Этапы социализации агенты социализации: БИЛЕТ 29. Социализация личности. Этапы и агенты социализации.

Социализация личности. Механизмы и агенты социализации — Студопедия

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализациюможно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.



Агенты вторичной социализации– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации– это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация– это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Социализация личности. | Kursak.NET

Социализация личности.

Становление личности происходит в процессе её социализации. Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, то есть преобразование его в собственные ценности и ориентации. Такое преобразование предполагает избирательное перенесение на собственную систему поведения и отношение тех норм и правил, которые приняты в данном обществе или группе. Также можно сказать, что процесс социализации личности осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым поколениям.  Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это – один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики её как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Роль – это социальная функция личности. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является общество.

Одним из важнейших в теории социализации личности является во­прос о ее стадиях и фазах. Раскроем этот вопрос.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их можно разделить на два вида: адаптации и интериоризации (интернализации). Какие бы мы стадии социализации не рассматривали, нам придется анализировать эти фазы. Раскроем содержание каждой из фаз.

Фаза адаптации.

Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и её освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды. Адаптация – это начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации — освоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия. Адаптация выступает как внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Фаза интернализации (интериоризации).

Интернализация – сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более продолжительной по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности. Важным фактором интериоризации является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

2. Основные стадии социализации.

Имеются разные мнения относительно границ социализации и количества стадий.  Относительно границ социализации есть две основных точки зрения. Одни полагают, что процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в стадию профессионально-трудовой деятельности.

Говоря о стадиях социализации, нужно иметь в виду три главных критерия: время физического и социального созревания; особенности доминирующих видов деятельности; основные социальные институты (или «агенты») социализации. В соответствии с этими критериями выделяют следующие стадии социализации.

1. Первичная стадия социализации, или стадия адаптации. Эту стадию можно подразделить на три этапа.

· Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста), основная форма деятельности на данном этапе – общение. Основными агентами социализации в этот период выступают семья и ближайшие родственники.

· Детство (от 3 до 6 – 7 лет). Здесь основной формой деятельности становится игра, причем прежде всего ролевая. Например, ребенок учится, «примеривает» себя на различные социальные роли – мамы, папы и т.д. Наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение. Таким образом количество социальных институтов постепенно возрастает. Переход от моноинституциональной к полиинститутциональной соци­ализации бывает весьма трудным и мучительным для ребенка.

· Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13 – 14  лет). В период этого этапа происходит несколько значительных перемен, перело­мов, характеризующих особенности социализации. Во-первых, меня­ется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто про­должает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жиз­ни, отношений. Во-вторых, на смену дошкольному учреждению при­ходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации. В-третьих, происходит половое созревание, на­кладывающее особую печать на процесс социализации.

Обобщим признаки этой стадии. Данный период объединяет в себе возраст человека от момента рождения до нижних границ подросткового возраста. На данном этапе происходит усвоение социального опыта некритически, адаптация, приспособление и подражание.

2. Стадия индивидуализации.

Период, имеющий нижней границей подростковый возраст (13 – 14 лет) и характеризующийся известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение уче­ния и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других – в 23 – 25 и даже позже. Основной фор­мой деятельности продолжает оставаться образовательная, однако серь­езную конкуренцию ей составляют досуговая деятельность и общение. Завершается половое созревание личности, и – чаще всего – начинает­ся половая жизнь. В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет решающее значение в процессе социализации. Необходимо отметить на данном этапе снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.

Подчеркивая важность каждого этапа  социализации из тех, что уже рассмотрены и будут  рассмотрены, нужно отметить особое значение данного этапа социализации. Он как бы подводит итог, завер­шает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологиче­ской и социальной зрелости, определенной стабильности.

Зрелость – это самостоятельность личности в решении основных вопросов жизни.  К критериям зрелости могут быть отнесены следующие возможности: самостоятельно зарабатывать, обеспечивать себя средствами к существованию; самостоятельно выбирать тот или иной путь в жизни, способ и характер профессиональной деятельнос­ти; жить и быть независимым от родителей или других родственников; самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

3. Стадия интеграции.

Стадия, характеризующая такой период жизни  человека, когда появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то возможны следующие варианты: сохранение непохожести и проявление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

4. Трудовая стадия.

Эта стадия охватывает весь период зрелости человека (хотя демографические границы «зрелого» возраста условны), его трудовой деятельности. Характеризуется высокой активностью в профессиональной сфере, созданием семьи, в связи с этим превращением личности из «объекта» в «субъект» социализации. Про­исходит полное раскрытие личностного потенциала. Этому могут спо­собствовать основные институты социализации – производственный (трудовой) коллектив, семья, средства массовой информации, образо­вание и др. Ведущими формами деятельности, наряду с профессио­нально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, об­щественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

5.  Послетрудовая стадия.

Характеризуется существенным вкладом личности в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его последующим поколениям. К этой стадии относится период, когда происходит осмысление пройденного жизненного пути, его оценивание. Большое значение в процессе социализации имеет переключение человека на иные формы деятельности, которые становятся для него доминантными и приносят глубокую удовлетворенность.  В течение последней стадии социализации личности особую роль играют социальные институты, связанные с возможностью ее социальной защиты и оказания ей морально-психологической помощи. Нужно также отметить, что роль семьи становится все более значимой для человека, принимает значение как на первых стадиях социализации.

Социализация личности: понятие, этапы и агенты. Правовая социализация личности.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется обретением личности интегрального социального статуса.

В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически – организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью, где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности. Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества. Процесс социализации личности – это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноправного члена общества. В процессе социализации человек формируется как творец материальных благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и субъект социального воздействия. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

Этапы социализации. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Агенты социализации. Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

Можно сказать что, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию – облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли.

2. Правовая социализация личности . Правовая социализация представляет одну из важнейших частей общей социализации индивида и представляет специфическое проявление ее общих законов в сфере формирования и развития индивидуального политического, правового сознания и правовой культуры.

Исходными методологическими принципами анализа сущности, структуры механизма социализации служат социальные условия, общественные отношения, идеалы, взгляды, воспитание, поступки и уровень правовой культуры людей. Так, социология правовой культуры предполагает:

— теоретическую разработку вопросов социализации личности и изучение механизма правовой социализации;

— исследование общественного мнения относительно роста преступности и отношение к ней;

— исследование правового сознания личности, социальных групп и общества в целом и его влияние на правовое поведение; • · разработку эффективных методов ресоциализации (т.е. перевоспитание) преступников в результате проведения исследований в местах отбытия наказаний.

Одним из существенных компонентов правовой культуры являются правовые знания и элементы правовой культуры, которые личность получает из официальных вестников законов, учебных изданий, газет, консультаций юристов, средств массовой информации. Неотъемлемой составной частью процесса социализации индивида является политическое и правовое воспитание. Его цель – формирование системы знаний, убеждений, мотивов и привычки социально-активного поведения. При этом важную роль в механизме социализации играет самосознание индивида как участника социального общения и деятельности. Самосознание способствует самовоспитанию индивида.

Главным моментом в самовоспитании личности является пополнение и обновление знаний. Повышение уровня образования, культуры личности в процессе самовоспитания развивает самоконтроль и другие социально-значимые качества. Важнейшей задачей правового воспитания личности является превращение идейных ценностей в убеждения и реальные поступки.

Успешная реализация задач правовой социализации невозможна без социального контроля. Нормы, входящие в систему социального контроля, регулируют поведение человека в трех сферах:

— в поведении личности по отношению к другим;

— в поведении личности по отношении к обществу в целом;

— в поведении личности к самой себе.

Анализ процесса правовой социализации личности требует учета и негативных факторов, оказывающих влияние на личность. Главная задача при этом – нейтрализация негативных моментов в целях обеспечения благоприятных условий правовой социализации. Негативное воздействие на процесс правовой социализации оказывают:

— так называемая «война законов»;

— сложность законодательного процесса в условиях федеральной структуры государства;

— слабое законодательство;

— активизация «теневого законотворчества»;

— рост социальных противоречий, ухудшение структуры и динамики антиобщественного поведения.

Чтобы избежать деформацию и эффектно перестроить общество необходимо обновить все компоненты социальной среды – институты, нормы, ценности и отношения.

Гуманизация нашего общества, его подлинная демократизация, преодоление отчуждения человека от собственности и от власти – надежные инструменты правовой социализации, социального возрождения общества и личности.

2. Сущность, этапы, механизмы и агенты социализации человека.

Человек не рождается
личностью, а стает ею в процессе
социализации.
Социализация

это процесс интеграции индивида в
общество путем усвоения им определенной
системы общественных норм, ценностей,
правил, принципов поведения, мышления,
образов действий, позволяющих ему
осуществлять свою жизнедеятельность
адекватным для данного общества способом
в различных сферах общественной жизни.
Социализация не только связана с
развитием личности, но и является
своеобразным духовным кодированием
человека, вырабатывая у него типовые
хорошо распознаваемые и прогнозируемые
социальные реакции и формы активности.
Функциональное значение такого
«оттесывающего» формирования
способностей, навыков и знаний индивида
состоит в том, чтобы подготовить людей
к тесному сосуществованию, обеспечить
их предстоящее взаимодействие и
взаимопонимание. Социализация происходит
по мере усвоения человеком социального
опыта, но осуществляется, прежде всего,
через его включенность в определенные
общественные отношения, формы общения
и виды деятельности. При этом социализация
осуществляется и в филогенезе
(формирование родовых свойств и качеств
человечества), и в онтогенезе (формирование
конкретной личности).

Социализация как
закономерный процесс формирования
личности выполняет ряд общественно
значимых функций:

  1. Включение индивида
    в общество в целом, в разные типы
    социальных общностей, через усвоение
    им традиционных элементов культуры,
    господствующих норм и ценностей.

  2. Обеспечение
    широкого взаимодействия людей благодаря
    выполнению ими конкретных социальных
    ролей.

  3. Сохранение
    беспрерывного развития и целостности
    общества, дальнейшее воспроизводство
    и передача культурного наследия
    последующим поколениям с помощью
    воспитания и обучения.

Социализация это
непрерывный процесс, который осуществляется
на протяжении всей жизни человека.
Выделяют первичный
этап социализации

(социализация ребенка) и вторичный
(социализация взрослых).

Исходя из признания,
что труд основа свей жизнедеятельности
человека, в процессе социализации
выделяют три стадии:

1) Дотрудовую.
Охватывает весь период жизни человека,
до начала трудовой деятельности;

2) Трудовую. Период
зрелости человека его активного участия
в рудовой деятельности;

3) Послетрудовую,
т.е. период жизни человека, который
совпадает с пенсионным возрастом.

Условия жизни
зрелого человека постоянно изменяются,
требуют вхождения в новые социальные
роли и изменения статуса. Вместе с тем
попадая в новую социальную среду, человек
от чего-то отвыкает, а в чем то переучивается
заново. Этот процесс обычно представляют
двумя этапами:

  1. Десоциализация
    – процесс
    обратный социализации, для которого
    характерно отучение от старых норм,
    ценностей, правил поведения и ролей.
    Это может быть обусловлено изоляцией
    человека, унификацией, ограничением
    общения и возможностей для повышения
    культурного уровня;

  2. Ресоциализация
    – обучения
    заново нормам, ролям и ценностям. В
    переходных общества возникает
    необходимость личности приспосабливаться
    к новым социальным условиям. Этот
    процесс часто требует переоценки
    ценностей и своей жизни, изменения
    взглядов на общество, формирование
    качественно иного мировоззрения.

Основные механизмы
социализации:


социальная
адаптация

– обеспечивает приспособление индивида
к объективным условиям жизни: социальной
среде, к социальным нормам, ролевым
функциям;


интериоризация
– процесс включения социальных норм и
ценностей во внутренний мир человека.
Социализированный индивид интегрируется
в новые секторы общества. Результатом
интериоризации является формирование
индивидуальности личности;


идентификация

– способность индивида определить свою
принадлежность к определенной общности.
Социальная идентификация – это
отождествление себя по общим проблемам,
жизненным интересам и социальным
симпатиям с определенной социальной
группой (национальной, классовой,
возрастной, профессиональной).

Конкретные группы
и учреждения, которые служат своеобразными
трансляторами социального опыта,
отвечают за усвоение индивидами
социально-культурных норм, называются
агентами социализации.
Выделяют
агенты первичной социализации – это
семья, родственники, воспитатели,
учителя, друзья и т.д. Агенты вторичной
социализации – дошкольные детские
учреждения, учебные заведения, неформальные
объединения, трудовые коллективы,
официальные представители государства.
Агенты социализации выполняют две
функции – обучении и контроль.

Таким образом,
социализация – это длительный процесс,
качественный скачек, который обеспечивает
преобразование индивида в социально
значимую личность. Социализация есть
творческий процесс постоянного познания,
закрепления и освоения человеком
законов, правил и норм поведения, которые
диктуются ему обществом. В результате
социализации личность приобретает
такие качества, которые позволяют ей
занять определенный социальный статус
и выполнять определенный социальные
роли. Одновременно социализация –
важнейший фактор стабильности общества,
его нормального функционирования,
поступательности его развития.

Этапы социализации личности

Понятие социализации

Прежде всего, при рассмотрении вопроса об этапах социализации определимся с понятием социализации.

Определение 1

Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм и ценностей, системы знаний, существующей в обществе, правил поведения, психологических установок.

Социализация носит интегративный характер и включает в себя обучение, воспитание, приспособление к обществу, результатом чего и является усвоение человеком норм и ценностей общества.

Общество не является статичным, а потому человеку приходится усваивать и приспосабливаться к изменениям в обществе, а обществу — к человеку. Таким образом, можно говорить о том, что социализация личности происходит на протяжении всей человеческой жизни.

Этапы социализации

Принимая во внимание, что процесс социализации длительный, можно выделить некоторые этапы социализации.

Следует выделять первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация начинается с рождением человека до становления взрослого человека. Основным институтом социализации в этот период является семья, школа, сверстники.

Готовые работы на аналогичную тему

Вторичная социализация происходит на протяжении всей жизни человека и характеризуется разрушением ранее усвоенных норм и усвоением новых.

Этапы социализации связаны с возрастными периодами развития человека. Рассмотрим особенности этапов в каждый из периодов.

Детство – один из ключевых этапов социализации, на этот период приходится становление 70 % личности человека. Нарушения процесса социализации на данном этапе имеют необратимые последствия для личности человека, т.к в данный период происходит становление собственного «Я» человека.

Подростковый период. Данному этапу также можно отвести одну из ключевых ролей, поскольку в данный период происходят значительные физиологические и психологические изменения.

Зрелость. Связана с сознательным выбором своего окружения, профессиональной деятельности и т.д
Старость. Характеризуется угасанием физических возможностей и необходимостью приспособления к новому этапу своей жизни.

Более детально возрастные этапы социализации были предложены Эриксоном. Рассмотрим их.

  • Младенчество – на данном этапе ключевая роль отводится матери, которая формирует у ребенка базовое доверие к окружающему социуму посредством ухода за ним.
  • Раннее детство характеризуется формированием независимого статуса ребенка, его самостоятельности. На данном этапе ребенок учится самостоятельно ходить, есть и т.д.
  • Третий этап, возраст 3-5 лет, проявляется в игровой форме, которая позволяет ребенку расширить свои познания о мире, освоить межличностные отношения, развить психологические возможности. В случае подавления на данном этапе развития, запрету игр, ребенок формирует чувство вины, неуверенность в себе.
  • Младший школьный возраст характеризуется сменой ключевого агента социализации, где центральное место занимает уже не семья, а школа. На данном этапе закладываются представления ребенка о профессиях, современной культуре, нормах и ценностях. В случае успеха, ребенок переходит к следующей стадии уверенный в своих силах, целеустремленный. В противном же случае в ребенке закрепляется чувство страха, вины и неуверенности в себе.
  • Подростковый возраст и 5 стадия определяется значительными физиологическими перестройками в организме, проявлением интереса к своему внешнему виду и своему положению среди сверстников, необходимостью профессионального самоопределения.
  • На этапе молодости перед человеком встает вопрос поиска и выбора супруга, тесного межличностного общения, формируется глубокая связь со своей социальной группой.
  • Взрослый этап социализации связан с самореализацией личности. На этом этапе человек передает свой опыт детям, вовлекается во взаимодействие с семьей, коллегами, удовлетворен своей жизнью.
  • Заключительная стадия после 50 лет характеризуется осознанием человека собственного «Я». В этот период человек осознает свою жизнь и принимает ее.

Также, в зависимости от форм социализации, можно выделить следующие этапы социализации: дотрудовой – детство, юность; трудовой – зрелость; послетрудовой – старость.

Каждый последующий этап социализации предполагает расширение форм взаимодействия человека и общества.

Для дотрудового этапа, приходящегося на период детства и юности, характерна пассивная форма социализации, при которой человек обучается, не подвергая сомнению существующие социальные нормы и опыт, стремиться интегрироваться в общество.

На трудовом этапе в период зрелости человек сочетает пассивную форму усвоения социального опыта и активную форму, характеризующуюся началом профессиональной деятельности.

Для завершающего послетрудового периода, периода старости, характерны аккумуляция и сохранение приобретенного опыта с последующей передачей его следующему поколению.

Этапы социализации по А.В. Петровскому

С точки зрения субъект-объектных общественных отношений Петровским А.В. выделялись следующие этапы социализации:

  • Адаптация. Период адаптации приходится на период детства. В этот период человек выступает объектом отношений, подвергающимся действию таких агентов социализации как семья, школа, сверстники и т.д. В этот период человек активно обучается, формирует свою личность.
  • Индивидуализация. На данном этапе человек выступает субъектом общественных отношений. Ведущей деятельностью становится не усвоение социальных норм, а их воспроизведение, что позволяет человеку проявить свою личность, индивидуализироваться, отличиться от других людей.
  • Интеграция. На данном этапе человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Данный этап характеризуется достижением оптимального положения человека в обществе, позволяющего ему самореализоваться и гармонично существовать в обществе.

Этапы социализации по Колбергу

Собственную периодизацию социализации предложил Колберг. Особенностью его периодизации является отсутствие связи с возрастом и связь с формированием тех или иных когнитивных навыков. Им были выделены следующие этапы:

  • Избежание наказания;
  • Желание поощрения;
  • Приспособление и желание одобрения;
  • Осознание норм и ценностей общества;
  • Осознание противоречий общества, формирование понятий о «плохом» и «хорошем»;
  • Формирование собственных принципов и ценностей.

Замечание 1

Таким образом, в зависимости от приобретения тех или иных навыков, некоторые люди могут завершить процесс социализации, пройдя все этапы в молодости, а некоторые не завершают процесс социализации на протяжении всей жизни.

4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет
собой биосоциальное явление. И если
биологические особенности передаются
по наследству, то социальные качества
приобретаются личностью в процессе
социализации.

Социализацию можно определить как
процесс усвоения индивидом образцов
поведения, социальных норм и ценностей,
необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации
человек приобретает качества, необходимые
для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является
двухсторонним: с одной стороны, это
передача обществом индивиду своего
опыта, а с другой стороны, это процесс
усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять
два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей
ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и
ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой
совокупность агентов и институтов,
формирующих, направляющих, стимулирующих
или ограничивающих становление личности
человека.

Агенты социализации – это конкретные
люди, ответственные за обучение культурным
нормам и социальным ценностям. Институты
социализации – учреждения, влияющие
на процесс социализации и направляющие
его.

В зависимости от вида социализации
рассматриваются первичные и вторичные
агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации –
родители, братья, сестры, бабушки,
дедушки, другие родственники, друзья,
учителя, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» относится ко всему,
что составляет непосредственное и
ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации –
представители администрации школы,
университета, предприятия, армии,
милиции, церкви, сотрудники средств
массовой информации. Термин «вторичная
описывает тех, кто стоит во втором
эшелоне влияния, оказывая менее важное
воздействие на человека.

Первичные институты социализации –
это семья, школа, группа сверстников и
т. д. Вторичные институты – это государство,
его органы, университеты, церковь,
средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из
нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый
период). На этой стадии происходит
некритическое усвоение социального
опыта, главным механизмом социализации
является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди
других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может
проходить либо благополучно, либо
неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии
происходит воспроизведение социального
опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст).
Данная стадия характеризуется передачей
социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека
оказывают влияние те или иные факторы,
соотношение которых на разных этапах
различно.

В целом можно выделить пять факторов,
оказывающих влияние на процесс
социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека
поставляет «сырые материалы», которые
затем разнообразными способами
преобразуются в личностные характеристики.
Именно благодаря биологическому фактору
существует огромное разнообразие
индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную
роль в формировании личности, так как
огромное значение имеют климат, природные
ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает
огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или
несколько личностных типов, которые
соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую
характерными для данного общества
чертами, модальной. Под модальной
личностью понимается наиболее часто
встречающийся тип личности, обладающий
некоторыми особенностями, присущими
культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены
в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит
свое «я» на основе воспринятых им реакций
других людей, с которыми он вступает в
контакт.

Кули определяет три стадии формирования
зеркального «я»: наше восприятие того,
как мы смотрим на других; наше восприятие
их мнения; наши чувства по поводу этого
мнения. Каждый личностный опыт уникален,
потому что его невозможно повторить в
точности.

Картина индивидуального опыта усложняется
тем, что личность не просто суммирует
его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на
процесс социализации оказывают влияние
две важнейшие окружающие человека
среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является
объективным условием социализации,
составляющие ее элементы также оказывают
определенное влияние на этот процесс.
Такие элементы общества называются
агентами социализации, как уже говорилось,
агенты социализации – это люди и
учреждения, связанные с ней и ответственные
за ее результаты.

Основными агентами социализации являются
семья, различного типа общности
(коллективы, этносы, народности, классы,
социальные слои), общество в целом –
все то, что включает в себя и окружает
человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная
и духовная) участвует в процессе
социализации – целенаправленного и
ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс
социализации осуществляется в детском
и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего
профессионально-должностного статуса
процесс социализации, как правило,
достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем,
что это главным образом изменение
внешнего поведения (социализация детей
– формирование ценностных ориентаций),
взрослые способны оценивать нормы (а
дети только усваивать их). Социализация
взрослых имеет своей целью помочь
человеку овладеть определенными
навыками. Например, овладеть новой
социальной ролью после ухода на пенсию,
смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию
взрослых заключается в том, что взрослые
постепенно отказываются от наивных
детских представлений (например, о
непоколебимости авторитетов, об
абсолютной справедливости и т. д.), от
представления, что существует только
белое и черное.

Важным процессом социализации является
процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения
индивидом норм, ценностей и качеств той
социальной группы, к которой он принадлежит
либо желал бы принадлежать.

ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности

понятие, виды, агенты. — КиберПедия

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоения социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, т.е. продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходится осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, вкусы, правила поведения и т.д. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), воспитание (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов), обучение (приобретение новых знаний), взросление (социопсихологическое становление человека в определенном возрастном диапазоне).

 

Социализация – процесс, который не поддается искусственному управлению или манипулированию. Если примеров ускоренного обучения множество, то примеров ускоренной социализации не существует. Это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и знания.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

Социализация делится на первичную и вторичную.Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд и др.

Таким образом, первичная социализация протекает в первичных группах, а вторичная – во вторичных группах. Первичные социальные группы – это сфера личностных отношений, то есть неформальных. Вторичные социальные группы – это сфера социальных, деловых отношений, то есть формальных контактов.

Формальными называются такие контакты или взаимоотношения, содержание, порядок, время и регламент которых регулируется каким-либо документом. Пример – армия. Неформальными – взаимодействия между двумя и большим количеством людей, содержание, порядок и интенсивность которых не регулируются никаким документом, но определяется участниками самого взаимодействия. Пример – семья.


Обе группы – первичная и вторичная, – как и оба типа отношений (неформальные и формальные), жизненно необходимы человеку. Однако время, уделяемое им, и степень их влияния по-разному распределяются на разных отрезках жизни. Для полноценной социализации индивиду необходим опыт общения в тех и других средах.

Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.


Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, например, учитель, если между ним и учеником доверительные отношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации.

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социализация – процесс усвоения индивидами нормативных и ролевых ожиданий, необходимых чтобы определить навыки взаимодействия.

Цели социализации:

Способствует интеграции индивидов на основе соц. ролей.

Обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Люди почти не имеют врожденных моделей поведения. Но они в гораздо большей мере, чем любое животное, наделены способностью усваивать сложные навыки.

Взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающей среды, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность.

Американский психолог и социолог Чарльз Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей. Это человеческое «Я», открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное «Я» Чарльза Кули.

Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». В соответствии с концепцией Дж. Мида, «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию «значимого другого». «Значимый другой» — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного «Я». В качестве «значимых других» могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через «значимого другого».

идентичность(ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей).и самоуважение(личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно).

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Бримутверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детей:

· социализация взрослых – изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентации.

· взрослые способны оценивать нормы, а дети могут лишь усваивать их.

· социали­зация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей в большей мере затрагивает сферу мотивации.

адаптивистский подход: жизнь взрослых людей включает ряд ожидаемых и неожидан­ных кризисов. К примеру, уход на пенсию или преждевре­менная смерть одного из супругов. Человек должен найти вы­ход из создавшейся ситуации и приспособиться к ней.

эво­люционный подход: благодаря преодоле­нию кризисов происходит дальнейшее совершенствование личности. Например, Эриксон разработал теорию развития личности, предусматривающую восемь стадий, три из кото­рых присущи взрослым людям. На каждой стадии в жизни индивида возникают определенный кризис или потрясение; переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса.

Виды социализации:

1. Первичная: форма социализации, при которой усваиваются нормативные ожидания, как правило, происходит в раннем детстве. Если индивид попадает в другую социальную среду, то тоже происходит первичная социализация.

2. Вторичная: форма усвоения ролевых ожиданий (например, специфические виды деятельности). Как правило, характерна при переходе от юности к зрелости, но если меняется деятельности, то тоже – вторичная социализация.

Первичная и вторичная социализация – это не определенные стадии, а формы социализации.

3. Ресоциализация: усвоение новых ценностей, ро­лей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Агенты социализации:

— институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации.

«Значимые другие», семья, друзья, институты, в функции которых входит социализация.

Агенты имеют разное значение, оказывают разное влияние, поэтому социализация по-разному проходит у каждого индивида, трудно ее прогнозировать (возникают различные субкультуры, девиантное поведение)

 

3. Социализация личности, агенты социализации

Человеческий
детеныш рождается на менее зрелой
стадии, чем животное, а жить ему приходится
в куда более сложном мире – в социальной
реальности. Поэтому совершенно объяснимо,
что период подготовки к взрослой жизни
у человека наиболее затянут. В последнее
время ученые пришли к мнению, что человек
обучается и переобучается всю свою
жизнь, таковы требования современного
общества. Этот процесс в социологии
получил название социализации.

Социализация
– начинающийся в младенчестве и
заканчивающийся в глубокой старости
процесс освоения социальных ролей и
усвоения культурных норм.

Социализация
представляет собой процесс обучения
своему социальному месту (статусу).
Именно в ходе социализации человек
обретает вначале политическую (получение
паспорта и права голосовать и быть
избранным), затем экономическую
(устройство на работу, которая способна
его прокормить) и социальную (создание
собственной семьи, отделение от родителей
и вступление в статус родителя)
самостоятельность.

Однако
социализация это не только обретение
самостоятельности, но и процесс
формирования личности, осознания и
осмысления своего «Я».

Социализация
объясняет то, каким образом человек из
существа биологического превращается
в существо социальное, каким образом
происходит превращение человека в
индивида и в личность. Процесс социализации
проходит не сам по себе, а посредством
чьей-то помощи и эти помощники называются
агентами социализации.

Агенты
социализации – конкретные люди,
ответственные за обучение культурным
нормам и освоение социальных ролей.

Институты
социализации – учреждения, влияющие
на процесс социализации, направляющие
его.

Поскольку
социализация подразделяется на два
вида – первичную и вторичную, постольку
агенты и институты социализации делятся
на агентов первичной и вторичной
социализации.

К
агентам первичной социализации можно
отнести родителей, дедушек, бабушек,
братьев, сестер, других близких и дальних
родственников, друзей, учителей, тренеров,
сотрудников и т.д.

Агенты
вторичной социализации – это представители
администрации школы, университета,
предприятия, армии, политической партии,
средств массовой информации и т. д.

Вторичная
социализация относится к опосредованному,
формальному окружению человека и состоит
из воздействий учреждений и институтов.
Контакты с агентами вторичной социализации
происходят реже, они менее продолжительны,
а их воздействие, как правило, менее
глубокое, чем воздействие первичных
агентов.

Роль
первичной социализации велика на ранних
этапах жизни, хотя по убывающей она
сохраняется и на более поздних стадиях.
Вторичная социализация более интенсивно
проявляется во второй половине жизни
человека, когда повзрослевший, он
сталкивается с формальными институтами
и организациями.

Первичная
социализация – сфера межличностных
отношений, вторичная – сфера социальных
отношений. Одно и то же лицо может быть
агентом как первичной, так и вторичной
социализации.

Так,
например, преподаватель, если между ним
и студентом сложились близкие, неформальные
доверительные отношения, окажется среди
агентов первичной социализации, но если
он лишь выполняет свою формальную роль,
будет являться агентом вторичной
социализации.

Агенты
вторичной социализации влияют в узком
направлении, выполняют 1-2 функции: школа
дает знания, церковь – духовное
воспитание, предприятие – экономические
навыки и т. п.

Напротив,
агенты вторичной социализации
универсальны, они выполняют множество
функций. Родители, например, зачастую
выполняют все вышеназванные функции и
даже более.

От
социализации необходимо отличать:

Адаптацию

ограниченный во времени процесс
привыкания к новым условиям,

Обучение

приобретение новых знаний,

Воспитание

целенаправленное воздействие агентов
социализации на поведение индивида,

Взросление

социопсихическое становление человека,
обычно относится к возрасту от 10до 20
лет.

Процесс
социализации проходит стадии, которые
принято называть жизненными циклами.
Это детство, юность, зрелость и старость.
На каждой стадии те или иные агенты
социализации выполняют ключевую роль
и являются ответственными за выполнение
основных задач социализации на данном
этапе.

агентов социализации | Изучающие социологию

  • facebook

  • щебет

  • Google

  • RSS

  • Дом
  • О нас
  • Политика конфиденциальности
  • Свяжитесь с нами
  • Загрузить приложение «Социология» (Andriod)

Sociology Learners

  • Введение в социологию
    • Что такое социология?
    • Социологическое воображение
    • Объем, предмет и проблемы социологии
    • История и происхождение социологии
    • Характеристики социологии
    • Социологические определения и происхождение
    • Отрасли социологии
  • Перспективы социологии
    • Основные теоретические перспективы
    • Эволюционная перспектива
    • Структурно-функциональная перспектива
    • Перспектива конфликта
    • Перспектива символического взаимодействия
  • Социологические исследования
    • Что такое социологические исследования?
    • Метод исследования эксперимента
    • Обзорный метод исследования
    • Метод полевых исследований
    • Анализ содержания
    • Исследовательский процесс
    • Оценка воздействия
  • Ибн Халдун
    • Аль-Асабия
    • Теория городского и сельского общества
    • Теория социальных изменений
  • Герберт Спенсер
    • Теория социальной эволюции
    • Этапы социальной эволюции
    • Классификация социальных систем
    • Социальный дарвинизм
  • Фердинанд Тоннис
    • Gemeinschaft and Gesellschaft
  • Огюст Конт
    • Социальная статика и социальная динамика
    • Позитивизм в социологии
    • Закон трех стадий
  • Эмиль Дюркгейм
    • Социальный факт
    • Теория коллективного сознания Эмиля Дюркгейма
    • Социальная солидарность
    • Механическая и органическая солидарность
    • Дюркгеймское исследование самоубийств
    • Типы самоубийств
  • Макс Вебер
    • Социальные действия
    • Элементы социального действия
    • Типы социальных действий
    • Типы полномочий
    • Характеристики идеальной бюрократии
    • Теория рационализации Макса Вебера
    • Теория железной клетки Макс Вебер
  • Карл Маркс
    • Диалектический материализм
    • Исторический материализм
    • Теория социальных изменений Карла Маркса
    • Теория отчуждения Маркса
    • Классовая борьба
  • Культура
    • Что такое культура?
    • Характеристики культуры
    • Элементы культуры
    • Социальные ценности
    • Социальные нормы
    • Социальные санкции
    • Субкультуры
    • Контркультуры
    • Теоретические взгляды на культуру
    • Приобщение
    • Распространение культур
    • Что такое аккультурация?
    • Что такое культурная ассимиляция?
    • Разница между аккультуризацией и инкультурацией

.

3 этапа организационной социализации

Организационная социализация — это процесс, с помощью которого люди узнают и приспосабливаются к знаниям, навыкам, установкам, ожиданиям и поведению, необходимым для новой или меняющейся роли в организации.

Организационная социализация фокусируется на членстве в организации.

Социализация — это термин, используемый социологами, социальными психологами, антропологами, политологами и педагогами для обозначения продолжающегося всю жизнь процесса наследования и распространения норм, обычаев, ценностей и идеологий, дающего человеку навыки и привычки, необходимые для участия в их собственном обществе.

Таким образом, социализация является «средством достижения социальной и культурной преемственности. Социализация описывает процесс, который может привести к желаемым результатам, иногда называемый «моральным», в отношении общества, в котором он происходит.

Индивидуальные взгляды на определенные вопросы, например, расу или экономику, находятся под влиянием консенсуса общества и обычно имеют тенденцию к тому, что общество считает приемлемым или «нормальным».

Многие социально-политические теории постулируют, что социализация обеспечивает лишь частичное объяснение человеческих убеждений и поведения, утверждая, что агенты не являются чистыми листами, предопределенными их средой; научные исследования доказывают, что люди формируются как социальными влияниями, так и генами.

Генетические исследования показали, что окружающая среда человека взаимодействует с его или ее генотипом, чтобы влиять на поведенческие результаты. Социализацию можно концептуализировать как процесс, состоящий из 3 этапов.

3 этапа организационной социализации

3 этапа / этапа процесса социализации в организации;

  1. Предварительный этап.
  2. Встреча.
  3. Метаморфоза.

Стадия до прибытия

Процесс социализации состоит из трех стадий, которые происходят последовательно.Он начинается с этапа до прибытия, который состоит из всего, что потенциальный член организации узнал об организации до присоединения.

Частью этапа, предшествующего прибытию, является процесс отбора, который используется нанимающей компанией для найма людей, которые могут адекватно выполнять свою работу, а также для отбора людей, которые хорошо впишутся в культуру компании. Процесс отбора предоставляет организации информацию о кандидате, но также дает соискателю информацию об организации.

Кандидаты, обнаружившие, что их личные ценности не соответствуют основным ценностям будущей компании, должны на данном этапе исключить себя из процесса отбора.

Подробнее: Культура: определение, функции, характеристики, элементы культуры

Стадия встречи

После того, как кандидат принимает предложение о работе, он входит в стадию встречи.

На этом этапе ожидания нового сотрудника соответствуют реальности работы.Если реальность новой работы отличается от той, которую ожидал новый сотрудник, используются методы социализации, чтобы ориентировать нового сотрудника на существующую культуру и помочь ему понять культуру своей новой организации.

Подробнее: Организационная культура: определение, характеристики, роли, типы

Некоторые из используемых методов социализации включают рассказы, ритуалы, материальные символы и язык.

Следующая диаграмма объясняет процесс социализации в организации:

Metamorphosis

Наконец, новый член должен решить любые проблемы, обнаруженные на этапе встречи.

Это может означать прохождение изменений — поэтому мы называем это стадией метаморфозы. Варианты, представленные на рисунке выше, являются альтернативами, призванными вызвать желаемую метаморфозу.

Обратите внимание, что чем больше руководство полагается на программы социализации, которые являются формальными, коллективными, фиксированными, последовательными и делают упор на разукрупнении, тем выше вероятность того, что различия и взгляды новичков будут устранены и заменены стандартизированным и предсказуемым поведением.

Тщательный отбор руководством опыта социализации новичков может — в крайнем случае — создать конформистов, которые не считают никакую организационную практику священной.

Успешная метаморфоза должна оказать положительное влияние на производительность нового сотрудника и его приверженность организации, а также снизить его склонность к увольнению из организации.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *