователь творчества Сёрена Кьеркегора, пишет в комментариях к работе Кьеркегора «Или-или»: «У Хайдеггера в «Бытии и времени» мы находим всего лишь три примечания, где он прямо отсылает читателя к Кьеркегору. (Heidegger M. Sein und Zeit. 1927), однако на деле долг тут неоплатно высок, и большую часть основополагающих понятий экзистенциализма можно с лёгкостью найти у датского философа. И «Dasein» как «наличное бытие», и «заброшенность-в-мир», и маркирующая роль «страха», «тревоги» («Angst»), и ощущение человеком своей смертности, вносящее глубинные деформации в рефлексирующее сознание, — введением всей этой проблематики Хайдеггер, безусловно, обязан Кьеркегору». В Заключительном ненаучное послесловие к «Философским крохам» Кьеркегор утверждает: «Экзистенция, подобно движению, остаётся весьма трудным для рассмотрения предметом. Как только я начинаю её мыслить, я тотчас же отменяю эту экзистенцию, а это значит, что я перестаю и мыслить её. Представляется даже правильным утверждать, что тут мы имеем дело с чем-то, что не может быть помыслено, — то есть с экзистированием. И опять же тут присутствует некая трудность, которую экзистенция суммирует следующим образом: тот, кто мыслит, одновременно экзистирует». В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L’existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделён им на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер). Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину. Людвиг Витгенштейн признавался: «Кьеркегор слишком глубок для меня».

    Содержание учения

    Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).

    Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]

    Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.

    В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

    Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой трансцендентной реальности.

    Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

    Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

    Понимание человека

    В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].

    Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой[9].

    Значение страха для экзистенциальной философии

    На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх (или тревога) — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.

    Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.

    Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.

    В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивную религиозную окраску. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен
    огню, он сжигает всё несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.

    Наталья Исаева пишет: «Психологический очерк Кьеркегора «Понятие страха» вообще-то целиком посвящён проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: «наследственного греха»), лежащего в основе страха (Angest). Не будем забывать, что Кьеркегор был тут первым — первым философом, первым психологом, первым теологом, разграничившим «страх-боязнь» (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти, подобрать конкретную причину, и этот мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), лишённый рациональных объяснений. <…> По мысли Кьеркегора, причиной, точнее, истоком страха может быть лишь первое искушение, в которое впал Адам, — ведь это и есть тот самый грех, что открыл дорогоу смерти».

    Кьеркегор утверждает:

    Страх есть головокружение свободы[10]

    По мнению Кьеркегора, » Еще никогда не существовало гения без чувства страха, разве что он был одновременно и религиозен».

    Во время чувства страха, который для Кьеркегора всегда имеет религиозное измерение жизни. всё незначительное отступает на задний план, и остаётся только само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ведомый ими, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на трансцендентного (в опыте не явленного) Бога или (если отвергает веру в Его существование) на самого себя, — и лишь в этом проявляется истинная свобода. Для большинства экзистенциалистов слово Бог не выражает и не отражает современной понятийной базы как в науке, так и в философии[11].

    Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].

    Принципы экзистенциализма.

    1. Применительно к человеку, его существование предшествует его сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни. (Некоторые экзистенциалисты отвергают долговременное обретение сущности: для них, обретаясь, она сразу отчуждается.)
    2. Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а как «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека. Как правило, люди избегают осознавать, что они свободны, предпочитая жить «как заведено в мире», неподлинно.
    3. Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих, поскольку мир, интерпретируемый свободой, есть целостный: решая как поступить, человек выбирает быть таким или другим всему миру, и себя в нем.
    4. Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть. (Тем не менее, разные экзистенциалисты по-разному относятся к вопросу, является ли смерть «моей интимной возможностью».)

    История и представители

    В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:

    В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин[12].

    В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:

    Экзистенциализм во Франции нашёл своих последователей в начале XX века:

    и в период Второй мировой войны 1939—1945 годов:

    В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:

    Австрия:

    Италия:

    Испания:

    В США идеи экзистенциализма популяризировали:

    Великобритания:

    Польша:

    Аргентина:

    Словения:

    Родственные направления

    К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:

    Французский персонализм:

    В немецком протестантизме — диалектическая теология:

    Приверженцами экзистенциализма можно считать поэта Райнера Мария Рильке, Говарда Филлипса Лавкрафта, создателя психологически обоснованных ужасов и выдающихся русских поэтов XX века Иосифа Александровича Бродского (поэма «Исаак и Авраам» по-своему интерпретирует главную идею Кьеркегора о жертвоприношении Авраама, высказанную им в работе «Страх и трепет») и отчасти Олега Григорьевича Чухонцева («.. и дверь впотьмах привычную толкнул…», «Superego»)

    Экзистенциальные мотивы нашли своё отражение в лирике великих русских поэтов Фёдора Тютчева («Не плоть, а дух растлился в наши дни», «О вещая душа моя…»), Иннокентия Анненского, в поздних песнях Владимира Высоцкого («Прерванный полёт», «Райские яблоки»), в духовных песнопениях иеромонаха Романа (Матюшина).

    Экзистенциальная ситуация возникает в последнем фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение» (1986). Переводчик на русский язык работ Кьеркегора Наталья Исаева считает, что экзистенциальные ситуации воспроизводит в своих фильмах датский кинорежиссёр и сценарист Ларс фон Триер («Антихрист», 2009).

    Основоположник

    Сёрен Кьеркегор является основоположником экзистенциализма, поскольку первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование» именно Сёрен Кьеркегор. В своём фундаментальном труде „Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»[en]“ Кьеркегор стал мыслителем, заложившим основы экзистенциализма, он же первым задолго до Зигмунда Фрейда использовал термин сексуальность. В «Понятии страха[en]» Кьеркегор пишет: «Греховность вошла в мир через Адамов грех, а сексуальность стала для него при этом означать греховность. Так была положена сексуальность». Находя объективные научные знания слишком отвлечёнными, он сосредоточил своё внимание на субъективных переживаниях человека[источник не указан 974 дня]. Для Кьеркегора самым главным является наличное существование человека, которое не мыслится им без религиозного измерения жизни. В своих работах он защищал истинное христианство, полемизируя со спекулятивной философией и непосредственно с Гегелем.

    Своими предшественниками экзистенциалисты считают:

    Примечания

    Ссылки

    идиом по The Free Dictionary

    проклятие (своего) существования

    Источник или причина несчастья, несчастья, разочарования или беспокойства, обычно используется гиперболически. Клянусь, этот проект — проклятие моего существования. Я работал над этим несколько месяцев и до сих пор не добился реального прогресса! Джейн постоянно меня раздражала всю неделю. Она была проклятием всего моего существования!

    очарованное существование

    Жизнь, характеризующаяся или кажущаяся защищенной явной удачей или удачей, без (или редко) встреч с неприятностями, опасностями или несчастьями.Часто предшествуют глаголы «вести», «жить» или «иметь». Знаменитости, кажется, ведут довольно очаровательное существование, и все им преподносится на серебряном блюде. Кроме небольших простуд, я никогда в жизни не болел. Думаю, я только что вела очаровательное существование.

    возникла

    Появиться или возникнуть; чтобы начать существовать. Эта компания только появилась благодаря напряженной работе моего талантливых сотрудников. Недавно полученные изображения помогают ученым понять, как возникают некоторые звезды.

    иметь очарованное существование

    Вести жизнь, характеризуемую или кажущуюся защищенной заметной удачей или удачей, без (или редко) встречая неприятности, опасности или несчастья. Знаменитости, кажется, ведут довольно очаровательное существование, и все им преподносится на серебряном блюде. Кроме небольших простуд, я никогда в жизни не болел. Думаю, у меня только что было очаровательное существование.

    в наличии

    1. В настоящее время существует. Этот тип птиц просуществует недолго, если люди будут продолжать охотиться на них ради спорта.

    2. В настоящее время функционирует или действует. Боже, это худшая кофейня из существующих — я уже чуть не выплюнул им латте!

    3. Созданные или вступившие в силу. Как долго существует группа проверки? Этого закона не было, когда я был копом.

    вести очарованное существование

    Вести жизнь, характеризуемую или кажущуюся защищенной явной удачей или удачей, без (или редко) встречая неприятности, опасности или несчастья.Знаменитости, кажется, ведут довольно очаровательный образ жизни, когда им все преподносится на серебряном блюде. Кроме небольших простуд, я никогда в жизни не болел. Думаю, я только что вела очаровательное существование.

    жить очарованным существованием

    Вести жизнь, характеризуемую или кажущуюся защищенной заметной удачей или удачей, без (или редко) встречая неприятности, опасности или несчастья. Знаменитости, кажется, живут довольно очаровательно, все вручается им на серебряном блюде.Кроме небольших простуд, я никогда в жизни не болел. Думаю, я только что прожил очаровательное существование.

    погас

    1. Пламя или свет внезапно погаснет. Фонарик зашипел и погас, оставив нас застрявшими в пещере без источника света. Ранним утром я мечтательно смотрел, как мигает каждая свеча.

    2. Быть внезапно убитым, уничтоженным или разоренным. Обычно используется в пассивных конструкциях и часто сопровождается словом «существование».«Я был там, на земле, наблюдая, как невинные мужчины, женщины и дети исчезли из-за вражеского огня. Целые города просто исчезли, когда засуха и голод охватили регион.

    .

    exist is — перевод на португальский — примеры английский


    Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.


    Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.

    Его существование связано с образованием волн Россби.

    Мисикс, благодетель, чье короткое существование составляет , посвятил себя помощи другим в достижении их целей.

    Meeseeks, um faz-tudo cuja breve existência é devota ajudar os outros a atingirem seus objetivos.

    потому что на карту поставлено вашего существования.

    Кровь, необходимая для их существования , дефицитна на .

    Годрик: Наше существование — это безумие .

    В центре нашего существования находится мощная динамо-машина .

    Цена моего существования — это этой жертвы.

    Слухи о его существовании — это угроза для гоа’улдов.

    Их существование — это аномалия, которую следует учитывать, как обычно.

    Существует и аномалий, которые могут быть установлены в нормальном состоянии.

    Мне не нравится знать, что все мое существование — это случайность .

    Ваше существование — это огромная помощь.

    Религиозные тексты рассказывают о рептильных существах, чье существование неразрывно связано с землей и человечеством.

    Остальные религиозные тексты рептилий рептилий существуют и связаны с землей и гуманидадами.

    Трагедия нашего существования — это то, что мы — младенческий вид.

    Наше простое существование — это угроза его иллюзии безопасности.

    Наше существование состоит из фаз.

    Их существование совершенно несовместимо с целями китайской революции.

    A sua existsência é de todo несовместимый com os objectivos da revolução chinesa.

    Доказать их истинное существование — очень сложная задача.

    В предыдущих сообщениях мы говорили, что все в существовании — это энергии.

    Но основная цель его существования — это распространение Евангелия.

    Porém, o propósito primário para sua existência é a extensão do Evangelho.

    Их существование установлено или расценено как возникновение, зависящее только от силы имен.

    Sua existência é createdelecida ou explicada comourgindo meramente na trustência do poder dos nomes.,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *