Этико речевые нормы: Этико-речевые ошибки в русском языке

Содержание

Тема 4. Этические нормы речевой культуры

План

1. Понятие речевого
этикета и факторы, определяющие его
формирование.

2. Этикетные формулы
речи: основные группы.

3. Национальная
специфика речевого этикета.

4. Речевой этикет
в профессиональной деятельности
менеджера.

  1. Понятие речевого
    этикета и факторы, определяющие его
    формирование.

Этикет
представляет собой совокупность принятых
правил , определяющих порядок какой-либо
деятельности. Поскольку общение есть
деятельность человека, процесс, в котором
он участвует, то при общении в первую
очередь учитываются особенности речевого
этикета.

Речевой этикет
– это разработанные правила речевого
поведения, система речевых формул
общения.

Обозначим те
факторы, которые влияют на формирование
и использование речевого этикета:


особенности участников общения:
социальный статус субъекта и адресата
общения, их место в служебной иерархии,
профессия, национальность, вероисповедание,
возраст, пол, характер;


ситуация, в которой происходит общение
(презентация, конференция, совещание,
прием на работу,

Учет вышеуказанных
факторов, знание и соблюдение норм
речевого этикета создают благоприятный
климат ля взаимоотношений, а также
способствуют эффективности и
результативности деловых отношений.

  1. Этикетные формулы
    речи: основные группы.

Основу речевого
этикета составляют речевые формулы,
характер которых зависит от особенностей
общения. Поскольку любой акт общения
имеет начало, основную часть и заключение,
формулы речевого этикета разделяют на
три группы:

1 группа – речевые
формулы, относящиеся к началу общения
(речевые формулы приветствия, знакомства,
представления).

2 группа – речевые
формулы, используемые в конце общения
(речевые формулы расставания, прекращения
общения).

3 группа – речевые
формулы, характерные для основной части
общения (комплимент, речевые формулы
приглашения, поздравления, соболезнования,
благодарности, замечания, предупреждения,
просьбы, согласия, разрешения, отказа).

Знание и умелое
использование ситуационно обусловленных
формул речевого этикета демонстрирует
высокий уровень не только речевой, но
и нравственной культуры участников
общения.

  1. Национальная
    специфика речевого этикета.

Речевой этикет
имеет национальную специфику. Каждый
народ создал свою систему правил речевого
поведения.

Так, своеобразие
японского речевого этикета, по мнению
исследователей, состоит в избегании
слов «нет», «не могу», «не знаю» и т. п.
Отрицание никогда не высказывается
прямо, а только иносказательно. Например,
отказываясь от очередной чашки чая,
вместо «нет, спасибо» японец употребит
высказывание, дословно обозначающее
«мне уже и так прекрасно».

Французы любят
конкретность, точность, ясность речевых
конструкций. Если вы плохо знаете язык,
лучше не говорить по французский, так
как это может восприниматься носителями
языка как нарушение этикетных правил
общения.

Общеизвестно,
что преуспевающий американец особое
значение придает таким личностным
качествам, как корректность, уважительность,
обязательность и безусловное исполнение
принятого этикета, в том числе речевого.
В американских школах есть предмет
«Построение взаимоотношений». Даже
ребенок знает, что каждому гостю,
пришедшему на его день рождения,
необходимо написать открытку: «Спасибо,
что ты пришел. Твой подарок был самый
лучший».

В справочнике
под общим названием «Речевой
этикет»рассматриваются различия между
речевыми этикетами различных народов.

Свои национальные
особенности имеет и русский речевой
этикет, что ярче всего проявляется в
этикетных формулах ты- и вы-обращения,
обращения по имени и отчеству, в отсутствии
единой формулы анонимного титулирования,
в обращении по половому признаку и т.
п.

Сегодня, при
расширении международных связей,
особенно важно знание специфики
национального этикета, его речевых
формул. При налаживании отношений с
деловыми партнерами понимание особенностей
делового общения той или иной страны
помогает при установлении деловых
контактов.

  1. Речевой этикет
    в профессиональной деятельности
    менеджера.

Речевой этикет
играет особую роль в деятельности людей
так называемых лингвистических профессий,
то есть тех, кто по роду своей деятельности
постоянно общается с людьми. Это прежде
всего относится к государственным
служащим, политикам, педагогам, юристам,
менеджерам.

Знание и умелое
использование правил речевого этикета
в деятельности менеджера:

— создает благоприятное
впечатление;

— способствует
приобретению авторитета;

— порождает доверие
и уважение;

— способствует
повышению как речевой, так и общей
культуры профессионала;

— имеет воспитательное
значение;

— поддерживает
положительную репутацию не только
профессионала, но и организации в целом;

— определяет степень
профессиональной пригодности человека.

Анализируя
современную речевую ситуацию можно
утверждать, что вежливая речь сегодня
является далеко не нормой, а скорее
редким исключением. Процесс демократизации
языка привел к вульгаризации речи.
Однако, в сфере деловых отношений
ситуация быстро меняется, поскольку в
настоящее время сложились условия,
когда востребованность специалиста на
рынке труда, его конкурентоспособность
в значительной степени зависят от уровня
речевой культуры. Очевидно, что знание
и использование речевого этикета
существенно повышают уровень не только
речевой, но и нравственной культуры
специалиста.

3.4 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

Этикет по происхождению французское
слово. Первоначально оно обозначало
товарную бирку, ярлык. Все большее
распространение в деловых кругах,
особенно в последнее время, получает
деловой этикет. Деловой этикет
предусматривает соблюдение норм
поведения и общения.

При общении в первую очередь учитываются
особенности речевого этикета. Под
речевым этикетом понимаются разработанные
правила речевого поведения, система
речевых формул общения. Речевой этикет
имеет национальную специфику. Каждый
народ создал свою систему правил речевого
поведения.

Знание особенностей национального
этикета, его речевых формул, понимание
специфики делового общения той или иной
страны, народа помогают при ведении
переговоров, установлении контактов с
зарубежными партнерами.

Любой акт общения имеет начало, основную
часть и заключительную:

— знакомство;

— визитные карточки;

— приветствия;

— приглашения и поздравления;

— формулы сочувствия и утешения;

— выражение благодарности;

— замечание, предупреждение;

— обращение с просьбой;

— согласие. Разрешение;

— отказ;

— комплимент.

Обращение испокон веков выполняло
несколько функций. Главная из них –
привлечь внимание собеседника. Это –
вокативная функция. Обращения могут
быть экспрессивно и эмоционально
окрашенными.

Глава 4. Речевое общение

Общение дает возможность человеку
раскрыть свои чувства, переживания,
рассказать о радостях и горестях, о
взлетах и падениях. Общение помогает
организовать совместную работу, наметить
и обсудить планы, реализовать их.

Проблемами общения занимаются
представители разных наук – философы,
психологи, лингвисты, социологи,
культурологи и др. Человеческое общение,
по данным исследователей, на две трети
состоит из речевого. Именно при помощи
речи чаще всего происходит общение
между людьми.

Особенность речевой деятельности
заключается в том, что она всегда
включается в более широкую систему
деятельности как необходимый и
взаимообусловленный компонент.

Проблемами речевого общения занимаются
многие лингвистические дисциплины:
когнитивная лингвистика, теория речевого
воздействия, теория речевых актов (ТРА),
прагматика, психолингвистика, культура
речи и др.

Отметим, что наряду с термином общение
широкое распространение получило слово
коммуникация. Коммуникация – общение,
обмен мнениями, сведениями, идеями и
т.д. – специфическая форма взаимодействия
людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.

4.1 Основные единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают
основные единицы общения – речевое
событие, речевую ситуацию, речевое
взаимодействие.

Под речевым событием понимается
протекающий в контексте речевой ситуации
дискурс. Речевое событие, как следует
из его определения, включает два основных
компонента:

  1. словесную речь и то, что её сопровождает,
    т.е. дискурс;

  2. условия, обстановку, в которой происходит
    речевое общение между участниками.

Речевая ситуация, т.е. ситуация,
составляющая контекст высказывания,
порожденного в речевом акте, выполняет
важную роль в речевом общении.

Различаются канонические и неканонические
речевые ситуации.

Каноническим считаются ситуации, когда
время произнесения синхронно времени
его восприятия, т.е. определен момент
речи.

Неканонические ситуации характеризуются
следующими моментами: время говорящего,
т.е. время произнесения высказывания,
может не совпадать со временем адресата,
т.е. временем восприятия.

Речевое взаимодействие представляет
собой очень сложное явление. Чтобы
понять его суть, прежде всего следует
уяснить, что такое речевая деятельность.

Речевая деятельность носит социальный
характер, поскольку она является частью
общественной деятельности человека. В
процессе ( вербального ) взаимодействия
субъектов участвуют их мышление, воля,
эмоции, память – речемыслительная,
модальная ( волевая ), эмоциональная,
интенцианальная ( намеренческая ),
когнитивная ( понятийная) сферы. Речевая
деятельность, как и любая другая
деятельность, складывается из процессов,
которые обеспечивают, делают возможным
осуществление акта речи. Речь, высказывание
– продукт речевой деятельности, её
порождение. Речевая деятельность чаще
всего преследует какую-то цель, поэтому
важен результат. Исследование речевой
деятельности органически связано с
психологией, психофизиологией,
социологией.

1. Этические нормы речевой культуры

Деловой
этикет предусматривает соблюдение норм
поведения и общения. Поскольку общение
есть деятельность человека, процесс, в
котором он участвует, то при общении в
первую очередь учитываются особенности
речевого
этикета. Под речевым этикетом понимаются
разработанные правила речевого поведения,
система речевых формул общения.

Степень
владения речевым этикетом определяет
степень
профессиональной
пригодности
человека.
Это прежде всею относится к государственным
служащим, политикам, педагогам, юристам,
врачам, менеджерам, предпринимателям,
журналистам, работникам сферы обслуживания,
т.е. к тем, кто по роду своей деятельности
постоянно общается с людьми.

Владение
речевым этикетом способствует приобретению
авторитета, порождает доверие и уважение.
Знание правил речевого этикета, их
соблюдение позволяет человеку чувствовать
себя уверенно и непринужденно, не
испытывать неловкости из-за промашек
и неправильных действий, избежать
насмешек со стороны окружающих. Соблюдение
речевого этикета людьми так называемых
лингвоинтенсивных профессий имеет,
кроме того,
воспитательное
значение,
невольно
способствует повышению как речевой,
так и общей культуры общества.

Но
наиболее важно: неукоснительное
следование правилам речевого этикета
членами коллектива того или иного
учреждения, предприятия, производства,
офиса оставляет у клиентов, соучредителей,
партнеров благоприятное впечатление,
поддерживает
положительную
репутацию
всей
организации. Речевой этикет имеет
национальную
специфику.
Каждый
народ создал свою систему правил речевого
поведения.

2. Техника реализации этикетных норм

Любой
акт общения имеет начало, основную часть
и заключительную. Если адресат незнаком
субъекту речи, то общение начинается
со знакомства. При этом оно может
происходить непосредственно и
опосредованно. Конечно, желательно,
чтобы вас кто-то представил, но бывают
случаи, когда это необходимо делать
самому.

Этикет
предлагает несколько возможных формул:


Разрешите с вами познакомиться?


Я хотел бы с вами познакомиться.


Давайте познакомимся.


Будем знакомы.

При
обращении в учреждение по телефону или
лично возникает необходимость
представиться:


Позвольте (разрешите) представиться.


Моя фамилия Сергеев.


Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные
и неофициальные встречи знакомых и
незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные
формулы приветствия:


Здравствуйте!


Добрый день!

Неофициальные
формулы приветствия:


Привет!


Здравствуй!

Начальным
формулам общения противостоят формулы,
используемые в конце общения, они
выражают пожелание: Всего доброго
(хорошего)! или надежду на новую встречу:
До завтра. До вечера. До свидания.

В
ходе общения при наличии повода люди
делают приглашения и высказывают
поздравления.

Приглашение:


Позвольте (разрешите) пригласить вас…


Приходите на праздник (юбилей, встречу).


Будем рады видеть вас.

Поздравление:


Разрешите поздравить вас с…


Примите мои искренние (сердечные,
горячие) поздравления…


Горячо поздравляю…

Выражение
просьбы должно быть вежливым, деликатным,
но без излишнего заискивания:


Сделайте одолжение…


Если вам не трудно (если вас это не
затруднит)…


Будьте любезны…


Не могу ли попросить вас…


Очень вас прошу…

Советы
и предложения не стоит высказывать в
категоричной форме.

Желательно
формулировать совет в виде деликатной
рекомендации, сообщения о некоторых
важных для собеседника обстоятельств.


Разрешите порекомендовать вам…


Позвольте обратить ваше внимание на…


Я бы предложил вам…

Формулировка
отказа в выполнении просьбы может быть
следующей:


(Я) не могу (не в силах, не в состоянии)
помочь (разрешить, оказать содействие).


В настоящее время это (сделать) невозможно.


Поймите, сейчас не время обращаться с
такой просьбой.


Простите, но мы (я) не можем выполнить
вашу просьбу.


Я вынужден отказать (запретить, не
разрешить).

3.4 Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

Этикет
по происхождению французское слово.
Первоначально оно обозначало товарную
бирку, ярлык. Все большее распространение
в деловых кругах, особенно в последнее
время, получает деловой этикет. Деловой
этикет предусматривает соблюдение норм
поведения и общения.

При
общении в первую очередь учитываются
особенности речевого этикета. Под
речевым этикетом понимаются разработанные
правила речевого поведения, система
речевых формул общения. Речевой этикет
имеет национальную специфику. Каждый
народ создал свою систему правил речевого
поведения.

Знание
особенностей национального этикета,
его речевых формул, понимание специфики
делового общения той или иной страны,
народа помогают при ведении переговоров,
установлении контактов с зарубежными
партнерами.

Любой
акт общения имеет начало, основную часть
и заключительную:


знакомство;


визитные карточки;


приветствия;


приглашения и поздравления;


формулы сочувствия и утешения;


выражение благодарности;


замечание, предупреждение;


обращение с просьбой;


согласие. Разрешение;


отказ;


комплимент.

Обращение
испокон веков выполняло несколько
функций. Главная из них – привлечь
внимание собеседника. Это – вокативная
функция. Обращения могут быть экспрессивно
и эмоционально окрашенными.

Глава 4. Речевое общение

Общение
дает возможность человеку раскрыть
свои чувства, переживания, рассказать
о радостях и горестях, о взлетах и
падениях. Общение помогает организовать
совместную работу, наметить и обсудить
планы, реализовать их.

Проблемами
общения занимаются представители разных
наук – философы, психологи, лингвисты,
социологи, культурологи и др. Человеческое
общение, по данным исследователей, на
две трети состоит из речевого. Именно
при помощи речи чаще всего происходит
общение между людьми.

Особенность
речевой деятельности заключается в
том, что она всегда включается в более
широкую систему деятельности как
необходимый и взаимообусловленный
компонент.

Проблемами
речевого общения занимаются многие
лингвистические дисциплины: когнитивная
лингвистика, теория речевого воздействия,
теория речевых актов (ТРА), прагматика,
психолингвистика, культура речи и др.

Отметим,
что наряду с термином общение широкое
распространение получило слово
коммуникация. Коммуникация – общение,
обмен мнениями, сведениями, идеями и
т.д. – специфическая форма взаимодействия
людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности.

4.1 Основные единицы речевого общения

Исследователи
выделяют и описывают основные единицы
общения – речевое событие, речевую
ситуацию, речевое взаимодействие.

Под
речевым событием понимается протекающий
в контексте речевой ситуации дискурс.
Речевое событие, как следует из его
определения, включает два основных
компонента:

  1. словесную
    речь и то, что её сопровождает, т.е.
    дискурс;

  2. условия,
    обстановку, в которой происходит речевое
    общение между участниками.

Речевая
ситуация, т.е. ситуация, составляющая
контекст высказывания, порожденного в
речевом акте, выполняет важную роль в
речевом общении.

Различаются
канонические и неканонические речевые
ситуации.

Каноническим
считаются ситуации, когда время
произнесения синхронно времени его
восприятия, т.е. определен момент речи.

Неканонические
ситуации характеризуются следующими
моментами: время говорящего, т.е. время
произнесения высказывания, может не
совпадать со временем адресата, т.е.
временем восприятия.

Речевое
взаимодействие представляет собой
очень сложное явление. Чтобы понять его
суть, прежде всего следует уяснить, что
такое речевая деятельность.

Речевая
деятельность носит социальный характер,
поскольку она является частью общественной
деятельности человека. В процессе (
вербального ) взаимодействия субъектов
участвуют их мышление, воля, эмоции,
память – речемыслительная, модальная
( волевая ), эмоциональная, интенцианальная
( намеренческая ), когнитивная ( понятийная)
сферы. Речевая деятельность, как и любая
другая деятельность, складывается из
процессов, которые обеспечивают, делают
возможным осуществление акта речи.
Речь, высказывание – продукт речевой
деятельности, её порождение. Речевая
деятельность чаще всего преследует
какую-то цель, поэтому важен результат.
Исследование речевой деятельности
органически связано с психологией,
психофизиологией, социологией.

1. Приветствие. Обращение.

Этика
речевого общения начинается с соблюдения
условий успешного речевого общения: с
доброжелательного отношения к адресату,
демонстрации заинтересованности в
разговоре, “понимающего понимания” —
настроенности на мир собеседника,
искреннего выражения своего мнения,
сочувственного внимания. Это предписывает
выражать свои мысли в ясной форме,
ориентируясь на мир знаний адресата. В
праздноречевых сферах общения в диалогах
и полилогах интеллектуального, а также
“игрового” или эмоционального характера
особую важность приобретает выбор темы
и тональности разговора. Сигналами
внимания, участия, правильной интерпретации
и сочувствия являются не только
регулятивные реплики, но и паралингвистические
средства — мимика, улыбка, взгляд,
жесты, поза. Особая роль при ведении
беседы принадлежит взгляду [42, 118].

Таким
образом, речевая этика — это правила
должного речевого поведения, основанные
на нормах морали, национально-культурных
традициях.

Этические
нормы воплощаются в специальных этикетных
речевых формулах и выражаются в
высказываниях целым ансамблем
разноуровневых средств: как
полнознаменательными словоформами,
так и словами неполнознаменательных
частей речи (частицами, междометиями).

Главный
этический принцип речевого общения —
соблюдение паритетности – находит свое
выражение, начиная с приветствия и
кончая прощанием на всем протяжении
разговора.

Приветствие
и обращение задают тон всему разговору.
В зависимости от социальной роли
собеседников, степени близости их
выбирается ты-общение или вы-общение и
соответственно приветствия здравствуй
или здравствуйте, добрый день (вечер,
утро), привет, салют, приветствую и т. п.
Важную роль играет также ситуация
общения.

Обращение
выполняет контактоустанавливаюшую
функцию, является средством интимизации,
поэтому на протяжении всей речевой
ситуации обращение следует произносить
неоднократно; это свидетельствует и о
добрых чувствах к собеседнику, и о
внимании к его словам. В фатическом
общении, в речи близких людей, в разговорах
с детьми обращение часто сопровождается
или заменяется перифразами, эпитетами
с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Анечка, зайчик ты мой; милочка; киса;
ласточки-касаточки и т. п. Особенно это
характерно для речи женщин и людей
особого склада, а также для эмоциональной
речи.

Национальные
и культурные традиции предписывают
определенные формы обращения к незнакомым
людям. Если в начале века универсальными
способами обращения были гражданин и
гражданка, то во второй половине XX века
большое распространение получили
диалектные южные формы обращения по
признаку пола — женщина, мужчина. В
последнее время нередко в непринужденной
разговорной речи, при обращении к
незнакомой женщине употребляется слово
дама, однако при обращении к мужчине
слово господин используется только в
официальной, полуофициальной, клубной
обстановке. Выработка одинаково
приемлемого обращения к мужчине и к
женщине — дело будущего: здесь скажут
свое слово социокультурные нормы.

2. Этикетные формулы.

В
каждом языке закреплены способы,
выражения наиболее частотных и социально
значимых коммуникативных намерений.
Taк, при выражении просьбы в прощении,
извинении принято употреблять прямую,
буквальную форму, например, Извини(те),
Прости(те). При выражении просьбы принято
представлять свои “интересы” в непрямом,
небуквальном высказывании смягчая
выражение своей заинтересованности и
оставляя за адресатом право выбора
поступка; например: Не мог бы ты сейчас
сходить в магазин?; Ты не сходишь сейчас
в магазин? При вопросе Как пройти..? Где
находится..? также следует предварить
свой вопрос просьбой Вы не могли бы
сказать?; Вы не скажете..?

Существуют
этикетные формулы поздравлений: сразу
после обращения указывается повод,
затем пожелания, затем заверения в
искренности чувств, подпись. Устные
формы некоторых жанров разговорной
речи также в значительной степени несут
печать ритуализации, которая обусловлена
не только речевыми канонами, но и
“правилами” жизни, которая проходит
в многоаспектном, человеческом
“измерении”. Это касается таких
ритуализованных жанров, как тосты,
благодарности, соболезнования,
поздравления, приглашения.

Этикетные
формулы, фразы к случаю — важная
составная часть коммуникативной
компетенции; знание их — показатель
высокой степени владения языком.

3. Эвфемизация речи.

Поддержание
культурной атмосферы общения, желание
не огорчить собеседника, не оскорбить
его косвенно, не. вызвать дискомфортное
состояние — все это обязывает
говорящего, во-первых, выбирать
эвфемистические номинации, во-вторых,
смягчающий, эвфемистический способ
выражения.

Исторически
в языковой системе сложились способы
перифрастической номинации всего, что
оскорбляет вкус и нарушает культурные
стереотипы общения. Это перифразы
относительно ухода из жизни, половых
отношений, физиологических отправлений;
например: он покинул нас, скончался,
ушел из жизни; название книги Шахетджаняна
“1001 вопрос про это” об интимных
отношениях.

Смягчающими
приемами ведения разговора являются
также косвенное информирование, аллюзии,
намеки, которые дают понять адресату
истинные причины подобной формы
высказывания. Кроме того, смягчение
отказа или выговора может реализоваться
приемом “смены адресата”, при котором
делается намек или проецируется речевая
ситуация на третьего участника разговора.
В традициях русского речевого этикета
запрещается о присутствующих говорить
в третьем лице (он, она, они), таким
образом, все присутствующие оказываются
в одном “наблюдаемом” дейктическом
пространстве речевой ситуации “Я —
ТЫ (ВЫ) — ЗДЕСЬ — СЕЙЧАС”. Так
показывается уважительное отношение
ко всем участникам общения.

Этические нормы речевой культуры (речевой этикет)

«Этикет»
по происхождению французское слово.
Первоначально оно обозначало товарную
бирку, ярлык. Всё большее распространение
в деловых кругах, особенно в последнее
время, получает
деловой
этикет
.
Деловой этикет предусматривает соблюдение
норм поведения и общения.

При общении в
первую очередь учитываются особенности
речевого этикета.
Под
речевым этикетом понимаются разработанные
правила речевого поведения, система
речевых формул общения.

Речевой этикет имеет национальную
специфику. Каждый народ создал свою
систему правил речевого поведения.

Знание особенностей
национального этикета, его речевых
формул, понимание специфики делового
общения той или иной страны, народа
помогают при ведении переговоров,
установлении контактов с зарубежными
партнёрами.

Любой акт общения
имеет начало, основную часть и
заключительную:

знакомство;

визитные
карточки
;

приветствия;

приглашения
и поздравления
;

формулы
сочувствия и утешения
;

выражение
благодарности
;

замечание,
предупреждение
;

обращение
с просьбой
;

согласие,
разрешение
;

отказ;

комплимент.

Обращение
испокон
веков выполняло несколько функций.
Главная из них – привлечь внимание
собеседника. Это –
вокативная
функция.

Обращения
могут быть экспрессивно и эмоционально
окрашенными.

Культура
речи — это совокупность навыков и знаний
человека, обеспечивающих целесообразное
и незатруднённое применение языка в
целях общения.

Курс
дисциплины «Культура речи в профессиональном
общении»

нацелен на

формирование
и развитие у будущего специалиста –
участника
профессионального общения,
комплексной
коммуникативной компетенции на русском
языке,
представляющей
собой совокупность знаний, умений,
способностей, инициатив личности,
необходимых для установления межличностного
контакта в социально-культурной,
профессиональной (учебной, научной,
производственной и др.) сферах и ситуациях
человеческой деятельности.

Закрепление
материала

Вопросы
для закрепления и систематизации
полученных знаний

  1. Что
    такое «культура речи»?

  2. Перечислите
    основные свойства культуры речи.

  3. Дайте
    определение понятия «норма литературного
    языка». Перечислите характерные
    особенности нормы.

  4. Расскажите
    о вариантах норм литературного языка?

  5. Охарактеризуйте
    грамматические, лексические, орфоэпические
    нормы литературного языка.

Домашнее
задание:
А.М.
Руденко «Культура речи и деловое общение
в схемах и таблицах», стр.8-17, 20-21.

ЛЕКЦИЯ
№ 3

ТЕМА:
Устная и письменная речь.

Самый массовый
вид общения людей в социуме (обществе)
— деловое общение
.
Без него не обойтись в сфере экономических,
правовых, дипломатических, коммерческих,
административных отношений. Умение
успешно вести деловые переговоры,
грамотно и правильно составить деловую
бумагу и многое другое в настоящее время
стало неотъемлемой частью профессиональной
культуры человека. Для достижения
высокой результативности практически
в любом виде коммерческой деятельности
необходимо владеть определённым набором
сведений, знаний, представлений о
правилах, формах и методах ведения
делового общения.

Функции речевого этикета

Уровни
вежливости: вы- и ты-общение.

Изучение «внешних» проявлений этического
воспитания — правил поведения, формул
речевого этикета и условий их употребления
имеет смысл только тогда, когда
сформированы качества внутренней этики
человека. Между тем, будет общим местом
сказать, что современное образование
не предполагает зачастую изучения таких
дисциплин, как этика и эстетика, культура
речи. Отчасти поэтому мы и наблюдаем
постепенное вымирание элитарной речевой
культуры и экспансию среднелитературного
и даже литературно-разговорного типа
речевой культуры. Разработкой проблем
этико-речевого облика личности активно
занимается в настоящее время (точнее,
всегда занималась) риторика, и потому,
возможно, распространяющееся сейчас
риторическое образование поможет
восполнить этот пробел. Этический образ
говорящего описывают, например, такие
риторические категории, как риторический
этос, ораторские нравы (честность,
скромность, доброжелательность,
предусмотрительность, компетентность),
риторический идеал.

Чтобы
ответить на вопрос, что в речевом
поведении человека нам импонирует, а
что вызывает неприятие, обратимся к
классической «Риторике» Аристотеля
[Аристотель 2000] и попробуем воссоздать
«идеальный» с этической точки зрения
образ собеседника, путем указания на
признаки, которыми собеседник должен
обладать либо не обладать: «Итак, вот в
каком состоянии люди легко поддаются
гневу. Сердятся они на тех, кто над ними
насмехается, позорит их и шутит над
ними, потому что такие люди выказывают
пренебрежение к ним. Сердимся мы еще на
людей, дурно говорящих и презрительно
относящихся к вещам, которым мы придаем
большое значение…. Сердимся мы и на
друзей, если они не говорят хорошо о нас
или не поступают по-дружески по отношению
к нам. Гнев наш обращается и против тех
лиц, которые, огорчая нас, нисколько об
этом не заботятся; поэтому мы сердимся
на тех,… кто спокойно слышит о наших
несчастьях, …так как друзья соболезнуют
нам. Еще мы сердимся на тех, кто обнаруживает
пренебрежение к лицам, которых нам
стыдно не защитить, например к нашим
родителям, детям, женам, подчиненным.
Сердимся мы и на тех, кто не благодарит
нас, потому что в этом случае пренебрежение
противно приличию, а также на тех, кто
иронизирует, когда мы говорим серьезно.
И забывчивость может вызывать гнев,
например забвение имен, хотя это и вещь
незначительная». «Вражду порождают
гнев, оскорбление, клевета». «Милостивы
мы к тем, кто нас уважает. Любим мы и тех,
с кем приятно жить и проводить время, а
таковы: люди обходительные, не склонные
изобличать ошибки других, не любящие
спорить и ссориться. Любим мы и тех, кто
умеет пошутить и перенести шутку… Мы
любим также людей, хвалящих те хорошие
качества, которые в нас есть. Любим мы
также людей незлопамяных, не помнящих
обид и легко идущих на примирение, а
также людей незлоречивых и обращающих
внимание не на дурные, а на хорошие
качества людей, нам близких, и нас самих.
Любим мы и тех, кто не притворяется перед
нами, таковы, например, те люди, которые
говорят о своих недостатках».

В
этих высказываниях, как можно судить,
нам эмпирически представлен образ
вежливого
собеседника, стремящегося соблюдать
правила успешности общения, как то:
«доброжелательного отношения к адресату,
демонстрации заинтересованности в
разговоре, «понимающего понимания»
(настроенности на мир собеседника),
искреннего выражения своего мнения,
сочувственного внимания» [Культура
русской речи 1998: 90]. Неотъемлемой частью
вежливости как проявления уважения к
Другому является употребление стереотипов
речевого этикета.

Речевой
этикет

это «…национально специфичные правила
речевого поведения, применяемые в
ситуациях вступления собеседников в
контакт и поддержания общения в избранной
тональности соответственно обстановке
общения, социальным признакам коммуникантов
и характеру их взаимоотношений»
[Формановская 1984: 5]. Национальная
специфичность речевого этикета является
важнейшей его чертой — сколько существует
национальных сообществ, столько и
кодексов поведения, в том числе и
речевого. Этикетно-речевые формулы
носитель той или иной культуры усваивает
с раннего детства, так как это одно из
первых условий социализации личности,
возможности «вписаться» в социум,
поддерживать устоявшиеся формы
социального взаимодействия. Именно
поэтому первое, чему учатся люди,
собирающиеся посетить другую страну —
это как сказать «Спасибо», «Пожалуйста»,
«Здравствуйте», «До свидания». Соблюсти
условия правильного входа в контакт и
выхода из него — необходимые факторы
успешности общения, без которых оно
вообще может не состояться. Можно
выделить следующие, важные для употребления
речевого этикета, функции общения (см.
об этом, например, [Формановская 1987]):

1)
контактоустанавливающая
(фатическая)
:
проявляется в таких речевых актах, когда
говорящий обращает на себя внимание
собеседника, готовит его к собственно
сообщению информации, то есть эти функция
обслуживает речевой контакт собеседников.

2)
апеллятивная
(призывная)
:
функция привлечения внимания, реализуется
при обращении к собеседнику, чтобы
призвать его для дальнейшего разговора.

3)
конативная:
функция ориентации на адресата в связи
с его ролевыми позициями в речевом
взаимодействии (например, выбор обращения
или приветствия в зависимости от степени
знакомства, официальности/неофициальности
обстановки общения, возраста собеседников
и т.п.).

4)
волюнтативная:
функция волеизъявления по отношению к
собеседнику, воздействия на него, ярче
всего проявляется в ситуациях просьбы,
приглашения, разрешения, совета,
предложения.

5)
эмотивная:
функция, связанная с выражением эмоций,
чувств, отношений человека. Также диктует
выбор той или иной этикетной формулы в
зависимости от того, какую эмоцию мы
хотим выразить по отношению к собеседнику.

На
выбор той или иной этикетной формулы,
того или иного способа обращения к
собеседнику влияет
социальная роль коммуникантов,
то
есть общественно одобрямый тип поведения
человека, занимающего в обществе одну
из типизированных позиций, входящих в
социальную структуру данного общества.
Исполняемые роли связаны с полом,
возрастом, образованием, воспитанием,
родом занятий, местом жительства (город
/ деревня) и т.п. Таким образом выделяются,
например, профессиональные роли (врач,
продавец, преподаватель, рекламный
агент и т.п.) и ситуативные роли (клиент,
пешеход, больной, пассажир и т.п.). Знание
атрибутов этих ролей позволяет чувствовать
себя членом общества и не создавать
случайных помех в социальном взаимодействии.
Кроме того важными факторами, определяющими
ход общения, являются такие характеристика,
как официальность / неофициальность
обстановки общения, степень знакомства
говорящих, их статусные различия,
характер взаимоотношений. Покажем
действие этих факторов на примере
условий выбора формы общения.

Как
известно, в русском этикете существует
два уровня вежливости, соответствующих
формам вы- и ты-общения (в английском
языке, например, один уровень вежливости,
в японском — пять: три основных и два
промежуточных. Каждому уровню вежливости
соответствует особая форма обращения),
и в качестве общей оппозиции форма вы
свидетельствует о большей вежливости,
а ты
— о меньшей. Какие условия влияют на
выбор той или иной формы?

1)
Степень
знакомства собеседников
.
Форма вы
выбирается при обращении к незнакомому
или малознакомому адресату, ты
— хорошо знакомому адресату. При
дальнейшем знакомстве возможен переход
на ты.
Быстрый переход свойствен молодежи,
которая нередко склонна и знакомиться
на ты.
Дети общаются между собой только в форме
ты.
При длительном знакомстве отношения
могут не стать дружескими, при этом
перехода с вы
на ты не
происходит. Иногда и при дружеских
отношениях сохраняется общение на вы,
например, среди людей среднего и старшего
поколения, интеллигентов. В этом случае
с переходом на ты
связывается утрата подчеркнуто
уважительного отношения к адресату,
проявление некоей фамильярности.
Характерно, что чаще вы-общение
при длительном знакомстве или дружеских
отношениях наблюдается среди женщин.
Мужчины разных социальных слоев чаще
склонны к ты-общению.
Среди необразованных и малокультурных
мужчин ты-общение
считается единственно приемлемой формой
общения.

2)
Официальность
/ неофициальность обстановки общения
.
Вы используется
в официальной обстановке, ты
— в неофициальной. Незнакомый, малознакомый
адресат именуется на вы
и в официальной,
и в неофициальной обстановке. С хорошо
знакомым человеком, с которым в обиходном
общении применяется ты-общение,
в официальной обстановке происходит
переключение на вы.

3)
Характер
взаимоотношений коммуникантов
.
Форма вы
употребляется, когда отношения между
общающимися сдержанные, подчеркнуто
вежливые, холодные и т.д., форма ты
— когда отношения дружеские, теплые,
интимные, фамильярные и т.д. В этом
случае, если при установившемся общении
на ты
адресант обратился к адресату на вы,
это может означать ссору, изменение
отношений. Напротив, если незнакомый
обратился на ты,
этом может свидетельствовать о
просторечной манере адресанта или о
нарочитой демонстрации равенства или
грубости.

4)
Равенство
/ неравенство ролевых позиций общающихся

(по возрасту, служебному / социальному
положению). Форма вы
употребляется по отношению к равному
или старшему адресату, ты
— равному или младшему. В ролевых
позициях типа «начальник — подчиненный»
общение на ты
с подчиненными
возможно лишь при подчеркивании
доверительного равенства и дружеских
отношений. Что касается возрастных
различий, то дети обращаются к незнакомым
и малознакомым взрослым на вы,
к родственникам — на ты.
Следует учитывать, что все подобные
правила этикетного общения нужно
воспринимать с поправкой на реализацию
такой оппозиции этической нормы, как
всеобщие
нормы общения/нормы общения, принятые
в определенных микроколлективах
.
«Если всеобщая литературная норма
требует обязательного обращения на вы
по отношению к незнакомому человеку
(исключением являются дети), то нормы
общения в микроколлективах регулируются
самими микроколлективами. никакие общие
рекомендации здесь не нужны и, вероятно,
невозможны» [Ширяев 2000: 15].

Правила
этикетно-речевого поведения коммуникантов.
Основные этикетные ошибки.
Можно
выделить следующие этикетно-речевые
правила
,
определяющие образ говорящего и образ
слушающего (см. об этом [Формановская 1989]),
реализующиеся при кооперативной
стратегии
ведения диалога.

Говорящий

1.
Говорящему предписывается доброжелательное
отношение к собеседнику. Запрещается
своей речью наносить адресату разного
рода ущерб: обиду, оскорбление,
пренебрежение. Следует избегать прямых
негативных оценок личности собеседника,
типа ты дурак,
перестань пороть чушь

и т.п.

2.
Говорящему предписывается, осуществляя
доброжелательность, проявлять уместную
в данной ситуации общения вежливость
(т.е. не чрезмерную и не недостаточную).
Это значит, что необходимо учесть
возраст, пол, социальные позиции и роли
и соразмерить свои собственные социальные
признаки с этими показателями партнера.
Необходимо также стараться смягчать
свою речь, снимать излишнюю категоричность.

3.
Говорящему не рекомендуется ставить в
центр внимания собственное «Я»,
предписывается быть скромным в
самооценках, не навязывать собеседнику,
упорно и категорично, собственных мнений
и оценок, уметь встать на точку зрения
партнера.

4.
Говорящему предписывается ставить в
центр внимания слушающего, учитывая
его социальные роли, его личность и
осведомленность в теме, предмете речи,
степени его заинтересованности. Следует
стараться употреблять языковые средства
адресации, постоянно поддерживая контакт
внимания, интереса. Например, Вам,
наверное интересно узнать, что
…;
Вы, конечно,
помните
… и
т.п.

5.
Говорящему необходимо уметь выбрать
тему для разговора, уместную в данной
ситуации, интересную, понятную партнеру
(например, собеседник, говорящий о
самоочевидных вещах типа: Лошади
кушают овес; Волга впадает в Каспийское
море
, явно
будет оценен как скучный и вызовет
раздражение у партнера).

6.
Говорящий должен следовать логике
развертывания текста, следить за тем,
чтобы вывод не противоречил посылке,
чтобы следствия вытекали из причин
(если, конечно, он не преследует цель
ввести собеседника в заблуждение).
Композиция текста, следование одного
за другим, разбиение на смысловые куски
позволяют слушающему легче воспринимать
и понимать текст сообщения.

7.
Говорящий должен помнить, что порог
смыслового восприятия и концентрации
внимания у слушающего ограничены.
Наиболее благоприятная длина устного
высказывания равна семи словам плюс /
минус два слова (т.е. пять – девять слов),
а время устного сообщения без паузы
может длиться от сорока пяти секунд до
полутора минут и не превышать существенно
это время. Необходимо следить за тем,
чтобы слушатель не устал, давать ему
передохнуть.

8.
Говорящий должен постоянно вести отбор
языковых средств в соответствии с
избранной стилистической тональностью
текста, ориентируясь не только на
адресата, но и на ситуацию общения в
целом, на официальность или неофициальность
обстановки.

9.
Говорящий должен помнить, что в устном
контактном непосредственном общении
слушатель не только слышит, но и видит
его, а потому принимает от него множество
сигналов невербальной коммуникации.
Следовательно, необходимо соблюдать
принятую дистанцию между собой и
партнером, следить за своей жестикуляцией,
мимикой и т.п.

Учет
фактора адресата особенно важен для
говорящего, поскольку выбор стратегии
речевого поведения прямо пропорционален
тому, какой тип собеседника перед нами.
Ср. таблицы
4, 5
[Михальская
1996].:

Таблица 4

Этический кодекс

Соблюдение высочайших стандартов добросовестности и этических норм является основополагающим принципом профессиональных обязанностей логопедов.

Заявление о ключевой цели нашей профессии

Специалисты по патологии речи признают право людей на эффективную форму общения и глотания.

Логопеды стремятся предоставлять качественные, действенные и действенные услуги отдельным лицам, сообществу и поставщикам услуг.

Мы обязуемся поддерживать людей в максимальном улучшении их коммуникативных и глотательных функций для улучшения качества их жизни. Это достигается за счет оценки и диагностики, вмешательства, связи, защиты, просвещения и исследований в сообществе. Выполняя эту работу, мы делаем это с учетом более широкого контекста человека и / или сообщества, как это определено в «Международной классификации функций, инвалидности и здоровья (ICF)» (2007) Всемирного здравоохранения.

Сфера действия и цель Кодекса этики

Кодекс этики связывает всех членов Ассоциации.В результате он способствует развитию ответственной практики патологии речи и сообществу этических патологов речи.

Члены Ассоциации обязуются прочитать, понять и затем применять этот Кодекс этики во всех профессиональных взаимодействиях. Это обязательство ежегодно возобновляется в процессе членства в Ассоциации.

Этический кодекс включает:

  • ценности нашей профессии;
  • принципы, которыми руководствуются этические решения; и
  • стандарты этической практики и профессионального поведения, ожидаемые от логопедов их коллегами и обществом.

Ценности, принципы и стандарты, составляющие Кодекс, помогают логопедам демонстрировать профессионально приемлемое поведение и играть ведущую роль в решении этических проблем в практике лечения патологий речи.

Кодекс содержит рекомендации по выявлению нарушений этики или профессионального поведения и сообщению о них. Он лежит в основе решений Совета по этике нашей Ассоциации .

1. Значения

Мы принимаем эти фундаментальные ценности, которые применимы к нашему взаимодействию с клиентами, коллегами, профессионалами, нами самими и обществом.

Целостность

В своей профессиональной деятельности мы стремимся защитить индивидуальность и конфиденциальность всех, с кем мы взаимодействуем.

В наших профессиональных суждениях и решениях мы не допускаем дискриминации по признаку расы, религии, пола, сексуальных предпочтений, семейного положения, возраста, инвалидности, убеждений, вклада в жизнь общества или социально-экономического статуса.

Профессионализм

Мы действуем объективно и профессионально, помогая отдельным лицам, группам и сообществам, особенно в том, что касается общения и глотания.

Мы предоставляем профессиональные услуги независимо от наших личных интересов, целей и мнений.

Уважение и забота

Мы уважаем права и достоинство наших клиентов, а также условия, в которых они живут.

Мы поддерживаем наше личное здоровье и благополучие, чтобы эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.

Стандарты качества и постоянная компетенция

Мы ценим обмен знаниями и вклад других в нашу работу и нашу профессию.

Мы поддерживаем наши профессиональные знания и практику и осознаем их пределы.

Мы ценим четкое и своевременное общение с нашими клиентами, сообществом и всеми, с кем мы взаимодействуем.

2. Принципы

Мы признаем и соблюдаем принципы внимательности, объективности, точности и ответственности во всех действиях.

Мы принимаем следующие принципы в качестве основы для принятия решений.

Мы переписываем

.

Этические и профессиональные стандарты

Центр политики, практики и исследований Американской ассоциации консультантов отвечает за обеспечение доступа и интерпретацию Кодекса этики Американской ассоциации консультантов . Эта веб-страница предлагает членам ACA и представителям общественности необходимые инструменты для обеспечения соблюдения этических стандартов профессии консультанта.

Несмотря на то, что этика и управление рисками взаимосвязаны, ACA не предлагает услуги по управлению рисками, такие как советы по минимизации рисков в случае судебных исков и / или уголовных обвинений.ACA считает, что при возникновении вопросов консультантам следует проконсультироваться с юристом, имеющим лицензию в юрисдикции, в которой они практикуют. Более подробная информация представлена ​​в разделе «Управление рисками» ниже.

Обновление 2014 года к Кодексу этики ACA — первое издание, которое охватывает этику использования социальных сетей с клиентами. В этом издании также представлены новые или расширенные рекомендации по дистанционному консультированию, конфиденциальности, расширению границ, мультикультурализму и разнообразию, использованию технологий, ведению документации, диагностике, уходу в конце жизни, выбору вмешательств и предотвращению навязывания личных ценностей консультанта. ,

Посмотреть 2014 Кодекс этики ACA (PDF)

Также доступен Кодекс этики ACA 2014 :

Чтобы процитировать Кодекс этики ACA в качестве ресурса для академической работы, используйте следующее:

Американская ассоциация консультантов.(2014). Кодекс этики ACA . https://www.counseling.org/resources/aca-code-of-ethics.pdf


Чтобы просмотреть предыдущие издания Кодексов этики , посетите наш Архив этических норм.


В настоящее время у нас возникли проблемы с программой онлайн-планирования.

Пожалуйста, позвоните по телефону 703 823 5001 или отправьте электронное письмо по адресу [email protected], чтобы назначить консультацию по этике.

Американская ассоциация консультантов рада помочь своим членам разобраться в вопросах этической практики.Эта служба не предназначена для работы в качестве горячей линии в реальном времени; запросы имеют приоритет, и стандарт ACA предусматривает ответ в течение трех рабочих дней с момента получения.

По вопросам этики обращайтесь в Центр политики, практики и исследований ACA по телефону (800) 347-6647, доб. 321 или через онлайн-форму Ethics Contact Form .


Комитет по этике ACA отвечает за обработку жалоб о предполагаемых нарушениях Кодекса этики ACA .Чтобы подать жалобу на консультанта, который является активным членом ACA, ознакомьтесь с Политикой и процедурами обработки жалоб на этические нарушения . После ознакомления с Политикой и процедурами обработки жалоб на этические нарушения , начните процесс подачи жалобы, отправив электронное письмо по адресу [email protected]


Несмотря на то, что этика и управление рисками взаимосвязаны, Американская ассоциация консультантов больше не предлагает услуги по управлению рисками, такие как советы по минимизации риска в случае судебных исков и / или уголовных обвинений.

Управление рисками — очень сложная область. ACA считает, что при возникновении вопросов консультантам следует проконсультироваться с юристом, имеющим лицензию в юрисдикции, в которой они практикуют.

Одним из ресурсов, рекомендованных Энн Мари «Нэнси» Уилер, бывшим консультантом по управлению рисками ACA, является Martindale.com , юридический онлайн-портал, который можно использовать для поиска адвокатов. ACA не имеет отношения к Martindale и не поддерживает адвокатов, перечисленных на веб-сайте компании.Обязательно проверьте полномочия и прошлую работу всех потенциальных юридических консультантов.

Кроме того, профессиональные консультанты должны пользоваться всеми услугами, доступными им через свою страховую компанию. В случае жалобы о лицензировании, инцидента с профессиональной ответственностью или уведомления о жалобе, члены ACA, застрахованные через HPSO, должны позвонить по телефону 800-982-9491 или посетить hpso.com для получения дополнительной информации.

Для просмотра предыдущих колонок по управлению рисками, написанных Энн Мари «Нэнси» Уиллер, Дж.D., а также другие ресурсы, посетите страницу ACA Risk Management.


Каждый месяц эксперты по этике изучают реальные проблемы в Counseling Today через призму Этического кодекса ACA 2014 года. Посетите нашу страницу Ethics Update , чтобы получить доступ к предыдущим столбцам.


Сложные ситуации могут возникнуть в любом месте консультирования, и когда они возникают, консультанты «должны участвовать в тщательно продуманном этическом процессе принятия решений», как рекомендовано в Кодексе этики ACA 2014 года .

Холли Форестер-Миллер, доктор философии, и Томас Э. Дэвис, доктор философии, в сотрудничестве с Американской ассоциацией консультантов опубликовали официальный документ под названием «Руководство для практикующих по принятию этических решений» (2016). Для получения дополнительной информации и прочтения официального документа посетите страницу принятия этических решений ACA.


Есть много способов познакомиться с Этическим кодексом ACA 2014 года и / или узнать о нем. Посетите страницу Кодекса этики , чтобы узнать больше.

Если вы ищете ресурсы, относящиеся к предыдущим редакциям Кодекса этики , посетите наш Архив этики.


ACA предлагает ряд ресурсов, включая консультации, по вопросам лицензирования. Посетите страницу требований к лицензированию ACA для получения дополнительной информации. Чтобы запросить консультацию по лицензированию, напишите по адресу [email protected].


Награда за этику для аспирантов с отдельными категориями для магистрантов и докторантов награждает исключительное и очевидное понимание Кодекса этики ACA.


Чтобы прочитать заявление, щелкните здесь.


.

Каковы этические стандарты на рабочем месте? | Малый бизнес

Дэвид Сарокин Обновлено 13 июля 2020 г.

Хотя философы написали огромные книги по этике, их тема сводится к правильным поступкам. Конечно, в бизнесе, как и в жизни, решить, что правильно, не всегда просто, особенно когда на работе есть конкурирующие приоритеты. Действующие в вашей компании корпоративные этические стандарты, наряду с вашим личным этическим кодексом, могут направлять вас при принятии решений.

Соблюдайте закон

Многие коллективные представления общества о добре и зле воплощены в законах, регулирующих деловую деятельность. Сохранение вашей профессиональной деятельности в рамках закона представляет собой минимальные этические требования для ведения вашего бизнеса.

Существующий закон значительно упрощает принятие некоторых этических и моральных решений. Дискриминация определенных классов людей незаконна, поэтому не допускайте дискриминации. Взяточничество и хищение также являются нарушением закона, поэтому не предлагайте взяток и не растрачивайте средства компании.

Знайте этические требования своей компании и своей профессии

Многочисленные профессиональные ассоциации публикуют подробные этические принципы для своих членов. Например, врачи клянутся подчиняться Клятве Гиппократа и следовать руководствам, подготовленным государственными и национальными медицинскими группами. Американская медицинская ассоциация предоставляет подробный кодекс этики из девяти пунктов, ответственность за который она возлагает на своих членов. Юристы, финансовые консультанты, бухгалтеры и представители многих других профессий имеют аналогичные руководящие документы по этичному поведению.

Отдельные фирмы часто готовят свои собственные инструкции, чтобы направлять поведение сотрудников в желаемом направлении. Знаменитый слоган Google «Не будь злом» дополняется этическим кодексом компании, предлагающим рекомендации по различным темам, включая конфликт интересов, защиту конфиденциальности, финансовую целостность и злоупотребление психоактивными веществами.

Практически все крупные компании имеют аналогичные заявления об этических принципах или кодексах поведения. Хотя более мелкие фирмы с меньшей вероятностью формализуют такие кодексы, этическое руководство, предоставляемое руководителями компании и выраженное в корпоративной культуре, может оказаться столь же эффективным в управлении поведением сотрудников.

Если вы формулируете кодекс этики для своей компании, вам может быть полезно выполнить поиск в Интернете по названию компании вместе с термином «корпоративная этика». Это часто приводит к изложению этических принципов компании вместе с примерами этических проблем, с которыми сталкивается фирма.

Конечно, помимо этических стандартов, которыми руководствуется ваша профессия или ваша компания, есть по крайней мере еще один важный набор руководящих принципов, которые необходимо учитывать. Ваш личный этический кодекс — представление о добре и зле, выработанное вами на протяжении всей жизни, — это основополагающий набор принципов, которыми руководствуется ваше поведение на работе и на протяжении всей жизни.

Будьте внимательны к меняющимся нормам

Этические нормы общества не статичны. Поведение и действия, которые когда-то считались приемлемыми, со временем могут стать неприемлемыми. Всего за одно-два десятилетия американское общество стало свидетелем широких социальных движений, которые изменили наше коллективное представление о добре и зле как в личной жизни, так и в мире бизнеса.

Вот несколько примеров таких изменений:

  • Однополые браки
  • Гендерное равенство в оплате
  • Жизнь чернокожих имеет значение
  • Заработная плата
  • Защита религиозного самовыражения
  • Озеленение бизнеса
  • Конфиденциальность в Интернете
  • Троллинг на социальные сети

Социальные проблемы, которые освещаются в новостях, обсуждаются в Конгрессе или активно обсуждаются в вашем местном сообществе, также будут влиять на политику и практику в вашем месте работы.Если вы будете хорошо информированы по мере возникновения этих проблем, вы будете в курсе того, как они могут повлиять на этическое поведение в вашей компании.

Помните золотое правило

В случае сомнений фундаментальное выражение этического поведения человека, известное как Золотое правило, является отличным руководством для того, чтобы решить, что правильно, а что неправильно: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами. Или, немного менее формально, относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам.

.

Этика и соответствие требованиям — самые высокие этические стандарты

  • Кто мы
    • Видение, ценности и заветы
      • Наша борьба с неравенством
    • Руководство
    • Годовые отчеты
    • Предприятия
    • Разнообразие и инклюзивность
      • Партнеры по разнообразию
      • Bechtel Limited UK Отчет по оплате труда мужчин и женщин
    • Этика и соответствие
      • Кодекс деловой этики
      • Этичное деловое поведение
        • Политика 102: Этичное деловое поведение
      • Программа этики и соблюдения нормативных требований
      • Надзор и оценка
        • Устав комитета по аудиту (отрывок)
        • Комитет по этике и соответствию высшего руководства
        • Корпоративный комитет по соответствию
        • Внутренний аудит
      • Справочная линия по вопросам этики
      • Политика противодействия репрессиям
      • Обучение
      • Конфликт интересов
      • Управление
        • Политическая деятельность
      • Антикоррупционная
      • Права человека
      • Общие ценности
        • Оценка рисков деловых обязательств
        • Комплексная проверка бизнес-партнеров
        • Комплексная проверка бизнес-представителей
        • Комплексная проверка совместных ассоциаций
        • Ожидания от поставщиков, субподрядчиков и продавцов
    • Инновации
      • Инновации на строительной площадке
    • Жизнь в Bechtel
      • Новые выпускники
      • Программа стажировки
      • Процесс приема на работу
      • Группы ресурсов
      • Обучение и развитие
      • Всего наград
      • Подписные программы
    • Офисы
      • Африка
      • Азиатско-Тихоокеанский регион
      • Австралия
      • Канада
      • Индия
      • Соединенное Королевство
    • История
    • Фонд Bechtel Group
  • Что мы делаем
    • Экспертиза рынка
    • Оборона и ядерная безопасность
      • Разборка и уничтожение химического оружия
      • Критическая инфраструктура
      • Промышленная кибербезопасность
      • Управление и эксплуатация помещений
      • Операции по обеспечению физической ядерной безопасности
      • Управление цепочкой поставок
      • U.S. Военно-морские программы
        • Верфи и военно-морская инфраструктура
      • Атомная энергетика
      • Космические и ракетные проекты
      • Центр передового опыта в области ядерной безопасности
    • Очистка окружающей среды и управление
      • Очистка и восстановление
      • Обработка и удаление отходов
      • Дезактивация и вывод из эксплуатации
      • Инновации в области очистки ядерных отходов
    • Инфраструктура

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *